Развитие памяти: уроки запоминания. Развитие интеллекта у взрослых

Джошуа Фоер, победитель Чемпионата США по памяти, рассказывает о том, как он тренировал свою память в течение целого года. Его книга хороша не только тем, что в ней изложено множество популярных мнемонических методик - от ассоциативных связей до . В ней в доступной, увлекательной форме объясняются принципы работы нашего мозга и выводы передовых научных исследований. Кроме того, есть много интересных исторических отсылок.

2. «Думай как математик: Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее», Барбара Оакли

Хотя в первую очередь эта книга о математике и особенностях математического мышления, из неё вы узнаете много секретов эффективного обучения. Суть методики, которую предлагает Оакли, заключается в том, что нужно прийти к пониманию предмета. Если вы что-то сумели понять, то и запомнить это вам не составит труда. С этой книгой вы научите свой мозг осваивать новые, даже самые сложные области знания.

3. «Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное», Кристин Лоберг, Майк Байстер

Упражнения из этой книги нацелены на тренировку изобретательности и внимательности, умения быстро принимать решения и производить хорошее впечатление на окружающих. Хорошая - приятное дополнение к этому списку. Отличное руководство для работы над собой и развития умственных способностей.

4. «Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти», Нил Барнард

Барнард предлагает методику, чтобы эффективно использовать возможности своего мозга и избежать проблем с памятью в старости. Она включает три компонента:

  1. , чтобы мозг получал все необходимые полезные вещества.
  2. Упражнения для ума, чтобы укрепить нейронные связи.
  3. Устранение потенциальных физических угроз (нарушений сна, заболеваний, некоторых медицинских препаратов, которые могут оказать негативное воздействие).

5. «Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти», Анхельс Наварро

Психолог Анхельс Наварро собрала упражнения, которые улучшают концентрацию и внимательность, учат мыслить более креативно. К тому же, все упражнения разделены по уровням, чтобы вы могли постепенно переходить от простых головоломок к самым сложным. Подача в игровой форме не даёт заскучать и задействует воображение.

6. «Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти», Гарри Лорейн, Джерри Лукас

Основной метод для развития памяти, который рекомендуют авторы, - ассоциации. Остальные техники так или иначе связаны с ними. Они научат вас запоминать всё подряд: длинные слова и абстрактные понятия, списки дел и покупок, речи выступлений и тексты лекций, имена и лица людей, номера телефонов, даты, многозначные числа.

7. «Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти», Артур Думчев

Артур Думчев, автор этой книги, помнит число Пи до 22 528 знаков после запятой. В своей книге он делится техниками по развитию памяти, которыми пользуется сам, чтобы быстро запоминать большие объёмы информации, решать в уме сложные задачи и заучивать наизусть длинные ряды цифр.

В этом издании уклон на практическую работу с читателем. Предлагаются конкретные приёмы с понятными примерами, алгоритмами выполнения и пояснениями.

8. «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей», Роджер Сайп

Книга тренера и консультанта по саморазвитию Роджера Сайпа посвящена широкому кругу вопросов, связанных с ускоренным обучением: развитию памяти и интеллекта, и управлению энергией, расстановке приоритетов и тайм-менеджменту.

9. «Нейробика. Экзерсисы для тренировки мозга», Лоренс Кац, Мэннинг Рубин

Психологи Кац и Рубин доказали, что выполнение однотипных, скучных дел день за днём приводит к ухудшению памяти и снижению умственных способностей. Решение проблемы простое и очевидное: нужно добавить разнообразия в привычную рутину.

Вам предстоит научиться выполнять необычным способом обычные действия: делать всё с закрытыми глазами, управляться левой рукой вместо правой, добираться новыми маршрутами. Эти забавные опыты помогают поддерживать жизнедеятельность клеток мозга.

10. «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей», Кэрол Дуэк

В основе книги простая идея - ошибаться можно, и это нормально. Гибкий подход, который пропагандирует Дуэк, это установка на рост: планомерно работая над собой, вы сможете развить любые свои качества. В том числе и память.

Книга Дуэк - это заряд мотивации, который поможет вам становиться лучше и прийти к пониманию, что любой недостаток можно превратить в вашу сильную сторону.

Аннотация. Данная статья посвящена феномену памяти и её видов у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Представлены результаты диагностики видов памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова: память, интеллектуальные нарушения, диагностические методики, уровень развития, особенности видов памяти.

В настоящее время насчитывается всё больше детей с различного рода заболеваниями. При этом очень часто различные патологии имеются у детей с самого рождения. Данной проблемой озадачены большое количество людей, среди которых: врачи, преподаватели, психологи, различные специалисты и конечно, родители этих детей. В данной проблеме также заинтересованы институты образования и здравоохранения. Любой человек, не зависимо от структуры своего дефекта, имеет право на достойное и полноценное существование, а следовательно, перед государством стоит важная задача обеспечить благосостояние таких людей, создать определённую базу для их развития и адаптации в социуме, создать оптимальные условия для обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Хочется особое внимание уделить детям с умственной отсталостью, ведь таких детей насчитывается несколько категорий от слабой умственной отсталости до тяжёлой степени умственной отсталости.

У детей с подобным дефектом заметны проблемы с познавательными процессами, и это серьёзная проблема. К таким процессам, например, относится память. Она очень важна для человека, ведь это процесс восприятия, усвоения и дальнейшего воспроизведения нужной важной информации.

Существует большое количество факторов, влияющих на интеллектуальную недостаточность людей, необходимо найти силы и средства для предотвращения их воздействия на психическое и физическое развитие. Изучение памяти учащихся с нарушением интеллекта является одной из актуальных проблем психологии.

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально исследовать виды памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Объект исследования: виды памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Предмет исследования: исследование видов памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Гипотеза: уровень развития видов памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями низкий.

Изучение памяти - это один из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментaльный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий пси-холог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы «чистой» памяти, незaвисимые от деятельности мыш-ления [цит. по 1, с.233].

Э. Крепелин, известный немецкий психиатр, изучал, как протекает запоминание у психически больных. Другой немецкий ученый — психолог Г. Э. Мюллер — осуществил фундаментальное исследование основных законов закрепления и воспроизведения следов памяти у человека [цит. по 2, с.249-250].

Примерно в это же время, то есть в начале XX в., возникла смысловая теория памяти. Начало изучению памяти было положено работами французских ученых, в частности П. Жане. Он первый стал трактовать память как систему действий, ориентировaнных на запоминание, переработку и хранение материала.

Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механизмов запоминания, условия, при которых oнo происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А.А.Смирнов [цит. по 1, с.237].

Р.С.Немов описал концепцию, раскрывающую суть совместной, взаимосвязи деятельности долговременной и кратковременной памяти разработанной американскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифрином. В соответствии с теорией названных авторов долговременная память представляется практически не ограниченной по объему, но обладающей ограниченными возможностями произвольного припоминания хранящейся в ней информации.

З.Фрейд и его последователи в исследовании памяти выяснили роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу обнаружились и были описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации [цит. по 1, с.226].

Ещё с XVIII в. внимание психиатров: Ж. Эскироль, Э.Сеген, Ф.Гальтон, А. Бине, Э.Крепелин, Дж. Кэттэл, сосредоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений умственного развития. Главная задача, стоявшая перед ними, была в определении связи интеллектуальной недостаточности с душевными, психическими заболеваниями и оценке глубины этих нарушений.

Уже с середины XIX в., когда во многих европейских странах стало вводиться всеобщее начальное образование, вопрос выявления интеллектуальной недостаточности, которая препятствовала усвоению школьных знаний, привлек внимание не только медицинских работников, но и педагогов, а затем психологов.

Л.В.Занков, также делает важный вывод о том, что совершенствовaние памяти умственно отсталых детей в шкoль-ном возрасте происходит прежде всего за счет развития высших её функций. Л.С. Выготский, внёс вклад конкретно в изучение произвольного запоминания, как одного из важнейших показателей умственного развития. Не маловажен труд Х.Замского, который изучал протекание умственной отсталости на протяжении веков, начиная с древних времён и заканчивая 20-м веком. Большое значение на анализ и изучение особенностей свойств памяти у младших школьников оказал многолетний опыт работы учёных, которые занимались проблемами, непосредственно, самой памяти, её общими закономерностями и проявлениями её свойств в норме [цит. по 3, с.69-70].

Особенно заметный скачок в деятельно-сти памяти, у учащихся с нормой развития, наблюдается с 11-12 лет, когда проявляется сложное взаимодействие памяти, мышления и воли. После однократного восприя-тия словесного материала воспроизведения учеников с лёгкой умственной отсталостью очень несовершенны, состоят из отдельных слов, словосочетаний, предложений, то после многократного предъявления материала увеличивается объем репродукций, воз-растает их точность, уменьшается число привнесений. После проведеного эксперемента, выяснилось, что после первого предъявления стихотворного текста учени-ки, как младших, так и старших классов воспроизводят небольшое количество строк (в III классе - 3-4%). Ученики 3-го класса точно воспроизводят от 46% до 54% словесного материала.

Практика обучения детей с интеллектуальными нарушениями показывает, что процесс сохранения обнаруживает положительную динамику тогда, когда коррекционная работа направлена на формирование общественно значимых интересов, умения самостоятельно выполнять отдельные этапы деятельности, способности адекватно оценивать значимость результатов своей деятельности и т.д. воспроизведение находится в зависимости от качества запоминания и сохранения [цит. по 4, с.173].

Пути изучения проблемы умственной отсталости были сформулированы Г.Е.Сухаревой, которая рассматривает их в трёх основных аспектах - биологическом, клиническом и социальном. Известна также работа С.С.Ляпидевского «Клиника олигофрении», в которой обобщены исследования отечественных специалистов, дана клинико-педагогическая характеристика умственно отсталых учащихся [цит. по 5, с.35-36]. Их уровень интеллектуального развития (IQ) составляет 50-70 условных единиц. Объем, например, кратковременной памяти умственно отсталых учеников, сохраняющей информацию в интервале от нескольких секунд до нескольких минут, меньше, чем у учащихся массовой общеобразо-вательной школы. Если у школьников с интеллектуальной недостаточностью младших клас-сов объём памяти обычно составляет 3 единицы, то у младших школьников с нормальным интеллектуальным развитием 7±2 единицы . Умственно отсталый ребенок не планирует свою активность по этапам, и тем более не пытается за-ранее предвосхитить последствия. Дети с легкой степенью умственной отсталости часто обладают хоро-шей механической памятью, способны обучаться по специальной (коррекционной) программе . Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями остается актуальной (Долгова В.И., Капитанец Е.Г. .

Для исследования видов памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями, в эксперименте были задействованы ребята 3-го Ж класса Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида № 4 г. Челябинска. Возраст детей 10-11 лет. Данный класс относится к категории детей с лёгкой умственной отсталостью. Для изучения памяти существует много различных методик, но я для своего исследования выбрала следующие: «10 слов», «Нелепицы», «Запомни рисунки».

Проведя исследование на данной выборке, по трём выше указанным методикам, были получены следующие результаты: по «Нелепицам» из 3 Ж класса 14,3% показали средний уровень развития зрительной памяти, а 85,7% низкий.

Рис.1. Распределение уровня развития зрительной памяти по методике «Нелепицы»

По методике «10 слов» весь 3 Ж класс показал низкий уровень развития произвольного запоминания.

Рис. 2. Распределение уровня развития произвольного запоминания по методике «10 слов»

По 3-ей методике «Запомни рисунок», так же как и в «Нелепицах», 85,7% показали низкий уровень, а остальные 14,3% средний.

Рис. 3. Распределение уровня развития объёма кратковременной зрительной памяти по методике «Запомни рисунки»

Уровень развития памяти у каждого ребёнка индивидуален, при этом у некоторых может быть более развита зрительная память, у других кратковременная или какой-либо другой вид памяти. Несмотря на разные уровни развития памяти у детей в 3 Ж классе, она всё-таки не поднимается выше планки «средний» уровень, но и до этой отметки поднимается наименьший процент учащихся, что и подтверждает нарушение познавательных процессов у детей с интеллектуальными нарушениями.

Для решения проблем памяти необходимо, во-первых, педагогам, проводить индивидуальную работу с ребёнком, при этом особое внимание концентрировать на том виде памяти, который является проблемным или менее развитым. Необходимо преподносить материал во время занятия так, чтобы он был красочным, ярким и вызывал большой интерес у ребёнка, сочетался с каким либо образом или предметом. Целесообразно использовать разминку, в которую входят небольшие переключения деятельности, например на подвижную игру-минутку, чтобы ребёнок не переутомлялся. Специалисты, в частности психолог, может использовать психотехнические приёмы, которые напрaвлены на оптимизацию и стимуляцию памяти («Найди пару», «Перечисли что запомнил», «Составь по порядку» и многие другие).

Специальная коррекционная работа способствует устранению недостатков памяти и представлений. Проведение учебно-воспитательной работы с установкой на развитие осмысленного запоминания — один из самых эффективных путей оптимизации восприятия, запоминания, сохране-ния и, впоследствии, воспроизведения .

Выводы:

Память - это основной психический процесс, который необходимо, непременно, развивать, причём заниматься этим следует не на определённом жизненном отрезке (только в сензетивный период), но и на протяжении всей жизни. Память также необходимо тренировать и подкреплять, ведь именно эта мышца во всём организме человека одна единственная, которая может развиваться всю жизнь. Изучив теоретические особенности свойств памяти, её виды и проявления в норме, можно легко сравнить с особенностями памяти у детей с интеллектуальными нарушениями.

Проанализировав полученные результаты, были замечены некоторые различия, что не удивительно. Детям с интеллектуальными нарушениями в развитии необходимо намного больше сил, времени и определённых упражнений, чтобы усвоить процессы запоминания, переработки и воспроизведения информации. В современном мире, по - моему мнению, это не проблема, стоит только усердно потрудиться. С данной проблемой одному ребёнку не справиться, нужна мотивация, интерес к данной работе, которых ребёнок с интеллектуальными нарушениями, просто не имеет. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

  1. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1.: Общие основы психологии: учебник для студентов вузов. - М.: «ВЛАДОС», 2013. - 687 с.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. - СПб.:«ПИТЕР»,2012. - 583 с.
  3. Петрова В.Г. Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие. - М.: «АКАДЕМИЯ», 2011. -160 с.
  4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: «ПИТЕР», 2010. -320 с.
  5. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: учебное пособие. - М.: «АКАДЕМИЯ», 2011. - 272 с.
  6. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: учебное пособие. - М.: «АКАДЕМИЯ», 2012. - 480 с.
  7. Шипицына Л.М. Необучаемый ребёнок в семье и обществе/- СПб.: «Речь», 2013.- 477 с.
  8. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого-педагогическая коррекция устной речи старших подростков с умственной отсталостью. - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. - 80 с.
  9. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Коррекция и развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. - 122 с.
  10. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 200 с.
  11. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Шумакова О.А. Диагностико-аналитическая деятельность специального психолога: традиции и инновации (Библиотека специального психолога). - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2008. - 116 с.
  12. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Шумакова О.А. Коррекционно-психологическая работа специального психолога (Библиотека специального психолога). - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2008. - 104 с.
  13. Долгова В.И., Иванова Л.В., Капитанец Е.Г., Шумакова О.А. Будущему специальному психологу: подготовка к итоговой аттестации: уч.пособие для вузов (Библиотека специального психолога). - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2008. - 99 с.
  14. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Шумакова О.А. Коррекционно-развивающая деятельность специального психолога: современные психологические и педагоги-ческие технологии (Библиотека специального психолога). - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2008. - 118с.

Память - это навык, который является жизненно необходимым для каждого человека. Без нее мы бы никогда не были самими собой, не умели бы разговаривать и вообще не смогли бы мыслить. Но память является не только незаменимым навыком, но и важным элементом нашего образования и интеллекта. Развитие памяти, внимания и мышления часто представляет собой смежные задачи. От того, как развита наша память, напрямую зависят многие наши ментальные характеристики. Например, без памяти не обойдется процесс овладения навыками скорочтения , ораторского мастерства и устного счета . В данном курсе-самоучителе представлены онлайн уроки, направленные на развитие памяти и способности целенаправленного запоминания материала. Среди дополнительных материалов в этом разделе сайта вы сможете найти развивающие игры и упражнения, скачать бесплатные книги и учебники, найти подходящие занятия, школы, курсы и тренинги - все то, что поможет улучшить вашу технику запоминания информации.

Что такое память и запоминание

Память - это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации (Википедия). Таким образом, под памятью понимается система, состоящая из нескольких элементов:

Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит восприятие новой информации и запись этой информации в общую систему мышления и ассоциативных связей. Ключевой функцией запоминания является создание смысловых связей, как результата работы нашего мышления и интеллекта над содержанием запоминаемого материала. Запоминание - это очень важный процесс памяти, развитию которого будет уделено ключевое внимание в данном тренинге. Однако этот процесс не является единственным.

Хранение - это процесс системного накапливания информации в памяти, включающий переработку и усвоение этой информации. Без хранения информации в памяти невозможно обучение человека, кроме того, именно от этого процесса напрямую зависят такие важнейшие способности, как мышление и речь.

Воспроизведение - это процесс репрезентации и узнавания хранимой в памяти информации, которая также называется воспоминаниями. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. В нашем курсе будет уделено особое внимание произвольному (специальному, осознанному) воспроизведению.

Забывание также является процессом памяти, а точнее проблемой ее развития. Потеря возможности воспроизводить выученную информацию может быть частичной (воспроизведение не полностью или с искажением) или полной (невозможность воспроизведения и узнавания). Подробнее о решении проблемы забывания вы узнаете в четвертом уроке данного тренинга.

Особенности памяти человека

Все мы обладаем разной способностью запоминать. Кому-то это дается проще, кому-то сложнее. Кроме того, разные вещи запоминаются нами по-разному. Например, один человек может хорошо запоминать имена людей и черты их лица, но плохо помнить, куда положил какую-то вещь в доме. А другой - наоборот, прекрасно помнит, где что лежит, но не помнит, как зовут его соседа. Одни предпочитают использовать слуховую и музыкальную память, другие - зрительную, а кто-то лучше запоминает тактильные ощущения.

Память - это способность, обладающая индивидуальными для каждого человека характеристиками. Но существуют закономерности памяти, универсальные для всех людей. И именно об этих закономерностях памяти и методах ее развития, а также о техниках и приемах запоминания и пойдет речь в данном онлайн тренинге.

Одним из первых специалистов, кто обратил внимание на проблемы развития памяти человека, был психолог Карл Эмиль Сишор. Он утверждал, что средний человек использует не более 10% своей памяти. Одним из доказательств этого является гипермнезия. Гипермнезия - это патология человека, связанная с повышенной способностью к запоминанию. Люди, имеющие эту патологию, могут помнить дословно и в подробнейших деталях многие вещи. Но особенность заключается в том, что запоминание происходит вне зависимости от желания человека.

Оцените, насколько хорошо вы запоминаете информацию в нашей игре Hostess: знакомьтесь с людьми и сажайте их за свои любимые места, чтобы получить максимальный балл. Вы можете использовать ее и для тренировки.

Молодой маме легко запутаться в популярных методиках развития малыша. Короткое описание поможет разобраться, что к чему и выбрать те методики, которые подойдут именно вашему ребенку. Мы рассмотрим как популярные и известные методики (Домана, Монтессори, Никитиных, Зайцева, Лупан, Дьеныша), так и малоизвестные, но не менее эффективные методики раннего развития (Ховарда, Шичида, Самбурской, Гмошинской).

1. Система Ховарда

Методику так же называют «Английский – мой второй язык». Во время занятий педагог или мама разговаривают с малышом исключительно на английском языке, однако никаких оценок не ставится. Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.

2. Методика Марии Монтессори

Одна из самых популярных. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит. Детальнее о методики Монтессори читайте .

3. Музыка интеллекта

Автор методики, Алиса Самбурская, считает, что музыка влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на физическое (регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление и др). Методика подходит абсолютно всем детям, независимо от способностей. Заключается в том, что любые обучающие занятия ребенка сопровождаются специально подобранной музыкой. Музыкальные занятия предлагает и Железнова .

4. Система Дьеныша

Основана на развитии логического мышления. Разработанные автором игры способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач.

5. Система Глена Домана

Развивая ребенка всесторонне и одновременно (чтение, письмо, энциклопедические знания и т.д.) еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь, считает Доман. Методика безусловно результативна, и если вы хотите вырастить нобелевского лауреата, то она находка для вас. Основной отрицательный момент: практически не уделяется внимание творческому развитию ребенка. Больше о методике Глена Домана вы можете .

6. Методика Николая Зайцева

Методика раннего обучения чтению. В методике используется «складовой принцип» (не путать со слогами). Самые известные его пособия – «Кубики Зайцева». Весь материал подается в игровой форме. Подробнее о методике Зайцева смотрите

7. Методика Никитиных

Предпосылкой создания методики Бориса и Лены Никитиных явились частые соматические заболевания их собственных детей, поэтому изначально в методике большое внимание уделяется физическому развитию. К плюсам методики так же можно отнести позицию естественного усвоения знаний, отказ от «натаскивания» детей.

8. Система Макадо Шичида

Одна из самых популярных в Японии. Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природным способностям, которые легко развить пользуясь специальными методиками подготовки, которые направлены на развитие фотографической памяти.

9. Методика Сесиль Лупан

Метод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману. В отличие от Домана, у Сесиль все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса. Самая известная ее книга – «Поверь в свое дитя» – написана очень доступно. Ознакомившись с методикой, родители легко могут заниматься с ребенком сами. Если вас заинтересовала данная методика, вы можете больше о ней узнать.

10. Грудничковое рисование Марии Гмошинской

Грудничковое творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования – пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Методика развивает интеллект и творческое начало ребенка.

А какой методике раннего развития вы отдаете предпочтение? Возможно, вы их комбинируете? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Статья на тему:"Методика развития памяти"

Существует три взаимосвязанных вида памяти: знаковая, образная (ассоциативная) и нормативная образуют разные по содержанию удовольствия и боль.

А – Знаковая память – формируется через пять органов чувств, которые фиксируют изменяющиеся различия, полученные опытным путем. Она формируется с помощью наслаждения и болевых ощущений. Воспроизводство функционирования чувств является потребностным состоянием. При достаточном развитии их удовлетворение доставляет наслаждение. Каждое чувство имеет также свои пороговые состояния, за которыми может быть отсутствие получение информации или начинаются болевые ощущения. По описаниям в литературе эта память соответствует двигательной или механической.

Методика развития. Все чувственные ощущения должны развиваться. В зависимости от частоты использования в процессе своей жизни они могут иметь разные пороговые состояния (обостренное чувство, высокая степень чувствительности) или состояние притупления. Стихийно эта память лучше формируется у детей со стилем «А». У них более четкая фиксация зрительных картинок, они лучше на слух запоминают слова. Стиль «В» больше ориентируется на осязательные ощущения и на свое самочувствие. Стиль «С» на оттенки вкуса и запаха.

Одним из ключевых показателей человеческого интеллекта является способность к сосредоточению, то есть сохранению внимания на том или ином объекте, реальном или виртуальном, или на конкретной задаче, которая на определённый период времени становится приоритетной и задействует основные ресурсы мозга. Сосредоточение характерно для любых разумных существ, чья мозговая деятельность достаточно сложна. Однако именно человек сумел создать по-настоящему сложную систему приоритетов, на которых его мозг способен сосредотачиваться для достижения необходимых результатов. Собственно, вся интеллектуальная деятельность человека, как теоретическая (наука, искусство, образование и так далее), так и практическая (сложные манипуляция с орудиями труда, приспособлениями и тому подобным), неразрывно связана со способностью к сосредоточению.

Улучшение памяти и внимания

Статья на тему:"Для улучшения памяти и внимания"

Кто-то страдает от плохой памяти и неумения концентрироваться с детства, а кому-то просто хочется защитить себя от потери остроты этих функций головного мозга с возрастом. В любом случае, улучшить память и внимание можно, соблюдая определенные правила и проводя регулярные тренировки. Сегодня мы расскажем вам о приемах, помогающих улучшить память и умение концентрировать свое внимание, чтобы вы могли наслаждаться жизнью в полной мере и избегать неприятных ситуаций, которые часто связаны с забывчивостью. Как улучшить память?

1. Для начала - питайтесь правильно! Минимум жирной пищи, максимум овощей, фруктов и белков. Здоровый образ жизни благотворно влияет на ваше здоровье в целом, и на мыслительные способности в частности.

2. Не злоупотребляйте алкоголем! Каждый школьник знает, что алкоголь разрушительно влияет на клетки мозга. Некоторые же взрослые люди по опыту жизни убедились, что чрезмерное употребление алкоголя может вызывать пробелы в памяти.

3. Обогатите рацион грецкими орехами. Почему они не вошли в пункт 1? Потому что их следует выделить отдельно за их чудотворное влияние на нашу память и мозговую деятельность! Для того, чтобы это влияние было заметно, в день необходимо съедать хотя бы 3-4 ядра грецких орехов.

4. Здоровый сон - не обязательно спать по 10 часов в сутки, однако ложиться в 3 часа ночи и вставать на работу в 7 утра все же не стоит. Запомните - организм должен высыпаться! На забывайте золотое правило: один час сна до 24.00 заменяет 2 часа сна после 24.00.

5. Известный с детства способ - учить наизусть стихи! Современному человеку данный метод может показаться старомодным и скучным, однако он по-прежнему действенен. Если вы человек энергичный, и вам тяжело заставить себя сидеть за упрямым заучиванием - читайте пару стихов на ночь, читайте вдумчиво, эмоционально, а утром попытайтесь вспомнить максимум из прочитанного.

Техника развития памяти самоучитель

Статья на тему:"Техника развития памяти самоучитель"

У людей нет плохой памяти, просто нас не научили как ей правильно пользоваться. Память у нас работает прекрасно. В данной статье Вы найдёте самые эффективные и интересные упражнения и видеотренинги по тренировки памяти и внимания По времени хранения информации выделяют:

Долговременную память Кратковременную память Мгновенную или иконическую

В долговременной памяти информация хранится годы и десятилетия. Последнее, что забудет человек – звуки его собственного имени. В долговременную память помещается только то, чем мы пользуемся регулярно, о чём постоянно думаем.

В кратковременной памяти информация задерживается на несколько минут, часов, дней, иногда недель. Потом за ненадобностью она «испаряется». Мозг не любит хранить то, чем хозяин не пользуется. Уж слишком много он тратит энергии и ценнейших веществ. Один из способов стремительно тупеть – как можно реже напрягать свою память. Ничего не учить, не читать новых книг, говорить короткими примитивными фразами.

Мгновенная память названа так, потому что она хранит информацию в буквальном смысле слова мгновения – секунды, доли секунды. Эта память работает, когда мозг оценивает ситуацию на перекрёстке дорог, следит за быстро движущимся объектом, читает текст. Пока мы смотрим на страницу, наш мозг помнит очертания большого количества букв, слов и фраз, но стоит оторвать взгляд от страницы, как из мгновенной памяти большая часть картинок улетучивается.

Техники развития памяти включают метод Цицерона. Это увлекательный способ тренировки памяти. Метод имеет такое название в честь легендарного Марка Тулия Цицерона, отличавшегося завидной памятью, не пользовавшегося заготовленными записями, воспроизводящего большое количество цитат, важных дат и имен. Этот метод известен также как система комнаты или метод мест. Суть метода состоит в следующем: для того, чтобы запомнить какую-либо информацию, следует визуализировать в собственной голове комнату, которая досконально известна человеку. В ней мысленно расставляются необходимые данные в определенном порядке. В нужный момент следует вспомнить эту комнату, «вынуть» из конкретного места нужную информацию. Прежде чем начинать расставлять единицы информации, нужно заранее определиться с последовательностью, в которой будет просматриваться комната. К примеру, есть слова часы, носки. Размещаются они последовательно. Часы весят на стене, в шкафу лежат носки. Получается, что заходя в комнату, человек первоначально видит стену, а потом шкаф.

Похожие публикации