Описание новогоднего праздника для детей. Как рассказать малышу про новый год

От истоков до наших дней...

В наше время под гжелью обычно понимают вид русского народного искусства – расписанные в особом стиле керамические изделия. Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок. Гжельская посуда и другие изделия Гжель хорошо известны не только в России, но и во всём мире.

Немногие знают, что изначально гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области. Жители сёл и деревень, находившихся в этой местности, были прекрасными мастерами гончарного искусства. И лишь в далёком будущем название местности получил один из самых известных видов народного промысла.

Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина. Ведь, как известно, изначально определённый вид деятельности появляется именно там, где есть материал. Развитие гончарного дела в гжельской местности началось ещё в IV веке до нашей эры. В XIV же веке гжельская земля стала центром керамического производства Руси. Именно там делали керамические изделия для самого Великого князя Ивана Калиты.

Производство расширялось, появлялись новые технологии, также росло и м астерство гончаров. В начале XVIII века был освоен выпуск фарфоровых изделий, а также был получен так называемый «полуфаянс». Именно его мастера расписывали синей краской, которая в последствии стала символом гжельских изделий. Изначально в окраске фарфоровых изделий преобладали модные во все времена золотистые тона.

К сожалению, в конце XIX– начале XX века промышленный кризис в России оказал своё влияние и на народное творчество. Вновь производство керамики было налажено лишь в середине прошлого века. Именно тогда в организованной артели «Вперёд, керамика» был разработан новый дизайн – синяя роспись на белом фоне. Изделия делали из фарфора, а основу краски составлял высокотемпературный кобальт. Именно на основе этой артели было создано объединение «Гжель», на самом деле собравшее лучших мастеров этого искусства. В конце 80-х годов ведущим художникам фабрики была присуждена Государственная премия имени Репина «За достижения в возрождении, становлении и развитии искусства Гжели, в создании современного стиля гжельского фарфора с подглазурной росписью кобальтом».

МБДОУ детский сад №56

Конспект занятий на тему:

«Гжельские сервизы»

(В рамках реализации проекта)

Подготовила

воспитатель:

Анисимова В.Н.

г. Новочеркасск

2015г.

Конспект занятий в средней группе

«Гжельский сервиз»

Анисимова Валентина Николаевна

МБДОУ №56

Цель:

Создать условия для развития интереса к творчеству гжельских мастеров; познакомить с характерными особенностями гжельского фарфора – колорит, композиция

Задачи:

    Образовательные

    Приобщать детей к народно декоративному искусству в условия практической и творческой деятельности

    Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла

    Формировать способности выделять традиционные особенности росписи: белый фон и сине голубые цвета, кайма.

    Обогащать знания детей и умение рисовать простейшие узоры (роза, лепестки, капельки, волнистые линии

    Активизировать словарный запас (гжель, мастер, сервиз, кайма)

    Развивающие

    Развивать интерес к изучению народно декоративно прикладному искусству.

    Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.

    Развивать способность к самостоятельности, поиску методов и приемов

    Развивать чувства формы, симметрии

    Развивать мелкую моторику

    Развивать навыки рисования гуашевыми красками, кончиком кисточки

    Воспитательные

    Воспитывать умение ценить, уважать, достояние русского народа через декоративно прикладное искусство

    Воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели, желание активно проявлять себя в нем

    Воспитывать аккуратность, ответственность при выполнении работы

Образовательные области:

    Художественно эстетическое развитие

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

Методы:

    Наглядный метод (показ, образцы поделок, иллюстраций)

    Словестный (беседа, пояснение, вопросы и художественное слово)

    Практический (создание игровой ситуации, смена деятельности, заинтересованности)

Виды детской деятельности:

    Художественно эстетическая деятельность

    Продуктивная деятельность

    Познавательная деятельность

    Речевое развитие

Индивидуальная работа:

    Индивидуальные занятия с детьми по обучению элементам декоративного рисования

    Индивидуальное занятие с детьми по обучению навыками составления узоров

Материалы и оборудование:

    Гжельская посуда: чайник, самовар, вазы, сахарница, масленка, чашки, тарелки

    Мешочек с иллюстрациями гжельских предметов

    Предметы посуды из соленого теста

    Гуашевые краски, кисточки, салфетки, банки с водой

    Скульптура малой формы: кошка, лошадка, петух

    Книга Н.Сурьяновой «Синие цветы гжели»

Предварительная работа: Знакомство с гжельским промыслом

    Рассматривание иллюстрации с изображением гжельских предметов

    Рассматривание альбомов «Небесная Гжель» И.А. Лыкова, «Гжель» С.Вохринцева

    Слушание рассказов воспитателя об истории происхождения промысла

    Раскрашивание в альбомах «Гжельская посуда»

    Чтение русских народных сказов и рассказов: «Небесная лазурь Гжели» М.Боброва, «Небесная Гжель» И.А. Лыкова (рассказ о промысле)

    Чтение стихов: «Сине белая посуда» С.Вахрушева, «Гжель» П.Синявский

    Слушание музыки

Русские лирические мелодии:

«Лебедушка», «Сударушка», «Прялица»

П. Синявский, «Незабудковая гжель»

    Усвоение песенных навыков

«Гжель» З.Я.Роот

«Лазури хоровод» М.Кузьмичева

«Россия, Россия» М.Кузьмичева

«На Руси умельцев много», муз. Иванова

    Музыкально-игровое творчество

«Матушка Гжель» «Найди гжельский узор» «Сложи узор»

    Изготовление из соленого теста предметов посуды

Предполагаемый результат:

    Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях

    Окрепшая моторика рук

    Самостоятельное выполнение предполагаемых художественных решений

Использованная литература:

    Методическая литература:

«Родное Подмосковье» В.Мишакова // Ребенок в детском саду. 2003№5.

«Небесная лазурь»: М.А Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание.СПб.2006.

    Наглядно - дидактический материал

«Гжель»: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С.Н.Вохринцева/-Е.:Издательство Страна фантазий, 2005.- 8с.

«Небесная гжель»: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И.А.Лыкова.-М.:Издательский дом Карапуз,2008.-10с.

«Гжель»: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет/ Т.Н Чижкова, Т.Н. А.Н.Дорофеева. -М. Мозаика-Синтез, 2003. -10с.

    Интернет ресурсы:

Ода Гжели /www.u tube.ru/pages/video/12708

Сказочная гжель: Занятие в средней группе c 4 // « maaam . ru »

Этап Гжельской росписи files . school - collection . edu . ru

Народные промыслы: стихи// http : festival .1 september . ru

Ход занятия:

    Создание проблемной ситуации:

Воспитатель обращается к детям:

Воспитатель:

«Сегодня утром почтальон принес нам посылку. Посмотрите, какая она необычная» на посылке наклеены предметы художественно декоративного промысла.

Воспитатель:

«Кто же нам ее принес? И что в ней?»

Предполагаемые ответы детей:

«Мастера художники»

Воспитатель:

«Откроем посылку?»

Воспитатель и дети открывают посылку

Воспитатель:

«Посмотрите здесь много разных интересных предметов»

Воспитатель и дети достают из посылки предметы и рассматривают их

Воспитатель:

«Как вы думаете, что это за предметы?»

Предполагаемые ответы детей:

«Это посуда: вазы, тарелки, кружки и т.д.»

Воспитатель:

«Да, посуда. Но это необычная посуда, она совсем не похожа на наши тарелки, вазы и кувшины»

Воспитатель достает из посылки конверт с письмом и показывает детям.

Воспитатель:

«В посылке лежит письмо. Сейчас я вам его прочитаю и мы узнаем, кто прислал нам эту замечательную посуду»

Воспитатель открывает письмо и читает его.

Воспитатель:

«Дорогие ребята, мы приглашаем вас в гости, в наше королевство гжельских мастеров. А наш подарок гжельских сувениров приведет вас в сине голубую сказку»

(Веселые мастера умельцы)

Воспитатель достает из посылки красивые иллюстрации на которой изображена посуда.

Воспитатель:

«В посылке есть еще очень красивые иллюстрации, которые помогут нам лучше понять традиции гжельских мастеров. Ребята, а вы хотите отправится в путешествие в сине голубую сказку?»

Предполагаемый ответ детей:

«Да»

Воспитатель:

«Мы отправляемся в путешествие, а почему она называется сине голубой сказкой, вы сейчас поймете сами»

    Организационная часть

Воспитатель:

«Когда, я была маленькая, как вы. Мне бабушка рассказывала сказку про гжельских мастеров. И сейчас мне хочется рассказать её вам. Хотите послушать?»

Предполагаемый ответ детей:

«Да!»

Воспитатель рассказывает сказку и свой рассказ сопровождает показом иллюстраций.

    Практическая часть

Воспитатель:

«Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами мастера любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек.»

Воспитатель показывает детям иллюстрации, на которых изображены разные узоры из цветов, капелек, волнистых линий, завиточков.

Воспитатель:

«Стал каждый мастер свое умение показывать. Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке – петушок красуется. При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит.

Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза. Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.»

На картинках, которые показывает воспитатель, дети рассматривают посуду разных мастеров, форм и размеров.

Воспитатель:

«Лепили гжельские мастера животных и птиц. Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка. Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!»

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением разных животных и птиц.

Воспитатель:

«Обратите внимание, какие красивые и разные птицы и животные, творили умельцы своими руками!»

Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации, на которых изображены птицы и животные гжельских мастеров

Воспитатель:

«Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!»»

На картинках, которые показывает воспитатель, изображены разные диковинные часы. Дети с интересом рассматривают их.

Воспитатель:

« У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись. Вот такая замечательная сказка. Понравилась она вам?»

Предполагаемый ответ детей:

«Да»

А закончить хочу такими строчками:

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе ее названье – Гжель!

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашу легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения!»

    Продуктивная деятельность

Воспитатель:

«Ребята, посмотрите на полянке стоят столы, а на столах стоит много посуды пойдемте посмотрим»

Дети и воспитатель подходят к столам и рассматривают предметы посуды.

Воспитатель:

«Да это же посуда, которую мы лепили сами из соленого теста, здесь есть тарелки, вазы, кувшины, кружки. А все вместе это называется одним словом – сервиз»

Дети рассматривают посуду. Воспитатель обращает внимание детей.

Воспитатель:

«На столе стоят еще краски, кисточки, банки с водой и салфетки. Наверное, гжельские мастера предлагают нам самим раскрасить свой сервиз»

Воспитатель обращает внимание детей на сервиз из посылки

Воспитатель:

«Узор гжельских мастеров расположен в центре каждого изделия. Обязательным элементом в узоре является роза, по краям изделия - кайма. Обратите внимание, что предметы одного сервиза имеют одинаковый рисунок

Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»

Воспитатель:

«Сейчас вы выберете посуду, которую будете украшать. В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет предмет из сервиза, который будет соответствовать рисунку.»

Дети выбирают посуду и садятся за столы

Воспитатель:

«Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике. Какими узорами украшен чайник?

Предполагаемый ответ детей:

«Цветком и каймой из точек».

Воспитатель:

«Где расположен цветок?»

Предполагаемый ответ детей:

«В середине, на одной стороне посуды»

Воспитатель:

«Из каких элементов состоит цветок?»

Предполагаемый ответ детей:

«Серединка и лепестки»

Воспитатель:

«На что похожи лепестки цветка?»

Предполагаемый ответ детей:

«На капельку».

Воспитатель:

«Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели

А сейчас ты тоже попробуем стать мастерами и будем расписывать нашу посуду в гжельском стиле. Вы можете нарисовать узор, который изображен на этом сервизе, или на картинке из «Чудесного мешочка»

Воспитатель напоминает детям правила пользования кистью и гуашью, а так же последовательность нанесения узора.

Воспитатель:

«Надо рисовать сначала цветок по середине предмета, а лепестки, капельки – вокруг. И обязательно не забывайте, что в каждом узоре есть кайма, по краям изделия»

По окончанию работы, дети наводят порядок на столах

    Подведение итога

Воспитатель читает поговорку, а дети рассматривают посуду, которую они украсили узором

Воспитатель:

«Умелец, да рукоделец, себе и людям радость приносит. Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям. Узоры, которые вы нарисовали сделали посуду яркой, красивой и неповторимой. Послушайте стихотворение о гжели.

Сине-голубые

Розы, листья, птицы,

Увидев нас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре

Синяя капель.

Это называется

Просто роспись Гжель » П. Синявский

Воспитатель:

«Путешествие в сине голубую сказку понравилось вам, ребята?»

Предполагаемый ответ детей:

«Да»

Воспитатель:

«А вы запомнили из чего гжельские мастера делают свои изделия?»

Предполагаемый ответ детей:

«Из белой глины»

Воспитатель:

«Какие изделия делают мастера из белой глины?»

Предполагаемый ответ детей:

«Животных, птиц и посуду»

Воспитатель:

«А кто из вас запомнил каким цветом расписывают свои узоры гжельские мастера?»

Предполагаемый ответ детей:

«Сине голубым цветом»

Воспитатель:

«Правильно: традиционная особенность гжельских мастеров - белый фон и сине голубые рисунки»

Воспитатель показывает фарфоровые предметы из посылки и спрашивает у детей.

Воспитатель:

«А эти предметы похожи на посуду, о которых говорится в сказке?»

Предполагаемый ответ детей:

«Да похожи»

Воспитатель:

«Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки.

Воспитатель:

«А сейчас мы возьмем наш замечательный сервиз и отнесем в детский сад. Пусть родители посмотрят на ваши работы»

Традиции празднования Нового года пришли на Русь с Европы. До правления Петра I переход жизненных циклов был неизвестным и малозначимым.

Распространение языческого обычая – это история современного Нового года в России, но кратко рассказать о ней нельзя. Это адаптация народа, принятие определенных традиций и перенесение их к современному человеку.

Первые традиции

Современный праздник имеет только основные схожие черты с тем днем, который отмечался крещеной Русью. С приходом холодов у простого народа хватало хлопот, поэтому отмечать смену сезонов не было смысла.

Это сегодня без елки и традиционного застолья представить Новый год невозможно: до введения единого календаря большинство людей не знали, когда вступает новый цикл, как он на них отражается.

Первые корни празднования тянутся до Римской империи:

  1. Там в далекой и теплой империи собирались пальмовые листья, и с ними праздновалось начало нового жизненного цикла.
  2. В Римской империи зародились основы современных точных наук, поэтому методы исчисления в империю пришли раньше, чем к жителям Руси.
  3. Римляне проводили торжественные ужины в марте: только спустя 45 лет после рождения Христа, эта дата была изменена.
  4. Римляне приносили жертвоприношения и угощали гостей – особенных традиций в этот день не было.

История праздника рассказывает об иудеях, которые также отмечали новый цикл ближе к марту. Об этом говорится в Старом Завете. До Руси торжество дошло значительно позже, чем до остальной части Европы: причина тому простая – Русь была изолирована.

Новый год на Руси

До крещения Руси, которое прошло в 988 году, славяне отсчитывали жизненный цикл по меняющейся природе. Как только сменялись 4 сезона, заканчивался цикл. Припадало начало нового цикла на равноденствие, когда ночь встречалась с днем.

После крещения Руси, началось летоисчисление – так появились первые письменные упоминания о меняющихся годах. Юлианский календарь стал первым настоящим календарем на территории современной России.

Со временем из-за политических изменений Русь перешла на византийский календарь и празднование Нового года сместилось. С 1492 года официальным днем празднования Нового года стало 1 января. Появились первые традиции. В этот день начали собирать оброк, а сам царь выслушивал всех жалобников.

Традиционно люди отправлялись в церковь и просили о хорошем урожайном сезоне. Языческие обряды стали частью празднования – с того момента начали собираться гости, которые пели песни и украшали разные веточки для придания дому особенной атмосферы. С момента перехода на новый календарь россияне празднуют вхождение в новый цикл до прихода января.

Языческие корни праздника

После появления устойчивой традиции все больше жителей Руси пытались выделить день священного перехода. Они собирались группами, ходили по домам, сообщали о доброй вести. Это было первое празднование, которое напрямую не связывалось с церковью.

После крещения Новый год стал для русичей настоящим спасением. Они могли вспомнить языческие обычаи или без опасения за свою жизнь использовать их.

Если смотреть на происхождение современных традиций, то они все привязаны к силам природы:

  • до появления нового летоисчисления, природа сама диктовала, когда приходит новый цикл – по сей день в торжествах под 31 декабря используются атрибуты, отражающие силу природы;
  • традиционная ель появилась позже, но и она демонстрировала необузданную силу природы;
  • в эти сутки использовались ритуалы для привлечения хорошего урожая, для того, чтобы удача с дома не уходила.

Сюжетами и сказочными рассказами Новый год оброс значительно позже. В основу небылиц легли персонажи, больше похожие на языческих богов. Сильный Дед Мороз с бородой и всемогущим посохом, управлял погодой – по поверьям он мог поднять метель или успокоить морозы.

Задабривали Деда Мороза, как и языческое божество – готовили для него угощения, украшали к его приходу дом. Со временем стало неважно, откуда на Русь появился Новый год, он стал исконно национальным.

Развились традиции, появились свои поговорки, обязательные атрибуты – постепенно Новый год превратился в самый ожидаемый праздник: теперь его языческие корни никого не волнуют.

Нововведения Петра I

Отцом Нового года по праву является царь Петр I. Отличался правитель своими реформаторскими идеями. Он пытался идти в ногу со временем, а также перенимал опыт соседних государств. Европейские обычаи не давали покоя Петру, с того момента, как он стал царем. Постепенно он брал их, адаптируя под менталитет русичей.

На то время Англия и Франция давно ввели традицию, встречать новый годичный цикл 1 января – такой праздник по сей день отмечается в Европе, хотя он стал менее значимым, чем Рождество – главное торжество для католиков.

С 1700 года под руководством Петра, Русь приспособилась к новому режиму: согласно изданному указу, цикл начинался с 1 числа первого месяца. Такая дата сохранялись и больше не менялась. Петр не изобрел новый праздник в России, но сделал его доступным каждому жителю Руси. Он издал несколько указов, позволяющих отдыхать, даже низшим слоям населения.

Придумал Петр наряжать елку или любую хвою, которая устанавливалась в жилище. Традиционно хвоя наряжалась сладостями или орехами – еще один языческий корень. Сразу после смерти Петра такая традиция ушла: люди перестали устанавливать елки, а такое украшение можно было увидеть только в трактирах.

Начали использоваться сосновые ветки – они дольше стояли и не осыпались. После того как Петр ввел выходные дни, они стали неотъемлемой частью Нового года. При жизни императора основная часть праздника переместилась в Петербург. Только через много лет такое пышное событие вернулось в столицу государства – Москву.

На таком празднике не обойтись без елки – об этом знают дети и взрослые. Главный атрибут пользуется огромной популярностью. С середины декабря на улицах современной России появляются самодельные палатки, где можно купить самую красивую елку.

Что нужно знать про Новый год и его главный атрибут:

  • первые елки украшались во дворе – было принято высаживать хвои у дома, чтобы показывать благополучие семьи;
  • срезанные елки начали устанавливаться дома перед смертью Петра, а до того наряжались только живые ели;
  • ставились елки в декабре месяце, а сразу же после Рождества они выбрасывались;
  • начало традиции ставить елку в каждом доме приписывается императору Николаю I, но точных подтверждений такому факту нет.

Украшения елки с годами менялись. Если поначалу их наряжали натуральными элементами – фруктами или орехами, то со временем стало модно покупать специально изготовленные игрушки. Мастерицы плели игрушки из нитей, а умельцы вырезали деревянные фигурки.

К праздничному дню, когда приходила пора праздника Нового года, каждая семья устанавливала хвою: так хозяин дома заявлял о своем достатке. Только бедные семьи не могли себе позволить елки или покупные к ним украшения.

Сегодняшняя елка ярче, чем первые деревья, поставленные в домах русичей. Огоньки и другие обязательные атрибуты дошли до России в 90-х годах с Европы и Америки. Публичные елки появились спустя 100 лет, после введения традиции.

Первое появление Деда Мороза

Дед Мороз – это персонаж новогодних сказок. Он появился в конце 80-х годов. Такой персонаж прошел долгую эволюцию от духа, который водится в лесах и прячется за метелью, до добродушного фольклорного персонажа. В некоторых культурах прообразом хорошего старика были демоны. Они уносили непослушных детей в лес, и больше никто их не мог найти.

Со временем для придания празднованию большей семейности, образ был переделан. Он стал добрее и больше не наказывал детей. В 80-х годах за границей появился Санта-Клаус. Такой же добрый старик, который давал о себе знать ближе к 1 января. Он облетал весь мир и оставлял под елочками подарки для детей.

Образ Деда Мороза был изменен. У него появилась внучка – Снегурочка, которая по многим поверьям помогала дедушке собирать пожелания детей. Первое время персонаж приносил малышам небольшие подарки: елочная новогодняя игрушка на Руси считалась особенным подарком, ему детишки были очень рады.

Новый персонаж сразу же полюбился детям – появились новые детали того, как и где живет дедушка в теплые сезоны. Поселился Дедушка Мороз в Лапландии – там он мог не бояться подтаять.

Современное празднование Нового года не обходится без мультфильмов и фильмов, где активно эксплуатируется образ дедушки Мороза. Он рассказывает детишкам о важности дружбы, благодарности, о тех качествах, которые он считает правильными. Делится персонаж историями о возникновении праздника.

После того как славянский народ начал праздновать Новый год, накануне празднования младшие члены семьи пишут письма Деду Морозу, а затем отправляют их по адресу, где сказочный персонаж живет.

Новый год в СССР

В Советском союзе Рождество отошло на второй план. Власть не приветствовала православную веру, поэтому больший акцент был сделан на Новый год. Государственный праздник стал самым значимым днем в году. Чтобы его отметить, города – столица и небольшие местечки, преображались как по волшебству.

Обязательно на главной площади устанавливалась елка – высота хвои указывала на богатство края, на его щедрость и успешность. Украшались городские елки большими шарами. По городу расставлялись иллюминации, которые придавали празднику особенной атмосферы.

Советский союз славился своими застольями. Каждый год на полках продуктовых магазинов не оставались продукты.

Что было на праздничном столе:

  1. В СССР появилось традиционное советское оливье – интерпретация известного французского салата.
  2. Хозяйки готовили заливную рыбу, запекали птицу, открывали лучшие соления.
  3. Чем больше блюд было на столе, тем более благодарной была семья за успехи прошедшего года.

Праздником стали такие традиции, как бой курантов, встреча Старого Нового года, покупка феерверков и бенгальских огней. В СССР не было ни одной семьи, которая не наряжала елку. Такой атрибут был обязательным, а разнообразие елочных игрушек, изготовленных советскими мастерами, поражали. По сегодня такие игрушки являются самыми красивыми и изысканными.

Современный праздник

Современный Новый год – это масштабное действие, к которому начинают готовиться с середины декабря. Если в Европе череда праздников начинается с католического Рождества, то для россиян первым и основным является Новый год.

В доме современного человека ставится елка – это может быть сосна или искусственная ель. Мода на искусственные атрибуты пришла недавно: так защитники окружающей среды выказывают свое уважение природе.

Касательно новогодних игрушек в России все осталось по-прежнему. Выбираются разнообразные шары, украшения, сделанные с разных материалов. Популярными последние годы стали самодельные изделия, которыми наряжают купленную заранее ель.

В РФ осталась традиция наряжать хвою на центральных улицах. Для этого сооружаются целые конструкции, состоящие из десятка небольших деревьев. Перечень блюд для застолья включают традиционное оливье и блюда, пришедшие с Америки или Европы.

Узнали ли вы что-то новое из этой статьи?

Нет Да

Не обходится празднование без холодца и заливной рыбы. Под бой курантов глава семейства в обязательном порядке открывает шампанское.

Измененные традиции не поменяли сам дух Нового года. Дети пишут письма Деду Морозу, а обратно по почте рассылаются ответы, которые очень радуют детей. Устанавливается елка, которую украшает вся семья.

Дом и двери наряжаются купленными или сделанными своими руками атрибутами. Родители готовят подарки, выдавая их за посылки Деда Мороза. По государственным телеканалам показывают новые новогодние фильмы или советскую классику.

Итог

Празднование Нового года – это многовековая традиция, которая началась в России случайно. После крещения Руси, появление такого языческого дня, стало настоящим спасением.

Постепенно появлялись новые традиции и обычаи, дошедшие до современного человека. Нарядная елка, персонаж Деда Мороза или традиционные угощения – все это многовековая история россиян.

Для детей дошкольного возраста

Вид проекта: информационно – практический.

Сроки реализации проекта: 4 недели (с 1 декабря – 26 декабря), краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Доминирующая область: познавательное развитие.

Интеграция областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность : Всем известно, что самый любимый праздник детей - Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома, подарки под елкой, веселый праздник- все это не сравнится с Днем Рождения. Но в результате опроса, проводимого воспитателем в группе, выяснилось, что не только дети, но и взрослые, их родители, мало знают историю возникновения праздника и его традиций, традиции празднования Нового года в других странах. Поэтому мы решили узнать как можно больше об этом, а также украсить группу к Новому году. Не секрет, что малышам сложнее всего ждать, а тем более ждать праздника. Поэтому, одной из моих задач было сделать это ожидание веселым, приятным и полезным для детей.

Цель проекта: расширение знаний детей о зиме, о новогоднем празднике, традициях празднования Нового года в разных странах, о символах Нового года.

Задачи проекта:

  • формировать представление у детей о празднике Новый год, о новогодних обычаях и традициях в разных странах мира;
  • создать условия для сознательного изучения детьми истории Нового года;
  • способствовать развитию воображения, внимания, памяти и речи детей;
  • оформить мини - музей «Ёлочка - красавица»;
  • создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника, развить взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности;
  • активизировать работу с родителями, привлечь их к участию на основе сотрудничества.

Задачи работы с родителями:

  • ознакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта;
  • подготовить консультативный материал для проведения бесед с детьми;
  • мотивировать к ресурсному обеспечению проекта;
  • побуждать к совместной деятельности с детьми по теме проекта.

Ожидаемый результат:

У детей сформированы обширные знания о празднике Новый год, об истории новогодней ёлки, о традиции встречи праздника в разных странах;

Оформлен мини музей «Елочка красавица»;

Педагоги, дети и их родители активно сотрудничают в процессе проектной деятельности;

Предметно пространственная среда в группе способствует к изучению традиции Нового Года;

У детей и их родителей создано праздничное настроение.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (ноябрь 3-4 недели):

  1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
  2. Информирование участников проекта об актуальности, целях и задачах проекта.
  3. Составление плана реализации основного этапа проекта.
  4. Подбор методической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
  5. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно- ролевых игр.
  6. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  7. Изготовление «Календаря ожидания Новогоднего праздника».

Практический этап (декабрь 1-4 недели):

Цель: ознакомление детей с праздником Новый год, расширение знаний детей о традициях празднования нового года в разных странах.

Дата Содержание работы с детьми Содержание работы с родителями Создание предметно развивающей среды

1 неделя декабря

Тема недели «Зимушка зима в гости к нам пришла »

Формы работы

Беседы: «Пришла зима», «Зимние виды спорта», «Чем опасен сильный мороз», «Опасные ситуации во время катания на коньках по льду реки, с горки на санках».

НОД: «Зима. Жизнь животных зимой».

Экспериментирование: «Превращение воды в лед».

«Что быстрее растает снег или лед?».

К. Бальмонт «На дворах и домах», А. Яким «Первый снег», И Суриков «Стали дни короче», «Зима» Г. Скрибицкая «Кто как зимует?», А. Челуров «Трудно птицам зимовать».

Разучивание стихотворения о зиме: А.Усачев "Снежинки". Отгадывание загадок о зиме.

Пальчиковая гимнастика : «Снежок.

Продуктивная деятельность : «Снежинка» (рисование), «Зима в лесу» (аппликация).

Прослушивание музыкального произведения «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» (музыка П.И. Чайковского)

Подвижные игры : «Заморожу», «Кто быстрее соберет снежинки», спортивная игра «Хоккей». Физкультминутка : «Зимой».

Дыхательная гимнастика : «Подуем на снежинку».

Оформление информационного уголка для родителей «Зимушка зима» (Нищева Н.В. «Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке.)

Проведение акции «Подари книгу детскому саду» о зиме, о празднике новый год.

Памятка для родителей: "Правила поведения и безопасности детей на льду в зимний период».

Консультации для родителей: «Семейный досуг зимой».

Участие в общесадовой выставке – конкурсе «Зимний букет».

Внести в группу «Календарь ожиданий Новогоднего праздника».

Выставка репродукций картин, иллюстраций по теме «Зима».

Выставка художественной литературы по теме «Зима».


2 неделя декабря

Тема недели: «Что такое новый год?»

Формы работы:

Беседа : «Новый год у ворот».

Чтение художественной литературы : В. Сутеев «Елка», С.Козлов «Как ежик, ослик и медвежонок встречали Новый год», В.Усачёв «Новогоднее поздравление снеговика».

Отгадывание загадок про Новый год.

Пальчиковая гимнастика : «Новый год».

Продуктивная деятельность: «Открытка к новому году».

Просмотр мультфильма про Новый год: «Новый год и снеговик».

Просмотр презентации о традициях празднования Нового Года в разных странах «Новый год - праздник каждый год».

Сюжетно-ролевая игра: «Семья: семейный праздник Новый год».

«Письмо Деду Морозу» (сочинение текста письма и выбор открыток, рисунков для Деда Мороза).

Анкетирование родителей: «Праздник новый год в семье».

Информационно-наглядные материалы для родителей: «Что за праздник Новый год?».

Мастер класс: "Какие поделки сделать на Новый Год!!!".

Выставка художественной литературы по теме «Новый год».

Подготовка к украшению группы на Новый год (сбор елочных игрушек, новогодних украшений).


3 неделя декабря

Тема недели «Елочка красавица»

Формы работы:

Беседа: «Опасные огоньки».

Чтение художественной литературы: А. Барто «К деткам елочка пришла», Г.Х. Андерсен «Ёлка», Н. Телегина «Сказка о маленькой ёлочке».

Пальчиковая гимнастика :

Разучивание стихотворения : С. Вышеславцева «Возле елки».

Дидактические игры : «Сделаем бусы на елку», «Найди лишний предмет на елке».

Сюжетно-ролевая игра : «Магазин новогодних игрушек», « Нарядим елочку».

Продуктивная работа: «Елочка» (лепка), «Наша елка» (аппликация из вырезанных ладошек).

Прослушивание и разучивание песен : З. Петрова «Наша елка велика», Р. Кудашова «В лесу родилась елочка».

Конкурс поделок «Ёлочка -красавица».

Памятка для родителей о мерах пожарной безопасности в новогодние праздники: «Дед Мороз и Снегурочка предупреждают!».

Выставка художественной литературы по теме. « Елочка красавица»

Украшение группы результатами поделок детей и украшение новогодней елки.

Оформление выставки поделок детей с родителями «Елочка красавица».


4 неделя декабря

Тема недели «Дед Мороз и Снегурочка»

Формы работы:

Интервью детей : «Какой подарок ты хочешь получить на Новый год?».

Беседа : «Родина Деда Мороза и Снегурочки», «День рождения Деда Мороза».

Чтение художественной литературы: М.Москвина «Как дед Мороз на свет появился», В. Сутеев «Подарок», Е.Благинина «Дед Мороз бумажный».

Разучивание стихотворения : З.Александрова «Шел по лесу Дед Мороз».

Пальчиковая гимнастика : «Дед мороз».

Продуктивная деятельность : «Дед Мороз и Снегурочка» (рисование), «Рукавичка для Мороза» (аппликация).

Разучивание хоровода : Н.Вересокина «Шёл весёлый

Дед Мороз».

Проведение утренника «Новогодняя сказка».

Консультации для родителей: «Как написать письмо Деду Морозу вместе с ребенком», «Как подготовить ребенка к визиту Деда Мороза ".

Оформление «мешочка желаний» (информация для родителей о желаниях ребенка на праздник Новый год).

Приглашение родителей к участию в новогоднем утреннике.

Выставка художественной литературы по теме.

Украшение группы результатами поделок детей.

Внести в музыкальный уголок тексты песен на тему «Новый год».

Заключительный этап:

  1. Выставка мини - музея «Ёлочка красавица».
  2. Показ презентации «Новый год - праздник каждый год».
  3. Участие во Всероссийском конкурсе презентаций «Праздник Новый год».
  4. Проведение утренника «Новогодняя сказка».

Волшебный Новый Год… Его ожидание — это ожидание сказки, нового этапа жизни, новых начинаний. И этому прекрасному чувству подвержены как дети, так и взрослые. Этот необыкновенный день — один из самых значимых в году, без преувеличения самый большой праздник. И чтобы по-настоящему понять, по какому же поводу вся эта предновогодняя суета, все эти нарядные люди, щедрые столы, сверкающие елки и гирлянды, стоит знать историю этого праздника. Особенно важна история Нового Года для детей, которые с особым нетерпением ждут его и всегда открыты новым знаниям. Узнав историю этого торжества, детишки с еще большим трепетом будут готовиться к нему и ждать того самого чуда, в которое всем нам хочется верить…

Наверняка, это еще и самый любимый праздник детворы. После дня рождения, конечно же. Но день рождения — личный праздник именинника, а новогодняя эйфория охватывает всех окружающих, витает в воздухе, поэтому эта ночь кажется такой сказочной.

Точной даты начала его празднования никто не знает. Помимо того, что он самый популярный, это еще и самый древний праздник. А начали его отмечать еще тогда, когда люди заметили, что поры года меняются, за весной наступает лето, за летом осень, и так далее по кругу. Но ведь должно же быть у этого круговорота начало!

Древние жители Руси заметили, что после длинной морозной зимы природа оживает, возрождается, и решили, что это и есть начало года, именно поэтому изначально Новый Год отмечали 1 марта. Позже его начали отмечать в начале осени — первого сентября, когда завершались все основные полевые и огородние работы. Осенний новогодний праздник пришел на Русь после принятия христианства.

У каждого народа свои традиции, и древние египтяне отмечали Новый Год в ту пору, когда разливался Нил, ведь они всегда страдали от засухи и разлитие Нила было настоящим благословением для земледельцев.

Древние кельты — одни из прародителей современных европейцев, отмечали Новый Год в конце октября, когда все садово-полевые работы уже были завершены, световой день сокращался, природа замирала, готовясь к зиме. Они верили, что в этот день открывается дверь в мир духов, и те могут проникнуть в мир живых. Кельты верили, что духи настроены враждебно по отношению к живым, поэтому отгоняли их от своих жилищ кострами, факелами. Сами же кельты собирались в группы и устраивали шумные гуляния — правда ведь чем-то эта традиция напоминает современное празднование Нового Года?

Стоит отметить, что и сегодня Новый Год отмечают в разных странах по-разному, далеко не везде его празднуют в ночь с тридцать первого на первое.

Окончательную же современную дату празднования утвердил Петр Первый в начале восемнадцатого века, а именно в 1700 году.

Дело в том, что Петр Первый старался много обычаев перенять у европейцев, поэтому и дата празднования Нового Года к нам пришла из Европы. Помимо даты, он перенял также традицию наряжать елку шариками и гирляндами. Но об этом чуть позже.

Своим указом Петр Первый велел собираться вместе и отмечать наступление начала года, а еще — палить из пушек. Такая стрельба стала прототипом современных салютов, без которых не обходится ни одно крупное торжество, в том числе и новогодняя ночь.

В Европе же традиция празднования начала года 1 января была введена древне римским правителем Юлием Цезарем, вместе с его новым календарем, который впоследствии был назван юлианским.

В Древнем Риме в этот день почитали двуликого Януса — древнеримское божество. Люди приносили ему жертвы, принято было начинать новые дела — отсюда и наша современная традиция планировать новые свершения на начало года.

Двуликий Янус назван так потому, что имел два лица: одно из них смотрело в прошлое, а второе в будущее, поэтому его образ символизирует грань между двумя годами.

Также в честь Януса был назван первый месяц года — январь.

Но вернемся к нашим прародителям — славянам. В тот период, когда они отмечали начало года весной, был у них и зимний праздник — Коляды. Отмечали его не один день, а целых десять — начинали с 25 декабря, и заканчивали 6 января.

Поводом такого празднования было начало увеличения светового дня, ведь самый короткий днем в году 21 декабря — день зимнего солнцестояния, после которого день начинает постепенно увеличиваться, а ночь — уменьшаться. Видимо по этому признаку наши предки определяли время наступления Нового Года. Такие изменения в продолжительности светового дня говорили о том, что зима не вечна, до весны осталось не так уж и много, а значит природа снова начнет оживать, начнется новый отсчет времени.

Сегодня 25 декабря — Рождество в западных странах, а 6 января — святки, после которых наступает наше Рождество, а затем и Старый Новый Год. Новогодние и рождественские праздники практически слились воедино и весь период от конца декабря до середины января или даже до Крещения — один большой повод для веселья, для того, чтобы ходить в гости, дарить друг другу подарки, поздравлять теплыми словами.

Новогодние традиции

Это то, что повторяется из года в год, принося празднику особый настрой, вот то самое сказочное ожидание, ведь ребенок знает, что его ждет подарок под елкой или в сапожке — это и есть традиция.

У каждого народа они свои, да и со временем традиции меняются. В некоторых странах они довольно интересные и непривычные для нас. К примеру, многим известна привычка итальянцев выбрасывать все старое и ненужное в новогоднюю ночь через окно, в том числе и такие крупногабаритные предметы, как мебель, поэтому в Италии ночью под окнами лучше не ходить) Для самих же итальянцев это повод освободить в доме место для чего-то нового.

У соседей итальянцев — испанцев, принято под бой курантов съесть 12 виноградин — одна ягода под каждый удар часов. Такой обычай, по их мнению, приносит удачу и благополучие на все предстоящие 12 месяцев. Первый раз испанцы начали поглощать виноградины в год, когда этих ягод уродилось слишком много, но традиция прижилась и существует уже более ста лет.

Также интересный обычай существует в Болгарии, где после боя курантов выключают свет и все целуются.

Глава семейства в Греции в новогоднюю ночь выходит во двор и разбивает об стену спелый гранат. Считается, что рассыпавшиеся зерна символизируют достаток и счастье в предшествующем году, а значит, чем их больше, тем лучше.

Гости же в Греции несут с собой в подарок хозяевам камень. Причем, чем камень больше и тяжелее, тем лучше, ведь он символизирует кошелек хозяев в следующем году.

У нас же традиции Нового Года хоть и не такие экзотичные, но приятные и привычные. Даже дети знают, что в новогоднюю ночь принято щедро накрывать стол, приглашать гостей или самим идти в гости к друзьям, родственникам. Также в канун Нового Года стараются отдать все долги, простить все обиды, чтобы вступать в следующий год с чистой душой и совестью.

А еще Новый Год у всех ассоциируется с ароматом мандаринов, вкусными шоколадными конфетами, яркими гирляндами и хлопушками — а ведь это тоже по сути традиции, повторяющиеся из года в год.

Еще одна приятная новогодняя традиция — наряжать елку. В этом действе принимает участие вся семья, подобные занятия очень сближают родных людей, создают особую атмосферу в доме.

Символы Нового Года

Существует немало образов, предметов, которые ассоциируются с главным зимним праздником и рассказывать о всех них можно бесконечно. Кроме того, в каждой стране и даже в каждой семье могут быть свои новогодние символы. Рассмотрим лишь основные из них, но самые главные: пушистую нарядную елочку и доброго Дедушку Мороза с его внучкой Снегурочкой.

Елочка

Без этого ароматного деревца трудно представить себе зимние торжества. Вокруг нее водят хороводы, под ней находят подарки детишки, а ее нарядные ветви радуют глаз всей семьи.

Как уже писалось выше, ввел традицию украшать дом хвойными ветками Петр Первый, переняв ее у европейцев. Саму же елку в дом начали вносит гораздо позже — уже во времена Советского Союза.

Но на самом деле еще задолго до правления Петра наши предки наряжали дерево к Рождеству. Именно это дерево и считается прародителем современной елки.

Тогда не было блестящих шариков и гирлянд, изначально на рождественском дереве были только яблоки и свечи. Позже на дерево начали вешать сладости и орехи для детей, а потом уже и различные украшения.

Сегодня ароматную елочку или сосну все чаще заменяют искусственным деревцем, что в некоторой мере правильно, ведь ежегодно к новогодним торжествам приходится вырубать много деревьев, которые впоследствии оказываются выброшенными в мусор, хотя могли бы еще долго украшать лес и производить кислород.

Но есть альтернатива и для тех, кто природу любит, а искусственные деревья не приемлет — новогодние деревья в горшках. Удовольствие это не из дешевых, но праздничная атмосфера, знакомый хвойный аромат в доме обеспечен, при этом дерево остается живым.

Дедушка Мороз со Снегурочкой

Знакомы каждому ребенку с самого раннего возраста. Без них не обходится ни один утренник, их прихода ждут с нетерпением, ведь сказочный дедушка со своей внучкой приходят не с пустыми руками — они одаривают детишек подарками, сладостями, фруктами в благодарность за рассказанный стишок или спетую песенку.

О происхождении образа Деда Мороза до сих пор спорят историки, существует несколько версий, но точно известно одно — образ этот сказочный. Но ведь главное не это, главное, что он из года в год радует детвору.

А вот с происхождением Снегурочки все не так сложно. Первый раз про нее написали в пьесе-сказке и этот образ так понравился, что со временем обрел популярность и актуален до наших дней.

Интересно, что в разных странах есть свои деды морозы и называются они по-разному, но суть их одна — это добрый старик, который приносит детям подарки.

А вот еще немного о символах в видео:

Новый Год и дети

Зимние праздники традиционно считаются семейными, отмечать их принято в кругу семьи. Готовиться к новогоднему веселью также лучше вместе. Пусть у деток пока не все получается и елку с ребенком приходится наряжать дольше, чем обычно, а салат, который помогала делать дочь, не так наряден и аккуратен, как в прошлые годы, но те ощущения, которые вы подарили детишкам совместной подготовкой — бесценны. Благодаря таким занятиям и передаются из поколения в поколение новогодние традиции, главная из которых — собирать все семейство под одной крышей для совместного празднования главного праздника года!

Похожие публикации