Роль семьи в воспитании милосердия. "Милосердие: реалии и тенденции в воспитании"

Воспитание милосердия у детей имеет глубокую укорененность в русской педагогической традиции. Вся жизнь человека, будь то его характер, чувство ответственности, добрые или худые привычки, умение преодолевать трудности и многое другое, во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Осознавая это, родители пытались привить ребенку те религиозно-нравственные начала, основываясь на которых он м

ог бы стать духовно-здоровой личностью. Известный русский философ Иван Ильин говорил: «Воспитать ребенка значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее, подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг; они осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле: они сами вошли в ту родину, которою стоит жить и гордиться, за которую стоит бороться и умереть». Ни для кого не секрет, что формирование педагогического идеала и осознание цели воспитания происходило под влиянием православия на историческую судьбу русского народа. По мнению славянофилов русскому характеру изначально были присущи качества истинного христианина. Русскому человеку свойственны в высшей степени преданность воле Божией, любовь, смирение, милосердие, общительность с ближними и устремление всех помыслов к миру горнему. Такое полное совпадение христианских качеств с народными – залог великого будущего русского народа.

Как известно на Руси воспитание детей осуществлялось не столько словом, сколько делом, и, видя это, дети впитывали добродетели с молоком матери. В крестьянских семьях был обычай принимать страждущих, нищих и убогих, кормить их, предоставлять им место для ночлега. Примерами такого добродетельного воспитания явились множество святых угодников, имена которых веками хранились в памяти людей. Но, к сожалению, в 20 веке произошла катастрофа, которая сильно пошатнула те ценности и устои, которые являлись фундаментальными для русского общества. Революция, гражданская война, показали нам весь тот ужас, который произошел с народом, забывшим Бога. И с болью наблюдаешь, как уже живущие в 21 веке люди не учатся на ошибках своих предков. Младшие перестают уважать старших, ценить их, прислушиваться к их советам. Такие основополагающие понятия как любовь, милосердие, сострадание исчезают из сознания людей, а значит и подрастающего поколения, которое впитывает в себя все, что видит и слышит. Еще Цицерон говорил, что история является учительницей жизни. Смотря в прошлое, человеку дана возможность анализировать, а это значит избегать тех ошибок, которые приводили к страшным последствиям.

Актуальность выбранной для исследования темы очевидна. Мир, в котором мы живем, деградирует на глазах. Происходит попирание нравственных законов и ценностей. Равнодушие к человеку стало настолько принятой нормой современного общества, что такое понятие как «милость» стало относиться к романтически-архаическому лексикону. Через СМИ мы узнаем о страшных проявлениях жестокости, злобы и ненависти. Высок уровень детской преступности, а, значит, в скорости могут возникнуть серьезные проблемы, ведь дети – это наше будущее. Поэтому сегодня как никогда надо поднимать вопрос о воспитании в детях милосердия, любви и сострадания, так как без этих добродетелей никогда не будет жизнеспособного и здорового общества.

Объект исследования – воспитания милосердия у детей.

Предмет исследования – средства воспитания милосердия у детей.

Цель работы – обосновать необходимость воспитания милосердия у детей и выявить его средства.

Гипотеза – воспитание милосердия у детей может стать условием формирования личности с устойчивым нравственным мировоззрением.

Цель и гипотеза обусловила задачи:

· проанализировать роль милосердия в формировании личности ребенка – будущего взрослого члена общества;

· проанализировать светские методы воспитания милосердия у детей;

· проанализировать особенности христианского воспитания детей

Методы исследования. Основным в дипломном сочинении является метод анализа. Далее применяется синтез – соединение при анализе частей в целое. Кроме того, применены следующие принципы научного исследования: объективность, историзм, всесторонность анализа проблемы. Объективность обязывает рассматривать развитие процесса в историческом контексте с учетом объективных закономерностей, опираясь на факты, рассматривать каждое событие и явление в их многогранности и противоречивости. Логический метод позволяет из истинных суждений-посылок получить истинные суждения-заключения.

Сущность понятия «милосердие»

Понятие «милосердие» вернулось к нам пройдя большой путь. В послереволюционный период оно считалось отжившим, включалось в некоторые словари русского литературного языка как нечто архаичное, требующее разъяснения. В словарях милосердие определяется как:

«Сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердость».

«Готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

«Готовность проявить снисхождение, оказать помощь из сострадания, человеколюбия».

Из всех вышеизложенных определений мы может отметить общее, а именно, что понятие «милосердие» характеризуется способностью человека к сочувствию, прощению, снисхождению. Отмечается стремление к позитивному разрешению конфликтов и проблемных ситуаций на основе любви и сострадания к окружающим. В античном мире милосердие определялось как величайшая добродетель, развитие которой обуславливалось возникновением социальных потребностей, побуждающих человека действовать вопреки собственным интересам, направлять свою деятельность на благо окружающих, бескорыстно и не требуя материального вознаграждения. Философской мыслью накоплен очень ценный материал по проблеме воспитания и развития способности к состраданию, жалости, милосердию. Один из выдающихся классиков немецкой философии Кант среди нравственных качеств особо выделял человечность, человеколюбие, сотоварищество, умение чувствовать другого. Все эти качества рассматриваются Кантом как некая основа, благодаря которой возможно проявление гуманизма. Философ считал важным воспитывать и развивать участливое отношение к окружающим людям и возможность общаться с ними с тем, чтобы человечество таким путем превратилось в товарищество взаимно сотрудничающих, взаимопонимающих людей. Русская философская мысль считала милосердие характерной нравственной чертой духовно- здоровой личности, полагая, что России суждено быть хранительницей русской национальной идеи и одновременно истинным носителем общечеловеческих начал духовности. Как писал Иван Киреевский, русский человек «больше золотой парчи придворного уважал лохмотья юродивого». Важное значение имеют философские размышления Владимира Соловьева, в которых так же отражаются вопросы милосердия. Философ нравственность неразрывно связывает с религией, а религию с нравственностью. Педагогические воззрения Соловьева основаны на соблюдении христианских заповедей и принципа жизни, который важно усвоить каждому ребенку «блаженнее давать, чем принимать». Мыслитель выводит очень простое и доступное правило по отношению ко всем окружающим: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою сами. Это изречение было произнесено еще Самим Христом: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31). Из этих слов Владимир Соловьев выводит два правила: «Не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других. Делай другому все то, чего сам хотел бы от других». Первое правило философ называет правилом справедливости, а второе – милосердия. В целом, оба правила тесно взаимосвязаны: милосердие предполагает справедливость, а справедливость требует милосердия, то есть это только различные способы проявления одного и того же. Для Соловьева очень важно воспитать «сердце милующее», поскольку «жалость есть добро» поэтому он определяет милосердие как источник альтруизма, который берет начало из чувств жалости и сострадания. Эти мысли созвучны с философским размышлениям Василия Розанова относительно сущности рассматриваемого понятия. «Милосердие – это любовь и сострадание к людям, то, что помогает человеку достигнуть нравственных высот и не замкнуться на достижении своих честолюбивых планов». Так же важным представляется высказывание Николая Бердяева относительно сущности милосердия. Он считает, что милосердие является действенным проявлением любви. Оно не требует взаимности, возможно ко всем людям, и в этом его богатство и сила. Бердяев рассматривает милосердие в неразрывной связи со свободой человека, подчеркивая, что свобода человека никак не связана с необходимостью. Для мыслителя идеальным человеком является тот, который обращен к вечности, духовность которого не может быть задавлена никакими факторами, как бы на него не давила жестокая необходимость. По утверждению философа, задача воспитания состоит в том, чтобы всеми силами помочь ребенку стать свободным, при этом уважая детскую индивидуальность и сопротивление ко всякому принуждению и насилию. В связи с этим актуальным является воспитание милосердия через развитие в детях сердечности, любви к окружающим, внутреннего стремления оказать поддержку другому. Выделяя любовь к людям, как источник милосердия, Бердяев в исследуемом понятии подчеркивал значимость альтруистической потребности в помощи окружающим. Другой, не менее интересный подход к определению сущности милосердия мы встречаем в философских взглядах протоиерея Павла Флоренского, который считал, что вера в Бога способствует установлению неизменных нравственных ценностей, в том числе и милосердия. Обращение к Богу, по мнению мыслителя, становится важным источником духовной силы человека. С одной стороны, вера в Бога выступает средством обретения душевного покоя, а с другой стороны, активизирует развитие внутренних душевных сил, сострадания к окружающим. Соблюдение христианской заповеди «блаженнее давать, чем принимать» (Деян. 20, 35) направляет ребенка на путь совершенства, который сделает его чище и добрее, милосерднее и бескорыстнее. Так же важными для нас являются идеи о милосердии протоиерея Василия Зеньковского. Он писал, что необходимо не приспосабливать ребенка к жизни, а развивать в нем привычку к милосердному поведению: «не приспособление ребенка к жизни, а развитие в нем сил добра, любви и свободы. Добро в душе не рождается ни от физического здоровья, ни от хороших социальных навыков, ни даже от развития творческих сил: оно светит в душе независимо от всего этого, оно также не выводимо из периферии души». Как мы видим, точка зрения протоиерея Василия заключается в том, что в основе милосердия лежит духовная свобода, собственный и осмысленный выбор человека на путь добра и любви, прощения и сострадания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Методика формирования нравственных качеств у младшего школьника. Милосердие

милосердие воспитание нравственный школьник

Младший возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывать такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания - развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

В современном обществе наиболее значимыми качествами личности являются активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость и т.п. Родители желают видеть своих детей наделёнными деловыми, волевыми и интеллектуальными качествами. Это объясняется сложной социально-экономической обстановкой, трудностями материальных условий жизни и как следствие - необходимостью воспитывать в детях способность к выживанию. Но забывая о нравственных качествах, мы рискуем остаться каждый - сам за себя, каждый - сам по себе. Тогда открываются ворота для жестокости, садизма и т.д. Неспособность сопереживать влечет за собой извращение лучших чувств, создает условия жизни, бесчувственной к радостям и горестям других, тебя окружающих, без сопереживания животным и природе, без переживания радости собственного труда. Формируя ребенка, мы не только формируем его, - мы создаем будущее.

Нам нужна личность, способная сделать самостоятельный нравственный выбор, умеющая отстаивать свои убеждения и идеалы. Воспитание настоящего гражданина неразрывно связано с развитием сознательного стремления ребенка к добру, пробуждения в нем любви, жалости, сострадания. Не случайно В. Белинский подчеркивал, «кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин». Ребенок не может стать личностью, гражданином и профессионалом без усвоения современных цивилизованных форм социального взаимодействия, признания значимости умений сопереживать, проявлять действенное участие, милосердие и заботу об окружающих.

В своей работе я поведу речь о таком нравственном качестве как милосердие. Само понятие этого качества в наши дни плохо дифференцируется. Многие родители считают, что для воспитания милосердия достаточно, что бы их дети читали добрые книжки, помогали родителям по хозяйству, ухаживали за животными. Часть родителей считает, что дети еще не способны проявлять бескорыстие, искреннее сочувствие, действенную помощь в силу возрастной незрелости.

Итак, что же такое милосердие? В «Толковом словаре» В.И. Даля этому понятию даётся такое определение: «Сердоболие, сочувствие, готовность делать добро всякому, любовь на деле…». Милосердие - это, иными словами, способность откликаться на чужую боль. Людям, обладающим этим качеством, свойственны чувства взаимопомощи, взаимопонимания. Они готовы бескорыстно помогать другим, прощать их из сострадания, человеколюбия. Таким людям присуще чувство сострадания по отношению к сироте, инвалиду, тяжело больному, немощному старику, человеку, попавшему в беду.

Милосердие как интегративное нравственное качество представляет собой сострадательную и деятельную любовь, которая служит основой для развития способностей человека к сопереживанию, сочувствию, душевной щедрости, бескорыстному оказанию помощи окружающим. Понимание милосердия как общечеловеческой ценности ставит в центр воспитания внимание к чувствам, интересам и проблемам человека, способствует формированию у детей отношения к человеку как высшей ценности в мире. Любовь и сострадание к людям являются главными показателями проявления милосердия. При этом можно рассмотреть следующую совокупность признаков их проявления: сопереживание состоянию другого человека (отзывчивость), сочувствие, внутреннее стремление оказать поддержку другому, сердечность, встречный душевный отклик по отношению к окружающим, действенное участие в их судьбах.

Ей сопутствует возвышающая человека душевная работа, поднимающая на более высокий нравственный уровень его отношение к людям. В любви с особой силой развивается стремление к благополучию окружающих, к творению радости для них.

С точки зрения Б.Т. Лихачева любовь есть ощущение другого существа как самого себя. Нравственное ядро личности стимулирует саморазвитие в ней любви и сострадания всему живому. Именно сострадание, по мнению выдающегося ученого, заставляет ребенка глубоко почувствовать другого человека, его мучения. Определяя доброту и милосердие как ведущие нравственные качества личности, Б.Т. Лихачев подчеркивает, что от них зависит формирование духовного мира ребенка. Надо помнить, что ребенок добр не тогда, когда делится тем, чего у него самого много. В таких условиях может развиться показная щедрость, похвальба мнимой добротой. Настоящая доброта - в умении отказаться от собственного покоя и удовольствия ради того, чтобы доставить удовольствие другому.

Проблема воспитания милосердия имеет глубокие исторические корни. Мыслители прошлого, стремясь создать и отобразить идеал человека, в основе его личности видели любовь, сострадание, помощь и заботу о ближнем, и нуждающемся, способность к долготерпению. Вопросы воспитания людей на основе общечеловеческих ценностей и добродетелей рассматривались во многих этических концепциях.

Российская история имеет основательный теоретический и практический опыт воспитания у молодежи гуманного отношения, милосердия. В условиях современного российского общества в силу социально-политической, экономической, идеологической нестабильности как никогда значимой становится проблема воспитания человека милосердного, умеющего сострадать и сорадоваться, любить и заботиться о ближнем и нуждающемся, готового простить из человеколюбия, мягкосердечия.

Сегодня проблема формирования основ милосердия, приобретения ребенком эмоционально-нравственного опыта является особенно актуальной. Ведь формирование ценностных ориентации в обучении младших школьников подчиняется общим закономерностям функционирования эмоциональных процессов. Учитывая то, что эмоциональное восприятие действительности является у младших школьников опережающим, необходима работа по расширению круга нравственных знаний через измененное воздействие на чувства и разнообразие видов деятельности. Моральные ценности целесообразно представлять в конкретной форме, а их усвоение - в доступной для детей деятельности. Таким образом, данная проблема решается как комплексная: в единстве задач, содержания и методов организации.

В становлении современных взглядов на проблему воспитания и развития милосердия у детей ценную роль играют идеи педагогики и психологии ненасилия, которые решают задачи, связанные с формированием соответствующей позиции у подрастающего поколения, ненасильственного взаимодействия с окружающими в любом виде деятельности ребенка.

Педагогика ненасилия ориентирует на построение бесконфликтных взаимоотношений между людьми и дает образцы конструктивного разрешения конфликтов, возникающих в окружающем социуме. Значимыми и необходимыми в воспитании считаются такие личностные качества у детей, интеграция которых создает предпосылки для возникновения и развития ненасилия как особой жизненной позиции человека. Среди них выделяются миролюбие и терпимость.

Милосердие, выражающееся в действиях человека, его реакциях и переживаниях и формирующееся в деятельности и общении можно назвать субъективным отношением. Я считаю милосердие социально - значимым качеством личности, которое формируется в педагогическом процессе.

В младшем школьном возрасте произвольность поведения распространяется на область чувств. Важнейшей характеристикой эмоционального аспекта является способность человека к эмпатии. Эмпатию как способность человека эмоционально отзываться на переживание других людей, следует рассматривать в качестве механизма воспитания и развития качества милосердия.

Эмпатийные переживания являются тем фундаментом, на котором строятся положительные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, формируются социально ценные качества личности. Работы ученых убеждают в том, что нравственные чувства младшего школьника мотивируют его гуманное отношение к окружающим, стимулируют проявление сочувствия и сопереживания, способствуют формированию бескорыстных форм взаимодействия, оказанию помощи нуждающимся, т.е. являются источником и движущей силой воспитания и развития милосердия.

Выше сказанное позволяет говорить о том, что особенностью младшего школьного возраста является предрасположенность к гуманности, милосердию, преобладание позитивных эмоций, личной активности, проявление естественного живого интереса к окружающим. Следовательно, этот возраст является наиболее благоприятным для формирования нравственных качеств.

Уже к концу дошкольного периода ребёнок начинает ставить себя на место другого человека, смотреть на происходящее с позиции других людей, старается понять мотивы их действий. Изменения, происходящие в мотивационной, поведенческой, волевой сферах, делают возможным уже с ранних детских лет формировать милосердие у младших школьников.

В начале работы по формированию милосердия у младших школьников необходимо выяснить, как они понимают это качество. Можно предложить детям в устной или письменной форме (в зависимости от возраста) ответить на вопрос «Что такое милосердие?». По ответам можно сделать выводы и скоординировать дальнейший план работы, выбрать необходимые методы и приемы.

Работа над формированием милосердия не должна сводиться просто к беседе, она должна охватывать весь учебный процесс. Этот вопрос можно подымать на уроках русского языка, чтения, во внеклассной работе и т.д.

Важная роль отводится формированию культуры восприятия и чувствования у детей. Этому способствуют такие приёмы:

-наблюдение

- визуализация

- д раматизация (в устной и письменной форме)

- р итмические паузы

-с южетно - ролевые и творческие игры .

Среди представлений детей о милосердном отношении человека к человеку особо значимы знания об эмоциональных реакциях людей на внимание, заботу окружающих.

Наблюдение помогает осознать многообразие эмоциональных состояний счастливых и несчастных людей. Становится возможным переживание растущим ребёнком чувства удовлетворения от своего доброго отношения к людям, сопереживание их радостям и горю. Недостаточно наблюдательный ребёнок не ощущает неповторимость индивидуальности другого человека, а это тормозит осознанному усвоению милосердия. В связи с этим стоит предложить младшим школьникам понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды; как их друзья относятся к обидчикам; что радует и что огорчает малышей.

Следует отметить зависимость проявлений милосердия и эмоциональной отзывчивости к окружающим, нравственной ориентации ребенка от стиля общения семьи, ее системы ценностей. Ведь именно в семье ребенок учится строить взаимоотношения, беря пример с самых близких людей, родителей.

Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определять цвет глаз, волос своего товарища; ощущать его тепло; воссоздавать зрительные образы. Этот приём способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей.

Драматизация упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребёнку присущ «театральный инстинкт» - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.

Можно предложить детям письменную драматизацию по теме «Я превратился в…». Ребята могут сами выбрать кем они себя видят. Например: «Я превратилась в белую розу. Все люди хотели меня сорвать, но острые шипы кололи их. Мне было больно , когда стебель и цветок трогали руками. На растения надо любоваться, а не рвать их. » (Лена З. ).

Размышление учащихся от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку. Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей.

Использование драматизации помогает также познакомить младших школьников с доступными для них формами объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся (приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова). Так, драматизация отрывка сказки Х.-К. Андерсена «Гадкий утенок» - замечательный пример бережного и заботливого поведения большинства обитателей скотного двора и в противовес ему - пренебрежительное и враждебное отношение к «гадкому» утенку. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод». А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели!».

Ритмические паузы являются специальными упражнениями на владение внешним проявлением эмоций в движениях. Музыка и пластика способствуют развитию образного восприятия детей, изменению их мироощущения. Включение и занятия ритмических пауз, созвучных душевным настроениям разных героев, формирует осознанное положительное отношение к такому виду духовной деятельности, как внимание к переживаниям окружающих. Музыка Р. Клайдермана, Н. Рота, П. Мариа, Э. Морриконе, Г. Свиридова, А. Козлова и др. служат яркой основой для таких ритмических пауз.

Сюжетно-ролевые и творческие игры. Использование игровой деятельности и организация взаимоотношений детей в такой деятельности создают реальную возможность для воспитания милосердия. Подбор игрового материала и ролей для каждого ребенка помогает пережить эмоции, связанные с осознанием сопереживания и деятельного сострадания.

Например, для формирования чувства ценности других и самоценности проводится игра «Связующая нить». Дети сидят и по кругу передают клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает учитель, показывая тем самым пример. Затем он спрашивает детей, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок возвращается к ведущему, дети натягивают нить, закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Сюжетно-ролевая игра «Помоги принцессе» направлена на расширение представлении детей о милосердном отношении к окружающим. Сказочная ситуация настраивает детей на оказание помощи принцессе, которую злой дракон спрятал в своем замке. По ходу сюжета ребята отдают последний глоток волшебной воды для ее спасения, делятся сладостями с обитателями заколдованного леса. Особое внимание уделяется искренней и доброжелательной поддержке своих товарищей. Чтобы добраться до замка, герои должны найти себе помощников среди обитателей леса. Для этого надо сказать лесным жителям что-нибудь приятное, отметить их внешность, манеру поведения, личные качества. Таким образом, дети учатся говорить добрые, сердечные слова искренне и в нужную минуту.

Большая роль в формировании милосердия у учащихся отводится созданию и развертыванию сложных психологических связей, состоящих в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопонимании и взаимодействиях между людьми. Результативность общения во многом зависит от умения общающихся пользоваться не только вербальными, но и не вербальными средствами общения. Дети учатся по мимике, жестам, выражению глаз, интонации голоса, взаиморасположению партнеров определять настроение собеседников. Например, включение этюдов на выражение радости, страдания, печали способствует осознанию способов проявления различных эмоций, широкого спектра эмоционального реагирования.

Этюдом на выражение страдания и печали является «Остров плакс». Предшественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.

Этюд «Золушка». Девочка изображает Золушку, которая пришла домой печальной: она потеряла на балу туфельку. У нее поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ. замедленная походка.

Для обогащения поведенческого арсенала ребенка и расширения путей невербального взаимодействия с окружающими людьми можно использовать ролевую гимнастику:

а) нахмуриться, как осенняя туча, как рассерженная мама, как Карабас-Барабас;

б) пройтись, как младенец, как старик, как лев.

Материал по развитию речи также способствует формированию эмоциональной культуры, нравственного опыта младших школьников. Программа по русскому языку предусматривает обучение детей письменному изложению. При выборе тем необходимо учитывать их жизненный опыт, интересы детей, доступность. Темы могут быть рассчитаны на конкретные наблюдения или на впечатления от эмоционально-нравственных ситуаций проявления милосердия, эгоизма, равнодушия. Анализируя содержание текста или картины, учащиеся обогащаются конкретными представлениями о принципах, мотивах, потребностях милосердной личности.

Уроки чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения А.С. Пушкина, Х.-К. Андерсена, Ш. Перро, О. Уальда, А. Экзюпери, А. Толстого, В. Осеевой и других писателей знакомят детей с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие и милосердие. С помощью художественной формы у детей постепенно формируется внутренний импульс к содействию, сопереживанию.

Вопросы, адресуемые ученикам на уроках чтения, побуждают их или воспроизвести текст, или развернуть уже готовое, известное им суждение, не наводящее на раскрытие каких-то новых зависимостей, на овладение более глубоким видением явлений эмоциональной жизни человека. Поэтому многие ее стороны остаются «вещью в себе», так как не связаны с основной сюжетной линией изучаемого материала. Готовность «вчувствоваться» в другого, распознать его эмоциональное состояние приобретается младшими школьниками с помощью таких учебных заданий, которые требуют от младших школьников отождествления себя с другими.

Творческая работа по тексту помогает развивать способность одухотворять окружающий мир, чувствовать его самоценность. Например, после анализа отрывка из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» можно предложить детям написать письмо Маленькому принцу о том, кого они «приручили», как берегут они эту дружбу. Придумать и самим создать диафильм о верных и преданных отношениях между друзьями. Такие задания очень важны еще и тем, что они служат заслоном для «вещного» восприятия мира в целом и человека в том числе. Ведь «вещное» отношение к окружающему предметному и животному миру формируется, если все, что окружает ребенка, воспринимается им лишь как нужное или ненужное для него. Со временем это потребительское отношение переносится на людей. Чтобы этого не случилось, для ребенка не должно быть «безгласных» внешних объектов. И в неодушевленных предметах он должен видеть материализованные душевные силы человека, их создавшего, проявление жизни природы.

Учащимся необходимо научиться осознавать свои собственные переживания и уметь раскрывать их перед товарищами. Среди литературных текстов немало таких, которые вызывают у каждого глубокое волнение за судьбы героев. Но в силу неповторимости жизненного опыта всегда имеются различия в содержании переживаний воспитанников. Своеобразие эмоциональных откликов сверстников позволяет убедиться в том, как широк диапазон эмоциональных решений людей на одно и то же событие. В процессе чтения учащиеся могут ответить на такие вопросы: «В каком месте рассказа ты испытывал особенно сильное волнение? Из-за чего ты волновался?», «За кого из героев ты тревожился больше всего и почему?»

Непременным условием формирования милосердия у младших школьников является овладение ими системой обобщенных понятий, характеризующих многообразие душевного состояния человека, разновидности положительного и отрицательного отношения людей друг к другу. С овладением такими понятиями усиливается эмоциональная восприимчивость, развиваются оценочные умения. Процесс овладения нравственными понятиями долог и требует периодических упражнений. Поэтому в содержание учебного материала необходимо включать задания, способствующие активному усвоению детьми нравственных понятий. Это может быть:

Замена данных учителем слов синонимами или описательными оборотами. Так, при анализе сказки О. Уальда «Мальчик - звезда» учащиеся ищут синонимы к встречающимся в тексте словам и словосочетаниям: себялюбивый, спесивый, сжалось сердце, каменное сердце; при изучении рассказа В. Осеевой «Сыновья» разобрать описательные обороты: заботливость, твердый характер;

самостоятельная работа по выделению признаков отдельных понятий (чуткость-это

…, сострадание - это…);

включение данных понятий в предложения;

включение данных понятий в творческие работы.

Особую роль играют творческие задания. Так, в устных сочинениях «Кому светит солнце?», «Какой я друг?», «Чего я боюсь в этой жизни?».

Творческие работы могут основываться как на литературном, так и на жизненном материале, включать знания, требующие осознания состояний близких людей («Когда мой друг радуется», «За что сердятся на меня мои родители?», «Я глазами одноклассников»).

В формировании нравственных качеств, в том числе и милосердия, могут помочь уроки театра.

Творчество - волшебный пропуск во внутренний мир ребенка, и потому возможность «играть в театр» - щедрый подарок воспитателю.

Психолог Т. Флоренская пишет о том, как важно следить за ростом душевного организма ребенка, вскармливая его здоровой духовной пищей, следить за «нравственной температурой». Наблюдения ее коллег показали, что чем выше уровень сопереживания герою в рассказах ребенка, тем реалистичнее он воспринимает мир взаимоотношений людей.

Мир взаимоотношений - та среда, в которой складывается личность и которой она (личность) уподобляется. Общественные отношения как бы впитываются личностью, формируют социальные потребности и интересы и таким образом становятся основой чувств, взглядов, стремлений - содержанием внутреннего мира личности. Конечно, при этом остается индивидуальное восприятие влияния среды.

Условный мир сказки, игры так близок и понятен ребенку. Редкий его день проходит без того, чтобы не играть какую то роль, придумывая голос, манеры, воображая ситуацию. Именно в игре появляется - проявляется, совершенствуется эта чудесная способность «встать на точку зрения другого», способность «бывать другим», способность к перевоплощению. Из этой способности может развиться художественное воображение и… просто хороший человек! Наследование духовных ценностей, процесс внутренний. Духовные ценности нельзя усвоить как некий навык, поведенческий акт. Формальные соблюдения норм морали - это только имитация усвоения духовных и нравственных ценностей. Как часто ребенок перенимает лишь внешние приемы «соответствия», умиляя своих воспитателей!

Рассматривая уроки театра как «возможность нравственного возрастания ребенка», следует отметить, что участие детей в театральных постановках ускоряет процесс поиска нравственного ориентира, давая им возможность прожить, прочувствовать маленький эпизод из жизни другого.

Особо важное место в воспитании милосердия занимают отношения внутри семьи. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что на основе любви к собственным родителям у ребенка формируется уважительное и заботливое отношение к ним, а в дальнейшем развивается гуманное отношение к людям вообще, становится возможным успешное воспитание и развитие милосердия к окружающим. Родители, любя своего ребенка, должны уважать его и понимать, что он - личность, обладающая чувствами, желаниями, потребностями, что он имеет право на понимание и сочувствие.

Организация преемственности в воспитании у детей милосердия предполагает реализацию на практике такого важного педагогического условия, как тесное сотрудничество родителей и педагогов. Работу с родителями целесообразно строить в форме диалога, предусматривающего взаимную заинтересованность, доверие, готовность совместными усилиями развивать у ребенка сострадание, способность к жалости и действенной помощи окружающим.

Чтобы помочь семье в решении проблем воспитания милосердия, целесообразно использовать индивидуальные консультации с учетом результатов диагностики уровней проявления милосердия у детей. Полезны также тематические родительские собрания, диспуты, праздники, коллективные творческие дела, педагогические мастерские, в ходе которых используются приемы, обеспечивающие активное восприятие соответствующей информации, ее осмысление и способствующие построению модели воспитания милосердия в семье.

Особую роль играют индивидуальные консультации, которые способствуют выработке согласованных действий родителей и педагогов, опираясь на единую программу корректировки поведения на основе диагностики. Для каждого ребенка целесообразно подобрать свой арсенал средств, стимулирующих проявление гуманности, заботы и сопереживания к окружающим. Так, для одних необходимо создавать ситуации приобретения положительного опыта взаимодействия, для других - овладения эмоциональной стороной помощи нуждающимся. Важно также организовывать такую практическую деятельность, в которой можно проявить сострадание к окружающим.

Для того чтобы показать роль семьи в развитии эмпатийных процессов у детей, нужно познакомить родителей с методами воспитания милосердия, нацелить их на поощрение способности ребенка к состраданию и душевной щедрости. Для этого целесообразно использовать такую нетрадиционную форму занятий с родителями, как педагогическая мастерская.

Затруднения в работе с родителями создает отсутствие общих требований семьи и педагога, доверительных отношений с ребенком, низкий культурный уровень некоторых родителей. Многие педагоги видят решение проблемы воспитания милосердия у детей в налаживании сотрудничества с родителями, подчеркивают важность такой совместной работы. Оптимально выбранные формы и методы работы с семьей помогут осознать родителям важность их собственного влияния на развитие в детях способности к эмпатическим переживаниям и проявлениям милосердия. С одной стороны, педагоги на основе сотрудничества с семьей смогут более полно использовать учебно-воспитательную работу в целях подкрепления и стимулирования у детей милосердия. С другой - родители получат необходимую педагогическую помощь и смогут моделировать для ребенка в семье ситуации проявления душевного тепла и заботы об окружающих. Преемственность в использовании основных методов и приемов воспитания милосердия родителями и педагогами помогает целостно воздействовать на сознание, деятельность и чувства детей, повышая продуктивность общения педагогов и родителей с детьми. Рассматривая милосердие как важнейшее нравственное качество личности, необходимо формировать его у детей на основе гуманистического подхода к ним педагога и родителей.

В воспитании нравственности многое зависит от личности преподавателя. Если учитель стал ребенку другом, то в сердце ребенка никогда не появится зло. Учитель подбирает такой учебный материал, который имеет большую нравственно-воспитательную нагрузку. Уроки ориентированы на доброту, постижение моральных ценностных основ, взаимопомощь. При этом ребенку не навязывается какая-то определенная позиция, он сам делает выводы из ситуации, и задача учителя - направить ребенка на путь постижения нравственности.

Я считаю, что для воспитания такого важного, необходимого нашему обществу нравственного качества как милосердие необходимо уделять особенное внимание. Обязательно нужно находить для этого время и возможность. И школа, и семья должны действовать как единый организм.

Помимо выше перечисленных способов можно придумать что-то еще, какую-то действенную помощь. Например, дети могут оказывать посильную помощь старым людям, ветеранам войны, инвалидам. Да, в младшем школьном возрасте им не по силам выполнить какую-то тяжелую физическую работу, но вполне возможно организовать концерт. Ведь старым людям и тем, кто в силу каких-либо причин, не может жить полноценной жизнью, больше всего не хватает внимания и общения.

Незаслуженно, на мой взгляд, забыта практика помощи одноклассникам отстающим в учебе по каким-либо предметам, когда отличники брали шефство над двоечниками. Я думаю, что в такой ситуации ребенок отчасти тоже проявляет милосердие.

Нельзя забывать и о такой составной части этики, как биоэтика (область нравственного отношения к окружающему человека миру). Воспитание у детей доброго отношения к животным так же воспитывает в них милосердие. Ребенок легче эмпатирует, т.е. смотрит на мир глазами другого существа, и ему гораздо легче поэтому сопереживать с другим существом. Известно, что дети более отзывчивы в отношении животных, более обостренно переживают то, что происходит с животными. Для детей жестокий поступок по отношению к животному воспринимается как тяжелая драма; жестокость родителей к животным иногда служит причиной отчуждения ребенка от родителей, неприязни к ним.

Помимо любви к животным необходимо прививать детям и милосердное отношение к окружающему нас миру природы в целом, так как он является и нашим домом тоже.

С писок использованной литературы

1. Беляева Л.И. Нравственное возрастание ребенка на уроках театра. // Начальная школа «Плюс до и после» - 2003 - №2. Стр. 1 - 3.

2. Марченкова В.А. Формирование милосердия у детей // Начальная школа - 1999 - №5. Стр. 10 - 13.

3. Михайлова И.В. Пути формирования духовных свойств личности // Классный руководитель - 2004 - №4. Стр. 7 - 12.

4. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000.

5. Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь. - Минск: «Современное слово», 2006.

6. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика, 1997, №6;

7. Шутова В.А. Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия // Воспитание школьников - 2003 - №8. Стр. 16 - 20.

8. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Рассмотрение нравственного воспитания младшего школьника как психолого-педагогической проблемы. Определение эффективных условий формирования нравственных качеств детей и проверка их на практике. Разработка рекомендаций по развитию системы воспитания.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Понятие и виды игры. Основы сюжетно-ролевой игры, структура, этапы развития, использование в качестве фактора формирования положительных морально-нравственных качеств личности дошкольника.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Сущность понятия "милосердие". Проблемы воспитания милосердия у детей. Значение семьи и школы в воспитании детей. Особенности христианского воспитания детей. Роль милосердия в формировании личности ребенка. Светские методы воспитания милосердия у детей.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2013

    Анализ учебных программ по чтению для начальных школ в контексте проблематики нравственного воспитания. Исследование особенностей восприятия произведений литературы детьми младшего школьного возраста. Изучение методов и приемов работы с детской книгой.

    дипломная работа , добавлен 27.09.2011

    Значимость семьи в воспитании детей. Формирование нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в начальной школе. Программа организации сотрудничества педагогов и родителей в рамках духовно-нравственного воспитания личности и ее эффективность.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2017

    Социальные условия жизни детей. Особенности формирования игровой и учебной деятельности. Принципы нравственного воспитания в детском саду. Средства и факторы этнопедагогики, способствующие успешному процессу формирования нравственных представлений.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2012

    Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе. Взаимосвязь нравственного и физического воспитания. Динамика мотивов при усвоении нравственных норм. Осуществление нравственного воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2012

    Методы, формы и приемы нравственного воспитания школьников в учебной деятельности. Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности воспитания нравственных качеств школьников на примере уроков музыки и изобразительного искусства.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2015

    Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека. Сущность, значение, содержание, основные задачи и средства нравственного воспитания младших школьников. Нравственное воспитание при изучении природы родного края в начальной школе.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2013

    Историческое развитие понятия милосердие. Методы и средства формирования милосердия у старших подростков. Возрастные особенности старшего подростка. Экспериментальная работа по формированию милосердия у старших подростков по методике Зеньковой М.А..

Нина Симонова
«Милосердие: реалии и тенденции в воспитании»

Сегодня в нашей стране как никогда остро стоят вопросы о судьбе и здоровье подрастающего поколения, особенно актуальны они в воспитании и обучении молодежи в необычной школе с медицинским профилем - это Санкт-Петербургское Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Восстановительный центр детской ортопедии и травматологии «Огонёк» (далее «Огонёк» ). «Огонёк» - это современный оздоровительно-образовательный комплекс, предназначенный для обучения и оздоровления детей в возрасте от 4 до 17 лет, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата с полным пансионом. «Огонёк» - это еще и уникальное медицинское, образовательное учреждение, где дети лечатся по самым передовым методикам и при этом получают хорошее образование, соответствующее Государственным стандартам РФ. В школе Центра работают опытные учителя и педагоги-воспитатели , успешно решающие задачи по максимально возможной педагогической, психологической и социальной адаптации детей. Контингент обучающихся в образовательном учреждении имеет разный уровень мотивации к обучению : одаренные и требующие коррекции знаний ученики, дети с ограниченными возможностями здоровья и «тревожные» дети, которые требуют постоянного внимания со стороны педагогов и воспитателей . «Специфика кадров санаторной школы «Огонёк» определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей детей. «Миссия школы - создание социально-педагогических комфортных условий, обеспечивающих высокий качественный уровень образования и воспитания через оптимальные для каждого ребенка формы и методы организации образовательного процесса». Потому что по истории и состоянию болезни многие наши воспитанники - инвалиды : кто-то на грани, кто-то временно; многие - покоряют свою болезнь. Важными реалиями настоящего времени , как в масштабах страны, так и в пределах нашего Центра, ставятся нам, педагогам очень серьёзные и значимые задачи, одной из которых является остановить нравственную деградацию, восстановить историческую память, нравственные ориентиры, ценности культуры, Веру, сохранить наивысшую форму любви к ближнему - милосердие .

Проблема воспитания милосердия имеет многовековые исторические, научно-теоретические и практические корни. В мировой педагогике (и, в том числе, отечественной) милосердие рассматривается как одна из важных человеческих добродетелей, определявших нравственный облик личности. Его восстановление, возрождение и сохранение на новом историческом этапе является важной и актуальной задачей. Начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно - нравственных ориентиров в политику государства, в культуру, в повседневную жизнь россиян, с осознанием того, что возрождение страны, решение экономических и социальных проблем неразрывно связано с воспитанием человека высокой духовной культуры. История русского народа показывает, что в его культуре еще с древних времен стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно - к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них.

Неслучайно в программах и планах воспитателей «Огонька» на первом месте стоят «Уроки доброты и милосердия » , которые ежемесячно проводят профессиональные творческие коллективы, а ежедневно - сами воспитатели . После таких уроков и бесед дети становятся внимательнее друг к другу, дружнее, добрее. А Центр становится вторым домом и большой дружной семьей для 250 детей в течение полутора-двух месяцев. Приведу реальные примеры : после одного из таких уроков, старшеклассники взяли шефство над глухонемой 8-летней, девочкой, которая не могла нормально общаться со сверстниками и постоянно плакала. Её «безмолвный мирок» закончился, когда десятиклассница Даша Ш. предложила свои услуги общения на языке жестов (она научилась в летнем лагере) . Сколько радости и благодарности светилось в глазах малышки, которая оказалась в центре внимания старшеклассников, как весело она играла с новыми друзьями в классе, которые охотно брали уроки и изучали язык жестов для столь необходимого теперь общения. Постоянные пациенты Центра - это дети, получившие серьёзную травму, в том числе компрессионный перелом. В прошлом году в нашем Центре проходила реабилитацию Камала К. из Азербайджана. После отъезда матери, выяснилось, что 16-летняя девушка не понимает и не говорит по-русски. Прикованная к постели, испытывающая проблемы в общении, изолированная от мира в четырех стенах палаты, пациентка теряла интерес к выздоровлению. Достаточно было одной беседы с подростками на тему милосердия , и жизнь в самой тихой палате забурлила. Каждый старался сделать Добро в меру своих сил : девушки обсуждали новинки музыки и кино, интересовались культурой восточной страны, парни, которым запрещено по правилам посещать девичьи палаты, умудрились с улицы принести снег в подарок; помогали медикам перевозить пациентку на процедуры. Рухнул языковой барьер, когда узнали, что Камала великолепно поет, уговорили выступить на концерте; искренне радовались её дебюту, дружно строили планы на выздоровление. Медсестры что называется «закрывали глаза» на многочисленные нарушения в режиме, видя, как у пациентки прогрессирует процесс выздоровления. За очень короткий срок девушка, удивив медиков, выздоровела и уверенно стояла на собственных ногах, уезжая домой. Дружба подростков сегодня продолжается в виртуальном пространстве, а поразительным результатом выздоровления послужила, вероятно, и та маленькая беседа, которую, дети запомнят на всю жизнь. Что Милосердие - это готовность помочь кому - либо из сострадания, человеколюбия, или, по определению В. Даля, "любовь на деле, готовность делать добро всякому".

«Русская православная церковь с самого своего основания провозгласила милосердие как один из важнейших путей исполнения основной христианской заповеди "возлюби ближнего как себя самого". Причем милосердие , как деятельная любовь к ближнему, через которую утверждалась любовь к Богу, должно было выражаться не просто в сострадании, в сочувствии к страждущим, а в реальной помощи им . Милосердие - это нравственное качество личности, проявляющееся в способности к состраданию, сочувствию, внимательному, заботливому отношению к окружающим, действенной помощи из жалости и человеколюбия». Радует и до слез трогает, то, что подростки очень активно реагируют на слово воспитателя и показателями проявления начал милосердия детьми старшего школьного возраста является : умение пожалеть всякого (несправедливо обиженного, слабого, маленького, больного) независимо от их внешней привлекательности; готовность бескорыстно помочь нуждающимся в этом без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для ребенка (игрушки, главной роли в игре, желаемого развлечения и т. п.) в пользу обиженного; словесно или действенно отозваться на огорчениях. В прежние века и в наши дни актуальными были и остаются вопросы нравственности взаимоотношений в системе «учитель-ученик» . Было выдвинуто множество требований, которым должен соответствовать учитель. Среди них разнообразные учительские добродетели, отвечающие принципу гуманизма в педагогике. Душевное сочувствие становится всё более ценным по мере того как ожесточается настроение в обществе, сегодня школа в глазах всё большего числа детей перестаёт быть «вторым домом» именно потому, что там их не понимают. Не стоит идеализировать ни учеников, ни учителей, не стоит прощать того, что невозможно простить, но нельзя и игнорировать динамику проявления детского внутреннего мира. Взаимоуважение и взаимопонимание старшего и младшего - проявление профессиональной духовности, возможно, один из путей ненасильственного воспитания , педагогического гуманизма, милосердия и благотворительности. Несмотря на то, что слова "благотворительность" и "милосердие ", на первый взгляд, очень близки по своему значению, они не являются синонимами.

«Благотворительность подразумевает оказание частными лицами или организациями безвозмездной и, как правило, не всегда регулярной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения. Возникнув как проявление милосердного отношения к ближнему, благотворительность стала сегодня одной из важнейших составляющих общественной жизни практически каждого современного государства, имеющего свою юридическую базу и различные организационные формы». Смело могу сказать, что у нашего Центра есть спонсоры, которые реализовывают благие дела , направленные на здоровье сбережение наших юных пациентов. Театрализованные спектакли, спортивно-оздоровительные праздники, музыкальные концерты, ежемесячные встречи с фокусником-иллюзионистом, ежегодные Новогодние ёлки с подарками для каждого ребенка, торжественное открытие к 70-летию Победы скульптурного мемориала «Победа» и, наконец, покупка микроавтобуса для туристических поездок за город. Центр получает помощь, как от частных лиц, так и от благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Не называя имен, говорю, что мы гордимся этими людьми, мы им всегда рады и с нетерпением их ждем! «Творить Добро на радость детям!» - это девиз, почетная миссия благотворителей и проявление истинного милосердия на рубеже XXI века . Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. «В заповеди любви требование милосердного отношения к ближнему обосновывается и подкрепляется требованием любви к Богу, в которой человек должен проявить себя во всей внутренней полноте и цельности сердца, души, воли и разума. Однако милосердие не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек не является милосердным потому , что стал совершенствующимся; скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования» .

Педагогическая политика «Огонька» сегодня направлена на эффективное осуществление процесса воспитания и развития милосердия у школьников в контексте обшей системы нравственного воспитания при следующих педагогических условиях :

Использование педагогами комплекса воспитательных средств и методов , способствующих проявлению милосердия ;

Создание в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие милосердия , сближение реального и вербального поведения школьников;

Преодоление отчуждения между воспитателями и детьми и родителями, привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу школьного учреждения;

Организация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей в контексте воспитания дружеских , гуманистических взаимоотношений коллективизма, гуманизма, культуры поведения, гуманных чувств, роли эмоций в усвоении детьми правил поведения и рассматривание симпатии как самую раннюю форму проявления социальных чувств детей, являющуюся основой для развития гуманности, чувства долга, дружбы и товарищества.

Всё это с одной стороны способствует раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой - определяет дефицит добра и милосердия в отношениях людей друг к другу, высвечивая проблему нравственного воспитания , одним из существенных аспектов которого является воспитание и развитие милосердия у молодежи .

Еще один пример в режиме реального времени : сотрудники первой независимой Санкт-Петербургской радиостанции «Радио Балтика» , вещающей в диапазоне FM 104,8, в новогодние праздники сделали индивидуальные подарки каждому ребенку в нашем Центре, собранные горожанами для благотворительной акции. Мы получили огромное количество благодарностей от родителей, отзывов от детей и позитива на целый год вперед. Такие акции заставляют задуматься всех о том, что на добро надо отвечать добром. Неслучайно, например, каждый четверг в эфире Пятого телеканала стартует марафон «День добрых дел» , собирая миллионные суммы для нуждающихся в лечении детей. Наш «Огонек» вносит свою маленькую лепту в огромный мир добра : ко Дню пожилого человека у нас запланирована акция через виртуальный информационный ресурс «ДоброПочта» - поздравление одиноких людей, проживающих в домах престарелых, и открытки дети сделают своими руками. Конечно, масштаб не тот, но маленькая «прививка доброты» останется в памяти юного сердца надолго. Милосердность акции - творить Добро! Отвечать добром на добро. И, как известно, что одно добро заставляет делать другое добро. Необходимо просто дать понять, что одна из добродетелей на земле – милосердие - должна жить вечно ! «…если уничтожится милосердие < ;на земле>, то все погибнет и истребится. <…> Человек всего более должен учиться милосердию , ибо оно-то и делает его человеком» .


Введение

Существенные изменения социально-политических и культурных условий жизни общества привели к тому, что материальные ценности стали преобладать над духовными.

Это выражается в увлечении человечества научно-техническим прогрессом, развитием технического потенциала и, как следствие, в порождении технократического мышления, основными чертами которого являются преобладание средств над целью, цели над смыслом, техники над общечеловеческими ценностями. В нашей стране сложившаяся ситуация усложняется переходным состоянием общества, что обуславливает затруднительное положение экономики, образования и других сфер жизнедеятельности.

Люди поставлены в экстремальные условия выживания, т.е. основные их силы направлены на зарабатывание денег в ущерб психическому здоровью и моральному благополучию. Это является причиной нарастающей агрессии и равнодушия по отношению к окружающему миру. Статистика свидетельствует: за 5 лет 1795 женщин убили своих перворожденных детей; 6 тысяч матерей оставили детей в Домах Ребёнка. Деструктивность сознания подтверждают разрушенные детские площадки; испорченные, разбитые автобусные остановки; изуродованные подъезды, которые мы видим каждый день. Жёсткость условий толкает человека к осознанию одиночества и покинутости. Данные проблемы затрагивают не только людей взрослых (с устоявшейся точкой зрения), но и людей ещё маленьких, которым предстоит сделать выбор и научиться жить в обществе.

Дети и подростки ещё только приобретают жизненные ориентиры, осваивают окружающую действительность, познают самого себя, и это происходит во взаимодействии с взрослыми. Взрослые, в свою очередь, навязывают подросткам уже готовые знания об окружающем мир, подростки их не принимают, так как эти знания не приобретены ими в практической деятельности.

Всё вышеописанное подводит общество к осознанию необходимости обращения к культурным ценностям, одной из которых является милосердие. Оно противопоставляется агрессии и равнодушию, потому что милосердие (по определению Румии Калининой) есть сострадательная и действенная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всё живое (соединяет два аспекта: духовно-эмоциональный и конкретно-практический) .

Однако при разработке классных часов по формированию милосердия мы столкнулись с тем, что не существует чётко разработанного механизма воспитания милосердия, путей и средств его реализации. Поэтому цель исследования состоит в изучении и выборе средств, методов учебно-воспитательного процесса направленных на формирование милосердия.

Объектом выступает учебно-воспитательный процесс, предметом – процесс формирования милосердия у старших подростков.

Для достижения цели выделены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;

2. Описать исторический аспект развития идей формирования милосердия;

3. Рассмотреть характеристику методов и средств учебно-воспитательного процесса, направленных на формирование милосердия;

4. Внедрить в педагогический процесс методику актуализации задач нравственного воспитания Зеньковой М.А.

Гипотеза: если внедрить методику актуализации задач нравственного воспитания, включающую в себя 5 этапов (диагностический, I - актуализации задачи, конструктивный, II - актуализации задачи, этап практической деятельности по решению ведущей задачи), разработанную Зеньковой М.А. в педагогический процесс, то это будет способствовать формированию милосердия. Методы, используемые в работе: анкетирование, сочинение, беседа, наблюдение.

Глава 1. Теоретические основы формирования милосердия

у старших подростков

1.1. Историческое развитие понятия милосердие

Само милосердие возникло задолго до того, как люди придумали синтетическое понятие. В Древнем Риме, в Афинах богатые горожане старались помочь людям, которые нуждались в пище, одежде. В обычае было устраивать общественные трапезы, раздавать согражданам деньги, одежду, пищу. По мнению Гусейнова, это не могло рассматриваться как милосердие и благотворительность, потому что деньги и пища раздавались не всем, а только тем гражданам, которые состояли в патриархальном родстве. Для богатых помощь бедным была обязанностью, а не добровольной акцией. Бедняки не просили помощи, они требовали её как своего законного права. Сам строй общества требовал благотворительной деятельности.

Духовные нормы Древнего Рима и Афин сутью общества отвергали гуманное отношение к человеку . Об этом свидетельствует рабство, гладиаторские бои и деспотичные правители тех времен. Общественные отношения строились на силе и уме человека, на его умении говорить и убеждать других.

В Древней Руси доброта, добродетель также проявлялась как покровительство более сильного слабому. Разрешались и являлись нормой телесные наказания. В семейных отношениях требовалось уважение к родителям и любовь к младшим и ровесникам. Зачатки милосердия на данном этапе развития общества имелись, но они предполагали наличие сильного и слабого, позже эта мысль была опровергнута.

С приходом в общественную жизнь христианства взгляд на человека изменился. Прокофьев А.В. считает, что все религии основаны на идее человеколюбия, но христианство единственная, ставящая человека в центр мироздания, тем самым дающая начало гуманистическим традициям.

Владимир Мономах в своём "Поучении" анализирует подход христианства к человеку. Мотивом милосердия, по его мнению, является "богобоязнь и упование на Его милость", а проявлениями - помощь убогим, почтение духовных служителей и любовь к ровесникам и старшим.

Другой богослужитель Максим Грек в "Послании о фортуне" глубже раскрывает сущность милосердия, он затрагивает такую сторону как деятельность, отмечает, что сочувствия и пожелания добра человеку недостаточно, необходимо помогать ему, поддерживать в трудную минуту не только словом, но и делом.

Как мы уже говорили, христианство отрицает насилие и превозносит ценность человека, но в интерпретации Библии возникает противоречие. Одной из главных заповедей Библии является "не убий", но Иосиф Волоцкий в "Слове об осуждении еретиков" утверждает необходимость в уничтожении ереси. Он называет отступников проклятыми, требует "наказания преступников". Сама религия превозносит человека и его жизнь, но интерпретаторы мыслей, изложенных в Библии, проецируя их на общество и его нормы, искажают смысл Святого писания и закладывают противоречия .

В средневековый период человек перестал являться общественной и духовной ценностью, несмотря на то, что церковь имела большое влияние на формирование общественных норм.

Важнейшим требованием к добродетели, по Бернару Клервоскому, было удаление человека от мира, то есть от людей. Также требованиями являлись: презрение к миру, потребностям человека, к телу, к радостям и наслаждениям, к земному, приходящему счастью, к богатству и славе. Общество способствовало пробуждению агрессии: это проявлялось в многочисленных войнах-междуусобицах, в рабовладельчестве. Оказание помощи человеку порождало долг, то есть человек, принявший помощь, должен был помнить о долге помощнику.

Постепенно общественные ценности менялись, что привело к переходу в эпоху Ренесанса (Возрождения). Отличительной чертой, которой стало признание интересов и прав человека. Возникло такое понятие как гуманизм, центром которого является человек. Попов А.А. считает, что целью гуманизма является развитие ума, чтобы понять себя и свои отношения с другими людьми, с миром; обогатить свои отношения с людьми, способности к самореализации, в любви к ближнему. В отличие от средневековых взглядов, которые определяли человека как существо низкое, нуждающееся в постоянном страдании, дабы повысить свой духовный уровень, эпоха Возрождения провозглашала человека, только что родившегося, уже достойным уважения как личность, но нуждающимся в развитии способностей. Изменились общественные нормы и правила поведения. Духовное совершенствование общества требовало создания определенных правил, которым следовало бы общество и отдельные люди. Таким образом, духовные требования стали правами и обязанностями человека, правилами и нормами поведения, закреплёнными на бумаге.

В эпоху становления буржуазного строя, после Великой французской революции обострилась борьба против "фальшивого христианского милосердия". Специальным декретом милостыня была объявлена проступком, поэтому всяческая благотворительная деятельность была запрещена.

На более поздних этапах развития буржуазного строя филантропия снова стала в почёте у буржуазии. Гусейнов А.А. рассматривает благотворительность как облагодетельствование униженных и оскорблённых буржуазией. По его мнению, буржуазия стремится за счёт благотворительности повысить свою самооценку. Сначала владельцы мануфактур лишают людей работы, а потом пытаются им помочь подаянием .

Мы согласны с мнением Гусейнова А.А., что такое проявление милосердия как благотворительность на данном этапе развития общества уничтожало человеческое достоинство бедных и превозносило достоинство богатых.

Во взаимоотношениях людей в эпоху буржуазного строя большое значение имело положение человека в обществе. Отношения высших классов между собой не носили оттенка гуманности, большую роль во взаимопомощи играли деньги. Альтруизм не был присущ людям того времени. Люди же низших сословий напротив проявляли заботу друг о друге и старались оказывать поддержку.

Все знают, что воспитание милосердия у детей в ХХI веке не является приоритетом для родителей. Чтобы это увидеть, достаточно сходить на детскую площадку, где родители, конечно, поощряют мирную игру в песочнице, но только в определенной мере. Если ребенок всех жалеет, раздаривает игрушки и не дает сдачи, сами взрослые учат его более «адекватно» реагировать на внешние раздражители.

Сложность христианского воспитания в том, что верующим родителям нужно прикладывать все усилия, чтобы привить ребенку те качества, которые современный мир считает не особо нужными. Милосердие, как некоторое хобби, выносится за рамки жизни в сферу благотворительности, а милосердие как основа повседневной жизни, открытость к другому человеку, к его бедам и страданию – как правило, встречается редко. Как при этом воспитать ребенка милосердным человеком? Как воспитать христианина в современных условиях?

Ольга Синицына, ведущая семинара, руководитель Детско-юношеского центра Преображенского братства , сказала, что проблема воспитания милосердия, как основы христианского отношения к жизни, двусторонняя: если подобного отношения к миру и другим людям нет в самих взрослых, то его бессмысленно искать у детей:
– Чтобы дети умели противостоять духу времени – духу потребительства, который культивируется, начиная с детского сада и начальной школы, надо самим родителям быть твердыми и мужественными в выражении собственной веры, – сказала Ольга Владимировна.

Основные наработки, сделанные замечательными христианскими педагогами, возникли еще в период существования традиционного общества, традиционных семей, и в современных условиях перестают работать. Поэтому сегодня перед верующими стоит задача осмысления прежнего опыта и, главное, создания новых подходов воспитания, которые бы работали в нынешнем информационном обществе с его темпами, напором и толерантностью ко злу.

На встрече вспоминали слова духовного попечителя Преображенского братства священника Георгия Кочеткова , который не раз говорил, что зачастую верующие родители, сами того не замечая, воспитывают детей в самом реальном духе потребительства; если не материального, то духовного стяжательства. Гораздо чаще родителей волнует то, какое образование получит ребенок, нежели то, каким он вырастет христианином; будет ли он милосердным, сострадательным, жертвенным; будет ли он больше заботиться о других, чем о себе. А эти качества закладываются, как правило, в самом раннем возрасте.

Родители, участники семинара, поделились простыми способами, которые иногда помогают ребенку по-другому взглянуть на мир. Например, участие детей в праздниках в детских домах и домах престарелых. Но, все-таки, более действенной является регулярная помощь кому-то из близкого окружения ребенка, например, соседям по подъезду. И для этого, конечно, первый шаг должен сделать взрослый – познакомиться с теми, кто живет рядом, и узнать, чем можно помочь.

То же самое относится к церкви – в ней много людей, которые нуждаются во внимании и поддержке, но мы не делаем усилия, чтобы их увидеть и, главное, начать помогать регулярно. Олеся Якунцева из Свято-Сергиевского братства привела пример, как с девятилетними девочками они посещали слепую сестру, и, после уборки и приготовления еды, она рассказала им удивительную историю своей жизни и воцерковления. Это общение дало вдохновение как взрослым, так и юным помощникам.

– У меня в детстве был яркий пример милосердия – бабушка Маня, – рассказала Лариса Ясонова из Свято-Георгиевского братства. – Она была верующей, замуж не вышла и всю жизнь посвятила другим людям. Она ничего не говорила о христианстве, но при этом мы всегда с ней ходили кому-то помогать: то забор поправить, то хату побелить, то вишни собрать. Конечно, в сельской местности условия совершенно другие, но и сегодня дети очень чувствуют, где по-настоящему находится сердце родителей, чем они живут и в чем их приоритеты.

Особенно обсуждалась тема гостеприимства и странноприимства. Участники семинара вспоминали албанского миссионера о. Луку Верониса. Он рассказывал, что одним из главных моментов христианского воспитания собственных детей стал принцип открытых дверей. С момента появления на свет первого ребенка в их доме всегда были гости – они либо заходили по делам, либо оставались пожить несколько дней. На встрече говорили о том, как важно для ребенка уметь по-настоящему заботиться о другом человеке: накрыть на стол, выбрать лучший кусок пирога для гостя, уступить свою комнату и так далее. Такие простые навыки особенно важны для современных детей, которые, благодаря взрослым, часто уверены, что если они моют за собой посуду, помогают ухаживать за младшим братом и к тому же выносят мусор, то поступают милосердно, делают добрые дела. Тот факт, что это их прямая обязанность, для многих, судя по личным беседам, становится открытием.

Людмила Комиссарова из Свято-Георгиевского братства сделала акцент на том, что если мы хотим воспитать милосердного человека, то есть того, кто умеет любить весь мир и сострадать ему, очень важно с детства его самого вводить в пространство, где любовь, забота и уважение к свободе другого реально ощутима. Именно поэтому детям так важно расти в церковной, братской среде, видя иные отношения между людьми, нежели они видят на улице и по телевизору.

В заключении Наталья Чернышева из Свято-Андреевского братства, имеющая более чем двадцатилетний опыт в деле воцерковления и воспитания детей, отметила, что сегодня, к сожалению, верующие родители не осознают всей сложности ситуации.

– Сегодня мир значительно агрессивнее, чем было десять-пятнадцать лет назад, – сказала Наталья Кировна. – Наши дети живут, «погруженные в соляную кислоту», а мы как будто этого не замечаем. Нам важно дать им противоядие, которое поможет удержаться на пути веры, надежды и любви, а для этого нужен запрос от родителей, нужно их горячее желание вырастить детей христианами. Если мы всерьез этого хотим, то нужно, во-первых, собрать существующий опыт воцерковления детей – только в Преображенском братстве за два десятка лет наработано большое количество материалов, которые нужно осмыслять, сохранять из этого опыта все лучшее и создавать своего рода традицию воцерковления наших детей. Во-вторых, нужно больше общаться друг с другом, строить общую жизнь с детьми, нужно некое соборное начало, потому что в одиночку семья справиться не может.

Похожие публикации