Что делать с малышом 3 месяца. Оцениваем развитие ребёнка в три месяца вместе с педиатром: что должен уметь малыш, вес и рост

Ребенок в 3 месяца уже значительно отличается от новорожденного. Он значительно подрос, более осознанно смотрит на мир, улыбается и гулит. В течение первого года жизни ребенок очень быстро развивается. Почти каждый день появляются новые умения, чаще проявляется целый комплекс новаций в поведении и восприятии. В статье подробно рассмотрим, что умеет ребенок в 3 месяца, как развивать трехмесячного ребенка, на что стоит обратить внимание родителям во время развития (в конце данной статьи будет видео для закрепления материала).

Что умеет ребенок в 3 месяца и чему нужно научиться?

Развитие ребенка в 3 месяца проходит стремительно. Родителей на данном этапе волнуется вопрос, что должен уметь ребенок в 3 месяца, однако, не стоит забывать, что все дети развиваются по-разному и какие-то умения ребенок освоит в конце третьего месяца, другие же — позже.

  • Кисти рук немного закрыты, пальцы рук согнуты незначительно. Ребенок в 3 месяца активно рассматривает свои руки, особенно увлекает его сжатие и разжатие пальчиков и наблюдение за этими процессами. Он понимает, что это именно его рука и управляет ей он сам.
  • Ребенок в 3 месяца умеет поднимать голову под углом 30-40 градусов и удерживать ее на протяжении 10-30 секунд. Не стоит забывать, что у крохи еще мышцы шеи не окрепли и ему еще нужна перестраховка родителей. Ребенок в 3 месяца отлично контролирует движение своей головки. У крохи лучше получается удерживать и крутить головкой в вертикальном положении.
  • Ребенок в 3 месяца, прикасаясь к различным предметам, учится отличать мягкие и твердые материалы. Если мама дает ребенку игрушку, он пытается брать её рукой. Ему очень нравиться трогать и хватать разные предметы, стоит позаботиться о безопасности и использовать для игр безвредные погремушки. Желание все потрогать говорит о развитии тактильных ощущений и познавательного интереса. В тоже время укрепляются пальчики.
  • Ребенок на 3 месяце развития может попытаться попробовать игрушки на вкус или просто подносить предметы к лицу. Кроме того, все, что попадает к нему в рот, он сразу же принимается сосать, будь то пальчик или край пеленки, одежка. Но есть разница между едой и просто сосанием и он хорошо это отличает. Можно пронаблюдать, когда младенец не голоден, он может сосать пустышку, в противном случае он просто ее выплевывает и требует грудь.
  • Совершенствуются зрение и слух. Услышав звук погремушки или колокольчика, малыш повернет голову к источнику звука, захочет посмотреть на него. При незнакомых звуках ребенок сначала замирает, прислушивается, а потом начинает активно двигать ножками и ручками. Младенец хорошо может отличать звуки, звонок телефона, шорохи, шелест.
  • Ребенок в 3 месяца жизни смеется осознанно и, тем самым, приносит радость маме и всем родным.
  • Наблюдает за предметами, которые движутся вблизи от него. Поворачивает головку в направлении движения игрушки или родителей.
  • У младенца развиваются речевые навыки на ряду с пополнением словарного запаса. Малыш уже активно начинает гулить, звать маму, используя различные звуки. Лексикон крохи еще невелик, однако, звуки: «Л», Б», «П», «Ф», «М» ребенок начинает задействовать во время взаимодействия с предметами и людьми.
  • В этом возрасте малыш начинает распознавать родителей, узнает маму и папу.
  • Меняется способ сосания, ребенок в 3 месяца умеет уже крутить головкой в поисках груди, а затем захватывать её губами.
  • В положении на спине ребенок может делать попытки перевернуться с бока на бок, ножки в этот момент будут подгибаться. Однако, это лишь попытки. Как правило, детки начинают переворачиваться с 4-го месяца.
  • Малыш может делать попытки ползанья, но для данных движений ребенку понадобится больше сил.

Многие родители подумают, что это обязательный список, что должен уметь ребенок в 3 месяца своей жизни, однако это не так. Некоторые умения трехмесячный ребенок может освоить чуть позже. В этом нет ничего страшного, все детки индивидуальны.

На что нужно обратить внимание?

Данный список умений ребенка в 3 месяца, которые малыш не освоил к концу этого периода, должны насторожить родителей.:

  1. К концу 3-го месяца малыш не может поднять головку выше, чем на 5 см.
  2. Не может держать голову в вертикальном положении
  3. Ребенок в 3 месяца не может приподняться лежа на спине
  4. Если ребенок не тянется рукой к игрушке, которую дает ему мама
  5. Если на источник звука реагирует плохо или не реагирует вообще
  6. Отсутствие улыбки на лице

Этот перечень, является тем минимумом, что должен уметь ребенок в 3 месяца. При обнаружении какого-либо из пунктов, обратитесь за консультацией к педиатру.

Как развивать ребенка в 3 месяца

Чтобы развитие ребенка в 3 месяца было продуктивным и многие умения были достигнуты, существует ряд физических и обучающих упражнений, которые помогут преуспеть малышу в развитии.

  1. Упражнение «осваиваем перевороты». Как правило, развитие ребенка в 3 месяца не позволяет делать полноценные перевороты, но уже можно постепенно в конце этого месяца делать подготовку. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Вы поднимаете правую ножку (можете также поднять правую ручку) и легонечко тянуть правую ножку к левой ножке. Положение ребеночка должно меняться и постепенно потянув за правую ножку вы должны перевернуть ребеночка на бочок. Опять таки, если упражнение дается сложно, то можно брать и за правую ручку и за ножку одновременно. Тоже самое можно проделать, взяв малыша за левую ножку.
  2. Играйте с ребеночком игрушками недолго, 10-15 минут будет достаточно. Если ребенок устал, дайте ему спокойствие и отдых.
  3. Как было уже сказано в статье, у ребенка в 3 месяца стремительно происходит процесс развития речевого аппарата, поэтому важно петь песни, рассказывать стишки в момент игрового процесса, купания, перед сном. Заметьте, что все слова, которые вы произносите должны быть четкими. Малыш не поймет смысл слов, но звуки, которые вы будете произносить, станут хорошим укреплением фундаментального развития речи.
  4. Развитие мелкой моторики для малыша в 3 месяца это также не менее важный этап. Следует проводить массаж в виде поглаживаний стоп и ладошек, пальчиков. Прощупываем фактуры конечностей.
  5. Показывайте яркие картинки вашему ребенку и проговаривайте детали, которые размещены на картинке. Не забывайте о четкой речи.
  6. В борьбе с недугами и болезнями, родители прибегают к закаливанию. В разумных приделах без фанатизма можно немножко понижать температуру во время купания. Еще одним хорошим способом является грудничковое плаванье.
  7. Упражнения, связанные с улучшением координации движений, благоприятно влияют на развитие ребенка в 3 месяца. Для этого нужно положить ребеночка на живот и на расстоянии в 10-15 сантиметров положить игрушку от него. Чтобы завлечь внимание, вы можете потарахтеть игрушкой, но не давать в ручку. Ребенок будет слышать звук и пытаться узнать, что же это за интересное звучание. У младенца появится интерес и он захочет «познакомиться» с предметом и начнет тянуться к нему. Это упражнение поможет в дальнейшем развить мышцы и поползти, однако развитие ребенка в 3 месяца не предполагает этого.
  8. Пищащие игрушки можно укрепить на кроватке, между прутьями. Малышу очень понравиться задевать их ножками или ручками, что бы услышать звук.
  9. Для развития тактильных ощущений в ручку надо вкладывать различные ткани, они могут быть шуршащими или мягкими. Бархат, вельвет, мешковину можно скрепить и развесить на разной высоте, чередуя твердые и мягкие предметы.
  10. Для развития зрения на ручки и ножки можно надеть цветные манжеты или носочки. Сначала на ручки, потом на ножки, а потом на все конечности.

Теперь вы знаете, как развивать ребенка в 3 месяца. Эти простые упражнения помогут освоиться на данном этапе развития и улучшить способности малыша.

Важны физические упражнения, укрепление ножек и ручек малыша. Можно проделывать упражнение «велосипед», он сам начнет толкать руки взрослого. Слегка подтягивайте его за ручки, голова не должна запрокидываться, если все же не держится еще, то со временем шея окрепнет.

Психическое развитие ребенка в 3 месяца

Ребенок все активнее начинает реагировать на окружающий мир. У ребенка в 3 месяца совершенствуется обоняние, он хорошо отличает родителей не только по голосу, но и по запаху.

Трехмесячный малыш активно проявляет свои чувства, он может плакать и кричать в знак протеста на дискомфорт или неудобства. Активно улыбаться и гулить, когда он доволен. Плакать он может из-за:

  1. боли и дискомфорта;
  2. испуга;
  3. голода;
  4. неудобства;
  5. желания спать.

Все детки любят быть на руках, особенно у мамы. Ребенок в 3 месяца уже понимают, что на руках у мамы ему тепло и удобно. Младенец всегда ожидает контакта, сам пытается отвечать на прикосновения, протягивает ручки. Все дети любят, когда с ними ласково беседуют или играют. С самого раннего возраста важно правильное психологическое развитие, а для этого надо обеспечить постоянный контакт с младенцем.

Проявление любви родителей повлияет на дальнейшее психологическое развитие ребенка в 3 месяца. В этот момент ему так важно чувствовать любовь родителей.

Питание ребёнка в 3 месяца

За одно кормление ребенок должен получить до 150 граммов, не менее 130 граммов. В сутки это примерно 1/6 веса. Лучшим питанием остается грудное молоко. При его недостатке нужно стараться сохранить хотя бы часть кормлений именно грудным молоком. Сколько бы не было его, вначале надо приложить ребенка к груди, а только потом докормить из бутылки. Чтобы понять, сколько он смог высосать, надо взвесить его до и после кормления. При необходимости можно использовать адаптированную детскую смесь. Как правильно ее приготовить написано на коробке. Обязательно надо следовать инструкции.

Уход за ребенком в 3 месяца

Вы уже знаете, что умеет ребенок в 3 месяца и каким должно быть питание, пришло время затронуть вопрос об уходе за младенцем.

К 3 месяцам у ребенка должен наладиться регулярный однородный стул. Важно проследить за этим. При запорах, которые продолжаются по нескольку дней надо обратить внимание на питание мамы при кормлении грудью. В случае если стул редкий, но мягкий и однородный волноваться не стоит, это говорит об отличном усвоении грудного молока.

Ребенок всегда должен быть чистый и сухой. Купать его можно каждый день, а менять подгузник следует не реже чем через 3 часа или меньше при необходимости.

Кожа по-прежнему требует особого ухода, ежедневно надо использовать детский крем или молочко после купания и сна. Крохотные ноготки растут очень быстро, и подстригать их требуется очень часто. В противном случае он может поцарапать себе личико. Надо научиться правильно подстригать ногти, чтобы они не врастали в кожу.

Для трехмесячного ребенка в некоторых случаях характерно появление ярких красных пятен, которые потом могут покрыться тонкой сухой коркой. Они могут зудеть или даже болеть. Это явление назвали молочными корками (молочный струп) — это сигнал о неправильном обмене веществ, экссудативном диатезе.

На третьем месяце может появиться . Стоит знать его признаки:

  • Младенец становится беспокойным, сильно пугается резких звуков.
  • Появляется потливость. Капельки пота могут быть при кормлении, а ночью голова настолько мокрая, что остаются следы на простынке или подушке.
  • Из-за выпадения волосиков на затылке ребенок старается потереться ею.
  • Наблюдается и резкий запах в моче из-за увеличения количества аммиака.

Многие родители пренебрегают массажем и зарядкой. Обязательно стоит начать выполнять упражнения. Их длительность может быть уже до 25 минут в день. Но делать массаж надо только тогда, когда ребенок в хорошем настроении, не капризничает и не голоден.

Спать трехмесячный ребенок должен столько же как и раньше. Разница в том, что он начинает ощущать время суток. Многие малыши могут спать всю ночь от вечернего до утреннего кормления. Трехмесячный ребенок может просыпаться, если ему требуется «перекус» ночью.

Специалисты называют 3 месяца переломным моментом в развитии любого малыша. Он уже не кажется таким беспомощным, как раньше, становится более смышленым и любознательным. Однако беспокойные родители постоянно задаются вопросом, нормально ли он развивается. Для того чтобы это определить, нужно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца. Существуют определенные стандарты, типичные для развития малышей в этом возрасте, и их нужно придерживаться. При этом родителям необходимо помнить о том, что каждый маленький человечек индивидуален, а поэтому может пойти собственным, немного отличающимся путем развития.

В три месяца малыш становится любознательным, стремится познавать окружающий мир

Основные умения

Родители должны быть внимательны к своему малышу и пристально наблюдать за всем новым, что может появиться в его поведении. В 3 месяца он должен научиться выполнять ряд определенных движений, которые будут свидетельствовать о том, что малыш развивается полноценно и в соответствии со своим возрастом.

Познание окружающего мира

Трехмесячный ребенок:

  • активно познает окружающий его мир;
  • координирует некоторые свои действия: поднимает голову из положения лежа, пытается удерживать головку и приподниматься, стараясь опираться на предплечья;
  • крутит головкой в разные стороны, особенно когда его берет кто-то на руки;
  • пытается сконцентрироваться на предмете, который его заинтересовал, пристально его рассматривая.

Познание окружающих людей

Малыш в 3 месяца:

  • внимательно всматривается в разговаривающего с ним человека;
  • вслушивается в его голос;
  • может запомнить голоса родных людей;
  • различает их интонации;
  • осознанно улыбается маме и самым близким людям, находящимся постоянно с ним, - это умение специалисты называют«социальной улыбкой»;
  • умеет управлять собственным криком: в этом возрасте мама может уже различить, когда ее малыш плачет от боли, а когда просто привлекает ее внимание;
  • плачет гораздо реже, чем раньше, и должен длиться в совокупности уже не более часа за сутки;
  • активно гулит, таким необычным способом общаясь с родными людьми: с помощью этих звуков он выражает радость и привлекает внимание своих близких.

Хватательный рефлекс

Кроха в возрасте 3 месяцев:

  • теряет хватательный рефлекс: теперь это движение становится вполне осознанным;
  • все чаще открывает ладошки;
  • ловит и пытается удержать своими маленькими ручками перемещающуюся игрушку;
  • при удачной попытке тянет ее в рот;
  • изучает ручками собственное лицо, трогает глаза и носик, рассматривает с интересом движения своих ручек;
  • владеет собственным телом, так как к этому возрасту тонус мышц понижается;
  • тянется ручками к взрослым;
  • подтягивается, когда его берут на ручки.

Физическая активность ребенка

Малыш в 3 месяца:

  • перекатывается со спинки на животик;
  • охотно отталкивается от бортика кровати или дивана, где он лежит: так что родители начиная с этого возраста своего крохи не должны оставлять малыша одного, чтобы он ненароком не упал с дивана или кровати;
  • если положить у его ног небольшой мячик, он его резво отпихнет.

Зная, что должен уметь делать малыш в 3 месяца, родители смогут отследить основные моменты его физического, умственного, эмоционального развития. Соответственно, какие-то небольшие отклонения от типичной схемы, указанной выше, не будут свидетельствовать о проблемах, но могут указать родителям, над чем следует еще поработать. Возможно, нужно будет больше заниматься с крохой, а может, даже пройти курс массажа. Но траектория развития - и об этом должны помнить все - у каждого ребенка особая. При этом слишком большие отклонения от типичного набора умений и навыков малышей на 3-м месяце жизни все-таки могут быть следствием каких-то патологий в их развитии.

Если в три месяца ребенок часто плачет и делает это все время с одной и той же интонацией, стоит показать его педиатру

Отклонения в развитии

Несмотря на самую яркую индивидуальность, если ребенок в конце 3-го месяца жизни не обладает большей частью основных умений и навыков, характерных для этого возраста, родителям следует забить тревогу и проверить малыша у специалиста. Нужно насторожиться, если к концу 3-го месяца жизни младенец все еще не умеет:

  • удерживать головку даже на непродолжительное время;
  • реагировать на источник голоса, шума - любого звука извне;
  • тянуться ручкой к яркой игрушке, которая находится перед ним;
  • следить глазками за перемещающимися перед ним предметами;
  • реагировать на улыбку или ласковое обращение к нему взрослого;
  • разглядывать собственные ручки;
  • корректировать свой плач, который продолжает быть долгим, надрывным, а иногда и совершенно бесцельным;
  • играть своими пальчиками.

Если к концу 3-го месяца родители замечают подобные отклонения в развитии своего малыша, они должны обязательно сообщить об этом наблюдающему ребенка педиатру. И, конечно, начать усиленно заниматься с малышом, чтобы помочь ему выровняться в развитии.

Яркие игрушки — «лучшие друзья» трехмесячного малыша, помогающие ему развиваться в процессе игры

Корректировка развития

Зная, что должен уметь кроха в 3 месяца, родители могут корректировать его развитие в соответствии с рекомендуемыми нормами. Делать это нужно под руководством опытного педиатра, который выявит проблему и подскажет пути ее решения. В частности, в 3 месяца, если малыш еще не реагирует на родных людей, голоса и игрушки, стоит вовлечь его в новые развивающие занятия, игры, предметы и заниматься с ним ежедневно.

  1. Яркие игрушки развивают зрение и умение ребенка фокусировать взгляд. Купите больше ярких игрушек и перемещайте их перед глазками малыша, чтобы его взгляд ловил их.
  2. Очень полезны в этот период музыкальные игрушки, которые развивают у трехмесячного малыша внимание и слух. Если повесить такую забаву над кроваткой, ребеночек будет стараться схватить ее, что будет полезно для развития и тонуса его мышц.
  3. Предлагайте младенцу предметы, различные по своей фактуре, форме, величине. Если он начнет их трогать, это будет развивать его тактильные ощущения, которые напрямую связаны с развитием детской речи.
  4. Нужно заставлять малыша ползать. Поставить красивую, яркую игрушки впереди него, чтобы он смог протянуть ручку и схватить ее. Во время этого действия нужно подставить под его ножки свою ладонь. Это станет для него своеобразной опорой, от которой он быстро научится отталкиваться. Так формируются навыки ползания.
  5. Обеспечьте ребенку постоянное общение с близкими, родными людьми. Нужно ежедневно читать ему детские стихи, потешки, петь песни, рассказывать сказки.
  6. Мама может брать на руки трехмесячного кроху и танцевать с ним: это будет развивать умение чувствовать такт и различать звуки, а также будет способствовать формированию ритма. Кроме того, такие танцевальные занятия поднимут настроение и маме, и малышу, сблизят их еще больше, будут способствовать аппетиту и крепкому сну.

К развитию собственного малыша нельзя относиться слишком безответственно и легкомысленно. Упущенное время дорогого стоит. Поэтому нужно постараться вовремя распознать отклонения (даже если они незначительные) и либо начать полноценно заниматься ребенком, либо показать специалистам. Самостоятельные выводы делать не стоит, паниковать - тоже. Все исправимо в таком возрасте. Помните, что каждый ребенок индивидуален, какие-бы нормы не существовали, невозможно всех подстроить под одинаковую модель. Здоровья вашим деткам!

На протяжении первого года младенец развивается так интенсивно, как не будет этого уже никогда впереди. Но и на этом фоне есть периоды более замедленного и более ускоренного роста. Третий месяц жизни - период ускорения. За четыре недели ребенок обычно достигает максимальной месячной прибавки - около 900 граммов и вырастает еще на 2-2,5 сантиметра. Малышу уже маловаты распашонки и кофточки, в которых он буквально утопал, когда вы привезли его из родильного дома. Пора пополнить гардероб ползунками, надевая их на время бодрствования.

На третьем месяце ни дня не проходит без какого-то нового достижения, нового умения. А самое наглядное и симпатичное из них - умение малыша радоваться, что называется, всем существом. Стоит вам подойти к кроватке, заговорить с ребенком, и он с готовностью ответит вам не только самой широкой из улыбок, сиянием глаз, но и быстрыми, оживленными движениями рук и ног. На медицинском языке это так и именуется - «комплекс оживления». Как и улыбка на четвертой-пятой неделе жизни, так и этот комплекс на третьем месяце - одно из свидетельств нормального психофизического развития малыша.

В вертикальном положении у вас на руках ребенок уже уверенно удерживает голову, лежа на животе даже немного приподнимает плечи, а когда вы, держа его под мышки, ставите на твердую плоскость, хорошо упирается стопами. Портал о здоровье www.сайт

Ребенок в 2-3 месяца умеет активно развлекаться и как будто изучает самого себя. В положении на спине, в кроватке, он размахивает руками и, случайно захватив одну кисть другой или вытянув обе перед собой, с величайшим интересом рассматривает их. Это настолько характерно для третьего месяца, что немецкий педиатр профессор Хелльбрюгге в книге, адресованной родителям, пишет - если ребенок в три месяца не рассматривает свои ручки, это может быть одним из поводов для обращения к врачу.

Другие поводы: если в 3 месяца младенец, лежа на животе, не может удерживать голову даже в течение одной минуты, если не тянется полураскрытой ручкой к показанному ему яркому предмету.

Трехмесячному ребенку уже мало просто рассматривать игрушку - он стремится действовать с ней, в его жизнь входит игра. Подвесьте на уровне его вытянутой руки несколько удобных для захватывания игрушек. Наткнувшись на одну из них, он вначале удивленно замирает, потом начинает ощупывать и пытается тянуть к себе. В этих попытках заключено очень многое: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Упражнение кисти будет впоследствии иметь для ребенка огромнейшее, универсальное значение: оно облегчит письмо, владение любым инструментом, любую работу. Пока же, что очень существенно, движения кисти, связанные с речевыми зонами мозга, способствуют развитию речи. Вкладывайте попеременно в правую и левую ручки ребенка маленькие пластмассовые колечки, палочки с гладкой, шершавой, ребристой поверхностью, забирайте их у него и предлагайте снова. Пусть захватывает, трогает, удерживает. Все это - пролог к речевой деятельности, а она наступит уже скоро.

С трехмесячным ребенком можно уже беседовать. Вы говорите ему «агу, агу», он прислушивается, смотрит на ваши шевелящиеся губы и отвечает чем-то вроде «эгх» или «агкх». Вы снова «агу», он снова «эгх»... Вот и диалог!

Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: «Откуда это? Что это?»

Музыку, как доказали физиологи, ваш ребенок воспринимал уже во внутриутробном периоде, причем, когда звучала негромкая, мелодичная, вел себя спокойно, а при громкой, с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов резкими толчками давал маме знать о своем неудовольствии или возбуждении.

Такая музыка пугает и возбуждает его и сейчас, а спокойную, мелодичную можно давать ему послушать минут 10-15. Больше всех звуковых источников пока нравится малышу человеческий голос: мамин или папин - ведь он их слышал еще до рождения, эти звуки для него родные. И, бывает, когда ребенку не по себе, когда он плачет, стоит родителю взять его на руки, начать что-то рассказывать, дитя успокаивается и затихает.

Испокон веков мамы и бабушки, укладывая детей спать, пели им колыбельные. Напевайте и вы, это хорошо действует на ребенка. А в часы бодрствования спойте что-нибудь веселое, плясовое. Можно и пройтись перед кроваткой, приплясывая, поводя плечами, поигрывая руками. На третьем месяце ребенок уже следит за движениями мамы, поворачивает вслед за ней голову. А если при этом на маме будет яркий халатик или блузка, это для него еще привлекательнее.

Во всех новых умениях ребенка в 3 месяца с особой наглядностью проявляется одна уникальная особенность младенческого возраста - тесная взаимосвязь, взаимозависимость моторики и психики, «душевного» и «телесного». Интерес к окружающему, положительные эмоции стимулируют развитие движений и, наоборот, мышечная активность стимулирует психику. Так что, играя с ребенком, доставляя ему радость вы способствуете улучшению его физического состояния; уделяя максимум внимания гигиеническому уходу и вскармливанию, способствуете и развитию психики.

Кормление трехмесячного ребенка

В одно кормление ребенок третьего месяца жизни должен съедать 130-150 граммов, всего за сутки - одну шестую своего веса. Постарайтесь, чтобы хотя бы часть этой нормы он получил в виде грудного молока. Как бы мало у вас его не было, все равно сначала прикладывайте ребенка к груди, а потом докармливайте из бутылочки. Вероятно, вы уже знаете, сколько он высасывает, а если еще не установили - взвесьте ребенка до и после кормления грудью. Допустим, ему не хватило семидесяти граммов. В первый день прикорма смесью дайте ему не все 70, а на 15-20 граммов меньше. Если все пройдет благополучно, назавтра добавьте еще немножко, и так за 5-7 дней дойдите до нормы. Не пугайтесь, если у малыша немного изменится цвет, стула. Он станет зеленоватым - это естественно.

Способ приготовления смеси указан на коробке, его надо придерживаться очень пунктуально. Смесь должна быть подогрета до привычной ребенку температуры грудного молока, то есть до 36-37 °С, надо полностью воспроизвести и привычную ситуацию кормления - на руках у мамы, возле ее теплой груди.

На третьем месяце на щеках ребенка могут появиться яркие красные пятна, которые затем покрываются тонкой корочкой. В них ощущаются зуд и болезненность. Это так называемые молочные корки, или молочный струп,- одно из характерных проявлений неправильного обмена веществ, экссудативного диатеза.

Да, будьте настороже - именно на третьем месяце часто начинается рахит. Его первые признаки: ребенок становится беспокойным, пугливым, вздрагивает при резком стуке, особенно когда засыпает. У него появляется потливость, во время кормления на лице выступают капельки пота, ночью голова потеет настолько, что к утру на подушке остается влажное пятно. Он то и дело трется головой о подушку, из-за этого волосики на затылке выпадают. Можно также заметить, что моча приобрела непривычно резкий запах - в ней увеличилось количество аммиака.

Уход за двухмесячным ребенком

К двухмесячному возрасту ребенок становится уже более активным. Он уже может поворачивать головку из стороны в сторону. Если в поле зрения младенца возникает некий движущийся предмет, ребенок следит за ним глазами. Активность проявляется и в том, что если ребенка положить на животик, то он начинает приподнимать голову, прогибать спину и двигать ручками и ножками.

Малыш в этом возрасте уже кричит более осознанно и требовательно. Крик обретает различную окраску: когда ребенок голоден, он кричит совсем не так, как когда у него нелады с животиком.
Ребенок хватает ручками все предметы, которые оказываются вблизи него, и тянет их в рот. Ваш палец, соску или игрушку - без разницы... Он уже способен различить улыбку на лице мамы (или других близких) и ответить на нее улыбкой.

В этом возрасте ребенок начинает привыкать к режиму сна и бодрствования, к режиму приема пищи. И родители со своей стороны должны стараться соблюдать режим неукоснительно.

В возрасте двух месяцев достаточно посещать участкового педиатра хотя бы раз в две недели.

У грудных детей ногти растут быстро, и если их вовремя не обрезать, они могут ломаться или загибаться. Ребенок, который уже довольно активно двигает ручками и ножками, может поцарапать себя. Поэтому не забывайте остригать малышу ногти. Всякий раз после купания осматривайте ребенка на этот предмет.

Стричь ногти старайтесь аккуратно - не доставляя вашему малышу неприятных ощущений. Когда мама остригает ребенку ногти слишком коротко, она может причинить боль. У ребенка в этом возрасте уже отлично вырабатываются условные рефлексы, и в следующий раз он просто не даст вам свою ручку, начнет капризничать.
Ноготки у детей до трех месяцев очень тонкие - их не обработаешь пилочкой, чтобы не царапались. Значит, остригать их надо - не оставляя острых концов, с закруглением.

Если вы продолжаете регулярно взвешивать ребенка дома или в условиях детской консультации и вычерчиваете график изменения веса, то знайте, что в норме кривая должна по-прежнему плавно двигаться вверх -без резких скачков. В возрасте трех месяцев ребенок должен весить примерно шесть килограммов.

Если вы вдруг заметите, что ребенок не прибавляет в весе в течение 10-14 дней, обращайтесь за консультацией к вашему педиатру. Вообще в трехмесячном возрасте ребенок должен прибавлять еженедельно до 200 граммов.

Если раньше вашему ребенку было достаточно физической нагрузки при крике, то к трехмесячному возрасту этого уже мало. Для нормального развития ребенок хочет большего объема движения. К трем месяцам не надо пеленать его слишком туго - пусть дрыгает ножками и ручками, если ему хочется.

Рекомендуются также ежедневные «физические упражнения» (разумеется, включенные в режим дня) для ребенка. При оптимальной для него температуре - 22 °С -нужно раздеть ребенка и выложить его на одеяльце (на кровати или на том же пеленальном столике). Пусть малыш делает что хочет. Когда он надрыгается в свое удовольствие, переверните его на животик, - в этом положении укрепляются мышцы спины и шеи, поскольку ребенок бывает вынужден держать головку на весу.

Гигиена ребенка в 2 месяца

По мере того как ребенок растет, число кормлений становится меньше, но съедает ребенок больше. Изменяется и продолжительность сна. В первые недели жизни малыш если не ест, то спит, и если пробуждается, то только затем, чтобы возвестить вам криком, что его пора перепеленать; часто ребенок засыпает, насытившись, но еще не выпустив грудь. Со второго месяца продолжительность сна постепенно сокращается, и младенец спит часов 18-20. Появляются часы бодрствования. Ребенок начинает активнее постигать окружающий мир, более-менее осмысленным взором глядит вокруг. Общайтесь с ним в это время. Будьте уверены, ребенок это оценит и доставит вам немало приятных минут.

На третьем месяце ребенок должен спать примерно столько же, сколько и на втором. С той лишь разницей, что он уже начинает потихоньку ориентироваться во времени суток. Некоторые дети в этом возрасте вообще не просыпаются от вечернего до утреннего кормления. Если ваш ребенок к таким детям не относится, не огорчайтесь и не раздражайтесь - все придет, надо только немного потерпеть.

В течение двух месяцев приходилось промывать ребенку глазки борной водой, кипяченой водой, слабым чаем или отваром ромашки. Это делалось потому, что глаза ребенка еще не выделяли слез и не могли очищаться самостоятельно. На третьем месяце слезные железы начинают функционировать, поэтому регулярное промывание глаз становится все менее необходимым. Разве что при конъюнктивите.

С этого возраста (как вы заметили слезы) вам остается только очищать периодически уголки глаз, где после сна, особенно ночнего, скапливаются засохшие выделения. Снимать эти выделения нужно осторожно, смоченным в кипяченой воде марлевым тампоном или ваткой (однако следите, чтобы ворсинки не попали в глаз). Делайте туалет глаз аккуратно, чтобы снимаемые комочки не попадали на конъюнктиву. Не трите глаза. Если все-таки требуется промыть их, промывайте так, чтобы ток жидкости был от внутреннего угла глаза к внешнему и чтобы промывающий раствор не попадал из одного глаза в другой.

У вашего ребенка уже довольно быстро растут ноготки. Не забывайте их вовремя стричь - дабы ребенок сам себя не царапал. Не стригите ногти слишком коротко, не то впоследствии кожа будет нарастать на ногти -явление весьма неприятное, и оно мучает некоторых людей всю жизнь. Кто бы мог подумать, что истоки этого явления здесь - в первых месяцах жизни...

С течением времени распорядок дня ребенка разнообразится. Ведь ваш малыш уже не только спит, но и требует общения. Время от времени вы его оставляете ненадолго раздетым - чтобы ребенок мог подвигаться в собственное удовольствие, чтобы кожа его подышала. В летнее время старайтесь, чтобы ребенок побольше был на свежем воздухе - спал в саду, а если дома - то у открытого окна.

В этом возрасте закладывается фундамент здоровья.

Следите за чистотой игрушек, особенно если у вас есть еще дети, которые могут брать игрушки у малыша. Не забывайте, что старшие дети уже обладают устойчивым иммунитетом и не так восприимчивы к инфекции, как младенец. Предпочтительнее игрушки из тех материалов, какие можно обрабатывать антисептиком или просто помыть, - игрушки деревянные, резиновые и пластмассовые. Вы же знаете, что ребенок все предметы тянет в рот. И это не случайно, он исследует мир: визуально, на ощупь и, конечно, на вкус...

Будьте настороже - на третьем месяце жизни ребенка часто начинается рахит !

Что умеет ребенок к концу 3 месяца жизни

  • Малыш на руках у взрослого в вертикальном положении уже в состоянии следить за игрушкой в течении 30-40 секунд, поворачивать головку на 180о. Он активно следит за неподвижным или движущимся предметом, за лицом разговаривающего с ним взрослого. Но движения глаз координирует еще плохо.
  • Многие малыши могут косить глазками, что естественно в таком возрасте. К 4 месяцу это исчезает. Особенно хорошо малыша развлекают подвижные игрушки, которые легко и плавно раскачиваются в воздухе. Важно, чтобы на игрушке было несколько четких деталей. Идеальное расстояние до игрушки 30-50см. Больше всего малыши любят круглые предметы, а их любимый цвет – красный, который запомнился еще со времени внутриутробного развития.
  • К концу 3 месяца, лежа на животике, малыш уже умеет опираться на предплечья и поднимать головку на 2-2,5 минуты.
  • Такая поза передоставляет крохе новые возможности развития! Он с интересом оглядывается и воспринимает окружающий мир под другим углом зрения. Более полная подвижность головки является для него большим неврологическим достижением!
  • На 10-12 неделе наиболее подвижные малыши начинают переворачиваться со спины на животик.
  • В этот период развивается так называемая "стабильность корпуса”, которая является основной предпосылкой для первых произвольных движений ребенка и основой для самостоятельной активности.
  • Пока малыш еще чаще всего лежит на спине, поскольку именно из этого положения ему потом будет удобнее всего садиться.
  • К концу 3 месяца кроха начинает все больше ощущать свое тело. Присмотритесь к нему – он лежит прямо на спинке, но при этом его носик, подбородок, грудина, пупок и лобковая кость образуют прямую линию. А ручками он играет перед своим лицом, рассматривает свои пальчики, ножки согнуты и немного подянуты к пупку.
  • Ярко выражен комплекс "оживления" в ответ на обращенную к нему речь.
  • Малыш очень активно ищет глазами источник звука, улыбается в ответ на вашу улыбку. Эта улыбка уже называется "социальной”, потому что она возникает в ответ на человеческое лицо. Это огромный шаг крохи в области межчеловеческих отношений!
  • В конце 3 месяца у малыша должен исчезнуть рефлекс Моро.
  • Обратите внимание, что теперь, при внезапном воздействии света и звука, ваш малыш не будет несвязно сучить ручками и ножками. Играя с ручками, кроха одновременно сгибает и ножки.
  • На 8-12 неделе исчезает и рефлекс хватания. У крохи возникает сознательное произвольное хватание.
  • Примерно с 10 недели малыш начинает увлеченно играть со своими руками, перебирать пальчиками. Он пытается удержать игрушку, стремится что-то потрогать своими руками. Так создается связь между зрением и действием. Конечно, малыш не сразу сможет захватывать сам игрушку. Этому он научится постепенно.
  • При поддержке малыша под мышки, он уже уверенно опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ступнями ножек, согнутых в тазобедренных суставах.
  • Малыш хорошо реагирует на звуки.

Для 3 месяца характерно быстрое физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Буквально ежедневно вас ожидают приятные «новости». Во-первых, меняется поведение малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными.

В периоды бодрствования младенец большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные ручки и учится при этом держать их в поле зрения.

В ваших разговорах кроха уже не просто собеседник, теперь он знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша – он стал чаще улыбаться. Теперь он радуется не только при виде знакомых лиц – интересные предметы и звуки также вызывают у него улыбку.

Учимся понимать друг друга

К 3 месяцу жизни ребенок уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо, - приветствует улыбкой куклу, маску или бумажную тарелку с нарисованными глазами.

В этом возрастет ребенок активно стремится к общению. Он экспериментирует со звуками, произнося их отдельно, или в сочетании друг с другом. Увлеченный этим занятием, кроха будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Он радуется, когда к игре присоединяются родители.

Взрослые подражают звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает «гулить» , и между ними завязывается своеобразная «беседа». Родителям обычно нравится повторять мимику своего чада. Когда малютка открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается.

Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь ему требуется от взрослых не только еда и комфортность. Бутылочка уже не может заменить разговоров, прикосновения, смеха и пения мамы. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с малышом, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Двигательные навыки ребенка в 3 месяца

На 3 месяце ребенок начинает «открывать» свои ручки. Он уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредотачивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.

Если кроха случайно захватит одну кисть другой, он будет с интересом рассматривать их. Это настолько характерно для данного возраста, что, по мнению некоторых педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.

Маленький человечек может трогать, захватывать и удерживать пластмассовые колечки, если вы будите вкладывать их ему в ручки. По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако пока малыш воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства.

В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Поэтому закрепите между прутьями кроватки подвеску с подвижными игрушками. Младенец будет стараться специально задеть игрушки, чтобы услышать понравившийся звук.

Очевидны изменения, связанные с сосанием. Теперь, когда вы прикладываете ребенка к груди, он сначала вертит головой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. Сосательный рефлекс проявляется у малыша и между кормлениями: все, что попадает к нему в рот – собственная рука, уголок пеленки, мамин палец – он будет сосать. Но теперь он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод.

Сытый малыш будет охотно сосать пустышку, но, испытывая чувство голода, он тотчас ее выплюнет и будет кричать. Еще одним признаком развития, характерным для данного возраста, является, способность осознанно сосать большой палец руки. До этого ребенок сосал палец, если тот случайно попал к нему в рот. Теперь кроха делает это целенаправленно.

Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, младенец начинает значительно лучше контролировать движения головы. К концу 3 месяца ребенок уже хорошо держит голову , сидя на руках у взрослого, и может немного поворачивать ее вправо и влево.

Ребенок научился переворачиваться с боку на бок. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое. Во время игры малыш может поднимать руки над головой.

Вижу, слышу, ощущаю…

Малыш способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. У большинства детей этого возраста, когда они пребывают в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, кроха обернется в поисках источника звука.

В течение 3 месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка. Малыш становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, он обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Младенец перестает шевелить руками и ногами. Но потом, обнаружив источник звука, снова начинает двигаться.

C «открытием» кулачном у крохи появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Маленький человечек начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем мире.

Занятия с ребенком 3 месяцев

Из бумажной тарелки смастерите двустороннюю куклу: на одной стороне нарисуйте веселую рожицу, на другой – печальную. Подержите тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится надолго, поскольку рожицы будут постоянно сменить одна другую.

Знакомьте младенца с картинками. Показывая их сынишке или дочурке, четко называйте изображенные предметы, картинки с изображениями животных сопровождайте звуками, которые эти животные издают. На стене около детской кроватки можно также повесить картинки или рисунки и менять их время от времени.

Для развития тактильных ощущений, вкладывайте в ручки малыша различные виды ткани. Лучше всего подойдут для этой цели лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Кусочки различных тканей можно скрепить деревянной прищепкой для белья. Такая игрушка будет способствовать развитию хватательных навыков.

Для развития зрения сделайте крохе цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Попеременно надевайте манжетку или носок на правую и левую ручку младенца, или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш ребенок. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть чаду в глаза. Пойте, занимайтесь с малышом. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Физическое развитие детей 3 месяцев

Когда младенец бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу. Для физического развития ребенка очень важны упражнения, укрепляющие ноги.

Положите кроху на спинку и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать ножками малыша, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы младенцу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что предметы бывают мягкие и твердые, а звуки громкие и тихие. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть тренируется.

На всей планете нет двух детей, которые бы развивались абсолютно одинаково, набирая каждый день одинаковый вес и прибавляя сантиметры в росте. Но, не смотря на это, существуют определенные нормативы роста и веса, которые дают возможность понять: опережает ребенок в развитии или отстает. Какие же показатели являются ориентировочными для трехмесячного малыша?

В этой статье:

Таблица роста и веса ребенка в 3 месяца

Данные показатели у педиатров и ВОЗ немного отличаются. Для наглядности они отображены в таблице.

Показатели роста и веса (возраст 3 месяца)

Оценка отклонений

Вполне допустимым считается, если показатели веса отклоняются от указанных в таблице значений до 7 %. Если же отклонение составляет до 14 % от нормативных значений, это указывает на то, что ребенок имеет склонность к недостаточному весу или, наоборот, вес свыше нормы. При отклонениях более 20-25 % можно говорить о нехватке/переизбытке веса, когда нужно проконсультироваться с врачом и откорректировать питание малыша.
Если отклонения показателей роста от нормативных не превышают 3 %, это считается нормальным. А вот при 10 % отклонений и выше, нужна консультация врача.
При оценке веса и роста, каждые родители должны понимать, что нормальные показатели у каждого ребенка будут индивидуальны.

Основные причины отклонения от нормы

Развитие ребенка, его рост и вес, прежде всего, зависит от питания. Поэтому, контролируя эти параметры, можно обнаружить, какие проблемы здесь возникают. Если малыш не прибавляет в весе или же теряет граммы, то все указывает на проблемы в питании.

Контроль веса, сопоставляя его с нормативными показаниями, поможет подобрать для ребенка трехмесячного возраста оптимальный режим кормлений.

Рост и вес малыша также зависит от тех цифр, с которыми он родился. Так если ребенок крупный, он требует и больше пищи, соответственно и килограммы набирает быстрее.

Тип питания также влияет на показатели развития трехмесячного крохи. Нужно учесть тот факт, что таблицы, которые используют педиатры сегодня, как ориентир, разрабатывались специалистами еще много лет назад, ориентируясь, преимущественно, на детей на искусственном вскармливании.

Сегодня же большинство мам стремятся к тому, чтобы наладить грудное вскармливание. Этим и объясняется, что показатели роста и веса малыша отличаются от нормативных значений в таблицах.

При грудном вскармливании ребенок может прибавлять в весе от 0,5 до 2 кг в месяц, при этом перекормить его просто невозможно. А вот недокормить можно, если техника прикладывания к груди неправильная.

Не последнее место занимает и такой фактор, как наследственность. Так, если родители крупные и высокие, то, вероятнее всего, и ребенок будет крупным и высоким.

Развитие психо-эмоциональной сферы малыша

Каждый день своей жизни малыш стремительно развивается. Малыш в возрасте трех месяцев уже соблюдает определенный режим бодрствования, сна и кормлений. При виде знакомых лиц, встречает их улыбкой, издает звуки. Ему нравится изучать свои руки, пальчики. Опираясь на предплечья, ребенок уверенно лежит на животе.

Среди других навыков, которыми обладает трехмесячных ребенок, наиболее значимые:

  • переворачивается на бок, а некоторые дети могут уже перевернуться со спины на живот или наоборот;
  • сосет пальцы на руках, рассматривает их;
  • громко смеется, а не просто улыбается;
  • уверено держит голову, когда лежит на животе;
  • хватает игрушку, удерживая ее в руке.

Недовольство малыш может проявить, когда мама прекращает с ним общаться, куда-то пропадет игрушка, ограничат его движения или ему больно.

В трехмесячном возрасте ребенок уже умеет самостоятельно бодрствовать, внимательно смотреть на человека, который говорит, прислушиваться к пению взрослого человека или звучанию музыкального инструмента. Уже в этом возрасте у его голоса появляется индивидуальная интонация.

Питание и сон малыша

В 3 месяца у малыша уже постепенно формируется режим дня. Конечно, он не будет постоянным, и будет терпеть множество изменений.

Сейчас малыш, как и новорожденный, преимущественное время суток ест и спит, но периоды активности становятся все более длительными.

В трехмесячном возрасте спит ребенок около 17 часов за сутки, как правило, ночной сон составляет до 10 часов.

Что касается питания, то здесь все зависит от того, на грудном вскармливании малыш или на искусственном. Для грудничка нет ограничений по времени, проведенному у груди, и количеству прикладываний. Сейчас педиатры сходятся во мнении, что прикладывать малыша нужно к груди по требованию. Но, чем взрослее становится ребенок, тем больше трудностей возникает с прикладыванием к груди: малыш вертится, отвлекается, старается познать мир.

Если же ребенок на искусственном вскармливании, то объем порций и режим кормления подбирается в соответствии с рекомендациями производителя выбранной смеси.

Малыш активный, хорошо кушает и спит, писает минимум 12 раз и несколько раз какает в течение суток, растут ногти и волосики, значит, он развивается, растет и набирает вес правильно. И даже если есть незначительные отклонения в табличных показателях, беспокоиться не стоит, ведь каждый малыш – индивидуальность.

Похожие публикации