Мир глазами младенца: что и как видят малыши.

Зрение играет для человека практически ключевую роль в изучении мира. Благодаря зрению ребенок начинает воспринимать цвета и формы, размеры предметов, а его мозг значительно развивается. Ребенок способен неясно видеть уже с момента появления на свет. Зрение малыша развивается постепенно в течение примерно 6-8 первых месяцев жизни, но и после этого не останавливается в развитии.

Первые месяцы жизни

Нечеткое зрение сразу после появления ребенка на свет становится для него защитной реакцией: мир так велик и огромен, в нем столько красок и предметов, что психика ребенка еще не может выдержать подобное многообразие. Следовательно, природа сама ограждает его от этого. В первый месяц жизни ребенок еще плохо различает цвета, видит предметы расплывчато, нечетко. Все, что занимает его внимание - это лицо склонившейся над ним мамы, а иногда папы. Малыш способен различить предметы на расстоянии всего 20-30 см, которого как раз хватает, чтобы увидеть человека, держащего его на руках. Поэтому для мам очень важно в этот период почаще сохранять зрительный контакт с малышом - ничего другого он разглядеть пока не в силах.

Интересный факт заключается в том, что в первые один-два месяца после рождения ребенок еще не умеет смотреть только в одну сторону. Поэтому его глазки могут немного косить. В этом ничего страшного нет, слабые мышцы глаза не позволяют малышу фокусироваться на одном предмете сразу двумя глазами. После второго месяца жизни такое проходит у большинства детей. Кроме того, его глаза пока не задерживаются ни на одном предмете долгое время. Эта способность также появится у него уже к третьему месяцу жизни.

Младенцы в возрасте до трех месяцев хорошо реагируют на контрастные цвета: черный и белый, светлый и темный, синий и желтый. Кроме того, для них лучше всего выбирать чистые цвета, а не оттенки. Так, белый, красный, синий, желтый цвета они будут улавливать лучше, чем розовый, серый или оранжевый. Малыши любят рассматривать цветные картинки или предметы, особенно если в них много цветов и деталей. Поэтому в возрасте двух-трех месяцев нужно давать им погремушки, показывать картинки, фотографии, предметы.

Возраст с 4 до 8 месяцев

Примерно к четырем месяцам у младенца начинает развиваться глубина зрения. Именно это позволяет ему правильно оценивать, на каком расстоянии находится предмет. Вместе с развитием зрения у малыша развивается и моторика рук. Он уже может отлично их контролировать, хватать предметы и удерживать их. К пяти месяцам малыш учится различать довольно мелкие предметы и с успехом наблюдает за их передвижением. В зрении продолжаются изменения: ребенок учится различать тона и оттенки, может различить уже внешне похожие цвета.

К восьми месяцам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека. Но все же пока ближе он видит гораздо лучше, чем на расстоянии. В этом же возрасте окончательно устанавливается цвет глаз ребенка. Окончательно зрение будет сформировано только к 4 годам, когда ребенок сможет полностью использовать возможности своих глаз, а зрение еще не успеет ухудшиться вследствие большой нагрузки в школе.

Мир глазами ребёнка

Нина Шнирман. Счастливая девочка . — М.: Астрель: CORPUS, 2011. — 320?с. — 4000?экз.

С годами всё больше утверждаюсь в мысли, что единственной настоящей жизненной опорой является крепкая, хорошая семья. То есть то, что наполняет нашу жизнь реальным смыслом и помогает легче преодолевать невзгоды, которые непременно выпадают на долю каждого, а иначе ведь не бывает. Конечно, семьи, как и люди, бывают разными, и в литературе куда как проще найти описания несчастных семей, нежели удачливых. Возможно, прав Лев Толстой, что счастливые семьи похожи, также возможно, что литература должна жить болью, а подлинного искусства без страдания не бывает, но сейчас разговор не об этом. Просто иногда хочется отвлечься от глобальных проблем, от боли и крови и подышать, как говорится, свежим воздухом, посмотрев на этот мир чистыми и наивными глазами ребёнка.

Именно такое ощущение чистоты и теплоты возникает при чтении книги воспоминаний Нины Шнирман «Счаст[?]ливая девочка». Из небольших зарисовок, как бы отрывочных эпизодов, всплывающих в памяти из далёкого детства, возникает образ по-настоящему счастливой семьи, в которой довелось появиться на свет автору этих воспоминаний, двум её сёстрам и брату. И причина этого счастья вовсе не в том, что семье удалось уцелеть в страшной войне, пережить невероятные лишения и невзгоды. А в том, что взаимоотношения между членами этой семьи наполнены любовью и взаимопониманием и той особенной душевной теплотой, с какой они общаются друг с другом.

В жизни маленькой Нины, как и у любого ребёнка, обязательно возникали трудности «вживания» в окружающий мир. Родители и бабушка, конечно же, по-разному реагировали на проступки детей, но, даже наказывая их, они не переходили грань, за которой наказание за детскую шалость начинает напоминать кару за преступление. А ведь как часто родители просто не понимают того, что наказание детей преследует не карательную, а только воспитательную цель.

Нине Шнирман удалось главное — рассказать о детских годах не с позиций умудрённого опытом человека, а позволить читателю самому увидеть мир глазами совсем юного человека. С его наивным непониманием многого из того, что происходит вокруг, с его упрощёнными суждениями о том, что правильно и что неправильно, и с немного странным и смешным «детским» языком. Ну как не улыбнуться, например, «кривой» голове или «палке, от которой противно пахнет» (имеется в виду паяльник).

Нельзя сказать, что книга написана «без учёта эпохи» — это почти невозможно, ведь действие происходит в предвоенные и военные годы. В рассказах можно найти многое, что характеризует те довольно жёсткие времена. Но только подаётся всё это ненавязчиво и легко, ведь всё-таки не это было главным в жизни ребёнка. Лёгкость и безмятежность, с какими дети относятся ко всему, что происходит вокруг (война, голод, болезни, смерть), помогают им легче переносить невзгоды, иногда даже не замечая тягот, от которых взрослые тяжело страдают.

Александр СЕБЕЛЕВ

Редакция благодарит Московский дом книги за возможность знакомиться с книжными новинками.

Предлагаю Вашему вниманию книгу Аллы Баркан «Мир глазами младенца. Младенец глазами психолога». Эта книга о ребенке от рождения до года. Автор - профессор-педиатр, психолог. Отличительная особенность книг А.Баркан - умение передать щемящую нежность, любовь к ребенку, стремление помочь родителямпонять его.

Оказывается, такая простая и однообразная с виду жизнь новорожденного на самом деле наполнена множеством событий - удивительных, волнующих, очень важных для мамы и малыша.

Вы узнаете, как воспринимает окружающий мир и Вас в нем малыш буквально с первых минут жизни и весь первый год, а также о том, что думает мама, «взрослеющая» вместе с со своим ребенком.

В книге много интересного и познавательного. Много поэтических отступлений, мысли младенца тоже описаны с помощью стихотворных рифм. Много внимания уделено влиянию на беременную женщину и ее неврожденного малыша различных внешних факторов(движение, физические нагрузки, стрессы, адаптация только что рожденного ребенка к новым условиям жизни). Основная часть посвящена развитию ребенка по месяцам, причем, каждый месяц жизни малышас точки зрения самого младенца («Если бы Танюша умела говорить»), описываются чувства, мысли мамы («Из размышлений мамы»), приводятся комментарии психолога(« Комментарии специалиста»): здесь и объяснения особенностей поведения ребенка, возрастные нормы развития, советы. Также в книге есть часть, посвященнаякризису первого года жизни; стадиям развития ребенка (перемещение в пространстве, развитие речи).

В завершение привожу строчки стихов А.Баркан, напечатанные в книге вместо вступления .

Мы перестали удивляться

Почти всему. Сенсации-

Как должное. Полеты в космос -

Лишь обыденная повседневность…

Но есть одно, что не дает покоя

И удивляет каждый раз как в первый.

И это в самом деле чудо из чудес -

Рождение ребенка.

Загадочнее нету ничего.

Мы думали, что знаем о нем все,-

Тогда, когда еще он не родился,

Мы знали, каким будет он при встрече,

А вот увидев, растерялись. Кто же он?...

Таинственность Джоконды меркнет

По сравнению с ребенком,

Он даже Седьмой вальс Шопена

Поэтичностью затмил,

Похож он на сонет Петрарки…На сонет?

Нет, он прекраснее сонета

И не сравним ни с кем, ни с чем-

Лишь с самим собой.

Мы удивляемся ему, и он нас удивляет.

Да, он еще наивен, но непрост,

Способен на свершение такого,

Что не поверишь, не увидев сам…

Едва родившись, Ваш младенец различает

Цвета, предпочитая красный остальным.

Прямые линии он созерцает меньше,

Чем изогнутые. И Вам в глаза

Глядит на отрываясь.

Он строит рожицы,

Показывает Вам язык, копируя Вас,

Подражает…

Едва родившись, пусть увидит он,

Как распростерли Вы ему навстречу руки.

Пусть он почувствует себя

Любимым, нужным, защищенным -

На всю жизнь…

Изд-во: Дрофа-плюс, 2003

Во время беременности, особенно на последних месяцах, когда состояние медленно и уверенно переходит в стадию «ни сесть, ни встать», образуется много времени для чтения. Не все будущие мамы читают книжки по воспитанию и уходу за детьми до года, а зря. Эти книги помогают приобрести правильный настрой для гармоничного «въезда» в материнство. Когда мы еще носим своего ребенка внутри себя, нам кажется, что все очень просто. Или наоборот - сложно. Но, как-нибудь, справимся. Однако после рождения младенца многие мамы сталкиваются с проблемой непонимания своего ребенка. Умение распознавать плач, жесты, взгляды, мимику - его нужно формировать заранее, а не по факту рождения.

Что умеет ребенок сразу после рождения? Даже самые тяжелейшие стрессы в жизни людей несравнимы со стрессом, который испытывает младенец, появляясь на свет. Адаптация к жизни - сложнейший бег с бесконечными марафонскими дистанциями, которые надо преодолеть. А придет ли второе дыхание или нет, зависит от многого, потому что, прежде чем малыш сумеет воспользоваться им, он должен научиться даже дышать. Ведь новорожденный и этого еще не умеет. Он - словно рыба, выброшенная на берег, а должен приспособиться к воздушной среде. Ведь даже свет, ослепляющий его, привыкшего жить в темноте - и то для него достаточно сильный раздражитель. А движение воздуха, холод, жара, бесконечная «пульсация» мира.. Совершенно иное питание, ему теперь надо найти самому и использовать всю энергию пищи. А беспомощность… он пока абсолютно беспомощен, хотя владеет полнейшим набором инстинктов, чтобы выжить. Но как? Он выживет, если кто-то окажется рядом, постоянно заботясь о нем, угадывая его желания. На такое способна лишь мама. Это сладкое рабство ее - добровольно. Итак, что умеет ребенок ваш сразу после рождения? Спать и бодрствовать. Новорожденные могут спать до 18-20 часов в сутки. Основная часть времени приходится на неглубокий сон, сопровождающийся подрагиванием мышц лица и перемещений глазных яблок под закрытыми веками. У взрослых это бывает при сновидениях. Незначительная часть времени приходится на глубокий сон, когда мышцы лица расслаблены. Во время сна на личике ребенка отражается целая гамма чувств, и рефлекторная улыбка часто сменяется недовольством. Сон у младенцев очень чуткий, но иногда они не просыпаются при грохоте и шуме. При засыпании и пробуждении малыш обычно дремлет.

Вот, почему нельзя идти на поводу у бабушек, стараясь как можно раньше отделить ребенка от себя. Учить жизни необходимо постепенно - мягко. Каждый день показывать ребенку, что окружающий мир - это не только огромный стресс, но и очень здорово и интересно. Реакции только что вылупившегося ребенка нельзя сравнивать с взрослыми реакциями. Когда новорожденный икает, ему не холодно. Он просто учится дышать, не всегда справляясь с новыми ощущениями. Он не «раз, и задышал» после рождения, он учится этому еще месяца полтора. И вода ему абсолютно не нужна, как и лишнее одеяло. Каждый младенец снимает родовой стресс по-своему: кто-то спит по 18 часов в день, а кто-то хочет непрерывно висеть на маме, не отпуская ее ни на минуту. А что вы хотели - неужто вы сами, пребывая 9 месяцев внутри теплой утробы, получая еду путем простого открытия рта, жутко обрадовались бы, если бы вас резко выкинули в огромный мир. Холодный, громкий, страшный. И мама, единственная любовь и надежда, почему-то не хочет больше быть рядом, и заводит в форуме тему: «как приучить ребенка к кроватке, нам месяц». Психика ребенка раннего возраста очень нежная. И восприимчива к предательствам и иным стрессом. Ребенок обязательно запомнит, как к нему относились в первые месяцы жизни, достаточно ли было тепла и заботы.

Все время двигая руками, Танюша, сама того не сознавая, училась координировать движения их, радуясь тому, что это, наконец, стало ей удаваться. Затем она заметила висящую над нею погремушку, остановила взгляд на ней, как будто взвешивала, стоит ли заняться новым делом. Наверное, стоит. Попыталась дотянуться, чтобы раскачать ее, услышав громкий звук. Ей это удалось, и личико Танюши от радости мгновенно засияло. Она была удивлена, еще не веря, что все это проделала сама. Впервые в жизни вдруг Танюша сумела хоть как-то сконцентрировать свое внимание. А это был огромный шаг вперед, который означал, что скоро мир раскроет ей секреты… Третий месяц жизни. Браво, Танюшка, браво! - захлопала в ладоши мама и тут же бросилась звонить по телефону, оповещая всех о происшедшем. Прислушиваясь к звуку погремушки и громкому восторженному «браво», Танюша, как и обычно, попыталась засунуть большой пальчик в ротик. Но, если раньше пальчик шел обычно мимо рта, сегодня он попал туда, куда необходимо, и его можно было даже пососать. Конечно же, Танюша воспользовалась этим и стала с наслаждением сосать. Но мама была очень недовольная и говорила ей: «Нельзя, нельзя, нельзя». Такое слово Танюша слышала впервые, но понимала, что «нельзя» - это запрет. Так почему же мама раньше все ей разрешала? Пусть разрешит сегодня тоже, как всегда. Танюшенька пыталась даже чуточку похныкать. Но мама снова повторила это слово и вытащила пальчик изо рта. Танюшенька обиделась и гневно закричала, в конце концов, по-настоящему заплакав.

Книга Аллы Беркан написана по сложной схеме. Параллельно идут дневники развития девочки Танюши, написанные как бы от ее лица. Дневник мамы Танюши, месяц за месяцем наблюдающей за своей дочкой. И комментарии специалиста - психолога.

Она сказала мне сегодня «мама». Я слышала сама. Она сказала. И пусть врач говорит, что все случайно и неосознанно еще… Она сказала. Я не ошиблась. Это было… было… Она вообще все время радует меня, ведь каждый день - другая. Мечтает вырасти из ползунков, не ползая еще. Вся жизнь ее - развитие, развитие… сюрпризы созревания и роста. Сегодня сделала впервые «самолетик». Подняв головку, взмахивала ручками, перебирала ножками, агукала, как будто пыталась в самом деле взлететь - увидеть все, что за кроваткой, какой таинственно-загадочный мир там. Вообще, наверное, для нее сейчас все кругом таинственность. Она все видит в первый раз, а если и не в первый, то каждый день воспринимает это все по-новому. Сегодня вдруг «открыла» свои ножки, хотя раньше играла с ними без конца, считая их просто игрушкой. Сегодня поняла, что они не игрушка, часть ее, она сама. Смотрела на них долго, с удивлением, потом решила пососать, попробовать на вкус. Ей даже удалось засунуть пальцы в ротик… Она вообще теперь легко умеет управлять всем телом, и весь день в движении. Не может усидеть спокойно на руках, выглядывает из окна, рассматривает улицу и двор. Я объясняю ей - где дерево, где кошка. Она так слушает, как будто понимает. Но больше всего любит включать свет. Сама включает, без меры восторгаясь своим умением зажечь все люстры в доме, чтобы потом не отрывать свой взгляд от них. Свет для нее загадка, хотя она сама загадочнее света.

Из книги можно узнать, что должен уметь делать ребенок до года, почему он должен это уметь, как последовательно развиваются его навыки и проявляются различные рефлексы. Чего нет в книге: советов по питанию и здоровью. Может быть, к лучшему, поскольку девочка Танюша зачем-то в семь месяцев уже ест манную кашу, а в десять месяцев - суп и сухари. Видимо, наблюдали за ней в далекие 80-е годы, когда это еще считалось нормальным. В остальном книга очень хорошая - такого разностороннего наблюдения за развитием ребенка со стороны самого ребенка и его мамы еще не было.

Седьмой месяц жизни. Теперь малыш, общаясь, чаще пользуется лепетом, а также мимикой и жестами и понимает смысл многих слов. Он пальчиком покажет вам, где птичка, где кошка, где собачка, где другое, когда вы его спросите об этом. И он найдет все взглядом, понимая вашу речь. Малыш избирателен в общении. Чувство привязанности малыша к родителям и близким людям растет. Но на кого-то из родных, чаще всего на маму, он направляет безграничное внимание и выделяет из всех остальных: все время тянется к ней, льнет, не переносит ее отсутствия и выражает протест плачем, теряя неожиданно из виду. И это первая и значимая эмоциональная привязанность ребенка, которую мы видим. В основе ее - не кормление младенца, а ощущение безопасности и постоянства, исходящее от любимой мамы. Однако эта связь может возникнуть не только с матерью, но также и с другим близким ребенку человеком, по той или иной причине воспитывающим младенца. Но этот вариант встречается гораздо реже. Ребенок, кроме мамы, уже различает папу, дедушку и бабушку, а также тетю, дядю. У большинства детей обычно в этом возрасте впервые можно временами обнаружить появляющийся страх при расставании с мамой. И в то же время у младенца уже формируется и совершенствуется представление о постоянстве людей и предметов. Ребенок знает, что, хотя мама ушла, это совсем не означает, что ее вообще нет. Она есть где-то еще и скоро придет. И если вдруг игрушка затерялась, она тоже существует, и ее скоро найдут.

После прочтения книг о развитии детей до года создается впечатление, будто все дети в чем-то одинаковы. Они все играют в «ку-ку», прячась за пеленку, раскачиваются на четвереньках и увлеченно сбрасывают игрушки со стола на пол. Однако любая мама может описать свою историю, отличающуюся от истории другой мамы - например, некоторые дети совсем не гулят. Они издают редкие звуки, но не слоги, и после полугода сразу переходят к лепету. Другим детям нисколько не нравится битье ногами по подвешенным игрушкам. Третьи не любят лежать на животе...

«Я, кажется, придумала еще игру». И Танюша прикрыла свое личико пеленкой. А когда мама чуть не расплакалась, не зная, где она, Танюша сбросила пеленку с лица и залилась радостным смехом. Потом спряталась мама. И Танюша повторяла за ней «Ку-ку-ку». А после «ку-ку» они с мамой вдвоем поиграли в «сороку-ворону», и Танюша загибала все пальчики. А когда приготовился супик, и мама понесла ее на обед, Танюша стала «бодать» свою маму, приглашая к игре «забодаю»… Мое Солнышко, Мой Козленочек - рассмеялась, шутя над ней, мама. Танюше очень понравилось это. Она шутки уже понимала. За столом ей хотелось взять ложку. Она маме «сказала» об этом, указав на нее своей ручкой и назвав своим собственным словом - лооо… Это слово уже мама знала. Протянула Танюше ее ложку. Но как только та оказалась в ручке Танюши, девочка сразу нашла ей «особое» применение, пытаясь придвинуть к себе этой ложкой лежащий неподалеку сухарик. И это было впервые. Да, да, сегодня Танюша впервые сумела додуматься до того, как с помощью одного ее интересующего предмета достать другой. А раньше такое даже не приходило ей в голову. Однако Танюша не успокоилась на этом, продолжив эксперименты. И все, все то, о чем прежде лишь размышляла, сегодня Танюша сделала сама, как будто это уже была не она. Достав сухарик, Танюша тут же запихнула его в ротик, освободила ручку, и, недолго думая, схватила чашку. Теперь она уже владела тремя различными предметами одновременно: чашкой, ложкой и сухариком. И это тоже было для нее впервые.

Как можно заметить, рассказы о девочке Танюше не только иллюстрируют ее действия, но и подталкивают читателя к их пониманию, объясняя науку про рефлексы, координацию движений. Молодой маме порою не хватает именно такой информации, чтобы отточить наблюдения за своим ребенком, не дать им размыться в повседневности. Ведь детей можно рожать не каждый день. Когда еще будет возможность увидеть эти чудеса вновь.

Похожие публикации