Традиционные осенние праздники русского народа. Русские народные праздники и обряды и их традиции для детей и взрослых

Что такое осень? Для кого-то - прекрасные опавшие листья всех оттенков оранжевого, жёлтого и красного. кто-то вспомнит о похолодании и переменном ветре с прохладным осенним дождём, а кто-нибудь обязательно подумает о дорогом сердцу осеннем празднике. Осень - четвёртый сезон, о котором мы хотим рассказать Вам.

Сентябрь

Первое сентября для всех преподавателей, школьников, студентов и их родителей - это всемирный День знаний. Канада и США празднуют 1 сентября ещё и День труда.

2 Сентября мусульманский мир празднует начало поста Рамадан, 8 сентября - это международный День грамотности, 9 сентября - международный День красоты. 15 сентября японцы празднуют День почитания пожилых людей, 21 - это международный День мира и православное Рождество Пресвятой Богородицы.

26 сентября - европейский День языков, а на следующий день приходится всемирный День языков. 28 сентября - международный День глухонемых, 29 - всемирный День моря. 30 сентября в России отмечается День Интернета, а во всём мире ещё и День переводчика.

Октябрь

Начало октября - международный День пожилых людей и японский День саке. 4 октября начинается всемирная Неделя космоса, в этот же день отмечается всемирный День животных. 5 октября - это всемирный День учителя, врача и архитектора. На 9 число месяца приходится всемирный День почты, 10 октября - годовщина начала кубинской войны за независимость. 12 - национальный День вина в Молдове, 16 октября - всемирный День продовольствия и День Босса.

17 октября можно отпраздновать международный День борьбы за ликвидацию нищеты, а 22 - Праздник Белых Журавлей, учреждённый народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым как праздник поэзии и как память о павших на полях сражений во всех войнах. 28 октября - это День анимации, а 31 - Хеллоуин, канун Дня всех святых.

Ноябрь

1 ноября этого года - всемирный День мужчин, который мировая общественность стала отмечать с легкой руки Михаила Горбачева. Инициативу бывшего президента СССР поддержали венский магистрат, отделение ООН в Вене и ряд других международных организаций. Теперь мировое "двадцать третье февраля" празднуется в первую субботу ноября.

7 ноября продолжает праздноваться в Беларуси и Кыргызстане как День Октябрьской революции, в Армении же отмечают всенародный Праздник вина. 8 ноября - это международный День КВН. 10 ноября во всём мире отмечают День молодёжи, 13 ноября - это международный День слепых, на этот же день выпадает всемирный День качества. 17 ноября - международный День студента, 18 - День рождения Деда Мороза в России, а 20 ноября весь мир празднует День ребёнка и международный День философии.

21 ноября - это всемирный День приветствий и День телевидения, 26 - всемирный День информации, а 30 ноября - это День матери в России и международный День защиты информации.

Таковы праздники четвёртого сезона - осени. Проходит тёплое время, дожди сменяются первым снегом, вода превращается в лёд, мы одеваемся теплее. Что лучше разнообразит нашу жизнь в это время, как не зимние праздники?

  • 27 сентября. Всемирный день туризма . День воспитателя и всех дошкольных работников
  • 29 сентября. День сердца
  • Содержится в разделах:
    Включает в себя разделы:
    • День воспитателя и всех дошкольных работников. 27 сентября

    Показаны публикации 1-10 из 4858 .
    Все разделы | Осень. Осенние праздники. Сценарии и развлечения

    Сценарий праздника в старшей группе «Осень в гости к нам пришла» Сценарий праздника в старшей группе «Осень в гости к нам пришла» . Ведущий : Вот и пролетело лето красное, наступила осень золотая ! Как она хороша с ее разноцветным нарядом, богатством всевозможных плодов, хорошим урожаем хлебов и овощей, а так же дождями и ветрами, которые...

    Проект «Праздник осени» Спектакль «Прощание с осенью » как пример социального проекта. Информационная карта проекта Название проекта «Праздник осени » Тип проекта Социальный, коллективный, творческий Руководитель и участники проекта Педагог дополнительного образования Стрельченко Лариса Владимировна;...

    Осень. Осенние праздники. Сценарии и развлечения - Сценарий утренника «Вот и осень к нам пришла»

    Публикация «Сценарий утренника «Вот и осень к нам...» Интеграция: «Речевое общение», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Музыка», «Безопасность». Цель: Создать веселое, праздничное настроение. Интегративные задачи: Продолжать формировать певческие и танцевальные навыки; Развивать у детей творческие...

    Библиотека изображений «МААМ-картинки»

    Праздник Осени в детском саду «Осенняя история» в старшей группе Праздник Осени в детском саду ОСЕННЯЯ ИСТОРИЯ. Сцена рий Дети под музыку заходят в зал, встают около стульчиков. Танец с обручами Ведущая: - Вот и снова осень пришла к нам на порог, разукрасила листья в желтые, коричневые и багряные цвета. Радуется, что наступила ее пора....

    Сценарий осеннего праздника «Волшебница осень» в младшей группе Праздник осе ни. Сценарий осеннего праздника "Волшебница осень" Ход праздника Дети входят в зал встают в полукруг и читают стихи. Ведущий: Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время года – осенью...

    Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы «Вас приветствует телестудия «Осень» Ведущая: Вот художник так художник! Все леса позолотил, Даже самый сильный дождик Эту краску не отмыл. Отгадать загадку просим: Кто художник этот? Дети: осень И вновь осенний лист землю укрывает, И вновь Царица Осень наш садик украшает. Мы здесь праздник все встречаем И ребят...

    Осень. Осенние праздники. Сценарии и развлечения - Сценарий праздника в детском саду «Здравствуй, Осень золотая!»


    Сценарий осеннего праздника в детском саду «Здравствуй, Осень золотая!» Действующие лица Взрослые: Ведущая, Осень Ведущая Улетают птичьи стаи, Меньше света и тепла, Листья с кленов облетают, Значит, Осень золотая В наш родимый край пришла! Ведущая: -Разная бывает осень: весёлая...

    Сценарий развлечения «Золотая осень» во второй младшей группе Действующие лица: Ведущая Осень – взрослый. Атрибуты: Листочки (по количеству детей) Корзина с яблоками (угощение) 2 корзинки с овощами (морковь и картофель) Зонт для Осени. Дети с педагогом под веселую мелодию входят в зал и останавливаются по середине. Вед.: Миновало лето,...

    Статья. Новости из «Берёзки» «Осень-осень золотая, На дороге листопад! Мы с твоей листвой играем Приглашая всех ребят!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно же, праздника! В нашем детском саду № 18 «Берёзка» прошли осенние развлечения - «Осенины». Под русские народные...

    «Осень в гости к нам пришла» Осеннее развлечение для дошкольников. Цель: Создать эмоционально-радостное настроение у детей. Задачи: Воспитать любовь к природе посредством детского утренника, посвященного времени года; закреплять и расширять у детей представления об осенних...

    Сценарии осенних праздников

    Для детей праздники – это настоящее море веселья и неограниченного счастья. И хоть осень и называют «унылой порой», тем не менее, кто как не дети больше всего радуется ярким разноцветным листьям, опавшим с деревьев и дождику, после которого можно вдоволь набегаться в резиновых сапогах. Именно поэтому осенние развлечения в детском саду – одни из наиболее любимых у детей. В таких сценариях всегда много песен, танцев, конкурсов и разнообразных игр. Тем более что в детских мероприятиях принимают участие не только ребята, но и их родители, а также воспитатели и педагоги.

    В этом разделе мы собрали наиболее популярные праздничные мероприятия, таких как «1 сентября - День знаний», «Разноцветная осень», «Как выручали принцессу Витаминку», «Осенние листочки», «День луковой слезинки» и многие другие. Все материалы в этом разделе опубликованы профессиональными воспитателями, которые имеют огромный опыт работы с маленькими детьми.

    Почти ко всем таким праздниками детям необходимо подготовиться заранее. Они собирают листья рябины, калины, дубовые и кленовые листья, делают вместе с родителями интересные костюмы, рисуют тематические рисунки. Все это необходимо, чтобы праздник был не скучным, а веселым и запоминающимся. Основой таких сценариев остаются всевозможные загадки, связанные с осенью и ее дарами, стихи, песни и рассказы про осень.

    Август- зарев, жнивень, разносол, густоед, малоруссы, поляки, чехи и словаки: серпень Народное название: зорничник (созревание нив, зорничник от зорнить=зреть) . Работы: дожинать хлеб, косить, пахать, сеять озимь, заламывать в ульях соты, отделывать овины, очищать гумны.

    Ильин день 20 июля / 2 августа Пророк Илья в народном представлении ассоциировался с Перуном – громовержцем, разъезжающим по небу на огненной колеснице. В его воле дожди, грозы и засухи. Перунов день в язычестве – праздник воинов и земледельцев. Тогда для праздника, который включал в себя две составляющие части – воинскую и земледельческую, пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядное пиво. В начале празднества добывали трением «живой огонь», и от него зажигали костёр из дубовых поленьев.

    Илья – зачинатель жатвы. Должен быть окончен сенокос и начата жатва. После Ильи вода не годна для купания. Солнце поворачивает на осень. (рубеж: лето-осень) Жертвоприношение в виде всеобщей трапезы с закланием быка или барана.. В народе говорили: "До Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи начинают ходить против ветру", "На Илью до обеда - лето, а после обеда - осень", "Илья Пророк - косьбе срок" Ильин День – "сердитый день". В этот день не работали."На Ильин День снопов не мечут: грозой спалит". Различали Илью Мокрого и Илью Сухого: Мокрым его величали во время молений о ниспослании дождей на ниву, а Сухим - во время молений о прекращении затяжных дождей. Если на Перунов (Ильин) День вовсе не было дождя, опасались скорых лесных пожаров.

    Осенины – отмечали в разные сроки, в зависимости от климата – от первого спаса до Семёнова дня (14 сентября). Песни «проводы солнца» на вечерней заре. (их же пели на на Успение Богородицы). Устраивался пир. Угощение – магия благополучия.

    праздник связан с крещением Руси в 988г. Церковь совершала обряд малого водосвятия, св. водой освящались все колодцы, водоёмы, люди смывали грехи в Иордани. Этот же Спас медовый – «подрезались» первые соты с мёдом. И маковый Спас – дохристианская обрядовая пища была с маком, созревающим к этому времени. Мак и мёд освящались в церкви. Посев озимых.

    Сбор урожая овощей и плодов. Праздник благословения плодов земли, в т.ч. яблок. До этого дня их не полагалось есть. Этот день – первая встреча осени . Пожертвования для нищих (трапеза)

    Успение 15 / 28 августа . Дожинки, обжинки, оспожинки. Успенщина. Праздник окончания лета, жатвы и начала осени. Пиршества, братское пиво, складчины по поводу окончания жатвенной страды, прославление тяжёлого крестьянского труда. Обжинки – последний день жатвы хлеба. Начинается соление огурцов и грибов. Поминовение усопших. начинались осенние хороводы. Начало молодого бабьего лета (до Ивана Постного)

    Третий Спас 16 / 29 августа ореховый, хлебный (освящают хлеб нового урожая, пекут хлеб из муки нового урожая), холщёвый или Спас на полотне . С этого дня разрешалось собирать и есть лесные орехи нового урожая. Благоприятный день для торговли полотнами и холстами, в этот день устраивались текстильные ярмарки .

    Осенины - это древний народный праздник прощания с летом и встречи осени. Осенины - это встреча осени на Руси. В календаре славян этот день назывался «осенинами» или «оспожинками» и отмечался как праздник урожая. В этот день благодарили Землю Мать. В начале сентября завершалась жатва хлеба, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Также, встреча осени имела свой особый смысл - в этот день проходили обряды по обновлению огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

    С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины делали большой и красивый стол, за которым собиралась вся семья. Для праздника варили морсы и квасы из ягод и пекли караваи из муки нового урожая. Этими яствами славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие продукты.

    14 сентября - день Семена-летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.
    21 сентября - праздновали Оспожинки - праздник урожая. Считалось, что с этого дня осень прочно вступает в свои права.
    27 сентября - Воздвиженье. Все приметы и обряды этого дня были связаны со словом "двигаться".

    Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, "хлеб с поля на гумно движется", "птица в отлет двинулась", и даже "кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась".

    В старину на Руси также важны были вторые Осенины на 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. Праздник отмечали с большим гостеприимством, широким хлебосольством. Непременно навещали родителей и поминали предков. В церковном христианском календаре вторые

    Осенины приходились на 21 сентября — Рождество Богородицы.
    Также, назывался Пасекин день. В этот день убирали пчёл, собирали лук. День луковой слезинки. Приметы говорили, что «Всякому лету конец». «Если погода хорошая — осень будет хорошая». «Бабье лето тишь вспугнуло».

    Осенины принято встречать у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски всем собравшимся, а также кормят этим хлебом домашний скот для приплода.

    Интересно, что у индейцев ацтеков в этот день отмечался день мужского плодородия. И 21 сентября считался благоприятным днём для зачатия сильных и здоровых мальчиков.

    В России в Осенины существовал обычай угощения новобрачными, которые недавно сыграли свадьбу, все своей родни. К молодоженам приходили родные и знакомые. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все своё хозяйство. Гости должны были хвалить Хозяйку и учить уму-разуму. А Хозяин показывал гостям двор, инструменты для жатвы, летнюю и зимнюю упряжь лошадей.

    Вторые Осенины отмечали 21 сентября, они совпадали с праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Третьи Осенины приходились на 27 сентября.

    Николай Дик

    Осенние православные праздники,

    народные приметы и обычаи на Руси

    Сергей Панасенко. "Пруд. Золотая осень", 1996 г.

    Проходит жаркое лето и незаметно подбирается осень...

    Самая знакомая примета осени - желтеющие листья. Совсем скоро бабье лето. В древности люди примечали: «Много тенетника на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме», «Паутина стелется по растениям - к теплу», «Осенний тенетник - на ясную погоду, на вёдро».

    В народном представлении осень о своем нраве дает знать многими признаками. Надо лишь замечать их. Так, в старину молва уверяла: «В лесу много рябины - осень будет дождливая, если ж мало - сухая», «Если журавли летят высоко, не спеша и «разгова-ривают» - будет стоять хорошая осень», «Гром в сентябре предвещает теплую осень».

    Сельские жители считают начало осени с равноденствия, падающего на 22- 23 сентября. После этой даты ночи становятся длиннее, а дни заметно пойдут на убыль. По приметам осени судили о зиме: «Сырое лето и теплая осень - к долгой зиме», «Хлебород - перед строгой зимой», «Много желудей на дубу - к лютой зиме», «Если с дерева лист не чисто спадет - будет холодная зима», «Коли белка до Покрова (14 октября) чисто вылиняла, то зима будет хороша».

    Август, уходя, словно оборвал лето. Наступил сентябрь - хмурень. Древнерусское название сентября - «руен» связывалось с желтым цветом осени, «ревун» - с дождями и непогодой, «рюин» - с гоном, ревом оленей, «хмурень» - с угасанием солнечного света и ранними сумерками.

    О сентябре пахари любили повторять: «Сентябрь - зоревник, хмурень: холодно и сиверко... В сентябре и лист на дереве не держится». Сентябрь открывается днем Стратилата - тепляка. Об этом дне бытовала молва: «Батюшка-юг пустил ветер на овес». 5 сентября - первые заморозки — «лупповские»: «На Луппа - овсы морозом лунит». 8 сентября - Наталья - овсяница, косят овес. «Не вырастет овес - наглотаешься слез», - приговаривал сельский мужик. Тогда же отмечали осеннего Петра - Павла-рябинника. Срывали рябину и кистями вешали под крышу.

    11 сентября - Иван-полетний, полетовщик. Этому дню относятся следующие приметы: «Иван постный пришел, лето красное увел», «Иван постный - осени отец крестный», «С постного Ивана не выходит мужик без кафтана».

    Через день после Ивана приступают дергать корнеплоды (кроме репы), копают картошку. 13 сентября - журавлиный отлет: «На Куприянов день журавли собираются на болотине уговор держать, каким путем-дорогою на теплые воды лететь». 14 сентября - Семен-летопроводец. Первая встреча осени. В допетровской Руси Новый год начинался 1 (14) сентября, на Семен-день. Оттого-то крестьянский календарь - численник приурочивал к этой дате завершение многих летних работ: «На Семен-день до обеда сей - паши, а после обеда на пахаря вальком маши».

    К середине сентября разбежались тучи - установились погожие деньки, наступило бабье лето. По давним приметам, оно длится всего неделю, с 14 по 21 сентября. Как великолепны эти дни! Бабье лето - лучшая пора осени. Кому ж не любо людям тепло, хоть и прощальное! «Семен - летопроводец молодое бабье лето проножит, и старое наводит», «На Семен-день ясно - бабье лето теплое», «Бабье лето ненастно - осень сухая», «Сухая осень, коли на Семен-день сухо» - поговаривали об этих денёчках.

    Рождество Пресвятой Богородицы - (21/8 сентября) - двунадесятый праздник в честь рождения Пресвятой Девы Марии.

    Согласно православным канонам «…для рождения Иисуса Христа, Спасителя мира, избрана была Богом достойнейшая из дев в еврейском народе, свя-тая Дева Мария.

    Имя ее было предуказано ангелом, предвозвестившим родителям и ее рождение. В память о дне рождения Пресвятой Девы христианская церковь и установила свой праздник Рождества Богородицы, или, как его порой называют, Вторая Пречистая или Малая Пречистая. (Большая Пречистая - праздник Успения)».

    Праздник этот был установлен церковью в IV в., но про-шло еще семь столетий, прежде чем Рождество Богороди-цы заняло свое место среди главных праздников Православ-ной Церкви.

    В честь Богородицы воздвигнуто множество храмов, ее изображение - одно из наиболее часто встречающихся на иконах, ей посвящены четыре из всех двунадесятых праздников.

    День Рождества Пресвятой Богородицы почитается в Русской Церкви еще и потому, что именно в этот день рус-ское воинство под предводительством святого князя Димитрия Иоанновича одержало победу на Куликовом поле.

    Этот день известен и как (по В. Далю): спожа, спожка, споженка, госпоженка, большая спожка, день Рождества Богородицы (День Успенья Богородицы, малая спожка -28/15 августа). Успенский пост, он же - споженки; по созвучию и совпадению времени смешивается со спожин-ками - осенины, именинный сноп, окончание и празднование конца жатвы).

    Спожинки, госпожинки - праздник урожая. Спожинки справлялись с давних пор и длились иногда целую неделю. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник, отмечаемый хождением в гости, широким хлебосольством. Обязательным считалось приглашение молодых к родите-лям. Нередко внуки оставались у бабушки с дедушкой на несколько дней после праздника. К новобрачным же сходилась вся родня «навестить молодых, посмотреть их житье-бытье, поучить разуму».

    По русскому народному календарю, 21 сентября - еще и Аспасов день. На него встречали матушку - Осенину. Осенина в Древ-ней Руси праздник не только урожая, но и Лады и Лели, матери и дочери - богинь плодородия, любви, брака. Хо-дили к берегам рек, озер и прудов овсяным хлебом встре-чать матушку - Осенину. Старшая стояла с хлебом, а моло-дые пели вокруг нее обрядовые песни. Хлеб разламывали и раздавали всем присутствующим.

    Как и в день весеннего равноденствия, в этот день об-новлялся в избах огонь - старый гасили, а новый зажигали. Во избежание порчи от дурного глаза и болезней жгли старую одежду и обувь. Детей обливали на пороге водой. С Рождества Богородицы начинается луковая неделя - женщины убирают лук. Также убирают пчел с пасек.

    Осенины - вторая встреча осени (первая на Семен-день - 14/1 сентября, третья - на Воздвижение - 27/14 сентяб-ря). В Осенины начинались посиделки: девушки с пряжей собирались в одну избу, к ним приходили парни с гармо-никой и угощением, исполнялись игровые песни и шуточные розыгрыши.

    21 сентября - осенины, вторая встреча осени. Продолжали уборку лука, начатую днем раньше. За ним немного спустя перевалила рубежная дата - осеннее равноденствие. Солнечного тепла стано-вится все меньше и меньше. Начинают поливать ещё тёплые дождички: «Весенний дождь из тучки, осенний - из ясени». Сентябрьские осадки благотвор-ны для садов и озимых.

    За ранние сумерки и повышенную облачность сен-тябрь иногда называют «вечером года».

    24 сентября - Федора - обдирала : «Не каждое лето до Федоры дотянет». Обивается оставшийся на корню хлеб: «Федоры - замочи хвосты». Две Федоры в гору - осенняя и зимняя, одна с грязью, другая —- со стужей: «Осенние Федоры подол подтыкают, а зим-ние Федоры платком рыло закрывают».

    С 26 сентября, с Корнилья, «корень в земле не растет, а зябнет». Через день - Воздвиженье, третья встреча осени. Первые заморозки: «Сдвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет». Осень к зиме быстрее движется. Срубают капусту: «На Воздвиженье первая барыня - капуста». Молодежь по такому случаю затевала вечеринки - капустники.

    Воздвижение Животворящего Креста Господня (27 сентября). Это один из двунадесятых праздников, который Православ-ной церковью отмечается в честь воспоминания Креста Хри-стова. Первоначально этот праздник был установлен в воспоми-нание обретения Креста Господня благочестивой Еленой, мате-рью императора Константина Великого (который разрешил сво-бодное исповедание христианства) в Иерусалиме. По преданию, в 326 г. она приказала разрушить языческий храм, который стоял на Голгофе, и обнаружила в развалинах три креста. Один, на котором был распят Иисус, воздвигли для поклонения ему хрис-тиан. По велению царицы, на Голго-фе была построена церковь и установлен праздник Воздвижения Креста Господня.

    В VIII веке с этим событием соединилось другое - воспоми-нание о возвращении Креста Господня из персидского плена. Тогда греческий император Ираклий встретил Крест Господень в Иерусалиме и внес его в храм, из которого он был похищен.

    Для верующего, следующего Заветам Христа, «нести крест свой» означает жертвенную самоотдачу для выполнения воли Христа. Это значит «отвергнуть себя», побе-дить себялюбие, исполнять богослужения и жить для других.

    В канун праздника Воздвижения Животворяще-го Креста Господня в храмах выносят ук-рашенный цветами Крест, где он лежит до конца празднования Воздвижения, т.е. до 4 октября.

    В этот день по традиции воздвигают кресты на строящихся храмах, совершают крестные ходы вокруг сел и деревень, дабы оградить себя от всякой напасти. В деревнях Воздвижение связано с окончанием уборки урожая, это третья встреча осени, первые зазимки. С Воздвиженья начинали рубить капусту. Молодежь за-тевала вечеринки, пекли пироги с капустой; поэтому эти вечера и получили название «капустников».

    Все народные приметы этого дня так или иначе связаны со словом «двигаться» - на Воздвиженье осень зиме навстречу над-вигается. Считается, что именно в этот день птица в полет трону-лась, а медведь залег в берлогу. В прежние времена мужики в деревнях крепко запирали подворье, заделывали все щели и проемы. В лес в Воздвиже-нье не ходят, чтобы ненароком не встретиться с нечистой силой

    28 сентября - «гусепролет, гусарь». На «гусаря» стригли овец. В старом русском календаре этим днем сентябрь-хмурень переламывался пополам, а по новому счислению до завершения первого осеннего месяца осталось всего ничего.

    Наступает октябрь - грязник. В начале месяца дни стоят еще погожие, сухие. В полдень через облачные гряды проглядывает солнышко. Но уже через несколько дней народные приметы указывают: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет». Эти дни называли рас-путица, кисельница, октябрь - грязник.

    1 октября - журавлиный лет. «Если на Арину журавли полетят, то на Покров (14 октября) надо ждать первого мороза; а если их не видно в этот день - раньше Артемьева дня (2 ноября) не ударить ни одному морозу». Октябрь средь осенних братьев-месяцев самый нарядный, самый живописный.

    2 октября - Зосима, заступник пчел. Ставят улья в омшаник. Кто поюжнее живет - откладывают это де-ло до Савватия (10 октября).

    За Зосимой - астафьевы ветры. На Астафья, конечно же, свои примеры: «Коли дует северный, сердитый ветер - будет стужа недалече, южак подул - к теплу, западный - к мокроте, восточный - к ведру», «Если на Астафья туманно и тепло, по проулкам летит белая длинная паутина - к благоприятной осени и нескорому снегу».

    7 октября - Фекла - заревница. День убывает уже быстрее, чаще осенние заморозки. На Сергия (8 октября) рубят капусту. В этот день замечали: «Коли первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день» (21 ноября). А вот и знаменитый Покров, 14 сентября - первый вестник настоящих осенних холодов. «На Покров натопи хату без дров», «Не утеплишь жилье - в холоде настрадаешься», «Каков Покров - такова и зима», «Ветер с севера - к холодной зиме, с юга - к теплой, с запада - к снежной. При переменном ветре и зиме быть непо-стоянной».

    Октябрь - свадебник , на селе играются свадьбы: «Придет Покров - девке голову покроет».

    На третьи сутки после Покрова - Ерофей. «С Ерофея и зима шубу надевает». Суеверные люди на Ерофея в лес не ходили, боялись лешего. Незаметно подошли Харитины (18 октября ) - первые холстины. За Харитинами - Денисы -позимские. День заметно отстает от ночи, раньше смеркается, позже светает. Солнце ходит ниже, исчезают кучевые облака. На Сергий, 20 октября , своя примета: «Если Сергий снежком покроется, то с ноябрьской Матрены (22 ноября) зима встанет на ноги».

    Покров Пресвятой Богородицы (14 октября). Этот православный праздник был установлен Андреем Боголюбским (X в.) в память о чудесном явлении Покрова Пресвятой Богородицы в Константинополе во время всенощного бдения. Празд-ник, пришедший на Русь из Византии, стал одним из самых почи-таемых. Это праздник великой радости. На Руси верили, что Пресвятая Богородица приняла под Свою защиту Святую Русь, поэтому имеют надежду на Её постоянное заступниче-ство и милосердие. Особо почитаются иконы Владимирской, Боголюбской, Казанской и Смоленской Божией Матери.

    В быту Покров связывают с окончанием полевых работ, сбором последних плодов, с первыми заморозками и снежным покровом земли. Покров традиционно является временем привлечения женихов и свадеб. Невесты надевают свадебный наряд - белоснежный покров.

    Обычно утром, после похода в баню, в доме невесты собирались девушки-подружки, сватьи, свахи и под причитания, песни, плачи начинали расплетать косу невесты и переплетать ее в новую прическу замужней женщины. Отныне краса - девичья коса навсегда упрятывалась от посторонних глаз, т.к. замужние женщины должны были прятать волосы под головной убор. Снимать платок, кокошник (его носили молодые женщи-ны) или чепец - повойник они могли только перед мужем.

    21 октября: «С Трифона-Палагеи все холоднее». Го-товь теплую одежду — зима забредает. Догадливые на шутливое слово русские люди и святым работу нашли. У них: «Трифон шубу чинит, Палагея рукавички шьет барановые». А через день - Лампеи (Евлампий). «Если на Евлампия рога месяца на полночь(на север) - быть скорой зиме, снег ляжет нормально, а ели на полдень (на юг) — скорой зимы на жди, будет грязь да слякоть, до самой Казанской (4 ноября) осень снегом не умоется, в белый кафтан не нарядится».

    Пришло время ноябрю - листогною. Об этом месяце народная молва гласит: «В ноябре зима с осенью борются», «Ноябрь - полузимник: и колесо, и полоз любит», «Ноябрь -полузимник: мужик с телегой прощается и в сани забирается».

    Неказист ноябрьский день. Проглянет солнышко и скроется, всё чаще на небе свинцовые тучи. Дни идут на убыль, а ночи прибавляют и прибавляют: «Ноябрьские ночи до снега темны».

    На третий день ноября народный календарь указывал на почитаемый на Руси праздник - Казанская. В крестьянском обиходе это была важная дата. Переламывался погодный режим - зима стучится, надолго отходят всякие полевые работы. Воз-вращались с промыслов деревенские мужики. На Казанскую - первый зимний заморозок. Снежно и морозно. Про этот день крестьяне поговаривали: «До Казанской - не зима, с Казанской - не осень», «Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцам дорожку кажет», «С Казанской мороз не велик, да стоять не велит».

    8 ноября - Дмитриев день. На него повсеместно справляли помин по усопшим, отчего Дмитрова неделя слыла «дедовой». В народном календаре замечалось, что до Дмитровой субботы зима не становится. Среди других примет о погоде выделялись еще и такие: «Дмитров день перевоза не ждет», «Дмитрий на снегу - весна поздняя».

    Через день - Ненилы-льняницы. За Ненилами - Настасьи-овчарницы. 12 ноября , на Зиновея, - синичкин праздник: «Не вели-ки птичка-синичка, и та свой праздник помнит». 14 ноября - Кузьминки, встреча зимы: «Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать». Реки начинают замерзать: «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна». Отходят в прошлое предзимние деньки. «Демьянов путь — не путь, а только перепутье». К тому же в ближайшие дни боль-ших морозов не предвидится и даже отпустить может: «Коли Кузьма-Демьян закует, то Михаиле (21 ноября ) раскует» или: «Кузьма-Демьян с мостом - Михаиле с полумостом».

    Кузьминки на Руси славились петушиными именинами: отмечались Кочеты. Девицы - посиделочницы устраивали пир - беседу. Для этого каждая приносила кочета - петуха. На пированье приглашались молодцы, которые по сердцу.

    Но вот праздник прошел, пора за дело принимать-ся: «Акундин (15 ноября ) разжигает овин. В некоторых деревнях в старину слышались перестуки мялиц и цепов. На мялицах хрястали, обминали коноплю и лен - из тресты волокно получали. Цепы же на гумнах стучали - обмолот хлебов еще продолжался. Так за работами и проходило студеное время.

    19 ноября - ледостав. Пруды и мелкие реки под ледяным панцирем. На другой день «Федот - лед на лед ведет». За ним «Михаиле (21 ноября ) мосты мостит». Но Михайлов день известен больше оттепелями. Михайловские оттепели, Михайловские грязи: «Если Михаиле Демьянов путь порушит - не жди его до зимнего Николы (19 декабря )».

    С зимних Матрен зима встает на ноги, налетают морозцы. «С Ераста (23 ноября ) жди ледяного наста». «Ераст на всё горазд: и на холод, и на голод, и на бездорожную метелицу» А еще через два дня - Студит. «Со Студита станет холодно и сердито», «Федор Студит - землю студит», «Со Студита стужа, что ни день, то хуже».

    По народному календарю если 25 ноября дождь или снег - быть оттепелям до Введенья (4 декабря). Через трое суток: «Гурьян на пегой кобыле» (грязь, снег). И уж коли лежит на Гурьяна снег, так лежать ему до половодья.

    Вот вроде и установилась зима, но возьмет злодейка и запотеет, нет-нет да отдаст теплом с мокротой: «На Матвея (29 ноября ) зима потеет». Но в каком бы разладе с календарем она ни была, а ноябрю-груденю замыкать позимскую осень. За ним вплотную подступили метели, стужи, лютые денечки. Наступает настоящая зима.

    Так образно раскрывает народный календарь приметы и обычаи православной Руси, связанные с временами года и сезонными изменениями погоды.

    Похожие публикации