Как объяснить ребенку, что можно рассказывать, а что не стоит. Что можно рассказать ребенку о ежах

Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» города Губкина, Белгородской области.
Материал рекомендуется для родителей старших дошкольников.

Что можно рассказать ребенку о ежах

Еж – дикое животное, живущее в наших лесах. Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Черные, как бусинки, глаза кажутся внимательными и умными, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный! Лапы у ёжика короткие с маленькими коготками. На спине ёж носит колючие иголки. А как же ему без иголок? Ведь они спасают его от врагов. Свернется ёжик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы – попробуй-ка, съешь его.
Ёжик – хищник. Он питается червяками, жуками, ловит ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек.
Возле старого пня ежик устраивает себе норку и устилает её сухими опавшими листьями. Ёжик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Ёж не делает запасов на зиму. Когда настанут холода, он заберется в свой теплый уютный домик и крепко проспит до весны. Накроет пушистый снег ежиную норку, никто под снегом не найдет и сон не потревожит.
Когда пригреет теплое, весеннее солнышко, побегут ручьи и растает снег, ежик выходит из норы. Весной в ежиной норе появляются ежата, они родятся с закрытыми глазами и ушами. Иголок на ежатах сначала нет, они появляются через час-полтора после рождения – белые, мягкие. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое место. Когда малыши подрастут, откроются глазки и ушки, а иголки потемнеют и станут твердыми, ежата выходят из норы. Они бегают следом за мамой-ежихой, смешно пофыркивая и постукивая коготками. Ёж и ежиха учат искать ежат пропитание, ловить жуков, моллюсков, мышей.
Днем ежи спят в норе под старым пнем, а ночью выходят на охоту.
Ежи быстро привыкают к людям, пьют из блюдца молоко, а мышей ловят не хуже кошек.
Предложите ребенку ответить на вопросы:
1. - Опиши внешний вид ёжика.
2. – Назови ежиную семью: ёж – ежиха – ежата
3. – Где спит ёж? – В норке под пеньком.
4. – Чем питаются ежи? – червями, мышами, змеями, лягушками, жуками.
5. – Как ёж готовится к зиме? – Возле старого пня ёж присматривает себе норку и устилает её сухими листьями. Запасов на зиму ёж не делает. Всю зиму он спит до весны.
Выучите загадки:
1) Словно ёлка,
Весь в иголках
2) Нос, как у свинки,
Да колки щетинки
3) Нам нужны иголки для шитья
А кому нужны иголки для житья?
Выучите с ребенком стихотворение П. Воронько «Хитрый ежик»
Хитрый ежик-чудачок
Сшил колючий пиджачок:
Сто булавок на груди,
Сто иголок позади.
Ходит еж в лесу по травке,
Натыкает на булавки
Грушу, сливу – всякий плод,
Что под деревом найдет,
И с подарочком богатым
Возвращается к ежатам

Иногда малыши могут поставить нас в смешное, а порой и неловкое положение, заявляя на публике то, что не стоило делать достоянием гласности.

Иногда малыши могут поставить нас в смешное, а порой и неловкое положение, заявляя на публике то, что не стоило делать достоянием гласности. Коронный номер: произнести во всеуслышание фразу, сказанную папой себе под нос, или воспроизвести бабушкину любимую поговорку про незваных гостей неожиданно нагрянувшим родственникам.

Как научить ребенка "хранить тайну"?

Как же объяснить ребенку, что не все, что он слышит в кругу семьи, стоит повторять при посторонних?

Как показать ему разницу между тем, что он может произнести вслед за Вами, и тем, что не предназначено не только для других, но и для него самого?

«Куда ты лезешь, ослеп?» - невозмутимо произносит малютка, сидящая на заднем сидении, а между тем тепло, и окна в автомобиле открыты. Эта реплика не осталась незамеченной, и папа, смущенно улыбаясь, поспешно уезжает.

Когда впоследствии Анюте пытаются объяснить, что так говорить не следует, она отвечает, что «папа всегда так говорит», и с этим трудно спорить.

Аня, искренне, не желая никого обидеть, произнесла то, что не раз слышала от папы. Дети не видят никаких препятствий для того, чтобы воспроизвести то, что слышали от нас в подобной ситуации. Им пока не понятно, что некоторые фразы взрослые произносят в расчете на то, что не будут услышаны.

В таких ситуациях можно объяснить ребенку, что когда мы из-за чего-то сердимся, то иногда нам требуется произнести какие-то слова, но не для других, а для себя, чтобы выразить свою злость.

Часто, дети с замечательной непосредственностью пересказывают окружающим истории из нашей личной и семейной жизни. Воспитательницы, друзья и родители друзей порой выслушивают забавнейшие откровения наших чад. Эта болтливость порой беспокоит, но на самом деле ребенок не хочет Вас огорчить.

Все, что малыш видит и слышит дома, для него часть его жизни, и, рассказывая о вас, он, таким образом, говорит о себе. Ребенок уверен: все происходящее в семье имеет к нему отношение, идет ли речь о финансовом положении или о сложностях между мамой и бабушкой.

Ничто не ускользает от внимания детей, не тешьте себя иллюзией, что взрослая жизнь им непонятна и неинтересна.

Внимательно следите за тем, что говорится в кругу семьи. Критикуя в присутствии ребенка свекровь, Вы можете задеть чувства ребенка, ведь он обожает бабушку. Жалуясь на мужа лучшей подруге, Вы также рискуете нарушить равновесие ребенка, ему важно знать, что его папа «самый-самый».

Дети необыкновенно восприимчивы по отношению к нам, нашему эмоциональному состоянию, и даже погрузившись в игру или мультики, все слышат и запоминают. Иногда пересказывая, не слишком понятные им разговоры другим взрослым, они ожидают реакции на свой рассказ. Таким образом, бессознательно, они пытаются понять, что происходит и как к этому относится.

Также, это может быть попыткой привлечь к себе внимание, особенно если в семье происходят тревожащие ребенка события. Рождение братика, болезнь кого-то из близких, переезд - все это может вызвать у ребенка желание найти собеседника.

Иногда он может начать рассказывать о чем-то при Вас, чтобы обратить Ваше внимание на волнующие его темы. Возможно, он чувствует себя недостаточно включенным в жизнь семьи, и нуждается в том, чтобы Вы объяснили, с чем связаны те или иные события, и сказали ему о том, что Вам понятны его переживания и тревоги.

Неосторожное слово вылетело, и от Вас ждут извинений? Не ругайте ребенка, ведь он повторяет Ваши слова, извинитесь вместо него, разделите с ним ответственность за создавшуюся ситуацию.

Даже если Вы сердитесь или испытываете неловкость, не обвиняйте его, а попытайтесь выяснить, почему ребенку было важно рассказать о том или ином событии. Возможно, чтобы поразить приятелей, привлечь внимание воспитательницы, или вызвать жалость у родителей друга.

Постарайтесь не слишком бурно реагировать на «откровенность» ребенка. Если он поймет, что его слова и поступки имеют силу, он может повторить опыт с единственной целью – спровоцировать Вас.

Если же высказывания ребенка Вас позабавили, не давайте ему понять, что он сказал что-то смешное. Ему наверняка захочется продолжить в том же духе, чтобы порадовать Вас. Когда на семейном сборище четырехлетняя Алина заявила: «У моей тети большие сиси!» - все, конечно, посмеялись. Но маме уже было не до смеха, когда девочка целую неделю повторяла это каждому встречному.

Не говорить что-либо из вежливости – слишком сложное правило для трех - четырехлетнего ребенка.

Только со временем он научится понимать, что можно рассказывать, а что не стоит.

Ведь и взрослые не всегда умеют быть деликатными. И в присутствии детей порой выдают секреты об их личной жизни. Часто взрослые, обсуждая детей, жалуются на них или выражают обеспокоенность тем, что ребенок чего-то не умеет или не знает, таким образом, раня его и лишая поддержки. Представьте себе, какое острое чувство стыда испытывает ребенок, когда Вы рассказываете соседке, что он описался прошлой ночью или что Вы до сих пор кормите его с ложки.

Сложно будет научить ребенка уважению к личной жизни близких, не проявляя уважения к его жизни. Если Вы хотите рассказать о чем-то в присутствии ребенка, спросите его, не будет ли он против, что некоторые подробности о нем узнает кто-то еще. Старайтесь не ранить его самолюбие неосторожными замечаниями.

Для ребенка трех–четырехлетнего возраста важно гордится своими достижениями, чувствовать себя умелым, а Ваши критические высказывания могут лишить его инициативы. Кроме того, в этом возрасте социальные связи ребенка расширяются – он идет в детский сад, где у него постепенно сформируется свой круг общения, свой мир. Именно в это время важно показать ему, что существуют границы между домашним и внешним мирами.

Необходимость сохранять какую-то информацию в «запечатанном» виде вызывает такое сильное волнение, что с ним трудно справиться.

Ведь и нам взрослым знакомо ощущение, когда нас так и распирает от захватывающей новости. Найдите для ребенка повод «потренироваться» в хранении секретов, он обязательно должен быть связан с положительными эмоциями, каким-то радостным событием.

Близится папин день рождения, и он вместе с Вами выбирает подарок? Воспользуйтесь этой возможностью и научите его хранить секреты.

«Ты уже достаточно большой, и я доверяю тебе». «Твой папа любит сюрпризы, поэтому важно хранить секрет».

Таким образом, Вы дадите ребенку почувствовать свою значимость, и он будет очень горд, что Вы доверили ему тайну.

Обязательно объясните ребенку, что существуют вещи, которые нельзя утаивать, о которых совершенно необходимо рассказать родителям.

Опасные игры во дворе, школьный рэкет, сексуальное или физическое насилие. Ребенок должен знать, что имеет право говорить об этом, даже если ему сказали, что это секрет.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Но психологи утверждают, что дети, даже совсем маленькие, все замечают. Для них не является секретом, например, ссора или развод родителей или смертельная болезнь кого-то из членов семьи. И эти проблемы их серьезно беспокоят. Но если не обсуждать эти вопросы с ребенком, умалчивать, делать вид, что ничего плохого не происходит, маленький ребенок начинает делать свои собственные, порой парадоксальные, выводы, нередко считая себя виновником беды. Поэтому одно из самых трудных, и в то же время самых главных умений, которое необходимо родителям, это умение рассказать ребенку о темных сторонах жизни.

Могущественное влияние средств массовой информации лишает нас возможности уберечь детей от всего, что они могут услышать о смерти, болезнях, изнасилованиях, детских домах, разводах родителей и т. п. И хотя эти темы так сложны и противоречивы, избегать их обсуждения с детьми - серьезная ошибка. К тому времени, когда ребенку исполняется четыре или пять лет, он уже успел познакомиться с несовершенством человеческой натуры. Ему приходится сталкиваться с этим каждый день. Необходимо помочь ему пережить этот жизненный факт и выработать четкую систему ценностей.
Если чересчур много правды рассказать слишком рано - это будет неправильно. Когда ребенок знает немного о положении дел, многие события становятся для него менее страшными и мучительными.
Невозможно установить какие-либо жесткие правила на все случаи жизни, однако некоторые общие принципы могут оказаться полезными, когда вы будете решать, что можно или нельзя сказать ребенку, касаясь одной из трудных тем в разговоре с ним.

На приеме у врача
К сожалению, с болезнями человек впервые сталкивается в большинстве случаев в слишком раннем возрасте. Нередко посещение медицинских учреждений сопряжено не только с осмотром педиатра, но и с неприятными и болезненными процедурами, которые совершенно естественно вызывают страх и беспокойство ребенка. Малыш начинает плакать, капризничать, и как часто в такой ситуации мы говорим: «Ты слишком большой, чтобы вести себя как маленький» или «Только маленькие плачут» и т. д. И такое поведение родителей да и медперсонала совершенно неправильно.
Ребенок должен иметь возможность проявлять свои истинные чувства. Поэтому правильнее сказать: «Если ты испуган или у тебя что-то болит, тебе действительно надо плакать и протестовать». Если ребенок напуган, расстроен, плохо себя чувствует и хочет поплакать – пусть плачет. В конце концов, природа неспроста «придумала» слезы, наверное, они все же для чего-то нужны.
Ребенок, который плачет и протестует, реагирует нормально. С точки зрения последствий это лучше, чем, если ребенок появляется в холле больницы, радостно прыгая, а выходит оттуда не доверяющим никому, слишком слабым, чтобы плакать, и страдающим ночными кошмарами на протяжении нескольких последующих месяцев.

Когда ребенка кладут в больницу
Чаще всего это становится первым столкновением ребенка с серьезной и пугающей действительностью, но он может собраться с силами и справиться с этой трудной ситуацией, если его как-то успокоить, объяснив, что с ним будут делать. Если он ничего не знает, например, об удалении миндалин, естественные в этой ситуации боль и неудобство будут усиливаться ощущением явного предательства со стороны тех людей, которых он больше всего любил и в которых он больше всего нуждался. Если он заранее посетит больницу, и ему скажут, где он будет находиться, кто с ним будет, и почему необходима операция, он сможет пережить то, что ему предстоит, без серьезных эмоциональных травм.
Детям необходимо знать, что с ними будет происходить, чтобы они не воображали ничего слишком страшного. Если ребенок знает слишком мало о пугающей его процедуре, он будет тревожиться и нафантазирует себе невесть что.
Лучше всего подготовить ребенка к неприятному событию во время игры. Например, мать шестилетней малышки, которой должны были сделать срочную операцию по поводу аппендицита, по дороге в больницу в машине "скорой помощи", играя с ребенком, изображала маленькую девочку, которая лежит одна ночью в больнице и скучает по маме. А девочка, играя роль сиделки, гладила ее по лицу и успокаивала, говоря, что все будет в порядке, животик перестанет болеть, и утром мама вернется. Проигрывая роль няни, девочка успокаивала себя.
Вы можете предупредить десятилетнего ребенка за две недели до тревожащего его события, а пятилетнего - всего за несколько дней. Вы можете сказать: " Я понимаю, что ты чувствуешь, но это следует сделать, и через пару дней все будет хорошо".

Когда родители расстаются…
Возможно, вы удивитесь, но для детей естественна склонность чувствовать себя ответственными за все трагедии, происходящие в семье. Особенно переживают они, когда родители расходятся, считая, что во всем виноваты они. С их точки зрения причина развода вполне очевидна: родители ссорятся или расходятся из-за их плохого поведения. Большинство детей способны пережить кратковременные размолвки родителей, но в любом случае ни одному ребенку не принесет пользы, если родители будут кричать друг на друга, оскорблять друг друга. Иногда вам может быть понадобится сказать ребенку: "Я знаю, что ты встревожен, потому что я плакала сегодня утром. Мы с папой поссорились, я сердилась, и мне было грустно. Это иногда случается, когда люди женаты, но это не имеет к тебе никакого отношения". Когда произошел серьезный разрыв, и родители решили расстаться, для ребенка важно знать, что они продолжают любить его и будут всегда о нем заботиться.
Но ни в коем случае нельзя ставить ребенка в положение арбитра, рассказывая ему все подробности и заставляя принять одну или другую сторону в семейном конфликте.

Когда кто-то в семье серьезно болен
Нужно ли детям знать, что у брата лейкемия или что дедушка умирает от болезни сердца? Каждая семья должна сама принимать решения, как поступить в том или ином случае, но дети должны знать, что на их вопросы обязательно будут даны ответы. Даже если ребенку не сообщают всех фактов, он должен понимать, в чем причина волнения близких ему людей. Важно также довести до сознания ребенка, что в случившемся нет никакой его вины.

Что говорить ребенку о смерти?
Большинство детей очень интересуют вопросы рождения, жизни и смерти. Но родители часто воздерживаются говорить о смерти с ребенком, им не хочется (или кажется преждевременным) открывать ребенку грустную сторону жизни.
Тем не менее, если ребенок начинает задавать вопросы о смерти, то всегда лучше осторожно сказать ребенку правду. Не стоит удивляться, если ребенок возьмет игрушку и будет играть в ее смерть. Через игру дети постигают реальную жизнь и применяют к себе новый опыт и эмоции.
Если же внезапно умирает близкий ребенку человек, или любимое животное, то это может оказаться для ребенка большим ударом. Причем его понятия о смерти и последующая реакция напрямую зависят от его возраста. И задача родителей – помочь ребенку справиться с потерей.
Хотя очень маленькие дети (до 3-х лет) и не могут в полной мере осознать, что же случилось, они могут чувствовать грусть или беспокойство, в основном из-за изменения семейной атмосферы вокруг них, а также нарушения повседневного порядка. Их беспокойство может привести к потере аппетита, раздражительности, плаксивости или проблемам со сном, у ребенка могут возникнуть также расстройство кишечника или проблемы с мочевым пузырем.
Детям от 3-х до 6-и лет часто кажется, что смерть носит временный или обратимый характер – они не могут постичь до конца, что тот, кто умирает, никогда не возвращается назад. Ребенок может задавать множество вопросов о том, что такое смерть, или когда близкий человек или животное вернутся к нему. Наряду с огорчением ребенок может испытывать потерю аппетита и проблемы со сном.
В возрасте от 6-и до 9-и лет некоторые дети уже начинают понимать, что такое смерть, но не в полной мере. Они могут беспокоиться о специфических вещах, таких, например: как умерший будет есть или дышать, у них также может возникнуть страх потерять другого близкого человека, особенно родителей. Кроме того, детям в этом возрасте часто кажется, что именно они виноваты в потере. Им трудно также понять такие абстрактные понятия, как небеса или рай.
В более старшем возрасте дети обычно испытывают гнев и чувство вины после потери любимого человека. Чувство горечи может проявляться запоздало. Они хорошо осознают окончательность смерти, в отличие от детей младшего возраста, и часто беспокоятся о том, как изменится в связи с этим их дальнейшая жизнь. Дети начинают бояться смерти, как своей, так и кого-либо из близких, но могут неохотно делиться своими чувствами.

Как помочь ребенку?
Говоря с маленькими детьми о смерти, важно помнить, что мышление у них конкретное. Понимание абстрактных понятий дается им с трудом. Маленький ребенок, вспоминая об умершем, не понимает, что человека уже нет, он уже не вернется.
По возможности старайтесь поддерживать привычный для ребенка распорядок дня. Демонстрируйте ребенку больше своей любви и проводите с ним больше времени. Если ваш маленький ребенок начнет задавать вопросы, вы можете объяснить, что умерший человек больше не вернется, что он умер, то есть его тело перестало работать, он не сможет больше разговаривать или играть. Честно, но осторожно, отвечайте на его вопросы о смерти. Если ребенок спрашивает, может ли умерший вернуться, не лгите ему. Если он спросит, может ли умереть он сам или вы сами, объясните ему, что это случается со старыми и больными людьми, а ваши тела молодые и сильные и поэтому они еще долго не перестанут работать.
Убедитесь, что ребенок не чувствует себя виновным в смерти любимого человека или питомца.
Ребенку постарше объясните, что чувствовать грусть или боль вполне нормально, и что вы сами это чувствуете. Мягко побуждайте ребенка открыто говорить о его чувствах, переживаниях и страхах. Не бойтесь вспоминать вместе с ребенком какие-то хорошие вещи, связанные с умершим. Ребенок может захотеть иметь фотографию умершего человека или будет его рисовать. Не препятствуйте ему, это может помочь ему разобраться в своих чувствах и справиться с ними.
Желание защитить ребенка от страдания естественно: мы - единственные живые существа, которые осознают собственную смертность, и нам крайне тяжело допустить, чтобы это осознавали и наши дети, пока они так малы и ранимы. Но когда ребенок не знает о смерти близкого человека, это еще более вредно. Смерть близкого человека дети склонны воспринимать это как потерю, они боятся, что могут остаться одни. Их нужно успокоить, убедить, что они горячо любимы, и что о них всегда будут заботиться много, много людей, которым они дороги.
Страдание - это часть жизни, и дети нуждаются в том, чтобы им помогли справиться с драматическими переживаниями. Они учатся этому у взрослых. Если мы скрываем наши слезы, то и они стараются не плакать. Если мы бодримся, стараемся скрыть от них свои переживания, то и они, подражая нам, скрывают свою печаль.
Говорите ребенку правду, какой сами ее видите, сознавая, что чаще всего правда имеет много оттенков. Мы должны дать нашим детям возможность страдать, мучиться и торжествовать, когда есть силы преодолевать страдания. Что бы ни встречалось в жизни трагичного, оно включает в себя, как неотъемлемую часть, прекрасное. Оплакивать смерть – значит, утверждать жизнь, признавать поражение - значит надеяться на новую попытку одержать победу и т. д. Когда мы разделяем все это с детьми, мы готовим их к жизни.

1. Давайте без академизма

Не стоит засыпать ребенка лишними для него фактами. Интенсивность и уверенность мазков, символизм и композиционные особенности – оставим критикам и искусствоведам. Даты, направления, течения, порой даже автора и название картины лучше обозначить в самом конце рассказа. Я честно рассказывала дочери про импрессионизм, фовизм, супрематизм. И она честно помнила их целую неделю! А потом забыла…

2. Картина = история

Каждая картина – это обязательно какая-то история. А дети их очень любят!

Если это античный миф, расскажите его ребенку и попробуйте найти главных героев. Если это мишки в сосновом лесу, то можно поведать о том, что за малышами присматривает их годовалый старший брат. Если это пейзаж Ван Гога, то можно отправиться в путешествие в Арль. Даже если мы не видим историю на самом полотне, то она обязательно есть за кадром.

Разве можно рассказать историю «Черного квадрата»? Да легко! Ведь он появился благодаря совершенно абсурдному спекталю «Победа над солнцем» (кстати, оттуда можно насобирать смешные для ребенка реплики). Малевич готовил сценографию, рисовал разные фигуры на белом фоне, а потом – бац! и все закрасил черным квадратом. Ну, чем не победа над круглым солнцем? Квадратная тьма.
(фото: Энди Прок)

3. Три-четыре-пять, я иду искать

Ваш ребенок любит всевозможные находилки? Искать кота среди пингвинов или мышку среди вкусностей в буфете? Тогда с ним легко будет рассматривать детали шедевров живописи. Составьте список того, что ему надо отыскать, и – вперед. Например, возьмем чудесную картину Жоржа Сера «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт» . Пусть малыш найдет 3 собак, 8 зонтиков, 4 гребцов, мужчину с трубкой и обезьянку на поводке. А по ходу дела можно обсудить, как у Сера все интересно нарисовано – точками.

4. Оживи героя

Если малышу больше нравится сочинять истории, а не слушать их, то можно поиграть в волшебников и оживить героев. Распечатайте трех богатырей и отправляйтесь вместе с ними на ратные подвиги. Девочки могут «оживить» завтракающих детей Зинаиды Серебряковой (картина «За завтраком» – ред.) , а потом и покормить их нарисованными блюдами.

Мы с дочкой как-то целиком оживили картину Матисса «Танец» . Ведь для этого нужно всего лишь: поделить лист пополам, верх раскрасить синим, низ зеленым и смастерить бумажных красных марионеток. Просто дергайте за веревочки под любимую музыку, и они будут танцевать.

Каждая мама знает, что ребенок лучше всего учится во время игры. Искусство – невероятно богатая почва для сочинения детских забав. Чем младше ваш ребенок, тем меньше ему нужно знать. Ведь самое главное – привить любовь к картинам и показать, что они совсем не скучные.

Все дети любознательны. Изучая окружающий мир, они задают массу вопросов. А мы, взрослые, должны помочь им разобраться во всем и найти ответы на эти вопросы.

Всех деток, без исключения, интересует тема «Космос». Ведь космос — это нечто загадочное и неизведанное. Это мир планет, звезд и других непонятных объектов.

Как рассказать детям о космосе? Что можно рассказать детям о космосе?

Рассказываем о планетах и звездах

Мы живем на планете Земля.

Это огромный шар, на котором есть горы, реки, пустыни, леса и много разнообразных жителей. Это единственная планета, на которой есть вода и суша. Так вот Земля и все, что ее окружает, называется Космосом, либо Вселенной. Космос огромен. Даже если полететь на ракете, невозможно добраться до его края. В космосе, кроме нашей планеты есть другие, а также – звезды. Посмотрите вечером на небо. Видите сколько на нем звездочек? Они нам кажутся маленькими, а на самом деле это огромные раскаленные шары. Солнце – тоже относится к звездам. Просто оно располагается ближе всего к Земле, поэтому, кажется больше. Мы ощущаем его тепло и видим свет. Есть звезды намного больше солнца, но они расположены дальше от Земли и кажутся маленькими огоньками на ночном небе.

Рассказывая про космос для детей, обязательно остановитесь на планетах.

Вокруг Солнца вращаются планеты. Всего их насчитывается 9. А также кометы и астероиды. Все планеты отличаются своими размерами. Самая большая планета – Юпитер. Самая маленькая планета – Плутон. У каждой планеты есть свой путь, который называется орбитой.

Как запомнить планеты солнечной системы? В этом поможет стишок:

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Кто такие астрономы?

Астрономы — это ученые, которые наблюдают за звездами и изучают их. В древние времена астрономы изучали звезды, не имея специальных приборов. Они просто наблюдали за небом с земли. В средние века изобрели подзорную трубу и телескоп, а сейчас в космос запускаются искусственные спутники и космические станции, которые исследуют звезды и планеты.

Собаки-космонавты

Чтобы отправить в космос человека, ученым нужно было узнать, с чем он может там столкнуться. Они приняли решение отправить в космос животных. Первой собакой-космонавтом была Лайка. Она на специальной ракете была отправлена в космос 3 ноября 1957 года, но не вернулась. Позже в космос летали и другие собаки, такие, как Белка и Стрелка, которые удачно вернулись на Землю. Так ученые сделали вывод, что в невесомости живые существа тоже могут жить.

День космонавтики отмечается в России 12 апреля. Эта дата, установлена в ознаменование первого полёта человека в космос.

12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток-1», стартовав с космодрома «Байконур», впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт продлился 1 час и 48 минут.

Также 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики, Международный день полета человека в космос.

Кто такой космонавт?

Рассказывая детям о космосе, подробнее остановитесь на том, кто такой космонавт.

Как уже говорилось выше, первым человеком, который был отправлен в космос и облетел вокруг Земли, является Юрий Гагарин. Он – космонавт. Это сложная профессия. Во время старта ракеты и ее приземления тело космонавта испытывает большие перегрузки. Также не просто человеку находится на борту ракеты и в состоянии невесомости, когда ракета (космический корабль) вращается вокруг земли. В этом состоянии все плавает: и предметы, которые находятся на борту, и люди. Кроме того, космонавт должен знать все приборы, ведь они устанавливаются для управления кораблем и научных исследований.

То есть, космонавт — это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.

Немного о луне

Все дети любят рассматривать на небе Луну. Это естественный спутник Земли. Луна бывает такой разной: от едва заметного «серпа» до яркого круга. Периодически меняющиеся состояния освещения Луны Солнцем называются Фазы Луны. Смена фаз Луны обусловлена условиями освещения Солнцем Луны при её движении по орбите. С изменением расположения Земли, Луны и Солнца граница между освещённой и неосвещённой частями диска Луны перемещается, а это вызывает изменение очертаний видимой части Луны.

Луна проходит следующие Фазы освещения:
новолуние - состояние, когда Луна не видна;
молодая луна - первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа;
первая четверть - состояние, когда освещена половина Луны;
прибывающая луна;
полнолуние - состояние, когда освещена вся Луна целиком;
убывающая луна;
последняя четверть - состояние, когда снова освещена половина луны;
старая луна.

Рассказывайте детям о космосе. Это загадочная и очень интересная тема. Если не знаете, как рассказать детям о космосе, купите книгу. Воспользуйтесь творческими идеями: рисуйте, лепите, делайте аппликации. Попробуйте из пластилина вылепить модель Солнечной системы.

А напоследок предлагаем вам посмотреть развивающий мультфильм, где рассказывается детям о космосе:

Похожие публикации