Слинг и положение «лицом к миру. О положении лицом вперед в слинге

Тем, кто не может послушать и посмотреть видео!!!

Важно! Про ношение “Лицом к миру”

Я расскажу о ношении ребенка лицом от мамы, «Лицом к миру», почему так не нужно, и как приучить малыша к правильному положению.

Слинг – это физиологичная переноска. В слинге ребенок расположен как у мамы на руках. В слинге нет положения лицом от мамы. Мы носим малыша на бедре, за спиной в положении колыбелька, НО всегда лицом к маме.

Рассмотрим положение мамы и ребенка с точки зрения физиологии.

При рождении позвоночник нашего ребеночка имеет форму русской буквы «С» – спинка округлена.

Между позвонками находятся межпозвоночные диски, выполняющие роль соединительных прокладок и амортизаторов. У ребеночка позвоночник до годика распрямляется и формируется, изгибы также формируются постепенно и поэтому амортизировать межпозвоночные диски лучше всего будут в скругленном положении. Когда мы несем малыша лицом к себе, то он верхней своей частью тела опирается на мамочку, спинка его округляется, межпозвоночные диски работают в полную силу и амортизируют наши шаги. Если повернуть ребенка лицом от себя, то спина ребенка распрямляется или выгибается назад. В данном случае межпозвоночные диски смещаются, они дополнительно сжаты и могут доставить боль ребенку. Любое повреждение межпозвоночных дисков способно привести к развитию воспаления и боли.


Если мы носим ребеночка лицом от себя в любой переноске, то ножки его будут висеть вниз. Мы не можем придать ножкам правильное физиологичное положение, ребенок висит на промежности, на которую приходится вся нагрузка, что естественно вредно, неудобно и больно. Если мы несем ребенка в слинге лицом от себя, то все его преимущества сразу теряются, он не будет лучше, чем тот же кенгуру.

А самое важное, что вся масса тела ребенка нагружает именно нижний отдел позвоночника – крестцовый, который до полного сидения малыша не рекомендуется нагружать совсем. Коленочки ребенка должны быть выше попы, только в этом случае нагрузка переносится с крестца ребенка на бедра. Верхняя часть тела малыша при ношении лицом к маме ложится на маму. Нагрузка равномерно распределяется. Бедра ребенка мы поддерживаем слингом или руками. Если малыш находится лицом от нас, такого положения ножек в переноске придать мы не можем. Положение, при котором ребенок висит на промежности, может стать толчком к развитию дисплазии тазобедренного сустава. Дисплазия тазобедренных суставов – наиболее распространенный вид деформаций опорно-двигательного аппарата у детей. Знающие врачи рекомендуют слинги для профилактики дисплазии или для помощи в лечении.

В положении лицом от мамы на плечи и шейный отдел позвоночника малыша также происходит недопустимая нагрузка. Малышу приходится постоянно удерживать голову, распрямлять плечи, позвоночник амортизирует плохо. Малыш устает, ему не на кого облокотиться, голова отвисает вниз, подбородок прижат к груди – дыхание ребенка затруднено или же наоборот голова запрокинута назад. Когда малыш расположен лицом к маме, то свою голову он может положить маме на грудь, как на подушечку, и сладко поспать, отдохнуть.


Теперь рассмотрим немного физиологию со стороны несущего – обычно это мама.

Позвоночник уже сформированного взрослого человека похож на латинскую буковку S – имеет четыре изгиба, которые амортизируют наши шаги. Когда малыш расположен лицом к маме, то его вес равномерно распределяется по маме, словно размазывается, и нести малыша легко. Если малыша переворачиваем лицом от себя, то нести его становится тяжело. Ощущение, как будто мы несем отдельную сумку – центр тяжести смещается. Чем больше вес малыша, тем больше мамины плечи и спина скругляются вперед, а поясница прогибается. Со временем осанка мамы приобретает форму вопросительного знака. Также смещение центра тяжести оказывает дополнительную нагрузку на тазобедренные суставы и стопы родителя.

Психология.

Положение лицом от мамы вредно с точки зрения психологии. Малыш постоянно видит движение, мигающие образы, много новой и непонятной информации. И главное – информация не может иссякнуть в тот момент, когда малыш от нее устал. Он не может отвернуться, не может спрятаться в мамочку, он может только закрыть глаза. Поэтому при перевозбуждении ребенка мозг включает защитный рефлекс – ребенок засыпает с отвисшей вниз головой, а это стрессовый и неудобный сон. И такую картину, к сожалению, я наблюдаю часто на улицах города.

Очень хорошие исследования в 2008 году провели в Великобритании. В них принимало участие более 2500 пар: мама-ребенок. Исследования были направлены на изучение взаимодействия малыша и родителей, на определение уровня стресса в детском организме, когда малыша везли в коляске к маме лицом и лицом к миру.

Итак, для гармоничного роста и развития ребенка очень важно, чтобы родители замечали и мгновенно откликались на его нужды и потребности, на его чувства и эмоции.

В исследовании принимали участие детки с рождения и до трех лет, это тот период, в который обычно носят малыша на руках, в слинге и возят в коляске.

60% деток из 100% при прогулке молчали. Детки до годика в основном спали. Детки, которых везли лицом к миру, просились на ручки в 5 раз больше, чем те, кто ехал лицом к маме. С детками, которых везли лицом к себе, мама общалась намного активнее, и они чувствовали себя в безопасности, нежели ребенок, которого везли лицом от себя. Маме и ребенку необходимо общение, необходим контакт, если ребенок отвернут лицом от мамы, то она меньше с ним общается, не видит мимику малыша. Когда малыш повернут лицом к родителю, общение происходит всегда, и оно намного ярче и красочнее. Она чаще называет малыша по имени, даже говорит с ним о природе и погоде как со взрослым. Этот момент был проверен на мне, когда я носила малыша в слинге, мне постоянно хотелось с ним общаться, и ребенок отвечал взаимностью.

Также дети лучше засыпают, когда чувствуют себя в безопасности. Безопасность, согласно пирамиде Маслоу, – одна из базовых потребностей любого человека.


Контакт с родителем позволяет деткам чувствовать себя спокойным и защищенным, в отличие от деток, которых везут или несут лицом от себя. У таких деток при исследовании наблюдалось эмоциональное напряжение и перевозбуждение, им сложнее было уснуть.

Психика наших малышей еще формируется. Им еще предстоит научится отличать важное от незначительных деталей, игнорировать ненужную информацию и правильно реагировать на нее. Если малыш находится лицом от мамы, он чувствует себя одиноким и незащищенным. Ему необходимо познавать мир, но делать это нужно вместе с мамой. Находясь лицом к маме, он также смотрит по сторонам и все прекрасно видит. Но малыш еще не знает, как реагировать ему на те или иные ситуации. В этом в первую очередь ему помогает мама – своим голосом, своей мимикой. Ребенок может испугаться подошедшего человека, но увидев, что мама улыбается, успокоится, будет улыбаться тоже. Если перед глазами нет мамы, ребенку приходится постоянно принимать решения самому: как ему реагировать на то или иное событие. Это переутомляет его и перегружает детскую психику.

На своих консультациях я разговариваю, объясняю маме, меняю интонацию и всегда улыбаюсь)))Помогаю деткам принимать решения и быть в хорошем настроении.

Расскажу очень хороший анекдот на тему)))

- Давайте определим причину вашего невроза, – предлагает психиатр пациенту. – Скажите, что у вас за работа?
– Я сортирую апельсины.
– Ну и что же в этом сложного?!
– Мне нужно отсортировать апельсины: в одну корзину большие, в среднюю поменьше и в маленькую – маленькие.
– Так почему же вы нервничаете на такой спокойной работе?
– Спокойной?!!! Да поймите же вы наконец, что целый день я должен принимать решения, решения, решения!!

Вот также и нашему ребенку приходится постоянно принимать решения, и они, как мы понимаем, не всегда будут приняты верно.

Ношение ребенка лицом от себя вызывает у малыша не приятные ощущения, а стресс. Вторая часть исследований показала, что ритм сердцебиения у ребенка учащается, когда его переворачивают от себя, и понижается, когда везут лицом к маме, то есть ребенок успокаивается.

Когда малыш находится лицом к маме, у него открывается прекрасный обзор и влево, и вправо, и назад (деткам постарше). Увидев незнакомого человека или испугавшись машины, малыш всегда может спрятаться в мамочку, прижаться к ней лицом и … посмотреть еще раз. Он будет чувствовать защиту и познавать мир вместе с вами.

Он в любой момент может приложиться к маминой груди, что не может сделать ребенок, отвернутый от мамы.

Контакт кожа к коже малыша и мамы позволяет недоношенным деткам догнать по развитию своих ровесников по рождению (метод кенгуру). Вибрация голоса матери и ее сердцебиение действуют как успокоительное. Согретый Вашим теплом животик малыша помогает справиться с коликами.

Теперь о зрении.


У ребенка зрение формируется до школьного возраста. В первый месяц жизни малыш реагирует на свет, затем начинает различать грудь, этому помогает также осязание и обоняние. К 4-6 месяцам малыш начинает различать лицо мамы, лица тех, кто с ним общается и кого он часто видит. Дальше – начинает различать такие фигуры, как куб, шар и прочие. Зачем тогда разворачивать малыша лицом от себя? Он не видит то, что видите Вы. Он будет нервничать, переживать, перевозбуждаться, а не познавать мир вместе с мамой. Многие говорят - а ему так нравится. Если ребенку нравятся конфеты, мы же не будем кормить его одними конфетами? Мама знает, что грудничка следует кормить грудью, а старшенькому нужно правильное, сбалансированное питание. Также и тут, малышу может нравиться то, что перед глазами все плывет и мелькает, но он не понимает насколько это может быть вредно. Понимает Мама!

_______________________________________________________________

Как приучить малыша, привыкшего ” быть лицом к миру”, находится лицом к маме, чтобы правильно носить его на руках и в слинге.

Стандартная ситуация: мама хочет носить своего малыша в слинге, но он начинает капризничать и изворачиваться. Слинг временно откладываем в сторону, можем им пользоваться как одеялом, чтоб малыш уже к нему привык. Теперь начинаем приучать малыша к правильному положению на руках без слинга. С того момента как мама решила носить малыша в правильном положении – лицом к себе, ребенка больше от себя НЕ поворачиваем. Если повернуть малыша лицом от себя, то придется начинать все заново. Мама дала слабину, а малыши это прекрасно понимают. Раз уж мама решила носить так, и она уверена в своем решении, значит так и будет, и это нужно передать и привить малышу.

Носить на руках малыша можно в любых положениях, но только к себе лицом. Самое удобное – это положение на плече и на бедре для деток, которые держат голову.


В этих положениях открывается наибольший простор для просмотра. Если малыш хочет перевернуться, капризничает и плачет, маме нужно с ним разговаривать, нужно быть совершенно спокойной. Ребенку передается настроение мамы. Общайтесь и разговаривайте со своим малышом. Носите его на бедре и будьте актрисой. Заговаривайте ему зубки – рассказывайте, что теперь мама будет носить тебя так и только так:”Нет, мой дорогой! Больше я тебя не переверну, как бы ты не просил! ” Спойте ему любимую песенку, показывайте, что-то интересное, меняйте интонацию, чтоб отвлечь малыша. Повесьте на шею слингобусы и игрушки, дайте ему их в руки, заодно будет развиваться мелкая моторика рук у ребенка.

Обязательно предложите грудь. У малыша должна сформироваться ассоциация мама-руки-грудь, а позже – слинг. Меняйте положение с одного бедра, на другое, на животе, колыбелькой. Пойте песенку, танцуйте с ним, наденьте на себя слинг, пусть малыш к нему привыкает.

Если Вы устали, а малыш продолжает капризничать – положите его на кровать, но не поддавайтесь на плач, не носите от себя лицом. Позже можно пробовать расположить малыша в слинге. Лучше это делать в первой половине дня, когда малыш выспался, покушал и сделал все необходимые утренние процедуры, когда он доволен. Можно выйти на улицу или балкон, но опять же, разговаривать с малышом – он Вас будет слышать и слушать, а свежий воздух на деток действует успокаивающе. Не торопимся и уверенно надеваем слинг. У меня был май-слинг, когда я переучивала своих племянников (мамы не изъявили особого желания и доверили их мне). Я вышла во двор подняла спинку слинга, мы, гуляя, рассматривали виноград во дворе, я рассказывала, какой он вкусный и красивый. Затем незаметно для малыша я накинула одну лямочку, а затем и вторую, продолжая обнимать малыша, покачиваться и ходить. Не останавливайтесь и не переживайте. Ребенок закапризничал, снимаем лямочки обратно, со словами: “ Нет, нет малыш! Все хорошо, смотри какое солнышко!”)))) Я надеюсь, у Вас все получится, так как намотав слинг и немного покачавшись, мой племянник сразу в нем уснул, и это была наша победа. И сон его был спокойным и удовлетворенным, не таким, как у детей, которые засыпают в кенгуру, с отвисшей вниз головой, развернутые лицом от мамы.

___________________________________________________________

Лицом к маме когда?

Ребенка можно носить лицом от себя, когда вы находитесь дома, в знакомой обстановке, рядом все знакомые лица: папа, мама, братишки, сестренки, но недолго. Если у ребенка есть первые признаки отказа от положения лицом к маме, то Вам и дома не рекомендую носить его так, иначе придется переучивать.

Если вы носите малыша дома лицом от себя, то рекомендую Вам его носить так, как показывает невролог С.М. Пиотровский (Москва)


Я желаю Вам удобного, правильного, полезного, теплого слингоношения. Побольше улыбок и радости.

Данная статья составлена слингоконсультантом Борисовой Ольгой.
Копирование данной статьи разрешено автором с указанием активной ссылки на статью.

Вокруг положения лицом от себя сломали много копий. Потому что многие дети в возрасте 2,5 - 6 месяцев, которым хоть раз "показали" это положение на руках, начинают явно предпочитать это положение другим. Сторонники ношения лицом от себя доказывают, что ребенок так познает окружающий мир, а значит, так и надо носить. Противники утверждают, что ребенок испытывает психологические перегрузки, оказывается в эмоциональном вакууме (не видит лица матери и ее реакции на окружающий мир), и вообще связь с матерью так нарушается, поскольку она "отворачивает" ребенка от себя. Оба аргументы достаточно сильны для того, чтобы вогнать молодую маму в ступор: а как все же надо? Ограничить ребенка в познании мира или рискнуть перегрузить его психику? Выбрать то, чего требует ребенок или сделать так, как советует слингоконсультант?

Ребенок в возрасте около трех месяцев начинает более отчетливо видеть окружающие его предметы. Это так увлекательно и интересно, что даже будучи в плохом настроении он затихает, стоит его развернуть лицом в большой мир, к этим потрясающим штукам, которые вдруг стали видны. Родители пользуются этим положением все чаще, ребенок начинает его требовать. Когда он подрастет, он будет так же требовать мультиков, но насчет мультиков родители точно знают, что долго смотреть их вредно, а вот насчет положения лицом вперед у них такой мысли не возникает. Однако параллель более чем очевидная. Врачи и психологи из разных стран обращают на это внимание родителей. Психолог Анна Лапшина, Россия : "Многие родители считают, что носить маленького ребёнка в положении лицом от себя - интересно и безопасно для него. Однако это не совсем так. Дело в том, что когда ребёнок постоянно обращён лицом к миру, на него обрушивается неограниченный поток впечатлений. ... Длительное ношение в положении лицом к миру сродни неограниченному доступу ребёнка к компьютеру или телевизору". Доктор Эвелин Киркилионис, Германия : "Ребенок непосредственно столкнется с огромной массой впечатлений. Нашим малышам еще предстоит научиться отличать важное от незначительных деталей, игнорировать ненужную информацию. Младенец, которого несут таким образом, не имеет возможности фильтровать впечатления, спрятаться от них; он обречен на перевозбуждение, что приведет к проблемам со сном. Это только кажется, что младенцу необходимо и приятно иметь такой обзор. Но поток информации не может иссякнуть именно в тот момент, когда малыш от него устанет, а сам ребенок в такой позиции не имеет возможности спрятаться".

Однако реакция на возросшую психическую нагрузку не всегда очевидна, ведь разные дети по-разному ее переносят. Поэтому совершенно не обязательно ребенок, которого много носят на руках лицом вперед, будет закатывать вечерние концерты или хуже спать. Зато заметно, что когда ребенок находится в положении лицом от взрослого, центр тяжести взрослого сильно смещен. Поэтому чем тяжелее ребенок, тем больше будут плечи взрослого и верхняя часть спины скругляться, а поясница - прогибаться. Со временем у родителя формируется привычная осанка типа "вопросительный знак". Мам, которые много носили лицом вперед по ней видно сразу. Кроме того, смещение центра тяжести - это еще и дополнительная нагрузка на тазобедренные суставы и стопы родителя.

Теперь про ребенка. Когда мы носим лицом к себе, спинка у ребенка скруглена. Это позволяет межпозвоночным дискам малыша работать в полную силу и амортизировать ваши шаги.

У нас, у взрослых, есть четыре изгиба позвоночника, наш позвоночник имеет форму буквы S, и эти изгибы как раз и амортизируют шаги у взрослых. А у детей позвоночник больше похож на букву С, изгибы формируются постепенно, а потому амортизировать межпозвоночные диски лучше всего будут в скругленном положении. Распрямите позвоночник - межпозвоночные диски сплющатся, их способность амортизировать резко снизится. В положении лицом вперед позвоночник расправлен и даже выгнут назад, т.е. межпозвоночные диски дополнительно сжаты.

Ну и ножки. Колени не должны быть ниже бедренного сочленения, а в положении лицом от себя как правило носят так, что ножки свисают. Колени должны быть выше попы, только тогда нагрузка переносится с крестца ребенка, который нагружать до самостоятельного сидения не следует, на бёдра, поддержанные руками или слингом, и тело родителя, поскольку в позе с поднятыми коленями ребенок ложится на родителя верхней частью тела.

Мнение родителя (из интернет-дискуссии): "Ребёнку в 3-4-5 месяцев становится тупо скучно сидеть лицом к родителю, а головой вертеть в таком положении не очень удобно. И он начинает ёрзать, вырываться и нервничать. А если посадить от себя, он начинает пыриться в окружающую действительность и радоваться жизни". Ну что же, выходит, в 3-4-5 месяцев и начинается родительская работа. Головой вертеть неудобно, но полезно для развития мышечного корсета. Овощи есть невкусно, но полезно для перистальтики. Учиться правилам хорошего тона неинтересно, но полезно для социальной адаптации. Иногда приходится выбирать между полезным и удобным, вкусным, интересным. Родители выкладывают ребенка на животик, даже если он протестует. Потому что это полезно, в том числе для развития мышц спины и шеи. Вертеть головой - не менее полезно для развития этих мышц. Есть положения, которые позволяют ребенку смотреть вокруг, но при этом не перегружать спину родителя и не отвыкать от положения лицом к родителю.

1. На плече. Лучшая альтернатива положению лицом вперед для ребенка, который еще не держит голову, т.к. ребенок к маме прижат животиком и при этом по сторонам смотрит.

2. На бедре, с возраста, когда держит голову. Тоже лучшая альтернатива.
3. Высокая колыбелька. Голова ребенка лежит у вас под ключицей, а не в сгибе локтя, придерживаете одной рукой за бедро, предплечье и плечо поддерживают спину и попу. У меня, к сожалению, фото нет на руках в высокой колыбельке, есть только в обычной, в высокой колыбельке голова просто у вас под ключицей, а не как тут, и ребенок сразу компактней становится.

В слинге с кольцами вот инструкция высокой колыбельки . То же самое можно делать в шарфе. Но прочитайте примечание, это поза не для длительного ношения!
4. Позиция-перебивка: сменить ракурс ненадолго или перехватить из положения в положение.

То есть взамен одного положения на руках вы можете дать ребенку три и чередовать их, когда он начинает нервничать и ёрзать в одном из них, что, поверьте мне, гораздо полезнее для ребенка и для взрослого. Если же вы все-таки еще изредка носите лицом от себя после всех этих позиций, то приучите себя делать это так, как показано на фото ниже, только дома и не больше получаса в день.

P.S. Хочется обратить внимание родителей, выбирающих переноску "кенгуру" для ребенка из-за возможности носить в ней лицом от себя, что один из крупнейших производителей таких переносок Cybex не так давно разместил у себя на сайте следующую информацию:
" Ребенок в возрасте до 6 месяцев очень нуждается в визуальном контакте с матерью или отцом, а повернутый лицом к внешнему миру он лишен такой возможности и начинает волноваться. Он не может уединиться и постоянно находится в центре внимания. Кроме того, ребенок не может контролировать перевозбуждение". Как мне кажется, если уж об этом написал производитель "кенгуру", стоит прислушаться к данной информации. После 6 месяцев интерес ребенка к данному положению на руках значительно снижается, а вес увеличивается настолько, что редкий родитель начинает носить ребенка лицом вперед после полугода. А значит, и приучать к этому положению не стоит.

С каждым годом все больше мамочек по всему миру обращают внимание на слинги. Тому есть масса причин. Они очень похожи на привычные всем «кенгурушки», но намного удобнее. Такое приспособление позволяет носить малютку, как это удобно маме:

  • на спине;
  • на боку;
  • на животе.

Если вы тоже решили использовать эту новинку, вам обязательно нужно понять, как правильно завязать май-слинг. Процесс несложный, но если вы сделаете что-то неправильно, то через некоторое время рискуете получить боли в спине и другие неприятности.

Любая опытная слингомама отлично знает, как завязать май-слинг «Гусленок» или изделие других фирм. А вот новичкам будет непросто. Для них и предназначена сегодняшняя статья.

Пред тем, как изучить, как завязать май-слинг, давайте выясним что это такое. Изделие пришло к нам из азиатских стран. Он широко используется в Японии и Китае.

Май-слинг похож на знакомые всем с детства ватно-марлевые повязки, только гораздо большего размера. Это прямоугольный кусок ткани, по всем углам которого пришиты длинные и широкие лямки. Полотнище выполняет функцию опоры для новорожденного, а шлейками конструкция привязывается к маме.

В зависимости от фирмы изготовителя, лямки у май-слинга могут быть разными. В разных моделях варьируется длина, ширина, плотность ткани, наличие или отсутствие дополнительной прошивки.

Имеются различные вариации изделия: с подголовником или без него. Эта деталь май-слинга может быть съемной или составлять одно целое с полотном.

Все эти «полезности» совершенно не влияют на то, как завязать май-слинг. Но, например, чем мягче и шире лямки, тем правильнее будет распределяться нагрузка на плечи и спину мамочки.

С какого возраста его используют?

В азиатских странах такие переноски мамочки используют практически с самого рождения. Но наши специалисты не советуют начинать слишком рано, рекомендуют подождать хотя бы до 2 месяцев.

Существует несколько вариантов, как завязывать май-слинг для новорождённых:

  • «вертикальный эмбрион» - тут ребенка устраивают вертикально с поджатыми ножками, а головку кладут на грудь маме и фиксируют дополнительным валиком;
  • «колыбелька» - в этой позиции малютка фиксируется так, как если бы он лежал на руках у мамы.

Когда ребенок немного подрастет и будет уверенно держать головку и спину, его можно переносить вертикально в позе «буквы М»: ножки крохи согнуты в коленях, широко разведены и приподняты чуть выше таза.

Носить май-слинг можно так долго, как это вам удобно. Верхней возрастной границы тут нет. Если позволяет вес, в этом приспособлении можно таскать даже трехлетнего сорванца.

Чем хорош слинг?

Как и любая вещь, май-слинг имеет свои плюсы. Во-первых, малютка всегда находится максимально близко к маме, что важно для психического развития.

Руки мамы при этом остаются свободными. Она может спокойно заниматься домашними делами.

Если вы любите дальние прогулки, живете в многоэтажке без лифта или часто путешествуете общественным транспортом, без тканевой переноски просто не обойтись.

Другие плюсы май-слинга:

  • очень прост в освоении;
  • легкий и удобный;
  • быстро снимается и надевается;
  • отлично фиксирует ребенка в непосредственной близости от мамы;
  • вес малыша равномерно распределяется на спину и оба плеча взрослого;
  • надежные лямки позволяют носить кроху на спине и не опасаться, что он вывалится;
  • длина лямок регулируется, а широкий капюшон скрывает ребенка от посторонних;
  • вы можете спокойно покормить ребенка на улице и никто этого не заметит.

Положение «колыбелька»

Так носят даже очень маленьких детей. Малютка находится в таком положении, как если бы вы держали его на руках.

Итак, вот инструкция по тому, как завязать май-слинг «колыбелькой».

  • Первое действие при завязывании конструкции всегда одинаковое. Нужно повязать его наподобие передника и фиксировать крепким узлом.
  • Возьмите малютку на руки, как будто собираетесь кормить. Шейка должна быть уложена на вашем локтевом сгибе. Такое положение позволяет держать кроху одной рукой, подхватывая его за бедрышко.
  • Немного сдвиньте детку в сторону так, чтобы головка лежала у вас на груди, а таз передвинулся к вашему бедру.
  • Одной рукой обнимайте ребенка, а другую поместите под полотнище спинки слинга. Ухватитесь за тот край, что находится под ножками крохи и проведите его под коленочками ребенка.
  • Не меняя натяжения ткани, скользящим движением забросьте шлейку на свое плечо.
  • Перехватите ребенка, одновременно поднимая полотнище май-слинга и расправляя его вдоль спинки малыша. Двигаемся от попки вверх по позвоночнику, натягиваем материю под головкой. По возможности малыша нужно чуть приподнять так, чтобы его головка оказалась возле вашей подключичной впадины.
  • У головы крохи шлейку разворачиваем и кладем себе на плечо изнанкой кверху. Таким образом, под головкой малыша получается своеобразный кармашек для головы.
  • На спинке у крохи получилось много складок. Необходимо их расправить и стянуть книзу так, чтобы они оказались под малышом.
  • Меняем обнимающую ребенка руку, а освободившуюся заводим назад.
  • Просуньте руку под ближайшую к вам шлейку и ухватите ту, что находится со стороны головы малыша. Натяните ее так, чтобы головка поддерживалась плотно, но подбородок крохи не был прижат к его груди. Между нижней челюстью ребенка должно свободно помещаться 2 пальца.
  • Протяните лямку под мышкой и вытяните ее высоко вперед.
  • Зафиксируйте шлейку той же рукой, которой держите малютку, не ослабляйте натяжения.
  • Теперь расправьте ткань. На спинке крохи не должно остаться складочек.
  • Снова перехватите руки. Вам нужно освободить ту ладонь, что находится со стороны головы малыша.
  • Поместите свободную ладонь за спину и ухватите лямочку, свисающую со стороны ножек малютки. Протяните ее через лопатки по диагонали и выведите под рукой наперед.
  • Заведите обе лямки под нижнее плечико крохи и скрестите их между собой. Прижмите перекрутом все излишки материала, которые вы раньше опустили книзу.
  • Конец одной шлейки протягивайте под малышом, одновременно прижимая всю лишнюю материю. Вторую заведите обратно за спину.
  • Первую шлейку протяните под ножками детки и также выведите назад. Затяните узел на пояснице. Расправьте все складочки и неровности.

Май-слинг на животе для грудничков

Как мы уже говорили, носить малютку в такой позе можно с раннего детства. Итак, май-слинг для новорождённых (инструкция). Завязывать такое приспособление нужно исключительно на животе. Малютка будет спрятан в конструкцию полностью, вместе с ручками и ножками. Внешне очень похоже на небольшой комочек, уютно устроившийся на груди у мамочки.

Поскольку грудной ребенок очень маленький, то размеры май-слинга необходимо немного уменьшить. Несколько раз подверните поясную бретельку так, чтобы получился небольшой валик.

  1. Завяжите слинг вокруг себя, как обычный фартук, изнанкой наружу.
  2. Возьмите малютку и устройте его на животе лицом к лицу в «лягушачьей» позе: согнутые в коленях ножки широко разведите в стороны и подожмите пяточки к попке.
  3. Осторожно удерживая кроху одной рукой, покройте его тканью слинга.
  4. Устройте верхние бретели на своих плечах.
  5. Удерживая грудничка одной рукой, свободную поместите за спину и ухватитесь за шлейку, расположенную с противоположного бока. Протяните лямочку под мышкой и вытяните ее вперед.
  6. Все то же самое проделайте и другой рукой. Первую бретель при этом держите туго натянутой.
  7. Подтяните шлеи так, чтобы дитя плотно прижалось к вашей груди и животу.
  8. Расправьте шлейки скрестите их на спинке крохи (не под ягодицами!). Концы поместите за спину и завяжите на пояснице.

Май-слинг спереди

А эта инструкция показывает, как завязать май-слинг для более старшего ребенка. В таком виде можно переносить малышей 4-5 месяцев и старше.

  • Первые несколько пунктов идентичны тому, как носят грудничков. Разница заключается в посадке крохи.
  • Когда май-слинг уже завязан и лежит фартуком на коленках, возьмите дитя и посадите себе на живот. Ножки малютки широко разведите в стороны. Проследите, чтобы дитя располагалось строго посредине.
  • Теперь покройте спинку ребенка полотнищем май-слинга и повторите все пункты из предыдущей инструкции.
  • Когда вы вытяните шлейки сзади и перекрестите их на спинке малыша, проведите концы под коленями детки, а потом заведите за свою спину.
  • Затяните 2 узла, расправьте все складки и убедитесь, что ребенку удобно.

Детям старше полугода ручки можно не прятать. Для этого достаточно правильно отрегулировать полотнище по высоте, подвернув нижний край несколько раз.

Положение лицом вперед

Многие мамочки интересуются, как завязать май-слинг лицом вперед. Им кажется, что таким образом ребенок будет иметь больше обзора и сможет лучше познавать мир.

Технически такая намотка ничем не отличается от положения «лицом к маме». А вот практически ее не рекомендуют выполнять ни врачи, ни опытные слингомамочки.

Прежде всего, такое положение не позволяет ребенку спрятаться от внешнего мира, если его что-то испугает или он устанет. Обилие информации может привести к перегрузке неокрепшей психики ребенка, повышенной раздражительности.

Кроме того, в такой позиции позвоночник ребенка выгибается в обратную сторону, что может негативно отразиться на его формировании.

Ну, и наконец, такая перевязь просто неудобна маме. Вес ребенка смещает центр тяжести в неправильное положение и тянет мамочку вперед. Нагрузка на позвоночник при этом будет просто сумасшедшая. Уже после получаса такого ношения вы почувствуете невероятную боль в спине и шее.

Слинг сбоку

Многие мамы не понимают как завязать май-слинг на боку. Сделать это несложно.

Вот небольшая, но достаточно подробная инструкция, как завязать май-слинг на бедре.

В положении за спиной

Таким образом чаще всего переносят детей годовалого возраста и старше. Раньше этого делать не стоит, так как более маленький ребенок постоянно нуждается в неусыпном контроле мамы. Если вы не знаете, как завязать май-слинг, просто следуйте нашей инструкции:

  1. Возьмите май-слинг за нижние лямки и повяжите сзади на поясе изнанкой наружу так, чтобы полотно прикрывало попу.
  2. Теперь посадите ребенка на бедро. Его ножки должны быть расставлены и немного «обнимать» вас в области талии.
  3. Удерживая кроху, нагнитесь вперед, одновременно перемещая дитя к себе на спину.
  4. Не меняя положения дотянитесь до плечевых бретелей (они лежат на полу) и накройте полотнищем малыша сверху.
  5. Продолжая удерживать дитя одной ладонью, другой забросьте бретели себе на плечи.
  6. Подтяните шлейки так, чтобы детеныш оказался плотно прижат к вам сзади.
  7. Проведите лямочки у себя под мышками. Можно скрестить их на груди, однако, это не всем нравится.
  8. Перекрестите шлейки на спине ребенка. Обратите внимание! Не под ягодицами, а именно на спине!
  9. Теперь протяните бретели под коленочками крохи и выведите их наперед.

Затяните двумя крепкими узлами на животе. Расправьте все складочки и неровности.

Техника безопасности

  • Когда ребенок расположен вертикально, следите, чтобы край материи не сползал ниже лопаток крохи. Иначе, он может выпасть.
  • Контролируйте, чтобы между подбородком и грудкой малютки всегда был промежуток не менее 2 ваших пальцев.
  • Если вы носите ребенка спереди, старайтесь не наклоняться. При необходимости поднять что-то с пола, лучшим решением будет присесть, широко расставив ноги.
  • При поездках в автобусе или метро убедитесь в том, что малютку видно из-под полотна слинга. Иначе окружающие могут его просто и случайно травмировать.

Типичные ошибки

  • Если болит спина или не видно дороги, значит вы повязали май-слинг неверно, слишком низко или высоко соответственно.
  • Когда в положении «колыбелька» вам неудобно кормить кроху грудью, слинг завязан очень низко.
  • Если шлейки сдавливают плечи, значит где-то расправлены не все складочки. Или же лямки слишком сильно натянуты.
  • Если вам мешают болтающиеся ножки ребенка, значит вы расположили его неправильно. Их нужно развести еще шире и прижать к вашему животу.

Помните! При правильно завязанном май-слинге, у вас не может ничего болеть или натирать.

Многие мамы спрашивают, есть ли возможность в слинге носить ребенка лицом от себя ("лицом к миру")? Технически - несомненно. Вы поразитесь, насколько богата бывает фантазия у мам, которые носят не только "лицом к миру", но и нередко "лицом в асфальт".

Насколько это полезно, оправданно или же наоборот вредно - давайте разбираться.

Как возникает привычка носить ребенка "лицом от себя /к миру"?

Есть в общем-то, два незамысловатых пути:).

  • Экспериментальный.

    Малыш плачет, капризничает, мама пробует его успокоить, отворачивает от себя - и о! малыш замолкает! "Работает!" - радуется мама и начинает применять этот метод все чаще и чаще. Заметьте, что мы не решаем при этом ту проблему, что волновала малыша. Мы его просто отвлекаем от нее. Хорошо ли это или плохо с точки зрения психологии - плоды будем пожинать позже. Однажды каждая мама на этом спотыкается: отвлечения не работают, и приходится напрячь мозг, чтобы придумать что-то другое. Носить лицом от себя такие мамы начинают неосознанно, в попытке достичь комфортного сосуществования с ребенком путем наименьшего сопротивления:).

  • Подражание

    "Так носят подружки", "видела на улице", в интернете и так далее. Это попытка решить проблему более широкого обзора для подрастающего ребенка методом подражания.

Ношение лицом от себя/к миру с точки зрения психологии. Сортируем апельсины.

Считается, что если ребенок обращен лицом к миру, он больше узнает о нем, ему интересней. Почему-то при этом мы забываем, что психика ребенка - не аналог взрослого человека, она еще только формируется. Девять месяцев малыш жил в животике мамы и вот однажды он оказался совершенно в другом мире. Он не знает о нем ничего, и именно через взаимодействие с родителями он начинает познавать мир.

Для ребенка очень важны чувства, эмоции, ощущения, мысли мамы относительно незнакомых ситуаций. Первичную информацию о том, как реагировать на что-то, малыш всегда "считывает" с мамы - он смотрит на ее лицо, мимику, чувствует ее эмоциональное состояние, после чего выстраивает свою собственную реакцию на то или иное событие. Соответственно, если мама спокойна, малыш также воспринимаем ситуацию спокойно, и понимает, что все в порядке.

А теперь посмотрим на что мы обрекаем нашего малыша, когда мы несем его лицом к миру. Чем-то напоминает свадебную куклу на лимузине, согласны? Привязали и вперееед, навстречу миру и впечатлениям.

У такого ребенка перед глазами нет родительского примера, и как реагировать на то или иное событие, ему приходится решать полностью самостоятельно решать. Разумеется, это утомляет и перегружает детскую психику. На эту тему, кстати, есть хороший анекдот:

Давайте определим причину вашего невроза, - предлагает психиатр пациенту. - Скажите, что у вас за работа?
- Я сортирую апельсины.
- Ну и что же в этом сложного?!
- Мне нужно отсортировать апельсины: в одну корзину большие, в среднюю поменьше и в маленькую - маленькие.
- Так почему же вы нервничаете на такой спокойной работе?
- Спокойной?!! Да поймите же вы наконец, что целый день я должен принимать решения, решения, решения!!

Примерно в такой же ситуации находится ребенок, сидящий лицом к миру. Не имея возможности ориентироваться на маму, он каждый раз самостоятельно принимает решение и делает выбор, как среагировать на то или иное событие, в какую корзину положить тот или иной "апельсин".

Так вот на самом деле, исследовательский энтузиазм и здоровое любопытство гораздо более проявлены у тех детей, у которых изначально заложено базовое доверие к маме, ощущение безопасности и комфорта.

Интересно, что в колясках наблюдается тот же самый эффект. По данным , дети, расположенные лицом к миру, "чувствуют себя более изолированно и одиноко, нежели предполагают родители. Обращенность лицом к родителю придает детям спокойствие и уменьшает эмоциональный стресс".

"Это только кажется, что младенцу необходимо и приятно иметь такой обзор. Но поток информации не может иссякнуть именно в тот момент, когда малыш от него устанет, а сам ребенок в такой позиции не имеет возможности спрятаться, во-первых, потому что данная позиция конструктивно не позволяет этого, а во-вторых, ребенка настолько захватывает обилие впечатлений, что он не сможет успокоиться вовремя," - утверждает доктор Эвелин Киркилионис (Германия).

Итого, ношение ребенка лицом от себя нежелательно с точки зрения психологии так, как:

  • У ребенка нет возможности познавать окружающий мир, опираясь на мамин опыт и ее восприятие, это переутомляет психику.
  • У малыша нет возможности фильтровать потом впечатлений (уткнуться в маму, если он устал, отвести взгляд и как-либо спрятаться от несущегося на него потока информации). Это вызывает психологическую перегрузку и эмоциональное перевозбуждение.

Ношение лицом к миру с точки зрения физиологии

Наш позвоночник не является идеально прямым. Позвоночник взрослого человека имеет четыре небольших изгиба, напоминающих латинскую букву S, и благодаря которым мы обладаем гибкостью, можем держать равновесие и амортизировать нагрузки во время ходьбы, бега и прыжков.

Однако эти изгибы позвоночника не являются врожденными. Они формируются постепенно по мере физического развития ребенка как следствие адаптации к силе тяжести. Именно поэтому в течение первого года жизни крайне важно обеспечить позвоночнику равномерную поддержку . Подробнее о формировании позвоночника можно почитать в

Но далеко не все переноски позволяют адекватно поддержать спинку малыша.

В кенгуру да и любой другой переноске, если ребенок находится лицом к миру, принципиально невозможно обеспечить равномерную поддержку позвоночника. Положение малыша там похоже на червяка в стакане. Разумеется, его можно постараться поплотнее прижать к несущему, но говорить о хотя бы сколько-то адекватной поддержке спины вообще не приходится.

Сравните положение с тем, когда ребенок находится лицом к маме. Мы имеем возможность отрегулировать и подтянуть любой сантиметр ткани и обеспечить максимально равномерную поддержку по всей длине позвоночника, включая шейный отдел и бедра.

И еще один немаловажный момент. При ношении в переносках лицом от себя малыш висит на промежности, вся нагрузка приходится на копчик и нижние отдела позвоночника, что крайне нежелательно для несидящего самостоятельно малыша. По сути ваш малыш сидит на попе, хотя сидеть ему еще нельзя. При этом он не просто сидит, а висит на промежности - насколько это "комфортно" можно проверить на личном опыте, подвесив себя аналогичным образом:).

При ношении лицом к себе ножки малыша находятся совсем в другом положении: колени выше попы, бедра равномерно поддерживаются тканью, а попа отставлена от мамы и провисает "в кармашке". Это позволяет компенсировать вертикальную нагрузку и снять ее с тазовой области.

Кому сложно оценить перераспределение нагрузки, рекомендуем взять большую тяжелую сумку и вдвоем ее поднять. Пусть один держит ручку выше, а другой ниже. А потом оцените, какая доля нагрузки ложится на того, кто держит ручку ниже, вплоть до того, что чем выше верхняя ручка, тем больше "халявит" нижняя:)

Тазобедренный сустав (ТБС) у маленького ребенка является незрелым, суставная впадина ТБ сустава ребенка уплощена и расположена более вертикально, в сравнении со «взрослым суставом», а связки сустава излишне эластичные. Для его правильного формирования очень важно, чтобы головка бедренной кости вставлялась в вертлужную впадину под нужным углом.

Это происходит естественным образом, когда ножки малыша находятся в положении "лягушечки".

Это нормальное положение ТБ суставов малыша, и при ношении его как на руках, так и в переноске важно сохранять это положение ножек. При ношении лицом от себя в слинге или кенгуру невозможно воссоздать такое положение. Ноги малыша просто свисают вниз. Значит ли это, что у малыша непременно будут проблемы с тазобедренным суставом? Нет. Но посылки к этому создаются, а проверять на своем ребенке, выльются эти предпосылки во что-то более серьезное или нет - решать вам. Статистически ношение с выпрямленными ногами существенно увеличивает риск дисплазии ТБС:

"Отмечена прямая связь повышенной заболеваемости и традиции тугого пеленания выпрямленных ножек младенца. У народов, носящих детей в переносках с выпрямленными ногами (индейцы Сев.Америки и Канады), отмечается повышенное количество случаев дисплазии ТБС. А вот в тех странах, где новорождённых не пеленают, не ограничивают свободу их движения, носят детей вертикально с разведенными ножками, заболеваемость значительно ниже. Например, в Японии в рамках национального проекта в 1975 году была изменена национальная традиция тугого пеленания выпрямленных ножек младенцев. Результат: снижение врождённого вывиха бедра с 1.1 — 3.5 до 0,2%" (Yamamuro T, Ishida K. Recent advances in the prevention, early diagnosis, and treatment of congenital dislocation of the hip in Japan. J. Clinical orthopaedics and related research 1984 Apr;(184):34-40).

Итого, с точки зрения физиологии ношение ребенка лицом от себя противопоказано так, как:

  • незрелый позвоночник не имеет должной поддержки по всей длине
  • нагрузка приходится на нижние отделы позвоночника и копчик, что недопустимо для ребенка, который не умеет самостоятельно сидеть
  • препятствует нормальному формированию ТБС ребенка

Ношение лицом к миру и здоровье мамы

Мам, которые много носят ребенка лицом к миру, видно сразу: у них характерная осанка "а-ля вопросительный знак". Чтобы компенсировать тяжесть болтающегося низко висящего ребенка, маме приходится чрезмерно прогибать спину, и разумеется, это не может не сказаться на ее комфорте и здоровье. Когда ребенок равномерно притянут к маме, распределение веса на несущего происходит совсем по-другому, центр тяжести не смещен, носить малыша намного более удобно.

Зрение малыша.

Забавно, что ношение лицом к миру многие мамы практикуют буквально с рождения, забывая о том, что новорожденный ребенок видит всего лишь на расстоянии приблизительно 20-30,5 см. Это достаточно для того, чтобы разглядеть лицо человека, который держит его на руках. И это все, что ему нужно в этом возрасте, так как ваше лицо − самый интересный объект для разглядывания в этот период. Чуть позже (примерно 2мес) проявляется интерес к контрастным предметам (черно-белое) и лишь в 4 месяца (!) начинает развиваться глубина зрения, которая позволяет малышу оценивать расстояние до предмета. Детки становятся более любопытными, хотят принимать участие во всем происходящем, все рассмотреть. Эта задача легко решаема и совсем необязательно отворачивать малыша от себя:

Как отучить малыша от положения "лицом к миру"?

А что делать, если вы хотите носите малыша правильно, но он уже привык к положению "лицом к миру"? Как и формирование любой привычки, отучение от привычного положения займет некоторое время, но не так уж много:). Обычно при спокойных последовательных действиях мамы на это уходит одна-две недели.

  • Прекратите носить малыша лицом от себя. Совсем. Даже дома, даже на 5 минут.
  • Желательно, но не обязательно, чтобы домочадцы сделали тоже самое. Ребенок способен усвоить разницу, что "мама носит только так, а папа вот так".
  • Используйте положения "на бедре", "на плече", "за спиной".
  • Если малыш начал протестовать, положите его на диван, поиграйте с ним. Мягко, но настойчиво приучайте малыша к тому, что "будет только так". Впоследствии вам эти навыки неоднократно пригодятся. Мама должна быть как природа - мягкая, заботливая, но с непреложными законами, которые она нежно, но настойчиво устанавливает:)

Преимущества ношения лицом к себе:

  • Физиологичное положение ребенка (равномерная поддержка позвоночника, ТБС)
  • Ножки ребенка расположены так, что не мешают маме ни при ходьбе, ни про сидении
  • Ребенок может комфортно спать, положив голову на маму, и его головку можно зафиксировать, чтоб она не болталась
  • Можно кормить ребенка грудью
  • Психологический комфорт ребенка, эмоциональная стабильность
  • Сохранность близости и интуитивно-чувственной связи с мамой
  • Комфортное распределение нагрузки на несущего

Недостатки положения лицом от себя:

  • Позвоночник не поддерживается, как следует
  • Положение препятствует правильному развитию ТБС
  • Переутомление и излишнее эмоциональное напряжение
  • Нарушение эмоционального и чувственного контакта с мамой
  • Нет возможности для комфортного сна (ребенок болтается, голова тоже)
  • Смещен центр тяжести, маме очень тяжело нести
  • Ножки ребенка бьют маму по нежным местам при ходьбе, мешают при сидении или ходьбе по лестницам.

Как обеспечить обзор для ребенка в положениях лицом к маме:

Вопреки убеждениям некоторых мам, ребенку зачастую вполне хватает бокового обзора при классическом ношении лицом к маме . Для того, чтобы посмотреть по сторонам, малышу достаточно повернуть голову. При этом можно общаться с мамой и окружающими, кормиться, а если устал - с комфортом поспать

Положение на бедре , которое можно использовать тоже с рождения, дает ребенку еще больший радиус обзора, при этом сохраняя все преимущества классического слингоношения: и контакт с мамой, и психологический комфорт, и физиологичность положения. Малышу видно и то, что происходит спереди, и то, что сзади.

И еще одно положение "за спиной " также обеспечивает ребенку весьма широкий обзор. Наиболее удобно и оптимально оно будет в слинге-шарфе (длинном или коротком). Шарф позволяет расположить ребенка довольно высоко, так, чтобы он смотрел из-за плеча мамы. Немного менее удобен будет май-слинг, а вот в рюкзаке ребенок находится довольно низко и имеет обзор только по бокам. Заспинное положение чаще всего используется с детьми постарше, после предварительного освоения положения спереди и/или на бедре.

Как видите, обеспечить достаточный обзор для подрастающего любознательного ребенка не так уж сложно. При этом совершенно нет необходимости приносить в жертву здоровье малыша и собственную спину:). Ну а комфортное ношение откроет перед вами мир без границ, потому что в слинге вам открыты все дороги! Приятных прогулок и путешествий!

При написании статьи использованы материалы:
Шапошников Ю. Г. (ред.) Травматология и ортопедия. Руководство для врачей. т3, 1997
"Porter mon bébé" , авторы Cécile Cortet и Céline Guerrand-Frénais
Babywearing Safely and Securely
Elizabeth Antunovic
Яков Леонтьевич Цивьян, книга «Специальность — хирург».
Британское исследование "What"s life in a baby buggy like?
The impact of buggy orientation on parent-infant interaction and infant stress."
Researh study carried out by Dr.M.Suzanne Zeedyk
in collaboration with the National Literature Trust-nov 2008

Выражаю огромную признательность за фото Ире Авив и Марине-kuddrya


Вконтакте

Перевод: Катерина Цывылева

Ergobaby.com периодически получает обращения заботливых родителей, которые спрашивают, могут ли они носить детей на себе "лицом наружу". Определенно, ими движет стремление постоянно развивать ребенка, знакомить его с окружающим миром. Мы постараемся ответить на этот вопрос, опираясь на научные открытия, сделанные за последние несколько десятилетий. Рассмотрев этапы развития ребенка первого года жизни, мы определим оптимальные виды переносок и способы ношения детей, чтобы выбор, который сделают родители, был осознанным и основанным на исчерпывающей информации.

Необходимость мозговой стимуляции

Начнем с того, что стимуляция мозговой деятельности ребенка родителями - это действительно правильно и хорошо. Результатом огромного количества исследований стало подтверждение того, как жизненно важна для ребенка правильная стимуляция мозговой активности. У новорожденного ребенка количество нейронов в мозге соответствует параметрам взрослого человека, но отсутствует то невероятное количество нейронных связей, которые формируются с возрастом и в итоге образуют уникальную личность отдельно взятого ребенка. Становление этих связей напрямую и полностью зависит от характера стимуляции, которую ребенок получает от окружающего мира.

Любой опыт, получаемый ребенком, активирует определенное количество мозговых нейронов. Чем чаще повторяется какое-либо впечатление, тем прочнее становится связь между активированными нейронами. Как иногда говорят нейробиологи, cells that fire together, wire together (на самом деле это говорит нейропсихологическая теория Хебба: в результате частой и одинаковой стимуляции одних и тех же клеток мозга между ними устанавливается прочная связь, что является биологической основой памяти и обучения. - прим. переводчика).

Однако, так же, как неуместно учить младенца фигурному катанию, одни типы мозговой стимуляции более уместны для конкретного периода развития ребенка, чем другие. Чтобы понять, как выбирать нужные способы стимуляции мозга, рассмотрим основные фазы развития ребенка первого года жизни.

Четыре стадии развития ребенка

В первые месяцы жизни главная задача развития ребенка - адаптироваться к существованию вне матки. Предстоит освоить множество умений - сосание, переваривание пищи, дыхание, гуление, совершение естественных отправлений, созерцание. Все эти занятия требуют много усилий, и большую часть времени малыш проводит в так называемых "состояниях адаптации": спит, дремлет, возится или плачет. Иногда ребенок также пребывает в состоянии спокойной бдительности: осматривается по сторонам и вникает в окружающий мир, точнее - в мир в поле его зрения, радиус которого в первые месяцы составляет всего 8-10 дюймов. Случайно или нет, такое же расстояние обычно разделяет лица матери и ребенка во время кормления грудью или укачивания на руках.

В возрасте 2-3 месяцев ребенок начинает активно искать визуальных контактов со взрослыми, улыбаться, чтобы привлечь внимание, пытаться "поговорить" или "поиграть" с родителями. Мама стимулирует эти попытки эмоциональной мимикой и певучим, высоким голоcом - в манере, которую блестящий психиатр Дэвид Стерн прозвал "разговором на мамином языке".

Примерно с 2 до 6 месяцев жизни ребенок проявляет активный интерес к человеческому лицу. Главное занятие для малыша этого возраста - обучение социальным взаимодействиям, "считывание" и распознавание огромного количества выражений лица, появляющихся у мамы, папы и других близких взрослых. Пока родители стремятся порадовать свое дитя, общаясь с ним и вызывая ответную реакцию, ребенок учится регулировать и снимать излишнее возбуждение, а порой и стресс, неизбежные в каждой такой игре. Такие "невинные забавы" с точки зрения неврологов имеют огромное значение для формирования базовых умений - сочувствовать, радоваться, справляться со стрессом, а также лежат в основе развития социальных и коммуникативных навыков.

Около 6 месяцев ребенка, с появлением связи "глаз - рука", его внимание постепенно переключается на мир предметов. Малыш уже может передвигаться, для начала - ползком, и приступает к исследованию окрестностей свежеприобретенным методом движения. Значимые взрослые - отец и мать - уже не центр внимания младенца, как было в первые месяцы. Теперь главная задача родителей - помочь ребенку интерпретировать и расшифровывать неоднозначные жизненные ситуации, в которых малыш может почувствовать себя неуверенно.

Наглядным тому примером служит известный лабораторный эксперимент: ребенку предложено пересечь прикрытую стеклом дыру в полу, чтобы добраться до желанной игрушки. Первым делом ребенок вглядывается в материнское лицо: если оно выражает страх или неуверенность - малыш не войдет на опасное место. Если мама своей мимикой одобряет его - он пойдет дальше. Таким образом, ребенок пользуется эмоциональными реакциями значимого для него взрослого, чтобы формировать свои собственные эмоции и поведение.

В этот период ребенок учится перехватывать внимание взрослого, прослеживать его взгляд, а также пользоваться помощью родителей в получении желанных игрушек, которые находятся вне его поля досягаемости. Малыш уже может показать пальцем на то, что ему хочется, и убедиться, что родитель "уловил направление". Ребенок также показывает сильную эмоциональную привязанность к значимым взрослым (обычно родителям) и показывает свое расстройство при расставании с ними, а также негативно реагирует на дружественные знаки внимания от незнакомцев, прячась за родителей.

Как соотносятся стадии развития ребенка и позиции для его ношения?

Первые несколько месяцев ребенку более чем достаточно, когда его носят впереди, лицом к несущему взрослому. С точки зрения психологии развития, главные задачи этого периода для ребенка - адаптироваться к внеутробной жизни, и дополнительная стимуляция в это время не показана. Напротив, в период "пробуждения социальности" (до 6 месяцев) основным интересующим малыша предметом становится человеческое лицо, и тут позиция "лицом к маме" остается оптимальной для большинства детей, которые хотят постоянно видеть эмоциональное, выразительное лицо несущего его взрослого. Ребенок "считывает" изменения лица матери, когда она общается с другими людьми, что дает ему понятие об основах коммуникации.

В какой-то момент ребенок даст понять активными попытками повернуть голову или развернуться на руках, что положения "лицом к маме" больше не достаточно. Если малыш уже хорошо держит головку (что вполне вероятно к этому возрасту), можно попробовать носить его на бедре или на спине.

В редких случаях дети, которым еще не сравнялось и двух месяцев, так интересуются окружающим миром, что активно протестуют против ношения на руках лицом к родителю - тогда, убедившись, что малыш может держать головку поднятой, можно пересадить его на бедро. В основном дети спокойно путешествуют лицом к маме до 6 месяцев, а иногда и до года.

Этот момент, когда ребенок отказывается от положения "лицом к маме", может наступить позже или раньше, в зависимости от многих факторов - как от врожденных особенностей ребенка и его темперамента, так и от внешних обстоятельств. Многие семьи на первом году жизни малыша испытывают трудности, напрямую с ребенком не связанные. Однако напряженная домашняя обстановка может заставить малыша искать дополнительного успокоения на руках родителей, сконцентрироваться на выстраивании теплых отношений с родителями и только потом переключаться на окружающий мир. Попытки преждевременно "социализировать" ребенка при неспокойной семейной обстановке могут губительно повлиять на его развитие.

Ношение за спиной обычно становится актуальным, когда малыш уже слишком тяжелый для фронтальных и набедренных способов ношения. Обычно это происходит по достижении ребенком возраста 1 года и веса около 10 кг.

Главное, что нужно понять при выборе оптимальной позиции для ношения - это то, что гармоничное развитие ребенка всегда поначалу требует максимальной эмоциональной и физической близости с родителем, чтобы впоследствии он мог "позволить себе" большую независимость и спокойное изучение окружающего мира.
Когда у малыша возникают проблемы с отделением от родителей, это почти всегда происходит из-за того, что какая-то фаза развития из описанных выше осталась непроработанной, и ребенку требуется восполнить пробел, прежде чем становиться самостоятельным. Взрослые думают, что контролируют все, но в данном случае ребенку безусловно виднее.

Другие плюсы позиции "лицом к маме"

Прежде всего, мы не находим ее достаточно физиологичной. Для гармоничного развтия позвоночника и тазобедренных суставов оптимальна "поза лягушки", в которой колени подняты выше ягодиц, ребенок при этом находится лицом ко взрослому. Эта позиция применяется для коррекции дисплазии тазобедренного сустава у детей, поскольку способствует здоровому росту суставов. Напротив, поза, в которой ноги ребенка выпрямлены и свисают вниз, а вес приходится на промежность, не является физиологичной. Мы советуем выбирать переноску, которая позволяет ребенку находиться в "позе лягушки" лицом к родителю.

Другой отрицательный аспект позы "лицом наружу" - отсутствие родителя в поле зрения ребенка. Это особенно важно в первые 6 месяцев, когда "общение" с лицом родителя жизненно важно для развития мозга. Но и в последующие месяцы ребенок будет продолжать обращаться к эмоциональному выражению лица взрослого для интерпретации сложных и новых для него ситуаций. Невозможность прояснить ситуацию с помощью взрослого может создать ненужный стресс для психики ребенка и привести к неспособности самостоятельно регулировать нервное напряжение. Это может впоследствии сказаться на психическом и физическом здоровье уже в зрелом возрасте.

Таким образом, секрет в том, чтобы просто слушать своего ребенка. Носите его лицом к себе, пока не услышите настойчивые сигналы о том, что пора сменить позицию, и после этого начинайте носить его на бедре и на спине. И - вы получите максимум того, что может дать любящее ношение ребенка.

Хенрик Норхольт - член Мировой ассоциации по проблемам психического здоровья детей. Доктор наук Университета Копенгагена, он с 2001 года занимается изучением эффекта ношения ребенка на себе на его последующее психологическое и моторное развитие.

Похожие публикации