Полугодовалые младенцы определили эмоции по выражению лица. Эмоции младенца

Даже очень маленькие дети могут распознавать и реагировать на эмоции своих родителей. Это говорит о том, что эмоциональное развитие ребенка начинается в самом раннем возрасте. Вы можете способствовать эмоциональному развитию ребенка, показывая чувства на своем лице.

Случай из хрестоматии, который вполне мог произойти в жизни

Прекрасный летний день в парке. Молодой отец и его 10-недельный сынок Артемка с удовольствием проводят время в компании друг друга на расстеленном одеяле. Папа наклоняется над Артемкой, воркует и счастливо улыбается, в то время как малыш внимательно смотрит на него. Ответные улыбки малыша приводят папу в восторг. Внезапно пробегающая мимо собака нарушает семейную идиллию и опрокидывает стакан лимонада.

Раздраженный отец оборачивается к собаке и кричит на нее, прогоняя прочь. Когда он поворачивается к ребенку, выражение гнева все еще остается на его лице. Артем смотрит на своего папу и внезапно начинает плакать. Папа немедленно реагирует на плач младенца, берет его на руки и успокаивает.

Что произошло? Была ли улыбка Артемки вначале реальным выражением довольства либо просто зеркальным отражением выражения отца? Была ли ответная реакция сына на гнев своего отца настоящей эмоциональной реакцией? Что чувствуют младенцы, и когда у них просыпаются чувства во «взрослом» смысле этого слова?

Рождение эмоции

Младенцы испытывают различные эмоции с самого рождения. В ходе многочисленных экспериментов было установлено, что новорожденные могут реагировать на выражения эмоций своих родителей, вроде большой открытой улыбки на лице, уже в течение первых 2-3 недель жизни. Авторитетные исследователи полагают, что в течение первых трех месяцев младенцы могут реагировать и выражать пять основных эмоций:

  • радость;
  • интерес;
  • гнев;
  • печаль;
  • отвращение.

Исследователи полагают, что эмоциональные способности младенцев даются им с рождения, чтобы как можно быстрее создать эмоциональную связь с теми, кто заботится о них. Это своеобразный механизм защиты, который сложился в ходе эволюции и увеличивал шансы на выживание маленьких homo sapiens . Мнение об улыбке новорожденного, как о лишенной смысла, не имеет смысла.

Знаете ли вы, что страх является базовой эмоцией, которой обладают все дети? Ощущать его ребенок начинает в возрасте 7-8 месяцев. Это именно тот возраст, когда ваш ребенок начинает расстраиваться, когда вы выходите из комнаты.

Как узнать, какие эмоции испытывает малыш?

Малыши не могут рассказать о своих переживаниях и эмоциях – по крайней мере, пока. Чтобы узнать об эмоциях детей в раннем возрасте, учеными проводятся эксперименты, в ходе которых они наблюдают, как дети реагируют на выражения эмоций, которые они могут видеть или слышать.

В ходе одного из них 10-недельным младенцам в состоянии покоя мамы демонстрировали различные выражения – счастья, печали и гнева. Реакции малышей были записаны на пленку и проанализированы. Вот, что удалось установить:

  • ответная реакция младенца на каждое из трех выражений матери была разной, что доказывает их способность делать различие между счастьем, гневом и печалью;
  • сначала младенцы отражали радостные выражения своих матерей. Но если эта эмоция повторялась дважды, младенец отвечал уже на нее интересом и волнением;
  • злое выражение лица мамы вызвало у некоторых малышей такое потрясение, что они не смогли продолжить участие в эксперименте.

Другой эксперимент был посвящен тому, чтобы узнать какие эмоции из четырех – радость, интерес, грусть, гнев – маленькие дети испытывают наиболее часто. Ученые установили, что более половины всего времени в период исследования на лицах детей при их общении с мамой было выражение интереса. А вот печаль младенцы испытывали реже всего.

Эти результаты еще раз доказывают, что дети невероятно любознательны по своей природе и буквально с первых дней жизни нацелены на то, чтобы установить как можно лучший контакт с окружающими людьми.

  • проводите как можно больше времени, общаясь со своим ребенком. С каждым днем и ребенок, и вы сами будете узнавать множество интересных и захватывающих вещей друг о друге;
  • улыбайтесь, смейтесь, играйте выражениями лица. Знайте, что ваш гнев или грусть могут вызвать ответную реакцию малыша;
  • воспринимайте серьезно выражения эмоций ребенка и соответственно на них реагируйте;
  • смотрите и изучайте, как с течением времени развивается эмоциональный фон вашего сына или дочки.

Получайте удовольствие от того, что вы мама! И не забывайте всячески демонстрировать это!

Следующее видео поможет вам понять своего малыша, научит распознавать его чувства и эмоции:

Я. Дембовский (1959) отмечает, что новорожденный обладает тремя эмоциями: страхом (точнее было бы сказать - испугом), который обнаруживается при сильном звуке; гневом, как реакцией на стеснение движений, и удовольствием, возникающем в ответ на покачивание, а также на легкое поглаживание кожи. Что же касается выражения этих эмоций, то прежде всего у новорожденного возникает плач. Но у него бывает выражение, похожее на улыбку. Вероятно, это чисто рефлекторное явление, не связанное с событиями окружающего мира. Мне довелось наблюдать ребенка в возрасте около 10 дней, у которого прорезался даже хохот, продолжавшийся две-три секунды.

Постепенно улыбка становится более определенной, ребенок улыбается в ответ на самые разнообразные стимулы. М. Ю. Кистяковская (1946) отмечает, что если 3-4-месячные дети улыбаются и оживляются на обращенный к ним разговор любого взрослого, то 5-6-месячные дети при приближении и обращении к ним другого взрослого, вместо того чтобы сразу улыбнуться, долго и сосредоточенно смотрят на него, а затем либо улыбаются, либо отворачиваются, а иногда могут и громко расплакаться.

Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова (1949) пишут, что до года улыбка появляется у ребенка почти исключительно на человеческое лицо или голос. Крик (испуг) в ответ на зрительные воздействия впервые появляется при дифференцировании знакомого человеческого лица от чужого человека или маски.

Формы реагирования, связанные с плачем и улыбкой, по-видимому, универсальны и отражают процесс созревания нервной системы (Emde et al., 1976). Даже у детей, рожденных слепыми, наблюдается та же последовательность событий (Fraiberg, 1971). Примерно в два с половиной месяца у младенца появляется социальная улыбка, которая обращена к другому человеческому лицу. Малыши с готовностью улыбаются и реагируют движениями всего тела на приближающегося к ним человека.

С этого момента ребенок требует социальных контактов, в результате чего появляется новый вид эмоционального реагирования - формирование аффективно-личностных связей. Они закладываются в первые полгода жизни ребенка, чему способствует развитие у него средств экспрессии. В начале младенец выражает свои аффекты беспокойными движениями или неподвижностью. Затем подключаются мимика, звуки и телесные движения.

Меняется и характер голосовой экспрессии. На протяжении 1-го месяца крик ребенка выражает только его недовольство, причем звуковой состав этого крика сходен с интонациями обиды и недовольства взрослых. На 2-м месяце появляется спокойное «гуление», на 3-м - звуки радости, а позднее - смех (Тонкова-Ямпольская, 1966). Правда, по другим данным, ребенок впервые начинает смеяться в возрасте 5-9 недель (Church, 1966; Maior, 1906; Wolff, 1966). Стимулы, вызывающие смех, с взрослением младенца меняют свое значение. Дети 10-12 месяцев, как показали Л. Сроуф и Дж. Вунш (Sroufe, Wunsch, 1972), гораздо чаще смеялись в ответ на зрительные и социальные стимулы, тогда как дети 7-9 месяцев - в ответ на тактильную и звуковую стимуляцию. Авторы объясняют это тем, что у более старших детей в понимании ситуации как смешной когнитивные процессы принимают уже большее участие. В среднем реакция смеха у детей возникала на тактильные стимулы - в 6,5 месяца, на слуховые - в 7 месяцев, на социальные (игра в прятки) - в 8 месяцев, на зрительные - в 10,5 месяца.

В 3-месячном возрасте младенцы уже «настроены» воспринимать родительские эмоции, и их поведение показывает, что они ожидают увидеть выражение эмоций на лице матери или отца. В эксперименте, когда родитель по инструкции должен вдруг сделать «каменное лицо» во время аффективного общения, младенец удивлялся, пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью. Если родитель продолжал делать безучастное лицо, поведение ребенка менялось. Он отворачивался в сторону, начинал сосать палец и выглядел страдающим (Tronic et al., 1978).

Характерно, что и мать «настроена» на восприятие выражения эмоций младенца и готова ответить на них заранее, до того, как эта эмоция проявится у младенца.

Д. Штерн (Stern, 1984) вводит в связи с этим термин «аффективная настройка», который означает способность матери соответствовать в своем поведении темпу и интенсивности проявлений младенца и его эмоциональному состоянию без буквальной имитации его поведенческой экспрессии. Все это способствует установлению взаимной аффективной системы обратной связи между ребенком и взрослыми, обеспечивающими его выживание (Basch, 1976; Call, 1984).

В первые полгода жизни ребенка аффективно-личностные связи проявляются как его стремление разделить со взрослыми свои положительные эмоции по поводу восприятия радующих воздействий (интересной игрушки, веселой музыки и т. п.). Сначала - это отслеживание визуальных признаков сопереживания, включение объекта восприятия и взрослого в единое поле зрения; несколько позже отмечаются более активные проявления: показ взрослому радующего предмета, ожидание ответных положительных эмоций.

Ко второй половине первого года жизни младенец проявляет умение пользоваться восприятием эмоций матери для того, чтобы проверять себя и получать поддержку (Mahler et al., 1975), а также по выражению ее лица ориентироваться, продолжать ли свои действия, когда ситуация становится незнакомой. Это аффективное взаимодействие называется «социальным соотнесением» (Emde, Sorce, 1983).

Во вторые полгода жизни аффективно-личностные связи проявляются не только в положительной, но и в отрицательной эмоциогенной ситуации (в незнакомом помещении, при встрече с посторонними взрослыми, при виде пугающего предмета и т. п.). Ребенок ищет у взрослого защиту, прижимается к нему, заглядывает в глаза.

В это время у детей внезапно появляются боязнь незнакомых людей и тревога отделения от родителя («тревога семимесячных»). Малыши, которые до этого улыбались и были приветливыми, в присутствии посторонних становятся робкими и настороженными. Перспектива остаться одним в незнакомом месте даже на короткое время вызывает у них сильное беспокойство. Они часто плачут и цепляются за родителя. По данным Г. Бронсона (Bronson, 1978) 9-месячные малыши, увидев незнакомца, иногда начинают плакать еще до того, как тот к ним приблизился. Боязнь незнакомых людей сопровождает ребенка почти до двух лет.

Как отмечают М. Эйнсворт (Ainsworth, 1967), Е. Маккоби и С. Фельдман (Масcoby, Feldman, 1972), младенцы, имеющие отношения исключительно с одним из родителей, склонны проявлять более сильную боязнь незнакомцев и тревогу отделения (последняя особенно проявляется при попадании детей в ясли, что показано в работе Дж. Якобсона и Д. Билль (Jacobson, Wille, 1984). Кроме того, эти виды тревоги появляются у них раньше, чем у детей, имеющих связи не только с одним родителем. По Р. Спитцу (Spitz, 1965), ребенок боится, что незнакомый взрослый разлучит его с матерью.

Имеется несколько подходов к объяснению механизмов негативной реакции ребенка на незнакомого человека. Одни психологи рассматривают ее как проявление более общей отрицательной реакции на все новое и неизвестное (Hoffman, 1974).

Однако экспериментально показано, что далеко не любое новое вызывает у ребенка отрицательную реакцию; например, незнакомый ребенок вызывает улыбку и интерес (Дж. Боулби). Другие авторы полагают, что дети боятся не незнакомого человека как такового, а его необычного, непохожего на материнское, поведение. Если незнакомец подражает поведению матери, то у ребенка страх не возникает (Р. Рахман, цит. по: Haith, Campos, 1977).

К. Кальтенбах и др. (Kaltenbach et al., 1980) показали, что приближения незнакомого взрослого к младенцам боятся и их матери, на основании чего они делают вывод, что боязнь незнакомца - общечеловеческая реакция, а не только маленьких детей.

И все же в отношении этого вида страха у малышей остается много неясного. Некоторые авторы приводят данные, согласно которым он вовсе не обязателен. В исследованиях С. Ю. Мещеряковой (1974), Г. Моргана и X. Рициути (Morgan, Ricciuti, 1969) показано, что такой страх возникает у малышей в основном в критических ситуациях - в незнакомой обстановке, в отсутствии матери, в тех случаях, когда незнакомец берет ребенка на руки и т. д. Если же ребенок находится на коленях у матери, то отрицательная эмоциональная реакция отсутствует, а у нормально развивающихся «домашних» детей наблюдается даже исследовательское поведение. С. В. Корницкой показано, что в детском саду привыкшие к обстановке, хорошо адаптированные дети не проявляют страха по отношению к незнакомым людям. Поэтому высказывается мнение, что возникновение страха незнакомого человека может быть следствием определенных отклонений в формировании личности и эмоциональной сферы ребенка. Возможно, что имеют значение и индивидуальные особенности психики ребенка, которые вследствие малого возраста детей с помощью диагностических методик не могут быть выявлены.

При недостатке ситуативно-личностного общения младенца с взрослыми аффективно-личностные связи не устанавливаются, что нарушает не только эмоциональное, но и общее психическое развитие ребенка. Это было показано в ряде экспериментов зарубежных авторов. Р. Спитц (Spitz, 1962, 1963), создавая свою концепцию взаимодействия матери и младенца, опирался на эксперименты Харлоу с детенышами обезьян, которых растили с использованием неодушевленных суррогатных матерей. Спитц отмечает, что отсутствие аффективного диалога между младенцем и суррогатной матерью имело разрушительные последствия для развития обезьяньих детенышей.

Такие же отклонения в поведении и развитии наблюдаются и у человеческих детей (Г. Крейг, 2000).

П. Янг (Young, 1961) модифицировал и уточнил схему К. Бриджеса (Bridges, 1932), в которой показано постепенное появление эмоциональных реакций у детей в течение первых двух лет жизни.

В этой схеме сомнение вызывает отнесение к эмоциональным реакциям младенца подозрительности, а также влечения к взрослым и детям. Подозрение - это интеллектуальная характеристика, это предположение, основанное на сомнении в правильности, законности, справедливости слов, намерений, поступков. Влечение, хотя и имеет положительную эмоциональную окраску, является потребностно-мотивационным образованием. Впрочем, такая нестрогость в отнесении психологических феноменов к эмоциональным реакциям присуща, как уже неоднократно отмечалось мною, многим авторам. Кроме того, в схеме отсутствует эмоция обиды, которая, по некоторым данным, появляется в возрасте пяти месяцев. Если первые эмоции связаны с биологическими потребностями младенца (в самосохранении, в свободе и удовольствии), то дальнейшее обогащение поводов к проявлению эмоциональных реакций связано с интеллектуальным развитием ребенка.

А. Джерсилд и Ф. Холмс (Jersild, Holms, 1935) показано, например, что если в возрасте от года до шести лет одни факторы (шум, падение, чужие объекты) перестают быть причиной плача, то другие, напротив, вызывают страх все чаще (образы живых существ, животные, темнота и одиночество).

Новорожденный малыш совсем недавно появился на свет, но у него уже есть особые черты характера, которые совсем скоро проявятся во всей красе. Ваш ребенок будет расти с удивительной скоростью, ежедневно делая новые открытия и познавая мир.

Малыш развивается не только физически, но и эмоционально. Поговорим подробнее о чувствах и эмоциях новорожденного малыша. Узнаем, что ему нравится, а что вызывает тревогу, почему кроха плачет без видимых причин, и что доставляет ему удовольствие.

Спокойствие, только спокойствие

В первые дни жизни нервная система новорожденного «спит». Возбудимость понижена, малыш почти не реагирует на звуки и свет. Таким образом природа позаботилась о том, чтобы переход из маминого животика в реальный мир не был слишком резким. В течение первой недели жизни возбудимость нервной системы постепенно повышается, а уже к 7-10 дню начинается формирование условных рефлексов.

Когда малыш уже сможет различать звуки, он не оставит без внимания погремушку, которой мама потрясет рядом с ним. Ребенок затихнет, с любопытством прислушиваясь к новому звуку.


Близость самого родного человека – мамы, тоже оказывает успокоительный эффект на малыша. Ребенок может плакать не от того, что он замерз, голоден или плохо себя чувствует, а просто оттого, что зовет маму и жаждет ее ласки и нежности. Специалистами подмечено, что «ручные» детки лучше развиваются, ведут себя спокойнее. Телесный контакт, поглаживания, ношение на ручках позволяют также сформировать эмоциональную близость между мамой и ребенком. Что уже говорить о кормлении грудью, когда двое близких людей становятся одним целым, а малыш получает от мамы все самое важное – питание, защиту, тепло и ласку. Цените эти восхитительные моменты нежности, ведь кроха так быстро растет!

Уже с первых дней жизни нужно общаться с новорожденным. Пусть он не понимает смысла ваших фраз, но он слышит мамин голос, а смена интонации вызывает интерес и стимулирует психологическое развитие. Рассказывайте малышу простые потешки, пойте песенки во время процедур по уходу за новорожденным – будь то умывание, смена подгузника или купание.

У новорожденного ребенка нет режима дня, ведь сон занимает почти все время. В первые дни после рождения кроха спит до 20 часов в сутки. Когда же пройдет несколько недель, период сна сократится, а период познания окружающего мира увеличится. Сон – важная составляющая психоэмоционального развития ребенка. Во время сна нервная система отдыхает от полученных впечатлений, а организм активно вырабатывает гормон роста. Недаром говорят, что ребенок растет во сне!

Однако в некоторых случаях быстрый сон не переходит в глубокий, тогда малыш часто просыпается, ведет себя беспокойно. Причиной тому может быть плохое самочувствие, голод, чувство дискомфорта. Так, малыш может испытывать неудобства, связанные с подгузником. Старайтесь выбирать для крохи изделия, соответствующие его массе и подходящие для нежной кожи новорожденных. Своевременно производите смену подгузника, иначе, на нежной коже малыша может появиться раздражение. Подгузники Libero NewBorn разработаны специально для новорожденных, с учетом особенностей чувствительной кожи малыша.


Внутренняя поверхность подгузника, тянущиеся боковинки, барьерчики вокруг ножек выполнены из мягких материалов, не доставляющих дискомфорта малютке. Libero NewBorn имеют вырез для пупка и индикатор влаги, чтобы мама могла своевременно сменить подгузник.

Веселое купание

Как известно, в животике у мамы малыш находился в окружении амниотической жидкости, поэтому водная стихия для него – естественная среда. Именно поэтому, купание успокаивающе действует на кроху. Следует проводить водные процедуры вечером, перед сном. Пусть это станет неким ритуалом отхождения ко сну.

Многие современные родители учат плаванию новорожденных малышей, пользуясь тем, что они еще воспринимают воду как родную стихию.


Можно выполнять в воде веселые упражнения, которые наверняка понравятся крохе. Поддерживая одной рукой головку малыша, а другой – спинку, опустите его в воду, оставив на поверхности только голову. Медленно перемещайте малыша по воде взад и вперед. Такое же упражнение можно делать и в положении на животике, а не на спине.


Нравится

Экспериментальный дизайн

Gentaz et al. / PLOS One 2018

Маленькие дети учатся распознавать эмоции по лицу уже во время первого полугода жизни. Это выяснили швейцарские ученые, которые проследили за распределением внимания младенцев при просмотре изображений двух людей после прослушивания эмоционально окрашенного голоса, говорится в статье, опубликованной в PLOS One .

Основной канал передачи эмоциональных состояний другим людям - это визуально доступная информация: выражение лица, поза и жесты. Маленькие дети учатся распознавать эмоции уже в самом раннем возрасте; эта способность, однако, зависит от типа выражаемой эмоции. Так, уже в возрасте четырех месяцев дети отдают предпочтение счастливым, а не нейтральным лицам и смотрят на них дольше. Тем не менее, до сих пор неясно, когда у младенцев появляется способность именно определять эмоцию, а не вообще реагировать на изменения лица человека.

Один из способов проверить это - использовать эмоциональную информацию с двумя различными модальностями: например, визуальной и звуковой. Ученые из Женевского университета при участии Амайи Паламы (Amaya Palama) в своем эксперименте использовали два типа стимулов: после презентации эмоционально окрашенного голоса (счастливый, злой или нейтральный) в течение 20 секунд участникам показывали на экране два лица - злое и счастливое - в течение 10 секунд.

Всего в исследовании приняли участие 24 полугодовалых ребенка. Во время прохождения исследования движения глаз детей записывали с помощью айтрекера. Ученых интересовало распределение внимания в сторону соответствующего и не соответствующего голосу выражения лица: в случае, если ребенок отдает предпочтение одному из двух лиц, можно говорить о том, что он видит между ними разницу.

Ученые выяснили, что после прослушивания сердитого голоса младенцы смотрели и на счастливое, и на сердитое лицо примерно одинаковое количество времени. Однако, после презентации счастливого голоса, дети смотрели на сердитое лицо в среднем на 800 миллисекунд дольше.

Экспериментальная парадигма привыкания достаточно часто используется в исследованиях с маленькими детьми: ученые проверяют способность детей соотносить две пары стимулов (в данном случае - голос и выражение лица), показывая им соответствующий и не соответствующий стимул одной из двух модальностей. Другими словами, в том случае, если ребенок дольше смотрит на сердитое выражение лица после того, как услышит счастливый голос, исследователи могут прийти к выводу о том, что пара «сердитое лицо – счастливый голос» ему неизвестна, и он понимает, что счастливому голосу должно соответствовать счастливое лицо. Ученым, таким образом, удалось показать, что полугодовалые дети действительно умеют отличать эмоции, а не выделять изменения выражения лица, которые им соответствуют. Любопытно, что младенцы смогли распознать только положительные эмоции: скорее всего, по мнению ученых, это связано с тем, что счастливое выражение - самое часто наблюдаемое младенцами на лице взрослых.

В полгода дети умеют не только эффективно распознавать эмоции. Недавно ученые показали, что в этом возрасте у младенцев также и способность к соотнесению объекта реального мира и его названия.

Елизавета Ивтушок

Похожие публикации