Тему урока квиллинг. План-конспект занятия по квиллингу "Квиллинг

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Центр детского (юношеского) технического творчества «Гефест»

Методическая разработка.

Учебного занятия «Плоскостная работа в технике квиллинг. «Цветок» .

Разработал педагог дополнительного образования:

Асылгузина Эльвира Анисовна

Объединение: «Фантазийка»

УФА 2013 г.

Пояснительная записка.

Актуальность :

Бумага! Такой привычный и необходимый для нас материал является одним из величайших изобретений человечества наряду с колесом, компасом и компьютером. Выразительность, наглядность, прочность и дешевизна - эти качества переопределили долгую жизнь бумаге как исходному материалу для творчества и взрослых, и детей.

Ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

Занятия «Квиллингом» комплексно воздействуют на развитие ребенка:

Развивают воображение, пространственное мышление;

Помогают развить мелкие мышцы кистей рук;

Оказывают психотерапевтическое воздействие: способствуют сокращению перегрузки детей.

Цели занятия:

Обучающие:

    знакомство с понятием «Квиллинг;

    научить скручивать полоски в спиральки и видоизменять их форму;

    Способствовать получению новых знаний, практических умений по выполнению работ из бумаги

Воспитывающие:

    воспитывать бережное отношение к оборудованию, к экономному использованию материала, привить аккуратность в работе, воспитывать творческое отношение к заданию

    вызвать интерес к данной технике

Развивающие:

    Формировать умения обобщать сведения по теме, устанавливать последовательность работы по изготовлению поделки.

    Развивать мелкую моторику рук путем формирования навыков работы с бумагой, ножницами, клеем.

    Содействовать познавательной деятельности обучающихся путём формирования и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, цвета.

Ожидаемые результаты занятия:

На занятиях дети научатся:

Изготавливать поделку в технике квиллинг,

Нарезать ровные полосы из листа бумаги,

Скручивать основные модули,

Сочетать цвета

Возраст участников: 6-8 лет

Место проведения: ЦД (Ю) ТТ «Гефест»

Форма проведения: Практическое занятие, закрепление знаний по пройденному предмету

Методические рекомендации по организации и проведению: на занятии важно придерживаться принципа психологической комфортности , который предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Необходимо заранее приготовить полосы дусторонней цветной бумаги нужного количества с небольшим запасом.

Материалы и оборудование: двусторонняя цветная бумага, нарезанная полосами, либо готовые наборы для квиллинга), ножницы, шпажка или зубочистка, картон, клей-карандаш, трафареты «листок» нужного количества

План занятия.

1.Организационный момент -2 мин.

2. Повторение изученного материала -5 мин.

3. Сообщение нового материала -5 мин.

4. Практический этап занятия -15 мин.

5.Физкультминутка -3 мин.

6. Практический этап занятия -10 мин.

7. Подведение итогов -5 мин.

Ход занятия.

(Краткое описание всех этапов занятия)

    Начальный этап. Инструктаж по ТБ в начале урока. Проверка присутствия обучающихся по списку. Просмотр подготовленных материалов. Беглый опрос явившихся на занятие по содержанию преды­дущей темы.

    Повторение изученного материала..

    Сообщение нового материала по теме. Объявлении темы, целей и задач занятия; разъяснении его зна­чимости.

    Практическая работа.

    Физкультминутка.

    Подведение итогов . Персональное оценивание успехов разных обучающихся с вы­ражением похвалы, одобрения, сомнения, сожаления или критики. Объявление темы следующего занятия и сообщение о необходимых материалах для занятия.

Сценарий занятия.

Начальный этап.

Здравствуйте ребята! Давайте отметим, кто отсутствует сегодня на занчятии и начнем урок.

Материал, который нужен для нашего с вами творчества – это бумага. Бумага – необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа - оригами. А также существует еще одна, пока малоизвестная у нас техника бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.

Вспомним технику безопасности, при работе с ножницами и клеем.

Повторение изученного материала

Сегодня мы сделаем аппликацию в технике квиллинг.

Вопрос 1:Кто сможет рассказать что такое квиллинг?

Ответ: Квиллинг- это аппликация из полос цветной бумаги, скрученных особым образом.

Вопрос 2: Какие инструменты используются для создания аппликации в технике квиллинг?

Ответ: Клей, полосы бумаги, ножницы, шило, шпажка или стержень

Вопрос 3: Какую бумагу лучше использовать для квиллинга?

Ответ: Бумагу ярких цветов, прокрашенную насквозь, т.к. нам важен цвет на срезе.

Вопрос 4: Какие формы модулей вы знете?

Ответ: круг, квадрат, конус, свободный круг, смещенный овал, капля, наконечник стрелы, полумесяц, треугольник, сердце, спираль и.т.д.

Сообщение нового материала .

Квиллинг – техника выполнения аппликационных работ из скрученных полосок бумаги или картона.

Вот и мы сегодня с вами воспользуемся цветными полосками бумаги. Эти полоски должны быть цветными с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то полоски можно нарезать самому. Ширина полосок для квиллинга 3-7 мм.

Учитель объясняет технику квиллинг с показом приемов и примеров готовых работ.

Практическая работа.

Чтобы выполнить цветок в технике квиллинг вы должны:

    Определить цвет бумаги из которой будете создавать цветок;

    Скрутить модуль «тугой круг» для сердцевины, для этого берем шпажку и плотно наматываем на него полоску бумаги желтого цвета;

    Склеить кончик, чтобы не раскручивалось

    Скрутить модуль «капля» для лепестков (количество от 10 до 14), также наматываем бумагу на шпажку.

    Склеить кончик

    Придать форму «капли», сожмите ее с одной стороны двумя пальцами, чтобы она приобрела форму капли, также сделать остальные полосы,

    Склеить все заготовленные детали «лепестков» в цветок, соединить детали с помощью небольшого количества клея, формируя цветок

    Наклеить сердцевинку строго по центру

    Вырезать по трафарету листочки

    Оформить работу на картон

    Приклеить цветок и листочки

Физкультминутка.

(упражнения выполняются в середине практической работы)

Спал цветок и вдруг проснулся!

Потянулся, улыбнулся,

Взвился вверх и … улетел!

Вот и я на место сел! (повторить три раза)

(Сделать упражнения на пальцы)

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повернули

И работать захотели.

Тихо все на место сели.

Подведение итогов.

Уборка рабочего места. Как вы думаете пригодятся ли вам знания полученные сегодня?

Вопрос 1: В какой технике мы сегодня сделали цветок?

Ответ: В технике «Квиллинг»

Вопрос 2: Из какого материала выполняются работы в технике «Квиллинг»?

Ответ: двухсторонняя цветная бумага

Вопрос 3: Где можно применить составленную композицию?

Ответ: Украсить интерьер дома, или подарить.

Выставка работ.

Педагог просит детей высказать свое мнение о занятии, затем подводит итоги сам. Показывает лучшие работы. Обращает внимание на ошибки в работе детей, у которых работы получились не очень аккуратными.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Из истории техники

На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

В 15 веке это считалось искусством. В17 веке квиллинг все чаще применялся для отделки стен, как замена более дорогих картин и панно. Гербовые щиты окаймляли широкими бордюрами из тоненьких полосок искусно скрученной бумаги. Дамы времен Регентства украшали, таким образом, экраны для каминов, коробочки для чая, мебель, ширмы. Люси, героиня романа Джейн Остин «Разум и чувство», плетет для Аннамарии ажурную корзиночку в технике квиллинга. Этим искусством владели также сестры Бронте. Отцы-пилигримы привезли квиллинг в Новый Свет, в американских музеях хранятся образчики старинных подсвечников, шкатулок и картин, отделанных в технике квиллинга.

В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

У этой техники много поклонников во всем мире. В Англии в 1983 году был создан «Квиллинг союз Англии», настоящая корпорация квиллинга, которая получает письма со всех континентов. По ее инициативе в 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллинга, во время которого можно было полюбоваться старинными изделиями и современными творениями. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению не развалится и не сломается. В общем, квиллинг это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. На протяжении многих веков люди украшали свой быт, одежду, народные мастера создавали утварь, разукрашивая её, придумывали игрушки для детей. Современные школьники, не смотря на загруженность все равно остаются детьми, фантазерами, выдумщиками и творцами. Для детей очень важно и полезно приобщать детей к изучению декоративно - прикладного искусства, воспитать в них любовь к прекрасному. Квиллинг, как один из видов декоративно - прикладного искусства, на наш взгляд, имеет большие возможности: развивает мелкую моторику, успокаивает, снимает агрессию и развивает вкус. Кроме того, он полезен для развития пространственного воображения и, наконец, просто фантазии человека. Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.

2. Материалы и оборудование

Инструмент для квиллинга также бывает различный. В Европе для скручивания полосок используют пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Некоторые и сами делают подобный инструмент, например, из стержня для шариковой ручки, на конце которого сделана прорезь. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.

Бумага используется особой плотности, окрашенная в объёме, чтобы обе стороны и срез выглядели одинаково, хотя иногда срезу специально придают другой цвет. Наборы готовых нарезанных полосок бумаги можно купить в специализированных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно нарезать полоски самостоятельно.

Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.

Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.

Линейка. Специальная с кругами разного диаметра, а также и обычная линейка на 30-40 см. Специальная линейка, которую иногда называют «пластиковая подложка» с кругами, применяется для предварительной укладки роллов, придания им необходимо диаметра. Обычная линейка может быть пластиковой или железной.

Зубочистки. Используются для нанесения клея на заготовку. При разметке будущей композиции понадобятся: карандаш.

3. Послед овательность выполнения техники

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Перед скручиванием роллов следует подготовить бумажные полосы. Стандартные полоски для квиллинга должны иметь длину в 270 мм и ширину от 3 до 30 мм. Но, в принципе, полосы можно нарезать самостоятельно и произвольной величины. Для этого лист бумаги нужного размера размещается на ровной поверхности и размечается, используя иглу с колечком на конце и линейку. Далее линейка (желательно металлическая) прикладывается к двум точкам разметки по одной линии и прижимается к листу левой рукой. Правой рукой берется макетный или канцелярский нож, приставляется лезвием к дальней точке разметки в вертикальном положении и проводится, надавливая и прорезая бумагу, вдоль линейки по линии. Таким образом, нарезаются все полоски. Но нужно следить, чтобы линейка при разрезе не сдвинулась, а лезвие ножа шло строго по линейке. Если же есть возможность, то берется специальная бумага для квиллинга, уже нарезанная тонкими полосками.

Изготовление роллов:

Ролл - это основной элемент квиллинга. Он представляет собой туго скрученную спираль из бумажной полосы. Кончик полоски бумаги подклеивается для закрепления к роллу капелькой клея. Базовый ролл выполняется следующим образом. В левую руку берется подготовленная полоса бумаги, а в правую - специальный инструмент для скручивания. Кончик ленты помещается в щель инструмента и зажимается в нём. Или же (если используется шило) кончик полосы прикладывается к инструменты и, поддерживая и прижимая его пальцами, начинается скручивание, поворачивая инструмент против часовой стрелки. Делается 1-2 витка. Затем, придерживая инструмент в правой руке и удерживая навивку, бумажная лента помещается между подушечкой указательного пальца левой руки и ногтей большого, сжимая не слишком сильно, и протягивается снизу вверх. Полоса немного скрутится. Накручивание ролла следует продолжить, пока не останется «хвост» длиной в 3-4 мм. На кончик «хвоста» с внутренней стороны наносится капелька клея, и он прижимается к роллу, фиксируя сцепление пальцами рук. В завершении ролл берется большим и указательным пальцами левой руки и аккуратно снимается с инструмента. Ролл может быть и свободным. Делается он таким же образом, что и базовый, только в конце свободный кончик не приклеивается. Придерживая ролл, чтобы не распустился, он помещается в круглое отверстие шаблона требуемого диаметра и, удерживая пальцами, осторожно раскручивается, чтобы его внешняя навивка прилегала к контуру шаблона. С помощью пинцета навивка ролла расправляется и равномерно распределяется. И только теперь свободный конец можно приклеить к роллу. Готовый ролл вынимается из шаблона.

Из базовых и свободных роллов можно получить всевозможные элементы различной формы. Формирование элементов достигается путем сжатия роллов в разных направления и местах.

«Капля». Делается свободный ролл требуемого диаметра. После ролл берется большим и указательным пальцами правой руки за плоские стороны, чтобы его витки равномерно распределились по сторонам относительно пальцев. Пальцами левой руки берется одна из свободных сторон ролла и несильно сжимается. Навивке необходимо дать возможность распределиться при сжатии, и сгибание завершается, сжав пальцы более сильно. Элемент отпускается и навивка окончательно должна разойтись, приняв нужную форму.

«Глаз». Скручивается свободный ролл определенного диаметра. Он берется указательными и большими пальцами обеих рук с двух боков за вертикальные стороны, чтобы ролл расположился симметрично. И одновременно пальцами рук несильно сжимается, давая виткам равномерно распределиться. Завершается сгиб элемента сильным сжатием пальцев и последующим свободным расхождением витков.

«Изогнутый глаз». Свободный ролл сгибается в элемент «глаз». И, не выпуская его из рук, пальцами передвигаются его кончики, как бы смещая симметрию по вертикали. Далее элементы сжимается в горизонтальном направлении, сделав сдвиг рук, и ролл отпускается, дав навивке немного разойтись.

«Квадрат». Сворачивается свободный ролл необходимого диаметра и сгибается в «глаз», не завершая элемент более сильным сжатием. Ролл поворачивается на 90 0 и сжатие повторяется, как при выполнении элемента «глаз». Заканчивается сгибание сильными нажатиями пальцев. Затем нужно вернуться к первоначальному сгибу и закончить его. Элемент отпускается для свободного расхождения.

«Треугольник». Делается свободный ролл и сгибается в «каплю», но не заканчивая сильным сжатием. «Капля» за узкую часть берется пальцами левой руки и сжимается подушечками пальцев правой руки. Сгибание заканчивается сильным сжатием каждой вершины поочередно, помещая для сжатия вершину треугольника между пальцами левой руки. Элемент оставляется для равномерного распускания навивки.

«Ромб». Сделать «глаз» и сжать оба уголка, чтобы придать заготовки форму ромба.

«Стрелка». Сделайте «Треугольник» и концом указательного пальца вдавите внутрь середину короткой стороны.

«Полумесяц». Выполняется почти, как «Глаз», но изогнутой формы. Уголки защипываются не друг напротив друга, а со сдвигом.

«Лист». Сделать свободную «спираль», сжать ее в виде «глаза» и загнуть уголки в разные стороны.

«Спираль». Намотайте узкую полоску бумаги на инструмент, сняли, взяв за оба конца, развели в стороны.

«Тугая спираль». Скрутить ленту и приклейть кончик, не снимая спирали с инструмента, чтобы лента не раскрутилась.

«Свободная спираль». Скрутить ленту, снять спираль с инструмента и, прежде чем приклеить конец, дать ей раскрутиться.

Открытые формы:

«Сердечко». Согните полоску в середине. Закрутите обе половинки внутрь.

«Рожки». Согните полоску в середине. Закрутите обе половинки наружу.

«Завиток». Слегка наметьте середину полоски, не делая складку. Закрутите концы к середине, но в разные стороны.

«Веточка». Согните полоску в соотношении 1: 2. Закрутите концы в одну сторону.

Базовые формы

Объемные роллы. Обычно объем придаётся роллам, у которых большой диаметр. Этот процесс называется «вытягиванием объема». Подобные элементы можно использовать для составления композиций, складывания крупных предметов, таких как шкатулки или декоративные вазы. Для изготовления объемного ролла необходимо склеить в одну длинную полосу несколько стандартным внахлест. При этом прослеживая, чтобы концы бумажных полос заходили друг на друга не более чем на 2 мм и верхние концы всегда располагались с одной из сторон длинной полоски. Ролл накручивается обычным способом. И, когда его диаметр будет превышать 10 мм, его нужно снять с инструмента и подклеить свободный конец. Перед вытягиванием ролл нужно немного размять пальцами, чтобы навивки перемещались свободно относительно друг друга. Вытягивание начинается из центра ролла и постепенно продвигается к краям. Выполняется оно аккуратно, подушечками пальцев, равномерно распределяя всю нагрузку на элемент. Вытянут а точнее выгнув ролл до желаемого объема, его нужно смазать с внутренней стороны клеем и дать ему просохнуть. Объемному роллу также можно придать самые разные формы. То есть во время выгибания на нём не только вытягивается объем, но и изменяется форма основания. Таким методом, к примеру, получают объемную «каплю», вытянув объем до шарика, а после немного сжав основание элемента вокруг одной точки.

Последовательность наклеивание квиллинг элементов:

· Подготовленный элемент берется аккуратно пинцетом. При этом одна губка пинцета должна быть внутри элемента, а другая - снаружи. Губки пинцета сжимаются, захватывая элемент.

· На нижнюю сторону выбранного элемента кисточкой наносится клей.

· Элемент прикладывается к основе поделки. Пинцет вынимается, и элемент прижимается к основе подушечками пальцев. Необходимо дать время на высыхание клея.

Процесс склеивания квиллинг элементов между собой выполняется следующим образом:

· Соседние элементы наклеиваются на основание так, чтобы соприкоснулись их боковые стороны.

· На кончик толстой иглы набирается капелька клея.

· С помощью пинцета навивки одного соседнего элемента слегка отодвигаются от другого и на вертикальную сторону второго наносится клей в точке соприкосновения.

· Навивки первого элемента отпускаются. В случае необходимости место склеивания фиксируется сжатием пинцетом.

Таким образом, склеиваются не только базовые элементы между собой, но и подклеиваются к ним отдельные бумажные полосы.

Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей.

4. Использование т ехники в практике детского сада

квиллинг технологический детский

Дети дошкольного возраста очень охотно выполняют изделия в технике квиллинга, несмотря на то, что на начальном этапе обучения процесс бумагокручения кажется довольно сложным. Но уже после выполнения нескольких работ ребенок достаточно легко справляется с накручиванием бумажной полоски на инструмент и увлекается превращением заготовки в ту или иную форму, а затем и в различные изображения.

Занятия по квиллингу можно начинать со старшего дошкольного возраста, постепенно усложняя уровень выполнения работ.

Для успешной организации занятий по обучению художественной технике квиллинг необходимо учитывать возрастные особенности детей: прежде всего, надо позаботиться о том, чтобы поделка была практически значима для ребенка и он мог ее использовать в качестве сувенира или игрушки. Кроме того, работа не должна быть особенно сложной, утомляющей ребенка, для этого первые поделки в технике квиллинг должны состоять из небольшого количества деталей, или можно предложить ребенку вырезать из бумаги отдельные детали. Изучение основных элементов квиллинговой техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствии, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок. Наилучшим вариантом будет выкладывание узора, после чего каждый из элементов квиллинга необходимо приклеить на своё место.

Удачной формой организации занятий по созданию аппликаций, детали которой выполняются детьми в технике квиллинг, является коллективная работа. Обучение технике квиллинга должно быть постепенным и последовательным. Выполнение каждой новой формы (приема) следует закрепить на нескольких занятиях и только после этого продолжать знакомить детей с новыми приемами. В работе квиллинга у старших детей группы эффективно развивается тонкая моторика руки. Уровень развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук становится более целенаправленным. Особо важен показатель улучшения развития сложно-координированных движений ведущей руки (дети хорошо держат ручку-карандаш в качестве рабочего инструмента). Значительно улучшаются показатели развития речи, мышления, памяти, внимания, связной речь. Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания работы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Работа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В результате работы квиллинга у детей старшего дошкольного возраста.

· научатся различным приемам работы с бумагой;

· будут знать основные геометрические понятия (круг, квадрат, треугольник, угол, и.т.д.) и базовые формы квиллинга;

· Обогащает словарь ребенка специальными терминами.

· научатся следовать устным инструкциям, зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

· будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

· разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

· познакомятся с искусством бумагокручения;

· овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Ребенок узнает на практике понятие слова «технология».

· Значительно влияет на формирование таких познавательных процессов как, восприятие, внимание, память, логическое мышление.

· Формирует у ребенка принципов коллективизма в процессе совместной деятельности, с одновременным развитием качеств, свойственных индивиду самостоятельности, саморазвития, самоопределения.

· При занятиях квиллингом ребенок в процессе работы создает игровую ситуацию на листе бумаги, используя готовые формы.

· Сам процесс скручивания бумаги является увлекательным действием, насыщающим жизнь детей в детском саду игровыми приемами.

· Развитие самостоятельной творческой деятельности.

· Развитие эстетического вкуса.

· Первичные знания о композиции: формирование чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги.

· Квиллинг дает возможность создавать принципиально новые элементы декора, придать современное значения традиционным народным промыслам Создание иллюстраций к литературным произведениям.

Важным для дошкольника является возможность создания с помощью квиллинга элементов декорирования группы, оформления зала к утренникам, создание высокохудожественных композиций, украшение элементов народного костюма.

Список литературы

1. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей: пособие для родителей и педагогов». Издательство «У - Фактория». Екатеринбург 2003 г.

2. Зайцева А. «Квиллинг». «Новые идеи для творчества». Издательство «Эксмо». Москва 2010 г.

3. Букина С. Букин М. «Квиллинг». «Волшебство бумажных завитков». Издательство «Феникс».Ростов на - Дону 2011 г.

4. Хелен У. «Узоры из бумажных лент». Издательство «Ниола-Пресс» Москва 2006 г.

5. Белкина В.Н. «Развитие и обучение. Воспитателям и родителям: пособие для родителей и воспитателей». Издательство «Академия развития» Ярославль 1998 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Виды связей детского сада и семьи Дуброва. Этапы работы воспитателя с коллективом родителей. Социально-психологическая подготовка воспитателей к взаимодействию с родителями. Формы, методы, условия оптимизации взаимодействия детского сада и семьи.

    реферат , добавлен 30.05.2012

    Законодательные рамки возможностей воспитателя детского сада. Возможности самореализации воспитателя. Обеспечение коллективной, групповой и индивидуальной работы. Разработка методов работы детского сада. Образовательное и социальное развитие ребёнка.

    эссе , добавлен 03.03.2016

    Понятие и методика проведения экскурсий в средней группе детского сада, их значение в экологическом развитии детей и место в образовательно-воспитательной работе. Основные природные элементы участка детского сада и требования к подбору растений.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2009

    Особенности психического и физического развития детей старшей группы детского сада. Значение двигательной активности для роста и развития ребенка. Организация и структура проведения прогулки детей в ДОУ, использование упражнений динамического характера.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2016

    курсовая работа , добавлен 18.11.2014

    Основная функция детского сада. Описание ситуации в системе дошкольного образования. Роль детского сада в воспитании и образовании ребенка. Влияние воспитателей на развитие ребенка в детском саду. Влияние детского коллектива на развитие ребенка.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2008

    Совместная работа детского сада c cемьей – важное условие правильного математического развития детей. Содержание работы дошкольного учреждения с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей. Конспект родительского собрания.

    контрольная работа , добавлен 09.02.2015

    Характеристика русских народных праздников, обрядов и игр, оценка их необходимости и значения в воспитании подрастающего поколения. Отличительные особенности русских игр для дошкольников, их классификация и разновидности, используемые материалы.

    контрольная работа , добавлен 05.01.2011

    Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада, в начальной школе, в средних и старших классах. Структура занятий, учебная, развивающая и воспитательная цели, оборудование и наглядные пособия, последовательность изложения учебного материала.

    конспект урока , добавлен 10.09.2010

    Формы организации работы по ознакомлению с природой. Занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типа. Конспект мероприятия по ознакомлению с природой в старшей группе детского сада "Прогулка на природу".

Тема : Цветочная фантазия (поделки из бумаги)

Цели: изготовление цветов из бумаги; исследование разнообразия цветочной темы в поэзии и загадках; знакомство с основными приемами работы с бумагой.

Задачи: научить работе с цветной бумагой; учить работе по команде учителя; обучить технике складывания из бумаги.

Оборудование:

Для кислицы - бумажные полоски шириной 3 мм белого цвета-5 шт., желтого - 1 шт., зеленого - 1 шт.; лист бумаги зеленого цвета; открытка-паспарту, бумага для вкладыша.

Для маргаритки - бумажные полоски розового цвета шириной 7 мм - 4 шт., зеленого цвета шириной 3 мм - 2 шт., лист зеленой бумаги, открытка-паспарту, бумага для вкладыша

Для подснежника - бумажные полоски шириной 5 мм двухтрех оттенков синего цвета - 5 шт., зеленого цвета - 2 шт.; шириной 3 мм: зеленого цвета - 6 шт.; обрезки зеленой бумаги.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проверка рабочего места.

II. Вводная часть.

Учитель. Тему нашего занятия я хочу озвучить отрывком из поэмы «Сады» Жака Делиля.

Художниками быть просто садоводам!

Луга, уступами сбегающие к водам,

Оттенки зелени, все в солнечном цвету,

Где тени облаков, меняясь на лету,

Скользят, одушевив ковер, живой и яркий,

Обнявшихся дерев причудливые арки,

Округлые холмы и резвые ручьи -

Вот кисти с красками, и вот холсты твои!

Природный материал в твоем распоряженье, -

Твори же из него свое произведенье!

III. Практическая часть.

Цветок кислица

Технология изготовления

Цветок . Полоску белого цвета закрутить с помощью шила в кружок, для чего сначала приложить один ее конец к острию и начать закручивать, а затем снять с него и продолжать закручивать пальцами до конца. Чуть раздвинув их, расширить бумажный кружок до размера 1,5 см в диаметре (обязательно проконтролировать размер с помощью трафаретной линейки) и зафиксировать конец полоски с помощью клея. Получится деталь, похожая на спираль. Сдавить ее пальцами в месте склейки, чтобы придать ей форму лепестка (рис. а, с). По аналогии выполнить остальные лепестки. После этого сложить детали в форме цветка и места их соприкосновения смазать клеем.

Полоску желтого цвета плотно закрутить в кружок и зафиксировать ее конец с помощью клея - это сердцевина цветка. Поместить ее в середину и приклеить.

Вырезать из цветной бумаги вкладыш по размеру открытки- паспарту и приклеить на него готовый цветок.

Стебелек. Отрезать часть от полоски зеленого цвета и приклеить верхний конец под лепестками цветка, а нижний чуть сдвинуть вверх для образования небольшого прогиба и тоже приклеить (рис. б). Оставшуюся часть зеленой полоски разрезать на две части, на длинные ребра нанести клей и прикрепить к основанию стебелька.

Листья. Загнуть лист зеленой бумаги вдоль края на 1 см и вырезать ножницами детали листьев — 6 шт. (рис. в). Сгибы смазать клеем и разместить в соответствующих местах композиции.

Цветок маргаритка

Технология изготовления

Цветы и бутоны . На полоске розового цвета сделать частые надрезы с одной стороны (рис. а, с). Плотно закрутить ее с помощью шила и зафиксировать конец клеем, заклеить ненадрезанный конец — получится цветок. Таким же образом выполнить второй цветок. Распушить цветы, отогнув надрезанные лепестки. Бутоны выполнить по аналогии из более коротких полосок розового цвета. Приклеить к каждому бутону зеленый ободок.

Стебельки . Отрезать две зеленые полоски нужной длины и склеить. Полученную более плотную полоску разрезать на части — стебельки. Надрезать верхние концы стебельков, смазать клеем и вставить в цветы и бутоны (рис. б, с).

Листья. Бумагу зеленого цвета загнуть вдоль края на 1 см и вырезать листья разной величины (рис. в). Выгнуть стебли и листья, чтобы придать композиции объем.

Приклеить на вкладыш сначала большие листья, затем стебли и сверху - мелкие листья. Клей наносить только на нижнюю часть деталей.

Цветок подснежник

Последовательность изготовления

Цветы. Скрутить бумажные полоски синего цвета с помощью шила и склеить кружки диаметром 15 мм. Сдавить каждый кружок тремя пальцами, придав им форму цветков (рис. а, с).

Стебельки . Отрезать зеленые полоски по количеству цветков, склеить их, оставив не склеенными заостренные верхушки стебельков (рис. б, с) к которым приклеить цветки.

Листья. Нарезать узкие полоски зеленой бумаги разной длины (рис. в, с), каждую полоску скрутить, придав форму листьев (рис. г, с). Низ листьев промазать клеем, приклеить к основанию стебельков.

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Техника квиллинг удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие “тонкую кружевную паутинку”, за одну две минуты из радуги полос бумаги можно создать двух - трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника.

Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создавать самые различные композиции, очень нравится детям.

Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Вот почему эти занятия позволяют мне в совместной художественно – творческой деятельности объединить разнополых исполнителей.

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.

Целью своей работы: научить детей новой техники обработки бумаги – квиллингу, в свободное от занятий время.

Думаю, что обучение у детей будет происходить более эффективно при условии:

  • Cистематической и последовательной работы с детьми, постепенно усложняя уровень выполнения работ.
  • Совместной работы детского сада и семьи по освоению квиллинга.

В результате этого ставлю задачи:

  • Познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу) и из них составлять различные композиции. (от простых до более сложных).
  • Через занятия квиллингом повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, творчества.
  • В процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес.

Для занятий этим видом бумагокручения требуется совсем немного материала:

Рисунок 1

  • Листы цветной двусторонней бумаги (формат А4), из которого нарезается в длину полоски шириной 5 мм.
  • Деревянные зубочистки, (кончик отрезается и делается небольшой надрез)
  • Клей ПВА,
  • Дополнительный материал: картон, цветная бумага, карандаши и т. д.

Техника квиллинга.

1. Для изготовления элемента (формы) полоску вставляют в отверстие, и плотно наматываем на зубочистку.

Рисунок 2

Рисунок 3

2. Аккуратно снимаем рулончик с зубочистки и между пальцами раскручиваем на нужный диаметр (дети делают на глаз).

Рисунок 4

3. Подклеиваем внешний конец полоски и даём клею подсохнуть.

Рисунок 5

Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Рисунок 6

Каждое занятие имеет свой обучающий характер, но в процессе всей работы идёт развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества; воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

Для старшей и подготовительной групп разработаны по этапные занятия по темам.

I этап. Цель: учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль”, и наклеивать на основу.

Рисунок 7

Тема занятий:

“Божья коровка”

Рисунок 8

“Яблонька”

Рисунок 9

“Гусеничка”

Рисунок 10

“Гриб мухомор”

Рисунок 11

“Барашек”

Рисунок 12

“Виноград”

Рисунок 13

“Рябина”

Рисунок 14

“Мимоза”

Рисунок 15

“Новогодняя елочка”

Рисунок 16, 17

II этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – капелька.

Рисунок 18

Тема занятий:

“Дождик”

Рисунок 19

“Осеняя, береза”

Рисунок 20

“Первые листочки”

Рисунок 21

“Верба”

Рисунок 22

“Цветок”

Рисунок 23

“Снежинка”

Рисунок 24

“Новогодняя открытка”

Рисунок 25

III этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “глаз”, “треугольник” .

Рисунок 26

Тема занятий:

“Пальма”, “Черепаха”

Рисунок 27

IV этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “завиток”.

Тема занятий:

“Елочная игрушка”

Рисунок 28

“Аквариум с рыбками”

Рисунок 29

V этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “стрелка”.

Рисунок 30

Тема занятий:

“Васильки”

Рисунок 31

“Цветы в вазе”

Рисунок 32

“Колокольчики”

Рисунок 33

“Ландыши”

Рисунок 34

VI этап Цель: учить собирать полученные элементы в объёмную композицию, предметы.

Тема занятий:

“Цветочек”

Рисунок 35

Тюльпан”

Рисунок 36

“Бабочка на цветке”

Рисунок 37

“Шляпа для куклы” (коллективная работа)

Рисунок 38

“Ваза для конфет” (коллективная работа)

Рисунок 39

Можно также сказать, что предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствовала формированию у моих детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).

Большая работа была проведена с родителями: проведён мастер – класс по данной теме, в уголке для родителей были помещены консультации: “Моторика и её роль в развитии ребёнка”, “Развиваем интерес к работе с бумагой”, “Поделки из бумаги (квиллинг)”. Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность ребёнка в активной деятельности, стремление выполнить работу, даёт реальное воплощение мысли, фантазии. Кроме этого в нашем дошкольном учреждении периодически организуются выставки, где родители и дети имеют возможность продемонстрировать свои умения, навыки, творческое воображение.

Список литературы:

1. Белкина, В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 256 с.
2. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010. – 48 с.
3. Жукова, О. Рисуем нитками [Текст] / О. Жукова, Н. Юрченко // Дошкольное воспитание. 2009. - №8. – С. 68 - 73.
4. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
5. Савина,О. Техника изонити в детском саду [Текст] / О. Савина // Дошкольное воспитание. 2010. - №3. – С. 68 - 72.
6. Синицина, Е. Умные пальчики [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва, 1998.
7. Ступак, Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
8. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.
9. Хелен, У. Популярный квиллинг.- И.: Ниола – пресс, 2008. – 104 с.
10. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И.: Мир книги, 2008. – 96 с.

Занятие в объединении "Филигрань" по теме "Квиллинг".

Тема занятия: «Ветка боярышника» - квиллинг.
Цель: Закрепление понятия «тугой ролл» в технике квиллинг при выполнении композиции «Ветка боярышника»
Задачи:
Закреплять умения и навыки скручивания тугих роллов.
Закреплять знания правил ТБ труда при работе с инструментами для квиллинга, ножницами, клеем
Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость.
Прививать навыки культуры труда, взаимопомощи, взаимооценки, культуры общения.
Развивать творческое мышление, фантазию, воображение, память наблюдательность.
Развивать стремление к объективной самооценке, навыки контроля и самоконтроля, самостоятельной творческой деятельности.
Оснащение и оформление занятия:
проектор, экран;
Картинки и фотографии по теме «Боярышник»


презентация «Выполнение композиции «Ветка боярышника», выполненный образец.
У каждого обучающегося:
бумажные полосы для квиллинга
инструменты для квиллинга (крутилка, пинцет, деревянные зубочистки)
ножницы
клей ПВА
кисть для клея
салфетка бумажная
клеенка
основа для композиции
План занятия
1. Организационный момент (10 минут)
2. Работа по теме занятия (35 минут)
3. Динамическая пауза (10 минут)
4. Самостоятельная работа (35 минут)
5. Итоги занятия (10 минут)
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
- Сообщение педагога о структуре занятия:
- Сегодня мы с вами постараемся с помощью полученных на прошлом занятии знаний выполнить композицию.
Давайте посмотрим несколько изображений на экране и поговорим о том, какое это растение.
(Просмотр слайдов, сообщение общих сведений о боярышнике).
- Но прежде, чем вы начнете работать, ответьте на вопрос: Что такое боярышник? А вы сами видели когда-нибудь это растение? Попробуйте представить ягоды боярышника. Каковы они? (Ответы детей)
- Представьте ягодку в руке. Плотную, упругую, сопротивляющуюся нажатию пальцев. Значит и в нашей работе должны появиться упругие ягоды.
- А как вы думаете, что же за работа у нас получится? («Ветка боярышника»)
Проверка готовности обучающихся к занятию.
- А теперь пришла пора проверить, все ли готово для нашего занятия?
Бумажные полосы для квиллинга, инструменты для квиллинга: крутилка, пинцет, деревянные зубочистки, клей ПВА, кисть, салфетка бумажная, клеенка, основа для композиции. Все готово. Тогда пора начинать!
II. Работа по теме занятия
(На экране – презентация выполнения композиции)
1. Вам необходимо склеить в одну полосу 5 полос красного цвета. Всего 6 штук – для выполнения ягод
2. Скрутить полосу в тугие роллы
3. Чтобы роллы стали похожи на ягоды, необходимо аккуратно надавить на их середину, чтобы роллы стали выпуклыми. Промазать аккуратно клеем с вогнутой стороны
4. Пока роллы сохнут, надо сделать листья боярышника
Дети, легко справляющиеся с заданием, выполняют форму «капля» из полос зеленого цвет (в зависимости от уже известных возможностей каждого обучающегося, предлагаются трафареты целого листа растения, который они вырезают из зеленой бумаги).
5. Из зеленых полос (10-15 штук) скрутить форму «капля». При необходимости вырезать 3-4 зеленых листика боярышника по трафарету
6. По количеству ягод, склеить пополам зеленую полосу, оставив открытым край, в который вклеивается «ягода»
7. Зеленые «капли» склеить по 2, 3, 5 штук так, чтобы стали похожи на листочки
8. Внутри ягод вклеить уплотняющие полоски
9. Разложить ягоды на основе, сформировав красивую ветку
10. К ветке добавить листья
11. Все подклеить
III. Динамическая пауза
IV. Самостоятельная работа
Вам все понятно по ходу выполнения работы? Давайте повторим Правила техники безопасности при работе с инструментами для квиллинга (крутилка, пинцет, деревянные зубочистки), ножницами, клеем ПВА, кистью для клея.
1. Анализ образца
Внимательно рассмотрите образец, какие формы квиллинга использовались при изготовлении сувенира?
2. Самостоятельная работа обучающихся
Начинаем работать.
(Индивидуальная помощь, консультация педагога во время самостоятельной работы).
V.Итоги занятия
Педагог: Вот и закончилась наша работа. Молодцы!
Выставка работ.
Вопросы:
О чем вы думали, когда выполняли свою работу?
Какие чувства вы испытывали в процессе работы?
Понравилась ли вам?
Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы – это ваши сувениры, которые вы можете подарить своим близким.

Презентация на тему: «Ветка боярышника» - квиллинг

Похожие публикации