Что сказать ребенку который опоздал на урок. Опоздания подростка в школу по утрам

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодняшняя статья будет посвящена проблеме, которая может затрагивать многие семьи, а именно, как себя вести, если ребенок опаздывает, что делать в подобной ситуации.

Причины

Сложности с утренним пробуждением часто становятся причинами опаздывания в школу

Очень важно вовремя выявить причины, по которым малыш систематически или периодически опаздывает, и начать бороться с ними еще в детском возрасте.

Родители должны понимать, что по мере взросления постоянные опоздания не будут приводить ни к чему хорошему. У молодого человека возникнут проблемы не только в школе, но и в университете, на работе, у него могут появиться сложности даже в устроении личной жизни.

На самом деле причин, по которым ребенок не вовремя приходит на первый урок может быть много, давайте рассмотрим основные из них.

  1. Если ваш ребенок опаздывает в школу, возможно причина не только в нем. Некоторые родители и сами могут постоянно злоупотреблять своим временем. Задумайтесь, может и вы опаздываете на работу и уже давно пришло время это изменить в своей жизни, тем более вы видите, как ваше поведение влияет на поведение чада.
  2. Важно соблюдать режим дня . Чем раньше вы приучите малыша ложиться спать в одно и то же время, кушать, бодрствовать, тем легче ему будет приучить себя к пунктуальности, и вовремя отправляться в школу.
  3. Готовьте ребенка с вечера, собирайте портфель, проверяйте наличие чистой выглаженной одежды, почищенной обуви. Убедитесь в том, что он сделал все свои утренние дела с вечера.

Мой сын по утрам ухаживает за своими питомцами: кормит кота, улитку, муравьев. Эти действия он не может совершить с вечера. Именно поэтому просыпается заранее, чтобы вовремя выйти в школу.

  1. Попробуйте вместе с малышом выяснить, по какой причине он опаздывает. Объясните ребенку, что своими действиями он сможет добиться того, что:
  • его не впустят в класс;
  • он не успеет написать контрольную, начавшуюся со звонком;
  • он расстроит учителя;
  • своим поздним заходом в кабинет и раскладыванием вещей помешает другим детям;
  • на него обидятся друзья, которые хотели пообщаться перед началом занятий.

Как видите причин, по которым дети могут опаздывать несколько. Чтобы определиться с методом решения сложившейся ситуации, желательно вовремя их выявлять. Не забывайте о том, что ребенка нужно приучать к пунктуальности, начиная еще с ранних лет, а также к соблюдению дневного распорядка.

Которые опаздывают всегда, каждый день срабатывает комплекс из нескольких причин. Пока с одной борются, на поверхность выходит другая, тогда предыдущую забывают, решив, что дело не в ней, и спустя некоторое время она снова показывает себя во всей красе. Конца этому нет. Если в доме нет взрослого с хорошими организаторскими способностями, все разговоры с ребенком или его родителями оказываются бесполезными. Семья может сильно напрячься, чтобы исправить положение, и на некоторое время прекратятся, но начнет рушиться что-то другое, очень часто — здоровье.

Ребят, которые чередуют болезни и опоздания, много не бывает. И потому что-то делать специально ради них не считают нужным. А может, зря? А что если заняться этим вопросом, не станет ли всем лучше?

Ребенок, который все время опаздывает, скорее всего чего-то пытается избежать. Может быть, он интроверт, которому трудно переключаться в режим общения со сверстниками? Или он тугодум, для которого мучительно требование быстро соображать и мгновенно отвечать? Или какое-то давнее событие отзывается душевной болью на саму обстановку школы? Или думать лень, а неуспешным быть стыдно? Каждое утро — это переламывание себя.

Школьный психолог может определить наиболее вероятную причину этой , но не может изменить те обстоятельства, которые стали препятствием. Он вызывает родителей и дает им рекомендации, некоторое время работает с ребенком. Если ничто не исправляется, может направить к другим специалистам. До которых ребенка, скорее всего, не доведут, или же там с ним начнут заниматься, а в школе — ждать, когда занятия дадут эффект.

Что может сделать школа?

Во-первых, начать занятия раньше. Начать не с уроков, а с игр, викторин, конкурсов. С призовыми баллами за сам факт участия, чтобы от слабых ребят требовалось лишь прийти и посмотреть. Всего двадцать минут с утра, а результатом может стать и сплочение класса, и появление постоянных дополнительных учебных интересов, и мягкий переход между домашней обстановкой и требованиями учителя.

Во-вторых, надо бы раз и навсегда запретить опоздавшим срывать уроки несвоевременным появлением на них. Но выставить опоздавшего на улицу невозможно, нельзя разрешать слоняться по коридору, не стоит вынуждать отсиживаться в туалете или играть с телефоном где-нибудь под лестницей. Но есть же библиотека. И библиотекарь может быть одним из самых влиятельных педагогов, ведь в его руках вся мощь литературы. Обычно библиотека открывается часов в десять. А почему не в семь? Почему бы не дать некоторым ребятам сосредоточенно поработать с литературой до начала занятий? Традиции такой нет, но, может быть, она нужна?

В-третьих, планшеты с играми и мультиками должны исчезнуть из школы, а вот работающие (бесплатные) игровые автоматы нелишне было бы включать за полчаса до занятий. И новые мультфильмы надо бы показывать в это время на достаточно большом экране. Кто любит играть и смотреть, прибежит в школу заранее. И за десять минут до урока войдет в класс вместе со всеми после прекрасно проведенного времени.

Далее… Некоторые дети с трудом приходят на первый урок потому, что им в школе скучно, невыносимо скучно. Либо урок ведется не так, как они готовы воспринимать, либо, что нередко бывает, учителя учат ученого. Чтобы идти в ногу с классом, порой надо обладать преизрядной тупостью. Войти на урок — значит, выключить ум и душу. Но выключать не хочется, и в этом теперь нет необходимости. Не хочешь на урок — садись за компьютер, бери новые темы, делай контрольные за свой класс, потом за следующий, может, и до вузовских программ доберешься. И когда устанешь и захочется отдохнуть, довольно приятно будет войти в класс к своим друзьям и включиться в сравнительно простую учебную работу.
Фото: Depositphotos

С компьютером можно и искупить вину за опоздание. Опоздал — сделай контрольную работу. Во время изучения такой-то темы на уроке отсутствовал, но изучил ее досконально и доказал хорошее знание при работе с компьютером — распечатай и принеси учителю результат, урок не будет считаться пропущенным. Хорошие обучающие программы требуют гораздо больших интеллектуальных усилий, чем работа на уроке в классе, так что легче не опаздывать.

Представилось, как перед аудиторией с компьютерами выстроилась очередь из трехсот человек…

Многие считают, что опоздание — следствие безнаказанности. Это отчасти верно. Такое жуткое наказание, как вид уходящего поезда, может раз и навсегда научить приезжать на вокзал заранее. Лучше на час раньше, чем на секунду позже. Этот час можно провести в зале ожидания.

Что можно считать залом ожидания в школе? Если устраивать наказания типа «поезд ушел», то зал ожидания для полезного должен быть непременно. Зрительный зал с увлекательным детским сериалом, спортивный зал с футболом или народными играми, или спортивными танцами, комната с играми настольными, компьютерный класс с обучающими программами, лингафонный кабинет, музыкальный класс хотя бы с караоке, мягкий уголок с наушниками, в которых звучат добрые сказки… Обязательно должно быть что-то из этого или, еще лучше, все одновременно.

— Но кто будет за всем этим следить! Это же дети, их на минуту оставить нельзя, они всю школу разнесут! Вы что, не знаете наших детей?!

Ваших, уж простите, не знаю, а наши не разнесут.

Гораздо приятнее иметь дело с пунктуальными людьми, нежели с теми, которые постоянно опаздывают. Но пунктуальность и чувство времени прививается с детства. Прислушайтесь к рекомендациям психолога, директора тренингового центра "Школа успеха" (www.shkola-uspeha.com.ua) Дарии Шевченко, чтобы отучить вашего ребенка от привычки опаздывать.

Почему дети опаздывают

Изначально детям несвойственно иметь . Они постоянно заигрываются, забывают о назначенных делах, просыпают в школу, идя на уроки, отвлекаются. Очень мало детей, у которых пунктуальность в крови и они очень переживают из-за опозданий. Если ребенок систематически опаздывает, этому есть несколько причин.

В силу привычки . Чаще всего привычка опаздывать сформирована, как правило, еще в раннем детстве, и очень тяжело ее преодолеть.

Внутренняя психологическая проблема . Например, если ребенок все время опаздывает на отдельный урок, важно, поговорив с ним, понять, почему это происходит. Возможно, именно с человеком, преподающим данный урок, у ребенка нет контакта. Он чувствует дискомфорт и даже не всегда может сформулировать, почему так происходит, но подсознательно хочет оттянуть время встречи с таким человеком и сократить его, насколько это возможно.

Сложная дорога . Например, если для того чтобы доехать к репетитору, ребенку необходимо использовать несколько видов транспорта и пересадку и он не уверен, сделает ли все правильно, из-за внутреннего переживания он неосознанно остается дома дольше, чтобы как можно на дольше оттянуть встречу с этими трудностями.

Личный пример родителей . Никуда не деться от . Если родители все время опаздывают, то эта привычка переходит ребенку. Потому что, опаздывая на встречу и занятия, ребенок опаздывает вместе с родителями. И если сначала он переживает, то дальше он начинает принимать это как само собой разумеющееся, ведь родители так делают, и он делает также.

Внутренний дискомфорт по поводу пунктуальности . Детям свойственно ощущение одиночества, и им кажется, что было бы лучше, если бы ждали их, вызванивали, спрашивали, где они. Таким образом они пытаются компенсировать дефицит внимания и заботы, которую недополучили в детстве

Как привить чувство времени

Привычку не опаздывать нужно прививать с самого раннего детства, с 6 месяцев. Для этого нужно придерживаться следующих рекомендаций:

Соблюдайте режим дня . Ребенок должен знать, что в определенное время он просыпается и в одно и то же время каждый день . От этого будет зависеть, высыпается ли ребенок. Если ему достаточно времени, чтобы выспаться, рано или поздно он сам, без будильника, будет просыпаться в одно и то же время. Так формируется привычка. В свою очередь, если ребенок выспался и отдохнул, то он полон сил и энергии для того, чтобы реализовать все запланированное на день, будь то поход в школу или выполнение домашних заданий.

Приучайте вовремя ложиться спать . Для этого ребенку очень важны определенные традиции, выполняя которые, он будет ложиться спать без сопротивления. Например, сначала ребенок делает уроки, потом семья вместе ужинает, потом смотрят сказку на ночь, затем следуют гигиенические процедуры, потом вы с ребенком полчаса , а после этого ребенок ложится спать. Если это делать изо дня в день, после гигиенических процедур и чтения на ночь ребенок будет спокойно засыпать.

Учите ориентироваться во времени . Заигравшись на детской площадке, ребенок не чувствует времени. В этом случае, если он просит еще задержаться немного, можно согласиться с ним, но дать ему определенное время, например, 15 минут. Хорошо бы еще надеть на руку часы и показать, где должна быть большая стрелка, когда вы пойдете домой. Если ребенок заиграется и не посмотрит на часы, подойдите, мягко обратитесь к нему и напомните о договоренности. Таким образом вы формируете в ребенке не только чувство времени, но и ответственность, и силу воли, и дисциплину. Без этих качеств навыки приходить вовремя не появятся. Отводя ребенку час на игру, нужно где-то за 15 минут напомнить, что у него еще 15 минут.

Планируйте предстоящий день . Желательно приучить ребенка записывать, что он планирует сделать завтра. Так можно научиться лучше распределять время и более рационально делать его запас, например, на дорогу. Прогнозируя заранее, сколько дел нужно сделать и сколько придется затратить времени на их выполнение, у ребенка не будет нервозности, неудовлетворенности, чувства беспокойства.

Если выполнять рекомендации в течение 40 дней, начнет ломаться привычка все время опаздывать. А если целый год осознанно приучать себя следить за временем, вредная привычка опаздывать превратится в хорошую привычку – пунктуальность.

Татьяна Корякина

Очень сложно правильно спланировать время и собраться на работу. Особенно сложно это сделать, когда в семье дети. Они, как правило, не суетятся, а спокойно и размеренно делают свои дела. Поэтому очень часто родители начинают подгонять ребенка, торопить, что портит утро не только им, но и их чаду.

В такой ситуации родителям надо понимать, что вины малыша здесь нет, просто у них немного другой ритм жизни, они не привыкли постоянно спешить. Ниже приведено шесть способов, как быстро и спокойно собрать ученика в школу.

В идеале, конечно, одежда должна храниться на своих местах, на специальных полочках или шкафчиках, но в реальной жизни, чтобы сборы проходили быстро, одежда должна быть в том месте, где ее проще всего взять.

Положить форму школьника можно в ванной комнате или прихожей, в этом вопросе можно посоветоваться с ребенком. Тоже самое можно сказать и о портфеле. Все необходимые вещи должен лежать в зоне доступности. Но идеальным вариантом станет сбор рюкзака с вечера, это избавит ребенка от суеты с утра.

Сборы с вечера

Многие дети собирают свои вещи с вечера. Если в семье есть первоклассник, то родителям необходимо помочь ему. Можно повесить школьную форму на стульчик в комнате, расческу положить в ванную, туда же и зубную пасту со щеткой. В прихожей на видное место повесить верхнюю одежду. Завтрак также можно приготовить с вечера: положить в чашечку пакетик чая, сделать бутерброды и убрать в холодильник.

Соревновательный момент в сборах

Родители могут сделать вид, что тоже собираются в школу вместе с ребенком. И пусть предложат школьнику устроить соревнование. Победа будет за тем, кто быстрее всех добежит до кнопки лифта. Естественное, у ребенка появится энтузиазм и стимул, чтобы собраться быстрее, чем его родители.

Использование секундомера

Многие дети улучшают свою дисциплину с помощью таймера. Его нужно задавать с интервалом в пятнадцать минут. Можно начать отчет с тридцати минут и сообщать малышу, когда прошло пятнадцать. В течение 30 минут ребенок должен быть собран.

Ругать или хвалить

Многие мамы используют угрозы для стимулирования малыша на сборы. Чаще всего они предлагают поставить под запрет компьютер, телефон, планшет. Такой метод работает, но можно сделать более продуктивно. Например, можно поощрять школьника за каждый день без опозданий. Также можно использовать соревновательный момент в семье: кто меньше всего дней опаздывает, тот выигрывает и получает приятный бонус.

Причина задержки — родитель

Не всегда в опоздании виноват школьник. Возможно, именно один из родителей всех задерживает. Поэтому ему также необходимо планировать свое утро грамотно. Пусть мама или папа держат свои вещи на видном месте, чтобы не пришлось ничего искать и тратить на это драгоценное время.

Почему ребенок бывает медлителен?

Иногда дети бывают очень медлительны. Вы спешите, а ваш ребёнок застывает в задумчивости, еле одеваясь, или копается в своих вещах, пытаясь что-то найти. Вы делаете замечания, раздражаетесь, но чем больше накаляется обстановка, тем медленнее ребёнок передвигается по квартире.

Причин нерасторопности ребёнка может быть несколько:

1. Это особенность темперамента ребёнка.

2. У детей вплоть до 11−12 лет отсутствуют чёткие представления о времени, потому они не понимают, что значит опаздывать и успевать.

4. Таким способом некоторые дети приспосабливаются к ситуации, вызывающей дискомфорт. Например, когда после расставания с родителями ребёнку надо идти к нелюбимой воспитательнице или учительнице.

Что предпринять?

    • Проанализируйте происходящее и поймите, в чём причина медлительности вашего ребёнка, тогда вам будет легче найти решение проблемы. Постарайтесь не спешить и не ругаться.
    • Особенно торопливость нежелательна по утрам. Встаньте пораньше. Пусть утренние сборы проходят спокойно. Залог успеха — это ваше хорошее настроение, тогда и дети станут более послушными. Расскажите что-нибудь смешное.
    • Приободрите малыша. Известно, что детям необходима любовь родителей именно тогда, когда они меньше всего её заслуживают.
    • Если зачастую вы похожи на командира воинской части, отдавая приказы и требуя их немедленного выполнения, то подумайте: чему в такие моменты вы учите ребёнка? Беспрекословному подчинению? Вы считаете это полезным для него в будущем?
    • Не следует распоряжаться и приказывать ребёнку. Разрешите ему встретиться лицом к лицу с последствиями своей медлительности. Опоздает на занятия в школе — пусть получит замечание от учителя. Не успеет на автобус — останется без интересной поездки.
    • Когда ребёнок сам понимает, что опаздывает, не кидайтесь ему на помощь. Посочувствуйте: «Да, жаль, конечно, но у меня тоже много дел».
    • Не будьте занудой. Старайтесь воздерживаться от чтения нотаций. Лучше настройте его позитивно. Скажите: «Я люблю тебя, до вечера». Пожелайте удачного дня.

Заметив положительные сдвиги в поведении, обязательно сообщите об этом ребёнку: «Ты сегодня утром так быстро собрался в школу! Я очень рада», «Уже делаешь уроки? Молодец». Это воодушевит ребёнка и укрепит желание действовать в том же духе.

Как проходит адаптация к школе в 2017 году

Поступление в школу коренным образом меняет жизнь ребенка. Учеба — уже основное занятие, «работа». Детей заставляют точно выполнять определенные задания, концентрироваться на предметах, напрягать память для усвоения материала, долгое время сидеть за партой без привычной свободы движений… Жизнь школьника подчинена системе строгих и одинаковых для всех учащихся правил. Задача родителей — помочь ребенку легче и быстрее адаптироваться.

Вам понадобится

  • — правдиво рассказать о школе;
  • — дать понять ребенку, что вы в него верите;
  • — организовать «рабочее место» дома;
  • — интересоваться школьными делами, но не делать домашние задания;
  • — уметь объяснять.

В такой ситуации родителям надо понимать, что вины малыша здесь нет, просто у них немного другой ритм жизни, они не привыкли постоянно спешить. Ниже приведено шесть способов, как быстро и спокойно собрать ученика в школу.

Правильное хранение одежды

В идеале, конечно, одежда должна храниться на своих местах, на специальных полочках или шкафчиках, но в реальной жизни, чтобы сборы проходили быстро, одежда должна быть в том месте, где ее проще всего взять.

Положить форму школьника можно в ванной комнате или прихожей, в этом вопросе можно посоветоваться с ребенком. Тоже самое можно сказать и о портфеле. Все необходимые вещи должен лежать в зоне доступности. Но идеальным вариантом станет сбор рюкзака с вечера, это избавит ребенка от суеты с утра.

Сборы с вечера

Многие дети собирают свои вещи с вечера. Если в семье есть первоклассник, то родителям необходимо помочь ему. Можно повесить школьную форму на стульчик в комнате, расческу положить в ванную, туда же и зубную пасту со щеткой. В прихожей на видное место повесить верхнюю одежду. Завтрак также можно приготовить с вечера: положить в чашечку пакетик чая, сделать бутерброды и убрать в холодильник.

Соревновательный момент в сборах

Родители могут сделать вид, что тоже собираются в школу вместе с ребенком. И пусть предложат школьнику устроить соревнование. Победа будет за тем, кто быстрее всех добежит до кнопки лифта. Естественное, у ребенка появится энтузиазм и стимул, чтобы собраться быстрее, чем его родители.

Использование секундомера

Многие дети улучшают свою дисциплину с помощью таймера. Его нужно задавать с интервалом в пятнадцать минут. Можно начать отчет с тридцати минут и сообщать малышу, когда прошло пятнадцать. В течение 30 минут ребенок должен быть собран.

Ругать или хвалить

Многие мамы используют угрозы для стимулирования малыша на сборы. Чаще всего они предлагают поставить под запрет компьютер, телефон, планшет. Такой метод работает, но можно сделать более продуктивно. Например, можно поощрять школьника за каждый день без опозданий. Также можно использовать соревновательный момент в семье: кто меньше всего дней опаздывает, тот выигрывает и получает приятный бонус.

Причина задержки – родитель

Не всегда в опоздании виноват школьник. Возможно, именно один из родителей всех задерживает. Поэтому ему также необходимо планировать свое утро грамотно. Пусть мама или папа держат свои вещи на видном месте, чтобы не пришлось ничего искать и тратить на это драгоценное время.

Похожие публикации