Рекомендации педагогам. Как помочь агрессивному ребенку


Общение с рассерженным, агрессивным, расстроенным и неудовлетворённым ребёнком - сложнейшее испытание для родителей. Когда ребёнок впадает в ярость, истошно кричит, визжит до звона в ушах, размахивает кулаками, нанося удары всем, кто попался под руку, отчаянно топает ногами, со всей силой расшвыривает игрушки, рвёт бумагу или пинает мебель, родители теряют самообладание. Мы либо расстраиваемся от всего увиденного, либо злимся в ответ.

Проявление злости и агрессии - это естественные чувства и для взрослого человека, и для ребёнка. Нельзя прятаться от этих чувств, так как они играют большую роль в развитии личности. Они имеют такое же важно значение, как любовь и доброта.

«…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»

Для развития личности, самосознания ребёнку необходим весь спектр чувств и эмоций, включая и агрессивные. Пока злоба и агрессия уравновешиваются сопереживанием и близостью, пока они подконтрольны, они могут принести очень большую пользу: побуждать к активным действиям, вдохновлять, подгонять, заставлять расти и развиваться. В этом случае ребёнок становится цельной личностью, готовой и к соперничеству, и к ответственной, заботливой любви.

Тем не менее, ребёнок склонный к агрессивности буквально изматывает родителей и окружающих. Поэтому очень важно разобраться, каковы её психические и эмоциональные корни.

Природа ребёнка изначально добрая. Он не бывает злым сам по себе. За его агрессивным поведением всегда стоят объективные причины.

Например, такие как:
- Ребёнку не хватает внимания, любви и тепла. Агрессия и злость для него - способ требовать то, в чём он остро нуждается.
- Ребёнок чувствует к себе несправедливо отношение, ощущает себя униженным и обиженным. Злость в данном случае - это попытка защитить себя.
- Ребёнок не чувствует себя защищенным. Агрессия тут от страха - это «стрельба» на опережение. Напасть прежде, чем нападут на него.
- Нарушение личных границ: если у ребёнка забрали игрушку, причинили боль, прервали игру или разговор. Агрессия как форма самозащиты.
- Ребёнок устал, напуган или болен. Злость от бессилия, от невозможности разрешить ситуацию или взять её под контроль.

Или более тяжелые:
- Члены семьи (или кто-то один) агрессивны, процветает физическое или моральное насилие. Ребёнок копирует привычное поведение.
- Ребёнок уже сам себя считает себя плохим. Поэтому ведёт себя плохо, так, как ему и положено. Такое восприятие себя развивается, когда ребёнком часто недовольны, часто его критикуют и обвешивают непомерными требованиями.
- Ребёнок пережил травмирующее событие: перемену места жительства, горе, утрату, стресс, насилие, сильный страх.

И ещё одна причина , на которую мало кто обращает внимание. Она не очевидна, но встречается, достаточно часто. Ребёнок может расти повышено агрессивным, если в семье, в процессе воспитания стоит запрет на агрессию вообще. Если злиться и гневаться, выражать недовольство, раздражаться, повышать голос считается дурным, чем-то запретным, недопустимым, то велик шанс, что ребёнок в такой семье будет неожиданно и очень бурно взрываться приступами агрессии.

Эмоции, как реки. Их невозможно остановить. Можно пробовать их подавить (построить плотину), но как вода может смести плотину и затопить город, так и подавляемые эмоции со временем вырываются на свободу и действуют с разрушительной силой. Эмоции нельзя подавлять, но их можно перенаправить

Проблемы, которые отличают повышено агрессивных детей:

1. Их мало волнуют другие люди и их чувства, так как сами они не ощущают любви и заботы к себе в достаточной степени

2. Им трудно выражать свои чувства и желания. Потому что они их не осознают. Понимание своих чувств - это навык, который нужно развивать. Если такое умение не развито, то на внешний раздражитель ребёнок реагирует физической реакцией: бьёт, пинает, толкает, кидает и пр. Т.е. есть энергия, которую куда-то нужно направить. Вот он и справляется с этим, как может.

3. Они не видят чужих границ, потому что их собственные границы не сформированы. Агрессивный ребёнок толкает другого человека, не столько, чтобы сделать ему больно, сколько потому, что он не задумывается и не осознаёт, что это больно. Как мы не думаем о том, что подушке или забору может быть больно, если по ним ударить.

4. Он тяготеет к повышенному контролю над действительностью

5. Из-за неразвитой эмпатии, он не способен считывать состояние других людей. Он не чувствует полутонов. И часто на него не действует, когда родитель «закипает» постепенно. Он по-настоящему может не различить, когда вы спокойны, а когда уже начали сердиться до тех пор, пока вы не взорвётесь. И вот это уже станет для него полной неожиданностью и вызовет ответную агрессивную реакцию, продиктованную недовольством или страхом. В отношениях с людьми такие дети, порой, как девочка из видео, которая совершенно не понимает, что лев зол, нападает на неё и хочет съесть. Её вся эта ситуация веселит. Она думает, он так играет. А ведь неумение корректно трактовать происходящее в буквальном смысле опасно для жизни.

6. Такому ребёнку невероятно трудно планировать, представлять свои действия наперёд, предугадывать развитие ситуации. Потому что любое действие, любое слово, любое событие складывается из образа, из чувства. А если сфера чувств развита минимально, то возникают проблемы.

Как помочь агрессивному ребёнку:

1. Позволять (и даже поощрять) выражение агрессии в приемлемой форме.
- изображать на бумаге войны, взрывы, драки, «дядек с пистолетами» и пр.
- играть в разрушающие игры: строить и ломать башни, лепить из песка или снега замки, дороги, мосты, а потом рушить их
- ломать игрушки (те, которые не жалко. Можно специально покупать недорогие машинки для гонок с авариями, для скатывания их с горок, роботов для боёв и пр.)
- бить подушки или специальные груши
- бороться, устраивать шуточные бои на диване
- заниматься спортивными играми, борьбой, карате, ходить в бассейн
- говорить слово «нет!», иметь право на протест и отказ, постепенно учить его объяснять причины своего отказа.

2. Создавать благоприятную обстановку вокруг ребёнка. Он нуждается в чувстве защищенности. Поощрять и подбадривать его. Выражать свою любовь всеми доступными способами: с помощью взгляда, ласковых слов, нежных прикосновений, объятий, совместных занятий и игр. Быть внимательным к его потребностям и нуждам.

3. Общаться с ним как можно больше с помощью слов - разговаривать, читать ему, учить стихи, петь песни и показывать всю широту невербального общения - мимикой, жестами. Можно это всё превратить в игру: изобрази сердитого льва, покажи весёлую белочку, покажи, как ты боишься, как ты удивляешься, как радуешься и пр. Как ходит медведь, как прыгает зайчик, как крадётся кошка и т.д.

4. Останавливать неприемлемые формы агрессии (не позволять оскорблять и унижать других людей и детей, нарочно злить и провоцировать их, обижать животных и слабых и т.д.). Объяснять, почему так делать нельзя. Обсуждать вместе на примерах и сравнениях с собой, с близкими ему людьми.

5. По возможности игнорировать незначительное проявление агрессии. Если его гнев возник по понятным и допустимым причинам, то дать ему выразиться, выслушать ребёнка, помочь переключиться и отвлечься.

6. Давать право на выражение чувств (активно слушать): «Я понимаю, тебе обидно, ты злишься, это всё очень неприятно. Но бить брата нельзя. Если ты зол, скажи это словами. Скажи: я злюсь! Мне это страшно не нравится!». Если вы что-то запретили ребёнку, помогите ему пережить теперь этот запрет: выплакаться, высказаться и успокоиться.

7. Учить ребёнка:
- осознавать и понимать свои эмоции и чувства (через игры, через озвучивание и описание чувств и эмоций)
- развивать эмпатию (сопереживание) с помощью игр и сказок, например. А ещё можно заботиться о домашних животных (завести хомячка) или сделать кормушку и кормить птиц, или даже просто сходить на улицу покормить голубей.
- отстаивать свои границы (защищать себя), не нападая при этом на других. Обсуждать варианты действий: «Если Ира отбирает твой карандаш, что ты можешь сделать? Сказать ей: Ира, не трогай, это моё. Предложить другой карандаш. Закричать громко. Позвать маму».
- осознавать ответственность за свои действия, т.е понимать причинно-следственную связь, планировать, предугадывать («Что будет если стукнуть Мишу лопаткой? Да, ему будет больно, он заплачет. А как можно по-другому поступить? Да, сказать Мише словами». - «Если кинуть мяч в вазу, что произойдёт? Правильно, она упадёт и разобьётся. Мама расстроится, ведь это её любимая ваза»

8. Не подавлять агрессию, а перенаправлять её в действие, на решение проблемы, на поиск различных вариантов. Учить этому ребёнка и учиться самим.

9. Использовать добрый юмор для разрядки обстановки. «Я вижу ты зол. Ты такой злой сейчас, как 20 тигров! Нет, как 30 тигров! Правда?» Смотри, когда я сержусь я похожа на носорога, похожа, да? А ты на кого похож? На бегемота? Ого! Я и правда боюсь»
И творческий подход в тех моментах, когда ребёнок на что-то не соглашается. Например, не отправлять его чистить зубы, а вместе полететь на базу для подготовки самолётов к вылету. Не заставлять собирать игрушки, а изобразить, как каждая игрушка уставшая спешит залезть в коробку, чтоб там лечь поспать. При этом можно забавно кряхтеть и сопеть, переваливаясь через бортик, а потом захрапеть:)

Доверительные отношения, насыщенное общение, творческий подход способны постепенно направить энергию агрессивного ребёнка в мирное русло.
Последовательность и терпение вам в помощь!

Транскрипт

1 Как помочь агрессивному ребенку? Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Причины появления агрессии у детей: 1. Стиль воспитания с первых дней жизни ребенка. 2. Некоторые заболевания внутренних органов и головного мозга. Критерии агрессивности: Ребенок: 1. Часто теряет контроль над собой. 2. Часто спорит, ругается со взрослыми. 3. Часто отказывается выполнять правила. 4. Часто специально раздражает людей. 5. Часто винит других в своих ошибках. 6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо. 7. Часто завистлив, мстителен. 8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его. Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков. Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача. Как помочь ребенку? 1. Обучать приемлемым способам выражения гнева. 2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля ситуаций, провоцирующих вспышки гнева. 3. Формирование способности к сочувствию, сопереживанию, доверию. Невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться! Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего «накала страстей» необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника. Кроме этого необходимо снятие мышечного напряжения это может быть бег, плавание, метание дротиков, битье подушки (груши), танцы и другие физические упражнения. Даже просто напряжение, а затем расслабление мышц позволяет получить необходимый результат. Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию - поиграть с ними в игру «Обзывалки» Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты,..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты,... солнышко!» Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. Эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Способ научить ребенка распознавать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем рисование. Детей можно попросить сделать рисунки на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т.д.

2 Для того чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и прежде всего ощущения своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: «Сердце колотится, в животе щекотно, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо, ладошки чешутся и т.д.». Обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если она будет проводиться систематически, изо дня в день, в течение довольно длительного времени. Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень способности чувствовать состояние другого человека, умения вставать на его позицию. Агрессивных детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Одной из форм работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка) Стратегия воспитания Конкретные примеры стратегии Стиль поведения ребенка Почему ребенок так поступает? Резкое подавление агрессивного поведения ребенка Прекрати! Не смей так говорить Родители наказывают ребенка Агрессивный (Ребенок может прекратить сейчас но выплеснет свои отрицательные эмоции в другoe время и в другом месте) Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения Игнорирование агрессивных вспышек ребенка Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают что ребенок еще мал Агрессивный (Ребенок продолжает действовать агрессивно) Ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим Если родители видят что ребенок разгневан они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях Скорее всего ребенок научится управлять своим гневом Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе? Полезные рекомендации родителям мы нашли на страницах книги Р. Кэмпбелла «Как справляться с гневом ребенка» (М., 1997). «Позитивные и негативные способы выражения гнева» (рекомендации доктора Р. Кэмпбелла) Способы выражения гнева Позитивные Вежливость Негативные Выражение гнева в громкой и невежливой форме Стремление найти решение Использование ругательств и угроз Выражение основной жалобы без уклонения в сторону Использование словесных оскорблений

3 Правила работы с агрессивными детьми 1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка. 2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения. 3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки. 4. Наказания не должны унижать ребенка. 5. Обучать приемлемым способам выражения гнева. 6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после травмирующего события. 7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. 8. Развивать способность чувствовать состояние другого человека. 9. Расширять поведенческий репертуар ребенка. 10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях. 11. Учить брать ответственность на себя. Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими - вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью. Терпения вам и удачи, дорогие родители!

4 ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛОХО СЕБЯ ВЕДЕТ? Каким бы «золотым» ни был ребенок, все равно родителям приходится ожидать каких-то поступков, которые можно квалифицировать как плохое поведение. Им будет полезно знать, какие действия в таких случаях наиболее эффективны. Давайте рассмотрим некоторые формы плохого поведения, которые наиболее часто встречаются. Нытье. Как вы реагируете на нытье ребенка? Оно может быть настолько раздражающим, что вам придется бороться с искушением обрушиться со своим гневом на ребенка: «Перестань сейчас же ныть, или я тебя накажу!» Если вы сделали это, то проиграли сражение. Обрушивая гнев на ребенка, вы тем самым даете ему в руки дополнительное оружие, которое он сможет использовать против вас. Также вы даете ему понять, что вас удалось-таки вывести из равновесия. Позже, если ему захочется манипулировать вами таким способом, он уже будет знать, что нытье срабатывает. Чем больше гнева вы обрушиваете на ребенка за нытье, тем выше вероятность, что он снова станет ныть. Также, чем больше вы гневаетесь на ребенка, тем больше вынуждаете его к чрезмерному подавлению гнева. Выплеснуть свой гнев на ребенка можно не только криком, но и если вы начнете ныть в ответ, как бы передразнивая его. Родитель, который поступает таким образом, просто изливает свою враждебность. Кроме того, он показывает плохой пример обращения с гневом. И конечно, он высмеивает ребенка. Есть несколько возможных вариантов ответной реакции на нытье. Вам необходимо выбрать те из них, которые наиболее эффективны при воспитании именно вашего ребенка. Для большинства детей бывает достаточно просто проигнорировать нытье. Если это не действует, вы можете поговорить с ребенком в спокойном и довольно прохладном тоне: «Я ничего не могу разобрать, когда ты говоришь таким голосом. Говори нормально, чтобы я мог понять, чего ты хочешь». Как правило, это помогает, но не всегда. Если они продолжают ныть, оставайтесь спокойным вдвойне. Если вы отреагируете эмоционально и просто сдадитесь, то нытье победило. Мой излюбленный подход в такие моменты - отвлечь ребенка, занять его чем-то веселым. Если нытье все равно продолжается, я оставляю его одного в безопасном месте и говорю, что буду рад продолжить разговор, когда он сможет говорить своим нормальным голосом. Действительно, иногда кажется, что некоторые дети рождаются нытиками. Если вы имеете такой «экземпляр» у себя дома, то вам ради спасения жизни необходимо научиться применять способы, которые мы здесь обсудили. Постепенно они будут ныть меньше, но этот процесс медленный и потребует большого труда. В экстремальных случаях можно подумать о тайм-ауте или позитивном подкреплении. Всякому родителю необходимо иметь представление о тайм-ауте. Это просто значит, что вы ставите или сажаете ребенка в какое-то место. Там он должен находиться определенный промежуток времени. Когда гнев ребенка выходит из-под контроля, такой способ может быть довольно эффективным. Примерная продолжительность времени рассчитывается так: одна минута на каждый год жизни ребенка. Если ребенок после этого успокоится, похвалите его. Если он продолжает оставаться в том же состоянии, скажите ему, что он может прервать тайм-аут, когда овладеет собой. Если ваш ребенок крушит и ломает все вокруг, найдите место, в котором он ничего не может повредить. Пусть там будут только несколько его игрушек или книг. Как правило, при чрезмерном гневе и ярости тайм-ауты являются «средством скорой помощи» У каждого ребенка есть любимая телевизионная программа или игра. Если тайм-аут не помогает, то эффективным наказанием может стать потеря привилегии. Я видел многих детей, которые просто не в состоянии были вынести мысль о том, что они могут пропустить любимое телевизионное шоу. Это на них действовало гораздо сильнее, чем тайм-аут. Если мы имеем дело с детьми более старшего возраста и подростками, то здесь уместнее ограничения. Но если к ним прибегать слишком часто, то это может отрицательно отразиться на вас, в особенности если вы забудете, что сказали или обнаружите позже, что на соблюдении установленных вами ограничений настаивать невозможно. Так вы лишаетесь возможности контролировать то, что происходит в семье и теряете уважение ваших детей. Пользуйтесь ограничениями разумно. Убедитесь, что ситуация достаточно серьезна, чтобы оправдать возмездие. При мудром и осторожном применении метод ограничений может оказаться чрезвычайно эффективным при воспитании ребенка. Во всех аспектах взаимоотношений с вашими детьми стремитесь, когда только это возможно, делать упор на положительное. Если вы будете поступать так, то с большим успехом сумеете дисциплинировать детей, когда в этом возникнет необходимость. Да и в целом воспитание ребенка (включая привитие ему навыков правильного обращения с гневом) пойдет у вас лучше. Самое могущественное «позитивное подкрепление» это ваше одобрение, которое вы ежедневно выражаете ребенку. Вы делаете это в самой обычной обстановке, непринужденно и естественно, порой без помощи слов. Вы просто слушаете его внимательно, улыбаетесь, обнимаете его и проводите с ним время. Это помогает пробудить в ребенке его лучшие качества. Эти способы не вписываются в систему модификации поведения. Но они гораздо скорее помогут вам прийти к такой семейной жизни, которой вы желаете.

5 Вспышки гнева и «дикого», неконтролируемого поведения. Дети особенно склонны использовать такие вспышки в качестве орудия для контролирования родителей. Спусковым механизмом тут служат различные примитивные раздражители, такие, как жажда, голод, жар или боль. В таком возрасте детям бывает трудно успокаиваться. Родители должны помочь им в обретении контроля над своим поведением. Когда с ребенком случаются вспышки гнева, то родителям приходится трудно, в особенности если дело происходит на людях. Здесь можно применить те же правила, что и при нытье. Для родителей важно сохранить спокойствие и попытаться проигнорировать вспышку. Для этого можно чем-то занять свои мысли. Полезно заняться домашними делами, особенно если они сопровождаются громким шумом. Как правило, если игнорировать вспышку и не показывать своего расстройства, то этого бывает достаточно. Если она длится слишком долго, то вы можете дать ребенку определенное время, в течение которого он должен успокоиться. Когда время истечет, вам следует подумать о наказании, таком, как лишение привилегий или дополнительные домашние дела. Спокойствие родителей дает ребенку понять, что они полностью контролируют ситуацию и никакие вспышки на них не повлияют. Многим родителям помогают сохранять спокойствие такие вещи, как «мурлыканье», пенье, воспоминания о чемто приятном или размышления о счастливых планах на будущее. Пенье или «мурлыканье» может успокоить и ребенка. Для детей школьного возраста «пусковыми факторами» для вспышки гнева могут стать отвержение или критицизм со стороны ровесников, неуверенность в родительской любви или осуждение, которое воспринимается ребенком как несправедливое. Есть одна техника, которая помогает детям успокоиться, когда они разгневаны. Это глубокое мышечное расслабление. Вам нужно научить их этой технике. Делайте это тогда, когда вам и ребенку хорошо и вы оба чувствуете себя спокойно. Затем он сможет применять эту технику в минуты напряжения или когда утратит самообладание. Научите ребенка напрягать и затем расслаблять каждую часть тела: левую ступню, левую ногу, правую ступню, правую ногу и так далее. Часто освоению этой техники помогает воображение, когда ребенок представляет своего любимого героя из мультфильма, который выполняет упражнение одновременно с ним. Когда мои дети становились старше, я выбирал какой-то знак или слово и связывал его с расслаблением. Затем, если я видел, что они начинают нервничать, то использовал этот знак или слово как сигнал к расслаблению. Во многих случаях это помогало предотвратить нарастание гнева. Знак, к которому я прибегал, был такой: я ставил указательный палец рядом с носом и затем внезапно двигал его вперед. В качестве словесного сигнала я прибегал к слову «остынь», произнося его тихим голосом. Между прочим, если я сам начинал расстраиваться или испытывать напряжение, то говорил себе: «Мне кажется, тебе лучше было бы остыть». Росс Кэмпбелл

6 «РЕЦЕПТЫ» ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА (ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ) 1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно: слушайте своего ребенка «активное слушание» - проявление внимания, заботы, бережного отношения к внутреннему миру ребенка; проводите вместе с ним как можно больше времени. Установите семейные традиции, совместные дела: игры (подвижные, настольные, компьютерные); совместное чтение интересных книг, походы в кино, театр, музеи, совместные прогулки, совместные покупки, совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи; делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях; если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно. 2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены: скажите себе «СТОП» и посчитайте до 10; не прикасайтесь к ребенку; лучше уйдите в другую комнату; отложите совместные дела с ребенком (если это возможно); в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее; дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью. 3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях, используя «Я-сообщения» вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях: - «Извини, я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим»; - «Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста, поиграй в соседней комнате». 4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны: сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить; примите теплую ванну, душ; выпейте чаю; послушайте любимую музыку; просто расслабьтесь, лежа на диване; используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка. 5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности (ситуации), которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв: если ребенок маленький, то не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите или которые могут быть опасны для него. Уберите их подальше или спрячьте так, чтобы ребенок не мог с ними провзаимодействовать (например: бьющиеся предметы, ножи, ножницы, вилки, книги); если вам предстоит сделать визит (к врачу, в детский сад и т.п.) или предстоит длительная поездка, продумайте и отрепетируйте заранее возможные трудности; подумайте, как накормить и напоить ребенка, какие игрушки вы возьмете с собой в поездку; не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать собственные эмоциональные срывы и не допускайте этого управляйте собой: скажите себе «СТОП» и посчитайте до 10; напрягайте и расслабляйте кисти рук; дышите медленнее и глубже; переключайте мысль, подумав о чем-то хорошем, удерживайте это в сознании некоторое время.


1. Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобой легко», - не бойтесь повторять это. 2. Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок вообще

Агрессия подростков одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса. Часто родители теряются, столкнувшись с подростковой агрессией, и все их попытки пресечь агрессивное поведение только еще

Агрессия у подростков Одним из важных факторов, подрывающим и уничтожающим психическое здоровье подростка, является его собственная агрессия. Что побуждает подростков вести себя агрессивно? Иногда агрессивное

Агрессия это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический

Консультация для педагогов «Агрессивный ребёнок. Как помочь» Слово агрессия произошло от латинского agressio, что означает нападение, приступ. В психологическом словаре приведено следующее определение

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ И СЕБЕ ПРЕОДОЛЕТЬ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ Как научить ребенка владеть собой? Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если

Принципы педагогического общения. Основные принципы общения с ребенком - БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕБЕНКА: исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми его особенностями, недостатками,

Активная работа «На сердитых воду возят» тема: Гнев и агрессивность. Способность справляться с гневом Подтема: Самоанализ, дневник гнева Результаты обучения. Ученик: умеет распознавать ситуации, которые

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 1» г. Сыктывкара Консультация для родителей «ЭТО ГРОЗНОЕ СЛОВО - «Возьмите чашу терпения, наполните еѐ до краѐв полным сердцем

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида 169» Конспект открытого просмотра развивающего занятия (НОД) с детьми подготовительной группы по теме: «Мы

Критерий агрессивности (схема наблюдения за ребенком) Ребенок: 1. Часто теряет контроль над собой. 2. Часто спорит, ругается со взрослыми. 3. Часто отказывается выполнять правила. 4. Часто специально раздражает

Способы эффективного взаимодействия с ребенком Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в

Что делать если ребёнок ведёт себя агрессивно? Агрессивное поведение детей одна из самых распространѐнных проблем современного общества. Как часто можно видеть случаи, когда маленький ребѐнок кричит, вырывается

12 ПРАВИЛ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих:

Детская агрессия Р Е К О М Е Н Д А Ц И И П С И Х О Л О Г А Р О Д И Т Е Л Я М Детская агрессия Агрессивное поведение наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые

Цитаты из книги Росса Кэмпбелла «Как справиться с гневом ребѐнка» Автор презентации Светлана Горячева. Введение. Гнев ребёнка чаще всего приводит и воспитателей, и родителей к желанию гневаться в ответ

Детский сад «Филиппок» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ Что такое агрессия? Агрессия это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Как агрессивность

Управление социальной защиты населения Брянской области ГУ «Центр социально-психологической реабилитации населения, пострадавшего в результате аварии на ЧАЭС» В помощь родителям Как устранить проблемное

Социальное и эмоциональное развитие Введение Отношение детей: к самим себе, к собственным чувствам и поступкам и к взаимоотношениями с другими людьми, а также умение управлять этим это и есть то, что мы

Критерий агрессивности (схема наблюдения за ребенком) Лютова Е. К., Монина Б. М. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.

Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений

Психологический смысл наказаний и поощрений детей дошкольного возраста Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение),

(кризис 3-х лет и как с ним справиться?) Подготовила педагог-психолог Марченко Нина Григорьевна Особенности развития ребенка 3 4,5 лет Физическое развитие бурный физический рост. Потребность в движении.

Если ваш ребенок дерется В любом периоде развития ребенка, большинство родителей сталкиваются с детской агрессией. Это ситуативные эмоциональные эпизоды, когда малыш может драться, кричать, причем не только

Федеральное казенное учреждение «Центр экстренной психологической помощи МЧС России» Экстренная допсихологическая помощь при острых стрессовых реакциях 2016 Каждый человек может оказаться в экстремальной

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад комбинированного вида 33 «Мечта» г.о Тольятти Консультация для родителей: «Как бороться с агрессивностью у детей» Подоготовили студентки-практикантки

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка средняя группа ЗЕРКАЛО Цель: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы. Ход: Один ребенок показывает какую-либо гримасу соседу. Тот, в свою

Агрессивные дети. Памятка для родителей Существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность

Как научить детей общаться и сотрудничать Одна из проблем современных детей дефицит общения. Многие дошкольники растут, практически не общаясь со сверстниками и чужими взрослыми. А потом, начиная учиться

Что такое агрессивность? Латинское слово агрессия означает нападение, приступ. В психологическом словаре приводится следующее определение: Агрессия деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДОУ. ИДЕМ В ДЕТСКИЙ САД. Детский сад новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают

Детские эмоции и как на них реагировать? Статью подготовила Нурутдинова А.М. Право на эмоции Если задаться вопросом, каким вы хотите видеть своего ребенка, скорее всего многие ответят: «Послушным, спокойным,

Консультация для воспитателей на тему: «Агрессивное поведение детей и взрослых.» Проводила педагог-психолог Лиханова А.А. от 27 января2016 г. 1) Что такое агрессивность? Слово «агрессия» произошло от латинского

Влияние семьи на агрессивное поведение подростка В. О. Зинькевич, г. Санкт-Петербург Семья это те люди, к которым всегда можно вернуться, которые тебя примут и если нужно всегда простят. Человеку свойственно

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 41 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга Круглый стол с родителями: «Кризис 3-х лет. Как его преодолеть?»

Как уберечь ребенка от насилия: Памятка для детей, родителей и педагогов Что нужно знать родителю о сексуальном насилии над детьми: 1. Дети редко лгут о том, что над ними совершается сексуальное насилие,

Часто дети проявляют агрессивное поведение (щипают, бьют, обзывают) потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Работа воспитателей с агрессивными детьми должна проводиться в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Работа с гневом

Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего «накала страстей» необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме – вербальной или физической выражает ребенок свой гнев.

Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет - сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу – беспрепятственно провести занятие может так называемый «Мешочек для криков» (в других случаях - «Стаканчик для криков», «Волшебная труба “Крик”» и др.). Перед началом занятия каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом он «избавляется» от своего крика на время занятия.

Воспитатель, видя, что дети «распетушились» и уже готовы вступить в «бой», может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Причем обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах-соперницах. Это зависит от ситуации и от глубины конфликта. По завершении соревнований лучше всего провести групповое обсуждение, во время которого каждый ребенок сможет выразить чувства, сопутствующие ему при выполнении задания.

Конечно, проведение соревнований и эстафет не всегда целесообразно. В таком случае можно воспользоваться подручными средствами. Легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, - все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.



Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний можно использовать разрезные шаблоны, этюды М.И. Чистяковой (1990), упражнения и игры, разработанные Н.Л. Кряжевой (1997), а также большие таблицы и плакаты с изображением различных эмоциональных состояний.

В группе или классе, где находится такой плакат, дети обязательно перед началом занятий подойдут к нему и укажут свое состояние, даже если педагог не просит их об этом, так как каждому из них приятно обратить внимание взрослого на себя.

Какое настроение у этих человечков?

Еще один способ научить ребенка понимать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем – рисование. Детей можно попросить сделать рисунки на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т.д.

Для того чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и прежде всего – ощущение своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует.

Конечно, обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если она будет проводиться систематически, изо дня в день, в течение довольно длительного времени.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка, или Тигренка, или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Тигренка, другая - от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры вы ни выбрали, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.

Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др. Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, например: «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако, прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» и др.

Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому «агрессору», и тем, кто находится с ним рядом. А как следствие - научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.

Правда, взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно, сказать ему: «Ты – плохой! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем детям играть!» Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение ребенка. Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо «Ты почему не убрал игрушки?» можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны».

Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для конструктивного диалога.

В целях коррекции агрессивности также полезно использовать релаксационные техники. У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение таких упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева.





Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

_____________________________________________________________________________

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение «взрываются» и бушуют?

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия) особенно актуален, когда речь идет об агрессивных детях. Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

  • 1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
  • 2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
  • 3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Игры для агрессивных детей

На первых этапах работы с агрессивными детьми мы рекомендуем подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как показывает наш многолетний опыт проведения игровой терапии, на первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным (и мы всегда предупреждаем родителей об этом), но через 4--8 занятий «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно. Если педагогу трудно справиться с гневом ребенка, стоит обратиться к специалисту и вести работу параллельно с психологом.

Перечисленные ниже игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: «Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка дров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг».

Психолог Я.А. Павлова рекомендует педагогам включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом воспитатель должен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь ребятам разрешить его прямо на месте. С этой целью полезно провести групповое обсуждение события, которое привело к обострению отношений. Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар, а видя в процессе игры, как другие мальчики и девочки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети понимают, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться. С этой целью можно использовать такие игры, как «Головомяч», «Камушек в ботинке», «Давайте поздороваемся», «Король», «Ласковые лапки», и другие.

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям.

Злость по своему происхождению такое же естественное чувство, как радость или грусть. Злость во многих ситуациях помогает бороться с трудностями, преодолевать препятствия. Она может понадобиться для самозащиты, отстаивания своих прав. Вот почему перед ребенком стоит задача не подавить свою злость, а научиться выражать ее безопасным для себя и для других способом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Как помочь агрессивному ребенку» .

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям.

Злость по своему происхождению такое же естественное чувство, как радость или грусть. Злость во многих ситуациях помогает бороться с трудностями, преодолевать препятствия. Она может понадобиться для самозащиты, отстаивания своих прав. Вот почему перед ребенком стоит задача не подавить свою злость, а научиться выражать ее безопасным для себя и для других способом.

Запрещая ребенку злиться вообще, наложив на это чувство «табу», родители могут сослужить детям плохую службу. Злость никуда не испаряется, а остается неосознаваемой, подавленной, что чревато неадекватными вспышками гнева в ситуациях, когда самоконтроль человека ослаблен, например, при болезни.

Виды агрессии:

  1. Физическая агрессия (причинение физической боли);
  2. Вербальная агрессия (бранные слова, оскорбления окружающих).

Чтобы научить ребенка контролировать свою злость и управлять ею, стоит

Разделить чувство злости и совершаемые ребенком агрессивные действия. Осуждая агрессивные действия ребенка, вы не осуждаете при этом за его чувства. «Ты имеешь право злиться, быть недовольным, заявлять о своем несогласии, - сообщаете вы ему. – Но ты не должен причинять боль людям и всем живым существам. Так вы накладываете запрет на агрессивные действия, а не на чувства. При этом надо указать ребенку «разрешенное» действие, которое позволит ему избавиться от накопленного напряжения. На первых порах учить детей заменять свои агрессивные действия словами. Это будет первым шагом на пути совладения со своей агрессией.

Факторы, влияющие на появление агрессии:

1. Стиль воспитания в семье (эмоциональные отношения между членами семьи, широта границ дозволенного, характер наказаний ребенка: снисходительность или строгость);

2. Неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников;

3. Способ привлечения внимания – неудовлетворенная потребность в общении и любви;

4. Протест против ограничения к-н естественных желаний и потребностей (потребность в движении, активной деятельности);

5. Способствуют возникновению некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

Агрессивный ребенок, какой он:

Часто ощущает себя отверженным, никому не нужным;

Любит перекладывать вину за ссору на других;

Поведенческий репертуар у него скуден;

Имеет низкий уровень эмпатии;

Отличается большей вспыльчивостью, непокорностью, мстительностью;

Бывает очень обидчив;

Нередко наделен лидерскими чертами, не умеет проигрывать;

Может испытывать подавленность, напряженность, стресс, неуверенность в себе, мнительность.

Агрессивные дети, каковы бы ни были причины такого их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны близких, но своим поведением они отталкивают окружающих, вызывая их неприязнь, которая в свою очередь, усиливает детскую агрессивность. Применение наказания для отучения от агрессии также приводит к усилению детской агрессивности. Кроме того, наказания могут стать причиной повышения у ребенка общего уровня агрессивности.

Критерии агрессивности:

  1. Часто теряет контроль над собой;
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми;
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей;
  5. Часто винит других в своих ошибках;
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо;
  7. Чувствителен, быстро реагирует на различные действия окружающих

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявились хотя бы 4 перечисленных признака.

Стратегия действий окружающих людей по отношению к агрессивному ребенку :

Сдерживать агрессивные порывы перед их проявлением;

Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения (невыгодность);

Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия с другими детьми;

Обучать конструктивным способам выражения гнева;

Чаще хвалить за хорошие поступки;

Быть последовательным в своих действиях;

Требования к детям должны быть разумны.

Направления работы с агрессивными детьми:

  1. Работа с гневом (обучение детей приемлемым способам выражения гнева);
  2. Обучение навыкам контроля (умение владеть собой в различных ситуациях);
  3. Формирование эмпатии, сопереживания.
  1. Работа с гневом.

Самое главное, научить ребенка разряжаться – избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей».

Детям необходимо предоставлять как можно больше возможностей разряжать накопившуюся энергию. Очень активным и склонным к агрессии детям следует создавать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении (спортивные секции, длительные прогулки). Задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно проявлять свои чувства.

Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить руками специальную подушку, рвать газету, пинать мяч, бегать… Можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее. Поощряйте ребенка говорить о том, что его волнует, говорить о своих чувствах.

Необходимо оборудовать каждую группу детского сада легкими мячами, которые ребенок может швырять в мишень; мягкими подушками, которые разгневанный ребенок может колотить; резиновыми молотками, газетами, которые можно комкать и швырять – все это может способствовать снижению эмоционального мышечного напряжения. Хорошо использовать игры с песком, водой и глиной.

  1. Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому будут полезны любые релаксационные упражнения. Можно использовать пальчиковую гимнастику. Необходимо научить ребенка понимать себя и ощущения своего тела. Пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Назвать, в каком настроении находятся человечки. Использовать в работе игры на развитие навыка регуляции поведения.

  1. Формирование эмпатии, сочувствия, сопереживания.

Дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Беседы помогут ребенку расширить поведенческий репертуар – набор способов реагирования на определенные события. Использовать обсуждение проблемных ситуаций. Считается, что, если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. В ролевой игре ребенок получает возможность поставить себя на место других.

От агрессивности страдает и сам ребенок. Он ссорится с родителями, теряет друзей, живет в постоянном раздражении из-за мучительного гнета злобы и чувства вины. Совершив проступок, ребенок должен получить возможность загладить свою вину и заслужить прощение. Нужно объяснить ребенку, почему окружающие не одобряют то или иное его действие. Кроме того, надо как можно чаще хвалить ребенка за хорошие поступки. Научиться управлять отрицательными эмоциями не значит никогда их не испытывать.

Больше всего ребенок нуждается в любви и внимании тогда, когда его поведение заслуживает этого меньше всего .

Предварительный просмотр:

Как играть с агрессивными детьми.

«Обзывалки» . Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

«Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия овощей, фруктов, мебели… Каждое обращение должно начинаться со слов: « А ты …морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: « А ты… солнышко!»

Следует проводить игру в быстром темпе.

«Доброе животное» .Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад.

«Ласковые лапки» . Цель: снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; психолог объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, - отгадать предмет.

«Рубка дров» . Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

«Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Мы будем рубить дрова. Поставьте бревно на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его». (можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

«Маленькое привидение» . Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

«Сейчас мы будем играть роль маленьких, добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если громко, вы будете пугать громко.

Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить».

« Воздушный шарик». Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Сосулька ». Цель: расслабить мышцы рук.

«Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей белый гвоздь висит,

Солнце взойдет, гвоздь упадет.

Правильно, это сосулька. Давайте я вам буду читать эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на 3 и 4 – уроните расслабленные руки вниз».

«Шалтай – Болтай» . Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

Шалтай – Болтай сидел на стене.

Шалтай – Болтай свалился во сне.

Сначала будем поворачивать туловище вправо – влево, руки при этом свободно болтаются. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз.

«Кенгуру» . Цель: развитие координации движений.

Нарушение: агрессивность, застенчивость, тревожность, РДА, ЗПР.

Играющие выстраиваются на одной линии и зажимают мяч между ногами. По сигналу они начинают прыжками двигаться к финишу. Если мяч выпадет, его поднимают и продолжают движение.

Игра подходит для детей любого возраста, достаточно трудна и требует тренировки.

«Тропинка» . Цель: развитие умения действовать сообща.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость, тревожность (6-7 лет).

Дети берутся за руки, образуя круг, и идут вправо. По команде дети выполняют задание:

«Тропинка!» - дети кладут руки на плечи впередистоящему.

«Копна!» - дети соединяют руки в центре своего круга.

«Кочки!» - все приседают, обхватив руками голову.

Ведущий дает команды в любом порядке. Игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, согласовывать свои действия в соответствии с правилами.

«Раздувайся, пузырь» . Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость, тревожность, РДА, ЗПР.

Дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой круг. Затем ведущий говорит: «Хлоп!» - «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся).

Взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игровые действия – на каждый вдох делали один шаг. Такие игры любят дети любого возраста, так как правила в них предельно просты и легко выполнимы, а сама игра способствует эмоциональной разгрузке.

« Слушай хлопки ». Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Нарушение: СДВГ, застенчивость, тревожность, ЗПР (4-5 лет).

Дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста: поднять одну ногу, руки в стороны, на 2 хлопка – превратиться в лягушку (присесть, пятки вместе носки врозь, между носками руки). 3 хлопка – двигаться свободно.

« Говори! » Цель: развивать умение контролировать импульсивные действия.

Скажите детям: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года? (пауза) «Говори!»; «Какого цвета потолок?» … «Говори!»; «Какой сегодня день недели?» … «Говори!»; «Сколько будет 2+3?» и т.д.

« Волшебные шарики ». Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик – «болик» - и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла. Откройте глаза. Теперь по очереди расскажите о своих чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.

« Цветик - семицветик ». Цель: помогает оценить свое состояние, проанализировать поведение.

Взрослый заранее заготавливает вырезанные из картона цветы. На каждом из 7 лепестков нарисованы лица, выражающие разные эмоции.

Ребенок смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии.

« Липучка ». Цель: развитие умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.

Все дети двигаются под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои «сети» других. Когда все дети станут «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.

« Змейка» . Цель: развивать умение действовать согласованно.

Выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель – заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».

Взрослый может занять позицию судьи, который следит за соблюдением целостности «змейки» и выводит нарушивших правила игроков.

Оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в прямом и переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения, согласовывать свои действия.

« Две игрушки – поменяемся местами ». Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движения.

Дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.

Игра проводится в достаточно высоком темпе, чтобы увеличить ее интенсивность и сложность.

« Менялки ». Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Участники садятся на стулья в круг. Оставшийся без стула – ведущий. Он должен найти общий признак у детей и предложить им поменяться местами: «Меняются местами те, у кого… (одежда с длинными рукавами, короткая стрижка…) Дети, имеющие такой признак, должны быстро поменяться местами. Цель ведущего – занять освободившееся место. Тот, кто остался без стула, становится ведущим.

« Радость и грусть ». Цель: развитие эмоциональной сферы, умение дифференцировать эмоции и чувства других людей.

Дети рассматривают картинки и раскладывают их в 2 ряда – радость и грусть – в зависимости от цветовой гаммы. Объяснить, почему одну картинку они считают веселой, а другую – грустной.

« Улитка ». Цель: развитие выдержки и самоконтроля.

Дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним. Чтобы выполнить правила этой игры, детям требуется приложить немало усилий, т.к. они активны и подвижны.

« Горячий мяч ». Цель: развитие внимания, моторной ловкости.

Дети становятся в круг близко друг к другу. Они передают мяч быстро, стараясь не уронить его. Тот, кто упустил мячик, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка

Можно построить детей в колонну, а мяч передавать либо через голову вверху, либо наклонившись, через ноги.

« Четыре стихии ». Цель: развитие внимания.

При слове «земля» - опустить руки вниз;

При слове «вода» - вытянуть вперед;

При слове «воздух» - поднять вверх;

При слове «огонь» - вращать кистями.

Ошибившийся выходит из игры. Взрослый специально допускает ошибки, путая детей.

« Закончи слово ». Цель: развитие умения работать в коллективе.

Ребенок, стоящий крайним, называет первый слог, а другой ребенок должен произнести следующий слог и закончить слово. Игру можно усложнить, если предложить детям придумать слова на последний слог предыдущего слова.

« Бумажные мячики ». Цель: дать детям возможность снизить беспокойство и напряжение.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу».

« Дракон» Цель: помочь детям почувствовать себя частью коллектива.

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – «голова», последний – «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом».


Похожие публикации