Дидактическая игра угадай эмоцию. Картотека игр для развития эмоциональной сферы у дошкольников старшей группы

Упражнение «Волшебный мешочек»

Цель: учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное настроение детей; обогащение словарного запаса.

Материал: мешочек, картинки с изображением различных оттенков настроений.

Ход упражнения: в мешочек волшебнику предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев. Воспитатель предлагает детям обсудить их собственное настроение.

Упражнение «Расскажи о своем настроении»

Цель: познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; учить понимать настроение другого человека.

Материал: картинки с изображением различных оттенков настроений.

Ход игры: детям предлагаются картинки с изображением различных оттенков настроений. Сначала воспитатель выясняет, знают ли дети основные характеристики настроения человека, а затем предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени похожа на настроение ребенка. (Вводятся понятие: веселое (радостное), грустное (хочется помолчать, подумать о чем-нибудь, хочется плакать).

При помощи каких слов вы можете рассказать о своем настроении?

Какое у тебя сейчас настроение?

Какого цвета у тебя настроение?

С каким запахом можно сравнить твое настроение?

На что похоже твое настроение?

(Плохая погода, холод, дождь, хмурое небо – агрессивные элементы, которые свидетельствуют об эмоциональном благополучии.) Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, воспитатель им предлагает все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек.

Для образца воспитатель может вспомнить ситуации из своей жизни, связанные с плохим настроением, и тоже поместить эти воспоминания в мешочек.

В конце беседы воспитатель обобщает ответы детей и обращает их внимание на то, что настроение может быть разным:

Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как веселое, радостное, светлое, праздничное, сказочное.

Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.

А от чего зависит настроение?

Может ли меняться настроение?

Игра «Жмурки»

Цель: показать в доступной форме изменчивость настроения.

Материал: картинки, изображающие «злого волшебника» и «угрюмого волшебника».

Ход игры : сначала воспитатель показывает детям картинку, изображающую «злого» волшебника, затем воспитатель заменяет картинку, изображающую «злого» волшебника, «угрюмым волшебником».

Посмотрите дети, лицо у злого волшебника изменилось – теперь оно угрюмое. Давайте попробуем его развеселить! По считалке дети выбирают «жмурку», потом раскручивают его в кругу, завязав глаза, под слова диалога:

На чем стоишь?

На мосту.

Что продаешь?

Ищи малышей, а не нас!

Сыграли кон, поменялся «жмурка», и детям предлагается еще одна вертушка: игроки раскручивают «жмурку» с завязанными глазами и приговаривают:

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!

Дружно топнули, говоря «топ!»; дружно хлопнули в ладоши, говоря «лоп!» - разбежались! Лови, «жмурка»! Игра повторяется два три раза. По ее окончании воспитатель обращается сначала к тем детям, у кого, например, в начале занятия было грустное, печальное настроение:

Стало ли вам немного веселей?

Воспитатель определяет словесное общее настроение детей.

Игра «Цветик – семицветик»

Цель : продолжить знакомство с полярными понятиями «добро – зло».

Материал : цветик – семицветик, такой, чтобы лепестки открывались

(вынимались из цветка), красные и желтые фишки.

Ход игры : каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нм другим можно только тогда, когда лепесток «облетит весь свет». По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:

Лети, лети, лепесток

Через запад - на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по твоему вели!

Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей – ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы (но об этом детям не говорят). В конце игры воспитатель предлагает обсудить, какие желания понравились детям и почему.

Упражнение «Придумывание историй»

Цель: закреплять умение определять эмоциональное состояние людей, побуждать к оказанию помощи.

Ход упражнения: воспитатель предлагает детям выбрать и описать того героя, который, по их мнению, может помочь решить проблему (помочь гиене стать доброй). Ребенок может выбрать любого персонажа мультфильма, кинофильма, книги. Воспитатель может напомнить сюжет фильма или книги, в котором его любимый герой оказался в затруднительном положении. Например, в сказке «Спящая красавица» на помощь принцессе, которую заколдовала злая фея, пришли сразу три добрых феи.

Хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто может прийти на помощь.

Подумайте, кто из ваших любимых героев мог бы помочь злой гиене и разъяренной медведице стать добрыми.

Придумайте интересную, волшебную историю.

По окончании беседы воспитатель подводит детей к обобщению: как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь? (Добрыми, сердечными).

Игра «Жужа»

Цель : упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.

Материал: полотенце.

Ход игры : «жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужжа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стола, стараясь хлестнуть их полотенцем по спинам.

Замечание: воспитатель следит за формой выражения «дразнилок»: они не должны быть обидными, причинять боль.

Беседа с детьми (Диагностика агрессивности)

Вам приходилось в жизни злиться?

Из-за чего вы злитесь?

Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? (Ответы типа: ударить, толкнуть, накричать – свидетельствуют об агрессивных тенденциях.)

Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться? (С помощью этого вопроса воспитатель может судить об умении детей конструктивно решать сложные ситуации, сознательно управлять своими эмоциями и поведением.)

Упражнение «Надуть воздушный шарик злостью».

Цель : продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.

Ход упражнения : воспитатель должен объяснить детям: чтобы избавиться от злости, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили человека. Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик. Завязав его, представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.

Игра «Угадай настроение по рисунку»

Цель:

Материал: картинки с изображением девочки, которая нашла свой бантик, и мальчика, рассерженного на своего друга.

Ход игры : дети выставляют свои картинки. Вопросы:

Какое настроение у мальчика?

Похож ли он на рассерженного?

А как вы догадались, что он сердит?

Какое настроение у девочки?

Почему у девочки хорошее настроение?

А как вы определили, что у девочки веселое настроение?

А как чувствуете себя вы?

Упражнение «Помоги волшебнику»

Цель : обобщить представление детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки.

Материал: три картинки, изображающие девочек с разными выражениями лиц: злым, равнодушным, добрым.

Ход игры : воспитатель обращает внимание детей на то, что злой волшебник попал в трудную ситуацию, и ему нужно помочь. Сегодня волшебник прочитал два стихотворения, которые хорошо знакомы детям – об игрушках, с которыми он иногда любил играть.

  1. 1. Зайку бросила хозяйка - 2. Уронили мишку на пол.

Под дождем остался Зайка, Оторвали Мишке лапу –

Со скамейки слезть не мог. Все равно его не брошу.

Весь до ниточки промок. Потому что он хороший. (А.Барто)

У волшебника есть три фотографии девочек. Он хотел разобраться, какая из девочек бросила Зайку, какая оторвала Мишке лапу, а какая очень жалеет и Мишку, и Зайку:

Как же я могу узнать, ведь здесь не нарисовано, что они делают!

Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии девочек и помочь волшебнику. (Демонстрация трех портретов девочек с разными выражениями лица: злым, равнодушным и добрым.)

Посмотрите, какая вот эта девочка? (Равнодушная, безразличная.)

Какое у нее лицо? Что сделала эта девочка?

Дети сопоставляют выражения лиц девочек с их поступками:

Начала играть с Зайчиком в саду, но быстро про него забыла и оставила под дождем.

А эта девочка любит драться, обижать других, он оторвала Мишке лапу и бросила его тут же на пол.

А эта девочка добрая – всех жалеет.

Упражнение «Выручи из беды»

Цель: обобщить представление детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки.

Материал: игрушки: Зайка и Мишка, картинки с изображением «злого» и «доброго» волшебников.

Ход игры : воспитатель предлагает детям подумать о том, как бы они выручили из беды Мишку и Зайку. Дети сочиняют истории, которые обыгрываются с помощью игрушек. Воспитатель обращает их внимание на выражение лица злого волшебника: оно изменилось и стало добрым. (Изображение злого волшебника заменяется соответствующим) Волшебник благодарит детей за то, что они выручили из беды его любимые игрушки, и говорит, что тоже хочет сделать им что-нибудь приятное и рассказывает сказку.

Упражнение «Рисуем музыку»

Детям предлагается послушать спокойную, мягкую музыку и «нарисовать» ее (вальс Д. Кабалевского).

Упражнение «Дружба начинается с улыбки…»

Сидящие по кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят молча самую добрую улыбку (по очереди).

Игра «Сказка наоборот»

Цель: познакомить детей с правилами доброжелательного поведения.

Материал: узбекская народная сказка «Упрямые козы». Жили когда-то на свете две упрямые козы. И вот однажды они встретились на узкой дороге, перекинутой через глубокий арык. Вдвоем на доске не разойтись, кому-то надо уступить.

Эй, ты, посторонись с дороги! – закричала одна коза.

Вот еще, выдумала! Выходит, я из-за тебя пятиться должна? – закричала в ответ другая.

А почему бы тебе и не попятиться? – настаивала первая.

Долго спорили упрямые козы. А потом отступили каждая на три шага, нагнули головы и… Трах! Стукнулись лбами и обе свалились в воду.

Ход игры: дети придумывают новое название сказки (например, «Вежливые, веселые, добрые козочки»). Решают самостоятельно проблемную ситуацию: две козочки встретились на узкой доске. Как быть? Кто уступит? Какие слова должны произнести козочки? Какое выражение лица при этом у них будет? Вместе с воспитателем дети выбирают самый удачный вариант сказки, после чего они вновь распределяются по парам и проводится тренинг «вежливые козочки».

Игра «Два барана»

Цель: формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

Ход игры : рано – рано два барана повстречались на мосту. Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинется - тот и проиграл. Можно издавать звуки «бе-бе-бе…». Замечание: следите, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

Дети, что вы чувствовали, когда были в игре «баранами»?

Хотелось ли вам быть похожими на них? Почему?

Игра «Тень»

Цель: закреплять знание правил доброжелательного поведения.

Ход игры: я предлагаю вам поиграть в игру «Тень», но не для того, чтобы научиться дружить с ней, а для того, чтобы быть внимательным к другим людям. Дети разбиваются на пары: один играет роль человека, другой - роль его тени. Человек делает любые движения, тени повторяют их, действуя в том же ритме, что и человек.

Игра «Закончи предложение»

Цель : учить анализировать свое эмоциональное состояние.

Ход игры :

Я обижаюсь, когда…

Я сержусь, когда…

Я радуюсь, когда…

Я грущу, когда…

Упражнение «Негаданная радость».

Цель: учить детей понимать чувства, переживаемые другими; формировать навыки социального поведения.

Ход игры: в комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:

Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы идем в цирк.

Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились в пляс вокруг мамы. Выразительные движения: поднять брови, улыбнуться; смеяться, потирать руки одна о другую, причем одна может быть сжата в кулак; можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.

Игра «Волшебные цветы»

Цель: учить детей понимать чувства, переживаемые другими.

Материал: контурные изображения розы, репея, лилии, резеды.

Ход игры : детям предлагается стать волшебниками и оживить цветы. На контурном изображении цветов дети должны нарисовать лица и раскрасить цветок.

РОЗА РЕПЕЙ

Зовут меня розой, Репей я колючий,

Примите меня. Ко всем пристаю.

Я очень душиста Расту при дороге,

И цветом нежна. У стенки стою.

По цвету и имя Задеть меня платьем

Такое мне дали Прохожий боится…

И даже царицей Нельзя ли хоть с вами

За пышность прозвали. Репью подружиться?

ЛИЛИЯ РЕЗЕДА

Я – лилия; с вами Чуть видным кусточком

Я буду дружна; Расту я всегда,

Кротка и скромна я И белым цветочком

И очень стройна; Глядит резеда.

Люблю, наклонившись, Приятно лишь пахну,

В ручей поглядеться… Хоть бледна окраска.

Позвольте мне с вами Зато мне повсюду

В кружке повертеться! Знакомство и ласка.

Дети рисуют под музыку П.И.Чайковского «Фея сирени». (Характер музыки – ласковый, светлый, добрый, успокаивающий)

Игра «Мышь и мышеловка»

Цель : развивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремления поддерживать других; формировать доброжелательное отношение к животным.

Ход игры : необходимое число играющих -5-6. Все образуют круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимают соседа за талию – это «мышеловка» (или сеть). Водящий – в кругу. Его задача – всеми возможными способами выбраться из «мышеловки»: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий. При этом воспитатель следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинали мышку, не делали ей больно. Если воспитатель замечает, что мышонок загрустил и никак не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и ручки, пожалеем его.

Игра «Угадай настроение»

Цель: учить детей анализировать конфликтные ситуации; формировать коммуникативные навыки.

Материал: картинки с видами настроений (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое).

Ход игры : детям дается набор картинок с разными видами настроений. После определения «настроения» каждой картинки дети разбиваются на пары. Один ребенок берет картинку и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную партнером. После этого дети сравнивают картинки. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную картинку для определения настроения.

Игра «Падающая башня»

Цель: учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях.

Материал: подушки.

Ход игры : воспитатель предлагает всем вместе поиграть в игру, которая поможет избавиться от злости, обиды и дает возможность повеселиться. Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмуя башню, запрыгнуть на нее, издавая победные крики типа: «А-а-а», «Ура!» и т.д. Побеждает тот, кто запрыгнет на башню, не разрушив ее стены. Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!» и т.д.

Игра «По кочкам»

Цель: продолжать учить детей управлять своими эмоциями.

Материал: подушки.

Ход игры: подушки раскладывают на полу на расстоянии, которое можно с некоторым усилием преодолеть в прыжке. Играющие – лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным лягушкам тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в болото соседку, и та ищет себе новую кочку. Воспитатель тоже «прыгает по кочкам». Если между «лягушками» дело доходит до серьезного конфликта, он «подскакивает» и помогает найти выход.

Перед началом игры воспитатель может поупражняться с детьми в интонационном произношении фразы: «Ква-ква, подвинься!».

Игра «Хорошо – плохо».

Цель: учить детей анализировать свое поведение и поступки других.

Материал: фишки красного и черного цветов.

Ход игры: детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо или плохо? Воспитатель раздает детям фишки двух цветов – красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки – фишки красного цвета; плохие поступки – фишки черного цвета. Воспитатель называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующее его моральной оценке. Примерный перечень детских поступков для игры:

ПЛОХИЕ ХОРОШИЕ

1) порвал блузку 1) защитил слабого

2) обидел друга 2) проведал больного друга

3) поссорился с мамой 3) обогрел и накормил

4) толкнул ногой щенка 4) помог младшей сестре одеться

5) ударил котенка

6) разрушил птичье гнездо

Волшебная игротека

Игра «Встаньте все те, кто…» (с 5 лет)

Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ход упражнения: Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто...

Любит бегать,- радуется хорошей погоде,

Имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа»

Игра «Море волнуется» (модификация игры)

Цель: тренировать детей в выражении с помощью мимики и позы заданных эмоциональных состояний.

Ход упражнения: Дети свободно передвигаются по комнате и по сигналу ведущего «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура ….. замри». Дети с помощью мимики изображают эмоцию.

Игра «Дразнилки снежками».

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, побуждение к соблюдение определённых правил.

Оборудование: снежки из ваты, колокольчик.

Ход упражнения: Дети кидают друг в друга снежки, при этом обзываются названиями продуктов. По сигналу ведущего собираются снежки в коробку. Психолог оговаривает правило, что кидать можно только по ногам, спине, животу. Нельзя кидать в голову и по лицу.

Игра «"Угадай эмоцию"

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Оборудование: схематическое изображение эмоций.

Ход упражнения: На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.

Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.

Игра «Мои ощущения»

Цель: расширить опыт детей в установлении связи между восприятием сенсорной информации и сопровождающими его эмоциями.

Оборудование: подборка музыки с разными эмоциями.

Ход упражнения: Дети с закрытыми глазами слушают музыкальный фрагмент. Потом дети называют испытанные эмоции в момент прослушивания.

Цель: развитие эмотивной лексики.

Задачи:

  • закрепить знания об основных эмоциях;
  • развивать дифференциацию эмоций;
  • обогащать речь детей эмотивной лексикой.

В развитии речи детей дошкольного возраста большое значение имеет словарная работа, а именно работа над эмоционально-оценочной лексикой, которая обозначает эмоции и чувства, внутренние переживания человека, его нравственные качества. Словесное обозначение эмоций помогает осознать свои собственные эмоциональные переживания и управлять своими эмоциями. Ребенок с недостаточно развитым эмоционально-оценочным словарем затрудняется понимать эмоциональное состояние других людей, что приводит к нарушению отношений с окружающими.
В дошкольном возрасте формируется отношение к моральным и этическим нормам общества и большое значение в этом имеет развитие эмоционально-оценочной лексики. Представленное пособие может использоваться в сопровождении образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Возможны 3 варианта игры с помощью данного пособия:

  • Игра «Расставь по порядку»;

Игра «Расставь по порядку»

Дидактическая задача: формировать представление о степени интенсивности проявления эмоций, умение объяснить ее отличительные признаки; обогащать речь синонимами, обозначающими эмоции.
Игра проводится предпочтительно индивидуально.

Игровые правила: расположить по порядку, ответить на вопросы.
Ход игры: педагог показывает ребенку хаотично расположенные карточки (без соблюдения последовательности) с изображением лица с разной степенью интенсивности проявления какой-либо эмоции (например, радость). Спрашивает: «Про какого человека можно сказать спокойный, улыбается, смеется, хохочет. Почему? Кто среди изображенных людей веселее. Почему?». Предлагает расположить карточки в порядке усиления эмоций и наоборот. Аналогично: грустит-плачет-рыдает, недовольный –злой -разъяренный и т.д.

Дидактическая задача: развивать и закреплять знания об эмоциях и их дифференциацию, обогащение словарного запаса названиями основных эмоций и чувств. Игра проводится в подгрупповой или индивидуальной форме.
Игровые правила: кто быстрее закрыл все пиктограммы на своем игровом поле – тот победил. Ход игры: игроки получают карточку- игровое поле с изображением пиктограмм эмоций. Педагог показывает изображение персонажа или человека с выраженным эмоциональным состоянием (или карточку с ситуацией в усложненном варианте). Игроки распознают изображенную эмоцию, называют её, ищут соответствующую пиктограмму на своем игровом поле и закрывают фишкой с галочкой.

Игра «Угадай эмоцию»

Дидактическая задача: формировать умение использовать эмоционально-оценочную лексику в речи (грамматический строй — разные части речи).
Игра проводится в подгрупповой или индивидуальной форме.
Игровые правила: за правильный ответ дается фишка.
Ход игры: игрокам по очереди предъявляется карточка с текстом и изображением, описывающим ситуацию. Игроку нужно либо продолжить фразу либо ответить полным ответом (назвать эмоцию)

Используемые материалы

Интернет-ресурсы:

  • liveinternet.ru
  • snob.ru
  • minecraftnavideo.ru
  • http://i-sonnik.ru
  • http://native-english.com.ua
  • http://otvetprost.com
  • uaua.info/
  • kurer-sreda.ru
  • http://i.artfile.ru
  • http://crazymama.ru
  • http://womenshik.ru
  • http://kyselivka.church.ua
  • https://www.syl.ru/misc/i/ai/98389/199034.jpg
  • http://getwallpapers.ru/img/picture/Apr/08/008f4d2256d2067906cbc732b1efa4b5/2.jpg

Литература:

  • Гиппенрейтер Ю.Б. Психологические игры и занятия с детьми.
  • Овладение эмоционально-оценочной лексикой старшими дошкольниками / В. И. Яшина - «Прометей», 2016.

Разделы: Школьная психологическая служба

Задачи игры.

  • Познакомить учащихся с основными эмоциями.
  • Помочь учащимся реагировать на негативные эмоции и заменять их позитивными.
  • Изучение выражения эмоционального состояния в мимике и пантомимике.
  • Развитие способности выражать эмоции вербально и не вербально.

Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра.

Развитие способности понимать эмоциональные состояния других людей, и умения адекватно выразить свое состояние. Развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать. Обогащение словарного запаса и понятийного аппарата

Предполагаемый психологический результат.

Обогащение мира эмоций и чувств подростков. Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний.

Описание сюжетной канвы.

Учащиеся путешествуют по Стране эмоций на воображаемом поезде, делая остановки на разных станциях. Они знакомятся со страной Эмоций, погружаются в ее атмосферу, проходят различные испытания, участвуют в состязаниях. Разработан “Маршрут движения”, на котором отмечаются места пребывания.

Игровой результат.

Приобретение “багажа” – впечатлений, знаний о собственном мире эмоций и чувств. “Багаж” наглядно выражен в работах учащихся и представлен на “Вернисаже”.

Тип сюжета. Реальный.

Время на игру и на обсуждение. 1.5–2 ч.

Участники: Учащиеся 5–6 классов (11–12 лет). Размер группы. До 20 человек.

Возможно продолжение игры в деятельности психолога в рамках уроков психологии, тренинговых занятий, в деятельности педагогов – цикл классных часов “Учитесь властвовать собой”.

Материалы, необходимые для проведения игры.

Бумага, формата А 4, цветные карандаши, фломастеры, степлер, магниты, клей.

“Маршрут движения”. Таблица чувств. Карточки с пиктограммами. Карточки с названиями чувств. Карточки с различными этюдами. Репродукции картин русских художников, отрывки из музыкальных произведений, отрывки из стихотворений. Вырезки из журналов частей лица; овалы лица. Лепестки цветов, середина (ромашка), Таблица “Мое настроение”. Карточки у каждого участника с цветовым изображением настроения.

Ход игры

I. Погружение в игру. 5 мин.

Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие по необычной стране – по Стране Эмоций. Мы будем знакомиться с миром эмоций, погружаться в атмосферу этой страны. Путешествовать мы будем на воображаемом поезде. Вам понадобятся ваша смекалка, находчивость, умения находить общий язык с другими людьми. Во время путешествия мы будем делать остановки, интересные и познавательные, где необходимо проявить себя. Выходить мы будем и группами, и вместе, где каждый будем за себя. Очень важно после остановок не опоздать на поезд. А чтобы вы не скучали в пути, во время движения поезда, вам тоже нужно будет потрудиться. Отправляемся мы налегке, но в ходе путешествия будем наполнять свой багаж новыми знаниями, впечатлениями, практическими работами. “Маршрут движения” поможет нам ориентироваться в этой необычной стране. Будьте внимательны, старайтесь запомнить то, что увидите во время движения и во время остановок. Я желаю вам, чтобы каждый нашел что-то интересное для себя!

Итак, в добрый путь!

II. Начало путешествия. 10 мин.

1. Упражнение “Приветствие”.

Поздоровайтесь друг с другом: грустно, радостно.

2. Обсуждение.

  • Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?..
    Слово “эмоции” происходит от латинского слова emoveo , и означает “ потрясаю, волную” .
  • Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства людей, для чего их нужно изучать?

Вывод: изучать чувства необходимо, чтобы:

– уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости;
– понимать себя;
– понимать окружающих;
– общаться без конфликтов.

3. Конкурс “Знатоки чувств”.

Поочередно называть эмоции или чувства, которые может переживать человек. Если человек в течение десяти секунд не называет нужное слово, то он выбывает из конкурса.

Радость, печаль, грусть, страх, удивление – все это разнообразные эмоции.

III. Прибытие на первую станцию “Мимика человека”. 10 мин.

1. А как мы выражаем свои эмоции?

– А можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает?
– Что помогает это определить?

Мимика выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.

2. Упражнение “Изобразите ту или иную эмоцию на лице”.

  • Изобразите с помощью мимики злость, удивление, печаль, радость.
  • Что изменялось в выражении лица?
  • Выражение лица в основном зависит от различных сочетаний положения глаз, губ и бровей.

    Вывод: каждый изображает по-своему, потому что каждый из вас – уникален.

    Лев Николаевич Толстой в сочинениях 85 раз описывал оттенки выражения глаз и 97 раз оттенки улыбок, раскрывающих эмоциональное состояние человека.

    3. Упражнение. “Понимаете ли вы язык мимики?”

    Перед вами 9 выражений лица, в которых художник закодировал девять эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать. (Работа с таблицей чувств, представленной в виде компьютерной Презентации ).

    4. Игра “Изобрази, угадай эмоцию”. (Работа с пиктограммами).

    На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая, ее остальным. Задача ребенка – узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

    Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

    IV. В пути. 10 мин.

    1. Упражнение. Изображение эмоций .

    Схематически нарисуйте эмоции, которые помогают вам в общении , а затем те эмоции, которые мешают вам общаться .

    2. Упражнение “Волшебный магазин”.

    Инструкция: “Представьте, что в классе возник небольшой магазин, имеющий в своем ассортименте такие приятные переживания, как радость, удача, любовь, дружба.

    Желающие могут приобрести в магазине любые подобные вещи и при этом оставить в нем неприятные чувства”.

    Выходят по очереди желающие, которые хотят взамен на негативные переживания выбрать чувства, которые он хочет иметь.

    Почему вы хотите избавиться от этого чувства? С чем оно связано? Для чего нужно приобретаемое?

    Человек имеет право на любую эмоцию, имеет право чувствовать и выражать свои чувства.

    Нет хороших и плохих эмоций. Есть хорошие или плохие поступки.

    Эмоции влияют на наши поступки, на наше поведение. Поэтому важно учиться контролировать свои эмоции, управлять своими эмоциями.

    Научиться управлять своими эмоциями – это в первую очередь, значит выражать их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не причинять им вреда.

    V. Прибытие на вторую станцию “Артистическая”. 10 мин.

    1. Давайте подумаем, как еще люди выражают свои эмоции?

    Представьте, что вы пришли в цирк, где фокусник демонстрирует разные чудеса. Вспомнили, что вы испытывали, когда видели это впервые? Наверное, у вас было много разных эмоций: и удивление, и восхищение, и веселье.

    Оказывается, одно и то же событие может вызывать сразу много эмоций и выражать их можно по-разному: как мы уже говорили с помощью выражения лица (или в мимике) .

    Например, когда вы пытаетесь понять, что же происходит на арене цирка, и как это у фокусника все получается, ты можешь привстать со своего места или сказать что-нибудь, выражающее любопытство и восторг одновременно: “Ничего себе!”, “Здорово!” и т.д. Значит, свои эмоции можно выражать еще с помощью слов, интонаций голоса.

    И наконец, когда ты, восхищаешься артистом, хлопаешь в ладоши, аплодируешь, ты выражаешь свои эмоции, свою радость и восхищение с помощью действия (или в пантомимике, т.е. в выразительных движениях всего тела).

    Вывод: эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.

    2. Разыгрывание этюдов.

    Различные ситуации. Задание: изобразить ситуацию с помощью мимики и жестов.

    Фокус (этюд на выражение удивления).

    Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой ящик кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

    Золушка (этюд на выражение печали).

    Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку.

    В лесу (внимание – страх – радость).

    Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся – нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы услышал он какой-то шорох, потрескивание веток – а вдруг, это волк или медведь (страх)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей – они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость).

    VI. В пути. 15 мин.

    А можно ли узнать, о чем думал и что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения?

    а) Отрывки из стихотворений. Какие чувства хотел передать автор? Какие чувства вы переживали, слушая читаемые стихи? Какие, по вашему мнению, чувства переживали другие учащиеся класса?

    б) Репродукции картин . Какие эмоциональные состояния, чувства хотел передать художник? (репродукции представлены в виде компьютерной презентации).

    в) Отрывки из музыкальных произведений. Прослушайте музыкальные фрагменты. Вербально обозначьте те эмоциональные состояния, которые возникли под действием прослушанной музыки.

    VII. Прибытие на третью станцию “Командная”. 10 мин.

    Мы сейчас будем работать по командам. Для того чтобы определить, кто в какой команде выберете одну из цветных карточек. (Разбивка по цветам : красный, желтый, зеленый, оранжевый).

    Упражнение: составьте чувство радости из вырезок журналов.

    Работа по командам – 4 команды.

    Каждая команда из вырезок из газет и журналов на заготовленном овале лица составляет чувство “радость”.

    Реквизит: клей, вырезки из журналов частей лица, овал лица.

    Каждая команда демонстрирует свой шедевр.

    Инструкция: “Перед вами лежат вырезанные из журналов рисунки и фотографии, на которых изображены части лица: лица, брови, носы, улыбки. Ваша задача – выбрать овал для лица и приклеить на него выбранные вами части так, чтобы, глядя на получившиеся лица, мы могли сказать: “Все эти лица радостные”. Приступайте к работе.

    VIII. В пути. 5 мин.

    Упражнение: “Букет приятных событий”, “Ромашка”.

    А сейчас мы с вами будем составлять букет, но не простой, а букет приятных событий.

    На лепестках вам нужно написать: Я радуюсь, когда…Я счастлив, когда…Я весел, когда…

    В центре: Я радуюсь, когда…(желтый). Я счастлив, когда…(красный). Я весел, когда…(оранжевый).

    IX. Прибытие на заключительную станцию “Изобразительная”. 10 мин.

    Упражнение “Мое настроение сейчас” . Нарисуйте свое настроение в данный момент. Используйте цветные карандаши, фломастеры.

    X. Окончание путешествия. 10 мин.

    1. Вернисаж работ учащихся. “Настроение”, “Букет приятных событий”, “Составленные чувства”.

    2. Упражнение “Мое настроение”.

    Учащимся предлагается оценить цветом свое настроение.

    Каждый цвет – определенное эмоциональное состояние:

    Мое настроение

    Цвет Эмоциональное состояние
    Красный Восторг
    Оранжевый Радость, веселье
    Желтый Светлое, приятное настроение
    Зеленый Спокойное, уравновешенное состояние
    Синий Грустное настроение
    Фиолетовый Тревожное, напряженное состояние
    Черный Упадок сил, уныние
    Белый Равнодушие (трудно сказать)

    3. “Наш багаж”. Проверка содержимого багажа, приобретенного во время путешествия.

    Давайте посмотрим, чем мы пополнили наш багаж во время нашего путешествия.

    4. Весь ли маршрут движения преодолели?

    XI. Рефлексия. Выводы. 15 мин.

    Мы познакомились с миром эмоций. Мы обсудили, что на любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то – волнуется, то боится, то печалится. И с помощью эмоций передает свое отношение к действительности.

    Исследование эмоциональной сферы человека очень интересное и увлекательное занятие. Сегодня мы затронули лишь некоторые вопросы этой загадочной стороны человеческой жизни. В дальнейшем вы узнаете много нового об эмоциях и их проявлениях.

    • Что особенно понравилось?
    • А что для вас было самым интересным?

    Заключительное упражнение.

    Улыбнитесь друг другу. Кто хочет, и мне тоже. А я улыбаюсь всем вам.

    Дидактические игры «Эмоции ребенка»

    (Пиктограммы)

    Данный материал предназначен для воспитателей дошкольного образования, педагогов-психологов, учителей начальных классов. Карточки-пиктограммы знакомят детей с эмоциями человека, учат его осознавать свою эмоцию и замечать эмоции других людей.
    Я предлагаю вам, дорогие коллеги, изготовить несколько наборов карточек для дидактической игры «Эмоции ребенка». Они могут быть использованы для различных занятий, самостоятельных упражнений детей, совместных игр, а также индивидуальной работы с ребенком на развитие эмоциональной сферы. Я думаю, очень важно знакомить детей со своим эмоциональным состоянием и эмоциями других людей.
    Подготовительная работа: изготовление дидактических игр «Эмоции ребенка».Познакомить детей с различными проявлениями эмоций людей.

    Татьяна Шапиро
    Нескучное стихотворение про скуку!
    Скука в дом вошла без стука.
    Поселилась в доме скука.
    Через час она сбежала.
    Ей, ребята, скучно стало!

    Набор карточек № 1 включает в себя 9 проверочных карточек с пиктограммами эмоций (и их названиями).
    Набор карточек рекомендован для работы с детьми от четырех лет, разрезные карточки-картинки с изображением эмоций и стихами.

    Набор карточек № 2 включает в себя 9 карточек с пиктограммами эмоций, разрезанными на половинки. А также проверочную карту с маленькими пиктограммами. Дополнительно я предлагаю изготовить карточки контуров пиктограмм для самостоятельной зарисовки эмоций. Это карточки с пустыми кружками, в каждом из которых можно нарисовать свое лицо с разными эмоциями. Например, в одном кружке – радостное лицо, в другом – грустное лицо.




    Набор карточек № 3 включает в себя 9 проверочных карточек с пиктограммами эмоций (и их названиями), и 9 разрезанных карточек.
    Набор карточек рекомендован для работы с детьми шести лет, разрезные карточки-картинки с изображением эмоций. Они похожи на пазлы. Каждое «лицо» состоит из двух частей, отличающихся друг от друга. Задача ребенка заключается в том, чтобы соединить их правильно между собой и получить определенное выражение лица, ведь это не так просто! Для каждого лица свойственны определенные изгибы бровей, губ, форма носа. После того, как ребенок успешно справиться с поставленной перед ним задачей, можно обсудить ту или иную эмоцию (в процессе изготовления).
    Набор карточек № 4 - это 18 карточек с фотографиями детей (фото или картинки можно взять из интернета, как это сделала я), изображающих конкретную эмоцию (необходимо: по две фото или картинки на каждую эмоцию). На обратной стороне фотографии приклеить маленькую пиктограмму-эмоцию для самоконтроля. В набор входят маленькие карточки с пиктограммами эмоций. Рекомендовано для детей пяти – шести лет, с этого возраста можно применять карточки со схематическим изображением эмоций, в которых ребенок подбирает пиктограммы к каждой эмоции, изображенных на данных картинках (в процессе изготовления).
    Существует много интересных игр, в которых можно использовать карточки «Эмоции ребенка». Например: игра «Угадай, какое у меня настроение?», которая заключается в том, что ребенок выбирает карточку и изображает эмоцию пиктограммы, которая изображена на картинке, а другие игроки должны отгадать эмоцию и назвать ее. Вариативность зависит от знаний и фантазии педагога!

    Материалы, предназначенные для изготовления карточек:

    1. Схемы-эмоций:



    2. Схемы-изображения эмоций:



    3. Картинки-эмоции:









    Ах, мне бы в детство
    на день вернуться
    и в беззаботность
    вновь окунуться;
    Под голос мамы:
    в воде не балуй –
    к реке с друзьями
    на зорьке алой!
    Полдня рыбачить,
    полдня купаться;
    В веселых играх
    весь день смеяться,
    Чтоб мир казался
    всегда счастливым
    И папа с мамой
    вновь живы были…
    Быть может, все же
    не стар стремиться,
    Коль жизнь тревожит
    и детство снится…
    Похожие публикации