Зачем нужна вежливость и почему важно быть деликатным.

А что есть вежливость? А как же «наглость – второе счастье»? С чего начинается эта самая вежливость? Какие у нее есть формы? Давайте разбираться…

Зачем она нужна?

Определенные правила вежливого поведения приучают людей жить в социуме, не выходить за рамки приличий, в некоторой мере воспитывать совесть. Вежливость играет большую роль при воспитании детей. В дальнейшем, когда ребенок станет взрослым, то он будет более уверенней чувствовать себя в обществе, будет знать, что ему ожидать от других людей.

Мы все живем в определенных рамках поведения и никуда нам от этого не деться. Правила вежливости помогают решать некоторые жизненные задачи, вырабатывают определенные формы диалогов. Они облегчают общение с людьми, которые вам незнакомы. Вежливые люди редко переступают границы дозволенного в некоторых напряженных ситуациях. Это ступенька к человечности в длинной лестнице жизни.

А еще благодаря вежливости, люди определяют социальную прослойку в обществе, свою среду: «Мы люди из культурной семьи, мы так не поступаем», «Мы простые, нам плевать на сантименты». Вот так происходит самоидентификация маленького человечка в семье.

Дети – цветы жизни. Они должны быть вежливыми. Так считают одни. Другие так не считают. А зачем в нашем мире быть вежливым? Мы рабочий класс и нам нас… на то, будут ли наши детки вежливыми. Да о чем тут разговаривать, достаточно выйти на улицу, проехаться в общественном транспорте. «Вежливость» прет со всех щелей и практически у всех.

Касательно детей. Не стоит от детей требовать все и сразу: «Ты уже не маленький, так что ты должен вот это, должен вот то…». Это только будет перегружать психику ребенка, вызывать у него непонимание. Вчера вы ему это разрешали, сегодня вдруг его поступок уже стал «невежливым». Учить вежливости нужно не словами, а собственным примером. Невозможно привить вежливое поведение ребенку, если вы сами им не обладаете. Получается, что на словах одно, но перед глазами другое.

Очень воспитанные и очень вежливые люди

Плохо. Порой слишком плохо быть чрезмерно вежливым. С работы могут уволить. Утро. Понедельник. Остановка. Маршрутка. На работу ехать часа полтора. Опаздываем. Людей, толпа. Маршрутка одна и та забита. Из вежливости пропускаем симпатичную девушку. Поехала. Стоим. Ждем-с. Опаздываем. Ну да ладно. Подъехала вторая. Людей толпа. Но мы вежливые. Пропускаем старушку. Бабушке бы на трамвай, троллейбус. Но, увы, здесь ходят только маршрутки. Стоим-с. Ждем-с. Опаздываем-с. Нервно курим. Подъехала третья. Народу толпа. Но плевать на вежливость. Впихнулись самыми первыми. Едем. Нервничаем, мы ведь на работу опаздываем. Начальник – зверь. Премия на носу. Ну да ладно выкрутимся. Приехали. Опоздали не на много, но достаточно. Выговор в довольно невежливой форме. Премия коту под хвост. Слава Богу, с работы не выгнали. А могли…

Палка, у которой два конца. Знакомьтесь – ее величество вежливость. Она позволяет значительно упростить человеческие отношения, позволяет выражать себя в социуме. Она же отнимает у некоторых людей возможность быть самим собой, лишает искренности в отношениях, осложняет взаимодействие между людьми. Яркий пример из прошлого, да и сегодняшнего времени так называемое светское общество, которое переполнено лицемерием. Вот и задумайтесь, а нужна ли вежливость? Как по мне, так уж куда большее значение имеет искренность и человечность, уважение.

«Интеллигентам» тяжелее добиваться поставленных перед собой целей, чем тем, которые плевали на вежливое поведение, для которых «наглость – путь к счастью». Это факт. Факт, проверенный временем и жизнью.

Вежливость не абсолютна. Она зависит от многих внешних факторов, определенных ситуаций. И научиться применять правила вежливости, вот что есть главным. Нужно просто быть человеком, но важно еще и знать, кто такой человек.

Урок окружающего мира во 2-м классе "Правила вежливости».

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: “Мир вокруг нас” Плешаков А.А. в 2-х частях, художественная литература, “Словарь русского языка” Ожегов С.И., иллюстрации вежливого поведения, стенды “Так ли мы поступаем” и “Скажи вежливые слова”, таблицы, схемы, два телефона.

Цели урока:

1. Повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.

2. Учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых.

3. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.

2. Введение в тему.

Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.

Подумайте, какое слово потеряла Маша?

Приходилось ли вам терять такие слова?

– Ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.

Вы стали школьниками. Вас ждёт много славных дел. Вы окончите школу и станете трудиться на заводах, шахтах, строить дома, прокладывать дороги к звёздам, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни. Вы будете строителями, капитанами, водолазами, космонавтами, художниками. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться.

Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут…а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовём.

СПАСИБО, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПРОСТИТЕ
Произносить он не привык.
Простого слова ИЗВИНИТЕ
Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень,
Сказать при встрече ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
А в лучшем случае ЗДОРОВО
Он вместо ЗДРАВСТВУЙ говорит.

А вместо слова ДО СВИДАНЬЯ
Не говорит он ничего
Или заявит на прощанье,
Ну, я пошёл, пока, всего…

Что бы вы посоветовали этому мальчику, как ему вылечиться?

Может, кто-то узнал в нём себя?

Чтобы быть вежливыми, надо как можно чаще пользоваться “волшебными словами”, от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова у нас должны быть добрыми, но и наши поступки должны быть разумными, ясными, такими, чтобы не приходилось за них краснеть и стыдиться. Старайтесь быть полезными людьми.

Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово.

3. А теперь давайте решим все вместе такую задачу: Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов? “Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки.

– Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: Скажите, пожалуйста, который час?

– “Не часов”, а который “час”?

– И после ответа взрослого надо сказать “Спасибо!”

4. А теперь послушайте ещё один вопрос-задачу. По улице шёл старик, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху, шёл мальчик лет 9. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал ему, и старичок сразу подобрел. Что же такое мальчик сказал ему”.

– Извините, пожалуйста.

Папа разбил драгоценную вазу,
Бабушка с мамой нахмурились сразу,
Но папа нашёлся: взглянул им в глаза
И робко, и тихо, “простите” сказал,
И мама молчит, улыбается даже:
– Мы купим другую, есть лучше в продаже
“Простите” – казалось бы, что в нём такого,
А вот ведь какое чудесное слово!

– Прочтите и запомните.

5. Часто ребята всячески показывают, что они вежливы. А так ли это на самом деле, определите.

Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
“Извините, я ошибку признаю”.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
“Извините, я немного опоздал”.
Спор давно ведётся в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем,
И пришлите нам ответ.
Вежлив Витя или нет?

Как нужно правильно входить в класс, если опоздал на урок?

6. Игра “Ребята – вежливые ребята”

По мере надобности вставляйте в мой рассказ волшебные слова:

“Однажды Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу. Вдруг в автобус вошла женщина с ребёнком. Вова встал и сказал ей: “Садитесь “пожалуйста”. Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову “СПАСИБО”. Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

Дядя Саша огорчён
Рассказал он вот о чём
“Видел Настю-ученицу
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но давно уже от Насти
Я не слышал слова ЗДРАСТЕ!

В словаре Ожегова С.И. записаны значения слов, зачитайте их.

Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья).

Пожалуйста – выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность.

Извините – попросить прощение.

Спасибо – Выражение благодарности.

До свидания – приветствие при прощании.

7 . Я вижу, что вы знаете волшебные слова. Не стесняйтесь их употреблять чаще.

Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным –
“С добрым утром!”,
“Добрый вечер!”
“Доброй ночи!”- говорим.
Я желаю вам добра,
Доброй ночи до утра,
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов”.

– Ребята, какое слово вы говорите, как только просыпаетесь?

– Доброе утро

– Если даже плохая погода, метель, дождь, сыро, грязно, стоит сказать “ДОБРОЕ УТРО!”, и сразу станет теплее, радостнее.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Давайте лечиться от невежливости. Передаём друг другу мяч, называем при этом вежливое слово или вежливое обращение.

8. А теперь посмотрим сценку “Волшебное слово”

– Почему Лена не давала Павлику красок?

– А почему потом бабушка дала ему лучший пирожок, Лена дала краски, брат пообещал взять кататься на лодке?

– Какое это волшебное слово?

– Как надо говорить волшебное слово?

Ребята ЛАСКОВОЕ СЛОВО И КАМЕНЬ РАСТОПИТ.

9. Ребята, можно ли назвать Леночкино ПОЖАЛУЙСТА – вежливым.

Леночка сидела в трамвае. Она всё время вертелась и болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

– Девочка! Сиди спокойно, ПОЖАЛУЙСТА. Так нельзя себя вести, - заметила Лене старушка, сидевшая напротив.

– А что я сделала? - возразила Лена. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись смотрела в окно.

Какое волшебное слово употребила Лена?

С какой интонацией оно было сказано?

Правильно ли поступила девочка?

10 . Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником. Иначе может произойти вот что. Послушайте телефонный разговор героев нашего учебника: попугая Илью, пса Рыжика и Серёжи.

Получился ли разговор вежливым и понятным.

Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?

    Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.

    Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.

    Не следует говорить слишком долго.

Ситуации (Разговор по телефону)

    Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы.

    Мальчик звонит другу и хочет узнать у него домашнее задание по математике.

    Мальчик звонит другу. Он хочет пригласить его кататься на лыжах.

    Мальчик приглашает друга в гости. Ему купили новую игру “Футбол”.

Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки.

11. Игра “Словарь вежливых слов”.

Отгадайте загадки.

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого СПАСИБО.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышишь: ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

Если больше есть не в силах;
Скажем маме мы: СПАСИБО.
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Когда нас бранят за шалости,
Говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

И во Франции, и в Дании
На прощание говорим ДО СВИДАНИЯ.

12. Домашнее задание: Знать правила поведения, постараться всегда использовать их в общении с другими людьми.

13. Итог урока:

Какого человека называют вежливым?

Озвучьте картинка, используя вежливые слова.

Если вы будете говорить волшебные слова, то все ваши желания обязательно сбудутся.

Закончим урок песней о дружбе, потому что вежливые ребята очень любят дружить!

Елена Аказина
Конспект занятия по окружающему миру «Что такое вежливость? Вежливый ли ты человек?»

Конспект занятия по окружающему миру «Что такое вежливость . Вежливый ли ты человек

Цель : способствовать нравственному развитию личности ребенка.

Задачи :

познакомить с понятием «вежливость » , показать, в чем проявляется вежливость ,показать необходимость употребления в речи «вежливых » слов;

воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное

отношение к людям; развивать познавательный интерес, расширить кругозор детей.

Словарная работа : вежливость , доброта, вежливые слова

Ход занятия

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться :

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Пусть улыбка и хорошее настроение будут на занятие вашими помощниками .

Сегодня у нас будет необычное занятие , вот чему оно посвящено, вы мне скажете сами. Мы отправимся в волшебную страну.

Здесь люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, заботятся друг о друге.

А еще в этой стране люди любят делать друг другу подарки.

Кто из вас любит получать подарки? Почему?

А вам самим нравится делать подарки другим людям?

Что вы испытываете, когда дарите что-то другому человеку ? (Чувство радости, удовлетворения оттого, что ты сделал другому человеку приятно .)

Подарки, сюрпризы приятно получать близким людям : маме, папе, другу, подруге. А испытываете ли вы чувство радости, удовлетворения, когда дарите подарки не родным людям, а знакомым?

А как без подарков могут люди делать приятное друг другу?

1.) Беседа о «вежливых словах » .

Вы помните с какого слова я начала сегодняшнее занятие ? (Доброе утро.)

Приятно ли вам было услышать его? Почему?

Произнося эти слова, мы желаем нашим близким, знакомым приятного

настроения, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым.

Вот как хорошо сказано об этом в стихотворении «Я и солнышко» .

Солнышко ясное встало.

Доброе утро!

Сказало.

Доброе утро!

Кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

На утро похожим.

Но если, проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, все ровно.

Придумано мудро :

Доброе утро.

Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, нужно все равно говорить :

«Доброе утро!» - и сразу станет теплее, радостнее.

А какие еще слова вам приятно слышать от других людей?

(Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи.)

Чувствуете, как стало теплее и уютнее от этих слов в группе?

Вслушайтесь в слово «здравствуйте» . Слово «здравствуйте» очень древнее, связано оно со словом «дерево» . Когда - то давно, люди, произнося слово «здравствуйте!» желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб. И теперь, когда мы говорим это слово, мы желаем здоровья, желаем быть, сильными, крепкими.

Я хочу познакомить вас еще с одним словом. Это слово «спасибо»

Откуда взялось это слово? Давайте узнаем.

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело , говорили ему :

Спаси вас Бог!«Спаси Бог» - превратилось в короткое «спасибо» . Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже пословица : «Своего спасибо не жалей!» .

А что значит слово «до свидания» ? (До нового, до скорого свидания)

Что мы хотим сказать человеку , когда говорим ему «До свидания» ?

(Что прощаемся не на долго и рады будем увидеть вас снова) .

Значит, с какой целью люди говорят друг другу «Здравствуйте» , «До свидания» , «спасибо» , «пожалуйста» и другие? Просто хотят уделить внимание человеку , пожелать ему всего хорошего.

А как называются все эти слова? (Вежливые ) .

Может, кто - то догадался, как называется наша страна? (ВЕЖЛИВОСТЬ ) .

ФИЗКУЛЬМИНУТКА :

Давайте немного отдохнем. Я буду называть команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «вежливые слова » . И так, начали : не ошибись, пожалуйста.

Встаньте, пожалуйста,

Поднимите руки.

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста!

Тихо сядьте.

Тихо сядьте, пожалуйста! Молодцы.

(Еще раз повторяется физкультминутка, только в роли ведущего будет

ребенок по желанию)

Кто понял, о каких подарках шла речь в самом начале занятия ? вежливых словах )

Знакомство со значением слова «вежливый » , «вежливый человек » .

Ребята, скажите, как называют человека , который употребляет вежливые слова в своей речи ? (вежливым , воспитанным, культурным)

А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком по имени

Петрусь из стихотворения «Невежливая вежливость » .

Обещал отцу Петрусь :

Я за вежливость возьмусь :

Буду всех благодарить.

Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит - утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только - только задремал.

А Петрусь как заорет :

С добрым утром, дед Федот!-

Дед ругнул его спросонок :

Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку :

Ты куда, Ярина, стой,

Я здороваюсь с тобой!-

Та отпрянула в сторонку.

Как невежливая девчонка .

Нес вожатый горку книг,

А Петро с ограды - прыг.

Чуть не сел ему на плечи :

Ты, вожатый закричал,-

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен :

Разве был невежлив он !

Какие вежливые слова произносил Петрусь? (Доброе утро, извините, добрый

Можно ли назвать Петруся вежливым , ведь он употреблял в своей речи

вежливые слова ? (Нет. Поступки его были не красивые, не правильные.)

Чтобы Вы посоветовали Петрусю? (он должен извинится, знать где и как

употреблять вежливые слова )

Значит для того, чтобы быть вежливым , достаточно ли употреблять в своей

речи «Вежливые слова » ? (нет)

Как их нужно употреблять? (правильно, нужно сначала подумать - уместны

твои слова, нужны ли они в данной ситуации, а потом только говорить и что -

то делать).

Какой сделаем вывод? (Для того, чтобы быть вежливым человеком , нужно не только употреблять «Вежливые слова » , но и употреблять их. правильно, в зависимости от той или иной ситуации, в которой вы находитесь.

Д/и «Так не так» .Послушайте внимательно и если всё правильно вы говорите так, так, если нет - не так, не так.

1. У Вити день рождения. Он принёс угощение, а дети у него отобрали и кричат : Ещё, ещё….

А как надо? (Надо было подождать пока Витя угостит и сказать спасибо.)

2. Наташа пришла в детский сад «До свидания, - говорит, уже пора домой» - и стала раздеваться

Не так! (Надо было поздороваться.)

3. В группу, когда дети ели зашла заведующая детского сада и сказала : «Приятного аппетита» .

Так, так! (Когда входишь и видишь, что дети едят нужно пожелать приятного аппетита.)

4. Миша просит продавца в магазине : «Ну – ка дайте мне шоколадку!»

Не так! (Надо говорить дайте, пожалуйста, шоколадку.)

5. Вите в подарок принесли коробку мармелада. Мальчик сказал : «Фу, я такие не ем, а только шоколадные» .

Не так! (Надо сказать спасибо большое.)

Ко мне бежит огромный Гусь.

Я говорю себе :

«Не трусь!

Быть может,

Ото Гусь - ручной,

Бежит знакомиться со мной».

Но у гуся свирепый вид-

Он угрожающе шипит.

Щипаться будет?

Но и пусть!

Я улыбнулся :

Здравствуй, Гусь!

Он головой кивнул в ответ.

И мне послышалось : «Привет» !

Что хотел сделать Гусь? (Ущипнуть мальчика]

Почему он мальчика не тронул? (мальчик с ним поздоровался. }

Разве могут птицы и звери понять человеческую речь ? (нет)

Так как же Гусь понял, что мальчик с ним поздоровался? (по приветливому

взгляду, доброй улыбке).

Ребята, значит, если мы произносим вежливые слова с улыбкой , искренне,

добрым взглядом, то их понимают не только люди, но и животные.

Не даром, наверно, в народе говорят, что вежливое слово и кошке приятно.

Я вам сегодня хочу открыть еще один маленький секрет. Вы знаете, что нашу землю освещает большое солнце. Оно где (на небе) . Это солнце светит каждый день, согревая нас своим теплом. Но оказывается, что бывает еще и маленькое солнышко.

Может быть, вы можете предположить, где оно находиться?

Оно, ребята, светит в каждом из нас. Это маленькое солнце своим теплом согревает людей, которые находятся вокруг нас , делая их добрее. Это солнышко вызывает у нас стремление помогать больным, несчастным, жалеть того кого обидели.

И если человек смог зажечь внутри себя это солнце, то он никогда не причинит зло другому человеку . Что же это за солнышко, которое есть в каждом из нас?

Правильно, это ДОБРОТА!

Так без чего не может быть вежливого человека ? (без доброты)

Ребята, а вы знаете, что из народной мудрости появились много пословиц и поговорок, о «вежливости и доброте » . (Чтение 3-4 пословиц детьми)

-Вежливости открываются все двери.

Если доброта, как солнце светит, радуется и взрослые и дети.

От худого слова, навек ссора.

Доброе слова лечит, а худое калечит (разбор пословицы) Как вы это понимаете? (хорошое слово может поднять настроение, а плохое может расстроить человека и он будет переживать)

Поэтому, прежде чем что-то сказать нужно подумать : не обидят ли ваши слова?

А теперь поиграем. Слушайте, не отвлекайтесь, если вы согласны, .то отвечайте : «Это я, это я, это все мои друзья» , а если нет -молчите.

Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром» скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго «Спасибо»

Кто быть вежливым желает ,

Малышей не обижает?

Д/и «Подскажи словечко» . Мне еще раз хочется убедится как вы много знаете вежливых слов .

Спасибо – говорят, когда хотят поблагодарить

Пожалуйста – когда просят о чём–нибудь

Очень приятно –говорят при знакомстве

Простите – когда хотят извиниться

До свидания – когда прощаются

Как можно по-другому попрощаться (до встречи, всего хорошего, прощайте, всего доброго, пока) .

Здравствуйте – когда приветствуем друг друга

Как можно ещё поприветствовать (добрый день, добрый вечер) .

Что мы желаем человеку этим словом ? (здоровья) .

Спокойно ночи – желают когда ложатся спать.

Приятного аппетита – желают когда кто – то кушает.

Посмотрите, а что это? (сердце)

Так, знаете где находится «Страна Вежливости и Доброты » (в нашем сердце.)

Итог. О каких понятиях мы говорили сегодня?

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Чтобы стать вежливым , надо знать вежливые слова и уметь ими пользоваться. От этих слов становится теплее и радостнее всем окружающим . Доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение.

Молодцы! Я рада, что вы ни разу не ошиблись.

И закончить сегодняшнее занятие мне хотелось бы такими строками :

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив .

Ведь это основа - основ.

А вежливым быть очень просто :

Будь добрым - обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.

Правила вежливости являются важнейшим атрибутом каждого воспитанного человека. Хорошим манерам нужно учиться с раннего возраста, и неуклонно соблюдать их при любых обстоятельствах, в любом окружении. Давайте узнаем, каковы правила вежливости в общении дома, в школе, на прогулке, в общественных местах.

Для чего нужна вежливость

Вежливость - это проявление хорошего воспитания, которое напрямую указывает на уровень культуры человека, богатство его внутреннего мира. Правила вежливости человеком созданы неслучайно: воспитанным людям гораздо легче расширять круг своего общения, достигать поставленные задачи.

На самом деле, быть вежливым человеком не так уж и сложно. Достаточно привить себе хорошие манеры и не забывать везде и всюду их применять. Спустя какое-то время они войдут в привычку, и подобное поведение станет абсолютной нормой.

Рис. 1. Правила вежливости должны знать даже маленькие дети.

Но как ведет себя вежливый человек в обществе? Давайте рассмотрим наиболее распространенные жизненные ситуации.

  • При встрече со знакомым человеком или группой людей нужно обязательно поздороваться. Делать это нужно правильно: дружелюбно улыбаться, смотреть собеседнику прямо в глаза, приветствие произносить четко, с мягкими, обходительными интонациями.

С друзьями или одноклассниками можно поздороваться, сказав просто «Привет!». Ко всем остальным людям приветствие должно быть более сдержанным - «Добрый день (утро, вечер)!», «Здравствуйте!», но ни в коем случае «Эй, ты», «Алло» и прочее. Это указывает на низкую культуру человека.

Рис. 2. Встреча с друзьями.

  • Увидев на улице знакомого, не стоит бежать к нему навстречу, расталкивая на пути прохожих. Если случайная встреча произошла в кафе, кино или театре, достаточно кивнуть в знак приветствия, но не выкрикивать его.
  • В общественных местах не стоит слишком громко разговаривать или смеяться, излишне эмоционально жестикулировать.
  • Правила вежливости предусматривают и обязательное прощание при уходе.
  • К малознакомым или старшим по возрасту людям следует обращаться на «Вы». И только с друзьями, одноклассниками, родственниками уместно обращение на «Ты».

В обиходе по-настоящему вежливого человека всегда присутствуют слова, которые принято называть «волшебными». Ведь даже в самой непростой ситуации они помогут найти взаимопонимание с собеседником. К таким словам относятся «Спасибо», «Пожалуйста», «Извините», «Будьте добры…».

Вежливое поведение

Но не только употребление вежливых слов способно сделать человека хорошо воспитанным. Большое значение имеют его поступки, поведение. Чтобы прослыть культурным и вежливым человеком, нужно соблюдать простые правила:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • Не повышать голос на собеседника, не перебивать его, внимательно выслушивать все, что тот хочет сказать.
  • Уступать место в общественном транспорте для тех, кто более нуждается в этом.
  • В театре или кинотеатре, проходя к своему месту, нужно извиниться перед уже сидящими людьми и двигаться только лицом к зрителям.
  • В общественных местах ни в коем случае не ковырять в носу, в зубах, громко сморкаться, зевать с открытым ртом.

Рис. 3. Ковырять в носу - недопустимо!.

Вежливость и культура поведения всегда очень высоко ценилась, ведь ее не купишь ни за какие деньги. Поэтому так важно прививать себе хорошие манеры в детства, чтобы в любом обществе иметь славу воспитанного человека.

Что мы узнали?

При изучении темы «Правила вежливости» по программе 2 класса окружающего миры мы узнали, насколько важно быть вежливым и воспитанным человеком. Мы выяснили, как правильно себя вести в обществе и не допускать досадных ошибок.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 101.

Всегда можно определить степень культуры человека по его поведению. Приятно общаться с воспитанным человеком, но грубая, вульгарная речь оставляет самое плохое впечатление.

Что такое вежливость

Каждый человек является существом социальным. Люди общаются между собой, создают семьи, становятся коллегами. Все члены общества заслуживают уважения. Чтобы избежать конфликтов, обид, досады, между собеседниками принято вежливое обращение.

Вежливостью называется умение тактично общаться, внимательно выслушивать другую точку зрения, проявлять толерантность, способность решать конфликтные ситуации мирным путём. Вежливость и благопристойность – тот самый инструмент, благодаря которому люди чувствуют себя комфортно, свободно при общении с себе подобными.


Правила вежливости

С самого детства все знают «волшебные слова»: спасибо, здравствуй, прости, извини, благодарю. Тактичность начинается с вежливости. Это является международной нормой. Если такое качество, как деликатность, считается врождённым, то хорошему тону можно научиться. Вежливые люди знают, что всегда необходимо:

  • здороваться;
  • прощаться;
  • просить прощения (когда совершена ошибка, или доставляют неудобство собеседнику);
  • интересоваться (то есть, оказать необходимый минимум внимания, например, спросить: «Как дела? »);
  • не толкать локтями прохожих, чтобы куда-то пробраться;
  • не перебивать собеседника, тем более, если он старше по возрасту;
  • не кричать знакомому, который находится вдалеке.

Самым лучшим показателем воспитанности человека будет его сдержанность. Совершенно неприемлемым является бурное проявление негативных эмоций на людях.



Как стать вежливым

Правила вежливости ребёнку прививают с детства. Первыми учителями всегда становятся родители. Утром дети и родители говорят друг другу: «доброе утро», днём – «добрый день», а по вечерам – «спокойной ночи». Спорные ситуации дома решаются на вербальном уровне. Воспитанные родители разбирают причины конфликта, поведенческой ошибки, объясняют чаду, почему он не прав. Ребёнку следует приводить примеры, как следовало бы поступать в той или иной ситуации. Так готовят маленьких людей к взрослой жизни в обществе.

Психологи утверждают: если начинать нравственное воспитание ребёнка с 2-3 лет, то они уже опоздали на 2-3 года. Дети берут пример с самых близких людей. Они подражают маме и папе, и начинается это еще с пеленок.

Учтивость и внимательность собеседника обладают особой ценностью. Теплота и доброжелательность помогают человеку раскрыться, проявить свои лучшие качества. Грубость, невежество, хамство оскорбляют человеческое достоинство, наносят моральный вред личности. Обиженный человек замыкается в себе, прекращает контактировать с обидчиком. Японские психологи давно заметили, что вежливый человек всегда будет в безопасности, а хам и грубиян обязательно попадёт в беду.


Обходительное поведение помогает человеку обзавестись новыми полезными контактами, иметь много знакомых, приятелей и друзей. Родителям, чтобы научить ребёнка этикету, необходимо быть самим терпеливыми, не давить на чадо, не кричать. Можно обсуждать героев прочитанных книг, анализировать их поведение.

Манеры светского поведения запрещают любую неблагопристойность. Во время разговора всегда нужно быть вежливыми.


Школа учит вежливости

Школу называют вторым домом. Здесь воспитательный процесс проводится многогранно, постепенно и беспрерывно. У школы есть свои инструменты для привития культурного поведения ученику. Существует целый ряд мероприятий, способствующих формированию вежливого поведения, к которым относятся:

  • тематические классные часы;
  • тренинги;
  • семинары;
  • игры.

Здесь принято моделировать ситуации. Школьники обыгрывают предложенный сюжет: очередь в магазине, посещение театра, воображаемую поездку в общественном транспорте и так далее. Данные интерактивные методы способствуют развитию в детях общительности, взаимопонимания, обучают нормам вежливого поведения в интересной, творческой форме.


Ещё о правилах вежливости

Следует знать, что правила этикета формировались веками. К основным правилам относится ряд приоритетов, которые следует иметь в виду, например:

  • мужчина всегда здоровается первым, открывает дверь, уступает место даме;
  • младшие по возрасту здороваются первыми, уступают места в транспорте, помогают тем, кто старше;
  • здоровые пропускают больных к врачу, уступают им дорогу, места в общественном транспорте;
  • подчинённые здороваются с начальником первыми;
  • при просьбах необходимо произносить слово «пожалуйста»;
  • за оказанную помощь или услугу принято говорить «спасибо», «благодарю»;
  • если кому-то приносятся неудобства, огорчения, неприятности, необходимо просить прощения, извиняться;
  • на официальном приёме сначала здороваются с хозяевами, а затем – по старшинству;
  • при звонке необходимо представляться;
  • пунктуальность является отличительным признаком вежливого, культурного человека.
Похожие публикации