Система воспитания и обучения в детском саду. Типы частных садиков: какой выбрать

Как правильно развивать ребенка? Чему и как должны учить малыша в детском саду? Какая подготовка к школе нужна будущим первоклассникам? Как помочь ребенку с удовольствием учиться в начальной школе? Дети растут, и новые родители дошкольников сталкиваются с этими вопросами. О том, как лучше всего выстроить развитие ребенка до школы, рассказывает психолог детского сада НОУ ЦО «Школа Сотрудничества» Раиса Николаевна Драбович.

По результатам многочисленных опросов, проведенных психологами и педагогами, большинство современных родителей ставят на первое место интеллектуальное развитие детей. Сейчас очень модно раннее обучение и развитие, популярны различные методики, специализированные детские центры, огромный выбор развивающих игрушек. Однако многие дети продолжают испытывать трудности обучения в школе или детском саду. Почему так происходит?

Дело в том, что однобокое развитие какой-либо функции в ущерб другой может осложнить обучение ребенка. Например, родители большое внимание уделяют развитию речи, а развития крупной моторики, в котором нуждается ребенок, не происходит.

Еще одна часто встречающаяся проблема: социальные требования и существующие методы обучения просто не соответствуют возможностям современных детей. Зачастую с раннего возраста дети предоставлены сами себе: родители меньше с ними беседуют, меньше проводят время в совместных занятиях. Компьютеризация отняла большую часть времени от совместного общения.

Какими же в таких условиях должны быть дошкольное образование и подготовка к школе? Чему обучать и как обучать?

Концепция известного психолога Льва Выготского помогает найти ответы на эти вопросы. Главная идея Выготского: развитие ребенка происходит прежде всего через контакт со взрослыми. Именно родители, воспитатели, старшие братья и сестры учат его общаться, знакомят с культурными ценностями и правилами поведения.

Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. Задача взрослого — привлечь внимание ребенка к новой деятельности и произвести ее с ним совместно. После многократных повторений ребенок научится делать это самостоятельно. Например, самые маленькие дети учатся держать ложку благодаря поддержке и помощи взрослых.

Такой алгоритм лежит в основе обучения ребенка чем угодно, будь то катание на коньках, рисование или игра в шахматы. Однако вряд ли получиться научить трехлетнего ребенка играть в шахматы, потому что данная деятельность пока находится вне его возможностей или, используя термины Выготского, вне зоны ближайшего развития.

У всех детей разная «величина» зоны ближайшего развития, а значит, и разные возможности обучения. Этим они отличаются друг от друга, и именно поэтому каждому ребенку требуется индивидуальный подход.

Обучение в зоне ближайшего развития выявляет сильные и слабые стороны ребенка. Через хорошо продуманное обучение можно сформировать новые способности и умения. Важно определить, какая помощь мотивирует ребенка, — и применять ее в соответствии с потребностями. Одному подходит помощь стимулирующая («Молодец!»), другому — организующая («Я тебе помогу!»), кому-то — обучающая («Я тебя научу!») или контролирующая («Покажи, как ты это делаешь...»).

Задача взрослого — создать условия, в которых ребенок будет трудиться, преодолевать трудности, прикладывать усилия. Родители и педагоги не должны делать за ребенка то, что можно сделать с ним вместе, — доказано, что это приводит к снижению мотивации и познавательного интереса.

Только обучение ребенка в соответствии с его возможностями окажется развивающим. Слишком легкие и слишком сложные задачи не окажут плодотворного влияния на развитие ребенка. Вне зависимости от выбранной методики или программы обучения важно помнить о потенциальных возможностях зоны ближайшего развития.

Раиса Николаевна Драбович,
психолог детского сада НОУ ЦО "Школа Сотрудничества"

Обсуждение

Согласна полностью с автором статьи, порой за компьютерами и ежедневными хлопотами мы все меньше времени уделяем нашим деткам, меньше занимаемся с ними, обучаем их. Еще не мало важный фактор в обучении ребенка, это хорошо обустроенное рабочее место, должен присутствовать комфортный стул и детская парта-стол. Тогда и ребенок будет заниматься с еще большим интересом. Мы, например, приобрели своим деткам стол Moll Champion, очень удобный, регулируется по росту ребенка. Детки в восторге, им полностью обновили место для обучения, интерес к учебе вырос в разы, что не может не радовать.

Комментировать статью "Детский сад и подготовка к школе: чему и как учить дошкольника"

Ребенок должен идти в следующем году в первый класс. Отставание по физиологическому возрасту, маленький рост,пухлые детские ручки, анемия,есть хроническое заболевание с Если ребёнок не готов сейчас к школе, то скучно ему точно не будет в более старшем возрасте.

Обсуждение

Правильно вам написали, что скучно ему будет в более старшем возрасте в 1м классе, а так в самый раз. Программа Школа России 1й класс довольно простая.

26.09.2018 15:16:49, Да так

Я тоже недавно на конфе спрашивала совета по поводу неготовности ребенка к первому классу. Исходные данные аналогично вашим, возможно даже где-то и похуже. Не послушалась я никого, в том числе и учителя, поборола свои страхи и мы теперь первоклашки. Месяц учебы позади, что имеем-учитель не нарадуется, в дневнике солнышки, ребенок повзрослел резко, чувствует ответственность, жутко гордый, что первоклашки, учитель извинилась и сказала, что не ожидала, что все будет так прекрасно. На уроках все задания делает в полном объеме. Если мой пусть и не большой опыт вас вдохновит, будет прекрасно. Найдите хорошего учителя, постарайтесь сыночка подготовить по максимуму к школе (море, витаминки, занятия) и все у вас будет хорошо.

26.09.2018 15:12:04, МамаСыночка

Протестировал нас психолог в детском саду по вопросу подготовленности к школе... Психолог посчитал, что ребенок неправильно отвечает на поставленные вопросы и что логика Также нужно адекватно воспринимать замечания, просить о помощи и оказывать её, умение...

Обсуждение

Я мониторю школьную зрелость с середины 90-х (общая динамика отрицательная). 6 лет работала в лицее с профильными классами, где цель диагностики была - определить направленность ребенка и возможность обучаться по усложненной программе (2-й иностранный язык со 2-го класса). Около 20 лет работаю в обычной школе, здесь цель диагностики - формирование РАВНОЦЕННЫХ классов, поскольку программа одна, и нет смысла ранжировать детей (и в принципе не считаю это правильным). Т.е. в каждом классе есть дети с различным уровнем готовности примерно в равных количествах. И моя задача - прогноз: определить ресурс (на что можно опереться) и дефицит (над чем предстоит работать), определить уровень психофизиологической зрелости и адаптивности ребенка, его энергетический потенциал (работоспособность, утомляемость, истощаемость), эмоциональные особенности...
Методика, по которой я работаю, очень надежная, сертифицированная, стандартизованная - сложная, но прогностичная. Моя задача ПРЕДУПРЕДИТЬ, поскольку родители решают судьбу ребенка.
По Закону об образовании ребенок может приступить к обучению в школе с 6,5 до 8 лет (по прописке он в школу будет зачислен). Родители присутствуют при собеседовании, потом я выдаю заключение, интерпретирую результаты, рассказываю, КАК можно работать с теми или иными проблемами и т.д. И, думаю, родители иногда бывают недовольны моими выводами)). Правда, позже эти выводы подтверждаются...
Например, "Исключение лишнего", где учитывается КАК исключает ребенок: по основному признаку, анализируя (жидкое-твердое, живое-неживое, птицы-насекомые, домашние и дикие животные и т.п.) или конкретно, по внешнему признаку (собака, заяц, белка, еж - исключает ежа, потому что колючий), по функциональному ("этот плавает, а эти бегают"), не понимая пока основной. Это разный уровень осмысления - совсем дошкольный (конкретный) или "предшкольный" (интуитивый анализ-синтез).
В любом задании, инструкция дается очень точная и четкая - может ребенок ее удержать или выполняет поверхностно - это разный уровень восприятия, это произвольность деятельности (главный показатель школьной зрелости). Главный вопрос: дозрел-не дозрел - ЦЕНА для организма, для психики, для самооценки...
Ребенок может бойко считать и прилично читать, но при этом не может отделить главное от второстепенного, мыслит как дошкольник... Будет учиться за счет общего кругозора и хорошей механической памяти - класса до пятого хватит, потом сползет на тройки, мол, "неинтересно"

Да у вас супер мальчик, я бы на вашем месте никого бы не слушала;)

Подготовка к школе - стандартная программа детского сада. Они еще хотят за это деньги брать? Ав нашем садике логопед хороший, с огромным опытом деньги не берет принципиально, так что есть еще в садах спецы.

Обсуждение

Девочки, всем огромное спасибо за ответы!
Сегодня ситуация решилась сама собой - я узнала, КТО будет вести подготовку к школе и поняла, почему за полгода вперёд хотят деньги брать.
К ЭТОМУ учителю я не поведу детей даже бесплатно.
Но юридические основания всё равно буду разведывать:-))

В саду пока тишина. Вообще ничего не плачу - многодетные. А за подготовку к школе больше 8!!! за одну. 2 раза в нед. по 2,5 часа. Иначе в школу не попасть. А зачем вам платить за доп. образование, кроме логопеда? Вы же в школу и так попадете.

Подготовка к школе в саду. Купила пособия для подготовки к школе по математике, мышлению, письму. А в саду действительно в подготовительной группе должны готовить к школе. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов...

Подготовка к школе. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Подготовка к школе в саду. Есть ли смысл именно в такой подготовке?

Обсуждение

Отдельно по подготовке руки к письму. Это стоит делать дополнительно к саду. Штриховка разнообразная, узоры, раскрашивание, палочки-галочки - замечательно.

Отдельно и важно -усидчивость и внимание (говорят, это можно натренировать). Усидчивость - способность что-то делать волевым усилием до результата. Делать -все то же. Рисовать, петь, приседать, штриховать, вырезать из бумаги, нанизывать бусинки, лепить из пластилина.

Восприятие на слух -важно. Можно тренировать, играя. Поверни направо, сделай три шага, подпрыгни, наклонись и тп.

И послушание, тут уж никуда не деться...

Имхо -деньги платить не за что, а облегчить жизнь ребенку в первом классе реально своими усилиями и, на мой взгляд, это стоит свеч.
Поищите тесты на готовность к школе, там по разделам -умения, навыки, характер и тп. Все предельно конкретно. И подгонять те области, где слабо.
Никакая подготовка не подготовит вашего ребенка так, как это может сделать родной человек. Имхо.

В какой частный детский сад отдать ребенка, или Лучшее - детям!

Не секрет, что развитие ребенка в возрасте до семи лет - тот фундамент, на котором в дальнейшем формируется личность. Поэтому не следует воспринимать детский сад просто как место, где ребенок находится под присмотром, пока родители заняты. Именно в садике малыш получает первый опыт внесемейного взаимодействия с социумом, делает первые шаги к раскрытию своих творческих и интеллектуальных способностей.

Детские сады, как известно, бывают частные и муниципальные, и все больше родителей принимают решение переплатить, но отдать ребенка в коммерческий садик. Почему так происходит - мы попробуем ответить в этой статье.

Плюсы и минусы частных детских садов

На данный момент в Москве существует уже более 400 частных детских дошкольных учреждений, и эта цифра постоянно увеличивается. Причины просты: в муниципальных детских садах часто отсутствуют свободные места, записать в них ребенка достаточно сложно, условия пребывания и качество обучения в них, бывает, оставляют желать лучшего. Преимущества частного детского сада очевидны - малыш окружен заботой и комфортом, вкусно накормлен, в его воспитании принимают участие квалифицированные педагоги. Хотя, безусловно, у подобных учреждений есть и недостатки. Давайте подробно рассмотрим плюсы и минусы частных детских садов.

Плюсы

  • Небольшие группы. В отличие от государственных учреждений с их группами до 30–35 детей, в частных на одного воспитателя приходится не более 10–12 малышей - а значит, каждому гарантирован присмотр.
  • Вкусное и полезное питание. Многие родители сталкиваются с тем, что меню в обычных детсадах противоречит особенностям и пищевым привычкам ребенка. В частных учреждениях учитываются вкусы и потребности каждого малыша.
  • Много развивающих занятий. В частных заведениях больше внимания уделяется всестороннему развитию детей. Кроме того, с малышами общаются логопеды, психологи. Такие садики часто реализуют определенную программу обучения.
  • Доступность. В частные детские сады в Москве не нужно записываться сразу после рождения ребенка, в них нет очередей и ограничений по приему. Даже при отсутствии столичной прописки вашего малыша примут в группу.

Минусы

  • Расположение. Государственный детсад находится рядом с домом, а до подходящего частного может быть непросто добраться.
  • Стоимость пребывания ребенка в частном детском саду Москвы может быть достаточно высока.

Типы частных садиков: какой выбрать

Несмотря на то, что формат заведения один, типов детских садов - несколько. Например, садики могут отличаться:

…по времени пребывания:

  • Садики полного дня . Традиционный формат заведений с пребыванием малышей с 8.00 до 17.00.
  • Садики продленного дня . Такие учреждения работают с самого раннего утра и до позднего вечера. Существуют и круглосуточные детские сады, но встречаются они нечасто.
  • Частные центры развития ребенка , или детские сады неполного дня, в которые можно отдать малыша на несколько часов. Обычно они имеют абонементную систему оплаты.

…по направленности:

  • Общеразвивающие - схожие по подходу с государственным детсадами, они не акцентируют внимание на развитии определенных навыков. Ребенок учится и петь, и рисовать, и танцевать, и общаться со сверстниками, познает азы наук.
  • Узконаправленные имеют «уклон» - область, которой будет посвящена большая часть занятий. Так, популярны языковые детские сады, в том числе с общением только на иностранных языках, заведения с большим количеством творческих игр и уроков, сады, усиленно реализующие программу подготовки к школе.
  • Коррекционные садики и центры развития для детей, имеющих проблемы со здоровьем и различные особенности развития.
  • Комбинированные - объединяющие в своем составе группы разной направленности из вышеперечисленных.

…по типу организации:

  • Традиционная система . Детский сад представляет собой специализированное лицензированное заведение со своим зданием и прилегающей территорией.
  • Домашний детский сад располагается прямо в квартире или в частном доме. Иногда создатели арендуют площадь либо организуют учреждение на своей территории. Обычно такой садик состоит из двух–трех комнат (игровая и спальня, иногда кухня), включает в себя одного-двух педагогов, которые занимаются с 8–12 детишками.
  • Семейный детский сад не является в полной мере обычным частным детским садом, так как его создает многодетная семья, у которой тоже есть маленькие дети (3 или более). Няней-воспитателем в нем становится мама, причем необязательно в него будут принимать детей из других семей. Такой семейный детский сад - один из способов государственной поддержки многодетных родителей, официально он считается подразделением обычного районного детского учреждения, а родитель-воспитатель является сотрудником и получает зарплату.

…по методике воспитания:

  • Традиционный подход. Классическая общеразвивающая система, применяющаяся в большинстве государственных детских садов, актуальна и для частных. Основой ее является программный документ под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Воспитание и обучение в детском саду». Система использует проверенные методики для всестороннего развития малыша. Безусловным достоинством программы является ее хорошее сочетание с последующим школьным образованием.
  • Вальдорфская педагогика направлена на развитие творческого начала и трудолюбия у ребенка. Ее основные задачи - обучение детей взаимовыручке, воспитание младших через пример старших, организация здорового ритма жизни в разновозрастной группе. В группах старшие помогают в воспитании младших, а те в свою очередь со временем сами становятся юными воспитателями. Игры и занятия направлены на развитие креативности, воображения. Принцип обучения в Вальдорфской методике - познание мира через свободную игру, через творчество. При этом игры не сводятся к простому манипулированию: с помощью игрушек из природных материалов ребенок учится фантазировать, использовать одни и те же предметы различными способами. Развитие творческого мышления, гармоничность обучения, сближение с природой, отсутствие критики посредством оценивания - вот достоинства программы. Несмотря на то, что данная методика не ставит перед собой задачи скорейшего освоения счета, письма и чтения, дети легко адаптируются к школьным программам: обычным или специализированным.
  • Монтессори . Эта известная методика направлена на развитие у малыша самостоятельности. Девиз системы - «помоги мне это сделать самому». Ребенок в форме игры получает базовые знания об окружающем мире, изучает основы наук, а педагог лишь наблюдает, при необходимости корректирует, помогает в решении сложных задач. Это дает хорошие результаты: в пятилетнем возрасте дети уже владеют счетом и письмом, обучены дисциплине. Как и при Вальдорфской методике, в группах часто занимаются дети разного возраста. Уроки в традиционном понимании здесь отсутствуют: каждый ребенок сам выбирает, что в данный момент хочет изучить. При этом каждая игра и предмет в комнате является частью обучения.

Стоимость услуг частных садиков в Москве

Конечно, большинство родителей волнует и денежный вопрос - не каждая семья может позволить себе потратить сотни тысяч рублей в месяц на развитие малыша. На самом деле в Москве можно найти учреждение почти на любой бюджет: так, услуги частного детского сада экономкатегории будут стоить около 20–30 тысяч рублей в месяц. Заведения с расширенным «набором» занятий, продленным днем часто имеют расценки уже в 30–65 тысяч рублей в месяц. Учреждения категории «люкс» могут отличаться как спецификой преподавания - например, заниматься с детьми будут воспитатели-иностранцы, так и просто расположением в элитном районе Москвы. Цена на услуги таких частных детских садов начинается от 70 тысяч в месяц и более. Во многих учреждениях предусмотрены скидки при устройстве в сад второго ребенка.

Так ли существенна разница в цене на услуги частных и муниципальных детских садов? Конечно, разница может достигать десятков раз. Но, как говорят родители, выбравшие муниципальные заведения, совокупные расходы в этом случае тоже существенны. Так, цены на занятия по лепке, танцам, пению доходят до 8–9 тысяч рублей в месяц. Добавьте к этому улучшенное питание - сумма может составить уже 14–15 тысяч. Не стоит забывать и о базовой плате за садик (1,5–2 тысячи по «бесплатной» программе и 7–8 тысяч - на платной основе), дополнительных сборах на ремонт и игрушки. Полученной в результате расчетов суммы вполне хватит на оплату услуг хорошего частного детского сада с индивидуальным подходом и маленькими группами.

Частных детских садов в Москве достаточно много, вот только выбрать тот, который устроит и ребенка, и родителей, - задача не из простых. Мы рекомендуем для начала определиться с требованиями к учреждению: ведь каждый малыш обладает своими особенностями, а родители - своим видением идеальных результатов от посещения группы. На что нужно обратить внимание, выбирая садик?

  • График работы. Не секрет, что частный детский сад чаще выбирают родители, много времени уделяющие работе. Важно подобрать учреждение таким образом, чтобы вы успевали отвести и забрать ребенка, не травмируя его психику и не портя отношения с работниками своими ежедневными опозданиями.
  • Методика воспитания. Помимо очевидных особенностей каждой программы, есть и те, о которых многие родители не задумываются. Например, некоторые мамы при наличии двух и более детей стремятся отдать их в одну группу - это и меньший стресс для каждого ребенка, и обучение их взаимовыручке. Но разновозрастные группы доступны лишь в садиках, реализующих Вальдорфскую методику, в редких случаях - систему Монтессори.

    Родителям с частичной занятостью или тем, чья работа имеет плавающий график, стоит отказаться от садиков с традиционным графиком работы: из-за нерегулярного посещения и раннего ухода у ребенка возникнут пробелы в знаниях.

    Учитывайте и подходы учреждения к подготовке ребенка к школе - некоторые детские сады ориентированы на государственные школьные программы, другие - на дальнейшее обучение малыша в частной школе.

  • Документы. Деятельность частных детских садов в обязательном порядке лицензируется, исключение составляют лишь домашние группы. Также стоит ознакомиться и с документами на занимаемую площадь. Помимо этого, с частным учреждением обычно заключается договор, в котором указан список и стоимость услуг, график работы, права и обязанности сторон. Внимательно изучите данный документ перед подписанием.
  • Отзывы. Можно поискать их в Интернете, но лучше всего лично пообщаться с персоналом, а также с родителями, уже выбравшими этот садик для своих малышей.
  • Близость к дому . Большинство родителей стремятся выбрать детский сад, расположенный в максимальной близости от места проживания. Безусловно, это правильно, ведь ребенку не придется вставать раньше, терять время на длительное ежедневное «путешествие». Но отдавать малыша в ближайшее заведение не глядя тоже не стоит.

При выборе частного детского сада родители склонны ориентироваться на собственное видение будущего своего чада и свои финансовые возможности. Но большую роль играет также комфорт малыша. Чтобы убедиться в том, что ребенку подходит выбранное учреждение, следует обращать внимание на психологическое состояние своего чада после посещения садика. Разумеется, при этом нужно учесть период адаптации - в это время жалобы могут быть вызваны стрессом от смены обстановки.

Обучение – способ организации педагогического процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный на передачу и освоение обучающимися содержания образоваия.

Форма обучения – способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения

Формы обучения:

  • индивидуальная – педагог обучает одного ребенка (коррекционная и индивидуальная работа);
  • подгрупповая;
  • групповая (фронтальная) – педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно;
  • самостоятельная* - самообучение ребенка в развивающей среде.

Форма организации обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся.

Формы организации обучения:

1) образовательная ситуация = занятие (муз.+физ.) = НОД (непосредственная образовательная деятельность – по СанПину);

Образовательная ситуация – это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.

Характерные признаки занятий:

На занятии идет освоение детьми содержания по одному из разделов программы обучения;

Занятия проводятся одновременно со всеми детьми группы;

Воспитатель выполняет на занятии руководящую функцию.

2) совместная деятельность ребенка с педагогом или педагога с ребенком;

3) самостоятельная деятельность детей (в образовательной среде).

Формы активности ребёнка (ФГОС ДО):

54) Педагогический процесс детского сада, его особенности и содержание.

Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие детей и педагога, направленное на решение развивающих и образовательных задач, построенное на принципах дидактики, имеющее чёткую структуру, протекающее в специально созданных условиях , в определенных формах его организации с использованием методов и приемов, основанное на образовательной программе.

Условия (по ФГОС ДО):

1) психолого-педагогические;

2) кадровые;

3) материально-технические;

4) финансовые.

Принципы дидактики:

  • Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.
  • Принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием.
  • Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.
  • Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя.
  • Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода.
  • Принцип доступности обучения.
  • Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
  • Принцип связи обучения с жизнью. .
  • Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Образовательный процесс в детском саду (Логинова) – введение, сочетание и чередование процессов жизнедеятельности, деятельности и обучения детей в разных возрастных группах, в индивидуальных, подгрупповых и фронтальных формах, а также создание необходимых для полноцценного развития ребенка условий.

Ведущие характеристики педагогического процесса:

I. Целенаправленность

Цели пед. процесса образуются путем соединения в единой точке следующих 4 составляющих:

Ценностная позиция педагога. Цели пед.процесса определяются особенностями пед.позиции, интерпретацией философии детства, своеобразием ценностного отношения к ребенку, понимания приоритетных задач ДО;

Целевые установки образовательной организации. Цели пед.процесса определяются теми нормативными документами, в которых заложен социальный заказ на то, каким хочет видеть общество выпускника данной образовательной организации;

Учет возможностей, потребностей, интересов и склонностей детей. Цели определяются индивидуальными особенностями воспитанников – пед.процесс превращается в индивидуальный образовательный маршрут ребенка;

Учет социальных запросов родителей

II. Целостность

Целостность – внутреннее единство и непротиворечивость всех компонентов, хар-ет высший уровень организации пед.процесса.

Сущностные характеристики целостного педагогического процесса:

1) целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка;

2) целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач;

3) целостность жизнедеятельности ребенка;

4) целостность в процессе взаимодействия ребёнка с миром взрослых;

5) целостность образовательного пространства

III. Наличие связей между участниками;

Процесс взаимодействия педагога и детей в пед.процессе может быть организован как:

  • процесс воздействия (авторитарный подход– сформировать личность ребенка в соответствии с некой идеальной моделью);
  • процесс бездействия (либеральный/формальный тип – педагог лишь номинально выполняет свои функции);
  • процесс содействия (личностно-ориентированный подход – максимально возможный учет субъектных позиций участников пед.процесса – субъект-субъектные отношения).

IV. Системность и процессуальность (деятельностный характер)

Для пед.процесса как системы характерны следующие признаки:

Целостность, проявляющаяся во взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов пед.процесса;

Структурность (компоненты: целевой, содержательный, технологический, результативный, ресурсный);

Открытость (пед.процесс в доу – открытая для социокультурного пространства система, интегрирующаяся в систему непрерывного образования человека);

Множественность описания (м.б. описан с т.з. разных аспектов).

Процессуальность – протяженность во времени. Пед.процесс – последовательность сменяющих друг друга и требующих решения разнообразных и разноплановых задач.

В организации педагогического процесса выделяют ряд этапов:

1) этап анализа ситуации, определения пед.задачи, проектирования вариантов решения и выбора оптимальных условий реализации;

2) этап осуществления плана решения задачи на практике, предусматривающий организацию деятельности и взаимодействия субъектов пед.процесса;

3) этап анализа результатов решения поставленной задачи.

55) Создание оптимальных условий для адаптации детей к детскому саду как функция дошкольного учреждения. Организация педагогического процесса в группах раннего возраста.

Адаптация – приспособление личности, самостоятельное и насильственное, к условиям социальной среды и результат этого процесса; приспособление, привыкание к новым условиям.

Виды адаптации:

  • биологическая (физиологическая) – перестройка функциональных систем организма, происходящая в период привыкания ко всему новому;
  • социальная – способность изменять своё поведение в соответствии с условиями.

Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужны:

Знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;

Подготовительная работа в семье;

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.

Основные принципы работы по адаптации детей следующие:

1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу.

2. Постепенное заполнение групп (прием 2–3 малышей в неделю).

3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).

4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).

5. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.

6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Специфика организации пед.процесса в группах раннего возраста объясняется след. положениями:

Режимом пребывания и деятельности детей раннего возраста (свободный график прихода в учреждение и включения в педюпроцесс), разные виды деятельности обладают синкретичностью (своеобразной нерасчлененностью);

Особенностью развития детей раннего возраста (характеризуется неразвитостью волевого компанента, когда превалирует эмоциональный компонент; высокий уровень зависимости развивающего эффекта в любой деятельности от физиологического комфорта, невозможность длительной концентрации внимания и др.);

Спецификой осуществления познавательного акта через взаимодействие со взрослым при сопровождающей роли последнего;

Необходимостью единой развивающей среды, которая одновременно важна и для ребенка, и для взрослого (должна помагать освоить необходимые пед.способы взаимодействия с детьми).

Пед.процесс обладает особым эмоциональным фоном совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе взаимодействия, который способствует привлечению внимания детей, стимуляции познавательной активности, созданию и поддержке ситуации успеха у ребенка в деятельности.

Пед.процесс целостно ориентирован на совместную деятельность взрослых и детей.

В организации пед.работы с ребенком раннего возраста используется деятельностный подход («действие вместе»; деятельность – движущая сила развития; амплификация (обогащение) детского развития).

Основные характеристики раннего возраста:

  1. Интенсивность / скачкообразность физического и психического развития.
  2. Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем (быстрый темп развития на неблагоприятном фоне – незрелости). Неустойчивое эмоциональное состояние.
  3. Взаимосвязь физического и психического развития (наиболее ярко в этом возрасте).
  4. Яркая специфика психофизиологических и индивидуальных различий (уровень активности, регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности, отвлекаемость, упорство и внимание).
  5. Яркое удовлетворение ребенком естественных психофизиологических потребностей:

Сенсомоторная потребность;

Потребность в эмоциональном контакте;

Потребности во взаимодействии и общении со взрослыми (контактное общение в 2-3 мес., познавательное – 3-10 мес., вербально-невербальное – 10 мес. – 1,5 г., игровое и деловое – 1,5 – 3 года)

  1. Специфичность проявления нервных процессов:

Легкость выработки условных рефлексов и сложность их изменения;

Повышенная эмоциональная возбудимость;

Сложность переключения процессов возбуждения и торможения;

Повышенная эмоциональная утомляемость.

Специфика организации пед.процесса в группах раннего возраста заключается в том, что педагогический процесс:

  • представляет собой последовательно сменяемые ситуации взаимодействия взрослого и ребёнка;
  • обладает особым эмоциональным фоном совместной деятельности взрослого и ребёнка в процессе их коммуникации, который способствует привлечению внимания детей, стимуляции познавательной активности, созданию и поддержке ситуации успеха у ребёнка в деятельности;
  • ориентирован на совместную деятельность взрослых и детей.

Сущность пед.процесса в раннем возрасте: пед.взаимодействие как процесс организации жизнедеятельности и общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Методика образовательной деятельности с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения малышей:

Образовательная деятельность проводится в игровой форме, с учетом решающего значения эмоционального фактора детей.

Строго по подгруппам: число участников 6-8 детей. Длительность занятия не превышает 8-10 минут, обязательно с включением двигательного задания.

Важно повторение занятий, действия умения, знания приобретенные ребенком становятся устойчивыми не сразу и легко разрушаются. Тема повторяется, но с разным материалом; либо один и тот же материал, но меняется задание.

Именно этот вопрос больше всего начинает волновать родителей, когда приходит время идти в детский сад их ребенку. Причем беспокойство проявляют не только папы и мамы, но также бабушки и дедушки, ведь процесс подготовки к школе не менее важен, чем навыки общения со сверстниками и общее развитие ребенка. Стандарты образования, по которым учились дети ранее, уже давно изменились. Меняется все: и критерии оценивания, и методы изложения материала, и программа подготовки, да и сами дети.

Так чему же все-таки учат в детском саду?

Оказывается, на сегодняшний день в сфере образования работает программа развития детей старшего дошкольного возраста «Уверенный старт», которая была утверждена в 2010 году. Практикуется она чуть больше двух лет и разработана до 2017 года. Основной акцент в ней делается на игровую деятельность, а также на личностное развитие детей.

Сама программа рассчитана на детей, начиная с пятилетнего возраста, причем независимо от того, где они находятся - в детском саду или же дома - она предусматривает несколько различных направлений, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка - физическое, познавательное, художественно-эстетическое и эмоционально-личностное.

Физическое развитие предполагает не только прыгучесть малыша, его выносливость, ловкость и способность выполнять упражнения, но еще и определенные знания в этой области. Ребенок должен знать и понимать, что такое здоровый образ жизни, правильное питание, уметь вести себя в экстремальных ситуациях - вызвать экстренные службы спасения. Ко всему прочему его необходимо научить самостоятельно себя обслуживать, владеть основными гигиеническими навыками.

Познавательное развитие включает в себя знания из области природоведения, окружающего мира, правовой культуры - ребенок должен иметь представление о том, что такое закон и почему его нельзя нарушать, знать и понимать нормы морали, говоря простым языком, - различать, «что такое хорошо и что такое плохо». Добавим сюда социальные знания (понятия «семья», «близкие», «детсад», «школа»), географические понятия («мой город», «моя страна», «моя улица»).

Логико-математическое развитие предусматривает решение исключительно простейших примеров, где необходимость мыслить выступает на первый план. Всем хорошо известен пример из доброй сказки про Буратино, когда Мальвина спрашивает о количестве яблок, оставшемся у деревянного героя после того, как он поделился с другом. Так вот именно такие задания и будут разбирать воспитатели с детьми в детском саду.

Художественно-эстетическое развитие включает в себя умение слушать музыку, воспринимать художественные произведения и получать от этого удовольствие, лепить, рисовать, клеить, делать простые поделки, используя и бумагу, и природный материал. Умение петь, сопереживать героям произведений, правильно выражать свои эмоции и знать, что такое театр.

Основной формой развития ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность, и перед поступлением в первый класс он должен уметь ориентироваться в разных видах игр, отображать свои представления об окружающем мире в игре, вносить изменения в уже знакомые ему игры, используя при этом различные предметы, игрушки в соответствии с тематикой развлечения, а также передавать особенности взятой на себя роли, следовать правилам игры и, конечно же, отдавать предпочтение определенной забаве.

Помимо критериев игровой деятельности, для дошколят предусмотрены и показатели трудовой. Это представление о различных видах работы взрослых: умение придерживаться определенной последовательности действий в процессе работы, применять трудовые навыки в жизненных ситуациях, умение самостоятельно одеваться и приводить себя в порядок, а также самостоятельно, без напоминания, убирать свои игрушки, с помощью взрослых расстилать и застилать кровать.

Должен ли ребенок уметь читать, идя в школу?

И, пожалуй, самый обсуждаемый и волнующий родителей вопрос - должен ли ребенок уметь читать, идя в школу? В критериях оценки знаний детей, согласно программе дошкольной подготовки, ребенок может интересоваться чтением, делать первые попытки в этом направлении - это односложные слова (дом, дым и т.д.), ведь основной упор приходится на звуко-буквенный анализ слов, а не на само чтение. Он должен ориентироваться на странице книжки, альбома и тетради. Уверенно выполнять графические задачи, координируя при этом свои движения и, что немаловажно, - должен уметь правильно сидеть за столом, держать в руке карандаш, ручку, знать буквы, слышать звуки в слове, а именно это является основой для чтения и грамотного письма.

Знания звуков, букв, умение сливать звуки в слоги, элементарные задачи на логику и на счет, достаточный словарный запас, развитая устная речь и никакого письма - именно так в общих чертах выглядит перечень того, что должен уметь ребенок после окончания дошкольного учебного заведения. Всему этому, согласно программе «Уверенный старт», должны научить в детском саду. Но даже в том случае, если обучение происходит в домашних условиях, родители могут взять ее на вооружение и развивать своего малыша самостоятельно.

Однако следует помнить, что наряду с интеллектуальным, большое внимание должно уделяться и личностному развитию дошкольника, а именно развитию чувств и эмоций, что позволит ему гармонично развиваться.

Конечно, когда ребенок ходит в детский сад, этот процесс проходит намного проще - в кругу друзей, да еще и в игровой форме адаптироваться в обществе и овладеть знаниями намного легче. Потому очень важно, чтобы родители принимали активное участие в развитии своих детей: совместном чтении книг, пересказе их содержания, обсуждении проблем как личностных, так и общественных, активных играх на свежем воздухе.

При таком подходе школьная программа будущему ученику уж точно будет по зубам. А желание родителей развивать личностные навыки своего ребенка шире, чем предполагает программа «Уверенный старт», заслуживает уважения.

Воспитатель детского сада - воспитывает детей дошкольного возраста. Профессия подходит отвественным и активным людям, которые любят детей. Воспитатель может работать в муниципальных, ведомственных или частных детских садах. Образование может быть средним профессиональным, но для повышения квалификации нужно окончить Существуют для воспитателей детского сада. Профессия подходит тем, кого интересует психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Воспитатель занимается воспитательной работой: проводит занятия, игры и в целом организует пребывание детей в детском саду.
Дошкольных воспитателей чаще всего называют воспитательницами.

Мужчины дошкольными воспитателями обычно не работают, а если такое и случается, то это непременно становится сенсацией, о чем обязательно пишут местные газеты и даже снимают сюжеты для теленовостей.

В детский сад ходят дети в возрасте с 3 до 7 лет. Дошкольный возраст делится на три периода:

  1. младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
  2. средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
  3. старший дошкольный возраст — от 5 до 7лет.

Каждый возраст требует особого подхода, воспитательных и обучающих методик. Но в целом можно сказать, что игра для любого детсадника - главное дело. Поэтому воспитатели в своей работе используют много игровых приёмов. Даже в обучающих занятиях используются дидактические игры - они лучше удерживают внимание детей и помогают им усваивать материал незаметно для самих себя.

В программу детского сада входит занятия по развитию речи детей, по математике, музыке, физкультуре. Также детей знакомят с произведениями детских писателей, учат рисовать лепить, прививают им начальные трудовые навыки. Большое внимание уделяется знакомству с природой, окружающим миром.

И конечно, важное место занимает нравственное воспитание и социализация ребёнка: в детском саду он учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, получает навыки жизни в обществе. Воспитатель - руководитель всех этих процессов, и очень многое зависит от его личности и умений.

Важно! Воспитатель отвечает не только за качество педагогической работы, но и за жизнь и здоровье детей.

Обычно воспитательница ведёт одну группу детей, начиная с младшего возраста до самого их выпуска из детского сада. Воспитатели группы работают в паре, сменяя друг друга по графику: кто-то работает с утра, кто-то - во второй половине дня, и наоборот. Методическую помощь воспитателям оказывают методисты - педагоги с высшим образованием.

Рабочее место

Муниципальные, ведомственные, частные детские сады.

Оплата труда

Зарплата на 20.02.2019

Россия 15000—50000 ₽

Москва 25000—70000 ₽

Важные качества

Хорошему воспитателю присущи любовь к детям, жизнерадостность, отсутствие раздражительности, высокое чувство ответственности, чувство справедливости, высокий уровень культуры, организаторские способности, активность.

Знания и умения

Воспитатель должен владеть педагогическими методиками, навыками организации воспитательного процесса.
Также обязательны правильная речь, хорошие манеры.

Похожие публикации