Карманные деньги. Важные правила карманных денег для ребёнка

Дети и деньги — у этой проблемы несколько сторон. Одна из них — карманные деньги ребенка и подростка. Зачем ребенку карманные деньги? Давать или не давать?

Можно встретить аргументы и за, и против.

Аргументы против , которые приводят некоторые родители:

— нецелесообразно — ребенок не умеет тратить, родители все должны покупать ему сами;
— слишком много внимания денежным вопросам — будет жадным, алчным;
— если регулярно снабжать деньгами — станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания; не зарабатывает — не знает цену деньгам, не будет ценить даваемое;
— носить с собой деньги сейчас просто опасно; зачем нам лишние проблемы (в лучшем случае — зависть других детей, в худшем — отнимут или, не дай бог, побьют и т. д.).

Аргументы за:

— ребенку нужно чувствовать себя полноценной личностью, ведь у всех вокруг есть деньги: у мамы, папы, старшего брата, одноклассников;
— пусть учится самостоятельно и ответственно тратить и рассчитывать свой бюджет; наделает ошибок, так под нашим присмотром и с малыми потерями; научится — предвидеть последствия своих поступков — не станет рисковать во взрослой жизни;
— если не давать — возникают отрицательные эмоции, может развиться зависть к другим детям, жадность, переоценивание власти денег; не исключены сначала мелкие, потом более крупные кражи и т. д.

Как видите, мнения по денежному вопросу могут быть диаметрально противоположными. И решаться он в каждой семье будет по-своему. Возможно, принять правильное решение помогут кое-какие сведения из этой области воспитания.

С какого возраста стоит давать ребенку деньги на мелкие (а потом и не очень мелкие) расходы?

Есть две точки зрения: или тогда, когда он научится их считать, или с момента поступления в школу. Хотя ведь нередко эти два момента в жизни ребенка совпадают!

Как определить, можно ли уже дать ему какую-то сумму, чтобы тратил по своему усмотрению? Просите малыша-дошкольника время от времени сходить в магазин. Не забывает ли он брать сдачу, может ли рассчитать выданные деньги, чтобы хватило на порученные покупки? Если считаете, что он еще не готов к самостоятельным тратам, объясните, почему отказываете. Подскажите, чему стоит научиться, чтобы получить желаемое. Естественно, что с началом финансирования у ребенка появятся (или усложнятся) домашние обязанности. Каждый год в день рождения можно повышать сумму выплат — и соответственно договариваться с ребенком об увеличении его вклада в работы по дому.

Сколько давать карманных денег?

Это определяется вашими реальными семейными возможностями и здравым смыслом. И не стоит сокрушаться, если вы не можете дать сыну или дочери ту же сумму, что получают их одноклассники. Просто и твердо скажите: «Извини, это то, что я могу давать тебе на данный момент». Просит больше? Обсудить вместе с ним или с ней семейный бюджет с цифрами в руках. Возможно, через какое-то время вы сможете выполнить просьбу (после выплаты ссуды или после запланированной крупной покупки). Договоритесь о сроках, и если уж обещали — выполните свое обещание.

Может быть и так, что вы не стеснены в средствах. Как определить верхнюю границу выдач на ребячьи расходы? Подскажет опять же здравый смысл. Причем совершенно не обязательно суммы карманных денег вашего ребенка должны расти пропорционально увеличению вашего семейного бюджета.

Кажется, в одном вопросе специалисты сходятся. Выдавать карманные деньги нужно регулярно. Тем, кто помладше — раз в неделю; более взрослым — ежемесячно.

Как выдавать?

Американские специалисты говорят, что есть четыре системы «выдавания» денег (причем хорошая из них — только одна):

— в любое время по его прихоти (даже если есть договоренность с ребенком о регулярных выплатах);
— исключительно как поощрение за какие-то заслуги или работу по дому;
— регулярно в определенном объеме, при этом безо всяких условий и оговорок;
— также регулярно, но с условием тратить деньги ответственно.
Нетрудно догадаться, что оптимальной из них можно назвать последнюю по счету. Что значит «с условием»? Первое — оговаривается, на какие расходы предназначаются эти суммы (школьные принадлежности, сладости, развлечения или что-то другое), а какие траты полностью исключаются (на алкоголь, сигареты и т. п.). Второе — родители договариваются с сыном или дочерью, что не будут лишать карманных денег из-за проступков, но всегда будут требовать выполнения определенных домашних обязанностей.

Контролировать ли самостоятельные траты ребенка?

У внимательных родителей есть возможность ненавязчиво проследить, куда исчезают выданные суммы. Требовать же полных финансовых отчетов не стоит, особенно от подростка. При строгом контроле за тратами теряется сам смысл обладания карманными деньгами. Так ребенок никогда не научится самостоятельно ими распоряжаться. Не говоря уж о том, что не получит никакого удовольствия. Вмешиваться необходимо, только если вы твердо уверены, что деньги тратятся на недостойные цели. Например, на сигареты, выпивку и т. п.

Как быть, если подросток просит дополнительную сумму, но не хочет говорить, на что? В родительскую голову закрадываются самые страшные подозрения. Вспомните себя в этом возрасте. Для подростков с их максимализмом и преданностью друзьям это может быть вопросом жизни и смерти. Психолог Юрис Блумбергс считает, что лучше дать и затем разбираться в ситуации, чем отказать и потом мучиться, что не поддержали сына или дочь. Настораживать должны «неуловимые» траты, когда нет никакого материального воплощения этих расходов (отговорки, что на дискотеки, на неизвестно где съеденные сладости и т. п.).

Стоит ли поощрять или наказывать деньгами?

Вот по этому вопросу можно встретить самые разные высказывания. Например, учеба — это тоже работа, причем не из самых легких, почему не поощрить ребенка? Другие подчеркивают: если приложил значительные усилия, добился высоких результатов, пусть поймет, что его заслуги ценят, и сам будет больше себя ценить. Но это должно быть какое-то значительное достижение (победил на олимпиаде по какому-то предмету, сдал трудный экзамен и т. д.).

Если речь идет о постоянных обязанностях по дому, то они выполняются бескорыстно. Каждый член семьи вносит свой вклад в домашнее хозяйство, в том числе и ребенок. Правда, и дома он иногда может выполнить значительную, потребовавшую много времени и сил работу. Например, при строительстве дома, ремонте машины или квартиры, освоении дачного участка. Тогда «премиальные» выплаты будут вполне уместны. При этом, давая деньги ребенку, стоит подчеркнуть, что главное в этом случае — не денежное вознаграждение, а то, что он освоил новую и сложную работу.

Что касается наказаний, то полностью лишать ребенка или подростка карманных денег не рекомендуется. Уменьшить обычную сумму, пожалуй, допустимо — в зависимости от серьезности проступка.

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Если понятно, что деньги потрачены на ерунду или просто потеряны, не возмещать ему потерю — пусть ответит за последствия своего легкомыслия.

Постепенно в сумму на мороженое и развлечения добавлять деньги на необходимые траты. Так ребенок будет учиться рассчитывать свой бюджет. Например, в конце месяца нужно купить проездной билет, в начале четверти предусмотреть покупку тетрадей и т. д. Да, может случиться, что ребенок потратит эти деньги не по назначению. Тогда придется добавить сумму на неотложную покупку (например, на проездной) как бы в долг. А потом вычесть ее из карманных денег.

Многие дети, получив деньги, тратят все немедленно. В таком случае попробуйте разделить общую сумму на мелкие части и выдавать их ребенку дважды или трижды в неделю. Постепенно можно увеличивать эти части.

Если сын или дочь собираются самостоятельно сделать «крупную» покупку, помогите выбрать вещь, подскажите, где можно получить скидку.

В европейских странах некоторые родители открывают ребенку самостоятельный счет в банке. Он учится совершать какие-то банковские операции, например обращаться с кредитной картой, рассчитывать проценты с вклада. Из положенной на его имя суммы может брать деньги на покупку одежды, школьных принадлежностей, на ежемесячную оплату дополнительных занятий и т. д.

Конечно, вы будете знакомить ребенка и со своей семейной бухгалтерией. Причем информировать не только о расходах. Если ребенок не знает, сколько получают родители, значит, в семье нет доверительности в отношениях друг с другом. Давайте ребенку возможность высказывать свое мнение по поводу семейных трат, участвовать в планировании покупок, поездок.

Стоит ли в каких-то затруднительных обстоятельствах привлекать личные средства ребенка в бюджет семьи? Не исключено, что это поможет ему ощутить свою сопричастность к решению общей проблемы, свою необходимость. Разумеется, потом детские деньги должны быть возвращены (с процентами или без — решается индивидуально).

Платить ли за семейные дела?

Платить ли ребенку за то, что он выносит мусор? А за пятерки в школе? Решать этот вопрос помогает следующий принцип: «Если в семье здоровые отношения, где родители и дети близки и любят друг друга, в такие платы играть можно. Они воспринимаются как игра, где дети учатся зарабатывать, а родители обозначают направления, где дети могут их порадовать. Но если семья другая, где отношений между родителями и детьми по сути нет, где человеческие отношения заменяются деньгами, — это плохие игры в деньги, и этого делать не стоит.

Изучение финансовой грамотности не возможно без практического применения получаемой информации.

Согласитесь, как можно изучать функции денег, не имея возможности ими распоряжаться. Или, например, как можно привить основы финансовой грамотности подростку, привить основы экономного и расчетливого расходования денежных средств, не давая при этом возможность тратить деньги самостоятельно.

И даже если подросток тратит выданные ему деньги на всякую «ерунду», он уже получает свой первый жизненный опыт в огромном мире финансов.

Сегодня, в рамках основ финансовой грамотности, обсудим, нужны ли карманные деньги детям, плюсы и минусы карманных денег для подростков.

Откуда берутся карманные деньги у детей

Чем старше становится ребенок, тем большую потребность в независимости от родителей, в том числе финансовой независимости, он испытывает.

Конечно, пока ребенок учится в школе, у него нет возможности полноценно зарабатывать свои собственные деньги. Да и труд малолетних детей в нашей стране запрещен. А в отношении труда подростков существуют достаточно серьезные ограничения, от продолжительности такого труда, до вида работ, которые может выполнять подросток.

Поэтому, практически единственным источником денежных средств, которые могут появиться у подростка, - это деньги, которые ему дают родители или родственники.

В большинстве случаев, конечно, это подарки на день рождения либо крупные праздники. Но некоторые родители также дают своим детям небольшие денежные средства «просто так» на мелкие расходы. Кто – то дает деньги раз в неделю, кто – то раз в месяц. Но именно эти деньги, данные «на мелкие расходы», и принято называть карманными деньгами.

Зачем ребенку карманные деньги

Быстро меняющийся мир финансов, требует способности быстрой адаптации к новым реалиям и условиям жизни человека.

Давно ли мы с вами получали заработную плату, выстаивая очереди в кассу предприятия, расписываясь в зарплатной ведомости? А сегодня заработанные нами деньги в день зарплаты поступают на банковскую карту, освобождая нас от необходимости ожидания своего часа возле кассы предприятия.

Давно ли мы платили за коммунальные услуги, стоя в очереди в сберкассе? Сегодня достаточно нескольких секунд, и наш платеж, посредством мобильного банка, будет проведен.

Можно привести многочисленное количество примеров развития прогресса именно в мире денег и финансов. От банка на ладони до проведения платежей бесконтактным способом. О том, какие бывают виды банковских карт, зачем нужна и как пользоваться виртуальной банковской картой, читайте на нашем сайте сайт.

Да и прогресс не стоит на месте – развитие чипов, блокчейн – технологий с каждым годом упрощают процессы денежных платежей.

Но согласитесь, пока мы на личном опыте, или руками не попробовали все эти технические новинки, мало кто из нас понимал, как это работает. Да еще и многие люди, особенно люди преклонного возраста, сильно противились необходимости получения своих денег не наличными деньгами, а на маленькую пластиковую карточку.

Наши бабушки до сих пор предпочитают получать пенсию бумажными деньгами, как говорится «на руки», категорически отвергая саму идею получать пенсию «на карточку».

У наших детей то же самое. Пока они на личном примере не попробуют, что такое деньги, для чего они нужны, и как ими можно распоряжаться, даже путем проб и ошибок, включая нецелесообразное использование денег, они не поймут и основ финансовой грамотности.

Таким образом, основная причина, по которой детям необходимо давать карманные деньги – это необходимость получения личного опыта обращения с деньгами. С настоящими деньгами, которые подросток может тратить на свои нужды и не отчитываться за эти деньги перед родителями.

Конечно, наличие у подростка карманных денег имеет свои плюсы и минусы. Это также необходимо понимать.

Плюсы или преимущества карманных денег у подростков

  1. Получение своего личного опыта в мире финансов. Подросток, умеющий распоряжаться денежными средствами, при наборе определенного опыта, начинает более рационально использовать деньги, которые у него имеются. Такой опыт дает серьезный импульс при вхождении ребенка во взрослую жизнь, - умение не растрачивать деньги впустую, а рационально их использовать, делать свои первые накопления и инвестиции. Другими словами, наличие карманных денег сегодня, - это первый шаг к богатству завтра.

  2. Удовлетворение своих «хотелок» без контроля и влияния родителей. Для того, чтобы ребенок постоянно не «клянчил» деньги на конфеты – мороженое, или учебные принадлежности, лучше, чтобы он мог приобретать это сам на собственные карманные деньги. Или перекусить в школе на перемене, или по дороге домой.

  3. Повышение своего социального статуса перед сверстниками. Подросток, имеющий собственные деньги, выглядит гораздо старше и более продвинутым в глазах своих сверстников, что позволяет ему обрести некий авторитет в собственном классе или среди друзей. Немаловажное значение имеет и возможность пригласить в кино или в клуб подругу.

  4. В случае возникновения экстренной ситуации, от приобретения лекарств, чтобы не бежать к родителям за деньгами, до вызова такси или оплаты проезда в общественном транспорте, в случае, когда родители не смогли забрать из школы.

Минусы карманных денег у подростков


Несмотря на многочисленные очевидные плюсы карманных денег у детей, существуют и негативные стороны.

  1. Постоянное наличие денег в кармане ребенка, особенно если вы даете слишком много денег, может привести к тому, что ребенок перестанет их ценить, воспринимая как должное. На самом деле, такая ситуация нивелируются, если у ребенка будет возможность зарабатывать деньги самостоятельно.

  2. Использование карманных денег на вещи, которые не одобряются родителями (сигареты, постоянные хождения по клубам, слабоалкогольные напитки, тоники и т.п.). Через это проходят все подростки (правда, об этом знают далеко не все родители). Бороться с таким можно только путем бесед и объяснений. Желательно на реальных цифрах. Например: за этот месяц мы дали тебе на карманные расходы 1 000 рублей. Ты их истратил на посиделки в игровом клубе. А тем временем, если бы ты откладывал эти деньги, то за пол – года можно было накопить 6 000 рублей. А на эти деньги можно было бы купить очень даже приличный телефон. Но ты предпочел сидеть с друзьями в клубе.

  3. У ребенка деньги могут отобрать более старшие или сильные сверстники. Главное, что - бы ребенок не боялся вам об этом рассказать. А что сделать с вымогателями, я думаю, вы и сами знаете. Еще один способ – не давать сразу много денег, выдавайте понемногу, например, один раз в неделю.

Правила выдачи карманных денег

Если вы для себя решили, что вашему ребенку необходимы карманные деньги, а также, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос финансово грамотным человеком, при выдаче карманных денег необходимо соблюдать несколько несложных правил.

  1. Выдача карманных денег должна быть регулярной. Можно выдавать деньги один раз в месяц или один раз в неделю, или один раз в десять дней. Нерегулярная или, что еще хуже, эпизодическая выдача денежных средств не приведет к желаемому эффекту, и не станет начальным этапом для обучения ребенка финансовой грамотности.

  2. Ваш ребенок должен понимать, зачем и для каких целей ему выдаются деньги на карманные расходы. Также он должен знать, что за эти деньги ему не нужно отчитываться перед родителями.

  3. Объясните ребенку, что деньги, полученные на карманные расходы, он может не только тратить на свои личные нужды, но и копить на любую вещь, которую хочет иметь ребенок.

  4. Нельзя использовать карманные деньги в качестве наказания. Не важно, какой проступок совершил ваш ребенок, ни в коем случае нельзя наказывать его полной отменой карманных денег. Можно снизить сумму выдаваемых денег, или не выдавать деньги в течение короткого промежутка времени, но нельзя полностью отменять карманные деньги.

  5. Нельзя постоянно менять условия выдачи и размер денежных средств, которые вы даете своему ребенку. Если вы хотите изменить условия, по которым вы даете ребенку деньги, необходимо заранее обговорить с ребенком все условия.

  6. Необходимо поощрять ребенка, если он пытается самостоятельно зарабатывать деньги. Если, конечно, это не в ущерб учебе.

  7. Если ваш ребенок сам регулярно зарабатывает некоторую сумму денег, не стоит переставать давать ему деньги. Родителям необходимо понимать, что в этом случае ваш ребенок еще больше заслуживает материального поощрения.

  8. Если в какой - то период времени вы не сможете давать ребенку деньги на карманные расходы, заранее поговорите об этом с ребенком. Объясните, почему сложилась такая ситуация, и как долго она может продолжаться.

Сколько денег давать подростку?

Этот вопрос очень сложен для любой семьи. Основной критерий – финансовая возможность семьи. Конечно, если среднемесячный семейный доход составляет всего 15 000 рублей, то даже 500 рублей на карманные расходы будет слишком большой суммой.

Рано или поздно каждый родитель встанет перед вопросом давать ребенку деньги на карманные расходы или нет. Финансовые возможности у всех разные. Но даже при условиях достаточного, стабильного дохода вопрос этот остается сложным, спорным. Прежде чем принять окончательное решение надо взвесить все «за» и «против».

Преимущества карманных денег

Распространено мнение о том, что неумение распоряжаться деньгами порождает бедность. Детей нигде не учат, как нужно экономить, рационально тратить, зарабатывать и ценить свой капитал. Этот бесценный опыт можно получить только дома, внутри семьи. Благодаря тому, что родители дают своим детям деньги на карманные расходы, у последних постепенно формируются определенные качества, черты характера, умения.

  1. Самостоятельность . Развивается за счет того, что ребенку постоянно приходится принимать решения, как потратить средства. Он сам считает их, планирует и совершает покупки. Но такая самостоятельность проявляется в узком смысле, только в отношении карманных денег. При этом решение других вопросов по-прежнему может быть затруднительным, а уборка в комнате будет проводиться под чутким руководством родителей.
  2. Уверенность в себе. Когда у ребенка есть на руках какое-то количество денег, то он чувствует, что может потратить их в любое время на то, что он хочет. Это повышает самооценку, помогает казаться взрослым. Вот только некоторые ребята начинают чувствовать свое превосходство над теми, у кого нет денег, и нередко высоко задирают нос, становятся самоуверенными. Такое поведение уже можно отнести к недостаткам.
  3. Умение обращаться с финансами. Ребенок раньше научится считать деньги, копить их, планировать покупки.
  4. Ответственность. Как и самостоятельность, проявляется в узком смысле. Чадо анализирует свои покупки, осознает их полезность, а может быть ненужность. Понимает, по предположению, как отнесутся к его приобретению родители. Старается сберечь деньги, то есть не потерять.

Кроме этого, регулярное пополнение кошелька приносит чувство спокойствия, стабильности. Это хорошо сказывается на чувствах и эмоциях, ребенок реже обижается, спорит. Но иногда за этой маской скрывается совсем другой характер.

Недостатки карманных денег

В том, что родители регулярно дают детям средства на карманные расходы, есть немало минусов. Хочется сразу отметить, что деньги, выделенные на еду, не в счет. Хорошее питание – это обязательная составляющая здоровья, а на нем, как известно, не экономят. А за необязательными тратами скрываются недостатки и опасения родителей.

  1. Одним из самых наиболее значимых недостатков карманных денег является то, что ребенок привыкает к ним. Постепенно он начинает воспринимать их как должные. Если по какой-то причине родители не дают ему денег, тогда это может вызвать вспышку агрессии, ребенок будет требовать «свое». Сложно придется в таком случае и детям и взрослым.
  2. Многие родители боятся, что их чадо потратит деньги на сигареты или спиртные напитки. Очень часто так и происходит.
  3. Также распространены опасения, что деньги украдут, отберут.
  4. Ребенок неправильно, нерационально, бездумно распоряжается деньгами. Часто траты карманных средств напрасны. Ребенок приобретает первое приглянувшееся, не задумывается о том, чего он действительно сильно желает и, что ему нужно. Ведь завтра кошелек снова пополнится и можно будет купить что-то другое. Нет страха остаться без средств.
  5. У ребенка складывается неверное отношение к деньгам. Эти средства он получает бесплатно. Ему не нужно работать для этого. Он не знает, как тяжело достаются эти средства. В глазах ребенка деньги теряют свою ценность.

Если посмотреть на вышеописанные плюсы и минусы, можно заметить, как они перекликаются между собой. Нет однозначного ответа во многих случаях. Карманные деньги будут действовать положительно или отрицательно в зависимости от воспитания, отношения к родителям, поведения ребенка и т.д.

Сколько давать денег

Предположим, родители приходят к выводу, что карманные деньги «давать, нельзя лишить». Тогда перед ними встает другой вопрос. Сколько давать? Это уже должно зависеть от:

  • материального положения взрослых, их возможностей;
  • средней суммы, получаемой сверстниками ребенка;
  • от стоимости необходимых расходов;
  • от возраста.

Но никак не должны влиять на общую сумму карманных средств:

  • отметки ребенка, общая успеваемость в школе;
  • помощь родителям;
  • исполнение домашних обязанностей;
  • настроение родителей.

Обычно, деньги на личные расходы впервые начинают выделять первоклассникам. Сначала денег надо давать совсем немного. Первое время ежедневно спрашивать, на что они были потрачены или отложены. Это необходимо для того, чтобы лучше понять, сколько ему надо средств и с пользой ли они тратятся.

Выделять деньги можно регулярно или периодически. Повторимся, что это не имеет отношения к средствам на ежедневное питание. Они должны быть всегда. Что касается прочих расходов, то можно регулярно выделять на них деньги, например, ежедневно или еженедельно. Периодическое выделение карманных средств означает, что ребенок при желании что-то купить должен посоветоваться со взрослыми и попросить у них деньги. Родители несут ответственность за своих детей, поэтому должны знать, что хочет купить их чадо.


В редких случаях ребенка можно поощрять деньгами за хорошее поведение. Это будет неким стимулом для работы над собой, своими качествами, чертами характера. Точно так же можно лишить карманных средств, если ребенок совершил нечто очень неприятное для родителей, например, стало известно, что он тратит деньги на сигареты.

Как научить ценить деньги и правильно распоряжаться ими

Некоторые родители больше склоняются к мнению, что карманные средства «дать нельзя, лишить». И в этом тоже есть доля здравого смысла. Во-первых, взрослые не станут бояться, что деньги украдут или чадо потратит их на бесполезные, вредные вещи. Во-вторых, младшим школьникам совсем не обязательно с такого юного возраста заботиться, задумываться о доходах и расходах. Научить ценить деньги и правильно обращаться с ними можно и дома.

Хороший вариант копить их на стоящие вещи. Пусть ребенок сам решит, что бы он хотел купить. Обдумает, сколько ему нужно накопить. Если родители одобряют его решение и соглашаются помогать, ребенок начинает двигаться к цели. Можно почаще просить ребенка сходить в магазин за покупками. Список должен быть коротким, а общий вес продуктов доступным. Хорошо, если чадо будет видеть, как распределяются деньги в семье , что первостепенно, что менее важно или необязательно. Живой пример лучше всего научит ценить деньги и правильно ими распоряжаться.

Ребенок никогда не откажется от средств на карманные расходы и их никогда не будет много. Родители должны подумать о том, готов ли ребенок получить эти средства, правильно ли он ими воспользуется.

Зачем ребёнку карманные деньги? Давать или не давать карманные деньги ребенку? В каком возрасте можно их доверить и сколько? Контролировать траты или нет? Над этими вопросами рано или поздно начинают задумываться многие родители.

Как утверждают психологи, чтобы ощутить себя личностью, которая чувствует себя уверенно в мире самодостаточных взрослых, карманные деньги ребенку нужны.

Карманные деньги – это мощный материальный стимулятор психологического воспитания детей, это их самостоятельность и независимость от родителей, умение подсчитывать и рассчитывать, сберегать и накапливать денежные средства.

Основной целью выделения карманных денег детям является:

Чтобы ребёнок почувствовал себя полноценной личностью, как мама, папа, одноклассники;

Предоставление возможности им самим распоряжаться материальными средствами для осознания своих потребностей;

Научился самостоятельно и ответственно планировать и осуществлять контроль за своими расходами, рассчитывать свой бюджет. Наделает ошибок – так под присмотром родителей и с малыми потерями, научиться предвидеть последствия своих поступков, - не станет рисковать во взрослой жизни.

Научился ценить и понимать ценность человеческого труда;

Чтобы, когда родители решат ребёнку не выдавать карманных денег,у него не возникали отрицательные эмоции, жадность, зависть к другим детям, переоценивание власти денег, исключение мелких, а затем и крупных краж...

С какого возраста стоит давать ребёнку карманные деньги?

Существуют две точки зрения:

2.с момента поступления в школу.

А если эти два момента совпадают – тогда ещё лучше.

Родители могут определить, можно ли уже дать какую-то сумму ребёнку, чтобы он тратил по своему усмотрению? Попросите дошкольника сходить в магазин. Если он не забывает взять сдачу, и рассчитывает выданные деньги, чтобы хватило на покупку, скорее всего уже пора выдавать карманные деньги.

Если считаете, что ещё не готов к самостоятельным тратам, обязательно объясните, почему отказываете. Подскажите, чему нужно научиться, чтобы получить желаемое.

С началом выплат, у ребёнка появятся и усложнятся, естественно, домашние обязанности. Каждый год в день рождения, можно увеличивать сумму выплат и, соответственно, договариваться с ребёнком об увеличении его вклада работы по дому. Решение лучше принимать на семейном совете, в присутствии ребенка.

Сколько давать карманных денег?

Ваш здравый смысл и финансовые возможности Вам подскажут. Не переживайте, если другие родители дают больше своим детям. Твёрдо скажите: «Извини, это то, что мы можем дать тебе на данный момент».

Если ребёнок просит больше – обсудите семейный бюджет с цифрами в руках. Возможно, через какое-то время, Вы сможете выполнить просьбу. Договоритесь о сроках, и выполните обещание.

Если Вы не стеснены в средствах, сколько давать карманных денег – подскажет здравый смысл.

Специалисты утверждают, выдавать карманные деньги нужно РЕГУЛЯРНО. Тем кто помладше – РАЗ ВНЕДЕЛЮ, более взрослым - ЕЖЕМЕСЯЧНО.

Лучше давать карманные средства ребенку среди недели, чтобы получение денег не ассоциировалась с подведением итогов учебы, поведением за неделю и т.п.

Как выдавать?

Американские специалисты утверждают, что существуют 4 «системы выдачи» карманных денег:

В любое время по желанию ребёнка. Даже если есть договорённость о регулярных выплатах;

Регулярно, в определённом количестве, безо всяких условий и оговорок;

Исключительно, как поощрение за какие-то заслуги или работу по дому;

- регулярно, но с условием ответственно тратить деньги – самое оптимальное решение.

Что значит «с условием»?

1)оговаривается, на какие расходы предназначаются эти деньги (школьные принадлежности, сдоба,развлечение,…), а какие расходы полностью исключаются (сигареты, алкоголь,…).

2)родители договариваются с детьми, что не будут лишать выплаты из-за проступков, но всегда будут требовать выполнения определённых домашних обязанностей.

Контролировать ли самостоятельные траты сына или дочери?

Требовать финансовых отчётов не нужно, особенно от подростка. При строгом контроле за тратами теряется смысл обладания карманными деньгами. Ребёнок должен научиться самостоятельно и ответственно распоряжаться деньгами, получать от этого удовольствие.

Внимательные родители ненавязчиво увидят, куда именно уходят выданные деньги.

Вмешиваться нужно только тогда, когда Вы уверенны, что деньги тратятся на недостойные цели.

Что делать, если подросток просит дополнительную сумму, но не говорит на что?

Возможно всякое, но зачем заранее подозревать плохое. Вспомните себя в этом возрасте. Для подростков, с их максимализмом и преданностью друзьям, это может быть вопросом «жизни и смерти». Многие психологи считают, что лучше дать, а затем разбираться в ситуации, чем отказать, а затем мучиться, что не поддержали сына или дочь. Настораживать должны«неуловимые» траты, когда нет материальных расходов- отговорки: на дискотеки, неизвестно где съеденные сладости,..

Можно поощрять или наказывать деньгами?

Постоянные обязанности по дому выполняются БЕСКОРЫСТНО. Каждый член семьи вносит свой вклад в домашнее хозяйство. Если же ребёнок иногда выполняет значительную и трудную работу – по строительству дома, ремонту машин или дачи,… - уместны «премиальные» выплаты. При этом главное – не денежные выплаты, а то, что он освоил новую и сложную работу.

Наказывать ребёнка лишением карманных денег не рекомендуется. Допустимо, если очень серьёзный проступок, уменьшить обычную сумму.

Как научить ребёнка обращаться с деньгами?

Если деньги потрачены на ерунду или потеряны, не возмещать ему потерю – пусть ответит за последствие легкомыслия.

Постепенно в сумму на развлечения и мороженное добавлять денег на необходимое. При этом, ребёнок будет рассчитывать на свой бюджет. Например, покупка канцтоваров в начале четверти, проездного билета,…

Может случится, что деньги ребёнком потрачены не по назначению. Придётся добавить сумму на неотложную покупку как бы в «долг». А затем вычесть её из карманных денег.

Если ребёнок потратил всё сразу, то попробуйте разделить общую сумму на мелкие части и выдавать их ребёнку два, три раза в неделю. Постепенно желательно увеличивать эти части.

Если ребёнок хочет совершить «крупную» покупку, то помогите выбрать, подскажите, где можно получить скидку.

Давайте ребёнку возможность высказываться по по поводу семейных трат, высказываться по поводупланирования поездок, покупок.

Если в семье затруднительное положение со средствами, возможно привлечение личных сбережений ребёнка. Это поможет ему ощутить свою сопричастность к решению общей проблемы, свою необходимость. Естественно, потом карманные деньги должны быть возвращены ребёнку.

В европейских странах, некоторые родители открывают ребёнку счёт в банке. Чтобы он научился самостоятельно совершать банковские операции. Ребёнок может снимать деньги на покупку одежды, канцтоваров, оплату спортивного клуба,…

Ребёнок зарабатывает деньги. Как к этому относиться?

Для ребёнка старше 14 лет, без вреда учёбе и здоровью, – это вполне нормально. И если Вы уверены, что у него добросовестные работодатели, ему не грозит попасть в неприятности.

Стоит поощрять подростка к самостоятельному заработку к относительной финансовой независимости. Но не нужно возводить это в принцип. Лучше всего таких ребят стимулирует пример сверстников.

Как научить ребенка азам финансовой грамотности:

1. Не советуйте навязчиво и не распоряжайтесь карманными деньгами ребенка. Дайте почувствовать ему самостоятельность, и самому преодолеть последствия бездумных трат. Если малыш в первый же день потратил все личные деньги на конфеты, дайте ему осознать его поведение до следующей «зарплаты».

2. Когда первая эйфория пройдет и несколько первых «зарплат» будут потрачены бездумно, научите ребенка записывать расходы в блокнот, чтобы он знал, куда уходят деньги.

3. Поручите ребенку оплачивать из карманных денег что-то важное, но не дорогое, например, самому (например, канцелярские принадлежности и т.п.).

4. Постепенно увеличивая сумму (каждый раз оговаривая причину увеличения) и время между выдачами, вы научите ребенка разумно распоряжаться деньгами, тратить их не только на развлечения, сладости и игрушки, но и оплачивать транспортные расходы, школьные завтраки, билеты в кинотеатр и на концерты, обеспечивать себя канцелярией и книгами, покупать подарки друзьям и т.п.

Ребёнок и карманные деньги: правила безопасности

Дав ребенку деньги, объясните, что это не только возможность покупать, но и некоторая опасность, связанная с их ношением и хранением. Деньги можно потерять, их могут украсть или отнять. Чтобы избежать подобного, ребенок должен усвоить простые правила безопасности.

1. Нельзя показывать деньги посторонним (детям или взрослым), хвалиться карманными средствами.

2. Лучше хранить деньги дома в определенном месте (копилке), не стоит носить все свои сбережения с собой, деньги на текущие расходы не нужно носить или оставлять в карманах верхней одежды (купите ребенку кошелек).

3. Если ребенку угрожают насилием незнакомые дети или взрослые, требуют деньги, пусть отдает без сопротивления. Жизнь и здоровье ребенка бесценны.

4. Еще напомните ребенку, что категорически нельзя брать деньги в долг у незнакомых взрослых или давать свои в обмен на обещание скоро отдать.

Губанова С.Г.

Библиография:

1.Байярд Р.Т., Байярд Дж. «Ваш беспокойный подросток» ,М. 1991

2.Анисимова Г.Е. «Как помочь вашему ребёнку», Екатеринбург, 2006

3.Волков Б.С. «Психология подростка» ,М.,2001


Городская открытая научно – практическая конференция

Тема: «Изучение проблемы карманных денег у подростков в России и зарубежом».


Журнал для подростков

Карманные деньги – это деньги, предназначенные на небольшие текущие расходы.

Социальная статистика в России, (август-сентябрь 2006 год):

Младшим (13-14 лет) подросткам дается в среднем 50-70 рублей в неделю на карманные деньги.

Средним (15-16 лет) – около 100-150 рублей в неделю, чтобы удовлетворить свои желания и потребности.

А старшим (17-19 лет), родители выделяют из семейного бюджета свыше 200-500 рублей в неделю.

В основном, подростки тратят свои деньги на жевательную резинку, сладости, мороженое, компьютерные игры, одежду, аксессуары. Каждый десятый откладывает свои деньги в копилку, т.е. пытается накопить на что-то более существенное, дорогое.

В Германии родители просто обязаны давать своим детям, которые достигли 15-летнего возраста от 25 до 30 € в месяц. Если же родителями не выполняются эти обязанности, дети в праве подать на них в суд. Затем они обязаны выплатить штраф детям.

В Америке родители оплачивают своим детям работу по дому. За то, что они убираются, выносят мусор, моют пол, готовят и т.д. С 10лет американцы стремятся подработать: могут пойти разносить газеты, посидеть с маленьким ребенком, помыть машину и т.д.


1.Молодёжь в Британии. Карманные деньги (статья)

2.Проблемы подростков (результаты опросника)

3.Как подростки относятся к карманным деньгам в Британии (статья)

4.Деньги вникуда? (статья)

5.Деньги вникуда? (результаты опросника)

6.Назад в прошлое (результаты опросников)

7.Важны ли внешность и карманные деньги? (результаты опросника из журнала)

8.Афоризмы

9.Вывод по проекту

10.Список литературы


Молодёжь в Британии. Карманные деньги. Что делают подростки Британии в их свободное время?

Существует огромное множество необходимых предметов и предметов роскоши, на которые они хотели бы потратить деньги, включая одежду, кассеты и CD диски, копя на мотоциклы или машины, имея немного денег для того, чтобы регулярно ходить на дискотеки, танцы или в кинотеатр, либо занимаясь более специализированными хобби, такими как ужение, наблюдение за большими птицами или парусным спортом.

Многие подростки используют свое свободное время на выходных, подрабатывая в магазинах, работая в гаражах, разнося газеты, работая в саду, занимаясь декорациями и дизайном жилых помещений и мойкой машин для людей, которые живут по соседству.

Из английского журнала «YouthCulture» (1997 г.)

Результаты опросника «Проблемы подростков»

Чтобы выяснить какие проблемы волнуют подростков больше всего, мы начали с вопросов «есть ли у вас проблемы? Какие проблемы волнуют вас больше всего?». Опросив 40 подростков в возрасте 13-15 лет, можно сделать следующие выводы, что для большинства из опрошенных, проблема карманных денег является самой существенной проблемой на сегодняшний день. Также стоит обратить внимание, что не только эта проблема волнует подростков. Сейчас мы знаем, какие проблемы затрагивают тинэйджеров в большей степени:

1. проблема карманных денег.

2. проблема отношений с учителями;

3. проблема отношений с родителями;

4. проблема обучения

Что подростки из Британии делают с их деньгами?

Подростки тратят не так много денег, как предполагают их родители - по крайней мере, согласно недавнему обзору “Большие деньги и Незначительные траты”. Обзор включал опрос 300 подростков 13-17 лет из всей Британии.

К тому времени как они становятся подростками, большая часть детей замечает, что еженедельная сумма карманных расходов возрастает до 5,14фунтов (287,84 руб.). 2/3 подростков думают, что они получают достаточно денег, но большинство полагают, что они должны сделать что-либо, чтобы получить эти деньги, т.е. работать.

Несмотря на то, что они имеют достаточно наличных денег, беспокойство о жизни в долг возрастает среди подростков. Поэтому большая часть детей прилагают большие усилия, чтобы откладывать деньги на будущее.

Больший доступ к наличным деньгам у подростков не означает, что они становятся более безответственными к результату накопления. Кажется, что экономический спад подталкивает к осторожности в отношении к сбережению денег, даже в случаях с детьми в этом возрасте. Вместо пустой траты карманных денег на конфеты или журналы, подростки, принявшие участие в обзоре, возвращаются к ситуации экономии-сохранении большей части их наличных денег.

Деньги в никуда?

Молодые люди усердно работают для того, чтобы заработать деньги. Обзор компании Wall’s, которая производит мороженое, показывает, что средний показатель составляет 2.71фунтов (157 руб.) в неделю. Среди подростков14-16 лет, средний показатель составляет 2.76фунтов (160 руб.) в неделю. Общая сумма карманных денег и подарков составляет еженедельную сумму британских подростков свыше 6фунтов (300 руб.) в неделю.

Куда подростки тратят свои деньги?

Самые популярные виды работ:

· Доставка газет

· Работа с детьми (няней)

· Мытье машин

· Стрижка газонов, живых изгородей

Некоторые подростки также работают в выходные дни. Они помогают парикмахерам или подрабатывают в магазинах. Большинство молодежи откладывают (сберегают) третью часть заработанных денег, а остальное тратят.

Деньги в никуда. Результаты опроса

Мы опросили 40 подростков 13-15 лет и выяснили, что сами зарабатывают только 9 человек из всего числа опрошенных. В основном это девочки, которые работают в фирмах по производству косметики, и те, кто помогают, как репетиторы, маленьким детям. Остальным подросткам деньги дают их родители.

Большинство наших сверстников тратят деньги, а остальные сберегают их на время. Деньги подростки обычно тратят на еду в школе. Девочки покупают косметику, украшения, канц. товары. Мальчики тратят деньги на CD, DVD диски.

Опрос двух поколений

Для того чтобы выяснить, как решается и решалась эта проблема в нашей стране, мы обратились с вопросами к нашим родителям и к более старшему поколению (родителям наших родителей). Мы задали следующие вопросы:

2. Зарабатывали ли вы сами деньги или вам давали деньги ваши родители?

Нами были сделаны следующие выводы:

Шесть человек зарабатывали деньги сами и тратили деньги на: кафе, шоколад, кино, каток, подарки для родителей, одежду, значки, монеты, открытки, марки, ручки и карандаши.

14 подросткам деньги давали родители. Наши родители хотели очень сильно зарабатывать карманные деньги, но у них не было такой возможности.


Опрашивая наших бабушек и дедушек, мы задавали им следующие вопросы:

1. Были ли у вас карманные деньги, когда вы были подростками?

2. Зарабатывали ли деньги сами или вам давали деньги родители?

3. На что тратили карманные деньги?

Всего мы опросили 15 бабушек и дедушек. И выяснили, что все они зарабатывали деньги сами: рубили дрова, пасли скот, работали на поле, работали в огороде. За эту работу им давали хлеб, зерно, конфеты, пряники, а за более тяжелый труд, им давали немного денег. В основном деньги они отдавали родителям и незначительную часть тратили на кино, одежду.

Вывод опросника: родители хотели заработать деньги, но у них не было возможности. Более старшее поколение много работали физически и помогали тем самым своим родителям.

Важны ли внешность и деньги

Мы нашли результаты опросника английских тинэйджеров. В анкетировании принимало участие 70 человек. Можно сказать, что 50 подростков из опрошенных считают, что внешность важна, и 20 человек считают, что деньги важны. Свои деньги они чаще всего тратят на CD и DVD диски, журналы, конфеты, компьютерные диски, подарки близким, одежду и макияж.

На этот же вопрос мы захотели получить ответы от русских тинэйджеров, задав им те же самые вопросы. Только в данном опроснике принимало большое количество подростков. Стоит заметить, что для наших, русских, тинэйджеров внешность НЕ важна для человека. Также, ответив на вопрос «А деньги важны для человека?», большая часть из них ответили - «не важны».

Афоризмы

Деньги для людей умных – составляют средства, для глупцов – цель. (Э. Бомен)

Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их. (М. Монтень)

Там, где сорят деньгами – очень сложно блюсти чистоту. (Э. Севрус)

Деньги – это некое шестое чувство, без которого остальные пять – неполноценны. (С. Моэги)

Большие деньги редко делают кого-либо добрым малым. (Э. Севрус)

Деньги никого не сделали дураком, они только выставляют дураков напоказ. (К. Хаббард)

Считается, что любовь к деньгам – корень всех бед, тоже можно и сказать про отсутствие денег. (С. Батлер)

Те кто считают, что деньги – это все, без всякого сомнения, готовы на все ради денег. (Э. Бомен)

Можно без ущерба бросать деньги на ветер, когда он дует в вашу сторону. (Э. Севрус)

На лишние деньги можно купить только лишнее, а из того, что необходимо душе – ничто за не покупается. (Г. Торо)

Человеку, у которого нет денег – трудно остаться порядочным. (Б. Франклин)


Вывод по проекту:

Проблема карманных денег существовала и существует в нашей стране. Стоит заметить, что в Британии этой проблемы нет, так как ребёнок с 10 лет сам может зарабатывать себе карманные деньги. У этих детей есть много вариантов заработать себе на мелкие расходы. Подростки нашей страны такой возможности не имеют, но дети хотели и хотят зарабатывать свои деньги, помогать родителям, чувствовать себя относительно независимыми и самостоятельными.

Похожие публикации