Портфолио для сына. Из опыта работы «Портфолио дошкольника

Светлана Рабинчук

Из опыта работы "Портфолио дошкольника"

Составление детского портфолио - очень интересная и увлекательная работа. Я работаю в этом направлении не первый год. К сожалению, у меня не сохранились фотографии портфолио моих выпускников. Но я предлагаю вам посмотреть, что мы уже сделали с моими нынешними детишками. Немаловажную роль в процессе составления портфолио играют родители. Родители моих деток оказались людьми творческими, поэтому наши портфолио получаются интересными и непохожими друг на друга.

"Портфолио дошкольника"

Для начала необходимо приобрести красочные папки.

Для девочек.

Для мальчиков.

Папки нужно подписать и расположить их так, чтобы родители имели к ним постоянный доступ

(мы разместили папки в приёмной группы).


Приступаем к составлению портфолио.

Родители вместе с ребёнком выбирают стиль и красочность, ведь портфолио – это не только «копилка достижений», но и «красочная книга».

Эти и многие другие образцы детских портфолио можно скачать с интернета.

На титульном листе нужно указать фамилию, имя ребёнка, дату рождения. Также проставляется дата начала и окончания сбора портфолио.



1 раздел: «Что означает моё имя».

Здесь уместно разместить фотографию ребёнка и значение его имени.


2 раздел: «Мои друзья».

Вовсе не обязательно, чтобы здесь были фото детей из детского сада. Ведь у каждого ребёнка есть общение и друзья вне детского сада.




3 раздел: «Мои увлечения».

Фотографии или словесное описание того, чем дети любят заниматься дома.


4 раздел: «Мои любимые книги».

Дети любят, чтобы им читали. И у них, конечно же, есть любимые книги и любимые мультфильмы.



5 раздел: «Моя семья».

Фотографии членов семьи (генеалогическое древо, либо общее семейное фото.



6 раздел: «Портрет моего ребёнка».

Словесное описание характера своего ребёнка. Лучше всего, на мой взгляд, этот раздел делать при поступлении в детский сад и перед выпуском в школу. Так можно увидеть изменения характера ребёнка.



7 раздел: «Мои достижения».

Этот раздел предназначен для различных грамот и дипломов ребёнка.

8 раздел: «Моё творчество».

Этот раздел самый важный для ребёнка. Здесь можно увидеть его умения и навыки, его успехи, выраженные в продуктивной деятельности.



В разделе

«Моё творчество»

мы собираем детские работы.



Весь материал в портфолио необходимо раскладывать в хронологическом порядке, по группам. У нас пока только две: ясельная и младшая.


По желанию родителей можно вставить и другие разделы. Например:




Детям нравится время от времени пересматривать свои фотографии и рисунки. Да и родители в любой момент могут это сделать.


Наши портфолио мы будем пополнять до конца детского сада. А на выпускном балу ребятишки получат в подарок эти красочные книги своих успехов и достижений.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Инновационные формы работы с родителями: актуальность, преимущества, результативность. Портфолио дошкольника В данной работе я рассматриваю такую интересную тему, как «Портфолио – эффективное средство учёта и анализа индивидуально-личностных особенностей.

«Портфолио дошкольника» Совместная деятельность взрослых и детей по созданию «Портфолио дошкольника» Волоскова Т. В., воспитатель МКДОУ детский сад № 17 «Чебурашка».

Безопасный маршрут дошкольника (из опыта работы) Безопасность детей… Как часто она зависит от нас, взрослых! Задавались ли вы вопросом: насколько ваш ребенок знает правила дорожного движения.

Мяч в жизни дошкольника (из опыта работы) Упражнения, способствующие обучению детей игре с мячом в саду и дома ИНДИВИАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Ходьба на носках, мяч в руках, руки вытянуты вверх 2. Ходьба на пятках, мяч в руках за головой 3. Ходьба в полуприседе,.

Мяч в жизни дошкольника (из опыта работы). Игры с бросками, ловлей и ведением мяча 1. «МЯЧ ВОДЯЩЕМУ» Команды строятся в круги, в центре которых водящие с мячом. Он поочередно бросает мяч игрокам своей команды и получает.

Обобщение опыта работы «Фольклор как средство формирования положительных черт личности дошкольника» Падерина Марина Викторовна воспитатель I кв категории МКДОУ «Детский сад «Колосок» р. п. Варгаши Курганской области Цель: Воспитание положительных.

Портфолио дошкольника своими руками


Распространение опыта воспитателя
Портфолио дошкольника
В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».
Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период.
Причём, портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сад, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью.
Но как бы там, ни было, портфолио – это показатель творческих успехов. И это главное. Ведь как важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь, не умеешь.
Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.
Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:
1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:
- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.)
- накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени (например, от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет и т. д.)
- тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, моё домашнее животное, лето - весёлая пора и т. д.
3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
5. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.

Портфолио можно разделить на несколько видов.
1 Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.
2. Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.
Пример странички из портфолио-раскраски. Рубрика «Мир вокруг нас». Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить по своему усмотрению: может нарисовать как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.
3. Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.
В портфолио можно предложить следующие рубрики:
1. «Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.
2. «Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:
- Вот какой я большой: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах
- Чему я научился: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год. Например, научился выговаривать звук –р, считать до десяти и т. д.
3. «Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.
4. «Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья»
5. «Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
6. «Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии, если они объёмные. Обязательно прописывается дата, тема работы.
7. «Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада, друга и т. д.
8. «Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.
9. «Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.

Алгоритм работы над портфолио

Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
2. Определить вид портфолио.
3. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.
4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.
5. Презентация портфолио.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И я уверена, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.

Презентация на тему: Портфолио дошкольника

В редаторе релизованы основные страницы (страницы разделители) портфолио ученика начальной школы.

Встроенная коллекция готовых шаблонов поможет в создании необходимых страниц.

В дальнейшем, используя библиотеку клипарта, вы сможете создавать свои неповторимые и уникальные работы, с последующим сохранением на локальный диск.

Файл формата А4 размер 1132х1600 .jpg

Титульный лист

Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя, отчество, контактная информация и фото ученика.

Раздел «Мой мир»

В раздел помещается любая информация, которая важна и интересна для ребёнка (Страница разделитель)

Моё имя

Информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих такое же имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает

Моя семья

Состав семьи. Можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

Мой город

Рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы

Мои друзья

Фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

Мои увлечения

Рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.(Страница разделитель)

Моя школа

Рассказ о школе и о педагогах, небольшие заметки о любимых школьных предметах. (Страница разделитель)

Мои любимые предметы

Школьные предметы - заметки о любимых предметах. (Страница разделитель)

Раздел «Моя учёба»

Раздел посвящён школьным предметам (контрольные и проверочные работы, проекты, отзывы о прочитанных книгах, графики роста скорости чтения, творческие работы...) (Страница разделитель)

Раздел «Моя общественная работа»

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям).(Страница разделитель)

Раздел «Моё творчество»

В этот раздел можно поместить свои творческие работы: рисунки, поделоки, стихи, творческие работы, конкурсы, олимпиады, проекты, награды, занятия в учреждениях дополнительного образования. (Страница разделитель)

Раздел «Мои достижения»

Предметные олимпиады, тестирования по предметам, конкурсы и мероприятия, грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, итоговые аттестационные ведомости и т.п.(Страница разделитель)

Раздел «Отзывы и пожелания»

В конце каждого учебного года учитель пишет ученику характеристику, которая вкладывается сюда. Сам ребенок здесь может написать свои пожелания учителям и родной школе, какими бы он хотел их видеть и что бы изменил. (Страница разделитель)

Раздел «Работы, которыми я горжусь»

В этом разделе ребенок размещает то, что представляет для него наибольшую ценность. (Страница разделитель)

Дополнительные листы

Разлинованный лист

Фото лист (4 вертикальных)

Фото лист (4 горизонтальных)

Содержимое

Не секрет, что сегодня педагоги настоятельно рекомендуют родителям, как можно раньше начинать вести портфолио ребенка. И хотя, порой, создание своеобразной летописи развития малыша кажется излишним и надуманным, но пользы от этого документа гораздо больше, чем хлопот. Именно поэтому портфолио стало практически обязательным при поступлении ребенка в дошкольное детское учреждение, а запрашивают его, начиная с трехлетнего возраста.

Если же подойти творчески, то обязательный документ станет копилкой успехов малыша, летописью его достижений и побед по всем направлениям развития личности маленького человека.

Назначение портфолио для детского сада

Заинтересованные в более близком общении с ребенком родители используют для этого процесс сбора портфолио. Действительно, это рождает общие интересы, взрослые вокруг малыша начинают чаще замечать его достижения и акцентировать на них внимание, а значит, семья проводит больше времени вместе, занимаясь одним важным делом.

В портфолио находят отражение разные грани развития малыша:

  • социально-личностная;
  • познавательно-речевая;
  • физическая;
  • художественно-эстетическая.

Совместное создание портфолио поможет ребенку освоить такой важный инструмент самопознания, как «Какой Я?», что позволит маленькому человеку проще понимать себя и определять свое место в мире. А что может быть важнее в будущей жизни?

Польза портфолио для педагогов, которым предстоит общаться с ребенком, неоспорима. Но более всех в этом документе нуждается сам малыш.

Портфолио пополняется лучшими детскими рисунками и фотографиями других поделок, наблюдениями, как ребенок взрослеет, какие слова и понятия осваивает, как прирастают его навыки и умения.

Каким будет портфолио?

Так как разговор идет о портфолио ребенка, то не может и речи о скучном формальном подходе к документу. Летопись роста малыша должна быть увлекательной и яркой, ведь она создается не для галочки или педагогов, неординарной книге предстоит стать гордость ее героя - самого ребенка. И будет правильно, если собирать эту летопись родители начнут вместе с ребенком, объяснив малышу, зачем эта книга создается, и что в нее будет входить.

И не стоит думать, что трехлетний малыш не поймет замысла. Уже в этом возрасте дети неравнодушны к ярким картинкам, а если это будут его картинки, то интерес долго не ослабеет. А спустя время, немного подросший человек может поразиться с тем, каким он был еще недавно, и сравнить сегодняшние и вчерашние умения.

Титульный лист

Самый первый, титульный лист ребячьего можно сравнить с той одежкой, по которой, согласно поговорке, встречают. Это лицо всеобъемлющей работы, позволяющее создать первое впечатление о ребенке и о его семье, принимавшей деятельное участие в сотворении книги о маленьком герое.

Однако, как бы ни был важен титульный лист, перегружать его сведениями не стоит. Для всего, о чем хочется поведать, предназначено еще много страниц внутри книги. На титул же выносится самое главное - кто владелец этого портфолио, каков его возраст и где герой учится и проживает. Совсем не лишней будет и фотография самого ребенка. И если текстовую часть титульного листа многие родители предпочитают сделать при помощи компьютерной техники, то художественное оформление можно сделать вместе с ребенком, которому будет приятно внести свой вклад в создании первой страницы собственной книги.

Раздел №1. «Мой большой мир»

Этот раздел иногда называют еще и «Портретом», и здесь размещается вся самая важная для ребенка информация. Можно предложить, например, такой перечень:


Раздел №2. «Мои игры и занятия»


Раздел №3. «Мои праздники»

Данный раздел целиком посвящен праздникам, которые прошли за прошедший период времени. Это могут быть тематические утренники в детском саду или домашние торжества, непосредственно касающиеся жизни ребенка. Например, Новый год, Женский день, Рождество или дни рождения, праздник осени или день Единства.

Раздел №4. «Я расту»

В этом разделе могут быть включены рубрики, дающие представление о разных гранях развития малыша.

Динамика физического развития

Здесь вносятся антропометрические данные, дающие возможность отслеживать изменение роста, веса и других показателей. Оформление может быть различным. Для наглядности можно использовать графики или диаграммы, не возбраняется прикрепление рисунков и сравнительных таблиц. Детям нравится, когда одним из показателей из роста становится контур ладошки и ступни в разном возрасте.

Сюда же прикрепляются и фотографии малыша в разном возрасте.

  1. Антропометрические показатели;
  2. Моя ладошка. Контур обводится каждый год. Удобнее это сделать в день рождения малыша, чтобы была видна динамика роста.

Динамика общего развития


Творческое развитие ребенка

  • Рисунки в разных техниках и жанрах;
  • Малая скульптура из пластики, теста, пластилина или глины;
  • Аппликация и мозаика;
  • Результаты конструирования;
  • Фотографии поделок из различных материалов;
  • Участие в постановках, с приложением фотографий и указанием роли.

Мои рекорды

В этой рубрике отводится место всем достижениям ребенка, выразившимся в почетных грамотах, дипломах и похвальных листах, которые ребенок получает в детском учреждении, на выставках, в клубе или после участия в соревнованиях или конкурсах. Это послужит хорошим стимулом к достижению высоких результатов, чем бы малыш ни занимался, научит прикладывать усилия и даст повод гордиться достигнутыми результатами.

Материалы располагаются в последовательном хронологическом порядке, что дает, взявшему в руки книгу, наглядно отслеживать динамику развития малыша и отмечать стремления ребенка по мере роста.

Раздел №5. «Мои заметки и впечатления»

Здесь место всем впечатлениям, полученным малышом после посещений театральных представлений, выставок, походов и киносеансов.

  • Мои путешествия и походы.
  • Мои незабываемые открытия.
  • Мои удивительные экскурсии.
  • Мои впечатления о спектаклях и выставках.

Раздел №6. «Отзывы и пожелания»

Здесь в свободной форме записываются пожелания и отзывы взрослых, общающихся с ребенком:

  • Воспитателей в детском учреждении;
  • Родителей;
  • Педагогов из учреждений дополнительного образования, посещаемых малышом.

Эти записи должны повысить самооценку малыша, ведь высказанная взрослыми похвала и высокая оценка достижений позволит не только гордиться уже полученными результатами, но и стремиться к новым высотам. А причиной для отзыва может послужить и день рождения малыша, и выпуск из очередной группы, и любое проводимое мероприятие.

Памятка по ведению детского портфолио

Памятка предназначена педагогам и воспитателям детского учреждения.

  • Заполнять разделы портфолио могут и должны не только педагоги, но и родители ребенка.
  • Разделы детской летописи не нумеруются, да и располагать их можно в свободном порядке.
  • Работы ребенка и достижения обязательно датируются, что поможет отслеживать динамику и сравнивать созданное ребенком ранее с тем, что создано сегодня.
  • Категорически запрещено использовать данные портфолио для сравнения одного ребенка с другим!
  • Документ должен быть оформлен аккуратно и творчески, чтобы ребенок мог оценить его важность и ценность.

В последнее время во многих дошкольных учреждениях для ребенка нужно делать индивидуальное портфолио. Для большинства несведущих мам даже само слово вызывает страх, не говоря уже о том, что они не знают, как его создавать. Мы расскажем, для девочки, чтобы краснеть не пришлось.

Для чего нужно портфолио для детского сада для девочки?

Портфолио представляет собой собрание работ, фотографий, наград, которые предоставляют информацию об успехах и достижениях человека. В контексте дошкольного учреждения портфолио – это индивидуальная копилка, свидетельствующая о том, насколько ваше чадо успешно в той или иной деятельности, что умеет делать, чем увлекается, как развивается. В некотором роде портфолио – это стимул для развития интереса к другим видам деятельности, повышения самооценки ребенка, а также способ самопознания. Кроме того, детское портфолио для девочки может стать собранием положительных эмоций и радостных воспоминаний.

Как осуществить оформление портфолио для девочки?

В первую очередь следует сказать, что создавать портфолио необходимо вместе с дочерью, чтобы она чувствовала ответственность за проект и интерес к нему. Не переживайте, что девочка быстро утратит к нему желание. Для этого следует создавать для девочки портфолио красочное и яркое, чтобы ребенку было интересно, как с книгой с картинками.

Вначале нужно определиться со стилистикой будущего портфолио. Лучше всего обратиться к любимым сказочным или мультипликационным героям дочери. Общая тематика должна будет проходить красной нитью через все его разделы.

  • титульный лист;
  • раздел «Портрет» или «Мой мир»;
  • «Как я расту и развиваюсь»;
  • «Мои достижения»
  • «Мои увлечения»;
  • «Мои впечатления»;
  • пожелания и отзывы;
  • содержание.
  1. Оформлением титульного листа следует заниматься тщательно, поскольку он – это лицо всей работы. На нем нужно указать имя и фамилию ребенка, дату рождения, название и номер детского сада. Не лишним будет и приклеить фотографию девочки.
  2. В разделе «Мой мир» подается обширная информация о ребенке. Обговорите с дочкой, чтобы она хотела продемонстрировать о себе. Здесь обычно указывается значение имени малышки, гороскоп, описывается семья (подаются имена родственников, их профессии), помещается . Помимо этого, ребенок может рассказать о своих первых друзьях, их хобби. Не лишним будет описать и детский сад, группу, куда ходит девочка. В конце раздела можно предоставить информацию о родном городе, его достопримечательностях и символах. Раздел должен сопровождаться фотографиями и описаниями.
  3. В разделе «Как я расту и развиваюсь» можно поместить график, демонстрирующий динамику роста. Он состоит из двух шкал – «рост в см» и «возраст по годам». Интересным будет и материал о первых шагах, словах, интересных фразах ребенка. Обязательно включите в раздел самые забавные фотографии, в том числе и с разных дней рождений.
  4. Раздел «Мои достижения» обычно демонстрирует дипломы или грамоты, которые девочка получала за участие в конкурсах и соревнованиях в детском саду, спортивной школе, кружке.
  5. Портфолио дошкольника для девочки не может не сообщать о любимых занятиях. Раздел «Мои увлечения» должен отражать то, что так близко сердцу ребенка – рисование, лепка, танцы, аппликации и т.д. В идеале нужно приложить к разделу фотографии поделок и фотографии ребенка в процессе работы. Девочка может описать любимые игры с друзьями на детской площадке, в детском саду, с братьями и сестрами.
  6. Материал о посещении других городов, музеев, театров, участии в походах, летнем отдыхе можно в разделе «Мои впечатления».
  7. В разделе «Пожелания и отзывы» оставляются пустые страницы для заполнения воспитателями и другими родителями.
  8. Завершается работа разделом «Содержание».

Детское портфолио можно изготовить вручную, а можно скачать готовый шаблон в интернете. Главное, чтобы его создание приносило удовольствие обоим – маме и ребенку.

Похожие публикации