Причины агрессии ребенка 8 лет. Как бороться с детской агрессией: советы психолога

Какими могут быть причины детской агрессии? Что делать, если ребенок ведет себя агрессивно?

«Он подрался!» — драматичным голосом восклицает воспитательница в детском саду. Под едва сдерживаемую материнскую досаду маленький человек возвращается домой. Там на семейном совете решится его судьба: судьба человека, совершившего непростительный агрессивный поступок.

Современное общество диктует нам свои правила игры. И то за что 100 лет назад отец бы похвалил, сегодня вызывает у родителей панику. Что такое детская агрессия? Стоит ли с ней бороться? И если стоит, то каким образом.

Виды агрессии у детей

Согласно самому распространенному толкованию, детская агрессия - это поведение, направленное на других или на себя, и связанное с нанесением вреда. В зависимости от того, как проявляется данное поведение выделяют следующие виды агрессии:

  • Вербальная - ребенок кричит, ругается, обзывается, словесно оскорбляет. В зависимости от того выговаривает ли малыш тому человеку, который его разозлил, или жалуется третьему лицу, не имевшему отношения к конфликту, агрессия разделяется на прямую и косвенную соответственно.
  • Физическая - здесь имеет место причинение материального вреда объекту злости.

Такая агрессия может быть:

  • прямой - дети дерутся, кусаются, стукают, царапаются. Цель такого поведения — причинить боль другому человеку;
  • косвенной - в ход идет причинение вреда вещам обидчика. Ребенок может порвать книжку, сломать игрушку или разрушить чужой песочный замок.
  • символическая - представляет собой угрозы применения силы. Часто эта разновидность агрессии перерастает в прямую. Например, ребенок кричит, что укусит вас и, если запугивание не сработало, воплощает его в жизнь.

Как бы не проявлялось детское агрессивное поведение, у родителей оно всегда вызывает ступор и недоумение. Откуда это взялось? Что с этим делать? Обычные разговоры о том, что драться и ругаться плохо, не помогают.

Причины вспышки агрессии и агрессивного поведения у детей и подростков

Особенно болезненно члены семьи воспринимают агрессию, направленную на них. Почему ребенок агрессивен с другими детьми можно понять, но ведь дома к ребенку относятся хорошо. Так что же служит причинами вспышек агрессии и агрессивного поведения у детей и подростков?

  1. Наиболее часто встречающуюся группу причин можно квалифицировать как «Проблемы в семье». Причем это могут быть как сложности во взаимоотношениях между родителями и ребенком, так и проблемы взрослых, которые непосредственно к малышу не имеют отношения: развод, смерть близкого родственника
  2. Дети так же как и взрослые имеют свои индивидуальные особенности. Поэтому вторую группу причин можно отнести к «Личным особенностям». Ребенок может быть легко возбудимым, тревожным, раздражительным. Ему трудно контролировать свои эмоции, поэтому любая мелочь может привести его в ярость
  3. И последнюю группу можно охарактеризовать как «Ситуативные причины». Усталость, плохое самочувствие, жара, длительное монотонное времяпрепровождение, некачественная еда. Такие вещи могут вывести из себя не только ребенка, но и взрослого

Диагностика агрессии у детей

Все эти факторы могут пересекаться, накладываться друг на друга. Выявить, что послужило причиной агрессивного поведения ребенка в конкретном случае, поможет квалифицированный психолог. Диагностику агрессии у детей проводят за несколько встреч, по результатам которых специалист дает анализ проблемы и предлагает пути ее решения

Выбор методов коррекции агрессии зависит от множества моментов. Но родителям нужно быть готовыми к тому, что не существует простого способа лечения агрессии. Чтобы помочь ребенку придется немало потрудиться, и над собой в том числе

На что же обратить внимание в первую очередь, какими рекомендациями родителям агрессивных детей следует руководствоваться? Здесь много зависит как от причин подобного поведения ребенка, так и от его возраста

Агрессия у детей в 2-3 года

На этот период приходится кризис 3-х лет. Малыши эгоистичны, не привыкли делиться. В случает несогласия с чем-то они могут ударить, закричать или сломать что-то не принадлежащее им.

Следует помнить, что пока дети не умеют контролировать свои эмоции, поэтому такое поведение является скорее нормой, чем отклонением. Не ругайте ребенка, лучше попробуйте чем-то отвлечь от объекта его плохого настроения.

Излишняя строгость может привести к усугублению проблемы. Отведите малыша в сторону, мягко скажите, что так нельзя себя вести и предложите новое занятие.

Агрессивные дети дошкольного возраста

Чаще всего агрессия у детей по разным причинам возникает именно в дошкольном возрасте. В этом время маленький человечек еще не умеет выражать свои эмоции и чувства и пробует их выражать именно как агрессию.

Агрессия у детей в 4-5 лет

В этом возрасте ребенок начинает осваиваться в социуме. Он проверяет, исследует то, как его поведение влияет на других людей, в том числе и на родителей.

Если его действия не наносят вреда другим, дайте ему возможность выстроить границы своего «Я». Следует понимать, что это не означает вседозволенность. Нужно четко дать понять ребенку, что можно, а что нет. Как он может выражать свою злость (словами), а как нет (физически).

Агрессия у детей 6-7 лет

Дети старшего дошкольного возраста не слишком часто бывают агрессивными. Они уже научились контролировать себя, понимают что хорошо, а что плохо. Если ребенок ведет себя агрессивно и жестоко, следует задуматься о причинах.

Возможно ему не хватает самостоятельности или сложно общаться со сверстниками. Сейчас взаимодействие с другими детьми для малыша на первом месте.

Агрессия у школьников

Школьники тоже не имеют еще сформированной до конца психики и чаще всего выражают свои чувства на сверстников и учителей как агрессивную самозащиту.

Агрессия у детей в 8-9 лет

Ребенок активно растет, расширяет свои знания о мире и о себе. И мальчики, и девочки начинают обращать внимание на противоположный пол. Авторитет взрослого подвергается сомнению.

Родителям важно понять, что ребенок перестал быть малышом. Отныне дети требует к себе отношения как к равным. Агрессия школьников часто связана с неприятия взрослыми этого факта.

Агрессия у детей в 10-12 лет

Младший подростковый возраст готовит родителей к кризисному и сложному подростковому. Уже сейчас авторитет сверстников для ребенка важнее родительского. Агрессивных вспышек сейчас не избежать.

Важно не отвечать агрессией на агрессию и не вступать на скользкую дорожку противостояния. Лучше постараться выстроить партнерские отношения с ребенком. Проводите с ним больше времени, беседуйте на взрослые темы. Безусловно рамки и границы должны быть. Все-таки вы родитель, а не приятель своего ребенка.

В любом из этих периодов следует понимать, когда агрессия является лишь временной, ситуативной, а когда грозит превратиться в акцентуацию характера. Если проблема детской агрессии в вашей семье стоит достаточно остро, и вы чувствуете, что не справляетесь с ситуации, не бойтесь обратиться за помощью. Воспитание агрессивных детей непростая задача. И работа психолога тут не будет лишней.

Как снять агрессию у ребенка? Лечение агрессии у детей

Существуют различные методики, как снять агрессию у ребенка. В сети есть большое количество информации по данному вопросу.

Видео: Детская агрессия. Как помочь ребёнку избавиться от нее?

Все эти занятия и наработки можно пробовать применять в жизнь. Кто-то из детей не любит рисовать, но с удовольствием сочинит историю с вымышленными персонажами. Какие-то ребята любят строить и ломать. А кто-то просто испытывает потребность прокричаться, выпустив таким образом гнев.

Агрессивный ребенок рекомендации родителям

Какой бы способ вы не выбрали, следует понимать, что это лишь переходный этап для вашего ребенка.

  • Посредством игр и упражнений можно снять напряжение, но они не являются панацеей
  • Ребенок должен научиться справляться со своими эмоциями конструктивно, выражая их словами. Проговорив истинную причину своего расстройства, он испытает облегчение и сможет заняться поиском вариантов решения своей проблемы. Согласитесь, когда внутри все клокочет от злости трудно найти выход
  • Возможно, в ходе занятий со своим ребенком вы поймете, что проблема детской агрессии кроется в вас самих, в родителях
  • Признать такое тяжело, но это не показатель того, что вы плохая мать или плохой отец. Это говорит о вас как о взрослом, ответственном человеке. Совершив определенные усилия, вы сможете изменить ситуацию. И что бы не натворил ваш ребенок, помните, он ждет, что вы будете его любить не смотря ни на что
  • Уверенность в своей нужности, ценности для самых главный в своей жизни людей - родителей — способна творить чудеса даже с самыми отъявленными хулиганами

Видео: Как научить ребенка управлять своими эмоциями и выражать свои чувства?

Игры для агрессивных детей

  • Жизнь детей, особенно младшего возраста, на 90% состоит из игр. Посредством них ребенок познает мир и учится в нем жить. Поэтому часто, когда слов для того, чтобы объяснить малышу, как справиться с бушующими в нем страстями не хватает, можно и нужно использовать игровые ситуации
  • Поколотите друг друга подушками, устройте «войну» снежками зимой и водяными пистолетами летом, поиграйте в дартц, громко ликуя при каждом попадании, побегайте наперегонки, поиграйте в морской бой
  • Это поможет ребенку сбросить внутреннее напряжение. Вспомните фильмы, в которых герой, разозлившись, кидал своему противнику в лицо торт, а заканчивалось все смехом и дружным доеданием остатков сладостей

Упражнения для агрессивных детей

Кроме простых, известных всем с детства игр, во взаимодействии с детьми, склонными часто проявлять агрессию, применяют разработанные психологами упражнения.

Видео: Игры для уменьшения детской агрессии

Занятия с агрессивными детьми

  • Во время всех игр и упражнений, о которых говорилось выше, важно давать ребенку понять, что с их помощью он может справляться со своими эмоциями и без вашей непосредственной помощи
  • Во время ссоры можно, например, сказать: «Мы оба сейчас очень разозлились, давай возьмем подушки и будет драться до тех пор, пока не простим друг друга». Таким образом, вы не только снимете напряжение, но и покажете, каким образом можно решить конфликт без жертв
  • Еще одним важным моментом в любых занятиях с ребенком является выстраивание границ дозволенного: во время боя подушками нужно оговорить, что бить можно только подушкой, без участия ног. Если же необходимо справиться с вербальной агрессией, то можно пообзываться, но не обидно, например, названиями овощей

Воспитание агрессивных детей

Необходимыми составляющими воспитательного процесса детей, не умеющих конструктивно выражать свои эмоции являются рефлексия и личный пример.

Понятие рефлексии подразумевает умение анализировать свои чувства. Когда ребенок кричит или бьет других детей, он не всегда понимает что с ним происходит. Важно поговорить с ним об этом, чтобы он почувствовал ваше участие и поддержку в трудной для него ситуации.

Все способы своего взаимодействия с другими людьми дети усваивают прежде всего в семье. Обратите внимание, как вы и ваши близкие справляются со злостью. Может быть ваш малыш просто копирует взрослых? И прежде чем изменить его поведение, нужно измениться самим?

Видео: Детская злость и агрессия. Отчего становятся злыми наши дети?

Почему ребенок агрессивен с другими детьми

  • Нередка ситуация, когда о том, что ребенок агрессивно себя ведет, родители узнают от третьих лиц. Жалобы учительницы или воспитателя вызывают недоумение. Как правильно поступить в этой ситуации? Какие меры следует принять
  • Прежде всего нужно глубоко вздохнуть и вникнуть в ситуацию. Что именно произошло? При каких обстоятельствах? Ребенок проявляет агрессию к кому-то конкретному или ко всем детям
  • Так же немаловажно узнать мнение ребенка по этому вопросу. Попробуйте расспросить его. Но не давите. Малыши не всегда могут рассказать о своих переживаниях
  • Следует обратить внимание на то, чем он займется вечером. Оторвал кукле голову? Поговорите о том, что сделала кукла, хорошая она или плохая, почему ее нужно было наказать. Можно порисовать вместе и посредством рисунка разыграть ситуацию, произошедшую днем

Работа психолога с агрессивными детьми

Если разобраться с причинами постоянных агрессивных вспышек ребенка самостоятельно не получается, не нужно отпускать ситуацию на «самотек». В ряде случаев консультация у психолога бывает одинаково полезна как для родителей, так и для ребенка.

Специалист поможет разобраться что стоит за подобным поведением и даст рекомендации по воспитанию вашего малыша. В ряде случаев бывает необходима психокоррекционная работа.

Коррекция агрессии у детей

При упоминании слова «психокоррекция» у многих родителей случается приступ паники: с моим ребенком что-то не то, он не нормальный, как так вышло, что подумают окружающие, вдруг подумают, что мой ребенок — псих. Но не стоит избегать обращения за помощью из-за собственных страхов.

Благодаря тому что вы и ваш ребенок не будете посещать психолога, проблема не исчезнет. Подумайте, что важнее: то как вы будете выглядеть в глазах окружающих или здоровье вашего малыша.

В зависимости от того, какого рода детская проблема, коррекционная работа может быть:

  • индивидуальной — ребенок занимается с психологом один на один. Больше подходит для старших подростков, не готовых к групповой работе
  • семейной — когда занятия с психологом посещает вся семья или кто-то из членов семьи и ребенок. Этот вид работы идеален для детей младшего возраста. Он способен научить не только самого малыша справляться с сильными эмоциями, но и помочь маме с папой правильно понимать и реагировать на эмоциональные вспышки своего ребенка
  • групповой — ребенок посещает занятия вместе со сверстниками. Через игровые ситуации, общение он учиться лучше понимать себя и вести себя в обществе приемлемым способом, не унижая и не обижая других

Профилактика агрессивного поведения детей

Далеко не всегда опасения родителей по поводу того, что у их ребенка серьезные проблемы бывают оправданы. Часто кажущаяся неразрешимыми сложности на деле оказываются не так страшны.

И все же важно прислушиваться к своим детям и понимать, что сейчас происходит в их жизни. При правильном отношении можно легко предотвратить агрессивную вспышку, направить сильные эмоции в нужное русло и примирить ребенка с собственными чувствами, а значит и со всем миром!

Видео: Как погасить агрессию у ребенка (Ш.А. Амонашвили)

Многие родители рано или поздно сталкиваются с проблемой агрессивного поведения у детей, не зная при этом — что делать. Прежде, чем искать советы, нужно понять, что имеют в виду специалисты под проявлением агрессии. Так может называться форма словесных оскорблений, причинение вреда имуществу.

До сих пор нет единой точки зрения на причины детской агрессии. Некоторые специалисты полагают, что это исключительно врожденная особенность характера, другие считают, что виноваты неблагополучная обстановка дома, недостаточное воспитание, социальная отстраненность.

В любом возрасте агрессия у детей является способом донести важную информацию до окружающего мира. До определенного возраста это индикатор протекающего развития.

  • Младенчество

На самом первом жизненном этапе злость — защитная реакция. Появляется в ответ на дискомфорт и служит для привлечения внимания взрослого.

  • 2-4 года

Агрессия у детей в 2-4 года — попытка научиться взаимодействовать с окружающим миром. Чаще всего направлена на родителей и нужна, чтобы предъявить свои требования или желания. На этот период приходится кризис трехлетнего возраста. Детки уже понимают, что они отдельные от мамы, самостоятельные люди. Но они еще не знают правильных способов выражения своих требований, поэтому часто прибегают к злости, например, к укусам.

  • 4-6 лет

В дошкольном возрасте дети начинают переживать обиды. Нередко расстройства связаны с игрушками или играми со сверстниками. Дети дошкольного возраста уже умеют разговаривать, но умение вербально выражать желания формируется постепенно. В качестве защитной реакции возникает агрессия. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста особенно волнует родителей перед школой. Но по мере взросления раздражение уменьшается, и повышается способность решать конфликты в устной форме.

  • 6-10 лет

В этом возрасте бывший дошкольник попадает в новую среду — в школу, учится встраиваться в новое сообщество со своими правилами. Кроме того, у детей младшего школьного возраста происходит скачок в развитии. Теперь дети уже не малыши. Они активно взрослеют, проявляют интерес ко взрослой жизни. Чаще всего агрессивное поведение детей младшего школьного возраста связано именно с неприятием родителями того факта, что с ребенком пора общаться на равных.

  • 10-12 лет

10-12 лет — этап, который иначе называется младшим подростковым. Своего рода подготовка к переходному возрасту, подростковому периоду. Сейчас уже родители и другие взрослые теряют свой авторитет в глазах подростка. Значительно важнее становится мнение сверстников. Приступы агрессии являются закономерными и свидетельствуют об изменениях в организме.

Если до этого времени ничто в поведении сына или дочери не вызывало опасений, то не спешите бить тревогу. Постепенно поведение нормализуется. Если ребенок нервный и агрессивный, если ранее вы сталкивались с неконтролируемой злостью, или вы чувствуете, что теряете контроль над ситуацией, необходима диагностика у специалиста.

Приступы агрессии у ребенка — частое явление. В описанных случаях это — сигнал о появлении новых эмоций, с которыми малыш пока не умеет справляться как следует, поэтому не должно вызывать особого беспокойства у родителей. Нужно проявить внимание и объяснить, как вести себя в тех или иных обстоятельствах. Основной пример для детей любого возраста — их родители. Поэтому есть смысл посмотреть, как вы разбираетесь с конфликтными ситуациями. Вероятно, его поведение — копия вашего.

Однако если такое поведение носит затяжной характер, стоит обратить на него внимание. Специалисты выделяют ряд признаков, по которым можно определить предрасположенность к агрессивному поведению у ребенка:

  1. Чувствительность и, следовательно, постоянные обиды.
  2. Отказ от выполнения правил.
  3. Провоцирование на конфликт.
  4. Чрезмерно эмоциональная реакция на действия окружающих.

Перечисленные качества могут быть просто особенностями характера, а могут оказаться сигналом более серьезных проблем. Внимательно понаблюдайте, почему малыш совершает те или иные действия, прежде чем делать выводы.

Виды агрессии

Виды агрессивной реакции делят на несколько типов:

  1. Вербальная — непоседа пускает в ход весь свой лексический запас, чтобы оскорбить другого человека.
  2. Физическая — в ход идут кулаки, зубы, ногти. Ребенок активно лезет в драку.

Также можно разделить на:

  1. Прямую — вхождение в непосредственный контакт с оппонентом вербально или физически.
  2. Косвенную — стремление выразить агрессию к оппоненту через причинение вреда его вещам. Например, малыш может захотеть сломать игрушку другого, порвать книжку или выкинуть что-то, если чувствует гнев по отношению к этому человеку.
  3. Символическую — иными словами, угрозы. Малыш может кричать о том, что собирается применить силу. Чаще всего после предупреждения следует непосредственно действие.

Более того, агрессия может быть:

  1. Активной, то есть инициированной внутренними психическими процессами.
  2. Защитной — реакцией на внешние условия.

Специалисты пытаются установить взаимосвязь между уровнем развития ребенка и склонностью к проявлению агрессии. Например, отмечают, что дети с более низким уровнем развития чаще проявляют внезапную импульсивную ярость.

Факторы, влияющие на ребенка

Агрессия не возникает, если школьник чувствует себя комфортно. Враждебность появляется, если он находится в неприятной ситуации.

Существует ряд внешних факторов, которые могут повысить риск развития чрезмерной импульсивности у ребенка в любом возрасте. В том числе:


Для малыша с самого рождения очень важен психологический комфорт. В том числе — распорядок дня и последовательное поведение родителей. Если одни родственники что-то запрещают, а другие то же самое позволяют, малыш начинает ощущать дискомфорт. В качестве ответной реакции появляются раздражение, гнев и агрессия.

Часто возникают ситуации, в которых стоит ребенку начать агрессивно выражать свои требования, как ему тут же позволяют желаемое. В сознании такое поведение взрослых закрепляет определенную модель. Значит, всего можно добиться этим способом.

Среди других факторов, которые могут вызвать агрессию:

  • Наказания. Если наказания внушают страх, причиняют боль настолько, что непоседа перестает воспринимать их причину, то чаще всего это приводит к замкнутости, раздраженности и приступам.

Однако агрессивность может формироваться как в чрезмерно строгой, так и в слишком мягкой среде. В семье, где запреты не воспринимают серьезно, младшие учатся добиваться своего именно агрессивностью. Эта модель поведения остается и в дальнейшем. Чем старше ребенок, тем сложнее исправить это упущение.


Хотя нельзя утверждать, что исключительно просмотр передач, содержащих элементы насилия, может привести к нервному поведению, но уровень агрессии от них однозначно повышается. Это стоит учитывать, когда вы доверяете телефоны, планшеты и телевизоры. В младшем возрасте рекомендуется контролировать просматриваемые передачи и игры.

  • Ситуативная агрессия — возникающая в ответ на дискомфорт. Например, голод или усталость. Малыш становится раздражительным. Такая злость проходит, когда базовые потребности удовлетворяются.

Редко только один из факторов приводит к нервному поведению детей. Чаще действует комбинация причин. Разобраться самостоятельно, как правило, довольно сложно. Лучше всего обратиться к профессиональному психологу, который даст рекомендации родителям агрессивного ребенка и предложит выход.

Портрет агрессивного ребенка

Миша Смирнов учится в первом классе. Он очень ждал, когда наступит первое сентября, но за несколько месяцев учебы его настрой и поведение резко изменились. В класс у него почти нет друзей, потому что все знают: если мальчику что-то не понравится, он может испортить учебник, выкинуть карандаши или даже ударить обидчика. Собрания, на которых Мишу постоянно отчитывают за поведение, не помогают, как и советы учителей, которые утверждают, что первоклассника надо наказывать за злые поступки. Миша с каждым днем все больше замыкается в себе и не рассказывает ничего родителям.

Комментарий психолога

Маляева Ирина, детский психолог: «Если мальчик не хочет говорить, почему злится на всех, не нужно вытаскивать из него клещами. Скорее всего, здесь сошлись «все звезды»: кризис 7 лет, завышенные ожидания не оправдались, он пытается противостоять нагрузкам и ответственности, но невольно отталкивает друзей и близких, круг замыкается. Если этого не прекратить, станет только хуже. Для начала школьника нужно разговорить — поиграть с ним в специальные игры, попросить смоделировать ситуацию, а затем мягко объяснить, как следует себя вести в его состоянии.

Что делать?

В первую очередь помните, что такой малыш нуждается в понимании и утешении. Это его своеобразный крик о помощи. Он сам загоняет себя в клетку и не знает, как выбраться. Он отталкивает вас, и вам кажется, что он асоциален, хотя он отчаянно пытается привлечь к себе внимание.

Агрессивное поведение в разном возрасте требует разных действий. Например, в раннем детстве возможно просто игнорировать подобные проявления, но при этом обязательно хвалить ребенка за хорошие поступки. Такой метод показывает, что есть более эффективные методы общения. Помогает совместное с родителями проговаривание чувств. Особенно это хорошо работает в том случае, если агрессия возникает в результате непонимания своих эмоций и, как следствие, неумения ими управлять. Более старших деток уже можно одернуть спокойной фразой. Например: «Взрослые так себя не ведут».

Если вы видите признаки того, что в ребенке начинает скапливаться агрессия, и вот-вот он даст ей выплеснуться, попробуйте его отвлечь.

Очень часто можно столкнуться с тем, что в ответ на агрессию со стороны первоклассника взрослые начинают демонстрировать свое превосходство. Эта тактика никогда не приносит должных результатов. Напротив, она приводит к увеличению уровня злости. Задача взрослых должна сводиться к созданию благоприятных условий и разъяснению вариантов поведения в сложных ситуациях. Ниже подробнее рассмотрены методы, помогающее справиться с агрессивным поведением.

Необходимо отдавать себе отчет в том, что сдерживание негативных эмоций может иметь неприятные последствия детской агрессии. Гнев и раздражение накапливаются в психике любого человека. Если не дать своевременный выход этим эмоциям, они, скорее всего, вырвутся в самый неподходящий момент и будут направлены, возможно, на тех, кто и вовсе не виноват в таком состоянии.

Есть ряд действий, которые специалисты советуют использовать, чтобы дать выход агрессии:

  1. Использовать физическую активность. Например, порвать бумажку, поколотить боксерскую грушу или подушку. Активные прогулки или занятия спортом также помогают снизить уровень агрессии.
  2. Предложите ребенку прятать эмоции куда-то. Например, кричать в мешок или коробку. Это помогает выплескивать лишнюю агрессию, но только в определенное место.
  3. Один из самых важных способов — проговаривать чувства и эмоции. Это упражнение помогает научиться понимать, что он переживает. И постепенно он освоит другие возможные реакции. Распознавание гнева — самый важный шаг на пути к контролю над ним. Но очень важно начинать именно родителям. Сначала взрослые проговаривают свои чувства. Проявлять эмоции при этом можно, но не чрезмерно. Затем родители начинают говорить о чувствах. Здесь нужно соблюдать деликатность. Фраза: «Я знаю, что ты чувствуешь», — может вызывать раздражение. Не утверждайте, а предполагайте и спрашивайте. Ваша задача — вызвать на диалог.

Кроме того, вы можете ввести в повседневную жизнь занятия, которые неплохо успокаивают. Обратите особое внимание на:

Любая форма игр с водой оказывает успокаивающее действие. Даже просто сидение на берегу водоема или рядом с аквариумом уже положительно влияет на эмоциональное состояние. Многие игры легко организовать дома, даже если у вас нет возможности набрать ванную. Обычный таз или ведро могут превратиться в домашнее озеро, по которому могут плавать животные или кораблики. Отлично работают переливания воды из одной ёмкости в другую. Есть множество экспериментов, задействующих воду, которые малыш может выполнять вместе с вами, отвлекаясь и успокаиваясь.

Можно совместить физическую активность с терапевтическим свойством воды и отправиться в бассейн.

Сыпучие материалы легко поддаются внешнему воздействию. Можно экспериментировать с ними, не переживать из-за поломки: все легко восстанавливается. Даже самый агрессивный ребенок легко втянется в игру.

  • Творчество

Отличный способ проявить эмоции — творчество. Детские рисунки, например, обычно отражают их внутреннее состояние. И по сюжету рисунков или по использованным цветам можно примерно представить, есть ли у ребенка проблемы.

Есть психологический прием, который применяют в случае, когда ребенок не хочет делиться подробностями конфликтной ситуации. Предложите ему нарисовать, что произошло. Во время творческого процесса способ мышления меняется и, возможно, малышу будет легче не только описать ситуацию, но и воспринимать родительские наставления и советы.

Помимо рисования особого внимания заслуживает лепка. Известно, что занятия, нацеленные на мелкую моторику, обладают успокаивающим эффектом.

Для детей постарше можно предложить письменную работу. Например, сочинить историю о своих эмоциях. Одухотворить чувства и поместить их в какую-то ситуацию, чтобы ребенок отстраненно прожил конфликт.

Иногда ему надо просто строить и ломать башню из кубиков. И это является его личным способом борьбы с агрессией.

В любом случае творчество хорошо воспринимается детьми. Стоит воспользоваться этим, чтобы помочь им справиться с гневом.

В редких случаях бороться с деткой агрессией этими способами сложно — особенно, если дети страдают аутизмом, эпилепсией, гиперактивностью и другими нарушениями. В этом случае воспитание и советы не помогут, необходимо более глубокая диагностика агрессии у ребенка, обследование и лечение. Причины и последствия детской агрессии до конца непонятны. Диагностика может способствовать скорейшему разрешению проблемы.

Агрессия у детей часто рассматривается воспитателями и врачами как результат педагогической запущенности или как яркий симптом заболеваний — неврологических или психиатрических. Однако психолог Ольга Маховская видит за проявлениями детской агрессивности мощный ресурс и прежде всего пытаются разобраться в причинах агрессии.

6 типов агрессивных детей

По психологическому содержанию агрессия может быть разных типов.

  1. Проявление кризиса в развитии , когда ребенок «вырос» из старых отношений с окружением и нуждается в новом типе связей. Именно в это время попытки взрослых вести себя «как всегда» вызывают закономерный протест у малышей, у которых сформировались навыки самостоятельности, накопился словарный запас и в результате возросла потребность в большей свободе действий;
  2. Проявление сильного темперамента. Дети с сильным темпераментом неутомимы, они настоящие марафонцы. Среднестатистические нормы сна и отдыха не подходят для детей, чьи задатки позволяют подолгу и с энтузиазмом играть, двигаться, слушать сказки, рисовать и т.д. Основными причинами внешней агрессии у ребенка могут быть желание завершить начатое, погруженность в процесс игры. Дети с сильным темпераментом капризничают и негодуют, когда они недогружены, а значит, не удовлетворены;
  3. Сигнал о физическом недомогании, физиологическом дискомфорте, сниженном настроении. До тех пор пока мы не научим ребенка различать физические и эмоциональные состояния, он будет сообщать о них непрямыми способами, к которым относятся и симптомы дискомфорта. Ребенок будет говорить всем телом, пока не выучит нужные слова, описывающие важные состояния и желания;
  4. Способ доминирования в отношениях со сверстниками или взрослыми. Высокий уровень агрессивности в семейных отношениях, когда родители тайно или открыто конфликтуют, служит прямой причиной детской агрессии и стремления верховодить;
  5. Сигнал о нехватке положительных эмоций. Ребенок может «приносить» из семьи в детский сад или школу негативные эмоции, ожидания и страхи. Агрессия по отношению к сверстникам мотивирована желанием избавиться от неприятного и пугающего напряжения. Вместо того чтобы наказывать ребенка, загоняя в замкнутый круг страданий, мы должны его выслушать, пожалеть и успокоить;
  6. Проявление «праведного гнева». Сражаясь с моралистами, считающими, что «нормальный ребенок — это послушный ребенок», психологи предлагают различать агрессию и праведный гнев. Если для негодования и протеста есть объективная причина, например, кто-то из родителей в который раз не выполняет обещания посетить зоопарк, ребенок вполне объяснимо сердится.

Приведем два случая, в которых причины агрессивности детей неочевидны, и только помощь психолога помогла родителям увидеть внутренние мотивы поведения ребенка.

Драчун Миша: слишком много энергии

Мишке 5 лет, и он драчун. Он с удовольствием дает команды домашним, и те уже поняли, что иногда проще подчиниться, чем договориться. Тем не менее вся семья оказывает жесткое сопротивление Мишке. Общими усилиями, прибегая и к телефонным переговорам со строгим отцом, и даже к физическим наказаниям, все-таки удается уложить его спать днем и вечером, заставить убрать игрушки, валяющиеся по всему дому, и вести себя за столом тихо, подчиняясь общему режиму жизни в семье.

Поскольку проблемы начались с самого рождения, семья живет в тяжелом предчувствии патологии развития ребенка. К тому же нейролептики радикально снимают проблему сна. К моменту обращения к психологу родители уже поставили мальчика на учет к невропатологу и психиатру.

Что происходит . Для людей, которые обладают сильным холерическим темпераментом, характерны выносливость, напористость, высокий физический тонус, потребность в физиологическом удовлетворении, высокая возбудимость. Темперамент генетически задан. Его нельзя исправить, но можно научиться справляться с проблемной стороной.

Первое: холерики нуждаются в дополнительных физических нагрузках, им важно двигаться как можно больше. Если родители сдерживают, «стреноживают» ребенка, потребность в движении нарастает стремительно, и «разрядка» станет слишком яркой.

Второе: холерики экспансивны. Они не любят препятствий и стараются занять как можно большее пространство. Вот почему игрушки разбросаны везде.

Третья особенность: доминантность. Лучшие условия для холериков — иерархия, которая строится по принципу «кто сильней, тот и главней». Авторитет отца незыблем, а остальных членов семьи пробуют «на слабо». Мы не призываем к физическим наказаниям, но иногда нужно продемонстрировать силу, просто крепко схватив ребенка за запястье, или сломав у него на глазах палку, или изобразив угрожающую мину.

Дети с холерическим темпераментом чувствительны к сильным сигналам. Слабые стимулы, унылые разговоры о моральной стороне вопроса, просьбы пожалеть они не воспринимают серьезно. Тех, кто слабее их, они не слушаются. Дети-холерики нуждаются не столько в отдыхе, сколько в дополнительных нагрузках и напряжении. Они настоящие марафонцы.

Закаленный Сергей: слишком мало любви

Сергею 11 лет, он — младший подросток. Папа и мама хотели, чтобы он вырос самостоятельным сильным парнем, поэтому с самого начала решено было не баловать мальчика. Папа воспитывал сына как настоящего мужчину. Предполагалось, что школа даст образование, а в семье будут закалять характер. Мама целиком поддерживала папу.

Жалобы учителей на то, что мальчик ведет себя агрессивно, стали нарастать от класса к классу. Но того, что он начнет кричать на мать, обвинять ее в жадности, никто не ожидал. Впереди намечались стычки с отцом. С этими страхами мама Сергея обратилась к психологу.

Что происходит. Агрессия — это последняя попытка отправить родителям запрос на любовь, когда нет даже жалости. Три способа получить ответную любовь:

  • проявление нежности (ребенок ластится в надежде на ответную ласку);
  • скулеж и попытка выклянчить немного тепла в том случае, если родители забыли, что ребенка нужно обнимать и ласкать, или не считают нужным проявлять «телячьи нежности»;
  • пускание в ход кулаков, крики, проявление сильных эмоций в надежде получить хоть какой-то эмоциональный отклик.

Считать, что агрессия — это способ привлечь внимание к своей особе, блажь ребенка, неверно. Иногда агрессия уже отчаянный крик о любви, в которой дети нуждаются больше, чем взрослые. Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет. На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения.

Не зная, как получить любовь (ластиться и клянчить предписано девочкам), мальчики чаще проявляют агрессию, прежде всего по отношению к самым близким людям, от которых они еще ждут ответа на вопрос: «Почему меня никто не любит?».


  1. Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, классическая психология вменяет родителям показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется. В сказках зло и агрессию персонифицируют Волк, Карабас-Барабас, Кощей...
  2. Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.
  3. Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы раздосадованы, извинитесь. Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.
  4. Дети с повышенным уровнем латентной агрессии разряжаются через активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, или играть в футбол, он станет сдержанным и внимательным к другим. Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.
  5. Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:
    • сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;
    • неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;
    • предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами. Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.
    Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.
  6. Дети с навыками волевого поведения (после 7 лет) могут научиться специальным приемам управления эмоциями — точно так же, как взрослые. В состоянии возбуждения взрослый может ущипнуть себя за руку, сжать кулаки или эспандер, ухватиться за стул, поднять руки и сделать глубокий вдох, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Вспомните, что помогает вам совладать с собой, и поделитесь этим важным секретом с ребенком. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.
  7. Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор? Социальные и психологические последствия дурных поступков всегда тяжелее физических. Люди важнее и сильнее вещей. «Починить» отношения труднее сломанных игрушек.
  8. Как наказывать за всплески агрессии? Изоляция и запрет на активные подвижные игры еще больше разозлят детей с сильным темпераментом. Они не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу. Более эффективный способ — дополнительная работа по дому.

Дети, как и взрослые, не очень любят убирать, мыть посуду, выносить мусор, стирать, однако понимают необходимость выполнения такой работы. Наказание рутинной, но полезной работой будет воспринято как справедливое и разумное.

Нередко родители обращаются к психологам с жалобами на поведение собственных детей. В зависимости от возраста они вступают в перепалку, «огрызаются» на просьбы и замечания, могут пинаться, кусаться и ломать игрушки и вести себя как маленькие дьяволята. Такое поведение может злить, вызывать растерянность, стыд, если на ребенка жалуются окружающие, и мысли «почему у всех дети как дети, а у меня ты?»

Давайте разбираться, как проявляется детская агрессия и что могут сделать родители.

Агрессия — активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основана на негативных эмоциях , желании навредить.

В то же время это сила, которая присуща всем животным. Это нервное возбуждение и энергия, необходимая для реализации собственных желаний и самозащиты. В природе даже зайцы могут активно бороться за свою жизнь и сражаться с хищными птицами. Жизнь совсем без агрессии лишает смелости и умения отстоять свои интересы.

Но здесь мы рассматриваем те аспекты, которые доставляют неудобство окружающим.

В два года дети часто кусаются, для них это как способ познания мира, так и средство отстоять свои права, выразить свое недовольство неудачами и способ самоутвердиться. Также они могут попытаться ударить родителя или сверстника.

К трем годам ребенок лучше владеет своим телом и расширяется репертуар проявления агрессии: он может плеваться, кусаться, пинаться, бросаться предметами, бить других и устраивать истерики. Но в этом возрасте ребенка легко отвлечь, переключить внимание малыша на что-то другое.

К 4-5 годам добавляется вербальная агрессия, дети больше обзываются, но меньше используют зубы или игрушки. В то же время они пока оценивают все окружающее полярно хороший — плохой, им сложно представить переживания другого, встать на его точку зрения. У девочек могут быстрее добавляться новые формы протеста, такие как молчание, игнорирование.

К 6-7 годам детская агрессия может проявляться любым описанным способом, новым приобретением является месть. Зачастую она используется чтобы скрыть другие эмоции – страх, неудовольствие, обиду.

Младшие школьники уже имеют определенный самоконтроль, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха. Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание.

С возрастом улучшаются навыки речи и контроля своих эмоций, и в то же время детская агрессия становится более изощренной и болезненной для окружающих. В подростковом возрасте при гормональной перестройке организма более чувствительными и агрессивными становятся даже спокойные прежде дети.

Что бывает обычно: эмоции заразительны, рассерженный ребенок злит родителей, на него орут в ответ или говорят «Прекрати! Не ори! Успокойся!», по сути взрослые накладывают запрет на проживание гнева.

Но от простого запрета детская агрессия никуда не девается, если не показать как можно проявлять злость или недовольство, агрессия просто переносится на отношения с другими (аутоагрессия – вред себе, на сверстников — особенно тех, кто слабее, животных).

Другой крайностью при жестком подавлении агрессии родителями может быть вариант, когда ребенок становится вялый, пугливый и замкнутый.

Родителям следует помнить, что детская агрессия всегда имеет причины, и если вы их понимаете, то и справиться с «ужасным» поведением ребенка будет проще.

Частой причиной бывает равнодушие родителей к делам и интересам ребенка или навязывание своей воли, отсутствие выбора даже в мелких бытовых вопросах (что одеть, что съесть).

Для ребенка игнорирование просьб, ломание вещей и переворачивание тарелок с едой это способ донести свое недовольство, отстоять границы своей личности и желаний, добиться хоть какого-то внимания

Пример: Если взрослые не помнят и не выполняют своих обещаний, например, пойти в парк и купить мороженое, то гнев вполне ожидаемая реакция со стороны ребенка.

Детская агрессия может использоваться как способ утвердиться среди сверстников или взрослых

Пример: Если суровый папа много критикует и наказывает сына, при этом достижения и попытки понравиться остаются без внимания, ребенок может драться в саду или школе, чтобы получить уважение, которого не хватает дома. Или же не слушаться маму и бабушку как «компенсация» папиной строгости.

Для маленьких детей это тот путь, которым они заявляют о своем плохом настроении, усталости или другом эмоциональном неблагополучии, поскольку часто не могут назвать свое переживание

Пример: Если к концу прогулки ваш малыш стал капризным или дерется с теми, с кем он полчаса назад он мирно играл, он просто устал от обилия впечатлений и может хотеть пить. Если мальчик обижен и расстроен (сестра съела его конфеты), но усвоил, что «мальчики не плачут», он может топать ногами и кричать, забросить ее игрушки подальше, превращая обиду в злость.

Для детей постарше это наиболее легкий путь добиться статуса или верховодить, свою внутреннюю неуверенность и неудовлетворенность они выражают через противоположное поведение

Пример: К психологу привели 9 летнего мальчика, который регулярно провоцировал драки с другими детьми, обзывался и пинался. Не только одноклассники, но и дети из других классов его боялись. В беседе с забиякой, почему он так делает, прозвучало «я никому не нужен», папа пил, мама пропадала на двух работах.

Детям нужно много двигаться, исследовать мир, но если для этого нет возможности или постоянно идут указания «сиди тихо, не мешай», и вместо игр или рисования предлагается смотреть ТВ/планшет, то нерастраченная энергия может выливаться в агрессию. По возможности запишите ребенка в спортивную секцию, любой спорт учит самообладанию и самоконтролю.

Если вы не можете установить причин, а детская агрессия присутствует почти в любой ситуации, то это может свидетельствовать о серьезных эмоциональных нарушениях. Иногда так бывает после перенесенных заболеваний или из-за отставания развития структур мозга, ответственных за контроль поведения и эмоций. Такого ребенка следует отвести к психологу.

Если ребенок маленький, понаблюдайте как он взаимодействует со сверстниками, если постарше — поговорите с ребенком, узнайте, что им двигало (может его тревожил конкретный ребенок, которого он ударил, может какой-то ребенок случайно на него упал, а ваш ребенок подумал, что это было преднамеренно и решил ему ответить)

Будьте готовы извиниться, если вы сами обидели своего ребенка поступком, криком или невниманием, тем самым вы дадите понять, что уважаете его. Дети быстро перенимают пример поведения из семьи.

С маленькими детьми можно проиграть волнующую ситуацию с помощью кукол или других игрушек, например «Как тигренок обидел мишку, и что теперь делать», «Как трудно дружить с мышкой, которая обзывается». Показать на примере сказок как неприятно выглядит тот, кто дерется (бармалей, карабас-барабас). Такой подход очень понятен и близок детям.

Если детская агрессия направлена на вас, то можно придержать руки ребенка (только аккуратно), либо отойти подальше, чтобы он не мог вас ударить. С маленькими детьми лучше не исчезать из поля зрения ребенка, чтобы он не чувствовал себя брошенным. Когда уходите, скажите, что когда ребенок успокоится, то вы будете рады с ним поговорить или поиграть.

В то же время проанализируйте собственные требования – не чрезмерны ли они, выполнимы по возрасту? И как вы эти требования доносите: даете выбор, просите или все происходит в форме приказа?

  • Называйте ребенку его чувства, говорите о чувствах. «Я вижу, что ты сейчас злишься», «Ты расстроился», «Ты рассердился». Ребенок научится распознавать свои чувства и со временем управлять ими.
  • Повторяйте каждый раз, что все чувства хорошие, все чувства могут быть . «Ты злишься и это нормально. Я тоже иногда злюсь»
  • Давайте оценку только поведению, но не ребенку целиком . «Злиться – хорошо. А бить кошку – плохо. Не стоит так делать», «Я люблю тебя, но мне не нравится, когда ты дерешься»
  • Вместе с ребенком найдите такие способы выхода из ситуации, которые не задействуют агрессивное поведение . «Ты можешь показать, что ты злишься по-другому» «Ты можешь сказать о своей злости словами»
  • Сотрудничайте с ребенком . «Давай вместе придумаем, как ты можешь говорить о своем гневе», «Ты хочешь (одно), а я (другое), как же нам поступить?»

Вспомните, что вам помогает совладеть с эмоциями и поделитесь этим секретом с ребенком.

Лучшим способом справиться с агрессией является профилактика вниманием и любовью:

  • Высказывайте одобрение самостоятельным действиям своего чада, позвольте ему побыть независимым.
  • Постарайтесь стать советчиком, а не запретителем, находите время обсуждать его жизнь до чрезвычайных происшествий.
  • Чаще хвалите детей, этого не хватает в любом возрасте.
  • Разрешите себе признать взгляды ребенка и выразить согласие, если это не затрагивает чего-то принципиально важного — вашему авторитету ничего не грозит, а самоуважение вашего отпрыска укрепится.

Признавая за ребенком право защищать себя, помогите ему справиться с ситуацией, в которой детская агрессия возникла. Ребенку пришлось атаковать, потому что он не знает, как еще справиться с ситуацией. Важно не подавлять и запрещать проявление агрессии, а находить для нее приемлемые формы. Совсем отказывая ребенку в агрессии и борьбе, мы лишаем его защиты, разоружаем, не давая ничего взамен.

Если у вас возникли вопросы или вы не можете понять причину по которой ваш ребенок агрессивный, непослушный, капризный или отличается резкими перепадами настроения приглашаю вас на консультацию где мы вместе сможем найти подход к ребенку, определить его потребности и наладить диалог, обучим родителей и детей техникам, которые помогут избежать конфликтов, но доносить свои интересы до окружающих.

Похожие публикации