Ребенок не находит общий язык с одноклассниками. Как построить хорошие отношения с одноклассниками (по материалам психологических изданий)

Как складываются твои отношения со сверстниками, во многом зависит только от тебя. Конечно же, для создания авторитета всегда будут важны твои знания и умения, твой внешний вид, чувство юмора. Но умение себя вести, быть тактичным и внимательным с окружающими всё-таки является едва ли не самым важным. Ты можешь многое уметь и знать, но если не научишься принятому общению с людь-ми, они не захотят тебя ни слушать, ни восхищаться твоими достижениями.

В общении не может быть незначительных мелочей. Каждому человеку в любом возрасте приятно общаться с вежливым, воспитанным и предупредительным человеком.

Некрасиво, к примеру, заглядывать без разрешения в тетрадь своего соседа по парте. Нельзя читать чужие письма, личные дневники. Невежливо стоять за спиной у человека, который работает на компьютере.

Даже если в написанном письме (на бумаге или на компьютере) нет ничего секретного, не каждому приятно, чтобы кто-то читал слова, предназначенные для другого человека.

Некоторые ребята в общении почему-то не называют друг друга по именам, а придумывают своим одноклассникам различные прозвища. Чаще всего школьные прозвища образовываются, конечно же, от фамилии. Например, Скворцов, Степанов, Белов, Фролов и Морозов автоматически становятся в школе просто Скворцом, Стёпой, Белым, Фролом и Морозом. Одни ребята гордятся своим прозвищем, а другим совершенно безразлично, как их называют.

Но есть немало впечатлительных и застенчивых детей, которые болезненно переживают и даже страдают от подобного к ним обращения и очень стыдятся своего про-звища. Бывает даже, что от подобных страданий и огорчений у них происходят нервные срывы. Нередки случаи, когда обидные прозвища и сложные отношения со сверстниками становятся причиной заикания. А некоторые близорукие ребята отказываются носить очки только по той причине, что их станут дразнить очкариками или ботаниками.

Многим ребятам даже и в голову не приходит, что их одноклассник из-за данного ему прозвища переживает и плачет.

Конечно, только очень неумным и злым людям доставляет удовольствие причинять другому обиды. Чаще всего ребята делают это не со зла. Но прежде чем награждать кого-либо прозвищем, вспомни, что у человека есть имя. Для каждого из нас имя значит очень многое. Родители долго его выбирали, надеясь, что оно принесёт их ребёнку удачу в жизни. Некрасиво и невежливо называть своих друзей по фамилии или заменять имя глупым или обидным прозвищем.

Для того чтобы у тебя складывались хорошие отношения с друзьями и одноклассниками, обрати внимание на эти советы.

Правила общения с одноклассниками

Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

Никогда не смейся над физическими недостатками лю-дей;

Всегда и во всём помогай младшим и слабым;

Не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

Не придумывай никому обидных прозвищ;

Если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

Если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

Всегда выполняй данные тобой обещания;

Никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

Дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

Всегда будь точным: неточность — это прежде всего невежливость;

Никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

Никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.

Здравствуйте!:) У меня есть довольно-таки серьезная для меня проблема. Не получается наладить отношения с одноклассниками. Начну по порядку. Я учусь в 9 классе. У нас нет конкретных изгоев, надо которыми издеваются, бьют, гнобят и прочее. Но у нас есть ребята, с которыми просто не общаются и пытаются делать небольшие гадости исподтишка...

И, к сожалению я оказалась среди них(. Не люблю это дело, но если себя сравнить с лузерами из нашего класса, то можно с полной уверенностью сказать, что я не такая. Я открытая, общительная, в меру уверенная в себе, не выгляжу несчастной забитой девочкой, красиво одеваюсь (часто это подмечают окружающие), слежу за собой, добрая, дружелюбная, отзывчивая и такая ситуация у меня только в школе. Вообще я оптимистка. У меня никогда не было комплексов и я никому не завидовала, правда правда:))) Раньше у меня была лучшая подруга, которую все ненавидят, даже мои родители, которые открыли мне глаза. Изначально я именно по этому начала общаться с ней, не хотелось поддаваться стадному чувству, да и она была новенькой. Потом я поняла, что она энергетический вампир. Сейчас из класса ни с кем не общаюсь. Я пытаюсь начать разговор, и все такое, но они меня не принимают((. Правда хочется отметить, что у меня с ними нет ничего общего и мне скучно с ними. Они все курят и пьют, у меня с ними разные ценности. Но мне очень хотелось бы найти с ними общий язык и общаться просто как с коллегами, чтобы было с кем общаться в шк. И ДА,Я НЕ ЗУБРИЛА И НЕ ОТЛИЧНИЦА, я обычная средняя ученица. Помогите мне, очень вас прошу:))))) За пределами школы у меня есть друзья, пусть и не миллионы, но те, которые есть любят, уважают и ценят меня. С рождения росла и купалась в любви, родители никогда не повышали голоса. из минусов - рассеянность, невнимательность, близко принимаю к сердцу, если меня что-то раздражает, то начинаю очень сильно огрызаться, могу сказать что-то очень обидное (в силу возраста, я абсолютно уверена в этом). Обычно в обществе я либо влиятельный человек, иногда и бываю лидером, во всяком случае проблем не возникает. Теперь о школе. По скольку я не ходила в садик - была няня, играла во дворе с друзьями, вы не поверите, но меня НИКТО И НИКОГДА НЕ ОБИЖАЛ, если мне память не изменяет. Как пришла в школу, сразу не приняли меня девочки, хотя я хотела подружиться с ними. Из-за этого стала дружить с мальчиками, играла с ними, по-дружески дралась, в общем мы дружили крепко, меня любили несколько мальчиков, от чего девочки сильно бесились. Но в 4 классе я захотела начать общаться с девочками и отделилась от пацанов. Но они меня и тогда не приняли, а плохого я им ничего не делала... не понимаю до сих пор почему так. С родителями у меня прекрасные дружеские отношения, общаемся на равных, очень их люблю. Почему у одноклассников такое отношение ко мне? Кстати практически у всех них плохая самооценка, пускают друг про друга грязные сплетни и так далее. Надеюсь что вы мне поможете).

Ответ психолога:

Здравствуйте, Майя!

Меня очень заинтересовал Ваш вопрос, потому что в нем так много противоречивых сведений! Поэтому мне самой хочется понять, что же можно сделать в такой ситуации!
Давайте будем разбираться вместе и по порядку!
Если я Вас правильно поняла, то Вы попали в классе в ту группу, которая не входит «в круг избранных, которых большая часть этого круга считает «лузерами». Вы не разделяете интересов этого круга, который по Вашим словам «курят и пьют и у Вас с ними разные ценности», но при этом для Вас является потребностью признание Вас этими посторонними для Вас людьми, с которыми Вы проводите хоть и большую часть времени, но все же не основную? Насколько я помню школу, там все-таки основное время занято учебным процессом, а перемены – достаточно малы для полноценного общения. По Вашим же словам у Вас вне школы есть свой круг друзей, в котором Вас и ценят и понимают и разделяют Ваши увлечения и ценности!
Майя! Зачем тогда Вам признание людей, которые даже в Вашем описании недостойны быть среди Ваших друзей? Может быть дело в том, что Вам как потенциальному «лидеру» очень важно признание такого «лидерства» всеми, кто волей-неволей входит в Ваш круг? Может это желание все-таки свидетельствует, что и Вам не очень комфортно в Вашем кругу «открытых, общительных, в меру уверенных в себе, не выглядещих несчастными, забитыми девочек, красиво одевающихся, которые следят за собой, добрые и отзывчивые»? Может Вас больше тянет к тем, кто пьет и курит, разделяет низкие ценности? Знаете, есть такое явление, когда от «морали и правильности» хочется «протестовать нарушая все ценные в Ваших кругах нормы и правила»? Может это тот случай? Только признаться даже самой себе Вы не можете.
Конечно, я считаю, что человек по сути своей существо социальное и ему тяжело находиться в кругу его не приемлющих! Но ведь у Вас есть круг, в котором Вы можете ощутить себя принятой! По Вашим словам это и родители и друзья вне школы!
Если Вы так уверены в себе, с высокой самооценкой, как Вы пишите, тогда, на мой взгляд, Вам совсем нет необходимости дополнительного подтверждения ее среди людей, которые по Вашим же словам такой высокой самооценкой не обладают. Им даже для того чтобы ощущать себя сильными нужно объединяться в такие группы, как в Вашем классе!
Прошу Вас еще раз хорошо обдумайте ситуацию, в которой Вы оказались и честно ответьте себе на вопросы, которые я Вам предлагаю! Если Вы увидите в себе «жизненную потребность» во что бы то ни стало оказаться в кругу не изгоев Вашего класса, тогда, наверное не все так хорошо с уверенностью в себе! А если все-таки такая необходимость не такая уж и необходимость, то продолжая демонстрировать Вашему школьному окружению Вашу уверенность Вы сможете справиться с отсутствием «друзей и подруг» в школе, а может быть Ваш пример независимости и самодостаточности сможет укрепить кого-то из Ваших одноклассников- «лузеров» как Вы их называете и дать надежду, что нет необходимости прогибаться под «требования большинства», а стоит оставаться с чувством собственного достоинства и отстаивать свое видение и мнение!
Не так уж и плохо быть «белой вороной», на мой взгляд! Обычно такие люди стают лидерами не только в душе, но и на деле, не просто кажутся ими, а доказывают это всем своим поведение! А за лидерами всегда идут те, кто был массой, у кого сложности с выработкой своего мнения и жизненной позиции! Им тоже нужен пример для подражания и идентификации!

Организационный момент. Вступительное слово классного руководителя.

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на собрании. Спасибо, что Вы нашли время прийти на нашу встречу. Начать собрание я бы хотела словами известного писателя А. де Сент-Экзюпери “Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения”. Семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в классном коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. Что делать? Итак, сегодня мы будем говорить о том, как помочь Вашему ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками. Я приглашаю к разговору педагога-психолога кризисного центра.

– Существует множество высказываний о дружбе, как мыслителей античности, так и современности. Все они пытались понять, что такое дружба:

“Единственный способ иметь друга – самому быть им”. – Эмерсон .

“Без дружбы жизнь ничто”. – Цицерон .

“Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, что бы он не нуждался в друге”. – Сенека.

– Мы с ребятами на классном часе обсуждали серьезную интересную тему "Друг, дружба, законы дружбы". Детям предлагалось подумать над вопросом, что значит “дружба” и зачем она нужна людям?

– Уверена, вы, как родители, хотите, чтобы у ваших детей были надёжные, верные друзья. А задумывались ли вы над тем, что же такое настоящая дружба? Согласитесь, ведь дружба дружбе – рознь. Наверняка, если вы сейчас проведёте “ревизию” своих знакомых, то увидите, что не все они подойдут под определение ДРУГА. В большинстве своём это всего лишь приятели – с ними можно общаться, куда-то вместе ходить, устраивать праздники и т.д., но если дело коснётся чего-то серьезного, то вряд ли от них можно дождаться помощи.

– Так и у ваших детей. Происходит путаница понятий “друзья” и “приятели”. Те, кого они называют друзьями, по большому счёту таковыми не являются, т.к. в младших классах дружба нередко складывается по случайным мотивам (живут рядом, сидят за одной партой, родители дружат и т.д.). С приятелями встречаются для занятий спортом, игры, прогулки или учёбы. А с другом обычно делятся своими мечтами, чувствами, заботами, переживаниями. И хотя приятельские отношения до 10-летнего возраста не перерастают до высот дружбы, тем не менее, приятели, как правило, называют себя лучшими друзьями.

Учитель: накануне классного часа я попросила ребят написать сочинение на тему “Мой друг” .

– Ответы учащихся дадут вам представление о характере межличностных отношений ребят. Так, для одних школьников друг, прежде всего, – это защитник (“не оставит в беде”, “защитит, если тебя бьют”, “всегда заступится, вытащит из беды”); для других друг – это помощник (“помогает, когда трудно”, “всегда поддержит”, “поможет справиться с учебой”). Немало детей выделяют друга в качестве партнера по игре, конструктивному общению (“С другом всегда играем вместе”, “С ним мы никогда не ссоримся”, “С друзьями всегда можно найти общий язык, даже если у нас разные мнения”). Друг выступает как партнер по доверительному общению (“Лучшей подруге можно рассказать секрет сокровенный”, “Другу можно верить”, “Ему можно рассказать про свою любовь”). Друг для некоторых ребят – это понимающий родной человек (“Этот человек тебя понимает”, “Друг всегда понимает тебя и верит”, “Друг – это тот, с кем неразлучен”, “Это лучший человек, не считая родителей”). Партнер по свободному времяпровождению – это тоже друг (“С другом можно хорошо проводить время”, “С ним всегда не скучно гулять”, “С другом я люблю ходить по магазинам, в кино, в любые разные места”).

– Таким образом, ответы дают представления о ценностных ориентациях ребят в межличностных отношениях, раскрывают социально-психологические потребности (в безопасном диалоге, в психологической поддержке, в установлении доверительных отношений, в конструктивном общении и т.д.). У каждого ученика степень выраженности потребностей и ценностные ориентации свои.

– Было интересно, как “видят” друга девочки, а как – мальчики. Общее в ответах девочек и мальчиков: друг – это человек : которому можно доверять (“рассказать секреты”, “тайну раскрыть”); с которым можно организовать совместную деятельность (“вместе гулять”, “сходить в гости”); который поможет в трудную минуту (“подскажет, как быть”, “поддержит”).
Различия во взглядах проявляются преимущественно в разных формах отношений. Девочки

выделяют такие качества друга, как умение сочувствовать, доверительно общаться; друг для девочек – это очень близкий человек, как брат или сестра.
То есть для девочек более значим и ценен эмоциональный компонент межличностных отношений. Мальчики же больше выделяют деятельностные характеристики взаимоотношений: “Друг заступится, если кто-то обидит”, “С другом можно поиграть в подвижные игры”, “Ему можно дарить подарки”.

Один ученик написал, что общается с друзьями не потому, что у них дорогие телефоны, что отличники, а потому, что ему с ними интересно.

Особенности дружбы в младшем школьном возрасте:

  • Складывается по случайным мотивам .
  • Отношения непрочные
  • : наблюдается быстрая смена друзей, симпатий и антипатий, зависимость от стихийных детских норм.
  • Требования
  • , предъявляемые к другу, ребёнок не всегда относит к себе .
  • Потребительское отношение
  • к дружбе
    : дружат за то, что “друг” и во всём соглашается, всегда даст списать и выходит гулять по первому зову. Главное в этих отношениях то, что друг может дать лично тебе.

К концу 4-го класса многие дети созревают для прочных дружеских отношений, взаимоотношения со сверстниками становятся более значимыми , чем учёба.

Это проявляется:

– Почему же не у всех детей есть друзья? От чего зависит выбор? Вполне может быть, что ребёнок неправильно подходит к выбору друга.

Необходимой предпосылкой для прочной дружбы, скорее всего, служит личный выбор на основе трудно определяемой симпатии .

Возможно, что такая симпатия зависит от недостатков, которые ребёнок смутно находит сам у себя и не видит у избранного партнёра : избалованный выбирает самостоятельного, трусливый – храброго, глупый – умного, т.е. свою противоположность. Подобный выбор, скорее всего, не станет основой прочной дружбы.

совсем без недостатков ? Такого не бывает и быть не может. В этом случае результатом поиска может стать либо невозможность найти друга, либо разочарование в нём.

А, может быть, ребёнок ищет друга по образу и подобию своему , только ещё хуже? С таким человеком дружба долго не продлится, его глупость начнёт раздражать, и всё закончится ссорой.

– Но всё-таки, как доказано психологическими исследованиями, подлинная основа для дружбы зависит от сходных черт, совпадения интересов, образа мышления.

Для того чтобы найти себе друга по душе, необходимо, прежде всего, разобраться в себе, в своих предпочтениях и недостатках, в самом понятии дружбы.

– А теперь поговорим о том, что мешает дружбе. Возможно, неумение устанавливать дружеские отношения связано с застенчивостью, неумением общаться, незнанием элементарных правил поведения . Кстати, если ребёнок очень закрыт, то одноклассники могут инстинктивно провоцировать его на агрессию, чтобы посмотреть, что он сделает в ответ, и оценить – это опасно или нет?

Может быть, ребёнок почти всегда ходит, нахмурившись , редко улыбается ? Захочется ли вам налаживать отношения с человеком, у которого постоянно плохое настроение?

Может, плохо учится ? Для начальной школы это очень важный показатель.

Часто обижается ? Обида – тоже вид агрессии, способ манипуляции людьми, не каждому понравится, если им будут манипулировать.

А, может быть, он зануда и плакса , жалуется по поводу и без повода? Таких, точно. Не любит никто.

Или паникёр , подвержен постоянному беспричинному страху ? Через месяц общения с таким человеком очень сильно устанешь. Мрачное, пессимистичное отношение к жизни может отвернуть от ребёнка друзей.

А, может, он хвастун или всезнайка ? Согласитесь, человек, который постоянно всех поучает и говорит, что может сделать лучше и рассказывает всем обо всём, становится просто невыносим.

Случается, что у человека нет чувства юмора . Это очень тяжело. В присутствии таких людей всегда напряжённая атмосфера. Окружающие боятся, как бы не обидеть такого человека случайной шуткой. Кстати, иметь чувство юмора – это не обязательно уметь веселить и веселиться. Это – прежде всего – способность противостоять жизненным трудностям, оптимизм, умение посмеяться, пошутить и над собой, адекватно принимая юмор и в свой адрес тоже.

А ещё не дружат с врунишками и злюками, грязнулями и жадинами, с завистниками и непорядочными людьми.

Что же нужно делать, чтобы найти друга?

Объяснить ребёнку, чтобы он:

  • не стеснялся быть добрым, чаще улыбался – к добрым и улыбчивым тянутся;
  • уважал и любил себя, тогда его полюбят и окружающие – если человек не любит себя, то кто его будет любить?;
  • был прост и естественен (в детской среде часто встречаются излишества).

Памятка для родителей

Со своей стороны вы, как родители, можете сделать следующее:

  • приглашайте в гости одноклассников вашего ребёнка, так вы лучше их узнаете и сможете контролировать и влиять на их взаимоотношения;
  • помогайте классному руководителю в проведении внешкольных мероприятий, это поможет сплотить класс и, кроме того, улучшат ваши с ребёнком взаимоотношения;
  • дайте ребёнку самостоятельность в выборе друзей и разрешении конфликтов, а если всё же вмешиваетесь, то выясняйте отношения не с обидчиком, а с его родителями, и не по телефону, а прилюдно – например, на родительском собрании;
  • учите не бояться ошибок, рассказывайте о своих проблемах в детстве, о том, как вы их переживали и как с ними справлялись, этим вы снизите излишнюю тревогу и напряжённость у вашего ребёнка, улучшите его поведение и привлекательность для сверстников;
  • разрешайте проявлять негативные эмоции, т.к. подобный запрет может вызвать сложности в установлении взаимоотношений с людьми (например, ребёнок будет избегать любых физических контактов, даже с целью защиты; на уроках физкультуры откажется играть в баскетбол; с опаской будет кидать “снежок”, сделанный из бумаги); человек, живущий полноценной жизнью, позволяет себе и радоваться, и гневаться; кстати, мальчишеские драки – это, в основном, результат потребности в тактильном контакте, т. к. удовлетворить эту потребность другим путём мальчики не могут;
  • подумайте, не являются ли ссоры ребёнка с друзьями следствием ваших ошибок в его воспитании: если дома он – центр вселенной, то ждёт такого же отношения со стороны других детей, добивается своего, провоцируя конфликты; если ребёнок заброшен, он испытывает обиду и злость – вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства; если часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи – начинают подражать их поведению;
  • обсуждайте с ребёнком причины конфликтов с друзьями, постарайтесь сами стать для него другом;
  • объясните, что такое “кодекс дружбы”.

“Кодекс дружбы”.

1. Делиться новостями.
2. Оказывать поддержку, добровольно помогать в случае необходимости.
3. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе.
4. Доверять.
5. Защищать друга в его отсутствие.
6. Не критиковать друга публично.
7. Не быть назойливым, не поучать.

– Это совсем не значит, что, придя домой, вы скажите своему чаду: “С тобой не дружат, потому что ты … . Сейчас я тебя буду учить”. Лучше всего сказать следующим образом: “Я тебя очень люблю. Ты у меня замечательный, но иногда ты поступаешь не совсем правильно: … Если хочешь иметь друзей, попробуй сделать следующее: … Возможно, что не всё получится сразу, будут ошибки. Но ведь ты только учишься дружить. Я уверена, что со временем у тебя всё получится”.

– Благодарим за внимание. Надеемся, что наши советы, окажутся вам полезны, в воспитании Ваших детей.

Хорошо, когда дружба с одноклассниками завязывается сама собой и школа становится практически вторым домом. Но что делать, если не все так гладко? Проявлять чудеса дипломатии, быть мудрой и терпеливой! Как это сделать? Сейчас расскажем!


Единомышленники: как их найти?

Гораздо проще построить хорошие отношения с теми, кто чем-то похож на тебя. С теми, у кого такие же интересы и увлечения. Твоя одноклассница Маша, как и ты, увлекается биологией? Это отличный повод поработать вместе над докладом или проектом, даже если вы раньше не дружили. Главное, не бойся проявить инициативу, ведь большинство ровесников были бы рады новому знакомству, но стесняются сделать первый шаг, несмотря на свой гордый вид.


Кто-то из ребят слушает музыку, которая нравится тебе? Отлично! Спроси у них о новых группах и песнях или расскажи сама. Музыкальные предпочтения - это вообще очень важная тема, она про чувства, эмоции и даже моду, и она всегда объединяет, а это очень ценно!


Но что делать, если твои увлечения никто в классе не разделяет, а твои чувства и мысли не понимают? Не расстраивайся и не спеши меняться только для того, чтобы угодить окружающим.


В первую очередь, нужно понять: ты чем-то отличаешься от остальных, или тебе просто хочется выделяться на их фоне?


Если ты гоняешь на лонгборде, пока остальные рисуют розочки на ногтях, или читаешь и перечитываешь книги, пока другие обсуждают сериалы, то у нас для тебя хорошие новости: быть особенной - это повод для гордости! Ведь это значит, что ты мыслишь нестандартно и занимаешься тем, что нравится.


Помни о том, что всё в жизни меняется. Твои вкусы тоже могут измениться, и ты сможешь найти единомышленников среди одноклассников. А может быть, кто-то из них скоро начнёт разделять твои интересы!


Жизнь непредсказуема: сейчас у тебя нет ничего общего с соседом по парте, а завтра он создаст фан-чат твоего любимого сериала. Учись открывать новое в людях!


Комплименты и поддержка: как не переборщить?

Ты любишь, когда тебя хвалят и говорят приятные слова? Так вот, другие тоже! Увидела красивое платье у одноклассницы? Обязательно сделай комплимент, ей будет приятно! Одноклассник подготовил интересный доклад по истории? Не завидуй, а похвали его. Видишь, что у кого-то плохое настроение или слёзы на глазах? Подойди, предложи помощь или просто выслушай - иногда этого достаточно.


Почему же нельзя перебарщивать? Если ты будешь хвалить всех и успокаивать «для галочки», твои одноклассники это заметят или почувствуют. Неискренность видна за километр и всегда усугубляет ситуацию, а ещё ты можешь получить репутацию подлизы. Поэтому проявляй участие искренне и только тогда, когда это действительно уместно.

Эмпатия – что это, и зачем она мне нужна?

Эмпатия – это понимание чувств другого человека и умение встать на его место. А ты представляешь, что в голове у твоей подруги, когда она получила плохую оценку, или у сестры, когда она поссорилась с кем-то? Умеешь не подливать масло в огонь? Чтобы лучше понимать людей и быстрее находить с ними общий язык, почаще представляй себя на месте других и старайся поступать с ними так, как хотела бы, чтобы поступали с тобой.

Сплетни: как быть выше этого?

Одно дело – говорить о человеке только хорошее, но совсем другое – распространять слухи за его спиной и устраивать настоящую эпидемию. Если кто-то рассказал тебе сплетню, задай себе вопрос: «Хотелось бы мне, чтобы обо мне рассказывали такое?» И если нет, сделай так, чтобы на тебе цепочка закончилась. А если ты сама стала жертвой неприятных наговоров, сработает совет, знакомый с детства: не обращай внимания.


Сплетнику нужна твоя реакция: слёзы, крики... Но, в общем-то, неважно, что это будет. А вот если в дискомфортной для себя ситуации ты сумеешь сохранить самообладание, то в будущем никому и в голову не придёт смеяться над тобой. Ведь ты выше этого. А значит, твои обидчики быстро потеряют свой интерес.


Но что делать, если игнор совсем не помогает? Ты ведь не будешь переводиться в другую школу из-за парочки сплетниц! Другого выхода нет - придется разговаривать со своими обидчиками. Постарайся поговорить с тем, кто распускает про тебя сплетни наедине, лишние уши здесь ни к чему. Сохраняй самообладание и ни в коем случае не повышай голос. Выясни причину, почему про тебя распускают сплетни. Вполне возможно, что ты чем-то обидела того, кто говорит о тебе гадости сейчас. А может быть, это просто зависть? В любом случае, знание причины таких разговоров помогут тебе быстрее с ними справиться.


Травля: как её избежать?

Почти все знакомы с ситуацией, когда класс делится на несколько обособленных групп, которые не воспринимают друг друга. Или и того хуже: когда все начинают травить кого-то одного из учеников. Сейчас это называется модным словом «буллинг». И тут нам снова поможет упражнение на эмпатию. Поставь себя на месте того, кого все дразнят, обижают, унижают. Каково ему учиться в таком классе? Нравится ли ему ходить в школу? С каким настроением он просыпается по утрам? Уверена, что хочешь участвовать в этом безобразии?


Попробуй сохранить нейтралитет и здравомыслие. И если это в твоих силах, то попытайся помочь тому, кого обижают. Для начала привлеки друзей на свою сторону. И обязательно обрати внимание своего классного руководителяна то, что происходит. Если все травят одного, совсем не обязательно, что проблема именно в нём. Гораздо чаще оказывается, что и другие отношения в классе не так уж хороши, как ты могла подумать раньше.


Что делать, если объектом травли являешься ты? К сожалению, универсального рецепта не существует. Выяснять отношения один на один со своим обидчиком нельзя, это совершенно неэффективно. Работать нужно со всей компанией, потому что в травле всегда больше двух участников. Ведь твой класс и учителя - это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.


Главное, что тебе нужно сделать, - это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены, и ты хочешь это прекратить. Ни в коем случае не отмалчивайся! Если ты будешь молчать и терпеть, потому что тебя могут посчитать стукачкой, ситуация станет только хуже! Сообщи о том, что тебя травят своему классному руководителю или школьному психологу. Говорить со всем классом - это не только твоя забота, но и прямая обязанность взрослых и опытных педагогов.


А какие у тебя отношения с одноклассниками?

Библиотечка психологической службы гимназии № 000

Как построить хорошие отношения с одноклассниками

(по материалам психологических изданий)

Если ты внимательно присмотришься, то сможешь заметить, что в классе ребята делятся на несколько групп. Причем заметим, что специально никто никого не делит - роли распределяются как-то сами собой.

Во-первых, в классе есть лидеры - те, кто пользуется особым уважением. К мнению таких ребят прислушиваются, им стараются подражать.

Затем идут так называемые "середнячки": учатся хорошо, но звезд с неба не хватают, среди одноклассников пользуются достаточной популярностью, но не стремятся во всем верховодить и предпочитают держаться поближе к лидеру.

Следующую группу составляют "серые мышки" - ребята, которые не пользуются в классе особым уважением. С их мнением никто не считается, одноклассники их редко приглашают на дни рождения и вечеринки , но в то же время откровенной неприязни тоже не испытывают - их просто не замечают.

Особая категория детей - это так называемые "отверженные". По отношению к ним одноклассники появляют активную нелюбовь, иногда - ненависть. С такими ребятами никто не хочет сидеть за одной партой, не хочет дружить. На переменах такого мальчика или девочку не берут в общую игру, а когда на уроках физкультуры начинаются командные игры, оказывается, что и тут "отверженный" не у дел: его не хотят принимать ни в одну команду.

И вовсе не обязательно в "отверженных" оказываются отъявленные хулиганы и двоечники. Среди таковых (то есть двоечников и хулиганов) как раз попадаются невероятно обаятельные личности - с ними все хотят дружить! "Отверженным" в таком случае может оказаться, наоборот, чудесный мальчик или умная девочка.

Если ты попал(а) в "отверженные", скажем прямо: это никуда не годится. Но не спеши заливаться слезами - этим горю не поможешь. Нужно обязательно изменить сложившуюся ситуацию. Может быть, тебе совсем ни к чему становиться лидером, но постарайся попасть хотя бы в число "середнячков".

Первым делом посмотри вниматель на себя. Почему никто не хочет с тобой дружить? Может, ты не слишком чистоплотен(тна)? Или же любишь сплетничать и говорить окружающим всякие гадости? Чем увлекается большинство ребят в классе? Насколько ты интересен(сна) одноклассникам - вдруг им с тобой просто не о чем говорить?

Дело в том, что в каждом классе есть свои увлечения и ценности. Любителя серьёзной классической музыки будут презирать в классе, где все слушают поп - или рок-группы. Или представим, например, что большинство мальчишек в классе ходят с грязными ногтями (фу-у-у-у) и ушами, учебой особо не замарачиваются и ничем, кроме компьютерных "стрелялок", не интересуются. Прилежный, аккуратный и умненький мальчик в таком классе будет пользовать репутацией "маменькиного сынка". Естественно, мальчишки будут его недолюбливать, и скорее всего именно он окажется в "отверженных".

Вывод очевиден: тот, кто в одном классе ходит в "отверженных", в другом классе вполне может оказаться в середнячках, а то и в лидерах!

Если ты чувствуешь, что разница между тобой и одноклассниками слишком велика, и ты никогда не сможешь "прижиться" в своём классе, подумай: а не лучше ли будет перейти в другой класс, а может быить, вообще поменять школу? Конечно, это дело непростое, и новеньких всегда встречают настороженно, но все же это лучше, чем много лет ходить в изгоях и изо дня в день терпеть насмешки и унижения.

Но это, разумеется, "рецепт" для самых тяжелых случаев. Мы же подробно расскажем о том, как наладить отношения с одноклассниками, заслужить их авторитет и при этом оставаться самим собой.

Как наладить отношения с одноклассниками

Скажем сразу: как ребята отнесутся к тебе с самого начала, так они и будут относиться и на всем протяжении учебы - если, конечно, ты сам (а) не предпримешь никаких усилий, чтобы изменить сложившееся о тебе мнение. Так что, раз видишь, что время идет, а отношения с одноклассниками оставляют желать лучшего - пора срочно что-то предпринимать.

Возможно, ты уже пробовал (а) разные "военные хитрости" - например, "подкупать" одноклассников, угощая их конфетами, плюшками и прочими вкусностями, давать списывать задачки, но ощутимых результатов не принесло. Значит, нужен другой метод.

Прежде всего, - и об этом мы уже говорили - если ты чувствуешь, что одноклассники относятся к тебе не слишком дружелюбно, задумайся, почему это происходит. Вот несколько причин, по которым одноклассники могут относиться к тебе не так хорошо, как ты того заслуживаешь.

ПРИЧИНА 1. Твои манеры резко отличаются от поведения других ребят. Например, ты - утонченная, мечтательная особа, увлекаешься классической музыкой, поэзией, с малых лет играешь на фортепиано и сочиняешь романтические стихи. Одноклассники тебе кажутся крикливыми и глупыми ребятами, с которыми и говорить-то не о чем. Ты не понимаешь, как можно слушать ту ужасную музыку, от которой без ума большинство из них, или читать какие-то примитивные комиксы, не любишь шумных игр - уж лучше почитать интересную книгу. Одноклассники, со своей стороны, считают тебя занудой.

Как исправить ситуацию??? Хотя бы ради любопытства прояви интерес к тому, чем интересуется большинство твоих одноклассников. Ведь что-то находят они в этих "ужасных" музыке, фильмах и комиксах. Не сторонись общих игр - они позволяют лучше узнать друг друга. Может быть, тебе только кажется, что вокруг - сборище глупышек, с которыми и говорить-то не о чем, а на самом деле в классе есть умные и талантливые девочки и мальчики, только с другими увлечениями. Ведь для того чтобы дружить или хотя бы просто общаться, людям вовсе не обязательно иметь абсолютно одинаковые интересы.

Вот увидишь, если ты проявишь заинтересованность в окружающих тебя людях, то и они будут внимательнее и дружелюбнее к тебе относиться.

ПРИЧИНА 2. Ты слишком застенчив (а). И тебе просто не хватает смелости подойти к ребятам и принять участие в разговоре или игре. Тебе кажется, что ты обязательно сморозишь глупость или сделаешь что-то не так, и над тобой будут смеяться. В душе ты надеешься, что ребята сами подойдут и позовут тебя в игру. Но этого не происходит - и тебя, похоже, вообще перестали замечать. И снова ты всю перемену стоишь у стенки, молча страдая, горько вздыхая и завидуя веселью других.

Как исправить ситуацию. Не надейся, что первый шаг сделают другие. Наверняка твои одноклассники уже решили, что тебя просто не интересуют их игры и разговоры, раз уж ты ни разу не изъявила желание в них поучаствовать. Ребята ведь не знают, что сделать это тебе мешает робость, и может быть даже считают тебя задавалой.

Постепенно учись преодолевать свою стеснительность, иначе нельзя - не хочешь же ты всю жизнь прожить в одиночестве. Начни хотя бы с того, что в общем разговоре вставь несколько слов - вот увидишь, это не так уж страшно. Дальше - больше: попроси ребят принять тебя в игру, наверняка они не откажут. А со временем страх и робость исчезнут вовсе. Ведь твои одноклассники - не злобные монстры и не существа с другой планеты, а такие же ребята, как и ты, так чего же бояться???

ПРИЧИНА 3. Ты одеваешься не так красиво, как большинство ребят из твоего класса. Твои родители не могут позволить купить тебе стильный портфель или модные кроссовки, и среди нарядных одноклассников ты чувствуешь себя бедным родственником, а ребята относятся к тебе снисходительно-принебрежительно.

Как исправить ситуацию. Во-первых, перестань сам (а) комплексовать по поводу того, что ты одет (а) хуже остальных. Запомни: человека любят и уважают не за красивое платье или модные сапоги, а за доброту, чуткость, умение сопереживать другим людям. Если с тобой интересно, если ты всегда жизнерадостный и доброжелательный человек, никто и не посмотрит на то, что твой костюм - не последний писк моды. Главное, чтобы твоя одежда была чистой и опрятной.

ПРИЧИНА 4. Ты не видишь ничего такого, что сильно отличало бы тебя от других ребят, но дружить с тобой почему-то не хотят.

Может быть, ребята решили, что с тобой просто не интересно общаться?

Как исправить ситуацию. В таком случае, чтобы изменить отношение к себе, постарайся узнать, чем они интересуются. Это могут быть современная, популярная музыка, кино, мода. Когда определишь, чем увлекается большинство твоих одноклассников, приступи к изучению предмета, то есть посмотри фильм, о котором в классе столько разговоров, полистай модные журналы и т. д. Хорошо, если тебе удастся узнать что-нибудь любопытное об интересующем всех предмете - какой-нибудь малоизвестный факт или важную новость. На следующий день расскажи эту новость одноклассникам, и лучше всего, если ты преподнесешь ее как бы между делом - как будто тебе все это давным-давно известно.

После двух-трех таких случаев у ребят сложится впечатление, что ты - настоящий кладезь разных увлекательных сведений, и общаться с тобой очень интересно.

Даже если на самом деле ты не разделяешь увлечения твоих одноклассников, наверняка эти небольшие спектакли пойдут тебе на пользу: ты научишься поддерживать разговор на любую, даже неинтересную для тебя тему, а одноклассники будут знать, что с тобой есть о чем поговорить, причем с удовольствием.

Когда правда во вред

Бывают случаи, когда одно неосторожное слово или необдуманный поступок превращают друзей во врагов, причем зачастую человек, допустивший досадную оплошность, сам этого не осознает и не понимает, за что на него обижаются. Чтобы не попадать в такие ситуации, нужно иметь чувство такта, которое подсказывает, что, когда и как можно говорить тому или иному человеку. Даже замечание можно сделать тактично - так, что человек не только не обидится, но и будет благодарен, что ему указали на ошибку.

Самое интересное, что зачастую - и сильнее всего - нас оскорбляет не ложь, а нелицеприятная правда, сказанная грубо, в глаза. Избежать таких ситуаций поможет опять же чувство такта.

Вот, предположим, ты видишь, что у Лизы - грязные шея и воротничок. Наверное, она этого не замечает. Зато замечают другие, и вот ты слышишь, как кто-то уже назвал её грязнулей. Как сказать ей об этом? И стоит ли вообще говорить? Вообще-то это не твое дело: не хочет - пусть не умывается. Но жаль девочку - на неё уже скоро пальцем начнут показывать. Значит решено: надо сказать! Только как это сделать таким образом, чтобы не обидеть её?

Слушай, Лиза, посмотри: не грязная ли у меня шея? Что-то мне так лень было сегодня умываться, и я неловко себя чувствую. Что, чистая? Удивительно. Наверное, говоришь из вежливости . Тебе, наверное, тоже не хотелось сегодня умываться, и у тебя шея тоже грязная".

Такой намёк девочка уж точно поймет, да и обижаться ей на тебя будет не за что.

Но существует и такая правда, которую не стоит говорить вообще. Если, например, у Даши кривые ноги, не стоит ей об этом напоминать. Наверняка, она и сама это знает и переживает по этому поводу.

Вывод такой: правду в глаза следует говорить тогда, когда это как-то поможет устранить недостатки, и делать это тактично.

Если же ничего нельзя изменить, то горькая правда будет всего лишь напоминанием о неприятном факте. А зачем это нужно?

Неудачные шутки

Под партой у Юли ты нашел (нашла) записку. Что это там ей пишут??? Ну-ка посмотрим... Нет, это она сама кому-то пишет: "Вова, ты самый классный мальчик в школе и ты мне очень нравишься, давай дружить. Юля". Хм, интересно, о каком Вове идет речь? Неужели о том конопатом очкарике из параллельного класса? Вот это сенсация - Юлька влюбилась! Найденную записку ты зачитываешь всему классу. Все смеются до упаду. И в этот момент входит Юля. Конечно, её это очень задело. "Это потому, что у неё совсем нет чувства юмора", - убеждаешь ты себя.

Позже выяснилось, что чувством юмора не обладает и Наташа: в её отсутствие кто-то съел яблоко, которое она принесла из дома, и засунул обратно в портфель огрызок. Петя, у которого перед уроком спрятали тетрадь с домашним заданием, также не смог должным образом оценить шутку.

ПОМНИ: оскорбительные, ехидные, обидные шутки - это уже не шутки, обыкновенное хамство.

Дневники, письма, содержание школьного портфеля и карманов - это личная собственность, к которой без позволения владельца прикасаться нельзя!

Не единственная, но неповторимая

(для девочек)

Наиболее распространенная ошибка, которую совершают девочки - твои ровесницы, это стремление подражать кому-то, будь то звезда Голливуда или же более удачливая и обаятельная одноклассница. Порой это доходит до смешного: например, когда девочка старательно копирует разговор, жесты, манеру поведения, стиль одежды любимой героини сериала, которая в два, а то и в три раза старше неё. Нет ничего комичнее, чем девяти-десятилетняя девочка, ведущая себя и разговаривающая как взрослая женщина.

Да и одноклассница, которой "посчастливится" стать для тебя эталоном для подражания, наверняка будет не в восторге. Только представь, что кто-то вдруг будет одеваться как ты, говорить и думать как ты. У тебя возникнет ощущение, что тебя всё время пародируют, передразнивают. Будешь ли ты после этого с симпатией относиться к своему непрошенному "двойнику"?

Нет ничего более ценного, чем индивидуальность человека: только представь, как было бы скучно и неинтересно, если бы все люди на свете были одинаковыми. И очень глупо, да и совершенно незачем обезьянничать, подражая кому бы то ни было. Зачем стараться выглядеть другим человеком? Ведь всем известно, что лучше плохой оригинал, чем хорошая копия.

Не лучшую услугу оказывает девочкам или мальчикам и стремление быть как все, боязнь проявить индивидуальность и непохожесть. За этим обычно скрывается страх: "а вдруг меня не примут таким, какой я есть, уж лучше буду незаметным - так спокойнее".

Не надо бояться быть самим собой, проявлять свои способности и таланты: окружающие оценят это, и уж конечно никто не вздумает смеяться над тобой из-за того, что ты, например, лучше всех рисуешь или превосходно играешь на пианино.

Чтобы заслужить уважение одноклассников и чтобы им было с тобой интересно, вовсе необязательно изображать из себя кого-то, кем ты на самом деле не являешься - у тебя ведь есть свои собственные таланты и достоинства.

Лучше быть открытой, веселой и естественной - БУДЬ САМОЙ СОБОЙ!

О дразнилках и прозвищах

Не секрет, что ребята любят придумывать своим одноклассникам, да и просто знакомым прозвища. И часто эти прозвища бывают обидными. На переменке, например, запросто можно услышать что-то вроде: "Эй, Лимон, иди сюда и скажи Фингалу, что его ждет Кабан". Со стороны это звучит смешно и дико. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще по имени перестают называть.

Опасность всяких кличек и дразнилок заключается в том, что таким образом человеку как бы навязывают какие-то качества. То есть окружающие заранее ожидают от него определенного поведения: например, Фингал - обязательно задира, Ботаник - зубрила, зануда.

Прозвище приклеивается к человеку как ярлык, который причиняет несчастному немалые страдания. Например, если все тебя называют Злюкой или Ягой, то новые знакомые, слыша такое твое прозвище, заранее, ещё не узнав тебя как следует, сделают вывод о том, что ты злая и вредная и вряд ли захотят познакомиться с тобой поближе.

Почему же ребята дают друг другу обидные прозвища? Причин может быть несколько. Иногда, таким образом пытаются самоутвердиться, как бы сказать: "вот такой Петя плохой, Сережа глупый, Маша смешная, один я - умный и хороший". Чаще всего дразнильщиками становятся именно те ребята, которые сами до ужаса боятся стать объектом насмешек. Привлекая внимание окружающих к недостаткам какого-нибудь мальчика или девочки, они надеются таким образом отвлечь внимание от собственных недостатков: "Пусть все дразнят Лиду, потому что у неё длинный нос, авось не заметят моих кривых зубов".

Или же причиной становится зависть: "Миша учится лучше всех? Так значит, он Ботаник или Очкарик. Таня очень симпатичная девочка и к тому же модно одевается? Назовем её Фифой, чтоб не задавалась". В этом случае дразнильщики, чувствуя, что ты их в чем-то превосходишь, пытаются таким образом как бы обесценить твои достижения или преимущества. На самом деле они понимают, что ты лучше, умнее, успешнее их, вот и злятся.

Как же сделать так, чтобы обидное прозвище не приклеилось к тебе надолго?

Самое главное - не поддавайся эмоциям. Если ты в ответ на насмешки будешь злиться, кричать или, что ещё хуже, плакать, это ещё больше подстегнёт дразнильщиков, ведь им только того и нужно - "достать" тебя. И если им это удастся, тогда уж точно от тебя долго не отстанут. Лучше всего, если ты просто не будешь обращать внимания на обидные слова. Ведь если дразнилки не достигают цели, то становятся просто-напросто неинтересными, и скорее всего одноклассникам вскоре просто наскучит наделять тебя разными прозвищами. Что и говорить, сохранить хладнокровие, когда на тебя со всех сторон сыплются насмешки, очень нелегко, но результат того стоит.

Если кто-то из ребят вдруг ни с того ни с сего, без видимой причины, начал тебя дразнить и обижать, можешь подойти к обидчику и спросить, почему он так говорит о тебе. Может быть, ты сам (а) ненароком его оскорбил (а) и теперь он тебе мстит за это? Главное, разговаривать нужно спокойно и вести себя уверенно.

Ещё один способ заставить дразнильщиков отстать от тебя - научиться отвечать обидчику так, чтобы у него больше не возникало желания к тебе приставать. Речь идет не о том, чтобы набрасываться на недругов с кулаками, главное оружие здесь - меткое слово и чувство юмора. Например, если кто-то из ребят обозвал тебя обидным прозвищем, ты отвечаешь ему так, что твой обидчик сам становится посмешищем для окружающих. После такого случая вряд ли ему или ещё кому-то из ребят захочется задирать тебя - ведь никто не любит, чтобы над ним смеялись.

И последнее: а не приходилось ли тебе самому (самой) издеваться над кем-нибудь или принимать участие в травле какого-нибудь мальчика или девочки? Если да, то знай, это не делает тебе чести. К тому же если сегодня обижаешь ты, то завтра могут обидеть тебя - представь, что бы ты ощущала, окажись на месте объекта насмешек и издевательств. Особенно жестоко и гадко - издеваться над людьми с физическими недостатками, ведь человек не виноват, что хромает или выговаривает не все буквы, он и так переживает из-за этого, а тут ещё и глупые ребята со своими насмешками.

Прежде чем сказать кому-то что-то обидное, представь себя на месте "жертвы" - как бы ты себя чувствовал(а), если кто-то стал тебя дразнить и оскорблять.

Никогда не делай другому того, чего не желаешь себе!

законопослушных" учеников, здесь обитают ещё и забияки, нарушители общественного спокойствия, не желающие ни с кем считаться и подчиняться каким-либо правилам, - словом, хулиганы. Нередко такие личности навевают ужас не только на учащихся школы, но даже на учителей, и бесчинства их тоже иногда заходят слишком далеко. Например, нередко случается так, что хулиганы бьют младших ребят, отбирают у них деньги.

Как правило, своими жертвами хулиганы выбирают тихих и робких ребят, которым не удаётся найти общий язык с одноклассниками и которые держатся поодиночке, так что вряд ли смогут дать обидчикам достойный отпор. Чаще всего такому террору подвергаются мальчишки-младшеклассники, хотя вообще-то объектом внимания этих лоботрясов может стать любой.

Хорошо, если тебе такая ситуация не знакома и в твоей школе все ребята живут мирно и дружно, а старшие помогают младшим. А может быть, старшеклассники и учащиеся младших классов просто не общаются друг с другом - ну нет у них общих интересов и существуют они как бы в параллельных мирах? Такое тоже нередко случается.

Ну а если тебе не посчастливилось, и хулиганы просто прохода не дают, то нужно срочно применять какие-то меры.

Конечно, тебе не удастся силой заставить обидчиков отстать, и драку с ними ты не полезешь. Но есть и другие не менее эффективные способы защитить себя от нападок и унижений. Какой из них выбрать, зависит от ситуации и степени нахальности обидчиков: одно дело - принять меры для усмирения не в меру разбушевавшегося озорника из параллельного класса, который обзывается, дергает девчонок за косички, и совсем другое - обуздать великовозрастного хулигана-старшеклассника, который уже состоит на учете в детской комнате милиции и терроризирует всю округу, включая учителей.

Один из вариантов защиты, к которому прибегнуть легче всего, - это пожаловаться своим родителям или призвать на помощь старшего брата. Однако существенный недостаток этого способа в том, что ни родители, ни старший брат не смогут защитить тебя от хулиганов раз и навсегда. Ведь для этого им пришлось бы находиться с тобой рядом каждую минуту, а это все-таки невозможно. Значит, нужно искать другое решение проблемы.

Например, научиться правильно общаться со сверстниками и старшими ребятами. Если в своём классе ты не пользуешься популярностью и постоянно держишься вдали от сверстников, в одиночестве, это тоже делает тебя лёгкой добычей хулиганов. Постарайся найти общий язык с ребятами-одноклассниками. Тогда и на переменах ты будешь в окружении ребят, и домой не придется возвращаться в одиночестве. Поверь, хулиганы, которые кажутся тебе злобными и всемогущими, по натуре трусы и поостерегутся подходить к компании ребят, пусть даже младших, - им легче справится с одиночкой.

А главное - ты сам (а) должен(на) поверить в то, что сможешь противостоять хулиганам. Они чувствуют твой страх и беззащитность , и это ещё больше их раззадоривает.

Ещё один способ защитить себя - пожаловаться учительнице. Если же она не в силах помочь (нередко учителя, в особенности женщины, сами остерегаются связываться с великовозрастными хулиганами), обратись к директору школы или пусть твои родители сделают это. Директор в свою очередь может провести беседу с нарушителями порядка или же вызвать их родителей. Ведь даже самые грозные с виду хулиганы - это самые обыкновенные ученики, и какими бы взрослыми и нахальными они не выглядели, они тоже боятся учителей, директора школы, взбучки от родителей.

Можешь использовать любой из способов защиты: пожаловаться родителям или учителям, обратиться к директору школы... всё что угодно, можно применить даже несколько способов сразу, только ни в коем случае не допускай, чтобы тебе было страшно находиться в школе, выходить на улицу, чтобы тебя унижали и обижали!

В особо сложных случаях, когда ни один из вышеперечисленных способов не действует, твои родители могут даже обратиться в милицию, особенно если проступки хулигана приобретают характер преступных действий и серьёзно угрожают здоровью окружающих: например, если хулиган отнял у тебя мобильник, плеер или другую дорогостоящую вещь, если толкнул или ударил так, что ты получил(а) серьёзную травму, если он заставляет тебя силой или при помощи запугиваний делать что-то такое, что тебя унижает и оскорбляет.

Конечно, хулиганы непременно угрожают расправой, если их жертва кому-нибудь пожалуется, но не стоит поддаваться такому запугиванию, ведь в таком случае они поймут, что с тобой вообще можно делать всё что хочешь, и безнаказанно. Этого ни в коем случае нельзя допускать - чем дальше, тем труднее тебе придется, ведь если малолетние злодеи почувствуют, что им всё сходит с рук, они вообще житья не дадут. Поэтому при первой же попытке со стороны хулиганов обидеть тебя не молчи, расскажи обо всём: родителям, учительнице - это не ябедничество, а попытка себя защитить. Во всяком случае, получив взбучку от учителей, родителей, а то и самого директора, хулиганы наверняка предпочтут в следующий раз не связываться с тобой и поискать более беззащитную и безответную жертву.

Похожие публикации