Воспитание девочки подростка. Как воспитать подростка: проблемы, сложности и способы их решения

В семье растет дочь, ваша красавица, любимица. Вы радуетесь ее успехам и вместе справляетесь с мелкими неурядицами. Однако время идет, и пора задуматься о том, что ребенок скоро вступит в переходный возраст.

Какие изменения наступают в организме девочки?

В возрасте 11-12 лет усиливается работа щитовидной железы и гипофиза по выработке гормонов. Это вызывает быстрый и непропорциональный рост тела. Девочка много времени проводит перед зеркалом, изучая перемены в своем внешнем облике, зачастую пугающие ее. Поэтому вы должны быть осторожны с замечаниями в адрес внешности ребенка.
Перепады настроения, раздражительность также связаны с усиленным выбросом в кровь половых гормонов, благодаря которым ребенок приобретает вторичные половые признаки. Гормоны вызывают избыток сексуальной энергии, которую девочка реализовать по известным причинам не может. Весь этот мощный потенциал выплескивается в виде вспышек агрессии, дерзости и непослушания. Родителям следует помнить, что в переходном возрасте резко повышается функция коры надпочечников. Это значит, что ребенок постоянно находится в стрессовом состоянии.

Как помочь девочке-подростку преодолеть этот непростой период?

Рядом со сверстниками. Для подростка очень важно быть «как все». Поэтому обращайте внимание, чтобы дочь была одета так, как принято в ее среде, имела бы все значимые в кругу подростков аксессуары. Это очень важно: «неимущие» становятся объектом насмешек и гонений.
Если у девочки не в порядке зубы, кожа, волосы, не оставляйте это без внимания. Она будет избегать общения, стесняться людей. А к замкнутым подросткам отношение в среде сверстников разнится от равнодушия до открытой травли.
Поощряйте интерес дочери к спорту, танцам и музыке. Пусть она посещает кружки в системе дополнительного образования, пробует себя в разных видах деятельности. Побуждайте ее участвовать в школьных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
Подсказки для родителей. Могу сказать по собственному опыту, что если вы авторитетны для своего ребенка, то больших проблем не будет. Но если времени для общения с ней раньше не находилось, то в подростковом периоде девочка вряд ли подпустит вас близко.
Дочь поделилась с вами какой-нибудь «страшной тайной». Сохраните ее, никому не рассказывайте. Девочка оценит вашу надежность и будет доверять в дальнейшем более серьезные вещи.
Хочу обратить внимание некоторых родителей: иногда видишь девчушку с вполне заурядными внешними данными, да еще и троечницу, а самооценка раздута до неприличных размеров. Поэтому не захваливайте своё чадо. Такие девочки обидчивы, инфантильны, плохо ориентируются в реальной жизни. К тому же окружающие люди будут относиться к такому поведению однозначно негативно.
Не советую читателям МирСоветов ударяться и в другую противоположность. Не стоит стыдить девочку по каждому поводу, унижать, пренебрежительно отзываться о ее внешности и учебе. В этих условиях вырастает готовая жертва с неизбывным чувством вины. Она не может постоять за себя, бросается к любому мужчине, стоит ему лишь отнестись к ней по-хорошему. Соглашается на любую работу, не умеет потребовать достойной оплаты, уважения к себе. Позже приходит осознание испорченной жизни со всеми вытекающими последствиями…
Важно соблюдать баланс, при котором сохраняется авторитет родителей. В этом возрасте важно привить девочке некоторые стереотипы и модели поведения. Но делать это нужно по дружески, не принуждая.

Приучайте девочку к ежедневному уходу за собой

Лицо. Чистая, упругая, нежная является лучшим украшением девочки-подростка. У нас с дочерью действует правило четырех:
  • не касаться лица грязными руками;
  • не использовать никаких радикальных средств (сюда входят скрабы, лосьоны на спиртовой основе, популярное сейчас авторское мыло, неизвестно из чего сделанное);
  • следить за работой ;
  • смывать на ночь косметику.
Для смягчения и питания кожи лица мы используем обычные отечественные кремы со сроком годности не более года, а из импортных лучше выбирать средства по уходу за кожей новорожденных. При их производстве используются более щадящие формулы.
Беда многих подростков – угревая сыпь. Вообще не стоит акцентировать внимание на угрях, т.к. это – работа гормонов, а не нарушенный обмен веществ. Но поскольку выдавливать все равно не запретишь, советую читателям МирСоветов научить дочь, как делать это с наименьшими потерями. Перед процедурой пусть вымоет руки и с мылом. Болезненные участки необходимо протереть туалетной водой с повышенным содержанием спирта. Если это черные угри-комедоны, нужно распарить кожу, приложив к ней полотенце, смоченное в горячей воде. После удаления угрей кожу опять обрабатывают спиртом. Все манипуляции лучше проделывать вечером – за ночь поврежденная кожа подживет.
Волосы. Делайте упор на гигиену. Если длинные волосы можно мыть 2-3 раза в неделю, то короткие – через день. Сейчас большой выбор шампуней с нейтральным pH. Помогите дочери подобрать прическу к лицу, это сейчас легко делается с помощью компьютерной программы. С лучше не торопиться. Объясните подростку, как вредно сказывается на состоянии волос пребывание на солнце или на морозе с непокрытой головой.
Бывает, у девочек в переходном возрасте начинают усиленно . Врача посетить нужно, но мы с этой бедой справились классическими методами. Завариваете горсть листьев березы или крапивы на 2 литра воды и прополаскиваете волосы после мытья в течение месяца. Еще один проверенный рецепт для полоскания – корни лопуха (стакан сухого сырья на 2-3 л воды) покипятить минут 15 и процедить. Целебный эффект этих процедур продолжается до следующего .
Руки. Не каждая девочка может похвастаться классической формой рук, но их состояние зависит только от ее стараний. Первое правило – чистота. Второе – идеальное состояние ногтей.
Ежедневный уход за ногтями очень важен для девушки, желающей иметь красивые руки. Я приобрела для дочери качественный маникюрный набор и научила ее делать простейший маникюр. Сразу объяснила, что в ее возрасте лучшим вариантом будет прозрачный лак нежных оттенков. Для развития силы и гибкости пальцев предлагаю зарядку, которую мы делаем каждый день:
  1. Сожмите кулаки так, будто вы что-то быстро схватили из воздуха – 10 раз.
  2. Разжимайте сжатые кулаки резким бросательным движением, словно брызгаете кому-то водой в лицо – 10 раз.
  3. Раздвиньте пальцы левой руки. Теперь двумя пальцами правой руки старайтесь медленно развести на максимальное расстояние каждые два пальца на левой руке. Поменяйте руку.
  4. Небольшой резиновый мячик сжимайте в руке каждый раз с разной силой – 10 раз. То же самое – другой рукой.
Интимная гигиена. Я сейчас скажу крамольную вещь, но подмываться 12-летней девочке каждый день с мылом или гелем считаю излишним. Лучший вариант – день чистой водой, день – с мылом, но без фанатизма. Почему? Ежедневное промывание промежности «до скрипа» нефизиологично и вызывает изменения микрофлоры слизистой. Нижнее белье меняем каждый день.
Менструации. В 11-16 лет в организме будущей женщины происходит кардинальная перемена – начинаются менструации. Подготовьте дочь к этому заранее, объясните механизм возникновения месячных. Успокойте – многие боятся истечь кровью. Не жалейте денег на хорошие прокладки: бывает, девочка плохо спит, боясь испачкать постельное белье.
Туалет половых органов в критические дни проводится по мере надобности.
Категорически нельзя спринцеваться, т.к. во время месячных приоткрыта шейка матки. Спринцевания девочкам вообще противопоказаны.
Сейчас выпускают тампоны разных размеров, поэтому даже девственница может подобрать подходящий. Другое дело, когда вместе с тампоном, который девочка держала в руке, открывая перед этим дверь школьного туалета, во влагалище попадает огромное количество микроорганизмов. Поэтому про тампоны девочке объяснить следует, но применять их нужно запретить. Своей дочери я разрешала пользоваться только прокладками.

Уроки общения

Дети перенимают стиль общения и поведения родителей. Можете нахамить в магазине – и дочь будет хамить. Боитесь конфликтов и предпочитаете отмалчиваться? И это запишется в памяти ребенка как приоритет.
Я старалась донести до своей дочери простые истины: «Поступай с людьми так, как хотела бы, чтоб они поступали с тобой».
Мы живем среди людей, и все наши поступки имеют «эффект бумеранга». Они возвращаются к нам, хорошие и плохие. Сказала ты обидное слово в адрес одноклассницы или даже учительницы. Может, хотела только блеснуть остроумием в кругу сверстников? А оно докатилось до нее, да еще с чужими домыслами. И вы стали врагами, к тому же за пострадавшую обиделись ее родные, друзья и знакомые…
Я советую дочери в разгар ссоры с подружкой замолчать и сосчитать про себя до десяти. За это время немного отступит обида, прояснится разум и найдутся нужные слова.
Отношения с молодыми людьми. Эта тема постепенно становится самой главной в среде девочек-подростков. Думаю, здесь не нужно напоминать читательницам МирСоветов о важности сохранения доверия дочери, чтобы она не боялась быть откровенной. Если у нее появился молодой человек, держите ситуацию под контролем, но в разумных пределах. Пусть он приходит в дом, разузнайте побольше о его семье. Нужно мягко, ненавязчиво подсказывать дочери, как должна поступать девушка в той или иной ситуации, приводить примеры из своей жизни.
Мать должна предупредить девочку обо всех возможных опасностях (венерические болезни, ранняя беременность, возможность насилия). С раннего детства я приучала дочку сопротивляться любому прикосновению, которое ей не понравилось. Насильник скорее предпочтет безответную жертву, чем ту, которая будет вырываться, громко закричит, завизжит, ударит.
Подростковый секс. Одним из самых мощных инстинктов человека является инстинкт продолжения рода. Обычно родители считают, что подростки вступают в половую связь по большой любви. На самом деле все намного проще. Самыми частыми причинами являются любопытство, стремление сделать назло взрослым, желание быть «как все», да и просто бездумье, неумение отказать.
У моей соседки есть дочь, тихая спокойная девочка. Ничто не предвещало беды, она ни с кем не встречалась, по вечерам сидела дома. Когда хватились, беременность прерывать было поздно. Оказалось, что все случилось на проводах двоюродного брата в армию, и именно с братом. Родился мальчик. Молодой маме недавно исполнилось 15 лет. Папочка боится ехать со службы домой, т.к. новоиспеченный дед пообещал оторвать ему голову…
Когда у меня появилось подозрение, что отношения дочери с мальчиком зашли далеко, я усадила ее рядом и предельно просто обрисовала принцип и способы предохранения. Нынешние юноши в большинстве своем «напрягаться» не любят и очень просто взвалят все последствия незащищенного секса на плечи девочки.
«Советы» более опытных подруг могут привести к плачевным последствиям. В подростковой среде бродят такие странные рецепты от «залета», как впрыскивание во влагалище пены для , спринцевание минеральной водой, использование дезодоранта или освежителя воздуха вместо спермицида.
Я считаю, что это не тот случай, когда можно ходить вокруг да около. Если вы сами не можете поговорить с ней на такую тему, попросите свою сестру, старшую дочь, бабушку – лишь бы девочка доверяла этому человеку. На карте стоит здоровье и вся дальнейшая судьба вашей дочери.

Женские обязанности никто не отменял

Уборка и порядок в доме. К домашним хлопотам будущую хозяйку нужно приучать с раннего детства. Если вы до 14 лет ходили за дочкой по пятам, стирали ее вещи, убирали в ее комнате, то теперь хозяйственного рвения от нее не ждите. В любом случае, девочка должна знать прописные истины поддержания порядка в доме: «Каждой вещи – свое место», «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят».
Хорошие результаты дает американская система «Флайледи» («Реактивные домохозяйки»). Принцип ее заключается в избавлении от ненужных вещей, в разделении зон уборки и умении «рулить» временем. В результате максимальный результат достигается при минимальных усилиях.
Отправляемся на кухню. Жалкое впечатление производит неумеха в университетском общежитии, на молодежной вечеринке, в гостях под пристальным взглядом будущей свекрови. Пельмени она стряпать не умеет, блинчики прилипают к сковородке, молоко убегает… Некоторые белоручки еще и кокетничают своей неприспособленностью к жизни. «Безрукость» дочери – жесткий упрек матери. Жизнь рано или поздно заставит женщину заниматься кухонной работой. «Не научит мамка, так научит лямка». С детства привлекайте дочь к мытью посуды, учите готовить простую еду. Пусть у нее будет свое фирменное блюдо.
Рукоделие. При глупых руках умной головы не бывает. И бойкие девочки, и записные тихони в подростковом возрасте начинают интересоваться прикладным творчеством. Поощряйте такую инициативу. Прямая обязанность каждой матери – привить дочери хотя бы начальные навыки рукоделия. Шитье, вышивка, вязание не только дают на выходе неповторимые авторские вещи и удовлетворяют эстетическое чувство, но и приучают девочку к вниманию и терпению. Мелкие повторяющиеся движения обладают антистрессовым воздействием на нервную систему. И еще раз напомню читательницам МирСоветов о простом правиле: легче не заставить, а показать на своем примере. Если сели вместе смотреть фильм, вместо чипсов или поп-корна возьмите канву с мулине, а дочь пусть вяжет.
Заведите юной рукодельнице рабочую корзинку, роль которой может играть вместительная коробка или шкатулка. Пусть у нее будут свои швейные принадлежности, крючки и спицы! Такое оснащение заставит ее вновь и вновь обращаться к начатым работам. Если девочка умеет сама вставить резинку, подшить юбку и связать носки, это уже тропинка к самостоятельности.
Побуждайте дочь участвовать в различных выставках изделий. Это привлекает внимание и сверстников и взрослых. К девочке начинают относиться с уважением, восхищаются ее талантами; с ней хотят дружить. Это ребенка, его активность в социуме.

Все мы хотим, чтобы наши дочери жили в согласии с собой, с миром и со своей природой. И в наших силах способствовать тому, чтобы они овладели навыками и умениями, которые помогут им преодолеть трудности жизни.

Родителям подростков необходимо понять и принять, что в этот период личность подростка претерпевает изменения, идет борьба межу детством и взрослением, осознанием себя как личности. Именно в это время подросткам очень нужна помощь заботливых и любящих родителей, которые помогут им войти во взрослую жизнь.

Ключевой вопрос, который задает себе ребенок в этом возрасте – «Кто я?». называют этот период формированием «Я – концепции», которая будет сопровождать ребенка на протяжении всей жизни.

Физическое развитие ребенка

В подростковом возрасте продолжается формирование скелета, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем.

В этот период необходимо обратить особое внимание на предупреждение разного рода искривлений в связи с развитием костной системы организма: она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но еще не заканчивается окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей. Особенно вредна неправильная поза при сидении подростка за столом: затрудняется легочная вентиляция, уменьшается снабжение мозга кислородом, фиксируется искривление позвоночника.

Следует учесть, что если в этом возрасте не будет обращено специальное внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движений, то в последующий период обычно труднее овладевать ими, а неловкость и угловатость движений, присущая подростку, может сохраниться на всю жизнь.

Нервная система подростка еще находится в стадии формирования, и является относительно несовершенной. Поэтому в этот период так важно охранять подростка от резких переутомлений, регулировать нагрузку на его неокрепшую нервную систему.

Кроме того, во время полового созревания начинается выработка в организме подростков половых гормонов, которая ведет к значительным перепадам настроения.

Интеллектуальное развитие

Подросток в 14–16 лет – это уже практически сформировавшаяся интеллектуально личность, имеющая собственное мнение по разным вопросам. Подростки вполне способны вести рассуждения, высказывать свои мысли, аргументировать их. Всё больше времени в их жизни начинают занимать серьёзные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Активно начинает развиваться логическая память. Из-за появления в школе новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запомнить подросток.

Психологическое развитие

Наряду с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические, личностные изменения, которые происходят неравномерно: в подростке одновременно присутствуют как детские черты и стереотипы поведения, так и взрослые. Подросток отвергает детские стереотипы поведения, но еще не имеет взрослых клише. Так как потребность в признании собственной взрослости в подростковом возрасте максимальна, а социальная ситуация, по большому счету, не изменяется, то это может вызвать многочисленные конфликты с родителями и учителями.

В этот период психологи рекомендуют больше разговаривать со своим ребенком, помня о том, что перед вами уже не ребенок, а взрослый человек, который ищет свой путь. В разговоре с ним не используйте категоричные формы, не показывайте его интеллектуальную незрелость, не будьте излишне навязчивы.

8 правил поведения с подростком 14–16 лет

1. Не навязывайте свою точку зрения

В старшем подростковом возрасте у ребенка формируется свой вкус в одежде, в музыке, в кинематографе и других проявлениях искусства. Естественно, предпочтения ребенка могут не совпадать с предпочтениями родителей.

Это не повод пытаться разубедить подростка и отрицать его выбор. Лучше всего прислушаться и попробовать разобраться в интересах взрослеющего человека. Это только добавит доверия в ваши с ним отношения.

2. Будьте готовы принять отказ от некоторых семейных мероприятий

Подростковый дух – это дух отрицания. Гормоны подстегивают подростка идти наперекор всему. И если еще три года назад ребенок любил семейные выезды с младшей сестрой, то теперь он может от них отказаться.

Его больше не пугает перспектива остаться одному дома. При этом, отказавшись в начале от участия в празднике или еще каком-либо семейном мероприятии, подросток может быстро передумать. Это чаще случается, если родители воспринимают отказ спокойно и не пытаются уговорить ребенка.

Прислушивайтесь и пробуйте разобраться в интересах взрослеющего человека

3. Дайте подростку личное пространство

Подростку очень важно знать, что у него есть свое пространство. Место, где он может положить личные вещи, книги, которые никто не передвинет и не переставит.

Научитесь стучаться, заходя в комнату к подростку. Даже если раньше вы никогда этого не делали. Сохранение взрослеющего ребенка поможет избежать конфликтных ситуаций.

4. Подавайте хороший пример

Вредные привычки родителей моментально находят отражение в детях. Если мама или папа позволяют себе употреблять спиртное или курить при подростке, он считает что может себе позволить то же. Авторитет родителя, который подвержен зависимости, подрывается.

Это же можно сказать и о нравственных качествах. Если родители врут родственникам и коллегам, совершают неблаговидные поступки, то подросток станет либо вести себя так же, либо окончательно отстранится от родителей.

5. Помогите сформировать собственное мировоззрение

Родителям стоит поощрять индивидуальное мышление подростка. Если ребенок встает на чью-то сторону в конфликте сверстников, попробуйте построить с ним диалог. «А ты правда думаешь, что твой друг прав?», «А как бы ты поступил?».

В любых вопросах просите его выразить свое мнение, чтобы он почувствовал себя полноправным членом семьи, от которого зависит выбор места для отпуска или празднования юбилея.

Открытое порицание людей, в кругу которых вращается подросток, повлечет за собой либо протест с его стороны, либо факт общения с «неугодными» друзьями будет скрыт от родителей. Единственно верное решение – позволить ребенку самому убедиться в отрицательных качествах тех или иных сверстников. И, если это случится, поддержите подростка, возможно, рассказать о похожем примере из своей жизни.

7. Позвольте подростку отвечать за свои ошибки

Даже те родители, которые предоставляют ребенку достаточно свободы, склонны брать на себя ответственность за его неблаговидные или неправильные поступки. Вместо этого стоит позволить подростку самому разобраться с проблемами. Если он случайно сломал телефон друга – он должен заработать на ремонт. Если получил плохую оценку в четверти – должен сам договориться с преподавателем о том, чтобы ее исправить.

Если ребенок случайно сломал телефон друга – он должен сам заработать на ремонт

Подросток не управляет своим настроением. Вместо него это делают гормоны. Обижаться или ругаться с ним бесполезно и не педагогично. Кроме того, это может в будущем повлиять на его межличностные отношения.

Поэтому лучше всего объяснять ребенку, чем вызваны его эмоции и научить его выражать гнев спокойно, с помощью . И сдерживаться самому. В конце концов, переходный возраст имеет свойство заканчиваться.

Елена Кононова


Воспитание подростков.

Помочь родителям подростка - основная задача этой статьи. Мы уверены, что прочитав ее полностью , вы сможете лучше понять, как сделать воспитание подростка более эффективным, предотвратить или сгладить конфликты. Узнаете психологические основы воспитания подростков.

В ней вы найдете информацию о психологии подростка, конкретные рекомендации по воспитанию подростка, которые помогут избежать типичных ошибок родителей в воспитании подростков, сохранить гармоничные отношения в семье, помочь подростку и взрослым успешно справиться с трудностями переходного возраста. Часто конфликты подростков и родителей происходят из-за элементарного незнания последними психологических особенностей подросткового периода развития.

Надеемся, что эта статья поможет родителям и другим взрослым успешно преодолеть все трудности в воспитании подростка.

Структура статьи.

  • Рекомендации родителям подростков.
Психологические особенности подросткового возраста.

О том, как воспитывать подростка написаны сотни книг и тысячи статей, но часто они основаны на личном опыте автора и его мировоззрении.

В этой статье мы опираемся исключительно на информацию, подтвержденную многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями, результаты которых опубликованы в научной литературе.

Родители и педагоги часто выделяют отдельные темы в воспитании подростков: нравственное воспитание, половое воспитание, физическое воспитание, духовное воспитание и т.д. Но любое направление воспитания подростков только тогда эффективно, когда оно осознанно и основывается на возрастных особенностях подросткового периода развития человека.

Речь пойдет о возрасте 11-18 лет. Хотя границы подросткового возраста достаточно условны, у кого-то он может начаться чуть позже, у кого-то чуть раньше.В статье нет деления на подростков-мальчиков и подростков-девочек. Все в ней сказанное относится к подросткам вне зависимости от их пола. Разумеется, некоторые типичные подростковые реакции проявляются у девочек - подростков чаще в более скрытом виде, чем у подростков -мальчиков, а некоторые, наоборот, у девочек более выраженные, чем у мальчиков.

Все знают, что период от рождения до трех лет является очень важным в развитии ребенка. Полученный в это время опыт во многом определяет дальнейшее становление человека и сказывается на всей жизни.

Но гораздо меньше известно, что подростковый период оказывает не менее важное влияние. Связано это с тем, что в подростковом возрасте возникает второй период повышенной пластичности мозга, т.е. способности головного мозга к изменениям под влиянием внешней среды.

Повышенная пластичность мозга в подростковый период дает возможность позитивных результатов в воспитании подростка, но и одновременно является зоной риска, т.к. последствия неблагоприятного внешнего воздействия могут быть сильными и сохраниться на всю жизнь .

Подростковый возраст – это период, когда человек приобретает набор навыков и способностей, необходимых ему для дальнейшей самостоятельной жизни.

В это время формируются способности осознавать потребности других людей, их мотивацию и намерения; умение планировать и достигать поставленных целей; прогнозировать последствия своих действий; контроля собственного поведения и эмоций.

Знание и учет психологических особенностей подростков помогут родителям избежать ошибок в воспитании своих детей подростков.

Что необходимо знать и учитывать в воспитании подростков.

  • В подростковом возрасте возникает потребность в отделении от взрослых, ощущении себя самостоятельным и независимым. Именно эта потребность часто лежит в основе подросткового негативизма, стремлении подчеркнуть свою индивидуальность, сопротивлению взрослым.
  • Подростки нуждаются в признании со стороны сверстников. Для большинства подростков мнение приятелей может быть более значимым, чем мнение взрослых, в том числе и родителей. Часто это приводит к неразумным поступкам в компании сверстников. С другой стороны, отвержение со стороны сверстников приводит к эмоциональным проблемам подростка, чувству одиночества и проблемам в общении, которые могут закрепиться на всю жизнь.
  • Всем людям не безразлично внимание окружающих, их мнение и отношение. Но в подростковом возрасте это проявляется в значительно большей степени, чем у взрослых. Подростки становятся более чувствительными к мнению и оценкам окружающих (особенно сверстников), они часто преувеличивают внимание окружающих к себе, особенно остро переживают чувство отверженности сверстниками, одиночество.
  • В подростковом возрасте положительные эмоции кажутся сильнее и ярче, чем в других возрастах, при этом самоконтроль еще недостаточно развит. Саморегуляция подростков еще не сформировалась. Для подростков характерно стремление к получению вознаграждения «здесь и сейчас», но они менее склонны избегать ситуаций, в которых могут что-то потерять или потерпеть неудачу. Стремление получить немедленное вознаграждение часто берет верх над здравым смыслом, т.к. они в меньшей степени способны контролировать свое импульсивное поведение, особенно в компании сверстников. Очень часто подростки совершают какие-либо нежелательные поступки не из-за незнания, а под влиянием сиюминутных эмоций.
  • В обычных условиях подросток часто способен на такой же уровень самоконтроля, как и взрослые. Но беспокойство, усталость или стресс в гораздо большей степени влияют на его способность к самоконтролю, чем у взрослых. (Это связано с неразвитостью префронтальной коры головного мозга, ответственной за саморегуляцию). В эмоционально нестабильном состоянии или под внешним влиянием качество принимаемых им решений ухудшается.
  • Из-за повышенной возбудимости лимбической системы головного мозга подростки проявляют большую эмоциональность, переживают эмоции острее, чем взрослые, а также стремятся получить более яркий и интенсивный опыт – психологи называют это «стремлением к чувственному опыту».
  • В случае негативных эмоций у подростков снижается активность в областях мозга, отвечающих за контроль над эмоциями и понимание того, что им говорят. Саморегуляция подростков при негативных эмоциях снижается гораздо сильнее, чем у взрослых.
Типичные ошибки родителей в воспитании подростка.
  • Излишний контроль, попытки все регламентировать. Отношение как к маленькому ребенку. Не считаются с желаниями и мнением подростка.

    Тем самым родители или подталкивают подростка к бунту, к выраженной реакции эмансипации или подавляют его самостоятельность.

  • Пытаются воздействовать только авторитарным способом, используют исключительно запреты и наказания. Считают, что главное, чему должен научиться ребенок – это послушание, покорность и почитание авторитетов .

    Жесткие авторитарные воспитательные меры часто подталкивают ребенка к изощренному вранью из-за страха наказания. Исследования показывают, что авторитарный стиль воспитания не способствует здоровому развитию, часто приводит к меньшей самостоятельности и настойчивости в дальнейшей жизни, неуверенности в нестандартных ситуациях.

  • Пускают все на самотек, уступают всем капризам ребенка, ничего не контролируют, избегают конфликтов.

    Это может привести к воспитанию низкой мотивация к достижениям, к большей степени подверженности влиянию со стороны сверстников и нарушениям поведения. Тормозит развитие саморегуляции подростка.

  • Ругая за что-либо, оценивают не сам поступок и его последствия, а личность подростка.

    В этом случае родители провоцируют протестную реакцию или ощущение беспомощности и отверженности у подростка.

  • Недооценивают степень влияния сверстников. Не придают значения, если у него нет друзей

    Если у подростка нет друзей, то это повод для беспокойства. Так же из-за подверженности влиянию сверстников очень важно его окружение. Иногда даже следует поменять школу или класс, если подросток оказался в изоляции или в неподходящей компании сверстников (но делать это надо в крайних случаях).
  • Недооценивают внешние обстоятельства, когда требуют от подростка осознанного поведения и самоконтроля.

    Подросток часто просто не может себя контролировать, противостоять каким-либо обстоятельствам. Вспомним, что саморегуляция подростков еще недостаточно развита.

  • Пытаются воздействовать на подростка «на эмоциях», в стрессовой ситуации.

    В стрессовой ситуации мозг подростка просто хуже способен к аналитической работе. До подростка просто может «не доходить», что ему говорят рассерженные взрослые.

  • Неумеренно поощряют подростка даже за незначительные успехи, тем самым приучая к получению «удовольствия» без особых усилий.
Это может привести к развитию эгоцентричности, а также к тому, что во взрослой жизни человек испытывает постоянные разочарования, теряется в ситуации, когда к нему предъявляют какие-либо требования.
  • Не учитывают индивидуальные особенности подростка и современные условия жизни. Действуют по принципам: «Что хорошо для меня, то и для него». «Что мне нравится, то и ему это должно нравится» и т.п.

    Все люди разные. Во многом личностные особенности человека обусловлены свойствами его нервной системы, зависящими от генотипа и формирования в пренатальный период. Как учитывать индивидуальные особенности в воспитании подростка - чуть ниже в этой статье.

Рекомендации родителям по воспитанию подростков.

Главное, в чем могут родители помочь своему ребенку в успешном преодолении всех трудностей подросткового периода, - это создание поддерживающей и психологически безопасной атмосферы в семье.

Основные принципы воспитания подростка:

Проявления любви.
Справедливость.
Оказание поддержки.

Основные средства воспитания подростка:

Общение, разговор.
Контроль.
Совместные мероприятия.
Личный пример.
Пластичность нервной системы, то есть степень восприимчивости человека к влиянию окружающей среды, предопределена генетически. Другими словами, кто-то больше подвержен внешним воздействиям, кто-то меньше. Но внешняя среда способна оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие подростка в зависимости от ее содержания. И хотя генетический код определяет силу влияния среды на развитие подростка, будет ли это влияние положительным или отрицательным, зависит от условий окружающей среды . А семья - это важный фактор, влияющий на развитие подростка.

Если человек растет в благоприятной обстановке, то это делает его психологически более устойчивым, а если условия его жизни неблагоприятные, то наоборот. Именно проявления любви и безусловного принятия создают благоприятную и психологически безопасную «среду обитания» для человека, особенно для подростка.

Проявления любви не противоречат твердости в установке границ и требований к подростку . Более того, сами подростки нуждаются во внешнем контроле, установке границ приемлемого поведения и правил. Но если подросток не будет чувствовать, что родители его любят, то, скорее всего, воспримет требовательность как жесткость, несправедливость или слишком суровое наказание.

Часто подростки чувствуют себя в семье одинокими.

Рекомендация 1 . Проявляйте свою любовь, не скупитесь на ласку и похвалы. Даже когда ругаете подростка, никогда не оценивайте его личность, говорите только о конкретном поступке и его последствиях. Не ставьте свою любовь к нему в зависимость от его успехов, соблюдения правил и каких-то поступков.

Рекомендация 2. Помогайте развивать уверенность в себе, давайте возможность совершать самостоятельные поступки и принимать решения. Поддерживайте его потребность в самостоятельности.

Рекомендация 3. Участвуйте в жизни подростка. Но без навязчивости и избыточного контроля, не пытайтесь по любому поводу «влезать в душу». Просто разговаривайте, интересуйтесь его жизнью без морализаторства и «воспитательных» речей. Помогайте в планировании, постановке целей и способах их достижений.

Рекомендация 4. Если ставите какие-то ограничения, то обосновывайте их, четко формулируйте правила поведения и требуйте их исполнения. Если правила и ограничения будут обоснованные, с учетом возможностей подростка, то они не будут им восприниматься, как нечто негативное. (Что вовсе не означает, что он всегда будет их соблюдать). Лучше мотивировать подростка потенциальной наградой, чем угрозой наказания или лишения чего-либо.

Рекомендация 5. Не прибегайте к суровым наказаниям. Физическое наказание или наказание, унижающее подростка, не является эффективным. Наказание должно быть строго за конкретный поступок, обоснованным, конкретным и ограниченным во времени. Лучше совсем обойтись без наказаний, заменив их выражением неодобрения и объяснением, почему это плохо и к каким последствиям (в том числе и лично для вас ) это привело.

Рекомендация 7. Не стесняйтесь сообщать подростку о своих эмоциях и чувствах, которые вызываются его поступками. Подростки могут не понимать, что на самом деле и почему чувствуют родители и неправильно интерпретируют их действия и слова. (Для этого есть очень эффективная техника «Я - сообщение», в конце страницы есть ссылка на он-лайн тренинг для родителей по общению с подростком, очень рекомендуем).

Рекомендация 8. Исследования показывают, что уровень развития саморегуляции подростка – это одна из основных личностных характеристик, от которой зависит его успешность. В развитии саморегуляции подростков хорошо помогают занятия спортом, а также установление системы разумного контроля за его поведением .

Отдельная тема - сексуальное воспитание подростков. Рекомендуем статью на нашем сайте на эту тему.

Учет индивидуальных особенностей в воспитании подростков.

Люди рождаются с разными особенностями нервной системы.
Приведем цитату из книги выдающегося отечественного психолога В.Н.Дружинина «Психология семьи».

«Психогенетика выделяет две детерминанты развития: наследственность и среду. Между молотом среды и наковальней генофонда - человек. Для него семья - главный и основной компонент среды, в которой он живет ….»

Многие особенности личности и психологического развития детей определяются биологическими предпосылками. Изменить их мы не в силах. Но мы можем принимать их во внимание при общении с человеком. Разумеется, у каждого человека бывает разное настроение, он по-разному ведет себя в зависимости от обстоятельств, проявляет разные эмоции и т.д. Но у каждого есть индивидуальные, наиболее ярко выраженные черты личности, проявляющиеся в поведении и эмоциях. Ниже приведем несколько рекомендаций, как учитывать наиболее часто встречающиеся сильно выраженные индивидуальные особенности подростков .

1. У подростка повышенная активность, он очень не любит однообразия, ему очень некомфортно находиться в одиночестве. Он постоянно жаждет общения, склонен к частым сменам увлечений и видов деятельности, но редко доводит начатое до конца, он невнимательный и имеет постоянные проблемы с дисциплиной, может переоценивать себя, стремится выделиться, заработать похвалу .
В этом случае лучше уделять больше внимания контролю и помощи в планировании времени. А главное - проявлять интерес к жизни подростка, к его увлечениям и эмоциям, чтобы он не ощущал безразличия родителей к себе. Но если родители будут чрезмерно пытаться контролировать абсолютно все и ограничивать самостоятельность, навязывать очень жесткие правила, осуществлять мелочный контроль, то это может подтолкнуть его к «бунту». Подросток будет искать способы избежать обходить контроля и жить своей жизнью, скрытой от родителей.

2. У подростка наблюдается повышенная утомляемость, раздражительность и склонность беспокоиться по поводу своего здоровья. Могут быть неожиданные вспышки эмоций по незначительному поводу. Как правило, все это сочетается с аккуратностью и дисциплинированностью.
В этом родителям не стоит чрезмерно опекать подростка, пытаться контролировать каждый его шаг, постоянно все запрещать и наблюдать за ним. Все это будет способствовать усилению несамостоятельности и неуверенность в себе, нерешительности и неумению постоять за себя. Здесь большую роль будет играть нормальный, упорядоченный ритм жизни, чередование умственных и физических нагрузок .

3. Очень сильная склонность к самоанализу и бесконечным рассуждениям, постоянные колебания при принятии решений. Нерешительность и колебания в действиях особенно в ситуациях, когда необходимо сделать самостоятельный выбор, тревожная мнительность. Все это сочетается с опасениями, как бы чего не случилось ужасного и непоправимого с ним самим и особенно с близкими людьми.
В этом случае для подростка нежелательно, когда родители сильно «грузят» его своими ожиданиями и надеждами в отношении его будущего. Делают подростка ответственным за воплощение в жизнь их собственных несбывшихся надежд, возлагают недетские обязанности. Такие особенности подростка, как мнительность, нерешительность, склонность к тревоге по каждому поводу будут усиливаться.

4. У подростка очень сильно выражен эгоцентризм и жажда внимания окружающих. Он часто сочиняет и фантазирует с целью приукрасить себя и свои достижения. Переживания и эмоции носят театральную наигранность .
Эти черты личности получат подкрепление и будут усиливаться, если родители подростка будут всячески ему покровительствовать, ограждать от любых трудностей и неприятных обязанностей, неумеренно восторгаться мнимыми способностями и придавать излишне большое значение его достижениям. Другими словами, все время восхищаться подростком, даже в тех случаях, когда его реальные способности и достижения не очень велики.

Мы привели всего несколько примеров ярко выраженных индивидуальных особенностей и их учета в воспитании подростка.
Но кто лучше родителей знает своего ребенка? Присмотритесь к его поведению и эмоциям. Попробуйте проанализировать, - какие ваши действия вызывают ту или иную его реакцию. Подумайте в чем и как вы можете ему помочь. Одни и те же слова и действия могут воздействовать по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей подростка.

В заключение отметим следующее.

К сожалению, не так редко встречаются случаи, когда родители тяготятся подростком, хотя гонят от себя подобную мысль и не признаются в этом себе. В этом случае подросток не получает эмоционального тепла, хотя родители и заботятся о нем, проявляют внимание к его воспитанию.
В зависимости от индивидуальных черт личности подростка его реакция может быть разной – от ухода в оппозицию к родителям до стремления всеми силами завоевать их любовь. Но в любом случае такая ситуация психологически травматична для любого ребенка, несмотря на заботу родителей, он все равно чувствует недостаток искреннего эмоционального тепла.
Почему так происходит? Как правило, причины кроются в детстве самих родителей.
Что делать родителям, если они осознают такое свое отношение к ребенку? Здесь каждый самостоятельно должен найти ответ на этот вопрос. Часто в этом помогает консультация психолога.

И последнее, в разрешении и профилактике конфликтов с подростком важную роль играет способ поведения родителей в конфликтных ситуациях.


Возраст от 14 до 16 лет считается самым сложным в воспитании детей, так как это период пубертата, когда сходятся вместе гормональные, психологические, и социальные проблемы. Подростковый период тяжело переживается не только родителями, но и самими тинейджерами. Задача родителей – максимально облегчить прохождение ребёнком такого непростого, но необходимого этапа взросления.


Делать это надо тактично, уважительно, именно в подростковом возрасте дети начинают принимать наркотики, уходят из дома, примыкают к экстремистским группировкам, попадают в секты. За каждым таким «выплеском» стоит ребёнок, которого не нашёл понимания дома в среде самых близких людей.


Первое, на что нужно обратить внимание родителей и учитывать это при общении с подростками, – гормональные изменения продуцируют большинство подростковых проблем. Бурный рост, изменения в теле, практически обязательная дистония приводят к перепадам настроения, повышению температуры, раздражительности, беспричинным слезам, вялости, повышенному аппетиту. Эти проявления уйдут сами собой, как только закончится активный рост, к 18-19 годам.


Второе – это психологические изменения. Ребёнок постоянно отторгает всё, что предлагают ему родители, и активно принимает всё, что предлагают ему друзья и музыкальные кумиры. Причём, касается это всего: от выбора стиля одежды и музыкальных пристрастий до характера питания, сленга, походки и жизненных устремлений. Родители должны учитывать, что если подросток хочет пойти в кино или боулинг, но ему предложили такой досуг родители, подросток откажется. Даже если очень хочет, мечтал посмотреть фильм, а потом он будет переживать, плакать, но не пойдёт.


Это необходимо самому подростку: чтобы стать взрослым он должен полностью оторваться от родителей, поэтому всё родительское принимается в штыки.
Если надо провести воспитательно-нравоучительную беседу, то лучше обратится к своим друзьям, у которых есть ребёнок чуть старше (20-22 года). Те несколько фраз, которые бросит он за столом в гостях с небрежной улыбкой, запомнятся вашему подростку лучше, чем часы занудных родительских лекций.


В период 14-16 лет подростки стараются максимально оградить свою личную и внутреннюю жизнь от постороннего вмешательства. Идеально, если у ребёнка будет своя комната, которую можно и оформить по своему вкусу и с подругой уединиться, да и просто полежать музыку послушать. Входить в комнату к тинейджеру можно только после стука, особенно маме в комнату сына, а папе в комнату дочери.


Никогда не приходите с уборкой – пусть подросток сам убирает в своей «берлоге»: вытирает пыль, пылесосит, разбирает вещи в шкафу и т.д. Если ребёнок будет уверен, что в его отсутствие никто не трогает вещи, не перекладывает, не листает дневники как личные, так и учебные, он будет чувствовать себя спокойнее дома, доверие между родителями и ребёнком возрастёт.


Если нет возможности выделить подростку отдельную комнату, то можно купить ему небольшой ящик или сундучок, который будет запираться на ключ. В этом сундучке можно будет хранить личный дневник, фотографии и т.д.


Временами родителям кажется, что подростковый период не кончится никогда, на самом деле, он пролетает также быстро, как всё детство ребёнка. Пройдёт несколько лет и родители увидят, что их тинейджер из гадкого утёнка превратился в прекрасного лебедя, который, расправив крылья, покинет своё гнездо.

Похожие публикации