Тревожность у детей: что это, тест Филлипса, коррекция. Тест тревожности по В.М.Астапову (предназначен для исследования уровня тревожности у дошкольников.)

Тревожность - не болезнь, а эмоциональное состояние негативного характера. Беспокойство могут испытывать даже самые маленькие дети, например, младенцы, у которых оно проявляется в плаксивости, нарушении сна и аппетита. У подросшего ребёнка становится более сложными строение нервной системы, а значит, тревожные состояния будут усложняться. Если не обращать внимания на тревожность у детей дошкольного возраста, родители могут столкнуться с трудностями, когда ребёнок пойдёт в школу. Читайте о том, как диагностировать тревожность у дошкольников, преодолевать её и использовать профилактические мероприятия.

Почему дети беспокоятся

Тревожность может наблюдаться и у детей дошкольного возраста

Тревожность – повышенная склонность опасаться и беспокоиться – бывает ситуативной и постоянной . Если в первом случае тревожность оправдана, так как помогает избежать какой-либо опасной ситуации, то тревожность, которая сопровождает человека часто и беспричинно превращается уже в проблему.

Тревожность может наблюдаться и у детей дошкольного возраста.

Ребёнок с повышенной тревожностью отличается:

  • постоянной подавленностью
  • насторожённостью
  • сложностью в установлении контактов
  • враждебным восприятием к миру
  • мрачным взглядом на окружающее
  • заниженной самооценкой.

Повышенный уровень тревожности у маленьких детей может возникнуть вследствие:

  1. Наследственных особенностей нервной системы и характера.
  2. Родовых травм, инфекций и других заболеваний, перенесённых в раннем возрасте.
  3. Болезней, перенесённых матерью во время беременности.
  4. Поражений нервной системы плода и ребёнка до, во время и после родов.
  5. Внешних обстоятельств (гиперопеки, отторжения родителей и пр.).

Среди причин повышенной тревожности у детей дошкольного возраста можно выделить:

  1. Бесконтрольный просмотр ТВ. По утверждению психологов и психотерапевтов, маленькие дети чаще всего боятся какого-нибудь пугающего персонажа из мультфильма.
  2. Сильный испуг (встреча с животным, нападение злодея, происшествие на воде, пожар или наводнение, военные действия и т. п.). Пережив такое, дошкольники могут вести себя неадекватно.
  3. Неблагоприятная атмосфера в семье (ссоры, крики, конфликты и пр.). У детей из таких семей могут возникать психосоматические симптомы (учащённое сердцебиение, проблемы с дыханием и пр.), приводящие к разного рода заболеваниям.

«Полезно знать. Напряжённый социально-психологический климат в семье порождает повышенную тревожность ребёнка. Дети, которые чувствуют, что их не любят, вырастают тревожными, беспокойными, неуверенными в себе людьми».

  1. Недружелюбная атмосфера в ДОУ. Иногда причиной детской тревожности может стать поведение воспитателя в детском саду: угрозы, наказания и т. д. Ребёнок, постоянно слышащий крик, не может нормально развиваться, так как его нервная система находится в напряжении, что и проявляется в эмоциональной неуравновешенности.
  2. Насмешки сверстников. Малыши чувствуют униженными, если сверстникам удаётся потешаться над ними.
  3. Тревожное поведение взрослых. Дети берут пример с того, как ведут себя близкие взрослые.
  4. Слишком высокие требования взрослых, которые малыш не в силах выполнить.
  5. Авторитарность родителей. Властность родителей порождает страх.
  6. Разность во взглядах воспитания в семье. Сложно соответствовать, когда один родитель запрещает, а другой разрешает. Тогда возникает беспокойство, что один из родителей не одобрит поведение, какой-либо поступок.
  7. Ожидание неприятностей. Дети боятся родителей, когда знают, что он них ничего хорошего нельзя ждать (в случаях с пьянством, приступами жестокости, а то и просто плохим настроением взрослых).

Особенности повышенной тревожности у младших и старших дошкольников

Тревожность старших дошкольников может быть связана с погрешностями семейного воспитания и атмосферой дома, а постепенной подготовкой к началу школьного обучения.

Как было уже сказано, тревожность может возникать у различных возрастных групп детей.

У новорождённых этот симптом проявляется в виде повышенного беспокойства, плаксивости, плохого сна и аппетита.

Тревожность детей младшего дошкольного возраста связана с кризисом 3-х лет. Малыш начинает ходить в детский сад, и связи с этим испытывает беспокойство по причине разлуки с матерью и адаптации к новым социальным условиям.

Тревожность старших дошкольников может быть связана с погрешностями семейного воспитания и атмосферой дома, а постепенной подготовкой к началу школьного обучения. Старшие дошкольники не менее младших переживают о том, придут ли их забирать родители и всё ли с ними в порядке. Повышенной тревожностью страдают дети с заниженной самооценкой: их переживания связаны с общением со сверстниками и тем, какие роли они исполняют в группе.

При повышенной тревожности у детей дошкольного возраста могут возникать:

  • неврозы
  • навязчивые мысли и движения
  • фобии.

Высокому уровню ситуативной тревожности могут предшествовать ситуации возможности разлуки с матерью, расставания с родителями, резкого изменения привычной обстановки

Повышенная тревожность у таких детей может проявляться следующим образом:

  1. В поведенческих реакциях:
  • ребёнок может постоянно крутить и теребить что-то в руках (бумагу, одежду, волосы), грызть ногти и карандаши, сосать пальцы
  • излишняя скованность и напряжённость
  • повышенная суетливость, жестикуляция
  • ребёнок может что-то постоянно ронять и терять
  • малыш теряется, когда задают вопросы, сбивается и теряется, когда пытается что-то сказать
  • плаксивости.
  1. В физиологических реакциях и симптомах:
  • покраснение или, наоборот, побледнение лица
  • излишняя потливость
  • дрожание рук
  • вздрагивание при неожиданных звуках
  • учащённое сердцебиение, сложности с дыханием, жалобы на боль в животе и головную боль, позывы к мочеиспусканию
  • нарушения сна
  • проблемы с аппетитом.
  1. В переживаниях и чувствах:
  • боязнь неудачи
  • тягость ожидания
  • желание удалиться
  • чувства незащищённости
  • ощущение неполноценности
  • чувство стыда или вины.

«Высокому уровню ситуативной тревожности могут предшествовать ситуации возможности разлуки с матерью, расставания с родителями, резкого изменения привычной обстановки и многое другое».

Как проводится диагностика?

Диагностировать уровень тревожность у дошкольника можно, обратившись к самой известной методикетесту Тэммпл-Амен-Дорки . Смысл теста в том, чтобы узнать поведенческие реакции ребёнка на 14 предложенных ситуаций, и изображённых на картинках:

  1. Игра ребёнка с малышом более младшего возраста. Весёлый он или грустный в это время?
  2. Ребёнок идёт вместе с мамой, везущей в коляске младенца. Старший ребёнок в это время радостный или нет?
  3. Один ребёнок проявляет агрессию по отношению к другому – бежит и замахивается на него.
  4. Ребёнок сам надевает носки и ботинки. Доставляет ли это занятие ему позитивные эмоции?
  5. Ребёнок играет со старшими детьми. Ему в это время радостно или грустно?
  6. Родители смотрят телевизор, а ребёнок в это время нужно спать. Радость или печаль?
  7. Ребёнок умывается самостоятельно. Какое лицо у него во время умывания?
  8. Ребёнка ругает папа или мама. Какое лицо у ребёнка при этом?
  9. Папа играет с новорождённым и в это время не обращает внимания на старшего ребёнка. Он в это время весел или грустен?
  10. Один ребёнок у другого пытается отнять игрушку. Это увлекательная игра или конфликт? Грустно или весело?
  11. Мама заставляет ребёнка собрать разбросанные по комнате игрушки. Что ребёнок при этом чувствует?
  12. Сверстники уходят от ребёнка. Это печально или радостно?
  13. Семейный портрет: ребёнок с родителями. Счастливое ли выражение лица у ребёнка?
  14. Ребёнок обедает в одиночестве. Он грустный или весёлый?

Ответы ребёнка нужно занести в таблицу, отмечая символом «+» то, что испытывает ребёнок относительно каждого высказывания - радость или грусть.

Методы преодоления

Среди методов коррекции детской тревожности можно выделить:

  • коррекционные игры
  • арттерапию (коррекционное рисование, сказкотерапия и пр.).
  • десенсибилизация
  • релаксация.

Арттерапия - один из действенных методов коррекции детской тревожности.

Попробуйте с ребёнком такое упражнение. Подберите ситуации, в которых нужно будет справиться со страхом. Преподнесите ситуацию, попросив ребёнка подумать, как с ней справиться. Сначала пусть ребёнок представит, как справляется с ситуацией малыш гораздо младше его, а потом ребёнок, у которого всё отлично получается. Ребёнок увидит, как далеко в развитии он ушёл о тех детей, которых мало что умеют, и он сможет сказать себе: «Я могу, у меня всё хорошо выйдет». Объясните крохе, что у каждого всё получится, если захотеть.

Смотрите видео, в котором детский психолог советует, как преодолеть тревожность и страхи ребёнка

Профилактика негативных последствий высокой тревожности у ребёнка дошкольного возраста

Советы психолога помогут родителям избежать развития повышенной тревожности у дошкольников:

  1. Организовывайте общение с ребёнком в спокойной и доброжелательной атмосфере.
  2. Исключите критику поведения и характера ребёнка.
  3. Стимулируйте у малыша развитие самостоятельности и инициативности.
  4. Привлекайте кроху к разнообразному общению, а также к выполнению простых поручений.
  5. Не подрывайте авторитет значимых для ребёнка людей.
  6. Соблюдайте последовательность в действиях.
  7. Не запрещайте ребёнку без причин то, что разрешали ранее.
  8. Не требуйте от ребёнка того, что он не в силах выполнить.
  9. Хвалите в случае успеха, помогайте и поддерживайте, когда ребёнок сталкивается с трудностями.
  10. Доверяйте малышу, будьте с ним честными и любите его таким, какой он есть.

Важно наладить позитивную коммуникацию с ребёнком, особенно в период адаптации к детскому саду или школе. А взаимодействие родителей и воспитателя ДОУ, их терпение и внимательность помогут ребёнку с повышенным чувством тревожности успокоиться, снять напряжение, преодолеть застенчивость.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

Цель: определение тревожности у детей в возрасте 3,5 – 7 лет.

Стимульный материал : 14 рисунков размером 8,5 x 11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Лицо ребёнка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом – печальное.

Процедура проведения :Рисунки показывают ребёнку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребёнку рисунок, психолог даёт инструкцию.

Инструкция:

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2. Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет с мамой и малышом».

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка? Он (она) одевается».

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

13. Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребёнка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребёнку не задаются.

Выбор ребёнком соответствующего лица и словесные высказывания ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее). Протоколы каждого ребёнка подвергаются количественному и качественному анализу.

Количественный анализ результатов:

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребёнка.ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявленных рисунков (14):

ИТ = (количество эмоционально - негативных выборов/14) x 100%

Дети в возрасте 3,5 – 7 лет по ИТ разделяются на 3 группы:

ИТ от 0 до 20% – низкий уровень тревожности

ИТ от 20 до 50%– средний уровень тревожности

ИТ выше 50% – высокий уровень тревожности

Качественный анализ результатов:

1. Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребёнка в различных ситуациях. Высокий уровень тревожности (ИТ) свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребёнка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяет судить об особенностях взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми. При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребёнком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации. Высоким уровнем тревожности с большой долей вероятности могут обладать дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях 4 (Одевание), 6 (Укладываниеспать в одиночестве) и 14 (Еда в одиночестве).

2. Для уточнения источника тревожности ситуации, моделируемые на рисунках, можно разделить по типу межличностных отношений. Так, ситуации на рисунках 1, 3, 5, 10 и 12 моделируют взаимоотношения между детьми (ребёнок - ребёнок). Ситуации на рисунках 2, 6, 8, 9, 11 и 13 моделируют взаимоотношения между ребёнком и взрослыми (ребёнок - взрослый). Ситуации на рисунках 4, 7 и 14 моделируют повседневную деятельность ребёнка, которую он совершает один. Ситуация на рисунке 6 (Укладывание спать в одиночестве) с большим основанием может быть отнесена к ситуациям типа «ребёнок - взрослый». Таким образом, помимо общего вывода об уровне тревожности испытуемого экспериментатор формулирует предположение о том, какие именно отношения являются для ребёнка источником тревожности – детско-родительские (негативный выбор в ситуациях №№ 2, 8, 13) или отношения с другими детьми (ситуации №№ 1, 3, 5, 10,12).

3. Следующий уровень анализа предполагает интерпретацию выборов ребёнка в зависимости от того, какая ситуация связана с негативным опытом. Так, тревогу могут вызывать ситуации, связанные со страхом агрессии, с ревностью к сиблингам, со страхом наказания или нарушенными отношениями с родителями и сверстниками. Необходимо учитывать также, что при выборе лица на дополнительном изображении ребёнок может идентифицировать себя с прорисованным героем (например, с агрессором). Для исключения ошибочной интерпретации экспериментатору следует уточнить у испытуемого, кем бы тот был на рисунке, если бы оказался там.

Анализ выборов ребёнка в различных ситуациях позволяет сформулировать предположение о конкретных источниках его тревоги.

Таким образом, качественный анализ результатов должен содержать информацию об общем уровне тревожности, предполагаемых источниках тревоги в межличностных отношениях ребёнка и указания на возможные причины травматизации.

Также при формулировке выводов необходимо учитывать эмоциональное состояние ребёнка на момент обследования, его комментарии и объяснения своего выбора. Эта информация необходима для прояснения причин тревожности и избежания необъективных выводов.

Бланк ответов

Ф.И.О.___________________________________.

Возраст_________________

Дата проведения_______________________

Рисунок

Высказывание

Выбор

Веселое лицо

Печальное лицо

1. Игра с младшими детьми

2. Ребенок и мать с младенцем

3. Объект агрессии

4. Одевание

5. Игра со старшими детьми

6. Укладывание спать в одиночестве

7. Умывание

8. Выговор

9. Игнорирование

10. Агрессивность

11. собирание игрушек

12. Изоляция

13. Ребенок с родителями

14. Еда в одиночестве

Анна Афанасьева
Мониторинг уровня тревожности у детей дошкольного возраста

Исследование уровня тревожности у детей от 3 до 7 лет .

Методика предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.

Фиксация наблюдений происходит в несколько этапов. На первом этапе исследователь в течение 2-3 дней наблюдает за ребенком в различных видах деятельности (игре, на занятиях, новой обстановке и т. д.) и заносит результаты в специальный лист наблюдений (см. ниже) . В течение дня необходимо отметить наличие или отсутствие данного признака в поведении ребенка знаками "+" или "-".

Каждый отдельно взятый признак не является свидетельством выраженной тревожности . Необходимо суммировать количество наблюдаемых признаков и сделать вывод исходя из следующей интерпретации :

Наличие 6 - 7 признаков говорит о высокой тревожности ,

3 - 5 - о тревожности среднего уровня ,

1 - 2 - о низкой тревожности .

Чтобы избежать субъективизма при оценке тревожности дошкольника , на втором этапе необходимо предложить нескольким знающим ребенка взрослым оценить его поведение по каждому из перечисленных семи признаков и вывести средний балл.

Если взрослые, к которым вы обратились за помощью, затрудняются оценить тревожность дошкольника по выделенным показателям, им можно предложить небольшую анкету, ответы на которую конкретизируют проявления тревожности .

Не следует указывать в названии анкеты, что она направлена на изучение тревожности ребенка . Лучше озаглавить ее "Исследование индивидуальных особенностей".

Анкета для исследования индивидуальных особенностей ребенка.

1. Не может долго работать не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о возможных неприятностях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что снятся страшные сны.

9. Руки обычно холодные и влажные.

10. Нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12 Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Обработка данных по анкете проводится следующим образом. Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности .

Если по анкете набрано 15-20 баллов, то это говорит о высоком уровне тревожности ,

7-14 баллов - о среднем,

1-6 баллов - о низком.

Для сопоставления со своими данными наблюдения попробуйте заполнить анкету самостоятельно и сравнить с результатами, полученными от родителей или воспитателя.

А. И. ЗАХАРОВА НА ОЦЕНКУ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА

Инструкция

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для вашего ребенка. Если это выражено - ставьте «+» , если это проявление встречается периодически, ставьте «О» , если отсутствует «-» .

Тест выполняют родители детей 4-10 лет .

Ваш ребенок :

1. Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.

2. Чуть что - в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.

4. Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.

6. Все больше грустит и печалится без видимой причины.

7. Как и в первые годы, снова сосет соску, палец, все вертит в руках.

8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром.

9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

10. Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.

11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.

12. Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.

13. Все труднее найти с ним общий язык, договориться : становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя.

14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет, беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.

15. Снижается аппетит, часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу.

Возможные варианты ответов :

Данный пункт выражен и возрастает в последнее время - 2 балла;

Данный пункт проявляется периодически - 1 балл;

Данный пункт отсутствует - О баллов.

Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличии невроза или предрасположенности к нему.

От 20 до 30 баллов - невроз;

От 15 до 20 баллов - невроз был или будет в ближайшее время;

От 10 до 15 баллов - нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания;

От 5 до 9 баллов - необходимо внимание к этому ребенку;

Менее 5 баллов - отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенностей ребенка.

ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ

«НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

Проводится психологом, предназначен для психологического анализа личностных особенностей детей 4 ,5 лет и старше.

Инструкция

Необходимо нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которого нет в реальной жизни.

Детям предлагается лист бумаги и простой карандаш (детям 4,5-6 лет можно дать цветные карандаши или фломастеры) . Взрослый не вмешивается в процесс рисования, а по окончании задает вопросы :

Как зовут это животное?

С кем оно дружит?

Чем питается?

Ответы фиксируются.

При анализе рисунка учитывается следующее :

- размер фигуры : связан с самооценкой ребенка (чем больше, тем выше) ;

- расположение фигуры : в верхней трети листа - высокие притязания, в нижней трети - заниженные; наиболее адекватен достаточно большой рисунок в средней части листа : уверенность в себе, желание проявить свои возможности, получить высокую оценку, поощрение;

Животное большого размера в верхней части листа : завышенная самооценка, стремление к лидерству, высоким оценкам;

Если рисунок еще и сильно декорирован (украшения, цветы, орнаменты, - демонстративность, стремление. обратить на себя внимание;

Маленькая фигурка животного в самом низу листа : неуверенность, тревожность , беспомощность, потребность в поощрении, низкая самооценка;

Маленькие фигурки расположены в самом верху листа : несовпадение между самооценкой и уровнем притязаний , наличие внутри-личностного конфликта, высокое нервное напряжение, конфликтность, неуверенность и тревога , агрессивность как защита, потребность в любви и защите взрослых; большая фигура внизу листа : несовпадение между высокой самооценкой и низким уровнем притязаний , внутриличностный конфликт, неуверенность, конфликтность, агрессивность как выплеск нереализованных возможностей; фигура, смещенная в левую сторону или смотрящая влево : инфантильность, стремление назад, в детство, может быть связано с появлением второго ребенка в семье; фигура, смещенная в правую сторону или смотрящая вправо : стремление в будущее, желание поскорее вырасти; фигура, вытянутая по горизонтали : неуверенность, тревожность ; фигура, вытянутая по вертикали : уверенность, агрессивность, стремление к лидерству; когти, зубы, языки, рога, кулаки : агрессивные тенденции;

сильная прямая штриховка, нажим : внутреннее напряжение, стремление к высокой оценке, лидерству; косая штриховка с сильным нажимом, выходит за пределы контура : нервное напряжение, неуверенность в себе, обидчивость, невротичность; штриховка кругами : инфантилизм, потребность в защите, ласке; броня, панцирь : желание спрятаться, уйти от общения, тревожность , замкнутость; заборы, барьеры, ограждения : желание уйти от общения, неразвитость эмоциональной сферы; птички, бабочки, крылья : желание выйти из неблагоприятной ситуации; - антенны, провода, локаторы и подобное : интерес к окружающим, стремление к контактам.

Важно при анализе рисунка учитывать все его особенности во взаимосвязи, а также ответы на вопросы.

КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

Ребенок Да Нет

1. Испытывает постоянное беспокойство

2. Испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо

3. Испытывает мускульное напряжение (например, в области лица, шеи)

4. Раздражителен

5. Имеет нарушения сна

Чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен , необходимо, чтобы хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявлялся в его поведении.

Обновление: Октябрь 2018

Знаете ли вы, что множества болезней можно было бы избежать, если бы родители обращали внимание на уровень тревожности ребенка? А то, что ее симптомы легко принять за «капризность», «избалованность» или гиперактивность? А вы знаете, что самое важное в борьбе с повышенной тревожностью – это обеспечение ребенка уверенностью, что родительская любовь будет постоянной, и не зависит от его успеваемости и поведения в обществе?

Если вы мало что знаете о таком понятии как «тревожность», но вас настораживает поведение собственного ребенка, наша статья – для вас. В ней мы рассмотрим причины этого состояния, его опасности, а также способы, позволяющие ребенку избавиться от такого постоянного внутреннего напряжения.

Что такое тревожность и чем она отличается от страха

Тревожность – это когда ребенок испытывает такое негативное эмоциональное состояние, которое можно охарактеризовать как сильное волнение и беспокойство. Причем видимая причина такой тревоги чаще всего не сильно значительна: ответ у доски, контрольная работа, выступление или концерт.

Повышенная тревожность – это такая особенность психики ребенка, когда тревога возникает в ответ на малейший раздражитель. Она отличается от страха тем, что здесь ребенок сам не может назвать причин своего состояния. Он напряжен, как пружина, он испытывает множество эмоций, в том числе и страх, но не связывает это ни с высотой, ни с замкнутым пространством, ни с темнотой или другими какими-то явными ситуациями. То есть, если он может сказать, чего он боится, то это – страх (фобия), если не может, то это – тревожность.

Чем опасна повышенная тревожность

Увеличение темпа взрослой жизни, изменение жизненных ценностей взрослых и рост стоимости различных товаров сказались не только на нашем эмоциональном состоянии, но и на психике наших детей. Так, по сравнению с 80-ми годами 20 столетия количество детей с постоянной повышенной тревожностью возросло более, чем в 7 раз. И эта цифра продолжает расти.

Ученые выяснили, что такая эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе и беспокойство значительно ухудшают интеллектуальное развитие ребенка: он начинает бояться экспериментировать, познавать окружающий мир опытным путем, а ждет готового решения.

Сказывается повышенная тревожность и на иммунитете малыша. Путем гиперстимуляции надпочечников подавляется нормальная работа гипоталамуса, а это увеличивает и восприимчивость к инфекциям, и нарушает общий гормональный баланс. А поскольку гормоны играют ведущую роль в регуляции функции организма, это нарушение постепенно приводит к повышению артериального давления, за которым может последовать ухудшение работы внутренних органов.

Длительно существующая тревожность за счет артериальной гипертонии ухудшает и функционирование почек. Это приводит к изменению химического состава крови, из-за чего страдают все внутренние органы, но в большей мере – сердце, стенки сосудов и работа нервной системы.

Исходя из этого, осложнениями постоянной тревожности становятся:

  • вегето-сосудистая дистония;
  • кардиопатии;
  • неврозы;
  • психозы и психопатии;
  • гастриты;
  • язвенная болезнь;
  • мигрень.

Какой бывает тревожность

Существуют такие разновидности этого состояния:

  1. Ситуативная тревожность. Она возникает только при ожидании определенных ситуаций или при попадании в них. Такие ситуации являются стрессовыми только для определенного ребенка, связаны с его негативным жизненным опытом.
  2. Личностная тревожность. Возникает при определенных ситуациях, которые у большинства детей или тревогу не вызывают, или она не настолько выражена. Личностная тревожность связана с особенностями личности ребенка: его темпераментом, характером, интеллектуальным развитием. Она влияет на самооценку, социальную роль в классе и общение ребенка с учителями.

Причины повышенной тревожности

Основной корень тревожности у детей и подростков – это отношение к ним со стороны родителей. Вызвать данное состояние может гиперопека, когда каждый шаг ребенка контролируется и исправляется. Но и недостаточное уделение времени малышу тоже провоцирует тревожность. Чаще всего такой хронический стресс возникает у детей, чьи родители заняты активным построением карьеры: они каждый раз по-разному реагируют на успехи ребенка, то отталкивая его от себя, то приближая. В результате у ребенка возникает внутренний конфликт, в основе которого – непонимание, как относиться к родителям, боязнь, что родительская любовь может быть непостоянной.

Другими причинами тревожности становятся:

  • тревожность у родителей (например, из-за увольнения, постоянной нехватки денег, развода);
  • переезд;
  • смена школы или детского сада;
  • разными требованиями от родителей и воспитателей (учителей). Например, родители учат, что нужно постоять за себя, а воспитатели – что нужно терпеть или жаловаться им;
  • завышенными требованиями к ребенку: желанием его отдать в «достойную» школу, на максимальное количество кружков, требования одних положительных оценок, контроль выполнения всех уроков;
  • неадекватыми, противоречащими морали ребенка, требованиями: «сдать» товарища, скрыть увиденное, соврать.

Конечно, в первую очередь тревожность у детей проявится в том случае, если у них есть определенные особенности нервной системы. Но если раздражитель довольно силен, то даже здоровый ребенок, которого любят в семье (или, наоборот, очень ценят друзья и воспитатели), может стать тревожным.

Тревожность у детей дошкольного возраста чаще развивается у мальчиков: они боятся наказания. У девочек ухудшение их психического самочувствия, в основном, наблюдается позже – ближе к подростковому возрасту. У них это связано с взаимоотношениями со сверстниками, учителями, мальчиками из старших классов.

Как заметить, что ребенок тревожен

Проявления страхов и тревожности ребенка зависят от его возраста.

Тревожность у детей до 1 года

У таких маленьких детей тоже может тревожное состояние. Оно, в основном, связано с родовыми травмами, патологиями нервной системы или развившимся острым заболеванием. Проявляется тревожность:

  • беспокойным поведением, из-за которого ребенка часто приходится носить на руках;
  • частым плачем;
  • плохим сном;
  • ухудшением аппетита.

Такое состояние редко лечится отдельно от своей причины.

Тревожность у детей дошкольного возраста

Это состояние у детей младшего возраста обычно связано с первыми попытками социализации – на развивающих занятиях, в детском саду. Если ребенку трудно находить контакты со сверстниками, он начинает капризничать, часто плачет, плохо засыпает, начинает грызть ногти, выдергивать или крутить волосы (причем не всегда свои).

Тревожность у детей старшего дошкольного возраста, в основном, связана с боязнью, что мама забудет их забрать их из детского сада. Вторая причина – это конфликты со сверстниками и воспитателями, третья – страхи, вызванные просмотром отдельных мультфильмов, видео.

В этом возрасте симптомы не всегда заметны: ребенок ведет себя очень примерно, не шумит и не кричит, не пристает с вопросами и разговаривает тихо. Как вариант – он может плакать целыми днями в ожидании мамы.

Заподозрить тревожность можно по тому, что он боязливо озирается, не смотрит взрослым в глаза, присаживается на краешек стула. У него не проходит (или вновь появился) энурез или даже недержание стула. Малыши с повышенной тревожностью сопротивляются обучению новым играм, не хотят выполнять какие-то новые дела (помогать маме с готовкой). От них можно услышать, что они глупые, некрасивые или неловкие.

Школьная тревожность

Первая тревожность у детей школьного возраста связана с самим поступлением в школу – там новый коллектив, новые правила, совершенно непривычный распорядок дня. За него уже не заступается учитель, напротив, ему приходится выходить к доске и отвечать уроки перед лицом всего класса. Изменяется и поведение родителей: если раньше они ему разрешали погулять и почти ничего не требовали, то теперь отпускают гулять и играть только после того, как сделаны все уроки.

Явные симптомы тревожности у младших школьников можно заметить примерно через 1,5 месяца от начала учебы (после летних или зимних каникул). Они примерно такие же, как и в старшем дошкольном возрасте:

  • низкая самооценка;
  • быстрая утомляемость;
  • робкое поведение;
  • беспокойство;
  • плохая концентрация на выполняемых заданиях;
  • плохой сон, снятся кошмары;
  • смущение;
  • часто жалуется на головные боли, ощущение боли в животе;
  • частые расстройства желудка;
  • может быть тошнота или рвота – перед посещением школы, особенно если планируется контрольная работа, или после произошедшего в школе инцидента;
  • повышение потоотделения при волнении;
  • снижение аппетита.

В старшем возрасте школьная тревожность описывается подростком как ощущение собственного напряжения, повышенная эмоциональная чувствительность, плохой аппетит. Подростка легко смутить и расстроить, он боится сложностей и не может выполнить задания, требующие умственных усилий и концентрации. Подростковая тревожность связана с изменением гормонального баланса, появлением изменений внутри коллектива, желанием добиться признания и уважения от сверстников.

Кто занимается диагностикой и лечением повышенной тревожности

Выявление тревожности – это удел специалистов, занимающихся психикой ребенка. Это:

  • психолог: он работает в детских садах и школах, должен проводить плановые беседы и тестирование детей, выявляя признаки тревожности, депрессии, агрессии и других состояний. Он может справиться с тревожностью легкой степени, если дома родители станут выполнять его требования;
  • психотерапевт. Это врач, чьей задачей является немедикаментозное лечение тревожности;
  • психиатр – это врач, который занимается тяжелой степени повышенной тревожности, которая осложнилась психозом, неврозом, депрессией или другими серьезными состояниями.

Диагностика тревожности

Понять, какого уровня тревожность у ребенка, можно по тестированию, которое проведет ему любой из указанных специалистов (в основном, этим занимаются психолог или психотерапевт). Это тесты Дорки, Филипса, CMAS, Спилберга-Ханина.

Тест Филлипса

По тесту тревожности Филлипса судят об уровне и характере тревожности у ребенка младшего и среднего школьного возраста (3-7 классы). Вначале он проводится школьным психологом для всего класса, чаще всего неанонимно. По результатам исследования специалист оценивает:

  • насколько велика общая школьная тревожность;
  • насколько сильно школьники переживают стресс;
  • как сильно школьники хотят получать хорошие оценки;
  • величину страхов, связанных с самовыражением;
  • насколько детям страшны контрольные работы;
  • насколько дети испытывают затруднения во взаимоотношениях с учителем;
  • насколько важно детям соответствовать ожиданиям со стороны одноклассников и учителей.

Тест можно проводить и индивидуально – для повторной проверки тех учеников, которые выказали средний и высокий уровень тревожности. Так психолог может выявить, где именно локализуются проблемы ребенка: во взаимоотношениях с учителем, со сверстниками, или, может, он боится не оправдать ожиданий родителей, или у него низкий уровень сопротивляемости стрессам, или – страх самовыражения.

Тест Филлипса состоит из 58 вопросов. Детей просят ответить односложно – «да» или «нет». Далее ответы сверяют с имеющимися ключами, и если было прописано «нет», а ребенок ответил положительно или, наоборот, на отрицательный вопрос ответил «да», это считают проявлением тревожности.

Вопросы приблизительно следующие:

  1. Бывает ли, что ты начинаешь дрожать, когда тебя спрашивает учитель?
  2. Снится ли тебе, что ты в школе, но на вопрос учителя ответить не можешь?
  3. Получаешь ли ты такие оценки, каких от тебя ждут родители?
  4. Доволен ли ты отношением к тебе учителей?
  5. Одеваешься ли ты в школу так же хорошо, как и другие одноклассники?
  6. Смеются ли над тобой одноклассники, когда вы играете в разные игры?
  7. Пугает ли тебя, когда учитель говорит, что будет делать проверку знаний?

Методика тревожности Филипса предполагает такую оценку результатов:

  • если несовпадений от 29 до 43 – это повышенная тревожность у ученика;
  • если – больше 43, то тревожность расценивается как высокая.

Кроме того, номера неправильных ответов сравниваются со специальной таблицей из 8 факторов, где каждый из них показывает отдельную проблему. Например, о страхе ситуации проверки знаний говорят вопросы №№ 2, 7, 12, 16, 21, 26. Если именно на них ребенок ответил неправильно (более 3 неверных ответов), это говорит о том, что у него имеется такой страх.

Тест Дорки

По результатам этого теста проводится диагностика тревожности у детей до 12 лет. Он состоит из 14 вопросов, к некоторым из них прилагаются ситуативные картинки персонажей, на которых нет лиц. Ребенок сам должен ответить, какое лицо будет на месте пробела – грустное или веселое.

Примеры вопросов:

  1. Ребенок идет рядом с мамой, которая везет коляску с младшим братиком. Какое лицо будет у старшего брата (сестры) – грустное или веселое?
  2. Ребенок ест и пьет в одиночестве. Какое у него будет настроение?
  3. Мама заставляет ребенка убрать за собой игрушки. Это грустно или весело?
  4. Ребенок умывается сам – без помощи мамы или папы. Какое у него будет лицо?

Результат = (количество грустных эмоций/14)*100%.

Если он – более 50%, то уровень тревожности – повышенный,

от 20 до 50% — средний уровень,

результат – менее 20% — низкий уровень.

Тест CMAS

Это тест переводится как «Шкала явной тревожности для детей» (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale). Она дает возможность выявить тревожность у детей, проанализировать эмоциональные проблемы ребенка, предотвратить нервные срывы, связанные с экзаменами, соревнованиями. Ее используют для определения оптимального расписания занятий и решения о целесообразности посещения группы продленного дня.

Тест применяется для детей 7-12 лет. Для 7-8-летних его проводят индивидуально, с 9-летнего возраста применяется групповое тестирование.

Тест состоит из 53 вопросов, на которые нужно отвечать «верно» или «неверно» (точнее, ставить плюсик в соответствующей графе). Примеры вопросов по шкале тревожности детей:

  • Тебе хочется быть во всем лучше всех.
  • Ты беспокоишься о том, что тебе скажут родители.
  • Ты многого боишься в глубине души.
  • Тебя легко обидеть.
  • Часто потеют руки.
  • Часто бывает ощущение, что сильно бьется сердце.
  • Часто болит живот.

При оценке откладываются те бланки, где все «верно», «неверно», подчеркнуто оба ответа или имеется множество исправлений как неправдоподобные. Далее проводится сравнение ответов с ключами по двум субшкалам – тревожности и «социальной желательности». Потом оба этих балла сравниваются со стандартами для определенного пола и возраста, и уже на основании этого делается оценка, находится ли тревожность в пределах нормы, она несколько повышена, явно повышена или очень высока.

Шкала Спилберга-Ханина

Она предназначена для оценки ситуативной и личностной тревожности самим ребенком (подростком). Здесь нужно ответить на 40 вопросов, обводя нужный вариант. Далее баллы суммируются – и можно оценить оба вида тревожности.

Другие шкалы

Для определения тревожности и конкретных ее источников у детей могут применяться и другие тесты и шкалы. Это могут быть авторские наборы вопросов, рисуночный тест, наблюдение за ребенком во время выполнения каких-то заданий, требующих концентрации.

Лечение тревожности

Что же делать, если у вашего ребенка – повышенная тревожность? Для этого применяются различные методы.

Коррекция режима дня и взаимоотношений в семье

  • работа над собой самим родителям – с целью снижения их собственной тревожности;
  • контроль над высмеиванием, одергиванием, критикой ребенка. Взрослым нужно понять, что он такой же человек и тоже имеет право на ошибку. Кроме того, он более раним, и ему гораздо нужнее поддержка общества и родителей;
  • увеличение времени общения родителей и ребенка – в том числе на прогулках, праздниках, пикниках на природе;
  • сочинение мотивирующих сказок, где герой волновался, но у него все получилось. В таких случаях предварительно устанавливается зрительный контакт: взрослый наклоняется к ребенку так, чтобы его глаза были на одном уровне с глазами ребенка;
  • поглаживающий массаж;
  • частые телесные контакты с ребенком;
  • домашние театрализованные представления;
  • игры на разрывание бумаги;
  • игры с тестом, пластилином;
  • сочинение историй с помощью рисунков и предметов;
  • заведение домашнего животного, о котором будет заботиться сам ребенок;
  • выполнение дыхательных упражнений в форме игры, направленное на снятие мышечного напряжения. Это может быть надувание воображаемого воздушного шарика, игра на воображаемой дудочке, пускание кораблика в плавание по воде

Тревожного ребенка нельзя наказывать за его страхи, его нельзя сравнивать с другими детьми. Все новые игры вводятся постепенно, начиная с элементов, хорошо знакомых малышу. Те игры, которые требуют закрытия глаз, могут быть применены в последнюю очередь, когда он будет к этому готов.

Также нельзя применять соревнования на скорость. Родители должны снизить свои требования к малышу, подавать ему хороший собственный пример, уменьшить количество замечаний.

Коррекция тревожности силами воспитателей детского сада или школьного психолога

В детском саду и младшей школе возможны:

  • фиксация ежедневных достижений ребенка в месте, доступном для родителей, чтобы они могли с ними ознакомиться и еще раз похвалить своего малыша;
  • чтение мотивирующих сказок;
  • ролевые игры, сюжетом которых является основной страх ребенка. Такие истории можно рисовать: воспитатель говорит, что нарисовать, а ребенок рисует;
  • подвижные игры, но – не на скорость.

Психотерапия

Если тревожность выражена, коррекция тревожности у детей обязательно включает занятия с психотерапевтом. В зависимости от состояния ребенка, врач может применять одну или несколько следующих методик:

  • групповая психотерапия – занятия в группах;
  • индивидуальная психотерапия;
  • семейная психотерапия – занятия со всеми живущими с ребенком членами семьи;
  • арт-терапия – занятия различными видами творчества со специалистом;
  • канис-терапия – лечение общением со специально обученными собаками;
  • обучение ребенка и родителей различным релаксационным техникам;
  • психоанализ;
  • гипноз.

Медикаментозное лечение

В некоторых случаях, если тревожность существовала уже давно и приняла угрожающий характер, могут быть назначены специальные медикаменты: антидепрессанты, успокоительные, транквилизаторы. Такие назначения делает только врач-психиатр, а родители должны помнить сами и предупредить школьных учителей, что прием подобных препаратов будет сопровождаться некоторой заторможенностью или более спокойной реакцией на обычные раздражители. Учителя должны, забыв, возможно, личную неприязнь к ребенку, помочь уберечь его от насмешек сверстников.

Цель : выявление признаков тревоги.

1.Испытывающий страхи, тревожный ребенок не может долго работать, не уставая.

2.Ему трудно сосредоточиться на чем – то.

3.Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4.Во время выполнения заданий ребенок очень напряжен, скован.

5.Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8.Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9.У него обычно холодные и влажные руки.

10.У него нередко бывает расстройство стула.

11.Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15.Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями

6. Тест на тревожность детей 3,5 - 7 лет. (р. Тэммл, м. Дорки, в. Амен)

Цель: определение тревожности у детей в возрасте 3,5 – 7 лет.

Стимульный материал: 14 рисунков размером 8,5 x 11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Лицо ребёнка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом – печальное.

Процедура проведения: Рисунки показывают ребёнку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребёнку рисунок, психолог даёт инструкцию.

Инструкция:

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2. Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет с мамой и малышом».

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка? Он (она) одевается».

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

13. Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) ест».

Выбор ребёнком соответствующего лица и словесные высказывания ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее). Протоколы каждого ребёнка подвергаются количественному и качественному анализу.

Количественный анализ результатов:

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребёнка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявленных рисунков (14):

ИТ = (количество эмоционально - негативных выборов/14) x 100%

Дети в возрасте 3,5 – 7 лет по ИТ разделяются на 3 группы:

ИТ от 0 до 20% – низкий уровень тревожности

ИТ от 20 до 50%– средний уровень тревожности

ИТ выше 50% – высокий уровень тревожности

Качественный анализ результатов:

1. Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребёнка в различных ситуациях. Высокий уровень тревожности (ИТ) свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребёнка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяет судить об особенностях взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми. При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребёнком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации. Высоким уровнем тревожности с большой долей вероятности могут обладать дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве) и 14 (Еда в одиночестве).

2. Для уточнения источника тревожности ситуации, моделируемые на рисунках, можно разделить по типу межличностных отношений. Так, ситуации на рисунках 1, 3, 5, 10 и 12 моделируют взаимоотношения между детьми (ребёнок - ребёнок). Ситуации на рисунках 2, 6, 8, 9, 11 и 13 моделируют взаимоотношения между ребёнком и взрослыми (ребёнок - взрослый). Ситуации на рисунках 4, 7 и 14 моделируют повседневную деятельность ребёнка, которую он совершает один. Ситуация на рисунке 6 (Укладывание спать в одиночестве) с большим основанием может быть отнесена к ситуациям типа «ребёнок - взрослый». Таким образом, помимо общего вывода об уровне тревожности испытуемого экспериментатор формулирует предположение о том, какие именно отношения являются для ребёнка источником тревожности – детско-родительские (негативный выбор в ситуациях №№ 2, 8, 13) или отношения с другими детьми (ситуации №№ 1, 3, 5, 10,12).

3. Следующий уровень анализа предполагает интерпретацию выборов ребёнка в зависимости от того, какая ситуация связана с негативным опытом. Так, тревогу могут вызывать ситуации, связанные со страхом агрессии, с ревностью к сиблингам, со страхом наказания или нарушенными отношениями с родителями и сверстниками. Необходимо учитывать также, что при выборе лица на дополнительном изображении ребёнок может идентифицировать себя с прорисованным героем (например, с агрессором). Для исключения ошибочной интерпретации экспериментатору следует уточнить у испытуемого, кем бы тот был на рисунке, если бы оказался там.

Анализ выборов ребёнка в различных ситуациях позволяет сформулировать предположение о конкретных источниках его тревоги.

Таким образом, качественный анализ результатов должен содержать информацию об общем уровне тревожности, предполагаемых источниках тревоги в межличностных отношениях ребёнка и указания на возможные причины травматизации.

Также при формулировке выводов необходимо учитывать эмоциональное состояние ребёнка на момент обследования, его комментарии и объяснения своего выбора. Эта информация необходима для прояснения причин тревожности и избежание необъективных выводов.

Похожие публикации