Занятия по методике. Методика раннего развития О.Н

Презентация по методике Марии Монтессори.

Цель: самостоятельная свободная творческая деятельность детей 3-4 года в специально подготовленной среде Монтессори.

Задачи:

  • Развитие творческих способностей детей через материалы Монтессори;
  • Развитие познавательных интересов;
  • Развитие эстетического чувства;

Материалы:

Все материалы специально подготовленной среды Монтессори: сенсорные материалы, речевые, материалы космической зоны; дополнительные материалы: шнурки по количеству детей, пуговицы.

Звучит тихая спокойная музыка. Дети заходят друг за другом.

1 часть – Работа на линии (2 – 3 мин.)

Приветствие детей : Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, земля!

Здравствуй, наша планета Земля!

Здравствуй, наша большая семья!

«Урок тишины» Ребята, давайте закроем глазки и послушаем тишину. (звучит тихая музыка). Беседа о том, что мы слышали.

Педагог показывает коробочку со шнурками.

2 часть - «Круг»

Упражнение «Узор из шнурков»

Педагог предлагает ребенку познакомиться с цифрами, которые лежат на столе. Подходят вместе к столу, правильно садятся за стол.

3 часть - «Трехступенчатый урок».

I этап (ступень) урока: кладем перед ребенком две цифры 3 и 4, по очереди беря в руку ту и другую цифру говорим: это 3, это 4. Затем двумя пальчиками ребенка, указательным и средним, обводим обе цифры держа его руку в своей. Ведем его пальцы по направлению написания буквы.

Пальцы ребенка сами собой следят за шероховатостью буквы и, когда соскальзывают на гладкую поверхность картона, он сам себя поправляет. Ребенка это забавляет, и он много раз повторяет это упражнение, - иногда даже с завязанными глазами, и таким образом, еще не обучаясь письму, уже выучивается писать.

II этап (ступень): взрослый говорит ребенку: дай мне цифру 3. Потом: дай мне 4. На этом этапе можно придумывать разные варианты игры с шершавыми цифрами. Приведем примеры.

  1. Дай мне 4, а себе возьми 3.
  2. Обведи цифру 4
  3. Какая цифра осталась на столе

Но бывает, что ребенок ошибается и не умеет зрительно дифференцировать шершавые цифры. Тогда взрослый дает ему обвести их пальцем. Если же он и осязанием не различает одной цифры от другой - урок прекращается и возобновляется в какой-нибудь другой день.

III этап (ступень): если два первые этапа удовлетворительно пройдены, - вы приступаете к третьему, который состоит в том, что вы, положив перед своим маленьким учеником две цифры, спрашиваете у него: «Какая это цифра? А это какая?»

Продолжительность урока зависит от ребенка. Если видите, что он устал, занятие прекращаете.

Ребенок ставит в конце урока материал на свое место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

12 развивающих игр по методике Марии Монтессори...

Трехступенчатый урок по методу Марии Монтессори.

Трёхступенчатый урок (занятие) по методу М.Монтессори. Это урок, который состоит из трех этапов или ступеней. Он применяется для того, чтобы дать ребенку новые понятия, пополнить его словарный з...

Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»

Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...

Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»

Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...

Развивающая среда для детей раннего возраста по методике Марии Монтессори в домашних условиях.

Программа работы кружка по дополнительному образованию "Развивай-ка" по методике Марии Монтессори

Программа направленна на развитие сенситивной сферы ребенка, мышления, самостоятельности в проявлении познавательной инициативы, на формирование системы эмоциональных представлений об окружающем мире....


0 && !headerFixedBtnHidden" ng-class="{"fixed-cart__visible": fixedCartIsVisible, "fixed-cart__buy": isDelivery(), "js-hover": fixedCartHover}" ng-mouseenter="fixedCartHover = true" ng-mouseleave="fixedCartHover = false">

Оформить
заказ

0 && cart.total.sale = headerCity.freeDeliverySum && cart.total.sale >= cartMinSum">

Доставка в город
сегодня 0 && (headerCity.estimatesMin == headerCity.estimatesMax || !headerCity.estimatesMax)" ng-cloak=""> от = headerCity.freeDeliverySum && cart.total.sale >= cartMinSum">бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }} = headerCity.freeDeliverySum && cart.total.sale >= cartMinSum">бесплатно

В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем

cartMinSum && cart.total.sale

Заказы от доставляем бесплатно.

Как проводить занятия по методике индивидуального развития KUMON

Как выбрать первую тетрадь

Первые два параметра, на которые стоит обратить внимание при выборе тетради, — это возраст малыша и его навыки.

Основные направления тетрадей KUMON:

— тренировка мелкой моторики;

— подготовка к письму;

— развитие мышления;

— математика.

На начальном этапе лучше всего воспользоваться картой KUMON . Вот несколько рекомендаций по работе с ней:

1. выберите возраст ребёнка;

2. выберите навык, с которого вы хотите начать (двигайтесь по «дорожке возраста» сверху вниз и по навыку слева направо);

3. начните с самой первой тетради для вашего возраста, которая помогает отработать нужный навык;

4. тетради, которые посвящены разным навыкам, можно проходить одновременно, но не более трех тетрадей параллельно.

Важно! Если вы ранее не занимались по методике KUMON и не уверены в развитии навыка, то можете использовать сначала тетради для более младшего возраста для формирования базового уровня.

Пример

Ребёнок четырёх лет, навык вырезания развит (владеет ножницами, вырезает по прямым и изогнутым линиям), уверенно держит карандаш. Цель: выбрать 3 тетради для начала занятий.

Возраст 4 года попадает в две возрастные категории: 2-4 и 4-6.

Для навыка вырезания основная цель — закрепление. Выбираем тетрадь из возраста 4-6, которая расположена в строке навыка «Вырезаем и клеим». «Готовимся к школе. Учимся вырезать» — это первая тетрадь, которая будет входить в первоначальный комплект занятий для данного ребёнка.

Подготовка руки к письму: так как ребёнок освоил проведение линий, то можно перейти ко второй тетради в возрастной категории 2-4, чтобы закрепить и развить навык. Выбираем «Волшебные линии» — это вторая тетрадь.

Время, место и материалы

Самое важное в занятиях по методике KUMON — это регулярность. Именно от того, насколько регулярно вы будете заниматься по методике, зависит и скорость освоения навыков, и выработка усидчивости.

Время занятий

Сколько раз в неделю?

Выполнять задания нужно 5 раз в неделю, также важно, чтобы у малыша были 1-2 свободных дня. Чтобы соблюсти этот режим, внесите занятия в распорядок будней, а в выходные отдайте предпочтение совместному отдыху и творчеству.

Если мы ходим в садик или школу?

Сочетать занятия по методике KUMON и посещение садика или школы вполне возможно. Но каждый раз внимательно смотрите на уровень усталости малыша, прежде чем давать ему задания. Не нужно заставлять ребёнка заниматься через силу, ведь из-за рассеянного внимания будет получаться хуже, малыш начнет расстраиваться и может вообще отказаться от занятий. Пусть занятия будут не 5 раз в неделю, а 2-3, но приносят удовольствие и помогают укрепить веру в себя!

Обратите внимание, что в тетрадях KUMON написание цифр «1» и «7» отличается от принятого в нашей системе образования. Объясните малышу, что ему следует писать так, как его просят в садике/школе, а в KUMON важно научиться правильно решать примеры. Когда ребёнок вырастет, то написание цифр в европейском или российском варианте будет не настолько принципиальным, но для данного этапа приоритетнее соответствовать официальной программе.

Первая или вторая половина дня?

Зависит от каждого конкретного ребёнка, поэтому на начальном этапе проведите одну неделю занятий в первой половине дня, а другую, например, после полдника. Сравните, как проходили занятия, в какой половине дня ребёнок лучше выполнял задания, был более внимательным.

Заведите «градусник настроения», на котором малыш каждый день сможет отмечать, каким для него было сегодняшнее занятие: легким и интересным или сложным и скучным. Так вы легко отследите, в какой половине дня лучше заниматься с ребёнком.

Формируем привычку

После того, как вы определились, в какое время занятия наиболее комфортны малышу, важно ввести их в привычку, как чистку зубов или обед. Для этого надо заниматься:

— ежедневно (кроме выходных) в одно и то же время;

— не дольше 20-30 минут.

KUMON и другие методики

Параллельно с методикой KUMON вы можете использовать и другие учебные пособия, однако мы не рекомендуем совмещать их на одном занятии. Это важно, так как задания требуют концентрации в течение 20-30 минут, а дополнительная нагрузка будет чрезмерной. Лучше разделить занятия по времени или дням недели.

Место для занятий

Важно создать особое пространство для учебы, чтобы ребёнок привык к занятиям и отделял их от игры. Вам понадобятся небольшой стол и стульчик, а также шкафчик/полка/коробочка, где малыш будет хранить все тетради и необходимые канцелярские принадлежности.

Можно поиграть с малышом в школу, чтобы он сам решил, что ему сегодня понадобится для занятия, а что нет, самостоятельно всё достал и аккуратно сложил на свой стол. Не указывайте ребёнку, если он что-то забыл или сделал не так: лучше подождать, когда малыш сам увидит, чего ему не хватает, или дать небольшую подсказку.

Базовые принципы

— На столе должно быть только то, что нужно для занятия. Так малышу куда легче сосредоточить внимание.

— Освещение: звучит банально, но даже днём лучше зажечь настольную лампу, если за окном пасмурно. Следить за этим нужно взрослому, ведь малыш может увлечься занятием и не заметить, что стало темно и плохо видно.

— Прямая осанка. Будьте внимательны: очень важно, чтобы с первых занятий ребёнок сидел правильно, так как это сформирует привычку на всю дальнейшую жизнь. Проверьте, что высота стола и стула удобны для малыша, все нужные предметы находятся под рукой и при этом ничего не мешает.

Материалы

— Самым маленьким понадобятся восковые карандаши, безопасные ножницы, клей ПВА (к занятиям с клеем также рекомендуем стелить на стол и колени ребёнка клеенку, чтобы ребёнок был сосредоточен на заданиях, а не испытывал страх испачкать окружающие предметы).

— Детям постарше потребуются ручки и цветные карандаши. Отдавайте предпочтение более мягким изделиям, которые не требуют сильного нажима и не создают перенапряжение кисти. Старайтесь первое время избегать фломастеров — по уровню нажима они отличаются от карандашей и ручек, что потом может отразиться на почерке.

— «Золотая папка» для сертификатов. Во всех тетрадях KUMON есть сертификаты, которыми вы можете наградить малыша за успешную учёбу. Заведите красиво оформленную папку, куда ребёнок будет их складывать. Это позволит ему испытать чувство гордости за свои достижения. Будет здорово, если вы украсите обложку вместе с малышом.

— «Градусник настроения» — об этом инструменте мы уже говорили. Градусник настроения лучше вести регулярно, чтобы отслеживать динамику. Если малыш заскучал, значит, пора ввести новые упражнения и немного усложнить занятия. Если же ребенку стало слишком тяжело, можно сделать маленький шаг назад.

— Карта со всеми тетрадями — это скорее инструмент для родителей, чем для малышей. По ней вы сможете отследить, какие тетради уже пройдены, а что ещё предстоит освоить. Отмечать успехи можно прямо на карте.

Начинаем занятие

Сколько упражнений выполнять за одно занятие?

Вы можете начать с тренировки одного навыка или заниматься по трём различным тетрадям, но не больше!

Чтобы начать занятие, вырежьте из каждой тетради по 2-6 листочков (в зависимости от того, с какой скоростью ребёнок выполняет задания и по какому количеству тетрадей вы занимаетесь). При правильно подобранном уровне сложности на занятие в 20-30 минут должно уходить по 6-8 листов.

Сколько времени уходит на 1 лист?

На задания в начале тетради будет уходить чуть меньше времени (примерно 1-2 минуты), дальше малышу понадобится до 3-4 минут на лист. Если ребёнку требуется больше 10 минут, то необходимо шагнуть на ступеньку ниже по уровню сложности.

Выполняйте задания по порядку

Часто дети так влюбляются в KUMON, что с воодушевлением листают тетради и рвутся взять задание посложнее. Как с этим быть?

Берите для занятий не целую тетрадь, а отдельные листы, так малыш не будет «перепрыгивать» ступеньки и сможет постепенно развивать навык. Конечно, не нужно отбирать тетрадь, если ребёнок хочет её рассмотреть. При этом объясните ему: «Мы обязательно дойдём до задания, которое тебе понравилось, но надо немного потренироваться, чтобы хорошо его выполнить».

Подсказывать ли ребёнку?

Одна из важнейших целей KUMON — развить в ребёнке самостоятельность, но это не значит, что ваше участие в занятиях исключается.

Роль родителя

Вы должны стать наставником для вашего ребёнка, но не учителем. Ваша главная задача — указывать направление, поддерживать и хвалить малыша, чтобы он работал и развивался в полную силу.

Обращайте внимание на раздел «Родителям», если он присутствует на странице. В нем даётся информация о вашей роли на данном этапе занятий.

Что делать, если ребёнок ошибается?

Малыш учится и тренируется, а значит, ошибки неизбежны. Но не стоит сразу одёргивать ребёнка, подождите, пока он доделает эту страничку, укажите, на что ему нужно обратить внимание при работе со следующим листом, после этого обязательно проговорите, что у ребёнка получилось лучше, чем в прошлый раз.

Указывать ли ребёнку на ошибки?

Да, безусловно, вы должны проговорить, что он совершил ошибку, например, не так решил пример, срезал угол ножницами, приклеил рот вверх тормашками. Скажите, что задание сделано неправильно и спросите малыша, видит ли он, где спряталась ошибка (важно, чтобы ребёнок научился анализировать результаты своей работы).

Когда вы вместе определите, куда закралась ошибка, задайте вопрос: «Что нужно сделать, чтобы в следующий раз всё получилось правильно?»

Помните о «правиле зелёной ручки»: делайте акцент на том, что у ребёнка получилось лучше, чем в прошлый раз. Похвала поможет закрепить навык.

Что делать, если ребёнок не справляется?

Обычно задания в тетрадях интуитивно понятны. Всегда смотрите маленькие подсказки для родителей и следуйте им, но если вы столкнулись с тем, что ребёнок совсем не понимает, как делать задание, то попробуйте начать с более простых упражнений.

Помните, что каждый малыш индивидуален и нужно подобрать тот уровень, на котором ребёнок сможет справляться с заданиями сам. При этом упражнения не должны быть для него слишком лёгкими.

Работа с группой детей

Главное правило: индивидуальность.

1 ребёнок = 1 папка с его подписанными тетрадями.

Старшие и младшие

Если в семье старшие и младшие дети занимаются вместе, то основная задача родителя проследить за тем, чтобы старшие в своём желании помочь не делали задания за младших.

Когда старший ребёнок увидит знакомую с детства «вырезалку», то, конечно, он захочет подсказать младшему. Объясните, что младший брат или сестра обязательно справятся с заданием самостоятельно, ведь это очень важно, чтобы они научились делать так же хорошо и правильно, как старшие дети.

Также обращайте внимание, чтобы дети не менялись листочками с заданиями: у них совсем разные уровни и каждому нужно преодолевать свои шаги.

Сколько тетрадей понадобится

Можно ли брать одну тетрадь и использовать её для нескольких малышей, раздавая им разные листочки? Так делать не рекомендуется, ведь тогда кто-то начнёт с самого сложного, а кто-то получит только простые задания. Дети должны осваивать навыки постепенно, шаг за шагом. Правильный вариант занятий: один ребёнок = одна подписанная и закреплённая за ним тетрадь.

Как организовать занятие группой

Сначала определите уровень сложности для каждого малыша и подберите тетради для первых занятий. Это можно сделать так же, как при индивидуальной работе. Отталкивайтесь от возраста и навыков, которые необходимо развить ребёнку.

Не знаете, насколько хорошо ребёнок владеет тем или иным навыком? Попросите его показать, как он умеет, например, рисовать, проводить линию, писать цифры, складывать или решать задачки. Если сомневаетесь, возьмите более простой уровень, пусть малышу будет чуть легче справиться.

Каждый занимается в своём темпе

Не пытайтесь сделать так, чтобы все в группе выполняли задания с одной скоростью — это противоречит смыслу методики. Каждый малыш должен двигаться в своём темпе. Как это организовать:

Шаг 1. Организуйте для каждого малыша отдельное место, где будут храниться его индивидуальные тетради с заданиями, а также заведите папку любого формата, куда ребёнок будет складывать страницы, с которыми уже работал. Он должен знать, где лежат именно его тетради, а также куда складывать выполненные задания. Из стопочки с его тетрадями вы каждый раз будете отрезать по 6-8 листов для нового занятия.

Шаг 2. Объявите о начале занятия. Занятия должны всегда начинаться и заканчиваться в одно и то же время, чтобы у детей сформировалась привычка. Так им будет легче настроиться на работу.

Шаг 3. Будьте рядом с детьми, но не вмешивайтесь в процесс, пусть каждый ребёнок пробует справиться с задачами сам. Если уровень подобран правильно, то существенной помощи взрослых не потребуется.

Шаг 4. Выполнив задания на одном листочке, малыш может поднять руку. Подойдите к нему, похвалите и подскажите, что уже получилось хорошо, а над чем следует поработать на следующем листе.

Внимательно следите, чтобы дети не обсуждали задания друг с другом, так как от этого теряется концентрация. Приучите малышей к самостоятельной работе.

Шаг 5. Похвалите детей за занятие, аккуратно соберите листы в папки ребят, проверьте оставшиеся задания.

Продолжаем занятия

Как вручить сертификат

Ребёнок справился с целой рабочей тетрадью и выполнил все задания — самое время вручить сертификат! Обязательно подпишите его, можете написать на нём ещё несколько тёплых слов, ребёнок их точно заслужил.

Вы можете выбрать какой-то особенный день, например выходные, когда вся семья в сборе. Вспомните, как вручают всевозможные награды: включите торжественную музыку! Пусть малыш сам вложит свой новый сертификат в «золотую папку».

Скажите, что очень гордитесь тем, как ребёнок старался и какого результата добился. При этом старайтесь хвалить не малыша («молодец и умница»), а то, что он делал («ты прилагал много усилий, был внимательным, аккуратным, и у тебя всё получилось»). Не забудьте сказать ребёнку о своих эмоциях: «Меня это так радует! Я счастлива». Именно по вашей реакции малыш оценивает правильность своих поступков.

Подарки

Нужно ли вручать малышу подарок за прохождение тетради? Лучше этого не делать. Ребёнок должен понимать, что ценен результат его труда сам по себе, а не конфета/игрушка, которую он получит.

Наградите ребёнка вниманием, совместной игрой, возможностью вместе отдохнуть в выходные. Например, подарите ему сертификат на несколько часов своего времени. Пусть он сам выберет, как вы его проведёте — это позволит вам поддержать эмоциональный контакт с малышом и будет ценнее любой игрушки, которая надоест через несколько дней.

Во-первых, отметьте пройденную тетрадь на карте KUMON, чтобы видеть, насколько вы уже продвинулись.

Например, те, кто освоил тетрадь «Давай вырезать!», могут приступить к тетради «Давай вырезать! Веселые истории», чтобы закрепить и развить навык работы с ножницами.

Если вы прошли все тетради для своего возраста, развивающие данный навык, не торопитесь двигаться вперед по «дорожке возраста». Лучше освоить остальные навыки и сформировать «полный набор» умений.

Запретный плод сладок, да? Наверняка вы не раз замечали, как ребенок тянется к тому, что нельзя трогать. Используйте стремление крохи правильно, позвольте ему развиваться без запретов со стороны взрослых. У вас отлично получится! Познакомьтесь с системой раннего развития Марии Монтессори!

Нет границам!

Развивать ребенка и не думать, какую тематику занятий предложить маленькому человечку, – это ли не мечта каждого родителя? Именно такой принцип обучения детей и пропагандировала итальянский педагог Мария Монтессори. Вот уже более века ее методика находит поклонников и среди профессионалов-воспитателей, и среди обычных мам.

Главной действующей фигурой в обучении становится ребенок, который, руководствуясь своими желаниями, потребностями и возможностями, выбирает для себя тот или иной вид занятий. Задача взрослого – обеспечить малышу среду развития. На первый взгляд кажется, что в последствии таких занятий наступит полный хаос, кроха станет неуправляемым и подчинит себе всех вокруг. Ошибаетесь, ведь именно самостоятельность – первый шаг к самодисциплине. О, услышали заветное слово «дисциплина»? Да, именно о ней мечтает большинство родителей: чтобы ребенок сам убирал игрушки, сам одевался, сам рассчитывал свое время. И это возможно!

Главная движущая сила – интерес. Если малышу будет интересно, то он никогда не откажется от занятий. Задача педагога – поддерживать зажегшийся огонек познания у маленького непоседы. Мария Монтессори четко разграничила возраст ребенка, в котором проявляются те или иные стремления. Например, от рождения и до 6 лет малыш тяготеет к овладению речью, до 5,5 лет у крохи формируются сенсорные навыки, с 2,5 до 6 лет малыш учится самостоятельности и поведению в социуме. Окружив кроху правильными развивающими материалами, можно много достичь!

Создаем правильную среду

Акцент в методике раннего развития Монтессори сделан на соблюдении принципа природосообразности, причем это касается не только следования внутренним часам развития ребенка, но и использования простых и понятных пособий. Преимущественно все игрушки делаются из дерева. Отлично, правда же?!

Следующим этапом успеха становится правильно распределенные зоны развития. Например, зона реальной жизни , в которой собран материал, помогающий крохе научиться быть самостоятельным. Здесь можно учиться застегивать пуговицы, пересыпать крупу, открывать и закрывать дверь.

Зона сенсорного развития - это то место, где малыш сможет на практике познать особенности окружающего мира. Вот у крохи упал кувшин с водой и из него вылилась вода. Ага, она мокрая, течет и не имеет формы. Или же ребенок выступает в роли продавца, у которого нет весов. Как определить массу продаваемых продуктов? Конечно, с помощью рук! Постепенно малыш узнает, что предметы бывают высокими и низкими, легкими и тяжелыми, разноцветными.

Зона языкового развития вобрала в себя материалы для расширения словарного запаса ребенка, формирования у малыша основ правильной речи. А вы помните, с чем тесно сотрудничает речевой мозговой центр? Конечно, с моторикой рук. Так вот, именно поэтому в этой зоне собраны игрушки, направленные на укрепление пальчиков малыша.

Математическая зона – это среда, где кроха научится считать, познакомится с цифрами, с порядком и количеством. Узнает, что такое сложение и вычитание. Играя пособиями, малыш учится мыслить логически.

Зона естественнонаучного воспитания состоит из игрушек, знакомящих ребенка с миром. Здесь можно узнать много интересных фактов из истории, культуры, получить знания по географии и многому другому.

Конечно, если чадо ходит в школу (сад), работающую по методике раннего развития Марии Монтессори, то он может полноценно развиваться, переходя от одной зоны к другой. Если же развитием крохи занимается мама, то такое организовать сложно. Не беда, просто воспользуйтесь идеей и купите малышу , подходящие для занятий по методике Монтессори в домашних условиях.

Давайте играть

Итак, следуя традициям, предложенным самим автором метода, не будем ничего предлагать ребенку сами, просто покажем ему игрушки.

Для деток старше 1,5 лет

Веселые пуговицы

Научить ребенка застегивать пуговички очень легко. Для этого существуют специальные рамки с натянутой на них тканью. С одной стороны – петельки, с другой – пуговицы. А давайте проявим фантазию и сделаем игрушку для ребенка сами. Например, можно сшить небольшую полянку с цветами. Серединками цветочков будут пуговички, а лепесточки (цельнокроенные) будут к ним пристегиваться. Можно сделать красивую божью коровку с яркими красными крылышками, которые все время улетают. Чтобы божья коровка могла отдохнуть, пристегните крылышки на маленькие пуговицы к тельцу.

Пересыпалки

По сути, это напоминает игры в . Посмотрите, сможет ли малыш аккуратно на ложке перенести, например, фасоль из одной тарелки в другую? Получилось – прекрасно! Посмотрите, какой вкусный обед получился для куклы!

Течет, течет водичка

Поставьте перед ребенком два сосуда (бутылочки, чашки, кувшины), пусть кроха попробует перелить воду из одного в другой. А еще интересно проводить такие опыты при помощи губки: берете две мисочки, в одну наливаете воду. Сухую кубку опускаете в жидкость, ждете, пока она пропитается водой. А теперь смело переносите все в другую мисочку и выжимайте.

Закрой крышку

Дайте малышу несколько баночек, бутылок с крышками. Кроха должен попробовать их закрыть, а потом открыть. Для 1,5-2-летнего карапуза это целая наука.

Для детей 3-5 лет

Шарики из бумаги

Предложите ребенку отрывать кусочки бумаги и сминать их в шарики. Каждому малышу понравится такое баловство.

Дорожки из бисера

Крохе понравится делать яркие дорожки из разноцветного бисера. Для трехлеток дорожки будут широкие, а для детей боле старшего возраста – узкие. Так же можно играть и с крупами.

Я – Золушка

От этой игры еще не отказывался никто. Для малышей 3-х лет можно насыпать в мисочку разной крупы и попросить отделить «зерна от плевел», а вот ребятам постарше понравится перебирать разноцветный бисер и делать потом из него различные украшения.

Методика М. Монтессори – полноценна и самодостаточна. Некоторые говорят, что основной акцент в ней сделан на развитие моторики рук. Отчасти это правда, но если посмотреть на игры более широко, то можно увидеть всю глубину развивающего процесса. Можно обучить малыша чтению по методике Монтессори, или же заняться с ним математикой. Поле деятельности безгранично!

Учите кроху быть самостоятельным. Позвольте ему играть в то, что нравится!

Ольга Александровна Нестерова
Конспект тренировочного занятия по методике А. И. Савенкова «Как устроен паровоз?»

Цель :

Задачи :

Образовательные задачи :

Познакомить детей с этапами исследования;

Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы, классифицировать полученную информацию.

Развивающие задачи :

Развивать навык исследовательского поведения и обработки полученного материала, развивать творческие способности, развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи :

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности;

Закреплять умение работать в команде.

Предварительная работа : занятие по ознакомлению с окружающим миром «История развития железнодорожного транспорта» , рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Что сначала, что потом?» .

Оборудование : карточки с темами будущих исследований, карточки с методами исследований , папки исследователя, листочки бумаги, карандаши и фломастеры, книги о транспорте, детские энциклопедии, материалы для эксперимента.

Ход занятия

Педагог и дети сидят на ковре.

Педагог : Ребята, кто такие ученые?

Дети : Ученые это люди, которые проводят исследования, наблюдения эксперименты и открывают что – то новое.

Педагог : Сегодня мы с вами будем учиться проводить самостоятельные исследования, как это делают ученые. Сначала нам нужно выбрать тему нашего исследования.

Педагог на ковре располагает картинки с темами исследования : «паровая машина » , «паровая повозка » , «паровоз » . После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети выбирают тему исследования «Паровоз . Как он работает?» .

Педагог : Ребята, давайте выберем того, кто будет выполнять самостоятельную исследовательскую работу. А мы будем помогать.

Дети вместе с педагогом выбирают двух активных исследователей.

Педагог : Уважаемые ученые, вам необходимо собрать как можно больше новых сведений и подготовить доклад. Где и как мы можем это сделать?

Дети : Посмотреть в книге, в интернете, спросить у взрослых.

Педагог раскладывает карточки с обозначением методов исследования по мере поступления предложений от детей. Педагог подсказывает детям, что можно провести эксперимент.

Педагог : Ребята, давайте подумаем, с чего начать наше исследование?

Педагог подсказывает детям, что сначала надо подумать самостоятельно. Сделать это необходимо так, чтобы у детей сохранилось ощущение, что они все делают сами. Педагог кладет на первое место карточку с символом «подумать самостоятельно» .

Педагог : Что мы можем сделать после этого?

Отвечая на аналогичные вопросы, дети постепенно выстраивают линию из карточек : «подумай самостоятельно» , «спросить у другого человека» , «посмотреть в книгах» , «посмотреть в интернете» , «провести эксперимент» .

Педагог : Мы составили план исследования. Теперь наши исследователи и их помощники готовы к поиску.

Дети вместе с педагогом повторяют названные методы .

Сбор материала.

Педагог : Ребята, полученные сведения мы будем зарисовывать с помощью символов, значков на маленьких листочках. Листочки со значками мы разместим в кармашки папки исследователя. Итак, первый наш метод «подумай самостоятельно» . Вспомните, что вы знаете о паровозе .

Дети : Паровоз – это наземный транспорт, движется по рельсам из трубы идет пар.

Зарисовка.

Педагог : Какой следующий метод ?

Дети : «Спросить у другого человека» .

Педагог : Правильно. Ребята, кому вы можете задать вопросы? Что вы хотите узнать?

Дети попросили учителя- логопеда группы рассказать о паровозе .

Педагог : Ребята, следующий метод «посмотреть в книге» . Поищите интересную информацию в энциклопедии.

Фиксируются новые данные.

Педагог : Прежде, чем приступить к следующему этапу, предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места!

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь

Будто мой упругий мяч.

Педагог : Следующий этап «провести опыт или эксперимент» . Приглашаю вас в лабораторию.

На столе оборудование для проведения эксперимента.

Педагог : Ребята, мы выяснили, для того, чтобы паровоз двигался , ему необходим пар. Этот пар толкает ряд механизмов, которые заставляют двигаться колеса. Чтобы узнать, как это происходит, мы можем провести эксперимент.

Педагог предлагает детям собрать макет парового двигателя : налить воду в «котел» , положить топливо (поставить свечу) в «топку» . После того, как дети все приготовили для эксперимента, они отходят от стола, педагог зажигает свечу и прикрывает «топку» заслонкой. Дети наблюдают и делают выводы.

Когда вода закипела, из трубки стал выходить пар и приводить в движение лопасти вертушки, расположенной на «котле» .

Педагог : Ребята, мы собрали много интересной информации о паровозе . Теперь наши исследователи сделают доклад.

Два ребенка, одеты в мантии и головные уборы, делают доклад. После доклада необходимо устроить обсуждение , дать возможность детям задать вопросы.

Публикации по теме:

«Исследовательская деятельность как способ мотивации познавательной активности старших дошкольников» (с использованием методик Савенкова.

Валеология - наука о здоровье. Каждый человек в своей жизни хочет прожить её спокойно, безболезненно, с пользой. Всего этого, конечно, можно.

Конспект физкультурного развлечения для детей 4–5 лет «Паровоз привёз нас в лес» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная. Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,.

Физкультурное занятие по методике «Детской мягкой школы» Эллы Глушковой. «Путешествие в Африку» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию («Познание», ранний возраст. Тема: «Длинный паровоз». Цель:.

Похожие публикации