Комплекс игр, для коррекции застенчивости у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями. Раскрепощающие игры для преодоления детской застенчивости Игры направленные на коррекцию застенчивости детей

Елена Елькина
Работа с застенчивым ребенком

1. Пояснительная записка.

2. Характеристика ребенка.

3. Задачи индивидуального сопровождения.

4. Способы, средства, методы индивидуального сопровождения.

5. План реализации поставленных задач.

6. Отчет о проделанной работе.

7. Приложение

Пояснительная записка

Застенчивый ребенок - это ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой - не решается проявлять свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Причина таких нарушений кроется в особом амбивалентном характере отношения застенчивого ребенка к самому себе.

Неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует складывающуюся у него потребностно-мотивационную сферу, не позволяет ему в полной мере удовлетворять имеющиеся коммуникативные потребности.

Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро переживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором «живет» другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности.

Тревога о своем Я часто заслоняет содержание и совместной деятельности, и общения. У застенчивого ребенка особое строение потребностно-мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыванию поведения, адекватного разным формам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен и привычен для ребенка, личностный фактор уходит в тень, а в общении с посторонними он четко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые могут проявляться в «уходе в себя», а иногда в принятии «маски равнодушия».

Мучительное переживание своего Я, своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить подчас очень хорошие способности, выразить свои переживания. Но в ситуациях, когда ребенок забывает о себе, он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.

Характеристика застенчивого ребенка (описание проблемы)

А…. возраст 4,5 года.

Единственный ребенок в семье, семья полная, благополучная. В детский сад поступила в возрасте 2,6 г., адаптация была тяжелой – девочка очень привязана к маме, тяжело переносила расставание с ней, чувствовалась гиперопека со стороны мамы, плохо шла на контакт со взрослыми, а с детьми в контакт не вступала, очень часто болела.

В настоящий момент девочка по приходу в детский сад тоже тяжело расстается с матерью, предпочитает общение с близкими и хорошо знакомыми людьми. При встрече и в ходе общения с посторонними ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении.

А…. – застенчивая девочка. С детьми в игровое взаимодействие старается не вступать.

На занятиях - усидчива, внимательно слушает воспитателей, но избегает отвечать на заданный вопрос, опускает глаза в пол, отвечает только после личного обращения к ней – мешает чрезмерная застенчивость.

Любит собирать пазлы, мозайку, играть с игрушкой принесенной с собой из дома.

Воспитатель: Елькина Е. Г

Задачи индивидуального сопровождения

Изучить индивидуальные особенности развития ребенка в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

Создать для ребенка эмоционально благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.

Помочь ребёнку повысить уверенность в себе и своих силах;

Развивать язык жестов, мимики, речи как средства общения;

Развивать навыки совместной деятельности в коллективе.

Предполагаемый результат:

Позитивное отношение к себе и другим;

Развитие уверенности в себе;

Умение конструктивно выстраивать коммуникацию;

Развитие творческого потенциала ребенка.

, средства, методы индивидуального сопровождения.

Проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для застенчивого ребёнка (публичное выступление, ситуация знакомства и т. д.);

Подвижные игры для развития коммуникативных навыков;

Постановка спектаклей;

Рисование (изотерапия) - (эффективное средство для снижения тревожности, сам процесс рисования оказывает успокаивающее действие, снимает напряжение. Ребенок испытывает радость творчества и преодолевает трудности);

Использование элементов сказкотерапии (с помощью сказки решаются многие проблемы, она помогает найти выход из той или иной ситуации. Сказка является средством в постижение ребенком мира - как внешнего, так и внутреннего. Сказки разговаривают с детьми на эмоционально насыщенном, близком им языке, без прямого наставления, художественных произведений с ярко прорисованными характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем;

Обучение диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.

Игротерапия – в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей. С помощью игры можно помочь ребенку адаптироваться в окружающей жизни, установить отношения с другими детьми.

План реализации поставленных задач.

1. Создание мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений (игротерапия, сказотерапия).

2. Обучение детей устанавливать контакт (коллективные игры, проигрывание ситуаций, рисование).

3. Развитие эмоционального мира ребенка (игротерапия, психогимнастика, релаксация).

4. Творческое применение коммуникативных умений (изотерапия, творческие игры, свободное общение со сверстниками)

Отчет о проделанной работе.

По моей просьбе психолог провела наблюдение за А…. Вместе с психологом мы подобрали методы и приемы по работе с девочкой. Психолог побеседовала с родителями девочки о их проблеме, разработала рекомендации. С моей стороны работа ведется не только в образовательном процессе, но и в свободной деятельности, на прогулке.

Стараюсь постоянно подкреплять в ребенке уверенность в себе и своих силах. Говорю ей: «Ты молодец! У тебя все получилось! Ты смогла это сделать!». Положительная оценка, данная мной закрепляет уверенность в себе А. Привлекаю ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением. Предлагаю работать в паре с тем, кому она доверяет. Например: «Помогите мне разложить листы бумаги и карандаши для работы. Кто и что будет делать, решите сами» или же перед прогулкой даю поручение ребенку «Помоги, пожалуйста, Вике завязать шарфик, ей самой это очень неудобно». Важно показать ребенку, что ты тоже нуждаешься в помощи с его стороны.

Мной также были даны рекомендации, расширять круг знакомств, чаще приглашать к себе домой друзей, брать ребенка в гости к знакомым людям, разнообразить маршруты прогулок – предоставить ребенку определенную меру свободы и открытых действий. Важно не показывать своё беспокойство и желание сделать все за него.

Главное, чтобы работа была планомерной. Ребенок станет более комфортно чувствовать себя со сверстниками и взрослыми, легче адаптироваться в новом коллективе, ощущать себя увереннее.

В процессе системного, комплексного подхода к сопровождению развития ребёнка, организованного взаимодействия со сверстниками, у А… нормализовались взаимодействия с малой группой детей, появились устойчивые дружеские связи. Девочка стала проявлять себя активней. У нее появился интерес не только к себе, но и к окружающим. Постоянное включение в театрализованные игры, коллективные работы, участие в подвижных играх помогают А… самореализоваться, самораскрыться. На данном этапе работа с ребенком продолжается, в работу включены все специалисты ДОУ.

Приложение

Различные упражнения и игры с застенчивыми детьми

Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие паралингвистических средств общения;

Формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; снижение психоэмоционального напряжения

Упражнения «Улыбка».

Цель: формировать мотивационную готовность к созданию доброжелательной атмосферы общения.

1) представьте себе, что вы видите перед собой солнышко, которое улыбается вам. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире – улыбайтесь и ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.

2) Как приятно видеть улыбки на ваших лицах! Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся навсегда. Ведь она ничего не стоит, но так много дает. Обогащает тех, кто её получает, не обедняя тех, кто ею одаривает.

Упражнение «Ласковое имя».

Дети встают в круг и, передавая мяч, называют друг друга ласковым именем, например: Сереженька, Танюша и т. п.

Игра «Кто это?»

Воспитатель предлагает детям показать, как двигаются кошка, медведь, лиса, заяц, лев.

Дети выполняют задание.

Затем каждый из детей, не называя животное, изображает его с помощью выразительных движений. Остальные участники игры угадывают, кого изобразил водящий.

Игра «Живая иллюстрация»

Для этой игры идеально подходят стихи А. Барто. У нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для нервных детей целебней любых лекарств. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учить ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи А. Барто предоставляют для этого богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки «Мишка», «Бычок», «Мячик». Детям постарше – «Обида», «Любочка», «Сонечка».

Когда игроков несколько, я ввожу элемент соревновательности. Оцениваю выступления и награждаю победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребенка даже, если он окажется не на высоте. Моя задача в данном случае - психокоррекция, а не установление справедливости.

Подвижная игра «Самолеты».

Воспитатель говорит:

«Самолеты готовятся к взлету. Займите позицию готовности, встаньте прямо и разведите руки в стороны.

Теперь каждый из вас представит, что его самолет разгоняется и, взлетев, набирает высоту.

Крылья рассекают воздух. Мотор гудит ровно и мощно. Самолет уверенно летит над облаками. Запомните ощущение полета.

Самолет заходит на посадку и плавно приземляется.

Игра «Улиточка».

С помощью считалки или по желанию выбирается водящий - «улиточка». Дети встают в круг, водящий - в центр круга, ему завязывают глаза. Ребенок, на которого указал воспитатель, изменяя голос, произносит:

«Улиточка, улиточка.

Высунь-ка рога.

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога. Угадай, кто я?»

Упражнение «Закончи предложение».

Дети поочередно заканчивают следующие предложения:

Я смогу.

Я добьюсь.

После того как ребенок произнесет окончание фразы, все хлопают в ладоши.

Игра «Незнайка».

Воспитатель говорит:

«Представьте, что каждый из вас - Незнайка. Я буду задавать вопросы, а вы только пожимайте плечами и разводите руками». Примерные вопросы:

Вы сегодня завтракали в детском саду?

На улице холодно (тепло?

У вас есть теплая одежда?

Какого цвета небо?

Вам нравятся рыбки в аквариуме?

Вы сегодня пойдете гулять? И т. д.

Игры на преодоление застенчивости перед взрослыми глава из книги Шишовой Т. "Застенчивый невидимка"

На психокоррекционных занятиях, которые мы ведем вместе с И.Я.Медведевой, побывало много застенчивых детей. И на каждого ребенка родители заполняли специальную анкету. Сейчас передо мной лежат две стопки таких анкет: в первой, довольно объемистой, - анкеты мальчиков и девочек, которые стесняются взрослых, но с детьми общаются хорошо, а во второй (она гораздо меньше) -«досье» на тех, кто предпочитает одиночество. Я помню всех этих ребят в лицо, помню их мам, взаимоотношения в семьях... И вырисовывается интересная, но уж очень невеселая картина: глядя на эти две стопки, я отчетливо понимаю, что дети из первой группы были бы вполне благополучными, если бы не давление взрослых. И их не пришлось бы потом водить по врачам и психологам. Во второй же группе главная загвоздка все-таки в самом ребенке, в его характере и особенностях психики. И хотя у родителей объективно больше оснований для недовольства, они, как правило, стараются проявлять терпимость.

Однако чрезмерной скованностью в общении со взрослыми страдают дети из обеих групп. Увы, «в рамках отдельно взятой семьи» невозможно достичь эффекта, которого добиваются специалисты на психотерапевтических занятиях. И ничего тут не поделаешь. Вы же не можете собрать у себя дома незнакомых детей с родителями и создать такую обстановку, в которой все эти люди будут непринужденно общаться, говорить о сокровенном, играть и даже дурачиться.

Но вам доступно иное. Вы как никто другой знаете привычки своего ребенка, вам известно множество подробностей, образующих духовную ткань его жизни. Да и, потом, вы будете действовать в более естественных условиях, так что вам будет легче, чем посторонним людям, выбрать благоприятный момент для занятий с ребенком (когда он не устал, не раздражен, хорошо себя чувствует и т.п.). Так что если влияние хороших групповых методов психотерапии можно сравнить с ударной дозой сильнодействующего лекарства (оно снимает остроту заболевания, но его нельзя принимать слишком долго), то эмоционально развивающие игры в семейной обстановке --это поддерживающая терапия или, если хотите, гомеопатия. Эффект будет, может быть, не столь быстрым, но зато более стойким.

К играм, которые описаны в данной части, особенно важно привлекать других взрослых. В конце концов, во дворе, на даче или в доме отдыха всегда найдутся люди, которые не прочь повозиться с детьми. Ну, а своих чересчур серьезных родственников (в основном, мужского пола), считающих игру пустой тратой времени и детскими глупостями, заставьте хотя бы иногда выступать в роли зрителей. Только благожелательных, а не суровых и вечно выискивающих недостатки. Хватит того, что они такие в повседневной жизни.

1. «САЛОЧКИ» (для детей 4-12 лет)

Сразу оговорюсь, что детям, о которых идет речь, полезны ЛЮБЫЕ подвижные игры с участием взрослых. Взрослые только должны следить за тем, чтобы застенчивый и, соответственно, не шустрый ребенок не оставался постоянно в проигрыше. Тактично помогайте ему, отмечайте малейшее его достижение и, главное, не привлекайте к этим играм ловких и конкурентных детей, которые все- гда будут опережать вашего ребенка и подчеркивать свое превосходство над ним.

Разновидностей «салочек» очень много: во-первых, обычные, во-вторых,.«салки-ножки-на весу», когда севшего на скамейку уже нельзя осалить, в-третьих, «салки-в-домике», когда играющий должен успеть очертить магический круг, внутри которого он недостижим для водящего, в-четвертых, «салки-приседалки» - - кто присел, тот не осаливается. Лучше, естественно, варьировать игры, чтобы они не приедались.

Многие дети, дичащиеся взрослых, боятся физического контакта: отстраняются, если кто-то хочет погладить их, съеживаются, втягивают голову в плечи. Малыши не хотят сидеть на коленях у чужих. С другой стороны, среди застенчивых детей достаточно и таких, которые жаждут нежности, явно недополучая ее от родителей. (Любопытно, что родители, как правило, не торопятся этого признавать и с жаром доказывают обратное, хотя их сын или дочь на глазах у всех льнут к другим, более «теплым» взрослым и, словно щенята, подставляют голову под их ладонь, буквально выпрашивая ласку). Первой категории детей будут полезны игры «Нарисовать фигуру», «Передай рисунок», «Доверяющее падение», «Конспиратор» и «Скульптура», а второй... второй самое главное - дарить больше тепла. Шести- и даже восьмилетнего ребенка еще вполне можно посадить к себе на колени, слегка покачать, как маленького (особенно перед сном), погладить по спине. В более старшем возрасте можно сесть рядом с ним, обняв за плечи, что-нибудь вместе почитать или тихонько посекретничать.

Не опасайтесь, что ваш сын вырастет не мужественным, а дочь будет заласканной неженкой. У каждого человека своя потребность в ласке, и недодать ее в детстве не только жестоко, но и опасно. Опасно для самих же родителей. Подросший сын или дочь будут искать душевное тепло на стороне и рано или поздно найдут. Когда человеку что-нибудь очень нужно, он это обретает. Но родителям в запоздалой гармонии вряд ли будет отведено местечко. А им к старости - так уж устроены люди -непременно захочется от своих детей не только формальной заботы, но и искреннего сочувствия. И все того же тепла.

Ну, а если вы все-таки захотите затронуть тему родительской ласки и покровительству взрослых в играх, обратитесь к «Бездомному котенку», «Роботу» и «Ученику волшебника».

2. « НАРИСОВАТЬ ФИГУРУ» (предложена В.Петрусинским, можно приспособить для детей 6-12 лет)

Играть нужно минимум вчетвером: двое детей и двое взрослых. Надо разбиться на пары (один взрослый, один ребенок). Лучше, конечно, чтобы дети оказались в паре с чужими родителями, но сразу на столь решительный шаг согласятся далеко не все, многих придется подводить к этому постепенно, повторяя игру в течение нескольких недель). Можно, правда, попробовать ввести условие, что игроки непременно должны меняться партнерами, но если вы увидите, что у застенчивого ребенка это вызывает сильное напряжение, не настаивайте. Лучше немного подождать. Когда он «дозреет», он сам с радостью будет испытывать свои силы. Правила таковы: партнеры договариваются, что они будут изображать (естественно, взрослый должен позаботиться о том, чтобы задумка не была слишком сложной и трудно выполнимой), затем один рисует пальцем на спине другого какую-то фигуру, а тот изображает ее мимикой, жестами, можно танцем. Вторая пара отгадывает. Очко присуждается (внимание!) не отгадавшим, а тем, кто похоже изобразил задуманное.

3. «ПЕРЕДАЙ РИСУНОК» (для детей 6-12 лет)

Число игроков неограничено. Принцип как в «испорченном телефоне», только вы не шепчете какое-то слово на ухо партнеру, а рисуете на его ладошке знак или букву. Он догадывается, что это такое, и передает рисунок дальше. Подглядывать нельзя. Значки, естественно, должны быть простыми: круг, треугольник, квадрат, волнистая линия, примитивная рожица, вопросительный или восклицательный знаки, елочка и т.п. Получив сообщение-рисунок, последний в цепочке называет вслух загаданное изображение. Играющие сравнивают его с первоначальным результатом и выясняют, в каком звене цепи произошло искажение. Задача взрослого (как, впрочем, и во всех остальных играх) -- создать веселую, непринужденную атмосферу.

4. «ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ» (игра, предложенная Рудестамом, для детей 6-9 лет)

В игре участвует один взрослый и несколько детей. Задача - - упасть на руки спиной к ведущему взрослому. Для повышения интереса можно несколько усложнить правила. Очко получает только тот, кто упадет, не оступившись, не согнув ноги в коленях и не взмахнув руками. В конце игры все должны получить поощрительные призы.

5. «КОНСПИРАТОР» (игра, предложенная В.Петрусинским, рекомендуется для детей 5-10 лет)

Игроки встают в круг, лицом к центру. Водящий с завязанными глазами стоит внутри круга. Игроки водят вокруг него хоровод, пока он не скажет: «Стоп!» Затем водящий должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех играющих (они, естественно, помалкивают). Узнанный игрок выходит из круга. Лучший конспиратор --тот, кого узнали последним.

6. «СКУЛЬПТУРА» (А.Б.Домбрович, для детей 5-7лет)

В игре должно участвовать как минимум три человека. Двое договариваются, какую фигуру они хотят изобразить, и затем первый игрок «лепит» ее из второго, постепенно заставляя его принять нужные позы. Третий же игрок должен отгадать, что это за скульптура.

7. «БЕЗДОМНЫЙ КОТЕНОК» (для детей 4-8 лет)

Эта и прочие игры, затрагивающие тему отверженности, которая гораздо более актуальна для застенчивых детей, чем кажется их родителям, более естественно проходят на ширме кукольного театра. Хотя можно играть и на полу, а мальчиков школьного возраста скорее привлечет игра на столе маленькими фигурками из киндер-сюрпри-зов (котенка, естественно, можно заменить крокодильчиком, пингвинчиком или динозавриком -короче, любым симпатичным зверьком из шоколадного яйца).

В одном доме жил Котенок. Он был хорошенький и, главное, очень ласковый. Другие хозяева в нем бы души не чаяли, но хозяева Котенка (пусть ребенок придумает, кто они, сколько их) вели себя с ним ужасно (пусть он сам покажет, как именно. Предложите ему сыграть роль Котенка, а в другой раз поменяйтесь ролями). И вот однажды Котенок оказался без крыши над головой... (Хозяева либо выгнали Котенка, либо он сам убежал -- оставьте выбор ситуации за ребенком. Если ребенок захочет, можно придумать и показать приключения бездомного Котенка, но настаивать на этом не следует. Для вашего малыша важно не вжиться в роль отвергнутого, а полнее ощутить радость обретения ласковых и заботливых близких). Но потом ему повстречался... (пусть ребенок сам придумает персонаж, который приютит Котенка). И с тех пор жизнь Котенка в корне изменилась! (Не поленитесь и покажите во всех подробностях, как о нем заботился хороший персонаж. Взрослым такая игра часто кажется скучной, но для одинокого ребенка именно в этих сентиментальных подробностях заключен подчас самый главный, самый сокровенный смысл).

8. «РОБОТ» (для детей 5-9 лет)

Вообще-то в этой игре действуют не животные, а люди, но если ваш ребенок непременно захочет играть с полюбившимся ему мишкой или поросенком, не противьтесь. И «не переходите на личности», т.е. не надо открыто сравнивать его с героем игры. И даже если он сам заговорит об этом, ответьте уклончиво. Дескать, немного, может, и похоже, но не особенно. Ведь члены вашей семьи стараются понять друг друга, и у вас почти не возникает подобных ситуаций. Чтобы еще больше завуалировать основную цель игры, можно вплести сюжет в привычные игры ребенка с конструктором, машинками, куклой Барби и проч. (соответственно, видоизменив героев и некоторые обстоятельства действия; в конце концов, маленький автомобильчик -тоже персонаж, ничуть не хуже мишки или поросенка!).

Герой (дайте ему имя) жил в семье, где были мама и... (пусть ребенок сам назовет остальных персонажей). Члены этого семейства вечно куда-то торопились и опаздывали. По утрам в доме стоял такой гвалт! «Вставай! Вставай, а то опоздаешь, - тормошила мама героя. - Ты умылся? Зубы почистил? Нет? А ну марш в ванную!» (Постарайтесь похоже изобразить поведение членов вашей собственной семьи, когда они спешат и нервничают. В этой игре, как и в предыдущей, обязательно надо будет потом поменяться с ребенком ролями и не обижаться, если он, разошедшись, начнет изображать вас не совсем такой, какой вы себя представляете). Наконец, запыхавшаяся мама прибегала вместе с нашим героем в детский сад, сдавала его на руки воспитательнице и убегала на работу. А вечером, когда она забирала его из садика, у нее всегда было много домашних дел и она опять торопилась их выполнить. (Покажите вечернюю сцену, которая мало чем будет отличаться от утренней). Герою, конечно, такая жизнь не особенно нравилась. (Поинтересуйтесь, хотел бы он, чтобы мама оставила его в покое или чтобы, наоборот, уделяла ему даже больше времени, чем раньше, но при этом находила возможность поиграть с ним). Он очень переживал, думал... (пусть ребенок постарше озвучит мысли героя). И однажды ночью случилось чудо! (Девочкам лучше преподнести это как колдовство волшебницы, а мальчикам - как потрясающее изобретение самого героя). На месте нашего героя оказался робот. Но такой, что он был с виду неотличим от живого человека. Поэтому мама не заметила подмены. А герой... (придумайте вместе с ребенком приключения героя - - их можно растянуть на несколько «сеансов» игры - но все-таки выведите его в конце на то, что без мамы жить грустно). Пусть он вернется к ней и обнаружит, что она тоже не очень-то счастлива. Хотя робот безропотно ее слушается, он не в состоянии проявлять человеческие чувства. Здесь желательно разыграть несколько забавных сценок: например, мама дарит роботу подарки, а он приводит ее в замешательство заявлением, что игра -это бессмысленная трата времени и денег; у мамы начинается простуда, а робот вместо того, чтобы пожалеть ее и поухаживать за ней, начинает нудно перечислять ее ошибки, приведшие к простуде; мама купила сыну билет на прекрасный фильм (который обожает ваш ребенок) и ждет, что он обрадуется, а робот, которому искусство не интересно, недоумевает, что же в фильме хорошего. Когда герой возвращается домой, все недоразумения выясняются, а главное, они с мамой додумываются, как же им все-таки жить дальше...

1. "САЛОЧКИ" (для детей 4-12 лет)

Сразу оговорюсь, что детям, в которых идет речь, полезны ЛЮБЫЕ подвижные игры с участием взрослых. Взрослые только должны следить за тем, чтобы застенчивый и, соответственно, не шустрый ребенок не оставался постоянно в проигрыше. Тактично помогайте ему, отмечайте малейшее его достижение и главное, не привлекайте к этим играм ловких и конкурентных детей, которые всегда будут опережать вашего ребенка и подчеркивать свое превосходство над ним.

Разновидностей "салочек" очень много: во-первых, обычные, во-вторых, "салки-ножки-на весу", когда севшего на скамейку уже нельзя осалить, в-третьих, "салки-в-домике", когда играющий должен успеть очертить магический круг, внутри которого он недостижим для водящего, в-четвертых, "салки-приседалки" - кто присел, тот не осаливается. Лучше, естественно, варьировать игры, чтобы они не приедались.

Многие дети, дичащиеся взрослых, боятся физического контакта: отстраняются, если кто-то хочет погладить их, съеживаются, втягивают голову в плечи. Малыши не хотят сидеть на коленях у чужих. С другой стороны, среди застенчивых детей достаточно и таких, которые жаждут нежности, явно не дополучая ее от родителей. Любопытно, что родители, как правило, не торопятся этого признавать и с жаром доказывают обратное, хотя их сын или дочь на глазах у всех льнут к другим, более "теплым" взрослым и, словно щенята, подставляют голову под их ладонь, буквально выпрашивая ласку.

Первой категории детей будут полезны игры "Нарисовать фигуру", "Передай рисунок", "Доверяющее падение", "Конспиратор" и "Скульптура", а второй... второй самое главное - дарить больше тепла. Шести- и даже восьмилетнего ребенка еще вполне можно посадить к себе на колени, слегка покачать, как маленького (особенно перед сном), погладить по спине. В более старшем возрасте можно сесть рядом с ним, обняв за плечи, что-нибудь вместе почитать или тихонько посекретничать. Не опасайтесь, что ваш сын вырастет не мужественным, а дочь будет заласканной неженкой. У каждого человека своя потребность в ласке, и недодать ее в детстве не только жестоко, но и опасно. Опасно для самих же родителей. Подросший сын или дочь будут искать душевное тепло на стороне и рано или поздно найдут. Когда человеку что-нибудь очень нужно, он это обретает. Но родителям в запоздалой гармонии вряд ли будет отведено местечко. А им к старости - так уж устроены люди - непременно захочется от своих детей не только формальной заботы, но и искреннего сочувствия. И все того же тепла.

Ну, а если вы все-таки захотите затронуть тему родительской ласки и покровительству взрослых в играх, обратитесь к "Бездомному котенку", "Роботу" и "Ученику волшебника".

2. " НАРИСОВАТЬ ФИГУРУ" (предложена В.Петрусинским, можно приспособить для детей 6-12 лет)

Играть нужно минимум вчетвером: двое детей и двое взрослых. Надо разбиться на пары (один взрослый, один ребенок). Лучше, конечно, чтобы дети оказались в паре с чужими родителями, но сразу на столь решительный шаг согласятся далеко не все, многих придется подводить к этому постепенно,повторяя игру в течение нескольких недель). Можно, правда, попробовать ввести условие, что игроки непременно должны меняться партнерами, но если вы увидите, что у застенчивого ребенка это вызывает сильное напряжение, не настаивайте.

Лучше немного подождать. Когда он "дозреет", он сам с радостью будет испытывать свои силы.

Правила таковы: партнеры договариваются, что они будут изображать (естественно, взрослый должен позаботиться о том, чтобы задумка не была слишком сложной и трудно выполнимой), затем один рисует пальцем на спине другого какую-то фигуру, а тот изображает ее мимикой, жестами, можно танцем. Вторая пара отгадывает. Очко присуждается (внимание!) не отгадавшим, а тем, кто похоже изобразил задуманное.

3. "ПЕРЕДАЙ РИСУНОК" (для детей 6-12 лет)

Число игроков неограничено. Принцип как в "испорченном телефоне", только вы не шепчете какое-то слово на ухо партнеру, а рисуете на его ладошке знак или букву. Он догадывается, что это такое, и передает рисунок дальше. Подглядывать нельзя. Значки, естественно, должны быть простыми: круг, треугольник, квадрат, волнистая линия, примитивная рожица, вопросительный или восклицательный знаки, елочка и т.п.

Получив сообщение-рисунок, последний в цепочке называет вслух загаданное изображение. Играющие сравнивают его с первоначальным результатом и выясняют, в каком звене цепи произошло искажение. Задача взрослого (как, впрочем, и во всех остальных играх) - создать веселую, непринужденную атмосферу.

4. "ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ" (игра, предложенная Рудестамом, для детей 6-9 лет)

В игре участвует один взрослый и несколько детей. Задача - упасть на руки спиной к ведущему взрослому. Для повышения интереса можно несколько усложнить правила. Очко получает только тот, кто упадет, не оступившись, не согнув ноги в коленях и не взмахнув руками. В конце игры все должны получить поощрительные призы.

5. "КОНСПИРАТОР" (игра, предложенная В.Петрусинским, рекомендуется использовать для детей 5-10 лет)

Игроки встают в круг, лицом к центру. Водящий с завязанными глазами стоит внутри круга. Игроки водят вокруг него хоровод, пока он не скажет: "Стоп!" Затем водящий должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех играющих (они, естественно, помалкивают). Узнанный игрок выходит из круга.

Лучший конспиратор - тот, кого узнали последним.

6. "СКУЛЬПТУРА" (А.Б.Домбрович, для детей 5-7 лет)

В игре должно участвовать как минимум три человека. Двое договариваются, какую фигуру они хотят зобразить, и затем первый игрок "лепит" ее из второго, постепенно заставляя его принять нужные позы. Третий же игрок должен отгадать, что это за скульптура.

7. "БЕЗДОМНЫЙ КОТЕНОК" (для детей 4-8 лет)

Эта и прочие игры, затрагивающие тему отверженности, которая гораздо более актуальна для застенчивых детей, чем кажется их родителям, более естественно проходят на ширме кукольного театра. Хотя можно играть и на полу, а мальчиков школьного возраста скорее привлечет игра на столе маленькими фигурками из киндер-сюрпризов (котенка, естественно, можно заменить крокодильчиком, пингвинчиком или динозавриком - короче, любым симпатичным зверьком из шоколадного яйца).

В одном доме жил Котенок. Он был хорошенький и главное, очень ласковый. Другие хозяева в нем бы души не чаяли, но хозяева Котенка (пусть ребенок придумает, кто они, сколько их) вели себя с ним ужасно (пусть он сам покажет, как именно. Предложите ему сыграть роль Котенка, а в другой раз поменяйтесь ролями). И вот однажды Котенок оказался без крыши над головой...

(Хозяева либо выгнали Котенка, либо он сам убежал - оставьте выбор ситуации за ребенком. Если ребенок захочет, можно придумать и показать приключения бездомного Котенка, но настаивать на этом не следует. Для вашего малыша важно не вжиться в роль отвергнутого, а полнее ощутить радость обретения ласковых и заботливых близких).

Но потом ему повстречался... (пусть сын или дочь сам придумает персонажа, который приютит Котенка). И с тех пор жизнь Котенка в корне изменилась! (Не поленитесь и покажите во всех подробностях, как о нем заботился хороший персонаж. Взрослым такая игра часто кажется скучной, но для одинокого ребенка именно в этих сентиментальных подробностях заключен подчас самый главный, самый сокровенный смысл.)

8. "РОБОТ" (для детей 5-9 лет)

Вообще-то в этой игре действуют не животные, а люди, но если ваш ребенок непременно захочет играть с полюбившимся ему мишкой или поросенком, не противьтесь. И "не переходите на личности", т.е., не надо открыто сравнивать его с героем игры. И даже если он сам заговорит об этом, ответьте уклончиво. Дескать, немного, может, и похоже, но не особенно.

Ведь члены вашей семьи стараются понять друг друга, и у вас почти не возникает подобных ситуаций. Чтобы еще больше завуалировать основную цель игры, можно вплести сюжет в привычные игры ребенка с конструктором, машинками, куклой Барби и проч. (соответственно, видоизменив героев и некоторые обстоятельства действия; в конце концов, маленький автомобильчик - тоже персонаж, ничуть не хуже мишки или поросенка!).

Герой (дайте ему имя) жил в семье, где были мама и... (пусть ребенок сам назовет остальных персонажей). Члены этого семейства вечно куда-то торопились и опаздывали. По утрам в доме стоял такой гвалт! "Вставай! Вставай, а то опоздаешь, - тормошила мама героя. - Ты умылся? Зубы почистил? Нет? А ну марш в ванную!" (Постарайтесь похоже изобразить поведение членов вашей собственной семьи, когда они спешат и нервничают.

В этой игре, как и в предыдущей, обязательно надо будет потом поменяться с ребенком ролями и не обижаться, если он, разошедшись, начнет изображать вас не совсем такой, какой вы себя представляете.) Наконец, запыхавшаяся мама прибегала вместе с нашим героем в детский сад, сдавала его на руки воспитательнице и убегала на работу. А вечером, когда она забирала его из садика, у нее всегда было много домашних дел и она опять торопилась их выполнить. (Покажите вечернюю сцену, которая мало чем будет отличаться от утренней.) Герою, конечно, такая жизнь не особенно нравилась.

(Поинтересуйтесь, хотел бы он, чтобы мама оставила его в покое или чтобы, наоборот, уделяла ему даже больше времени, чем раньше, но при этом находила возможность поиграть с ним.) Он очень переживал, думал... (пусть ребенок постарше озвучит мысли героя). И однажды ночью случилось чудо! (Девочкам лучше преподнести это как колдовство волшебницы, а мальчикам - как потрясающее изобретение самого героя.) На месте нашего героя оказался робот. Но такой, что он был с виду неотличим от живого человека. Поэтому мама не заметила подмены. А герой... (придумайте вместе с ребенком приключения героя - их можно растянуть на несколько "сеансов" игры - но все-таки выведите его в конце на то, что без мамы жить грустно.) Пусть он вернется к ней и обнаружит, что она тоже не очень-то счастлива. Хотя робот безропотно ее слушается, он не в состоянии проявлять человеческие чувства. Здесь желательно разыграть несколько забавных сценок: например, мама дарит роботу подарки, а он приводит ее в замешательство заявлением, что игра - это бессмысленная трата времени и денег; у мамы начинается простуда, а робот вместо того, чтобы пожалеть ее и поухаживать за ней, начинает нудно перечислять ее ошибки, приведшие к простуде; мама купила сыну билет на прекрасный фильм (который обожает ваш ребенок) и ждет, что он обрадуется, а робот, которому искусство не интересно, недоумевает, что же в фильме хорошего.

Когда герой возвращается домой, все недоразумения выясняются, а главное, они с мамой додумываются, как же им все-таки жить дальше... (Эту стратегию нужно, естественно, выработать совместными усилиями. И не только выразить словами, но и опробовать в сценках.)

8. "УЧЕНИК ВОЛШЕБНИКА" (для детей 5-9 лет)

Девочки могут играть не в Волшебника, а в Волшебницу или Фею - как им больше нравится. Сюжет игры таков: ребенок (желательно называть его настоящим именем) во сне или наяву, по его выбору, встречает Волшебника, который становится его покровителем. Волшебник дает ребенку чудесный свисток (колечко, дудочку, бусинку и проч. - что придется по душе), которым его можно в любую минуту призвать на помощь.

Дальше многое зависит от вашей изобретательности. Ни в коем случае не стесняя фантазию ребенка и соглашаясь с его вариантами, предлагайте свои сюжеты, в которых бы в завуалированно-сказочной форме фигурировали конкретные трудности вашего ребенка. Допустим, ваш Кирюша (Антон, Маша) робеет, когда чужие люди у него что-то спрашивают, а ему скоро предстоит собеседование при поступлении в школу. Разыгрывайте сценки, как Волшебник, пообещав взять Кирюшу в сказочную страну, побуждает его тренировать смелость и общительность:

сначала спросить у прохожего на улице время (может быть, он невидимый стоит за спиной Кирюши, оказывая ему моральную поддержку, а может, Кирюша получает какое-то волшебное снадобье, вселяющее в него отвагу?);

потом отправляет его за хлебом или за молоком (где Кирюша, естественно, общается с продавщицей);

потом просит немного развлечь какими-нибудь интересными рассказами одинокую старушку, живущую по соседству, и т.п.

Затем Волшебник берет Кирюшу в сказочную страну, где они вступают в контакт с ее жителями, переживают множество приключений, но в конце концов, естественно, побеждают плохих и возвращаются домой. Если и вы, и ваш ребенок будете затрудняться в сочинении сюжетов, возьмите за основу "Волшебника Изумрудного Города" и его многочисленные продолжения. Заимствуйте оттуда второстепенных героев и ситуации. Причем ситуации должны быть связаны не с животными, а с людьми, причем со взрослыми. Ребенок и Волшебник могут встретиться с Жевунами, которых обижает негодяй типа Урфина Джюса, перехитрить злобных Прыгунов, пообщаться с обитателями Изумрудного города. Упор в сценках следует делать опять-таки на общение, а не на победу физической силы и оружия. Старайтесь, чтобы ребенок побольше говорил в игре, побольше рассказывал. Это послужит ему потом подспорьем в реальном общении. Пусть он рассказывает жителям Изумрудного города про свою квартиру, свой двор и детский сад, зоопарк, театральные спектакли, фильмы и книжки, которые ему нравятся. Вы же, подыгрывая, изображайте изумление жителей Волшебной страны, говорите, что их жизнь во многом устроена по-другому, рассказывайте, какие это отличия - в общем, старайтесь, чтобы у вас получался настоящий диалог, в котором оба собеседника принимают равноправное участие. Естественно, роли в игре не должны строго закрепляться. Если ребенок захочет, он вполне может побыть Волшебником. Игра может происходить на ширме, на столе, на полу. Можно играть с любыми игрушками, а можно и "в живом плане". Чтобы поддерживать интерес ребенка, непременно заканчивайте игру приключением, которое обрывалось бы на самом интересном месте.

Примерный план игры "Ученик волшебника":

1. Встреча с Волшебником, обещание взять героя в Волшебную страну, если он пройдет серию испытаний.

2. Герой начинает тренировать смелость и общительность:

Учится наводить справки по телефону, - спрашивает что-то у прохожих, - постигает "науку общения" в магазинах, на почте, - предлагает старушке перевести ее через дорогу, - приходит к одинокой соседке и помогает ей по хозяйству, а потом развлекает ее рассказами, - поступает в какой-то кружок, для чего ему нужно выдержать собеседование.

3. Волшебник берет героя в Волшебную страну. Там они:

Спасают Према Кокуса, который попал в замок Людоеда (конечно, при условии, что образ Людоеда не приводит вашего ребенка в ужас); - справляются с приятелем Урфина Джюса, который сделал сонное зелье из маков, и пытается опоить им жителей Желтой страны, чтобы завладеть всеми богатствами; - приручают саблезубых тигров и устраивают в Желтой стране волшебный цирк (это, кстати, хороший повод для рассказа, пусть герой рассказывает Жевунам про цирк, существующий в его стране); - завязывают знакомство с Дином Гиором (которого не так-то легко разговорить, и герою надо будет приложить к этому немало усилий, а вам придется ему помочь) и отправляются вместе с ним выручать жителей Изумрудного города, захваченного агрессивными Прыгунами (этой борьбы при желании может хватить на много игр). - и так далее и тому подобное. - когда вы поймете, что игра ребенку начинает надоедать, пусть герой вернется на Землю и успешно общается с окружающими (рассказывает старушке-соседке про свои приключения, ходит в кружок и проч., а сказочные друзья могут являться ему во сне).

Естественно, за основу можно взять любую другую книжку, которая нравится вашему ребенку.

Многие взрослыми любят посещать тренинги. Ведь они проходят в виде игр, в которых вырабатываются и отрабатываются новые формы поведения. Играя, человек определяет, какие формы поведения одобряются, а какие нет. Ролевое поведение дает возможность снять застенчивость, замкнутость, повысить или понизить свою самооценку и т.п.

С застенчивыми и замкнутыми детьми советуют играть в следующие игры.

«Магазин игрушек» Игра развивает умения выполнять разные роли, индивидуальный замысел и инициативу ребенка. Играющие делятся на «покупателей» и «игрушки». «Игрушки» сидят в ряд, изображая товар. Дети-«игрушки» с помощью пантомимы показывают «покупателям» свой товар. «Покупатель» должен отгадать, какую игрушку ему предлагают. Кто не угадал, уходит из магазина без покупки. Игру можно моделировать, вместо магазина играйте в «зоопарк», в «слушай сказку» и т.п.

«Салочки» - подвижная игра, направленная на развитие активности, «командного духа» и проявление смелости у ребенка. Детки разбегаются по определенной территории. Водящий должен «осалить» (дотронуться) до убегающего и берет его за руку. Так образуется цепочка. Теперь они вдвоем догоняют другого ребенка и т.д. Постепенно цепочка становится все длиннее. Теперь их задача – взять в кольцо убегающего. Это требует координации совместных действий в цепочке.

«Менялки» - игра способствует развитию памяти, внимания, установлению контакта между детьми. Играющие образуют круг. В руках они держат маленький предмет (игрушку). Водящий старается запомнить, у кого какая игрушка. Затем он отворачивается, дети, молча (!) меняются своими игрушками. Для этого они подмигивают друг другу. Задача ведущего: вернуть каждому ребенку свою игрушку, угадать, кто с кем поменялся.

«Смак» - игра развивает уверенность в себе, помогает освоить навыки общения, тренирует умение вести разговор. В основе лежит известная телевизионная передача «Смак». Предложите ребенку (он самый лучший повар) выступить в этой передаче и показать способы приготовления самых любимых его блюд. Учтите, что в «студии» должны быть и зрители, роль которых выполняют другие члены семьи, или сверстники. В зависимости от возраста передачу «Смак» можно заменить передачами «Путешествия», «В гостях у сказки» и другими. Фантазируйте!

«Поймай мяч» - игра развивает уверенность в себе и доверие к другим людям. Играющие по очереди бросают друг другу небольшой мячик, при этом называют какое-либо достоинство того ребенка, кому они бросают мяч. Очень важно, чтобы в процессе игры каждому ребенку удалось услышать о себе добрые, приятные слова.

«Закончи предложение» » - упражнение направлено на повышение уверенности в себе и собственных силах. Предложите ребенку закончить следующие предложения:

Я хочу….
Я умею…
Я смогу…
Я добьюсь…

Обсудите ответы.

Это далеко не полный список игры и упражнений на коррекцию застенчивости и замкнутости. Хорошо помогает совместная игровая деятельность взрослых и детей, совместное пение, спортивные игры. Главное, ребенок должен выигрывать, побеждать, получать одобрение и т.п. Это улучшает эмоциональное настроение и вселяет уверенность в своих возможностях. Фантазируйте и придумывайте новые игры.

Игра «Озорной двойник» (Т.Л. Шишова)

Цель: раскрепощение ребенка, упражнять в отстаивании своего мнения.

Ведущий договаривается с детьми о том, что они повторяют все его жесты, кроме одного, вместо которого они делают свой, тоже заранее оговоренный жест. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Можно усложнить игру, во-первых, увеличить количество неповторяемых жестов, а во-вторых, индивидуализировать их. Каждый ребенок должен будет сделать что-то свое. То есть, перед ним будет стоять цель не поддаться не только внушению ведущего, но и влиянию остальных игроков.

Игра «Угадай эмоцию» (Т.Л. Шишова)

Цель: раскрепощение ребенка, упражнения в узнавании и показывании эмоций.

В начале игры, ведущую роль на себя берет педагог, необходимо представить мимические, пантомимические и проч. упражнения как полезную актерскую тренировку. С особо застенчивыми следует сначала играть вдвоем. Затем, можно увеличивать количество играющих. Правила игры: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начинать необходимо с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (раздражение, возмущение, гнев, ярость).

Цель: упражнять детей в выразительности речи.

Игра заключается в озвучивании различных сказочных героев, необходимо поручить ребенку несколько ролей, чтобы была возможность изменять голос. Очень хорошо подходят для этой цели сказки «Терем-Теремок», «Кошкин дом», «Колобок».

Игра «Изобрази животное» (Т.Л. Шишова)

Цель: раскрепощение ребенка, упражнение в пантомимике.

Детей просят пантомимически показать различных зверей и птиц. Для организации данной игры следует: во-первых, постараться создать обстановку безудержного веселья, чтобы каждое выступление встречалось взрывом хохота и аплодисментами, а во-вторых, не давать слишком трудных заданий. Необходимо выбирать животных с яркими отличительными признаками и легко узнаваемыми повадками.

Игра «Быстрые ответы» (Л.В. Маранцева)

Цель: снятие напряжения, развитие находчивости, смекалки.

Взрослый располагается перед группой детей, стоящих рядом, и задает им простые вопросы, считая вслух до трех. Например, можно спросить, как зовут ребенка, сколько ему лет, какого цвета крокодил или задать шутливые вопросы типа «Почему лягушки скачут?». Давший подходящий ответ ребенок делает шаг вперед. Ведущий должен незаметно направлять игру так, чтобы не допускать чрезмерного опережения или отставания малышей. Особое внимание следует уделить застенчивому ребенку, помогая ему двигаться вровень с другими. Необходимо создать такие условия, чтобы он обязательно хотя бы раз выиграл. Успех среди сверстников и взрослых окрыляет, заставляет поверить в свои силы и стать более уверенным.

Игра «Где мы были, мы не скажем» (Т.Л. Шишова)

Цель: раскрепощение детей, развитие пантомимики, смекалки, логики.

Задача этой распространенной детской игры — без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами.

Игра «Фанты» (Т.Л. Шишова)

Цель: снятие напряжения, страха перед публичными выступлениями.

Фанты можно придумывать всем вместе, а можно оставить это на усмотрение взрослых. Главное, постараться, чтобы в заданиях было как можно больше юмора и чтобы они были детям по силам. Стеснительному ребенку при малейшем затруднении надо помогать, ни в коем случае не укоряя его за робость, а то веселая игра станет для него еще одним источником мучительных переживаний.

Кроме обычных просьб прочитать стихотворение, спеть песенку, покукарекать, похрюкать и рассказать анекдот, в записках, которые играющие выуживают из шапки, могут содержаться просьбы изобразить: обезьяну, льва, ворону, дятла, Бабку-Ежку, хулигана, дряхлого старичка, маленького капризного ребенка, лунатика.

Игра «Рычи, лев, рычи»

Цель: развитие артикуляционного аппарата детей, преодоление скованности и пассивности.

Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Игра «Сказка»

Цель: осознание себя, развитие умения говорить о себе без стеснения.

Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как и его. Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но развитию умения говорить о себе без стеснения.

Игра «Колдун»

Цель: раскрепощение детей, упражнение в пантомимике, развитие логики и смекалки.

Колдун заколдовывает одного из участников игры так, что он теряет способность говорить. На все вопросы ребенок отведает жестами. С помощью задаваемых вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Другие дети должны пересказать то, что «заколдованный» показывает.

Послушные или застенчивые?

Застенчивые и замкнутые дети очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Замкнутый ребёнок чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, потому что у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый малыш знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания.

Застенчивые дети в коллективе стараются быть незаметными, они послушны и прилежно выполняют просьбы знакомого взрослого. Они бывают часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне такой ребёнок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми.

Повод задуматься

Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчивость, очевидно, начинает мешать им и самому ребёнку: он боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь укромный уголок, начинает сильно заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху.

Страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребёнка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.

градус кипения

Несмотря на внешнюю неэмоционалньость, застенчивые дети испытывают такую же бурю чувств, как и другие дети, не имеющие проблем с общением. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения и т.д.). Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере. Тревожность входит в симптомокомплекс застенчивости: она развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребёнка в зависимое от себя положение, отсутствием единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых.

Чтобы застенчивый ребенок раскрепостился и начал меньше стесняться, дома, особенно с вами наедине или в компании самых близких людей, можно тренировать навыки актерского мастерства или командные игры.

1. Упражнение «Угадай эмоцию»

Ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает одно очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций, скажем, раздражение, возмущение, ярость. Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть маленькую сценку (либо с использованием кукол, либо вживую с соответствующим сюжетом.

Обычно застенчивые дети стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно строить гримасы на людях. А данное упражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Кроме того, поскольку застенчивые дети обычно рады побыть в роли артистов (конечно, когда убеждаются, что у них это получается), вы можете представить мимические, пантомимические и проч. упражнения как полезную актерскую тренировку. Сперва играйте вдвоем. Затем, когда он уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру его приятелей.

2. Упражнение «Живая иллюстрация»

Для этой игры идеально подходят стихи Агнии Барто. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Малышам больше подойдут стишки типа "Мишка", Бычок", "Мячик ". Детям постарше - "Обида", "Любочка", "Сонечка", "По дороге в класс" и многие другие.

3. Игра «Салочки»

Самая распространенная подвижная игра, направленная на развитие подвижности, коллективизма и проявления смелости у ребенка. Водящий должен «осалить» (дотронуться) убегающего и взять его за руку. Так образуется цепочка. Теперь они вдвоем догоняют другого ребенка и так, постепенно, цепочка становится длиннее. Когда цепочка станет достаточно длинной, их задача – взять в кольцо очередного убегающего. Все это требует координации совместных действий в цепочке.

4. Игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»

Задача этой распространенной детской игры - без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами.

5. Упражнение «Поймай мяч»

Играющие по очереди бросают друг другу мяч и называют какое-либо достоинство того ребенка, которому бросают мяч. Очень важно, чтобы в процессе игры каждому ребенку удалось услышать о себе добрые, приятные слова. Игра развивает уверенность в себе и доверие к другим людям.

6. Упражнение «Разговор с глухой бабушкой»

Ребенок как будто разговаривает с глухой бабушкой. Она говорит, а он объясняется с ней жестами, потому что бабушка ничего не слышит. Например, где лежат бабушкины очки, что они сломались, так как кто-то по неосторожности на них сел. В этой игре, как и в предыдущей, вариантов может быть великое множество. Все зависит от вашей коллективной фантазии.

Или есть похожее упражнение «Через стекло», когда ребенок якобы общается с кем-то через звуконепроницаемое стекло и должен без слов, пантомимой передать ему какое-либо сообщение. Например: "Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно", "Пойдем купаться. Вода сегодня теплая", "Принеси стакан воды, я хочу пить" и т.п.

7. Упражнение «Колючий зверь»

Педагог показывает детям рисунок загадочного животного, выполненный на большом листе. Весь зверь исколот зубочистками, воткнутыми в плакат.

Педагог объясняет, что это очень злой и страшный зверь. Таким он стал по той причине, что на нем много колючек, поэтому все его боятся и не хотят с ним играть. Педагог просит детей помочь этому животному избавиться от своей злости и раздражения.

Задача детей – пожалеть зверя, наградить его хорошими чертами характера. Как только ребенок говорит хорошее слово про это животное, педагог выдергивает из него одну колючку и ломает ее. Постепенно количество колючек на звере уменьшается, он приобретает вполне добрый и симпатичный вид, дети все вместе придумывают ему имя.

Желательно, чтобы количество колючек было больше количества детей, чтобы каждый ребенок мог вложить свой вклад в процесс перевоплощения зверя из злого и колючего в доброго и пушистого.

8. Упражнение «Различная походка»

Предложите стеснительному ребенку походить как:

Малыш, который недавно встал на ножки и делает свои первые шаги,

Горилла,

Артист на сцене.

9. Игра «Клубочек»

Вам понадобится всего лишь клубок ниток. Дети садятся в полукруг. Ведущий становится в центре и, намотав нитку на палец, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о чём-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребёнок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос, передавая клубочек следующему игроку. Если ребёнок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а педагогу определить, у кого из детей есть трудности в общении. Когда все участники соединились ниточкой, ведущий должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

10. Упражнение «Расскажи стихи руками»

Ребенок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он изображает.

Похожие публикации