Школьные конфликты: позиция родителей. Как правильно разрешить детские конфликты в школе

Психологические проблемы

Конфликты в школе являются неотъемлемой составляющей учебного процесса. Сам по себе конфликт между сверстниками не является чем-то из ряда вон выходящим. Такой конфликт заключает в себе возможность личностного роста, поскольку возрастает необходимость учиться отстаивать свою позицию перед одноклассниками, иметь собственную точку зрения по какому-либо вопросу. Часто конфликты в школе носят эпизодический характер, то есть вспыхивают время от времени между всеми учащимися. Ребенок, попав в детский коллектив, должен научиться жить по его законам. Не всегда сразу получается сделать это безболезненно и легко. Что представляют собой школьные конфликты, стоит ли пытаться их избегать?

Причины конфликтов в школе

Как и у всякого явления, у конфликтов в среде одноклассников имеются свои основания. Чаще всего, конфликты возникают между учениками одного класса и базируются на несоответствии характеров, столкновении разных мнений по тому или иному вопросу. Больше всего конфликтов приходится на подростковый период. Возраст тринадцати – шестнадцати лет характеризуется повышенной впечатлительностью, мнительностью и тревожностью. Одно неосторожное слово может спровоцировать развитие конфликта. Молодые люди и девушки в этом возрасте еще не обладают достаточной терпимостью и толерантностью по отношению к окружающим. Они все видят в черно-белых тонах и любому явлению дают собственную оценку. Разрешение таких конфликтов в некоторых случаях требует участия родителей в жизни ребенка. Каковы же основные причины возникновения конфликтов в среде школьников?

Борьба за авторитет

Наиболее частой причиной развития конфликта становится борьба за возможность быть главным среди сверстников. Ребенок, имеющий лидерские качества характера, будет стремиться продемонстрировать окружающим свою силу. Мальчики, чаще всего, доказывают собственное превосходство с помощью физической силы, а девочки учатся изящно манипулировать. В любом случае происходит борьба за авторитет. Подросток всеми силами души пытается быть услышанным и тем самым удовлетворить свою глубинную потребность в признании. Этот процесс нельзя назвать быстрым и спокойным. Иногда проходят годы, прежде чем, вчерашний ребенок поймет, какие методы являются допустимыми, а от каких лучше отказаться.

Обиды и оскорбления

Другой причиной острого конфликта со сверстниками являются множественные обиды и непонимания. Ситуация, когда в классе обижают слабого и беззащитного, сегодня, к сожалению, не редкость. Конфликт, сформированный необходимостью отстаивать свою индивидуальность, приводит к формированию у личности таких качеств как недоверие и замкнутость. Школьный буллинг вреден не только для того, над кем постоянно издеваются, но и для остальных учащихся. Подростки наблюдают картину нелицеприятных агрессивных действий, за которыми часто стоит полная безнаказанность.

Обиды и оскорбления среди учеников одного класса обязательно приводят к выраженному конфликту. Какова бы ни была причина ярких разногласий – она требует обязательного разрешения. Дети не умеют скрывать своих чувств, они хотят разобраться в сложившейся ситуации немедленно. При этом страдает дисциплина, общая атмосфера в коллективе. Учителя жалуются на то, что ученики становятся неуправляемыми и агрессивно настроенными.

Неразделенная симпатия

Немаловажной причиной конфликта в классе становится первая влюбленность. В период пубертата подростки начинают интересоваться сверстниками противоположного пола. Происходит своеобразный сильный скачок в развитии. Юноша или девушка просто не могут продолжать жить по-старому. Они начинают искать дополнительные возможности понравиться, произвести впечатление. Неразделенные чувства могут привести к драматическому исходу: апатии, внутренней опустошенности и нежелании открывать кому-либо глубину своих переживаний. Надо сказать, что в этом возрасте безответная симпатия встречается очень часто. Более того, существует справедливое мнение о том, что однажды в жизни каждый человек испытывал на себе, что значит быть отвергнутым предметом своего обожания.

В период первых ухаживаний многие подростки становятся нервными и раздражительными. Происходит это по той причине, что у них еще имеется мало опыта для построения доверительных отношений. Вместе с тем, каждый молодой человек в возрасте от пятнадцати лет нуждается в близких отношениях, хочет достичь максимального понимания и быть услышанным окружающими. Несоответствие собственных чувств с реальностью приводит к возникновению открытых конфликтов, требующих немедленного разрешения.

Виды конфликтов в школе

Конфликты в школе имеют свою специфику и отличаются различной вовлеченностью взрослого в этот процесс. Степень выраженности может быть сильной или достаточно слабой. Скрытый конфликт часто остается незаметным для окружающих, поскольку его участники долгое время не переходят к активным действиям. Примеры конфликтов показывают, насколько важно действовать при первых же признаках неблагополучия и возникновения психологического дискомфорта у ребенка. Выделяют следующие виды конфликтов в школе.

Конфликт между учениками

Данный вид конфликта характеризуется формированием стойкого непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах. Участниками конфликта являются дети и подростки. Неписаным правилом таких конфликтов становится их продолжительность, агрессивность, жестокость по отношению к своим оппонентам. Дети не только не пытаются понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями презрительного отношения, демонстрационного неуважения.

Пример: в классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников. Те ребята, которые принимают его сторону, тоже подвергаются гонениям со стороны лидера и его группы.

Учитель и ученик

Довольно распространенным видом конфликта является непонимание между преподавателем и учащимися. Как часто ученики полагают, что им незаслуженно ставят плохие оценки и мало прилагают стараний для того, чтобы исправить ситуацию! Не действует ни неприятие учителей, ни осуждение одноклассников. Иногда ребенок по каким-то причинам настолько погружается в себя и свой собственный мир, что перестает замечать происходящие вокруг события. Конфликт от этого только затягивается, что не способствует его разрешению. Между тем, не всегда в модели «Учитель – ученик» виноват ребенок. Учитель в любом случае старше и мудрее любого подростка, потому должен постараться устранить конфликт или хотя бы свести его к минимуму. Надо сказать, учителя тоже не всегда внимательны к ученикам. Плохое настроение, домашние проблемы, собственные недомогания – все это откладывает серьезный отпечаток на личность. Многие педагоги страдают тем, что навешивают на ребенка негативные ярлыки и относятся к нему предвзято с первой же промашки, не давая возможности ее исправить.

Пример: девочка, ученица шестого класса не успевает по предмету английского языка. Учитель ставит ей неудовлетворительные оценки. Ребенок в отчаянии пытается исправить ситуацию, но у нее не получается – она слишком запустила предмет из-за длительной болезни. Учитель не хочет вникать в эти подробности, полагая, что ученица должна самостоятельно восполнить пробел.

Учитель и родители ученика

Нередко конфликт происходит между родителями одного из учеников и самим учителем. Родители обвиняют педагога в предвзятом отношении к их ребенку. В этой ситуации страдают все и, в первую очередь, ребенок. У педагога складывается негативное мнение о конкретном ученике, и он невольно обходит его своим вниманием в работе. Ребенок привыкает к тому, что обделен похвалой учителя и в дальнейшем не старается исправить ситуацию. Родители полностью разочаровываются в системе образования.

Пример: родители учащегося второго класса по любому поводу устраивают «разборки» с учителем, спрашивают, откуда у ребенка четверка, почему не пять? Конфликт растет: у ребенка формируется нежелание учиться, поскольку на его глазах родители ведут себя некорректно с педагогом. Учитель начинает искать помощи у завуча и директора.

Разрешение конфликтов в школе

Любые конфликты нуждаются в разрешении. В противном случае напряжение нарастает, а проблемы только увеличиваются. Как можно минимизировать школьные разногласия? В споре каждый уверен в собственной правоте. Между тем, если попытаться понять своего оппонента, можно значительно снизить действие самого конфликта. Все, что нужно сделать – это поставить себя на место противника. Учителям следует попробовать представить, что чувствует ребенок, когда он запустил школьный материал (пусть и по своей вине), а его никто не хочет понять. Родители постоянно ругают за плохую успеваемость. Как может ребенок самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, если он заранее лишен всяческой поддержки?

Разрешение конфликтов в школе должно начинаться с принятия ответственности за свои поступки и действия. Ученик должен осознавать, что у него существуют обязанности, которые необходимо выполнять. Учителя должны стремиться видеть в детях положительные качества характера, стараться установить контакт с каждым конкретным ребенком, доходчиво и увлекательно излагать изучаемый материал.

Таким образом, тема школьных конфликтов вовсе не нова. С ней хотя бы раз в жизни сталкивался каждый человек. От того, насколько быстро и правильно удается решить значимое разногласие между участниками противоречия, зависит благополучие ребенка, формирование его мироощущения.

Школа, класс, первая учительница, учебный процесс – важный, новый, сложный и серьезный период в жизни ребенка. В младшей школе, с первого класса и первой учительницы у ребенка формируется отношение к учебе вообще, школе и классу как коллективу, самооценка и мотивация. Часто проблемы, с которыми приходится сталкиваться ребенку в самом начале учебного процесса, могут стать субъективно непреодолимыми, серьезной преградой для личностного развития малыша и успешной учебы.

Чтобы ребенок успешно адаптировался, делал успехи и с удовольствием относился к учебному процессу - направлены совместные усилия классного руководителя, школьного психолога и родителей. Это в идеале. На практике часто по-другому.

Чрезвычайно важным для детей является серьезное отношение родителей к школе, учебе, уважение к учителю и его работе. Если родители забывают поинтересоваться успехами своего ребенка или помочь при возникновении сложностей, неавторитетно отзываются об учителе – нет оснований ждать и требовать серьезного и ответственного отношения малыша к учебному процессу, интереса в глазах, желания учиться и ходить в школу вообще. Так неосознанно родители, из своей занятости или по незнанию, могут спровоцировать конфликт между ребенком и школой .

Школа – это настоящая школа жизни. Кроме среднего образования именно в школьных стенах мы получаем представление о себе, о других, вырабатываем навыки взаимодействия в коллективе, формируем понимание неписаных законов и поведения в обществе, совершаем ошибки, учимся их понимать и исправлять. С трудностями детям полезно сталкиваться, чтобы их успешно преодолеть и стать уверенней в своих силах, стать сильнее. Но все же встречаются ситуации очень сложные и неоднозначные, а иногда просто запущенные. Именно в них старшие призваны помочь ребенку разобраться и вынести полезный урок.

Если подобные ситуации возникают в младшей школе, то малышу самостоятельно намного сложнее найти наиболее эффективный способ их разрешения, тогда участие родителей просто необходимо и ничем другим не заменимо.

Школы раннего развития: когда и зачем Школы раннего развития сейчас как никогда популярны. Надо ли отдавать ребенка в школу раннего развития? На чем остановить свой выбор?

Порой же учитель не вникает или просто не успевает вникнуть в суть детского конфликта и установить между ребятами справедливость. Часто ситуации просто «сглаживаются»: «мы все дружим», «сдачу дают только в магазине», «а ну как давайте, повторяйте: мирись, мирись и больше не дерись». А в это время детям важно получить оценку кто прав, кто виноват, чтобы справедливость восторжествовала. Ведь в их детском коллективе постоянно вырабатываются, меняются, возникают новые свои детские законы и правила, на основе которых ребята и выстраивают отношения с одноклассниками. Которые перенесут и во взрослую жизнь.

Если у малыша не получается постоять за себя – над ним начинают подтрунивать, не хотят с ним сидеть за одной партой и т.п. Это очень больно ранит душу ребенка и может нанести серьезную психологическую травму. Вот почему от учителя требуется своевременная коррекция этих неписанных законов и мудрый педагогических подход.

Иногда возникает конфликт между учителем и учеником. И даже если ребенок пытается отстоять свою точку зрения или позицию, у учителя все равно больше ресурсов настоять на своем. Из-за этого внутренне состояние ребенка очень дисгармонично, что может сказаться на его успеваемости, поведении с одноклассниками, родителями, формировании закрытых, агрессивных или наоборот пассивных и безучастных шаблонов поведения.

Бывает так, что разговор с учителем не может разрешить возникшего конфликта, а часто просто родители боятся своему ребенку навредить и решают промолчать. Обязательно обсудите возникшую проблему с ребенком, как он видит данную ситуацию и что для него было бы лучше. В таком случае, родителям стоит подумать о смены школы или класса для своего малыша, каких бы дополнительных хлопот это не доставляло.

Если все же такая ситуация возникла, ребенка лучше «вынуть» из неконструктивного конфликта, оградить, перевести в другую школу – пройдет немного времени и решение этой проблемы станет ему по плечу. Очень важно чтобы малыш сохранил позитивное отношение к себе и веру в любовь и поддержку родителей. Помните, что для Вас главнее всего Ваш ребенок! Никто не застрахован от ошибок и неправильных поступков, тем более дети. В таких случаях родителям надо очень серьезно проанализировать, что же произошло и помочь ребенку. Малышу очень важно быть понятым и что бы не случилось получить поддержку родных людей, а родителям - справедливо оценить ситуацию и помочь своему малышу.

Часто и взрослым смена места работы или жительства дается трудно, морально пугает и истощает. Для детей же перемены, пусть и желанные и долгожданные, кроме таинственности, радости предвкушения чего-то чудесного несут волнение и тревогу: с кем я буду дружить? кто будет моей учительницей? Понравится ли мне новый коллектив, понравлюсь ли я ему?

Все переживания ребенка абсолютно оправданны и требуют серьезного отношения и рассмотрения. Тем более, если предыдущий опыт был не очень успешным. Даже если Вам кажется что никаких волнений у ребенка предстоящее не вызывает – стоит все же поговорить на тему будущего, спросить его мнения по поводу предстоящего, что ему нравится, что нет, чего он ждет больше, а что, возможно, пугает, смущает….подготовить его к предстоящим событиям, разработать план действий.

Очень важно серьезно отнестись к выбору новой школы, класса и учительницы. В младших классах, наверное, самую главную роль играет учительница. Ведь именно она создает детский коллектив, формирует климат, обеспечивает дисциплину. Именно от нее зависит, будут ли ребята дружить между собой, сможет ли школа для них стать вторым домом, тем местом, где они смогут раскрыться, самовыразиться, узнать много нового и интересного, воспитать в себе качества, которые помогут им быть успешными в средних и старших классах, например, дисциплинированность, ответственность, искренне желание учиться, уверенность в себе и т.п.

Лучше, если выбор родителей основывается не на элитных школах и сильных классах, а учительнице и классе, где ребенок сможет адаптироваться и проявить себя наилучшим образом. Новый ремонт в классе, ТВ, принтеры и прочие блага цивилизации, как, впрочем, и вышколенные дети на цыпочках – не должны быть теми факторами, на которых основывается выбор родителей. Малышам важен уют и простота в классной комнате, цветы на подоконниках, сказки на полках, настольные игры которыми можно поиграть на перемене или на продленке. Надо помнить, что в первую очередь вы выбираете для своего ребенка коллектив, в котором малышу придется учиться взаимодействовать и себя проявлять и взрослого, которому Вы вверяете своего ребенка.

Логический анализ полученной информации и ориентирование на ожидания и потребности Вашего ребенка помогут Вам сделать правильный выбор.

Важный момент – продленка. Понятно, что бывают случаи, когда продленка единственный выход. И все же если Ваш ребенок сменил школу и класс – дайте ему время адаптироваться и привыкнуть к новым требованиям и коллективу. Как показывает практика у каждого учителя свои нюансы касательно требований. Именно родителям в первую очередь предстоит разобраться в этих нюансах и помочь привыкнуть к ним своему ребенку.

Например, даже если ребенок пришел из «сильной» школы и имеет высокий уровень подготовки – требования учителей по оформлению домашних и классных работ может отличаться: в одном случае слово «примеры» - пишутся, а во втором – нет. Чьи дети меняли школу, те родители знают, что казалось бы такие несущественные различия могут влиять на оценивание и что более важно на детскую самооценку, мотивацию учиться в новом классе и отношения в коллективе.

Определение школьника в спортивные секции, танцы, музыку, шахматы и т.п. очень важный момент. Будучи максимально задействованным, малыш скорее заведет новых друзей, привыкнет школе, классу. Однако перед тем как организовать внеклассную жизнь своего чада – убедитесь, что он уже понял и принял новые требования, перестал быть «новеньким», успевает делать домашнее задания и вообще тонус ребенка, общее настроение бодрое и активное.

Успехов Вам, Дорогие родители, хороших учителей и счастливых детей!

Десять родительских ошибок Лепешова Евгения

Безучастная позиция родителей в конфликтах ребенка: «Другим виднее»

Как только ребенок вступает в активную социальную жизнь, неминуемы и конфликтные ситуации: конфликты с другими детьми на детской площадке, в детском саду и в школе, конфликты с воспитателями, педагогами и другими взрослыми. Конфликт в данном случае - необязательно яркая ссора. Иногда это просто некое явное противостояние интересов двух сторон.

Родители в это противостояние бывают вовлечены довольно часто. И самое болезненное, что может быть в этом вмешательстве - проявление недоверия к собственному ребенку.

«Я очень хорошо помню один болезненный эпизод из своей школьной жизни. В третьем классе завуч нашей школы вела у нас урок вместо заболевшей учительницы. Нам задали решать какие-то задачки. Я быстро решила, мне математика давалась хорошо. Моя соседка тоже решила быстро, и мы решили поменяться тетрадками, чтобы проверить друг у друга решения (нас иногда так просила делать наша учительница). Так вот эта самая завуч почему-то решила, что я списываю у своей соседки! И влепила мне двойку, да еще и отчитала при всем классе. Я расстроилась ужасно, еле досидела до конца уроков и помчалась домой. Дома я рыдала, кричала, снова рыдала. А мама сказала: „Ну, знаешь что, это же не просто учительница, а завуч, ей лучше знать, нет дыма без огня“. Честно говоря, до сих пор вспоминаю с болью, так обидно и горько было после этих слов…»

Доверие создает ситуацию близости и тот «тыл», о котором мы уже говорили выше. Скажем так, доверие в данном случае означает, что изначально, по умолчанию, родитель - на стороне ребенка в конфликте. Ребенок должен чувствовать, что ему верят, что ему есть, на кого опереться в сложной ситуации. Только на фоне этого ощущения можно стараться объективно разбираться в конфликте, находя долю вины обоих сторон, обсуждая возможные решения.

Не хотелось бы здесь приводить примеры наиболее трагичных ситуаций из этого ряда. Ведь, к сожалению, большая доля случаев домашнего насилия сопровождается неверием матери в рассказы ребенка о нем. Это не только не дает возможности прекратить мучение, но и усугубляет след, оставляемый в психике ребенка.

Расскажет ли девочка из последнего примера, мама которой сразу приняла сторону завуча, если в следующий раз, не дай бог, подвергнется сексуальным домогательствам со стороны кого-то из знакомых взрослых? Сомнительно, ведь послание «Взрослый всегда прав» уже получено. Это, конечно, крайний случай, но он показывает чрезвычайную важность этой стороны доверия ребенку.

Объективно смотреть на ситуацию конфликта и учить этому ребенка крайне важно. Не разрушать, по возможности, авторитет учителя и прививать уважение к старшим - тоже. Но все это уже после. Первое, что должен почувствовать ребенок - мама и папа верят ему, они на его стороне и готовы помочь. Они выслушают, разберутся в деталях и поймут причины, а не кинутся сразу обвинять и судить. Если такое доверие есть, у ребенка будет и желание разбираться, а не закрыться в себе.

Обобщая, приведу слова одной мамы о ее позиции в конфликтах с ее сыном.

«Я никогда не обвиняю и не оправдываю своего ребенка, я просто внимательно его слушаю. Я подвожу его самого к выводу, кто прав, а кто виноват в данном конфликте. При этом мой ребенок ЗНАЕТ, что его мама всегда готова прийти ему на помощь и встать на его защиту. Потому, какой бы проступок не совершил, он не боится мне о нем сообщить. Я всегда задаю вопрос: „Мне вмешаться?“, а в случае его отказа я провожу с ним подробные беседы, как нужно поступать, что нужно делать и чего не делать в такой ситуации».

Из книги Секрет счастливых родителей автора Биддалф Стив

Ребенок агрессивен по отношению к другим детям и с сарказмом относится к вам Самое неприятное я приберег напоследок! Этот ребенок переполнен негативными эмоциями. Он – жертва жестокого обращения и видит вокруг себя только отрицательный пример. Скорее всего, его

Из книги 100 обещаний моему ребенку. Как стать лучшим в мире родителем автора Чопра Маллика

Ценности. Как относиться к себе и другим людям Глава 41Обещаю показать тебе, что ценности могут быть основой истинного успехаНаши родители преподали нам еще в детстве один важный урок: необходимо придерживаться своих ценностей, которые определяют все, что мы делаем в

Из книги Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться автора Маршалл Марвин

Позиция жертвы Школьник комментирует родителям свои (не блестящие) отметки в дневнике:–?И нечего тут рассуждать, что повлияло больше: воспитание или генетика. Это в любом случае ваша вина.Как уже говорилось, обучение детей мышлению в терминах выбора реакции – и что им не

Из книги Не упускайте своих детей автора Ньюфелд Гордон

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Из книги Как вести себя в транспорте автора Шалаева Галина Петровна

Не разговаривай громко – ты мешаешь другим Две Вороны каркать стали – Всё проблемы обсуждали. Шум вокруг Ворон стоит, Пассажиров это злит. Все сбежать готовы скоро От подобных разговоров. Но куда же тут сбежишь? – Едешь, терпишь и молчишь! Так что в транспорте,

Из книги Конфликтология автора Овсянникова Елена Александровна

Семинарское занятие 2 Тема: «Методология и исследовательские методы науки о конфликтах» План1. Методологические принципы исследования конфликтов.2. Универсальная понятийная схема описания конфликта.3. Программа конфликтологического исследования.4. Применение методов

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Трудности для ребенка и для родителей на этапе знакомства Правильно, если знакомство семьи и ребенка организуется специалистами. Они должны планировать последовательность встреч, их количество, примерные сроки знакомства с конкретным ребенком, обязательные

Из книги Разговоры с сыном [Пособие для неравнодушных отцов] автора Кашкаров Андрей Петрович

Глава 8 Работа с жизненной историей ребенка в интересах приемных родителей Ф.М. Достоевский, «Неточка Незванова»:«…Она с любопытством начинала расспрашивать о моем прошедшем, желая услышать его от меня, и каждый раз после моих рассказов становилась со мной нежнее и

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Из книги Источник сил для уставшей мамы автора Гончарова Света

Роль родителей – роль ребенка Как родители восьмерых, мы признаем, что со своими первыми детьми не очень-то нетерпеливо ждали очередной трапезы, особенно когда они были в возрасте от года до двух. Мы чувствовали себя ответственными за каждую их трапезу, за то, что они

Из книги Трудная ситуация. Как поступить, если… Пособие по выживанию в семье, школе, на улице автора Сурженко Леонид Анатольевич

Естественное воспитание – максимальное развитие ребенка (и родителей) Все дети растут, но не все дети растут. Максимальный рост стоит на ступень выше просто роста и означает, что ребенок полностью достигает своего потенциала. Помочь детям расти максимально – вот о чем

Из книги Выступление без подготовки. Что и как говорить, если вас застали врасплох автора Седнев Андрей

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Послесловие для родителей В предисловии я честно предупреждал, что эта книжка – не для родителей. Да, эту книгу я писал для них – наших детей и подростков. Даже преимущественно для подростков. Именно они вступают в самостоятельную жизнь, которая вряд ли покажется им

Из книги автора

Позиция, действие, преимущество Главные сферы применения метода «Позиция, действие, преимущество» – доклад перед советом директоров или презентация для CEO, у которого есть не больше пяти минут, чтобы выслушать вас. Этот метод я называю корпоративным, потому что он

Из книги автора

Как влияет вседозволенность со стороны родителей на ребенка, посещающего детский сад Приходя в детский сад, ребенок резко попадает в другую социальную среду: встречается с новыми правилами, новыми требованиями и новыми людьми. Очень часто детсадовские режим дня и методы

Психология и педагогика

Конфликт «учитель – родитель». Как наладить контакт со «сложным» родителем?

Учителя часто говорят, что самое трудное в их работе – не подготовка к занятиям, не ученики и даже не отчетность, а общение со сложными родителями. В этой статье мы постараемся описать наиболее часто возникающие конфликты между учителями и родителями учеников и предложить ряд рекомендаций по их мирному разрешению.

Прежде всего договоримся о том, что такое «сложный родитель». Сложный - это значит, что его поведение представляет сложность для учителя. Можно выделить два основных типа сложных в общении родителей. Это те, кто

    «Пишут в Департамент», или иным способом конфликтуют с учителем;

    Не помогают школе, не включены в школьную жизнь ребенка, не вступают в контакт, игнорируют требования учителя.

Если спросить учителей, с каким типом сложнее иметь дело, ответ может оказаться неожиданным.

Агрессивные, конфликтующие родители в огромном большинстве неравнодушны к своим детям или как минимум к своему статусу как родителя. Их можно и нужно «переключать» в режим конструктивного диалога, хотя иногда это непросто. Гораздо сложнее добиться чего-то от родителя, которому все равно. Включенность - позитивная сторона конфликтности, и это важно помнить.

Третья книга из авторской серии Александра Черницкого и Виктора Бирюкова (две первые - «Как воспитать ребенка до детского сада: от 0 до 3» и «Детский сад и подготовка к школе: от 3 до 6»). Верные себе соавторы снова демонстрирует мамам и папам преимущество гибких подходов к воспитанию. И, как всегда, избегают многословия: все советы кратки, разумны, опираются на богатый жизненный опыт и здравый смысл. Книга поможет разобраться не только с организацией учебы, но и детского досуга, занятий спортом, откроет тайны детской дружбы и любви, поможет грамотно подойти к половому воспитанию, научит азам конфликтологии. Авторы не увиливают от «неудобных» тем, «деликатных» вопросов: ведут разговор прямо и по существу.

Причиной деструктивных столкновений родителей с учителями чаще всего является ситуация, в которой, по мнению родителя, по отношению к его ребенку допущена несправедливость. Занизили оценку, не дали шанса исправить неудачный результат, другой ребенок ударил или оскорбил, учитель отозвался пренебрежительно, - все это про то, что «с моим ребенком поступили неправильно, нехорошо».


Читайте также:
В основе такого конфликта лежит желание защитить своего ребенка - вполне позитивное и естественное. В большинстве случаев оно не противоречит интересам учителя. Тем не менее разгорается конфликт. Почему?

К сожалению, в нашей культуре принято считать, что именно так решаются проблемы. У огромного большинства людей практически отсутствуют навыки конструктивного взаимодействия в ситуации конфликта. Если кто-то неправ, надо показать ему, что я сильнее, и он уступит, - такова внутренняя логика агрессивного поведения, в основе которого лежит борьба за власть. Укрепляя свои позиции с помощью администрации школы, Департамента образования и иных наделенных властью институтов, родители, возможно, обретают уверенность, но отнюдь не всегда решают исходную проблему. Наоборот, качество жизни их детей в школьном пространстве от этого, как правило, становится только хуже.

Другая возможная причина склонности к конфронтации - неуверенность в своей родительской позиции. Такие родители (чаще всего это матери) постоянно доказывают окружающим и самим себе, что они «достаточно хорошие матери». Основной инструмент, который при этом используется, - опять же агрессивное противостояние, потому что именно оно воспринимается как признак неравнодушия к своему ребенку.

Часто бывает так, что ребенок склонного к конфликтам родителя - «особый ребенок», в силу органических нарушений или иных причин имеет поведенческие сложности и нуждается в особом внимании. Родители такого ребенка, с одной стороны, живут в постоянной готовности защищать его от внешнего мира, а с другой, испытывают хронический стресс. Их поведение может быть вызвано неспособностью справиться со своим состоянием.

Итак, в основе конфликтного поведения родителей лежит желание помочь своему ребенку, однако для этого некоторые родители выбирают деструктивные способы взаимодействия. Что же делать в таком случае учителю?

Задания тетради направлены на обогащение и расширение ранее полученного опыта формирования своей личности и закрепление умений плодотворно разрешать возникающие жизненные проблемы и конфликты, не теряя «своего лица». В тетрадях для учащихся 5 и 6 классов даны коммуникативные игры и аналитические упражнения, вводящие знания об опасностях наркотизма на примерах типичных для детей этого возраста проблемных ситуаций и позволяющие делать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни.

    Сохранять профессиональную позицию, нацеленность на интересы детей.

    Выдерживать уважительный тон, ни в коем случае не включаясь в дискурс взаимных обвинений и не переходя на личности.

    Отметить в положительном ключе включенность родителя в школьные дела ребенка, заинтересованность в его благополучии и успешности.

    Вести разговор в духе партнерства и сотрудничества, предлагая совместно выработать стратегию помощи ребенку.

    Предлагать варианты разрешения ситуации, четко обозначая границы (например, «я готова включить Вашего сына в группу дополнительных занятий, которые проходят по вторникам, но не могу заниматься с ним в субботу»).

    В случае, если конфликт затяжной и в него вовлечены другие люди (ученики, администрация или родители других детей), имеет смысл обсудить возможность использования технологий групповой работы с привлечением внешних специалистов. Это могут быть круги сообщества, медиация.

Родитель : Будьте добры, объясните мне, почему у моего сына единственная в классе двойка по Вашему предмету! На каком основании Вы делаете из него двоечника?!

Учитель : Я попрошу Вас не говорить со мной в таком тоне! Ваш сын бездельник, которому на все наплевать, надо было лучше его воспитывать.

Конструктивный ответ :

Учитель : Здравствуйте, хорошо, что вы пришли! Меня тоже беспокоит его успеваемость. Вот его работы, они, к сожалению, не дотягивают до тройки. Как Вы думаете, в чем причина?

В первом случае учитель активно включился в конфликтное выяснение отношений, негативно оценив и ученика, и его мать. Никакого выхода или решения проблемы с успеваемостью ребенка ни учитель, ни родитель не предлагают. Очевидно, что конструктивный выход из ситуации в этом случае найден не будет. Скорее всего, конфликт просто затухнет или будет тлеть до новой вспышки активности или нового провоцирующего события. С большой вероятностью, через несколько месяцев, когда дело дойдет до итоговой аттестации, активный родитель снова придет с претензиями.

Во втором случае учитель сходу обозначает конструктивность своей позиции и нацеленность на интересы ребенка. Он вскользь положительно оценивает готовность родителя участвовать в школьной жизни, игнорируя конфликтный тон. Давая объективную оценку успеваемости ребенка, он никак не характеризует его личные качества. И наконец, активно приглашая родителя к поиску решения проблемы, он делает его своим партнером в достижении общей цели - успешной учебе ребенка. После этого продолжение диалога на повышенных тонах становится практически невозможным.

Смотрите также:

Пример неконструктивного диалога :

Родител ь: Я хочу разобраться, что за хулиганство творится в Вашей школе! Сегодня Саша пришел с синяками и сказал, что Петя ударил его кулаком в лицо. Другие дети тоже пострадали от этого бандита. Школа отвечает за безопасность детей, почему вы не выполняете своих обязанностей? Если такое повторится, мы будем жаловаться! Пусть этого Петю переведут, таким не место в обычной школе, для таких детей есть специальные учреждения.

Учитель : Простите, уважаемая, мне очень жаль, но я не могу уследить за каждым, у меня их 30 человек. Скажите Саше, чтобы держался от Пети подальше, я каждый день говорю это всем ребятам. Я и сама была бы рада, если бы Петю перевели куда-нибудь.

Конструктивный ответ :

Учитель : Да, я понимаю и разделяю Ваше беспокойство. Это действительно непростой ребенок, которому нужно повышенное внимание. Мы сейчас как раз ищем решение этой проблемы, будем собирать встречу с участием администрации, родителей Пети и психологов. Я обязательно расскажу Вам, какое решение будет принято. Как Саша себя чувствует?

В первом случае учитель фактически сказал: «Я не контролирую ситуацию и тоже страдаю от этого ужасного Пети, так что отстаньте от меня». Обеспокоенные родители очень часто объединяются против «проблемного» Пети, и начинают выдавливать его из школы. Если учитель поддерживает этот процесс, может начаться прямая травля, которая не понизит степень петиной агрессивности, а только ее повысит. Даже в случае изгнания Пети атмосфера в классе останется отравленной. Рекомендация учителя «не подходить к нему», озвученная ради безопасности, тоже работает в эту сторону.

Во втором случае учитель признал наличие сложной проблемы и обозначил, что школа на пути к решению. Вариантов такого решения довольно много в зависимости от конкретных обстоятельств (неврологического и психического статуса ребенка, включенности семьи и т.д.).

Таким образом, конфликтный родитель - тот, кому не все равно, что происходит с его ребенком в школе, но он не привык или не умеет решать проблемы конструктивным путем. Позиция учителя в общении с таким родителем должна быть профессиональной, доброжелательной, учитывать интересы всех детей и реальные возможности школы, а его задача - выстроить сотрудничество между школой и семьей.

Предыдущие книги новой серии были посвящены детям - их проблемам, их эмоциям. В этом выпуске Юлия Борисовна Гиппенрейтер говорит о том, как родителям быть с собственными чувствами. Ведь они тоже расстраиваются, огорчаются и переживают. Как правильно выразить свои чувства и донести их до ребенка? Другая важная тема этого выпуска - конфликты в семье и техники, с помощью которых можно снять напряжение, учесть интересы всех членов семьи и сохранить теплую и дружескую атмосферу.

Похожие публикации