Удобные детские кроватки слишком просторны для новорожденного малыша. Гораздо уютнее и спокойнее он будет чувствовать себя в маленькой люльке, которая баюкает его легким покачиванием

Вы видите во сне люльку с ребенком - ваши дети прибавят вам хлопот; но такие хлопоты часто бывают приятными.

Вы видите во сне пустую люльку - вас ожидает некое печальное событие; жизнь кого-то из близких в опасности.

Вы как будто качаете люльку - сон говорит о том, что вам не помешало бы побольше твердости в характере; не желая обижать других людей, вы бываете слишком уступчивы, и этим пользуются, на вас активно влияют; не может быть устойчивым положение человека, который зависим от воли других людей.

Вы будто сами лежите в люльке - сон весьма красноречиво говорит о том, чтовы еще наивны, инфантильны; кто не хочет вас обижать, тот избегает этих определений и называет вас мечтателем, романтиком.

Толкование снов из Сонника Екатерины Великой

Сонник - Колыбель, люлька

Колыбель с очаровательным ребенком в ней снится к процветанию и привязанности ваших детей. Качать своего ребенка в колыбели – к серьезному заболеванию кого-то из членов семьи. Молодой женщине, которая во сне качает колыбель, следует опасаться соблазна, падения и сплетен.

Толкование снов из

Убережет ли сильный иммунитет от осложнения после гриппа? Почему от туберкулеза в Европе не прививают, а у нас ставят прививки новорожденным? Связаны ли прививки от кори с аутизмом и почему не стоит водить детей по торговым центрам? Главный детский инфекционист Екатеринбурга Татьяна Калугина ответила на вопросы E1.RU - Татьяна Викторовна, в начале ноября в сороковой больнице от туберкулеза умер годовалый ребенок. Вы как инфекционист можете объяснить, каким образом это случилось в благополучной семье в таком раннем возрасте, когда в садик еще не ходят, контакт с окружающим миром минимальный?

Даже когда вы просто заходите в подъезд, вы не можете исключить контакта с возбудителем. Прошел только что больной человек - микобактерия уже циркулирует в помещении. Противотуберкулезной прививки БЦЖ у ребенка не было, реакции Манту - тоже. Все медики, педиатры настаивают, что ребенок должен быть привит хотя бы от тех инфекций, которые дают такие тяжелые формы и могут закончиться трагически.

Считается, что туберкулез годами развивается у людей…

Все зависит от иммунной системы, от дозы возбудителя. Дети - группа риска по развитию генерализованных форм (когда инфекционный процесс распространяется по всему организму. - Прим. ред.), с поражением центральной нервной системы. Лечить туберкулез достаточно сложно. С годами возбудитель приобрел резистентность, устойчивость к препаратам… Вот вы спрашивали, откуда в благополучной семье у ребенка такая инфекция. Те же наши торговые центры - рассадник инфицирования. Я смотрю: ребенок еще в люльке, а его уже в торговый центр везут.

Вы против?

Абсолютно. Не надо водить маленького ребенка по торговым центрам.

Там же целая инфраструктура, рассчитанная на семейный отдых. Кафе, детские площадки…

Возможно, если только ребенок будет находиться на детской площадке… Хотя бы не надо таскать его по магазинам. Хотя и на детской площадке, если ваш ребенок не привит, он попадает в группу риска.

Противники прививок возразят вам, что в прогрессивной Европе БЦЖ вообще убрали из обязательных прививок.

Да, наши родители хорошо владеют интернетом и сравнивают наш прививочный календарь и прививочные календари других стран. Действительно, в некоторых странах на сегодня прививка от туберкулеза не ставится. Но надо помнить, что страна стране рознь. Все зависит от того, насколько данная инфекция распространена на данной территории. Пока мы похвастаться, что свободны от туберкулеза, не можем. Это социально значимая инфекция.

Пока у нас высокий уровень заболеваемости туберкулезом, опасность инфицирования сохраняется. Отменить прививки мы не можем. Неслучайно эта прививка делается сразу при рождении ребенка, на третий-пятый день. Пока ребенок еще не вышел в свет. Далее мы в ежегодном режиме контролируем детей реакцией Манту. Если она становится положительной, то подключаются фтизиатры. Они оценивают, что это: поствакцинальная аллергия либо маркер заболевания. Следующая, повторная ревакцинация идет в 6–7 лет. Сейчас появился более качественный, информативный диаскен-тест. Но он проводится со школьного возраста.

Некоторые рассуждают так: прививка все равно не спасает от болезни, того же туберкулеза. Иначе зачем каждый год ставить Манту, контролировать реакцию?

Что происходит при прививке. Мы вводим антиген и ожидаем выработку антител. Это и называется поствакцинальным иммунитетом. Но, проводя вакцинацию, мы не знаем, как конкретный пациент ответит на данный антиген. У какой-то части привитых будет сильный иммунитет, достаточно продолжительный, и, даже встретившись с возбудителем, человек не заболеет. Вторая группа вакцинированных - с умеренным иммунитетом. Они могут инфицироваться. Но инфицирование и болезнь - вещи разные. Кто-то может прожить всю жизнь инфицированным, но не заболеть. И есть небольшой процент привитых, чей организм не ответил на эту вакцину в силу особенностей его иммунной системы. Конечно, этот контингент в зоне риска.

Многие из тех родителей, кто отказывается от прививок, считают, что национальный прививочный календарь устарел. Мол, многие болезни уже побеждены, угрозы заражения нет.

У нас на сегодня ликвидирована одна инфекция - натуральная оспа. В свое время обязательно прививали всех и у нас, и за рубежом, и в развитых странах, и в развивающихся. Это позволило ликвидировать оспу как заболевание. Такие же программы были приняты по кори и полиомиелиту. К 2010 году в России заболеваемость кори была сведена к нулю, мы почти готовы были заявить, что она у нас ликвидирована. Но в это время родители в Англии стали массово отказываться от прививок: с чего-то они вдруг решили, что корь вызывает аутизм. Это ни на чем не основанное утверждение. Я так могу привязать что угодно: я вышла на улицу, споткнулась и решила - вторник для меня черный день, во вторник я все время падаю. Или кто-то рассказывает: поставили прививку - на следующий день заболел.

Так, ребенок мог инфицироваться на прогулке, в гостях, в магазине. Конечно, на фоне вакцинального эффекта он может болеть тяжелее. Но прививка-то причем?! То же самое с аутизмом. Если бы все было так просто и аутизм был связан с прививками, то и детей-аутистов не было бы. Аутизм в равной степени присутствует и у привитых, и у непривитых детей. Но родители решили, что прививка от кори вызывает аутизм и начали отказываться от прививок. И произошел резкий всплеск заболевания корью. Тут же корь перешла в Европу, оттуда - в Россию: Питер, Москву, Екатеринбург.

То есть опасность не от мигрантов из Азии, а из благополучной Европы, где отказываются от прививок?

Я бы не хотела это подчеркивать. Из Азии к нам попал несколько лет назад полиомиелит. Важно то, что сегодня выезд за рубеж стал массовым, как к соседям сходить: Эмираты, Тайланд, африканские страны. Поэтому нет гарантии, что, казалось бы, побежденную инфекцию нам снова не привезут извне.

Медики сами признаются, что каждый год штаммы гриппа мутируют. Поэтому многие сомневаются в пользе прививки против гриппа. Смысл ее ставить, если все меняется?

Грипп действительно неудобен тем, что очень быстро идут изменения его структуры. Поэтому выработать одну прививку, которая может защитить на несколько лет, нельзя. Как, например, от туберкулеза и коклюша. При гриппе так не бывает. Мы каждый год должны ревакцинироваться, это связано с изменчивостью вируса. Работает масса институтов, которые прогнозируют вероятные штаммы вируса. Каждый год вакцина пересматривается с учетом вероятного штамма вируса, который ожидается в виде вспышки в текущем году. То есть вакцина «Совигрипп» уже измененная, она отличается от прошлогодней.

В этом году какой вид гриппа прогнозируют?

В этом году сохраняется H1N1 - свиной грипп, добавляются другие штаммы.

Никто не будет спорить, что прививки ставят только здоровым. А после болезни сколько времени должно пройти с момента выздоровления?

Конечно, человек должен быть абсолютно здоровым на момент вакцинации. Сегодня есть допущения, что если у ребенка есть минимальные катаральные явления (например, немного воспаленное горло. - Прим. ред.), то якобы это не является прямым противопоказанием от вакцинации. Но - возможно, меня не все врачи поддержат - я считаю, что прививать можно только абсолютно здорового ребенка. А после перенесенного заболевания желательно подождать четыре недели. Хотя сейчас все упростилось, считается, что две недели. Но если в тяжелой форме, то однозначно нужно ждать четыре недели.

Почему тогда прививки от гриппа не ставят сразу после каникул, когда большинство здоровы, с крепким иммунитетом после лета, а ставят, когда они уже все чихают, кашляют, заражают друг друга?

У вакцины есть определенные сроки, чтобы антитела выработались, и иммунитет должен сохраниться на определенный период. Если привьем в июне - августе, то иммунитет может закончиться в то время, когда начнется сезонный подъем ОРВИ или начнется эпидемия. Прививают в конце сентября - начале ноября. Это тот период, когда наиболее актуально поставить прививку, и она может защитить нас, когда ожидается подъем заболевания. То, что кашляют-чихают, - это проблема в том, что в садик водят больных детей. Родителям нужно выйти на работу, больного ребенка, накормив жаропонижающим, отправляют в садик. И когда он попадает в группу в 25–30 человек, начинается групповая вспышка, начинаются карантины по ОРВИ.

Насчет прививок от гриппа могут еще возразить, что заболевание несмертельное, а иммунитет лучше укреплять прогулками, правильным режимом, хорошим питанием и витаминами.

Ни чеснок, ни травки, ни витамины, ни спорт не смогут защитить от тяжелой формы. Только прививка. При тяжелых формах, когда вирус быстро размножается, появляются продукты распада. Антитела снимают вирусную нагрузку, они уже готовы к этому. Либо остаются клетки памяти, они нападают на этот вирус и начинают вырабатывать антитела. Тяжесть гасится. А чеснок и прочее эту функцию не выполняют. Если уверены в своем иммунитете - это ваш выбор. Но опять же ложка дегтя: ответ иммунной системы может быть слишком сильным, гиперреакция. В этом случае идет быстрый распад инфекционного агента, и этим убивается организм, потому что антител, которые могли бы осуществить функцию детоксикации, нет. Это называется самоубийственными механизмами защиты. Организм все свои ресурсы бросает на убийство вируса и оказывает медвежью услугу, в результате массивный распад микроорганизмов приводит к тому, что появляющиеся токсины отравляют организм, справиться с этим у иммунной системы сил не хватает. Токсины поражают органы и сосуды.

В этом году в Екатеринбурге не было импортных вакцин, многие опасаются ставить себе и детям отечественную вакцину «Совигрипп», считая, что она вызывает больше осложнений.

Вакцина достойная, достаточно иммуногенная, то есть с минимумом поствакцинальных реакций. Импортные вакцины могут быть в частных медицинских центрах, можно поинтересоваться.

Кстати, некоторые считают, что нет ничего страшного в том, что ребенок трех-четырех лет часто болеет. Так, мол, иммунитет укрепляется.

С одной стороны, не надо ребенка искусственно ограждать от внешнего мира, создавать тепличные условия. Никуда не ходить, все кругом бесконечно дезинфицировать. У ребенка должна идти иммунизация, он должен контактировать с микрофлорой, приобретая естественный иммунитет. И ребенок таким образом создает защиту. Но если ребенок болеет каждую неделю, каждый месяц - это отрицательно влияет на его иммунную систему и может привести к хронической патологии. Ничего хорошего в этом нет. Да, кто-то рассказывает: ничего страшного, пошел в садик и до четырех лет болел, потом все стало нормально. Да, у кого-то проходит, а кто-то уходит в хронические заболевания.

А что делать? Из садика забирать?

Искать причину частых респираторных заболеваний. Или плохие условия в детском саду, или особенности иммунной системы. Надо установить причину. Есть критерий: для трех лет нормой считается переболеть до шести раз в год. Имеется в виду ОРВИ, если бронхит, а тем более обструктивный бронхит, - это уже совсем другая ситуация, это опасность бронхиальной астмы.

А в шесть лет сколько норма?

В шесть можно до четырех раз в год. И то эти критерии пересматриваются, зарубежные специалисты допускают больше: и 8, и 10. Может, в ближайшем времени и у нас подходы изменятся. Но мое личное мнение - так быть не должно. Это ненормально. Иммунитет лучше укреплять с помощью прогулок, питания, режима и вакцинации.

Почитайте также, какие лекарства должны быть дома от простуды, чтобы не «кормить» аптеки, а действительно помогать организму.

Чем младше ребенок, тем он более хрупкий, а новорожденные — это самая уязвимая возрастная категория. Их кости мягкие и гибкие, в скелете много хрящевой ткани. Масса головы, относительно тела, составляет 25% (у взрослых – 6%). При этом шея грудничков тонкая и мышцы развиты слабо. Кроху опасно даже интенсивно встряхивать на руках, а при сильном толчке «тяжелую» голову резко отбрасывает, и основная нагрузка приходится именно на область шеи. Органы дыхания у грудничков тоже имеют свои особенности, которые создают предпосылки к более легкому нарушению дыхания, чем у взрослых.

Сегодня, для перевозки новорожденных в автомобиле используют автомобильные люльки (автомобильные кроватки, автолюльки) и кресла.

Автомобильные люльки

C какого возраста грудничка можно возить в автолюльке?
С рождения и до 6-ти месяцев.

В люльке ребенок перевозиться лежа. Она устанавливается на заднем диване автомобиля перпендикулярно движению и фиксируется с помощью автомобильных ремней. В самой автолюльке ребенок крепиться встроенными ремнями.


В люльке ребенок лежит горизонтально. Устанавливается автокроватка перпендикулярно движению, на заднем диване автомобиля.
Автолюльки фиксируются штатными ремнями автомобиля. Способы крепления ремнями могут отличаться.

Очень часто, производители колясок, просто комплектуют съемные люльки дополнительными креплениями, что позволяет их использовать в автомобиле. Но «колясочные» автолюльки, как правило, потому не пригодны для перевозки младенцев.

К недостаткам люлек можно отнести и то, что они занимают много места в автомобиле.

Поэтому авто люльки для перевозки детей следует используют только в случае особых медицинских показаний.

Автокресла

C какого возраста грудничка можно возить в автокресле ?
Так же как и в автолюльке — с первых дней жизни

В автокреслах новорожденного перевозят полулежа, под наклоном 30-45 градусов, спиной по ходу движения. Само кресло крепиться либо штатными ремнями автомобиля, либо к специальным скобам ISOFix. Ребенок в автокресле удерживается внутренними ремнями.


На первом рисунке изображено универсальное кресло, которое можно использовать как для младенцев так и для более взрослых детей.
На втором рисунке автокресло переноска, которое используется для детей до года-полутора. В этих креслах ребенка можно носить вне автомобиля, благодаря специальной ручки.

Основное преимущество автокресел в том, что они обеспечивают лучшую безопасность ребенка, чем люльки. Кресла хорошо удерживают голову младенца при фронтальном ударе, исключая травмирующие нагрузки на шею. А это, по статистике, около 70% аварий.

Очень важно чтобы наклон, спинки сидения был правильный, и находился в пределах 30-45 градусов. Более пологий угол (больше 45 градусов) сильно снижает безопасность автокресла при фронтальных ударах. При слишком высоком положении (угол меньше 30 градусов), голова ребенка будет падать вперед, что может привести к затруднению дыхания, и, как следствие, к недостаточному насыщению крови кислородом, а в очень редких случаев и к остановке дыхания.


Угол наклона спинки сидения должен быть в пределах 30-35 градусов.
Оптимальный угол — 45°.
a) Угол наклона сидения слишком маленький (< 30°), голова младенца падает на подбородок, что затрудняет его дыхание.
b) Наклон спинки от 30° до 45°. Новорожденный находится в максимальной безопасности при достаточном комфорте.
с) Фотография выполнена при краш тестах во время столкновения. Угол наклона спинки слишком пологий (>45°), что не обеспечивает должной безопасности ребенка при аварии.

Оптимальный угол спинки — 45°. При таком наклоне обеспечивается оптимальное отношение безопасности и комфорта во время автомобильных путешествий.

Как правило, угол наклона современны кресел обеспечивает безопасную перевозку ребенка, но его величина может быть разной в зависимости от формы сидений конкретного автомобиля. Допускается использовать валики для коррекции наклона автокресла, например из туго смотанных полотенец, которые подкладывают под переднюю часть детского кресла.


Для коррекции угла наклона автокресла допускается использовать валики

Для дополнительной фиксации головы ребенка допускается использовать валики из ткани, которые укладывают с двух сторон новорожденного. Различные подушки, вкладыши под голову, которые идут не в комплекте с креслом, использовать запрещено, так как это может способствовать падению головы ребенка вперед.


Для дополнительной фиксации головы ребенка допускается использовать валики, например, из свернутых полотенец

Существует распространенное среди родителей мнение, что новорожденному вредно сидеть в автомобильном кресле, так как это может повредить его позвоночнику. На самом деле эти опасения беспочвенны потому, что ребенок не сидит в автокресле вертикально, а полулежит. На позвоночник не воздействую опасные нагрузки. Вес равномерно распределяется по спине.


a) Опасные вертикальные нагрузки на позвоночник новорожденного под действием его веса.
b) При положении полусидя, вертикальных нагрузок на позвоночник нет. Вес распределяется равномерно по всей площади спины.

Если кресло правильно установлено, время, а проведенное крохой в нем, не превышает полуторачасов, то риска для здоровья ребенка нет.

Резюме: Автокресло — безопасный способ перевозки младенцев в автомобиле с первых дней жизни. В нем ребенок перевозиться полусидя спиной по ходу движения. Важно чтобы наклон, спинки кресла находился в пределах 30-45 градусов. Автолюльки, в которых ребенок перевозиться лежа, следует использовать только в случае особых медицинских показаний.

Ребёнок в люльке

Почему практически все народы воспитывали младенца в подвесной качающейся люльке?
Последние исследования показывают, что это не просто дань традиции, а важнейший элемент, который, наряду с материнской колыбельной песней, делает ребёнка здоровым и гармоничным…

Ещё до «наката» технической цивилизации русские, украинцы, белорусы, чуваши, башкиры, татары, горцы, народы коми, чукчи, ханты, манси, нганасане, долгане и другие - на крайнем севере, хакасы и монголы - в центральной Азии, а также египтяне, марокканцы, эфиопы и другие народы в Африке, китайцы, вьетнамцы, корейцы, камбоджийцы и другие - в юго-восточной Азии и так по всей земле воспитывали младенца в подвесной качающейся люльке. Значит, пребывание ребенка в грудничковом периоде в такой люльке несет в себе некую неосознанную нами сообразную природе ребенка выработанную тысячелетиями культуру его вочеловечивания.

И, как это ни парадоксально, но наука данный прием культуры не только не изучила, а, как и многое другое, что было в народной воспитательной педагогике, просто отвергла. А ведь истина здесь буквально лежит на поверхности.

Известно: 9-ти месячный период внутриутробного развития ребенка по биологическому (генетическому) времени намного длиннее всей последующей жизни. Именно за эти 9 месяцев из 2-х клеток оформляется готовый маленький человечек. И весь этот этап развития проходит в жидкой среде. Среде, которая поддерживает процесс развития ребенка фактически в невесомости. А теперь представьте: из невесомости ребенок вдруг попадает в среду огромного гравитационного давления, в т.ч. «тяжелых» (по перепадам давления) гравитационных ритмов.


Вот почему для младенца, вышедшего из материнской утробы, характерны генерализованные, разлитые по телу напряжения, мышечная скованность и судорожность движений. И снимется она только при сонастройке телесных ритмов, в т.ч. произвольно-волевых с ритмами земными (гравитационными). Но для такой сонастройки требуется продолжительный период времени и рукотворная помощь.

Подвесная люлька как раз и переводит вектор статического гравитационного давления в колебательно-волновой гравитационный ритм. В процессе качания младенец в ритмическом режиме испытывает своеобразные моменты невесомости (когда люлька достигает максимальной высоты и как бы на миг «замирает») и моменты воздействия наиболее высоких гравитационных сил (когда люлька проходит через низшую к земле точку). Следовательно, с помощью подвесной качающейся люльки вектор однонаправленного гравитационного пресса «разворачивается» в адаптационную к земным условиям гравитационную жизнетворную волну.

Более того, оказалось, что вся человеческая жизнь - это иерархия взаимоподчиненных, взаимосинхронизированных (по кратности) алгоритмов: от сверх высоких генетических ритмов до сверх низких - осмысленных произвольно-волевых действий. Подвесная люлька - это особая технология, абсолютно необходимая для постепенного эффективного нетравматичного вхождения и адаптации ребенка к гравитационной среде земли, в т.ч. для запуска гравитационных ритмов жизни.

В 80-ые годы ХХ столетия на базе НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН был выполнен следующий эксперимент (Н. Ф. Казачкова). Одна группа матерей воспитывала младенцев в подвесной люльке, другая в обычной кроватке. При этом обнаружилось, что младенцы из первой группы лучше спали, меньше плакали, лучше сосали материнскую грудь. У них быстрее стала расслабляться сжимающая тело гравитационно-мышечная напряженность, уменьшаться мышечная судорожность. Заметно меньше у них был выражен нистагм глаз. В итоге их глаза быстрее стали фиксировать объекты, т.е. у них быстрее стал появляться осмысленный взгляд.

В среднем на 2-3 месяца раньше у них появилось гуление и первые членораздельные слова. Меньше у таких детей была скованность и страх. На 1,5 - 2 месяца раньше дети стали вставать на ножки и ходить по земле. При развитии же целенаправленных ручных действий у них в меньшей степени проявлялись мышечная скованность (судорожность).

Оформленность внутреннего гравитационного ритма - это оформленность не только внутренних вегетативных ритмов, но и духовной стойки, оформленность их устойчивости к различным неблагоприятным факторам внешней среды.

Положительное влияние подвесной люльки сказывалось практически на всех последующих этапах онтогенеза. Например, в последующем у таких детей меньше была внутренняя напряженность при письме. В итоге, они меньше склонялись над тетрадью при письме. Кроме того, у них был совершеннее почерк, рисунок и даже музыкальный слух! Свободнее и осмысленнее у них была речь. Меньше у таких детей был страх. На более высоком уровне у таких детей была нервно-психическая устойчивость к стрессам.

Поэтому исчезновение подвесных люлек из воспитательного арсенала привело к ухудшению развития у детей телесно-координаторных способностей, разнообразных произвольно-моторных функций, в т.ч. речевых и ручных. Привело к понижению функциональных возможностей базовых систем жизнеподдержания (сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечного тракта, выделения и др.)

В широком плане это привело к понижению телесно-функционального и духовно - психического потенциала на уровне целого народа. Все это позволило по-новому взглянуть на величие народно-воспитательных культур, в т.ч. на особую развивающую роль русских качелей.

Колыбельная

Колыбельная песня - это та духовная сила, которая вырывает младенца из «цепкой» хватки инстинктивного страха и возвышает его чувства в пространство «звучащей» охранительной материнской любви. Слово колыбельной песни - это единственное изреченное слово, которое в полной мере соединяет в себе дух образа и душу любви. Исследования показали, что среди тех детей, которым матери не пели колыбельных песен, страх и агрессия (в рисунках) встречались в 4 раза чаще по сравнению с теми, кто хоть изредка пел младенцу колыбельные песни. А ведь страх - один из самых сильных животных инстинктов, с которым «сцеплены» в нераздельной связке все остальные инстинкты.

Выяснилось, что без постоянного пения матерью колыбельных песен (желательно в ритме качания подвесной люльки) ребенок не сможет в должной мере вочеловечиваться в душевно-духовную, цельную, свободную отстрахов и психокомплексов личность.

Сегодня колыбельные песни стали записывать на электронные носители хоть и профессиональным, но не материнским голосом. Ясно, что такие записи в первую очередь предназначены для будущих и настоящих матерей, но не для младенцев. Безусловно, их можно использовать в детских дошкольных учреждениях, в том числе для сирот, а также детей, находящихся на воспитании в различных специализированных учреждениях и т.д.


Младенцу, как воздух, как грудное материнское молоко, необходима колыбельная песня, озвучиваемая материнским сердцем.

Еще раз напомним: за 9 месяцев внутриутробной жизни ребенок глубоко запечатлел в памяти чувств единственно близкий и родной голос - голос матери. И только он и никакой другой голос может передать ребенку чувство любви, защищенности и счастья. Вот почему колыбельные песни должна петь только сама мама. Я часто слышу от молодых мам: как же я буду петь, если я не знаю ни слов, ни мелодии колыбельных песен? А это и есть последствия глубокого отчуждения матери от детей на этапе их раннего детства.

Поэтому в некоторых детских дошкольных учреждениях стали практиковать воспитывание девочек отдельно от мальчиков. Танки, пушки, машины, автоматы несовместимы с куклами и колыбельными песнями. И рекомендуется, чтобы девочки вместе с мамами, бабушками (если это возможно), с воспитателями своими руками изготавливали мягкие куклы, сами сочиняли колыбельные песни и регулярно их пели.

В качестве примера ниже приведем колыбельные песни, сочиненные детьми вместе с мамами и бабушками в начале 90-х годов в детских садах г. Воскресенска.




Д\С № 57

Баю, баюшки, баю
Баю девочку мою
Баю сладенькую
И хорошенькую
Баю маленькую
Распрегоженькую.

Смотрит заинька в окно
На дворе давно темно
Спи мой сладенький, усни
Долгий сон к себе мани.
Баю, баю, баю – бай
Поскорее засыпай.

(Седнева Т.Н. - воспитатель)

Спи, усни мой голубок!
На полях лежит снежок.
Всю он травушку закрыл
И цветочек завалил.
Скоро солнышко взойдет
И все снова зацветет!
Ты за зиму подрастешь
И гулять с мамой пойдешь.

* * *
Наступает ночка.
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко!
Крепкий сон тебя возьми,
Пусть во сне увидишь ты
Маму, папу и цветы!

(Будылкина Н.Ф. - воспитатель)

Д\С №31

Баю-баюшки- баю
Баю, деточку мою.
Спи, сыночек, засыпай,
Мирно глазки закрывай.

В колыбельку уложу,
Складну песенку сложу.
Складну песенку сложу,
Дрему в гости приглашу.

Дрема по дому брела,
К колыбельке подошла.
К колыбельке подошла
Тихо песню завела.

Баю-баюшки-баю
Не ложися на краю,
А ложись ты в серединку
На пуховую перинку.

Баю-баюшки-баю,
Баю деточку мою,
Спи глазочек, спи другой
Спи, сыночек, дорогой.

(Макеева Г., воспитатель)

Баю, баю, бай
Спи, мой мальчик, засыпай.
Спи скорей, усни дружок
Выйдет солнце на лужок.

Будет ярко нам светить,
Будут гнезда птицы вить.
Много света и тепла
Принесет во сне весна.

* * *
Ой, люлень, да люлень
По горам идет олень.
На рогах он дрему носит
В каждый дом её заносит.

В люльку дрему он кладет,
Тихо песенку поет.

* * *
Соловей поет в лесочке,
Ай лю, лю, ей лю, лю.
Пусть притихнут все листочки
Баюшки, баю.

Спи, сынок, мой голубочек,
Вырастишь большой.
Вон на небе темном месяц
Светит золотой.

Устилает землю снегом
Словно серебром.
Видишь: собралися сказки
За твоим окном.

Вот и поезд дальний едет.
В нем игрушки спят.
И пекут ватрушки мамы
Для своих ребят.

Спи, сыночек, мой прекрасный,
Баюшки, баю.
Пусть приходит к тебе дрема
В колыбель твою.

* * *
Баю- баюшки, баю,
Сыну песенку спою,
Как мой милый будет спать,
Буду я его качать.

Ты, мой милый, дорогой,
Быстро глазоньки закрой.
А закроешь, сон придет,
Свою сказку принесет.

В ней и заинька живет.
Он морковку там грызет.
А лисичка любит петь
И на елочку глядеть.

Вот уж ночка на дворе.
Спит собачка в конуре.
Спят и птички, и волчок.
Ляг скорее на бочок.

Баю - баюшки, баю,
Сыну песенку спою.
Как мой милый будет спать.
Буду я его качать.

(Гавриш Д. - воспитатель)

Я\С №5

Баю –баю, баю – баю!
Нашу дочку я качаю.
Спи, девчушка, засыпай!
Баю –баю, баю – бай!

Спят игрушки и зверушки,
И жучки и паучки.
Тишина стоит кругом,
Давай, доченька, уснем!

(Тетеркина С.А. – воспитатель)

Спят игрушки в уголке,
Спят на полке сказки.
И моя дочурка спит,
Закрывайтесь глазки!

Ты играла целый день.
Ты устала очень.
Поскорее засыпай,
И спокойной ночи!

Завтра будет новый день,
Снова, как награда!
Баю, баю, баю, бай,
Спи моя отрада!

* * *
Баю, баю, баиньки
Прискакали заиньки.
Песню запевали,
Ванечку качали.

Баю, баю, баиньки
Засыпай наш маленький.
Подрастешь немножко,
Поскачешь по дорожке.

(Скокова В.И. - зав. я\с №5)





Опыт убеждает: постоянное нежное общение девочек с рукотворными мягкими куклами, пение им колыбельных песен - это базовая ступень в привитии материнских чувств на так называемом экстрасенсорном этапе, т.е. на этапе преображения и одухотворения первичных чувств.

Дорого заплатят матери, преждевременно отлучившие детей от своей любви, от груди, от колыбельных песен и любвеобильных «словоизлияний». И чем быстрее мы сегодня научим петь колыбельные песни 4-6 летних девочек, тем более доброе, любвеобильное материнство мы получим завтра.

Базарный В.Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса, фрагмент





Очевидно, что процесс сохранения и модернизации традиций и обычаев, характеризующий современные культуры Северного Кавказа, является актуальным в настоящее время как для самих носителей культуры, так и для всего российского общества. Мы сталкиваемся с двумя противоположными явлениями: с одной стороны, это размывание традиционных институтов под влиянием глобализационных процессов, с другой стороны, это стремление общества сохранить в неизменном виде многие социокультурные практики, так как именно они обеспечивают устойчивость и выживание этноса как такового.

Инкультурация, начинающаяся с самого рождения ребенка, является процессом освоения присущих культуре миропонимания и навыков социотипического поведения в ходе знакомства с ее языком, ценностями и нормами. Попытаемся рассмотреть, какую культурноспецифическую информацию для ребенка несет один из интереснейших обычаев Северного Кавказа, дошедший до наших дней, - обычай тугого пеленания детей в люльке или колыбели.

Обычай тугого пеленания младенцев не раз оказывался в центре внимания специалистов различных наук: педиатров, психологов, этнографов, культурантропологов. Пока педиатры спорят о вреде и пользе тугого пеленания для формирования скелета ребенка и его движений, психологи и психоаналитики ищут связь между процессом пеленания ребенка в колыбели и формированием его психики и личностных особенностей. Так, по мнению выдающегося психоаналитика Э. Эриксона «…пеленание подпадает под рубрику тех вопросов воспитания ребенка, которые должны иметь существенное отношение к образу мира целостной культуры ». А основоположник теории «Культура и личность» А. Кардинер полагал, что существует связь между способами ухода за младенцами и особенностями психологического склада народа, так называемой базовой структурой личности (эту теорию критики не без иронии называли «пеленочным детерминизмом») .

Познакомиться с обычаем тугого пеленания я смогла в столице Кабардино-Балкарии, куда приехала в гости к своим бывшим студентам. Жена - московская кабардинка, муж - родом из Нальчика. Первое время семейной жизни они провели в Москве, а как только у них родилась дочь, переехали в Кабардино-Балкарию. На этом настояла свекровь: «В Москве ребёнка правильно не вырастить».

Я оказалась в современной квартире, в молодой семье, но с изумлением увидела семимесячного ребенка, лежащего туго запелёнатым в люльке. Через некоторое время другая люлька оказалась в поле моего внимания – на сей раз в Питере. Знакомая чеченская семья попросила меня захватить с собой в Москву старую колыбель для новорождённого племянника.

С тех пор стремление многих представителей северокавказских этносов сохранить этот обычай в неизменном виде оказалось в центре моего внимания. Я встречала детские люльки (колыбели) во всех республиках Северного Кавказа, где в языке каждого этноса присутствуют слова, обозначающие люльку:

Аварский - «кини»;

Даргинский - «сири», «гарда»;

Горский еврейский - «гуфорэ»;

Лакский - «к1ану»;

Лезгинский - «кпел кьеп1ина тун»;

Табасаранский - «кьяб, шинт»;

Ногайский - «бесик»;

Кумыкский, карачаевский, черкесский - «бешик»;

Чеченский, ингушский - «ага»;

Адыгейский, кабардинский - «кушъэ», «гущэ».

Рассмотрим прежде конструкцию детской люльки народов Северного Кавказа. Она связана с бытом и жизнедеятельностью народа и издавна облегчала матери процесс ухода за младенцем. Северокавказские люльки обеспечивали возможность ребенку оставаться как можно дольше чистым и сухим, что в свою очередь давало возможность матери заниматься хозяйством днем и выспаться ночью.

Конструкция детской люльки представляет собой деревянную кроватку со спинками на дугообразных полозьях, на которых ее можно раскачивать. В прежние времена на дно люльки укладывался плотный матрац из соломы или овечьей шерсти, и обязательно имелось отверстие, в которое укреплялась трубчатая кость для стока мочи в сосуд. Тело ребенка привязывалось двумя широкими поясами или лентами, на концы которых прикреплялись тесемки, которые проводили под колыбелью и туго завязывали на перекладине колыбели. Такой способ пеленания использовался раньше и применяется до сих пор народами Северо-Восточного Кавказа: чеченцами, ингушами и народами Дагестана. У народов, населяющих Северо-Западный Кавказ, применялись немного отличные конструкции, смысл которых был тот же: обеспечить тугое пеленание ребенка, соблюдение его гигиены (сухости и чистоты), неподвижную фиксацию ребенка в колыбели, что предохраняло от травм. Люльку легко можно было переносить с места на место; она была небольшой и умещалась в тесных комнатах. Люльки подобного типа распространены во многих мировых культурах, характеризующихся устойчивым оседлым типом хозяйствования, например, в Средней Азии.

У чеченцев на матрац у изголовья укладывалась подушка, и еще две маленькие подушечки под ягодицы и ноги ребенка, что оберегало спину от продувания. У ногайцев было принято класть подушку на колени ребенку, которые потом стягивались повязками из очень тонкого войлока. Сверху люлька покрывалась тонким покрывалом для защиты от насекомых, а зимой - шерстяным - для защиты от холода.

Встречались у народов Кавказа и другие виды люлек: так, у чеченцев и ногайцев, помимо вышеописанной люльки встречалось подвесное корытообразное сооружение, более простое по конструкции: это был обычный мешок, за четыре угла подвешивающийся к потолку дома или юрты (как у ногайцев, которые до конца XIX века вели кочевой образ жизни). Если в напольной люльке ребенок мог находиться до 2-3 лет, то в подвесной колыбели - до 5 месяцев, так как ребенок мог уже передвигаться и упасть с высоты. Такие люльки были характерны для наиболее бедных слоев населения; подвешивание люльки к потолку обеспечивало согревание ребенка, так как самый теплый воздух скапливался у потолка. У высокогорных народов Западного Дагестана бытовали уменьшенные люльки, которые можно было носить на спине, а также люльки, плетенные из прутьев.

Итак, люлька - первый дом ребенка, созданный для него взрослым. Оценить не только бытовое, но и сакральное значение люльки в жизни народов Северного Кавказа можно, подробно изучив то, сколько поверий, ритуалов, обычаев и обрядов связано с детской люлькой. В них можно проследить древние языческие корни, и, постепенно приходившие им на смену и вытеснявшие их, исламские элементы.

В недавнем прошлом процесс укладывания ребенка в люльку был связан с магическими обрядами и ритуалами. У каждого народа имелись свои обычаи, гарантирующие, с точки зрения народных поверий, здоровое и счастливое детство. В этих обычаях было важно всё: из какой породы дерева лучше делать люльку, кто и в какие сроки укладывает младенца в нее, где должна стоять люлька, с какой стороны можно подходить к ней и многое другое.

Люльки делались из специальных пород дерева. Чеченские люльки изготавливались из дуба, ореха, груши, боярышника. Древесину, из которой собирались делать люльку, нельзя было переносить через реку, пересекать с нею дороги. Адыги считали, что дети, воспитанные в колыбели из бузины, отличались вспыльчивостью и неуравновешенным характером, поэтому люльку делали из дуба или чинары. Как и балкарцы, они считали, что самые счастливые дети вырастали из люльки, у которой четыре стойки сделаны из боярышника. Боярышник обладал большой жизнеспособностью, крепостью и добротой. Из него делали палки и посохи люди преклонного возраста, пастухи; изготовляли амулеты, талисманы.

Кабардинцы и балкарцы для защиты ребенка от злых духов укладывали под матрац ребенка кинжал или кусок железа. Чеченцы под подушку клали что-нибудь острое (ножницы, например) или уголь, а к колыбели крепили наборы разных растений, бусинки. Часто чеченка, укладывая ребенка спать, зажигала над ним спичку и трижды с заклинаниями обводила ею вокруг спящего ребенка, а потом клала коробок со спичками под подушку. Народы Дагестана клали под подушку нож, ножницы, колечко от кольчуги и Коран. Металлический предмет в люльке с мальчиком держали 20 дней, с девочкой - 40 дней, так как девочки считались менее сильными и более уязвимыми для нечистой силы. К самой люльке привязывали молитвы, зашитые в ткань. Аварцы, чтобы ребенок крепко спал и ничего не боялся, клали под подушку колючее растение, а у даргинцев для спокойного сна под матрац ребенка клали плоды шиповника.

Перед первым пеленанием балкарка - мать ребенка пекла пять пирогов с начинкой из мяса и сыра. Два из них клали в изголовье колыбели, один - посередине, два - в ногах. После этого мать и женщина, которая перерезала пуповину ребенка, молча (чтобы ребенок не был плаксивым), съедали те пироги, которые лежали в изголовье и в середине колыбели, а лежащие в ногах выбрасывали в укромное место, чтобы удалить из колыбели все недоброе, что может плохо повлиять на ребенка. Завязывание ребенка поручалось опытной, многодетной и доброй женщине. Перед завязыванием в приготовленную постель укладывали кошку, делая вид, что ее завязывают. Считалось, что это будет способствовать хорошему, продолжительному и доброму сну (у народов Дагестана было принято укладывать в люльку кошку, а также веник, железные щипцы для огня, камень и раскачивать их короткое время, а затем убирать). Аварцы, раскачивая колыбель с кошкой, приговаривали:

Ой, кошечка, кошечка, сказку расскажи, кошечка.

Люльку охраняй, кошечка!

У карачаевцев было принято класть в люльку кошку или щенка, а в изголовье вешать разные амулеты: когти волка, рысью шерсть, обрубок боярышника, узелок с высушенной пуповиной, печенье с изображеньем человеческой руки, а под голову помещали книгу, нож (мальчику) или ножницы (девочке) .

У кабардинцев укладывала младенца в люльку пожилая женщина из числа родственников по отцовской линии - опытная, удачливая и счастливая. Праздник укладывания младенца в люльку проходил по истечении 2-3 недель после рождения ребенка и был чисто женским торжеством, на которое приходили женщины, родственницы и соседки. Все они появлялись с подарками для ребенка, чаще всего рубашками или тканью для рубашки. У аварцев и даргинцев в люльку могла укладывать ребенка и свекровь, если она считала, что ее жизнь удалась.

У ингушей процесс укладывания в люльку проходил на 3-4 день после рождения. Люльку приносили родственницы матери новорожденного.

Чеченцы колыбель с ребенком ставили головой на восток и на юг, а если ребенок случайно оказывался головой в две другие стороны, его сразу же поправляли. Балкарцы колыбель устанавливали головой на юго-запад.

У народов Дагестана новорожденного укладывали в люльку на 7 день, а если ребенок рождался слабым и недоношенным - не позднее 3 месяцев. Позднее было уже невозможно приучить ребенка к люльке. Первое укладывание совершалось в пятницу ближе к полудню: здесь очевидно влияние ислама на обряд, так как пятница - святой, праздничный для мусульман день. У чеченцев укладывали в люльку в «благополучные» дни - вторник и четверг. У лакцев в люльку предварительно клали хлебцы в виде человеческих фигур, и каждый из детей родственников и соседей, присутствовавших во время обряда, брал себе хлебец со словами: «Твой хлебец мне, мой сон тебе». У ногайцев укладывая в колыбель, старшая женщина специально клала младенца два раза неправильно (ногами к подушке). У рутульцев, прежде чем положить ребенка в люльку, его стригли, а голову мазали желтком яйца, чтобы у него не было перхоти, а в подушку клали родовые волосы ребенка. Под голову малыша клали заячий помет, чтобы ребенок долго спал, так как считалось, что заяц долго спит; иногда клали бараньи катышки в качестве оберега. У табасаранцев и рутульцев укладывавшая в люльку ребенка пожилая женщина произносила мусульманское благопожелание: желала здоровья, счастливой обеспеченной жизни, мальчикам желала стать главой большого семейства. Ребенка трижды с молитвой обносили вокруг люльки и укладывали. Перед этим ребенка необходимо было искупать, смазать жиром, а на родничок положить смоченную в жире тряпочку, чтобы не закладывало нос. Кабардинцы и балкарцы для защиты от сглаза около родничка (как у самого уязвимого места) прикрепляли немножко пчелиного клея (прополиса), а лоб, подбородок и носик мазали сажей, чтобы ребенок не понравился смотрящему, особенно постороннему. Раньше в богатых кабардинских семьях при организации обряда завязывания ребенка в люльку устраивались скачки.

Много обрядов и поверий было связано с самой люлькой. У чеченцев и почти всех народов Дагестана никогда нельзя было раскачивать пустую люльку, завязывать ленты, когда ребенка не было в люльке, а также переносить ребенка через перекладину люльки. Необходимо было обойти и передать ребенка. Считалось, что не будет здорового потомства у ребенка. У народов Дагестана нельзя было подготовленную люльку оставлять без покрывала - в нее может забраться нечистая сила. Следовало прикрыть ее наполовину, иначе сон уйдет. Раскачивание пустой люльки для аварцев было опасно тем, что у ребенка будет болеть живот, даргинцы и лакцы в этом случае считали, что в доме больше не будут рождаться дети.

У чеченцев было принято раньше, а также встречается и сейчас обычай ставить в изголовье посуду с водой, предохранявшей мать и ребенка от сглаза. Напротив, у народов Южного Дагестана ни в коем случае нельзя было оставлять никакую емкость с водой в комнате с ребенком: считалось, что придет «джинн воды» и задушит ребенка. А для защиты от нечистой силы в помещении, где стояла люлька, на видное место вешали ключи.

Таким образом, считалось, что жизнь и здоровье ребенка целиком зависит от люльки, поэтому если ребенок рос болезненным и слабым, родители брали напрокат люльку у родственников или соседей, чей ребенок вырос здоровым и крепким.

Содержание благопожеланий, которыми сопровождалось первое укладывание ребенка в люльку, было у всех народов примерно одинаковым: желали ребенку здорового детства, счастливой жизни: «Пусть люлька станет сладкой, быстро вырастай, крепким хозяином становись» (аварское), «Пусть лямки твоей люльки будут крепкими! Да стать тебе старшим братом пяти братьев! Да быть тебе уважающим родителей! Да быть тебе дорогим для людей!» (кумыкское).

Женщины Кавказа были сильно обременены домашней работой, поэтому ребенок проводил в люльке большую часть времени, а люлька всегда была рядом с матерью. Люльку выносили на поле или в огород. Кстати, у вайнахов (чеченцев и ингушей) женщина, приступающая к жатве, говорила: «Пусть передо мной урожай созревает, пусть за мной он созревает, пусть амбар отца наполнится, пусть люлька матери наполнится».

Вынимали ребенка из люльки нечасто. Дагестанцы это делали 3-4 раза в день на 10-15 минут, ночью ребенок тоже спал в люльке. Также вынимали ребенка в том случае, когда он справлял большую нужду. Чаще всего ребенка кормили прямо в люльке, подсаживаясь к нему с левой стороны. Тем не менее, ребенка всегда старались содержать в сухости и чистоте: его ежедневно купали, чтобы он хорошо рос и спал. У других северокавказских народов ребенок ночью вынимался из люльки и спал вместе с матерью.

Жесткая фиксация ребенка в люльке позволяла оставлять его без присмотра, будучи уверенным в том, что ребенок не выпадет из люльки. Мать могла заниматься работой по дому, ограничиваясь лишь качанием люльки ногой. Люлька могла легко перевозиться на верховой лошади или арбе, что было удобно, особенно в военных условиях.

Исторические свидетельства говорят о том, что не только жизнь, но и смерть северокавказских детей была тесно связана с люлькой. Так, ингушский просветитель Чах Ахриев описывал один из трагических эпизодов ингушской истории: «…Неудивительно, также, что между ингушами всегда свирепствовали эпидемические болезни, вроде чумы, в народе сохранилось еще свежее предание. Люди тогда в страхе разбегались, и некому было хоронить умерших. Поэтому заболевшие, боясь, что их тела останутся непогребенными или будут съедены хищными птицами, отправлялись умирать в каши иногда целыми семействами. И действительно, во многих склепах можно еще видеть люльки с детскими скелетами и подле них - женские скелеты, так же можно найти всю домашнюю утварь, так как во время чумы ингуши сносили туда все ценные вещи…» . В ингушских башенных средневековых склепах находят детские тела, положенные нередко в ящики, напоминающие формой люльку.

Таким образом, значение люльки в жизни северокавказских народов трудно переоценить. Именно поэтому, на наш взгляд, люлька не утратила своего значения и в годы советской власти, когда шла активная борьба с пережитками старого, так и в наши дни. Люлька и сейчас является удобным для матери первым детским домом, который дает значительную свободу действий современной кавказской женщине, чей быт и поныне связан с большим количеством домашних обязанностей и уходом за детьми (во многих северокавказских семьях часто встречается 5 и более детей). Сложные гигиенические приспособления заменили современными подгузниками, которые позволяют ребенку долго оставаться в сухости и чистоте. Кроме того, считается, что длительное лежание ребенка в люльке оказывает позитивное влияние на его здоровье: фиксация головы особенно важна тогда, когда у новорожденного младенца она еще плохо держится и может принять неудобное положение, а фиксация туловища и ног препятствует искривлению позвоночника и делает ноги ровными. Кабардинцы следили и следят за тем, чтобы подушка ребенка не была очень высокой или очень низкой: шея ребенка будет слишком короткой, или, наоборот, слишком длинной. При пеленании не следует слишком затягивать ручки вдоль туловища, иначе плечи могли стать слишком опущенными.

Основываясь на полевых исследованиях, проводимых в разных республиках современного северокавказского региона, можно сказать, что в настоящее время люльку покупают на базаре и дарят новорожденному чаще всего родственницы матери новорожденного. Или люлька передается от родственников. Часто в одной люльке вырастают многие поколения детей семьи. Многие мистические обряды, сопровождающие процесс укладывания в люльку, ушли в прошлое, что связано с усилившимся влиянием ислама в последние годы, так как проведение магических и языческих обрядов в корне противоречит требованиям религии и потому жестко порицается. Ребенок спит в люльке несколько раз в день, при этом многие матери отмечают, что в ней сон ребенка более продолжительный и крепкий. Укладывание спать ребенка в люльку чаще всего происходит до 1-1,5 лет, после чего ребенок перекладывается в детскую кроватку. Несмотря на определенные трудности, которые связаны с тугим пеленанием ребенка и фиксацией его в люльке, многие северокавказские женщины считают люльку наиболее удобным и надежным условием развития и воспитания ребенка. Кавказские женщины рассказывают, что если ребенок привыкает спать в люльке, то без нее уложить спать младенца бывает очень сложно. Поэтому люлька переезжает с семьей в разные города.

Праздник укладывания младенца в люльку до сих пор очень важен для всей семьи. Так, в Ингушетии в этот день собираются родственники (преимущественно женщины) со стороны родителей новорожденного, которые приносят люльку и дарят другие подарки ребенку: ходунки, манеж, костюмчики, игрушки и многое другое. Первенцу приданое готовит мать роженицы. Проводится мавлид, в процессе которого старики читают молитвы. То есть праздник приобрел мусульманское значение. Ингуши считают, что подходить к люльке можно только с правой стороны (это является сунной, то есть желательным действием). Объясняется это тем, что в исламе значение правой и левой стороны различно. Под подушку ребенку разрешается класть Коран.

Сохранение обычая тугого пеленания детей в люльке имеет и глубокий психологический смысл. По словам М. К. Мусаевой «туго запеленатый ребенок с младенчества приучался в люльке к дисциплине. Ребенка привязывали, отвязывали - учили примиряться с необходимостью подчиняться порядку, поскольку жизнь во всех сферах была в достаточной степени регламентирована. Важность привития ребенку дисциплины с первых дней его рождения понималась родителями как своего рода подготовка к дальнейшей взрослой жизни, а потому сбой на ранней стадии воспитания считался недопустим» . Действительно, северокавказские культуры - этикетные, жестко регламентированные, которые требуют подчинения младшего старшим, и четкой ритуализации поведения. Психологи, изучающие этнокультурные особенности воспитания, считали, что обычай тугого пеленания информирует ребенка с самого раннего детства о необходимости починяться сильной власти (Э. Эриксон, М. Мид).

Подводя итоги, можно сказать следующее. С точки зрения современной психологической науки, значение «пеленочного детерминизма» и его влияние на формирование личностных психологических особенностей сильно преувеличено. Спорным является и факт позитивного влияния тугого пеленания на формирование правильной осанки или других особенностей строения тела ребенка (современные педиатры пугают любителей тугого пеленания различными дисплазиями костей ребенка). Тем не менее, очевидно, что социокультурная практика тугого пеленания, наряду со многими другими традиционными институтами воспитания детей на Северном Кавказе, до сих пор представляет особую значимость и ценность с точки зрения сохранения неповторимого своеобразия северокавказского характера.

Похожие публикации