Сценарий совместного развлечения с родителями в старшей группе "суперпапа". Сценарий досуга «Путешествие в страну детства»

Сценарий

развлечения с элементами познавательной деятельности

в старшей группе

совместно с родителями воспитанников

«Это вовсе не безделки с русским чаем посиделки!»

Воспитатели: Шарц Л.В., Сержпинская И.С.

Приобщение детей к русской народной культуре: знакомство детей с традициями русских посиделок.

Развивающие. Развивать познавательную активность детей. Поддерживать желание участвовать в общей беседе, поощрять обращение с вопросами в ходе беседы.

Образовательные. Расширять знания детей о народных традициях и обычаях: дать детям представления о традициях русских посиделок. Уточнять знания о предметах народного быта (печь, самовар). Познакомить детей со строением угольного самовара. Продолжать развивать умения отгадывать загадки. Продолжать формировать знания детей о русском устном народном творчестве в пословицах, загадках, частушках, хороводных песнях. Расширять словарный запас новыми словами: посиделки, набирка, лучина.

Воспитательные. Воспитывать патриотические чувства и уважение к традициям русского народа. Формировать интерес детей к народной культуре. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях детского сада. Поддерживать доверительные и партнерские отношения между детьми, родителями и воспитателями.

Материал.

Перчаточная кукла домовенок Кузя, костюм для взрослого (сарафан, венок на голову), детские костюмы: платки на голову, платки в руку, картуз, балалайки (муляж), набирка с письмом, и набирки для хоровода по количеству детей.

Организованное пространство в зале: макет печи, стол, лавки, половички, рушник, металлический поднос, скатерть, угольный самовар, лучины, заварочный чайник, грелка на чайник. Фланелеграф, кнопки для фланелеграфа. Табурет. Корзинка для атрибутов.

Организованное пространство в группе: стол, накрытый к чаепитию, электросамовар.

Музыкальный материал.

МР3 запись хороводной песни «По малину в сад пойдем», МР3 запись (минус) музыкального сопровождения частушек, МР3 запись (минус) музыки к русским народным песням (сопровождение игры).

Предварительная работа.

Разучивание хоровода «По малину в лес пойдем», знакомство с частушками и разучивание частушек.

Беседы с детьми об устном творчестве русского народа. Занятия в рамках проекта «Где мы живем» (по плану).

Художественное слово.

Текст песни «По малину в сад пойдем»

(русская народная песня)

По малину в сад пойдем,
В сад пойдем, в сад пойдем,
Плясовую заведем,
Заведем, заведем.

Припев:
Солнышко на дворе,
А в саду тропинка.
Сладкая ты моя,
Ягодка-малинка!

Ты, малинка, не в роток,
Не в роток, не в роток, -
Насыпайся в кузовок,
В кузовок, в кузовок.
Припев.

Как малины наберем,
Наберем, наберем,
Пирогов мы напечем,
Напечем, напечем.
Припев.

Пирогов мы напечем,
Напечем, напечем.
Всех соседей позовем,
Позовем, позовем!

Пословицы

  1. Береги в доме добро, в чае – тепло.
  2. За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.
  3. Самовар кипит – уходить не велит.
  4. Чай пить, не дрова рубить.

Загадки.

В магазине – мы шуршим

Фантиками яркими.

И на праздник к вам хотим

Мы прийти с подарками. (Конфеты).

Бабушка их с сахарком

Выпекала сладкие.

Первый получился – ком,

Остальные – гладкие. (Блины).

Мама нам из сладких ягод

Наварила что-то.

И его нам хватит на год

К чаю и компоту. (Варенье).

Сладкие и мятные –

очень ароматные.

Словно в солнечном румянце,

Сверху мы в глазурном глянце. (Пряники).

Из нее пьют чай,

Что же это? Отвечай (чашка)

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри!
(Сахарница )

Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река.
Тарелка

Всех кормлю с охотой я,
А сама безротая.
Ложка

На плите - кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый…
Чайник


Частушки.

Дорогих гостей встречаем,

Угощаем русским чаем.

Чай российский так хорош,

Вкусом добрым он пригож.

Чаю надо нам попить

И не будем мы тужить.

С чая Лиха не бывает –

Он лишь силы прибавляет.

Чай горячий, ароматный,

Он полезный и приятный,

От недуга исцелит,

Настроенье всем дарит.

Самовар кипит – шипит

И чайку попить велит.

Чая вкус запоминай,

Все до капли выпивай.

Ой, чай, крепкий чай,

Пейте чай – чаечек,

Чтобы радость приносил

Каждый день – денечек.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали

Воспитатель встречает детей и родителей в группе.

Воспитатель: Ребята, расскажите, как вы обычно отдыхаете? Как развлекаетесь? (дети отвечают: играем, смотрим телевизор, играем в компьютерные игры, ходим гулять в парк, посещаем детские центры и т.д.)

А в старину все было иначе:

На завалинке, в светелке,

Иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки…

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки были праздником души!

Быт людей отличен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по сусекам

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок.

Их бы надо возродить.

Всех в зал зову на посиделки – это вовсе не безделки! (автор Шарц Л.В.)

В зале организован уголок русской избы: печь, стол, лавки.

Взрослые и дети входят в зал, взрослые и дети расселись на лавки. Гостей встречает Хозяйка.

Здравствуйте, гости дорогие,

И маленькие и большие!

Мы рядочком посидим,

О старине поговорим!

В давние времена все было по-другому. Ни телевизоров, ни тем более интернета, не было. Собирались люди в какой-нибудь избе на посиделки. Играли, песни, частушки пели, загадки отгадывали, хороводы водили. Самое большое место в избе занимала печь. Как вы думаете, почему? (ответы детей: печь отапливает избу, в ней готовили пищу, спали на ней)

На печи показывается, ворчит и снова прячется кукла Домовенок Кузя.

Хозяйка: а еще на печи бабушки перед сном рассказывали своим внукам сказки.

Ой, кто это? (ответы детей: домовой)

Домовой показывается и снова прячется за печкой.

Домовой за печкой жил,

Он с ребятами дружил.

И хозяйке помогал,

Всех гостей он развлекал.

Он за печкою сидит,

Иногда слегка ворчит.

(слышится ворчание домового из-за печки: ну и народу-то сколько пришло, сами-то на посиделки пришли, веселые такие, а меня не позвали…)

А вообще, он удалой,

Самый лучший домовой!

Словесная игра – путаница «Аюшки»

(игру проводит Хозяйка)

Где был?

У бабушки.

Что принес?

Оладушки.

Где же они?

Под лавкой.

Экий ты чудак!

А вы детки как? (ответ детей: съели)

дети отвечают, что бы они сделали с оладушками, игра продолжается

Где был?

У бабушки.

Что принес?

Сапожки

Где же они?

Я их съел.

Экий ты чудак!

А вы детки как? (ответы детей: на ножки надеть)

Где был?

У бабушки.

Что принес?

Платочек

Где же он?

На ножки надел.

Экий ты чудак!

А вы детки как? (ответы детей: на голову надеть)

Где был?

У бабушки.

Что принес?

Конфетку.

Ты что ее на голову надел?

Нет, я ее съел.

Ну, это ты сумел!

Хозяйка: Кузенька, что-то я давно тебя не видела. Где ты был? Куда ходил?

Кузьма: Куда, куда, на базар.

Хозяйка: А что купил?

Кузя: А…это вы узнаете, когда загадку отгадаете.

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок.

У него сверху дыра, снизу дыра,

А по середине – огонь, да вода.

Он шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар )

Нам отведать чаю надо,

Чай – полезная отрада.

Любят чай и мал, и стар.

Кузя, а где же самовар?

Кузя: Коль чайку попить хотите, так пойдите, поищите.

Дети ищут самовар (используется угольный самовар).

Когда самовар находят, хозяйка ставит его на стол. Дети встают вокруг стола и рассматривают угольный самовар, хозяйка рассказывает о строении самовара. (Дети наглядно знакомятся со строением угольного самовара, могут потрогать и заглянуть вовнутрь самовара, узнают, как кипятить самовар и чем разжигают его, что такое лучина, назначение лучины и использование угля для растопки самовара) После рассматривания самовара, дети садятся на скамейки.

Воспитатель находит письмо от Кузи: ребята, когда мы самовар искали, я нашла вот этот предмет, а в нем письмо. (зачитывание письма)

Знаю, знаю наперед, вы – смекалистый народ.

Говорит вам Домовой: самовар мой не простой.

Его вы уважайте, заданья выполняйте.

Задание №1 Пословицы

Слова в конверте вы возьмите,

Пословицы из них вы соберите.

Задание №2 Частушки

Коль про чай частушки знаете,

Выходите – запевайте.

Родители делятся на две команды в произвольном порядке. Каждая команда получает по два конверта со словами, из которых нужно составить пословицы о чае.

Во время игры «Составь пословицу» используется музыка (минус) к русским народным песням.

Дети надевают элементы русского костюма (на это отводится время в период выполнения задания «составь пословицу», пока взрослые собирают из слов)

Как только из предложенных слов собраны пословицы, их размещают на фланелеграфе и зачитывают.

Воспитатель: Молодцы взрослые, справились с заданием, а теперь дети выполнять второе задание Кузи: споют частушки.

Дети поют частушки под музыку.

Задание №3 Загадки

Воспитатель: а третье задание я предлагаю выполнить всем вместе – и взрослым, и детям. (читаются загадки)

Хозяйка: ну, что же, самовар мы уважили, задания все выполнили. А этот предмет (обращает внимание детей на набирку (корзина для сбора ягод)), в который Кузя письмо положил – он тоже старинный и называется – НАБИРКА. Как вы считаете, почему он так называется? (ответы детей: наверное в него что-то набирали) Что в него собирали? (ответы детей: ягоды). Надевали ее на шею. Как вы считаете, во что удобнее собирать ягоды, в кружку или набирку? (ответы детей: в набирку) Конечно, двумя руками собирать ягоды удобнее. А для того, что бы ягоды попадали в набирку, а не в рот, люди пели песни и частушки:

Чай с малиной ароматный,

И на вкус очень приятный.

Он всем силы придает.

В хоровод вас всех зовет.

Воспитатель:

¾ По малину в сад пойдем?

¾ Пойдем.

¾ Хоровод мы заведем?

¾ Заведем.

¾ Набирки возьмем?

¾ Возьмем.

¾ В хоровод вставайте – набирки надневайте. По малину в сад пойдем.

Дети и взрослые встают в хоровод, на шею надевают набирки из коробочек. Включается аудио запись русской народной песни «По малину в сад пойдем».

По окончании хоровода все рассаживаются на лавки.

Воспитатель: отдадим набирки Кузе, пусть он нам варенье сварит. Где мы сегодня отдыхали? (на посиделках) Малину во что собирали? (в набирки) Чай из чего будем пить? (из самовара) Чем самовар растапливали? (лучиной)

Отшумели посиделки.

Это вовсе не безделки.

Отдыхать надо уметь,

Чтоб покой души иметь.

Воспитатель:

А беседа за чашкой чая с малиновым вареньем дружбу укрепляет,

На дела хорошие благословляет.

Чаепитие объявляем.

Всех в группу приглашаем.

Чаепитие в группе.

Наталья Девина

Посиделки в русской избе.

Совместный досуг родителей и детей старшая группа.

Цель: Приобщение детей к русской традиционной культуре

Задачи:

1. Познакомить детей с русскими народными традициями

2. Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям.

3. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

4. Создать условия для возникновения положительных эмоций у детей и родителей.

Ход праздника:

Под русскую народную мелодию дети входят в зал, рассаживаются.

Хозяйка. (Воспитатель в народном костюме)

Ах, сколько гостей! Здравствуйте, красны девицы! (Кланяется). Здравствуйте, добры молодцы! (Кланяется)

В старину долгими зимними вечерами юноши и девушки собирались на игрища и посиделки: пели песни, плясали, играли.

Раздается стук в дверь. Входит девушка (ребенок, торопливо скидывает платок с головы на плечи, проводит рукой по волосам и подходит к хозяйке.

Девушка.

Здравствуй, кумушка! (Кланяется).

Доброго здоровья, милая!

Вот пришла к тебе на посиделки! (Обводит глазами зал). Ах, батюшки! Сколько здесь добрых молодцев и красных девиц собралось! Уж не опоздала ли я?

Хозяйка.

Проходи, проходи. Гостям всегда рады! Тебя-то и поджидали, не начинали!

1 ребёнок :В этот зимний вечерок

Вьётся над трубой дымок,

Месяц светится над ней,

А в избе полно гостей.

2 ребёнок: Здесь и красные девицы,

Раскрасавицы - сестрицы,

Добры молодцы кругом,

И хозяйка за столом.

Посиделки здесь у нас.

3 ребёнок: Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Будем вечер коротать,

Дружно песню запевать.

Инсценировка русской народной песни «Как на тоненький ледок» муз. Иорданск ого

Хозяйка.

Ну, а теперь пришла пора и поиграть.

Русская народная игра «Пир ог»

(под русскую народную мелодию)

Правила иг ры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий-«пирог». Все поют:

Да экий он высоконький,

Да экий он широконький,

Да экий он мягошенький,

Режь его, да ешь.

После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».

Хозяйка.

Ах, гости дорогие, славно, хозяюшку потешили.

Хозяюшку потешили, а теперь и зимушку потешим. Потешим-похвалим.

Чтоб денек был ясный да морозный. Чтобы снега пушистого зимушка не жалела. Чтобы кутала-берегла землицу-матушку к будущему урожаю.

А ну-ка, гости дорогие, помогите нам зимушку нахваливать.

Кто знает пословицы, поговорки, загадки, потешки, стихи про зиму?

Ответы детей и родителей.

Девушка.

Ой, кума, зимушку-то зазываем, а гости-то наши - добры молодцы да красны девицы - совсем засиделись, замерзли.

Хозяйка.

Не подскажут ли добры молодцы, да красны девицы, как согреться нам, да себя потешить? Во что вы зимой играете?

Какие игры знаете?

Дети отвечают.

Девушка.

А ну-ка выходите играть, покажите свою удаль!

ИГРА «Снежки» с родителя ми.

Хозяйка.

Ну, замечательно повеселились, а теперь пришла пора и потрудиться.

Ведь на посиделках не только веселились, но и рукодельничали.

Изготовление кукол. (Совместно с родителями)


1. Для того чтобы сделать куклу, нужно взять полоску ткани, скрутить её трубочкой, перевязать ниткой там, где будет шея.

2. Затем нужно взять квадратный кусок ткани, надеть на головку, обмотать ниткой по линии шеи, два противоположных конца квадрата будут ручками.

3. Их можно подогнуть, чтобы получился ровный край, перевязать ниткой там, где будет запястье.

4. По линии талии тоже обмотаем и завяжем нитку.

5. Теперь куколку можно одевать. Вы можете выбрать, кем станет ваша кукла.

Девушка: Вот мы и повеселились, и потрудились. А теперь и чайку попить пора. Приглашаем всех к столу!

Хозяйка: Вот и закончились наши посиделки. Мы говорим вам: до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников.

Сценарий развлечения для детей и родителей «Зимние посиделки»

Цель: 1. Углубить знания детей о русских народных обычаях;

2.Развивать коммуникативные качества; умение действовать в команде, развивать творческие способности детей, мелкую моторику.

3.Воспитывать уважительное отношение к русской культуре.

4. Познакомить детей с изготовлением русской народной куклы.

5. Поднять эмоциональный тонус детей и родителей.

Методы и приемы : 1. игровой (появление интерьера русской избы);

2. наглядный (показ изготовления народной куклы);

3.музыкальный (частушки, игры, пляска, игры на

музыкальных инструментах);

4.практический (изготовление куклы);

5. словесный (беседы, рассказ, шутливые диалоги,

скороговорки, загадки).

Оборудование: деревенская изба с лавками, прялками, кадушкой и т. д. На самовар, чайная посуда. Воспитатели и дети в русских . Дети заходят в зал под русскую мелодию и рассаживаются: мальчики на стулья, девочки к прялкам на скамейки

Родители:

Старшая

Денис Горбунов

Савелий Потеряев

Егор Дрёмин

Аделия Райманова

Лена Бурова

Полина Соболева

Младшая

Олеся Устюгова

Алёна Истомина

Анжелика Жуланова

Максим Петров

Даша Первова

Здравствуйте, гости дорогие!

Давно мы вас ждём-поджидаем,

Веселье не начинаем.

А ведь у нас сегодня зимние посиделки.

Ю.А.Филимонова:

На скамеечке в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели и водили хоровод.

В.Г.Петухова:

А как! В горелки! Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки были праздником души!

Ю.А.Филимонова:

Зимний день короткий, тёмный.

Что б случайно не заснуть

Может, песню затянуть?

Хоровод «Кто у нас хороший» исполняет 2 младшая группа

В.Г.Петухова:

Хорошо поёте, да только скучновато.

Ю.А.Филимонова:

Отчего скучаете? А вы чем нас повеселите

В.Г.Петухова:

А мы расскажем вам шутливые диалоги

Шутливые диалоги (родители с детьми рассказывают)

ребенок

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожег.

- Можно зашить.

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

ребенок

- Фома, что из леса не идешь?

- Да медведя поймал!

- Так веди сюда!

- Да он не идет!

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

ребенок

- Сынок, сходи за водицей на речку!

- Брюхо болит!

- Сынок, иди кашу есть!

- Что ж, раз мать велит - надо идти!

ребенок

- Что ваши девчата делают?

- Шьют да поют.

- А матушки?

- Порют да плачут.

ребенок

Пришли повеселиться, на вас поглядеть, да себя показать.

ребенок

А частушки знаете?

ребенок

Мы частушек много знаем!

Убедитесь в том сейчас.

Мы споём на посиделках

Ну, ничуть не хуже вас!

Ю.А.Филимонова:

Ну, так запевайте, а мы подхватим!

Девочки убирают прялки. Все встают в 2 шеренги. Частушки

ребенок

Ой, девчата, дорогие!

Разрешите вам сказать:

Мы имеем предложенье

Вместе с вами погулять!

ребенок

Девочки – беляночки

Где вы набелилися

Мы вчера коров доили

Молоком умылися.

ребенок

Извини меня подружка.

Что к тебе я не пришёл:

Штаны папины большие,

А свои я не нашёл!

девочки:

Мы частушек много знаем,

Все частушки разные!

Вы хорошие ребята,

А ладошки грязные!

ребенок

Шире круг, шире круг

Дайте круг пошире

Не одна иду плясать

Нас идет четыре.

ребенок

Ваши ноги косолапы,

В такт они не топают.

Посмотрите - ка на наши-

Как задорно шлёпают!

Садятся на места

В.Г.Петухова:

Весело спели! Молодцы! А гости наши дорогие знают частушки?

Родительские частушки

родитель

Разрешите в этом доме,

Разрешите поплясать,

Мы не будем сильно топать,

Только будем припевать.

родитель

Самовар, ты самовар –

Золотая ножка.

Я посеяла горох –

Выросла картошка!

родитель

Поленился утром Вова,

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова,

Причесала языком!

родитель

Старину мы уважаем

Старину мы бережем

Лучше молодцев танцуем

Громче молодцов поем.

родитель

родитель

Уж я так устроена

Петь, плясать настроена

Один день не попляшу

На другой с ума схожу.

Мы частушек много знаем

И хороших и плохих

Хорошо тому послушать

Кто не знает никаких.

Ю.А.Филимонова:

Девицы-красавицы, а много ли пряжи за денёк напряли?

ребенок

Много.

Ю.А.Филимонова:

Я тоже трудилась. Платочки шила. Гляньте-ка, какие красивые! (Берёт поднос с платочками)

Я по горнице хожу

И поднос в руках держу.

А на нём платки лежат.

В них потеха для ребят!

Кто платочек выбирает,

Тот потеху предлагает!

Ю.А.Филимонова с подносом подходит к гостям и предлагает взять платочек. «Пляска с платочками» 2 младшая группа

родитель

Про зиму скороговорки

Предлагаю рассказать.

Кто-то пусть скороговорит.

Остальных прошу молчать!

Скороговорки для старшей группы.

Зимним утром от мороза, на заре звенят берёзы.

В зимний холод всякий молод.

Подарили Вареньке маленькие валенки.

В.Г.Петухова:

А гости наши знают скороговорки?

Ю.А.Филимонова:

Ай - да молодцы! Похвалили зимушку! Да только всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь!

В.Г.Петухова (берёт поднос с платочками):

Я по горнице гуляю

И платочки предлагаю.

Кто платочек выбирает,

Тот потеху предлагает!

родитель

Я платочек выбираю

И загадку предлагаю:

Деревянная подружка

На досуге - веселушка

И накормит всех вокруг.

Ну а в пляске лучший друг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не даёт.

Дети отгадываю загадку про ложку

Ю.А.Филимонова:

Загадку отгадали! В карусель вставайте.

«Карусель» общая игра

Ю.А.Филимонова:

Я по горнице гуляю

И платочки предлагаю.

Кто платочек выбирает,

Тот потеху предлагает!

родитель

Ложки, бубны, колокольцы

Приготовились .

Только нету дирижёра-

Чтобы дружно всем начать.

В зале нет свободных мест,

Ведь звучит сейчас.

Дети отгадываю загадку про оркестр

В.Г.Петухова

А вы на каких инструментах умеете ? Я с подносом подойду, а вы выбирайте!

Оркестр - игра «Едет Ваня в гости»

Дети и гости

Собрался однажды Ваня в гости.

А лошадка в конюшне уж копытцами стучит (ложки).

Взял Ваня дугу с бубенцами (колокольчики).

Прицепил саночки- самокаточки (трещётки)

и поехал (шуршалки!

Все инструменты

Запрягает Ваня

Лошадёнку в сани.

Дорожка кривая,

Лошадка хромая.

Порвалась упряжка,

Сорвалась коняшка.

И на двор без Вани

Прикатились сани!

Ю.А.Филимонова (берёт поднос с платочками):

Я по горнице гуляю

И платочки предлагаю.

Кто платочек выбирает,

Тот потеху предлагает!

родитель

Я платочек выбираю

И загадку предлагаю:

Верчусь, верчусь – не потею

Только более толстею.

Дети отгадываю загадку про веретено.

Ю.А.Филимонова:

Вновь загадку отгадали, значит, снова поиграем! Приглашаю гостей дорогих в круг.

Игра «Моталочка»

2 раза вместе с гостями.

Ю.А.Филимонова:

Я по горнице гуляю

И платочки предлагаю.

Кто платочек выбирает,

Тот потеху предлагает!

Родитель

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и яйцом,

С вишней сладкой он бывает.

В печь сперва его сажают.

Дети отгадываю загадку про пирог

В.Г.Петухова:

Какие же посиделки без пирогов! А пироги то у нас высокие, широкие, да мягкие. Выходите - ка сюда те, кто пироги любит.

Старшая группа с родителями

Игра «Пирог»

Дети делятся на две группы и становятся друг напротив друга, между ними садится участник, изображающий «пирог».

Да экий он высоконький, поднимают руки вверх

Эх, да экий он широконький, разводят в стороны

Эх, да экий он мягонький гладят себя по животу

Режь его да ешь!

Сразу после слов «режь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой команды. Кто первый коснётся «пирога» - уводит его в свою группу, а проигравший становится «пирогом». Выигрывает та группа, которая забрала больше пирогов.

В.Г.Петухова

Какой же дом без нарядной игрушки. Предлагаю вам сделать куклу в подарок

Мастер класс по изготовлению народной куклы

1. Для того чтобы сделать куклу, нужно взять большой квадрат ткани, скрутить его трубочкой, перегнуть на пополам,перевязать ниткой там, где будет шея.

2. Затем нужно взять квадратный кусок ткани меньшего размера, так же сворачиваем трубочкой,

3. Их можно перевязать ниткой там, где будет запястье.

4. По линии талии тоже обмотаем и завяжем нитку.

5. Теперь куколку можно одевать. Вы можете выбрать, кем станет ваша кукла.

В.Г.Петухова:

Всем спасибо от хозяйки

За улыбку и за смех

И за игры и за шутки

Благодарствую я всех.

Ю.А.Филимонова:

Хорошо повеселились на наших зимних посиделках! А какие же посиделки без угощения. Приглашаем всех гости дорогие к !

Досуг для детей и родителей в старшей группе детского сада на тему: "Веселые посиделки". Сценарий

Сценарий досуг для детей и родителей в старшей группе. "Веселые посиделки"

Цели: Приобщение детей и их родителей к духовным ценностям русской народной культуры. Создание радостного настроения.
Формировать базовую культуру ребенка, создавать дружественную атмосферу детей и взрослых. Развивать чувство успеха.
Предварительная работа: загадывание загадок, разучивание считалок, изготовление пригласительных билетов для родителей на праздник.
Материал: Шапочки для подвижных игр: репы, медведя, петушков, аленький цветочек.
Воспитатель:
-Дорогие наши гости: красны девицы, добры молодцы, малые ребятушки. Сегодня, по старой русской традиции, мы собрались на веселые посиделки: отдохнуть, поразвлечься да в игры поиграть. А что за посиделки без веселых потешниц?!
(Звучит русская народная мелодия "Светит месяц")
В зал входят две потешницы - родители.
1-ая потешница: Здравствуйте, детушки милые.
2-ая потешница: Да люди добрые!
1-ая потешница: Собрались мы позабавиться, да потешиться!
2-ая потешница: Поиграть, пошутить, посмеяться!
Обе вместе: Смех вам да веселье!
1-ая потешница: Порадовала нас осень богатым урожаем. Хорошо потрудился честной народ, собрал весь урожай, можно и отдохнуть, загадки поразгадывать.
(загадывает загадки)
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила
Все листья.
(осень)
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.
(лук)
Наш зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(морковь)
В землю бросишь
Крошку - блошку,
Полежит она немножко,
И гляди - уже растет
Самоварчик - корнеплод.
(репа)
Молодцы все загадки отгадали, а теперь поиграем в игру "Репа-репонька".
Репка сидит в центре, дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят:
Репка - репонька,
Расти крепонька,
Не мала, не велика,
До мышиного хвоста
Да!
Дети разбегаются, репка их ловит.
Воспитатель:
Ни одни посиделки на Руси не обходились без веселых игр. Любили, добры молодцы и красны девицы веселую игру "Тяни-толкай".
В этой игре соревновались пары в беге.
(Воспитатель приглашает 2-е пары: взрослый и ребенок. Ребенок встает впереди, а взрослый спиной к ребенку. Чья пара быстрее добежит до финиша). Игра "Тяни-толкай".
1-ая потешница: Кто кого переговорить сумеет!
2-ая потешница: На улице две курицы с петухом дерутся, две девицы - красавицы смотрят и смеются!
1-ая потешница: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха!
Выходите петушки на петушиный бой.
Дети делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3-5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Подвижная игра "Петушиный бой".
Воспитатель обращается к девочкам:
-А вы,девчата, с чем пришли?
На посиделки, что вы принесли?
Может, ниток клубок?
Может, аленький цветок?
(Выходит девочка с аленьким платочком и приглашает всех поиграть в игру "Платочек аленький"). Игра "Платочек аленький".
Под музыку дети встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. Каждый старается занять свободное место в круге, кто займет первым свободное место, становится водящим.
1-ая потешница: А теперь приглашаем посоревноваться и больших и малых.
2-ая потешница: Кто больше вспомнит считалок.
Вместе: Тому и хлопать громче будем!
(проводится конкурс среди команд родителей и детей "Кто больше вспомнит считалок").

Шла кукушка мимо сети,
А за нею, мы дети.
Кукушата просят пить
Выходи - тебе водить!

Гори,гори ясно,
Чтобы не погасло,
Стой подоле,
Гляди на поле.
Едут там трубачи
Да едят калачи.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты самовар!

По тропинке кувырком
Скачет зайка босиком
Заинька, не беги
Вот тебе сапоги
Вот тебе поясок
Не спеши в лесок
Иди к нам в хоровод
Веселить народ.

Рано, рано мы встаем
Громко сторожа зовем
Сторож,сторож, поскорей
Выходи кормить зверей.

Воспитатель:
Любили на Руси народные подвижные игры! Славились наши чудо-богатыри своей силой да удалью. На Руси было много лесов, взрослые да малые ребятушки любили ходить в лес по грибы, да по ягоды. А там частенько можно было встретить медведя. Дети изображали встречу медведя с людьми в лесу. Так возникла игра "У медведя в бору". Давайте и мы поиграем в эту игру. Берите корзинки, лукошки, пойдем в лес.
(Проводится подвижная игра "У медведя в бору". В игре принимают участие дети и родители).
Воспитатель:
А теперь поиграем и свою ловкость покажем! Ведь игра - дело серьезное. В игре "Кто быстрее" надо внимательно слушать музыку и с ее окончанием быстро занять свободный стул. Игра "Кто быстрее".
Воспитатель:
Ни одни посиделки не обходились без веселых игр, где надо показать свою сообразительность. Такая игра у меня есть и называется "Фанты".
Воспитатель обходит играющих и говорит:
-Нам прислали сто рублей
Что хотите - то купите
Черный, белый не берите,
"Да" и "нет" не говорите!
Игра "Фанты".
-Вы придете к нам на праздник? (приду)
-Какое платье оденете: белое или черное? (любой цвет, кроме черного и белого)
-Что с вами, вы больны? (здоров)
-Что продается в булочной? (хлеб и т.д.)
-Какой хлеб, черный или белый? (круглый)
-Тебе купили новую куртку? (новую)
(На вопросы ведущего, играющие отвечают быстро. При неправильном ответе отдается фант. В конце игры все, кто остался без фанта, выкупают его: поют куплет песни, повторяют скороговорку, хрюкают, подпрыгивают на одной ножке, читают стихотворение и т.д.)
Воспитатель:
Наши бабушки и прабабушки знали и любили игру "Ручеек". Давайте и мы с вами поиграем. Правила просты: играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается коридор. Тот, кому пара не досталась, идет к началу ручейка, и проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Новая пара пробирается в конец ручейка через коридор, а тот, чью пару разбили, идет в начало ручейка. Игра "Ручеек".
1-ая потешница: Делу время - потехе час!
2-ая потешница: Вот и кончились наши посиделки!
Вместе: Всех приглашаем на чаепитие!

Литература:
1. Русские народные праздники в детском саду, М.Ю.Картушина, Москва, 2007г.
2. Тематические загадки для дошкольников, В.П.Гудимов, Москва, 2002г.
3. Русские народные подвижные игры, М.Ф.Литвинова, Москва, 1986г.
4. Фольклорные праздники для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Гусли звончатые", С.И.Мерзлякова, Е.Ю.Комалькова, Москва, 2001г.
5. а у наших у ворот развеселый хоровод, М.А.Михайлова, Ярославль, 2001г.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели и задачи:

  • познакомить с историей и традициями русского народа;
  • научить понимать обряды и обычаи;
  • формировать интерес и уважение к традициям на Руси;
  • активизировать интерес к истокам и историям своего народа;
  • воспитывать нравственные качества личности.

Материал и оборудование:

  • русская изба: русская печь, столы, скамейки, прялка;
  • для украшения избы: рушники, полотенца, салфетки, коврики;
  • для "работы; шерсть, веретено, салфетка для "вышивания", сарафан для "шитья", пряжа, спицы для "вязания", глина, корзина для "плетения", деревянные ложки, матрешки, молоток, брусочки.
  • для чаепития: самовар, чайная посуда, пироги, баранки, мед, чай.

Ход мероприятия

Хозяюшка в русском костюме сидит в избе:

Светит, светит месяц
Высоко, не низко.
Где же гости дорогие
Далеко ли? Близко?
Красны девицы
Да добры молодцы
Поскорее наряжайтесь
Да на посиделки собирайтесь!

Звучит русская народная мелодия, входят дети в русских народных костюмах:

Дети: Здравствуй, хозяюшка.

Хозяюшка:

Здравствуйте, гости, дорогие.
Давно вас поджидаю.
Милости прошу, садитесь.

Дети рассаживаются на скамейках, а хозяюшка ведет рассказ:

В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивались полевые работы,- собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали- коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице "от скуки бери дело в руки". Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает, кто сарафан шьет. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. Весело было! То песню запоют, то шуткой перебросятся. Вот у них и работа спорилась. Давайте и мы с вами устроим посиделки, займемся любимым занятием.

Девочки садятся за прялку, "вышивать" салфетку, полотенце, "шить" сарафан. Мальчики - лепить из глины посуду, игрушки; "плести" корзину, "мастерить" или "обтачивать" ложки и матрешки.

Огонек души не тухнет,
Ничего нет в жизни вдруг,
Вспомним радость русской кухни,
Дедов искренний досуг.

Отдых - это не безделье,
Время игр, новостей,
Начинаем посиделки
Для друзей и для гостей.

На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.

Хозяюшка: Ну что ж, девицы - красавицы да добры молодцы, я вам предлагаю завести хоровод.

Хоровод "Во поле березонька стояла". Дети занимают свои места.

Лихо пели и плясали.
Но и мы не отстаем,
Разбирай, ребята, ложки,
Поиграем в шестером!

Ложки, что не говори,
Примечательные!
А ребята - ложкари
Замечательные!

Игра ложкарей под русскую народную мелодию.

А горелки как? горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, посиделки,
Были праздником души.

Игра "Гори, гори ясно!"

Игра "Ручеек"

Дети садятся на свои места.

Хозяюшка:

А какие же посиделки без частушек?
Ну и удаль, ну и стать,
Молодою снова б стать,
Как певали мы частушки.
Вы их знаете, подружки?

Как частушки нам не знать!
Любим петь мы и плясать
Выходите-ка, подружки,
Пропоем мы вам частушки.

Частушки Мальчик:

Эй, девчонки - хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.

Станем, девицы, рядком,
Да частушки пропоем.

Мальчики:

Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем!

Пропоем мы вам частушки,
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики!

Кабы, кабы да кабы,
На носу росли грибы,
Сами бы варилися,
Да и в рот катилися!

На болоте, на снегу,
Укусил комар блоху,
Сидит заяц на березе,
Умирает со смеху!

Девочки - беляночки,
Чем вы набелилися?

Мы вчера коров доили,
Молоком облилися!

Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла,
Я не удержалася!

Если б не было воды,
Не было бы кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?

На окошке два цветочка,
Голубой да аленький,
Я мальчонка боевой,
Хоть и ростом маленький.

Мы частушки вам пропели,
И садимся в решето,
Чтобы всюду и кругом
Было с нами хорошо!

Звучит русская народная песня, все дети танцуют. После танца рассаживаются за сервированные столы.

Хозяюшка вносит пирог и другие угощения:

За самоваром на Руси собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали семейные дела. Мне хочется, чтобы все, что вы сегодня узнали, осталось с вами навсегда, чтобы вы умели принять гостей, чтобы ваш дом был всегда радостным и уютным, а на сердце у каждого, вошедшего в него, было тепло от этого. Не забывайте о русских традициях. А сейчас я приглашаю вас на чаепитие.

Похожие публикации