История вязания спицами и крючком. История возникновения вязания крючком

История

Ирландское кружево, конец XIX века. Рисунок этого образца имитирует фламандское игольное кружево XVII века.

Самое раннее письменное упоминание этого вида рукоделия зафиксировано под названием «пастушье вязанье» в The Memoirs of a Highland Lady by Elizabeth Grant in the 19th century . Впервые узоры для вязания крючком были опубликованы в голландском журнале Pénélopé в 1824 году. Доказательством того, что вязание крючком было новинкой в XIX веке, считают публикацию 1847 года A Winter"s Gift , в который содержатся подробные инструкции по исполнению приёмов вязания крючком, в то же время, когда основы других видов рукоделия для читателей не разъясняются. Описание вязания крючком в Godey"s Lady"s Book в 1846 и 1847 годах появились ещё до принятия унифицированных схем в 1848 году .

Вязаное полотно известно с древнейших времён, но неизвестны образцы вязания крючком, датируемые ранее 1800 года, ни в этнографических коллекциях, ни среди найденных при археологических изысканиях. По сообщению энциклопедии Британника этот вид вязания появился в XIX веке как род вышивки тамбуром, но с использованием вместо иглы крючка . Большинство же старинных образцов, которые считались связанными крючком, на самом деле были выполнены иглой.

Донна Кулер считает гипотезу о возникновении вязания крючком из вышивки тамбуром ошибочной: крючки для вышивки тамбуром, сохранившиеся до наших дней, имеют винт, который препятствует вязанию «на воздухе» . Кулер предполагает, что начавшаяся индустриализация была толчком для развития этого вида рукоделия. На изготовление трикотажа крючком требуется гораздо большее количество нити, чем при других методах вязания и хлопковая пряжа наиболее подходящий для этого вида рукоделия материал. А после появления хлопкоочистительных машин и механических прялок хлопковая нить в Европе и Северной Америке стала широко доступной и недорогой .

Первые вязальные крючки были и примитивными гнутыми иглами в пробковых ручках, такими пользовались бедные ирландские вязальщицы, и дорогими серебряными, стальными, из слоновой кости, созданные не столько для работы, сколько для украшения и привлечения внимания к дамским рукам. В Ирландии, во время голода 1845-1849 годов , одной из форм помощи голодающим стало обеспечение их заказами на выполненные крючком кружева (производство вязаного кружева было альтернативным способом зарабатывания денег для ирландских рабочих) . Мадемуазель Риего дела Бланшардье, опубликовавшей в 1846 году первую книгу моделей из ирландского кружева , обычно приписывают изобретение этого вида вязания крючком . Мода на ирландское вязание в Европе и Америке продлилась вплоть до Первой мировой войны . Вязание крючком в 1910-1920 годах стало еще более сложным в узорах и способах соединения.

Описание

Вязаная декоративная салфетка

Вязание крючком подразделяется на следующие виды: простое вязание с помощью короткого крючка, тунисское вязание длинным крючком, вилочное, с применением крючка и специальной вилки (шалевой скобы), гипюр или ирландское (брюссельское) кружево, где отдельные мотивы, связанные крючком соединяются в изделие.

Существует два способа вязания: плоское и круговое. В простом вязании крючком при плоском вязании возможно направление движения вперёд и назад (с поворотом в конце каждого ряда и вывязыванием петель поворота) - при таком вязании отсутствует изнаночная сторона, либо только вперёд, с обрывом и закреплением нити в конце каждого ряда. В круговом вязании изделия вяжутся либо цилиндрической формы (без шва), либо круговой.

При вязании крючком рабочая нить придерживается большим и указательным пальцами левой руки. Крючок держится в правой руке большим и указательным пальцами с опорой на третий палец. Нить набрасывается на крючок, продетый в свободную петлю, и вытягивается через неё. Основные типы петель в вязании крючком: воздушная, полустолбик, столбик без накида, столбики с накидами.

Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Вязание крючком применяют как для изготовления одежды целиком (например, свитер , шарф , платье , шаль , варежки и т. д.), так и отделочных элементов одежды (рукава, пуговицы , манжеты, воротник и т. д.) или украшений (салфетки , занавески, скатерть и т. д.).

Крючки и нитки

Изначально вязальные крючки не были крючками в прямом смысле слова - это были ровные палочки. Сейчас используются крючки из различных материалов: металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины (от 0.5 до 8 мм).

Крючки диаметром 3-6 мм употребляют для вязания изделий из толстой шерстяной или синтетической пряжи. Для ириса, мулине , гаруса берут более тонкий крючок (1,5-2,5 мм в диаметре).

Если для тонких ниток взять толстый крючок, вязаное полотно будет ажурное, с большими просветами. Если же взять толстые нитки и тонкий крючок, то получится плотное вязание. Правильное соотношение - толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.

Фактура полотна, вязанного крючком, отличается своеобразным переплетением ниток, плотностью и малым растяжением. Эти свойства позволяют применять для вязания крючком не только шерстяные, но и хлопчатобумажные нитки.

Основные приемы вязания крючком

Вязание цепочки из воздушных петель

Узоры вязания состоят из разных сочетаний петель и столбиков. К основным видам петель и столбиков относятся:

  • Воздушная петля . С помощью воздушных петель образуется основа для последующего вязания. Также эти петли используются при создании ажурных узоров и при подъёме (переходе на следующий ряд). Выполняется первая петля. Крючком, продетым в неё, захватывается и вытягивается в узел рабочая нить, в новую петлю вводится крючок и снова вытягивается накид из рабочей нити.
  • Выпуклый столбик
  • Полустолбик
  • Столбик без накида или плотная петля . Крючок вводится в петлю, выполняется накид и протягивается через петлю. Снова выполняется накид на крючок и протягивается через обе петли, находящиеся на крючке. Следующий столбик формируется на следующей петле цепочки.
  • Полустолбик с накидом . Столбик получается выше столбика без накида, но меньше столбика с накидом. Полотно, связанное этим видом столбиков достаточно плотное, с ярко выраженными горизонтальными рядами. Выполняется накид на крючок, крючок вводится в петлю, следующую по ходу вязания. Через эту петлю вытягивается рабочая нить, затем выполняется второй накид (против часовой стрелки) на крючок, который вытягивается через все три петли на крючке.
  • Столбик с накидом
  • Столбики с двумя, тремя и более накидами

На основе петель и столбиков выполняются все остальные элементы вязания:

  • Листик
  • Пышный столбик
  • Бугорок
  • Полуколечко
  • Колечко
  • Шишечка

См. также

«Кружево»

Примечания

Литература

  • Карен Мантей, Сьюзен Бриттейн. Вязание крючком для "чайников". Как научиться вязать крючком. Схемы, модели, узоры = Crocheting for Dummies. - М .: «Диалектика», 2010. - ISBN 978-5-8459-1495-8
  • Пэм Аллен. Вязание для "чайников" = Knitting For Dummies. - М .: «Диалектика», 2007. - ISBN 0-7645-5395-X
  • Еременко Т. И. Вязание крючком // Рукоделие. - 2-е изд., спр. и доп. - М .: Легпромбытиздат, 1989. - ISBN 5-7088-0176-X
  • Кришталева В. С. Вязание узоров крючком. - М .: Легпромбытиздат, 1987.
  • Креативное рукоделие. Выпуск 7. ООО «ДжИ Фаббри Эдишинз».
  • Полная энциклопедия женских рукоделий / Пер. с франц. - М .: Восхождение, 1992. - 608 с. - 34 000 экз. - ISBN 5-85846-022-4

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вязание крючком" в других словарях:

    На спицах Вязание процесс изготовления изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок … Википедия

    Вязание на вилке вязание крючком на куске толстой проволоки, согнутой в виде буквы «U». При вязании на вилке используется крючок. На вилке с помощью крючка вывязываются ажурные полосы, которые наз … Википедия

    ВЯЗАНИЕ РУЧНОЕ - один из видов рукоделия, выполняется спицами или крючком. Узор вязки создаётся сочетанием петель различного типа. Для вязания употребляются: шерстяные, полушерстяные, шёлковые, хлопчатобумажные нитки, кроличий и козий пух, ирис, синелька и др.… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

    Изготовление трикотажного полотна или готовых изделий из непрерывных нитей изгибанием их в петли, которые переплетаются между собой. Различают вязание ручное (крючком или спицами) и машинное (на трикотажных машинах) … Большой Энциклопедический словарь

23.06.2013 Обновлено 31.01.15

История вязания крючком

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. История нашей планеты рассказывает, что люди владели техникой вязания в древнейшие времена.

В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-египтологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры.

А уже в начале нашей эры техника вязания и принципы составления узоров находились на очень высоком уровне.

Например, в древнем Евфрате были обнаружены превосходные образцы арабских вязаных изделий.

В одном из районов старого Каира в Египте найдено удивительно красивое многоцветное шелковое изделие, связанное, как полагают специалисты, тонкими металлическими спицами.

В Египте сохранились экземпляры вязаных вещей IV и V веков нашей эры. Детский носок из цветной шерсти был связан сравнительно сложной техникой: большой палец отделен от остальных так, чтобы между ними мог проходить ремешок сандалии.

Полагают, что в Европу вязание проникло через египетских христиан - коптов. Как миссионеры они бывали в Испании, Франции, Италии и Англии, часто брали с собой в странствие вязаные изделия, которые привлекали всеобщее внимание.

В XII веке вязание в Европе превратилось в домашнюю работу.

В XIII веке во Франции это уже доходная отрасль промышленности: вяжут шляпки, перчатки, фуфайки, капюшоны, чулки.

В Шотландии появляется традиционный головной убор - вязаный берет.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией даже специальными договорами. Так, в 1612 году Пражские чулочники постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины.

В 1589 году помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли изобрел вязальный станок. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми эти артели конкурировать уже не могли.

Но вязальное машинное производство развивалось очень медленно. Только в XIX веке его действительно механизировали.

Существовало одно время мнение, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную, особенно крючком - ведь вязание на спицах по структуре вязаного полотна очень схоже с машинным.

Искусство вязания крючком в начале XIX века поистине ювелирно. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством.

Из тончайших ниток шерсти, шелка, льна в золотых руках мастериц рождались красивые скатерти, покрывала, занавески, шали, кружева и другие предметы одежды и украшений.

...И В НАШЕ ВРЕМЯ

Как часто вы встречаете своих сверстников в школе, на празднике, на улицах в вязаной одежде. Глядя на многие вещи, сделанные руками самих ребят, испытываешь чувство восхищения - чего только не умеют вязать юные мастера! Каждодневные и нарядные костюмы, платья, пальто, шали, спортивные изделия - все это они придумали и исполнили сами.

Очень интересные выставки творчества проводит Московский Дворец пионеров, где экспонируются работы учащихся. На них отбирают по районам лучшие изделия. А сколько таких выставок устраивается по всей нашей стране, во всех республиках!

Все они имеют свой национальный стиль с учетом народных традиций и современности. Будущие художники, модельеры, мастера прикладного искусства начинают рукодельничать еще в школе. Да вы и сами, наверное, не раз встречали на отдыхе, на пляже, в парке, даже в транспорте увлеченных вязанием и взрослых и детей.

Однажды я побывала в московском детском саду № 619. Воспитательница подготовительной группы Алла Анатольевна Хмара проводила занятия по труду. Некоторые дети лепили из пластилина, другие рисовали, а за несколькими столиками сидели девочки и мальчики и вязали крючком. Перед ними в коробках лежали разноцветные клубочки ниток и уже связанные шарфики, шапочки, сумочки, юбки, тапочки для кукол. Дети сидели прямо, не горбились, правильно держали крючок - и маленькие руки вязали петельку за петелькой. Было видно, что они в этом деле не новички и уверенно выполняют свою работу.

В беседе с ребятами выяснилось, что больше всего им хочется связать что- нибудь в подарок маме, папе, бабушке, младшим в семье. Я подумала: как хорошо, когда рядом с детьми такая воспитательница, как Алла Анатольевна, которая своей увлеченностью может привить детям любовь к вязанию.

Ведь очень важно помочь всем найти себя в том или ином виде творчества.

Возможно, и вы, ребята, мечтаете быть педагогами-воспитателями, а чем интереснее и увлеченнее вы расскажете детям о мире творчества, чем большему их научите, тем прекрасней этот мир будет и в них самих.

Кружки рукоделия - это одна из форм эстетического воспитания. Вязание крючком способствует развитию трудолюбия, внимания, аккуратности, терпеливости, воспитывает художественный вкус.

А как приятно связать что-либо в подарок своим близким и друзьям!

Если вы любите рукоделие и хотите научиться вязать крючком, то наша книга поможет вам в этом.

История возникновения вязания

История возникновения вязания продолжает волновать умы исследователей, поскольку она не вполне ясна по сей день. Вязаные изделия недолговечны, и самые древние экспонаты, по-видимому, не сохранились. Поэтому разные историки рукоделия относят начало истории возникновения вязания к разным эпохам.Самые древние находки относятся приблизительно к 19 веку до нашей эры - это значит, что вязание возникло около четырех тысячелетий назад! Трудно сказать, что появилось раньше - вязание одежды спицами или изготовление вязаных изделий крючком; вполне вероятно, что первые мастера или мастерицы вязали вообще без инструментов - на пальцах.
Место, к которому вероятнее всего относят начало истории возникновения вязания, - Египет. Именно в египетских гробницах найдены древние сохранившиеся вязаные вещи: детская туфелька, носок с вывязанным отдельно большим пальцем - для обуви с ремешком между пальцами. По одной из версий, в Европу вязание пришло именно из Египта.
Однако существуют версии, что в античной Европе вязание существовало независимо от стран Востока. Помните гомеровскую «Одиссею»? Пенелопа, ожидавшая Одиссея, отказывала женихам, ссылаясь на то, что еще не закончила свадебный убор - а на самом деле она по ночам распускала то, что днем соткала. Так переведена поэма Гомера. Но некоторые исследователи склоняются к тому, что это либо неверный перевод, либо словом «ткачество» у самого Гомера обозначалось вязание: ведь именно вязание одежды спицами или крючком позволило бы быстро распустить вязаное изделие и использовать нить повторно.

Кроме того, доказано, что древние цивилизации Нового Света тоже имеют свою историю возникновения вязания: вязаные изделия, найденные на территории нынешнего Перу (вязаный пояс с изображением колибри), относятся к 3 веку н.э., но сложнейшая техника исполнения свидетельствует о том, что это ремесло было освоено там гораздо раньше.

В Европе вязание одежды спицами и крючком стало развиваться приблизительно с 9 века нашей эры и в 12-13 веках изготовление вязаных изделий стало популярным домашним ремеслом, а затем и отраслью промышленности. В северных краях вязали теплую одежду, на Юге - шляпки, зонтики и т.д. Занятно, что вязание было первоначально исключительно мужским ремеслом. (Впрочем, и сегодня есть немало мужчин-мастеров вязания одежды спицами, и их изделия отличаются особой креативностью!)

В 16 веке (1589 г.) англичанин Уильям Ли изобрел первую вязальную машину. Правда, королеве Елизавете I машина не пришлась по вкусу: чулки, связанные на ней, королева сочла грубыми и отказала изобретателю в патенте, посоветовав «зарабатывать деньги честным трудом». У.Ли перебрался во Францию и открыл первую трикотажную мастерскую в Руане. В 18 веке во Франции изобрели машину для кругового вязания чулок в форме трубы.
Механизация в большой степени потеснила ручное вязание одежды спицами, однако не вытеснило: ручная работа всегда высоко ценилась. Еще меньше повлияло появление вязальных машин на изготовление вязаных изделий крючком: имитировать такое вязание машины не научились.
Больше всего интересна история возникновения и развития вязания кружев, достигшее в 18-19 веках поистине уровня высочайшего искусства!

Интерес к ручному вязанию одежды спицами и крючком не снижается - вязаные изделия непременно фигурируют в модных проспектах каждый год, а уж сколько поклонниц и даже, как сказано, поклонников у этого вида рукоделия, и говорить не приходится.
Особенно прославилось брюссельское кружево, ставшее в свою очередь образцом для ирландцев: вязаные крючком изделия ирландских кружевниц - настоящие шедевры. К 19 веку относится и создание системы записи рисунков вязания. Первые схемы с обозначениями видов петель были изобретены в Голландии; к настоящему времени существует две унифицированные системы - британская и американская. Мы пользуемся в основном американской системой.

Источник http://coolwom.ru/index.php/istoriya-vozniknoveniya-vyazaniya

1.

В отличие от классического вязания, истоки которого восходят к первым цивилизациям, вязание крючком, несмотря на то, что давно догнало, а в некоторых странах и обогнало его по темпам развития, вовсе не является столь же древним видом рукоделия. История его сравнительно коротка, но достаточна яркая: появившись лишь несколько веков назад, базировавшееся на простой технике, но открывающее неограниченные возможности создания вещей самых разных размеров и функций, рукоделие быстро вошло в списки традиционных и обязательных для каждой леди хобби.

Вязаный текстиль и одежда были неизменной частью домашнего быта с древнейших времен, но вот вязаное полотно, которое было бы получено при помощи вязания крючком, не встречалось ни в одном из археологических или этнографических исследований до начала 19 века, что позволяет говорить о том, что ранее 19 века вязание крючком как таковое вообще не существовало. Старинные ткани с похожей фактурой, которые по мнению некоторых этнографистов были созданы при помощи крючка, как показали дальнейшие исследования, были выполнены с помощью иглы.

Начало 19 века — возникновение вязания крючком

Общепризнанной является теория, что рождение этого вида женского рукоделия после 1800 года связано с модификацией вышивки тамбуром, для увеличения продуктивности которой постепенно начали использовать не иглы, а крючки. Но далеко не все исследователи поддерживают эту теорию: крючки для тамбурной вышивки не подходят для создания воздушных петель, ведь у них есть специальный винт, который очень усложняет работу.

Например, легендарная Дона Кулер считает, что вязание крючком возникло как результат изменений рынка: хлопковая нить, массово производящаяся на стремительно развивающихся заводах в Европе и Америке, была недорогой и широко доступной, но не слишком подходила для классических видов рукоделия. А вязание крючком, пусть и использовало гораздо большее количество ниток, позволяло получить эстетически равноценное изделие из этого доступного материала.

Первые письменные свидетельства зарождения нового вида рукоделия принадлежат к периодике. В голландском модном журнале «Пенелопа» в 1824 годы были опубликованы первые узоры и схемы для вязания крючком. Этот вид рукоделия считался новинкой не только в Европе, но и в Новом Свете, и каждая публикация с отдельными схемами для вязания обычно сопровождалась детальными инструкциями о том, как выполнять тот или иной вид петли и столбиков.

Такая подробность в публикациях была уникальной: ни один другой вид рукоделия, считавшийся традиционным, никогда не разъяснялся с технической точки зрения. Подобные инструкции позже можно было встретить в легендарных «Книгах для леди» и таких популярных журналах, как «Зимний подарок». Унифицированные приемы, единые стандарты выполнения технических основ вязания были приняты только в 1848 году и сразу же появились в энциклопедиях домашнего быта и книгах для домохозяек.

Ирландия — родина техники ирландского кружева

Наиболее активно вязание крючком распространялось в англоязычном мире, а мировым лидером по производству кружев и других «тонких» предметов, связанных крючком, считалась Ирландия. Изобретение уникальной техники ирландского кружева связывают с именем мадемуазель де ла Бланшардье, которая в 1846 году впервые выпустила книгу кружевных моделей. Ручные вязаные кружева считались наиболее ценными и модными, и именно эта страна, где вязание крючком было альтернативой тяжелому, рабскому труду рабочих, была лидером их производства.

Пик развития кружевной индустрии в Ирландии пришелся на конец 50-х годов 19 века, когда во время голода одной из форм помощи утвердили заказы на изготовление кружев, которые затем переросли в целую индустрию ручного производства.

В начала 20 века способы соединения и узоры стали еще более разнообразными, а вариации изготавливаемых изделий — чрезвычайно вариативными. Ирландские кружева находились на пике популярности вплоть до начала Первой мировой войны.

Развитие и рост популярности

С приходом нового мирового порядка и активным развитием экономики ценность ручной работы и ее роль в современном мире кардинально изменилась, а вязание крючком перекочевало в разряд персональных хобби и увлечений. Благодаря простоте освоения базовых приемов, а также неограниченным возможностям создания изделий оно стало одним из наиболее распространенных видов вязания с широкой сферой использования.

Инструкции к новой технике рукоделия и схемы по созданию отдельных предметов одежды и быта с каждым годом становились все более искусными, как и инструменты для вязания. Ведь первые крючки специальным инструментом трудно было назвать: это были очень примитивные по своей конструкции гнутые иглы, закрепленные для безопасности в пробковой ручке.

Конечно, крючки для вязания у «простолюдинок» и представительниц высшего света отличались кардинально. Бедные ирландки, к примеру, пользовались простыми железными и очень грубыми иглами, а «настоящие леди» — изготовленными из слоновой кости, серебра или вычурно украшенной стали, которые скорее были не инструментом, а украшением.

Только с середины 20 века производство специальных крючков для вязания позволило создать узкоспециализированный рынок инструментов для этого вида творчества.

Отечественная история

Отечественная история вязания крючком во многом похожа на общие тенденции в мире: впервые этот вид рукоделия завоевал сердца дам в 19 веке, когда уникальная и редкая техника постепенно набирала популярность, становясь конкуренткой классического ткачества и вышивки.

До 20 века главным направлением вязания крючком оставалось изготовление кружев, узоры для которых часто брались с мотивов вышивки крестом. Только с 20 века начало активно развиваться изготовление вязаной одежды, а постепенно — и разнообразных поделок, в том числе и вязаных игрушек, сувениров.

Введение

а) Актуальность работы.

Сейчас рукоделие для женщины стало приятным развлечением. Современные женщины не занимаются кройкой и вязанием, а покупают всё в магазине. Но каждая женщина понимает, что купленный свитер это одно, а связанный своими руками совсем другое.

Один из самых распространенных видов декоративно- прикладного искусства - вязание крючком. Вязание крючком просто и доступно каждому!

Вязание крючком позволяет уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и домашнем интерьере. Вязаные изделия наиболее долги даже среди моды и могут подолгу украшать интерьер и гардероб.

Моя цель связать крючком салфетку для мамы.

  • в) Задачи.
  • 1. Узнать всё о вязании крючком
  • 2. ТБ с вязанием крючком (Технологический этап)
  • 3. Вредно ли вязание крючком фауне (Экологическое образование)
  • 4. Реклама, эмблема

Историческая справка о вязании крючком

Давайте вспомним древнегреческий миф о Тезее и Ариадне. Тезей спас Ариадну от Минотавра - чудовища с головой быка и человеческим торсом. Чтобы герой не заблудился в лабиринте Минотавра, Ариадна дала ему клубок. Размотавшаяся нить указала обратный путь. Из этого мифа следует, что древние греки знали вязание. И шерстяная нить, подобно нити Ариадны, уводит нас сквозь лабиринт столетий в седую древность.

Вязание было известно и в Древнем Египте. На дошедших до нас памятниках искусства египтяне изображены в платьях. Причем платья облегают фигуру так тесно, что некоторые искусствоведы считают их вязаными.

В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-археологи, находка эта относится к 3000-ию до нашей эры.

V веке вязание хорошо развито на Востоке. И крючок выглядел, как ровная палочка. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Греции и Рима.

После крестовых походов на восток, где-то в IX веке, вязание крючком проникло в Европу.

В Европе мастерством вязания славились испанцы, шотландцы и французы. Национальному головному убору шотландцев - вязаному берету - уже несколько веков! Во Франции начало ручного вязания относится к XIII веку. Этим способом изготовляли шапки, береты, перчатки.

В 1589 году был изобретен первый вязальный станок. И казалось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение.

Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные своими руками. Особенно это относилось к вязанию крючком потому что, вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидно актуальностью. Начиная с XVI века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли по Европе, а в XIX веке это искусство стало поистине ювелирным.

Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевра. Так называемое ирландское кружево и по сей день в цене.

В России вязание крючком распространилось с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30-40-е годы ХХ века. До этого местные мастерицы увлекались вышивкой. Поэтому не случайно узоры для вязания были заимствованы именно у нее.

Крючки были самодельными, чаще всего из проволоки, заточенные с одного конца. Потом крючки появились в продаже. Нитки вначале тоже изготавливались в домашних условиях, льняные, и лишь позднее стали применять катушечные. Схемами узоров тогда не пользовались, а перевязывали их друг с друга. Основные, самые распространенные мотивы - различные геометрические фигуры, цветы.

Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.

Похожие публикации