Игры и занятия с малышом. Причины нарушения режима дня

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Ребенку 9 месяцев. Что он может уметь? Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки. Обычно физическое развитие позволяет ребенку в 9 месяцев садиться из положения лежа и ложиться из положения сидя. В этом возрасте малыш часто уже встает на колени, на ноги, держась за опору (поднимается из положения сидя) и даже подпрыгивает, держась за барьер. В 9 месяцев ребенок может стоять при поддержке за одну руку и переступать при поддержке за обе руки или под мышки, а также передвигаться приставным шагом, держась за опору. 9-месячный ребенок способен повторять движения за взрослым: поднимать, опускать руки, похлопывать.

Рост и вес ребенка в 9 месяцев данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 9 месяцев данные ВОЗ

Питание ребенка в 9 месяцев

Вскармливание преимущественно грудное. Все большее место в питании малыша занимает взрослая пища. В возрасте 9 месяцев также может появиться потребность в постоянном жевании, так как активно развиваются зубы и челюсти, и им требуется повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки и т.п.

Познавательное развитие ребенка в 9 месяцев

9-месячный ребенок с интересом рассматривает свое отражение в зеркале. Берет игрушку из рук взрослого, держит в кулачке, рассматривает (или облизывает). Подражая взрослому или самостоятельно размахивает, гремит, стучит игрушкой.

В 9 месяцев у ребенка появляется так называемый пинцетный захват: теперь он все чаще берет предмет не ладошкой, а двумя пальцами - большим и указательным. Совершенствуются действия с мелкими предметами: 9-месячный малыш вынимает (высыпает) их и снова вкладывает в емкость, а также открывает (снимает) крышечки. В возрасте 9 месяцев ребенок умеет действовать одновременно двумя игрушками, держа по игрушке в каждой руке.

Эмоционально-социальное развитие 9-месячного ребенка

Ребенку 9 месяцев - это расцвет предметной деятельности с игрушками и самое начало социальных контактов. В этом возрасте малыш уже проявляет особый интерес к некоторым игрушкам (отдает им предпочтение). Улыбается в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку). Радуется веселым играм со взрослым, плясовым движениям. Проявляет интерес к детям, их игре. У малыша в возрасте 9 месяцев (или чуть раньше или позже) появляется специфическое выражение лица в разных ситуациях: интерес, удовольствие, радость, внимание, обида.

Речевое развитие ребенка в 9 месяцев

Понимание речи:
Слыша свое имя, поворачивается, подползает. На вопрос: "Где то-то?" поворачивается и смотрит в сторону названного предмета (знакомого). По просьбе взрослого находит взглядом одну из трех игрушек, стоящих рядом. Берет (протягивает взрослому) названную несколько раз игрушку ("Дай то-то"). В 9 месяцев ребенок понимает слова: "ложись", "вставай", "брось", "на" и другие, знает назначение отдельных предметов: чашка, ложка, бутылочка, расческа. 9-месячный малыш может длительно прислушиваться к речи взрослого (не обращенной к нему), наблюдать за движениями губ взрослого.

Активное воспроизведение звуков речи:
Ребенок в 9 месяцев может повторять за взрослым слоги и звуки из своего лепета, а также подражать выразительным звукам (по-своему): "чихает", "фыркает", "гудит", "лает", "мяукает". В этом возрасте малыш громко лепечет в периоды бодрствования.

Бытовые навыки ребенка в 9 месяцев

Тянет руки к подносимой чашке, поддерживает чашку снизу двумя руками, направляет ко рту, пьет. Держит в руке ломтик хлеба, печенье, сушку, подносит ко рту, откусывает, обсасывает.

Меню девятимесячного крохи уже смело можно назвать достаточно разнообразным. Помимо смеси или материнского молока, он получает целый ряд дополнительных продуктов. Суточное потребление прикорма к этому моменту составляет порядка 1200 мл.

Ближе к годовалому возрасту, ребенок сможет кушать все блюда с общего стола при условии, что родители придерживаются принципов правильного питания. Однако на данном этапе взрослые все еще задаются вопросом: чем кормить своих малышей. Расскажем подробнее, каким должно быть питание ребенка в 9 месяцев.

Отказ от ночных кормлений

В 9 месяцев ребенок не должен просыпаться в темное время суток для приема пищи.

Большинство младенцев спокойно спит всю ночь и начинает громко требовать, чтоб ему дали покушать, едва открыв глаза с утра. Как правило, это происходит часов в 6-7.

Однако некоторые 9-месячные малыши еще просыпаются по ночам. В случае, если дитя ест с аппетитом в течение дня и стабильно прибавляет в весе, надо попытаться отучить его от кормлений по ночам. Прежде чем приступать к процессу, необходимо поинтересоваться у педиатра, сколько должен весить малыш в 9 месяцев, и сверить параметры своего крохи с нормальными показателями.

Нормы веса ребенка в 9 месяцев

Таблица норм веса, разработанная Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ)

Масса тела (вес) мальчиков (кг)

Как отучить ребенка от ночных кормлений

Если отклонений в весе малыша нет, то можно приступать к отучению от ночных кормлений.

Нередко причиной пристрастия младенца к ночным перекусам выступает неправильное поведение родителей. Многие мамочки, едва заслышав всхлипывания из кроватки бегут к своим детишкам с бутылочкой смеси или дают им грудь. Однако некоторые детки достаточно легко отказываются от ночных кормлений и, немного поворочавшись в кроватке, вновь засыпают.

Если же ребёнок требует молока громким плачем, следует взять его на ручки, немного покачать и предложить бутылочку с водой. Через некоторое время он вновь заснет. На протяжении первых ночей детки могут плакать по 20-30 минут, но этот период нужно просто перетерпеть. Если же кроха не успокаивается на протяжении длительного времени, значит, он, действительно, голоден. Возможно, ему не хватает дневного прикорма для полного насыщения. В этом случае необходимо пересмотреть рацион питания.

Оксана, мама девятимесячного Сергея: «Сынок отказался от ночных кормлений примерно в полгода с введением плотного прикорма. Мы находились на искусственном вскармливании, а начиная с шести месяцев, уже активно кушали кашки, пюре из овощей, творожок. В результате Сережа хорошо наедался за день, перед сном пил смесь и крепко спал с десяти вечера и до шести утра. Довольны были и мы, и он».

Режим питания 9-месячного ребенка

В девять месяцев объем съедаемого малышом грудного молока либо смеси постепенно сокращается. В идеале необходимо оставить только первое и последнее кормления. Все остальное- это прикорм. Конечно, допускается допаивать кроху смесью либо молочком после еды, но в минимальных количествах.

Правильный режим дня девятимесячного ребенка включает 5 кормлений.

В день девятимесячный карапуз жидкую пищу должен получать дважды и густую – трижды. Каши и пюре перевариваются на порядок дольше, чем молоко мамы или смеси, давая младенцу энергетический запас на длительный срок. Поэтому кормления осуществляются с интервалами в 4 часа. А если малыш проголодается спустя 2-3 часа после приема жидкой пищи, можно предложить ему печенье или немного фруктового пюре. Составить оптимальный режим питания крохи наряду с подходящим меню родителям поможет ориентировочная таблица на 1 день. Из нее также видно, сколько должен съедать в сутки девятимесячный младенец:

Расширение рациона питания

Рацион питания ребенка в 9 месяцев включает в себя немало полезных продуктов и напитков. Они обеспечивают организм младенца такими важнейшими пищевыми компонентами, как витамины, белки, углеводы, жиры, минеральные вещества. Растущему малышу уже недостаточно ферментов, содержащихся в привычных смесях и материнском молоке. Стоит отметить, что рацион питания младенцев, находящихся на естественном и искусственном вскармливании, является практически идентичным. Помимо молока, смесей, в него должны входить следующие компоненты:

  • разнообразные компоты;
  • соки;
  • пюре из фруктов, овощей;
  • мясные пюре;
  • каши из разных круп;
  • желток куриного яйца;
  • свежий творог;
  • нежирный кефир;
  • хлеб;
  • печенье.



Введение новых продуктов прикорма

Если какие-либо из этих наименований до сих пор не знакомы малышу, рекомендуется постепенно добавлять их. Вводить прикорм надо не торопясь, начинать с минимальных порций, внимательно следя за тем, как реагирует ребенок. При отсутствии аллергии, можно понемногу увеличивать объемы продукта.

Новый прикорм следует вводить с интервалом в 5-7 дней.

Мясо

Девятимесячные дети должны регулярно употреблять в пищу мясо, отваренное и измельченное: индейку, кролика, говядину, телятину. Также к разряду рекомендуемых наименований относятся курятина, говяжья или кроличья печень, язык и сердце. Благодаря обилию железа и витаминов, данные субпродукты особенно показаны младенцам с низким уровнем гемоглобина в крови.

Куда лучше сделать фарш собственноручно в домашних условиях. А вот детское магазинное питание (пюре, растворимые каши) вполне допустимо, но лучше прибегать к нему в особых случаях. Баночные пюре станут незаменимы при длительных прогулках и походах в гости, а также в холодное время года, когда приобрести качественные свежие овощи и фрукты становится весьма проблематично.

Рыба

Помимо всего вышеупомянутого, в рационе должна присутствовать белая рыба с малым содержанием жира. Это может быть камбала, хек, треска или судак. Частота потребления ребенком рыбы - раз в неделю, она заменит один мясной обед. Для начала ее следует просто отваривать и подавать его малышу вместе с овощным гарниром. После привыкания ко вкусу нового продукта можно начинать готовить из него котлеты и фрикадельки.

Масло

Особое внимание следует уделить присутствию в рационе масел растительного и животного происхождения. Они выступают настоящим кладезем минеральных веществ, витаминов, жирных кислот и белков, необходимых для гармоничного развития младенца.

К полезным растительным маслам относятся: оливковое, льняное, кукурузное и кунжутное.

Сливочное масло следует добавлять в крупяные каши, растительное по вкусу хорошо сочетается с овощными пюре: 5 г на 1 порцию достаточно.



Кисломолочные продукты

Мамы крох, находящихся на грудном вскармливании, зачастую довольно неохотно вводят в рацион питания малышей кисломолочные продукты. Однако 9 месяцев - подходящий период для знакомства с кефиром и творогом.

Суточный объем творога для ребенка в 9 месяцев не должен превышать 40-50 граммов. Кефир стоит вводить с 20-30 мл, постепенно увеличивая порцию до 100-200 мл. Его обычно предлагают крохе на ужин, используя в качестве дополнения к 18-часовому кормлению.

Доктор Комаровский, детский врач высшей категории: «Для среднестатистической мамы оптимальное количество продукта равно тому, сколько готов с аппетитом съесть ее ребенок. Почему врачи так боятся рекомендовать кефир? Потому что в нем довольно большая концентрация белка, как впрочем, и в твороге. Организм ребенка первого года жизни не в состоянии расщепить такое количество белка. Отсюда возникает избыточная нагрузка на почки. Поэтому кефир и творог являются продуктами однократного употребления для детей в возрасте до трех лет. Давать их нужно один раз в день в строго ограниченных количествах».

Коровье молоко

Цельного коровье молоко на данном этапе жизни несет более вреда, нежели приносит пользы.

В продукте содержится слишком много белка, немалое количество кальция, перегружающих почки. Максимальная порция молока для девятимесячного крохи составляет 150 мл. Лучше использовать его для приготовления каш, немного разбавив водой, чем предлагать младенцу в чистом виде. Для детского питания рекомендуется приобретать пастеризованное молоко в упаковке.

Таблица ВОЗ по введению прикорма

Таблица ВОЗ по введению прикорма предполагает присутствие дополнительных продуктов в рационе младенца уже с трех месяцев. Однако современные педиатры настоятельно рекомендуют кормить детей только материнским молоком вплоть до шестимесячного возраста. Поэтому приведем таблицу исключительно в ознакомительных целях:

Наименование продуктов и блюд 3 мес 4 мес 5 мес 6 мес 7 мес 8 мес 9-12 мес Примечание
Фруктовые соки, мл 5-30 40-50 50-60 60 70 80 90-100 с 3 мес.
Фруктовое пюре, мл* 5-30 40-50 50-60 60 70 80 90-100 с 3,5 мес.
Творог, г 10-30 40 40 40 50 с 5 мес.
Желток, шт. 0,25 0,5 0,5 0,5 с 6 мес.
Овощное пюре, г* 10-100 150 150 170 180 200 с 4,5-5,5 мес.
Молочная каша, г 50-100 150 150 180 200 с 5,5-6,5 мес.
Мясное пюре, г* 5-30 50 60-70 с 7 мес.
Рыбное пюре, г* 5-30 30-60 с 8 мес.
Кефир и другие кисломолочные продукты, мл 200 200 400-500 с 7,5-8 мес.
Хлеб (пшен., высш. роста), г 200 200 400-500 с 7,5-8 мес.
Сухари, печенье, г 3,5 5 5 10-15 с 6 мес.
Растительное масло (подсолнечное, кукурузное), г** 1-3 3 3 5 5 6 с 4,5 - 5мес.
Сливочное масло, г** 1-4 4 4 5 6 с 5 мес.
Цельное молоко, мл 100** 200** 200** 200** 200** 200** с 4 мес.

* пюре вводится через 2 недели после введения сока
** для приготовления блюд прикорма (овощное пюре, каши и пр.)

Консистенция пищи

Родителям необходимо постепенно приучать девятимесячного кроху к приему густой пищи, ведь младенец переходит на новую ступень своего развития. У него появляется больше зубов, которые он вполне способен использовать по назначению. Изменение консистенции блюд благотворным образом сказывается на процессе развития пищеварительной системы малыша, давая ей дополнительную стимуляцию.

Если своевременно не ввести в прикорм твердые продукты, по достижении годовалого возраста ребенок может вовсе отказаться от них.

Поэтому гомогенизированные блюда должны постепенно заменяться размятыми. Не стоит измельчать картофель и рыбу в блендере до пюреобразного состояния, смешивая их между собой. Куда лучше выложить хорошо отваренные продукты на тарелку по отдельности и слегка размять их вилкой.

Не исключено, что на первых порах попадающиеся в блюде сравнительно крупные кусочки будут вызывать у младенца рвотный рефлекс, но со временем это пройдет. Как показывает практика, девятимесячные карапузы охотно тянут в ротик частички не перемолотой еды и стараются прожевать их. Поэтому стоит время от времени угощать малыша кусочком хлеба, яблока, груши или галетным печеньем. Мясо на данном этапе все еще рекомендуется тщательно измельчать.

Маргарита, мама полуторагодовалой Софии: «У моей малышки поздно полезли зубы. Сейчас у нее их всего восемь. До настоящего момента всю детскую еду я перемалывала в блендере, переживая, что дочка не сможет ее прожевать. И лишь сейчас, по совету педиатра, стала пробовать давать ей размятую вилкой пищу. Малышка морщится, давится, появляются рвотные позывы. Видимо, мы слишком затянули с введением твердой пищи. Дочка попросту отказывается воспринимать ее, хотя с удовольствием грызет яблоко и печенье. А вот мясо, котлеты, овощи жевать категорически отказывается. Я уже спрятала блендер в дальний угол шкафа и запаслась терпением. Надеюсь, вскоре дочка привыкнет к более густой консистенции блюд».

Приблизительное меню малыша

Меню ребенка в 9 месяцев должно включать в себя лишь свежеприготовленные блюда.

Приготовленную, но не съеденную пищу нельзя хранить и потом разогревать повторно. Подсаливать и добавлять в них сахар на данном этапе тоже не рекомендуется. Лучшей маминой помощницей на кухне станет пароварка. Да и многие современные мультиварки обладают функцией приготовления блюд на пару. При отсутствии этих устройств следует тушить или отваривать продукты в небольшом количестве воды под закрытой крышкой. Что же касается меню крохи, то оно может состоять из множества разнообразных позиций, которые необходимо изо дня в день чередовать между собой. Распишем подробнее каждый прием пищи:



Первый завтрак (6:00)

Состоит из грудного молока, детской смеси или кефира в объеме 180-200 мл. Если малыш находится на естественном вскармливании, то с утра ему необходимо давать только грудь, а не ее заменители. Это поспособствует сохранению лактации у матери.

Второй завтрак (10:00)

Гречневая, овсяная, кукурузная, рисовая каши обязательно должны входить в ежедневный рацион питания ребенка в 9 месяцев. Чередуя их между собой, можно обеспечить малыша вкусной и разнообразной пищей. Поскольку гречневая крупа является самой полезной для крохи, рекомендуется варить из нее каши не реже трех раз в неделю. Рисовая же каша способна вызывать расстройство стула у младенцев. В этом случае необходимо исключить ее из меню крохи, сделав упор на овсянку.

Обед (14:00)

Полезные овощные пюре из кабачка или цветной капусты с паровыми мясными котлетками оптимально подходят для дневной трапезы. Альтернативой ему также может стать суп на овощном бульоне из перетертого мяса и овощей. По вкусу приходится малышам и суп с фрикадельками. Напомним, что раз в неделю на обед ребенку необходимо давать рыбу.

Ранний ужин (18:00)

Ближе к вечеру не стоит организовывать малышу слишком сытную трапезу.

Ведь это может не лучшим образом отразиться на качестве его ночного сна. Поэтому каша и мясные блюда не подходят для ужина. Куда лучше дать ребенку фруктовое пюре, творог или кефир.

Поздний ужин (22:00)

После привычных гигиенических процедур и массажа кроха мерно сосет материнскую грудь или смесь из бутылочки, потом отправляется спать до утра.

Многие родители, планируя рацион малыша, стараются ежедневно следовать заранее составленному меню на неделю. Таблица, приведенная ниже, поможет обеспечивать кроху не только вкусной, но и разнообразной пищей. Возможна замена молока детской смесью, кефиром.

Время 1 день 2 день 3 день 4 день 5 день 6 день 7 день
7-8 часов утра - ранний завтрак Грудное молоко или 1 стакан (200 г.) коровьева молока, сухарик, печенье
10 часов утра - перекус Фруктовый сок (30 г.) или сырое тертое яблоко (50 г.)
11 часов утра - завтрак Манная каша -150г, кисель - 100г Каша рисовая протертая - 150г, кисель - 100г Каша манная с сухарями - 150г, кисель- 100г Каша пшенная протертая - 150г, кисель -100г Каша манная с яблоками - 150г, кисель - 100г Каша гречневая протертая - 150г, пюре из яблок -50г Каша овсяная протертая - 150г, компот протертый - 100г
2 часа дня - обед Овощное пюре 100-150г, кисель 50-100г Картофельное пюре с печенкой или мясом -150г, кисель\ сок -100г Молотое мясо -30г с картофельным пюре - 100г, пюре из абрикоса - 50г Картофельное пюре на бульоне, заправленное желтками - 150г, кисель - 100г Овощное пюре с мясом 150г, пюре из яблок - 50г Бульон с протертым мясом, курицей -100г, картофельное пюре -100г, печеное яблоко - 50г Пуддинг мясной - 40г с картофельным пюре - 100г, кисель -100г
6 часов вечера - ужин Каша - 200г или яблочный мусс(на манной крупе или на сухарях) или пудинг
9-10 часов вечера - поздний ужин Грудное молоко или 1 стакан(200 г) коровьего молока с 5% сахара

Рецепты

С некоторыми рецептами, которые пригодятся мамочкам, можно ознакомиться ниже.

Каши из манной крупы

Манная каша с сухарями

Сварить жиденькую манную кашу(без масла).
Растопить 6 г сливочного масла. Смешать с 2 ч.л. толченой и просеянной сухарной муки, соединив с кашей, всыпая постепенно,постоянно помешивая.

Манная каша с фруктовым пюре

Сварить жидкую манную кашу. Приготовить фруктовое пюре из яблока, из 35 г сухих фруктов или из 50 г свежих фруктов, которые предварительно промыть и потушить в небольшом количестве воды под крышкой. После чего протереть сквозь сито или в блендере. Полученное пюре уварить до густоты с 1 ст.л. сахара. Готовое пюре остудить и размешать с кашей.

Другие виды каш

Масляно- мучная каша(каша Моро)

Распустить в кастрюле 10г масла, добавить 2 ч.л. просеянной муки, постепенно влить 1 стакан молока, размешивая, довести до кипения. Добавить чуть сахара. Варить около 10 минут, постоянно помешивая.

Протертая рисовая каша

3 ч. л. риса промыть залить 1 стаканом кипятка и варить до готовности, пока рис не станет мягким. Разваренный рис протереть через сито до однородной массы, затем размешать с вскипяченным молоком(10 г). Добавить чуть сахара и соли, поставить на плиту, помешивая доводить до кипения несколько раз, чтобы каша загустела. В готовое блюдо добавить 6 г сливочного масла.

Овсяная каша

2 ст.л. овсянки промыть до чистой воды. Залить 1 стаканом кипятка, варить до готовности, пока крупа не станет мягкой. Протереть сквозь сито, развести горячим молоком (3/4 стакана) – постепенно, чтобы не было комков, снова протереть, добавить чуть сахара, проварив еще 5 минут.

Пшенная каша

2 ст.л. пшена перебрать, промыть до чистой воды. Залить 1 стаканом кипятка, варить до готовности, пока крупа не станет мягкой. Протереть сквозь сито, постепенно развести горячим молоком (1/2 стакана), чтобы не было комков, добавить чуть сахара, проварив еще 5 минут. В готовое блюдо добавить ½ ч.л. сливочного масла.



Гречневая каша

Варится так же, как и пшенная.

Овощные пюре

Морковное пюре

200 г моркови (2 шт.) промыть, очистить, нашинковать на терке, поместить в кастрюлю, на дно которой налить немного воды, тушить под крышкой в собственном соку. Следить, чтобы не пригорело, при необходимости добавить воду. Время приготовления 30-40 минут. Горячую морковь протереть сквозь сито, заправить 2 ст. л. жидкой манной каши, довести до пара на плите. В готовое блюдо добавить ½ ч. л. сливочного масла.

Картофельное пюре

Сварить на пару или испечь в духовке 250 г картофеля. Очистить, измельчить до состояния пюре. Переложить в кастрюлю, добавить 100 г горячего молока, соль, ½ ч.л. сливочного масла, взбить. Готовое пюре следует подавать сразу после приготовления.

Пюре из разных овощей

Овощи брать молодые и свежие. Морковь, брюкву, капусту вымыть, очистить, нашинковать на терке. Тушить под крышкой на медленном огне, добавив небольшое количество горячей воды. Картофель промыть, очистить, нарезать крупными кусками, прибавить в овощи, когда они утушатся до половины готовности. Через пол часа перетереть сквозь сито горячими. Добавить горячего молока, соль, ½ ч.л. сливочного масла, все взбить.


Заключение

Таким образом, меню девятимесячного крохи должно состоять из полезных и разнообразных блюд. Мясо, а также рыба, различные пюре, фруктовые и овощные, кисломолочные продукты, каши – все это необходимо включать в рацион малыша. Также нельзя пренебрегать молоком матери и смесями, которые оптимально подойдут для первого и последнего приемов пищи. В таком возрасте следует переводить младенца на пятиразовое питание с интервалами в 4 часа. От ночных кормлений рекомендуется отказаться.

К 9 месяцам малыш не только уверенно садится, но и из положения сидя может самостоятельно лечь. Хорошо встает, держась за мебель или окружающие предметы, стоит, опять садится. Ходит, придерживаясь одной рукой за барьер манежа или хватаясь за подходящие для захвата части окружающей мебели. Такую ходьбу можно наблюдать у половины детей в возрасте 9,5 месяца. Рукой держится за предмет, а не опирается на нее. Идет вполоборота приставным или чередующимся шагом. Если мебель, служащая опорой, вдруг прерывается, а следующая, удобная для захвата деталь мебели находится на расстоянии 30–40 см, то ребенок перемещается от опоры до опоры приставными шагами. При этом одной рукой держится за предыдущую опору, а другой хватается за новый предмет.

Уверенно ходит при поддержке взрослого за обе руки.

Некоторые здоровые дети не спешат переходить в вертикальное положение. В этом случае в данном возрасте они хорошо ползают,подтягиваясь вперед руками, и осваивают передвижение на четвереньках, хотя еще не могут отрывать от пола живот.

Психическое развитие

Ребенок любит рассматривать фотографии и находить знакомые лица. Если он видит фотографию матери, то радостно смеется и трогает ее.

Мелкая моторика и игра. Начинает брать маленькие предметы преимущественно большим и указательным пальцами – захват «пинцетом». (Вспомним, что ранее малыш делал это кистью с равномерным использованием всех пальцев.) Пальцы не согнуты возле подушечек, а пока еще неудобно вытянуты (рис. 28). Благодаря этому пинцетообразному захвату ребенок может даже поломать хрупкие предметы. По сравнению с этапами «7 месяцев» и «8 месяцев» малыш может аккуратнее разрывать небольшие листы бумаги на еще более мелкие кусочки. Таким образом, с 8‑10 месяцев у ребенка интенсивно работает не только большой палец руки, но и указательный. Дети начинают выполнять и другие более тонкие движения. Чтобы развить моторику пальцев, малышу дают коробочки, которые открываются сбоку, сверху, путем проталкивания. Коробочки могут быть разной формы: круглые, квадратные, продолговатые, треугольные. Ребенок самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те коробочки, к которым крышки прикреплены, т. е. зафиксированы. Ребенок кладет предметы в коробку, затем вновь их оттуда вынимает. Может пальцем проковырять дырочку в стенке картонной коробки. Малышу остаются интересными и игрушки с подвижными деталями, например с колесами или рычажками.

Действия с игрушками и различными предметами, описанные в предыдущем этапе, ребенок выполняет с большей активностью и самостоятельностью.

Держа по кубику в каждой руке, иногда ударяет или постукивает ими друг о друга по несколько раз.

Купить игрушки. Кроме кубиков, которые у ребенка должны быть уже с 5 месяцев, ему необходимы пирамидки и различные геометрические фигуры, а также корзинки, коробочки и прочие пластиковые или деревянные предметы, годные для всевозможных нанизываний, сопоставлений, вставлений, погружений и прочих конструкторских действий для развития координации тонких движений. Первую пирамидку ребенку купите покрупнее. Безопасный (т. е. тупой и толстый) стержень пирамидки должен быть зафиксирован на широкой базовой части. На первой пирамидке достаточно иметь 2‑3‑4 крупных кольца или фигурных секций, которые свободно нанизываются на стержень. Не забудьте и о таком важном предмете, как надувной шар, ведь интересная траектория его полета надолго заинтересует ребенка.

Однако не спешите давать ребенку дорогостоящие игрушки, которые он не может ни разобрать, ни собрать. Постарайтесь учесть, что ваш юный отпрыск еще не умеет играть с образными игрушками: куклами, машинами и т. п. Дитя не выстраивает сюжет, например «кукла кушает» или «мишка купается». Малыш осваивает их физически, накапливая практический опыт действий с предметами. Ребенка увлекает сам процесс воздействия предметом на предмет. Поэтому не удивляйтесь тому, что малыш безжалостно отрывает колеса у дорогого самосвала, разбирает по частям сверкающий вездеход или возит по полу куклу за ногу, наблюдая, как хлопают ее глазки. Ему хочется все разобрать на части, потому что именно так малыш познает зависимости формы, величины, массы, а также изменения, связанные с положением предметов в пространстве. Рассчитывать же на сюжетную игру крохи пока еще слишком рано. Если вы хотите, чтобы ребенок в возрасте 9‑12 месяцев не разбрасывал игрушки, не ломал их, а самостоятельно играл, необходимо в этот момент окружить его игрушками, действиям с которыми его обучали. Большую ошибку допускают родители, которые вываливают около ребенка все его игрушки.

Очень важно правильно организовывать активное бодрствование ребенка: удобно одеть, предоставить ему место для игры, обеспечить игрушками. Отвлекают от игры и утомляют малыша шум, громкий разговор, громкая музыка, резкие звуки. Только в тихой обстановке малыш слышит речь взрослых, слышит сам себя, свои звуки. Отрицательно влияет на поведение, быстро утомляет и нарушает игру недостаточное освещение, полумрак или, наоборот, слишком яркий свет. Ребенок остается бездеятельным, вялым, если бодрствует в душном, слишком теплом помещении. Также вредно и для активности ребенка, и для его здорового сна пребывание во время бодрствования в спальной одежде, особенно в постели. Необходимо разделять обстановку сна и активного бодрствования.

Понимание речи. Если вы обучили ребенка (см. этап «8 месяцев»), то он уже освоил заученные движения. Например, помахать ручкой («до свидания»), дать ручку («здравствуй») или игру вроде «ладушек‑ладушек». Ребенок уже должен понимать значение этих ваших слов. Поэтому для выполнения хорошо заученного движения должно быть достаточно словесного выражения вашей просьбы, без вашей подсказки в виде жестов.

Малыш начинает выполнять и другие простые команды, например «Дай маме ложку». Однако в начале обучения такая инструкция ребенком выполняется только в том случае, когда ребенок в это время смотрит на ложку, а также если мама подкрепляет свою просьбу жестом: показывает на ложку протянутой рукой. Нужно еще два‑три месяца, чтобы ребенок быстро научился усваивать и запоминать значение слов, то есть по‑настоящему понимать речь.

Иногда малыш сам активно использует заученные движения в виде жестов – машет рукой «До свидания!» в ответ на прощание взрослого. Таким образом, параллельно с развитием речи развивается и совершенствуется общение с использованием жестов.

Быстро реагирует на свое имя. На чужое имя не отзывается или ищет взглядом, кого же назвали.

На вопрос «Где?»: «Где мишка?», «Где лампа?» может найти названный объект. В отличие от предыдущих этапов, когда малыш мог найти только тот предмет, который всегда находился в определенном месте, теперь он может обнаружить его даже на непостоянном месте. Если предмет хорошо знаком ребенку, может найти его не только взглядом. Например, в ответ на вопрос «Где мишка?» малыш может вытащить игрушечного медведя из множества других игрушек и дать его вам.

Появляются первые признаки понимания запрета. В целом запрет игнорируется, но определенная реакция торможения при слове «нет» или «нельзя» наблюдается. Ребенок останавливается на секунду, а затем снова возвращается к своему занятию. Ради блага ребенка в опасных ситуациях необходимо громко и строго говорить: «Нельзя!» Запрет нужно подтверждать мимикой (хмурое выражение лица) и жестами (сердито качать головой, указательным пальцем). Если ребенок продолжает опасно шалить, то необходимо перенести его на другое место, забрать у него опасный предмет и т. д. Необходимо определить всеми членами семьи, что разрешено ребенку, а что запрещается. Все родители и близкие должны согласовать между собой, когда говорить «Нельзя!» и когда «Да, можно!». Если вы уже обучали ребенка «речи животных» (см. этап «8 месяцев»), то при прогулке на улице укажите на собаку и спросите: «Как гавкает собака?» Ребенок ответит: «Ав‑ав». Если сразу не ответит, то подскажите ребенку: «Ав‑ав», – а затем опять переспросите его. Аналогично при показе на картинке знакомой ребенку коровы спросите: «Как мычит коровка?» Ребенок уже может пальцем тыкать в коровку и гордо отвечать: «Му‑у».

Речевое развитие

Лепет остается основной речью ребенка, которой он активно выражает свои потребности и эмоции.

Но в этом возрасте малыш должен уметь повторять за вами известные ему слоги. Если он испытывает трудности, потренируйте его. Для этого сядьте напротив ребенка, эмоционально обращайтесь к нему по имени. Четко, раздельно, с небольшими паузами произносите слоги, которые ребенок ранее сам произносил. Ребенок подражает отдельным звукам и общей интонации вашей речи.

Некоторые дети могут повторять за взрослым новые, ранее не произносимые им слоги. При этом ребенок, слушая взрослого, внимательно следит за движениями его губ.

Из знакомых слогов «ма», «ба», «па» и других формируются первые лепетные слова из двух одинаковых слогов: «ма‑ма», «ба‑ба», «папа». Однако малыш адресует их всем, а не только конкретным родителям. Чтобы ускорить правильное использование этих слов, можно применить упражнение.

Игра‑упражнение

    Когда ребенок говорит «ба‑ба‑ба» или «па‑па», то, повторяя за ним «ба‑ба» или «па‑па», показывайте на бабушку или папу и спрашивайте: «Где баба?» или «Где папа?» Если ребенок смотрит на того, кто ему назван, то радуйтесь вместе с ним, хлопайте в ладоши, поцелуйте его и т. д. Если ребенок еще не произносит этих слов, то можно вступать с ним в перекличку во время его лепета (см. этап «7 месяцев») и пытаться вызывать у него подражание с произнесением этих первых лепетных слов («ма‑ма», «ба‑ба», «па‑па»). Слоги и слова надо произносить медленно и четко.

Первыми словами ребенка, кроме обозначения близких людей, скорее всего, не будут те, что обозначают требования (типа «дай»). Чаще дети начинают произносить слова, которыми мама сопровождает привычные действия. Начиная с 9 месяцев речевое развитие разных детей начинает все больше и больше отличаться. Одни долго и много лепечут, но слова появляются только после 12 месяцев. У других детей слова появляются уже в 10–11 месяцев. Но перед ранним появлением первых слов у таких детей нередко отмечается недолгий период относительного молчания – ребенок лепечет меньше и менее разнообразно, однако этот лепет все больше напоминает слова.

Внимание! Раннее уменьшение лепета (еще с 7–8 месяцев), с почти полным молчанием и отсутствием появления первых слов к 11–12 месяцам, может быть признаком патологии речевого центра и требует обращения к неврологу и логопеду, специализирующемуся по доречевому развитию.

Смотрите так же:

Razvitie_rebenka_v_9_mesjacev.txt · Последние изменения: 2012/11/14 11:24 (внешнее изменение)

Что умеет ребенок в 9 месяцев?

Ребенок в 9 месяцев все время повторяет слоги, перебирая гласные и согласные, аукает, вскрикивает, временами заливается смехом. И на своем собственном языке комментирует происходящее вокруг. Некоторые младенцы «привязывают» слоги к маме с папой (ма-ма-ма-ам) и к любимым игрушкам (зя-зя-зя – зайчик и т.п.).

Эмоции ребенка с каждым днем все богаче. Чаще всего кроха удивлен или рад, чем-то заинтересован, но временами не скрывает гнев, отвращение, печаль, страх. Он может быть плаксивым, обиженным, боязливым, особенно, если мама постоянно на взводе, а, в общем, уравновешен, спокоен и доставляет минимум хлопот.

Малыш ярко проявляет недовольство, направленное на ваши конкретные действия: например, карапузу может не нравиться, когда вы вытираете ему носик или стрижете ногти. Он будет отворачиваться, отталкивать вашу руку, протестующе мычать и вертеть головой.

Не игнорируйте эти «уловки» и не ругайте за них сына или дочку. Задумайтесь: возможно, что-то в ваших действиях причиняет крохе боль, и это следует исправить. Если же действие необходимо продолжать, примите негативные эмоции любимого чада, скажите, что понимаете, что ему больно, неприятно, что он не хочет, но ничего не поделаешь – надо.

Кстати, обращайте особое внимание на действительную необходимость манипуляций, особенно медицинских, вызывающих у малыша негативную реакцию. Например, укрепляющий массаж вы можете делать сами (при отсутствии у ребенка серьезного заболевания), если карапуз не нашел «общего языка» с медсестрой. Как показывает практика, негативные эмоции зачастую сводят на «нет» всю пользу от таких манипуляций.

Не оставляйте без внимания просьбы малыша, особенно когда он плачет. Оторвитесь от телефонного разговора, возьмите ребенка на руки, поцелуйте, обнимите, успокойте, а затем продолжите беседу.

Запоминаем и повторяем

Теперь ребенок внимательно следит за вашими действиями, запоминает их, может достать вещь, спрятанную на его глазах в карман. Хорошо помнит, где вы носите интересные для него предметы, и пытается их достать. Например, зная, что у бабушки на шее висит интересный медальон, будет карабкаться к ней на колени и тянуть за цепочку. Или полезет в карман папиного пиджака за мобильником…

Малыш с удовольствием будет рвать и мять бумагу. Выделите ему старые газеты или журналы, попутно объяснив, что книги рвать ни в коем случае нельзя. Чтобы это не получилось «нечаянно», давайте крохе для самостоятельной игры и «чтения» только толстые картонные книги. Тонкие страницы он не сможет переворачивать сам и порвет просто потому, что пальцы еще недостаточно послушны.

Для тренировки пальчиков, предложите ребенку пересыпать орехи, пуговицы, камушки, фасоль, постепенно переходя на более мелкие предметы. Учите пересыпать не только пальчиками, но и разными ложками, маленьким совочком.

Покажите крохе, как переливать воду из одного пластикового стаканчика в другой, зачерпывать воду ложкой из миски и наливать в чашечку. Все это будет развивать мелкую моторику и сослужит прекрасную службу в плане обучения самостоятельной еде.

В 9 месяцев ребенок уже может начинать учиться одеваться. Точнее, раздеваться. Научите его стаскивать носочек, снимать шапочку, вынимать руку из рукава расстегнутой кофточки или курточки. Просите протягивать вам нужную ручку или ножку, подставлять голову, сжимать ручку в кулачок, когда просовывает ее в рукав. Чем раньше вы научите этому малыша, тем легче ему будет в дальнейшем овладевать навыками самообслуживания.

Стоя или сидя в ванной, кроха может мыть личико и ручки. Девочки часто повторяют «подмывающие» движения мамы – похвалите юную чистюлю! Старайтесь, чтобы малыш «наравне со всеми» участвовал в делах семьи, чаще оказывался за общим столом – на вашем примере он будет учиться себя вести, общаться с другими людьми.

Знакомство с телом

Помогите крохе познакомиться со своим телом! Именно на это направлены приведенные ниже игры. Не забывайте, что от родителей малыш учится, как надо относиться к своему телу, его потребностям, позывам, сигналам. Если ребенка приучают уважать свое тело, слушать его, этот навык остается на всю жизнь.

Если же родители в угоду своим нуждам, страхам или привычкам дают малышу понять, что его тело «глупое» и «неправильное» (посредством насильственного кормления, навязывания своего ритма и распорядка дня, несвоевременными высаживаниями на горшок, купаниями , запретами на активное движение и т.п.), ребенка ожидают сложности в построении дальнейших гармоничных отношений с самим собой.

Играя с малышом, важно, чтобы ему было интересно. Основное условие формирования этого интереса – эмоциональная вовлеченность мамы, ей должно быть смешно и весело. Ведь игра – не нудная обязанность!

Дарики-комарики
  • Дарики-дарики,
  • Ай да комарики! (хлопаем в ладоши),
  • ЗЗЗЗЗ (логопедическое проговаривание звука З!)
  • Вились-вились, (пальчики сложены в щепотки, производим круговые движения кистями)
  • Крошке в носик (можно называть любые части тела)
  • Вдруг вцепились.

Когда малыш подрос и научился хорошо бегать – особенно если он непоседа – эту игру можно превратить в салки-догонялки: комарики догоняют и кусают ребенка.

Хлопотушки
  • Хлопотушки - хлопотушки, (хлопаем в ладоши)
  • Закрывай скорее ушки (глазки, щечки, коленки и другие части тела, которые вы сейчас «учите») – закрываем уши ладошками.

Пока ребенок маленький, не стоит называть больше 3-4 за одну игру. Если малыш хочет продолжения игры, повторяйте те же самые, но в другой последовательности. А в другой раз прибавьте еще что-то одно.

Игра-будилка (засыпалка) на знакомство с частями лица и головы
  • С добрым утром глазки,
  • Вы проснулись?
  • С добрым утром носик,
  • Ты проснулся? – и далее все части, которые вы «учите».
  • С добрым утром, (имя ребенка)
  • Ты проснулся!
  • Доброй ночи, глазки,
  • Засыпайте! и т.д.
  • Доброй ночи, (имя ребенка)
  • Засыпай-ка!

Лепим и рисуем

С 9 месяцев можно начинать игры, которые затем перейдут в лепку, аппликацию, рисование. Покажите малышу, как можно возить мелками или фломастерами по большому листу бумаги. Окуная пальчики ребенка в специальные нетоксичные краски, дайте крохе возможность размазывать из по листу, куску ткани или собственному телу (если вы беспокоитесь за чистоту своего дома, играйте с красками в ванной – и с кафеля, и с самого художника их можно будет сразу смыть теплым душем).

Сделайте лепешку из любого теста или глины и, посадив карапуза себе на колени, втыкайте в нее фигурные макаронины, фасоль, орешки, камешки: малыш будет с удовольствием их выковыривать. Отвинчивать крышки, складывать в кастрюльку порезанные для супа овощи, поднимать с пола и складывать на стульчик или в специальную коробочку спички, зубочистки или фасолины, перебирать крупные пуговицы, бросать в корзиночку грецкие орехи или ватные шарики – все эти занятия прекрасно развивают пальчики и очень увлекают малышей, особенно если мама подает пример.

Ребенок 9 месяцев от роду уже обладает необходимой мышечной силой для того, чтобы стать «человеком прямоходящим». В данный период он начинает учиться самостоятельно вставать без помощи опоры. Пока еще ребенок 9 месяцев не готов сделать первый самостоятельный шаг, поэтому, постояв немного, шлепается обратно на пол.

Развитие ребенка 9 месяцев: пальчиковые игры

Наступает самое время у ребенка. Маленькие пальчики достаточно любопытны для того, чтобы залезать во всевозможные дырочки и щелочки, но они пока плохо слушаются малыша. Когда он хочет посмотреть книжку с тонкими страницами, его ручки, пытаясь перевернуть листы, рвут их. Чтобы избежать таких катастроф, стоит давать «почитать» ребенку специальные книги для самых маленьких, которые сделаны из толстого картона.

Развитие мелкой моторики ручек ребенка 9 месяцев можно начать с простейших занятий, например, сыграть с ним в игру «Собери орешки». На игровом ковре рассыпать десяток грецких орехов и попросить ребенка помочь их собрать в мешочек. Орехи можно заменить более мелкими предметами: пуговицами или фасолью, но в этом случае придется внимательно следить за тем, чтобы ни один из предметов не попал в маленький ротик.

Летом на улице игровые занятия по развитию моторики будут еще интереснее, ведь существует такая замечательная вещь, как песок. Набор формочек и совочек прекрасно подойдут для игр на улице. Занятия в песочнице будут благоприятно воздействовать на развитие ребенка 9 месяцев.

Развиваемся вместе с мамой

В помещении можно проводить развивающие игры с водой. Ребенок 9 месяцев будет в восторге, переливая теплую водичку из одной мисочки в другую. Во время купания тоже можно немного поиграть с малышом (если он не боится воды) или научить его мыть свои ручки.

Ребенок в 9 месяцев уже знает многие части тела, те о которых мама чаще всего ему рассказывает: носик, глазки, ротик, ушки, ручки, ножки. При этом он понимает, что они есть не только у него, но и у мамы, и очень любит ей их показывать. Рассматривая и трогая маму, чадо иногда находит очень интересные вещи: сережки, часы, цепочку. Он запоминает их местоположение и, оказавшись на руках в следующий раз, пытается отыскать.

Развитие памяти позволяет малышу успешно запоминать и последовательность действий в пестушках и потешках. Он с удовольствием хлопает в ладоши, закрывает ручками глазки и топает ножками в нужные моменты. А может и «подпевать» маме, лепеча милый набор слогов.

Занять малыша полезным делом, совершенствующим развитие ребенка 9 месяцев, не сложно. Ему доставит удовольствие возможность рвать и мять бумагу (желательно не газету) и рисовать, окуная ручки в краску.

Общение с мамой для малыша является прекрасной школой жизни. Именно у родителей ребенок перенимает стиль поведения, привычки, постигает основные правила. Он получает бесценные уроки, усвоение которых напрямую влияет на развитие ребенка 9 месяцев.
Посмотрите что должен уметь ребенок в 9 месяцев

Посмотрите видео про комплекс упражнений в 9 месяцев

Похожие публикации