Методы выправки почерка взрослого человека. Как улучшить почерк? Как сделать красивый почерк? Изменение почерка в подростковом возрасте

Случалось ли с вами, что вы кому-то давали свой конспект на переписывание, а вас просили расшифровать, что там написано? А бывало ли такое, что вы и сами не могли понять текст, написанный вашей же рукой? Со мной такое случалось. Особого дискомфорта мне это не приносило, но мысль о том, что с почерком нужно что-то делать, невольно пронеслась в голове.

Есть несколько основных причин, почему так происходит. По собственному опыту могу перечислить следующие.

  • Часто приходится писать в быстром темпе, «на автомате», не осознавая даже смысла записываемых слов.
  • Порой приходится писать не на столе, а на коленях. Не знаю, как у других, но у меня такое было на младших курсах.
  • Почерк ухудшается, когда пишешь что-либо на исходе сил: например, за несколько минут до конца лекции или в ночь перед сдачей расчётной работы.
  • Дефект написания некоторых букв, которые сложно отличить («к» и «н», «г» и «ч», «и» и «н» и т. д.).

Следует понимать, что все эти проблемы решаемы. Как же исправить плохой почерк?

Почерк в условиях быстрого письма

Чтобы улучшить почерк, например, на лекции, нужно более рационально подходить к записываемому материалу. Глупо записывать сплошной текст дословно – нужно стараться сокращать слова. Но не стоит перегибать палку: сокращая каждое слово только по первой букве, вы тем более не сможете разобрать, о чём идёт речь.

Почерк в условиях неудобной посадки

В случае, если вы сидите на стуле или в кресле, а рядом нет стола, нужно обязательно подкладывать что-то плотное под тетрадь. Насчёт тетради: лучше, если она будет с толстой обложкой. Также как вариант – писать на листах А4, подкладывая под них папку.

Почерк в условиях «засыпания»

Если уже нет сил писать конспект, но без него никак не сдать экзамен, то можно дать только один совет: не лениться. Или полениться и записать лекцию на диктофон, после чего переписать в другое время.

Дефекты почерка

Это самое интересное. Под дефектами почерка я понимаю «корявое» написание некоторых букв, что усложняет чтение текста. При этом некоторые похожие буквы сложно различать: «н» и «к», «г» и «ч», «а» и «о» и т. п. Может показаться, что от одной буквы мало что зависит, но это ошибочное мнение. Если слово наполовину состоит из таких похожих букв, то чтение сильно утомляет глаза и мозг. Очевидно, эту проблему нужно решать, но как? Лично у меня получилось избавится от такого рода дефектов. Вот несколько важных советов.

  • Прежде всего пересмотрите свои конспекты, найдите буквы, которые сложно распознать.
  • Заведите тетрадь для прописей. Пишите в ней проблемные буквы по отдельности, без соединительных линий (прямо как в первом классе).
  • Обращайте внимание на «корявые места» каждой проблемной буквы. Как правило, это мелкие закорючки, которые определяют, например, то ли написана буква «о», то ли «а».
  • Когда отработали написание одной буквы (отработать означает исписать этой буквой 2-3 страницы) – переходите к следующей.
  • Если все буквы уже отработаны, то потренируйте соединения между ними. Сначала медленно, а потом быстро. Здесь чёткость написания важнее, чем скорость.
  • Последним шагом нужно потренироваться переписывать небольшие тексты (например, статьи из газеты). При этом обращайте внимание на проблемные участки (с теми самыми проблемными буквами).

Выполняйте эти советы, и через пару недель должен появиться положительный эффект. Следует понимать, что каллиграфическим ваш почерк вряд ли станет, но мы и не преследуем такую цель. Важно, чтобы почерк стал понятным хотя бы вам самим, а может даже и другим людям: одногруппникам, преподавателям. Помните, что человек с понятным и аккуратным почерком подсознательно вызывает хорошее отношение к себе.

С развитием компьютерных технологий многие люди привыкают печатать на клавиатуре, отчего почерк ухудшается. Не стоит забывать, что письмо напрямую влияет на которая тесно связана с мышлением человека. Особенно важно это для школьников, причем независимо от того, учатся они в младшей школе или выпускном классе.

Проблема того, как улучшить почерк детей, стоит перед многими родителями. На самом деле сделать это достаточно просто, при этом, чем раньше начать занятия, тем лучший можно получить эффект.

Одной из основных ошибок, которые допускают родители - раннее обучение дошкольников письму. В 5-6 лет у ребенка редко развита моторика настолько, чтобы сразу получился необходимый результат. Помимо этого, многие родители, не имея специальных знаний, изначально на то, как поставлена рука малыша, а также на то, как и что он пишет. Для того чтобы получить калиграфический почерк, нужно, чтобы была достаточно развита. Некоторые учителя часто сталкиваются с тем, что ребенок изначально неправильно пишет буквы - так, как ему показывали родители. В школе существует метод "безотрывного" письма. А переучивать, как известно, гораздо сложнее.

В связи с этим, многие педагоги не рекомендуют взрослым тренировать детей в написании Есть специальные прописи для дошкольников, в которых детям даются задания для развития мелкой моторики, а также для того, чтобы правильно "поставить" руку до начала учебы. Обычно здесь необходимо прописать элементы письменных букв, сделать штриховку, продолжить определенный узор и т. д.

Перед тем как улучшить почерк, неважно у взрослого или ребенка, нужно определить, каких именно результатов вы хотите достигнуть. Так, для того, чтобы буквы были разборчивыми и четкими, они должны быть примерно одинакового размера, овалы в них - правильной формы, а линии - максимально прямыми.

Усвоив основные правила написания, на которые обычно по школьной программе отводится 2-3 месяца, постепенно навык закрепляется. Таким образом, если первоклассника изначально знакомят с правильным начертанием букв, то далее происходит автоматизация. В последующем ребенок не будет слишком долго задумываться и выводить буквы, а основное его внимание будет направлено на грамотность письма.

Считается, что с годами почерк меняется. Происходит это, в основном, из-за того, что не каждый взрослый по работе сталкивается с тем, что ему приходилось бы ежедневно писать. А в 21 веке, где "правят" компьютеры и информационные технологии, многие от этого практически освобождены. При этом, мы забываем, что мышление связано с процессом письма. Помимо этого, о том, как улучшить почерк начинают задумываться взрослые, если им по долгу службы вдруг может понадобиться этот навык.

Так, с этой целью используется метод копирования. Он довольно прост и применяется как для малышей, так и для их родителей. Перед тем, как улучшить почерк по данному способу, нужно запастись терпением и образцами с каллиграфическими буквами (вполне подойдут любые прописи). Если тренироваться в переписывании хотя бы по часу в день, то уже через месяц можно заметить значительное улучшение.

Родители, которые задумываются над тем, как улучшить почерк у ребенка, должны обязательно проанализировать, как пишут они сами. Ведь часто дети берут пример именно со взрослых. После того, как появились определенные результаты в данном деле, можно попробовать использовать различные ручки и карандаши для переписывания образцов. Важно обращать внимание на позу при письме, ведь она должна быть не только максимально свободной, но и удобной. Нужно отметить, что использование в начальной школе не рекомендуется.

Нам всем приходится время от времени писать от руки, и хороший разборчивый почерк приятно читать, к тому же говорят, по нему можно судить о характере человека. Если вы хотите улучшить свой почерк или переучиться писать, в этой статье вы найдете несколько простых советов.

Шаги

Основы чистописания

    Для начала найдите подходящую ручку. Некоторым больше нравится карандаш. Возьмите то, что вам больше нравится.

    • Возьмите ручку или карандаш с мягким стержнем, особенно если вы очень любите надавливать на ручку, когда пишете.
    • Возьмите тетрадь в линейку - в ней писать проще, чем на обычном листе бумаги.
  1. Сядьте ровно. Помните, что говорила вам мама? Осанка имеет большое значение! Если вы сгорбитесь, через некоторое время спина и шея начнут затекать, вам будет неудобно писать, вы начнете неправильно держать в руках ручку. (см. Метод 2, Шаг 3 ниже).

    • Если вы удобно расположитесь и будете сидеть ровно, писать будет намного удобнее. Не заставляйте себя, это должно быть ваше собственное желание.
  2. Расслабьтесь. Возьмите ручку, чтобы она удобно легла в вашей руке. Если у вас остается красная ямочка на пальце после того, как вы закончили писать, значит, вы держите ручку слишком крепко. Важно правильно взять ручку, потому что от этого зависит диапазон движений и то, как вы будете выводить буквы.

    Поработайте не только над почерком, но и над тем, что именно вы пишете. Конечно, многие используют аббревиатуры и сокращения, символы и так далее. Но когда вы пишете не для себя, а для кого-то, не пожалейте времени, чтобы написать все правильно. Новый чистый автомобиль без пары колес, как бы красиво он ни выглядел, будет все же бесполезным.

    • Проверьте, правильно ли вы расставили знаки препинания.
    • Не стоит использовать в письме разговорную речь или аббревиатуры из интернета. Если вы пишете для кого-то, а не для себя, не используйте слов «ок», «лол», «спс» и так далее.
  3. Найдите кого-то, кто вдохновит вас! Вы знаете человека с красивым почерком? Понаблюдайте за ним или попросите у него несколько советов! Поищите в «Word» (или ином текстовом редакторе) какие-нибудь красивые шрифты, которые вдохновят вас.

    • Не стесняйтесь купить и почитать книги и пособия по чистописанию для школьников. Если у вас есть дети, вырабатывайте технику чистописания вместе с ними! Займитесь чистописанием с детьми, с мужем/женой и просто проведите это время вместе.

    Прописные буквы

    1. Для начала поймите, как пишутся прописные буквы. Скорее всего, ваш почерк сильно изменялся со школы, и теперь вы редко используете прописные буквы. Найдите пособия, в которых показан образец прописной буквы, а вам предлагается повторить эту букву на бумаге в линейку.

      В письме должна быть задействована вся рука. Большинство людей используют только пальцы, чтобы вывести буквы. Обратите внимание на людей, у которых красивый почерк: при письме они используют не только пальцы, но и всю руку. Так почерк получается более плавным.

      Напишите несколько строк прописными буквами. Важно попрактиковаться в написании «крючков» и кривых - они должны быть плавными. Сначала научитесь выводить эти «крючки», а потом уже и всю букву целиком.

      • Если вы хотите сразу приучиться к тому, чтобы писать ровно, пишите в тетрадке в линейку. Если вы пишете на обычном белом листе, для начала возьмите линейку и карандашом начертите ровные строки. Пишите, ориентируясь на эти строки, а затем сотрите их ластиком.
      • Чтобы научиться выводить прописные буквы, начните снизу и выводите линию вверх, потом выведите необходимые крючки или кривые (например, в букве М один «крючок» будет снизу и два «крючка» сверху). Затем, соблюдая наклон, ведите ручку вниз. Не забудьте соединить две буквы. Линии должны быть ровными и плавными.
      • Научитесь выводить базовую форму большинства букв. Этой базовой формой в русском языке считается маленькая прописная буква «и». Потому что из буквы «и» легко сделать букву «а», добавив сверху «крючок», букву «у», добавив снизу «петлю», маленькую прописную букву «д» и так далее.
      • Важно научиться не только выводить буквы, но и правильно их соединять. Прописные буквы созданы не только для красоты, но и для того чтобы ускорить процесс написания. Поэтому между буквами существуют соединения. Если вы научитесь красиво выводить буквы вместе с соединением, вы не только улучшите свой почерк, но и увеличите скорость письма.
    2. Начните выводить буквы, никуда не спешите, сосредоточьтесь на каждом движении ручки. Скоропись - это быстрое написание текста за счет правильных движений ручкой, то есть за счет умения быстро выводить буквы и соединять их в одно слово. Как только вы привыкнете выводить буквы, можете немного ускориться.

    Основы каллиграфии

      Возьмите ручку или карандаш. Чтобы буквы получились достаточно округлыми и красивыми, а штрихи - тонкими и изящными, вам нужна подходящая ручка и бумага.

      • Лучше всего подойдут толстые ручки, гелевые ручки, перьевые ручки.
      • Бумага должна быть достаточно плотной, через нее не должны просвечиваться чернила. Напишите несколько строк в обычном блокноте или в тетради. Чернила должны быстро впитываться и не просвечивать с другой стороны бумаги. Бумага для каллиграфии продается во многих канцелярских магазинах.
      • Для каллиграфии не подойдут индийские чернила, потому что они со временем сильно портят ручку. Лучше всего подойдут водорастворимые чернила.
    1. Удобно расположите перед собой лист. Важно положить лист так, чтобы расчерченные линии были немного под наклоном, чтобы буквы получились ровными и с одинаковым наклоном.

      Удобно сядьте и возьмите ручку. Ноги должны стоять ровно, спина должна быть выпрямленной. Держите ручку так, чтобы не стискивать и не перенапрягать руку.

    2. Потренируйтесь плавно переходить с буквы на букву. Научитесь выводить красивые «крючки», вертикальные линии.

      • Вертикальная линия должна идти вниз до базовой линии, затем попробуйте нарисовать ее также, но немного наклонив. Не забудьте подрисовать «переход» на другую букву - «крючок» или штрих. Тренируйтесь выводить линии с переходами внизу и вверху.
      • Затем потренируйтесь выводить заглавные буквы, по высоте они должны доходить до верхней линии. Сначала постарайтесь вывести вертикальные линии, потом добавьте к ним крючки и соединения, не забудьте про наклон букв.
      • Чтобы нарисовать крючок, потренируйтесь делать красивые «волновые» линии, изогнутые линии, слегка наклоните эти изогнутые линии, чтобы соединить две буквы. Волновые линии и крючки нужны не только для соединения букв, но и для написания заглавных букв. Попробуйте начать линию тонким штрихом, а закончить толстым (и наоборот).
      • Как только у вас будет хорошо получаться, попробуйте новые формы изогнутых линий - треугольные, овальные. Создайте собственный шрифт. Обратите внимание на наклон букв: красиво смотрятся буквы, наклоненные на 45 градусов вправо.
    3. Постарайтесь выработать свой собственный почерк, который вам понравится. Это не так легко и займет у вас некоторое время, но результат вас обязательно порадует.
    4. Если у вас получается уже достаточно хорошо, попробуйте немного ускориться.
    5. Не бойтесь оставлять большие пробелы между словами и расстояние между буквами. Не «лепите» все буквы в одну строчку, старайтесь сделать свой почерк более «воздушным», оставляя достаточно места между буквами и словами.
    6. Старайтесь не отвлекаться. Начали учиться писать красиво - доведите дело до конца. Если вы будете суетиться и спешить, ничего хорошего из этого не выйдет.
    7. Сосредоточьтесь. Держите карандаш в руке крепко, но не сжимайте. Старайтесь заниматься в тихой, спокойной обстановке.
    8. Если вы пишете на обычном чистом листе бумаги, подложите под него матрицу с линиями, чтобы ориентироваться на них и выводить буквы по этим линиям.
    9. Купите блокнот для записей.
    10. Если вам что-то не удается, попросите кого-нибудь помочь вам или оценить ваши старания.
    11. Даже если у вас не получилось с первого раза - не опускайте руки! Помните, что практика - это главное.
    12. Некоторым людям больше нравится писать механическим карандашом, а не деревянным.

Люди часто путают красивый почерк и каллиграфию. В основе каллиграфии – написание стилизованных, искусно украшенных букв. Это больше искусство, чем написание текста. В основе красивого почерка лежит стиль и техника, используемые повседневно. Почерк должен быть быстрым и более практичным чем каллиграфия. У каждого своя манера письма, но нет предела совершенству! В этой статье вы найдёте восемь советов, которые помогут вам улучшить свой почерк.

1. Используйте удобную ручку

Удобную именно для вас! Возможно вам придется поискать такую ручку, удовлетворяющую вашим потребностям. По толщине линии и по эргономике мне понравился Pilot G2 05, черного цвета. У ручки хорошая чувствительность, - при написании не нужно делать сильный нажим.

Ручек великое множество и я рекомендую вам походить по магазинам и попробовать несколько вариантов, прежде чем выбрать свою. Не имеет значения, предпочитаете ли вы гелевые, перьевые или шариковые ручки – подойдёт любая, удобная лично вам.

2. Свободный хват

Спокойный, расслабленный хват - залог красивого почерка. Это означает, что ни одна мышца руки не должна быть напряжена, а ногти не должны белеть от чрезмерного нажима.


Многие склонны сильно сжимать ручку, что приводит к болям в руке после нескольких минут письма. Очень часто это происходит бессознательно, по этому, старайтесь проверять себя время от времени, правильно ли вы держите ручку.

3. Начните с упражнений

Сложно выводить хорошие, красивые буквы без разогрева. Выполнение нескольких простых упражнений поможет вам писать буквы четко и уверенно. Вы можете воспользоваться нашими упражнениями из набора прописей.


…а можете просто нарисовать несколько “пружинок” или похожих линий.


Все средства хороши!

4. Выберите удобное положение бумаги

Детьми, нас учили вертикально располагать бумагу на столе. Если для вас удобно такое положение, отлично! Если нет, не стесняйтесь экспериментировать с различными вариантами. Удобное расположение бумаги помогает улучшить почерк!


Для правшей нормальным расположением считается вертикальное, но не для меня. Мне всегда было легче писать (особенно рукописные тексты), располагая лист бумаги горизонтально. Я не шучу, можете убедиться в этом, посмотрев короткое видео.

Каждый сам для себя определяет наилучшее расположение бумаги. Попробуйте различные варианты и выберите наиболее удобный. Правшам лучше начать с вертикального расположения и поворачивать бумагу налево, пока не найдете свою позицию. Левши могут сделать так же, но поворачивая бумагу направо.

5. Упражнения с прописью

В процессе обучения чистописанию поможет пропись. Можете скачать ее в интернете. В ней вы найдёте упражнения, примеры написания заглавных и строчных букв, слова и предложения.


Примеры, указанные в прописи, не относятся к формальному стилю написания. Напротив, они основаны на использовании буквенных форм, которые я использую в обычном написании от руки. Эти буквы легче написать и они прекрасно соединяются вместе, что способствует быстрому написанию.


Если вы предпочитаете заниматься по книгам, можно найти учебники, которые вас заинтересуют.

6. Практикуйтесь в чистописании в любое время

Как и в любом другом деле, результат приходит с опытом. Чем чаще вы пишите правильно, тем лучше становится ваш почерк.


Вы можете практиковаться различными способами. Например, вместо электронной почты или текстового сообщения, можно написать письмо от руки. Заведите дневник! Не обязательно писать длинные заметки, достаточно коротких фраз, описывающих основные события дня.

7. Пишите на разлинованной бумаге или используйте шаблоны

Написание красивых, ровных слов - один из кратчайших путей к красивому почерку. Если вы хотите написать письмо, вы можете подложить под бумагу разлинованный лист. Просвечивающиеся линии можно использовать как направляющие. Или можно писать прямо на разлинованном листе.


Этот момент напомнил мне об еще одном совете: Не важно, какие листы вы используете, всегда подкладывайте еще один. Дополнительная подложка значительно улучшает качество письма.

8. Выработайте свой стиль

Написание рукописных текстов очень плавный, личный, видоизменяющийся процесс. Он не похож на каллиграфию, где вы каждый раз пишите более или менее одинаково. У вас могут быть аккуратные дни, когда чистописание дается легко, а бывают и не очень (примерно как на картинке ниже).


Не важно как ваш почерк выглядит, он удивительным образом отражает ваше я, вашу личность. Именно по этому людям нравится получать письма написанные от руки: они представляют часть вас самих. Итак, не ждите кардинальных перемен, просто сосредоточьтесь на аккуратном написании легко читаемых букв.


Надеюсь эта статья вдохновит вас отложить в сторону клавиатуру и написать что-нибудь от руки. Не забывайте, что вы можете скачать бесплатную пропись для тренировки. Упражнения в ней просты, но они обязательно помогут.

Дошкольное образование

Начальное общее образование

Начальная школа XXI века

Русский язык. Обучение грамоте

Русский язык

Как улучшить почерк у ребенка?

В течение первых лет школьной жизни ребенка его старания зачастую оцениваются по почерку. Плохой почерк, оцениваемый учителями и родителями как сильный недостаток, может привести к проблемам с мотивацией и самооценкой. Рассказываем о том, как улучшить почерк у ребенка в игровой и приятной форме.

Современные взрослые большую частью своей «письменной» работы выполняют на компьютере. И фраза «так зачем мне, мама, аккуратно писать? Все равно потом печатать!», произнесенная третьеклассником Гришей уже не кажется такой уж странной. Действительно, а зачем? Дело и в самодисциплине, и в усидчивости, и в трудолюбии - а все эти вещи, что бы ни происходило с образованием, всегда останутся ценными.

У ребят, которых постоянно ругают за недостаточно аккуратный и понятный почерк, могут начаться самые настоящие проблемы с самооценкой. Такие дети боятся показывать родителям тетради, не любят выполнять письменную домашнюю работу, младшеклассники же могут устроить настоящую истерику. Давайте попробуем разобраться поэтапно, что нам, родителям и учителям, делать с этой проблемой.

Проблемы с почерком и их влияние на выполнение домашней работы

Как уже было сказано, ребята с плохим почерком могут стесняться своей работы, а потом не показывать ее взрослым. Из-за этого дети могут пытаться выполнить домашнее задание как можно быстрее, чтобы «расстаться с этим неприятным ощущением», как следствие - писать еще неаккуратнее.

Дети с проблемами почерка могут не любить писать в принципе. Если вам знакомы крики «Не хочу, не получается!» и следующие за ними швыряния стенок об пол, вы понимаете о чем речь. Ребенок может отказаться выполнять домашнюю работу, раздражаться при самой мысли о ней и в итоге потерять столь важную для начальных классов мотивацию к учебе. Я в детстве испытывала ужасающий страх перед необходимостью показать маме тетрадь, зная, как меня будут ругать за неправильный наклон очередных «а».

Саша каждый день садится за домашнее задание с огромным удовольствием: он рисует, с интересом читает хрестоматию, но когда дело доходит до прописей...расстраивается и бросает все, так и не закончив задание. Со временем Саша попытается, возможно, оградить себя от негативных ощущений, а маму - от расстройства, и начнет врать.

- Нет, мамуль, нам не задали! Да нет, мамочка, я уже все сделал...

Конечно, мама заглянет в электронный журнал или попросит показать тетрадь, чем вызовет еще больший стресс. Сам же Саша начнет постепенно отставать от одноклассников, за что также получит не совсем педагогичное, конечно, но столь привычное порицание от родителей. Но что поделать? Теперь домашняя работа отнимает все больше и больше времени, Саша долго «раскачивается», прежде чем сесть за ее выполнение, концентрация теряется, ребенок устает и испытывает реальный дискомфорт.

- Саша, не валяй дурака! Садись и делай домашнее задание!

- Мамочка, но у меня очень болит голова, я не могу...

- Не придумывай и быстро за уроки.

Психологическое нежелание что-то делать на самом деле может привести к физической боли или дискомфорту. Не стоит списывать все на обыкновенную детскую лень, надо разбираться с проблемой, которая вполне может лежать в корне беды, - с плохим почерком.

Чем еще чреваты проблемы с почерком? Продолжаем наши «страшилки», которые встречаются на пути почти у каждого учителя или родителя

    Ребенок старается писать буквы правильно, под нужным углом и наклоном, с нужной шириной и высотой. Молодец! Но в результате сил на такие аспекты письма как орфография, пунктуация и, наконец, смысл не остается совсем.

    Ребенок, которому не нравится писать, в итоге работает в режиме «сделаю необходимый минимум, чтобы отстали». О таком ученике говорят, используя фразу «удовлетворительные успехи», совсем не рассматривая его внутреннее состояние. А чувствует он себя НЕудовлетворительно.

    Если письменные работы ребенка (см.1) выходят обрывочными, неграмотными и незрелыми, это может привести к полному несоответствию между уровнем устной речи школьника и его письменным изложением.

    Поскольку таких детей часто ругают или исправляют, у них пропадает мотивация, а вера в то, что они не умеют хорошо писать укрепляется с каждым днем. Ну так и зачем стараться? Детское отчаяние - страшная сила, которая тянет ребенка в противоположном от образования направлении. Такие ребята привыкли делать все быстро и небрежно.

Причины проблем с почерком у детей

Кто-то назовет главной причиной лень. Но ведь ребенку (и взрослым тоже) бывает лень, если ему искренне не понятен итог затраченных усилий: «ну напишу я эту страницу аккуратно, и что?», «ну сделаю я эту сверхурочную работу, оставшись в кабинете до 9 вечера, но зачем?». Мы же не ругаем себя, когда устали или занимаемся искренне нелюбимым делом?

Основные причины плохого почерка могут заключаться в плохо развитой моторике рук (координация между глазом и рукой), а также в проблемах с пространственным восприятием. Данный пункт связан с тем, что мозг недостаточно хорошо воспринимает расположение, размер или форму вещей в пространстве. Подобные процессы могут быть просто плохо сформированы (или еще не сформированы), а могут быть связаны с наследственными дефектами. Именно улучшение пространственного восприятия может быстро привести к улучшению почерка.

Моторика рук

Многие виды классной и домашней работы связаны с моторикой рук, ведь она позволяет не только писать, но и клеить, рисовать, пользоваться ножницами или линейкой, собирать пазлы. Если у ребенка есть проблемы в этом направлении, то ему может быть трудно пользоваться столовыми приборами, а также одеваться. Молнии, шнурочки и пуговицы - все это просто не слушается малыша, ему отнюдь не лень их застегивать.

Дисграфия

Ребенку, при определенных серьезных проблемах с почерком, могут поставить диагноз «дисграфия» (отклонение + письмо). Чаще наряду с дисграфией у ребенка наблюдаются расстройства речи, СДВГ или дислексия. Но может случиться и так, что дисграфия проявиться у детей, не испытывающих трудности в общении, с чтением или учебой.

Да, можно ничего не предпринимать в надежде на то, что навыки мелкой моторики у дошколенка или школьника со временем улучшатся, а за ними и почерк, и все сопутствующие практические умения. Но будет более рационально, заметив серьезные сложности с освоением навыка, отвести ребенка к специалисту, который сможет установить причину и посоветует специальные упражнения. В этом случае у вас больше шансов предотвратить появление плохих привычек.

Как улучшить почерк?

Если речь не идет о серьезных проблемах с моторикой или пространственным восприятием, у большинства детей или даже подростков проблемы с почерком могут быть разрешены настолько, чтобы домашняя работа перестала быть «наказанием» и проблемой. В достижении этой цели вам помогут к «Букварю» Т. М. Андриановой.

Создаем необходимые условия для улучшения почерка

1. Выполняя упражнения для улучшения почерка - с помощью специальных прописей или просто в тетрадке - попросите ребенка пользоваться простым карандашом. Так ему будет психологически проще совершать ошибки - помарку всегда можно будет стереть.

2. Хвалите не только ребенка, но и сами буквы - и как можно более описательно. Например: «Катя, какой аккуратный хвостик получился у твоей „у“, а вот у буковки „б“ такое полное брюшко». Так ребенок начнет замечать, что именно им сделано не так, какие буквы получились недостаточно хорошенькими, и сам захочет стереть и написать правильно.

3. Учитесь писать на расчерченных листах. Кто-то считает, что малыши еще недостаточно владеют мелкой моторикой, чтобы их творения не вылезали за линии, и это будет их расстраивать. Советские да и современные прописи доказывают нам обратное: расчерченный лист пригодится обязательно, если ваша цель - сформировать у школьника правильную привычку в написании букв.

4. Когда ребенок научится не вылезать за края линий, подготовьте бумагу, на которой границы для строчных букв выделены другим цветом. Это очень помогает сосредоточиться на том, чтобы строчные буквы были меньшего размера, чем их соседи - заглавные.

5. Еще один пункт, посвященный листам для письма. Маленькие дети, когда только учатся писать, рисуют прямо-таки огромные буквы. Решить эту проблему просто: дайте дошколенку лист с большими клетками - так он поймет, что каждый символ должен оказаться «в домике». Когда ребенок научится умещать буквы в этот размер, купите тетрадь с клетками меньшей стороны.

6. Помните о том, как важно для ребенка его школьное рабочее место. Скажу по себе: у меня никогда не было своей комнаты и даже своего стола, а потому уроки я делала на кухне за столом кухонным. Когда твои ноги болтаются в 20 сантиметрах от пола, а руки скользят по поверхности, следить за аккуратностью письма сложно. Следите за тем, чтобы ступни ребенка были ровно на полу - не висели в пространстве и не заворачивались в лодыжках. Так сидеть ровно и держать руки куда проще - почерк не страдает, а осанка - эта беда современных и не только школьников - не портится.

Упражнения на улучшение почерка

Некоторые из приведенных ниже упражнений могут показаться вам и вашим детям смешными. Но они приемлемы даже для подростков, так как речь пойдет в том числе о пространственном восприятии, столь важном для детей любого возраста.

Упражнение 1. Играем в буквы

Ребенку сложно правильно вывести букву, если он не обращает внимание на ее форму и размер.

Что можно сделать в этом случае?

Первый вариант : самостоятельно сделайте или приобретите в книжном магазине карточки с буквами и сделайте акцент на их внешнем виде. Поиграйте с ребенком в игру «найди общее». Сначала можно вынуть из колоды все буквы с хвостиками, потом - все буквы с двумя прямыми палочками, потом - буквы, внутри которых спрятался круг. Вы также можете продемонстрировать ребенку, что у многих букв их заглавная и прописная вариации ничем не отличаются, кроме размера. Если дошколенок и школьник увидят, что «Ж» похожа на «ж», а «И» - прям-таки копия «и», им станет легче. Третий вариант игры - «игра в путаницу».

- Сашенька, как ты думаешь, можно ли перепутать буквы?

- Да я их и так всегда путаю...

- И ничего страшного, ведь многие из них так похожи друг на друга. Но, знаешь, мне кажется, что они немного расстраиваются, когда их пишут неправильно - ведь тогда даже король Букварь не сможет их отличить

- Это что же за буквы такие?

- Ну, смотри, если ты напишешь «ш» с немножко кривыми бочками, то получится самая настоящая «ж»! А если неаккуратно обращаться с буквой «н», может получиться «и». Давай попробуем написать их по-отдельности и посмотреть, чем они точно отличаются?

Второй вариант : купите для ребенка буквы с неровной поверхностью - объемные (в моем детстве целая азбука была в виде объемных магнитов), шершавые. Ребенок таким образом сможет развивать тактильные ощущения, провести пальчиком по границе и понять: из чего буква состоит, в каком направлении пишется.

Третий вариант : купить газету или детский журнал и там искать буквы, которые вы уже изучали. Вооружайтесь карандашом или цветной ручкой и подчеркивайте, обводите, выделяйте все символы по-очереди. Так ребенок визуально привыкнет к тому, как пишется та или иная буква. И не забывайте ему напоминать, если он пропустил, например, все заглавные буквы «е»: «Саша, ведь это тоже „е“! Просто она стоит в начале предложения, она важная и заглавная - вот и пишется по-другому, но забывать о ней нельзя» .

Упражнение 2. Закрепить в памяти

Как только ребенок смог выполнить первые упражнения, заглавные и строчные буквы больше не теряются, а «я» пишется с пузиком в нужную сторону, необходимо перейти к закрепляющему этапу. Ведь нам совсем не нужно, чтобы дети запоминали свои ошибки и потом их повторяли?

Вариант первый : мозговой штурм. Перед началом занятий или в свободную минутку устройте самый настоящий «тур по алфавиту» и задайте ребенку следующие вопросы:

- Саша, вспомни, пожалуйста, у каких букв есть хвостик?

- В твоем имени какая буква высокая, а какие низенькие?

- Как отличить букву «д» от буквы «б»? Что нам подскажет?

- Сколько букв «И» в слове «ириска»?

- Если я неаккуратно напишу букву «р», какая буковка у меня может получиться?

Вариант второй : описательная похвала. О ней мы уже говорили в прошлом разделе статьи, но повторюсь. Внимательно следите за тем, как ребенок выполняет письменные упражнения, просмотрите их, а потом похвалите все, что сделано аккуратнее и правильнее, чем в прошлый раз. Даже если почерк явно не идеальный, но прогресс есть, покажите это ребенку.

- Саша, какой ты молодец, ни одна буква в слове «волк» не выбежала за линию! Теперь овечкам ничего не грозит.

- Вот теперь я вижу, что это слово «облако», а не страшное «сблако», потому что ты дописал полный круг в букве!

- Как здорово, теперь Боря в нашем рассказе ходит гордый, ведь в его имени высокая буква «б», как и надо!

Вариант третий : обращаем внимание на ошибки сразу же. Если малыш забыл разницу между прописными и строчными буквами или опять пишет букву «к» палочками не в ту сторону, то вам необходимо мягко, но тот час же вмешаться. Но помните, что в вашем обращении должны быть мягкие нотки.

- Сашенька, я вижу, что ты постарался и написал точки у буквы «ё», но они расположены так близко к самой букве, что почти с ней слились, давай попробуем еще раз.

- Смотри, твоя буква «а» стала похожа на «о» из-за такого маленького, как у мышки, хвостика. Давай попробуем добавить ей палочку побольше, ей будет приятно!

Упражнение 3. Пятиминутка письма

Детям очень сложно делать то, что им не нравится. Так что заставлять их переписывать совсем неинтересный текст для того, чтобы потренировать почерк - плохая идея. Пусть это будут предложения или отдельные слова, которые нравятся ребенку (только выбирайте из максимально разнообразного списка, чтобы малыш не уклонялся от слов, в которых есть сложные для него буквы).

Дошкольникам нравится писать свое имя, имя мамы или друзей. И это отличная возможность проверить - помнит ли ребенок, что первая буква должна быть большой, а само имя имеет полную форму? «Женя» превращается в гордого «Евгения», в котором появляются новые буквы.

Также детям нравится писать имена животных или героев. Мой младший брат пытается писать свои рассказы о насекомых и остановить его в этом занятии довольно сложно, главное, аккуратно подсказывать как пишется то или иное слово и поправлять Сеню, если хвостик у «у» опять убежал в другую сторону.

Если ребенку сложно писать самому, можно прибегнуть к традиционному методу «обводилок»: пусть он обводит буквы, написанные вашей рукой или использует прописи. Тут важно следить за тем, чтобы такая работа не превращалась в механическое закрашивание и соблюдались «начало» и направление движения буквы.

Следующий выпуск будет посвящен еще нескольким упражнениям для улучшения почерка, а также процессу выполнения домашних заданий.

Похожие публикации