В каком возрасте начинать учить с ребенком буквы и цифры? Чем опасно раннее развитие и когда можно учить ребёнка читать.

Как я научилась читать? Все началось с магнитной азбуки, которую подарила мне мама. Игрушек в нашем доме было не так много, поэтому я полностью сосредоточилась на изучении букв, соединяя их в слоги, а слоги — в слова. В четыре года я бегло читала и в детском саду, вместо того, чтобы играть с куклами, сидела в укромном уголке с толстой потрепанной книгой сказок, которую выпросила у воспитателя. Большинство же моих сверстников осваивали грамоту с помощью школьной программы.

Современные дети другие. Многие из них умеют читать уже до школы. Этому содействуют родители, следуя методикам раннего развития. Некоторые из этих методик, например Павла Тюленева, содержат обещания, что малыши научатся читать к двум годам своей жизни. Но вот остается открытым следующий вопрос: полезно ли для детей такое раннее развитие? И еще вопрос:

В отношении первого вопроса «полезно ли для детей раннее развитие? » однажды встретила интересную информацию. Перескажу некоторые мысли.

Суть такова, что следуя методу раннего развития, мы не даем ребенку возможности прогрессировать естественным образом. Психологическое развитие ребенка проходит несколько этапов: сенсорно-моторный (до 2 лет, когда малыш познает мир через тактильные ощущения), образный (до 7 лет, когда он осваивает речь, знакомится с реальностью через символическую игру, осознает собственное «я») и логический (после 7 лет, когда ребенок учится сопоставлять факты, выстраивать логическую цепочку, принимать самостоятельные решения). Чтение относится к разряду логических операций, и учить ребенка читать, когда он еще не прошел этап символической игры — значит идти против законов природы.

Психологи отмечают, что настойчивые попытки обучить малыша чтению в раннем возрасте могут сыграть злую шутку. Если ребенок научится читать раньше, чем разговаривать, то могут возникнуть проблемы в живом общении, задержка речевого развития.

Если у малыша еще не сформирована пространственная ориентация, и он путает «право» с «лево», это может сказаться на чтении. Например, ребенок будет читать слово с той буквы, которая ему нравится, или «видеть» слово в зеркальном отражении.

С тем, что малыш должен пройти определенные этапы в своем развитии, согласятся многие мамы, убедившись в этом на собственном опыте. Может у вас тоже так случилось, что малыш, в 3-4 года зная буквы и даже умея объединять их в слоги, осознанно и главное с удовольствием, начал читать только к 6-7 годам? Поэтому возникает еще один вопрос: а стоит ли торопиться?

Так с какого возраста можно учить ребенка читать? Может стоит отказаться от всяких попыток развивать его с раннего возраста?

На самом деле никаких четких возрастных норм не существует. Все индивидуально. Кто-то из малышей уже к 4 годам и разговаривает, и читает легко. Кому-то чтение дается с трудом.

Главное правило — никакого давления, нажима и тем более, словесного или физического насилия! Если вы видите, что ребенок легко воспринимает информацию, и ему это нравится, то пользуйтесь моментом и обучайте малыша чтению.

Если малыш замыкается в себе из-за ваших попыток научить его читать, измените тактику. Иначе вы рискуете воспитать ребенка, ненавидящего учебу. Ненавязчиво, понемногу, . Именно такие рекомендации мне дала подруга, учитель младших классов по образованию и по призванию, когда увидела, как я пытаюсь обучить чтению свою старшенькую. Вняв совету, я вскоре увидела положительные результаты.

Не расстраивайтесь, если ваш малыш знает только отдельные буквы, тогда как соседский мальчик такого же возраста бегло читает. На практике известно много случаев, когда дети, научившиеся читать позже, догнали и перегнали своих школьных сотоварищей, читающих с раннего детства. Будьте терпеливы, и у вас все получится!

Практически для всех современных родителей научить ребенка читать и писать стало своего рода спортивным соревнованием. С появлением моды на всевозможные методики раннего развития, родители буквально устраивают перегонки: чей ребенок научился раньше читать.

Ни для кого не секрет, что времена, когда мы считались самой читающей страной в мире, ушли безвозвратно. Теперь мы не можем похвастаться таким культурным уровнем, однако в этом не стоит винить развал Советского Союза. Появление компьютеров, видеоигр, телешоу и самых разнообразных фильмов намного больше привлекают молодежь, чем книги. Однако психологи и педагоги утверждают, что существует еще одна причина снижения у молодого населения любви к книгам - это раннее обучение чтению .

Зачастую, как уже было сказано, родители воспринимают умение ребенка читать как некое собственное достижение. Желание и заинтересованность в этом процессе самого ребенка заботливых мам совсем не интересует. Вот и получается, что обучая малыша читать, мы одновременно прививаем большую неприязнь к этому действу. Когда дети вырастают, и мамы уже не так сильно влияют на них, они просто перестают читать, ведь книга ассоциируется у них с ужасной скукой и обязаловкой.

Так все-таки , есть ли определенный период, когда ребенка нужно учить читать? Как узнать этот момент и как правильно начать обучение, чтобы не отбить навсегда желание читать у своего малыша?

Модные методики

Сейчас, в период огромного количества информации и новых педагогических и психологических теорий, в мир воспитания ребенка ворвалась мода на раннее развитие. Большое количество психологов хором утверждает, что познавательная активность ребенка наиболее интенсивна в период от 3 месяцев до 3 лет . Объясняют свой выбор возраста психологи тем, что именно в этот период человеческий мозг впитывает всю информацию, которую получает.

Один из основных идеологов раннего обучения - японский ученый Масару Ибуки даже выпустил книгу «После 3 уже поздно», в которой утверждает, что до трех лет ребенка можно научить практически всему. Возможность перегрузить ребенка информацией педагог отбрасывает, говоря о том, что детский мозг перестает воспринимать информацию, когда ее слишком много и просто отключается.

Кроме Масару Ибуки, существует огромное количество солидарных с ним ученых, например Глен Доман, Зайцев и так далее. Все они утверждают, что чем младше ребенок, тем легче и быстрее он воспринимает новую информацию.

Будучи уверенными, что рано развитые таланты обеспечат ребенку успешную жизнь родители не подозревают, что в раннем обучении существуют подводные камни.

Почему же раннее обучение получило такую неимоверную популярность среди молодых родителей? Этому есть различные объяснения. Одним из них является попытка родителей компенсировать свои неудачи в прошлом . Они хотят сделать из своего ребенка вундеркиндом не для его блага, а для того чтобы удовлетворить свое самолюбие. Возможно, кто-то не достиг желанных целей, не добился той жизни, которой хотел и теперь через ребенка пытается реализовать себя. Не стоит думать, что эти родители - монстры и намеренно издеваются над малышом. Зачастую такая мотивация воспитать ребенка-гения у них абсолютно не осознана, и они искренне верят, что ребенок сам этого хочет, что ему это интересно и что родители стараются для своего малыша. Но будучи уверенными, что рано развитые таланты обеспечат ребенку успешную учебу и дальнейшую жизнь родители даже не подозревают, что в таком раннем обучении существуют подводные камни.

Что там, в голове?

Существуют три основных этапа развития и созревания мозга. Процесс этот длительный и происходит от рождения и до 15 лет.

С начала беременности и до трех лет в детском мозгу формируются те структуры и системы, которые будут отвечать за физическое, эмоциональное состояние ребенка, а также за его познавательные способности. Эти структуры называются первым функциональным блоком мозга.

После трех и до 7-8 лет развивается второй функциональный блок. Этот блок отвечает за восприятие малыша. Органы зрения, слуха, обоняния и осязания будут контролироваться именно этим блоком.

До 12-15 лет развивается последний третий блок. Этот блок контролирует и организовывает активную и сознательную психическую деятельность ребенка.

Вы видите, что существует определённая последовательность развития функций мозга. Без первой ступени не может развиваться вторая и так далее. Когда мы пытаемся перепрыгнуть один уровень развития, мы рискуем прийти к негативным последствиям. Сбой программы развития мозга может повредить те процессы, которые происходят в мозгу и которые должны развиваться в определенное время и при определенных условиях.

Разумеется, негативного эффекта раннего обучения можно и не заметить в течение нескольких лет, однако они все равно рано или поздно проявятся. А проявиться такие сбои в программе мозга могут в виде неврозов, заикания, нервных тиков , да и просто в проблемах с социальными контактами.

Что касается именно раннего чтения, то стоит сказать, что этот процесс из-за своей тяжести для маленького ребенка, вызывает сильный приток крови к головному мозгу, ослабляя тем самым кровоснабжение дыхательных и пищеварительных органов.

К тому же не стоит забывать о вреде для зрения . Все офтальмологи дружно заявляют, что учить читать ребенка, не достигшему пятилетнего возраста - это значит своими руками портить ему зрение. Цилиарная мышца, которая отвечает за зрение, развивается как раз до 5-6 лет, заставляя ребенка так сильно перегружать глаза до этого возраста, вы рискуете разить у ребенка близорукость.

Верить ли в раннее обучение?

Подобные методики действительно заинтересовывают не только с педагогической точки зрения, но и с точки зрения любящих родителей. Кто бы не хотел, чтобы ребенок знал английский язык уже с шести лет, решал задачи уровня средней школы, будучи в первом классе. Картина действительно привлекательная и как утверждают авторы методик - реальная и выполнимая. Но об эффективности этих методик мы слышим только от самих авторов, а вот про их вред в один голос говорят многие врачи и педагоги. Помогает и статистика, согласно которой дети, позднее научившиеся читать и писать, в школе учатся намного успешнее своих «ранних» сверстников.

Юные дарования

Еще одним минусом, о котором никогда не упоминают авторы методик раннего развития - это десоциализация ребенка . Дело в том, что возраст от 3 до 7 лет - это период, когда основная деятельность ребенка - это общение и познание основных моральных норм и законов. В этом возрасте малыш должен постоянно общаться со сверстниками и взрослыми, учиться контактировать с людьми, находить общий язык, свободно чувствовать себя в социуме. А вместо этого ему нужно сидеть за книгой вместе с вами. Разумеется, в такой ситуации, ни о какой адаптации к обществу не будет идти и речи, ведь у ребенка просто отбирают возможность заниматься тем, чем он должен заниматься в этом возрасте.

Если вы все-таки решились учить ребенка читать, то помните, что самое главное в этом процессе - его желание и заинтересованность.

Основная форма деятельности ребенка в этом возрасте - это игра . Именно играя, ребенок учится общению, разделяет добро и зло, хорошие и плохие поступки. Этап обучения наступает у малыша позже - когда он идет в школу и уже готов к этому. Поклонники же раннего обучения, не дожидаясь психологической готовности малыша, сразу же окунают его в процесс обучения, не задумываясь о том, что это крайне сложно для ребенка этого возраста.

Именно и поэтому новоиспеченные одаренные дети, которые читают с двух лет, пишут с трех и знают наизусть несколько десятков стихов так и не находят друзей среди сверстников. Зачастую они замкнуты и малообщительны, не умеют находить общий язык с окружающими, и не идут на контакт.

Еще более опасной является сегодняшняя тенденция обучать ребенка не только чтению, но и точным наукам в возрасте до пяти лет. Таким образом, у ребенка напрочь отключается воображение , образное мышление, а ведь это так важно для развития малыша.

Как же учить?

Если вы все-таки решились учить ребенка читать, то помните, что самое главное в этом процессе - его желание и заинтересованность . Если вы сами понимаете, зачем ребенку уметь читать, вы без труда объясните ему это и мотивируете на обучение.

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был умным и сообразительным, хорошо учился в школе и мог получить перспективную образование. А для этого, считают некоторые мамы и папы, нужно чуть ли не с пеленок (то подгузников) учить малышей читать...

В мире существует много методик раннего обучения чтению. Основными педагоги считают системы Глена Домана, Марии Монтессори и Николая Зайцева. Конечно, каждая из них требует детального изучения. Вспомогательные материалы для этого легко можно найти и в продаже, и в Интернете. А вот чего вы не найдете «в свободном доступе», так это советов квалифицированных педагогов, которые знают нюансы методик раннего чтения. Именно поэтому мы обратились к Александру, заместителю директора по учебно-методической работе Института последипломного педагогического образования Киевского университета им. Б. Гринченко, кандидата психологических наук, доцента.

Методика Глена Домана

Возникла еще в 40-е годы XX в., Когда американский нейрофизиолог Глен Доман начал разработку программы реабилитации детей с поражениями нервной системы. Идея заключается в том, чтобы ребенок учился читать слова сразу, а не по буквам. Для этого родители красным цветом на прямоугольных карточках пишут большими печатными буквами названия предметов, которые часто видит ребенок. В продаже можно найти уже готовые карточки. Потом много раз показывают эти карточки ребенку, одновременно говоря слово. К тому же мама или папа одновременно показывают предмет, этим словом называется. Ребенок запоминает увиденное и услышанное и впоследствии сам начинает читать. Постепенно количество карточек увеличивается, а следовательно увеличивается и количество слов.

Методика Марии Монтессори

Итальянский педагог Мария Монтессори предложила способ, благодаря которому дети сами учатся читать, без помощи специальных пособий и азбук. По мнению Монтессори, сначала дети должны научиться писать, а не читать, поскольку малышей проще написать (т.е. нарисовать) букву. К тому же начинать следует с прописных букв, а не из печатных - круговые движения детям даются легче.
Начинается письмо по подготовке руки. Для этого детям предлагают штриховать рисунок и обводить рамочки. Монтессори большое значение придавала прикосновениям, поэтому малышам дают касаться мягких и пушистых букв. Параллельно с писанием детки учатся читать. Они составляют с помощью подвижного алфавита слова, а впоследствии и фразы. А еще позже рукописных букв переходят к печатным. Основным условием при этом является игра, использование сказки.
Упражнение игра начинается с презентации. То есть родители должны рассказать и показать, что можно сделать с определенными предметами: «Вот мягкие буквы. Будем обводить их пальчиком и называть ». Далее ребенку дают возможность поиграть с этими предметами, не мешая ей и не вмешиваясь. Завершается такая игра уборкой букв в коробку, книг - на полочку и тому подобное. Порядок - это также важный элемент методики Монтессори.

Методика Николая Зайцева

Эту методику Николай Зайцев создал еще в 80-е годы прошлого века для обучения чтению детей от 2-х лет, хотя некоторые родители дают кубики Зайцева детям, которым еще не исполнился годик. В основе системы лежит составной принцип. То есть обучение начинается не с букв, а со складов. При этом автор методики настаивает на лозунге: «Не учиться, а играть!». Именно поэтому основа методики - кубики. При этом Зайцев сделал ставку на зрительную, слуховую и тактильную память ребенка. Склады написанные на гранях кубиков, каждый из которых имеет другой цвет, размер и издают различные звуки, благодаря наполнителям внутри. Все сделано для того, чтобы у ребенка включались различные каналы восприятия. Большие по размеру - это кубики с твердыми складами, маленькие - с мягкими, железные - кубики со звонкими складами, деревянные - с приглушенными, «золотые» - с гласными и тому подобное. И буквы пишутся на кубиках разным цветом: гласные - голубым, согласные - синим и тому подобное.

Не навреди

С какого возраста начинать обучение с ребенком и по какой методике?

- К раннему чтению следует подходить индивидуально. Не существует методик для всех. Более того, ранний возраст является весьма опасным для любого обучения. Такая практика в 99% вредит, а не приносит пользы, и может стать непреодолимым барьером для обучения в будущем.

Большинство считает наоборот. В чем причина?

Это объясняется тем, что мозговые структуры и вообще физиология ребенка (особенно, раннего возраста) не настроены на получение большого потока информации. Я уже не говорю о его переваривании! А у нас, на мой взгляд, сейчас происходит коммерциализация, попытка убедить родителей в том, что чем раньше они начнут учить ребенка, тем быстрее добьются успеха. Однако за счет чего возможен этот успех? За счет того, что мы сокращаем малышей детство и забираем у него здоровье. Сегодня на 1000 детей врачи устанавливают 1400 диагнозов (т.е. у одного ребенка может быть одновременно несколько болезней). В наших школах уже в первом классе практически нет здоровых детей! Возникает вопрос: где мы теряем их здоровья? Ответ очевиден - еще в дошкольном возрасте.

Итак, ранним развитием, в частности обучением чтению, нельзя заниматься с маленькими детьми?

Конечно, можно! Но надо четко понимать, когда ребенок готов к этому. Лучше всего, когда ребенок сам выступает инициатором учебного процесса. Но вряд ли в три года он захочет, чтобы его учили читать. Есть другой подход - речь идет о умелом сочетание игры с элементами обучения в соответствии с возрастом ребенка.

Процесс чтения в психическом плане очень сложным для малышей, поэтому быстро получить результат невозможно. Необходимо большое терпение со стороны родителей и всякая моральная поддержка ребенка.

На ориентированные большинство систем, которые предлагаются для раннего чтения? Они пытаются акцентировать внимание ребенка на том, что она видит. То есть, прежде всего, речь идет о ее фотографическую память. В большинстве малышей действительно этот феномен. Они готовы им пользоваться. Но не много сегодня зрительной нагрузки на ребенка, начиная от компьютерных игр, телевидения, телефонов и тому подобное. Вот почему количество визуальной информации должно быть также хорошо обдуманной родителями.

Что выбрать?

Какая методика лучше: Глена Домана, Монтессори, Зайцева?

- Первая известна тем, что на предмет крепят его название, написанное большими печатными буквами. Ребенок постепенно фиксирует, как написанное слово, и отождествляет его с конкретным предметом. Метод требует терпения родителей и регулярных занятий.

Методика Зайцева интересна тем, что в отличие от системы Глена Домана, предлагает использование кубиков. В свое время выпускалось очень много разных кубиков с буквами, которые давали общее понимание алфавита. Но недостаток заключался в том, что это были отдельные буквы, составить из которых слово было сложно. Кубики Зайцева подобранные по частоте употребления в языке. К каждому комплекту есть специальная инструкция, которая объясняет родителям, как должно происходить обучение. Эта методика учитывает особенности ребенка. Здесь продумано все, начиная от размеров букв и цветов, задействованы различные анализаторы. Кроме того, методика Зайцева не стоит на месте, она развивается.

Недостаток методики обучения чтению с помощью целых слов о том, что ребенок использует свои возможности только как фотограф. Задействованы внимание, сосредоточенность, память. А в кубиках Зайцева - еще и мышление, эмоции, чувства. Потому что ребенок выступает как инициатор сбора, а это для нее гораздо интереснее и естественнее.

Впрочем почему мы хотим выбрать только одну методику? Я не уверен, что это даст результат. Возможен синтез нескольких методик. Кроме того, родители получат желаемый эффект только при условии систематических и приятных для ребенка занятий.

Откуда берутся минусы?

Обучение детей чтению

- Во-первых, чем младше возраст ребенка, тем короче должно быть время, отведенное на обучение. Для ребенка до 3-х лет занятие должно длиться не более 5-ти минут (потому что ей очень трудно сконцентрироваться). Дольше (до 8-10 мин.) Оно может продолжаться только при условии, что будет насыщен различными видами деятельности. Но достичь этого родителям нелегко, потому что не хватает методического и педагогического опыта. Часто проблема возникает из-за того, что нет системы в занятиях, без которой ребенок ничему не научится, так построен ее мозг.

Иногда взрослые ставят перед собой задачу научить ребенка читать, независимо от того, хочет она этого или нет.

Это худший вариант и, к сожалению, достаточно распространен. При таких условиях у ребенка возникает отвращение к учебе. Для нее актуальным является то, что она переживает за игру. Поэтому родители должны проводить занятия с элементами игры, а игру с элементами занятия.

Может тогда не стоит обучать чтению с детства?

- Стоит. Однако если с ребенком начали заниматься, скажем, в 2 года и 8 месяцев, то это не значит, что в 4 она будет читать. Все это достаточно индивидуально. Один ребенок созреет раньше, другая - позже. Но это не значит, что она является бестолковой либо не талантливой. Речь идет о том, что у каждого свой режим развития, и это родителям нужно обязательно учитывать. Только путь постепенности, системности и поддержки имеет успех. Но он является сложным.

Что можете предложить?

Мы почему-то считаем, что проблема здесь в технологии. Нет. Чтение - это, прежде всего, сопереживание. В начале прошлого века очень популярными были журналы для семейного чтения. Как жаль, что теперь их нет! Теперь же популярным стал семейный просмотр телевидения. При этом каждый переживает свое в себе. А вот во время семейного чтения происходит совместное переживание. Это различные психологические процессы. Кроме того телевизор предлагает сразу картинку. Зачем еще что-то представлять? Тебя это уже сделали. Ребенку, который не имеет собственного опыта, навязывают готовую картинку. Как следствие, исчезает потребность в развитии воображения, исчезают творческие способности.

Сейчас есть большое количество различных аудиосредств, которые в чем-то заменяют родителей: диски, компьютер. Но для детей важно, чтобы им читали папа и мама. В такие минуты они становятся ближе к ребенку. Если она слышит их голос или голос бабушки или дедушки, то они становятся родными. А если читает дядя или тетя из динамика, то наоборот - происходит отторжение родителей. Позже они не могут понять, почему дети их не любят. Причина проста - у нас мало времени для общения. А чтение - это также общение, сопереживание. Итак рецепт такой: должно быть книга, которая может заинтересовать малышей, и желание родителей ежедневно находить 10-15 минут, чтобы почитать ребенку. Если этого нет, то, конечно, мы можем научить малыша читать в раннем возрасте, дальше он пойдет в школу, но читать не будет. Почему? Потому формирования читателя происходит только одним путем: от слушателя - к читателю. Другого человечество еще не придумало.

Здравствуйте, дорогие читатели и посетители блога.Сегодня мне бы хотелось немного похвастаться:).

И со своей первой статьей в этом журнале, хочу поделится и с Вами!

«В каком возрасте стоит начинать обучение чтению?»Большинство родителей хотят, чтобы их ребенок был во всем самым-самым - самым умным, добрым, внимательным, добрым, и, если малыш опережает в развитии своих сверстников, это является гордостью для всей семьи.

В последнее время стали популярными различные методики раннего развития детей - в основном, смысл их сводится к тому, чтобы как можно раньше обучить малыша чтению. И вот тогда многие родители, боясь упустить время или что-то не успеть, пытаются «заставить» своих детей учиться читать. Конечно, в тот момент, когда родители с благими намерениями пытаются научить ребенка читать, у них возникают вопросы, как и когда, научить малыша читать, и что же будет дальше.

Для начала давайте разберем, почему и зачем ребенка нужно учить читать, и нужно ли это делать вообще?

Наверняка Вы знаете, что ребенок школьник, существенно отличается от дошкольника не только по возрасту, но и по миру восприятия, умственным способностям, и чем старше ребенок, тем легче его обучать читать. Почему это происходит? Все просто, потому что к школьному возрасту у ребенка уже развивается произвольная память. Он многое уже понимает: что он запоминает, почему он запоминает. А также может объяснить некоторые проблемы, подробно ответить на вопросы: что, зачем и почему. А совсем маленький ребенок не может еще этого сделать потому, что у ребенка до 3-4 лет непроизвольная память. Недаром говорят, что дети как губки, они впитывают в себя все в тот период, когда у них развивается непроизвольная память. Все, что говорит мама, какую информацию дает, ребенок впитывает и запоминает очень быстро, но не может объяснить многие проблемы, многие слова. Т.е., если двухлетнего ребенка спросить, для чего нужна пирамидка или воздушные шарики, то ребенок вряд ли сможет это объяснить. В то время как дошкольник уже объясняет смысл, рассказывает, что и почему. Возможно, он что-то видел, возможно, мама дала ему какую-то информацию, и он уже это осознает и запоминает.

Но я совершенно не говорю о том, что ребенка не надо учить в маленьком возрасте. Как раз наоборот, ребенка нужно учить, потому что в дальнейшем будет развиваться и память. А это то, что будет нужно в школе. Таким образом, маленькими шажками, Вы подготавливаете его к школе. И тогда ему будет легче, чем в том случае, если Вы ничего не будете делать, а просто за полгода или за год до школы отдадите его в развивающий центр. А там, на ребенка так «присядут», что ему в дальнейшем вообще будет неинтересно учиться в школе. Поэтому, лучше всего, начинайте давать знания своему ребенку с раннего детства.

Приведу такой пример. Мама, которая сидит дома с детьми, хочет, чтобы ее ребенок развивался. Она все для этого делает: ищет нужную информацию, составляет для себя план того, что ребенку нужно знать: буквы, цифры, цвета. Этот минимальный план подготовки к школе она знает и занимается сама. Ей становится интересно заниматься, и ребенку это тоже интересно. А особенно это проявляется в моменте отдачи.

Другая же мама ничего не знает: что нужно делать, как развивать ребенка и, вообще, нужно ли? Зачем мне его развивать, если я в это время могу пойти на работу или просто отдохнуть? Лучше я отдам ребенка в садик или в развивающий центр, где его всему научат. Конечно, это очень простой способ. Но гарантии того, что в садике обратят внимание и уделять время конкретно Вашему ребенку, у Вас нет.

Какая система в садиках? В группе двадцать человек и всем этим детям надо дать информацию, как запомнить буквы и т.д. Нет индивидуальных занятий. Если же с ребенком занимаются индивидуально, то он запоминает больше и лучше, чем в группе. Потому что в группе ребенок или сам отвлечется, или его могут отвлечь, или ему просто будет неинтересно. Первый же путь, когда мама сама хочет развивать ребенка, более сложный, но, тем не менее, более надежный.

Расскажу немного о возрасте. С какого же возраста нужно начинать учить ребенка читать?

До года, двух, трех лет, ребенок начинает учиться понимать окружающий мир, ему интересны цвета, формы, предметы. Т.е. ребенок в этом возрасте очень бурно реагирует на удачи и неудачи. Если ребенок сделал что-то неправильно и ошибся, то он будет плакать. Или, если у него получился куличик из песочка, то он радуется. И в этом возрасте чтение или изучение букв не совсем понятны для ребенка. Чтобы выучить с ребенком буквы (а именно с букв многие мамы начинают обучение чтению) и чтобы ребенок их запомнил в таком возрасте, необходимо ненавязчиво, мягко их ему показывать. Лучше всего играть с буквами, и делать это надо так, чтобы ребенок даже не понял, что Вы его учите. Ребенок должен воспринимать это как забаву, чтобы в подсознании у него откладывалась мысль, что это интересно. И так он будет, незаметно для себя, запоминать буквы и учиться читать.

Ребенок в возрасте 3-5 лет уже умеет анализировать предметы. Он уже может многое объяснить. Тут я смотрю на своего ребенка. Если я ему задаю вопросы, то он не только задаст еще 10 вопросов, но еще и ответит. А если его спросишь, почему именно так, он ответит и еще уточнит почему. В этом возрасте, наверное, практически на все вопросы есть ответы. А если у ребенка нет ответа, то он обязательно спросит у Вас.

Именно в возрасте 3-5 лет у многих детей проявляется интерес к буквам. В этом возрасте уже нужно начинать небольшие занятия, минут на 10-15, во время которых с ребенком можно ребенка обучать читать. Если у него даже что-то не получится, то в этом возрасте ребенок уже более терпелив и не будет бурно реагировать на это. Он будет пытаться исправить ошибки и анализировать свое поведение.

Многие педагоги и логопеды называют возраст 5-7-и летнаиболее благоприятным для обучения ребенка чтению. Потому что в этом возрасте у ребенка уже развита память, внимание и мышление. Ребенок уже готов к развивающему обучению. Это наилучший период, когда ребенка можно научить чему-либо.

Тут, мне бы хотелось привести несколько примеров, почему мамы это делают:

1) Может быть, Вы сами рано научились читать и хотите, чтобы Ваш ребенок научился этому? Но помните, что все люди разные. Если Вы научились читать в 2-3 года, то это вовсе не означает, что Ваш ребенок в этом же возрасте тоже будет читать. Может, будет, а, может, и не будет читать, а просто будет знать буквы. Каждый ребенок индивидуален. Не нужно его ровнять ни на себя, ни на другого ребенка. Никогда не сравнивайте детей!

2) Вам может казаться престижным, чтобы ребенок научился читать еще до школы. И действительно, это скорее редкость.

3) Мама думает, что так ребенку будет проще учиться в школе. В каком плане проще? Он будет лучше читать, и у него будет хорошая техника чтения. Если, конечно, Вы будете поддерживать эти навыки.

4) Или же наоборот, маме просто надоело читать вслух детские книжки, и она решает: «пусть ребенок читает сам». Тем самым мама перекидывает обязанность, чтение книг, с себя на самого ребенка. Сразу хочу сказать Вам, что самое лучшее - это то, чтобы мама все равно читала ребенку книги, не зависимо от того, умеет ли он читать или нет.

5) Мама решает научить ребенка читать, когда он начинает проявлять интерес к буквам и сам хочет научиться читать. Он спрашивает маму, что это за буква, и мама решает, что пора ребенка учить читать. Это самый верный знак того, что ребенка можно обучать читать, и к этому нужно стремиться. У ребенка должна быть заинтересованность!

Могут ли быть занятия чтением вредными для ребенка?

Я скажу Вам, что могут. Но только тогда, когда взрослый, проводящий занятие, не учитывает возрастных особенностей ребенка, нагружает его разными заданиями, вместо того, чтобы поиграть с ним.

Следует учитывать, то, что подойдет ребенку в 6-7 лет, не подойдет малышу в 2-3 года. Поэтому, обязательно нужно учитывать возрастные особенности. Нельзя ставить за цель — любой ценой научить ребенка читать.

Если хотите научить ребенка читать, то это возможно в любом возрасте. Мой сын научился читать в 2,5 года. Учился Матвей (мой сын), только в игровой форме, и обучала его только тогда, когда у него появилось желание и заинтересованность к чтению! Все игры по чтению я проводила так, что ребенку было весело и интересно. И обязательно в игровой форме. Никогда я не заставляла сына что-то делать.

Хочу лишь добавить, Вы — мама и только Вы со своим ребенком решаете, когда стоит начать обучение чтению. Не гонитесь за новомодными методиками раннего развития, ориентируйтесь только на интересы и желания своего ребенка. Чтобы решить начинать обучение чтению подойдите к этому вопросу осознанно, но при этом не забывайте наблюдать за ребенком и его реакцией. Учить читать ребенка надо начинать только тогда, когда ребенок этого сам хочет или Вы видите к этому желание.

Помните, что в дошкольном возрасте, у детей главное занятие - игра. Не учите детей, они еще успеют научиться и посидеть за партой в школе.
Все дошкольное время ребенку, для правильного и полноценного развития, надо играть. Игра имеет очень важное значение для развития умственных способностей и социальной адаптации ребенка.

Игра - это хорошо, но ведь надо и учить! - можете возразить Вы. Безусловно, надо, только не учить, а развивать. Это не совсем одно и то же. И все это делается в процессе игры.

Успехов Вам!

С искренним уважением, Татьяна Толкачева

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Уверена, что вы все знаете про современную тенденцию раннего развития малышей.

Может быть, и среди ваших знакомых или коллег по работе есть мамочки, наперебой обсуждающие, в какой развивающий центр или школу раннего развития они водят своего кроху, когда учить ребенка читать (писать, считать, отличать круг от квадрата и т.д.), и не поздно ли начинать это обучение в 3-4 года.

Учитываем возрастные особенности

Кто-то занимается своего ребенка, потому что это престижно, но большинство мам, наслышанные о трудностях обучения в начальной школе, хотят облегчить своему малышу адаптацию к школьной жизни. К сожалению, при раннем обучении чтению не учитывается мнение психологов, а они все, как один аргументировано возражают против такой эскалации естественных процессов.

И сейчас, и 50-100 лет назад, возможности психики маленьких детей нисколько не изменились. Естественный процесс развития здорового ребенка невозможно ни ускорить, ни остановить. Его нервная система запрограммирована генетически на определенные стадии созревания структур головного мозга. Например, до 5-6 лет малыш не способен усваивать абстрактные образы.

Он оперирует только конкретными категориями, теми понятиями, которые он видит сейчас, или тем, что видел, слышал, ощущал в течение своей маленькой жизни. У него стадия наглядно-образного мышления, и никакими «волшебными» методиками не изменить эту закономерность.

Понять в 3-4 года, что такое «звук», «буква», «слово», «слог», ребенок просто не в состоянии. Да, возможно, он сможет сложить буквы в слог, если сможет механически запомнить их написание. Но прочесть простенькое предложение до конца и понять, о чем в нем говорится, сможет едва ли один трехлетний малыш из ста. Он просто забудет его начало, еще не дойдя до точки.

И второй, не менее важный аспект: ранний и средний дошкольный возраст – время Игры с большой буквы. Именно в игре крепче всего можно усвоить и знания, и умения, и способность к эмоциональному познанию мира. Не умея понять чувства других, не умея выразить свои эмоции, малыш останется «моральным инвалидом», как бы жестоко это не звучало.

Настоящая беда всех вундеркиндов – неумение налаживать контакты с окружающими, неумение определять свое место в социуме. Депрессии, расстройства психики, неврозы, неадекватные реакции на обычные ситуации, приверженность к вредным привычкам – вот цена, которую приходится платить ребенку в будущем за амбиции взрослых.

Это мнение исследователей проблематики раннего развития: известного психоневролога профессора В. Гарбузова, немецкого ученого доктора Х. фон Коля и многих других авторитетных специалистов.

А как правильно?

Главное, что нужно определить для себя родителям, решившим научить своего ребенка читать, хочет ли он этого сам? Невозможно осчастливить из-под палки, в основе всех событий и поступков, даже самых маленьких, лежит стимул. Обычно, желание читать, знакомиться с буквами появляется к 6-7, реже к 5 годам. Это и есть сенситивный (наиболее благоприятный) период для начала обучения чтению.

Лучше всего, если и родители малыша любят чтение, и регулярно читают своему ребенку лучшие произведения детской литературы. Культ хорошей книги передастся и подрастающему читателю, ведь он так хочет походить на маму или папу.

Для непроизвольного запоминания букв надо повесить возле детской кроватки детскую азбуку. Ложась спать, малыш будет видеть буквы и быстрее их запоминать. Выбирайте эту азбуку тщательно. Часто можно видеть, как, например, букву «О» сопровождает изображение А чков (очков), или Абезьяны (обезьяны).

С чего начинается обучение чтению? Вы думаете со сложения букв в слоги и слова? Отнюдь, чтение по слогам – далеко не первый этап. Гораздо важнее научить ребенка на слух выделять звук из слова или слога, делить слова на слоги, уметь находить первый и последний звук, придумывать слова на заданный звук.

Именно с этого подготовительного этапа берет начало и безупречное письмо. Таким упражнениям в игровой и соревновательной форме можно уделять всего 5-15 минуток в день, а польза от такой подготовки будет огромная.

Похожие публикации