Презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) на тему: Презентация "Что у нас под ногами?". Урок по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Что у нас под ногами?" (программа "Мир вокруг нас" А.А

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что у нас под ногами? Окружающий мир. 1 класс. К учебнику А.А.Плешакова.

Камни бывают разные: по форме, по размеру, по цвету.

Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть горные породы, или, как их называют камни. Наш предки делали из камня орудия труда, украшения, оружие.

Перед вами кремний. С помощью этого камня первобытные люди научились высекать искры и разводить огонь.

В природе часто встречается известяк. Из него люди получают известь, известковые растворы, строительные камни.

В известняке-ракушечнике можно рассмотреть раковины из которых он состоит. Ещё одна разновидность известняка- мел.

Мрамор- видоизменённый известняк. Используется для отделки в строительстве.

Гранит очень прочный камень, поэтому его используют при строительстве зданий, мостов, дорог, им украшают стены, из этого камня делают памятники.

В состав гранита входят маленькие зёрнышки. Чёрные- это слюда, похожие на стекло- кварц.

Ещё одна составная часть гранита шпат. Он придаёт граниту цвет.

С какими горными породами вы познакомились на уроке? Что о них запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. 1 класс. Проект "Что у нас над головой?Что у нас под ногами?"

Окружающий мир. 1 класс. Урочная проектная деятельность.Ссылка на видео http://youtu.be/ku76kCvLsjM...

Что у нас под ногами

Задачи: развивать представление о форме, размерах, цвете предметов; продолжать обучение распознаванию природных объектов; познакомить детей с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнем, известняком). Учить детей пользоваться увеличительным прибором – лупой.

Оборудование. У учителя - образцы гранита, известняка, кремня, известняка-ракушечника; атлас-определитель «От земли до неба». У учащихся - камешки, собранные на прогулке; образцы гранита, известняка, кремня; лупа; атлас-определитель «От земли до неба»; ножницы и клей для выполнения задания в рабочей тетради.

Предварительная работа. До урока проводится прогулка, во время которой дети наблюдают, что у них под ногами (трава, опавшие листья, почва, асфальт, песок, камни и т. д.).

Ход урока:

На прошлом уроке вы узнали, что у нас над головой.

А что у нас под ногами? (песок, камни, асфальт, трава, опавшие листья, почва, стёкла)

Посмотрите на картинку (выложите перед собой камушки). Какие перед вами камни одинаковые или разные? Чем они отличаются друг от друга? (формой, цветом, размером). (Дети сортируют камешки, раскладывая их в соответствии с рисунком на странице учебника.)

Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть горные породы, или, как их называют, камни. Уже первобытные люди использовали их. Из камня делали орудия труда, оружие, украшения. Люди заметили, что некоторые камни очень прочные, а другие легко плавятся и меняют форму. Из них можно что-то сделать. Со временем был найден камень, с помощью которого разводили огонь.

А сейчас я вам покажу вот такой камушек. Посмотрите на него, какой он красивый. Этот камень называется Гранит. Гранит известен людям давно - это крепкий и красивый камень. Он залегает в глубине земли и на ее поверхности. Из него могут быть целые горы. «Гранит» название нерусское и переводится как «зернистый». Чтобы понять, почему этот камень так назвали, рассмотрим его с помощью лупы.

В состав гранита входят маленькие зернышки. Черные – это слюда. Мелкие зерна, похожие на стекло, белого или дымчатого цвета – кварц. Розовая или серая часть – полевой шпат. Шпат придает граниту цвет и соответственно гранит бывает серый или красный.

Т.к. гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород, то часто его используют в строительстве. Гранит применяется для отделки стен, лестниц, создание колонн, памятников, статуэток, изготавливают плитку, вазы, делают мостовые из гранита.

Следующий камень – это известняк. Он часто встречается в природе. Из него могут быть сложены целые горы или он может залегать глубоко в земле мощными толстыми слоями. Дома и стены часто делали из этого камня.

Эта широко распространенная горная порода возникла на Земле много миллионов лет назад на дне древних морей из морских осадков. Известен известняк-ракушечник, которые состоит из ракушек.

Мел – это разновидность известняка.

На картинке у меня кремень. В переводе с греческого кремень означает утес, скала.

Известен человечеству с очень глубокой древности, его используют с начала каменного века – более двух миллионов лет назад. С него практически и начался каменный век, несколько сотен тысячелетий прошли под эгидой кремня.

Благодаря его твердости, химической стойкости, способности при сколе образовывать режущий край или обломки при раскалывании, человек использовал этот камень для изготовления своих первых орудий труда и охоты – ножи, наконечники для стрел и копий. Из кремня можно высекать искры, древний человек с его помощью добывал, получал огонь.

Камни вокруг нас разнообразны. Они различаются по форме, размерам и цвету. Среди камней есть гранит, известняк, кремень.

А теперь я вам задам несколько вопросов.

1.Что можно найти под ногами во время прогулки?

2.Чем отличаются друг от друга камешки?

3.С какими камнями мы познакомились на уроке?

4.Чем они интересны?


Тип урока: комбинированный

Цель

формирование представлений о природных объектах, о форме, размерах, цвете предметов; знакомство с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнием, известняком).

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: различать гранит, кремний, известняк;

определять образцы камней по фотографиям и рисункам атласа - определителя; рассказывать о применении камней.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, какие камушки удалось собрать во время прогулки; осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из, рассказов); группировать объекты по разным признакам; осуществлять самопроверку.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, рефлексировать способы усвоения действий; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты

Осознавать красоту камней и необходимость бережного отношения к ним. Проявлять навыки сотрудничества со сверстниками

Основные понятия и определения

Территория, окрестность, гранит, кремний, известняк.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, какие бывают камни. Научимся сор-тировать камешки по форме, размеру, цвету.

Вспомните, что вы видели под ногами во время прогулки.

Изучение нового материала

Рассортируйте собранные на прогулке камешки:

По форме . По размеру. По цвету

Практическая работа. Рассмотрите выданные учителем образцы камней. Определите их по фотографиям. Если потребуется, воспользуй-тесь атласом-определителем.

Гранит Кремень

Знаете ли вы, что...

гранит очень прочен и его часто использу-ют в строительстве; ш из кремня можно высекать искры; известняк состоит из раковин морских жи-вотных?

Используя эту информацию, объясните, что изображено на рисунках и фотографии.

Вывод

Камни вокруг нас разнообразны. Они раз-личаются по форме, размерам, цвету. Среди камней есть гранит, кремень, из-вестняк.

1.Что можно найти под ногами во время прогулки? 2. Чем отличаются друг от дру-га разные камешки? 3. С какими камня- ми мы познакомились на уроке? 4. Чем интересны гранит, кремень, известняк?

Окружающий мир 1 класс. Что у нас под ногами?

Что у нас под ногами?

Что у нас под ногами презентация 1 класс

Проект "Что у нас под ногами"

Прогулка с детьми в Парк камней.

Камни под ногами

Камни под ногами . Коллекция

КАК НАЙТИ ДРАГОЦЕННЫЕ КРИСТАЛЛЫ !

Осмысление и понимание полученных знаний

Самостоятельное применение знаний

Источники информации :

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадьОкружающий мир 1 класс Москва

«Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир

§ 1 Камни под ногами

Что мы можем увидеть под ногами? Посмотрите вниз и отгадайте загадку Валентины Мирясовой:

В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать

Тяжелый, большой - одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Правильно, это, конечно же, КАМЕНЬ. Миллионы разноцветных камней мы видим каждый день под своими ногами. Давайте их внимательно рассмотрим и познакомимся с некоторыми из них. Камни - это горные породы, их создает матушка природа. Никогда мы не встретим одинаковые по форме, цвету и размеру камни. Все они отличаются друг от друга. Некоторые из них очень прочные, а другие - мягкие и легко меняют форму.

§ 2 Кремень и гранит

С очень глубокой древности известен такой камень, как кремень. Использовать его стали с начала каменного века, это более двух миллионов лет назад. «Кремень» в переводе с греческого языка означает «утес, скала». Первобытные люди изготавливали из него наконечники для орудий труда и оружия. Это очень твердый камень, при сколе образует режущий край. Высекая искры, древний человек с помощью кремня, добывал огонь. Благодаря этой способности, он и в настоящее время используется для извлечения огня.

Так же одним из самых прочных камней является гранит. Это крепкий и красивый камень. Его добывают глубоко под землей, но можно встретить и на поверхности. «Гранит», в переводе с итальянского языка, означает «зернистый». Почему его так назвали? Давайте разберемся. Гранит состоит из маленьких зернышек. Зернышки черного цвета - это слюда. Белого или светло-серого, очень похожие на стекло - кварц. Розовые или серые - полевой шпат. Именно он придает камню цвет. Гранит использовался людьми давно. Еще древние египтяне и греки применяли этот камень при сооружении статуй и гробниц. В настоящее время гранит считается достаточно дешевым, но в то же время красивым строительным камнем. Им украшают различные архитектурные сооружения. Из гранита, например, изготовлены колонны в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга, из этого же камня изваяны фигуры атлантов у входа в Эрмитаж.

§ 3 Известняк

Очень интересно происхождение такой горной породы, как известняк. Если посмотреть на него через микроскоп, то мы увидим, что он состоит из остатков древних ракушек, так как образовался на дне древних морей и океанов. Известняк встречается в природе очень часто, потому что много миллионов лет назад наша планета была почти вся покрыта водой. Известняк широко применяется в строительстве. Некоторые виды его используют для изготовления скульптур. Каждый из вас видел разновидность известняка.

Отгадайте загадку:

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

Догадались? Это МЕЛ. Мел применяют в изготовлении различных удобрений, добавляют в лекарства, в зубной порошок и пасту. Мелом белят стены и потолки.

§ 4 Краткие итоги по теме урока

В природе много разных камней. Важно запомнить, что:

Все они различны по форме, размеру и цвету;

Камни бывают твердые и мягкие;

Среди камней есть кремень, гранит и известняк;

Мел - это разновидность известняка.

Список использованной литературы:

  1. Глинка С.Ф., Левинсон-Лессинг Ф.Ю., Гранит // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  2. Мел // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  3. Л.В. Ковинько «Секреты природы – это так интересно». М,2004г.
  4. «Про небо и землю». (Сказочная хрестоматия) М,1999г. Сост. В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова.
  5. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами «(песок, глина, камни) М,2005г.
  6. Н.А. Рыжова «Почва – живая земля» (почва) М,2005г.
  7. Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Мир, в котором я живу» М,2005г.
  8. А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» М.2004г.
  9. География для малышей. (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет) Издательство Мозайка – Синтез 2007г.
  10. Тайны природы (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет) Издательство Мозайка – Синтез 2008г.
  11. А. Алексин, С. Михалков, Л. Разгон, В. Хелемендик «Почемучка» Изд. «Педагогика – Пресс» 1987,1990,1991,1992.
  12. Голицын. «Сокровища Земли» Я познаю мир. М. Изд. – во АСТ, 2001г.
  13. В. Соболевский «Замечательные минералы. М. Просвещение 1983г.
  14. А.А. Плешаков «От земли до неба» М. Просвещение, 2002.
  • сформировать первоначальное представление о камнях как природных объектах;
  • развивать мыслительные операции: анализ, синтез;
  • способствовать воспитанию познавательного интереса к окружающему миру.
  1. Познакомить учащихся с часто встречающимися камнями: гранит, кремень, известняк.
  2. Формировать умение распознавать природные объекты по характерным признакам: цвет, форма, размер.
  3. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру через умение ставить познавательные вопросы.

Планируемые достижения: научить различать изученные на уроке виды камней (гранит, известняк, кремень).

Оборудование:

1) для учителя:

а) образцы гранита, известняка, кремния, мрамора;

б) демонстративный материал в виде цветных геометрических фигур;

в) иллюстрации работ колыванских мастеров из поделочных камней;

г) яблоко.

2) для учащихся:

а) коллекция минералов;

б) собранные на прогулке камни;

в) картон, пластилин;

г) рабочая тетрадь, учебник, энциклопедии, принесенные детьми.

Подготовительная работа:

Перед уроком была проведена прогулка, во время которой детям было предложено рассмотреть, что у них находится под ногами. В ходе перечисления природных объектов, которые наблюдали дети, особое внимание было обращено на камни. Учитель предложил собрать разные интересные камешки.

В процессе рассматривания собранных камней, детям было предложено поставить познавательные вопросы, на которые они хотели бы ответить, чтобы узнать о камнях. (Какие это камни? Откуда появились? Зачем они нужны? Почему они разные?) На основе поставленных вопросов дети получили домашнее задание: поискать, с помощью родителей интересную информацию о камнях.

Ход урока

1. Организационный момент

Задача: подготовить учащихся к работе в группах.

Деятельность учителя: Распределение учащихся по трем группам, на основе расстановки парт.

Деятельность учащихся: Подготовка рабочего места.

2. Постановка учебной задачи.

Задача: формулирование учебной задачи и осуществление планирования ее реализации.

Деятельность учителя: Учитель формулирует тему урока и просит учащихся вспомнить те познавательные вопросы, которые они ставили на прогулке.

Зачем? Почему? Как появились? Учитель фиксирует познавательные вопросы в виде лестницы достижений. После этой работы учитель дает пояснение, что данные вопросы являются планом исследовательской работы на уроке.

Деятельность учащихся: Учащиеся ставят познавательные вопросы к теме, дополняют и вырабатывают общую формулировку с помощью учителя. Дети формулируют УЗ “Исследуем камни”.

3. Решение УЗ.

Задачи: формирование первоначальных знаний о камнях: свойствах (цвет, форма, твердость); происхождение; значение в жизни человека.

Деятельность учителя: Вводное слово учителя. “Много веков назад люди смотрели вокруг себя и ничего не знали ни о камнях, ни о мире вообще, придумывали о них разные истории. Постепенно они стали задавать вопросы, как мы сегодня с вами. Со временем находили ответы. Какой первый вопрос мы поставили? (Как появились?) Я предлагаю вам вспомнить тему “Что у нас над головой?”. Мы с вами говорили о том, что очень давно, в самом начале появления нашей планеты, Земля была раскаленным шаром, который постепенно остывал. Что потом происходило?

Учитель фиксирует на доске информацию о данном способе происхождения камней в виде схемы.

Как появились?

  • Магма (вулканы)
  • Гранит

Информация, которую предоставляют дети, дополняется и корректируется в ходе беседы.

Учитель приводит в качестве примера такой способ образования камней - известняк.

Показывает образец и обращает внимание детей на отпечатки на камне раковин морских животных. После этого на схеме фиксируется второй способ образования камней.

Когда схема достроена, учитель предлагает обобщить те знания, которые в ней зафиксированы. “Какие два способа образования камней мы выделили?”

Для закрепления детям предлагаются следующие задания:

  1. найти в коллекции гранит и известняк;
  2. рассмотреть их; выполнить задание в учебнике.

Учитель помогает детям правильно пользоваться коллекцией, используя описание на коробке. Какой камень еще изображен в учебнике, и о котором мы не говорили? Учитель просит найти данный камень в коллекции и раскрасить данный кружок. После этого детям предлагается отложить гранит и известняк и сравнить их по разным признакам. Учитель фиксирует данные признаки в схеме.

Учитель демонстрирует свойство, которое дети не назвали - твердость, что затем фиксируется в схеме. Для того, чтобы ответить на вопрос, почему одни камни твердые, а другие - нет, организуется ролевая игра “Молекулы”. Учитель демонстрирует прочность связей, стараясь разъединить детей. Подводиться итог: “На какой вопрос ответили?” “По какому признаку еще различаются камни?” Учитель объясняет, с помощью иллюстрационного материала механизм цветового разнообразия камней.

Каким кажется все пятно? - Если присмотреться, есть там другие цвета?

Учитель подводит итог: “Так же и в камнях - какого цвета вещества больше, такого цвета и будет камень. Например: кальций белого цвета. Где он содержится? Если в камне много кальция, то какого цвета он будет? Какой из рассматриваемых камней имел белый цвет?” Учитель разрезает яблоко и демонстрирует детям пожелтевшую корочку на мякоти, объясняя, что это происходит из-за того, что в яблоках много железа. Какого цвета будет камень, если в нем много железа? Учитель дополняет ответы учащихся, сообщая о том, что железо может придавать камням красновато-оранжевую или коричневатую окраску.

Затем внимание детей снова привлекается к схеме. “Кто знает, почему одни камни с острыми краями, а другие гладкие?

Деятельность учащихся: Дети продолжают рассказ учителя, с опорой на ту информацию, что они нашли с помощью родителей. “Раскаленные вещества остывали, затвердевали и превращались в камни”.

Учащиеся приводят примеры из телепрограмм, энциклопедий об извержении вулканов и образовании камней таким способом (гранит, мрамор).

Дети рассказывают об образовании осадочных пород. “В воде много различных маленьких животных. Когда они умирают, то опускаются на дно. Там они лежат много лет и потом превращаются в камни.

Учащиеся работают со схемой по вопросам учителя, рассказывая о тех способах образования, которые были выделены в процессе обсуждения. Работают с коллекцией минералов. Рассматривают камни, устанавливают соответствие между изображениями и натуральными объектами. После установления соответствия, учащиеся раскрашивают соответствующий кружок. Учащиеся сравнивают гранит и известняк, по цвету, форме.

Учащиеся выполняют действия, демонстрирующие характер связей в кристаллической решетке веществ.

1 группа. Дети берутся за руки и выстраиваются в цепочку.

2 группа. Дети берутся одновременно за две руки и крест-накрест, выстраиваясь в круг.

3 группа. Учащиеся берут друг друга под локти, плотно прижимаясь.

Учащиеся приходят к выводу: чем прочнее связаны между собою молекулы (маленькие частицы), тем камень тверже. Дети снова обращаются к плану-схеме урока.

Учащиеся выделяют в качестве признака - цвет. Дети определяют общий цвет фигуры при рассматривании издалека. Затем подходят ближе и отмечают и другие цвета. Опираясь на личный опыт, дети отвечают, что кальций содержится в зубах. Учащиеся приходят к выводу, что в известняке много содержится кальция. Дети называют цветовую окраску камней, содержащих железо.

Учащиеся выделяют остальные признаки, по которым различаются камни.

Дети рассказывают о видоизменении камней под воздействием ветра, солнца и воды. Учащиеся рефлексируют собственную деятельность по плану работы и выделяют следующий вопрос: “Зачем нужны камни?” Дети отвечают по иллюстрации: строить жилище; раньше изготавливали оружие; разжигали огонь.

Учащиеся, рассматривая фотографии, вспоминают, где в городе встречаются изделия колыванских мастеров.

4. Проверка результатов достижения цели.

Задача: подвести итог по реализации поставленной УЗ.

Деятельность учителя: Внимание детей снова обращается к плану работы. Какой вопрос у нас остался без ответа?

Детям предлагается рассмотреть иллюстрацию в учебнике на стр.9 и рассказать, как люди на ней используют камни. Учитель фиксирует ответы детей на доске в виде схемы.

“С помощью какого камня можно разжечь огонь?”

В качестве дополнительной информации учитель рассказывает об использовании поделочных камней Алтайского края, которые добываются на Колывани, сопровождая рассказ демонстрацией фотографий с работами колыванских мастеров резьбы по камню.

Т.о. подводится итог, что поделочные камни используются для изготовления различных художественных произведений. Внимание детей вновь обращается к плану работы. “На все ли вопросы мы ответили? Можно ли сказать, что мы достигли поставленной цели?

Зачем? Почему разные? Как появились?

Украшения

Осадочные породы

Учитель дает домашнее задание и поясняет, как его выполнять.

Для того чтобы закончить урок на положительно-эмоциональной ноте, детям предлагается почувствовать себя мастерами художниками и выложить на пластилиновой основе рисунок из собранных на прогулке камней. Далее организуется выставка работ.

Деятельность учащихся: Учащиеся кратко отвечают на вопросы, зафиксированные в плане- схеме и делают вывод о том, что в ходе урока ответили на все поставленные вопросы.

Творческая работа детей.

Похожие публикации