Чем занять ребёнка дома, когда мама занята.

Сайт Impregnant предлагает еще одну подборку идей для организации полезного времяпровождения детей в возрасте 3, 4, 5, 6, 7 лет. Чем занять ребенка до 2 лет - смотрите . Досуг малыша больше не будет ограничиваться только просмотром телевизора и "втыканием" в смартфон.

Чем занять ребенка 3-4 лет?

В три-четыре года дети уже умеют занять себя самостоятельно – было бы только чем. В игре они строят примитивные диалоги между куклами или машинками, а со временем начинают разыгрывать роли, играя с родителями. Этот возраст в основном совпадает с выходом мамы на работу, поэтому количество прогулок на улице резко сокращается: вечером нужно поделать домашние дела, а в выходной хочется отоспаться. Но прогулки – это не просто свежий воздух. Это и укрепление иммунитета, и формирование навыка взаимодействия с окружающим миром, и развитие интеллекта, и двигательная активность. Вдоволь набегавшегося ребенка проще занять спокойными играми, да и сон становиться крепче.

Дома

1. Все по местам. Для занятия понадобится большая корзина – туда вы соберете все вещи ребенка, которые лежат не на своих местах – одежду, игрушки и т.п. Затем высыпьте содержимое на пол, возьмите что-то из кучи и попросите назвать предмет. Если кроха знает, что это, спросите, где оно должно лежать. Подскажите, если не знает, и попросите отнести вещь на место. Обязательно похвалите, когда он это сделает. Потом предложите малышу выбрать еще что-то, и еще. Играйте, пока куча не «рассосется» или пока главному участнику игры не надоест. Такое занятие не только освободит маме время для глажки белья, но и постепенно приучит дите к порядку.

2. Приготовление пищи. Многие мамы предпочитают, чтобы во время их пребывание на кухне ребенок находился где-нибудь в противоположном конце дома, а не слонялся рядом. А зря. Чем раньше приучать чадо к домашним делам, тем лучшим помощником он станет, когда подрастет. Разумеется, не стоит доверять ему мытье посуды или жарку котлет, но чадо сможет самостоятельно намазать масло на хлеб или измельчить столовым ножом грибы. Да, не идеально, но ведь и Москва не сразу строилась.

3. Что в мешке? Понадобится наволочка и 10-15 узнаваемых на ощупь вещей (машинки, шишки, мячики и т.п.). Сначала покажите их ребенку, попросите назвать, а затем сложите в «мешок» и предложите назвать, не рассматривая. Занятие развивает тактильные ощущения и логическое мышление.

4. «Дочки-матери». Обычно детей-трехлеток очень интересуют младенцы. Берите кроху с собой к друзьям, у которых есть ребенок младшего возраста – пускай ваше чадо, с их позволения, проводит с ним немного времени. Если у вас уже появился еще один ребенок – позвольте старшенькому помогать за ним ухаживать.

Также можно купить куклу-младенца вместе со всеми сопутствующими аксессуарами – бутылочкой, одежками и т.п. Обязательно расскажите, что «новорожденный» ничего не умеет и что он нуждается в уходе – его нужно кормить, купать, переодевать, катать в коляске, укладывать спать. Игра подходит не только для девочек, но и для мальчиков, особенно, если в семье ожидается пополнение.

5. Личный снег летом. На улице жарище, что аж асфальт плавиться? Не беда, самое время приготовить личный снег. Понадобиться всего лишь пачка кукурузного крахмала и папина пена для бритья. Ингредиенты смешать, при желании добавить пищевого порошкового красителя и вперед, к лепке крахмалевика снеговика.

Чтобы не проводить внеплановую генеральную уборку – массу поместите в тазик, расстелите на полу покрывало и обозначьте границы. Хорошо, если малыш будет играть со старшим братом или сестрой – тогда возраст младшего участника может быть и немного меньше.

6. Если у вас мальчик или интересующаяся машинками девочка – выдайте ребенку шкатулку с пуговицами или крупными бусинами. Детям часто очень нравиться возиться с подобными штуками: загружать трактором с ковшом в самосвал, отвозить «гравий» на «стройку», производить «бетон» в бетономешалке. В 3-4 года ребенок уже достаточно сознателен, чтобы не тянуть мелкие детали в рот.

7. Конструктор. Различные конструкторы – в топе развивающих игрушек для детей всех возрастов. При покупке нужно только подбирать размер деталей в соответствии с количеством прожитых лет малыша. С конструктора можно соорудить и дом, и гараж, и фигуры животных, и даже деревья. Если родители будут периодически подкидывать творческие идеи – игрушка никогда не будет припадать пылью.

8. Игра в «гости». Возможно, у ребенка уже есть набор игрушечной посуды, подаренный ему еще на прошлый день рождения. Соберите ее, смахните пыль и объявите крохе, что к его любимому мишке придут гости. Пока он будет занят «приготовлением угощений» и «сервировкой стола» - мама сможет заняться необходимыми делами. Хорошо было бы также отыскать все игрушечные овощи и прочие пластмассовые продукты питания. За их неимения выдайте дитю немного фасоли или гороха – кулинарить с пустой посудой не так интересно.

9. Нанизывание. Для того, чтобы на некоторое время занять ребенка сгодится все, что имеет сквозные отверстия – шайбы, гайки, крупные бусины, резиновые прокладки в кран и т.п. Также понадобится 50-70 см веревки с завязанным на одном конце узлом, которая без проблем пройдет в дырки. Сообщите малышу, что зайка передал ему вкусняшку (или подарочек), но злая колдунья их выкрала и оставила таинственное задание – нанизать вот эти штуки. Затем вручите ему веревку и коробку с бусинами. Когда ребенок закончит – обязательно вознаградите старания. Такое занятие развивает не только мелкую моторику, но и терпение, усидчивость, способность доводить начатое до конца.

10. Игры с прищепками. Вырежьте из картона силуэт рыбки, ежика, цветочка – пускай ребенок украшает их прищепками. Занятие очень хорошо разрабатывает пальцы и мускулы рук.

11. «Развивалки» из спичечных коробков. Своими руками мама может сделать развивающий реквизит для изучения букв, который не найти в магазине. Сверху на коробок наклеить букву, а внутрь положить картинку предмета, на эту букву начинающегося. Подготовка к чтению станет легкой и веселой.

12. Книги. Некоторые дети этого возраста проявляют активный интерес к буквам – не нужно препятствовать и думать, что еще рано. Чем больше нейронных связей построится в мозгу человека, пока он юн, тем выше будут его интеллектуальные способности. 3-4 года – самое время покупать азбуки. Пусть их будет 2-3 – постарайтесь, чтобы картинки в книжках на одну и ту же букву разнились.

3-4-летки – очень эмоциональны и впечатлительны. Все увиденное и услышанное они воспринимают за чистую монету. Лучшая литература для этого возраста – поучительные рассказы и стихи про других детей и животных, о повседневных ситуациях и, конечно же, сказки с хорошим концом. Учитывайте, что ребенка будет очень сильно занимать главный герой, и он может расстроиться, если на долю персонажа выпадут уж слишком тяжелые испытания.

Среди «лидеров» для детей 3-4 лет – «Колобок», «Крошечка-Хаврошечка», «Конек-Горбунок», «Айболит», «Мойдодыр», «Дядя Степа», «Три поросенка», «Золушка» и т.п.

На прогулке

1. Кто как ходит? Родитель называет крохе названия животных, транспорта, профессий. Задача малыша – показать, как кто передвигается. Например, зайка – скачет вперед, солдат – марширует, паровоз – крутит колеса. Игра может так занять ребенка, что в садик он будет только «летать» как самолет. Забавно будет поменяться ролями – пускай кроха загадывает слово, а взрослый – изображает.

2. «Широка река». Взрослый кладет на землю параллельно друг другу две палки или чертит мелом две линии. Задача ребенка – перепрыгнуть за вторую черту и не «упасть» в воду. После тренировки «берега» можно расширить и предложить перепрыгнуть «речку» с разбегу.

3. «Съедобное-несъедобное» - старая игра, знакома нам из детства. Взрослый бросает ребенку мяч, называя при этом предмет или еду. Если съедобное – он ловит его, несъедобное – игнорирует или отбивает. Занятие развивает внимательность и логику.

4. «Измерение» луж. Как не старайся, но ребенок почему-то успевает оказаться в луже прежде, чем за ним закроется дверь подъезда. Запретный плод сладок, поэтому, пока малыш вдоволь не накупается в этом «болоте», ожидать от него смиренного поведения не стоит. Позвольте крохе иногда побродить в воде – естественно, в подходящей для этого обуви и одежде. Пускай это занятие будет и не самым положительным примером для наследования другим детям – зато сколько оно принесет радости и восторга! «Измерять» лужи нужно рядом с домом – в долгом обратном пути легко «подобрать» простуду и прочие неприятности.

5. Если купание в лужах по разным причинам отменяется – возьмите с собой на прогулку несколько бумажных корабликов. Отправление кораблей в далекое плавание – очень хороший способ занять ребенка, если другие игры невозможны по причине ухудшившейся погоды. Спуск на воду можно сопроводить торжественной речью – несомненно, вечером в ванной чадо ее повторит.

6. Брызги из бутылки. Летом, пока родители работают в саду или на огороде, заскучавшего ребенка можно занять с помощью пластиковой бутылки. Наберите в нее воды, проделайте в крышке несколько дырочек – готово, пока малыш все не польет, с огорода уходить не захочет.

7. Генератор пены. Возьмите несколько емкостей, налейте на дно шампуня (геля для душа и т.п.), добавьте воды и перемешайте. Если дуть в мыльный раствор соломинкой – будет образовываться много пены. Гораздо интересней играть в ветряную погоду.

Чем занять 5-летнее чадо?

Казалось бы, ребенок в 5-летнем возрасте уже достаточно взрослый для того, чтобы занять себя самостоятельно, но, увы, нет. Чадо или скитается по квартире со словами «мне скуучноооо», или не отрывается от просмотра мультиков, портя себе зрение, осанку и, как часто бывает, еще и психику. Подавляющее большинство малышей-пятилеток посещают детские учреждения и кружки помимо них, но ведь случаются и форс-мажоры, как, например, болезнь, карантин, прорыв труб в садике. Хорошо, когда сидения дома и прогулки на улице будут заполнены чем-то развивающим и полезным.

Дома

1. Игра в школу. Большинство домашних занятий должно быть направлено на подготовку ребенка к общеобразовательному учреждению: развитие логики, внимания, памяти, мышления, изучение счета, тренировка чтения и обращения с ручкой (обведение фигур по пунктирной линии, раскрашивание не выходя за контуры), ориентирование во временах года, правилах дорожного движения и поведения дома, в публичных местах и на улице, закрепление знаний о себе: личные данные (имя, возраст, адрес, не помешает даже группа крови и резус), данные родителей. Малышу очень понравится игра в школу, где он будет прилежным учеником, а мама или папа – учителем. Чтобы не переутомлять чадо, «уроки» должны длиться 25-30 минут.

2. «Переводки». Чтобы занять ребенка кое-чем необычным, понадобятся различные плоские предметы с выпуклым «рисунком», альбом для рисования и цветные карандаши. Сгодятся листья, монеты, жетоны метро, металлические нашивки на одежду и т.п. Предмет подкладывается под альбомный листок, а затем зарисовывается. Получается, что его структура со всеми бороздами и выпуклостями будет отображена на поверхности листа.

3. Игра с дыроколом. Для проделывания дырок лучше всего подойдет плотный цветной картон, а не бумага. Когда малыш вволю «надыроколится» - вручите ему несколько разноцветных тоненьких ленточек или веревочек – занятие превратится в шнурование.

4. Ребенку 5-ти лет уже смело можно вручить ножницы и занять вырезанием. Если вы любитель глянцевых журналов – не выбрасывайте их, а отдавайте чаду на «растерзание». Такое занятие больше нравиться девочкам, но если папа отдаст свой прочитанный номер журнала с машинами – понравиться и мальчикам. Вырезки потом можно наклеит на картон и сделать красивую аппликацию.

5. Светящийся пластилин. Понадобится УФ-лампа (она есть у всех, кто делает маникюр гель-лаками дома), витамин B в капсулах (2 шт.), 2 ст. муки, 2 ст. теплой воды, 2 ст. л. растительного масла, 4 ч. л. винного камня (ищите в отделе специй или на дне банки домашнего виноградного сока) и 2/3 ст. мелкой поваренной соли.

Витамин высыпать из капсул, добавить муку, винный камень, соль и хорошенько перемешать. Затем влить воду, растительное масло и снова перемешать до однородного состояния. Смесь варить в металлической емкости на среднем огне, пока она не начнет напоминать пластин и перестанет липнуть. Остудить, отдать ребенку, включить лампу и выключить свет. Все, садитесь за ноут и пишите свою дипломную – пока не наступит время подкрепиться, кроха отвлекать вас не будет.

Если УФ-лампы не достать – предложите чаду обычный пластилин. Работа с материалом полезна во всех возрастах, а перед школой – особенно.

6. «Поиск сокровищ». Если завтрашний день будет проведен дома – не поленитесь купить в магазине какое-нибудь «сокровище» и составить карту, лучше даже несколько. Первую отдайте после завтрака – она приведет малыша ко второй и т.д. Поверьте, немного потрудившись с вечера, вам удастся не только занять ребенка 5 лет на пол дня, но и подарить ему незабываемые впечатления.

7. Поделки из спичечных коробков. Не выбрасывайте коробки из-под спичек, и родственников попросите их собирать. С помощью клея и цветной бумаги с них можно смастерить кукольную мебель, гараж для автомобиля и все, на что хватит фантазии.

8. Занимательная коробка. Ни в коем случае не выбрасывайте картонную упаковку, оставшуюся после покупки холодильника или прочей крупной бытовой техники. Потратив всего час на ее украшение, еще долгое время не придется гадать, чем занять ребенка. Разрисуйте все внутри черным маркером и раскрасьте цветными фломастерами. Нарисуйте на дне дороги, разметку, обозначьте место гаража и других сооружений (их можно сделать из конструктора), газон, футбольное поле и т.п., на стенках – деревья и цветы. Если играть в машинки и куклы уже надоело, то «ездить в гости» по нарисованной схеме куда интереснее.

9. Если вы еще никогда не покупали малышу пазлы – самое время отправится за ними в магазин. Пускай сам принимает участие в выборе – куда приятней складывать картинки с любимыми персонажами, нежели с теми, что навязали родители.

10. Прослушивание аудио сказок – неплохая альтернатива развивающим мультфильмам, если суточный лимит времени на просмотр телевизора уже исчерпан. Чадо может не просто слушать сказок, а воспроизводить ее вживую с помощью своих игрушек.

11. Радужный вентилятор. Если на улице жара. А в квартире работает вентилятор – почему бы его лопасти не превратить в радужные? Для воплощения идеи понадобятся ножницы, скотч или клей, карандаши (фломастеры, краски) и белая бумага или упаковка цветной бумаги.

Одну из лопастей обвести на листе бумаги, вырезать, и по этому трафарету сделать еще 4-5 «наклеек». Если бумага не цветная – раскрасить в разные цвета, при необходимости дать высохнуть и при помощи скотча или клея прикрепить к «крыльям» вентилятора. Теперь при включении он будет дарить не только прохладу, но и радугу.

«Превращение» можно проделать и с ребенком помладше, но подразумевается, что пятилетка сможет сам раскрасть «наклейки», вырезать их, и возможно, по примеру родителя, прикрепить к лопастям. Также он уже достаточно большой, чтобы знать, что в работающий вентилятор нельзя совать пальцы и различные предметы.

12. Книги. Некоторые дети в 5 лет уже умеют хорошо читать. Им еще сложно одолевать большие произведения, поэтому для самостоятельного чтения подойдут сборники с короткими сказками, на 2-4 страницы, и небольшими стишками, до страницы. А вот на прослушивание чтения взрослыми понадобятся объемные сказки и рассказы, лучше с нескольких частей.

Ребенок активно переживает за позитивных героев книги, презирает плохих. Ему нравится отвечать на вопросы о прочитанном, а сцены из произведений, понравившихся больше всего, непременно будет разыгрывать в играх. Расширяйте кругозор малыша разными жанрами на темы героических событий, бытовых ситуаций, случаев, произошедших с его сверстниками, моментов окружающей природы, вместе читайте и разгадывайте загадки, объясняйте значение пословиц и поговорок, знакомьте со сказками народов мира. Кстати, книги гораздо больше развивают воображение и фантазию у ребенка, нежели .

К непременному прочтению в возрасте 5 лет рекомендуется «Сказка о царе Салтане», «Белоснежка», «Золотая рыбка», «Снежная королева», «Русалочка», «Юшка из топора», «Дикие лебеди», «Аленький цветочек», «Винни-пух», «Незнайка», «Щелкунчик», «Золушка», «Пиноккио» и др.

На улице

Если уж вы придумываете, чем занять ребенка 5 лет на улице, то и не надейтесь, что это будут спокойные игры – попассивничать можно и дома. Недостаток физической активности всегда отрицательно сказывается на общем состоянии малыша. Чем меньше он бывает на свежем воздухе, тем ниже его иммунитет и даже интеллект.

1. Игры в мяч не теряют актуальность с возрастом. Предложите ребенку поиграть в футбол, «пионербол» (ловить мяч, а не отбивать), «вышибал», «съедобное-несъедобное». Дошкольники уже обладают хорошей реакцией.

2. Как и раньше, занимательным занятием будет рисование мелками, «классики», катание на велосипеде, самокате, можно уже даже купить ролики. Научите дочку прыгать на скакалке и играть в «резиночку» - любимое занятие вашего детства не должна быть забыто.

3. Научитесь доверять малышу и не одергивайте его каждых пять минут на детской площадке. Напомните правила безопасности (обходить качели, не толкаться, пропускать тех, кто несется с большей скоростью) и позвольте выбросить лишнюю энергию, но будьте готовы прийти на помощь. Игры на площадке развивают физическую силу, вестибулярный аппарат и умение чувствовать пространство.

4. Уличный «дартс». Нарисуйте на асфальте концентричные круги разноцветным мелом (как в дартсе) и достаньте с сумки заранее приготовленную кухонную губку. Задача малыша – попасть губкой в «яблочко» с определенного места.

5. Метание мяча. Игру можно реализовать во дворе своего дома и на даче. Понадобятся веревки, старое покрывало (брезент, тент), разноцветные широкие клейкие ленты и ножницы.

Проделайте в покрывале дырки разной формы, в которые свободно сможет пролететь имеющийся мяч, оформите края скотчем и им же приклейте возле отверстий заработанные очки, натяните покрывало между деревьями. Пока вы отдыхаете на шезлонге, ребенок метает мяч. Можно устроить турнир, а затем наградить всех участников мороженным или сладостями.

Чем заняться ребенку 6-7 лет?

Как правило, в будние дни у 6-7 леток свободного времени практически нет. Садик, танцы, гимнастика, каратэ, подготовительные курсы, английский – вечером хватает сил на поужинать и на водные процедуры. Но вот в выходные и праздничные дни малыш, привыкший жить по расписанию, начинает скучать, а родители – думать, чем занять ребенка. Impregnant предлагает еще несколько идей для организации полезного времяпровождения дошкольника.

Дома

1. Съедобный пластилин. Мама может или приготовить сахарную мастику по своему испробованному рецепту, или воспользоваться следующим:

Полстакана «подтаявшего» сливочного масла взбить с 1 ст. л. сливок, постепенно ввести сахарную пудру и, при желании, немного ванили. Месить ее нужно как тесто, только вместо муки – пудра. Масса должна получиться плотной и густой. Ее можно или оставить белой, или разделить на несколько «кучек, и в каждую добавить по капле пищевого красителя. С массой можно делать все что угодно: раскатывать и выдавливать фигурки формочками, лепить руками, катать шарики и т.п. Занять ребенка таким способом очень актуально перед семейными праздниками или приездом бабушки – оценить изделия чада можно будет всей семьей, а затем съесть их вместе с десертом.

2. Модный показ. Если у вас дочь – проведите парад мод. Достаньте ей свою старую одежду, туфли и бижутерию. Пока вы заняты – пускай переодевается и демонстрирует «модные образы». Не забывайте каждый фотографировать – потом создадите забавный коллаж. Кстати, может малышка подберет какой-нибудь трендовый образ, который вы начнете использовать?

3. Домашние «классики». Если пойти поиграть на свежий воздух ну никак не получается, удивите чадо домашними «классиками». Для их «рисования» понадобится обыкновенная изолента или разноцветные скотчи. «Начертите» изолентой на полу сетку (с ковра или плитки она снимется безо всяких последствий), впишите цифры и пускай дите скачет в любое время года и любую погоду.

4. Не забрасывайте лепку, чтение, рисование и письмо даже на каникулах и во время летнего отпуска – навыки у ребенка еще не так сильно закреплены, как у взрослого. Каждый день вознаграждать успехи чем-то материальным – не всегда вариант, поэтому договоритесь о еженедельной награде (поход в парк развлечений и т.п.), если малыш, к примеру, каждый день прочитает одну страницу, напишет 5 строчек в прописи, нарисует два рисунка и слепит одну фигурку. Обязательно выполняйте обещанное.

5. Джедайский меч из подручных средств. Это отличная идея занять ребенка, если ему предстоит провести вечер с папой, или он ожидает в гости друга. Понадобится скотч, два длинных воздушных шарика, две не слишком ярких фонарика или две втулки от туалетной бумаги и два плоских светодиодных фонарика. С помощью скотча надутые шарики крепятся к фонарикам и вуаля – звездный меч готов!

6. Книги. Без книг ребенку нельзя и недели, даже в эру глобальной компьютеризации. Если он умеет читать сам и ему нравится это – поощряйте увлечение покупкой новых книжек, и даже в таком возрасте не переставайте читать на ночь. Следите, чтобы малыш соблюдал гигиену чтения – не делал это лежа и при плохом освещении.

Ребенка 6-7 лет могут занять сборники рассказов и сказок народов мира. Ему обязательно понравится «Маленький Мук», «Оловянный солдатик», «Приключения Незнайки», «Волшебник изумрудного города», «Карлик Нос», «Дядя Федор», пес и кот», «Маленькое приведение», «Питер Пен», «Приключения Карандаша и Самоделкина», «Приключения Буратино» и т.п.

На улице

1. «Большой теннис» с воздушным шаром. Потребуются две крепкие одноразовые тарелки, две пластиковые вилки, скотч и несколько воздушных шариков. Соорудите «ракетки», прикрепив к вилкам клейкой лентой тарелки, надуйте шарик – реквизиты для игры готовы.

2. «Лазерная паутина». Если на дачу нежданно нагрянули друзья с детьми-школьниками, идей для времяпровождения нет, зато есть деревья и много метров веревки – юных гостей можно занять игрой в шпионов. Хаотично натяните между деревьями веревку – чем больше линий, тем лучше. Прекрасно, если на каждую найдутся колокольчики или что-то в этом роде – если ребенок заденет «лазерную линию» - сработает «сигнализация». Игра развивает координацию и ловкость движений.

3. «Полярная экспедиция». Занять ребенка 6-7 лет таким способом игрой можно, если на улице зима и выпало много снега. Просто делайте ходы, лабиринты, вставляйте в снег отломанные ветки. Возьмите с собой бутылку с горячей крашенной водой и проделайте дырку в крышке – теперь можно и «рисовать». Обязательно прихватите большие лопатки – теперь можно построить и полярную станцию.

4. Если у вас есть дача или частный дом – отведите ребенку собственный огородец. Пускай посадит там понемногу всего, что душа пожелает – хоть овощи, хоть цветы – и ухаживает за ними все лето. Как правило, детям очень нравится такое занятие, ведь это их личная территория, а урожай будет казаться самым вкусным и самым лучшим в мире.

5. Запускание воздушного змея. На игрушку совсем не обязательно тратиться - ее можно сделать вместе по мастер-классу с интернета. Процесс запуска нужно совершать в ветряную погоду и на открытом пространстве без деревьев и электрически проводов. Такое развлечение всегда занимает детей и дарит им массу впечатлений и позитивных эмоций.

6. «Следопыт». Подарите ребенку лупу – он с удовольствием займет себя изучением жучков, паучков, прочих букашек, цветов и всего-всего-всего.

7. Гербарий. Ребенок 6-7 лет уже может занять себя ведением гербария. Самый простой способ засушивания листиков и цветов – между страницами старой, скучной и ненужной книжки. Вероятно, малыш поделится идеей со своими друзьями – это ведь лучше, чем ловить покемонов.

8. Твистер. В игру не обязательно играть дома – ее можно взять на улицу. Будьте готовы к тому, что к вам подключатся все друзья малыша со двора. Если имеющуюся игру жалко запачкать и испортить – сделайте такую же со старой ненужной простыни.


Занятия для детей для 4 лет должны быть развивающими и подготавливать ребенка к поступлению в школу, обучать малыша грамоте, развивать его способности, и знание окружающего мира. Специалисты говорят, что в 4 года уже можно усаживать ребенка за стол и заниматься по пособиям для дошкольников. Но на практике, ребенок не усидит больше 15–20 минут за развивающей тетрадкой или книжкой, - именно на это время и рассчитано каждое задание из таких пособий. Есть, конечно, дети, которые могут просидеть за развивающими тетрадями и 30 минут увлечено занимаясь. Но когда ребенок не хочет, заставлять его не нужно. Ребенок в 4 года очень активный, ему интересно бегать, прыгать, играть в игрушки, и ваша задача развивать его в игре.

Как обучать ребенка за игрой, в которой по большей части он проводит свое время? Давайте рассмотрим: как превратить игры в развивающие занятия для детей 4 лет, какие игрушки и материалы помогут вам в этом; по каким развивающим тетрадям и книгам дети занимаются с удовольствием.

Что и как нужно развивать на занятиях с детьми в 4 года

  • Мелкая моторика, сенсорика. Лепите из пластилина, глины; собирайте конструктор; делайте поделки из природных материалов и круп; плетите из веревочек и резинок; насаживайте бусинки; рисуйте песком, лепите из него; раскрашивайте и рисуйте карандашами и кистями, с разных рук и по-разному держите инструмент делая разные черточки.
  • Логика, мышление. Играйте в настольные игры для детей (лото, домино, проходите лабиринты); разгадывайте загадки; играйте в «Что будет если…? (мячик упадет в воду, пойдет дождь и т.п.)»
  • Внимание, память. Задавайте вопросы, например, о том, что ребенок видел на улице когда гулял – «Какого цвета была та собачка, кого ты встретил на детской площадке, во что он был одет, какого цвета и т.п.»; просите рассказать о только что прочитанной истории из книги; собирайте по памяти блоки конструктора, рисуйте по памяти; играйте в перевернутые карточки с изображениями, которые ребенок должен запомнить и т.п.
  • Грамматика. Изучайте буквы и названия предметов, начинающихся на эту букву, в игровой форме. При изучении букв можно одновременно приступать к изучению простых слогов.
  • Арифметика. Изучайте цифры и счет, сложение и вычитание простых чисел в игровой форме.
  • Развитие речи. Учите стишки. Во время игры просите ребенка рассказать, предлагая ему разные предметы и объекты: «Что за объект он видит перед собой? Что он делает? Для чего он нужен?»
  • Фантазия и творческие навыки. Рисуйте; лепите; собирайте конструктор; делайте поделки; обязательно учите песенки, пойте вместе с детьми; танцуйте под музыку, учите совместные танцы; придумывайте кукольные спектакли, импровизируйте с сюжетом.
  • Физические навыки. Танцуйте, с лентой, мечем; играйте в «Твистер» и другие подвижные игры; занимайтесь детской йогой; гуляйте на велосипедах и самокатах, играйте в подвижные игры на улице.
  • Знание окружающего мир. Изучайте время на часах; времена года и месяца; особенности погоды; животных и где они обитают; городские и природные объекты; формы; фактуры; запахи; цвета и т.п.

Что должен знать ребенок в 4 года

Если ребенок еще не знает то начинайте изучать:

  • Направления (лево, право, вверх, вниз и т.п.).
  • Цвета.
  • Формы.
  • Виды животных.
  • Транспорт.
  • Растения и природные объекты.
  • Городские объекты.
  • Состояние природы и погоду.
  • Свойства предметов и объектов их применение (так вы разовьете словарный запас и речь ребенка в целом).
  • Звуки городские, звуки природы, животных и т.п.
  • Запахи.

Необходимые дополнительные занятия для детей для 4 лет

  • Отгадка загадок.
  • Чтение с мамой.
  • Физические упражнения (на фитболе, с лентой, велосипед, самокат, мяч и другие игры развивающие физику ребенка).
  • Прикладное творчество (рисование кистями и карандашами с разных рук и держа по-разному инструмент, лепка, аппликация, плетение)

Мы уже писали статьи на темы, — читайте подробней переходя по ссылкам с необходимым вам навыкам.

Занятия для детей для 4 лет по пособиям

Все пособия, книги и тетради лучше покупать в книжных магазинах, а не скачивать из интернета, отпечатывая на домашнем принтере. В интернете вы не найдете материал достойного качества, а при печати на домашнем принтере оно испортится еще больше, - детям такое предлагать нельзя, рискуете испортить все удовольствие от занятий. Но и в книжном магазине нужно выбирать с особой тщательностью, чтобы книга была составлена прогрессивными специалистами, задания были понятны и интересны ребенку, картинки пробуждали дополнительный интерес к занятиям.

  1. Пособие «Годовой курс развивающих занятий (для одаренных детей 4-5 лет)» включает в себя полный годовой курс развивающих занятий для детей 4-5 лет по основным направлениям дошкольного образования: грамота, математика, подготовка руки к письму, знакомство с окружающим миром, развитие речи, логики, внимания, воображения.
  2. Комплект из 7 пособий «Школа маленьких гениев. Для 4-5 лет» — это комплексная программа занятий, охватывающую все сферы развития и образования ребенка и соответствующая Федеральному государственному стандарту дошкольного образования. В каждом комплекте собран методический материал, для подготовки ребенка к школе и общего развития. Каждая книга содержит занимательные развивающие задания, упражнения и игры.
  3. Пособие «Годовой курс занятий. Для детей 4-5 лет» содержит основные темы дошкольного образования, с картинками любимых мультиплексных-персонажей ребенка.

На что обращать внимание при выборе развивающих пособий, книг, тетрадей с заданиями для детей 4 лет:

  • Почти все пособия с заданиями рассчитаны на определенный возраст и он указан на обложке, - подбирайте по возрасту.
  • Занятия для детей для 4 лет должны соответствовать не только возрасту, но и его способностям, - ​ ребенок должен решать все поставленные перед ним задачи не прилагая сверх усилия, иначе потребуется перейти к более легким заданиям, и в этом нет ничего страшного. Так вы поддержите интерес ребенка к занятиям, не отбив желания учится.
  • Выбирайте профессиональных авторов составителей пособий, обычно их опыт и квалификация описаны в самом пособии, - автор должен обладать специальностью и не малым стажем в обучении дошкольников.
  • Подбирайте пособия с качественными иллюстрациями - ​это очень важно для детей. Иллюстрации должны быть: цветными в спокойных тонах, соответствовать оригинальным объектам, без излишней яркости; эстетичными, добрыми и милыми; понятными для ребенка 4 лет, с основными чертами идентификации объектов (заяц должен быть похож на зайца); изображать адекватные эмоции, жесты и движения; изображения должны соответствовать тексту и быть последовательными; вокруг изображений должен быть воздух (белый фон) для лучшего восприятия.

  1. Пособие «Логика и мышление»
  2. Пособие «Готовимся к школе. Учим числа и фигуры. Для детей 4-5 лет»
  3. Пособие «Волшебные лабиринты. Для детей 4-6 лет»
  4. «Учимся определять время. Час и полчаса. Для детей 3-5 лет»
  5. И другие пособия от обучаюего центра KUMON»

Как заниматься по пособиям

Занятия по пособиям, на начальном этапе, должны занимать 15–20 минут. Четырехлетний ребенок не в состоянии усидеть больше этого времени, и не стоит его заставлять. Выбирайте те задания из пособия, которыми ребенок более охотно заинтересуется, если не рекомендовано четкая последовательность выполнения заданий. Не забывайте, что важно делать все с удовольствием, хвалить ребенка за правильно выполненное задание, не ругать если у него что-то не получается. Помните, что эти правила важны, особенно если вы хотите, чтобы ваш ребенок в будущем учился хорошо и с интересом.

Пособия содержат занятия для детей для 4 лет:

  • на развитие логики и мышления;
  • тренировку внимания и памяти;
  • фантазии и творческих навыков;
  • тренирующие мелкую моторику рук;
  • задания по обучению грамоте;
  • арифметические задания;
  • задания на развитие речи;
  • знакомящие ребенка с представлениями об окружающем мире.

Есть пособия по каждому из направлений в отдельности, а есть такие которые содержат все необходимые категории, что достаточно удобно.

Развивающие занятия для детей для 4 лет в игровой форме

Ребенок находится в игре постоянно, родителям нужно только лишь включить в игру обучающий аспект. Практически все игры можно превратить в развивающие занятия для детей 4 лет и старше. И практически все игрушки могут стать обучающим материалом.

Конструкторы

На первом месте среди развивающих игрушек стоят конструкторы. Конструктор - игрушка без гендерного разделения, как считалось раньше, он будет одинаково интересен и мальчикам, и девочкам. Желательно выбирать наборы не только с разными блоками, но и с персонажами, вспомогательными предметами и объектами. Есть конструкторы с напечатанным алфавитом, для изучения букв; есть с цифрами и знаками сложения, вычитания; также конструкторы знакомящие детей с окружающим миром, животными разных стран и континентов, временами года, профессиями. Например «Lego Duplo» - в этой серии детали довольно крупные, есть наборы для самых маленьких от 1 года, а есть от 2–5 лет. Следующие серии конструктора идут от 3 лет Lego Classic - в нем детали мельче и в наборах их больше. Можно выбрать отдельные серии для мальчиков и для девочек.


Игры с конструктором, развиваем:

Фантазию и речевые навыки

Задавайте ребенку вопросы во время игры, пускай он фантазирует что будет дальше. Давайте задания придумать новую фигуру из конструктора, не обязательно собирать только по схемам. Разыгрывайте сценки с персонажами конструктора, придумывайте им имена, занятия, где они будут жить, с кем дружить.

Логику

Просто стройте из блоков, по схемам и без, создавайте свои схемы. Начертите на листке бумаги маркером фигуру, границы предмета или буквы, пускай ребенок сложит ее из блоков. Задавайте рамки цвета, формы. Кубики можно использовать разными способами, даже раскладывая узоры на полу. На кубиках можно писать цифры и буквы, наклеивать небольшие наклейки; потом давать задания ребенку: сложить такие кубики с изображениями по каким-либо признакам или смыслу. Постройте из кубиков лабиринт, попросите чтобы ребенок прошел его самостоятельно, попросите построить лабиринт для вас.

Мелкую моторику

Чем меньше детали тем проворней ребенок учится с ними обращаться, развивая свою мелкую моторику.

Внимание и память

Собирая конструктор по приложенной к нему схеме, ребенок учится внимательно ей следовать. Есть масса отдельных книг с новыми схемами для конструктора Lego, их можно приобрести дополнительно в книжных магазинах. Вы можете составлять свои схемы, зарисовывать их, сделать свой каталог, - правда интересный проект? Задействовать эти навыки можно и по ходу самой игры, например, дав задание собрать по памяти, как было ранее, все вагончики столкнувшегося и рассыпавшегося поезда и т.п.

Грамматика

Маркером можно написать на кубиках буквы русского алфавита, или наклеить наклейки с буквами и другими изображениями на кубики, чем тоже можно заняться вместе с ребенком. Эти маленькие наклейки продаются в книжных для ежедневников. С помощью таких подготовленных блоков можно обучать ребенка: предлагая подобрать букву к нужному изображению, складывать буквы в слоги соединяя блоки. Можете из самих блоков складывать печатные буквы, предварительно нарисовав схему на листке бумаги. Можете использовать блоки с буквами и другими изображениями вкупе с обучающими тетрадями и книгами, - ​ сделаете ваше обучение более интерактивным и интересным.

Счет, сложение и вычитание

Используйте блоки с цифрами и знаками сложения и вычитания, которые можете подготовить совместно с детьми, как описано выше. Или например, играйте в стройку: просите доставить вам определенное количество блоков определенного цвета, затем прибавить еще несколько другого цвета, и все в таком духе. Ребенок отлично оттачивает счет в таких интересных играх.

Речевое развитие

Используйте кубики с наклейками изображающих разнообразные предметы, - так можно играть в магазин с персонажами, спрашивая у ребенка, в роли консультанта, - что он посоветует и почему. Помогайте ему, вводя новые слова, пусть он использует их в своих объяснениях. Провоцируйте ребенка комментировать действия в игре, - задавайте направляющие вопросы. Учите выстраивать правильно предложения: играя, например, в туристическую экскурсию или в железнодорожный вокзал, оглашая необходимые объявления для пассажиров поездов.

Плюсы и минусы конструктора

Плюсы конструктора: Если подключить фантазию, конструктор – это очень многофункциональная игрушка, с ним можно придумать массу развивающих занятий для детей для 4 лет и практически любого дошкольного возраста, к тому же это так интересно.

Минусы конструктора: Многие родители жалуются на раскиданные по всему дому мелкие детали. Однако и с этим можно справиться: соорудите специальный коврик для игр под конструктор; который стягивается в мешок, собирая все детали, по завершении игры.

Еще родители отмечают то, что их ребенок собирает конструктор только по схемам не проявляя фантазию. Выход есть и тут – покупайте классические блоки Lego Classic, они рассчитаны что ребенок будет придумывать фигуры и игры самостоятельно.

Большую популярность сегодня имеют настольные игры. Это не только развивающие занятия для детей для 4 лет, но и веселое время с родителями и друзьями, радость от выигрыша, и тренировка адекватного отношения в случае проигрыша. Настольные игры разработаны на разные возраста ребенка, для дошкольников это могут быть: пазлы для изучения алфавита; домино с изображениями, цифрами и буквами; разные проходилки с простыми правилами; или карточные игры с красивыми иллюстрациями. Все это можно найти в магазинах игрушек.

  1. Хорошие развивающие игры для детей дошкольников выпускает издательство LISCIANI, можете выбрать отдельные игры для развития какого либо навыка или комплекты.
  2. Еще один хороший производитель развивающих игр - Miniland. Игры преднозначены для развития и обучения детей дошкольников.
  3. И конечно же достаточно популярное «Десятое королевство» выпускает очень большой ассартимент обучающих и развивающих игр для детей, с любимыми персонажами из мультиков, для детей разных возрастов.
  4. Ища игру для развития какого-то конкретного навыка (изучение букв, письма, чтени, счета) рассмотрите всех издателей обучающих детских игр. Выбор большой, однако найти можно практически все что необходимо для развивающих занятий с детьми.

Плюсы детских настольных игр: Такие игры строятся по готовому сюжету (правилам придуманным разработчиками), задания не нужно придумывать самим, как с конструктором.

Минусы настольных игр: Они имеют ограниченный функционал, почти всегда ограничены инструкцией.

Любимые игрушки

Любые детские игрушки могут стать обучающим занятиями для детей для 4 лет, здесь то же что и с конструктором – главное проявить фантазию.

Несколько идей для занятий в игровой форме для мальчиков

Если ребенок любит машинки можно наклеить на них буквы или цифры, сделать для них паркинг. На каждое место в паркинге наклеить или нарисовать изображение, название которого начинается на букву наклеенную на машинку. Или наклеить то количество изображений которое цифрой написано на машинке. Наклейте на машинки знаки сложения, вычитания, ровно – и можно решать примеры разъезжая по игровому полю (трассе).

На ватмане можно нарисовать трассу с городами, лесами, природными и архитектурными местами, можно даже изобразить погодные условия. Разъезжая по такой трассе изучайте с ребенком направления (лево, право, вверх, вниз); развивайте речь задавая вопросы - «Что будет если повернуть налево, куда ты приедешь? Что там можно делать?»; рисуйте путевые карты, чтобы ребенок следуя им, достигал нужного места назначения, так он будет тренировать внимательность.

Проявите фантазию и придумайте свои игры и задания, в них можно развивать и обучаться всему чему обучают педагоги детей 4 лет в дошкольных заведениях.

Несколько идей для занятий в игровой форме для девочек

Практически все девочки любят либо кукол, либо игрушечных зверей, - и тут огромное раздолье для фантазии. С куклами и зверями можно также изучать алфавит, расклеив на них буквы; раздавайте куклам конфеты, пускай куклы делятся друг с другом, считайте сколько у кукол конфет при разных условиях и т.п.

Куклы и звери отличные инструменты для ролевых игр. Играем в магазин (изучаем сложение и вычитание, буквы, как пишутся названия продуктов, развиваем речь и мышление). Играем в театр (развиваем фантазию, речь, логику, память, мышление) - придумываем короткие сценки, персонажей, имена, заучиваем короткие стишки; можно взять сказку из детской книги и поставить кукольный спектаклю с игрушками по книге.

Даже простая ролевая игра в импровизацию поможет развивать все необходимые навыки, - задавайте ребенку как можно больше вопросов об окружающем, рассказывайте о том чего он еще не знает.

Плюсы развивающих занятий с любимыми игрушками: Ребенок уже погружен в игры с любимыми игрушками, предложите новые сценарии в его игре - интерес к занятиям гарантирован.

Минусы: Придется активно проявлять фантазию, разрабатывая сценарий развивающих занятий, подготавливать дополнительные материалы (распечатки букв, цифр, карточки с дополнительными предметами). Хотя все эти дополнительные материалы можно купить в детском или книжном магазине.

Подручные материалы

Пожалуй, самые творческие развивающие занятия для детей для 4 лет - это поделки из подручных материалов. Разнообразное количество проектов можно придумать из: природных материалов, круп, пустой упаковки, бытовых предметов обихода, бумаги и специальных материалов для творчества.

Начинайте с того, что вы хотите сделать (какая задача перед вами стоит: выучить буквы, разработать мелкую моторику и т.п.), какие конкретно подручные средства для этого подойдут, как их надежно склеить или соединить - уже столько изобретательности нужно проявить. Если вы хотите вырастить творческую личность, то чаше прибегайте к играм из подручных и природных материалов.

Крупы и другие мелкие сыпучие объекты (развиваем моторику и сенсорику)

Крупы можно зашить в игрушки из тонкой ткани.

Муку можно поместить в надувной шарик, спустить весть воздух и завязать на узел, - шарик будет хорошо держать заданную ему форму. Можно дополнительно декорировать его пластиковыми глазками и приделать волосы (кисточку из ниток).

Крупами и песком можно рисовать, разложив их на подносе или приклеив к листу бумаги.

Насыпав крупу или песок в коробку можно сделать игровое поле (пляж, стройку, огород) для игр ребенка.

Бумага

Детское оригами, самое простое, сможет сделать и ребенок в 4 года.

Аппликации: можете помогать ребенку, рисуя простые формы, пусть он вырезает их детскими ножницами и приклеивает сам.

Из бумаги можно вырезать любые предметы для обучения, делать развивающие тетради с элементами аппликации и рисунка (кукольный домик, трассу для машин с разными локациями, лесом, городом, магазином и т.п.) Используйте готовые наклейки в таких тетрадях, дети их очень любят.

Трубочки, зубочистки

Нарежьте трубочки или используйте спички, чтобы сложить аппликацию или построить домик, используйте клей.

Из коротких частей трубочек можно сделать цепочку, замыкая один конец в другой.

Из зубочистки и картошки можно сделать ежика или дикобраза.

Из трубочек, плотной бумаги и втулки от туалетной бумаги можно соорудить вертолет, потом раскрасить его акриловыми красками.

Природные материалы (шишки, веточки, камешки, желуди…)

Из всего этого добра может получиться масса поделок животных, птиц, человечков. Используйте пластиковые глазки, яркие нитки и цветную бумагу.

Большие гладкие камешки можно расписывать, превращать их в причудливых существ, приделывая к ним глазки, хвостики из веревочек.

Нитки и клубки

Вспомните, наверняка вы делали из веревочек кукол и зверюшек из помпонов.

Нитки можно вплетать и привязывать к сетчатой ткани, создавая причудливые узоры.

И это лишь малая толика идей, которые можно разработать, применив подручные материалы. Принцип занятий: выложите перед ребенком необходимые материалы, задав направление, предложите сделать поделку, применив немного изобретательности. Направляйте ребенка, предлагайте свои идеи если он зашел в тупик. Ребенок, придумывая и воплощая такие идеи в жизнь, развивает не только творческие навыки, он учится логике, нестандартному мышлению. И обязательно сопровождайте ваши занятия направляющими вопросами, подсчетом, написанием букв или цифр, придумывайте названия, истории, изучайте все что попадается вам под руку.

Повседневные дела

И не забывайте, что вашу развивающую игру можно направить на пользу домашнего хозяйства и развивать самостоятельность у ребенка. Какое домашнее хозяйство можно доверить ребенку?

Уборка. Продумайте заранее каждое место (домик) для игрушек, где они будут жить когда в них не играют. К концу игры нужно будет отправить игрушку отдыхать (спать домой). И обязательно сопровождайте наводящими вопросами - «Что будет делать твой черный пушистый медвежонок дома перед тем, как лечь спать? Положи рядом с ним (игрушечный) фрукт, чтобы он поел перед сном. Какой фрукт ты положишь? Какого он цвета? Может положить еще один, сколько тогда будет у мишки фруктов?» и т.д. Каждой вещи можно присвоить место (домик), в которое она должна вернуться отдыхать, иначе она помнется, испачкается (запылится), потеряется.

Загрузка стиральной машины и посудомойки. Это тоже своего рода квест для ребенка, - рассортировать по цветам, фактурам, формам и назначению все вещи, выставить программу, там и цифры и буквы которые нужно запомнить до следующего раза. Дети очень любят нажимать кнопки, пускай делают это под присмотром, - «Я за тобой проверю чтобы ты ничего не забыл, а то можно сломать…» - а дальше объясните что - «Когда программа идет, уже нельзя ее сбивать, нажимая кнопки, как и нельзя нажимать просто так, потому что может сломаться и затопить соседей и нас…» Обязательно сопровождайте все действия подробными объяснениями. Доверьте загрузить посуду в определенном порядке, положить один предмет посуды рядом с другим таким же, выставить программу и т.п.

Готовка. Творческий процесс, но нужно придерживаться рецепту, изучать новые ингредиенты, их запахи и вкус, вести подсчет. Доверьте ребенку добавлять по рецепту, исследуя и изучая продукты, смешивать, выкладывать, украшать, следить за временем - все в чем он может быть полезен при приготовлении пищи, что расширит его кругозор и подойдет для его возраста.

Важные правила для стимулирования познавательного развития ребенка!

Помните, что занятия для детей 4 лет не должны проходить в одиночку, ребенок не должен сидеть и выполнять данные вами задания один, его постоянно нужно направлять и проявлять участие, хвалить, проявлять интерес к его решениям, разжигая его энтузиазм, - только так он будет проявлять интерес к занятиям.

Ничего, что не представляет опасность для ребенка, не запрещайте, - вы рискуете воспитать его пассивным. Но обязательно объясняйте почему нельзя, какая это опасность, какие последствия могут быть от его действий, если есть возможность покажите, почему этого нельзя делать. Если ему еще рано использовать какой-либо предмет, из-за того, что он его может испортить или пораниться, объясните ему это подробней. В остальном ребенок должен исследовать этот мир, а вы должны направлять его на это, помогать и следить чтобы все прошло безопасно. Мир также может реагировать на действия ребенка, ваша задача либо объяснить ребенку варианты, но лучше чтобы ребенок узнал это на своем опыте.

мы уже писали в нашей предыдущей статье. Эта статья может быть вам полезна.

Занимаясь с ребенком его развитием важно помнить несколько основных правил:

Первое и очень важное - общайтесь с ребенком как можно больше, задавайте ему наводящие вопросы. Отвечайте максимально развернуто на его постоянные вопросы, с терпением и энтузиазмом, чтобы поддержать его интерес к познавательному развитию.

И второе, не менее важно - пробуйте новое!

К четырем годам ребенок уже немного повзрослел, стал самостоятельней, но это еще ребенок. В этом возрасте ребенок становится более усидчивым, так как его двигательная активность немного снижается. В четыре года у ребенка появляются новые черты характера, проявляются новые склонности и способности. Меняется поведение.

Действия и поступки становятся более осмысленными и цельными. Малыш может вполне осознанно испытывать обиду, ему бывает стыдно, грустно. Раньше он двигался инстинктивно, а в четыре года движения ребенка имеют конкретную осознанную цель. Психика в таком возрасте ранима и уязвима. Четырехлетние дети очень нуждаются в похвале. Существует проблема: чем же родителям заняться с ребенком 4 лет дома.

Игры с детьми

Все врачи и детские психологи рекомендуют как можно больше гулять. Как правило, в этом возрасте ребенок уже посещает детский сад и у него есть друзья. Играть с ним и гулять намного интересней. Вместе со своими друзьями четырехлетки способны придумать и заняться захватывающими и необычными играми.


Развитие баланса у ребенка можно вырабатывать с помощью вот такой специальной доски

В четыре года ребенка уже можно записать в спортивную секцию или кружок. Нужно в четыре года также заняться развивающими занятиями. Тогда личность ребенка будет развиваться гармонично. На спортивных занятиях энергия детей направлена в нужную сторону, при этом развиваются нужные навыки. Дети становятся дисциплинированными, воспитывается характер, самостоятельность и самодостаточность. Формируется двигательная привычка, что в наше время чрезвычайно полезно. В этом возрасте можно воспитать культуру движений. Надо учить дома правильно прыгать, держать осанку и правильно дышать при движении. Правильная осанка особенно важна в этом возрасте, так как формируются все позвоночные изгибы. В это период не лишним будет обратиться за консультацией к специалисту. Он подберет такие физические упражнения, которые не вызовут перенапряжения детского организма. Делать эти упражнения надо между пассивными делами, желательно, когда у ребенка хорошее настроение по 10-15 минут в день.
Есть огромное количество развивающих подвижных игр для детей четырех лет. В эти игры можно играть и дома. Очень полезно, если вместе с детьми играют и взрослые. Возникнет дружеская атмосфера всеобщего веселья, поднимется настроение. Дети не будут предоставлены сами себе дома. Укрепится эмоциональная связь родителей и детей.

Развитие речи

В 4 года дети могут разговаривать целыми предложениями. Происходит значительное расширение их словарного запаса, поэтому можно придумать, чем заняться с ребенком 4 года находясь дома. В основном, словарный запас ребенка четырех лет расширяется во время детских свободных игр с игрушками. В этом возрасте малыши предпочитают играть с тематическими наборами игрушек. Это могут быть наборы «Доктор», «Магазин» и другие. Во время таких их дети подражают взрослым. Происходит процесс динамического стереотипа, т.е. обучение через копирование поведения. Дети используют в речи тематические слова, обозначающие названия предметов из набора игрушек. Во время игры дети даже копируют интонацию взрослых. Поэтому очень желательная игрушка в этот возрастной период – телефон. Для разговора по телефону подходят все темы. Так родителям следует обязательно воспользоваться данной игрой, чтобы развивать у ребенка умение вести беседу, разговаривать, давать ответы на вопросы.

Прекрасно развивают ребенка и дают возможность весело провести время настольные игры. Они бывают различной тематики. Также оказывают развивающий эффект и обогащают словарный запас. Одна из самых любимых игр - это лото. Самое распространенное – зоологическое с картинками животных. Во время игры со взрослыми дети усваивают многие слова, рассматривают предметы на картинках, выделяют их признаки, части предметов. Так дети четырех лет учатся анализировать, делить на важные детали один предмет. Дети осмысливают, что какие-то особенные детали предмета являются признаками этого предмета. По этим признакам ребенок опознает похожие предметы и объединяет их в группы. Например, у всех слонов есть хоботы, или у всех жирафов есть длинная шея. Чтобы дети могли усваивать больше понятий и предметов, можно приготовить картинки, разрезать их на части и предложить детям собрать. Вот чем дома занять можно на довольно продолжительное время ребенка 4 лет. При этом им надо проговаривать название каждой части.
Также пополнить словарный запас помогают загадки. Загадки бывают в разных формах. Особенно полезны и занимательны загадки в стихотворной форме. Отгадки можно показывать на картинке. Таким образом, у детей формируются правильные образные ассоциации названия предмета с его изображением. В загадках присутствует много названий признаков предмета, описываются качества предмета. Названия изменяются по падежам и числам. В возрасте четырех лет дети хорошо усваивают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Таких слов много в текстах и потешках. Их можно читать и разучивать наизусть.

Эмоциональное развитие

После трех лет жизни детям надо уже научиться по своему желанию менять силу, интонацию голоса, высоту. Они должны произвольно уметь передавать своим голосом разные чувства, правильно строить интонацию вопроса. Эмоциональная реакция на похвалу создает у ребенка условия для появления самолюбия и чувства гордости Это можно тренировать, читая и пересказывая русские народные сказки. Учить говорить громко и тихо можно с помощью игры «Телефон», «Эхо». Также можно просить рассказать одну и ту же сказку разными голосами и интонациями.
Замечательно развивает речь ребенка игра с пальчиковыми куклами. Этих кукол можно сделать вместе с ребенком. А чем потом занять ребенка 4 лет дома, так это инсценировать сказки в любой интерпретации.
Развивать речь ребенка может помочь совместный просмотр мультфильмов. Половину надо смотреть вместе. Потом придумать срочные дела и отойти в другую комнату, а ребенка попросить потом рассказать, чем закончился фильм.
Дети очень любят петь песенки. Нужно попросить придумать другое окончание песни. Такая игра также помогает пополнять словарный запас и развивает речь.
С детьми, которым четыре года, можно уже играть с пазлами. В этой игре дети также учатся анализировать предметы по признакам, развивается воображение и логика. Тренируется усидчивость и внимание.

Обучение играя

Когда детям исполняется четыре года, можно начинать обучать играя. Можно начать изучать основы математики. Надо изучить основные геометрические фигуры. Этому помогут разрезанные на части картинки фигур. Все фигуры сделать разных цветов. Предложить ребенку собрать их и назвать получившуюся фигуру. Можно попросить описать предметы в доме и сказать, какую фигуру они напоминают. Изучать счет можно выполняя любую работу по дому. Игры позволят научить ребенка хорошо и быстро запоминать, думать Стоит всего лишь попросить ребенка сосчитать предметы. Сейчас есть в продаже много занимательных и интересных развивающих компьютерных игр. Только не следует злоупотреблять временем проведенным ребенком у монитора или телевизора. Надо знакомить детей с графическим изображением цифр. Здесь помогут карточки.
Карточки с картинками разного количества предметов помогут изучить и запомнить графические образы чисел. Карточки помогут научить детей самим изображать цифры. Играть можно, например, в игру «Найди лишнее», где на одной карточке изображено большее или меньшее количество предметов. Очень интересна игра, где надо соотнести конкретную цифру с количеством нарисованных предметов.

И алфавиту тоже при помощи карточек и лучше всего в игровой форме. Эмоциональное подкрепление поможет лучше усвоиться и закрепиться пройденному материалу.

Развитие моторики и сенсорики

Актуальна проблема развития мелкой моторики. Здесь помогут лепка и рисование.
Лепить можно из разного материала. Брать нужно то, что есть под рукой: тесто, пластилин, глина. Полезно учить детей лепить мелкие детали. При этом развиваются мелкие мышцы на пальцах рук. Воспитывается терпение и усидчивость. Слепленную фигурку можно разукрасить красками. Развивается воображение. Параллельно изучаются цвета, способы сочетания цветов, тренируется внимание. Во время лепки можно изучать овощи и фрукты. Их цвет, свойства и признаки. Лепка дает ребенку способность самому моделировать окружающий мир. Дает возможность показывать свое представление окружающего мира. Этот мир можно потрогать, с ним можно поиграть. Он почти как настоящий. Со слепленными фигурами и предметами можно играть в игры. Это самое понятное для самостоятельного постижения занятие. Лепка системно влияет на развитие детей. Повышается сенсорная чувствительность. Дети более тонко начинают воспринимать форму, фактуру предмета, его пластику. Лепка развивает общую умелость и ловкость рук. У детей формируется умение планировать работу для реализации задуманного, умение корректировать свои первоначальные планы. Однако самое главное, что лепка учит видеть красоту, чувствовать эстетику предмета.

Восприятие мира


Рисование овощами для детей - отличное занятие

Рисовать любят все дети. Через рисование дети выражают самого себя. Цветом и образами они показывают свои представление о мире. Рисование учит мыслить и фантазировать. Нарисовать можно все что угодно, и даже то, чего не существует. Дети в четырехлетнем возрасте прекрасно умеют фантазировать. Рисование помогает придать их фантазиям реальные образы. Занять детей дома можно с помощью раскрасок. Раскраски могут тематическими. С раскрасками можно учиться считать, изучать основы математики. Мелкую моторику развивать помогает раскрашивание мелких деталей. Рисование поможет выяснить, какое настроение у ребенка. Поможет выявить его страхи и опасения. Яркие краски рассказывают о хорошем настроении, а мрачные о плохом. Считается, что рисование оружия, войны говорит об агрессии ребенка. То, как ребенок изображает дом, родителей, рассказывает о взаимоотношениях в семье. Но прежде всего рисование помогает развивать творческие способности и креативность детей. Не следует критиковать рисунки ребенка и то, как он их нарисовал. Рисовать можно разными способами: цветными карандашами, акварельными красками, гуашью, цветными мелками и даже руками. Рисовать можно на бумаге, на специальной доске. Можно рисовать цветными мелками на асфальте. С сюжетными рисунками можно рассказывать сказки и истории. Рисование развивает наблюдательность, умение замечать детали.

Изучение иностранного языка в 4 года

Родители, которые не знают, чем заняться дома в плохую погоду с ребенком 4 лет, могут начать изучать иностранный язык. Четырехлетний возраст идеально подходит для начала изучения иностранного языка. Тут тоже подходят разные способы. Можно использовать обучающие мультфильмы, игры, компьютерные программы соответствующие возрасту. В четыре года дети еще усваивают родной язык, поэтому им легко одновременно изучать и новые слова на иностранном языке. Следует изучать иностранный язык в форме увлекательной игры. В этом возрастном периоде дети впитывают все новое как губка. Изучать помогут карточки с картинками, пазлы букв алфавита. Прекрасно подойдет разучивание всевозможных стишков и загадок. При их изучении хорошо было бы создавать образные ассоциации. Но нельзя заставлять ребенка учить.

Возраст четырех лет – это тот возраст, когда можно «лепить» из ребенка все что угодно. Главное здесь найти золотую середину, чтобы ребенок развивался цельно и гармонично.

Если взрослые не могут определиться, чем увлечь ребенка можно в 4 года, не должны стесняться обращаться за помощью и консультацией к квалифицированному психологу или педагогу. В каждом городе есть образовательные организации с такими специалистами. Существуют курсы и проводятся совместные занятия детей с родителями. Все в руках самих родителей.

Похожие материалы

Родителей всегда интересует, как развивается их ребенок. Хочется выяснить, в каких областях он особо преуспел, а на какие следует обратить более пристальное внимание. Что же должен знать и уметь современный четырехлетний ребенок:
— находить и узнавать квадрат, круг, овал, треугольник;
— понимать смысл обобщающих слов – посуда, мебель, транспорт, игрушки, одежда;
— знать несколько профессий, названий деревьев, животных;
— показывать предметы слева, справа, вверху, внизу;
— сравнивать предметы по величине – длине, высоте, ширине;
— понимать, где один предмет, а где много;
— аккуратно раскрашивать, не выходя за линию;
— нанизывать бусины, пуговицы;
— определить, какой из 4-5-6 предметов исчез;
— пересказывать содержание сказки;
— различать погодные явления, времена года, суток;
— называть привычные бытовые приборы, узнавать их по цвету, форме, предназначению;
— знать подробный домашний адрес, имена мамы, папы, дедушек, бабушек;
— рассмотреть картинку, игрушку, предмет и составить его описание из трех-четырех предложений.

Это средние показатели. Ваш ребенок может как опережать их, так и не дотягивать. Расстраиваться не стоит, лучше посвятить больше времени его развитию. Возможно привлечь на помощь специалистов.

Уход за ребенком в 4 года

В 4 года ребенок довольно самостоятелен и многие ежедневные процедуры выполняет без помощи взрослых. Необходимо лишь изредка напоминать ему, не забыл ли он умыться, помыть руки, почистить зубы или прополоскать рот после еды. Если ребенок еще не приучен мыть по утрам шею, уши, ухаживать за полостью рта, необходимо его этому научить. У него должны быть свое полотенце, расческа, зубная щетка и стаканчик. Чтобы сделать утренний гигиенический церемониал более интересным, нужно покупать детям яркие гигиенические средства и прочие аксессуары.

После каждой прогулки летом нужно обязательно помыть ноги, вечером ополоснуть ребенка под душем, и не реже раза в неделю купать более тщательно. Ребенку необходимо прививать нетерпимость к грязи и неряшливости. Он быстрее привыкнет к чистоплотности и аккуратности, если родители покажут это на своем примере. Его нужно приучить, чтобы все свои принадлежности по окончании гигиенических процедур нужно разложить по местам: мыло положить в мыльницу, зубную щетку промыть и поставить в стаканчик, полотенце повесить на крючок.

Взрослые должны следить за чистотой детских предметов гигиены: периодически мыть с мылом расческу, зубную щетку (щетку через 1,5-2 месяца меняют на новую), менять вовремя полотенца. Содержать в идеальной чистоте умывальник, ванну, зеркало. Стричь ногти ребенку лучше всего после купания, пока они мягкие. Они обычно у него тонкие и при обрезании образуют острые уголки. Чтобы он не поцарапался, острые края можно подпилить пилкой.

Питание ребенка в 4 года

Питание детей четырех лет должно быть разнообразным и сбалансированным. Ребенок растет быстрыми темпами, поэтому его организм необходимо ежедневно снабжать полезными веществами. Даже взрослые знают, что чем полезнее продукт, тем он менее вкусный. А уж дети поняли это давно. Поэтому их порой так трудно заставить полноценно пообедать. У них уже появились любимые блюда, которые они готовы есть с утра до вечера. Суп, каша или овощной салат вряд ли входят в этот перечень. Родителям необходимо порой проявлять хитрость и смекалку, чтобы накормить малыша полезной едой. Устраивать домашние концерты с привлечением всех членов семьи, чтобы развлечь ребенка, конечно не стоит. А вот поговорить с ним как со взрослым нужно. Объяснить, что от полезной еды он быстрее вырастит, как папа, пойдет в школу, будет сильным.

Как вариант, можно подать самые обычные блюда по-новому. Если ребенок не ест жареные или тушеные кабачки, из них можно приготовить вкусные оладьи. Из нелюбимых овощей и фруктов вырезать фигурки и украсить тарелку. Дети очень любят «осьминожков». Сосиску или сардельку нужно проткнуть сухими длинным макаронинами по всей длине в нескольких местах, затем все вместе отварить. Отварные макароны размягчатся и будут напоминать щупальца или лучики солнца. Это уже как ребенок начнет фантазировать. А выкладывая на тарелку запеченную тыкву, можно вскользь упомянуть, что это та самая тыква, которая превращалась в карету для Золушки.

Ежедневно в рацион детей 4 лет должно входить пол-литра молока, необязательно в чистом виде. Это с учетом кефира и прочей кисломолочной продукции, а также молока, используемого для приготовления каш. Тяжелую, высокобелковую пищу лучше давать в первой половине дня, чтобы она успела перевариться, а после обеда, более легкую – углеводную, молочно-растительную. Ребенок много двигается, поэтому теряет влагу, особенно в летний период. Следите, чтобы не произошло обезвоживание. Чтобы не перебить аппетит, вместо сладких компотов и соков в течение дня лучше его поить свежекипяченой водой, водой минеральной без газа или слабозаваренным чаем.

Режим дня ребенка в 4 года

Если у ребенка сложился определенный распорядок дня, у него уже вошло в привычку делать основные дела в определенное время. Ему хватает время поиграть и отдохнуть, он меньше капризничает, не оттягивает время сна и обеда, становится более собранным и организованным. Прием пищи у него, как и ранее разделен на завтрак с обедом и полдник с ужином. С промежутками между приемами в 3,5-4 часа. А вот потребность во сне сократилась. Сейчас ему требуется на сон 12 часов. Из которых 10 часов отводится на ночной отдых, 2 часа – на дневной. Чтобы его сон был более здоровым и полезным, комнату предварительно нужно проветрить. В теплое время года, если есть возможность, дневной отдых лучше переместить на свежий воздух – оборудовать место на веранде, балконе, в саду.

Занятия с ребенком в 4 года (как развивать)

В четыре года дети очень подвижны, активны, любознательны. Их интересует буквально все, поэтому нужно вовремя поддержать их интерес и заняться вместе сними развивающими играми. Например, лепкой, рисованием. Лепили и рисовали они и в более раннем возрасте, только техника была довольно примитивной. Сейчас же можно показать им, как нужно держать в руке кисточку или фломастер, показать, как правильно рисовать фигуры. Можно обводить картинки по контуру, или рисовать, используя трафарет. Обязательно купите ребенку разукрашки, чтобы он заполнял цветом черно-белые картинки. Помимо развития фантазии, так развивается мелкая моторика.

Используя пластилин, глину, можно уже не просто мять кусок в руке или лепить простые фигурки. В 4 года можно уже слваять целую тематическую композицию – подводное или лесное царство, новогоднюю, на тему животных. Гуляя в парке, желательно заранее насобирать желуди, листья деревьев, каштаны, а затем использовать их для поделок. Также пригодятся разные пуговички, бусинки, спички или зубочистки.

Если ранее ребенок делал аппликацию из готовых деталей, то в 4 года ему можно дать в руки ножницы, чтобы он сам вырезал фигурки. Не надо требовать вырезать то-то сложное. Нарисуйте ему на цветной бумаге крупные круги, квадраты, треугольники, а он пускай вырезает. Приклеивать можно не только бумагу, но и посыпать клейстер бисером, крупой (манкой, гречкой, пшеном) или цветным песком.

Если ребенок еще не овладел счетом, самое время это наверстать. Гуляя с ним по улице, пересчитывайте деревья, ступеньки, машины, людей, дома, птичек. Можно попробовать объяснить простые математические действия – сложение и вычитание. Для удобства, используя пальцы, спички или счетные палочки. Можно начать обучать ребенка чтению, заучивая готовые слоги. Очень удобно иметь готовые кубики со слогами или купить магнитную доску с буквами. Если у него возникнут трудности или он начнет капризничать, не настаивайте, отложите занятия на потом.

Игры и игрушки для детей в 4 года (как развлекать)

Четыре года – возраст вполне подходящий для того, чтобы вывести сына или дочку первый раз в цирк или театр на детское представление. Не стоит сразу покупать билеты в первые ряды. Вы не знаете, как отреагирует ваш ребенок на громкие выкрики клоунов, хлопки, рыки зверей. Поэтому лучше занять другие места, примерно с десятого ряда и выше.

Дети в 4 года хорошо могут развлекать себя сами, собирая конструктор, мозаику, паззлы. Только задания необходимо усложнять, добавляя большее количество деталей и уменьшая их размеры. Очень хорош конструктор Лего, наборы которого рассчитаны на разные возрастные категории детей. Из него можно собирать не только простые дома или машинки, но и космические или пиратские корабли, самолеты, замки, роботов, подкупая дополнительные детальки.

В этом возрасте можно познакомиться с одним или двумя друзьями, вместе играть во дворе или поочередно водить детей в гости. Им будет интересно играть сообща, а у их мам появится немного свободного времени. Обычно девочки играют в куклы, больницу, семью, мальчики – в машинки или конструируют. Детей можно занять на несколько часов, если дать им коробку и попросить построить дом. Пусть они вырезают окошки, красят стены, расставляют мебель, заселяют игрушечных жителей.

Медицинское наблюдение в 4 года

Ежегодно ребенок проходит плановый медосмотр. Ему необходимо обследоваться у таких специалистов как стоматолог, ортопед-хирург, отоларинголог (ЛОР), невролог, офтальмолог. А также делать раз в год общий анализ крови, мочи, кала на яйца глист. Не лишним будет обследовать внутренние органы на УЗИ и сделать ЭКГ. Если ребенка что-то беспокоит или болит, необходимо обратиться к участковому педиатру. Он назначит углубленное обследование и направит к более узким специалистам.

Еще недавно вы мечтали, чтобы ваш ребенок быстрее начал говорить. Сейчас вам хочется, чтобы он хоть иногда помолчал. Наступило такое время, когда вашего неугомонного «почемучку», интересует абсолютно все: «Почему собака лает, а кошка мяукает?», «Почему трава зеленая, а небо голубое?», «Почему звезды видно только ночью, а солнышко днем?» и еще много разных «почему».

Дети не только хотят это узнать, но и осознать, т.е. понять, почему происходит именно так. Иногда от этих «почему» у родителей идет кругом голова, особенно, кода один вопрос задается несколько раз и нужно все заново объяснять. Здесь главное проявить терпение и мудрость. Чтобы немного остановить напор вашего любознательного ребенка, можете у него спросить, а как он сам думает. Вы дадите ему возможность поразмышлять, послушаете его рассуждения, заодно получите несколько минут отдыха.
Иногда он может задавать вопросы на довольно щекотливые темы. Не старайтесь его пристыдить или одернуть. Ведь для детей нет запретных тем, ими всего лишь движет любопытство. Лучше постарайтесь найти подходящие для его понимания слова и дать исчерпывающий ответ, чтобы он понял все с первого раза, и больше к этим темам не возвращался.

Каким бы богатым не было разнообразие игрушек в доме, рано или поздно они всё равно надоедают, и дети начинают откровенно скучать. Вместо того, чтобы сажать их за телевизор, проявите изобретательность и придумайте увлекательные занятия, которые не только заинтересуют ваших детей, но и освободят время для ваших дел.

Чем заняться с ребёнком 4 лет

Маленькие детки постоянно требуют внимания и просят поучаствовать в их играх. Маме становится непросто найти время на свои дела, и часто все сводится к банальному просмотру мультфильмов. Однако такое времяпрепровождение не способствует развитию творческого мышления, логики, моторики малышей, поэтому не стоит злоупотреблять «голубым экраном». Тем более, что дети очень быстро привыкают к телевизору, и отучить их бывает довольно сложно.
Если задуматься, существует огромное многообразие занятий для ребят от 4-х лет дома. Это могут быть ролевые игры (если детей несколько) или подвижные (если позволяет пространство). Можно увлечь малышей соревновательным моментом - кто быстрее нарисует, построит, слепит и т.д. Проявив фантазию, вскоре вы увидите, что ребята активно занимаются сами и больше не дергают вас от скуки.

Чем занять ребёнка в 4 года дома

Если вашему непоседе уже порядком наскучили все игрушки, отложите на время свои дела и предложите ему на выбор несколько занятий из нашего списка, как развлечь ребёнка четырёх лет дома:

  • Достаньте любимые книжки своего крохи и найдите аудиозаписи этих сказок в интернете. Ребёнок будет с интересом следить за развитием событий по книжке, а потом, возможно, разыграет действие с игрушками;
  • Снабдите малыша природными материалами для творчества, пластилином, красками, карандашами, бумагой. Пусть смастерит всё, что ему захочется, или придумайте задание - слепить зоопарк, украсить открытку для папы или создать картину;
  • Можно предложить ребёнку заняться раскрашиванием. Если покупные раскраски дома закончились, распечатайте шаблоны из интернета. Желательно учитывать интересы и предпочтения маленького человечка и выбрать картинку с его любимыми героями;
  • Возьмите несколько коробочек или банок, насыпьте в них разные вещи и попросите рассортировать их. Можно использовать пищевые продукты (горох, фасоль) и разные мелочи (пуговицы, скрепки, крышки от бутылок, камешки и пр.);
  • В дополнение к занятию выше можно из съедобных продуктов сварить обед для мамы и папы. Для придания пущей реалистичности и важности детским стараниям разрешите малышу воспользоваться настоящей посудой (той, что вам не жалко, или специальным детским набором);
  • Покажите, как нанизывать на толстую нить или веревку крупные бусины и другие подходящие предметы;
  • Игры с водой особенно пользуются популярностью у ребят - напустите в таз или ванную бумажных корабликов, бросьте резиновые игрушки и пластиковые мячики. Если добавить пену для ванн, эффект будет потрясающим;
  • Очень часто дети увлекаются совершенно непримечательными вещами - пластиковой бутылкой, скалкой, набором прищепок;
  • Попросите папу изготовить развивающую доску: прикрутите на нее разные замочки, шнуры, цепочки - словом, всё, на что хватит фантазии;
  • Достаньте несколько разных наборов конструктора и предложите детям комбинировать их;
  • Пазлы, пирамидки, кубики также отлично развлекут кроху;
  • В дверной проём повесьте верёвочные качели - уверяем вас, детская радость гарантирована;
  • Мыльные пузыри в дополнение к качелям создадут сказочную атмосферу;
  • Устройте танцы - дайте малышам задание разучить или придумать какой-нибудь танец, и пусть потом продемонстрируют вам результат;
  • Магниты на холодильник, особенно, в форме зверюшек, машинок или фруктов помогут занять ребёнка, пока вы на кухне;
  • Игра в доктора - ответственное дело! Расскажите малышу, что ваш кот/собака или любая игрушка заболела, и срочно надо ее вылечить;
  • Перебирание монеток по размеру не только разовьет мелкую моторику пальчиков, но и наведёт порядок в вашей копилке;
  • Для девочек будет интересно устроить модный показ - пусть маленькая модница наряжается и выхаживает, как по подиуму;
  • Устройте квест - нарисуйте карту или спрячьте по квартире записки с заданиями. В конце ребёнка должен ждать приз;

Можно заранее составить специальный календарь, в котором каждый день будет предусмотрено несколько заданий.
И это еще не предел! Фантазируйте, подключайте детей к созданию новых игр и развлечений, и очень скоро вы поймёте, что даже дома можно найти массу дел, чем заняться с ребёнком в 4 года.

Похожие публикации