Детские считалочки для заучивания наизусть. Выходи скорей из круга…
У лисицы новоселье
Ждет гостей в лесу веселье.
Первый гость узнал об этом
И пришел енот с букетом.
Волк с лисою кумовья:
«Мой подарок – это я!»
Первым волк хотел придти,
Да замешкался в пути.
«Вот тебе и пир горой
Неужели я второй?»
Третий- зайка озорной
Тащит чайник заварной
Вот лисичка будет рада-
Угощать гостей ей надо.
Чай заварит крепкий, мятный
Очень вкусный, ароматный.
Кто четвертый гость у нас?
Тетя мышь придет сейчас.
«Я на ярмарке была,
Книгу сказок принесла
Деткам на ночь прочитать,
Крепче детки будут спать»
Пятый гость притопал мишка
Очень маленький Топтыжка.
А подарок? В чем вопрос?
Мишка сладкий мед принес.
Еж колючий – гость шестой
- Забегал в лесок густой.
Там грибов набрал немножко
И принес лисе лукошко.
Серый ослик – гость седьмой
Возвращается домой.
Он с утра задумчив был
И подарок позабыл.
Дома, прямо у дверей:
«Побегу за ним скорей!»
Гость восьмой к лисе идет
- Очень важный рыжий кот.
Кот несет ей самовар,
Что сверкает будто жар.
«Гостя лисонька встречай
Да налей покрепче чай!»
А девятый шарик пес,
Он гармонь лисе принес.
«Здравствуй лисонька-сестрица,
Не пора ли нам мириться?
– Мы полаялись вчера
У хозяйского двора.
Ты пришла в курятник в наш,
Ну а я - хозяйский страж!»
Познакомьтесь гость десятый,
Это тигр полосатый.
Обещал он не кусаться,
На зверюшек не бросаться
У лисы на новоселье.
Пустим тигра на веселье?
Катилась мандаринка
По имени Иринка,
В школу не ходила -
Двойку получила.
А когда пошла гулять -
Получила цифру пять,
А когда пошла в больницу -
Получила единицу,
А когда пошла домой -
Получила цифру ноль.
Эта цифра не моя,
Эта цифра короля.
А король сидит на Африке,
Кушает кораблики,
А кораблики плывут -
Получается салют.
Раз и два – скребутся мыши.
Три, четыре – кот на крыше.
Пять и шесть – усами водит.
Семь и восемь – с крыши сходит.
Девять, десять – кот мяучит:
- До чего амбар скрипучий!
Я считаю в сотый раз!
Видно, нет мышей унас?!
Раз-два-три-четыре-пять!
Шесть-семь-восемь-девять-десять!
Надо, надо, надо спать
И не надо куролесить.
Кто не спит, тот выйдет вон,
Кто уснул, увидит сон.
Родились у нас котятя
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать.
Раз котенок - самый белый
Два котенок - самый смелый
Три котенок - самый умный
А четыре - самый шумный
Пять похож на три и два
Теже хвост и голова
Тоже пятнышко на спинке
Также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята
Раз-два-три-четыре-пять
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать!
Ехал Ваня из Казани,
Семьсот десять рублей сани,
Двести рубликов дуга,
Мальчик девочке - слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду,
Ты, слуга, подай метлу,
Я в карете подмету.
Ты, слуга, подай лимон
И выкатывайся вон!
3. Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван,
А в диване спрятан слон,
Кто не верит – выйди вон!
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем кошек мы считать:
Раз - трёхцветная Манана,
Два - пушистая Снежана,
Три - тигровый, весь в полоску,
Полосатый кот Матроскин.
Кот четвёртый - Золоток,
Самый рыженький коток.
Стали дальше мы считать:
Только где же номер пять?!
Очевидно, убежал:
Видно, мышку увидал...
Мы поймём, продолжив счёт,
Кто из нас сбежавший кот!
Вслед за мною говори:
В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду,
А в четверг и пятницу
Санки к дому катятся.
За субботой – воскресенье,
В этот день пекут печенье.
Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Всю считалку повтори!
Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку:
«На дворе растёт трава,
На траве лежат дрова»
-Обязательно не свяжешь,
Обязательно не скажешь!
До чего же всё занятно,
До чего же непонятно!
Сколько есть у нас ребят
Быстро не про – быстро –
Гово – быстро не проговорят.
Только я один умею,
Не сбиваюсь, не робею:
«Жил колпак под колпаком,
С колпачихой был знаком!»
А кто будет сейчас водить,
Тому надо выходить!
На работу уходили.
В понедельник Лену с Васей
В детский садик отводили.
Впереди аж целый день!
Делать что – то детям лень!
Но лишь только в сад попали,
Сразу дети заиграли
В прятки в мячик,
В попрыгалки,
В дочки – матери и салки!
Папа с мамой в сад явились,
Посмотрели, удивились.
«Нам уже домой пора!»
«Не хотим! У нас игра!»
«Ты не плачь! Ты погоди!
Вся неделя впереди!»
Шел по улице отряд
Соpок мальчиков подpяд:
Pаз, два, тpи, четыpе,
И четыpе на четыpе,
И четыpеждычетыpе,
И еще потом четыpе.
В пеpеyлке шел отpяд -
Соpок девочек подpяд:
Pаз, два, тpи, четыpе,
И четыpе на четыpе,
И четыpежды четыpе,
И еще потом четыpе.
Да как встpетилися вдpyг,
Стало восемьдесят вдpyг!
Раз, два, тpи, четыpе,
И четыpе на четыpе,
На четыpнадцать четыpе,
И еще потом четыpе.
А на площадь повеpнyли,
А на площади стоит не компания,
Не pота, не толпа, не батальон,
И не соpок, и не сотня, а почти что
МИЛЛИОH!
Раз, два, три, четыpе,
И четыpена четыpе,
Сто четыpе, на четыpе,
Полтоpаста на четыpе,
Двести тысяч на четыpе,
И еще потом четыpе!
Многие из нас помнят из детства, как, стоя в кругу друзей, с важностью и трепетом пересчитывались, чтобы определить, кто водит. Этот замечательный жанр - считалки - жив и сегодня. Смешные считалки легко запоминаются и поднимают настроение участников игры.
Происхождение и функции шуточных считалок
Считалки - жанр фольклора, уходящий корнями в глубокую древность. Изначально с помощью считалок работники в поле распределяли, кому какую работу выполнять. Тогда считалочки были средством жеребьёвки. Но постепенно необходимость в таком средстве распределения труда отпала, а считалки перешли в область детского фольклора. Именно этому переходу обязаны своим появлением шуточные считалки. Порой такие ритмичные стихотворения создавались профессиональными писателями и поэтами, но чаще всего смешные считалки придумывали сами дети, наполняя древний жанр новой жизнью и смыслом.
Первые считалки помогали крестьянам распределять работу, а позднее стали элементом детских игр
Основная функция считалки - выбор одного человека для конкретной роли (кому водить, кому выбыть). Кроме этого, существует ряд не таких явных, но также значимых функций считалочек:
- Развлекательная функция. Основная роль считалок-шуток - вызвать веселье, они всегда являются элементом игры.
- Психологическая функция. Честный выбор развивает у ребёнка чувство справедливости и защищённости.
- Развивающая функция. Запоминание считалок, соотнесённое со смехом и весельем, способствует более активному развитию памяти, а проговаривание вырабатывает чувство ритма.
- Увлекающая функция. С помощью считалки взрослый легко может привлечь внимание ребёнка к какому-либо занятию, изначально не представлявшему для малыша интереса.
Использование считалок помогает заинтересовать ребёнка новым материалом
Считалки с необычным сюжетом дети запоминают легче и с удовольствием включают их в свои игры.
Подборка смешных считалок
Шуточные считалки бывают как простые, четырёхстрочные, так и более сложные, иногда с целым сюжетом:
- Жили-были три селёдки:
Куля, Муля и Балда.
Куля, Муля спали вместе,
А Балда спала одна. - Коко-Моко яйца слопал
И спасибо не сказал,
Сел на лошадь и удрал.
Приезжает он с войны.
- Мама где мои штаны?
А штаны на улице
Исклевали курицы.
Курица пошла в аптеку
И сказала: Ку-ка-ре-ку!
Дайте мыло и духи,
Чтоб не дрались пе-ту-хи. - На дороге, скрючив ноги,
На гвоздях сидели йоги.
Тридцать дней не есть, не пить,
Всё равно тебе водить. - Кот Антипка жил у нас,
Он вставал с лежанки в ЧАС.
В ДВА на кухне крал сосиски,
В ТРИ сметану ел из миски,
Он в ЧЕТЫРЕ умывался,
В ПЯТЬ по коврику катался,
В ШЕСТЬ тащил сельдей из кадки,
В СЕМЬ играл с мышами в прятки,
В ВОСЕМЬ хитро щурил глазки,
В ДЕВЯТЬ ел и слушал сказки,
В ДЕСЯТЬ шёл к лежанке спать,
Потому что в ЧАС вставать.
С сороконожкой в считалке гораздо легче усвоить скучные правила математики
Одними из самых полезных считалок являются математические: помимо развития памяти и ритма они активно помогают ребёнку усвоить «скучные» законы математики. Например:
- У сороконожки заболели ножки:
Десять ноют и гудят,
Пять хромают и болят.
Помоги сороконожке
Посчитать больные ножки. - Жили-были у жилета
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать,
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь, в чём секрет?
У жилета нет манжет! - По тропинке, по дорожке
Шли четыре понарошки.
А навстречу на горошке
Проезжали три картошки.
Если каждой понарошке
Дать на завтрак по картошке,
То одной из понарошек
Что достанется? Горошек.
Кошка - частый персонаж считалок: она и с мышкой поиграет, и сметану украдёт, а порой сама берётся за готовку
Самые популярные герои считалок - животные. Шуточный эффект в данных произведениях достигается чаще всего благодаря «отправке» животных в человеческие ситуации и случившимся в итоге происшествиям:
- Как-то летом по Онеге
Сом поехал на телеге.
Вместо лошади - карась,
Он завёз телегу в грязь.
Вязнет, помощи прося,
И ругает карася! - Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли,
Раз, два, три, четыре, пять.
Он по улицам идёт,
Ни к кому не пристаёт,
Но от тигра почему-то
Разбегается народ.
Кто на дерево забрался,
Кто укрылся за ларёк,
Кто на крыше оказался,
Кто забрался в водосток.
А на ёлке, как игрушки,
Разместились две старушки.
Опустел весь город мигом -
Ведь опасны шутки с тигром.
Видит тигр - город пуст.
«Дай-ка, - думает, - вернусь.
В зоопарке веселей,
Там всегда полно людей!» - Серый кот
Блины пёк,
Сковородник уронил,
Чёрту ногу повредил. - Сидели два медведя
На липовом суку,
Один читал газету,
Другой месил муку,
Раз ку-ку, два ку-ку -
Оба шлёпнулись в муку. - Свиньи в лодке танцевали,
Все копыта поломали,
Инчик, брынчик-пок,
Вышел маленький дружок.
Животные в детских считалках часто попадают в смешные ситуации
Младшие школьники вполне способны самостоятельно сочинить небольшие весёлые считалки.
Встречаются в считалках сказочные сюжеты и персонажи:
- Ехала карета
По старому мосту.
Мост развалился,
Карета - ко дну.
Не жалко мне кареты,
Не жалко мне моста,
А жалко мне принцессу
И белого коня. - Щуку тощую с реки
Притащили рыбаки.
Щука хищная страшней,
Чем страшилище Кащей.
Мы ей дали овощей
И погуще жирных щей.
Щука шлёпнула хвостом,
Словно щёлкнула хлыстом,
И таким ударом крепким
Расщепила стол на щепки. - Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Царь велел меня повесить.
А царица не дала
И повесила царя.
Царь висел-висел-висел,
Ветер дунул, он слетел
И в помойку улетел.
А в помойке жил Борис -
Председатель дохлых крыс,
И жена его Лариса -
Замечательная крыса. - Тили-тили-точки,
Ехал чёрт на бочке.
Ведьма на тележке
Щёлкала орешки.
Чёрт с бочки упал,
Ведьме по уху попал.
Ведьма ябеда была,
Домового позвала.
Домовой подал свисток,
Выходи-ка ты, дружок!
Сказочные персонажи нередко выступают героями детских считалок
Нередки среди детских и подростковых юмористических считалочек бытовые (повседневные) - «на злобу дня»:
- Один, два, три -
Нос подотри. - Раз, два, три, четыре -
Мы сидели на квартире,
Чай пили, булки ели,
Позабыли, с кем сидели. - Шёл с получки по толкучке
Толстый дядя Робинзон,
И с получки на толкучке
Приобрёл себе он зонт.
Зонт дешёвый, трёхрублевый,
Но зато такой здоровый,
Чтобы спрятаться под ним
Можно было бы троим!
Бытовые ситуации - популярная тема для современных считалок
Популярными среди детских считалок являются рассказы в форме «верю - не верю»:
- У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко.
Съела его кошка,
Помогали два кота…
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга! - Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван,
На диване ехал слон.
Кто не верит -
Выйди вон! - Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Оказалась впереди.
Кто не верит - выходи. - Лапоть топал по морозу
И взобрался на берёзу,
А с берёзы на луну.
Ну и ну!
Школа - одна из любимых тем для шуток, и считалки - не исключение
Для подростков же наиболее близкая и популярная тема - школа: про уроки, отметки и, конечно, учителей:
Весёлые считалки про школу помогают детям снизить напряжение и тревогу, связанные с учёбой.
Считалки могут быть посвящены и одному уроку в школе, например, обучению грамоте
Встречаются среди школьных считалок и «посвящения» одному предмету или даже историческому персонажу:
Считалки могут быть посвящены праздникам, к примеру, одному из самых волшебных и любимых детьми - Новому Году, а также зимним забавам. Например.
Детские считалочки это особый жанр устного народного творчества, который возник еще в древние времена. Редко какая детская игра может обойтись без считалочки. Многие считалки передаются из уст в уста, переделываются и дополняются. Они в шутливой форме помогают детям развить память, чувство юмора, чувство ритма и уметь находить компромиссы. Чтобы в детской компании не было обид и вопросов: «Почему я?», чтобы случай решил, кто будет водить, расскажите малышам про считалочки.
Ехал грека через реку,
Видит Грека - в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку - цап.
***
На златом крыльце сидели:
Сапожник, портной -
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых людей!
В грязи у Олега
Увезла телега,
Сидеть бы Олегу
До самого снега.
Ты выйдешь из круга
И выручишь друга:
Доставишь к ночлегу
Телегу Олега!
***
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
***
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле, гляди в поле!
Погляди на небо - звёзды горят,
Журавли кричат.
Раз, два - не воронь,
Беги, как огонь!
***
Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три,
Начинаешь ты
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашёл,
Сам заплакал и пошёл.
***
Сидел король на лавочке,
Считал свои булавочки:
Раз - два - три,
Королевой будешь ты!
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра.
А для волка… кожура.
Он сердит на нас - беда!!!
Разбегайтесь кто куда.
***
Родились у нас котятя
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать.
Раз котенок - самый белый
Два котенок - самый смелый
Три котенок - самый умный
А четыре - самый шумный
Пять похож на три и два
Теже хвост и голова
Тоже пятнышко на спинке
Также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята
Раз-два-три-четыре-пять
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать!
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
***
Шёл баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто её возьмёт,
Тот и вон пойдёт.
***
В гараже стоят машины -
Волга, Чайка, Жигули,
От какой берешь ключи?
***
Шалуны-балуны,
Выбегайте во дворы.
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать.
Воевода - из народа,
Выходи из хоровода.
А ты, добрый молодец,
Становись в самый конец!
Возле школьного крыльца
Посадили деревца:
Вера - вербу,
Ясень - Вася,
Слава - сливу,
Клава - клён…
Ты работал -
Оставайся.
Ты ленился -
Выйди вон.
***
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать!
Крепкие, дружные, все такие нужные!
На другой руке опять -
раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые.
Много пальчикам хлопот -
то играют в ладушки, то зачем-то лезут в рот,
книжки рвут у бабушки.
Переделав все дела
тянут скатерть со стола
Пальчики дружные, все такие нужные!
***
Дора, Дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как же вора наказать.
Мы связали руки, ноги
И пустили по дороге.
Вор шел, шел, шел
И корзиночку нашел.
В этой маленькой корзинке
Есть рисунки и картинки.
Раз, два, три,
Кому хочешь, - дари!
***
Посчитаемся, ребятки,
Чтоб узнать, кто водит в прятки.
Если честно рассудить -
Раз, два, три -
Тебе водить!
***
Аист-птица, аист-птица,
Что тебе ночами снится?
- Мне? Болотные опушки!
- А еще?
- Еще? Лягушки!
Их ловить - не изловить…
Вот и всё!
Тебе водить!
***
Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
***
Раз, два, три, четыре, пять.
Стали мы ворон считать.
А вороны, вы бы знали - сами нас вовсю считали!
***
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята -
Их по счёту ровно пять.
***
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Раз - котёнок самый белый,
Два - котёнок самый смелый,
Три - котёнок самый умный,
А Четыре - самый шумный.
Пять похож на Три и Два -
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята -
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать!
***
Конь ретивый
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Кто коня
Того поймает,
С нами в салочки
Играет.
***
Зайчишка-трусишка
По полю бежал.
В огород забежал,
Капусту нашел,
Морковку нашел,
Сидит
Грызет.
Хозяин идет!
***
На лужок пришли бельчата,
Медвежата, барсучата.
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок.
***
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит - это он,
Выходи из круга вон!
***
Мышка, мышка - длинный хвостик,
Ты не прячься глубоко,-
Приглашает кошка в гости
Пить парное молоко.
Мышка в норке пропищала:
- Пусть поищет чудака.
Я достала крошку сала,
Обойдусь без молока.
- Что ты прячешься, трусишка?
Вылезай из норки вон!
Поиграем в кошки-мышки.
Мышка -ты!
А кошка - он!
***
Прыг да скок,
Прыг да скок,
Скачет зайка -
Серый бок.
По лесочку
Прыг-прыг-прыг,
По снежочку
Тык-тык-тык.
Под кусточек присел,
Схорониться захотел.
Кто его поймает, тот и водит.
***
Петушок, петушок,
Покажи свой кожушок.
Кожушок горит огнем.
Сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять…
Невозможно сосчитать!
***
Тили-тили, тили-бом,
Сбил сосну зайчишка лбом.
Жалко мне зайчишку:
Носит зайка шишку.
Поскорей сбегай в лес,
Сделай заиньке компресс!
***
Шла кукушка мимо сада,
Поклевала всю рассаду
И кричала: "Ку-ку, мак -
Отжимай один кулак!"
***
Раз, два, три, четыре,
Кто не спит у нас в квартире?
Всем на свете нужен сон.
Кто не спит, тот выйдет вон!
***
Начинается
Считалка:
На дубу -
Скворец и галка.
Улетел
Домой
Скворец.
И считалочке
Конец.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать,
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами- щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди,
Как попрячемся-иди!
***
Завтра с неба прилетит
Синий-синий-синий кит.
Если веришь - стой и жди,
А не веришь - выходи.
***
Над горою солнце встало
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось,
Кто увидел - не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,
Ведь считалочке конец!
***
На златом крыльце сидели:
Мишки Гамми, Том и Джерри
Скрудж Мак-Дак и три утенка,
Выходи, ты будешь Понка.
***
Эники-беники ели вареники
Эники-беники - клёц!
Вышел советский матрос.
***
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной -
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы -
Ты пойди-ка, поводи!
**********
Ехала телега темным лесом
За каким-то интересом.
Стуки, звон,
Выйди вон!
**********
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдёт,
Тот и прятаться пойдёт!
(Тот тогда водить пойдёт!)
**********
Катится яблочко
С крутой горы,
Кто поднимет –
Тот выходи!
**********
Катилась торба
С великого горба.
В этой торбе:
Хлеб, соль, пшеница,
Выбирай поскорей,
Не задерживай добрых и мудрых людей.
**********
Вышла курица с-под клети,
Сама села на повети
И кричала: «Куд-куда!
Приходи водить сюда!»
**********
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
**********
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет. Скачет по полям.
Тут и там! Тут и там!
Сюда мчится он –
Выходи из круга вон!
*********
Летела птичка через сад,
Уронила виноград.
Кто его поднимет,
Тот из кона выйдет!
**********
Заяц серый,
Куда бегал?
В лес зелёный.
Что там делал?
Лыки драл.
Куда клал?
Под колоду.
Кто украл?
Родион!
Поди вон
Из окошка
Кувырком!
**********
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал.
Серый зайчик ускакал.
**********
Ехал Туз на бочке.
Продавал цветочки,
Синий, красный, голубой –
Выбирай себе любой!
**********
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь и восемь –
Ходит баба с длинным носом,
А за нею дед,
Сколько деду лет?
Говори поскорей,
Не задерживай людей.
**********
Уж как зоренька-заря
Русы косыньки плела.
Кто те косы расплетёт,
Первый кон водить идёт!
**********
Куба-куба-кубака,
Больно ямка глубока.
Там мышки сидят,
Все на солнышко глядят
И считают: раз, два, три –
В этот счёт выходишь ты!
**********
Сидел петух на палочке,
Считал свои булавочки:
Раз, два, три,
В этот счет выходишь ты!
**********
На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей.
**********
Вышел месяц из тумана,
Вынул пышку из кармана:
Буду деточек кормить,
А тебе, дружок, водить!
**********
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Оказалась впереди,
Кто не верит – выходи!
**********
Шёл баран
По крутым горам.
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмёт,
Тот водить пойдёт!
**********
Раз, два, три, четыре,
Кошку грамоте учили:
А за мышками скакать!
**********
Три копейки – медный грош,
Выбирай, кого ты хошь!
Три копейки по рублю!
Выбирай, кого люблю!
**********
Лиса по лесу ходила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела –
Куму двое, себе трое,
И детишкам по лаптишкам!
Кто лаптишки найдёт,
Тот водить пойдёт!
**********
Шла кукушка мимо сада,
Поклевала всю рассаду.
И кричала: ку-ку, мак -
Отжимай один кулак!
**********
Раз, два, три, четыре, пять –
Букой вздумали пугать;
Три, четыре, пять и шесть –
Вы не верьте, что он есть;
Буки, братцы, нет совсем!
**********
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик –
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Я не мамкин сын,
Я не папкин сын.
Я не на елке рос,
Меня ветер снес,
Я упал на пенек –
Стал кудрявый паренек!
**********
У Иванушки жар-птица
Поклевала всю пшеницу.
Он её ловил, ловил
И царевне подарил.
Нет жар-птицы, нет пера,
А тебе водить пора!
**********
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Выбирай поскорей,
Не задерживай добрых
И мудрых людей!
**********
В синем море-океане
Золотой стружок плывёт.
А на острове Буяне
Роща белая растёт.
Станем думать да гадать,
Как ни думай, ни гадай,
Только нас ты догоняй!
**********
Забрался медведь в колоду,
Захотелось ему мёду.
Кто не верит – погляди
И из круга выходи.
**********
Шёл утёнок по дорожке,
Видит он – лежат сапожки.
Стал сапожки он носить,
Выходи, тебе водить.
**********
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
Села кошка на такси.
А котята прицепились
И бесплатно прокатились.
**********
Тинцы-бринцы, бубенцы,
раззвонились удальцы:
диги, диги, диги-дон,
выходи скорее вон!
**********
Цынцы-брынцы, балалайка.
Цынцы-брынцы, поиграй-ка.
Цынцы-брынцы, не хочу.
Цынцы-брынцы, заплачу.
Цынцы-брынцы, дай пятак.
Цынцы-брынцы, выйди так!
**********
Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
**********
Как-то летом по Онеге
Сом поехал на телеге.
Вместо лошади – карась,
Он завез телегу в грязь.
Вязнет, помощи прося,
И ругает карася!
**********
Шел котик по лавочке,
Раздавал булавочки.
Шел по скамеечке -
Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять,
Выходи, тебе искать!
**********
Шышел-мышел,
Взял, да вышел.
**********
Шла веселая собака,
Чики-брики-гав!
А за ней бежали гуси,
Головы задрав,
А за ними - поросенок,
Чики-брики-хрю!
Чики-брики, повтори-ка,
Что я говорю?
**********
Шарага, барага,
По кусту, по насту,
По лебе, лебедке,
Штучка, плетка,
Соколик, вон.
**********
У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко.
Съела его кошка,
Помогали два кота…
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!
**********
Вышли мышки как - то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
**********
Ежик нёс на именины
Полтора куля рябины
И корзиночку опят.
А тебе водить опять!
**********
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф – паф! Не попал –
В лес зайчишка убежал!
**********
Катилась апельсинка,
по имени Иринка.
Уроки не учила
И двойку получила.
Покатилася назад –
Получила ровно пять.
**********
Федя – медя
Съел медведя,
Две коровы, три быка,
Съел хромого гусака,
Съел цыплёнка у ворот,
Пошёл Федя в огород.
В огороде месяц май,
Выходи и догоняй!
**********
Вертолёт, вертолёт,
Прокати меня в полёт.
А в полёте пусто,
Выросла капуста.
А в капусте червячок,
Вышел Ваня-дурачок.
**********
Робот-тобот и винты,
Робот – водит, прячься – ты!
**********
Я вчера летал в ракете,
На далёкой был планете.
Из ракеты той, друзья,
Самый первый вышел я!
**********
Цикал-цикал, мотоцикал,
Все дорожки перецикал
И приехал в Ленинград,
Выбирать себе наряд:
Красный, синий, голубой –
Выбирай себе любой.
**********
Тани-бани,
Что под нами,
Под железными столбами?
Там мышки живут,
Они шапки шьют;
Одна шапка упала
- Мышка - скок - убежала.
Кот Матвей
Побежал за ней!
**********
В гараже стоят машины -
Волга, Чайка, Жигули,
От какой берешь ключи?
**********
Раз, два, три, четыре,
Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я -
Вот и вся моя семья!
**********
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех начну считать опять.
**********
Мы по лесенке бежали
И ступенечки считали:
Раз, два, три, четыре,
Умножаем на четыре,
Делим, делим на четыре –
Получается четыре.
**********
Шерсть чесать - рука болит,
Письмо писать - рука болит,
Воду носить - рука болит,
Кашу варить - рука болит,
А каша готова - рука здорова.
**********
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет,
Скачет
По полям
Тут и там!
Тут и там!
Где проскочет он -
Выходи
Из круга
Вон!
**********
Будет дождик, будет солнце,
Отвори скорей оконце,
Ты из дома выходи
И в игре у нас води!
**********
Суп варили Тобики,
Помогали Бобики,
Прибежали кошки,
Принесли плошки,
Стали кошки плошки мыть,
Выходи, тебе водить.
**********
Стояли березки,
Летели синички
И сели березкам
На ветки-косички.
Попробуй синичек
В листочках найди.
Тебе не найти этих птичек
-Води!
**********
Дождь прошел,
Я гриб нашел.
Буду варить,
А тебе водить.
**********
Раз, два, три, четыре,
Жил гусенок на квартире.
Пять, шесть, семь,
Худенький совсем.
А теперче братцы, восемь,
Мы его сквартиры спросим:
"Ты, неряха, уходи!".
А ты, Коленька, води.
**********
Курица заболела,
Теде водить велела.
**********
Цыган черный в трубу пернул.
Дым валит,
Тебе водить.
**********
Черный цыган в трубу дыхнул,
Дым валит, тебе водить.
**********
Маша, Маша,
Растеряша,
Долго нету Маши нашей.
В круг к нам, Машенька, иди,
Встань в середку и води!
**********
Раз, и два, и три, четыре,
Жили мышки на квартире
К ним повадился сам друг,
Крестовик, - большой паук.
Пять, и шесть, семь, и восемь,
Паука мы все попросим:
- К нам, обжора, не ходи,
Ну-ка, Леночка (любое имя), води!
**********
Катилось яблочко по блюду.
Ты води, а я не буду.
**********
За закрытыми дверями
Стоит попка с пирогами,
Здравствуй, попочка-дружок,
Сколько стоит пирожок?
**********
Раз – два – три – четыре – пять:
Очень просто сосчитать.
Сосчитай до десяти,
А теперь, дружок, води.
**********
Тара-бара,
Домой пора:
Коров доить -
Тебе водить.
**********
В лесу есть ворота.
Филины и совы
Стерегут засовы,
В каждой щелке
Бродят злые волки.
Кто боится там ходить -
Тому водить.
**********
Ехал белый пароход,
А на нем - усатый кот.
Кот записки всем писал.
Что ты водишь, нам сказал.
**********
Покатилось колесо,
Укатилось далеко.
И не в рожь,
И не в пшеницу,
Катит в самую столицу.
Колесо кто найдет,
Тот ведет.
**********
За стеклянными дверями
Сидит Понка с пирогами,
Здравствуй, Поночка, дружок,
Сколько стоит пирожок?
С рисом, с мясом, с колбасой -
Выбирай себе любой.
**********
Птичка по небу летела,
Птичка мне считать велела.
Раз, два, три,
Водить будешь ты!
**********
Пошла муха на базар
И купила самовар.
А в этом самоваре
Мухи дырку прокусали.
Раз – два – три – четыре – пять,
Выходи – тебе искать.
На дрожжах поставим тесто –
Потемней поищем место.
Тесто, тесто, подходи.
Пекарь, пекарь, поводи.
**********
Кады-бады,
Налей воды,
Корове пить-
Тебе водить.
**********
Кады-мады,
Несли воды,
Корове пить -
Тебе водить.
**********
Кады-ляды,
Несли воды,
Корове пить -
Тебе водить.
**********
Тары – бары – растабары,
К нам приехали татары,
Теперь будут с нами жить,
Выходи! – тебе водить.
**********
Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали.
Утром встали, щей поели.
И тебе водить велели.
**********
Чет-нечет, чет-нечет,
Жарко солнышко печет.
Начинаем прятки-
Засверкали пятки!
Кто в канаву, кто в кусты,
А на солнце будешь ты.
**********
Чет-нечет, чет-нечет,
Чет-нечет дрова сечет,
Чет-нечет блины печет,
Чет-нечет пшено толчет.
Все дела наперечет
Переделал чет-нечет:
А четиха - не чета
Чет-нечету - не чета.
Спит она и ночь, и день,
Ей вздохнуть и то уж лень.
А тому, кому водить,
Тот пойдет ее будить!
Литература и интернет-ресурсы:
«Считалочки» Для дошкольного и младшего школьного возраста. «Махаон», 2004
«Календарные песни и считалки» Литературно-художественное издание. Минск. Харвест. 2004.
«Гой еси вы, добры молодцы» Русское народное поэтическое творчество. Москва. «Молодая гвардия». 1979
http
:/
www
.
u
4
eba
.
info
/
schitalochki
/
c
3.
html
Считалки для детей: история считалки, виды считалок, считалки- жеребьевки, заумные считалки, считалки – числовки, считалки – заменки. Коллекция считалок для детей.
Считалки для детей
Во все времена дети играли. А в играх часто нужно было выбрать водящего, разделиться на две команды. Как это сделать, чтобы никому не было обидно? На помощь детям всегда приходили считалки.
Дети уже в 5-6 лет умеют отличать считалку от других жанров фольклора, могут ответить на вопрос: «Что я тебе прочитала – колыбельную или считалку? Загадку или считалку? Сказку или считалку? Почему ты так решил? Докажи, что это…». Выучите с детьми считалки (ребенку достаточно знать 5 разных считалок, которые понравятся именно Вашему малышу) и используйте их в своей обычной семейной жизни, чтобы никому не было обидно при распределении работы или выборе первого водящего в игре или при выборе того, кто первый сделает ход в игре. Дети всегда очень уважают сверстников, которые умеют играть, знают много игр и считалок.
Виды считалок
Первый вид считалок. Считалки — жеребьевки
Считалки – жеребьевки – это считалки для деления в игре на пары или команды.
Пара отходит в сторону и договаривается друг с другом. Например, так: «Я буду дуб, а ты береза». Среди всех ребят выбираются две «матки». Одна мать будет лидером одной команды, а другая – другой. Эту роль выполняют самые старшие или самые авторитетные ребята.
Договорившиеся в сторонке друг с другом игроки в паре идут ко всем ребятам и подходят к двум маткам: «Мать, мать, чего Вам дать: дуб или березу?» В зависимости от того, что выбрала мать в игре игроки из пары расходятся по командам. Следующая пара уже предлагает другие предметы или явления для выбора, например: «Мать, мать, чего Вам дать? Цепи рвать или колокол ломать?»
Считалки — жеребьевки: еще 14 вариантов:
-«Конь вороной или барабан заводной?
— Бочку с салом или казака с кинжалом?
— Шар тесать или по воде плясать?
— Шар катить или воду лить?
— Коней кормить или печи топить?
— С неба стрельца или с земли молодца?
— Дома быть или по морю плыть?
— Сольвья или воробья?
— Шапки или фуражки?
— Наливное яблочко или золотое яблочко?
— Сундук денег или золотой берег?
— Травки – муравки или золотой булавки?
— Лисицу в цветах или медведя в штанах?
— Золотую чашечку или серебряное блюдечко?»
При чтении считалок – жеребьевок Вы, наверняка, обратили внимание на то, что большинство жеребьевок произносятся в рифму. Это неспроста. Сочинение таких жеребьевок – очень веселое дело, которым интересно заняться на берегу реки или в дороге в электричке или в автобусе. Возьмите с собой листок бумаги и записывайте считалки, рифмуя разные слова. Можно специально сочинять абракадабру, словосочетания с юмором. Потом Вы всегда с радостью используете свои собственные считалки – жеребьевки, когда надо будет кого-то выбрать:). Такое занятие, как сочинение рифмы – жеребьевки, развивает чувство ритма и рифмы, поэтический слух ребенка.
Умение ребенка придумать свою интересную и красивую считалку – жеребьевку свидетельствует об уровне его интеллектуального и эстетического развития. Ведь способности малыша проявляются не в том, чтобы запомнить и повторить за взрослым заученную им информацию (как это часто предлагается в современных пособиях по «развитию» ребенка), а в том, чтобы ребенок создать новое из известного. Создать сам, причем с учетом закономерностей и правил, выявив их самостоятельно (в данном случае ребенку нужно подобрать слово в рифму, придумать сочетания с юмором или логическое сравнение двух предметов из одного ряда в одной жеребьевке).
Второй вид считалок. Заумные считалки.
В заумных считалках повторяются бессмысленные звукосочетания. Когда я читаю и слушаю эти тексты, то всегда улыбаюсь. Знаете, чему? Кое-кто говорит, что малыши не в состоянии сознательно выучить сложный текст и вообще речь им не интересна!!! А ведь такой заумный текст учат!!! И легко, потому что происходит это играючи! Да еще и сами такие тексты придумывают с большим удовольствием! И никто не заставляет. А это значит, что если у ребенка нет интереса к языку – то причина не в малыше, а в том, что взрослые не смогли такой интерес взрастить у малыша, не поняли вовремя, как нужны ему игры со словами.
Вот один из примеров заумных считалок – игры детей со словами:
«Эна деу рики факи,
Торба, орба, онба, смаки,
Деу-деу, косметеу,
Смаки бакас!»
Ну как Вам – понравилось? Очень часто я сейчас слышу на улице в ответ на такое бормотание ребенка: «Перестань говорить ерунду!». А ведь для малыша это не ерунда, а большая лингвистическая работа, которая очень нужна для его интеллектуального развития! И ведь дети сами сочиняют такие считалки и передают их друг другу, никто их не заставляет. Почему? Потому что в детстве у любого ребенка — период лингвистической одаренности, он спокойно и радостью как великий лингвист играет со звуками, слогами и словами. Играет без правил и без наших взрослых ограничений, с упоением и свободной фантазией! И развивает в таких играх своих лингвистические способности, которые нужны для освоения и родного, и иностранных языков. Попробуйте тоже почувствовать себя детьми и сочинить вот такую заумную считалку сами или вместе с малышами (у малышей получится даже лучше чем у Вас – по своему опыту знаю, и всегда очень радуюсь за детишек). Если сочините – поделитесь в комментариях, буду очень рада прочитать Ваше творчество.
8 заумных считалок для детей.
«Эны доны трынка нели,
Мисли масли кумпа тели,
Кумпа а
Кумпа бэ
Мисли масли
Кумпа те!»
«Эгэдэ пэгэдэ
Цугэдэ мэ.
Абэн фабэн
Домэнэ,
Икэ пикэ
Грамэникэ,
Дон зон,
Заяц вон!»
«Эники – беники,
Ели вареники,
Эники, беники,
Ба!»
«Лынзы, двинзы,
Тринзы, ланзы,
Пяту, лату,
Пыхтум, быхтум,
Девять, штык».
«Янзы, дванзы,
Три каланзы,
Пята, сота,
Ты красОта,
Стебень, дубень,
Маков крест».
«Эне-бене-рики-таки,
Тюль — буль-буль – калики – шваки,
Деу-деу-кишмадеу.
Бац!»
«Эне-бене – рез,
Финтер-финтер жес,
Эни-бени – раба,
Финтер-финтер жаба!»
Эту считалку я вспомнила, мы ее использовали в детстве в играх во дворе.
«Ази, двази,
Тризи, ризи,
Пята, лата,
Шуби, руби,
Дуби, крест».
История заумных считалок
Рассмотрим последнюю заумную считалку более подробно – она таит в себе загадку – секрет. Какую – сейчас узнаете.
Несмотря на то, что нам кажется, что смысла в этих считалках нет, смысл в них заложен очень и очень древний.
Откуда произошли заумные считалки? В книге «От былины до считалки» Владимир Бахтин предполагает, что в этих самых древних считалках отражены верования древних людей. Раньше считалось, что считать нельзя – нельзя считать гостей, добычу, предметы. Почему нельзя считать вслух? Чтобы духи леса, озера не рассердились на охотника. Существовал прямой запрет на пересчет добычи. А считать нужно было. Вот и считали такими зашифрованными словами: «ази» или «одинцы» – это один, «двази» — это два. И так до десяти. Десять в заумной считалке – это «крест». Крест не случаен. В давние времена при счете после каждой десятки делалась зарубка на особой дощечке. Наверное, Вы слышали выражение «заруби себе на носу», оно оттуда и произошло. Поэтому заумные считалки – это древний шифр, которые благодаря детским играм дошел до нас.
Вот как много интересного рассказали нам на первый взгляд непонятные считалки!
Третий вид считалок: считалки — числовки
Третий вид считалок – считалки – числовки, или считалки с числами . Считалки с числами существуют у детей в разных странах мира. Приведу в пример несколько таких считалок.
«Раз, два – голова,
Три, четыре – платье шили,
Пять, шесть – хлеб – соль есть,
Семь, восемь – сено косим,
Девять, десять — муку весить».
«Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела».
«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал!
Серый зайчик ускакал!»
Интересная история этой считалки: история считалки про зайчика. История этой считалки очень необычна. Ее автор – Ф. Миллер – педагог-словесник и поэт 19 века. Известные строчки «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» были написаны им в подписи к картинке. Но эти строчки так прижились, что до сих пор дети так и считаются. Только продолжение считалок очень разное! В каких-то вариантах зайчик выжил, в какие-то «повезли его в больницу», всё зависело от слов, додуманных детьми к началу считалки. Каких только вариантов считалки ни придумали дети: «Повезли его в больницу – там украл он рукавицу», «Привезли его в больницу – отказался он лечиться» и многие другие.
«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять.
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон.
Убежали мышки вон»
А это тоже не совсем считалка. Это перевод С. Маршака к одной из английских песенок. Но слова стихов так полюбились детворе, что сейчас эти строчки бытуют среди детей как считалка или как слова к подвижной игре.
«Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет».
«Раз, два – голова.
Три, четыре – прицепили.
Пять, шесть — сено везть,
Семь, восемь – сено косим.
Девять, десять – деньги весить.
Одиннадцать, двенадцать –
На улице бранятся, в избе ссорятся».
Четвертый вид считалок – считалки – заменки.
В считалках – заменках последняя строчка – это выход игрока из круга («Шишел – вышел, вон пошел!»). Это самые обычные известные всем нам считалки.
«Стакан, лимон-
Выйди вон!»
«Под горою у реки
Жили гномы – старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звенит:
Диги-диги-диги-дон!
Выходи скорее вон!»
«Аты-баты, шли солдаты.
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты – баты, три рубля.
Аты –баты, кто выходит?
Аты – баты, это я».
«Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет-скачет по полям,
Тут и там,
Тут и там.
Где проскачет он-
Выходи из круга вон!»
«Яблочко катилось вокруг огорода.
Кто его поймал, тот воевода стал.
Слышал, вышел, вон повышел».
«Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди –
Кто не верит – выходи».
«Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес.
Выходи на букву С.
Буква С не подошла –
Выходи на букву А.
Буква А ушла в кино,
Выходи на букву О.
Буква О кончается –
Игры начинаются».
Часто в считалках предлагается выбрать из предложенного текста слово или цифру. И затем считалка говорится до выбранного слова. Например, считалка из моего детства:
«На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей».
Игрок выбирает, кто он (Например: «Портной»), и далее считалка говорится до его слова.
Очень историческое – из детства: «В гараже стоят машины – Волга, Лада, Жигули. От какой берешь ключи?» 🙂
«Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько надо гвоздей?
Не задумывайся, говори поскорей»
Еще одна считалка, и тоже из моего детства:
«Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
Приходите все на чай!
Сколько чаек, отвечай».
Игрок быстро называет цифру до 10, например, 8. Далее все вместе считаем от 1 до этого числа. На каждый счет – показываем рукой на 1 игроке. На кого попадет данное число- число 8 – тот выходит из круга.
А в конце статьи — известная современная песенка — считалка «Мы делили апельсин». Приятного просмотра!
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"