Возраст и возрастная норма. Возрастные периоды жизни человека

Половозрастные группы населения и особенности проектирования одежды

Обоснование и выбор методов обработки тесно связан с половозрастными особенностями людей. Потребности человека в одежде определенных форм и размеров зависят от анатомического строения его тела, а также от образа жизни, профессии, возраста и т.д. Форма поверхности тела человека определяется полом, возрастом, конституционными особенностями. Причем наиболее ощутимо влияние возрастных особенностей на форму тела человека. Однако влияние возраста сказывается не только на форме поверхности тела человека, но и на его отношении к окружающему миру, требованиям к одежде, ее художественно-колористическому оформлению, подходу к формированию своего гардероба.

Развитие и рост организма человека в разные периоды неодинаковы. Каждый возрастной период характеризуется своими пропорциями, различные части тела человека растут неодинаково.

Например, голова новорожденного составляет "/4 Длины тела, а у взрослого человека - "/8. Рост других частей тела происходит более интенсивно: длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, длина рук - в 4 раза, туловища - в 3 раза.

С момента рождения до раннего детства организм быстро развивается, масса тела (вес) увеличивается за этот год в 3 раза, а прирост длины тела превышает 20 см.

От года до 3 лет темпы роста ребенка замедляются: годовой прирост длины тела не превышает 9-10 см, а обхвата груди - 2-3 см. У детей этой возрастной группы костные ткани отличаются мягкостью и гибкостью, а мышцы слабые и тонкие, поскольку интенсивно растут в длину. Поэтому утомляемость мышечной системы высокая по сравнению со взрослыми. Кроме того, вследствие большей, чем у взрослых, частоты дыхания и его поверхностного характера возрастает роль кожного дыхания. В эти годы отмечается высокая подвижность, интенсивная жизнедеятельность организма, следствием которых является повышенная теплоотдача. Эти особенности развитая детского организма диктуют жесткие требования к одежде для детей до 3лет ..

Одежда должна обладать высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, быть мягкой, легкой, без грубых и толстых швов, не стеснять дыхания, движений ребенка. Силуэт такой одежды должен быть свободным, застежка должна располагаться в доступном месте и обеспечивать возможность ребенку самостоятельно надевать, застегивать и снимать изделие. Талия не подчеркивается. Линия талии на платьях для девочек смещается в область груди. На брюках – пояс с использованием эластичной ленты, регулируемые по длине бретели, отложные манжеты.

В первый период детства (4-7 лет) отмечается интенсивный рост костей скелета и увеличение длины тела (особенно в возрасте от 5 до 7 лет). В этот период форма и размеры тела девочек и мальчиков не имеют отличий. Движения ребенка в этом возрасте отличаются разнообразием, большей сложностью, по сравнению с предыдущим периодом, и координацией. Особенность детей этого возраста - отставание роста сердца от роста кровеносных сосудов. Поэтому требования к гигиеничностиодежды для детей этой возрастной группы особенно велики .

Одежда должна обеспечивать максимально комфортные условия для функционирования организма. Совершенно исключается применение в одежде синтетических материалов, искусственных кож, пленочных материалов. Использование химических волокон допустимо только в верхней одежде, да и то при условии хорошей воздухопроницаемости материалов. Швы должны быть надежные, прочные (например, цепные с последующим закреплением их отделочной строчкой).

Во втором периоде детства (8-12 лет) наряду с увеличением длины тела увеличивается и его масса. Кроме того, в физическом развитии детей появляются половые различия . Мышечная и костная системы ребенка еще слабы, особенно мышцы спины и позвоночник, вследствие чего дети не способны длительное время поддерживать правильное положение тела, что ведет к ухудшению осанки и искривлению позвоночника. В этом возрасте детям рекомендуются физические упражнения для развития и укрепления мышц и костной системы, поэтому предпочтительны изделия для занятий спортом, достаточно удобные, легкие и гигиеничные. В этом возрасте рост туловища и грудной клетки опережает рост конечностей и одежда должна зрительно увеличивать длину ног и придавать фигуре большую стройность.

В подростковом возрасте отмечается неравномерный рост мальчиков и девочек: девочки в возрасте 10-14 лет растут быстрее мальчиков. Половое созревание девочек обусловливает ускорение их роста, который начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков. Ускорение роста мальчиков начинается с 13-14 лет, а после 15 лет они перегоняют девочек, и эта разница в длине и массе тела сохраняется в последующие периоды. Особенностью развития подростков является увеличение длины тела за счет роста конечностей. Быстрый рост костей обусловливает отставание в развитии мышц, которые лишь вытягиваются по мере роста костей. Это вызывает ухудшение координации движений подростка. Увеличение мышечной силы в этом возрасте способствует возрастанию потребности в движении, занятиях спортом.

Поэтому для подростков необходима одежда, удобная для занятий спортом, свои симпатии к спортивному стилю подростки выражают и в повседневной одежде. Они предпочитают такие виды изделий, как брюки, юбки, куртки, свитеры, комбинезоны. Психологические особенности подростков также сказываются на их одежде. Дети в этом возрасте осознают себя самостоятельной личностью и, стремясь не отстать от других, подражают всему модному. Они предпочитают яркую одежду модных форм. Швы должны быть прочными, отделочные строчки подчеркивают конструкцию одежды.

В юношеском возрасте форма тела и его пропорции почти не отличаются от фигуры взрослого человека. В силу акселерации нынешние юноши гораздо крупнее своих ровесников 60-х годов: по обхвату груди - на 8-12 см, росту - на 20- 25 см, По этой причине шкалы размеров и ростов для этих фигур включают варианты, одинаковые с взрослыми фигурами. Одежда для молодежи не используется до своего физического износа, часто меняется из-за изменения роста или стремления выглядеть модно, не так, как все. Методы обработки должны обеспечивать невысокую цену изделия в сочетании с повышенной прочностью соединения деталей. Цвета яркие, контрастные. Одежда должна быть многофункциональной. Не оформившуюся фигуру скрывает одежда: некоторая мешковатость, большие объемы, обилие деталей, застежек (кнопки, тесьма-молния, тесьма-велькро). Много карманов: различные виды накладных, карманы-портфели. Двусторонняя одежда, использование материалов-компаньонов и.т.д.

К 18 годам фигура, в основном, сформирована, однако психическое развитие в этом возрасте еще отстает от физического. Юноши и девушки к 20-21 годам приобретают самостоятельность в материальном отношении и постепенно в их поведении и предпочтениях проявляется стереотип взрослого человека. Одежда напоминает одежду взрослых, но может быть выполнена из менее дорогих материалов, с использованием менее дорогих методов обработки.

Окончательное формирование фигуры человека в зрелом возрасте происходит за счет мышц и подкожной жировой клетчатки. Одежда людей в зрелом возрасте должна отражать социальный статус человека. Используются высококачественные дорогие материалы, фурнитура, методы обработки, конструкция изделия, различные виды отделки. Методы обработки должны обеспечить высокое качество и отличную посадку изделия на фигуре.

До 35-40 лет фигура взрослых людей изменяется незначительно. Изменение фигуры мужчин и женщин происходит позже - после 50 лет , причем изменения касаются главным образом живота .

Количество подкожной жировой клетчатки в пожилом и старческом возрасте уменьшается, кожа становится менее эластичной, мышцы атрофируются, увеличивается изгиб позвоночника в грудном отделе, что может привести к образованию горба. Взгляды пожилых людей чаще всего (но не всегда) консервативны. Преобладают предпочтения в одежде моды прошлых лет. Цвета спокойные, темные. Предпочтение отдается удобной, долговечной, недорогой одежде, что учитывается при проектировании и на всех стадиях производства одежды. Изделие достигает физического износа. Методы обработки не должны приводить к удорожанию изделия. Швы должны быть прочные, надежные.

Приведенная выше возрастная периодизация отражает морфологические особенности людей обоего пола. Для проектирования и массового производства одежды существует условная группировка детей и взрослых по возрасту. Детей объединяют в пять возрастных групп:

· ясельная,

· дошкольная,

· младшая школьная,

· старшая школьная

· подростковая.

Взрослых условно делят на три возрастные группы:

· младшую (до 29 лет),

· среднюю (30-45 лет)

· старшую (старше 45 лет).

Такая периодизация определяет выбор форм, покроев, цветовой композиции одежды, а также методов технологической обработки отдельных деталей и узлов одежды. Молодежь в возрасте от 14 до 30 лет составляет почти 27% населения нашей страны. Это группа - подростково-молодежная, она неоднородна как по половозрастному и социальному составу, так и по особенностям потребления и требованиям к одежде. Особенностью этой группы является то, что она ведет наиболее активный образ жизни, быстрее реагирует на изменения моды, смелее воспринимает все новое и оригинальное в одежде.

Объем и структура гардероба молодежной одежды изменяются под влиянием ряда факторов - половозрастных различий, социального положения, уровня среднедушевых доходов, места жительства, характера труда, проведения досуга и др. Потребители этой группы устойчиво проявляют тенденцию не к расширению, а к обновлению гардероба. Основной причиной обновления гардероба является изменение моды, особенно в молодежной группе в возрасте 18-23 лет (главным образом студенты и служащие).

Главной причиной обновления гардероба одежды подростков (14-17 лет - учащиеся школ и ТУ) является физический рост. Сроки службы одежды подростков наименьшие по сравнению с одеждой других возрастных групп, поскольку подростки интенсивнее занимаются спортом и ведут очень активный образ жизни и относятся к вещам менее бережливо.

Молодежь при формировании гардероба стремится увеличить количество изделий универсальных, многофункциональных, хорошо комплектующихся с другими изделиями, например курток, юбок, брюк, блузок, пиджаков, свитеров.

Срок службы изделий для взрослых значительно дольше (до полного физического износа одежды). Повышенные требования к качеству одежды требуют более тщательного обоснования модели, конструкции и методов обработки

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость - все жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Жизни человека - это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды
возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели - 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна - начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето - молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень - расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима - угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь - вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек - частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна - время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето - период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень - человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима - период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни - 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление "критических точек"

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй - когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

Еще в прошлом столетии женщина 30 лет считалась пожилой. При поступлении в родильное отделение будущую маму относили в категорию старородящих и одаривали неодобрительными взглядами. В наши дни ситуация в корне изменилась. Сейчас 40-летняя беременная женщина мало кого удивляет. Это обусловлено увеличением продолжительности жизни человека и другими критериями.

Тенденция заставила мировое сообщество пересмотреть существующие возрастные границы. В частности, изменилась классификация возрастов ВОЗ.


При составлении таблицы медики руководствовались улучшением здоровья и внешнего вида человека, повышением способности к деторождению, сохранением работоспособности на протяжении многих лет и прочими факторами.

Градация отдаленно напоминает разделение на определенные группы и периоды жизни, существовавшее в Древнем Риме. Во времена Гиппократа возраст до 14 лет – считался юностью, 15-42 лет зрелостью, 43-63 года старостью, свыше этого – долголетием.

Изменение периодизации, по мнению ученых, обусловлено повышением интеллектуального уровня человечества. Благодаря этому организм самостоятельно тормозит процесс старения, отодвигая увядание и неизбежный конец. Пик интеллектуального развития современного человека приходится на 42-45 лет. Это обеспечивает мудрость и, как следствие, высокую приспосабливаемость.

Согласно статистическим данным, с годами численность населения, чей возраст составляет 60-90 лет, увеличивается в 4-5 раз быстрее, нежели общие показатели.

Этим и другими критериями обусловлено постепенное повышение пенсионного возраста в ряде стран мира.

Влияние возраста на человека

Однако возрастная классификация Всемирной организации Здравоохранения не в силах изменить сознание человека. В отдаленных населенных пунктах люди до сих пор 45 и более лет считают практически предпенсионным возрастом.

Женщины, преодолевшие сорокалетний порог, готовы махнуть на себя рукой. Многие возрастные дамы злоупотребляют алкоголем и курением, перестают ухаживать за собой. В результате женщина теряет привлекательность, быстро стареет. Впоследствии возникают психологические проблемы, усугубляющие ситуацию. Если женщина или мужчина чувствуют себя действительно старыми, то тут уж никакие корректировки в классификации возраста человека по ВОЗ не в состоянии изменить ситуацию.


В данном случае пациент нуждается в качественной своевременной помощи профессионального психолога. Специалисты рекомендуют пересмотреть жизнь и найти в ней новый смысл. Это может быть хобби, работа, забота о близких, путешествия. Смена обстановки, положительные эмоции, здоровый образ способствуют улучшению эмоционального состояния и, как следствие, увеличению продолжительности жизни.

Что касается мужской части населения, она также подвержена депрессивным состояниям. В результате представители сильной половины человечества в среднем возрасте рушат семьи, создавая новые с молодыми девушками. По мнению психологов, таким образом мужчины пытаются удержать уходящие годы.

Сейчас кризис среднего возраста в среднем наступает около 50 лет, возрастая из года в год. Несколько десятилетий назад его пик приходился на 35 лет.

Стоит заметить, что на психоэмоциональное состояние влияет страна проживания, экономическая и экологическая ситуация, менталитет и прочие факторы.

Согласно проведенным ранее исследованиям, реальная возрастная градация и периодизация – иная. Жители европейских стран считают окончание молодости в 50 лет +/-2 года. В азиатских странах многие 55-летние ощущают себя молодыми и не готовы уходить на покой. Это же касается жителей ряда штатов Америки.

Классификация возрастов, принятая Всемирной организацией здравоохранения, это обобщенные показатели, меняющиеся с определенным промежутком. На их основании можно подготовить организм к последующим старческим изменениям, вовремя переориентироваться, найти хобби и т.д.

В каждом случае при градации стоит учитывать индивидуальные особенности человека. Современное медицинское оборудование и технологии дают возможность поддерживать организм в хорошей форме на протяжении долгих лет.

Опрос

Бальзак, описывая внешность героини своего романа «Тридцатилетняя женщина», говорил о «пожелтевшей с возрастом коже лица». Это в тридцать-то лет! Если даже сделать скидку на некоторую доверчивость писателя, и в самом деле принимавшего за правду те цифры, которые считали возможным озвучить молодящиеся светские дамы, всё равно очевидно: в прежние времена люди намного раньше начинали ощущать себя старыми. Гиппократ насчитывал десять периодов жизни человека, которые связывал с перестройкой организма. Эти периоды он объединил в четыре фазы: детство (до 14 лет); зрелость (15-42 года); старость (43-63 года); долголетие (старше 63 лет). В Древнем Риме, видимо, жили дольше. Периоды жизни там выделялись в соответствии с изменением общественного положения индивида: отрочество (до 17 лет, получение тоги взрослого); молодость (до 46 лет, увольнение с военной службы и переход в старший разряд центуриев); преклонный возраст (до 60 лет, прекращение общественной деятельности); старость. Но даже в начале прошлого века жизнь считали практически законченной в сорок лет. В романе Горького «Мать» сорокалетнюю женщину называют старухой.

Не те нынче времена. Мир меняется очень быстро. Ещё в 2005 году большинство опрошенных считали временем наступления старости 50 лет. Буквально за последние семь лет произошли изменения в определении биологического возраста. Всемирная организация здравоохранения разработала новую возрастную классификацию: от 25 до 44 лет - молодой возраст, 44 - 60 лет - средний возраст, 60 - 75 лет - пожилой возраст, 75 - 90 лет - старческий возраст, после 90 - долгожители. Может, это быстрые темпы старения населения планеты вынуждают искусственно повышать пределы работоспособности?

Нет. Ибо новые возрастные границы укладываются в мироощущение современного человека. Согласно проведённому в этом году социологическому исследованию, каждый четвёртый европеец уверен, что старость наступает в 64 года, почти каждый пятый – что в 74 года. Социологические опросы проводились в 31 стране, опрошено более 40 тысяч человек, результаты обобщил британский профессор Доминик Абрамс. Выяснилось, что на Западе 80-летние люди ощущают уход молодости в 52 года, а приход старости - в 69 лет. Женщины отодвигают начало своего увядания ещё дальше. Поменял возрастные рамки и кризис среднего возраста. Полсотни лет назад он наступал в 36 лет, сегодня - в 55.

Некоторые учёные убеждены, что по такому пути пошла эволюция человечества, на нынешнем этапе она заинтересована уже не просто в количественном увеличении населения, как было до сих пор, а в развитии интеллектуальных свойств, самосовершенствовании людей. Сегодня природа затормаживает биологическое старение, умирание организма происходит медленнее, потому что теперь прогресс человечества требует развитого мозга и опыта, присущего представителям старшей возрастной группы. Высшего интеллектуального развития люди достигают после 40 лет, затем приходит мудрость. К семидесяти годам полностью сформирована жизненная, профессиональная и интеллектуальная база, которая может быть использована для дальнейшего развития человечества в биосфере. Численность населения с 60 до 90 лет увеличивается в четыре - пять раз быстрее, чем общая численность населения.

Глас народа

Вписываются ли в мировую статистику дзержинцы? На сколько лет себя чувствуют? Вот ответы некоторых жителей нашего города.

Надежда Фёдоровна, 60 лет:

На 60 лет и чувствую. До 55-ти ощущала себя моложе своего возраста, а как здоровье ухудшилось, так всё сравнялось. А что сейчас люди стареют позже – и физически, и психологически, думаю, правда.

Павел Николаевич Черненко:

В свои шестьдесят жалею, что мне не двадцать пять. Душа, в отличие от тела, молодой может долго оставаться. Душа моя, наверное, двадцатипятилетняя и есть. Это потому, что я всегда видел перспективу, вёл активный образ жизни. Проработал 37 лет в проходке, из них шестнадцать после пенсии, и одновременно ферму держал. Жить надо завтрашним днём, как только одним сегодняшним днём жить начнёшь, так жизнь и остановится.

Надежда Емельяновна:

Мне 59, здоровье подводит, а стареть некогда - на мне муж больной, мама старенькая. Ей уже девяносто, но она лучше меня знает, что ощущение своего возраста не обязательно должно совпадать с паспортными данными: до 78 лет работала, сейчас старается быть в тонусе, делает посильную зарядку.

Мария Яковлевна, 69 лет:

Ну, лет на 65 себя ощущаю. Моложе почувствовать болезни не дают. Они навалились, как только уволилась с работы. А проработала 52 года закройщицей в КБО. Работу любила, в радость было и общение с людьми. Трудовая активность позволяет чувствовать себя моложе и продлевает жизнь.

Определите свои шансы

Этот тест, разработанный зарубежными учёными, поможет вам со статистической достоверностью определить, насколько велики ваши шансы прожить долго.

1. Кардиологические заболевания.

а) Кто из ваших родителей, бабок и дедов переносил преждевременный сердечный приступ или инфаркт (до 60 лет): никто - 10 очков; один или два - 5 очков; трое или более - 0 очков.

б) В последний раз у меня был уровень холестерина (если это неизвестно, вероятно, придётся ориентироваться на привычки в питании): превосходный (менее 200 мг) - 10 очков; средний (220 мг) - 5 очков; плохой (свыше 240 мг) – 0 очков.

в) В последний раз у меня было кровяное давление:

превосходное (120/70) - 10 очков; неплохое (130/90) - 5 очков; плохое (140/95) - 0 очков. (Для большей точности давление надо измерять трижды в течение суток)

2. Удовлетворённость работой.

Отправляясь утром на работу, я чувствую себя: готовым к новым подвигам - 10 очков; готовым работать, но без особого энтузиазма - 5 очков; не заинтересованным - в конце концов, это лишь работа - 0 очков.

3. Курение.

За последние пять лет я: не курил вовсе - 10 очков; курил время от времени - 5 очков; курил постоянно - 0 очков

4. Физическое состояние.

Для определения физического состояния существует множество показателей, таких как координация движений, эффективность функций дыхания, быстрота реакций, деятельность системы кровообращения и т. д. Для самооценки сравните свою нынешнюю физическую форму с той, что была у вас 10 лет назад.

Я чувствую себя: практически так же - 10 очков; кое-что ухудшилось - 5 очков; у меня возникла необходимость прибегнуть к лечению - 0 очков.

5. Удовлетворенность жизнью.

В общем и целом в последнее время моя жизнь складывается: очень удачно - 10 очков; неплохо - 5 очков; не лучше, чем у других - 0 очков.

6. Самооценка состояния здоровья.

В этом году состояние моего здоровья: превосходное - 10 очков; хорошее - 5 очков; среднее или плохое - 0 очков.

7. Уровень интеллекта.

По моему мнению, за прошедший год интеллект:не изменился - 10 очков; изменился незначительно - 5 очков; память и сообразительность стали хуже - 0 очков.

Подведём итоги:

Показатель «отлично» (90 очков) говорит о том, что вы проживете дольше, чем любой средний гражданин (примерно 78 лет для женщин и 72 года для мужчин).

Показатель выше среднего (от 65 до 90 очков) свидетельствует о том, что вы можете прожить на 3 года дольше средней статистической цифры или более, если вы прошли тест в пожилом возрасте.

Средний показатель (45-65 очков) говорит о средней продолжительности жизни.

Показатель ниже среднего (40 очков) говорит о том, что вам нужно обращать больше внимания на свое здоровье.

Для того чтобы получить более точную оценку состояния здоровья, вам нужно принять во внимание следующие факторы:

Возраст. Следует принимать во внимание ваш возраст во время прохождения теста. Если вам за 50 лет, то показатель 75-90 очков говорит об очень высокой вероятности того, что вы - долгожитель. Тот же показатель в 30 лет менее значим.

Ваш жизненный стиль и привычки. При прочих равных условиях регулярный образ жизни коррелирует с долгожительством. Речь идет о регулярном трёхразовом питании, о ежедневном восьмичасовом сне - в одно и то же время и т. д. Люди, состоящие в браке, как правило, живут дольше, чем одинокие. Потребление алкоголя должно быть минимальным, если не нулевым - алкоголизм сокращает срок жизни.

Вес. Лучше всего иметь идеальный вес, хотя лишние 4-6 килограммов тела не являются угрозой. Тучность сокращает жизнь, и опасным уровнем являются 15 процентов лишнего веса. Беспокоить должны также резкие колебания веса в течение нескольких лет.

Подготовила Ирина ЛАЗАРЕНКО.

Украшения для любой женщины является реальным оружием и источником радости, счастливым талисманом. Драгоценностей и украшений никогда не бывает слишком много. Именно поэтому вам стоит заглянуть на наш сайт milady-24.ru/zodiac/kamni-znaka-zodiaka-deva.html, на виртуальных витринах которого вас ожидает множество товаров, ассортимент которых постоянно увеличивается модной бижутерией и различными украшениями из натуральных камней.

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter!

Возрастная периодизация - это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти, и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления криминальной ответственности, пенсионный возраст и др.).

Проблема периодизации

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета - это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета - это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Принципы периодизации

«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века

Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом.

Периодизации

Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского

Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому:

  • кризис новорожденности (до 2 мес.)
  • младенческий возраст (до 1 года)
  • кризис 1 года
  • раннее детство (1-3 года)
  • кризис 3 лет
  • дошкольный возраст (3-7 лет)
  • кризис 7 лет
  • школьный возраст (7-13 лет)
  • кризис 13 лет
  • пубертатный возраст (13-17 лет)
  • кризис 17 лет

Периодизация Эльконина

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:

  • Раннее детство
    • Младенчество (0-1 год)
    • Ранний возраст (1-3 года)
  • Детство
    • Дошкольный возраст (3-7 лет)
    • Младший школьный возраст (7-11/12 лет)
  • Отрочество
    • Подростковый возраст (11/12-15 лет)
    • Ранняя юность (от 15 лет)

Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии.

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона

Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:

  • Младенчество (от рождения до 1 года)
  • Раннее детство (1 - 3 лет)
  • Игровой возраст, дошкольный (4 - 6-7 лет)
  • Школьный возраст (7-8 - 12 лет)
  • Юность (13 - 19 лет)
  • Молодость (19-35 лет) - начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
  • Взрослость (35-60 лет) - период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
  • Старость (от 60 лет) - период, когда основная работа жизни закончилась

Классификация АПН СССР (1965)

В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация:

  • Новорождённые - от 1 до 10 дней
  • Грудной ребёнок - от 10 дней до 1 года
  • Раннее детство - от 1 до 2 лет
  • Первый период детства - от 3 до 7 лет
  • Второй период детства - от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
  • Подростковый возраст - от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
  • Юношеский возраст - от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)
  • Средний возраст
    • первый период - от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
    • второй период - от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)
  • Пожилые люди - от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.)
  • Старческий возраст - от 76 до 90 лет
  • Долгожители - старше 90 лет

Биологический возраст

Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста:

Возрастные периоды у детей

  • Период новорождённости (неонатальный период) - первые 4 недели
  • Грудной период: от 4-х недель до 1 года
  • Раннее детство: 1-3 года
  • Дошкольный возраст: 3 года - 6-7 лет
  • Младший школьный возраст: 6-7 - 10/12 лет
  • Подростковый период:
    • девочки: 10 - 17-18 лет
    • мальчики: 12 - 17-18 лет

Возрастные периоды взрослого человека

  • Юношеский период
    • юноши: 17 - 21 год
    • девушки: 16 - 20 лет
  • Зрелый возраст (1 период)
    • мужчины: 21 - 35 лет
    • женщины: 20 - 35 лет
  • Зрелый возраст (2 период)
    • мужчины: 35 - 60 лет
    • женщины: 35 - 55 лет
  • Пожилой возраст: 55/60 - 75 лет
  • Старческий возраст: 75 - 90 лет
  • Долгожители - 90 лет и более

См. также

  • Возраст
  • Психология развития
  • Якудоси - несчастливые годы жизни в традиционных японских представлениях.

Примечания

Литература

  • Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни Филипп Арьес // Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
  • Психология развития человека. Сапогова Е. Е. // М.: Аспект пресс, 2001, 460 стр.
  • Психология развития. Молодость, зрелость, старость. О. В. Хухлаева // Академия, 2006, 208 стр.; ISBN 5-7695-2635-1;

Ссылки

  • Проблема возраста и возрастной периодизации

Различают следующие возрастные периоды человека:

1. Детский возраст - от рождения до начала периода (12-13 лет).

2. Подростковый возраст (период полового созревания) - от 12-13 до 16 лет у девочек и от 13-14 до 17-18 лет у мальчиков. Этот возраст характеризуется резким увеличением длины тела с годичной прибавкой 5-6 см. К 15 годам (по сравнению с новорожденным) утраивается и достигает в среднем 158 см у мальчиков и 156 см у девочек. Вес тела соответственно равен 48 и 49 кг. К 14-15 годам появляются все постоянные , кроме зубов мудрости. В этот период наступает один из важнейших возрастных кризисов - пубертатный, в основе которого лежит изменение функции эндокринной системы организма, что ведет к появлению вторичных , наступлению менструаций у девочек и появлению у мальчиков. Общий обмен веществ в организме становится интенсивным, но неустойчивым, лабильным. Психическая жизнь подростка очень сложна и неустойчива и требует от педагогов, врачей и родителей большого такта и выдержки.

3. Юношеский возраст - от 16 до 25 лет у женщин и от 17 до 26 лет у мужчин. Характерно замедление роста, среднегодовая прибавка - 0,5 см. В этом возрасте обычно появляются зубы мудрости.

4. Взрослый возраст - от 25 до 40 лет у женщин и от 26 до 45 лет у мужчин. Период относительной стабилизации морфологических и обменных процессов.

5. Зрелый возраст - от 40 до 55 лет у женщин и от 45 до 60 лет у мужчин. В этот период наступает второй важнейший возрастной кризис - , особенно ярко проявляющийся у женщин. Климакс связан с угасанием функций половых желез и перестройкой ряда гормональных систем организма. Психическая сфера и обмен веществ характеризуются значительной лабильностью.

6. Пожилой возраст - от 55 до 75 лет у женщин и от 60 до 75 лет у мужчин.

7. Старческий возраст - свыше 75 лет у женщин и у мужчин. Начинает развиваться общая инволюция организма.

Иногда предлагают выделять специальный возраст долгожителей для лиц 90 лет и старше.

Точное определение возраста имеет важное значение в клинике и судебно-медицинской практике. О возрасте можно судить на основании данных о росте, весе тела, количестве зубов, состоянии кожи. С возрастом на лице человека появляются морщины. К 20 годам - лобные и носо-губные, к 25 годам у наружных краев позади ушей, к 30 годам - подглазничные, к 40 годам - шейные, к 55 годам - на мочках ушей, кистях рук, подбородке. Однако все эти критерии являются весьма относительными.

Более точным методом установления возраста является определение (рентгенологически) так называемого . В основе его определения лежат закономерности в окостенении , связанные с возрастными периодами. Так, например, точки окостенения в дистальном эпифизе лучевой кости появляются в 12-14 мес. у девочек и в 16-18 мес. у мальчиков. в дистальном эпифизе локтевой кости соответственно в 19 и 20 лет. Как правило, для определения костного возраста пользуются снимком кисти и дистального отдела костей . Зная время появления точек окостенения и синостозов, можно с большой степенью точности установить возраст человека.

Возрастные периоды у детей . Для периода детства характерны постоянное развитие и рост организма ребенка. Между отдельными стадиями развития нет строгой грани.

Детскому возрасту предшествует период , в котором различают стадию эмбрионального развития (первые 3 мес.) и стадию плацентарного развития (с 3-го по 9-й месяц).

Внеутробный период развития делится на несколько периодов: 1) новорожденности, продолжающийся до 4 недель жизни; 2) грудной возраст, длящийся от 4 недель до 1 года; 3) преддошкольный, или ясельный,- от 1 года до 3 лет; 4) дошкольный (период детского сада) - от 3 до 7 лет; 5) младший школьный - от 7 до 12 лет; 6) старший школьный (подростковый, или период полового созревания) - от 12 до 18 лет (см. выше).

Период новорожденности характеризуется незаконченностью развития всех органов и систем. В этот период происходит приспособление детского организма к условиям внешней среды. Недостаточная функциональная способность различных органов является причиной развития ряда расстройств, при которых трудно провести грань между физиологическим и патологическим состояниями (физиологическая и , физиологическая убыль веса и другие). Новорожденный чрезвычайно восприимчив к кокковой инфекции, что требует максимальной в уходе за ребенком такого возраста (см. ).

Грудной возраст . Для периода грудного возраста характерны интенсивность роста и развития организма ребенка, что обусловливает относительно большую потребность в высококалорийной пище и требует правильной организации питания. При нарушении качества и количества пищи возможны расстройства питания и . Ввиду относительной функциональной слабости органов пищеварения ребенок питается преимущественно молочной пищей. В этом периоде ребенок также беспомощен и требует специального ухода.

У ребенка грудного возраста формируется первая сигнальная система. Дети начинают узнавать предметы и лица ориентируются в окружающей среде.

Быстрая истощаемость центральной нервной системы. требует большого количества часов сна и правильного чередования сна и бодрствования.

Слабость иммунобиологических защитных механизмов делает детей первых месяцев жизни более подверженными септическим процессам. В 2-5 мес. ребенок наиболее беззащитен к инфекциям в связи со снижением пассивного и недостаточной выработкой активного приобретенного иммунитета. В грудном возрасте характерно проявление конституциональных аномалий, чаще всего экссудативно-катарального диатеза (см. ).

Преддошкольный возраст по своим биологическим особенностям имеет общие черты с грудным и дошкольным возрастом. К концу первого года, особенно после двух лет, усиленно развивается . В этом возрасте требуются соответствующие организационные мероприятия, обеспечивающие правильный режим, воспитание, достаточный отдых и дальнейшее развитие ребенка. В преддошкольном возрасте острыми инфекциями учащается главным образом из-за недостаточной выработки активного иммунитета. Это требует своевременной ребенка, а также проведения мероприятий, предохраняющих ребенка от заражения.

Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью ребенка, его активностью. Дети гораздо шире включаются в спортивные занятия.

В этом периоде детства особенно важно правильно организовать подвижные игры, ручной труд и т. д. При выработке режима дня, особенно организации прогулок, надо помнить, что ребенок очень быстро устает при медленной безостановочной ходьбе. В дошкольном возрасте учащаются бытовые и уличные травмы; значительно возрастает заболеваемость острыми инфекциями.

Младший школьный возраст характеризуется усиленным развитием мускулатуры, но рост ребенка несколько замедляется. Ребенок развивается в школьном коллективе и живет его интересами. Занятия физкультурой следует организовать так, чтобы они ребенка не утомляли, а способствовали повышению процессов обмена и функций всех систем организма.

При значительной школьной нагрузке, неправильной организации сна и отдыха возможно развитие невротических реакций. Для младшего школьного возраста характерна высокая заболеваемость острыми инфекциями, появляются заболевания, редко встречающиеся в преддошкольном возрасте ( , функциональные сердечно-сосудистые расстройства и другие).

Старший школьный возраст . В физиологическом отношении характеризуется созреванием половых желез. половых желез резко изменяют течение всех жизненных процессов и влияют на функциональное состояние нервной системы. У подростков происходит ряд сдвигов в (неустойчивость пульса, и т. д.).

Отмечаются также неровность настроения, повышенная раздражительность, утомляемость. В подростковом периоде постепенно сглаживаются и исчезают морфологические и физиологические особенности, которые отличают ребенка от взрослого. Течение болезней приобретает клинические черты, свойственные взрослым. См. также .

Похожие публикации