Почему ребенок вас не слышит? Психолог Татьяна Чернева: Что делать, если ребёнок не слышит с первого раза.

«Я ему 10 раз уже сказала – а он «ноль» реакций! Ты вообще меня слышишь?» Порой, родителей может довести до бешенства ситуации, когда ребенок игнорирует их просьбы, делает вид, что не слышит, не делает так, как просят родители. Он мирно продолжает свои увлекательные занятия или наоборот протестует, восстает и делает все наоборот. Варианты действий ребенка на наши высказывания могут быть разнообразны, но упрек родителей один – он меня не хочет слушать, такое ощущение, что он меня вообще не слышит!

Почему же так происходит? Ведь маленький ребенок не строит планы о том, как бы доконать своих родителей, проучить их, и воспитать. Его реакции больше напоминают автоматические реакции, отражение наших с ним отношений. И если ребенок вас не слышит, то это лакмусовая бумажка, показывающая, что вы существуете на разных волнах со своим ребенком, что отношений сотрудничества между вами нет.

А что могло послужить этому. Хотелось бы перечислить причины, которые приводят к такому результату:

Самый безобидный и легко исправимый вариант, когда ребенок действительно вас не слышит в силу того, что погружен в состояние игры, в мир своих фантазий . Он настолько увлечен этим, что доносящийся голос просто не замечается. Вообще, игру ребенка лучше не перебивать, без особых поводов. Но если повод действительно важный, то сначала убедитесь, что когда вы говорите ребенок смотрит на вас, что его внимание полностью переключилось с игры на вас и только тогда говорите – об этом больше читайте в статье

Во всех же остальных случаях ребенок действительно не хочет слушать своих родителей. Для того чтобы лучше прочувствовать эти причины, мысленно поменяйтесь ролями с ребенком и представьте:

  • А вам хочется слушать людей, которые постоянно нудным и авторитарным голосом повторяют одно и то же «Я тебе сказала…». И при этом хочется ли вам начать меняться в лучшую сторону, исправиться, быть хорошим?
  • А хочется ли слушать людей, которые чаще говорят обидные фразы и с другими не в лучшую сторону, нежели говорят слова поддержки и одобрения?
  • А вам хочется слушать людей, которые почти всегда говорят: «Нет, Нельзя, опасно, упадешь, не трогай»…
  • А хочется прислушиваться к людям, которые не обращают никакого внимания, когда ты действительно ведешь себя безупречно. Но всегда обратят внимание при малейшей ошибки и оплошности, и укажут на это.
  • А может быть вам хочется слушать людей, которые игнорируют ваши просьбы и заняты разговорами с подругами по телефону или, не отрываясь, смотрят телевизор, лишь отвечая сейчас-сейчас, подожди, подожди, и это в лучшем случае.
  • Или, быть может, вам хочется слушать людей, которые уже давно все за вас решили, когда и чем заниматься, куда ходить и где присесть, и даже кем вы будете в будущем, и мифическая свобода выбора вам теперь может только сниться.

Ведь ребенок вовсе не монстр, который приходит, чтобы отвлекать от важных дел. Кстати он даже понимает, когда делает что-то не то, но порой, это единственный способ обратить на себя внимание, вызвать очень яркие эмоции своих родителей. Он бы и сам рад что-то сделать для любимой мамы, но встречая нудно-поучительный настрой, просто не может уже делать так, как просит мама, чтобы сохранить свое Я.

И еще, на мой взгляд, самый важный фактор, который часто не берется вообще во внимание при разборе полетов непослушных детей: Ребенок нас не слышит и не выполняет наши просьбы, когда видит не покорную и независимую маму – он просто берет с вас пример. Если на каждое высказывание папы – у мамы есть свое мнение и аргумент против, то есть мама не слушает папу – ребенок не будет слушаться.

Да и еще, обратите внимание, слушаете ли вы своих собственных родителей? Или все время спорите с ними?

Как видите, за банальным не послушанием, скрывается разнообразное множество причин. По сути, причины непослушания кроются вовсе не в ребенке, а в нас самих. И с ребенком-то, собственно, делать ничего не надо.

И какой же выход? Простой и в то же время сложный в своем исполнении, требующий выхода из своих собственных автоматических реакций и осознания своих порой эмоциональных поступков и высказываний. Изменение собственной позиции по отношению к ребенку: требовательной, авторитарной и поучительной – на позицию открытую к диалогу и сотрудничеству, принимающей мнение ребенка: его желания чего-то делать или, напротив, не делать.

Никогда , прислушайтесь к нему, почему он «закрывает уши», запишите свой голос на диктофон – и послушайте себя, хочется ли вам слушать такого человека? Практикуйте активное слушание, спокойно объясняя чувства ребенка ему самому (подробнее об этом читайте в книге Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»).

Будьте истинной женщиной, которая никогда не спорит со своим мужем и следит за своей речью. Только тогда ребенок будет с радостью или из чувства долга слышать и слушаться своих родителей.

А еще глубже понять эту тему вам поможет отрывок из лекции О.Г.Торсунова «Секреты воспитания»:

Бывает, о том, что ребенок не различает звуки, родители узнают не сразу. Пройдут месяцы, прежде чем станет ясно: кроха не реагирует на шум... С этого момента начинается борьба за его слух. Победа будет за вами!

Ты вышла из кабинета врача с листком в руках. На нем не просто буквы - там настоящий приговор. Ребенок не слышит... Диагноз окончательный.

Возможно, потом еще несколько недель (а то и месяцев) ты будешь ходить по кабинетам в надежде, что кто-нибудь из медицинских светил скажет: «Поздравляю, мои коллеги ошиблись!». Но этого не происходит. Один за другим доктора подтверждают: глухота.

Обида, тревога, растерянность... Это будет... А потом ты поймешь: да ведь все не так уж и страшно! Твоя кровиночка видит, чувствует, понимает. Он такой смышленый, но ему невдомек, что он чуть-чуть отличается от других детей. Однако, если вы хорошенько с ним поработаете, сотрется и эта граница.

Ищем разницу!

Начнем с главного. Нет одинаково неслышащих детей.

Медики разделяют слуховую недостаточность на два вида: тугоухость и глухота.

При тугоухости малыш слышит очень слабо. Но его можно научить некоторому количеству слов. Произносить их он будет не так, как обычные ребятишки, но ведь будет!

Выделяют три степени туго-ухости (по Л. В. Нейману):

Первая Кроха слышит достаточно громкую речь на расстоянии не более 1-2 метров. Ему несложно начать говорить.

Вторая Малыш слышит максимум в метре от собеседника. Разговаривать ему тяжелее.

Третья Ребенок слышит плохо, даже если произносить слова у самого его уха. Он практически не может общаться.

При глухоте самостоятельно овладеть речью абсолютно невозможно. К сожалению...

Но, оказывается, глухих деток тоже можно разделить на группы. По какому критерию? В зависимости от объема воспринимаемых частот.

Ребятишки с минимальными остатками слуха (I и II группы глухоты) могут воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшом расстоянии (громкий крик, сигнал машины, удары в барабан).

Глухие дети с остатками слуха (III и IV группы) в состоянии воспринимать и различать на близком расстоянии значительно больше звуков (всяческие музыкальные инструменты, громкие голоса животных, звонок в дверь).

Своевременная диагностика

Очень важно как можно раньше (пока речь не развита) выявить у ребенка патологию слуха.

Внимание! Для этого нужно вовремя проходить профилактический осмотр у отоларинголога. Обязательно обращаться к врачу, если появились сомнения относительно сына или дочки.

Доктор обследует малыша и при необходимости направит в специализированный медицинский центр, где будет проведена тщательная диагностика.

Чтобы приблизительно оценить, слышит младенец или нет, можно использовать «гороховый метод». Для этого пластмассовую коробочку нужно наполнить на 1/3 крупой и потарахтеть ею у уха ребенка. Срочно обратись к лору, если у крохи отсутствует реакция на звук емкости:

с горохом - в 3 месяца;

с гречкой - в 4-5 месяцев;

с манкой - в 6 месяцев и старше.

Если медики обнаружили, что у малютки все же есть проблемы со слухом, важно не затягивать с лечением.

Скажем сразу: чудодейственных процедур и волшебных таблеток, которые бы смогли подарить ребенку слух, в нынешней медицине не сущест-вует. Но это не значит, что ему нельзя помочь.

Зачастую единственной возможностью компенсировать потерю слуха у крохи является протезирование современным слуховым аппаратом. Это сложное техническое устройство, которое необходимо приобретать и настраивать исключительно индивидуально. Правильно подобранный, он позволит малышу окунуться в мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценно развиваться.

Вживить такой прибор в ушко крохи нужно как можно быстрее. Но зачастую останавливает сумма, которую приходится платить за аппарат и операцию. Да, это недешево. Некоторые семьи добиваются помощи от государства, хотя большинству остается надеяться лишь на поддержку благотворителей.

А ведь терять время никак нельзя! Врачи настоятельно рекомендуют сделать операцию до того, как ребенку исполнится 3 года. Тогда он сможет научиться правильно говорить и воспринимать чужую речь.

Из мира глухих - в мир слышащих

ама и папа, станет ли ваш малыш счастливым, сможет ли он адаптироваться в мире, зависит только от вас. Родительский оптимизм - это маяк позитива в судьбе ребенка: «Если родные верят в меня, значит, я смогу!» И он сможет, уж не сомневайтесь!

Ведь патология слуха - это более тяжелое функциональное нарушение, чем может показаться на первый взгляд. Без слуха нет языка, без языка нет обучения. Именно поэтому для глухого ребенка так важен язык жестов как альтернатива разговорному языку. Даже если он научится хорошо говорить, сей способ общения никогда не помешает. Это точно!

Помните, как только врач установит диагноз, сразу же приступайте к занятиям с малюткой. Чем раньше начнете, тем лучше будет результат. Существует великое множество методик.

Заниматься с крохой можете вы сами, но непременно под руководством специалистов.

Итак, малыш понемногу начал говорить, хотя его речь часто напоминает иностранную. С аппаратом ему гораздо легче понимать окружающих людей, наверняка он делает успехи, а возможно, умеет уже читать и писать. Но хочется узнать: как он проводит досуг? С кем общается, дружит?..

Дело в том, что иные взрослые слишком озабочены образовательной стороной жизни карапуза (это можно понять), но не задумываются о его месте в социуме.

Тебе неловко от реакции окружающих на невнятную речь малыша и ты стараешься избегать встреч с незнакомыми людьми? Зря! Очень важно, чтобы родители не скрывали глухоты. Разве ваш кроха болеет заразным недугом или может причинить вред другим деткам? Отнюдь...

Старайся создать пространство доброжелательного отношения к своему ребенку. Не только родственники, но и знакомые должны знать, что вы занимаетесь с малышом, учите его говорить, слушать, понимать речь других.

И они вам помогут. Правда!..

Держим ухо востро

Начиная воспитывать и обучать ребенка с нарушением слуха, родители должны сделать самый ответственный выбор: выбор методики обучения. На сегодняшний день их существует множество. О них нетрудно узнать на всевозможных интернет-сайтах, в специализированных садиках, на приеме у хорошего логопеда, дефектолога.

Для того чтобы сделать выбор, маме и папе необходимо ответить на ряд вопросов: каким они хотят видеть своего ребенка в будущем, как они будут общаться с ним, каких друзей желают видеть рядом с малышом, в какой школе он будет учиться, какую профессию сможет выбрать, где будет работать, как станет жить без них? Но самый главный вопрос, на который они должны ответить, - это сколько душевных, физических и материальных сил готовы потратить на воспитание и обучение своих слабослышащих сыночка или доченьки.

Этой статьей мы начинам цикл публикаций, посвященных проблемам сурдопедагогики и общению с детьми с нарушением слуха. Надеемся, что рекомендации наших врачей-профессионалов помогут установить контакт и взаимопонимание между родителями, педагогами и детьми.

Елена Владимировна Кулакова, сурдопедагог.

Дорогие родители!

Вы вышли из кабинета врача-сурдолога, в руках – заключение. Приговор невыносимо тяжелый, обычный белый листок с диагнозом удержать практически невозможно. Виски сжимает тупая боль, маленькие молоточки глухо выстукивают одну-единственную фразу: “Ваш ребенок глухой”. Вы, наконец, понимаете весь “ужас” диагноза. Стыд, отчаяние, обида переполняют вас, в голове вертится лишь один вопрос: “Господи, почему именно мой ребенок глухой?”. И вдруг неожиданно вы ощущаете неприязнь к своему малышу, начинаете жалеть себя и считаете такую “кару” несправедливой. Нет, только не со мной. Перед глазами сгущаются сумерки, плотный туман слез не пропускает свет. Ваш малыш, такой очаровательный, розовощекий, беззащитно и доверчиво улыбающийся новому миру – он не может быть глухим! Ноги отказываются повиноваться и идти вперед. Но где-то глубоко в душе поднимается волна протеста: “Нет! Этот врач ошибся, я найду другого специалиста, который лучше, умнее, компетентнее, он сможет поставить другой, правильный диагноз. Он просто обязан сделать это. Я не дам своего малыша в обиду, я знаю – он слышит. Я не раз замечала, как он поворачивает голову, когда в комнату входит собака. Я всем докажу, что это не так!”.

Но все походы по врачам и целителям приводят к изначальному результату. И вы постепенно начинаете осознавать, что ребенок действительно имеет нарушение слуха. И однажды, оценив весь пройденный путь, вы приходите к выводу: на сегодняшний день современная медицина бессильна, не существует методов лечения такой болезни. Но, вспомнив детей и взрослых с проблемами, как у вашего малыша, которых вы видели во время многочисленных визитов к лор-врачам, понимаете, что и ваш ребенок может стать полноценным человеком, он сумеет научиться говорить. Но для этого нужно приложить немало усилий и многому научиться. Только специальные систематические занятия могут помочь вашему ребенку.

В вашей жизни постепенно прорисовывается еще нечеткий контур конечной цели – вырастить, воспитать, научить говорить, сделать глухого ребенка счастливым человеком. Жизнь приобрела новый смысл, стала насыщенной и интересной.

Вы пережили самые страшные и черные дни, прошли все стадии развития чувств – шок, понимание “ужаса” диагноза, защитное отрицание диагноза и достигли стадии принятия вашего ребенка таким, какой он есть, и стадии активного действия, когда вы начинаете реально помогать малышу, заниматься под руководством специалистов.

Что вам необходимо знать.

Медицина и сурдопедагогика разделяет слуховую недостаточность на два вида – тугоухость и глухота. При тугоухости слух снижается, что влечет возникновение трудностей в восприятии и самостоятельном овладевании речью. Но остается возможность с помощью слуха овладеть хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.

В этом диапазоне выделяют 3 степени тугоухости (по классификации Л. В. Неймана):

I – речевое общение остается для ребенка доступным: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1-2 метров;

II – речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 метра;

III – общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается неразборчиво даже у самого уха.

При глухоте самостоятельное овладение речью оказывается абсолютно невозможным.

В зависимости от объема воспринимаемых частот по состоянию слуха выделяют 4 группы глухих детей. Причем между группой глухоты и возможностями восприятия звуков существует определенная зависимость. Дети с минимальными остатками слуха (I и II группы глухоты) могут воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшоя расстоянии (громкий крик, сигнал машины, удары в барабан). Глухие дети с остатками слуха (III и IV группы) в состоянии воспринимать и различать на небольшом расстояни значительно больше звуков, разнообразных по своей частотной характеристике (звучание различных музыкальных инструментов и игрушек, громкие голоса животных, некоторые бытовые звуки – звонок в дверь, сигнал телефона). Также дети III и IV группы могут различать речевые звучания – некоторые хорошо знакомые лепетные или полные слова.

Что вам нужно и что не нужно делать.

Теперь вы знаете, какие реальные возможности по слуховому восприятию имеет ваш малыш. Единственной возможностью компенсировать потерю слуха у ребенка является протезирование современными слуховыми аппаратами. Важно понять, что слуховой аппарат является сложным техническим устройством, которое необходимо приобретать и настраивать индивидуально. Правильно настроенный слуховой аппарат позволит вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценного и гармоничного развития.

Основное влияние на развитие личности ребенка, формирование у него нравственного потенциала оказывает семья. Но успешное воспитание и совершенствование положительных качеств ребенка во многом зависит и от результативного сотрудничества семьи и работающего с ребенком врача-сурдопедагога.

Семья, где есть дети с нарушением слуха, по сравнению с семьей, воспитывающей слышащего ребенка, имеет ряд особенностей. Появление в семье физически или психически неполноценного ребенка связано со значительными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Нарушается взаимодействие родителей со знакомыми и коллегами, искажаются внутрисемейные и супружеские отношения (особенно страдает позиция отца), нарушается дальнейшее репродуктивное поведение супругов, складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания.

Как вы относитесь к ребенку

Порой бывает нелегко понять свое подлинное отношение к ребенку. Возможно это потому что вы обращаете внимание только на то, что делаете и говорите? Но для малыша намного важнее ваши каждодневные чувства, ведь глухой ребенок не понимает содержания слов. Он замечает и реагирует лишь на ваше настроение.

Ученые разных стран (Д. Льютеман, Е. Исенина, Э. Леонгард) много лет работающие с родителями глухих детей, выделяют следующие типы отношений родителей к глухому ребенку:

Полное принятие – родители понимают и принимают глухоту ребенка, трезво оценивают ситуацию и ищут способы разрешения проблем. Они относятся к ребенку с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности.

2. Сверхопека – родители освобождают ребенка от обязанностей, не позволяют ему сделать ничего самому. Мера помощи значительно превышена, дети вырастают несамостоятельными и зависимыми.

3. Нереалистическое отношение – родители не хотят признать, что их ребенок глухой, ставят перед ним сложные задачи, не делая никаких скидок на глухоту. Такой ребенок начинает чувствовать себя одиноким и несчастным, так как не может соответствовать требованиям родителей и выполнить их нереально завышенные установки.

4. Безразличие – неосознанные чувства и жизненные ценности родителей приводят к эмоциональному неприятию ребенка, которое проявляется в избежании общения с ребенком, отсутствии попыток понять, полюбить его. Этот тип отношений наиболее опасен для развития ребенка.

Только в единстве родителей, врачей-сурдологов и сурдопедагогов, можно добиться успехов в обучении, воспитании глухих детей, создании условий для их саморазвития и самореализации.

При этом одним из важнейших условий успешного воспитания в семье будет являться родительский оптимизм, их уверенность в том, что с помощью комплекса мер и правильного воспитания в семье можно повысить эффективность социализации и реабилитации ребенка с нарушением слуха.

В дом пришла беда...Выяснилось, что ребенок не слышит. Почему это случилось? Будет ли эффективным лечение и улучшиться ли слух? А если нет, то, что делать? Как помочь такому ребенку? Эти непростые вопросы возникают перед родителями детей с нарушениями слуха, и решить их бывает чрезвычайно трудно. Наш консультант - сурдопедагог высшей категории Запорожской областной психолого-медико-педагогической консультации Любовь Маркова.

В течение многих лет общаясь с родителями детей с нарушением слуха, неоднократно сталкивались с ситуацией, когда диагноз тугоухость или глухота устанавливался в возрасте двух-трех лет, хотя было очевидно, что нарушение слуха у ребенка было врожденным или возникло в первые месяцы жизни. При этом мама давно замечала, что малыш не реагирует на имя, ее беспокоило, что он не говорит. Мать обращалась к врачам, но ее успокаивали: "У него все в порядке. Он просто невнимательный. Многие дети начинают говорить после трех лет. Подождите". Между тем, время шло, ребенок так и не начинал говорить, и только когда ему исполнилось три года, было проведено необходимое обследование и стало очевидно, что ребенок глухой.

Ведущая роль в раннем выявлении слуха у детей принадлежит, безусловно, родителям. Именно они должны обратить внимание на основные признаки возможного нарушения слуха у ребенка.

1. Вздрагивает ли ребенок на громкие звуки в возрасте двух-трех недель?
2. Замирает ли при звуке голоса в возрасте четырех-пяти недель?
3. Оживляется ли на голос матери в возрасте один-три месяца, не видя ее?
4. Поворачивает ли голову в возрасте четырех месяцев в сторону звучащей игрушки или голоса матери?
5. Гулит ли в возрасте двух-четырех месяцев?
6. Переходит ли гуление в лепет (появление слогов (ба)-(па)-(ма)) в возрасте четырех-шести месяцев?
7. Появляется ли эмоциональный лепет на появление родителей?
8. Поворачивается ли на свое имя в возрасте старше восьми месяцев?
9. Понимает (выполняет) ли простые просьбы в возрасте восемь-десять месяцев? ("Где мама?" "Дай мячик" и. т.д.)
10. Появляются ли слова в возрасте одного года?
11. Появляются ли двухсловные фразы в возрасте полтора-два года?
12. Старается ли ребенок старше двух лет смотреть на лицо говорящего с ним человека при общении?

Если родители отвечают на вопросы с 1 по 11 отрицательно, а на 12-й положительно - может быть заподозрено снижение слуха. В этом случае рекомендуется пройти комплексное обследование слуха с использованием объективных методов.

Похожие публикации