Умственное развитие ребенка. Наблюдение за развитием интеллекта у ребенка

Когда малыш появляется на свет, родители, конечно же, очень счастливы. Они начинают обсуждать как будут воспитывать его, какие из подходов воспитания и развития лучше подходит их малютке. Несомненно наши малыши самые красивые, самые умные уже с рождения. Они для нас - родителей - всегда самые, самые…

Однако внимательно наблюдайте за малюткой с первых дней его жизни. Главным образом будущие интеллектуальные способности и сообразительность будут зависеть от родителей. Итак разберёмся в этом по порядку.

Что умеют ручки Вашего малыша? Природа каждого одарила какими-то способностями. Так вот этим подарком природы считаются безусловные рефлексы, данные младенцу с рождения.

Хватательный рефлекс – это один из первых и главных рефлексов маленького ребёнка. Именно этот рефлекс выражается, когда ребёнок хватает маму за палец или волосы, а так же держит погремушку. Такие простые движения вызывают у малютки множество положительных эмоций. Но помимо этого они способствуют ещё развитию умственных способностей малыша, а так же интеллекта. Поэтому, если у новорождённого ребёнка не наблюдается такого рефлекса, важно родителям своевременно начать тренировать малыша.

Если такие признаки вы обнаружили у своего ребёнка, то позанимайтесь с ним немного. Помогите развить эти рефлексы вашему малютке. Вложите свои пальцы в ручки малыша и через несколько секунд отпустите. Такое упражнение лучше делать несколько раз в день.

Где-то месяца в четыре ребёнок начинает выполнять уже более осмысленные действия. Малыш берет в руки погремушки и начинает рассматривать их, вертеть и стучать ими. И, изучая окружающий его мир, ребёнок начнёт использовать ручки самостоятельно. Эти действия нужны малышу для того, чтобы развивать своё внимание, сосредотачиваться.

Если вы замечаете, что ребёнок внимательно наблюдает за вашими действиями, как бы изучая, развивайте этот рефлекс тоже. Это значит - ваш малыш лучше осваивает этот мир зрительно. Как правило детишки, имеющие хорошее зрительное восприятие этого мира, в дальнейшем вырастают умными и сообразительными.

Если ваш малыш вообще безразличен к близким людям, следует обратиться к невропатологу. Следует так же понаблюдать, как радуется ваш ребёнок. Эмоции маленького ребёнка очень важны для умственного развития. Именно эмоции считаются толчком к познавательной активности. Младенец должен уметь улыбаться уже приблизительно в месяц.

Один из главных признаков развития ребёнка – это речь. Какие-то звуки новорождённый должен издавать. В восемь месяцев ребёнок понимает, например, просьбы: возьми, дай, да, нет, нельзя и можно. Если малыш при этом отвечает вам и пытается произносить слоги, значит вы можете быть спокойны за умственное развитие малыша. Он может развиваться быстрее, чем его сверстники или чуть медленнее. Ваш ребёнок уникален – это надо помнить и воспринимать его таким.

Говоря о воспитании, многие подразумевают целенаправленное развитие исключительно нравственных качеств. Однако воспитание умственное в современном обществе не менее актуально. Активно развивающаяся общественная жизнь, которая с каждым днем становится все насыщенней информационно, требует от образовательного процесса новых способов развития ума и воспитания подрастающего поколения.

В каждом новорожденном ребенке заложен огромный умственный потенциал, развитие которого зависит от направленного воспитательного воздействия взрослых: семьи, дошкольного учреждения, школы, социума.

Понятие умственного воспитания неразрывно связано с умственным развитием. Это взаимодополняющие единицы педагогического процесса. Можно сказать, что умственное воспитание невозможно без определенных природных задатков и развития ума.

Взаимосвязь развития и воспитания

По мере взросления ребенка и социального воздействия на него изменяется процесс познания и мыслительной деятельности. Эти изменения называются умственным развитием.

Развитие ребенка младшего возраста происходит очень быстро. После поступления в дошкольное учреждение под влиянием коллектива и целенаправленной работы воспитателей у малыша начинают активно проявляться следующие навыки и умения:

  • Развитие коммуникативных умений и общее формирование речи;
  • Интенсивное познание нового через восприятие окружающей действительности;
  • Раскрытие потенциала познавательных возможностей;
  • Овладение простейшими навыками деятельности ума.

Вся дальнейшая деятельность малыша, базирующаяся на обучении и познании, будет зависеть от того, насколько правильной была организация умственного развития в первые годы его жизни.

Развитие ума происходит исключительно под воздействием общества, в котором проводит все свое время ребенок. Влияние это может быть неосознанным (личный пример и способы подражания) и осознанным (направленное на личность воздействие в виде воспитательных процессов).

Становление интеллектуальной деятельности малыша с трех до шести лет проходит циклично и включает в себя следующие этапы:

  • Познание через общение;
  • Развитие через предметную деятельность;
  • Формирование интеллекта с помощью игры;
  • Становление интеллектуальных навыков с помощью обучения;
  • Приобщение к трудовой практике;
  • Применение полученных знаний в продуктивной сфере.

Как уже говорилось выше, развитие ума происходит исключительно под воздействием обучения и воспитания.

Считается, что основными показателями умственно развитой личности являются следующие факторы:

  1. Быстрое и качественное усвоение новой информации;
  2. Накопление базы знаний;
  3. Активное творческое мышление;
  4. Умение использовать способы овладения познанием.

Работа по организации умственного воспитания должна использовать специфику и возможности развития ума. Исходя из этих особенностей, ставятся задачи, происходит выбор содержания, методов и средств воспитания.

Педагогика, тесно сотрудничая с психологией, занимается активным поиском возможностей для развития ума дошкольников с целью нахождения оптимального выбора содержания умственного воспитания. Необходимо подобрать такие методы и средства, которые смогли бы гармонично развивать интеллектуальные возможности ребенка, при этом делая акцент на возрастных и индивидуальных особенностях. Недопустимо чрезмерно перегружать малышей информацией. Не менее важно использовать весь имеющийся интеллектуальный потенциал для полного раскрытия возможностей ума детей.

Закономерности развития ума

  • Реализация целей и задач;
  • Развитие ощущений;
  • Анализ восприятия;
  • Исследование наглядного материала;
  • Формирование особенностей познания и интеллекта;
  • Внедрение новых методов, форм и средств.

Работники детских садов должны обеспечить условия для полноценного раскрытия умственного потенциала детей, создавая необходимые для этого условия и осуществляя воспитательное воздействие. К моменту поступления в школу дети должны обладать рядом умений и навыков:

  1. Иметь элементарные понятия об окружающей действительности;
  2. Владеть важными мыслительными операциями (уметь сравнивать, обобщать);
  3. Уметь выделять главное и второстепенное;
  4. Устанавливать правильные причинно-следственные связи;
  5. Обладать определенной подготовкой к учебе.

Итак, умственное воспитание – такое воздействие педагогов и родителей на сознание детей, которое предполагает развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности. То есть задача взрослых показать способы и методы, с помощью которых ребенок сможет добиться интеллектуальных высот, а не преподносить им знания в готовом виде.

Главная цель воспитания интеллекта в детских садах – подготовить будущих школьников к обучению. Малыш должен уметь отстоять свою точку зрения, быть активным и целеустремленным, выдержанным и самостоятельным.

Для внедрения основ интеллектуального воспитания в обучение педагогам важно правильно и непрерывно работать в следующих направлениях:

  • Совершенствовать представления об окружающем мире;
  • Развивать интерес к познанию и психические процессы, отвечающие за это познание;
  • Формировать навыки любознательности как основы интеллектуальных навыков;
  • Использовать природные задатки для дальнейшего развития ума.

Педагог должен непрерывно и последовательно увеличивать запас детских знаний об окружающей действительности, уточнять их, приводить в определенную систему.

В процессе обучения малыш должен обучиться следующим навыкам и понятиям:

  • Различать признаки (цвет, форму, величину, вкус);
  • Ориентироваться в их свойствах (может разбиться, сломаться, пролиться и т. д.);
  • Иметь понятия о составляющих природных явлений (смена времен года, особенности поведения животных и растений в различные периоды);
  • Уметь наблюдать за природой, растениями, насекомыми, животными;
  • Иметь необходимые познания об общественно-полезном труде (культуре труда, навыках работы, пользе и важности этого занятия);
  • Понимать суть общественной и социальной жизни, иметь формирующиеся чувства любви к родине.

Онтогенез познавательных процессов психики является приоритетной задачей воспитания ума.

  1. Высокий уровень развития ощущений, умение ими пользоваться и применять для развития умственных способностей позволяет максимально познавать окружающую действительность. Следовательно, сенсорное воспитание – начало воспитание ума.
  2. Коммуникативные умения и навыки — важная составляющая познавательной деятельности. С помощью навыков развитой речи ребенок имеет возможность высказывать свои мысли, понимать речь других. В дошкольном образовании большое значение уделяют расширению словарного запаса детей, работе по грамматическому совершенствованию и развитию речи.
  3. Сформированная способность к запоминанию необходимой информации расширяет возможности памяти. Задача педагогов состоит в том, чтобы максимально развить данную возможность.
  4. Развитие воображения – важная составляющая общего воспитания, так как без нее невозможна творческая деятельность. В первые годы жизни ребенка воображение носит воссоздающий характер, со временем преобразуясь в творческое.
  5. У детей младшего возраста мышление основывается на наглядных действенных и образных особенностях. С их помощью формируется логическое восприятие, основанное на понятийном мышлении.
  6. Природная любознательность, заложенная в каждом ребенке, является мощным стимулом к познанию. Желание все узнать отражается в большом количестве задаваемых вопросов. Воспитатель должен максимально понятно давать на них ответы, направляя ребенка к самостоятельному познанию и поиску необходимых решений. Развитие любознательности детей – важная задача воспитания.

Заложенные природой и генетическими особенностями способности должны сформироваться и развиться в начале жизни.

Способность – особенность личности, создающая возможность овладеть определенными навыками. Умственные способности отражаются в быстроте реакции, критичности и анализе, вдумчивости и пытливости ума.

Необходимость сенсорного воспитания

Богатая палитра эмоционального восприятия позволяет получать сведения о том, что окружает детей. Следовательно, хорошо развитая культура сенсорного восприятия является частью познавательной деятельности.

С помощью сенсорного восприятия развиваются следующие умения:

  • Различать цвета и их оттенки;
  • Группировать предметы по форме и содержанию;
  • Основываясь на высоте и тембре звуков, выделять особенности музыкальных произведений и т. д.

Чтобы развить восприятие, малыши должны исследовать предметы и пользоваться сенсорными эталонами.

Сенсорный эталон – это накопленные обществом за знания, взятые в качестве совершенства.

В начале жизненного пути у малышей формируются только задатки сенсорных эталонов, которые по мере взросления превращаются в совершенные эталоны, часто восходящие к их собственным утверждениям.

В начале 20 века была разработана методика сенсорного развития Марией Монтессори. Она предполагает воспитание ощущений на основе качественного различия детьми цвета и его оттенков, формы и величины предметов. Вся деятельность малышей должна проходить самостоятельно, включая в себя не только работу без помощи взрослого, но и навыки самоконтроля.

Несмотря на очевидные достоинства данной методики, она имеет ряд недостатков, главный из которых — развитие сенсорного восприятия в отрыве от коммуникативных навыков и продуктивной деятельности.

Только комплексное использование форм и методов позволит добиться развития познавательной активности. Например, весьма эффективным является развитие восприятия чувств в игровой деятельности, где могут быть задействованы все органы восприятия в совокупности с другими развивающими факторами.

Современная педагогика расширила традиционное содержание сенсорного воспитания, включив в него ориентирование по времени и развитие музыкального и речевого слуха.

В дошкольном возрасте происходит первое знакомство детей с понятием время. Им пока еще сложно понять, почему «вчера» вдруг становится «сегодня» и т. д. Однако целенаправленная и регулярная работа в этом направлении поможет малышам ориентироваться во временных законах, определять дни недели, месяцы, части суток.

Работа со слуховой чувствительностью тоже является частью сенсорного восприятия. Во время обучения ребенка грамоте важно, чтобы он мог воспринимать звуки речи и соединять их в слова. В отдельную группу восприятия выделяют музыкальный слух, который предполагает умение различать красоту мелодий, различие звуков по высоте и тембру.

Повседневная жизнь предполагает ненавязчивое и регулярное знакомство с ощущениями. Весьма эффективна в этом отношении продуктивная деятельность, которая в процессе повседневных творческих заданий помогает развивать не только восприятие, мелкую моторику и коммуникативные умения, но и предполагает развитие мыслительной деятельности. Конструирование, изобразительное искусство, лепка и другие виды деятельности вызывают необходимость овладения цветом, формой и пространственным ориентированием.

Один из методов сенсорного воспитания, обследование предметов, призван исследовать их свойства, особенности и взаимосвязь. Этот метод позволяет выделять цвет, величину и форму. Учат навыком обследования, учитывая возраст и интеллектуальные особенности детей: с возрастом задания усложняются, количество выделяемых признаков увеличивается, появляется логическое осмысление.

Различные дидактические игры являются прекрасным средством развития сенсорных навыков.

Мысль как фактор умственного развития

Формирование познания является важным аспектом умственного воспитания, так как помогает развитию мыслительных операций, развивает интеллектуальные способности и, соответственно, обеспечивает определенным багажом знаний.

Возникновение мышления возможно только на основе практической интеллектуальной деятельности. С помощью практики ребенок постигает границы объектов, учится их сопоставлению, анализу, группировке. В связи с этим начинается работа первого вида мышления – наглядно-действенного.

Продолжая развивать мыслительные процессы, педагоги обеспечивают базу для появления способности мылить образно.

Вторая половина дошкольного возраста характеризуется развитием логического мышления, которое находится в тесной взаимосвязи с коммуникативными умениями.

Развиваются в этом возрасте память и воображение, без которых невозможно полноценное развитие умственной деятельности.

С помощью памяти происходит сохранение информации, с целью возобновления и пополнения ее в дальнейшем. Успешная интеллектуальная деятельность невозможна без способности накопления фактического материала, знаний.

Воображение помогает создавать ребенку новые образы, базируясь на тех впечатлениях, которые были известны ему ранее. Оно способствует развитию всех мыслительных операций, формирует творческое осмысление действительности.

Коммуникативные навыки и умения

Переоценить роль развития речи в младшем возрасте невозможно. Активное пополнение словарного запаса ребенка расширяет круг его интеллектуальных интересов, помогает овладеть знаниями о предметах окружающей действительности, их специфике и взаимоотношениях. С помощью речи малыш не только может приобрести нужные ему познания, но и сможет развить собственные мыслительные навыки.

Очень важным моментом в развитии коммуникативных навыков является пример взрослых. Ориентируясь на речевое развитие окружающих его людей, малыш повторяет, обобщает и систематизирует услышанное. Вот почему так важно показывать правильный пример грамотной, развивающей и обучающей речи.

Возраст до школы считается отправной точкой в решении важных коммуникативных задач:

  • Активное пополнение словарного запаса;
  • Формирование основ грамматического строя речи;
  • Онтогенез навыков связной речи;
  • Привитие культуры применения диалогических форм общения.

Любознательность – основа интеллектуального развития

Невозможно развивать какие-либо навыки и умения у ребенка без его активного содействия. Интерес к знаниям, который проявляется в любознательности, помогает сделать педагогическую деятельность успешной.

Детям интересно все: почему и как называются предметы, как они устроены, что с ними нужно делать и так далее. Педагогам необходимо направить природный интерес в нужное им образовательное русло.

Что малышу интересно, в каких направлениях он реализуется больше всего, покажут творческие работы крохи: рисунки, ролевые игры, выдуманные истории.

Вопросно-ответная деятельность позволяет не только развить любознательность детей, но и позволит продолжить процесс формирования других мыслительных процессов.

Вопросы, задаваемые детьми, принято делить на две группы:

  1. Познавательные (задаются с целью познания нового материала);
  2. Коммуникативные (используются для привлечения внимания взрослых к проблемам и переживаниям детей).

С помощью вопросов происходит общение со сверстниками и взрослыми, следовательно, развиваются коммуникативные навыки и интеллектуальные способности.

Мир, окружающий ребенка

Наличие сформированных знаний в сознании ребенка еще не говорит о всестороннем умственном развитии. Только умение применять эти знания в соответствии с требованиями окружающей действительности обеспечит полноту интеллектуального развития.

Все, что окружает ребенка с рождения, является источником познания. Однако не все из этого окружения представляет ценность для развития интеллекта. Родители и воспитатели призваны определить объем и содержание получаемых знаний, которые смогут обеспечить полноценное умственное развитие.

В дошкольных учреждениях очерчен следующий круг проблем окружающей действительности, с которыми необходимо познакомить детей:

  • Знания о природных явлениях;
  • Познание мира вещей и предметов;
  • Вовлечение в трудовую деятельность;
  • Привитие знаний о людях труда;
  • Знакомство с важными событиями общественной и социальной жизни.

С первых лет жизни малыш овладевает двумя категориями знаний:

  1. Понятия и явления, которые воспринимаются крохой самостоятельно в ходе его жизни без участия какого-либо руководящего процесса. Как правило, эти знания не систематизированы и не всегда объективно отражают действительность.
  2. Познания, приобретенные в ходе познавательной деятельности, имеющие четкое и целенаправленное руководство. Знания, приобретенные самостоятельно, систематизируются и обобщаются на занятиях под воздействием воспитательных методов.

Подведем итоги

Любое воспитание как педагогический процесс необходимо для развития полноценной и гармоничной личности. Умственное воспитание призвано развить интеллектуальные способности ребенка, его познавательную активность, коммуникативные навыки и умение взаимодействовать с другими членами общества. Развитие ума поможет сформировать все важные качества достойного и ответственного гражданина демократического государства. Интеллектуально развитая личность, умеющая реализовывать полученные знания в повседневной и общественной жизни, в профессиональной сфере по праву является национальным достоянием своей страны.

Умственное развитие каждого ребенка происходит по индивидуальной схеме. Не существует детей с совершенно одинаковым развитием. Мозг ребенка развивается быстрее, когда к нему поступает какая-либо новая информация.


Типы умственного развития ребенка

В умственном развитии обычно выделяют 3 составляющих: эмоциональное, речевое и логическое развитие. Причем для каждого из них существуют свои этапы, так называемые «окна возможностей», во время которых эти навыки развиваются особенно успешно.

Развитие эмоций: от рождения до 18 месяцев.

Психологи считают, что 80% успеха человека в его профессиональной карьере зависят от его эмоционального развития. Эмоции (такие, как: чувство удовлетворенности, надежда, грусть, радость от общения с другим человеком и др.) начинают развиваться с самого рождения, и часто зависят даже от того, как хорошо накормлен был младенец. Хорошо развитый эмоциональный фон человека формирует у него хорошие моральные стандарты. И хотя эмоциональное развитие продолжается в течение всей жизни, основы его закладываются в соответствии с младенческим опытом. Вот несколько правил, благодаря которым можно ускорить эмоциональное развитие ребенка:

  • Создайте вокруг ребенка благоприятную спокойную обстановку.
  • Чаще улыбайтесь.
  • Узнавайте и проговаривайте словами эмоции, испытываемые ребенком по тому или иному поводу.
  • Утешайте ребенка, если тот чем-то огорчен.
  • Объясняйте причину ваших отказов, а не просто говорите «нельзя!».
  • Хвалите ребенка за хорошее поведение.
  • Объясняйте ребенку, как его поведение влияет на окружающих.

Развитие речи: от рождения до 10 лет.

Дети рождаются со способностью к изучению любого языка. Чем больше с ребенком общаются, тем быстрее и лучше он научится говорить. Взрослый человек, изучая иностранный язык, не может с такой легкостью овладеть грамматическими и речевыми конструкциями, как это делает маленький ребенок. Вы можете ускорить овладение ребенком речью:

  • Читайте ребенку книжки, начиная с самого рождения, не обращая внимания на то, понимает ли вас ребенок или нет.
  • Всегда отвечайте на младенческий лепет и агуканье.
  • Показывайте ребенку окружающие вас вещи и называйте их.
  • Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.
  • Объясняйте ребенку, что вы делаете в данный момент.
  • Разучивайте с ребенком стишки и песенки.
  • Начните учить ребенка иностранному языку, пока он еще маленький.

Математическое и логическое развитие: от 1 до 5 лет.

Навыки решения проблем тесно связаны с навыками зрения, слуха и осязания. Как это ни странно, но, согласно исследованиям, зачастую развитие математических способностей зависит от хороших музыкальных способностей. Стимулируя эти навыки, вы можете развить у ребенка хорошие логические и математические способности:

  • Давайте ребенку играть с разными по форме, цвету и текстуре предметами.
  • Давайте ребенку слушать классическую музыку.
  • Давайте ребенку музыкальные игрушки и игрушки-пищалки.
  • Повесьте зеркало напротив детской кроватки.
  • Учите ребенка сортировать предметы по категориям (игрушки, изображающие животных, круглые предметы и т.д.)
  • Играйте в математические игры.
  • Купите ему конструктор.

Умственное развитие вашего ребенка

В зависимости от комбинации в развитии ребенка всех этих трех типов (речевого, эмоционального и логического), психологи выделяют несколько видов умственного развития ребенка:

Лингвистическое развитие.

Дети с сильным лингвистическим развитием имеют большой словарный запас, ясно выражают свои мысли и умело пользуются языком для достижения своих целей. С раннего возраста они любят читать, писать и рассказывать истории. Любят играть в игры со словами, обожают загадки, стихи и скороговорки. Такие дети склонны запоминать информацию, проговаривая ее вслух.

Логико-математическое развитие.

Даже будучи еще дошкольниками, такие дети проявляют рациональный, систематический подход к жизни. Они любят раскладывать и сортировать предметы, проводить эксперименты, находить связь между явлениями, наблюдать за проявлениями жизни и находить им место в своем мировоззрении. Обычно они быстро учатся считать (часто в уме). Хорошо играют в игры, требующие логического и стратегического мышления, например, в шахматы, шашки или карты. По мере роста они склонны увлекаться абстрактными понятиями, и зачастую задают вопросы с глубоким смыслом, например, «Существует ли время в реальности?» Любят работать с компьютером.

Пространственное развитие.

Дети с таким типом развития сразу узнают, если в их отсутствие в комнате что-то поменялось. У них очень развито чувство, благодаря которому они осознают связь между вещами, или то, как разрозненные вещи формируют единое целое. Такие дети ощущают себя единым целым с окружающим миром. Они склонны мыслить визуальными образами, и поэтому часто хорошо рисуют, конструируют, лепят или по-другому проявляют склонность к искусству. Бывают просто очарованы машинами или другими механизмами. Любят изобретать и способны руками сделать что-то буквально «из ничего». Быстро устают воспринимать слишком многословную информацию.

Музыкальное развитие.

Склонность ребенка к музыке становится очевидной еще в самом раннем возрасте. Дети с музыкальными способностями очень чувствительны к звукам окружающей среды и легко запоминают и воспроизводят ритмы и мелодии. Причем если некоторые из них хорошо играют на музыкальных инструментах, то другие довольствуются просто коллекционированием музыкальных записей и дисков. Зачастую таким детям бывает трудно сосредоточиться в тишине, если не играет какая-нибудь музыка.

Двигательное (кинестетическое) развитие.

Эти дети имеют редкую способность выражать свои чувства и контролировать себя посредством движения. Зачастую они становятся одаренными актерами, танцорами или спортсменами. Таким детям необходимо движение. Даже если их принуждают сидеть смирно – они начинают елозить, постукивать пальцами рук или ногами. Во время запоминания информации они трогают или передвигают какие-либо предметы. Свободное время посвящено физической активности – они бегают, прыгают, играют в мяч.

Межличностное развитие.

Такие дети исключительно хорошо и свободно общаются с другими людьми. Легко заводят друзей и вступают в социальные контакты. Они легко становятся лидерами в своей среде, и их часто привлекают к улаживанию конфликтов. Будучи прирожденными организаторами, эти дети много времени и энергии посвящают общественной деятельности, с легкостью привлекая к своим проектам других людей.

Внутри-личностное развитие.

Выражение «белая ворона» как нельзя лучше подходит к детям с высокой степенью внутри-личностного развития. Они очень сильно осознают свое внутреннее «я» и не особенно обращают внимание на то, что о них думают окружающие. Они живут по своим ощущениям и мыслям. Очень дорожат своим частным пространством, и активной общественной жизни часто предпочитают одиночество. И хотя такие дети обычно не очень «популярны» в общепринятом смысле этого слова, ими часто восхищаются и завидуют им благодаря их уверенности в себе, целеустремленности и одухотворенности.

Может быть, ваш ребенок – гений?

Согласно исследованиям, приблизительно 5% детей признаются высокоодаренными, или даже гениальными. Может быть, ваш ребенок – как раз один из них? Вот некоторые ранние признаки, которые могут свидетельствовать об особой одаренности дошкольника:

Ваш ребенок:

  • быстро учится и легко запоминает новую информацию.
  • кажется более зрелым для своего возраста.
  • имеет большой словарный запас или уже самостоятельно читает.
  • не признает авторитетов.
  • экспериментирует при решении какой-либо проблемы.
  • предпочитает друзей более старшего возраста.
  • необычайно чувствителен.
  • проявляет интеллектуальное любопытство.
  • проявляет сострадание к людям и животным.
  • любит головоломки и цифровые загадки.
  • ему быстро наскучивает однообразная деятельность.
  • очень энергичен.

Если у вашего ребенка наблюдаются некоторые из этих признаков, вы можете помочь ему развить его одаренность, вовлекая его в разнообразные сферы деятельности: искусство, спорт, математику и т.д.


Марина Аль-Рабаки

Биполярные ионизаторы:


В статье описывается экспериментальное исследование, направленное на умственное развитие детей раннего возраста, и предлагаются методические рекомендации работникам ДОУ

Пути воздействия на умственное развитие ребенка в возрасте от одного года шести месяцев до трёх лет

В отечественной педагогике дошкольное детство определятся как оптимальный период для умственного развития и воспитания ребенка. Первые три года жизни - период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Уже на втором году жизни при соответствующих условиях у ребенка начинают развиваться различные психические процессы, совершенствуются движения, начинают формироваться нравственные качества, складываются черты характера. Учеными установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. От того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом зависит его будущее и эффективность школьного обучения.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает дальнейшее успешное умственное развитие ребенка. Более того, А.П. Усова, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков экспериментально доказали, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее.
Целью нашего исследования было изучить особенности возраста от 1 года 6-ти месяцев до 3-х лет и найти соответствующие возрасту методы научения детей действиям со множествами для дальнейшего развития самых элементарных представлений о количестве и последующего формирования понятия числа.
Мы предположили, что с детьми с 1г.6 м. до 3-х лет жизни, возможно, вести пропедевтическую работу по развитию у них количественных представлений. Целенаправленное обучение будет развивать не только количественные представления, но и способствовать раз-витию у детей умственных операций: анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей. Формировать интеллектуальные умения и новые интересы.
Так как дети 3-го года жизни способны извне принимать и выполнять практические задания, их можно и необходимо учить воспринимать конкретное множество, различать в нем все элементы, а так же учить приёмам различия совокупностей, воспринимаемых различными анализаторами, обучать практическим приемам их сравнения, формируя первые представления о равных и неравных множествах.
Педагогический эксперимент мы проводили на базе МДОУ № 133 г. Комсомольска-на-Амуре. В констатирующем этапе эксперимента участвовали по 24 ребенка из двух параллельных групп раннего возраста данного детского сада. В обеих эти группах до начала проведения эксперимента в педагогическом процессе педагоги использовали одну и ту же программу «Детство». Стаж работы воспитателей, работающих в них, был примерно одинаковым, условия и предметно-развивающая среда равные.
Исследование мы начали с изучения первоначального (исходного, стартового) уровня овладения действиям со множествами детей от 1 года 6 мес. до 3-х лет, применяя критерии и методы обследования, разработанные В.В. Даниловой В.В. и Е.А. Тархановой. Констатирующий эксперимент включал четыре серии. Каждая из их, в свою очередь, включала конкретную цель и задания. Уровни развития действий с элементами множеств и формирования элементарных математических представлений устанавливались по следующим критериям: принятие задания; способы выполнения задания; обучаемость детей в процессе игры-занятия; отношение ребенка к результату своей деятельности.
Итак, в первой серии мы проверяли употребление в речи детьми раннего возраста существительных и других частей речи в единственном и множественном числе. Для этого каждому ребенку предлагали назвать предъявляемые ему игрушки. Во второй серии, просили детей показать игрушки по названному экспериментатором слову. Целью этого задания было уточнить понимание детьми слов дочислового количественного сравнения совокупностей, при обозначении их числительными «много - мало», «один - много», «больше - меньше». Целью третей серии эксперимента стало проверить наличие умения пользоваться приемом наложения и приложения элементов сравнительных совокупностей, понимание слов, характеризующих равные множества (столько же, поровну, одинаково), неравные (больше, меньше), способность увидеть при сравнении лишние элементы. Кроме этого, мы стремились выявить возможности восприятия детьми до 3-х лет совокупности в единстве со всеми образующими ее отдельностями, возможности научения анализировать совокупности как целое и видеть в ней каждый элемент отдельно. И, наконец, в заключительной, в четвертой серии эксперимента, мы стремились выявить уровень понимания детьми значения вопроса: «Сколько?» и реакцию на это слово.
В результате проведенного обследованиям детей обеих групп (экспериментальной и контрольной) был обнаружен весьма низкий уровень развития действий со множествами и формирования количественных представлений. Так, в экспериментальной группе на высоком уровне из 12 детей старшей подгруппы оказалось лишь 4 ребенка, а из младшей не оказалось ни одного. Средний уровень продемонстрировали из 12 обследуемых детей старшей подгруппы - 8 малышей, а из младшей подгруппы - 4 ребенка.
Полученные данные позволили констатировать, что детей полутора - 3-х лет весьма легко включить в занятие по ознакомлению с количественной стороной предметов. Их зрительная, мускульно-двигательная сосредоточенность, желание понять и выполнять задание, свидетельствуют о проявлении внимания, заинтересованности. Подобные занятия повышают эмоциональный тонус, выражение чувств удовлетворения от правильного выполнения задания, особенно, если слышат одобрение со стороны взрослого. Однако, даже для детей конца второго года жизни количественная сторона даже неопределенной множественности не является еще самостоятельным признаком в предметных совокупностях. Для них более значимыми являются такие признаки, как величина, цвет.
Проанализировав календарные планы воспитателей обеих групп и побеседовав с ними, было установлено, что работа по освоению действий со множествами педагогами велась не регулярно. Не все воспитатели владели технологией организации педагогического процесса по данной проблеме.
Формирующий эксперимент строился по следующим этапам.
Восприятие неопределенной множественности происходит в возрасте с 1года 6 месяцев до 2-х лет;
Различительная способность «одного и много», с одновременным активным овладением грамматическими формами единственного и множественного числа различных частей речи появляется в возрасте 2 лет;
Зарождается тенденция к различению и обособлению малого и большого множества (конец 2-го и начало 3-го года жизни);
Дети в возрасте 2 г. 3 мес. до 3 лет начинают самостоятельно сопоставлять «много» из отдельных предметов, сопровождая действия словами «еще, еще...» или «вот, вот», показывающими нарастание, увеличение, а также делить множество на отдельные элементы.
Овладение способом сопоставления элементов одного и другого множества приемом наложения элементов одной совокупности на элементы другой происходит в возрасте с 2 г. 3 мес. до 3 лет.
Как очевидно, намеченные этапы (ступени) отражают диалектические закономерности развития детей. Появление каждого нового этапа (ступени) - объективный процесс. Каждая новая ступень «вытекает» из «старой», находится в ней в «зародыше». Эти ступени и легли в основу разработки нашей опытной программы обучения детей от 1 года 6 месяцев до 3-х лет.
Поэтому были намечены следующие задачи формирующего эксперимента:
1. Развивать у детей в возрасте 1 года 6 мес. - 3-х лет анализирующее восприятие. Научить их при анализе множества не только воспринимать группу в целом, но и выделять все предметы внутри совокупности, а также видеть лишний и недостающий предметы.
2. Обучить создавать совокупности из отдельных предметов, понимать нечисловую характеристику их и самим называть совокупности словами «много», «мало», «один», видеть в совокупностях равные (одинаковое) количество и находить, и называть «лишний» предмет.
3. Научить способу наложения элементов одной совокупности на элементы другой; выделять каждый отдельный элемент в обеих совокупностях, четко соотносить их элементы 1:1 (в приеме наложения), и воспринимать обе совокупности как равные (одинаковые) по количеству.
4. Сформировать навыки действия правой рукой слева - направо.
Перед каждым занятием мы стремились создать у детей определенное настроение, вызвать желание заниматься, создать «установку» на выполнение заданий (Д.Н. Узнадзе).
В ходе игр-занятий мы пытались вести детей от «простого к сложному»: уточняли названия предметов множества (Что это?), признаки (Какого цвета? Величины?), и наконец, количество предметов (Сколько?). Таким образом, показывали малышам, что одни и те же предметы можно рассмотреть с разных сторон.
Дальнейший анализ совокупности проводился путем группировки предметов совокупности по цвету, размеру, после чего подчеркивалось количество элементов в каждой созданной группе. Так мы обеспечивали становление у детей первоначальных знаний о том, что одним и тем же предметам можно давать различную характеристику, в том числе и количественную.
Эксперимент, проведенный с детьми третьего года жизни, помог убедиться в том, что в результате обучения действиям с различными совокупностями, в процессе организованных действий, под определяющим воздействием взрослого у детей к 3-м годам развивается анализирующее восприятие и постепенно происходит выделение признака количества независимо от предметов, их количеств и свойств. Под влиянием обучения дети проявляли способность различать разноколичественные предметные совокупности, множества звуков, создавать и группировать совокупности объектов, усвоили слова неопределенно количественных числительных: «много», «мало», числительное «один», правильно соотносили их с соответствующими группами.
Сравнение результатов, полученных до обучения и после формирующих воздействий показало, что значительно возросло количество детей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, отнесенных к высокому и среднему уровню развития действий со множествами и формирования количественных представлений: 12 из 24 детей (высокий уровень), 10 детей (средний уровень).
Основная причина таких результатов, на наш взгляд, является целенаправленная, постоянная и кропотливая работа с детьми раннего возраста по ознакомлению с элементарными математическими представлениями в ходе специально организованных игр-занятий и в повседневной деятельности.
Результаты обучения детей экспериментальной группы позволили нам составить методические рекомендации для педагогов по в освоению действий со множествами детьми в возрасте от 1г.6м. до 3-х лет.
Экспериментальная работа, проведенная с детьми раннего возраста, убедительно показала наличие широких потенциальных возможностей умственного развития и усвоения знаний в ранний период их жизни. Анализ проведенного эксперимента продемонстрировал значимость специальной организации, упорядочивания и систематизации работы по ознакомлению со множествами.
Обучая детей различным способам действий с множествами, обогащая их речь специфическими словами, относящимися к нечисловой характеристике количеств и количественных отношений, мы, тем самым, создаем «умственное богатство», «умственный запас» для последующей жизни.

Клуб Увлеченных Мам

Вашему малышу уже исполнился годик, и не только вы, конечно, заметили, как вырос ваш карапуз: он уже начинает ходить и разговаривать и умеет гораздо больше по сравнению с новорожденным малышом. Интеллектуальное развитие ребенка очень важно для становления всех его способностей, но период от года и до двух лет тоже очень значимый этап интеллектуального развития способностей детей, так как именно этот возрастной промежуток является, по мнению монтессори-педагогов, периодом развития устной речи ребенка и интеллектуального развития в целом.
Давайте вместе рассмотрим все стороны интеллектуального развития ребенка в 1 год и определим, чему учится годовалый малыш, и что он может уметь к двум годам.

Сенсорное развитие

Очень важно в период от года и до двух лет обеспечить малышу возможности для сенсорного развития. И лучше всего в этом поможет родителям создание дома и на прогулке благоприятной развивающей среды. Полезны для развития способностей у детей будут различные пирамидки и рамки-вкладыши, благодаря которым ребенок учится видеть разницу в величине предметов. Также пригодятся в этот период (да и дальше) кубики разных цветов и из разнообразных материалов и наборы продуктов (только не маленькие, чтобы малыш не мог их проглотить). С такими игрушками можно поиграть, сравнивая, например, кубик и яблочко: «Яблочко круглое, оно катится, а кубик – не катится».
В этом возрасте ребенок должен знать как минимум две геометрических формы (круг и квадрат) и научиться определять геометрические тела — шар, куб и «кирпичик».

Кроме того, в развитии способностей детей после года вам помогут , которые вы можете сделать сами. Для этого подберите материалы разных фактур, например, атлас, бархат, металлическую пластину, кусочек кожи и подобные. Для прочности и удобства вы можете приклеить их на картонную основу. Предлагайте малышу потрогать и провести пальчиком по поверхности, называя при этом отличающийся признак предмета.
Еще одной особенностью интеллектуального развития детей в 1 год является то, что в этот период ребенок учится различать от 4 до 8 цветов. В этом, конечно, малышу должны помочь родители, играя с ним в различные игры на изучение цветов. Например, поиграйте с малышом в «огородников». Разложите овощи и фрукты на полу и собирайте вместе в ведерко, называя то, что кладете: «Положим в ведерко желтый лимон, красный помидор, теперь зеленый огурчик».

Развитие речи

Обычно в годик ребенок произносит 5-10 простых слов, таких как «мама», «дай» и т.п., и много болтает на своем «марсианском». И часто бывает ситуация, когда родители бьют тревогу, что развитие речи малыша останавливается, и он не произносит новых слов. На самом деле, зачастую причина в том, что малыш просто ленится говорить, так как мама и папа его и так понимают. Поэтому очень важно в этом возрасте часто и помногу разговаривать с малышом, петь ему песенки, читать книжки, чтобы у ребенка накапливался пассивный речевой словарь и стимулировать его на речь, тогда пассивный запас перейдет в дальнейшем в активный. Для этого полезны игры на побуждение к речи, например, вместе с малышом поучите куклу или мишутку говорить. Возьмите для этого игрушку и просите ребенка учить куклу словам, пусть он произносит слова, а вы повторяйте за малышом вместо игрушки тоненьким голосом.
И, конечно, вам помогут в развитии речи , которые также способствуют речевому развитию вашего малыша.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Логико-математическое развитие

Основы логико-математического мышления у детей начинают закладываться как раз в период от года. Так что в этом возрасте начинается время игр с конструктором, сортировки предметов по величине и форме, а также занятия с геометриком (как его сделать самостоятельно, можете прочитать ).
Для развития логико-математических представлений у малыша от года должны быть игрушки, отличающиеся по форме, величине и количеству деталей, например, несколько мячиков разных размеров. Также все игрушки должны находиться в зоне доступа детей, чтобы в любое время они могли исследовать их.
Еще для развития логико-математических способностей у детей полезны игры с различными наборами карточек: картинки мам-зверей и малышей, картинки животных и их домов, где ребенок подбирает подходящие друг другу пары карточек.

Особенности интеллектуального развития детей к двум годам

Конечно, все мамы, увлеченно занимающиеся со своим ребенком, задаются периодически вопросом, все ли умеет малыш в рамках возрастных норм, и нет ли каких-то проблем в его интеллектуальном развитии? Понятно, что малыш никому ничего не должен, но давайте все-таки обобщим особенности интеллектуального развития детей к двум годам жизни:

Направление развития Что умеет малыш к 2 годам
Сенсорное развитие
  • Способен соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине в соответствии с образцом при выборе из 2-4 разновидностей.
  • Имеет элементарные представления об основных разновидностях величины, формы, цвета.
  • Умеет правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств.
  • Опредмеченность восприятия, например, предметы круглой формы – и шарик, и колесо, и мячик.
Речевое развитие
  • Словарный запас около 300 слов.
  • Задает первые вопросы (сколько их еще будет!).
  • Может назвать свое имя.
  • Произносит короткие фразы и первые простые предложения.
Развитие логики
  • Различает от 4 до 8 цветов.
  • Знает основные геометрические фигуры.
  • Может сложить пазл из 2-4 элементов.
  • Строит башню и собирает пирамидку.
  • Понимает понятия «один», «много», «ничего».

Как бы ни развивался ваш малыш, помните, что все детки индивидуальны и интеллектуальное развитие ребенка в 1 год происходит на своей собственной «скорости»! Занимайтесь со своим малышом с удовольствием!

А как вы занимаетесь интеллектуальным развитием? Расскажите в комментариях!

Похожие публикации