Венчание. Чем церковный брак отличается от обычного? О повторных браках и венчании

Я венчана с первым мужем в 1994 году, через год мы развелись с ним. Молю Бога о прощении, развод с первым мужем произошел по моей вине. Теперь у меня другая семья, 8 лет мы в официальном браке, долго не было деток. А недавно, как благословение, у нас родилась дочь. Очень мучает осознание того, что Церковью этот брак не благословлен. Можно ли что-то сделать в моем случае? Я понимаю, что в вопросах веры о компромиссах не может быть и речи, но все-таки есть ли надежда? Ольга врач Георгиевск 12 ноября 2010г. Уважаемая Ольга, Церковь наша разрешает второй и, в крайнем случае, третий законный церковный брак. Стороне, виновной в распадении семьи, назначалась епитимья для исправления, поэтому разумно будет Вам описать Вашу ситуацию на исповеди священнику и поступить так, как он посоветует.

О том, почему венчанный брак может распасться…

Внимание

Я же больше не изменял, никогда не бил жену, не пьянствовал, все в дом! работал, заимели дачу- стали много времени проводить на земле, все 5лет жена сидела с ребёнком не работала. Обстировала, кормила, ухаживала.Потом интим стал другим, глаза у жены изменилисьЯ становился ей противен, говорила у нас нет семьи, мы не разговариваем совсем, ты сидишь за компьютером особенно зимой, все хуже и хуже отношения становились.Потом она собрала вещи, ребёнка и ушла.

Начала работать.Я думал перебесится и вернётся, звал её обратно.Сейчас 7 месяцев не живём вместе, ребёнка я вижу периодически, пока не изменял ей, деньги отдаю в срок.Жена говорит давай разведемся по человечески, и все, я не хочу с тобой больше ничего, ты для меня только отец ребенка.Я исповедовался в своих старых грехах т.к.

Распался венчаный брак, как быть с новым?

Важно

В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа. В целях духовного воспитания брачующихся и содействия укреплению супружеских уз священники призываются к тому, чтобы в беседе, предшествующей совершению Таинства Брака, подробно разъяснять жениху и невесте идею нерасторжимости церковного брачного союза, подчеркивая, что развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода.

Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода.

“дай душе волю – захочет и боле”. когда распадается брак…

Без согласия жены или мужа, в одностороннем порядке, дозволение на расторжение брака получить нельзя. Вина за распавшийся брак лежит на обоих супругах, поэтому в прошении следует молить о прощении.
Кроме, собственно, прошения, необходимо написать историю своих семейных взаимоотношений и причин, приведших к распаду семьи. К прошениям прилагаются копии свидетельства о расторжении брака и свидетельства о венчании.
Основываясь на обеих изложенных версиях событий, архиепископ вынесет свою резолюцию. После этого духовник выдает документ о решении правящего архиерея супругам на руки.

Этот документ является подтверждением о прекращении действия брака между супругами. Архиепископ вправе наложить епитимью на одного или обоих супругов.

Поэтому просьбу о заключении второго брака после расторжения первого придется отложить, иногда на весьма продолжительный срок.

Брак — нерушимое таинство

Инфо

Священники советуют в случае, если брак не удается сохранить, молиться. Молиться о сохранении семьи или чтобы Господь направил вашу дальнейшую жизнь согласно своей Всеблагой воле.
Однако человек слаб, и в жизни случается всякое. Часто женятся молодыми, не обдумав как следует этот серьезный шаг, венчаются по настоянию родителей или в угоду моде, потому что в церкви интерьер красивый. По «жестокосердию нашему» Моисеем была дана возможность расторгнуть благословленный брак, «…разводиться с женами вашими» (Мф.5:32, 19:8).
Но и в этом случае, развод и вступление в новый брак сопровождается целым рядом условностей, в том числе и юридического характера.

Если брак распался, можно ли развенчаться

Может ли в каких-то случаях развод иметь спасительное значение, например, если на него получено благословение архиерея, проведшего определенное расследование обстоятельств наметившегося разрыва супружеских отношений? Или как выбрать меньшее из зол? Как быть, когда положение становится, как говорится, безвыходным? В таких случаях Церковь по-матерински уступает и молчит.Собор Русской Православной Церкви в 1917–18 годах положил каноническим основанием к разводу факт препятствия церковному воспитанию детей одного из супругов. Какие еще могут быть церковные основания для церковно-канонического разрыва брачных отношений?Позиция Церкви, как видно из православного Предания, в случаях, когда нет правильного церковного воспитания детей со стороны одного из супругов, такова: другой из супругов должен проявлять терпение и верою и молитвой привести ко Христу неверующего супруга.

«все! я от тебя ухожу!»: 1638 венчаний и 901 развод

Когда развод неминуем по настоянию одного из супругов, как смягчить душевную боль и страдания другого супруга? Обращение ко Христу пострадавшей стороны поможет ей почувствовать облегчение и утешение. Чем ближе мы сами ко Христу, тем больше живем Им опытно, строим отношения с Богом не как отвлеченную идею или философию, а как живое общение двух личностей; тем большие придаются смысл и содержание нашей жизни; стяжаем самопознание, познание Божественного Промысла о нас; можем любить каждого человека.


Общение со смиренным и кротким Иисусом Христом (см. Мф. 11, 29) и нас делает кроткими и смиренными, и тогда решаются все наши проблемы, тогда упокоевается наша душа.

Прихожанка.ру — женский православный форум

Социальную концепцию РПЦhttp://www.wco.ru/biblio/books/koncep1/Main.htm В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим.

Вопросы настоятелю / церковный развод

У таких детей много душевных ран, которые в большинстве случаев скрыты от постороннего глаза. Если с нашей помощью эти дети полюбят Бога, думаю, что будут решены все их душевные проблемы.
Любовь к Богу лечит все. Где нет человеческого утешения, туда приходит божественное утешение. Все психологические и иные проблемы, с которыми может столкнуться чадо разведенных родителей в межличностных отношениях с другими людьми, преодолеваются, исцеляются во Христе.

Отец Ефрем, какова доля ответственности супругов за развод, когда они разводятся, не имея на то канонических церковных оснований? Ответственность разделяется ровно пополам. Однозначно, что неправильно поступили, когда развелись, но, как бы то ни было, мало-помалу должны заново обрести себя с церковной и общественной точки зрения.

Этого можно добиться с помощью духовника. Кроме этого, у обеих сторон должно быть самое искреннее и с великой любовью отношение к воспитанию детей, супруг же, который уже не живет с детьми, должен заботиться и о их пропитании. Геронда, как поступать в ситуации, когда, например, муж живет своей жизнью, своими интересами, не проявляет должной заботы ни о материальном благополучии семьи, ни о духовном и церковном воспитании детей? Ни в коем случае нельзя отчаиваться.

Обратимся к нашей матери Церкви. Оттуда можем почерпнуть настоящее утешение.

Если распадается венчанный брак

Рубрика: Семейная рубрика. О том, почему венчанный брак может распасться… Добрый день, дорогие наши посетители! Ведь говорят, что Таинство Венчания скрепляет брак навечно. Так почему же распадаются венчанные семьи? Потому, что люди подходят к Таинству святого Венчания – как к старинному древнему обряду, без серьезности и ответственности.
Клятвы верности произносятся, как обычные слова, необдуманно и бессмысленно. Да и дальнейшая семейная жизнь проходит в пустых мечтах и заботах, в погоне за призрачным и неполезным.


Опытные священники советуют вначале проверять свои чувства на серьезность, перед таким ответственным шагом, как супружество.

В христианстве принято обращаться за благословением в церковь, и штампа в паспорте недостаточно для того, чтобы жить вместе. Но среди людей появилась традиция обращаться к не сразу. Считается, что именно венчание помогает сохранить отношения, если существуют какие-то непонимания и разногласия, поэтому люди идут в церковь, когда в семье есть проблемы. Некоторые пары решаются на этот шаг, чтобы найти общий язык.

Помощь бога

Верующим людям венчание может помочь. Во время торжественной церемонии пара будто просит у всевышнего поддержки, и если при этом верит в помощь, то она происходит. Но это срабатывает не у всех, так как сила веры имеет значение. Будущие супруги сначала принимают решение, взвешивают все положительные и отрицательные стороны, ведь нельзя к этому относиться поверхностно. Своим решением они заявляют перед близкими, перед священником и высшими силами, что готовы терпеть все сложности, что не ошиблись в выборе.

Венчание накладывает большую ответственность. И понимание, что расторгнуть такой союз нельзя, помогает людям приспосабливаться, искать компромиссы. Люди осознают, что после данной процедуры уже нельзя просто хлопнуть дверью и уйти, что теперь брак будет сохранен до старости, а значит проще искать решение, а не убегать от проблем. Такая позиция делает жизнь проще, лишенные выбора супруги стараются быть счастливыми.

Венчание для неверующих

Если же молодые люди не верят в бога, то для них венчание лишь красивый обряд. Они с удовольствием проходят его, но не придают большого значения. Для них он не несет глобального смысла, а значит и нарушить данный обет совсем не сложно. Отсутствие особого отношения не позволяет говорить о надежности таких уз.

Даже если только один супруг настаивает на венчание, а второй не верит в эту помощь, маловероятно, что обряд поможет сохранить отношения или сделает их лучше. Особенно не стоит идти на такой шаг в начале семейной жизни, ведь через некоторое время может произойти многое, «розовые очки» пропадут, а быт внесет свои коррективы.

Чудесные случаи

Существует сотни историй, которые рассказывают о том, что именно после венчания пары стали жить лучше. Есть повествование, что после этого события в церкви в паре, которая страдала бесплодием, появлялись дети. И эти разговоры являются правдой, но дело именно в вере, в искреннем отношении к церкви и богу. Прежде чем решиться на этот шаг, подумайте, а вы уверены в вашем союзе, можете ли гарантировать, что через 20 лет ничего не изменится?

Проводить венчание и регистрацию в можно не одновременно. Некоторые пары идут в церковь только после того, как проживут вместе не менее 10 лет. Они сначала проверяют свой союз, чтобы убедиться, что не ошиблись, а только потом заявляют о своем выборе. Это взрослое взвешенное решение, которое делает брак действительно более надежным.

Какой смысл заключает в себе венчание, и какие последствия влечет за собой измена в браке, заключенном церковью? Можно ли простить прелюбодеяние мужа и как сохранить взаимопонимание в семье после него? Найти ответы на эти и другие вопросы можно, прочитав эту статью.

Значение обряда венчания

Обряд венчания священен, он благословляет влюбленную пару на совместную жизнь в любви и взаимопонимании. Пары, решившие обвенчаться, показывают всю серьезность своих намерений в брачном союзе.

Очень часто обвенчавшимся людям кажется, что этот обряд гарантирует счастливую семейную жизнь без каких-либо испытаний и препятствий. Но это чувство ложное. Христианство вообще не может ничего гарантировать, оно просто призывает людей следовать заповедям и жить по законам Божьим.

Влюбленные же считают, что церковные обряды действуют сами по себе и предоставляют им определенный перечень благодеяний. Любое из Таинств, проведенных церковью, открывает возможность для получения спасения, прощения или семейного счастья через постоянный труд.

Обряд венчания – есть начало совместного пути, дающее возможность супругам взрастить жертвенную и взаимоотдающую любовь, наполняющую каждого из них. А для этого нужно пройти через подвиг, через самоотдачу, через крест.

Измена в венчанном браке

Супружество, даже заключенное без венчания — это соитие двух людей в единую плоть для любви и продолжения рода. Любовники же соединяются для свершения греховного деяния — блуда.

Св. апостол Павел говорит: «совокупляющийся с блудницей станет одним телом с ней» . То есть прежний союз будет разорван.

Несправедливо мнение, что основой предательства в супружестве является лишь сексуальная потребность. Очень часто человек ищет на стороне совсем другое. Так, любовница позволяет мужчине чувствовать себя сильным и уверенным в себе, а жена уже наизусть знает все его недостатки.

Иногда влюбленные вдруг понимают, что прежние чувства исчезли, и осталась лишь пустота. В этом случае люди изменили друг другу не физическим актом, а разделением на «мое» и «твое».

Когда человек решает, что владеет чем-то, что не должно принадлежать его «второй половине» и чем он не собирается делиться (любая мелочь от пристрастий до ), то это очень опасно для брачного союза. Все должно быть общим — даже родители одного из супругов становятся родителями для второго.

Измены же физически – есть нарушение Божьей заповеди, за которым обязательно последует наказание. И даже венчанный брак не способен уберечь пару от измены — она зависит от многих факторов: как личных качеств и , так и от внешних обстоятельств.

Таинство венчания лишь напоминает людям о том, что союз двух сердец должен быть священен, и измены после свадьбы должны быть полностью исключены.

Более того, люди, принявшие такое решение, должны понимать, что не изменять после венчания так же важно, как и соблюдать другие простые христианские правила, например, креститься, ходить в церковь или следовать советам батюшки.

Измена в отношениях венчанной пары — это нарушение обета и церковных правил. Оно свидетельствует о пренебрежении и неуважении друг к другу, а также неумении жить согласно Законам Божьим.

Что делать, если муж/жена изменяет после венчания?

Каждому священнику знакома ситуация, когда человек, столкнувшись с супружеской изменой, совершенно не знает, что делать и как теперь жить.

Он просит благословения на или на дальнейшее совместное проживание, то есть просит совета. Но однозначного ответа здесь дать нельзя.

Как бы трудно ни было, но принять решение о расставании с изменником или его прощении может только сама жертва измены, потому что жить в браке, куда пришла такая беда, придется ему самому.

Евангелие хоть и называет прелюбодеяние единственной настоящей причиной для развода, оно не повелевает расставаться. Каждая ситуация уникальна, как и причины и обстоятельства измены.

Готовы ли , зависит только от них. Да, измена — это слишком серьезный грех и очень тяжелая травма для всех членов семьи. Далеко не все способны жить с изменившим супругом, даже если тот искренне покаялся.

Многие из жертв супружеской измены уходят в глубочайшую депрессию. Конечно, они обязательно переживут и отчаяние, и чувство, что все навсегда разрушено.

Но такое состояние родителя, да и сама ситуация в целом очень сильно . Даже не травмирует их так, как разрушение семьи, поскольку это предательство, которое навсегда оставляет внутри души незаживающую рану. Многие женщины, переживающие измену мужа, пытаются сделать эту ситуацию максимально незаметной для детей.

Но даже трудно представить, что ей это удастся, потому что, находясь в депрессии, она способна лишь механически исполнять свои родительские обязанности. Здесь, наряду с необходимостью постоянного посещения храма, покаяния и , лучше обратиться к врачу, который при необходимости назначит курс лечения.

При желании церковь советует снова смотреть в глаза, заботиться о друг друге, вместе проводить время — разговаривать за чаем, посещать культурные места или гулять в парке .

То есть сделать жизнь общей. А этот тяжелый эпизод, возникший на пути, воспринять как урок. Важно понять, что делалось не так, простить и вновь искренне полюбить.

Иногда человеку, столкнувшемуся с изменой близкого, советуют отомстить для облегчения. Но люди, в отчаянии решившиеся на подобное деяние, будут чувствовать себя намного хуже. Здесь имеет место двойная травма — предательство супруга и уничтожение себя грехом.

Разделения понятий измены в венчанном и в невенчанном союзе нет, есть люди — верные или неверные. Помните, что нельзя жить в обиде и ненависти и, если нельзя простить, лучше отпустить и разделить пути.

Последствия прелюбодеяния в венчанном браке: ответы священника

Заповеди не случайно гласят «не убий», а затем сразу «не прелюбодействуй». Убийство и измена практически равнозначны по своей разрушительности.

«Люди, переживающие измену, испытывают чувство, будто их убивают, и эта смертельная рана не заживает никогда» — говорит настоятель храма, протоиерей Алексий Уминский.

Нехранящий верность своей жене или мужу обязательно погибнет, даже если имеет тысячи добродетелей.

Блуднику нельзя войти в Царство Небесное, поскольку совокупляться с незаконным супругом — тяжкий грех, прелюбодеяние, за которым непременно последует соответствующее наказание. Поэтому прелюбодей вредит больше себе, чем своей «второй половине».

От свершившегося прелюбодеяния происходят великие бедствия, разрушающие дома, от него иссякает любовь, и уничтожается все хорошее внутри человека и вокруг него.

Можно ли искупить грех?

Прелюбодеяние — один из семи смертных грехов и нарушение седьмой Божьей заповеди. Любой может сойти с истинного пути и согрешить. Священники утверждают, что нет непрощенных грехов, есть грехи нераскаянные.

Совершенный грех невозможно искупить самостоятельно, нужно просить милости у Христа. Просить его, чтобы он помиловал вас за нарушение Его воли и заповеди. Только раскаявшись и исповедовавшись у священника, можно получить прощение Искупителя.

Чтобы получить прощение и облегчить свою участь, нужно сделать следующее:

  • поститесь три или более дней;
  • читайте молитвы по утрам и вечерам;
  • исповедайтесь священнику в грехе, при этом расскажите ему и о других своих пригрешениях, вольных или невольных;
  • причаститесь.

Отнеситесь к этому очень ответственно и серьезно. Лучше исповедаться вечером перед Причастием, чтобы во время утреннего Богослужения ничего не отвлекало согрешившего от искренней молитвы.

Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Почему близость невенчанных является смертным грехом? Господь Бог сотворил мир совершенным и для поддержания этой первозданной гармонии положил законы. Если люди нарушают законы физического мира, то возникают гибельные последствия - от травм и увечий до широкомасштабных катастроф, подобных Чернобыльской аварии. Законы даны и духовному миру. Там нет хаоса. И когда в условиях массового неверия большинство людей не знает и знать не хочет законы невидимого мира, возникает духовный Чернобыль, разрушительные последствия которого мы наблюдаем.

Считается ли грехом невенчанный брак?

Развенчиваться даже не приходите, потому что я совершу смертный грех над вами обоими! Надо сказать эти слова, другие слова! Вы понимаете, что я утрирую, сгущаю краски, ёрничаю немножко, но суть остаётся сутью: правильные слова сказать человеку надо, иначе всю эту дрянь Господь будет драть с моей шкуры. С моей, со священника. Ты зачем здесь нужен? Ты почему молчишь? Ты почему в профанацию превращаешь церковные Таинства? Вот такие штуки, а вы говорите… Надо не только венчаться, надо расписываться! Двусмысленность нашей жизни не позволяет нам вести абсолютно духовную жизнь без всякой привязки к государственным формам. Нам нужно расписываться тоже, хотя бы потому, что есть такие фокусы, например.
Приходят люди и говорят: «Мы к вам ходим в церковь полгода уже, мы не любим государство… Мы духовные и мы хотим венчаться.

Развод после венчания

Истинное чадо Христовой Церкви должно жить верою - не логикой, не человеческими ухитрениями, не жалуясь на свою судьбу, как неверующие люди. Каждый из нас в какой-то момент своей жизни возьмет свой крест - великую скорбь и испытание - но, какими бы они ни были тяжелыми, мы никогда не должны впадать в отчаяние. Доверяясь Промыслу Божиему (т. е. заботе Бога о нас - пер.), мы должны с духовным благородством продолжать свой жизненный путь, и наш Отец Небесный, видя наше терпение и веру, даст нам то, чего желаем.


Часто это приводит к разводам.

Проблемы повторного брака

Конечно, не хочу сказать, что у нововенчанных будет вся жизнь покрыта цветами - это утопия. Будут и трудности, и скорби, и испытания, но все это должно не разъединять, а больше соединять супружескую пару. Муж и жена должны чувствовать, что они уже не две, а одна плоть, и жить этим благословенным единством в любви, в браке до конца дней.

Внимание

При разрушении брака, по сути, разрушаются личности супруга и супруги - ставшее единым расчленяется. Также неисчислимы психологические травмы, которые наносит развод родителей детям. Эти раны не всегда сразу дают о себе знать (хотя зачастую бывает и так), но всю оставшуюся жизнь подсознательно дети будут от них страдать.


Многие дети разведенных родителей, когда достигают брачного возраста, избегают вступать в брак только потому, что боятся развестись, как это сделали их родители.

Post navigation

В таинстве венчания человек получает благодать. Я сам венчался со своей женой после десяти лет брака, когда у нас уже был ребенок. И вы знаете, это была такая удивительная радость, как будто наша жизнь началась заново… Когда люди венчаются, а потом разводятся, это очень большой грех. Дело в том, что Церковь смотрит на брак не как на союз психологически совместимых людей, а как на подвиг, на школу любви.


Инфо

И если уж ты решился соединиться с человеком, то должен эту школу пройти до конца. Просто так на брак Церковь не благословляет. Когда юноша и девушка из нашего прихода хотят повенчаться, мы год испытываем их, и они обязательно должны вести целомудренный образ жизни до брака. Если же ты получил благословение Божье на брак, нужно терпеть до конца, не изменять.


На самом деле в поисках нового мужа или жены нет никакого смысла. Люди мало отличаются друг от друга.

Вопрос священнику

Не так давно я стала верующей, крестилась. Некоторое время назад была на исповеди, и священник, выяснив, что мы с мужем не венчаны и муж мой - неверующий, сказал, что мы живем с ним во грехе. Я в совершенном недоумении: что мне теперь делать? Неужели развод - единственное, что предлагает Церковь таким, как я? Отвечает протоиерей Димитрий Карпенко, секретарь Белгородского и Старооскольского епархиального управления, заместитель главного редактора журнала «Новый ковчег»: Судя по Вашим словам, священник, к которому Вы обратились, был неправ. Возможно, он как-то неаккуратно выразился или сам не совсем осведомлен о том, каким образом Русская Православная Церковь оценивает зарегистрированные государством браки.

Развод после венчания: страшный грех или обычное дело?

Людей ведь не держит венчание! Это раньше люди, как Пушкинская Татьяна, говорили: » Вот я другому отдана и буду век ему верна», хоть она и любила Онегина и тоже в ней сердце колотилось, когда она его увидела… Также и Маша Дубровскому говорит: «Поздно, я обвенчана»! Сегодня ни для кого не будет препятствием венчание, чтобы переступить через совесть, уйти, в адюльтер залезть, в гречку скакнуть, разрушить одну семью, начать другую семью… Не держит людей венчание! Не держит! Кто из вас этого не знает? Даже священников венчание не держит, и священники разводятся! И матушки изменяют священникам нередко, что у нас волосы дыбом поднимаются – мы этих историй знаем массу! Людей ничего больше не держит, люди осатанели! Поэтому стоит вопрос, что не всех надо венчать, некоторых нужно гнать от венчания! А с некоторыми долго долго работать, чтобы приготовить их к венчанию.

Брак — нерушимое таинство

Если ваш брак протянет 10 лет, то после этого можно венчаться Из толкования Зонары: «Мы веруем, что божественная баня святаго крещения омывает всякую скверну, которою крещенные были осквернены прежде крещения, и никакой грех соделанный кем либо прежде крещения не препятствует крещенному быть произведенным во священство». По всей видимости, здесь даже не происходит исследования виновности сторон и, вероятно,такие люди не будут считаться второбрачными при вступлении в венчанный брак после крещения. 2)Брак УЖЕ крещеного и еретика(а также и любого другого лжевера или безбожника)должен расторгаться. Отвечает протоиерей Димитрий Карпенко, секретарь Белгородского и Старооскольского епархиального управления, заместитель главного редактора журнала «Новый ковчег»: Судя по Вашим словам, священник, к которому Вы обратились, был неправ.

Можно ли разводиться после венчания? отношение церкви к разводу

Когда мы совершаем браковенчание, мы читаем о том, как Господь Иисус Христос пришёл на брак в Кану Галилейскую. Эти люди были венчаны? Нет! Но мы читаем в Евангелии, что Христос пришёл на брак в Кану Галилейскую, а не на блуд в Кану Галилейскую… Если брак не венчан - это всё равно брак. Что такое брак? Где один мужчина живёт с одной женщиной, рожает с ней детей, считает её своей женой.

Почему-то они не венчаны: то ли они неверующие, то ли один из них неверующий. Но они живут вместе, вместе строят своё гнездо, вместе терпят радости и горести. Да какие же они блудники? Это невенчанный брак. Гражданский брак, как раз в правильных терминах - это расписанный брак, который не имеет венчания.

А в современном понимании гражданский брак - это сожительство. Вот блудное сожительство без взаимных обещаний - это преступление. В основном, против женщины.

Там поинтересуются мнением супругов, попытаются разобраться, что могло подвигнуть их на такой грешный шаг. Развод после венчания длится долгое время. Но если семейная пара находиться в браке меньше года или у них есть ребенок младше трех лет, то церковь на развод согласия не дает. Если одна из сторон против, то разойтись тоже не получится.

Но в некоторых случаях церковь всё же идет на расторжение брака. Причиной может явиться измена одного из членов семьи, тяжкое преступление, душевная болезнь одного из супругов. Последним пунктом является отсутствие физической возможности иметь детей.

Но при этом развод возможен, только если брак просуществовал не менее пяти лет. И получается, что развод после венчания намного сложнее вступления в брак.

О Браке и Венчании

Церковь воспринимает брак как таинство, причем таинством является не столько венчание, сколько сам брак как союз мужчины и женщины. Ни одна религия, ни одно мировоззрение не относится к браку так, как христианство, благословляющее чудо соединения двух людей в единую плоть, единую душу и единый дух.

Далеко не всегда прочность брака обеспечивается венчанием. В церковных таинствах нет магии, они не действуют независимо или против человеческой воли. Бывает, что люди вступили в церковный брак, над ними было совершено венчание по всем канонам, а брак не сохранился, распался. И наоборот, можно привести множество примеров, когда по тем или иным причинам супруги не венчались, но при этом в течение многих лет жили как единое неразрывное целое, как прочная христианская семья.

По мнению митрополита Илариона существует два типа брака. Первый - брак как таинство, второй - брак как совместное проживание. Брак как таинство - это когда два человека соединены друг с другом настолько полно, глубоко и нераздельно, что не мыслят себе жизни друг без друга, когда они дают обет верности друг другу не только на земную жизнь, но и на всю последующую вечность.

Брак как таинство может состояться только в том случае, если он с самого начала - и даже еще до начала - будет соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к браку христианская Церковь. Почему Церковь установила строгие правила, касающиеся, в частности, взаимоотношений между женихом и невестой до брака? Почему существуют отдельно обручение и венчание, которые в древности совершались в разное время, и временной промежуток между ними составлял порой несколько лет? Сейчас, как правило, и обручение, и венчание совершаются одновременно, но изначальный смысл этих двух событий совершенно разный. Обручение свидетельствовало, что мужчина и женщина решились принадлежать друг другу, что они дали друг другу обет верности, то есть, по сути дела, уже вступили в брак, но их брак до венчания еще не является полноценной семейной жизнью: они, в частности, должны воздерживаться от супружеского общения. Они встречаются и расстаются, и этот опыт совместного пребывания и разлуки закладывает тот фундамент, на котором затем будет построено прочное здание брака.

В наше время брак нередко распадается именно потому, что у него не было прочной основы: все было построено на мимолетном увлечении, когда люди, не успев вбить в землю сваи, определить, каким должен быть «дизайн» их будущего дома, сразу же начинают возводить стены. Такой дом неизбежно оказывается построенным на песке. Церковь именно потому устанавливает для супругов подготовительный срок, чтобы мужчина и женщина сумели построить брак не только на страстном половом влечении, но на чем-то гораздо более глубоком - на душевном, духовном и эмоциональном единении, на совместном желании отдать жизнь друг другу.

Таинственный брак заключается, если можно так сказать, на горячее сердце, но на трезвую голову. Мужчина и женщина должны иметь достаточно времени, чтобы первое увлечение, которое рискует пройти, было испытано временем. Опыт совместного и раздельного пребывания должен дать им ответ на вопрос, готовы ли они жить вместе, готов ли каждый из них сказать: "Да, это именно тот человек, с которым я могу разделить всю свою жизнь, которому могу отдать все, что у меня есть".

Существует ложное, ошибочное мнение - что Церковь против супружеского общения, что оно, по учению Церкви, должно быть сведено к минимуму. Также ошибочно мнение, выдаваемое за учение Церкви, о том, что общение супругов в браке допустимо исключительно с целью чадородия, то есть для зачатия ребенка; в течение всего остального времени от полового общения надо воздерживаться. Это не учение Церкви и никогда таковым не было. Бог не создал бы людей такими, какие они есть, не вложил бы в мужчину и женщину влечение к друг к другу, если все это было нужно исключительно ради деторождения. Супружеская близость имеет свою ценность и свой смысл, являясь неотъемлемой частью брачного союза. Конечно, Церковь устанавливает определенные дни и периоды, когда супруги призываются воздерживаться от брачного общения - это время Великого и других постов, то есть то время, которое дается Церковью для того, чтобы люди могли сконцентрироваться на духовной жизни, время аскетического подвига, испытания. Обращаясь к супругам, апостол Павел говорит: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (Первое послание апостола Павла к Коринфянам глава 7 стих 5).

Супруги в браке призваны взаимно дополнять друг друга. Очень важно научиться видеть и ценить в другом то, чего нет у тебя.

В браке люди осознают, что, если бы они не встретились, они оставались бы неполноценными, незавершенными. Это не означает, конечно, что брак является единственной возможностью самореализации. Есть и другие пути. Есть и путь безбрачия, путь монашества, когда все то, чего человеку не хватает, восполняется в нем не другой человеческой личностью, но Самим Богом, когда сама божественная благодать "немощная врачует и оскудевающая восполняет".

Чем брак как совместное проживание отличается от брака как таинство? Брак как совместное проживание означает, что в какой-то момент судьба свела двух людей, но между ними нет той общности, того единства, которое необходимо для брака, чтобы он стал таинством. Живут двое - и у каждого своя жизнь, свои интересы. Они давно бы развелись, но жизненные обстоятельства заставляют их оставаться вместе, потому что, например, невозможно разделить квартиру. Такой брак, - будь он "венчанный" или "невенчанный", - не обладает теми качествами, которыми должен обладать христианский брак, когда, как говорит апостол Павел, муж является для жены тем же, чем Христос для Церкви, и жена для мужа тем же, чем Церковь для Христа. В таком браке отсутствует тесная, неразрывная взаимосвязь, верность, жертвенная любовь. Люди в таком браке не переступают через свой эгоизм и, прожив вместе много лет, остаются замкнутыми каждый на самом себе, а значит, чужими друг другу.

У всякого брака, начавшегося как простое совместное житие, есть потенциал перерастания в таинство, если супруги работают над собой, если они стремятся уподобиться соответственно Христу и Церкви. Брак, который начался как совместное проживание, может обрести новое качество, если супруги воспринимают брак как возможность вырасти в некое новое единство, выйти в иное измерение, преодолеть свой эгоизм и замкнутость. Очень важно научиться вместе переносить испытания. Не менее важно учиться переносить недостатки друг друга. Нет людей и супружеских пар, у которых не было бы недостатков. Нет семей, где все проходило бы идеально и гладко. Но, если супруги хотят, чтобы их брак был таинством, если хотят создать настоящую, полноценную семью, они должны бороться с недостатками вместе, воспринимая их не как недостатки другой половины, но как свои собственные.

Очень важно, чтобы не было и другой крайности, когда взаимная привязанность, любовь и верность становятся источником ревности, деспотизма и духовного насилия. Это случается, когда один из супругов воспринимает другую половину как собственность, подозревает его или ее в неверности, во всем видит угрозу. Очень важно, чтобы при духовном, душевном и телесном единстве супруги умели не посягать на свободу другого, уважать в нем личность, чтобы каждый признавал за другим право на возможность иметь и какую-то свою жизнь помимо той, что протекает в семейном кругу. Эта свобода, естественно, не должна быть свободой от брачных уз, от нравственных норм, но она должна помочь человеку раскрывать в браке, как и в других сторонах жизни, свою индивидуальность.

Совершение таинства венчания предполагается над людьми, которые вступают в брак. Но сегодня мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда брак был заключен в то время, когда совершение таинства венчания по каким-либо причинам было невозможным (особенно если речь идет о нашем недавнем атеистическом прошлом), но супруги, находящиеся в законном, имеющим государственную регистрацию браке, начинают осознавать его неполноту и желали бы венчаться. В таком случае совершение таинства венчания весьма желательно.

В любом случае надо помнить, что таинство венчания, как и любое другое таинство, это – церковное таинство и предполагает осознанную принадлежность к Церкви Христовой. Если супруги после совершения таинства осуществляют «автономную» жизнь, в которой Церкви не находится места (к сожалению, сегодня это встречается нередко), большого смысла в венчании нет, оно остается бесплодным, а в случае совершения супругами тяжелых грехов может стать таинством «в осуждение», как бы проявляя последствия греха (никакой грех не обходится без последствий), делая эти последствия быстрыми и резкими. Бог не желает зла человеку, и такое обличение греха служит во благо – ибо заставляет человека задуматься, переоценить свою жизнь, приводит человека к покаянию. Но следует отдавать себе отчет в том, что это очень болезненные вещи, часто связанные с разрушением привычного хода и образа жизни, с болезнями и скорбями как самого грешника, так и его близких.

Советы венчающимся

Чтобы венчание стало подлинным праздником, запоминающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации. В первую очередь, согласовать место и время совершения таинства. В нашем храме существует предварительная запись, при которой указывается не только день, но и время венчания. Но делается это только после предварительного собеседования со священником: пара сначала договаривается о таком собеседовании в удобное для всех время. На собеседовании священник выясняет серьезность намерения венчающихся, выясняет возможные препятствия к браку и дает необходимые наставления, если возможность и необходимость совершения таинства подтверждается.

Для венчания нужно предоставить свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания.

В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной литургией. Сейчас существует отдельное чинопоследование венчания, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому, если молодоженам важна дата совершения таинства (бывает, люди привязывают ее к каким-то событиям своей жизни или, может быть, необходимо успеть до начала поста), необходимо так рассчитать время, чтобы пройти собеседование со священником заранее, т.к. потребуется еще, как минимум, несколько дней для подготовки к причастию

Для проведения таинства потребуются обручальные кольца, свечи, венчальные иконы, белое полотенце (или специальный рушник) и вино (кагор). Как правило, все это есть в иконной лавке, нужно только заранее позаботиться о приобретении.

По русской традиции, супружеская пара может иметь свидетелей (шаферов), организующих брачный пир. Пригодятся они и в храме - держать венцы над головами новобрачных. Шафера должны быть крещеными. Но если свидетелей не будет, таинство можно провести и без них, у них роль чисто декоративная.

Присутствие друзей и родственников молодоженов на венчании желательно, но, в крайнем случае, можно совершить таинство если будут только молодежены. Во время бракосочетания разрешается делать фотографии и снимать видеокамерой.

Чинопоследование Таинства

Таинство Брака состоит из двух частей - обручения и венчания. Как было сказано выше, в прошлом они были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и могло быть расторгнуто впоследствии.

Во время обручения священник вручает брачующимся зажженные свечи - символ радости, тепла и чистоты. Затем он надевает кольца, сначала жениху, а потом невесте, и трижды - в образ Святой Троицы - переменяет их.

После обручения молодые проходят на середину храма. Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, ни обещались ли они кому-нибудь другому. После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. Выносятся венцы - богато украшенные короны, подобно царским, и возлагаются на головы молодым. Венец - это образ венца Царства Небесного, но и символ мученичества. Священник, воздев к Богу руки, трижды произносит: "Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!" - после чего читает отрывки из апостольского послания и Евангелие, рассказывающее о том, как Господь Иисус Христос благословил брак в Кане Галилейской.

Приносится чаша с вином - символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Священник в три приема преподает вино молодым. Затем он соединяет их руки и трижды обводит вокруг аналоя под пение свадебных тропарей. Круг - символ того, что таинство совершено навечно, хождение за священником - образ служения Церкви.

В завершение таинства супруги встают у Царских врат алтаря, где священник произносит им слово назидания. Затем родные и друзья поздравляют новую христианскую семью.

Последование о второбрачных

Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам. В последование о второбрачных добавляются две покаянные молитвы, нет вопрошений о свободе волеизъявления. Такой чин совершается в случае, если и жених, и невеста вступают в брак во второй раз. Если один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование.

Суеверия, связанные с Венчанием

Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено и суеверие, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, "будешь потом всю жизнь маяться". Все эти вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец - сатана, названный в Евангелие "отцом лжи". А к случайностям (например, падение кольца) нужно относиться спокойно - всякое бывает.

Церковно-канонические препятствия к браку

Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в таинстве брака.

Церковью не допускается четвертый и пятый браки; запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства по прямой и боковой линиям. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Нельзя венчаться некрещеным.

Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.

Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой).

Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

Нельзя венчаться тем, кто дал ранее монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку можно. Но невозможно обмануть Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачующихся.

Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего - благословением духовника хотя бы одного из супругов.

При возникновении канонических препятствий, перечисленных выше, желающим повенчаться необходимо лично обратиться в канцелярию правящего архиерея. Владыка рассмотрит все обстоятельства; при положительном решении поставит резолюцию, по которой венчание может быть совершено.

Не совершается браковенчание накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; накануне и в продолжение Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов; в период Святок - от 7 января до 19 января; в Неделю мясопустную и в течение сырной седмицы (масленицы); в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября и Воздвижения Креста Господня - 27 сентября.

Все дни, разрешенные церковью для венчания, благоприятны для совершения свадеб.

Расторжение церковного брака

Расторгнуть церковный брак может только архиерей или церковный суд, при наличии измены одного из супругов или других серьезных причин.

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в "Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью" признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа. (Социальная концепция РПЦ - из главы X.3).

Похожие публикации