Семейные ценности психологический тест для взрослых. Семейные, гендерные тесты

Семейные отношения отличаются от романтической любви как реальная игра в футбол от просмотра матча по телевизору. Почти все семьи сталкиваются с кризисами и очень многие оказываются не готовыми к их преодолению. Трудности - это не конец отношений, а переход на их новый уровень.

Для женщин в любви заключается смысл жизни - это старая новость. Мужская психология отличается от женской, и из-за этого возникают разногласия в отношениях. Вы можете стать режиссером и главной героиней своей истории счастья, пишите сценарий собственной жизни сами.

Образ мужчины-романтика несколько поблек, но где-то в глубине души каждая женщина хотела бы, чтобы ее избранник был галантным, преданным, внимательным и предупредительным. Из этих и других положительных качеств складывается характер романтика.

Сексологи говорят, что сексуальная жизнь полна драматизма, так как дисгармония заложена самой природой - мужчина и женщина немного по-разному реализуют свои потребности в телесном контакте. Стереть различия помогает хороший психологический контакт.

Вряд ли можно говорить о готовности к браку, если мотивации заключаются в том, что она хочет уйти из родительского дома, а ему надоело бегать на свидания. Влюбленным кажется, что вместе они легко преодолеют бытовые и другие проблемы, хотелось бы, чтобы эта уверенность не покинула и после 50 лет совместной жизни.

Удивительно, но зрелые, здравомыслящие, умные и хорошие люди умудряются вступать в брак с теми, кто им совершенно не подходит. Жизнь превращается в ад, если решающим фактором при выборе партнера становится влюбленность, при сознательном подходе неудачи случаются реже.

Отношения между людьми зависят от многих факторов. Психологи утверждают, что существуют явные признаки того, что человек намерен прекратить отношения и, обнаружив такие признаки, можно попытаться предупредить такое развитие событий или подготовить себя к неизбежному.

Когда мужчина влюблен, он помимо воли подает невербальные сигналы с сексуальным подтекстом. К таким относится, например, копирование движений, дыхания, громкости и скорости речи желанной женщины. К более ясным знакам относятся контакты третьего уровня - прикосновения.

Чтобы уличить мужа в измене, не нужно ходить за ним по пятам и ставить жучки. Достаточно наблюдать за ним, сопоставлять факты и улавливать все перемены в его поведении. Но даже явные улики - это не повод для скандала, сохраняйте самообладание.

Объединение людей, которое основано на браке или родственной общности, называется семьей. Люди в семье связаны общим бытом, ответственностью, обязанностью взаимопомощи. В общественном развитии семья как социальный институт общества играет очень важную роль. Поколения людей сменяют друг друга, продолжая в род - в семье происходит первое познание ребенком общества., члены семьи поддерживают нетрудоспособных членов.

В основе семьи лежит брачный союз, заключенный мужчиной и женщиной и зарегистрированный государством. Причиной возникновения, существования и развития семьи являются общественные потребности и нормы, которые предписывают членам семьи заботиться друг о друге и о потомстве. Семья живет в обществе и зависит от него. В процессе развития общества семья развивается вместе с ним и все-таки остается самостоятельным образованием.

Семейные, гендерные тесты

Совместимость с брачным партнёром. Отношения внутри семьи. Сексуальность. Созревание ребёнка и его воспитание. Тип характера, мужской или женский. Нормы поведения мужчины и женщины. ... Направлена на изучение отношения родителей к разным сторонам семейной жизни. Консультационное исследование семейных ценностей. Интерпретация шкал семейных ценностей. Определение степени ролевой адекватности супружеской пары в пяти сферах межличностного взаимодействия в семье. Анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установок. Равноправный или неравноправный союз. Первичная ячейка общества, тесно сплочённая социальная группа, объединённая родственными отношениями и целым рядом социально значимых функций (продолжение рода, воспитание и т.д.) Диагностика общего психологического климата в семье. Если Вы - девушка или молодая женщина, которой порой очень сложно разобраться в своих чувствах к другому человеку (молодому человеку), то будем надеяться, что этот тест, разработанный профессором Ковалевым, в какой-то степени поможет вам разобраться в своих чувствах. Насколько секс и связанное с ним важно для вас и вашей жизни? Эксгибиционизм, гомосексуализм, мазохизм, садизм, полигамия, извращенность, анимализм, нарциссизм, вуайеризм. Та ли Вы женщина, от которой мужчины могут потерять голову? Предлагаемый тест, составленный французским психологом, является одновременно и упражнением, которое позволит родителям лучше разобраться в вопросах воспитания мальчиков и девочек. Существует восемь видов любви к партнёру: приязнь, страстная любовь, формальная, романтическая, дружеская, роковая, совершенная любовь, отсутствие любви (или очень слабая). С помощью данного короткого теста можно определить какой тип любви у вас с ва Самоанализ характера. Эту таблицу для оценки мужей, кандидатов в мужья - предложили американские и канадские сексологи. Достойный мужчина должен набрать не меньше 100 положительных и не больше 45 отрицательных баллов. С помощью данного теста можно проверить свои представления о характере и поведении, присущих людям разного пола, знание социальных стереотипов. Каков он, отец семейства?.. Чтобы узнать это лучше, жена должна ответить на 24 вопроса. Рациональный ханжа или буйный развратник. Вероятность мастурбации. Возможность эксгибиционизма. Предрасположенность к деформированным отношениям со сверстниками. Давно замечено, что мужчины и женщины зачастую очень сильно различаются в своем поведении. Опыты психологов показали, что в присутствии других людей эти различия проявляются вдвойне. Объясняется это тем, что мы привыкли играть роли, роли мужчин и роли женщин. Как говаривал Шекспир, "Весь мир театр, и люди в нем актеры". А знаете ли Вы свою роль? Самоанализ степени ревнивости. Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье. Уровень честолюбия и готовности к карьере. Степень напряженности в отношениях. Уровень уважения к чувствам партнера. Умение уступать. Вопросы к мужу. Вопросы к жене. Поддерживаете и сохраняте ли ее, несмотря на все трудности и перипетии, которые встречают в жизни двое любящих людей? Данный тест это покажет. На вопросы теста отвечает ребёнок. Чем выше сумма баллов, полученных при ответе на опросник, тем вероятнее обмен положительной энергией и энергопсихологическая совместимость супругов (как ее ощущает сам ответивший). Чем меньше баллов набирает опрашиваемый, тем вероятнее проявление негативной психической энергии и энергопсихическая несовместимость партнеров. Уровень энергофизиологической совместимости с брачным партнером.

1. Конкретная семья как группа и объект исследования
а) нормальная семья;
б) идеальная семья;
в) реальная.

2. Первая из пяти потребностей человека по А.Маслоу в иерархической структуре:
а) потребность в безопасности и защите;
б) потребность в уважении;
в) физические потребности;
г) потребность в принадлежности и любви;
д) потребность в самоактуализации.

3. Семья – это …
а) малый коллектив;
б) малая группа;
в) малое общество;
г) малая культура.

4. Ведущими мотивациями супружеского союза являются все, кроме одной:
а) нравственно-психологическая;
б) хозяйственно-бытовая;
в) семейно-родительская;
г) интимно-личностная;
д) эмоционально-досуговая.

5. С течением времени функции семьи
а) изменяются;
б) остаются ригидными;
в) стабилизируются;
г) упрощаются.

6. В современной семье на первом месте стоит функция:
а) биологическая;
б) хозяйственная;
в) экономическая;
г) социально-психологическая.

7. К типу семьи по количеству брачных партеров относятся все, кроме одной (выделите один неверный ответ):
а) моногамия;
б) серийная моногамия;
в) полигамия;
г) эндогамия.

8. Экзогамия
а) структура власти в семье;

в) принадлежность супругов к определенной общности;
г) количество детей в семье.

9. Полигиния – это:
а) многомужество;
б) многоженство;
в) неравный брак;
г) единобрачие.

10. Продолжите фразу: «Полиандрия – это…
а) многомужество
б) многоженство
в) партнерство

12. Отличительными признаками патриархальной семьи являются:
а) патрилокальность;
б) покорность;
в) патрилинейность;
г) партнерство.

13. Эгалитарная семья предполагает:
а) полное равноправие мужа и жены;
б) совместное лидерство мужа и жены;
в) бесспорное лидерство мужчины;
г) персональное главенство женщины.

14. Модель семьи, которая принимается обществом и отражается в коллективных представлениях, культуре
а) нормальная семья;
б) идеальная семья;
в) реальная.

15. Деловой лидер – муж, эмоциональный лидер — жена
а) бикарьерная семья;
б) эгалитарная семья;
в) неопатриархальная семья.

16. К кризису традиционных семейных устоев относятся:
а) отказ от преданности брака на всю жизнь;
б) интенсификацию разводов;
в) увеличение числа неполных семей;
г) широкое распространение абортов;
д) внебрачное рождение детей.

17. Какой тип семьи преобладает в современном обществе:
а) детоцентрический;
б) межпоколенный;
в) автономный;
г) регулирующий.
18. Альтернативными браками являются:
а) неполная семья;
б) конкубинат;
в) семья-клуб;
г) коммуна.

19. Патриархальная семья
а) структура власти в семье;
б) количество поколений в семье;

г) количество детей в семье.

20. Какие теории в современной науке определяют понятие «нация»:
а) культурноцентристская теория;
б) биологическая теория;
в) полоролевая теория;
г) климатическая теория.

21. Смысл брака в религиозных системах состоит (дайте два верных ответа):
а) производстве потомства;
б) идентичности индивидуума;
в) эмоциональной открытости;
г) верности.

22. Кто ввел понятие «жизненный цикл семьи»:
а) Н. Пезешкиан;
б) Пол Глик;
в) Л. Леви-Брюль;
г) В. Дружинин.

23. Период вступления в брак и зачатие первенца

б) стадия предродительства;
в) стадия прародительства;

24. Нуклеарная семья
а) структура власти в семье;
б) количество поколений в семье;
в) принадлежность супругов к определенной общности;
г) количество детей в семье.

25. Подлинное и полное равноправие жены и мужа
а) бикарьерная семья;
б) эгалитарная семья;
в) неопатриархальная семья.

26. К задачам развития молодой семьи относятся все, кроме одной:
а) дифференциация от родительской семьи;
б) установление границ общения с друзьями и родственниками;
в) разрешение конфликта между личными и семейными проблемами;
г) пересмотр супружеских отношений.
27. Длится от зачатия до рождения ребенка
а) интерпретативная стадия;
б) стадия формирования образа;
в) стадия авторитета ребенка
г) стадия взаимозависимости.

28. На возникновение симпатии влияет все, кроме одной (исключите один неверный ответ):
а) физическая привлекательность;
б) социально-демографические характеристики;
в) особенности поведения в общении;
г) собственная самооценка.

29. Семья, которая обеспечивает требуемый min благосостояния, социальной защиты и создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.
а) нормальная семья;
б) идеальная семья;
в) реальная.

30. Многодетная семья
а) структура власти в семье;
б) количество поколений в семье;
в) принадлежность супругов к определенной общности;
г) количество детей в семье.

31. Равно значимыми признаются профессиональные интересы мужа и жены
а) бикарьерная семья;
б) эгалитарная семья;
в) неопатриархальная семья.

32. Период появления первого ребенка
а) стадия репродуктивного родительства;
б) стадия предродительства;
в) стадия прародительства;
г) стадия социализированного родительства.

33. Период дошкольного возраста
а) интерпретативная стадия;

в) стадия авторитета ребенка
г) стадия взаимозависимости.

34. Согласно Э. Фромму, «бегством от одиночества» является:
а) придуманная любовь;
б) творческая деятельность;
в) альтернативный брак;
г) чувство вины.

35. Зрелая любовь возникает благодаря (выделите один верный ответ):
а) личностному росту партнеров;
б) братской любви;
в) влюбленности;
г) романтической любви.

36. Формирование внутрисемейной коммуникации предполагает решение задач (выделите два верных ответа):
а) определение границ семьи;
б) изменение типа родительского поведения;
в) согласование личных и семейных ценностей;
г) правила взаимодействия между супругами.

37. Большинство семей в России это:
а) семьи с обоими родителями;
б) семьи с одним родителем и детьми;
в) бездетные семьи;
г) ни один из ответов не является верным.

38. Во всех перенаселенных странах жители крупных городов испытывают серьезные проблемы с одиночеством, уходом в себя и апатией.
а) верно;
б) неверно
в) не всегда

39. Воспитание детей
а) стадия репродуктивного родительства;
б) стадия предродительства;
в) стадия прародительства;
г) стадия социализированного родительства.

40. Период младшего школьного возраста
а) интерпретативная стадия;
б) стадия формирования образа;
в) стадия авторитета ребенка
г) стадия взаимозависимости.

41. Наиболее распространенной моделью семьи является:
а) разветвленная;
б) неполная;
в) нуклеарная;
г) ни один из ответов неверен.

42. Присущая человеку социальная структура семьи дает детям возможность:
а) получить очень хороший уход;
б) воспринимать социальные и культурные обычаи;
в) усваивать опыт предшествующих поколений;
г) верны все ответы.

43. Семья представляет собой не застывшую социальную организацию, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии.
а) верно;
б) неверно
в) не всегда

44. Основными подсистемами семьи являются:
а) прародители;
б) родители;
в) сиблинги;
г) все ответы верны.

45. Разводимость и число детей в семье находятся между собой в:
а) прямой связи;
б) обратной связи;
в) нет никакой связи.

46. Появление первого внука
а) стадия репродуктивного родительства;
б) стадия предродительства;
в) стадия прародительства;
г) стадия социализированного родительства.

47. Период подросткового возраста
а) интерпретативная стадия;
б) стадия формирования образа;
в) стадия авторитета ребенка
г) стадия взаимозависимости.

48. Наиболее надежный долгосрочный прогноз рождаемости можно составить по опросам о репродуктивных ориентациях:
а) жен;
б) мужей;
в) молодоженов;
г) детей.

49. Функцией предбрачного периода является:
а) накопление совместных впечатлений и переживаний;
б) узнавание друг друга;
в) прогнозирование и проектирование семейной жизни;
г) все ответы верны.

50. Формирование семейного договора (распределение ролей) должно учитывать:
а) состояние здоровья;
б) степень занятости на производстве;
в) интересы, склонности и умения каждого партнера;
г) все ответы верны.

51. Основные причины деструктивного характера разрешения противоречий:
а) эгоцентризм;
б) блокировка удовлетворения базовых потребностей партнера;
в) снижение возможностей самоактуализации и уровня самоуважения партнера;
г) все ответы верны.

52. Нормальный кризис в жизни женщины это:
а) период первой беременности;
б) замужество;
в) карьерный рост;
г) первая любовь.

53. Сиблингами называют:
а) двоюродных братьев;
б) братьев и сестер;
в) сводных детей;
г) прародителей.

54. Жизненный сценарий по Э. Берну формируется:
а) на основе опыта жизни в родительской семье и родительского «программирования»;
б) на основе причинно-следственных связей;
в) на основе чувственного опыта;
г) на основе контакта с противоположным полом.

56. Выделите классиков семейного консультирования:
а) В. Сатир;
б) Б. Скиннер;
в) К. Витакер;
г) С. Минухин;
д) Э. Эйдимиллер.

57.Выделите три основных понятия структурной модели по С. Минухину:
а) структура семьи;
б) холоны или субсистемы семьи;
в) сценарий семьи;
г) границы семьи;
д) территория семьи.


Тест по основам психологии семьи и семейного консультирования.

Для специальности»социальная педагогика», 5 курс.
Вариант № 1.

1. В понятие «брак» не входит. «Брак» - это:

а) исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной;

в) проводить коррекцию ожиданий родителей;

г) высказывать сомнения в педагогической компетентности родителей.


Вариант № 3.

1. Согласно этому направлению в изучении психологии семейных отношений, семейные отношения развиваются в прогрессивном направлении - от низших форм (промискуитет) к высшим (моногамия): а) функциональное; б) эволюционное; в) этологическое; г) эмпирическое.


2. Полигиния это:
3. Семья, которая возникает вследствие того, что после развода оба супруга создают новые семьи и у
ребенка оказывается как бы 4 родителя, которые поддерживают отношения и он периодически живет то
с теми, то с другими, называется:

а) расширенной нуклеарной; б) коллективистской; в) бинуклеарной; г) открытой.


4. Эта функция семьи связана с наследованием фамилии, статуса, социального положения, имущества и
семейных «драгоценностей»:

а) регенеративная; б) рекреативная; в) репродуктивная; г) психотерапевтическая.


5. Количество изменений в семейном руководстве, семейных ролях и правилах, регулирующих
взаимоотношения это:

а) иерархия; б) границы; в) сплоченность: г) гибкость.

6. Переход семьи из одного цикла жизни семьи в другой не сопровождается:
а) отлучением детей от родителей; б) пополнением семьи новыми членами;

в) изменением ролевой структуры семьи; г) стабилизацией ролевой структуры семьи.


7. Согласно теории фильтров, развитие эмоциональных взаимоотношений на третьем этапе зависит от
таких переменных как:

а) внешность, возраст, социальный статус и личностные качества человека;

б) ролевое соответствие;

в) сходство установок по различным вопросам;

г) сходство установок по различным вопросам и ролевое соответствие.
8. К функциям периода ухаживания не относится :

а) накопление совместных переживаний и впечатлений;

б) проектирование совместной жизни;

в) проверка сексуальной совместимости;

г) узнавание друг друга и проверка принятого решения.
9. Возможность удовлетворить потребности, которые возникают у людей в браке, более всего зависит
от психологической совместимости на уровне:

а) функционально-ролевых представлений; б) темперамента; в) ценностных ориентации; г) характера.


10. Профили брака, предложенные В. Сатир (заискивающий, обвиняющий, расчетливый и другие),
основаны на:

а) реакциях и поведении супругов в браке; б) моделях коммуникативных отношений;

в) реакции супругов на конфликты; г) учете степени эмоциональной зависимости партнеров от брака.
11. К психологической эксплуатации брачного партнера не относится:

а) перекладывание на другого ответственных решений и действий;

б) взваливание на другого всей работы по ведению домашнего хозяйства;

в) вызов сочувствия к себе в тот момент, когда другой сам ищет поддержки и утешения;

г) вовлечение другого в свои проблемы с требованием согласится, и одобрить его действия.
12. Для ролевой позиции матери в нормальной семье не характерно:

б) показывает ребенку свою любовь;

в) любит ребенка за то, что тот выполняет её требования и всячески поощряет такое поведение ребенка;

г) окружает ребенка заботой, лаской, нежностью.
13. По А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер, стиль воспитания, при котором ребенок остается без надзора,
часты физическая заброшенность и неухоженность, называется:

а) доминирующая гиперпротекция; б) повышенная моральная ответственность;

в) эмоциональное отвержение; г) гипопротекция.
14. К искаженному осмыслению ребенком мужской и женской роли, наиболее часто, приводит отношение
родителей к ребенку как:

а) «партнеру по коалиции»; б) «объединяющему звену»; в) «козлу отпущения» г) «бэби».


15. По С. Даку, на этой фазе распада семьи, партнеры вовлекают в этот процесс друзей и родственников с
целью информирования их о возможном разводе и получения от них «санкции» на развод;

а) фаза отделки; б) социальная; в) диадическая; г) интрапсихическая.


16. Чтобы облегчить ребенку процесс адаптации к разводу родителей не следует:

а) объяснять ребенку, что произошло, даже доступной для него форме;

б) менять место жительства, детского сада или школы;

в) пытаться заменить собой недостающего ребенку родителя;

г) создавать ребенку возможность встречаться с людьми тоже пола, что и отсутствующий теперь родитель.
17. Психологическая модель консультативной помощи семье, исходит из того, что причины семейных проблем кроются в:

а) болезнях, болезненных состояниях или болезненном развитии личности (супруга, супругов или ребенка);

б) неблагоприятных жизненных обстоятельствах;

в) недостаточной воспитательной компетентности родителей;

г) личностных особенностях членов семьи, либо во внутрисемейном общении.
18. В процессе консультирования родителей консультант должен:

а) поддержать воспитательную позицию одного из родителей (чаще всего матери);

б) дать четкие, аргументированные указания по решению проблемы;

в) выработать вместе с родителями и обсудить с ними специальную программу действий по решению


проблемы;

г) дать оценку неправильным педагогическим действиям родителей.


Вариант № 4.
1. Согласно этологическому подходу изначальной формой брачных отношений является:

а) промискуитет; б) полигиния и полиандрия; в) моногамия; г) все четыре формы брачных отношений.


2. Моногамия это:

а) брак одной женщины и нескольких мужчин; б) групповой брак с беспорядочными половыми связями; в) брак одного мужчины и нескольких женщин; г) брак одного мужчины и одной женщины.


3. Негласный или озвученный догов о личной жизни, предполагающий сочетание свободы личностного
роста и близости (в том числе и сексуальной) с другими людьми, является отличительной особенностью
брака:

а) индивидуалистического; б) открытого; в) колеблющегося (свининг); г) двухшагового.


4. Эта функция семьи позволяет ее членам удовлетворять потребность в симпатии, уважении, признании,
эмоциональной поддержке:

а) психотерапевтическая; б) рекреативная; в) регенеративная; г) репродуктивная.


5. Степень эмоциональной связи, близости или привязанности членов семьи друг к другу это:
а) гибкость; б) границы; в) сплоченность; г) иерархия.
6. С точки зрения социальной психологии жизненный цикл семьи это период:

а) от момента вступления в брак до смерти одного из супругов;

б) от периода ухаживания до смерти сначала одного, а затем и второго супруга;

в) от момента появления в семье детей до отлучения детей от родителей;

г) от периода ухаживания до смерти одного из супругов.
7. Согласно теории фильтров, при развитии эмоциональных взаимоотношений, принцип сходства является
доминирующим на:

а) первом и третьем этапе; б) первом и втором этапе; в) втором и третьем этапе; г) всех трех этапах.


8. Главным в процессе узнавания друг друга и проверки принятого решения является проверка:

а) подготовленности партнера к выполнению повседневных семейных обязанностей;

б) функционально-ролевого соответствия;

в) сексуальной совместимости;

г) совпадения интересов и наличия общих увлечений.
9. Стремление одного супруга удовлетворить потребности, которые не являются актуальными для
другого и одновременно ожидание от него удовлетворения тех потребностей, которые тот
удовлетворять не собирается, может говорить об отсутствии совместимости на уровне:

а) функционально-ролевых представлений;

б) темперамента;

в) ценностных ориентации;

г) характера.

10. Классификация профилей брака, основанная на моделях коммуникативных отношений (заискивающий,


обвиняющий, расчетливый, отстраненный и уравновешенный) предложена:

а) У. Тоуменом; б) В. Сатир; в)Сейгером; г) Уайлом.


11. Социоцентрическая система представлений отличается от эгоцентрической и альтероцентрической тем, что:

а) ведет к полному забвению или намеренному игнорированию интересов другого;

б) ведет к забвению или игнорированию собственных интересов;

в) позволяет учитывать как свои собственные интересы, так и интересы других;

г) позволяет отказаться от удовлетворения, как своих собственных интересов, так и интересов других.
12. Для ролевой позиции отца в нормальной семье характерно:

а) безусловно, любит своего ребенка, каким бы он ни был;

б) обеспечивает положительную эмоциональную поддержку ребенка;

в) окружает ребенка заботой, лаской, нежностью.

г) любит ребенка за то, что тот выполняет его требования и всячески поощряет такое поведение ребенка.
13. По А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер, для такого стиля семейного воспитания, как потворствующая
гиперпротекция, характерно:

а) недостаток опеки и контроля над ребенком, ребенок остается без надзора;

б) воспитание ребенка по типу «кумира семьи»;

в) ребенка считают обузой и проявляют общее недовольство им;

г) ребенку насильно приписываю роль «главы семьи».
14. По А. И. Захарову, неврозы у детей чаще всего бывают в семьях где:

а) доминантная мать, не демонстрирующая ребенку безусловную любовь;

б) сильный, доминантный отец, не демонстрирующий ребенку безусловную любовь;

в) требовательные, контролирующие ребенка родители, демонстрирующие эмоциональное принятие;

г) мать, демонстрирующая безусловную любовь и отец, демонстрирующий условную любовь.
15. По С. Даку, распад эмоциональных отношений проходит интра-психическую фазу, для которой характерно:

а) вовлечение в процесс распада семьи друзей и родственников, и получение от них «санкции» на развод;

б) открытая конфронтация, поиск новых форм взаимодействия с целью сохранения отношений;

в) появление у одного или обоих супругов ощущения внутренней неудовлетворенности браком;

г) внутренняя переработка каждым из бывших супругов полученного опыта .
16. Чтобы облегчить ребенку процесс адаптации к разводу родителей следует:

а) поменять место жительства, детский сад или школу;

б) ограничить ребенку возможность встречаться с людьми тоже пола, что и отсутствующий теперь
родитель;

в) попытаться заменить собой недостающего ребенку родителя;

г) объяснить, что произошло в доступной для ребенка форме.
17. Эта модель консультативной помощи семье исходит из того, что причины семейных проблем
кроются в личностных особенностях членов семьи, либо во внутрисемейном общении:

а) социальная; б) психологическая; в) педагогическая; г) диагностическая.


18. Наиболее эффективным способом консультирования родителей является:

а) информирование о наиболее важных индивидуально-психологических и возрастных особенностях


ребенка, обнаруженных в ходе психодиагностического обследования;
последствия в случае бездействия;

в) совместная с родителями разработка и обсуждение стратегии решения проблемы;

г) разъяснение причин возникновения проблемы после тщательного и всестороннего исследования
личности ребенка.

Ключ


Номер вопроса

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1

Б

В

Б

Г

2

А

А

В

Г

3

Б

Б

В

Б

4

Г

В

А

А

5

В

Б

Г

В

6

А

Б

Г

Г

7

А

В

Б

Б

8

Б

Б

В

Б

9

В

А

А

А

10

Б

В

Б

Б

11

Б

Б

Б

В

12

Г

А

В

Г

13

А

В

Г

Б

14

В

Г

А

А

15

Б

Б

Б

В

16

А

В

Б

Г

17

Б

В

Г

Б

18

Б

Г

В

В

www. *****

Контрольные тесты по дисциплине “психология семьи и семейного воспитания»

Раздел 1. Тестовые задания

1. Вставьте пропущенное слово в определение: «Семья – это основанное на браке или кровно-родственных отношениях объединение людей, связанное ……………. и …………….».

2. Какой тип брака является преобладающим в настоящее время? …………………………………………………………

3. Вставьте пропущенное слово в определение: «Семья - активное начало; она никогда не оста­ется неизменной, а переходит от низшей формы к выс­шей, по мере того, как...................развивается от низшей ступени к высшей.

4. Под функциями семьи понимают:

а) её обязанности по отношению к обществу;

б) направления деятельности семьи, выражающие ее сущность;

в) структуру потребностей членов семьи.

5. Функции семьи тесно связаны:

а) с потребностями общества в институте семьи;

б) с базовыми потребностями человека;

в) с потребностями личности в принадлежности к семейной группе;

г) с требованиями общества к семейной организации.

6. О какой из семейных функций семьи идёт речь: «поддержание физического здоровья членов общества»:

а) экономическая;

б) хозяйственно-бытовая;

в) социально-статусная.

7. Субъективные факторы, которые негативно отражаются на реализации функций семьи – это:

а) личностные особенности, условия семейной жизни и характер взаимоотношений ;

б) уровень экономического благополучия членов семьи;

в) любовь между супругами.

8. О каком типе семьи идёт речь: «…виды семейных обязанностей четко разделены между мужчинами и женщинами, сыновья приводят своих жён в клан своего отца, а дочери уходят в семейные кланы своих мужей и теряют фамилию»:

а) патриархальная;

б) детоцентрическая;

в) супружеская.

9. О каком типе семьи идёт речь: «…отношения строятся на стремлении к максимальному раскрытию своей человеческой природы на основе взаимной симпатии, расположенности, признательности и эротической привязанности»:

а) патриархальная;

б) детоцентрическая;

в) супружеская.

10. О каком типе семьи идёт речь: «Средоточением интересов родителей является ребёнок, на его обеспечение, воспитание и образование расходуется значительная часть семейного бюджета »:

а) патриархальная;

б) детоцентрическая;

в) супружеская.

Раздел 2. Тестовые задания

1. Является ли верным утверждение о том, что семья представляет собой динамическую микросистему, постоянно находящуюся в развитии?

а) да; б) нет.

2. Является ли верным утверждение, что для понимания семьи достаточно простого анализа состоя­ния каждого отдельного члена?

а) да; б) нет.

3. Определите, какая из предложенных концепций не имеет отношения к системному подходу в рассмотрении семьи:

б) концепция социальной идентичности;

в) концепция «эмоционального котла»;

г) концепция развивающейся структуры.

4. Динамические характеристики семейной системы связаны со следующими процессами (выберите два правильных ответа):

а) отношения; б) взаимодействия; в) подсистемы; г) границы.

5. Основными подсистемами семьи являются:

а) прародители; в) сиблинги;

б) родители; г) все ответы верны.

6. Семейные правила – это:

а) договорённость между членами семьи;

б) неосознаваемые процессы;

в) устойчиво используемые способы поведения.

7. В западной психологии время наступления первого кризиса в аспекте развития семьи относят к стадии:

а) романтической влюблённости;

б) создания брачного союза;

в) появления первенца.

8. Столкновение с правилами и нормами внешнего мира, отличными от правил внутрисемейной жизни характерно для:

а) периода поступления ребёнка в школу;

б) стадии создания брачного союза;

в) периода полового созревания детей.

9. Конфликт поколений, при условии совместного проживания молодой семьи с родительской семьёй одного из супругов, может быть вызван:

а) личностными особенностями членов семьи;

б) несовпадением ценностных ориентаций;

в) несогласованностью ролевых приоритетов.

10. Вставьте пропущенные слова: «Исходя из системного понимания семьи, её жизнь подчиняется двум законам: закону …………….. и закону ………………..

Раздел 3. Тестовые задания

1. Исходя из определения понятия супружеских взаимоотношений, основным критерием оценки успешности брака является:

а) степень близости партнёров;

б) удовлетворённость браком;

в) автономность личности.

2. Функцией добрачного периода не является:

а) накопление совместных переживаний;

б) планирование семейного бюджета;

в) проверка решения о возможности семейной жизни.

3. Теория комплиментарных потребностей в выборе брачного партнёра Р. Уинча основывается:

а) на принципе притягивания противоположностей;

б) на принципе схожести ценностных ориентаций партнёров;

в) на принципе схожести потребностей.

4. Наиболее значимым для предбрачного периода является:

а) длительность ухаживаний;

б) качество ухаживаний;

в) мотивация вступления в брак.

5. Какая позиция К. Роджерса в анализе брачных отношений идёт вразрез с традиционно принятыми правилами «сглаживания острых углов»:

а) необходимость свободного выражения чувств в браке;

б) о превращении бессознательного отношения к партнёру в осознанное;

в) о наличии невротических потребностей.

6. Родительская модель взаимоотношений в браке реализуется посредством психологического механизма:

а) проекции;

б) идентификации;

в) интроекции.

7. Сиблинговая модель отношений в браке основана на:

а) на критичность супругов друг к другу;

б) на взаимосвязях с родительской семьёй;

в) на опыте вазимоотношений с братьями или сёстрами.

8. Для объяснения динамических процессов, имеющих место при построении счастливых браков используют:

а) концепцию факторов;

б) концепцию психологических задач.

Раздел 4. Тестовые задания

1. Психолого-педагогическим результатом воспитания является:

а) степень адаптированности человека в социокультурной среде;

б) уровень воспитанности ребёнка;

в) контролируемость поведения.

2. Считается, что типы воспитания, распространенные в обществе, являются главным условием воспроизводства и развития всех прочих элементов культуры в теории:

а) психоаналитической теории З. Фрейда;

б) эпигенетической теории Э. Эриксона;

в) психогенной теории Л. Демоза.

3. Согласно теории М. Мид, неизвестность будущего ввиду ускоренного развития общества присуща типу культуры, которая была названа:

а) постфигуративной;

б) кофигуративной;

в) префигуративной.

4. Основой перинатальной психологии является:

а) психоаналитическая теория З. Фрейда;

б) теория перинатальных матриц С. Грофа;

в) теория функциональных систем П. Анохина.

5. Вставьте пропущенное слово: «Появление ребёнка означает появление в семье новой …………….., что влечет за собой сложную реорганизацию супружеских взаимоотношений и всей системы семьи.

6. Эффективная реализация родительских функций подразумевает:

а) наличие специального образования;

б) формирование специфических ролевых качеств;

в) организацию особых условий.

7. Трудность приспособления к роли родителя связана:

а) с социокультурными особенностями среды;

б) с отсутствием специальной подготовки родителей;

в) с её видоизменением по мере взросления ребёнка.

8. Вставьте пропущенное слово: «В родительской роли объединяются биологические, психологические, социальные и культурные функции воспроизводства человека. Особенности её реализации обусловлены мерой освоения человеком объективных социальных норм и требований, а также его …………………… установками на принятие данной роли.

9. Интерес к изучению материнства возник в психологии в связи:

а) с важностью роли матери в формировании личности ребёнка;

б) с развитием педагогики;

в) с развитием общества.

10. Вставьте пропущенное слово: «Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что содержание материнства должно рассматриваться с точки зрения того, какие функции оно обеспечивает для ……………… и как это представлено в субъективной сфере самой матери.

11. Понятие материнства в эволюционном подходе связывается:

а) с инстинктом самосохранения;

б) с вынашиванием, выкармливанием и заботой о потомстве;

В) с самоактуализацией женщины.

12. в качестве базовой характеристики материнства выделяет:

а) личностную сферу матери;

б) комплекс родительских инстинктов;

в) материнскую потребностно-мотивацинную сферу поведения

13. О каком блоке потребностно-мотивационной сферы поведения идёт речь: «Отношение к ребенку как самостоятельной ценности, что связано с моделью материнско-детских отношений в обществе и его конкретно-культурным вариантом, а также ценность материнства как состояния»:

а) потребностно-эмоциональном;

б) операционном;

в) ценностно-смысловом.

14. По мнению Г. Крайга, важнейшим условием, обеспечивающим влияние отца на ребёнка, является:

а) как можно более раннее начало общения отца и ребёнка;

б) наличие чувства глубокой привязанности к ребёнку;

в) сила родительского инстинкта.

15. Верно ли мнение, что отцовство – это врождённое, биологически заданное образование?

а) да; б) нет.

16. О каком компоненте структуры родительства идёт речь: «Осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представления об идеальном родителе, образ супруга(и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка»:

а) когнитивном; б) эмоциональном; в) поведенческом.

17. Совокупным выражением всех компонентов структуры феномена родительства является:

а) установки;

б) стиль семейного воспитания;

в) отношение к ребёнку.

Раздел 5. Тестовые задания

1. Определить, о каком явлении идёт речь: «Избирательная в эмоциональном и оценочном плане психологическая связь ребенка с каждым из родителей, выражающаяся в переживаниях, действиях, реакциях, связанная с возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения и собственной жизненной историей, и определяющая особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ними»?

2. К характеристикам детско-родительских отношений не относится:

а) относительная непрерывность и длительность во времени;

б) амбивалентность в отношениях;

в) неизменяемость с течением времени.

3. В рамках функционального подхода детско-родительские отношения рассматриваются:

а) с точки зрения воспитательной функции;

б) с точки зрения филогенетического развития;

в) с исторической точки зрения.

4. Определите, о каком явлении идёт речь: «Характерные способы отношений ро­дителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выра­жаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия»?

5. О каком стиле семейного воспитания идёт речь: «высокий уровень вербального общения между детьми и родителями; включенность детей в обсуждение семейных проблем, учет их мнения; готовность родителей прийти на помощь»:

6. О каком стиле семейного воспитания идёт речь: «Обостренное внимание и забота о подростке в сочетании с мелочным конт­ролем, обилием ограничений и запретов»:

а) гипопротекция;

б) доминирующая гиперпротекция;

в) потворствующая гиперпротекция.

7. Особые характеристики семей с приёмными детьми, связаны с:

а) неадекватностью родительских позиций в сфере социально-перцептивных особенностей;

б) особой атмосферой взаимоотношений;

в) у приёмных семей нет никаких отличий.

Вопросы к зачету

1. Становление психологии семейных отношений.

2. Эволюция брачно-семейных отношений в истории общества.

3. Типология моделей семьи.

4. Основные функции семьи и их характеристика.

5. Психологические концепции создания семьи.

6. Психологические особенности супружеских отношений.

7. Психологические особенности детско-родительских отношений.

8. Модели семейного воспитания.

9. Понятие феномена родительства и его структура.

10. Психология формирования родительства.

11. Роль матери в воспитании детей.

12. Роль отца в воспитании детей.

13. Семья и родительство с точки зрения перинатальной психологии.

14. Семья как система. Основные положения системного подхода.

15. Динамика развития семьи (жизненный цикл).

16. Понятие дисфункциональной семьи.

17. Типичные нарушения коммуникации в семье.

18. Конфликты в семье и их влияние на процессы воспитания.

19. Особенности воспитания ребёнка в неполной семье.

20. Особенности детско-родительских отношений в многодетной семье.

21. Особенности воспитания ребёнка в приёмной семье.

22. Методы диагностики супружеских отношений.

23. Методы диагностики детско-родительских отношений.

24. Технологии работы психолога с семьёй в ДОУ.

Основная литература

1. Абрамова психология: Учебник для студентов вузов. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2001..

2. Дружинин семьи. – Екатеринбург: Деловая кн., 2000.

3. Овчарова сопровождение родительства. – М.: Изд-во психотерапии», 2003.

4. Овчарова родительства. – М.: Академия, 2005.

5. Овчарова практического психолога образования. – М., 2000.

6. Практическая психология образования / Под ред. : Учебник для студентов высших и ср. спец. учебных заведений. – М.: Т. Ц. «Сфера», 2000.

7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. . - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

8. Райгородский семьи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002.

Дополнительная литература

1. , Байярд. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. - М., 1991.

2. Беличева превентивной психологии. – М., 1996.

3. Берулава основы деятельности практического психолога. – М.: Высшая школа, 2003.

4. Винникотт с родителями /Пер. с англ. , . - М.: Независимая фирма “Класс”, 2002.

5. Захарова Л. Дитя в очереди за лаской. – М., 1991.

6. Защита прав и достоинства маленького ребёнка: Координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников дошк. образ. учреждений / , и др. – М.: Просвещение, 2003.

7. Овчарова работы школьного психолога с детьми и подростками группы риска. – Курган, 1999.

8. Овчарова книга социального педагога. – М.: Сфера, 2002.

9. , Сажина -психологическая помощь сельским подросткам группы риска. – Курган: КГУ, 2003.

10. Пряжников активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.- Воронеж.- 1997.

11. Психологическое консультирование подростков-инвалидов: Сост.: , и др. - Ярославль, 1996.

12. Рахматшаева общения. - М., 1995.

13. Семья и формирование личности / Под ред. . – М., 1989.

14. . Добряков P. В.. Никольская диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь. 2003.

15. Юдина диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образ. учреждений. – М.: Просвещение, 2002.

Похожие публикации