Особенности общения мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Переходный возраст мальчиков: отношение к девушкам

Коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не одинаковы.

Несмотря на то, что мальчики кажутся общительнее девочек, активнее вступая в контакты с другими детьми, уровень общительности мальчиков и девочек в подростковом возрасте отличается скорее качественно, чем количественно. Содержание совместной деятельности, собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.

Общение девочек более пассивно, при этом оно более дружественно и избирательно. По данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.

Меняются и отношения между мальчиками и девочками.

В подростковом возрасте возникает интерес к другу противоположного пола, стремление нравиться, происходит половая идентификация: «Я как мужчина, Я как женщина». На первый план выходит осознание личной привлекательности - это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.

Проявление интереса к человеку другого пола на протяжении подросткового периода имеет неодинаковый характер. При исчезновении непосредственности у подростков межполовые отношения становятся сложнее. Характер отношений мальчиков и девочек меняется от несколько задиристого поведения до появления застенчивости, скованности и робости, или даже показного равнодушия, презрительного отношения к сверстнику противоположного пола и т.п.

Неравномерное развитие мальчиков и девочек могут вызвать ряд переживаний. Чувство неполноценности может вызвано как большим ростом у девочки, так и низким ростом у мальчиков. Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба.

Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к установившимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола, появляются более романтические отношения. Эти отношения вызывают потребность в самосовершенствовании, желание стать лучше.

Вместе с половой зрелостью к подросткам приходит лучшее понимание противоположного пола. Наступает такой период, когда подросток удовлетворяет свои потребности в общении с представителями противоположного пола. В разнополых группах приобретается психологический опыт, стереотипы мужского и женского поведения. Друзья противоположного пола способствуют их самопознанию и самоутверждению. Видят, что мужское и женское дополняют друг друга, и становятся более лояльными к представителям противоположного пола.

При этом важным фактором формирования процесса общения мальчиков и девочек является грамотная стратегия поведения взрослых. Шаги, которые необходимо предпринять взрослому в целях нормализации общения мальчиков и девочек младшего подросткового возраста разработаны Б.С Волковым и Н.В. Волковой. (Приложение №1)

К 11-12 годам к нашим детям приходит первая любовь. Это новый взрослый способ взаимодействия с противоположным полом.
Конечно, любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская, и больше похожа на увлечение. Вожатые летних лагерей, наверное, неоднократно отмечали одну особенность подростковой влюбчивости.
Например, в начале смены мальчик влюблен в одну девочку, в середине ревнует другую, а в конце смены обменивается телефонами с третьей. И ведь каждая из привязанностей имеет вполне серьезные намерения, в которые сам мальчик (и девочка) искренне верит. Но на самом деле не все так просто.
Появившееся чувство взрослости, интенсивное развитие тела, повышенный гормональный фон - все это способствует изменению отношений между мальчиками и девочками. Пропадает непосредственный интерес общения.
Они начинают воспринимать друг друга как представителей разных полов.

Начинается процесс идентификации со взрослым - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и желательных для себя.

Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной, девочка - женщиной. Прическа, особенности внешности, манера держаться - все это дает сведение о том, какой я как мужчина (или я как женщина).
Именно поэтому для подростка в это время на первый план выходит собственная внешность. Личная привлекательность начинает играть первостепенную роль в глазах сверстников.

А вот ответ на свой вопрос Как должны выглядеть настоящие мужчины и женщины? подросток зачастую находит в тех программах, которые смотрит. Образы актеров и эстрадных певцов становятся объектом подражания.
И вот тут опять вспомним о физическом развитии ребенка. Ведь именно диспропорции в развитии между мальчиками и девочками могут послужить источником многих переживаний.
В физическом развитии девочки опережают мальчиков. Поэтому на их фоне мальчики выглядят меньше и как бы мельче. Все это может вызывать чувство неполноценности у подростка (особенно отличают других по росту, полноте). И в этом случае ему бывает так необходима поддержка близких взрослых!

Возникающий интерес к противоположному полу сначала принимает странные, неадекватные формы. Так, появившееся явное или неосознанное желание иметь взрослые отношения мальчика с девочкой может выразиться в прямо противоположном поведении.
Примером этому является проявление подростками нежности к девочкам. С одной стороны, такое поведение подвергается насмешкам. В то же время общаться с предметом любви, как раньше, уже не получается.
Именно поэтому любовь и нежность подростка трансформируются в поведение, внешне противоположное влюбленности - типа дергания за косички. Но это и есть форма привлечения к себе внимания.
И девочки обычно это осознают и не обижаются, а в свою очередь демонстрируют свое внимание - игнорированием объекта привязанности. Вот такой парадокс. Ведь легче общаться с кем-нибудь другим, чем с тем, в кого влюблен. Из-за этого объект любви часто вообще разделяется: например, одну девочку любят идеально (на нее смотрят, вздыхают, но не осмеливаются подойти), а проявляют отношения (гуляют) с другой.

Постепенно исчезает непосредственность общения, появляется скованность либо стеснительность при общении с противоположным полом.
Подростки начинают испытывать напряженность от ощущения влюбленности. Это дает еще большую внешнюю изолированность в отношениях между мальчиками и девочками.
И теперь о предмете своей влюбленности девочки говорят на ухо подружке (реже - группе сверстниц), тайно вздыхают. А мальчики как бы случайно оказываются рядом с понравившейся девочкой на дополнительных занятиях.
Редко когда в этом возрасте (11-13 лет) открыто выражают свои симпатии. Ведь надо суметь и преодолеть свою скованность, и противостоять насмешкам со стороны сверстников. А это сложно.
Поэтому общение становится больше однополое: мальчики с мальчиками, девочки с девочками. Даже в командных мероприятиях или играх типа ручеек предпочитают выбирать, что называется, своих.

Помогите подростку осознать свои чувства. Подскажите сыну (дочери) ту форму взаимоотношений с предметом его увлечения, которая будет наиболее приемлема в данной ситуации.

Старшие подростки (14-15 лет) общаются между собой более открыто. В их круг общения включены приятели обоих полов, и отсутствие взаимности приводит к сильным негативным эмоциям.
Общение со сверстниками противоположного пола бывает очень интенсивным, и ему придается большое значение. Именно такая привязанность волнует родителей. Многие мамы-папы знают, что предмет страсти может сбить их дорогого ребенка с правильной дороги. Ведь ради любимого подростки совершают невероятные глупости, о которых потом долго жалеют. Поэтому родители и возмущаются начавшимися свиданиями дочерей, их поздними возвращениями домой.
В этот период любимый человек становится для наших детей главным в жизни, а значит, самым умным решением будет познакомиться с предметом страсти вашего ребенка, узнать его как личность.
Тогда вы сможете решить, надо ли влиять на развитие их отношений. И если да, то будете знать, как это сделать. Пусть их отношения развиваются у вас на глазах. Так спокойнее. И вы всегда будете в курсе дела и сможете вовремя поддержать ребенка и помочь советом.

Для подростка же первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника, поиск взаимных компромиссов является началом развития умения прини¬мать людей вообще.
Со временем подросток выделяет в других все больше личностных качеств и переживаний. Это развивает в нем способность оценивать как других, так и самого себя.

Общение со сверстником противоположного пола является непосредственной причиной для оценки своих переживаний. Следовательно, происходит накопление личного опыта.

В этих отношениях подростки очень ранимы. Они нередко сравнивают или отождествляют себя с героями фильмов, литературных произведений.
Часто в мечтах строят отношения с другими по определенному идеальному сценарию, в котором сбываются надежды. Эти мечты помогают им принимать решения в фантазиях, проигрывать их, а потом переносить в реальную жизнь. Именно в эту пору многие подростки пишут дневники, стихи, в которых отражают свои переживания.

Стремление нравиться становится одним из самых важных стремлений подростка. Особое значение придается взглядам, улыбкам.
Взаимные переглядки на уроках уже ко многому обязывают - это признак принадлежности предмету привязанности. Потом, на переменках, девочки с гордостью говорят друг другу: Ты видела, КАК он на меня смотрит!
Эти взгляды будоражат фантазию подростков, побуждают к ответному поведению в том же духе. Если же ответных взглядов нет, то можно услышать отчаянное: Он меня не любит! Что мне делать?

Особую цену приобретают прикосновения. Руками изучают, говорят, информируют. Руками выражают всю внутреннюю напряженность души и тела.
Эти прикосновения запомнятся на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить отроческие отношения, не принизить их, не опошлить.

Для подростка эти отношения очень серьезны! Помните? Максимализм и идеализация. А значит, любовь - единственная, серьезная и на всю жизнь!
И первые разочарования бывают настолько сильными и действительно неожиданными для ребенка, что он иногда не в силах справиться с нахлынувшими на него чувствами и болью.

Одни подростки бурно и открыто переживают свои отношения с противоположным полом. Зачастую именно эта экспрессивность и помогает им пережить разочарование.
Другие подростки не переживают столь открыто и сильно. Но и они мечтают о прекрасном принце (принцессе), а когда начинают симпатизировать кому-нибудь из сверстников, то не выражают это при всех.
Они лишь тайно подглядывают за предметом страсти в те моменты, когда им кажется, что их никто не видит. Но и их любовь такая же краткая. А иногда подросток больше, чем реального человека, любит свою мечту о другом, свои фантазии.
Но как бы то ни было, эти первые чувства зачастую оказывают такое сильное воздействие на душу подростка, что воспоминания о них некоторые проносят через всю жизнь, ища отголоски этих переживаний во взрослой жизни...

Можно быть очень хорошими друзьями с представителями противоположного пола, не испытывая к ним никаких романтических отношений. Бывает так, что мальчику и девочке просто приятно разговаривать друг с другом на разные темы. Такого рода дружба оказывается очень полезной, потому что появляется возможность открыто обсудить все интересующие вопросы и при этом романтические чувства не будут мешать или заставлять стесняться.

Когда же у вас появляются романтические чувства к человеку противоположного пола (или если он вам кажется привлекательным), то нет никаких причин нарушать привычные дружеские отношения. Правда, при этом многие подростки чувствуют себя неловко, стесняются и не знают, как себя вести по отношению к объекту своих чувств. Лучше всего в таком случае успокоиться и быть самим собой.

Любой человек в какой-то момент своей жизни чувствует себя неловко.

В прошлом считалось, что первый шаг должны делать мальчики, а девочкам следует ждать признаний. В силу таких традиционных представлений некоторые думают, что должны следовать жестким правилам. Но в наше время все больше девочек первыми признаются в своих чувствах, а мальчики, как правило, ничего не имеют против этого.

Чувства к представителям своего пола

В период ранней юности молодые люди иногда испытывают сильные чувства к представителям своего пола. Это могут быть друзья, знакомые, ровесники или кто-нибудь постарше, например, учителя или друзья родителей. Эти люди могут нравиться потому, что они относятся к подростку с пониманием, добры к нему или просто кажутся привлекательными. В таких чувствах нет ничего ненормального, и они ничего не имеют общего с гетеросексуальными или гомосексуальными предпочтениями взрослых людей.

Иногда такие чувства пробуждаются вместе с первыми сексуальными мыслями и чувствами. Чаще всего это просто мечты, не подразумевающие никаких серьезных отношений и отражающие меняющееся отношения к миру. Возможно, это одно из объяснений того, что подростки часто страстно увлекаются поп - певцами или кинозвездами.

Когда я пытаюсь говорить с девочкой, я путаюсь и не понимаю, что говорю. Что в этом случае делать?

Любой человек в какой-то момент своей жизни чувствует себя неловко, особенно когда старается с кем-нибудь познакомиться или произвести на кого-либо впечатление. Постарайтесь поговорить о своих интересах и спросите ее, что ей нравится. Всем людям нравится, когда ими интересуются и выслушивают их мнение. Главное — не волноваться и быть самим собой. Помните: чтобы быть хорошим собеседником, не обязательно все время говорить. Не случайно молчание называют золотом.

Как уговорить девочку пойти на свидание?

Лучше всего — быть честным и сказать, что хочешь погулять с ней, а для этого неплохо отправиться в такое место, которое нравится вам обоим. Это может быть кино или кафе. Если вы встретились на школьной дискотеке или вечеринке, то для начала можно с ней просто побеседовать. Иногда легче пригласить девочку пойти куда-нибудь вместе с друзьями и подружками. Чаще всего это неплохой способ познакомиться с ней поближе, прежде чем отправляться куда-либо вдвоем.

Моей подруге очень нравится мальчик в нашем классе. Но она не знает, как сказать ему об этом? Что ей делать?

Такая ситуация совершенно естественна и может окончиться серьезными отношениями. Хотя заранее трудно сказать, это увлечение будет кратковременным или длительным. Если кто-нибудь вам нравится, лучше узнать этого мальчика поближе, а потом дать понять ему о своих чувствах. Пусть ваша подруга просто поговорит с этим мальчиком или предложит ему вместе сделать какое-нибудь дело, чтобы проверить, каково им быть вместе. Некоторые люди подсознательно предпочитают влюбляться в недоступных людей. Как только объект их страсти проявляет к ним интерес, их чувства угасают.

Как признаться в том, что любишь, чтобы меня не стали дразнить?

Когда люди взрослеют, их отношение к другим людям меняется и у них иногда пробуждаются сильные чувства к какому-либо человеку. Возможно, что некоторые из ваших знакомых еще не доросли до этой стадии и не понимают ваших чувств. В такой ситуации они смеются и дразнятся — это просто способ скрыть свое смущение и непонимание.

Лучше всего поговорить с объектом своего внимания наедине и выбрать для разговора тему, которая интересует вас обоих. Можно также заняться вместе чем-нибудь: например, поиграть во что-нибудь или сделать уроки. Впрочем, если вы не уверены, что вам ответят взаимностью, то стоит немного подождать, пока вы не обретете решительности.

Как сказать родителям, что у меня есть парень?

Родителями всегда лучше быть честным. Некоторым родителям требуется время на то, чтобы привыкнуть к тому, что их дети взрослеют и начинают по-новому смотреть на мир. Иногда родители думают, что их дети еще маленькие и не могут испытывать серьезных чувств к представителям противоположного пола. Им кажется, что их дети еще не знают, что такое любить по-настоящему.

Возможно, стоит сказать, что вам нравится этот мальчик и вам приятно находиться рядом с ним. Скорее всего, они не будут так сильно беспокоиться, если вы будете гулять где-нибудь не вдвоем с этим мальчиком, а в компании нескольких друзей. Кроме того, родителям будет спокойнее, когда вы точно скажете, куда идете и когда вернетесь. Если вы сдержите обещание и вернетесь вовремя, то они станут больше доверять вам.

Хорошо ли, что я встречаюсь с парнем, который 6 лет старше меня?

Если вам 13, а парню 19 лет, то между вами, как вы догадываетесь, слишком большая разница. Конечно, люди взрослеют по-разному, но обычно 13-летние и 19-летние увлекаются разными вещами. В более солидном возрасте такая разница может казаться и не слишком заметной, но 19-летний парень ко многому может относиться по-другому, чем 13-летняя девочка. Например, ему может нравиться распивать спиртные напитки на вечеринках (а по закону после 18 лет он имеет на это полное право), он может захотеть задержаться где-нибудь до очень позднего времени или потребовать от вас более серьезных и долговременных отношений.

Такая разница в возрасте почти неизбежно подразумевает и разное отношение к сексу. Многие молодые люди в 19 лет ведут активную сексуальную жизнь. Большинство согласятся с тем, что в 13 лет еще рано заниматься сексом (установленный законом возраст — 16 лет). Если 19-летний парень займется сексом с 13-летней девочкой, то это будет нарушением закона.

Как заставить мальчика, чтобы он полюбил меня?

Трудно заставить полюбить кого-либо. Если вам нравится мальчик, то лучше не пытаться навязать ему свои ему свои чувства. Познакомьтесь с ним поближе, расскажите ему о своих интересах и поинтересуйтесь его увлечениями.

Стоит подумать…

И обсудить с родителями или взрослыми, которым доверяете

Попытайтесь представить себя на месте своих родителей и подумайте, о чем они могут беспокоиться во время вашего взросления. Вот лишь несколько возможных причин для волнения:

Вам могут нанести физические повреждения;

Вам могут нанести психическую травму;

Вы недостаточно хорошо учитесь в школе;

Вас могут заставить заниматься сексом;

Ваши друзья плохо на вас влияют;

Вы испытываете недостаток общения и проводите недостаточно времени со сверстниками.

Когда вы обсудите это со своими родителями, они станут меньше волноваться за вас.

Провела: Ткаченко Т.П.

Цели:

Учить взаимопониманию и уважению друг к другу.

Воспитывать в мальчиках мужественность, самостоятельность, уважение к девочке, женщине.

Пробудить желание у мальчиков воспитывать в себе лучшие качества.

Учить тому, что и мальчики и девочки должны быть хорошими друзьями.

Оборудование:

Плакат (мир мальчиков, мир девочек), листок со словом «конфликт», карточки, на которых написаны черты характера, меч, орден «Настоящий рыцарь», маркеры, музыкальная аппаратура, ноутбук.

Приветствие.
- Добрый день, ребята! Я надеюсь, что общение доставит вам удовольствие и даст заряд бодрости и хорошего настроения на весь день.

Игра «Моё настроение»

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «У меня настроение…потому что…».
(Дети говорят, с каким настроением они пришли и на что или на кого оно похоже, используют жетоны «Солнце, тучка, дождик».)

Вывод: Я рада, что все пришли с хорошим настроением, так как оно поможет нам в нашей работе, а с весёлым настроением легче преодолевать различные испытания.

Поговорим
- Тему нашего воспитательного часа поможет определить песня «Из чего же, из чего же…?», кто знает, подпевает (звучит песня)
- О ком эта шутливая песня?

Тема нашего воспитательного часа «Дружба мальчиков и девочек ».
«Бережное отношение к девочкам - закон для мужчины».

Сейчас я прочитаю отрывки из разговоров мальчиков и девочек. Ваша задача узнать: кто о себе рассказывает – мальчик или девочка.
Если это мальчик, то мальчики похлопают, а если это девочки, то просто сидеть тихо.

Я люблю играть с друзьями в футбол, поэтому я всегда хожу в спортивном костюме и кроссовках.

    Я обожаю ходить по магазинам, примерять различные наряды и красоваться перед зеркалом.

    Мне нравятся фильмы о войне.

    Я очень люблю лазать по деревьям и никогда не плачу, даже если падаю.

    Я всегда слежу за своей осанкой и стараюсь ходить красиво.

    Я люблю делать с папой ремонт в квартире.

    Я люблю шить своим игрушкам платья.

Ребята, легко ли было вам определить, кто о себе говорит? Почему?

Сегодня мы поговорим о том, чем мальчики отличаются от девочек, а девочки отличаются от мальчиков. Какими качествами должен обладать мальчик, и какими качествами должна обладать девочка?

Воспитатель . У каждого из вас, конечно же, есть друг в классе, из других классов. Назовите вы своих друзей.
- В чём проявляется ваша дружба? (ответы детей)

Воспитатель: Слушая вас и знакомясь с именами ваших друзей, я пришла к выводу, что мальчики не имеют друзей среди девочек. А почему так?

(Мы уже поняли, насколько разные мальчики и девочки.)

Дискуссия «Кто виноват?»

Я разговаривала с девочками, и они говорят: «Да во всем виноваты мальчики".

Мальчикам иногда просто скучно на переменах, вот они и задирают девочек, чтобы те за ними погоняли

Мальчики просто завидуют, что девочки лучше учатся и лучше себя ведут, учителя их хвалят чаще.

Это мальчики должны уступать девочкам, ведь они должны быть рыцарями.

Виноваты мальчики, они должны быть защитниками, а сами постоянно обижают девочек.

Примерные высказывания мальчиков:

Мальчики:

Виноваты чаще всего девочки. Они все время подкалывают, высмеивают мальчиков, дразнят их, вот и получают.

Девочки всегда первыми бегут жаловаться, хотя сами и виноваты. А мальчики не любят, когда ябедничают.

Девочки не могут признать свою вину, им хочется всегда быть правыми. А они должны уступать.

Воспитатель. А может быть, виноваты обе стороны - просто не хотят понять друг друга?

Беседа «Мальчики и девочки - два разных мира»

Воспитатель. Можно сказать, что девочки и мальчики - это два разных мира.

Девочки и мальчики разные с самого рождения и развиваются тоже по-разному. Ученые установили, что у них разный мозг, разная психика, разные пути развития. Мальчик и девочка по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Как вы думаете, почему женщин называют «слабой половиной человечества», а мужчин - «сильной»?

Примерные высказывания детей:

Мужчины всегда были сильнее женщин - они воевали, охотились, поднимали тяжести.

Женщины занимались домашним хозяйством, им не надо было тренировать свои мышцы, учиться владеть оружием, физически они были слабее.

Воспитатель. А некоторые считают, что и мужчины, и женщины сильны по-своему.

Так, например, у мальчиков мозг больше, мальчики имеют склонность к освоению новых пространств, поэтому их так интересуют средства передвижения и воздействия (машины, инструменты). Мальчики быстрее соображают в сложных ситуациях, умеют принимать нестандартные решения. А девочки очень хорошо ориентируются в привычном пространстве, в том, что их окружает. В быту девочки практичнее мальчиков. Девочки более послушны, исполнительны, они легче приспосабливаются к изменениям.

На доске вы видите две окружности: одна - мир мальчиков, другая - мир девочек.

Что бы вы поместили в мир мальчиков? (Машины, оружие, инструменты, стройки, спорт и т. п.)

А из чего состоит мир девочек? (Наряды, дети, еда, дом, посуда и т. п.)

Получается, что то, чего не хватает у мальчиков, есть у девочек, и наоборот. Как вы думаете, почему так распорядилась природа? (Потому что мальчики и девочки дополняют друг друга.)

Верно, они дополняют друг друга, и вместе они сильнее. Как бы слились две окружности, и место их слияния - это и есть наш общий мир, в котором хорошо и мальчикам, и девочкам.

Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа.

Учебная информация (читают дети)

У Мальчиков и Девочек есть много похожих черт характера и главное – уметь уважать друг друга и ладить между собой, ведь нам учиться вместе много лет.
Между девочками и мальчиками дружба, безусловно, может быть. Она основана на тех же принципах, что дружба между однополыми детьми. За исключением того, что однополые дети легче доверяют друг другу свои секреты, а также существуют сугубо мальчишеские и девчоночьи интересы, а вследствие этого мальчишеские и девчоночьи ролевые игры, например, «Дочки – матери», «В войну».

Вывод: Все это помогло нам еще раз увидеть, насколько разные: мальчики и девочки. Но у нас много общего? Мы вместе учимся, вместе живем. Растем, радуемся, мечтаем. И у нас есть выбор: можно оставить так, как есть, т.е. девочки сами по себе, а мальчики сами по себе, или можно объединиться в единый мир и жить в мире и согласии друг с другом.
Запишем в общий мир: школа, труд, увлечения ит.д.

Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова

«Мальчик с девочкой дружил»

Мальчик дружбой дорожил.

Как товарищ, как знакомый

Как приятель, он не раз

Провожал её до дома,

До калитки в поздний час.

Очень часто с нею вместе

Он ходил на стадион,

И о ней как о невесте

Никогда не думал он.

Но родители, мещане,

Говорили так про них:

«Поглядите! К нашей Тане

Стал захаживать жених!»

Отворяют дверь соседи,

Улыбаются: «Привет!

Если ты за Таней, Федя,

То невесты дома нет!»

Даже в школе, даже в школе

Разговоры шли порой:

«Что там смотрят в комсомоле?

Это дружба?! Ой- ой- ой»

Стоит вместе появиться,

За спиной уже: «Хи - хи»

Иванов решил жениться

Записался в женихи!

Мальчик с девочкой дружил,

Мальчик дружбой дорожил!

И не думал он влюбиться,

И не знал до этих пор,

Что он будет называться

Глупым словом « ухажер!»

Чистой, честной и открытой

Дружба мальчика была,

А теперь она забыта.

Что с ней стало? Умерла.

Умерла от плоских шуток

Злых смешков и шепотков,

От мещанских прибауток,

Дураков и пошляков.

Вопросы: За что вы цените дружбу? Что значит хорошо дружить? Какие радости и огорчения бывают в дружбе? Что прервало дружбу между мальчиком и девочкой?

Чтение рассказа «Эксперимент»
В. Конюхова

В одном классе после уроков проводили собрание. Про школу говорили, про учебу, и, вообще, про жизнь. И как-то, сам по себе, спор возник. Кому легче жить? Мальчикам или девочкам? Мальчики, конечно, стали утверждать, что легче живется девочкам, тут и спору нет. А девочки, наоборот - стоять на том, что легче, все-таки, мальчикам. До того до­спорились, что пришлось старосте класса Насте Вершини­ной кулаком по столу стучать:

    Да тише вы! Чего расшумелись! Лучше бы что-нибудь дельное предложили!
    И тут Лёва Потехин встал.

    Предлагаю, - сказал Лёва, - поменяться ролями! Мы, мальчишки, будем девчонками, а девчонки - мальчишками. Вот тогда и узнаем, кому легче живется! - сел он на место.

    Ну, изобретатель! - засмеялся Толя Колокольчиков. - Придумал!

    Как это? - открыла рот Ира Баранова. - Непонятно! Все опять зашумели.

    Объясни! - крикнул Лёве Костя Громов.

Лёва снова встал. Стало тихо.

Мы, мальчишки, будем какое-то время жить по- девчоночьи, а девчонки - по-мальчишечьи! Соответственно этому себя и вести! - обрисовал ситуацию Лёва. - Теперь понятно?

    Ну, ты даешь! - хлопнул по плечу Лёву Витя Дружков. - Ничего себе! А это реально!

И хотел добавить что-то еще, но тут вскочила с места Даша Хлопкова:

    Браво! Здорово Лёва придумал! Надо попробовать!

    А что? - подхватил и весь класс. - Интересно! Может, тогда наш спор, действительно, решится?

Было видно, что предложение мальчикам быть девоч­ками, а девочкам - мальчиками всех задело. Было оно... какое-то необычное! Но, надо признать, вполне реальное. Осуществимое. Никаких же других идей никому в голову не приходило.

Все еще немного пошумели, и Настя поставила собра­нию точку:

    Все! С завтрашнего дня и начнем жить по-новому!

На следующий день с утра все мальчики и девочки были не самими собой. Ну, самими собой, только вели себя по- другому. Не как всегда. Мальчики стали вести себя так, как обычно вели себя девочки, а девочки - так, как всегда маль­чики. Конечно, сразу вот так перестроиться было трудно, но все старались.

На уроках мальчики вели себя тихо, прилежно сложа руки и внимательно слушая учителей. Девочки же - вот противные! - посылали на их сотовые телефоны разные со­общения, приклеивали к столам клеем ручки и галдели! За­мечаний от учителей они нахватались!

На переменах мальчики, естественно, мирно стояли кружками и шептались, а девочки-носились как подножку. Иногда они подбегали к мальчикам и, строя умо­помрачительные лица, щипались.

Наступило время последнего урока.

    Здрасьте! - вежливо поздоровались мальчики, входя в класс на урок домоводства. - Можно?

    Вы ко мне, мальчики? На урок? - удивилась учитель­ница Вера Павловна. - А где девочки?

    Они пошли на урок труда, - пояснил Гена Родионов.

    Табуретки делать.

    А, понятно! - улыбнулась Вера Павловна. - Решили поменяться с девочками местами? О причине не спрашиваю. Хорошо! Думаю, это пойдет вам на пользу. Что ж, проходи­те, садитесь. Будем учиться шить!

Ну, мальчики с этими иголками и намучались! Никаки­ми словами не передать! У некоторых даже пот на лбу вы­ступил! Вот какое напряжение было! А у Жени Татушкина все руки оказались исколотыми! Дело болезненное!

    Чтобы я еще раз пошел на это шитье! Чтобы я девчон­кой был! - выпустил пар Женя после последнего звонка. - Ни за что!

Никто из мальчиков Женю не переубеждал. Всем тош­но было, откровенно говоря, в течение всего дня! Особенно проявилось чувство это неприятное к концу уроков! А вяза­ние, видно, переполнило всеобщую чашу мужского терпе­ния.

    Да чтобы мы хоть раз девчонками были! - идя по кори­дору, размахивали мальчики руками.

Оказалось, и девочки конца учебы еле дождались! Все, бедные, извелись! Особенно жалко было смотреть на Свету Кротову. У нее после того, как она попала молотком не по шляпке гвоздя, а по своему пальцу, весь ноготь почернел!

    Чтобы я еще раз пошла делать табуретки! Чтобы я мальчишкой была! - возмутилась Света. - Ни за какие ков­рижки!

И другие девочки Свете вторили.

    Да чтобы мы хоть когда-нибудь мальчишками были! - шли они по коридору навстречу мальчикам.

Так и встретились. И само собой, опять организовалось собрание. Стихийно. Прямо в коридоре.

    Какие будут предложения? - устало оглядела всех ста­роста класса Настя Вершинина.

Вышел вперед Лёва, кто заварил всю эту кашу со сменой ролей. Решительно так вышел! Конечно, хотел вину свою загладить.

    Предлагаю... это... - кашлянул в кулак Лёва Потехин, - мальчишкам опять быть мальчишками, а девчонкам - дев­чонками! Вот!

    Правильно! - видно, обретя от услышанных слов до­полнительные силы, подбросил вверх свою сумку с тетрад­ками Боря Булавин. - Обратное превращение! Ура!

Все облегченно вздохнули!

Лучше бы не спорить!

Анализ произведения
Ребята, как вы думаете, почему мальчики и девочки не смогли прий­ти к взаимопониманию?

А что помогло одноклассникам из­менить свое мнение друг о друге?

А пошел им этот спор на пользу?

5. Беседа.
Существует такое выражение «Ну какой военный не мечтает стать генералом». Ну, а каждый мальчик, наверное, хочет быть похожим на рыцаря. Конечно же, настоящий рыцарь никогда не станет обижать девочку, а будет стремиться, к тому, чтобы завоевать дружбу среди девочек.
Очень часто мальчики считают девочек трусливыми, слабыми, вообще, не подходят они для серьёзных занятий борьбой, игры в хоккей, в футбол. А ведь порой это совсем не так, и девочки нисколько не уступают мальчикам .

Скажите, справедливо ли девочек считать трусливыми и слабыми, чтобы с ними не дружить?
В жизни немало примеров, где девочки и женщины достигали выдающихся результатов и ни в чем не уступали мужчинам. Женщина-космонавт, женщины-спортсмены, женщины-военнослужащие, женщины-герои Великой Отечественной войны. Они проявляли отвагу, смелость, выносливость.
А вы знаете «Кто такие рыцари?» . В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи, были вооружены копьем и мечом.

Стихотворение «Рыцари» читает Массеров Давид.

Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.
Но вот полтыщи лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят –
Я не согласен с этим.

Показ слайдов « Кто такие рыцари?»

Показ слайдов «Рыцари в наше время»

В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг, умеющего держать данное им слово. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в груди его бьется благородное сердце.)

Обычаи, с рыцарских времен.

Кстати, много обычаев осталось с тех давних времен и до наших дней. Вот, например, откуда пришел обычай снимать шапку, когда входишь в дом?

Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя». Эти времена прошли, но обычай снимать, входя в дом, шапку, остался. Этим ты даешь понять, что уважаешь дом и живущих в нем людей.

А откуда пришел к нам обычай, здороваясь, снимать перчатку?

Тоже из рыцарских времен. Сняв перчатку, рыцарь показывает, что в руке не зажато оружие, и он доброжелательно относится к встречному. И сейчас, здороваясь, вы снимаете перчатку или варежку из уважения к другому человеку.

Как известно, правило идти впереди своей спутницы, поднимаясь по лестнице и спускаясь по ней, возникло во времена свечного освещения, когда впереди шел мужчина, держа свечу в руке, и освещал путь даме. В настоящее время освещение электрическое. Такая необходимость отпала. Но правило все-таки осталось. Почему? Может быть пора его отменить?
(Такая необходимость обусловлена тем, что при его соблюдении можно оказать помощь своей спутнице или спутнику, если он слабее тебя.)

А почему мальчик ведет за руку девочку с правой стороны?
(Потому что с левой стороны у рыцаря висит оружие, меч. При опасности рыцарь правой рукой доставал меч и защищался).

Викторина

Ведущий: А сейчас ответьте на вопросы:

1. Кто уступает место в транспорте старикам, женщинам с детьми – мальчик или девочка? (Оба).
2. Кто первый поднимается и спускается по лестнице мальчик или девочка?
3. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: «извините» или «извиняюсь»? (Извините).
4. Как правильно поздороваться «привет» или «здравствуйте»? Почему? (Потому что здороваясь, вы желаете здоровья повстречавшемуся)

Вдогонку про трусость

Итак, поговорим про неприятное. Поговорим про трусость.

Вот, например, мальчик идет по улице, а навстречу хулиганы в количестве пяти штук. (Мне не хочется называть хулиганов людьми, поэтому я измеряю их в штуках.) И они начинают к мальчику нагло приставать. Мальчик спасается бегством.

Он – трус?

Нет, он – разумный человек: зачем связываться с хулиганами, измеряемыми в штуках?

А вот другой пример. Но похожий. Идет мальчик по улице. Но с девочкой. А навстречу хулиганы в количестве пяти штук. Они начинают к мальчику с девочкой нагло приставать. Мальчик спасается бегством.

Он – трус?

Без сомнения.

Но ведь он поступил разумно?

Нет, он поступил, как трус.

Трус – это человек, который в сложной ситуации забывает о других и думает только о самом себе.

Струсить это значит предать, Девушка думала, что она может положиться на мальчика в трудную минуту. А он ее предал.

А если мальчик в такой ситуации начинает орать, как резаный, – он трус?

Нет, он молодец. Он нашел выход. Он делает все, чтобы спасти девушку. Хулиганы не рассчитывают на то, что мальчик начнет привлекать других людей, идущих по улице. И, поскольку хулиганы всегда трусы, они, скорее всего, убегут. Девушка будет спасена. Мальчик покажет себя как смелый и разумный человек: он не бросился на хулиганов, потому что это было бы безрассудностью и глупостью; он придумал, как сделать так, чтобы спасти свою спутницу и спастись самому.

Задание « Настоящий рыцарь».

На столе листочки бумаги, на которых перечислены черты характера, надо найти черты характера настоящего рыцаря, а которые мешают вычеркнуть. Прочитаем.

Воспитатель: Вы сегодня прекрасно справились со всеми заданиями, мальчики проявили настоящее мужество, смелость и благородство, и я считаю, что вы достойны носить звание рыцаря.

Посвящение в рыцари.
Сейчас все мальчики преклоняют колено.

Зачитывается указ:
«Я, Великая и Всемогущая Королева Рыцарского ордена своей властью посвящаю в Рыцари.
…………….., с этой минуты ты становишься рыцарем ордена «Настоящий рыцарь».
Обещайте, что постараетесь вести себя по-рыцарски?
Обещайте, что постараетесь пропускать девочек вперед и не толкать?
Обещайте, что постараетесь не дергать за волосы и не говорить грубые слова?
Обещайте, что постараетесь броситься на помощь тому, кто в ней нуждается?
Обещайте, что постараетесь держать данное вами слово?
Обещайте, что постараетесь быть хорошим примером во всём?
Затем торжественно вручаем им орден « Настоящий рыцарь».
В рыцари сегодня мы вас посвящаем!

С этим гордым званием сердечно поздравляем!

Желаю вам идти дорогой добра и помнить: Пока есть рыцари - будут и принцессы.

Провела: Ткаченко Т.П.

КГУ «Детский дом №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с.Сандыктау»

Василий решил, повинуясь судьбе,

Жениться на Вере из 1 "Б".

Он ластик и ленточку ей подарил

И замуж идти ее уговорил.

Но мама, и папа, и наша собака

Решительно против этого брака!

Поскольку женитьба - вопрос не простой,

Походит Василий пока холостой! (Роман Сеф).

Итак, в этой статье я хотела бы затронуть тему взаимодействия мальчиков и девочек в разных периодах детства.

Младечество, ранний возраст (от рождения до 3 лет).

Мама-папа счастливы! Ура! В их семье появился долгожданный малыш. Этот малыш - настолько малыш, что не только он сам, но и окружающие взрослые кроме как по цвету ленточки (или если подсмотрят подгузник) не поймут, кто это - мальчик или девочка.

И только к концу раннего возраста (к 3 годам) ребенок усваивает свою половую принадлежность, но он еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова "мальчик" и "девочка". Например, в 3 года на вопрос "Кто ты?" девочка ответит, что она девочка. Но рассуждения о том, почему она так решила,ограничатся фразами "Потому что я ношу платья, играю в куклы" и т.п. То есть знания очень поверхностны, они основаны не на видении ребенком ситуации, а на том, что ему по тому поводу сказали взрослые .

Дошкольное детство (от 3 до 7лет).

Вот тут становится интереснее! В младшем и среднем дошкольном возрасте ребенок обнарживает внешние различия мужчин и женщин в одежде, манере поведения.

Все свои наблюдения ребенок переносит в игру.

Поэтому в этом возрасте мы можем наблюдать как мальчики берут на себя роли мужей, пап, водителей, строителей. Девочки же предпочитают становится на время игр мамами, женами, учителями.

Кроме того появляются чисто мужские или чисто женские игрушки.

В этом возрасте дети часто "влюбляются" и "собираются пожениться". Так дочка часто рассказывает маме вечером после сада настоящую "Санта-Барбару" их взаимоотношений в группе: "Петя в меня влюбился,но я не хочу с ним играть, он дерется. Мне нравится Саша, он всегда делится со мной игрушками!"

Мам такое поведение детей умиляет, забавляет, но где-то может настораживать: "А не слишком ли рано мой ребенок о высоких чувствах рассуждает?!".

На самом деле не рано, самое то. Нужно понимать, что в этом возрасте все чувства ребенка по отношению к противоположному полу во-первых, ситуативны, во-вторых, носят характер игры.

Ведущая,или основная деятельность этом возрасте. Ее задача - научить ребенка взаимоотношениям между людьми. Ребенок отыгрывает то, что видит, то, что его заинересовало. Увидел, как папа приобнял и поцеловал маму, вернувшись с работы, его эта ситуация заинтересовала - он воспроизвел ее в игре.

В дошкольном возрасте дети начинают объединяться в группы по признакам пола. Но группы эти - лишь на период игры. Да и в игре они очень расплывчаты. В начале игры все роли классифицируются как роли для мальчиков и для девочек. Но постоянно помнить о своей роли в соответствии с полом ребенок еще не может. Дети, зачастую, увлекшись игрой, продолжают играть как сверстники, а не как мальчики-девочки. А потом расхлебывают свои "заигрался" перед воспитателями. Особенно мальчишки. Ведь забывают, что перед ними - девочки, начинают играть как с мальчиками, а с мальчиками главное - соперничество, победа любой ценой - хоть в глаз кулаком, хоть толкнуть.

А девочки реагируют так, как свойственно чисто их женской природе - пытаются договориться, социальные контакты, взаимоотношения для них - в приоритете. Им бывают непонятны мальчишеские замашки и выходки.

Но в целом и общем можно сказать, что в этом возрасте дети между собой дружат и пытаются совместно через игру познавать сложный мир взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Главное приобретение дошкольного возраста в вопросе половой идентификации: ребенок открывает, что все люди делятся на мужчин и женщин. Он обретает знания о том, к какому полу принадлежит он сам и как, в соответствии с этими знаниями, строить свое поведение.

Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет).

Противостояние - вот девиз взаимоотношений полов в этом возрасте.

Одна из особенностей поведения мальчиков и девочек младшего школьного возраста - образование однородных по полу групп - гомогенизация. Дети разбиваются на два противополжных лагеря - мальчиков и девочек- со своими правилами и ритуалами поведения.

В этом возрасте их взаимоотношения становятся глубже, переходят на качественно другой уровень.

Поэтому мальчики "не играют в девчачьи игры", а девочки "терпеть не могут мальчишек".

Нет-нет, безусловно, и поболтатать друг с другом, и из школы до дома вместе добежать - с удовольствием. Но это ситуативно, здесь и сейчас, в основной же массе проведенного совместного времени в школе или во дворе мальчишки играют с мальчишками, девчонки - с девчонками.

Происходит это потому что мотив совместных игр не только не изменился, но, напротив, расцвел: мальчики чаще в своих играх пытаются доказать свое "Я", это игры на соперничество. Девочкам интересно человеческое общение, они направлены на познание тонкостей взаимодействия.

И эти детские потребности в игре четко оправданы их социальными ролями в будущем: мужчины - добытчики, женщины - хранительницы очага.

Детки учатся своим ролям, а это зачастую приводит к конфликтам. Ведь когда эти две группы оказываются вместе, происходит столкновение интересов. Мальчики пытаются доказать свое превосходство, зачастую не воспринимая того, что перед ними девочки. Неудивительно, что мальчиковые игры девочкам кажутся "дурацкими" и непонятными. При этом девочки ориентируются на общение, им важно общение с учительницей, с подружками. Важно как общение само по себе. Мальчики в свою очередь не принимают такую девичью позицию, считают игры девочек недостойными их внимания.

Кстати, часто именно в этом возрасте мальчишки начинают подтрунивать над девочками (дернуть за косичку, выкинуть портфель и т.п). Мальчик так пытается привлечь внимание понравившейся девочки. Ему же завоевать ее надо, победить! Но она его стремлений не понимает, поэтому его "шутки" обижают ее, вызывают злость.

В этом же возрасте появляются дразнилки типа "Тили-тили тесто жених и невеста". Или же стоит мальчику с девочкой несколько раз пройтись домой вместе, одноклассники не оставят это безнаказаным. Бросать фразы типа "Петя любит Машу" начнут незамедлительно.

Главная особенность отношений между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте - разделение интересов в зависимости от половой принадлежости, некоторая "враждебность" по отношению к противоположному полу.

Родители, учителя могут тревожиться по этому поводу и стремиться к дисциплине, пытаются примирить два лагеря. Но не стоит грубо вмешиваться в отношения между полами, так как они могу помешать полному и закономерному развитию отношений между полами.

Подростковый возраст.

Этап "первой влюбленности".

Итак, противостояние закончилось. Гормоны берут свое. Подросток начинает обращать серьезное внимание на противополжный пол. Но опыта нет. Он пока учится, пробует себя на любовном фронте.

Давайте разберемся как это происходит.

Ребенок начинает взрослеть. Из гадкого утенка (в нашем случае прыщавого подростка) за какие-то 3-5 лет ему предстоит превратиться в прекрасного лебедя (в нашем случае, уверенного в себе молодого человека).

Возникает стремление нравиться, происходит качественная идентификация "Я как мужчина", "Я как женщина". На первый план выходит осознание личной привлекательности/неривлекательности. Это имеет первостепенное значение глазах сверстников.

Взаимоотношения между полами, имеет скачкообразный характер.

Исчезает детская непосредственность --- пропадает задиристость в отношении противоположного пола --- появляется зстенчивость, скованность,робость, либо показное равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола, готовность к его насмешкам --- наконец, к старшему подростковому возрасту появляются романтические отношения, "первая любовь".

Надо заметить, что первые чувства не отличаются постоянством. Подростковый максимализм захватыае и эту сферу жизни. Чем ярче, драматичнее происходят события - тем интереснее подростку их проживать, ведь такая драматичность дает огромный опыт. Опыт выстраивания отношений с противоположным полом.

Родители, как правило, оказываются не готовы к такой взрослости своего чада. "Как? Уже? Когда успел вырасти?" - читаешь в их глазах.

И тут очень важно родителям принять эту данность. А когда приняли, то поговорить с ребенком. От сердца поговорить. Не читая нотации о предохранении, о том,что этот мальчик плохой, а девочка супер самоуверенная.

Нет, разговаривать,безусловно, нужно об отношениях мужчин и женщинах, о сексе, конце концов, нужно. Но так, как разоваривают с самым дорогим человеком. Желая добра и показывая, что чувства ребенка ценны!

Иначе своим стремлением научить, показать, кто главный можно разрушить тот мостик, который связывал Вас с ребенком в предыдущие годы. Оно Вам надо?

Нужно помнить, что из каждого возраста ребенок должен вынести что-то полезное.

Главное приобретение подросткового возраста - развитие самосознания, стремления стать лучше в рамках своей референтной группы.

Вот так вот от количества к качеству идет развитие отношений между полами детском возрасте.

Каждый этап важен и необходим, кроме того, всему свое время. Дети без нас, родителей, чувствуют, что им необходимо на каждом ворастном этапе. Наша задача - не вмешиваться в их отношения,когда они не просят нас об этом. Но наблюдать! И помогать, когда это необходимо.

Счастья и любви Вам и Вашим детям!

Похожие публикации