Что делают на курбан. Жертвоприношение и его суть или что такое "Курбан"

Слово «Курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения, чтобы сердцем приблизиться к Всевышнему Аллаху.

Курбан в Исламе является одним из видов поклонений, совершаемых имуществом. Это выражение благодарности Всевышнему Аллаху за ниспосланные Им блага. Жертвоприношение стало ваджибом (обязательным) во втором году по хиджре. Его обязательность обоснована аятами Священного Корана, сунной Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) и иджмой (единодушным мнением исламских богословов). Курбан является сунной Пророка Ибрахима (мир ему!). Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:

«Курбан - это сунна нашего отца Ибрахима (мир ему!) (Абу Дауд). Виды обязательного (ваджиб) Курбана

Курбан Исмаила

Курбан Исмаила - это жертвоприношение, совершаемое во время праздника Курбан-байрам и являющееся обязательным для людей, владеющих имуществом в размере нисаба (т.е. для людей, для которых выплата закята - фард).

Назир Курбан

Это жертвоприношение, которое было обещано Аллаху. Слово «назир» означает «обещание», «обет». Этот Курбан является (фардом). Для того чтобы Назир Курбан был совершен правильно, необходимо выполнить следующие условия:

1. Животное для Назир Курбана должно относиться к одному из видов животных, предназначенных для ваджиб Курбанов.

2. Назир Курбан не должен совпадать с ваджиб Курбаном.

З. Назир Курбан не должен противоречить воле Всевышнего.

4. Назир Курбан не может быть сделан из чужого имущества, так как обещать можно лишь свое имущество.

5. Назир Курбан не должен превосходить возможности человека, не быть непосильным для него.

Мясо Назир Курбана не могут, есть ни принесший жертву, ни его семья (дети, внуки, отец, мать, дедушки и бабушки). Все мясо обязательно раздается бедным. Если хозяин съест хоть немного этого мяса, то он должен раздать садака (подаяние) бедным, равное стоимости съеденного мяса.

Курбан Благодарения (Хадий)

Этот Курбан является обязательным (ваджиб) для тех, кто совершает Хадж Киран и Хадж Таматту.

Курбан Искупления (Джаза Курбан)

Это ваджиб Курбан, который приносится за совершение некоторых недозволенных действий во время хаджа.

Виды дополнительного (нафиль) Курбан

Акыка Курбан

Курбан, совершаемый при рождении ребенка. Волосы на голове новорожденного называются «акика». В знак благодарности Всевышнему за его чудный подарок приносится жертва, которую называют «Акика». Курбан Акика - сунна Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!). Передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) принес в жертву барана за своего внука Хусейна.

Это жертвоприношение можно совершать от дня рождения ребенка и до его совершеннолетия. Но лучше сделать это на 7 - 14 или 25 день жизни ребенка. Наиболее благоприятным является 7-ой день. В тот же день состригаются волосы на головке ребенка, и раздается милостыня, равная весу волос ребенка, выраженному в серебре. Это (нафиль) Курбан то есть дополнительное благодеяние и заступничества. Например: Заступничество Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) в Судный день

Курбан тех, кто совершил Хадж Ифрад

Жертвоприношение не является ваджибом для тех, кто совершил Хадж Ифрад. По своему усмотрению, можно совершить дополнительный (нафиль) Курбан.

Курбаны, совершенные вне праздника

Шукур Курбан

Это Курбаны сделанные в любое время, по любому поводу как выражение благодарности Всевышнему Аллаху нафиль Курбан.

Доказательство необходимости Курбана.

«... совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Сура «Аль-Каусар» 2 аят). Согласно общепризнанному мнению, слово «намаз» в этом аяте означает «праздничный намаз», а слово «закалывать» означает «Курбан» в праздничные дни.

«Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До него доходит лишь ваша богобоязненность... » (Сура «Аль-Хадж 37)

Ценность Курбана

В Коране говорится: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Сура «Апь-Каусар», 2)

Несомненно, ценность поступков (действий) измеряется намерением. Если Курбан принесен ради Всевышнего, то можно рассчитывать на вознаграждение. Например, Пророк Ибрахим (мир ему!) молился так:

«Я искренне обратил свой лик к Тому, кто сотворил небеса и землю, и я не принадлежу к многобожникам!» (Сура «Аль-Ан"ам», 79). В другом аяте говорится: «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое поклонение, моя жизнь и моя смерть посвящены Ал лаху» (Сура «Аль-Ан"ам, 162-163)

Следовательно, каждый самостоятельный мусульманин должен очень серьезно относиться к Курбану. Только искренние верующие выполняют Курбан, суть которого - приблизиться к Всевышнему Аллаху. Можно добавить, что доказательство имана состоит в выполнении религиозных обязанностей.

Статус Курбана

Курбан является ваджибом.

Длякого Курбан обязятелен?

Для того чтобы Курбан стал обязательным, необходимо соблюдение следующих условий. Человек должен:

Быть мусульманином.

Быть дееспособным.

Быть совершеннолетним.

Быть свободным.

Быть мукимом, то есть не находиться в путешествии.

Обладать средствами для выплаты Закят

Условия Курбана

Условия Курбана - это при ношение в жертву одного из разрешенных животных. Не зарезав животное, передавать его или сумму денег, равную его стоимости, нуждающимся - не является совершением Курбана. Названные действия могут расцениваться как садака.

Нисаб Курбана

Нисаб - это количество (размер) имущества, обладание которым делает обязательным поклонение, связанное с имуществом.

Нисаб Курбана - это обладание имуществом, превышающим 20 мискалей (т.е. 80,18 г) золота (или это количество в денежном или вещевом выражении), за вычетом основных потребностей человека (в которые входят его жилье, необходимая домашняя утварь, ездовые животные, одежда, годовой расход на себя и на тех, кого он обязан обеспечивать) и его долгов. То есть, обладающий нисабом Курбана считается обеспеченным человеком, и ему Курбан обязателен. Он обязан ежегодно совершать жертвоприношение в дни Курбана.

Условия выполнения Курбана

Курбан совершается в определенное время

Время жертвоприношения - первый, второй и третий дни Курбан-байрама.

Приносить Курбан ночью - макрух (порицаемое), так как из-за темноты возможно допущение ошибок в обряде жертвоприношения. Передается, что Бера бин Азит (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) говорил: «Первое, что мы должны совершить в это день - это прочитать намаз, а потом вернуться и принести наши курбаны». (Бухари,Муслим)

Жертвенное животное должно быть здоровым

Надо обращать особое внимание на состояние здоровья и отсутствие физических дефектов у животных, которые предназначены для Курбана. Мы можем разделить дефекты жертвенных животных на две группы: допустимые и недопустимые.

Допустимые недостатки

Слабое зрением, косоглазие;

Хромота на одну ногу при способности передвигаться на остальных ногах;

Врожденное отсутствие рогов или их части;

Продырявленные, клейменые или купированные концы ушей;

Отсутствие нескольких зубов;

Удаление незначительной части хвоста или уха;

Врожденное укорочение ушей;

Животное кастрировано перекручиванием яичек.

Но наилучший вариант - это принести в жертву животное, у которого отсутствуют подобные недостатки.

Недопустимые недостатки

Слепота на один или оба глаза;

Хромота, не позволяющая животному самостоятельно дойти до места забоя;

Оба или одно ухо отрезано полностью до основания;

Отсутствует большинство зубов;

Сломаны рога или один рог до основания;

Хвост купирован до половины и более;

Отсутствие (отпадение) сосков на вымени;

Крайнее истощение и слабость животного;

Врожденное отсутствие уха или хвоста;

Буйность, препятствующая присоединению к стаду;

Животное, питающееся нечистотами.

С точки зрения шариата, совершенно очевидно, что животные с такими характеристиками не должны приноситься в жертву. Курбан также не полагается из животных, имеющих большое количество допустимых недостатков.

Какие животные входят в категорию Курбана?

Курбан может быть из трех видов животных:

1. Овцы и козы;

2. Коровы, быки и буйволы;

З. Верблюды.

Из остальных животных курбан невозможен. Из названных трех видов животных можно приносить в жертву и самцов, и самок. Предпочтительным считается приношение в жертву барана и козла. Овцы и козы должны достичь годовалого возраста, крупнорогатый скот - двухлетнего, а верблюды - пятилетнего. Но если ягненок в шестимесячном возрасте наберет вес годовалого, то разрешается его жертвоприношение. А крупнорогатый скот и верблюд могут быть принесены в жертву как одним человеком, так и от имени семи человек одновременно. Примечание: компаньоны должны объединиться с намерением принести жертву ради Аллаха. Если кто-то из них ставит целью лишь купить мясо, то ни у одного из них Курбан не будет действительным.

Как совершается обряд жертвоприношения?

В нашей религии жертвенное животное забивается следующим образом:

1. Животное доставляется до места жертвоприношения без насилия.

2. Животное, не мучая, укладывают на левый бок, головой в сторону Кыблы.

3. Три ноги связываются (мелкого рогатого скота), а правая задняя оставляется свободной, а затем совершается намерение (ният) Всевышнему от имени просящегося.

4. Присутствующие люди вместе вслух произносят Такбир: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля иляха илляллаху валлаху Акбар, Аллаху Акбар ва лилляхиль хамд» - повторяется 3 раза.

5. После этого читаются части аятов из суры Аль-Ан"ам (162 -163), как ду"а Курбана:

«А"узу билляхи мина-шшайтани-рраджим. Бисми-лляхи-ррахмани-ррахим. Куль инна салати ва нусуки ва махъяйа ва мамати лилляхи Раббиль "алямин. Ля шарика ляху … ,»

«Скажи: "Воистину, моя молитва, мое поклонение [Аллаху], жизнь моя и смерть - во власти Аллаха, Господа [обитателей] миров, наряду с которым нет [иного] божества»

6. После этой ду"а, произносится «Бисмилляхи Аллаху Акбар» и перерезают ножом горло животного.

После этого совершается ду"а прося у Аллаха милости и милосердия исполнения желаемого на земле и на небесах в другой жизни.

Дополнительно можно совершить (нафиль) после жертвоприношения 2-х ракаатный намаз, прося у Всевышнего исполнения желаемого. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) в связи с этим сообщает радостную весть: «Каждый, кто приносит жертву, после того, как выпустит нож из рук, пусть прочтет 2-х ракаатный намаз. Кто прочитает этот 2-х ракаатный намаз, тому Аллах даст то, что он пожелает».

Как распределяется (раздается) Курбан?

Мясо Курбана

Желательно (мустахаб) разделить его на три части:

Одна часть раздается соседям и родным.

Вторая часть отдается бедным и нищим.

Третья часть оставляется своей семье.

Таким образом, мясо Курбана должным образом находит свое место. Потому что Всевышний Аллах велит: « ... Ешьте от них (жертвенных животных), и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты» (Сура «Аль-Хадж», 36), «Ешьте от них и кормите неимущего страдальца!» (Сура «Аль-Хадж», 28).

Запрещенные для еды части дозволенных животных

Существует 7 частей (органов) из разрешенных животных, которые употреблять в пищу харам (запрещено):

1. Выпущенная кровь животных;

2. Половой орган самца;

З. Половые органы самки;

4. Желчный пузырь;

5. Загустевшая в мясе кровь;

6. Мочевой пузырь;

7. Яички самцов.

(последнее, по некоторым мнениям, макрух).

Мудрость Курбана

1. Способствует приближению к Всевышнему и достижению его Довольства.

2. Аллах не нуждается в Курбане, как и в других видах поклонения, но Всевышний велением жертвоприношения испытывает своих рабов, измеряет степень близости к себе.

З. А также курбан способствует напоминанию о том, что Исмаил (мир ему!) был спасен от приношения в жертву.

4. Ежегодное приношение в жертву тысячи животных - это символическое выражение готовности жертвовать всем своим имуществом ради поклонения и подчинения велениям Всевышнего.

5. Канон жертвоприношения в Исламе является также большим уделом и милостью для бедных и неимущих

Польза Курбана

1. Истинно Курбан сделан обязательным, чтобы отдать дань благодарности за годовое мирское благо, и, тем самым, отдается обязательный долг Всевышнему.

2. Прегрешения отпускаются, и зарабатывается саваб.

З. Курбан станет для хозяина в Судный день опорой, который проведет его через мост Сырат и будет причиной его спасения.

4. Помощь бедным и нуждающимся и способствует удовлетворению их скромных нужд.

Курбаны, не употребляемые самим хозяином, обязательные для раздачи.

Есть некоторые курбаны, которые не могут употреблять забившие их люди и их родственники. Так как это мясо надо полностью раздать бедным. Это ниже-перечисленные курбаны:

а) Назир (обещанный) курбан;

б) Курбан, завещанный человеком при жизни, и который наследники принесли в жертву после его смерти из одной трети части его имущества.

в) Курбан, не забитый по какой-либо причине в праздничные дни, который обязательно надо отдать как садака.

Приносится ли жертва для умершего?

Можно сделать Курбан с намерением передать саваб (вознаграждение) за него умершему родственнику или любимому человеку.

Такбиры Ташрик

Праздник Курбан начинается 10-го числа месяца 3уль-Хиджа по лунному календарю и продолжается 4 дня. К четырем праздничным дням прибавляется день "Арафа (9-ый день месяца 3уль-Хиджа). Эти 5 дней называются «Аййам Ташрик» (Дни Ташрика). В эти дни после фард намазов произносятся такбиры. Эти такбиры называются еще «Такбиры Ташрика».

Такбиры Ташрика начинают произносить с утреннего намаза в день "Ара фа и заканчивают предвечерним намазом в 4-ый день праздника - 2З-им по счету. Эти такбиры ваджиб и провозглашаются громко.

Слова Такбира: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илляллаху уаллаху Акбар, Аллаху Акбар Ва лилляхиль хамд».

Действия, которые чтимо (мустахаб) совершать в праздничную ночь и дни

1. Праздничные ночи проводят в мольбе и поклонении, читают пропущенные намазы. Читают Коран и просят прощения. Ведь ду"а, совершаемые в праздничную ночь, принимаются.

2. В праздничное утро встать пораньше, принять омовение.

З. Надеть чистую или новую одежду.

4. Использовать хорошие благовония.

5. Если это, возможно, идти на намаз пешком.

6. Улыбаться и быть радостным.

7. Раздавать больше садака бедным и нищим.

8. По дороге на праздничный намаз произносить такбиры.

9. Если человек собирается совершить Курбан, то желательно воздерживаться от пищи, пока он не сможет попробовать мясо своего Курбана.

10. Есть мясо Курбана, так как это делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!)

11. Быть щедрым по отношению к своей семье.

День праздника и его намаз

Праздник стал обязательным во 2-ом году хиджры. Во времена переселения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) в Медину, у жителей Медины было два праздничных дня. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) спросил: «Что это за дни?» Мединцы ответили: «Мы танцуем и веселимся в эти дни еще со времен джахилии (невежества)». На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Взамен этих дней Всевышний Аллах Вам дал два лучших дня: "Ид-уль-фитр (завершения поста Рамадан) и "Ид-уль-Адха (Курбан-байрам)». (Абу Дауд).

В Коране сказано: «Совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Сура «Аль-Каусар» 2). По наиболее авторитетному толкованию, слово «намаз» - это намаз Курбан-байрама. Достоверно известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сам лично проводил праздничные намазы.

По мазхабу имама Абу Ханифы , намаз Курбан - байрама - ваджиб.

Как совершается праздничный намаз?

Обязательный праздничный коллективный (с джамаатом) намаз состоит из 2-х ракаатов. В первом ракаате читается «субханака», после чего имам произносит вслух, а джамаат - про себя, такбир - «Аллаху Акбар» три раза. В-первых двух такбирах руки подни­мают и опускают вдоль туловища. После третьего такбира руки, не опуская, складывают. Имам читает Аль-Фатиху, аяты (или суру) из Корана. Потом совершают руку" и сажда. Поднимаются на второй ракаат. Имам читает Аль-Фатиху и аяты (или суру) из Корана. Потом, как и в первом ракаате, делается три такбира. Во всех трех такбирах руки поднимаются и опускаются вдоль туловища. С четвертым такбиром совершается руку", а затем сажда. Затем, сидя читаются ат-Тахийат, Аллахуммасалли, Аллахуммабарик, Раббана, затем дается салям. После этого имам всходит на минбар и читает хутбу. Делается ду"а, и намаз завершается.

Праздничные намазы относятся к важным коллективным намазам, как и пятничные.

Хутба читается после намаза, так как является сунной, а в пятничном намазе хутба является условием пятничного намаза и читается до него.

Принесение в жертву животного представляет собой один из самых важных религиозных обрядов в мусульманском вероучении. И хотя жертвоприношение встречается и в иных религиях, а также многих языческих верованиях, принципиальное его отличие в исламе заключается в том, что оно совершается с именем Аллаха и ради Него.

Жертвоприношение – это способ забивания жертвенного скота, совершаемого с соблюдением особых условий:

1) Намерение (ният) – перед совершением жертвоприношения верующий должен обладать соответствующим , подтверждающим тот факт, что сердцем и душой он закалывает жертву исключительно ради Аллаха, а не ради мяса, показухи или по иным причинам.

2) Определённый вид животного – в качестве жертвенного может служить исключительно домашний скот: верблюды, быки и коровы, буйволы, овцы, бараны и козы. При этом закалывание мелкого скота осуществляется за одного человека, а крупного – до 7 человек. В ситуации, когда у человека есть семья, то его жертвоприношение будет засчитано за всех её членов, то есть за каждого члена семьи, какой большой бы она ни была, совершать курбан не обязательно.

3) Возраст животного – требуется, чтобы закалываемая скотина достигла определённого возраста (иногда размера). Для верблюдов он составляет пять лет, для быков, коров или буйволов – два года, а овец, баранов и коз – один год. При этом ряд богословов утверждает, что в исключительных случаях дозволено забивать для жертвоприношения мелкий рогатый скот в возрасте от полугода, если он выглядит как годовалый.

4) У животного не должно быть следующих недостатков:

Отсутствие зрения хотя бы на один глаз;

Невозможность самостоятельного передвижения;

Хромота;

Отсутствие хотя бы одного уха;

Наличие ярко выраженного заболевания;

Излишняя худоба;

Отсутствие хотя бы одного рога (при условии, если это не естественно);

Отсутствие хвоста;

Отсутствие большинства зубов;

Отсутствие хотя бы одного соска на вымени (при условии, если это не естественно).

Если же верующий купил здоровую скотину с намерением принести её в жертву, но в дальнейшем у животного появился один из вышеперечисленных недостатков, то в такой ситуации человек может совершить это жертвоприношение (но и то при условии, что данный недостаток у животного появился не по вине человека).

5) Проявление милосердия по отношению к жертве – верующий не должен проявлять к ней никакой агрессии. Животное необходимо вести к месту забоя мягко, не демонстрируя нож. В случае, когда в одном месте производится забивание нескольких жертвенных животных, то лучше закалывать всех их по отдельности, чтобы другие жертвы не могли наблюдать за этим.

6) Закалывать скотину по направлению к кибле – совершая жертвоприношение, животное следует положить на левый бок, направив голову в сторону Каабы, как это делал Посланник Аллаха (с.г.в.). При этом у мелкого рогатого скота связываются три ноги, кроме задней правой.

7) Совершение жертвоприношения своими руками – по возможности, мусульманин должен произвести этот обряд сам.

8) Совершение жертвоприношение с именем Аллаха – перед закалыванием верующему следует произнести имя Господа («Бисмилляхи Аллаху акбар»).

Виды жертвоприношения

1. Удхия (Курбан)

Самым значимым в религии Аллаха является жертвоприношение, совершаемое в дни празднования Ид аль-Адха (Курбан-байрама). Корни этого религиозного обряда были заложены ещё во времена Пророка Ибрахима (а.с.), когда Господь ниспослал тяжелейшее испытание, а именно приказал ему принести в жертву своего старшего сына – Пророка Исмаила (а.с.). После того, как Ибрахим (а.с.) с достоинством прошёл данное испытание, Всевышний в последний момент уберёг Исмаила (а.с.) и повелел его отцу заколоть вместо сына барана.

Жертвование животных в Курбан-байрам входит в число наиболее важных видов поклонения Аллаху. В Своей Книге Он призывает нас:

«Совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву…» (108:2)

Тем не менее, в среде мусульманских богословов имеются разногласия относительно обязательности совершения курбана. Одни относят данный обряд к категории ваджиб (необходимые действия) и приводят в виде довода вышеупомянутый аят. Другие же учёные относят к категории желательных действий (суннат). Сторонники такой позиции опираются на хадис Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Пусть тот, кто желает совершить курбан, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесёт жертву!» (приводится Муслимом). Эта часть мусульманских богословов опирается на слова «кто желает совершить жертвоприношение…», что указывает нам на желательность данного обряда.

2. Акыка (Акика)

Ещё одним видом жертвоприношения является акика (акыка) – принесение в жертву животного в знак благодарности Всевышнему за рождение ребёнка. В случае появления на свет мальчика верующему следует принести в жертву двух баранов, а в случае девочки – одного. Желательно данный обряд совершить на седьмой день после рождения малыша.

3. Жертвоприношение за умершего

Далеко не все богословы считали дозволенным данный обряд. Его сторонники аргументируют свою позицию хадисом, гласящим, что Пророк (с.г.в.) совершал жертвоприношение за всю свою умму, включая и усопших. Противники же заявляют, что подобный обряд мог совершить лишь сам Мухаммад (с.г.в.), а простой верующий не вправе жертвовать животных за всех мусульман.

4. Жертвоприношение как обет

В исламе дозволяется приносить животных в жертву и в качестве простой благодарности Создателю за дарованные им блага, а также при соблюдении какого-либо условия. Например, мусульманин может пообещать, что если произойдет что-то позитивное для него, он совершит жертвоприношение в благодарность Господу миров.

Как распорядиться мясом курбан?

После закалывания скотины верующему следует разделить всю тушу на три равные части: одну оставить себе, вторую раздать нуждающимся в качестве милостыни, а третью использовать для приготовления . Допускается направить в качестве садака две части из трёх или даже всё мясо целиком. Кровь, внутренности, шкура и кости забитой скотины не должны достаться диким животным (как правило, их закапывают, а шкуру используют в быту либо сдают скупщику, при этом вырученные деньги так же жертвуются в пользу обездоленных).

Достоинства жертвоприношения

Во-первых, каждое забитое ради довольства Всевышнего животное становится заступником верующего в День воздаяния. «В день жертвоприношения ни одно из деяний человека не будет иметь перед Аллахом большего воздаяния, чем его жертвоприношение. Животное, принесенное в жертву, в Судный день явится вместе со своими рогами, мясом и шерстью, и за всё это его владельцу достанется воздаяние» (хадис от ат-Тирмизи и Ибн Маджи).

Во-вторых, жертвоприношение способствует очищению от грехов. В одном из хадисов говорится: «Вам записывается вознаграждение за каждый волос жертвенного животного» (Ибн Маджа).

Совсем скоро мусульмане всего мира будут отмечать один из двух важнейших праздников в исламе – праздник жертвоприношения – Ид аль-Адха, или Курбан-байрам. Как совершается этот обряд поклонения? Какие положения обряда существуют, как выбрать животное на курбан – на эти и другие вопросы отвечает имам-хатыб Галеевской мечети Казани Тимергали хазрат Юлдашев.

– Хазрат, для кого из мусульман совершение жертвоприношения является обязательным? Каковы основные положения этого обряда?

В первую очередь надо рассмотреть значение слова «курбан». «Курбан» идет от арабского глагола «караба» – «приблизиться, стать ближе». Этот наш поступок означает приближение ко Всевышнему Аллаху. На арабском этот праздник звучит как «Ид аль-Адха», где «ид» (по-татарски произносится как «гает». – Ред.) – это «праздник». «Гает» на арабском означает «возвращение», то есть этот праздник каждый год возвращается, повторяется.

Кто же обязан совершить жертвоприношение? Есть два условия: человек должен быть совершеннолетним, и второе – имеющим достаток. Если у мусульманина дома есть свободные 18 – 19 тысяч рублей, то он обязать совершить жертвоприношение. Имея достаточно средств, отказываться от исполнения этой обязанности навлекает на мусульманина большой грех.

Для любого человека, исповедующего ислам, мужчина это или женщина, жертвоприношение является ваджибом. Ваджиб – поступок, близкий к фарду, то есть обязательному. Невыполнение действий, являющихся ваджибом – это грех. Тот, кто отрицает ваджиб-действия, становится кяфиром, неверующим. Поэтому, приносить жертву в праздник Курбан-байрам считается одним из ваджиб-действий, это повеление Всевышнего Аллаха, это предписание записано в Коране.


Можно ли совершать жертвоприношение человеку, имеющему долг?

Почему нельзя? Можно! Пусть и долг свой выплатит, и жертву принесет. Жертвоприношение может сделать кто угодно – должник он или не должник. Но ты должен исходить из своих возможностей и думать: «Если я сейчас сделаю жертвоприношение, будет возможность и долг свой в следующем месяце выплатить». Надо, чтобы намерение человека было в его душе. Если человек имеет добрые, благочестивые намерения, мы не можем ему сказать – не делай этого, не совершай жертвоприношения. Но долг свой в будущем тоже надо выплатить. При слове «долг» может подразумеваться разная сумма. У кого-то могут быть миллионные, миллиардные долги.

А если у человека ипотека, которую он должен будет выплачивать всю жизнь, что такому человеку делать?

Должен быть нисаб, то есть свободная сумма, достаточная для наступления обязательности жертвоприношения. Если для выплаты ипотеки не хватает денег, значит, у него нет свободных денег. Но если у человека есть возможность взять ипотеку, выплачивать ежемесячно взносы, думаю, 5 тысяч рублей на покупку барашка он сможет найти.

Какие требования к жертвенному животному?

Животное, предназначенное для закалывания, не должно быть хромым. Рога могут быть сколотые, однако не до основания. Зубы должны быть целые, хвост – на месте. Если животное немного хромает, оно тоже подходит, но лучше такое животное не брать. Овцу, хромую с рождения, можно заколоть в жертву. На арабском это является «горф» – то есть таким создано Всевышним. Но животное, захромавшее из-за травмы, не может быть жертвенным.

Как делить жертвенное мясо?

Мясо делится на три части. Первая часть раздается нуждающимся, неимущим, бедным, вторая – родственникам, третью часть оставляют себе. При желании ее тоже можно раздать. Мусульмане также накрывают столы в праздничный день, угощают единоверцев ужином из мяса жертвенного животного – это тоже хороший и красивый обычай.

– Если человек обозначил себе намерение совершить жертвоприношение, но не смог выполнить это намерение, как ему поступить? Может он сделать это через два-три месяца или лучше ждать следующего курбана?

– Если человек из-за нехватки денег не может заколоть в жертву животное, то он не обязан этого делать. Но если, имея деньги, он не находит времени сделать это, то обязанность за ним сохраняется, и это жертвоприношение становится обещанным. Обещание он должен выполнить как можно скорее. Бывает и так: человек намеревался заколоть животное на курбан, но закрутился-завертелся, забыл, не успел – и пропустил положенное для этого время. Не беда – сейчас возможностей очень много. Можно обратиться в наши мечети. В свободное время можно занести деньги, назвать имя, и обряд организуют в мечети. Присутствия не требуется. Работа будет сделана качественно, по всем правилам. Поэтому сейчас проблем нет.


А обещанное жертвоприношение можно сделать в дни Курбан-байрама?

Это две отдельные категории – обязательное жертвоприношение в день курбана и обещанное. Иногда их путают. Обещанное жертвоприношение должно быть на своем месте, обязательное – на своем. Разрешается закалывать жертвенное животное для обещанного жертвоприношения в дни Курбан-байрама. Но обязательное жертвоприношение надо сделать отдельно. Если человек одновременно двух овец покупает – пожалуйста. Если нет, сначала сделай обязательное жертвоприношение, затем выполни обещанное. Жертвоприношение праздника Курбан-байрам можно приносить только в эти три дня.

Можно ли взять животное для жертвоприношения в долг или в рассрочку?

Нет. Как уже сказал ранее, это должны быть свободные деньги. Должно быть личное имущество. Всевышнему Аллаху нужен не твой барашек, а твое намерение. До него дойдут богобоязненность в нашем сердце и искренность. Жертвоприношение – всего лишь обряд.


Можно ли в жертву принести не барана, а овцу?

Конечно, можно. В жертву закалывается парнокопытное животное. Самое распространенное животное на курбан – это баран, молодой барашек. Ему должно быть не менее года, или внешне и по весу он должен соответствовать этому возрасту.

Что делать с деньгами от продажи шкуры заколотого животного?

Их надо отдать на милостыню. Себе забирать нельзя. Отдашь несчастному, бедному или занесешь в мечеть – это уже твоя воля.

Можно ли овцу заколоть от имени нескольких людей?

У нас нет права закалывать овцу от имени нескольких людей. За одного человека закалывается одна овца. А вот корову можно пожертвовать за семерых.

– Могут ли закалывать жертвенное животное женщины?

– Нет. Женщины не могут, потому что это – дело мужчин.

– Можно ли жертвовать курдючную овцу? Из-за отсутствия хвоста, многие сомневаются.

– Как уже говорил ранее, есть понятие «горф». Аллах создал это животное таким. Он родился с такой особенностью, его природа такая – жить без хвоста. Поэтому курдючную овцу тоже разрешается закалывать на курбан.

– Каков порядок обряда жертвоприношения? Обязательно ли звать муллу? Какую молитву он читает? Если нет муллы, кто может произносить эту молитву?

Жертвенное животное разворачиваем к Кибле, завязываем передние ноги, задние оставляем незавязанными. После этого произносим «Бисмиллу», «Аллаху акбар» и режем горло. Но перед тем как заколоть животное, произносим намерение: «Йа, Всевышний, от имени Такого-то, сына (дочери) Такого-то приношу эту жертву», – с такими словами читается молитва. Если человек не знает эту молитву, тогда он зовет муллу. Мулла заодно могут объяснить порядок совершения этого обряда.

– А можно во время совершения жертвоприношения, если не знаешь арабское произношение молитвы, читать просто ее татарский вариант?

Конечно. Если поискать в интернете «дуа при жертвоприношении», то можно найти текст молитвы.

Если человек в дни Курбан-байрама окажется в пути и не сможет сделать курбан, что ему делать?

Как уже говорил, если человек имеет деньги, то может оставить деньги. Человеку, находящемуся в пути, путнику необязательно закалывать. Но если есть возможность и человек может оставить деньги на жертвоприношение – это намного лучше.

– Можно ли совершать жертвоприношение, посвятив духу умерших?

– Можно. Но сначала человек должен сделать жертвоприношение от своего имени. Главная особенность курбана: если есть деньги, сделай жертвоприношение от своего имени. А если есть деньги помимо этого, тогда можно сделать жертвоприношение за умершего близкого. Тогда во время нията (намерения) произносится имя этого человека: «Бисмиллах ир-рахман ир-рахим! Пусть воздаяние за эту жертву дойдет до Такого-то сына (дочери) Такого-то, дорогого дедушки (бабушки, отца, матери)». С такими словами читается молитва и совершается обряд.


Обсудить ()
  • Значение жертвоприношения (курбан );
  • Для кого обязательно жертвоприношение (курбан );
  • Как и когда выполняется жертвоприношение (курбан );
  • Что делать с мясом и шкурой жертвенного животного;
  • Жертвоприношение по обету (н азр - курбан );
  • Жертвоприношение (курбан ) от имени умершего;
  • Разрешенные и запрещенные для жертвоприношения животные;
  • Разрешенное и запрещенное мясо;
  • Обряды, связанные с рождением ребенка;
  • Виды клятв и их исполнение.

ЗНАЧЕНИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ (КУРБАН )

Жертвоприношение в дни праздника Курбан-байрам – это поклонение (ибада ), совершаемое имуществом, которое относится к необходимому (ваджиб ). Откровение о жертвоприношении (курбан ) было ниспослано во втором году хиджры.

Жертвоприношение (к урбан ) совершается ради Всевышнего Аллаха в знак благодарности за Его дары и служит причиной приближения к Его милости. В одном из высказываний Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказано: «Самые худшие из скупых людей - это те, которые не совершают заклания жертвенного животного, хотя должны были бы это сделать».

Сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в праздник Курбан-байрам совершал заклание двух животных – одного от себя, а второго – от имени своей общины (умм а ). Мусульмане, имеющие соответствующий достаток и желающие заслужить ещё больше благостей Создателя, также могут принести в жертву 2-х и более животных.

Обряд жертвоприношения регулирует социальные отношения в обществе, напоминает благосостоятельным людям о том, что они несут некие обязательства как перед Всевышним, так и перед обществом. Если человек обладает какими-нибудь возможностями, то их необходимо использовать в благих целях, а не ради своего собственного обогащения. Всевышний Аллах велит обеспеченным людям заботиться о бедняках и неимущих, об их пропитании, о поддержании хороших отношений со всеми людьми.

В Священном Коране говорится:

«И служите Богу и не уподобляйте никого Ему, и будьте добры с родителями и близкими родственниками, и сиротами, и нуждающимися, и с соседом из вашей родни, и с чужаком-соседом, и со спутником в дороге, и со странником, и с теми, кем владеют ваши десницы. Воистину, Господь не любит гордых и хвастливых» .

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Тот, кто сыт в то время, когда его сосед голоден, не из нас» .

Обряд жертвоприношения стирает все различия между людьми, сближает их и способствует укреплению единства и дружбы между ними, поскольку в праздничные дни верующие стремятся к совершению благих и добрых дел не только в отношении к своим близким, но и ко всем людям, торопятся раздать милостыню, а также преподнести мясо жертвенного животного в качестве подарка. В доме каждого мусульманина в этот праздник царит дух гостеприимства и щедрости.

В масштабе всего человечества этот праздник открывает великий путь к миру, согласию и единению людей всего земного шара. Курбан-байрам учит солидарности, взаимоуважению, бескорыстию и добру. Не трудно понять предназначение жертвоприношения, в котором заключены Справедливость, Всезнание и Мудрость Господа, направленного на обеспечение голодающего, бедствующего населения во всем мире, которые также как и все остальные люди имеют право на полноценное существование. Состоятельный человек может принести радость и довольство многим людям, а самое главное – обрести довольство Всевышнего и духовное удовлетворение, которое не каждый богатый человек сможет испытать даже на протяжении всей своей жизни.

Таким образом, обряд жертвоприношения не только способствует духовному очищению самого верующего, но и обеспечивает пропитание бедной части населения земли хотя бы на некоторое время.

ДЛЯ КОГО ОБЯЗАТЕЛЬНО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН )

В Священном Коране говорится:

فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ

«Совершай (праздничный) намаз и приноси в жертву животное ради Аллаха» .

Жертвоприношение (курбан ) является необходимым (ваджиб ) для:

  1. мусульманина;
  2. разумного;
  3. совершеннолетнего;
  4. свободного от рабства;
  5. не находящегося в путешествии;
  6. владеющего имуществом в размере нисаба (не обязательно владеть нисабом год).

Одной семье достаточно совершение одного жертвоприношения тем, кто содержит ее.

КАК И КОГДА ВЫПОЛНЯЕТСЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

Жертвоприношение можно совершать в первые три дня праздника Курбан-байрам, но лучше это делать в первый день. Жертвоприношение совершают после праздничного намаза. В местности, где праздничный намаз не совершают, жертвоприношение можно делать с наступлением рассвета. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Сегодня (т.е. в праздник) наше первое дело – это чтение (праздничного) намаза, а потом – совершение жертвоприношение (курбан ) . Кто так сделает, тот выполнит нашу с унну. Если кто-то сделает жертвоприношение (курбан ) раньше этого (намаза), то это будет считаться простым мясом, отданным своей семье» .

После вечернего намаза (аль -магриб ) третьего дня праздника совершать жертвоприношение (курбан ) нельзя.

Тот, кто умеет и имеет возможность, совершает жертвоприношение своими руками. Тот, кто не умеет или не имеет возможности, может поручить другому совершить жертвоприношение.

При заклании животное категорически нельзя мучить. Порицаемо тащить животное волоком на место закалывания за ноги, начинать поиски ножа или точить нож после того, как животное уже связано, а также резать одно животное на виду у другого. Отношение ко всем созданиям Аллаха должно быть чутким и внимательным.

Перед закланием необходимо сформировать намерение: «О Всевышний Аллах, ради получения твоего благословения приношу жертву». Во время заклания желательно, чтобы животное лежало на левом боку головой в направлении Кыблы.

Со словами «Бисмиллях, Аллаху Акбар» («С именем Аллаха, Аллах велик!») надо быстро острым ножом перерезать животному пищевод, дыхательные пути и основные вены.

и следующий аят Священного Корана:

قُلْ إِنَّ صَلاَتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Воистину, моя молитва, мое поклонение (Аллаху), жизнь моя и смерть – во власти Аллаха, Господа (обитателей) миров, наряду с которым нет (иного) божества …»

Во время жертвоприношения недостаточно сказать «Бисмиллях» , надо обязательно сказать «Бисмиллях, Аллаху Акбар» . Если режущий сознательно не сказал этого, мясо животного становится запретным, если же не сказал по забывчивости, то это прощается.

До полного наступления смерти нежелательно отделять голову или начинать снимать шкуру животного.

ЧТО ДЕЛАТЬ С МЯСОМ И ШКУРОЙ ЖЕРТВЕННОГО ЖИВОТНОГО

Мясо жертвенного животного можно раздать или оставить себе. Лучше (мандуб ) разделить его на три части: одну раздать беднякам и неимущим, другую – родственникам и друзьям, а третью оставить себе. Допускается отдать мясо жертвенного животного (к урбан ) не мусульманам в качестве подарка.

Мясо и шкуру жертвенного животного (курбан ) порицаемо (макрух ) продавать или расплачиваться с мясником. Разрешается использовать шкуру самому, отдать бедняку или в благотворительную организацию.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПО ОБЕТУ (НАЗР - КУРБАН )

Обет совершить жертвоприношение (н азр урбан ) делает его необходимым (ваджиб ). Жертвоприношение по обету (н азр урбан ) бывает 2-х видов:

  1. Обет (н азр ), не связанный с какими-либо условиями. Например, сказав: «Я сделаю жертвоприношение во имя Аллаха», человек волен сделать это жертвоприношение в любое время.
  2. Обет (н азр ), связанный с каким-либо условием. Например, сказав: «Если выздоровеет больной, то я принесу жертву во имя Аллаха», человек должен совершить жертвоприношение, когда больной выздоровеет. Можно сделать жертвоприношение и раньше, не дожидаясь исполнения желаемого.

Мясо животного, принесенного в жертву по обету (назр ), нельзя употреблять в пищу тому, кто дал обет, а также его жене, родителям, бабушкам, дедушкам, детям и внукам. Кроме того, мясо жертвенного животного, принесенного по обету (назр ), нельзя есть тем, кто обладает нисабом.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН ) ОТ ИМЕНИ УМЕРШЕГО

Жертвоприношение за умершего совершают в праздник Курбан-байрам. Мясо жертвенного животного совершивший жертвоприношение за умершего может раздать или оставить себе. А мясо животного, принесенного в жертву по завещанию, раздают только бедным.

РАЗРЕШЁННЫЕ И ЗАПРЕЩЁННЫЕ ДЛЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ

Приносить в жертву можно только следующих животных: овцу, козу, корову, буйвола и верблюда. Козе или овце должно быть не менее года, корове или буйволу – не меньше двух лет, верблюду – не меньше пяти лет. Также можно принести в жертву крупную 6-ти месячную овцу, если по размеру она подобна годовалой. Для козы достижение годовалого возраста – строгое условие.

Весьма желательно купить животное за несколько дней до заклания и держать в собственном стойле. Если несколько одинаковых животных до заклания содержатся вместе, то лучше отметить свое животное особым знаком.

Одну овцу или одну козу может принести в жертву один человек. Одну корову, буйвола или верблюда могут принести в жертву от одного до семи человек (семей). Одной семье достаточно совершение одного жертвоприношения тем, кто содержит ее.

Не приносятся в жертву птицы (петух, курица, утка и т.п.), а также дикие парнокопытные животные (например, дикие буйвол, коза и т.д.).

Допустимо, если животное обладает незначительными недостатками, например, у него надломан рог, повреждено несколько зубов или оно хромает. Однако, существуют определенные недостатки, которые делают животное непригодным к жертвоприношению:

– если животное слепое на один или оба глаза;

– если один или оба рога животного сломаны до основания;

– если у животного не достает более половины уха или более половины хвоста;

– если хромое животное не в состоянии встать на ноги;

– врожденное отсутствие уха или хвоста;

– большая часть зубов повреждена так, что животное не может принимать пищу;

– если животное больное;

– если животное очень ослаблено;

– поврежденные соски;

– если у козы или овцы отсох один сосок, а у коровы или буйвола – два соска.

РАЗРЕШЁННОЕ И ЗАПРЕЩЁННОЕ МЯСО

Согласно канонам Ислама мусульманам разрешено (халяль ) употреблять в пищу мясо домашних животных и домашних птиц, таких как мясо коровы, буйвола, верблюда, лошади, барана, козы, курицы, журавля, страуса, голубя, зайца, гуся. Также разрешено употреблять в пищу саранчу и любую рыбу. Однако необходимо отметить мнение великого имама Абу Ханифы, который оговаривал незначительную порицаемость употребления конины.

Для того, чтобы мясо вышеперечисленных животных и птиц стало разрешенным (халяль ) необходимо соблюдение обряда убоя. Этот обряд заключается в перерезании шейных артерий, пищевода и дыхательных путей с упоминанием имени Всевышнего («Бисмиллях, Аллаху Акбар» ). Человек, совершающий данный обряд, должен быть мусульманином или человеком из числа людей Писания (христиан или иудеев) и находится в здравом уме.

Мясо хищных животных, имеющих клыки и питающихся мертвечиной, является строго запрещенным для употребления в пищу. К ним относятся львы, тигры, волки, шакалы, гиены, гепарды, лисы, соболи, медведи, собаки, ящерицы и т.д. Употребление в пищу мяса диких травоядных животных (газелей, оленей, диких коров, зайцев и т.д.) разрешено при соблюдении упомянутого обряда убоя.

В случае охоты с огнестрельным оружием упоминать имя Всевышнего Аллаха («Бисмиллях, Аллаху Акбар» ) необходимо во время выстрела. Если животное было только ранено, то охотник должен завершить обряд убоя, воспользовавшись ножом.

Мясо осла, мула, кошки, белки, слона, хищных птиц (орел, сокол, ворона, черный гриф, ястриб, коршун), летучих мышей также нельзя употреблять в пищу.

Не употребляют в пищу мясо животных и насекомых, вызывающих брезгливость, например, мышей, лягушек, змей, мух, жуков, бабочек, скорпионов. Также несъедобным считается мясо морских животных, не относящихся к рыбам, таких как осьминогов, моллюсков, крабов и т.п. Не употребляют в пищу рептилий, которые живут на суше и в море, например, черепах и крокодилов.

Похожие публикации