Основы обучения детей с синдромом дауна. Упражнения для детей с синдромом дауна

Примерно один ребенок из тысячи рождается с синдромом Дауна. Это – тяжелая патология, которая замедляет не только интеллектуальное, но и физическое развитие человека. У 80 % «солнечных» детей пониженный тонус мышц и непропорциональное строение тела. В таких условиях детям трудно координировать движения, они долго учатся ходить, часто падают, задевают предметы вокруг себя, медленнее осваивают новые движения.

Есть несколько советов, как помочь детям стать выносливее и улучшить координацию движений.

Во-первых, побуждайте ребенка выполнять с вами домашнюю работу. Конечно, ремонт в квартире он вам вряд ли поможет сделать, а вот простые бытовые действия ему вполне под силу. Если вы делаете уборку – дайте ему тряпочку, пусть «вытирает пыль» со стульев, или с дивана. Или с кота (главное, чтобы кот был не против). «Солнечные» дети очень любят повторять увиденные действия, так что вполне можно показать ему, например, как расчесать папу, или составить книги на полку, или подмести пол – ребенок с удовольствием «поработает» вместе со взрослыми.

Во-вторых, есть очень много несложных физических упражнений и игр, развивающих координацию, которыми можно заняться дома. У детей с синдромом Дауна в 40% случаев наблюдается порок сердца, так что все упражнения нужно выполнять в щадящем режиме и только после консультации с врачом.

Упражнения с мячом.

С мячиком, конечно, безопаснее играть на улице – меньше вероятность что-нибудь разбить или уронить. Но если очень хочется дома, то мячик можно:

  • катать самому и от мамы к ребенку
  • закатывать в ворота
  • чеканить
  • положить его под грудь, руки поставить на пол и проползать по мячу вперед и назад
  • катать по вытянутым ножкам, сидя на полу
  • Упражнения с веревочкой.

    Лучше всего купить в строительном магазине альпинистский трос, не очень толстый, номер 8 или 9, или гимнастическую скакалку. Резиновые скакалки слишком тонкие, а еще они больно стегают по телу, так что эффект и удовольствие от них будет меньше.

    • ходить по расстеленной на полу веревочке
    • стоя на веревочке, приседать и вставать
    • перепрыгивать через нее (лежащую на полу)
    • подбрасывать ее и ловить
    • сделать из веревочки кольцо на полу и бросать в него мячик
    • сложить пополам и, и, взяв за два конца, вращать перед собой и сбоку

    Упражнения с шариком.

    С воздушным шариком можно делать все то, что нельзя с мячом – подбрасывать до потолка, кидать маме, сбивать поставленные в ряд пустые коробки. А еще игра с шарами – это очень весело! (Правда, любимую вазу из венецианского стекла все же стоит спрятать подальше).

    Устройте дома «полосу препятствий» — разложите детали мягкого пазла по полу и перешагивайте «с кочки на кочку». Для этой цели можно также купить гипсокартон и нарезать кусками 10х10 см (листы бумаги или обычного картона будут скользить и по ковру, и по паркету). Из того же гипсокартона или из ДСП сделайте небольшую горку, направив ее с дивана на пол, а еще малышу понравится забираться по двусторонней лесенке в две – три ступеньки, которую тоже можно сделать самим или купить в магазине игрушек.

    Организуйтесь с другими родителями, запишите детей на плавание или айкидо (детей с синдромом Дауна можно тренировать группами по два – три человека). Плавание – практически универсальный спорт, безопасный и при этом развивающий все группы мышц. В айкидо нет агрессии, резких движений, не требуется специальная физическая подготовка, и оно, как и все боевые искусства, очень хорошо развивает координацию движений. Прекрасный результат, в том числе и в эмоциональной сфере, дают иппотерапия (занятия лечебной верховой ездой) и дельфинотерапия.

    Это, конечно, далеко не полный список. Но если вы будете заниматься по двадцать минут день в течение месяца, вы получите заметный результат. Ваш ребенок станет выносливее, будет лучше ориентироваться в пространстве, а еще ему понравятся новые интересные игры.

    www.rusmedserver.ru

    Развитие навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна

    Дети с синдромом Дауна имеют некоторые особенности в формировании мелкой моторики. Развитие навыков мелкой моторики происходит с разной скоростью, и у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Однако существует набор связанных с синдромом Дауна особенностей, которые могут повлиять на развитие навыков мелкой моторики. К ним относятся анатомические особенности, в частности, сниженный мышечный тонус, медицинские проблемы и замедленное развитие познавательной сферы.

    Эффективными упражнениями для развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна являются: шнуровка, собирание пирамидок, матрешек, пазлов, застегивание молний, пуговиц, нанизывание крупных бус, игры с мозаикой, кубиками, песком, наматывание тонкой веревки на катушку или собственный пальчик, рвать и комкать бумагу.

    Все эти упражнения способствуют развитию самостоятельности, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, внимания, логического мышления ребенка.

    На начальном этапе упражнения по мелкой моторике детям даются достаточно тяжело. Через некоторое время занятия становятся автоматизированными, а движения ускоряются.

    Также развитие мелкой моторики реализуется в игре, в различных видах деятельности, в том числе в конструировании и изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

    Развитие мелкой моторики имеет большое значение, поскольку дает ребенку с синдромом Дауна возможность взаимодействовать с окружающим миром, и, следовательно, способствует формированию навыков речи, письма и навыков самообслуживания, а также дети раскрывают свои возможности.

    www.za-partoi.ru

    Упражнения для детей с синдромом дауна

    Туркина Елена Николаевна,

    Дети с синдромом Дауна рождаются с частотой 1 на 800 новорожденных. Это самая распространенная генетическая аномалия, не зависящая от внешних факторов – национальности, образа жизни и образования родителей.

    Как правило, дети с синдромом Дауна имеют отстающие темпы развития по возрастным нормам обычных детей, обладают различным исходным уровнем, и динамика их развития также может существенно различаться.

    В развитии ребенка с синдромом Дауна отмечаются характерные особенности:

    1. Медленное формирование понятий и становление навыков:

  • снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
  • необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
  • низкий уровень обобщения материала;
  • утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
  • 2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно. С этим взаимосвязаны:

  • трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;
  • сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую;
  • замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;
  • трудности при выполнении цепочки действий;
  • нарушения планирования действий.
  • 3.Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь познавательного развития с развитием других сфер.

    4.Особенностью предметно-практического мышления, характерного для младшего дошкольного возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, поэтому лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.

    5. Нарушение сенсорного восприятия (звуков, сигналов, представлений о цвете, форме, величине т.д.), что может быть связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.

    Излечение хромосомной аномалии невозможно, но систематические занятия и постоянное медицинское наблюдение позволяют ребенку с синдромом Дауна освоить жизненно необходимые навыки, добиться успехов в социализации и развитии. Его можно научить общаться, самостоятельно есть, одеваться, ухаживать за собой, читать, писать, танцевать и делать многое из того, что умеют сверстники.

    Роль родителей в этом плане незаменима. Ничто не помогает ребенку развиваться так, как их помощь, поддержка, забота и любовь.

    Занимаясь с особым ребенком, особое внимание необходимо уделить развитию навыков самообслуживания, общей и мелкой моторики, координации движений, предметно- практической, игровой и познавательной деятельности.

    Очень важно как можно раньше начать развивающие занятия с малышом и проводить их регулярно. В течение дня можно организовать 1- 2 занятия по 10- 15 минут. Желательно проводить их за детским столом. Чтобы ребенок не отвлекался, перед занятием нужно освободить стол от ненужных игрушек и посторонних предметов, оставив только те игрушки, которые потребуются. Во время занятий лучше садиться напротив ребенка, чтобы он мог без труда установить зрительный контакт со взрослым, видеть выражение лица, копировать действия мамы или папы.

    Мышление в младшем дошкольном возрасте носит предметно- практический характер, поэтому необходимо вовлекать малыша в практическую деятельность. Очень важно, чтобы ребёнок и смотрел, и слушал, и совершал действия с предметами. Малышу необходимо рассмотреть и потрогать тот материал, с которым он действует, чтобы было легче соотнести его со словесной инструкцией и создать более полный и точный образ. Поэтому во время занятий хорошо использовать яркие игрушки, игрушки с различной фактурой, бытовые предметы. При этом следует соблюдать одну и ту же последовательность:

  • обязательно назвать предмет (игрушку);
  • охарактеризовать его форму, цвет, вкус, величину;
  • показать, как этим предметом можно действовать.
  • Нужно стараться для отработки одних и тех же навыков пользоваться различными материалами. Использование картинок возможно, когда ребенок уже знаком с теми предметами, которые на них изображены. Обучать с помощью «вопросов и ответов» можно только в тех случаях, когда ребенок уже достиг достаточно высокого уровня развития. Показывайте ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяйте необходимые действия.

    Занятия с малышом следует проводить в игровой форме, используя неожиданное, сюрпризное появление игрушки, обучение в качестве «ученика» любимого медвежонка, оказание помощи кукле и т.д. Используйте привлекательные для детей механические, светящиеся и звучащие игрушки, игры на магнитах и «липучках». Старайтесь играть с ребенком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают зрительное и слуховое восприятие, мышление и речь. Полезными для дошкольника будут всевозможные игры на сортировку предметов по величине, цвету, форме, нахождение одинаковых предметов, игры с матрешками, пирамидками, вкладышами.

    Важно чтобы задания были доступны ребенку. Начиная обучение новому навыку, вначале надо использовать простые и легкие задания, а затем постепенно повышать уровень их сложности. Например, если хотите научить ребенка складывать пазлы, начните с картинки из двух- трех крупных элементов, а картинка из 30 мелких деталей пока полежит на полке. Уровень трудности задания должен находиться в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей ребенка, т.е. нужно, чтобы степень трудности каждого следующего задания была бы хоть не намного, но увеличена. Это позволит ребенку с вашей помощью или путем подражания выполнить какое-либо упражнение и таким образом подняться на более высокую ступень развития.

    Необходимо насыщать занятия эмоциональным компонентом, так как у детей с синдромом Дауна эмоции относительно сохранны, и усвоение практического опыта осуществляется по эмоциональным каналам. Желательно включать в занятия с ребенком больше музыки и пения, использовать изобразительную деятельность, театрализованные игры. Важно сделать так, чтобы действию, которое должно стать для ребенка привычным, сопутствовали приятные переживания. Это и устная похвала, и ласковое поглаживание, и поощрение в виде какого-либо подарка. Разговаривайте с ребенком спокойным, доброжелательным тоном. Всегда положительно оценивайте его попытки справиться с заданием, выполнить вашу просьбу, поддерживайте любую его инициативу.

    Особое внимание следует обратить на развитие речи малыша. При этом необходимо опираться на большую подражательность ребенка с синдромом Дауна. Кроме проведения специальных занятий по развитию речи комментируйте свои действия, за которыми наблюдает малыш, простыми предложения¬ми: «я мою руки», «надеваю куртку», «режу хлеб», «мою тарелку» и т. п. Называйте предметы и действия, на которых в данный момент сосредоточено внимание ребенка, которые наиболее актуальны для него. Например, если ребёнок хочет яблоко, то, показывая на него, нужно спрашивать: «Яблоко?» и отвечать: «Да, это яблоко». Надо использовать минимальное количество слов, говорить медленно и чётко, повторять одно и то же слово несколько раз. Желательно, чтобы артикуляционные движения губ взрослого попадали в поле зрения ребёнка, вызывали желание имитировать их.

    Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим словам, жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать им общаться на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова активизирует разговорную речь. Кроме того, жесты могут пригодиться в качестве дополнения к речи в моменты, когда ребёнку трудно передать своё послание словами. Не надо принуждать ребёнка что-либо сказать или повторить. Лучше вообще избегать слов «скажи» и «повтори», так как на эти просьбы у ребёнка может вырабатываться негативная реакция. Эти слова лучше заменить соответствующими вопросами или словами «покажи», «угадай». Читайте ребенку больше книг, подбирайте тексты в соответствии с его уровнем понимания. При этом используйте издания с яркими, крупными картинками, иллюстрирующими содержание текста. Полезно в процессе чтения одновременно рисовать отдельных персонажей.

    Для малыша с синдромом Дауна необходимы игры и упражнения на развитие мелкой моторики: формирование щепотного захвата (большим, средним и указательным пальцами) и формирование пинцетного захвата (большим и указательным пальцами). Предлагайте ребенку играть с заводными игрушками, книжками с наклейками, собирайте пазлы, опускайте монетки в копилку, пуговицы и бусинки — в коробку, закрывайте банки и бутылки крышками, фломастеры и ручки — колпачками. В режиме дня отведите определенное время подвижным играм. Приучайте ребенка ходить по выложенным из веревочек, ленточек квадрату, кругу, различным линиям. Играйте в игры, где требуется бросать и ловить мяч, забрасывать его в коробку или корзину. Научите перешагивать через невысокие препятствия, прыгать на одной и на другой ноге, доставать различные вещи, находящиеся в труднодоступных местах (встать на стул и достать со шкафа мишку).

    Для особого ребенка очень важным является соблюдение режима, приучение к аккуратности, раннее участие в различных видах бытового труда вместе с взрослыми, а затем и самостоятельно под их руководством. Обязательно привлекайте ребенка к посильному выполнению заданий по уходу за собой: мыть лицо, руки, вытираться полотенцем. Приучайте к выполнению несложных бытовых действий: поливать цветы, вытирать пыль, убирать игрушки, накрывать на стол и так далее.

    Воспитание ребенка с синдромом Дауна требует от родителей много времени, терпения и настойчивости, но благодаря этому, постепенно в процессе игровой, предметно-практической деятельности, самообслуживания у него развивается речь, компенсируются недостатки мышления, формируются положительные эмоциональные качества.

    1. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей. — М.:АРКТИ,2006.

    2. Мастюкова Е.М., Московкина А.Р. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М., ВЛАДОС, 2003.

    3. Медведева Т.П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. — 2-е изд.- М.: Монолит, 2010.

    4. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком: руководство для родителей.- М.: Теревинф, 2004.

    20 развивающих игр и упражнений для детей, имеющих синдром Дауна

    Эти игры и упражнения для детей с синдромом Дауна помогают развивать мышление, познавательные и образовательные навыки.

    Дети обычно испытывают значительную задержку и трудности при обучении разговору, хотя понимают гораздо больше, чем могут выразить. Если вы воспитываете ребенка с диагнозом синдром Дауна, поощряйте его навыки развития и общения. Выберите игры, занятия, которые наилучшим образом соответствуют возрасту и уровню развития, не забудьте вознаградить его усилия похвалой и объятиями.

    Развивающие игры, соответствующие развитию по месяцам

    ВОЗРАСТ 0 - 2

    Послушай меня

    Обучите малыша распознавать звуки речи в начале жизни, играя. Удерживайте его, стоящего перед вами, поддерживая голову, и медленно создавайте звуки, подобные «a-aх», «o-ох», «п-па», «м-ма». Делайте преувеличенные движения губ. Вы будете в восторге от его усилий по копированию. Существуют звуковые карты с изображением букв, которые можно использовать, начиная с 9 месяцев, чтобы научить его слушать, различать слова, копировать движения губ.

    Произнеси вслух

    Визуальное обучение является ведущим для людей с синдромом Дауна. Запоминание словесной информации является более сложным. Помогите ему узнать названия знакомых предметов, применяя простые жесты вместе со словами, говорит Бакли, соавтор книги «Речь и развитие языка для детей с синдромом Дауна» (от 0 до 5 лет) . Например, приложите руку к уху, когда звонит телефон и говорите- «телефон» или притворитесь, что пьете из бутылки или чашки, говоря «пить».

    Вместе с тобой

    Привлеките внимание к объекту: погремушку, любимую игрушку, картинку, и попросите взглянуть на нее. Постепенно наращивайте время, его внимания, когда вы говорите о предмете. Мероприятия, поощряющие совместное внимание, когда ребенок и воспитатель смотрят и слушают вместе, помогают детям быстрее учиться языку, улучшают внимание.

    Один за раз

    В своей книге «Ранние коммуникативные навыки для детей с синдромом Дауна» Либби Кумин, говорит, что все общение зависит от слушателя и говорящего. Прокрутка мяча назад и вперед - простой способ практиковать это умение. Когда вы катите мяч, говорите «очередь мамы », когда отталкивает его назад, произнесите его имя («очередь Джека »). Как только произносит имя, попросите указать на себя и сказать «я» или собственное имя.

    Возраст 2 – 3 года

    Хочу чтобы!

    Обучение значению знаков и символов помогает общаться до появления языковых навыков. В своем практическом руководстве «Этот знак означает мороженое» Центр раннего обучения грамотности, рекомендует показать малышу реальный объект или деятельность вместе с соответствующим изображением. Делайте снимки объектов или видов деятельности, которые ребенок любит, он сможет «спросить», что хочет, указывая или передавая вам изображение. Всегда призывайте его сказать это слово.

    Радуга обучения

    Играйте в эту забавную игру для обучения цветам: Соберите много вещей одного цвета со всего дома - красную рубашку, одеяло, чашку - и поместите их в красный мешок или корзину для белья. «Визуальная деятельность, основанная на объектах реального мира, облегчает понимание общей концепции», - говорит д-р Кумин. Если ребенок находится на уровне одного слова, назовите цвет, когда вытаскиваете объект. Когда научится обрабатывать двусловную фразу, цвет и имя объекта.

    Расскажи мне больше

    Детям с синдромом Дауна требуется больше времени, прежде чем они образуют многословные фразы. Исследования показывают, что обычно имеют словарный запас из 100 слов, прежде чем начнут складывать их. Переходите с одного слова на двухсловный этап, используя технику подражания с расширением. Сначала повторите сказанное слово, затем дополните его другим. Например, если говорит «лодка» во время игры, скажите: «Лодка, плывет». Если скажет «собака», можете сказать: «Собака. Черная собака». Повторение очень важно, говорит д-р Кумин, поэтому не расстраивайтесь, если приходится делать это часто.

    Визуальный помощник

    Используйте предметы для вызывания двухсловных фраз. В простейшем случае инструмент представляет собой прямоугольный кусок ламинированного картона с двумя цветными точками, расположенными на расстоянии нескольких сантиметров друг от друга. «Доска служит визуальным напоминанием, чтобы свести два слова», - говорит д-р Кумин. Например, при моделировании фразы «Автомобиль едет» укажите на первую точку, когда говорите «автомобиль», затем на вторую точку, когда говорите «едет». Используйте руки, показывая движение, это будет служить тактильной поддержкой. По мере того, как ребенок прогрессирует, нарисуйте больше точек, чтобы дать подсказки, при увеличении длины фраз.

    ВОЗРАСТ 3 – 5 лет, расширение словаря, звуки

    Время чая - время обучения

    Когда язык, который используете, связан с повседневной деятельностью, он делает обучение функциональным и более мотивирующим. Добавляйте к словарю повседневные слова, такие как сидеть , пить , есть , стирать . Пейте чай, принимайте ванну с куклами, описывайте, что делаете. Затем следуйте за ребенком - подайте еду, вымойте, оденьте кукол, предложите поговорить о том, что делаете, используя фразы из двух или трех слов («Долли пьет чай» или «Мама моет куклу»).

    Вау! Новое слово

    Укрепите сильные стороны зрительной памяти ребенка, используя похвалу, чтобы повысить самооценку и выразительный язык. Джо и Сьюзан Котлински, родители дочери с синдромом Дауна, создали специальную систему обучения чтению. Они предлагают наклеить лист бумаги размером 8 1/2 «x 11» на видном месте. Каждый раз, когда ребенок говорит новое слово или слово, которое вы не слышали, перестаньте делать то, что делаете, произнесите: «О, это новое слово!» и напишите его на листе. Распечатайте слово строчными буквами на карточке размером 5 «x 7». Затем покажите карточку и произнесите слово одновременно. Позже, еще раз покажите карту и повторите слово. Со временем ребенок попытается добавить новые слова в список.

    Звуковые пузыри

    Напишите буквы на обратной стороне цветных кругов. Попросите ребенка перевернуть каждый круг и произнести звук. Подскажите, издав правильный звук, со временем уменьшите подсказки. Начните с нескольких кругов, и звуков, которые ребенок уже произносит, и медленно добавляйте новые. «Большинство детей с синдромом Дауна, начнут изучать звуки между 3 и 5 годами», - говорит Бакли.

    Учебные занятия для малышей с синдромом Дауна

    Существует множество учебных занятий, которые помогут вовлечь малышей с синдромом Дауна. Эти специальные дети получат пользу от повседневной практики, помогая взрослым. Независимо от особых способностей ребенка, существуют упражнения, соответствующие их потребностям, чтобы достичь индивидуального потенциала.

    Раннее чтение

    «Из-за хорошей зрительной памяти детей с синдромом Дауна можно научить читать рано, когда есть понимание 50 - 100 слов, могут сопоставлять и выбирать фотографии», - говорит Бакли. Сделайте игру со словами, на которые легко отвечает, например, фамилии или продукты.

    Напечатайте два смежных слова, таких как мама и папа , крупным шрифтом на кусочке белой бумаги, ламинируйте его (используйте картонные подложки, если хотите). Печатайте слово снова, отдельно, на маленьких карточках. Поместите большую карточку лицом вверх, перед ребенком, возьмите его за руку с маленькой карточкой, которая соответствуют словам на большой карточке, по одному за раз. Увеличьте слова, которые появляются на больших карточках, до трех или четырех.

    Игра в совпадение слов и изображений сделать задачу освоения навыков чтения менее расстраивающей. Чтобы подготовить игру, выберите книгу или рассказ с простыми словами, с которыми ребенок уже знаком. Прежде чем прочесть рассказ ребенку, выделите в нем слова. Соберите изображения, которые представляют каждое выделенное слово, и разложите их на столе.

    Прочитайте историю, позволяя ему просматривать страницу во время чтения. Когда переходите к выделенному слову, останавливайтесь и позвольте ребенку выбрать изображение, представляющее соответствующее слово. Хвалите его за успех.

    Отсутствуют исследования, как влияют шахматы на детей с трисомией 21, но можно попробовать включить игру в программу развития. Шахматы-сложная интеллектуальная игра, при которой требуется планирование, хорошо развитое мышление и память. Слабость этих функций делает недоступной игру в шахматы для детей с синдромом Дауна.

    Деятельность по физическому развитию

    У людей, имеющих трисомию 21 мышцы более гибкие. Это не позволяет им освоить физические навыки так же легко, как другим детям. По той же причине некоторые дети склонны двигаться меньше. Занятия физическими упражнениями в течение дня помогает развивать тонус мышц, физические навыки. Рекомендуются упражнения, связанные с ползанием, стоянием и ходьбой.

    Баланс и координация движений

    У детей с синдромом Дауна часто возникают трудности с балансом, вестибулярной системой. Вот почему они часто боятся качелей. Развитие баланса поможет уменьшить эти опасения. Используйте гамак, так как он целиком удерживает ребенка, а также позволяет перемещаться вперед- назад, из стороны в сторону. Все эти действия помогут развить вестибулярную систему, чувство равновесия.

    Работа с функциями рук

    При синдроме Дауна немного другое расположение костей рук. Это одна из причин, по которой трудно найти прекрасные упражнения на координацию. Деятельность, которая улучшает координацию глаза-руки, поможет легче усвоить эти навыки. Для этой цели используйте различные виды искусства и ремесел. Например, поделки из теста, шнуровка, сбор мелких предметов.

    Тактильная деятельность

    У солнечных детей часто возникает гиперчувствительность. Им не нравится прикасаться к каким-либо предметам или ходить по некоторым поверхностям. Чтобы уменьшить это, протирайте тканью с различными текстурами подошву ног и ладони их рук.

    Начните с комфортных и переносимых ощущений, медленно вводите другие, которые ребенку могут не понравиться. Некоторые предметы, которых даунята не любят касаться, это клей, желе, песок, грязь. Часто они не любят ходить по траве, холодным, неровным поверхностям, таким как галька, мокрый песок. Такие занятия, как игра с тестом, рисование пальцами, помогают снизить гиперчувствительность.

    Это некоторые полезные идеи, упражнения и занятия для детей, имеющих синдром Дауна, которые помогут им развиваться успешнее.

    Головоломка «Кто это?»

    В то время как обычные дети, с относительной легкостью получают информацию об окружающем их мире, люди с синдромом Дауна часто борются за то, чтобы развить понимание мира, в котором живут. Помогите человеку построить свои базовые навыки, создав загадки из лиц. Чтобы создать их, выберите изображения лиц из журналов или лиц членов семьи. Разрежьте каждое изображение на 3 полосы, отделив части лица (глаза, нос, рот). Поместите обрезанные лица в конверты или мешочки. Позвольте соединить их вместе, практикуя его понимание структуры лица.

    Осведомленность

    Для малышей с синдромом Дауна действия, которые помогают им лучше осознавать свое тело, как он движется, будут полезны для развития мышления. Родители могут манипулировать руками и ногами ребенка вверх- вниз, вправо-влево. По мере роста дети могут сделать это сами. Это может быть зеркальной деятельностью; взрослый касается его головы, потом малыш касается головы взрослого. Взрослый хлопает в ладоши, ребенок копирует. Помогая копировать движения, вы помогаете научиться делать это самостоятельно.

    Мелкая моторика

    Ежедневные мелкие моторные навыки, усиливают мышцы пальцев и рук. Используйте глину или пластилин для создания разных объектов. Другой способ развития тонких моторных навыков - практика резки различных видов бумаги. Используйте безопасные ножницы.

    Основные двигательные навыки

    Разместите пять или шесть обручей на земле. Ребенок целится и бросает маленькие мешочки с фасолью в середину обруча. Или создайте игру в боулинг. Это можно сделать, используя пустые пластиковые бутылки. Ребенок применяет шарики разного размера, чтобы сбить их.

    Занятия музыкой

    Даун синдром - это генетическое расстройство, которое обычно приводит к более медленному обучению, импульсивному поведению и короткому охвату внимания. Музыкальная деятельность полезна для людей, имеющих синдром Дауна, потому что эти ученики учатся лучше с уроками, которые повторяются и привлекательны. Ритмы и повторяемость музыки помогают запомнить что-то более легкое, чем простая речь. Музыка для детей с синдромом Дауна стимулирует весь мозг, это отличный инструмент обучения.

    Зеркальные песни

    Дети с синдромом Дауна часто высовывают язык при разговоре из-за отсутствия контроля над мышцами. Сядьте с малышом перед зеркалом и включите веселую песню, которую он любит. Пойте вместе с ним и смотрите в зеркало. Он увидит собственный язык и попытается скопировать вашу манеру использования язык, когда поете.

    Первое, что учат в школьные годы, это алфавит, счет, свой адрес и номер телефона. Один из самых простых способов для детей с синдромом Дауна всех возрастов, запомнить эту информацию - песня. Можно использовать готовые песни алфавита или счета, или придумать свою простую, запоминающуюся мелодию. Этот способ подходит для любой информации, которую необходимо запомнить. Дополнительным бонусом является то, что большинство детей с синдромом Дауна любят музыку, поэтому уделяют больше внимания, повторяют песни, поэтому быстрее запоминают.

    Музыкальное движение

    Применяйте музыку с движением, чтобы стимулировать двигательную, координацию глаз и когнитивные навыки. У детей с синдромом Дауна существует высокий риск ожирения, и они гораздо больше интересуются музыкой, чем движением. Простые действия включают танцы под песню или музыку. Когнитивные навыки тренируются путем бросания мяча под музыку. Каждый раз, когда музыка останавливается, надо практиковать текущий навык. Например, если работаете над рифмой, каждый раз, когда музыка останавливается, надо сказать слово, которое рифмуется.

    Ритм и движение

    Деятельность, связанная с ритмом и движением, стимулирует развитие речи, помогает справиться с трудностями. Когда музыка воспроизводится, дети могут хлопать или бить барабан, чтобы усилить ритм. Также могут показать свои танцевальные движения или следовать указаниям в песне, чтобы освоить разные движения.

    Дети с синдромом Дауна имеют дефицит в некоторых областях развития. Однако, обеспечивая надлежащую среду и правильные игры, занятия на раннем этапе жизни, мы можем помочь развить и получить навыки, которых не хватает естественным и приятным образом.

    Индивидуальное занятие с ребенком-инвалидом 5 лет (синдром Дауна),
    согласно индивидуальной адаптированной образовательной программе.

    Раздел работы
    Основные виды работы

    Организационный момент.
    Ваня, скоро праздник Новый год. К нам в гости сегодня пришла ёлочка (на столе лежит картинка, с изображением ёлочки). Она хочет с тобой поиграть. А ты хочешь поиграть с ёлочкой? (так как ребенок общается только при помощи звукокомплексов, пытаемся вместе сказать «да»).

    Общие речевые навыки
    Основная часть.
    1. На Новый год ёлочка очень любит, когда её поют песни. Давай и мы с тобой поём для неё песенку.
    Пение гласных звуков [а], [у], [и], их слияний.
    Гласные поём громко-тихо. Сначала пропеваем один гласный звук. Затем поём другую песенку, с другим гласным звуком. Затем с третьим. Потом пытаемся пропеть слияние гласных звуков – ау, аи, уа, уи и т.д.

    Артикуляционная моторика
    2. Артикуляционная гимнастика.
    Елочка очень хочет посмотреть, как ты умеешь хорошо работать язычком. Покажешь ей?
    «Бегемотик» (открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот). Повторить 3-4 раза.
    «Лягушка» (улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять», затем вернуть губы в исходное положение). Повторить 3-4 раза. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
    «Слонёнок» (сомкнутые губы вытянуть вперёд трубочкой, удерживать под счёт взрослого до 5-10). Повторить 3-4 раза.
    «Лягушка-слонёнок» (на слово «лягушка» улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении. На слово «слонёнок» - сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Далее чередовать «лягушка – слонёнок», «лягушка – слонёнок». При чередование зубы должны быть сомкнутые, работают только губы). Повторить 8-10 раз.
    «Месим тесто» (улыбнуться, открыть рот, пошлёпать язык губами: пя-пя-пя. Затем покусать его зубами: тя-тя-тя). Повторить 5 раз.
    «Блинчик» (улыбнуться, широко открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти). Повторить 3-5 раз.

    Лексика
    3. игра «Праздник ёлки».
    Посмотри внимательно на елку, скоро праздник, а на ней совсем нет игрушек. Давай мы с тобой её сейчас украсим.
    На столе лежат картинки с изображением бус, шаров, домика, кота, мишки, волка, кубика, звезды.
    Что сначала повесим на ёлку? Это бусы. Логопед вместе с ребенком повторяют.
    Потом повесим на елку шары. Что это? Логопед вместе с ребенком повторяют.
    После того, как украсят всю елку, логопед спрашивает у Вани, что висит на елке. Логопед показывает на игрушку, а Ваня самостоятельно называет, что висит на елке.

    Мелкая моторика
    4. Игра-шнуровка «Ёлочка».
    Смотри, елочка пришла в гости не одна. Кто это ещё пришёл? Правильно, ещё одна елочка. Она тоже хочет, чтобы её нарядили к празднику. Смотри, какие у меня есть длинные бусы. Что это? (Бусы). Давай мы украсим елочку.
    Ваня с помощью шнурка украшает картонную елочку.

    5. Массаж ладоней и пальцев рук (при помощи массажных мячиков, Ваня повторяет движения, которые показывает логопед - .
    «Здравствуй, мой любимый мячик!»Скажет утром каждый пальчик.(катаем мяч между двумя ладонями)
    Крепко мячик обнимает,Никуда не выпускает.(крепко сжать мяч ладонями двух рук)
    Только брату отдает:Брат у брата мяч берет.(переложить мяч с одной ладошки на другую)
    Два козленка мяч бодалиИ другим козлятам дали.(удерживать указательными пальцами правой и левой руки мяч, затем средними пальцами и т. д.)
    По столу круги катаю,Из-под рук не выпускаю.Взад-вперед его качу;Вправо-влево как хочу.(катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед)
    Танцевать умеет танец,На мяче мой каждый палец.(катать мяч по кончикам пальцев)
    Мячик пальцем разминаю,Вдоль по пальцам мяч гоняю.(катать мяч всей длинной пальцев)
    Мячик мой не отдыхает Между пальцами гуляет.(катаем мяч между ладонями вверх-вниз)

    Поиграю я в футболИ забью в ладошку гол.(подкидываем мяч вверх)
    Сверху левой, снизу правойЯ его катаю браво.(левой ладошкой катать мяч по правой ладони)Поверну, а ты проверь Сверху правая теперь!

    Зрительное и слуховое внимание и восприятие
    6. «Что звучит?» (бубен, барабан, часы, дудочка).
    Сначала логопед уточняет названия музыкальных инструментов и то, как звучит каждый инструмент. Затем логопед прячет за ширму инструменты и по очереди играет на них. Ваня должен правильно узнать и назвать музыкальный инструмент.

    Итог.
    Логопед вместе с ребенком вспоминают, что они сегодня делали, в какие игры играли? Что украшали? Чем нарядили елочку?
    Логопед хвалит ребенка и говорит, что елочка к нам ещё придет в гости.

    Заголовок 115


    Приложенные файлы

    «Солнечные дети

    с синдромом Дауна».

    « Главное – верить в ребенка и принимать

    его таким, какой он есть.

    Ну и всеми силами помогать ему

    развиваться. » (Лариса Зимина.)

    «Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то,

    что не хотел бы,чтобы делали твоему.»(Януш Корчак)

    Во всем мире людей с синдромом Дауна называют « солнечными» - настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они просто не способны кого -либо обидеть, поскольку напрочь лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться. И, как все дети, они любят играть, танцевать, читать, шалить, узнавать что- то новое.

    Но жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания- как со стороны семьи, так и всего общества.

    Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна - их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

    Подвижные и психологические игры, игры-эстафеты, позитивно влияют на физическое и психическое состояние детей с синдромом Дауна.

    Зафиксированы изменения в психическом состоянии детей:

    ·улучшение концентрации внимания;

    ·снижение тревожности в общении;

    ·увеличение активности;

    ·улучшение социально-бытовой ориентации.

    Посмотрите, например, на эту фотографию - какая гибкость, какие эмоции! Сразу видно, что у детей потрясающие спортивные способности.

    Своевременное и адекватное использование групповых игр и упражнений, в качестве метода рекреации, адаптации и коррекции эмоциональных нарушений, у детей с синдромом Дауна предотвращает невротическое развитие их личности и представляет собой эффективное средство социальной адаптации.

    Детям с болезнью Дауна доступны некоторые виды элементарной ручной деятельности. У них сохранено восприятие пространственных отношений и цветоразличение. Многие из них соотносят предметы по форме и величине. Все это может служить основой для обучения детей с синдромом Дауна простейшим видам игровой и учебной деятельности .


    Дети-дауны имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, нуждаются не столько в упрощенной, сколько в индивидуальной программе обучения. Детям с синдромом Дауна сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, как правило, обладают хорошими способностями к визуальному обучению (например, им несложно выучить и использовать написанный текст).

    Классный час «Где живут витамины?»

    Проводит учитель 5-в класса: Бузылёва Е.В.


    При обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества. Находясь среди своих сверстников, с похожими проблемами, дети перестают испытывать чувство неполноценности, охотнее общаются. Лишаясь гиперопеки родителей, дети учатся быть самостоятельными, берут на себя ответственность за решение посильных проблем.

    Клубный час «Защитники Отечества»

    Проводит воспитатель 5-в класса Остроух Н.Л.


    Эффективность педагогической технологии, направленной на социально-психологическую адаптацию и формирование социально-бытовых навыков у детей с синдромом Дауна, окажется существенно выше, если будет включать в себя процесс реализации индивидуальных программ с использованием методики, направленной на развитие и коррекцию когнитивных и эмоциональных недостатков у воспитанников.

    Несмотря на генетическую обусловленность заболевания и отсутствие эффективного лечения детей с синдромом Дауна, существует возможность их социальной адаптации.

    Большинство специалистов убеждено, что даунят можно научить практически всему, главное - заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам. Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна - не только лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в «обычную» жизнь - общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках и секциях.

    Обделенный здоровьем и некоторыми способностями, ребенок с синдромом Дауна получил от природы очень ценный подарок – прекрасные душевные качества. Дети – Дауны очень ласковы, добры и нежны. Они тонко чувствуют чужую боль и страдания, не умеют лгать и лицемерить, натягивать маску равнодушия. У них огромное количество друзей и друзей настоящих, которые никогда не предадут. Даунята, как индикатор, безошибочно определяют сущность человека, срывая с него фальшивую маску.

    Праздник « Золотая осень» .


    Работая с такими светлыми детьми, разве можно не измениться самому, стать добрее, сильнее, мудрее???

    Даунята учат людей любить друг друга такими, как мы есть, без всяких прикрас и уловок. Они учат нас ценить каждый день, радоваться даже самым маленьким победам, любить жизнь во всем её многообразии, любить ближнего своего и просто любить!

    Давайте и мы с вами, уважаемые коллеги, научимся любить ближнего своего и просто быть ЛЮДЬМИ!

    Цель: развитие подражательной речевой деятельности

    1. Вызывание звукоподражания;

    2. Выполнение действий по речевой инструкции и по подражанию;

    3. Понимание названий предметов;

    4. Понимание простых слов;

    5. Выражение своих желаний и просьбы о помощи;

    6. Накопление пассивного словаря по теме: «Домашние животные»;

    7. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

    I. Организационный момент

    Л.: Меня зовут Даша. Покажи, где Даша?

    Как меня зовут? Как тебя зовут? Где Максим, покажи?

    II. Основная часть

    (показываем коврик, на нем картинки занятий)

    Л.: Какое у тебя сейчас занятие? Музыка, математика или логопедическое занятие?

    (делаем артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»)

    2. Работа с картинками.

    Как мычит корова? (Как кричит коза (овца)? Как лает собака? Как мяучит кот?)

    3. Работа у доски.

    Л.: Где корова, покажи? А как топает корова? А как она мычит? (логопед делает совместно с ребенком)

    Складываем в коробку. Л.: Дай кота (собаку, корову, козу, овцу).

    Л.: Будешь собирать бусы?

    III. Подведение итогов

    Как ты сегодня занимался?

    (как поощрение – пускаем мыльные пузыри)

    Предварительный просмотр:

    Конспект индивидуального занятия с ребенком с синдромом Дауна на тему: «Домашние животные».

    1. Вызывание звукоподражания;
    2. Выполнение действий по речевой инструкции и по подражанию;
    3. Понимание названий предметов;
    4. Понимание простых слов;
    5. Выражение своих желаний и просьбы о помощи;
    6. Накопление пассивного словаря по теме: «Домашние животные»;
    7. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

    Оборудование: логопедический коврик, мёд, бусы, предметные картинки: кот, корова, коза, овца, собака; раздаточный материал.

    (показываем картинку корова)

    Л.: Это корова (коза, овца, собака, кот).

    Л.: му-му-му (ме-ме-ме, бе-бе-бе, аф-аф-аф, мяу-мяу-мяу).

    Л.: Повесь картинки на доску. (логопед всё оречевляет)

    (По аналогии: как котик шевелит ушками; как собака машет хвостиком (+ ф-ф); как бодается козочка, овечка (+ме-ме, + бе-бе).

    Л.: Повернись к столу.

    4. Работа за столом.

    5. Раздаточный материал.

    Л.: Покажи, где кот (коза, собака)? (соединяем животных в пары на листе)

    Пример индивидуальной работы с ребенком дошкольного возраста, имеющим РДА.

    Тема: «Постановка звука [Р]. Тигренок учится рычать». Коррекционно – образовательные цели:Вызывание и постановка отсутствующего звука различными способами (механическим, смешанным).Коррекционно –.

    Тема: «Дикие животные» Программное содержание:- Формировать у детей представления о диких животных: зайке, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни;- Закрепить ум.

    Конспект индивидуального занятия в группе коррекционной направленности для детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.Тема: «Игрушки».

    Интегрированное занятие во второй младшей группеИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно — эстет.

    В настоящее время большое внимание уделяется вопросу инклюзии. Дети с ОВЗ нуждаются в создании особых условий для их развития, в разработке индивидуального образовательного.

    данное занятие направлено на развитие фонематического восприятия, обогащение словарного запаса, совершенствование навыков моторики кисти и пальцев рук, артикуляционной моторики и многое другое.

    План-конспект занятия (конструирование, ручной труд, младшая группа) на тему:
    Подгрупповое занятие детей с синдромом Дауна 1мл.гр. Дома ребенка по теме «К бабушке в гости»

    Для детей с синдромом Дауна очень важно в современном мире найти способ адоптации в современном мире. Одним из таких способов является привитие интереса и любви к рисованию.

    Дети с синдромом Дауна первой младшей группы

    Воспитатель специализированного Дома ребенка Русинова Алена Викторовна

    Тема «К бабушке в гости»

    Цель: Вызвать у детей интерес к рисованию.

    Задача: 1.Ознакомить детей с красками, подводить к пониманию того, что ладошками

    могут изобразить животных-птиц.

    2.Поддерживать у детей попытки сравнивать изображения с объемной игрушкой

    гусь, узнавать и называть его.

    3.Развивать у детей интерес к рисованию и вырабатывать усидчивость

    восприятия, внимания, память.

    4.Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать культуру поведения,

    воспитывать у детей интерес к природе.

    5.Создать благоприятную обстановку для детей во время рисования.

    Предварительная 1.Умение правильно держать палочку, правильная техника

    работа: рисования горизонтальных и вертикальных линий.

    2.Упражнения на м/моторику, разрабатывать кисть руки,

    3.Знакомство с домашними птицами-гусями. Дать детям

    понять, что изображение ладошками на листе бумаги

    Оборудование: Широкие мисочки с разведенной водой гуашью белого и серого

    цвета, бумага цветная зеленого тона, ватные палочки, красная гуашь,

    вода в миске для ополаскивания рук, салфетки, фартуки, клеенка,

    объемная игрушка: гуси-белый и серый, бабушка, подносы, манка,

    прищепка, книжки-малышки, спокойная музыка, фото-снимок гусей.

    Пед. Ребята, сегодня мы с вами пойдем в гости к бабушке.

    По тропинке мы пойдем, прямо к бабушке придем.

    Ножки поднимаем, весело шагаем. Вот и пришли,

    Поздароваемся с бабушкой, здравствуй бабушка! (подаем правую руку)

    Ребятки, а бабушка жила не одна. (показ гусей)

    Худ.слово: «Жили у бабуси

    Два веселых гуся-

    Два веселых гуся»

    Пед. Ребята, красивые гуси? (да)

    Поближе познакомимся с гусями, покажите,

    Где у гуся глазки? Где клюв? Где шея длинная?

    Где крылья? Где лапки красные? Как гусь кричит?

    Худ.слово: «Вытянули шеи,

    «Мыли гуси лапки

    В луже у канавки-

    Спрятались в канавке»

    «Вот кричит бабуся:

    Ой, пропали гуси-

    Пед. Ребята, поможем бабушке найти гусей? (да)

    Как мы найдем гусей? Мы нарисуем бабушке гусей.

    Пойдемте к столу, оденем фартуки, присаживайтесь, но

    вначале разомнем наша пальчики. (мел. Моторика)

    Худ.слово: «Ладошки вниз, ладошки вверх,

    На бочок и в кулачок, постучали,

    Повертели, покрутили, положили и

    Погладили, погладили, придавили

    Каждый пальчик, молодцы!»

    Худ.слово: «Ой, вот проснулся, встал гусенок,

    Пальцы щиплет он спросонок,

    Дай, хозяйка, корма мне

    Раньше, чем моей родне!»

    Пед. Вот, сколько, много крупы дали гусенку (выставляется крупа на подносе).

    Ребята, покажите правую ручку, вытяните все пальчики вместе, пальцы д/б

    плотно прижаты друг другу, большой палец вытянуть вверх. Ладошка походит

    на гуся. Сейчас мы это проверим, положим ладошку на манку (пед. Показывает)

    А, теперь вы все сделайте отпечаток ладошки, молодцы!

    Пед. Ребята, сейчас мы будем точно так же изображать гуся на листе бумаги.

    Посмотрите внимательно (пед.показывает на мальберте)

    Для того чтобы изобразить гуся, нужно опустить правую ладонь в мисочку с

    белой гуашью и сделать отпечаток на листе зеленой бумаги. А, сейчас каждый

    нарисует своего гуся на своем листе бумаги (работы вывешиваются на доску).

    Пед. Пока ваши работы будут подсыхать, мы пойдем с вами поиграем.

    Худ.слово: «Вышли гуси погулять

    Свежей травки пощипать.

    Гуси, гуси, га-га-га!

    Ну, летите веселей

    На лужочек поскорей.

    Гуси важно зашагали,

    Травку быстро пощипали

    Гуси, гуси, га-га-га

    Хорошо вам? Да-да-да!

    Ну, летите все домой,

    Отправляйтесь на покой»

    Пед. Присаживайтесь за стол. Посмотрите на фотографию. У гуся есть красные лапки

    и клювик. Поэтому мы будем клювик и лапки рисовать красным цветом, палочками.

    (выдаются палочки). Клювик будем рисовать, вот так (показ в воздухе) горизонтальн.

    линия, теперь на подносе, слева на право, дорисуем на своих рисунках клювик.

    Лапки рисуем сверху вниз, вот так, покажите в воздухе, а сейчас на подносе и на

    своих работах, молодцы! Ребятки, какие красивые у вас гуси получились, вот

    бабушка обрадуется! Нашлись гуси, пойдемте к бабушке.

    Худ.слово: «Выходили гуси

    Пед. Вот, спасибо, вам ребятки, нашли моих гусей, за это я вам дарю

    книжки-малышки, бегите в группу и читайте скорее, пока, пока.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт связан с системой занятий по развитию речи у детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч.

    Корекционные занятия крайне необходимы не только для социальной адаптации и выживания детей с синдромом Дауна в обществе, но и нужны самому общесту для воспитания и понимания продлем людей отличных от.

    У большинства детей с синдромом Дауна наблюдается отставание в развитии психических процессов, и речи в том числе. Такие дети имеют недостатки развития речи, как в произношении звуков, так и в п.

    Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома.Наличие одной лишней хромосомы в геноме человека обуславливает появление харак.

    занятие по развитию речи для детей с синдромом Дауна. лексическая тема «Фрукты».

    В статье содержится опыт работы в детском саду с ребёнком с синдромом Дауна.

    В материале рассмотрены различные программы ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна.

    Индивидуально-коррекционное занятие с ребенком с синдромом Дауна

    Фарида Романова
    Индивидуально-коррекционное занятие с ребенком с синдромом Дауна

    Возраст 4,8 мес., уровень развития 1,3 мес.

    Цели:

    — сформировать различные формы общения (здороваться, прощаться).

    — развитие умения слушать и концентрировать внимание на речи собеседника.

    — развитие движения рук.

    — продолжение обучения простым действиям с предметами: надевать и снимать кольцо.

    — совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем, формировать положительное отношение к занятию.

    Оборудование:

    Стол, стулья, кегли, пирамидка из 4-х колец, игрушка зайчик.

    Ход занятия

    — Здравствуй, Федя! Дай мне ручку давай мы с тобой поздороваемся (воспитатель берет ребенка за ручку и говорит «Привет»).

    — А сейчас мы с тобой поиграем.

    Проводится игра в прятки (3 раза)

    — Где Федя? (ребенок закрывает ладошками лицо,

    — Вот наш Федя! (ребенок открывает лицо,

    — А где же наши ручки? (по возможности ребенок должен показать ручки,

    — Вот ручки (воспитатель берет ребенка за ручки).

    Проводится пальчиковая игра

    — Где пальчики? (воспитатель загибает пальчики ребенку)

    — Вот пальчики! (воспитатель разгибает пальчики ребенку)

    Проводится пальчиковая игра «сорока-сорока» .

    — Федя, нас в гости ждет зайчик, пойдем к нему в гости (воспитатель берет за ручку ребенка и ведет по выложенной кеглями дорожке)

    По ровненькой дорожке.

    Шагают наши ножки.

    Раз, два, раз, два.

    — Вот мы и пришли (в конце дорожки стоит стол со стулом, на столе сидит зайчик и стоит пирамидка)

    — Посмотри, у зайчика пирамидка. Давай снимем все колечки (ребенок снимает кольца с небольшой помощью,

    — потом покатаем (ребенок самостоятельно катает кольца,

    — Молодец, у тебя все хорошо получается!

    — А теперь оденем колечки (ребенок с небольшой помощью одевает кольца)

    — Молодец (поощрение ребенка похвалой).

    — Зайчику очень понравилось как мы с тобой занимались и он хочет поиграть с тобой.

    Проводится игра в догонялки.

    После игры воспитатель предлагает ребенку попрощаться с зайчиком (ребенок машет ручкой)

    «Игры - занятия для развития стабильности и ловкости у детей с синдромом Дауна в условиях спец. Дома ребёнка» Занятия с сыпучими материалами Этими видами деятельности можно заниматься сидя или стоя, причем важно то, что руки при этом не опущены.

    Развитие мелкой моторики детей с синдромом Дауна в раннем детстве Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома. Хотелось бы.

    Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна В основе развития речилежит потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями,.

    Инклюзивное образование и воспитание детей с синдромом Дауна (из опыта работы) анятия с такими детьми очень долгие и кропотливые. но при этом не надо забывать что по новым законам ФГОС они на равных правах могут прибывать.

    Индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогической работы с ребенком в Лекотеке Индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогической работы с ребенком на сентябрь 2015 года ФИ ребенка Козаченко Андрей Дата.

    Конспект занятия по рисованию c применением нетрадиционных методов рисования для детей с синдромом Дауна Конспект занятия по рисованию c применение нетрадиционных методов рисования для детей с Синдромом Дауна. Тема: «Колобок катиться по дорожке»Цель:.

    Коррекционное занятие для развития зрительного восприятия Задачи: упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения развивать зрительное восприятие закреплять умение.

    Особенности работы инструктора по физической культуре с детьми с синдромом дауна ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА Инструктор по физической культуре МДОУ «Детский сад №14.

    Отчёт инструктора по физической культуре о работе с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного (ОВЗ) За период сентябрь – декабрь учебногогода проводилась работа, направленная на развитие двигательных навыков ребенка, имеющего статус инвалида.

    Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна. Опыт работы Краевой О.С.

    Еще несколько лет назад дети с синдромом Дауна считались «необучаемыми», их даже не принимали в специализированные детские сады и школы. Родителям этих детей представлялась единственная возможность – это закрытое учреждение интернатного типа. Сейчас же в Центре диагностики и консультаций «Шанс» в нашем городе дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их возможности. Дети, которых я приняла, никогда не посещали дошкольное учреждение, никогда не находились продолжительное время в коллективе своих сверстников и тем более без родителей, поэтому адаптация проходила сложно. У детей резко возросло число социальных контактов.

    Передо мною встали важные педагогические задачи:

    1.научить взаимодействовать со всеми окружающими людьми

    2.находить пути решения конфликтных ситуаций

    3.научить отстаивать свои интересы и учитывать интересы сверстников

    4.научить быть организованными и действовать по определенным правилам.

    Чтобы грамотно осуществлять воспитательную и коррекционную работу с такими детьми в условиях дошкольного учреждения, нужно представлять себе все особенности детей с синдромом Дауна, их слабые и сильные стороны. Для большинства этих детей характерно нарушение когнитивного развития.

    Несмотря на значительные индивидуальны различия, тем не менее, можно выявить типичные особенности. К ним относятся:

    1.Медленное формирование понятий и становление навыков:

    А. Снижение темпа восприятия.

    Б. Снижение памяти, необходимость большого количества повторений для усвоения материала.

    В. Низкий уровень обобщения материала.

    Г. Замедленное формирование ответа.

    Д. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:

    • Трудности, которые возникают при необходимости объединить новую информацию с уже изученным материалом.
    • Нарушения переноса усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, т.е. заученными многократно повторяемыми действиями.
    • Трудности, возникающие при выполнении заданий, связанных с оперированием несколькими признаками предмета, или цепочки действий.

    2.Нарушения целеполагания и планирования действий.

    3.Особенностью предметно-практического мышления, характерного для детей с синдромом Дауна, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильную чувствительность). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ.

    4.Нарушение сенсорного восприятия за счет повышения порога ощущения и часто встречающихся нарушений зрения и слуха.

    5.Неравномерность развития ребенка и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер (двигательной, речевой сферы, социально-эмоциональным развитием).

    Обучая детей с синдромом Дауна, я ставлю перед собой цель подготовить их к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни. Для того, чтобы человек мог самостоятельно что-нибудь сделать, ему необходимо: поставить цель, спланировать действия, приводящие к этой цели, и уметь выполнить каждое из этих действий в отдельности. Главной моей задачей является как отработка отдельных навыков, так и обучение детей использованию нескольких понятий или навыков одновременно, что приводит к улучшению целеполагания и планирования действий.

    За время работы я достигла многого:

    1. дети полностью адаптировались в дошкольном учреждении

    2. они с удовольствием идут на контакты с детьми и взрослыми, которые их окружают

    3. эмоционально откликаются на индивидуальные и групповые занятия.

    Очень важно отметить, что мои дети очень много и тяжело болеют, после чего труды воспитателя и те навыки, которые малыш усваивает в процессе обучения, теряются, и я начинаю свои занятия и обучение практически с нуля.

    В работе я меньше употребляю слова «скажи», «повтори», поскольку тогда дети могут вообще отказаться от общения. Гораздо эффективнее создавать условия, в которых ребенок сам захочет что-то сказать. На эмоциональном подъеме, в игре часто удается создать естественную речевую среду. Дети, увлеченные игрой, пытаются подпевать песенку - потешку, повторять ритмичное стихотворение. И их речь в этот момент не отраженная, как на занятии у логопеда, а спонтанно возникающая, живая. В работе с моими детьми я помогаю активно пользоваться жестами.

    Например: при рассказывании сказок «Теремок», «Колобок» при использовании картинок стараемся параллельно показывать фигурки персонажей либо настольного театра, либо кукол – перчаток театра Би-ба-бо и обозначать их жестами, которые существуют в языке для глухонемых.

    Я всегда спокойно реагирую, если ребенок среди занятия встает и начинает бегать по групповой комнате. Это может означать переутомление, замешательство, страх. Я проговариваю создавшуюся ситуацию для беспокоящегося ребенка и всех детей: «Максим волнуется, он устал» и стараемся помочь ребенку, облегчаем задания или меняем вид деятельности.

    Одним из самых важных, на мой взгляд, элементов учебно-воспитательного процесса является единство требований и настойчивость всех взрослых, которые окружают детей – родителей, воспитателей, всех специалистов. Постоянное взаимодействие с родителями принесло свои результаты. В самом начале моей работы я побеседовала с родителями каждого ребенка и выяснила, что многие дети метеозависимы, подвержены перепадам настроения, имеют хронические заболевания. Проанализировав всю информацию, я нашла методы и подходы к каждому ребенку. Сейчас моя работа с родителями строится на ежедневных индивидуальных консультациях. Я рассказываю о наших «достижениях» и «неудачах» в течение дня, совместно находим пути их преодоления и вместе радуемся удачам.

    В настоящее время не вызывает сомнений то, что дети с синдромом Дауна проходят все те же этапы развития, что и обычные дети, поэтому общие принципы проведения занятия разработаны на основе представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом особенностей когнитивного развития детей с синдромом Дауна.

    При проведении занятия я ориентируюсь на:

    1. предметность мышления дошкольников

    2. наглядно-действенное мышление, как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению

    3. собственную мотивацию ребенка

    4. зрительный, слуховой и тактильный анализаторы

    5. обучение в игровой форме

    Использовать на занятиях методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;

    Включать в занятия игры, задания, «тренировочные» упражнения на развитие и обогащение словаря;

    Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка;

    Создавать и стимулировать мотивацию деятельности.

    Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;

    По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.

    Скачать презентацию

    Видео и план-конспект занятия. Самоанализ

    planetadetstva.net

    наши занятия.-1 Ребенок с синдромом Дауна.

    буду выкладывать краткие конспекты-отчеты по занятиям на работе с солнечной девочкой. ребенку 4 года. сегодня было 4 занятие.

    по плану у нас 20 мин.:

    1. разминка для ладошек с шариком су-жок.

    я четко проговариваю стих для разминки, побуждая повторять:

    Жил ежик колючий
    В лесу дремучем.
    Елочку встретив,
    Колючий заметил:
    На мне палочки - иголочки,
    И на зеленой елочке!

    2. повторяем цифры, считая кузнечиков на картинке, далее даю ребенку ножницы и предлагаю разрезать картинку по линиям.

    3. делаем простую пальчиковую гимнастику, которую повторяем все занятия(будем повторять пока не выучим)

    для побуждения речевой активности-каждое занятие пропеваем гласные. предлагаю громко это делать.
    5. дальше достаю картинки, разрезанные на половинки.предлагаю собрать рыбку. это оказывается новым действием и ребенку не понятно что делать. упрощаю задачу до мяча. не получается.предлагаю помощь. вместе справляемся(у меня есть еще на готове арбуз, но вижу что ребенок утомился и не даю его)

    6. встаем и делаем небольшую разминку:

    ее мы делаем каждое занятие, ребенок радостно реагирует-узнает, пытается повторять слова.

    Эти игры и упражнения для детей с синдромом Дауна помогают развивать мышление, познавательные и образовательные навыки.

    Дети обычно испытывают значительную задержку и трудности при обучении разговору, хотя понимают гораздо больше, чем могут выразить. Если вы воспитываете ребенка с диагнозом синдром Дауна, поощряйте его навыки развития и общения. Выберите игры, занятия, которые наилучшим образом соответствуют возрасту и уровню развития, не забудьте вознаградить его усилия похвалой и объятиями.

    Развивающие игры, соответствующие развитию по месяцам

    Послушай меня

    Обучите малыша распознавать звуки речи в начале жизни, играя. Удерживайте его, стоящего перед вами, поддерживая голову, и медленно создавайте звуки, подобные «a-aх», «o-ох», «п-па», «м-ма». Делайте преувеличенные движения губ. Вы будете в восторге от его усилий по копированию. Существуют звуковые карты с изображением букв, которые можно использовать, начиная с 9 месяцев, чтобы научить его слушать, различать слова, копировать движения губ.

    Произнеси вслух

    Визуальное обучение является ведущим для людей с синдромом Дауна. Запоминание словесной информации является более сложным. Помогите ему узнать названия знакомых предметов, применяя простые жесты вместе со словами, говорит Бакли, соавтор книги «Речь и развитие языка для детей с синдромом Дауна» (от 0 до 5 лет) . Например, приложите руку к уху, когда звонит телефон и говорите- «телефон» или притворитесь, что пьете из бутылки или чашки, говоря «пить».

    Вместе с тобой

    Привлеките внимание к объекту: погремушку, любимую игрушку, картинку, и попросите взглянуть на нее. Постепенно наращивайте время, его внимания, когда вы говорите о предмете. Мероприятия, поощряющие совместное внимание, когда ребенок и воспитатель смотрят и слушают вместе, помогают детям быстрее учиться языку, улучшают внимание.

    Один за раз

    В своей книге «Ранние коммуникативные навыки для детей с синдромом Дауна» Либби Кумин, говорит, что все общение зависит от слушателя и говорящего. Прокрутка мяча назад и вперед – простой способ практиковать это умение. Когда вы катите мяч, говорите «очередь мамы », когда отталкивает его назад, произнесите его имя («очередь Джека »). Как только произносит имя, попросите указать на себя и сказать «я» или собственное имя.

    Возраст 2 – 3 года

    Хочу чтобы!

    Обучение значению знаков и символов помогает общаться до появления языковых навыков. В своем практическом руководстве «Этот знак означает мороженое» Центр раннего обучения грамотности, рекомендует показать малышу реальный объект или деятельность вместе с соответствующим изображением. Делайте снимки объектов или видов деятельности, которые ребенок любит, он сможет «спросить», что хочет, указывая или передавая вам изображение. Всегда призывайте его сказать это слово.

    Радуга обучения

    Играйте в эту забавную игру для обучения цветам: Соберите много вещей одного цвета со всего дома – красную рубашку, одеяло, чашку – и поместите их в красный мешок или корзину для белья. «Визуальная деятельность, основанная на объектах реального мира, облегчает понимание общей концепции», – говорит д-р Кумин. Если ребенок находится на уровне одного слова, назовите цвет, когда вытаскиваете объект. Когда научится обрабатывать двусловную фразу, цвет и имя объекта.

    Расскажи мне больше

    Детям с синдромом Дауна требуется больше времени, прежде чем они образуют многословные фразы. Исследования показывают, что обычно имеют словарный запас из 100 слов, прежде чем начнут складывать их. Переходите с одного слова на двухсловный этап, используя технику подражания с расширением. Сначала повторите сказанное слово, затем дополните его другим. Например, если говорит «лодка» во время игры, скажите: «Лодка, плывет». Если скажет «собака», можете сказать: «Собака. Черная собака». Повторение очень важно, говорит д-р Кумин, поэтому не расстраивайтесь, если приходится делать это часто.

    Визуальный помощник

    Используйте предметы для вызывания двухсловных фраз. В простейшем случае инструмент представляет собой прямоугольный кусок ламинированного картона с двумя цветными точками, расположенными на расстоянии нескольких сантиметров друг от друга. «Доска служит визуальным напоминанием, чтобы свести два слова», – говорит д-р Кумин. Например, при моделировании фразы «Автомобиль едет» укажите на первую точку, когда говорите «автомобиль», затем на вторую точку, когда говорите «едет». Используйте руки, показывая движение, это будет служить тактильной поддержкой. По мере того, как ребенок прогрессирует, нарисуйте больше точек, чтобы дать подсказки, при увеличении длины фраз.

    Похожие публикации