Занятие в старшей группе толерантность. Занятия по толерантности в детском саду

Задачи:
1. Воспитывать нравственно — эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба.
2. Развивать навыки работы детей в коллективе.
3. Развитие навыков работы с верёвкой, тканью и нитками.

Словарная работа: Хоровод, дружба, согласие, терпимость, одолевать.

Используемый материал: Веник из прутьев, верёвка 1,5.-2 метра, нитки, цветные кружочки из ткани по количеству человек 12х12см., пословицы о дружбе.

Предварительная работа: Домашняя работа, выписать и нарисовать несколько пословиц о дружбе, заготовить веник из прутьев.

Ход работы:
Ребята сегодня я вам расскажу одну сказку, для этого я вам предлагаю сесть кругом на коврик.

Рассказать детям сказку «Отец и сыновья» Л. Н.Толстого
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»
Сколько они не бились, не могли сломать.
Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит».

Ребята, мы с вами прослушали сказку, и теперь я вам предлагаю взять веник в руки и постараться его сломать. Не получается, попробуйте ещё раз, никак. Тогда я развяжу веник и раздам вам прутики, теперь попробуйте сломать, получилось легко и просто. Правда? Вот так ребята, если мы с вами будем жить вместе, в, согласии, дружно, как прутики будем держаться за руки, то нас победить будет нельзя. А если мы будем ссориться, и всё делать поодиночке, врозь, то любой сможет нас обидеть и погубить.
Ребята, а как вы понимаете выражение жить в согласии? Это значит жить вместе и дружно, не ссориться.
А как вы относитесь к своим братьям и сёстрам. Мы им помогаем, защищаем и оберегаем.
А как можно понять, как догадаться, что человек к нам относится доброжелательно. Он улыбается, руки у него свободны, ладони раскрыты.
А давайте покажем, как мы можем дружить, что для этого нужно сделать? Взяться за руки.
А ещё мы с вами можем сделать дружный хоровод, с помощью вот этой верёвочки. Сколько в группе у нас ребят? Много.
Давайте столько завяжем узелков на верёвке.
А теперь каждый себе выберет узелок и начнёт превращать его в куколку.
Мы возьмём лоскут ткани круглой формы и обернём тканью узелок так, чтобы он оказался в центре, у нас получится голова и платье, и зафиксируем ниткой как раз под головой.
Что получилось? Куколка.
Давайте посмотрим, какие они все разные, красочные.
А на что похожа на верёвочка? На хоровод.
Как будто много ребят держатся за руки, а чтобы получился у нас круг, я соединю два конца верёвочки и сделаю тоже куколку.
Вот и получилась наша дружная группа.

Ребята, давайте посмотрим наш альбом с пословицами, про дружбу. Всем показать, вместе прочитать и рассказать смысл этих поговорок, совместно обсудить и подвести итог. Примеры поговорок: «Один в поле не воин», « Один за всех и все за одного», «Дружная семья гору сдвинет».
Ребята, а с кем бы из своих друзей вы хотели бы помириться?
Давайте не ссориться, а будем вместе жить дружно.

  • Конспект занятия по математическому развитию «Игра-путешествие», 2 младшая группа
  • Конспект занятия по развитию речи. Тема: Степные загадки
  • Конспект интегрированной НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация» в подготовительной группе «Страна, в которой мы живем»
  • Цель: формирование толерантного отношения к культуре других народов.

    Задачи:

    — конкретизировать первоначальные представления детей о зависимости внешнего вида жилья людей, населяющих планету Земля, от разного климата, природы;

    — стимулировать проявление познавательного интереса детей к жилищам разных народов и стран;

    — способствовать развитию умений самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

    Оборудование: проектор, слайды с изображением разных домов (иглу, чума, яранги, юрты, сакли, вигвама, избы), настольно-печатная игра «Сколько братьев у нашего дома?», глобус, цветные карандаши, мяч.

    Ход НОД

    Воспитатель . Ребята, к вам за помощью обратился ученый, разрабатывающий проекты домов, в которых можно будет жить под водой и в космосе. Он не случайно обратился за помощью именно к вам. От кого-то ученый узнал, что есть такие ребята в нашем детском саду, которые любят наблюдать, придумывать что-то новое; что вы так много знаете о жилищах народов разных стран и даже рисовали на занятиях дома будущего, изготовляли макеты разных жилищ. Он думает, что вы ему непременно поможете, потому что в каждом из вас живет маленький изобретатель, художник, творец. Ребята, как можно помочь ученому, обратившемуся к нам за помощью?

    Дети . Можно выслать ему наши рисунки, рассказы о домах разных народов, макеты разных домов.

    Воспитатель. Я очень рада, что вы готовы помочь ученому, обратившемуся к вам за помощью. А чтобы ваши рассказы получились интересными и помогли ему, предлагаю вам вспомнить все, что вы знаете о том, почему у людей, живущих в разных частях нашей планеты, такие разные дома. Ребята, что означает слово «дом»?

    Дети. Дом — место, где можно отдохнуть, если устал; поесть, если проголодался; можно поспать.

    Воспитатель. Правильно, ребята, домом мы называем жилое помещение, квартиру, где ночуем, едим, отдыхаем, куда приходим из детского сада или возвращаемся после долгого путешествия. Дом — место, где нас ждут, где нам рады и всегда готовы помочь в трудную минуту. Приходилось ли вам слышать выражения: «Я здесь чувствую себя как дома» или «Чувствуйте себя как дома»? Кто скажет, что они означают?

    Дети отвечают.

    Правильно, ребята, чувствовать себя как дома — это значит чувствовать себя хорошо, свободно, радостно. Недаром говорят: «В гостях хорошо, а дома — лучше!» Послушайте об этом стихотворение.

    Пускай мне хорошо в гостях,

    Но лучше дом родной.

    В каких бы ни был я местах —

    Всегда вернусь домой.

    Меня родные стены ждут —

    Помогут, защитят.

    Ведь дома нас всегда поймут,

    Утешат и простят.

    Т. Шорыгина

    Скажите, пожалуйста, зачем нужны дома?

    Дети . Чтобы укрыться от ветра, дождя, снега, шума, солнца.

    Воспитатель . Правильно. Во всем мире люди строят дома, чтобы иметь кров и защиту. Если посмотреть на глобус, можно увидеть, что на Земле среди Мирового океана есть шесть участков суши: Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Евразия, Антарктида.

    Воспитатель показывает материки на глобусе.

    Эти участки суши называют материками. Как вы думаете, дома, которые строят люди, живущие на разных материках, одинаковые или разные?

    Дети отвечают.

    Давайте познакомимся с некоторыми жилищами, которые строят люди разных стран. С описанием многих из них вы уже знакомы. Помните сказку про лису и зайца? Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Пришла весна-красна — у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по- старому. Потом лиса попросилась к зайцу ночевать, да и выгнала его из избушки, за что, в конце концов, была наказана. Конечно, мы можем посмеяться над глупой лисой: почему для постройки дома она выбрала такой ненадежный материал, как лед? Однако именно из ледяных и снежных глыб сооружают свои жилища люди, живущие на Крайнем Севере.

    На экране с помощью проектора появляется изображение ледяного дома — иглу.

    Ребята, как называется такой дом?

    Дети . Иглу.

    Как вы думаете, тепло ли в таком доме?

    Дети . Да.

    Воспитатель . В доме, построенном из снега, не холодно, потому что людей согревает воздух, находящийся между снежинками. Как проникает свет в такой дом?

    Дети . Через окна, которые делают изо льда.

    Воспитатель. Верно! Свет в иглу проникает через толщу стен или окна из озерного льда. Что помещается внутри иглу?

    Дети . Лежанка из снега, покрытая шкурами.

    Воспитатель . Почему жильцы таких домов не боятся, что их дома могут растаять с наступлением весны?

    Дети . Потому что на Крайнем Севере почти весь год зима.

    Воспитатель. Многие жители Крайнего Севера занимаются разведением оленей. Как вы думаете, иглу будет удобным жилищем для оленеводов? Почему?

    Дети. Нет, потому что им приходится часто переезжать с места на место в поисках корма для оленей, постоянное жилище для них неудобно.

    Воспитатель. Да, ребята, оленеводы часто переезжают с места на место в поисках новых пастбищ для животных, поэтому они сооружают себе временное жилище.

    На экране с помощью проектора появляются изображения чума и яранги.

    Как они называются?

    Дети . Чум, яранга.

    Воспитатель . Чем отличается чум от яранги?

    Дети. В яранге есть две половины: теплая и холодная.

    Воспитатель . Почему их можно быстро разобрать и собрать на новом месте?

    Дети . Их строят из деревянных шестов и оленьих шкур.

    Воспитатель показывает детям, как собирается чум — соединяет между собой несколько карандашей и накрывает их сверху куском ткани.

    Воспитатель . Как могут обогреться люди, живущие в чуме, яранге?

    Дети. Костром.

    Воспитатель . Верно! Внутри такого северного дома горит костер, а дым от него выходит через отверстие в крыше. Ребята, у каких народов есть жилище, по форме напоминающее ярангу?

    Дети. У тех, кто живет в степях.

    Воспитатель . Как называется их дом?

    Дети . Юрта.

    Воспитатель. Чем юрта отличается от яранги?

    Дети . Юрта накрывается войлоком или грубой шерстяной тканью, а не оленьими шкурами.

    Воспитатель . Почему?

    Дети. В степях нет оленей. Здесь разводят животных, от которых получают много шерсти: овец, коз. В степях не так холодно, как на Крайнем Севере, поэтому жилища накрывают шерстяной тканью.

    Воспитатель . Все верно, жилище, накрытое войлоком или грубой шерстяной тканью, надежно защищает людей зимой от холода, а летом от солнца и ветра с песком. Почему народы, живущие в степях, тоже сооружают себе временные жилища?

    Дети. Потому что они пасут стада животных и часто переезжают с места на место.

    Воспитатель. Правильно. Сегодня пастухи пасут скот здесь, а завтра — там. Разберут свои дома-юрты, погрузят на телегу и поедут на новое место. Как вы думаете, на юге, в жарких странах, какие жилища строят люди?

    Дети . На столбах.

    Воспитатель . Как называются такие жилища?

    Дети. Хижинами.

    Ответы детей сопровождаются показом через проектор слайда с изображением хижины.

    Воспитатель . Почему дома строят не прямо на земле, а на столбах, сваях?

    Дети. В этих местах бывают наводнения.

    Воспитатель . Верно! Дома на сваях лучше защищены от наводнений. Почему в тропических странах бывают наводнения?

    Дети . Здесь часто идут сильные дожди.

    Воспитатель. Верно, в жарких странах не бывает зимы, там никогда не бывает снега. Полгода (целых шесть месяцев) стоит сухая и теплая погода, а полгода — жарко и идут дожди. Послушайте об этом шуточное стихотворение А. Усачева «Муссон».

    Ребенок

    Есть на свете ветер странный

    По фамилии Муссон:

    В южных странах постоянно

    С океана дует он.

    Из-за этого Муссона

    Есть там только два сезона:

    Там стоит полгода сушь,

    А полгода льет как душ.

    Объявляется погода

    Там, примерно, раз в полгода:

    Ждите все сезон дождей...

    Вот погодка у людей!

    Воспитатель . Удобно ли людям жить в таком доме? Почему?

    Дети. Удобно, потому что в таком доме не жарко, пальмовые листья защищают от жары, сваи защищают от наводнений.

    Воспитатель. Видите, сколько интересного мы узнали о домах людей, живущих в разных частях нашей планеты! И, конечно же, каждый хозяин считает свое жилище лучшим, потому что это его родной дом. Чем же жилища отличаются друг от друга?

    Дети . Одни жилища защищают от холода, другие от сильного ветра с песком, жаркого солнца, наводнения. Жилища отличаются по форме, они сделаны из разного материала.

    Воспитатель . Почему они разные?

    Дети . Потому что в разных странах разные природа, погода.

    Воспитатель . Верно! На разных материках разные климат, природа. Поэтому и дома у людей разные: в Африке, где очень жарко, люди строят круглые дома из пальмовых листьев; в Азии, где много песка и мало деревьев, люди живут в юртах; на северных частях материков, где очень холодно и нет деревьев, строят чумы из шкур оленей; дома изо льда. Предлагаю вам поиграть в игру «Сколько братьев у нашего дома?», в ходе которой вы еще раз вспомните о том, что дома у людей, живущих на разных материках, разные.

    Игра «Сколько братьев у нашего дома?»

    Оборудование: маленькие карточки с изображением домов и человечков, живущих в таких домах, большие пейзажные картины с изображением того географического места, где можно встретить такие дома.

    Игровая задача: во время увлекательной игры-путешествия узнать, что у людей, живущих в разных концах света, есть свои традиционные жилища.

    Игровые действия. Дети получают карточки с изображением домов, человечков и большие пейзажные картины. Для каждого домика нужно отыскать большую карту с соответствующим пейзажем, найти фигурку человечка, живущего в таком доме.

    Дети делятся на две микрогруппы. Каждая стоит за своей разделительной чертой или в своем кругу. Одним раздают карточки с изображением домиков, другим — карточки с изображением людей. По условному сигналу дети начинают искать свою пару. Первая объединившаяся пара считается победительницей. Победа считается окончательной, если играющие смогут ответить на вопросы ведущего. Этот вариант игры можно усложнить, если не сразу раздать карточки детям, а разложить их на некотором расстоянии от играющих — так, чтобы каждому игроку еще и надо было быстро взять какую-нибудь карточку. Причем карточки должны лежать рисунками вниз — чтобы повысить эффект неожиданности.

    Воспитатель . В городах много жителей. Какие дома строят в больших городах?

    Дети. Многоэтажные.

    Ответы детей сопровождаются демонстрацией через проектор слайдов с изображением многоэтажных домов.

    Игра «Кто строит дом»

    Воспитатель бросает мяч ребенку, а тот кидает его обратно и называет профессии людей, которые строят дома. Названные другими детьми профессии повторять нельзя. Примерные ответы детей: каменщики, плотники, электрики, сварщики, стекольщики, маляры, штукатуры, крановщики, архитекторы, проектировщики.

    Воспитатель . Вот мы и вспомнили о том, что люди, живущие в разных частях нашей планеты, строят разные жилища. Ребята, что же можно выслать ученому, чтобы помочь ему в разработке по строительству домов, в которых можно будет жить под водой и в космосе?

    Дети. Наши рассказы о том, почему дома бывают разные, рисунки на тему «Дома будущего», в которых можно будет жить под водой и в космосе, наши рассказы об этих домах.

    Воспитатель . Молодцы! Как вы все хорошо придумали! Сегодня после дневного сна вы превратитесь в маленьких изобретателей и нарисуете дома, в которых людям можно будет жить под водой и в космосе.

    Ваши рисунки, рассказы о разных домах я отправлю ученому, обратившемуся к вам за помощью. Думаю, что они ему помогут в разработке новых домов!

    Наши дети живут в обществе, открытом для новых технологий, культур и традиций. С раннего возраста закладывается в дошкольниках важнейшее нравственное качество - доброта. Подрастающему поколению необходимо привить желание быть добрым по отношению к каждому человеку на земле. Занятия по толерантности в детском саду в игровой форме открывают ребятам красоту мира в его разнообразии, многоголосии, многонациональности.

    Значение занятий по воспитанию толерантности в детском саду

    У детей предубеждений нет. Ты открыто и искренне улыбаешься - ты хороший человек. С тобой весело играть - ты замечательный друг. Ты рассказываешь интересные вещи и помогаешь мне узнавать новое - ты прекрасный воспитатель. Ребёнок стремится к общению. И он не делает никаких предположений о людях по их цвету кожи или разрезу глаз. Можно сказать, что дети по природе своей толерантны. Их взгляды формируются и претерпевают изменения под внешним воздействием (разговоры взрослых, высказывания по телевидению, бездумно повторяемые затем старшими ребятами). Воспитание чувства толерантности - одно из требований к современному педагогу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

    Ребёнок выбирает товарища для игры не по цвету кожи, а по общим интересам

    Российская Федерация - многонациональное государство. В последние десятилетия усиливаются миграционные процессы в большинстве регионов. Группы в детских садах часто являются смешанными, то есть комплектуются детьми разных национальностей. Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) закреплено положение о доступности образования для каждого ребёнка независимо от национальной принадлежности.

    Интересный факт. На территории РФ проживают представители более 200 национальностей (этнических групп).

    Все дети, независимо от национальной или языковой принадлежности, любят праздники

    В современном мире актуально через работу образовательных организаций (детских садов, развивающих центров, школ). Но воспитание доброты, чуткости, терпимости начинается в семье. Деятельность педагогов в рамках духовно-нравственного развития раскрывается на занятиях в ДОУ, на консультациях и мастер-классах для родителей, в проведении праздничных мероприятий. Сейчас детям много говорят об их правах и порой забывают сделать акцент на том, что права и свободы имеет каждый член общества. Эти общечеловеческие истины об уважении личности в детском саду повторяются вместе с родителями.

    Понятие толерантности шире национальной терпимости. Это доброе отношение человека к окружающим людям, чьи взгляды, религиозные убеждения, внешний вид отличаются от его собственных. Занятия по воспитанию толерантности в детском саду включают в себя вопросы национальных и культурных различий, привитие уважения к лицам разного возраста (как к пожилым людям, так и к малышам), принятие людей с ограниченными возможностями.

    Толерантность - широкое понятие, а суть его - в добром отношении ко всем, кто отличается от тебя самого

    Таблица: задачи занятий по толерантности в ДОУ

    Вид задач На что направлены занятия
    Образовательные
    • Формирование первоначальных представлений о материках и странах, о расах и народах;
    • формирование представлений о традициях некоторых народов (как правило, тех, чьими представителями являются воспитанники ДОУ): национальных праздниках, блюдах, играх, народных промыслах и ремёслах;
    • знакомство с особенностями искусства разных народов: музыкой, песнями, национальными костюмами, декоративно-прикладным искусством, танцем.
    Развивающие
    • Развитие познавательного интереса у ребят;
    • развитие творческих способностей (в изготовлении поделок, рисовании плакатов, подготовке танцевальных и драматических номеров);
    • развитие речевых и коммуникативных способностей (через участие в беседах, подготовку сообщений, общение с приглашёнными гостями);
    • развитие всех видов внимания и памяти.
    Воспитательные
    • Формирование представлений о правах и свободах личности;
    • воспитание уважительного отношения ко всем людям;
    • привитие терпимости к тем, кто отличается от других;
    • воспитание чувства эмпатии, желания помогать нуждающимся;
    • создание позитивного эмоционального фона в группе воспитанников.

    В увлекательной игровой форме дошкольникам передаются знания о разных странах и народах

    Приёмы воспитания толерантности у дошкольников

    Воспитание доброго отношения к окружающим людям - часть образовательного процесса в ДОУ. Мероприятия по толерантности проводятся начиная с младших групп, воспитатель учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей при планировании занятий. Среди методических рекомендаций по воспитанию терпимости у дошкольников выделяют использование следующих приёмов:

    • доступная форма передачи или поиска информации:
      • познавательные беседы с детьми 2–4 лет,
      • эвристические беседы (самостоятельное решение проблем) в старших группах;
    • игровые приёмы:
      • дидактические игры («Придумай продолжение истории», «Как поступить по-доброму в ситуации…»),
      • сюжетно-ролевые игры («Путешествие в Африку/Азию/на Крайний Север», «В аэропорту», «Встречаем иностранных гостей»),
      • использование перчаточных кукол и других игрушек для проведения занятия (в младших группах),
      • создание игровых ситуаций на занятии («Полёт вокруг света»);
    • наглядность:
      • использование на занятии наглядных материалов: картинок, фотографий, плакатов, атласов и энциклопедий, глобусов,
      • посещение выставок (в краеведческом или историческом музее: экспозиции о малых народах);
    • интеграция образовательных областей (сочетание разных форм изучения материала):
      • музыка: прослушивание композиций, разучивание народных песен,
      • танец: просмотр выступлений народных ансамблей (видеозаписи), обучение характерным движениям национального танца,
      • продуктивное творчество: изготовление поделок.

    Занятия по толерантности, как правило, интегрированные: дети беседуют, задают вопросы, изучают наглядные материалы и занимаются творчеством

    Видео: мастер-класс «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»

    Мастер-класс для педагогов ДОУ иллюстрирует приёмы воспитания толерантности у дошкольников: изготовление поделок, танцевальная деятельность и музицирование в игровой форме. Ведущий мастер-класса говорит о воспитании толерантности через изучение исконно русского быта и погружение в народное творчество. Больше похоже на образовательную деятельность в рамках приобщения к русской народной культуре. Не упоминается в мастер-классе о знакомстве детей с другими народами и их особенностями. А толерантность возможно воспитать через понимание и принятие полифоничности мира.

    Учитывая индивидуальный подход в воспитании детей, педагог продумывает для занятий по толерантности разноуровневые задания. Например, дидактические игры подбираются в соответствии с интеллектуальными способностями воспитанников. В средней группе можно провести игру с картинками, на которых изображены жизненные ситуации: на пешеходном переходе стоят мальчик и пожилой человек, в песочнице рядом с мальчиком плачет маленький ребёнок, девочка в национальном татарском костюме не решается присоединиться к хороводной пляске. Для ребят с низким уровнем логического мышления подготовлен второй комплект карточек: мальчик переводит дедушку через дорогу/мальчик идёт один, мальчик утешает малыша/мальчик играет один, участники хоровода объясняют девочке правила танца/хороводная пляска продолжается с новым рисунком танца. Дети получают задание - подобрать к карточкам первого комплекта правильные решения ситуаций. Ребята с достаточным уровнем интеллектуальных способностей придумывают, как детям на картинках поступить по-доброму, толерантно.

    Подобным образом делятся задания творческие:

    • одни раскрашивают картинку с национальным костюмом, другие пробуют нарисовать на шаблоне узор в национальном стиле;
    • при инсценировке народной сказки роли распределяются в соответствии с умениями детей: способность выучить и выразительно исполнить текст (стишок), танцевальные сценки, песенные композиции, роли без слов с выразительной мимикой/пластикой.

    Индивидуализация осуществляется в разработке заданий по интересам воспитанников. В среднем дошкольном возрасте происходит разделение предпочтений у девочек и мальчиков. Изучать костюмы, причёски, выпечку разных форм, народные игрушки и куклы увлекательно для девочек. Мальчиков можно заинтересовать национальным оружием, героическими сказками и легендами.

    Девочки любят играть в куклы, наряжать их и причёсывать, для них стоит подготовить занятие о национальных игрушках

    Занятия по воспитанию толерантности необходимо проводить в занимательной форме. Рассуждения воспитателя о терпимости к представителям разных народов, культур и вероисповеданий детям, скорее всего, будет непонятны и неинтересны. Следует помнить, что у дошкольников преобладает непроизвольные внимание и память. Дети концентрируют внимание на том, что удивляет и манит, о чём хочется узнать как можно больше. Яркие события, необычные занятия и весёлые игры откладываются в памяти ценным опытом. Способность к произвольному вниманию начинает формироваться в возрасте 6–7 лет. Поэтому занятия по толерантности в детском саду необходимо начинать с создания мотивации - стимулировать интерес дошкольников к последующей деятельности.

    Важно, чтобы занятия по толерантности были интересны детям

    Таблица: примеры мотивирующего начала занятия по толерантности

    Тип мотивирующего начала Тема занятия Возрастная группа Содержание
    Изучение наглядного материала «Земля - наш общий дом» Старшая Почтальон приносит посылку на адрес группы, в ней ребята обнаруживают макет Земли. Воспитатель предлагает изучить его детям в течение нескольких минут, затем задаёт вопросы:
    • Ребята, из чего состоит макет? (Из земного шара, животных, растений и людей на нём).
    • Что поддерживает Землю на макете? (Руки людей/детей).
    • Какого цвета руки? (Белые/бежевые, коричневые, желтоватые).
    • Какого цвета кожа людей на макете? (Тоже разного, перечисляют).
    • Где на макете находится наша страна? (Показывают).
    • Одинаковые ли люди живут в России? (Нет).
    «Разноцветные люди» Подготовительная В начале занятия дети рассматривают настенную карту мира (упрощённое издание для детей: обозначены океаны, материки, флаги некоторых стран). Воспитатель показывает ребятам коллаж из фотографий (рекомендуется закрепить снимки на магнитной доске), даёт коллективное задание распределить людей на группы по внешнему виду: подразумевается разделение на расы. Затем педагог распределяет фотографии на карте мира (представители европеоидной, монголоидной, негроидной рас) и просит ребят оценить, однородно ли население нашей планеты.
    Создание сюрпризного момента «Здравствуй, друг!» Младшая В группу приходят гости в национальных костюмах. Это могут быть работники ДОУ, воспитанники старшей группы или куклы, которых озвучивает воспитатель. Гости здороваются с малышами, рассказывают, из каких стран они приехали, дают рассмотреть свои костюмы. Они сообщают, что хотят подружиться с ребятами и повеселиться: покажут танцы, научат своим играм.
    «Хоровод дружбы народов» Средняя До занятия в спальне прячутся воспитанники подготовительной группы в национальных костюмах. После объявления темы занятия воспитатель включает аудиозапись «Мы весёлые друзья», заходят «гости» из разных стран. Они идут цепочкой, пританцовывая, выстраиваются в хоровод. Гости приветствуют ребят и сообщают, что сегодня во всём мире отмечается День толерантности. Воспитатель предлагает провести занятие в праздничной форме: послушать стихотворения о разных странах, потанцевать под национальные мелодии, позаниматься с народными игрушками.
    Включение в игровую или проблемную ситуацию «Путешествие на остров Дружба» Младшая Воспитатель приветствует детей, обращает их внимание на то, как расставлены стульчики в комнате (стоят цепочкой). Звучит весёлая мелодия, воспитатель звонит в колокольчик и говорит: «Ребята! Колокольчик звучит непростой! Он сообщает об отправки паровозика со станции «Детский сад». Он поедет через весь мир - по подземным туннелям и воздушным мостам - к далёкому острову Дружба». Ребята выражают желание отправиться в путешествие и занимают места в воображаемом поезде.
    «Путешествие в Китай» Старшая К ребятам приходит их давний знакомый - Мишка (младший воспитатель или другой работник ДОУ в костюме/маске медведя). Он встревожен, хватается за голову. Дети спрашивают у Мишки, что случилось. Сказочный герой рассказывает.
    На днях Миша встретил на прогулке необычного медведя - белого с чёрными пятнами. Это Панда, родом из Китая. Мишка и Панда подружились, играли вместе и танцевали (герой показывает детям фотографию своего друга - панды). Но теперь он переживает, что ничего не знает о новом друге: где находится его страна, какие там живут люди, какую музыку слушают и что едят.
    Воспитатель предлагает помочь Мишке и всем вместе узнать о китайской культуре и традициях.

    Наглядность - одно из средств мотивации дошкольников, надо только правильно подобрать материал: для младших - картинки и игрушки, для старших - карты и фотографии

    Планирование Недели толерантности в детском саду

    Проведение Недели толерантности обсуждается и утверждается на педагогических советах, как правило, в 2 этапа:

    1. Озвучивание актуальных задач по воспитанию толерантности в детском саду, обсуждение даты начала Недели Толерантности, обозначение возможных мероприятий.
    2. Представление плана мероприятий (от воспитателей, социального педагога и психолога, музыкального и физкультурного руководителей) и утверждение программы Недели толерантности.

    Традиционно Неделя толерантности проводится в детских садах и школах в ноябре - перед международным Днём толерантности (16 ноября).

    Неделя толерантности в детском саду подразумевает проведение необычных занятий и мероприятий:

    • занятия в нетрадиционной форме (игровые, интегрированные), в том числе с использованием ИКТ (информационно-компьютерных технологий);
    • музыкальный праздник: дети готовят с музыкальным руководителем и педагогом по хореографии номера с национальными танцами и песнями;
    • краткосрочные проекты или итоговое мероприятие для долгосрочного проекта;
    • физкультурный досуг: день народных игр и подвижных забав;
    • конкурс рисунков, поделок, мотивационных плакатов;
    • мастер-классы для родителей.

    В рамках Недели толерантности в ДОУ проводятся детско-родительские мероприятия

    Таблица: пример планирования по Неделе толерантности

    Дата Мероприятие Участники Ответственные, организаторы
    12.10 Выполнение плакатов и стенгазет на тему «Дружба народов», размещение материалов в холле и рекреациях ДОУ. Дошкольники всех возрастов совместно с родителями и воспитателями. Воспитатели, старший воспитатель.
    Интегрированное занятие «На огромной на планете очень разные есть дети». Воспитанники первой и второй младших групп. Воспитатели и музыкальный руководитель.
    Консультация для родителей «Воспитание толерантности в современном обществе». Родители средней, старшей и подготовительной групп. Социальный педагог, психолог.
    13.10 Совместная с родителями деятельность «Воспитание толерантности сказкой». Родители и дети средней и старшей групп. Воспитатели.
    Физкультурный досуг «Подвижные народные игры». Младшие дошкольники. Физкультурный руководитель.
    14.10 Просмотр презентации и мультфильма на тему «Что такое толерантность?». Воспитанники старшей и подготовительной групп. Старший воспитатель, психолог.
    Музыкальный досуг «Танцы народов мира» (с мастер-классом). Родители и воспитанники младших и средней групп. Воспитатель, педагог по хореографии.
    15.10 Физкультурный досуг «Спорт объединяет страны и народы». Воспитанники средней, старшей, подготовительной групп. Физкультурный руководитель.
    Выставка-конкурс поделок и рисунков «Волшебная страна Толерантности». Все воспитанники ДОУ (младшие - совместно с родителями и коллективные работы). Воспитатели, руководитель художественного кружка.
    16.10 Праздничный концерт, посвящённый Дню толерантности. Все воспитанники ДОУ. Музыкальный руководитель, старший воспитатель, руководитель театральной студии.

    Праздничных мероприятий (концертов) может быть в планировании несколько - для младших воспитанников, средних и старших. Такая организация даёт возможность каждой группе проявить себя творчески и пригласить родителей в качестве зрителей.

    Видео: праздник ко Дню толерантности в старшей группе

    Самое интересное и захватывающее в концертах и праздниках на Неделе толерантности - возможность примерить национальные костюмы жителей далёких стран. Рекомендуется привлекать родителей к изготовлению атрибутов и элементов национальной одежды.

    Разработка проекта по толерантности в ДОУ

    Проект - форма организации познавательной активности детей, предполагающая разностороннее изучение какой-либо темы. Краткосрочный проект по формированию толерантности может проводиться в течение тематической недели в ноябре, а может быть проведён воспитателем во втором полугодии.

    Требования к проведению проекта в детском саду:

    • формулировка темы и актуальных задач для её изучения;
    • определение форм изучения;
    • итоговая работа.

    Во время проведения проекта с детьми 2–5 лет воспитатель озвучивает и фиксирует все данные. Старшие дошкольники побуждаются к самостоятельному продумыванию проекта, возможных способов изучения вопросов толерантности, выдвигают идеи для финального мероприятия.

    Для младших и средних дошкольников итоговая работа может быть представлена как выставка рисунков на тему толерантности

    В реализации проекта задействуют различные виды детской деятельности:

    • игровая:
      • проведение подвижных игр в спортивном зале и на прогулке,
      • самостоятельная деятельность в игровом уголке,
      • дидактические и настольные игры;
    • исследовательская: изучение тематических альбомов с картинками (для малышей), иллюстрированных энциклопедий, глобусов, карт, фотографий, макетов;
    • речевая:
      • чтение воспитателем стихотворений и рассказов о дружбе,
      • заучивание стишков, скороговорок, поговорок,
      • прослушивание народных сказок и преданий;
    • социально-коммуникативная:
      • проведение бесед о добре и дружбе,
      • экскурсии в музеи;
    • творческая:
      • инсценировка историй о дружбе и фольклорных сюжетов,
      • подготовка и проведение дефиле в национальных костюмах,
      • исполнение народных песен.

    Разучивание стихотворений и песен - один из этапов проекта по толерантности

    С воспитанниками 6–7 лет можно проводить индивидуальные проекты по формированию толерантности. Они будут актуальны для детей из смешанных семей или являющихся представителями иностранных государств. К проектной деятельности необходимо подключить родственников, чтобы ребёнок подготовил сообщение для группы о традициях в своей семье (а также показал фотографии, интересные предметы быта).

    В одну группу (подготовительную) с моим сыном ходят двое мальчиков, чьи семьи приехали на работу в РФ из Вьетнама. Сын рассказывал, что в начале учебного года ребята приносили в группу фотоальбомы и рассказывали о жизни во Вьетнаме. К сожалению, родителям побывать на этом мероприятии не посчастливилось, но сын вечером поведал о неведомых (но вкусных) бань-бао, соломенных шляпах и вьетнамских игрушках-свистульках, которые можно есть. Воспитатель и родители подготовили это сообщение и знакомство группы с традициями восточной страны ко Дню независимости Вьетнама (2 сентября).

    Актуальны коллективные поделки в рамках проекта по толерантности: они напоминают, что у нас равные возможности и вместе мы сделаем мир лучше

    Примеры актуальных тем для проектов по воспитанию толерантности у дошкольников:

    • «Сказка учит жить»,
    • «Календарь народных примет»,
    • «Путешествуем по свету»,
    • «Как встречают Новый год в разных странах»,
    • «Как помочь ближнему».

    В последнее время детские сады присоединяются к благотворительным акциям по сбору средств в пользу нуждающихся. Всё-таки детей рекомендуется приучать к подобной деятельности не сбором монеток. Можно объявить сбор игрушек и одежды для детских домов и больниц. Наш детский сад участвует в постоянном проекте «Добрые крышечки»: дети и родители собирают пластиковые крышечки от бутылок и пищевых пакетов, затем их забирают на переработку, а вырученные средства перечисляются в благотворительный фонд.

    Сбор вторсырья на благотворительные нужды вдохновляет детей на добрые дела

    Занятие по воспитанию толерантности в детском саду

    Занятия по толерантности в детском саду проводятся в разных формах, объединяет их тематика - доброе отношение к ближним. В младших группах само слово «толерантность» в беседах с воспитанниками не звучит, с малышами говорят о дружбе, справедливом отношении к окружающим, добрых делах. Для детей 2–4 лет занятия чаще организуются интегрированные - с песнями, танцами, играми, простыми творческими заданиями. У старших дошкольников формируется способность к длительной концентрации внимания: они могут вдумчиво изучать фотоматериалы, карты. Уровень аналитических способностей позволяет детям 6–7 лет строить предположения и делать выводы. Поэтому в старшей и подготовительной группах теме толерантности посвящаются занятия НОД (непосредственно образовательной деятельности).

    Проигрывание ситуаций, в которых необходимо помочь ближнему, воспитывает в детях эмпатию и доброту

    Занятия по воспитанию толерантности проводятся нечасто, рекомендуется включать их в календарно-тематическое планирование несколько раз в учебном году (например, в ноябре, январе и апреле). Структурные элементы занятия подвижны: воспитатель планирует формы и порядок работы с учётом конкретной группы, чтобы занятие прошло результативно. Обязательный элемент - этап рефлексии в конце занятия. С ребятами необходимо подвести итоги (старшие делают это самостоятельно), предоставить возможность высказаться - что на занятии понравилось, на что оно вдохновляет, хочется ли узнавать о толерантности больше.

    К сожалению, не все воспитатели включают занятия по формированию толерантности в рабочее планирование. В саду проводится ежегодно Неделя толерантности, но этого недостаточно. К теме национальной терпимости необходимо возвращаться регулярно в образовательном процессе - это условие современной жизни.

    Игровое упражнение «Озеро доброты» учит детей способам релаксации и побуждает поразмышлять о добрых делах

    Длительность занятия

    По нормам СанПиН, временные рамки занятия по формированию толерантности такие же, как для занятия НОД:

    • первая и вторая младшие группы - не более 15 минут;
    • средняя группа - 20 минут;
    • старшая группа - 25 минут;
    • подготовительная группа - 25–30 минут.

    Занятие со старшими дошкольниками длится 25 минут, за это время воспитанники могут нарисовать и представить коллективный плакат

    Таблица: временной план занятия «Передай добро по кругу» в младшей группе

    Таблица: временной план занятия «День в стране толерантности» в подготовительной группе

    Продуктивное творчество - один из возможных элементов занятия по толерантности

    Таблица: конспект занятия по воспитанию межнациональной толерантности «Разноцветные люди» (фрагмент)

    Автор Давыденко О., воспитатель МБДОУ МО Д/с №82, г. Краснодар.
    Программное содержание
    • Формировать у детей уважительное отношение к людям разных национальностей;
    • воспитывать благожелательное отношение ко всем народам земли;
    • развивать коммуникативные навыки;
    • расширить представления об окружающем мире и разных странах;
    • развивать логическое мышление.
    Оборудование и материалы
    • Глобус,
    • фотовыставка,
    • иллюстрации для игры.
    Ход занятия В.: Какие страны вы знаете? В какой стране живём мы с вами? Значит, мы… (Ответы детей).
    На земле живёт много людей. Они все разные и в то же время похожи друг на друга. Чем похожи все люди на Земле? Чем отличаются люди друг от друга? Почему вы не путаете свою маму, папу и других родственников с разными людьми? (Ответы детей).
    А ещё люди отличаются по цвету кожи, волосам, разрезу глаз. Такие различия называются расовыми признаками. На земле живут люди разных рас.
    Воспитатель обращает внимание детей на фото человека с белой кожей.
    В.: Он похож на нас? Какой цвет кожи? (Белый). Такие люди живут в Европе, частях Азии, Австралии.
    Есть люди, у которых кожа жёлтая. Это люди, живущие в Японии, Китае, Корее и других азиатских странах. <…>
    Есть люди, у которых тёмная кожа, чернокожие. Эти люди живут в жаркой Африке. <…>
    Большинство людей одной национальности живёт в одном месте, в одной стране.
    Наша группа многонациональна. (Воспитатель предлагает детям назвать свою национальность и рассказать четверостишие на родном языке).
    Все дети похожи друг на друга. Главное сходство между детьми разных стран в том, что они любят играть, веселиться, любят своих родителей, друзей.
    Игра с мячом.
    • Россия - россияне.
    • Украина - украинцы.
    • Англия - англичане.
    • Америка - американцы.

    Игра «Найди отличия».
    В.: Вот задание, посмотрите на свои картинки. Разложите их на две стопки, определив главное отличие. (Картинки надо заранее подобрать таким образом, чтобы на них были представлены люди с разным цветом кожи. Но отличительным признаком было что-то другое, например, настроение). <…>
    Дети выполняют задание и объясняют, почему так.
    Воспитатель делает вывод, что ребята при выполнении задания обращали внимание не на цвет кожи, а на занятия, интересы. Дети могут быть в чём-то похожи и чем-то отличаться, национальность здесь ни при чём.

    Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/raznocvetnye-lyudi.html

    Дидактическая игра «Найди отличия» позволяет детям увидеть, что люди разных национальностей могут иметь общие интересы и увлечения

    Приведённое в качестве примера занятие можно обогатить включением в середине познавательной беседы физкультминутки (на тему дружбы). Отсутствует этап рефлексии - это минус разработки. Выводы в конце занятия воспитатель делает исключительно к дидактической игре «Найди отличия», а не к проделанной работе в целом. Занятие спланировано для детей старшего дошкольного возраста, а значит, они могли высказать в завершение свои впечатления и пожелания.

    Открытое занятие по воспитанию толерантности

    • Комфортные условия для воспитанников: для них это будет обычное занятие. С детьми нельзя репетировать ход занятия, заучивать ответы на вопросы беседы.
    • Предварительная работа с детьми приветствуется: изготовление плакатов, атрибутов для игрового задания, разучивание песни или стишков.
    • Воспитатель готовит подробный конспект занятия: актуальность темы, задачи, материалы, план НОД.
    • На занятие приглашаются методисты, воспитатели из других ДОУ, родители.
    • Самоанализ. После завершения занятия дети отправляются на прогулку или в группу (с младшим воспитателем, например), а проводивший открытое мероприятие педагог выступает с кратким сообщением. Он анализирует, были ли реализованы поставленные задачи, соответствовали ли приёмы и формы работы способностям детей, как можно улучшить занятие.

    Картотека тем для открытого занятия по толерантности:

    • «Новогодняя кругосветка»,
    • «Песня шагает по планете»,
    • «Каким мы видим общество будущего?»,
    • Образование - высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность - учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 «Садко»

    «Формирование культуры межличностных отношений между детьми»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    в группе старшего дошкольного возраста.

    Должность: Воспитатель

    Организация: МБДОУ №79 детский сад «Садко»

    Населенный пункт: ХМАО-Югра,Тюменская область, город Сургут

    Тема: «Путешествие в страну Толерантности»

    Цель: формирование культуры межличностных отношений между детьми.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Обобщить и расширить знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу.

    2. Активизировать словарь по данной теме.

    3. Добиваться умения мотивировать и объяснять свои суждения.

    Развивающие:

    1. Развивать умение быть внимательными, приветливыми, доброжелательными.

    2. Развивать культуру речи, мыслительную активность.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

    Образовательные области:

    Познание: формирование представлений о Международном дне Толерантности, о том, как здороваются люди в разных странах мира.

    Социализация: совместная деятельность в парах, группах.

    Коммуникация: активизация словаря по теме, свободное общение.

    Музыка: создание благоприятного эмоционального фона, пение песни.

    Художественная литература: рассказывание пословиц, поговорок о добре.

    Материалы и оборудование:

    цветок толерантности, макет автобуса, смайлики, проектор, электронная презентация «Путешествие в страну Толерантности».

    Ход:

    1ч. Приглашение к деятельности.

    Дорогие, ребята, поздравляю вас с международным днем толерантности. Сегодня во всех странах мира люди стараются совершать добрые дела и поступки, помогать больным, старикам, никого не обижать.

    (слайд 1)

    2ч. Введение в игровую ситуацию.

    Сегодня я хотела тоже сделать всем приятное - подарить цветок толерантности, но он рассыпался.

    Поможете мне его собрать?

    Вспомните толерантные слова (дети прикрепляют лепестки к середине цветка и говорят слова: доброта, любовь, нежность, забота, ласка и. т. д.)

    Спасибо! Наш цветок такой красивый и разноцветный. Он похож на радугу из страны Толерантности.

    Хотите оказаться в этой стране?

    Нас ждет волшебный автобус.

    Занимайте места (дети садятся, звучит музыка) .

    В этом путешествие мы отдохнем, поиграем, споем, а главное, научимся быть приветливыми, внимательными, дарить радость друг другу.

    (музыка прекращается)

    3ч. Практическая

    Подъехали к воротам города (дети выходят из автобуса)

    В город пускают только тех, кто умеет говорить волшебные слова.

    Вы их знаете?

    Игра «Волшебные слова»

    Как вы думаете, можно назвать человека толерантным, если он использует в речи такие слова?

    С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

    (слайд 2)

    А вот и жители страны Толерантности.

    Кто из них не толерантный? Почему? (волк)

    Главная тема русских народных сказок была и остается победа добра над злом.

    Предлагаю оценить сказочного героя, если он добрый – хлопайте, а если злой - топайте. (Кощей-Бессмертный, Золотая рыбка, Карабас Барабас, Красная шапочка, Мальвина, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Дюймовочка.)

    Все вы сделали правильно. Конечно, добрых героев больше.

    Когда люди приходят в гости или встречаются на улице, что они должны сказать друг другу? (здороваются)

    Хотите научиться здороваться по-новому?

    (слайд 3)

    На Востоке здороваются: «Салям - алейкум» и складывают руки перед грудью.

    (слайд 4)

    Во Франции мужчины снимают головной убор, наклоняют голову вниз и говорят: «Бонжур)

    (слайд 5)

    В Англии говорят: «Хеллоу» и поднимают над головой собранные руки.

    Запомнили? Теперь давайте потренируемся. Когда я скажу: «Здравствуйте», вы поздороваетесь с жителями города Толерантности, как вам больше понравилось

    Даже солнышко засияло, протянуло свои лучики.

    Давайте и мы, словно солнышки, протягивать друг другу руки - лучики и говорить: «Спасибо, вас люблю».

    (дети снова садятся в автобус и едут по городу)

    (слайд 6)

    «Улица Мудрецов»

    Нужно вспомнить пословицы и поговорки о добре, дружбе.

    (дети выполняют задание)

    Доброе слово и кошке приятно.

    Добрые слова дороже богатства.

    Доброе слово лечит, а злое калечит.

    Кто добро творит, тому зло не вредит.

    Не одежда красит человека, а добрые дела.

    А где же наши ручки - лучики? (дети протягивают друг другу руки - лучики и говорят слова: «Я вас люблю»)

    (слайд 7)

    «Озеро Улыбки»

    Если к человеку относиться с добротой, то он в ответ обязательно улыбнется. Давайте встанем все в круг и подарим друг другу улыбки.

    Игра «Собрались все дети в круг»

    «Собрались все дети в круг.

    Ты мой друг и я твой друг.

    Крепко за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    Мы одна семья

    Вместе мы всегда.

    Тому, кто справа, улыбнись,

    Тому, кто слева, улыбнись.

    Тому, кто справа поклонись,

    Тому, кто слева поклонись.

    Тому, кто справа руку дай,

    Тому, кто слева руку дай,

    Теперь по кругу ты шагай,

    С друзьями вместе ты шагай.

    Того, кто справа обними,

    Того кто слева обними.

    Ну вот, закончилась игра,

    И снова дружат все. Ура!»

    (слайд 8)

    «Переулок Загадок»

    Игра: «Доскажи словечко».

    «Растает даже ледяная глыба,

    От доброго слова (Спасибо)

    Зазеленеет старый пень,

    Когда услышит (Добрый день)

    Мальчик вежливый и развитый,

    Говорит, встречаясь (Здравствуйте)

    Когда нас бранят за шалости,

    Говорим: (Простите, пожалуйста)

    И во Франции и Дании на прощанье

    Говорят: (До свидания).

    (слайд 9)

    «Улица «Пожалуйста»

    Здесь выполняют задания, если услышат слово, пожалуйста.

    Пожалуйста, поднимите правую руку.

    Пожалуйста, похлопайте.

    Потопайте.

    Будьте добры, сядьте.

    Улыбнитесь.

    Пожалуйста, улыбнитесь.

    Не забывайте говорить, пожалуйста, когда обращаетесь с просьбой.

    А где же наши ручки - лучики? Не забываем признаваться в любви.

    (слайд 10)

    А вот мы добрались до самой главной площади страны Толерантности.

    Человек рождается на земле, чтобы делать добро.

    Давайте встанем в круг толерантности. Положите правую руку на плечо человека справа - это значит, у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека - это значит, что вы готовы поддержать друга.

    А сейчас давайте все вместе споем «Песенку друзей».

    4 ч. Итог

    Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю страны Толерантности.

    Закончилось наше путешествие, пора возвращаться в детский сад.

    (дети садятся в автобус и возвращаются в детский сад)

    5ч. Рефлексия

    Что нового узнали? Что особенно запомнилось?


    Транскрипт

    1 Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом 20. Открытое занятие «Воспитание толерантности» Воспитатель Подпорина А.А. 2013

    2 Цель занятия: Познакомить учащихся с понятием «толерантность». Создать условия для условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировозрению). Ключевые слова: Толерантность, воспитание, умение думать, сравнивать, опыт, личность, мудрые притчи, проявление толерантности. Ход занятия Дорогие ребята, сегодня наше занятие называется «Воспитание толерантности», мы с вами научимся определять, что же такое толерантность, будем учиться думать, анализировать, делать выводы. А в начале нашего занятия я хочу, чтобы мы другу друга поприветствовали. Упражнение «Звали, зовут, будут звать» Цель: научить детей осознавать, что все люди разные, неодинаковые. Усадив детей по кругу, попросить всех по очереди, начав с воспитателя, произнести «Когда я был маленький, меня звали (Анечка), когдя я была в школе, меня звали друзья (Аня), а теперь, когда я выросла, меня зовут(анна Анатольевна). Для многих детей их имя и отчество, произнесённые вслух, прозвучат непривычно, но, выполняя это упражнение, ребенок повысит уважение к себе, даст себе ориентир на будущее, на взросление, нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижаьб. Нашу встречу я хочу начать с разговора о вечном о любви (Под тихие звуки музыки начинается сказка.) Жила на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, прожившему сто лет волшебнику: помоги мне, дедушка, выбрать подружку. Чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса не просохнет

    3 Утром, когда алое солнце осветило землю, пршли Любовь в условленн6ое место Пришлаи видит: стоит пять прекрасных девушек, одна другой краше. -Вот, выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую- Удача, третью- Красота, четвертую Печаль, пятую Доброта. - Они все прекрасны, - сказала Любовь.- Не знаю, кого и выбрать - Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. А кого бы выбрали вы? Почему? (Продолжается звучать музыка и продолжается сказка) Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Почему Любовь выбрала Доброту? Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Не всем может быть знакомо это слово, и на первый взгляд звучит оно совсем непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек это не только образованный человек, это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития общества в целом. Что такое толерантность? Давайте послушаем, что слово толерантность означает на разных языках земного шара. Сейчас мы с вами посмотрим презентацию, которую нам подготовила Саша Дикова (Показ презентации) В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; Во французском отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; В английском готовность быть терпимым, снисходительным; В китайском позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

    4 В арабском прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; В русском способность терпеть что-то или кого-то(быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего или кого либо). Какое из этих определений вам импонирует больше других, чем, на ваш взгляд они различаются? Что их объединяет? Почему проблема толерантности так актуальна в настоящее время? Понятие «толерантность» я изобразила в виде солнца. ваши ответы в виде лучиков. Давайте изобразим Толерантность Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; Уважение человеческого достоинства; Принятие другого таким, какой он есть; Прощение; Милосердие; Сотрудничество, дух партнерства; Сострадание; Уважение прав других. А теперь мы с вами посмотрим ролик под названием «Семья доброты». (Просмотр ролика, «Семья, добро, Ты»). Ребята, так что же главное во внутреннем мире? Упражнение «Волшебная рука». Цель: научить соотносить хорошие и плохие качества в себе. Возьмите перед вами лист желтой бумаги, обведите на листе свою руку. Напишите на пальчиках хорошие чувства, а на ладошке, то, что хотелось изменить в себе. Вам дается на задание 2 минуты (Пока дети выполняют задани, звучит музыка 10 трек) После чего идет обсуждение - 5 минут

    5 Упражнение «Волшебное озеро» Цель: научить разграничивать понятие «уникальный» и «неповторимый» Сейчас мы будем передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получит шкатулку, должен открыть глаза, и заглянуть вовнутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему, и передайте дальше. После того, как в шкатулку заглянет каждый, задаются вопросы: Кто самый уникальный и неповторимый человек на свете? Как ответил вам этот человек на вашу улыбку? Как мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности? Мы выяснили, что каждый человек это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в этом роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью, и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какими мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность». Давайте вслушаемся в это слово «толерантность», то есть терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. А сейчас мы посмотрим с вами ролик под названием «Две дороги какую выберешь ты?» (просмотр ролика «Я отказываюсь верить, что я..») Какой путь для вас ребята предпочтительнее? Сделав добро, человек сами становится лучше, чище, добрее, и самые главные ценности это конечно, любовь, доброта, семья, умение прощать, любить, принимать другого человека таким, какой он есть. Упражнение релаксация «Корабль и ветер» Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился, давайте поможем ему, и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно вытяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз, я хочу слышать, как звучит ветер. А в окончание нашего занятия я хочу узнать, что вы сегодня узнали нового для себя?

    6 Подведение итогов Дети по кругу рассказывают, что нового узнали, что понравилось им. И в конце нашего занятия я хочу раздать вам на память вот такие замечательные «Памятки добрых дел и добрых слов». Я думаю, что вы будете пользоваться такими вот словами в своей жизни и получить от жизни только добро и позитив! Спасибо большое за встречу.


    Вайвод Наталья Борисовна МАОУ гимназия 24 имени М.В. Октябрьской г.томска ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ? Возрастная категория обучающихся: 11-13 лет Цель классного мероприятия: 1.Дать представление обучающимся

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 23 с углубленным изучением английского языка г. Орла 4 класс Подготовила: учитель начальных классов Трусова С.Ю.

    Фоминская библиотека семейного чтения ЧАС ТОЛЕРАНТНОСТИ с.фоминки 2013г. Цели: Час толерантности 1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

    1 Классный час для учащихся 5 класса «Законы дружбы» Учитель: Михайлова Г.В., МАОУ СОШ 17 г.улан-удэ Цель: расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе; выработать правила отношений, позволяющих

    Добро и зло Чтобы поверить в добро, надо начать его делать." Лев Толстой. Цель урока формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров. Задачи урока: Образовательные: Выработать понимание

    Классный час «Толерантная личность» Алѐхина Наталья Анатольевна, педагог-психолог ГУО «Средняя школа 11 имени генерала армии А.И.Антонова г. Гродно» р.т. 75-60-31;м.т. 8029-516-67-26 «Прийти вместе это

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УФИМСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: Толерантность Профессия: Художник

    Тема классного часа: «УЧИМСЯ БЫТЬ ТЕРПИМЫМИ» Цель классного часа: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности, развить способности адекватно

    «Толерантный Я в толерантном мире». Активное занятие для школьников 4, 5 классов. Цель: знакомство детей с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как

    Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж техники и технологии наземного транспорта имени М.С.Солнцева» Методические рекомендации по проведению

    Слово ведущему: Однажды один писатель сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова это не только урок нам людям, живущим в 21 веке, но и подтверждение

    Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «Быть толерантным!» для обучающихся 8 9-х классов Цель: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному

    Сценарий ко Дню толерантности «Возьмемся за руки, друзья» Провела: Дукина Л.В. 16.11.17г. Люди, доброта и толерантность спасут мир! И вы нам поверить должны. Воспитание толерантности сегодня является одной

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 1 им. М. Горького с углублённым изучением английского языка» Разработка классного часа во 2 «В» классе на тему: «Дружба чудесное слово»

    Классный час. Тема: «Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?» Горбачева Наталья Геннадьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ 21 города Ставрополя Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность»

    Российская Федерация Ямало-Ненецкий Автономный округ Муниципальное образование Ямальский район МБОУ «Мыскаменская начальная школа детский сад» Методическая разработка по психологии «День толерантности»

    Загузина Гульнара Манзуровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 2 г. Салехард Формирование толерантности в начальной школе "Если ты шипы посеешь, виноград не соберешь" Вот уже несколько лет мы живем в

    МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа 2-Базовая школа» Разработка классного часа по теме «Толерантный человек» (3 класс) Разработку подготовила: Чаркина Т. В., учитель начальных классов первой

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Межнациональная и межконфессиональная толерантность как составная часть патриотизма Андронникова Ольга Олеговна канд. психол.

    Классный час «Мы очень разные, но мы вместе!» Цели: познакомить студентов с понятием толерантность, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать

    Классный час для учащихся 6 7 классов Тема: Толерантность в общении Цель: создать условия для воспитания толерантности в общении между людьми. Форма проведения: круглый стол (учащиеся разделены на группы)

    ЗАНЯТИЕ Тема: «Толерантность путь к миру» Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности. Задачи:

    Конспект проведения занятия по толерантности. для 1-2 классов на тему: «Учимся понимать друг друга» 1. Введение. Учитель: Давайте все улыбнемся друг другу, подарим радость. И давай расскажем друг другу

    Игра-тренинг «Мы все разные, но мы вместе». Цель занятия: развитие толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости

    Толерантность 16 ноября - Международный день толерантности Толерантность это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 19 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга Конспект интегрированного занятия с использованием интерактивных

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ Толерантность (от лат. toleraпtia терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность считается признаком высокого

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 37 VIII ВИДА Игровое занятие (классный час) «Что такое толерантность». Подготовила:

    Беседа для родителей «Формирование толерантного поведения в семье» Цель: повышение педагогической культуры родителей Задачи: -формировать умение родителей разрешать конфликт с позиций толерантного подхода;

    Открытый классный час. Спешите делать добро. Цели деятельности педагога способствовать формированию чувства доброты и милосердия, нравственной отзывчивости, содействовать воспитанию чуткости и уважения

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Классный час Мы все такие разные Автор работы: Балуева Г.Д., учитель биологи. г.кизел, 2013 Пояснительная записка Тема толерантности достаточно

    ПЛАН-КОНСПЕКТ Предмет: русский язык Класс: 8 Тема урока: «Русской речи государь по прозванию словарь» Подготовка к сочинению на морально-этическую тему «Что такое толерантность?» Деятельностная цель: формирование

    24.10.2014 года в городском КДЦ состоялось очередное районное родительское собрание «Семья и школа: воспитание толерантности», на котором обсуждалась проблема формирования в дошкольном и младшем школьном

    Воспитатель Сорокина Надежда Леонидовна, средняя группа «Ромашки» Сценарий открытого мероприятия по социально-коммуникативному развитию «Планета Дружбы» Цель: Расширять представление детей о дружбе. Формировать

    Филиал 3 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области Конспект логопедической сказки по развитию речи у детей с ОНР

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7» город Нефтеюганск Актуальность «В нашем многообразии всегда была и есть наша красота и наша сила». (из Послания

    2 «А» класс - толерантность Люди на свет рождаются разными: Непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, Нужно терпенье в себе воспитать. Толерантность милосердие Толерантность доброта души

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республика Крым «Феодосийская санаторная школа-интернат» Игровой, познавательный час «Планета толерантности» Подготовили: Саюк Т.Б. 2017 год Возраст:

    Занятие для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста Тема: «Мы такие разные и такие похожие» Цель: воспитание доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республика Крым «Феодосийская санаторная школа-интернат» Игровой, познавательный час «Планета толерантности» Подготовили: Малишевская М.А. 2017

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 63 Приморского района г. Санкт- Петербурга КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности «Доброта и добрые дела» Образовательная

    Классный час «Город Вежливости» Цели: 1. Вооружить учащихся умениями и привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доверия.

    «1сентября - День знаний» Идея праздника: Развивать у детей познавательный интерес к школе, книгам. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость. Формировать дружеские доброжелательные отношения между

    Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек» «Воспитываем толерантность в себе и в детях» Консультация для родителей Подготовил:

    Классный час по теме: «На Планете Толерантность» В 4 «Г»классе Цели: Образовательные: познакомить с понятием «толерантность»; выявить основные черты толерантности; сформировать правильное представление

    «СПЕШИТЕ СТАТЬ ТЕРПИМЕЙ И ДОБРЕЙ» Ведущий:Добрый день. Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября во всѐм мире отмечается Международный день толерантности. Это решение было принято Государствами-

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад 41 «Рябинушка» 1.1.2017 Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Дорогою добра» (совместно с родителями)

    Государственное бюджетное образовательное учреждение школа 657 Приморского района Санкт Петербурга КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДОБРОТА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ 1 КЛАСС Составитель: Горбунова Любовь Иннокентьевна,

    Храмова О.В., педагог-психолог, Максимова Е.А., учитель начальных классов МБОУ «СОШ 24», г.абакан Игра тренинг «Учимся жить вместе» (для учащихся 1 класса) Цель: Формирование у учащихся установок толерантного

    Сценарий проведения занятия к Международному дню толерантности 16 ноября. для 3-4 классов. Тема: «Толерантность «Все мы разные». Оборудование: мяч; листы бумаги по количеству учащихся; карточки со словами

    Похожие публикации