Самосознание в психологии - это что такое? Структура и формы самосознания.

Определение самосознания в психологии - это одно из сложнейших направлений. Разнообразные исследователи именно этой проблеме посвятили свои труды, высказали мнение о том, что же такое самосознание. И именно об этом учении и пойдет речь в данном обзоре.

Суть проблемы

По словам специалистов, не только для личности свойственно самосознание, но и для общества, нации или иной социальной группы. Но это возможно только в том случае, если есть понимание, совместные увлечения, общие интересы и деятельность.

Что же такое самосознание в психологии? Это процесс, в ходе которого человек пытается выделить самого себя из внешней среды, определить свои позиции в жизни общества. Феномен обладает тесной связью с такими терминами, как рефлексия. Чтобы определить, как человек относится к самому себе, достаточно взглянуть на окружающих его людей. Другими словами, совершенствование сознания наблюдается в обществе, среди себе подобных. По мнению психологов, индивид может сформироваться, как личность в нескольких областях. Это деятельность, общение и понимание себя, собственных мотивов.

Компоненты самосознания

Для процесса социализации характерно расширение связей, их углубление. Также важную роль играют отношения человека с другими людьми, обществом в целом. Самосознание со временем будет развиваться, становиться более устойчивым. Однако происходить это будет постепенно.

Процесс является сложным, на него оказывают влияние самые разные события и люди. По этой причине В.С. Мерлин определил несколько компонентов самосознания в психологии:

  1. Возникает понимание, что у человека имеются определенные отличия не только в характере, но и во взглядах. Наблюдается выделение себя из внешнего мира.
  2. Индивид начинает осознавать себя с позиции активного субъекта, которому по силе изменить реальность.
  3. Человек начинает видеть собственные психические свойства, эмоции и процессы, осознавать их.
  4. Происходит формирование социально-нравственных аспектов, появляется самоуважение, чему способствует накопление жизненного опыта.

Направления в науке

Для современной науки характерны различные взгляды на проблему самосознания в психологии. Это понятие может рассматриваться с позиции исходной первичной формы генетического характера в сознании индивида. В основе лежат самоощущения. Развитие происходит еще в самом раннем возрасте, когда ребенок начинает знакомиться с собственным телом. В качестве особого и универсального аспекта данной концепции выступает самопереживание.

Есть и другая, противоположная точка зрения. Суть ее заключается в том, что самосознание в психологии - это первичный уровень. Этот феномен является результатом совершенствования сознания.

Третья концепция подразумевает, что сознание и самосознание в психологии отличаются одновременным совершенствованием. Они едины и взаимосвязаны. Таким образом, познание мира происходит посредством ощущений. У индивида начинает формироваться некая картина внешнего мира. Одновременно с этим личность переживает самоощущения, за счет чего появляются представления о себе.

Развитие проблемы

Проблема самосознания в психологии подразумевает наличие определенных этапов. Ниже перечислены два из них:


Структура проблемы

Развитие самосознания в психологии личности можно разделить на несколько основных этапов:

  1. Индивид начинает выделять себя из окружающего мира. Он понимает, что является субъектом, который независим, как от природной, так и от общественной среды.
  2. Личность начинает осознавать собственную активность. Индивид уже способен управлять собой.
  3. Ч еловек может осознать собственные качества, наблюдая за другими людьми, замечая схожие черты.
  4. Происходит анализ самого себя с позиции моральной точки зрения. В данном случае понимается рефлексия, накопление внутреннего опыта.

Выше была описана структура самосознания в психологии. Ученые, сформировавшие ее, считали, что личность способна ощутить себя единой. И помогают в этом воспоминания о прошлых событиях, переживания, вера в лучшее и мечты. Так как данное явление можно считать непрерывным, индивид начинает интегрировать себя в целостное образование.

Динамическая сторона структуры постоянно подвергается анализу. В связи с этим возникли такие понятие, как "текущее Я" и "личностное Я". В первом случае следует понимать некие формы того, как происходит осознание себя в конкретный период. Во втором подразумевается стойкость индивида. Это ядро для всех остальные "текущих Я". Таким образом, выходит, что для любого акта самосознание характеризуется не только самопознанием, но и самопереживанием.

Другая точка зрения

Проблема самосознания в психологии интересовала многих ученых. Поэтому и структур было сформировано несколько. Следует привести в качестве примера еще одну:

  1. Человек способен осознавать мотивы - близкие и отдаленные. У него имеются определенные цели и желания, которые способны быть скрытыми. Это "Я действующее".
  2. Личность способна понимать, осознавать собственные особенности и черты характера. Также она может осознавать те качества, к которым стремится. Это "Я реальное" и "Я идеальное".
  3. Индивид начинает осознавать собственные когнитивные установки, у него появляются представления о себе.
  4. Происходит формирование эмоционального отношения к самому себе. Другими словами, возникает самооценка.

Точка зрения Юнга

Исследованию самосознания в психологии свое время посвятили многие ученые. Наиболее популярной является теория Юнга. По его словам, самосознание основывается на противопоставлении сознательной и бессознательной деятельности. Психика характеризуется наличием двух уровней самоотображения.

На первом располагается самость. Она участвует как в сознательных, так и в бессознательных процессах. На втором уровне находятся мысли о себе. Индивиду пытается осознать собственные ощущения и эмоции. Все это, по мнению Юнга, является продолжением самости.

Точка зрения гуманистов-психологов

По мнению ученых гуманистического направления, самость является целенаправленностью человеческой сущности. Она помогает реализовывать весь потенциал, применять свои возможности по максимуму.

Можно ли понять, как человек относится к себе? В этом помогут другие личности, именно они являются основным критерием. В данной ситуации происходит формирование этнического самосознания. Социальные связи, которые способствуют накоплению опыта, меняют представления о себе, делая его более многогранным. Таким образом, самосознательное поведение строится на стереотипах, формирование которых происходит в ходе общения с другими людьми.

Личность стремится стать самой собой, для нее это важно. Человеку характерно желание поддерживать самого себя в трудные минуты, чтобы самоотношение при этом не менялось в худшую сторону, а самооценка не падала.

Категории

Самосознание человека в психологии можно рассматривать, как комбинацию отношений, проявляемых к самому себе и к окружающим людям. Также играет роль и ожидание того, как другие относятся к индивиду Отношения можно разделить на следующие категории:

  • Эгоцентрические. Личность ставит себя в центр, она считает, что является самоценностью. Если окружающие будут делать, что она хочет, значит они для нее хорошие.
  • Группоцентрические. В данной ситуации подразумеваются отношения, сформированные в референтной группе. Другими словами, есть "наша" команда, и "не наша". Если человек в первой - он хороший.
  • Просоциальные. Для данных отношений характерно уважение. Любой будет считаться самоценностью.
  • Эстохолические. Данные отношения являются духовными. на первый план выносятся благородные черты. Это милосердие, любовь, справедливость и т.п.

Уровни феномена

Можно выделить несколько уровней, характерных для самосознания.

Чувственный . На этом уровне находится информация о физиологических процессах, мечтах и стремлениях, об эмоциях. Другими словами, здесь располагаются самопереживания и самоощущения, обеспечивающие наиболее простую идентификацию индивидуума.

Личностный . Человек начинает осознавать свою активность.

Уровень ума . Личность пытается анализировать собственные интеллектуальные формы, она рефлексирует и старается осознать происходящие внутри себя процессы, наблюдает.

Целенаправленная деятельность . На данном уровне сочетаются предыдущие, за счет чего личность начинает адекватно функционировать в мире. Проявляются самоконтроль, формируется самооценка и самокритика, происходит саморазвитие и т.п.

Виды самосознания

Психологи феномен самосознания довольно часто делят на различные типы. Следует их рассмотреть более подробно:

Общественное . Данная разновидность феномена появляется, когда личность осознает, как она выглядит в представлении окружающих людей. Самосознание формируется в тех ситуациях, когда индивид находится в центре внимания, выступая на сцене или беседуя с друзьями. Для данной разновидности характерно следование общественным нормам и правилам. Когда человек начинает понимать, что за ним наблюдают, он старается вести себя так, чтобы его поведение казалось социально приемлемым. Общественное самосознание может вызывать ощущение тревоги, когда личность начинает беспокоиться по поводу того, как ее воспринимают окружающие.

Частное . Данный тип появляется, когда человек осознает некоторые аспекты самого себя. Например, увидел свое отражение в зеркале и осознал, что это он. Или почувствовал неприятные ощущения в животе, понял, что таким образом проявляются волнение и тревога. Все это примеры частного самосознания.

Повышенное самосознание

Иногда может возникать ощущение того, что на вас смотрят абсолютно все. Действия анализируются и оцениваются, окружающие люди ждут, что же вы начнете действовать дальше. Подобное состояние повышенного самосознания может поставить в неловкое положение, оно заставляет нервничать. Во многих случаях оно отличается временным характером, проявляясь только в тех ситуациях, когда человек находится в центре внимания. Однако у некоторых индивидов подобные ощущения возникают постоянно, вне зависимости от обстановки.

Застенчивые люди обладают наиболее выраженным уровнем частного самосознания. И это хороший и плохой знак одновременно. Такие личности лучше воспринимают собственные чувства и убеждения. Для них собственные ценности всегда будут занимать лидирующие позиции. Однако они постоянно страдают от стресса и тревоги. В некоторых случаях могут впадать в тяжелую депрессию.

У публичных людей наблюдается общественное самосознание. Они думают, что люди осуждают их, оценивают внешность и действия, постоянно критикуют. Из-за этого личность старается придерживаться норм и правил, принятых в обществе. Они избегают тех ситуаций, в которых плохо выглядят и чувствуют себя неловко.

Патологические формы проблемы

Рассматривая понятие самосознания в психологии, нельзя не отметить патологические формы, по вине которых может полностью разрушиться самосознание, а потом и сознание. Подобным образом повлиять на становление личности могут некоторые расстройства:

  1. Процесс деперсонализации. Для него характерна потеря собственного "Я". В данном случае человек начинает смотреть на происходящие внутри себя процессы и на внешние события, как посторонний наблюдатель. Он не воспринимает себя с позиции активного субъекта.
  2. Расщепление основ. В данном случае подразумевается диссоциация. Ядро делится на несколько начал, обладающих чуждыми свойствами. Они способны конфликтовать друг с другом. Известен случай, когда в человеке уживалось сразу 24 личности. Им были присущи отдельные воспоминания, разные интересы и мотивы. У каждой были свои ценности и характер. Отличался даже голос. И каждая личность считала себя истинной, других для нее просто не существовало.
  3. Могут возникать нарушения в определении собственного тела. В данной ситуации человек способен воспринимать свои конечности как чужие.
  4. Дереализация. В данной ситуации происходит потеря связи с реальностью. Возникают сомнения в происходящих событиях, в существования себя. Подобное расстройство является самым тяжелым из всех вышеперечисленных.

В заключение

С помощью данного феномена мы способны стать отдельным существом, как для окружающих людей, так и для себя. Не стоит забывать, что самосознание - постоянное изучение собственных поступков, мыслей, чувств, которое будет сопровождать нас на протяжении всей жизни. С годами люди меняются, соответственно и взгляд на себя не остается прежним.

В данной статье мы рассмотрели такое понятие, как самосознание личности в психологии, кратко описали важные процессы, которые происходят в жизни каждого человека. Надеемся, что этот обзор помог разобраться в достаточно непростом и многогранном учении.

Осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения , вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом , сознание «Я» - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения . Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

  • Открытие « » происходит в возрасте 1 года.
  • К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
  • К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст - этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину :

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного « » как активного, деятельного начала;
  • осознание своих психических свойств и качеств;
  • определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически , но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

  • Самопознание - получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
  • Саморегуляция поведения.

Значение самосознания

  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

В социальных науках

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Седна
  • Московский метрополитен

Смотреть что такое "Самосознание" в других словарях:

    самосознание - самосознание … Орфографический словарь-справочник

    САМОСОЗНАНИЕ - осознание, оценка человеком своего знания, нравств. облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. С. свойственно не только индивиду, но и обществу, классу … Философская энциклопедия

    самосознание - см. Я концепция. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. самосознание … Большая психологическая энциклопедия

    САМОСОЗНАНИЕ - САМОСОЗНАНИЕ, самосознания, мн. нет, ср. Ясное понимание своей сущности, своих отличительных свойств, своей роли в окружающей среде. «Классовое самосознание рабочих есть понимание рабочими того, что единственное средство улучшить свое положение и … Толковый словарь Ушакова

    САМОСОЗНАНИЕ - САМОСОЗНАНИЕ, осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения … Современная энциклопедия

    САМОСОЗНАНИЕ - осознание и оценка человеком самого себя как личности своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения … Большой Энциклопедический словарь

    Самосознание - осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей … Психологический словарь

    САМОСОЗНАНИЕ - (само со знание) противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности ‘Я’ как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы… … История Философии: Энциклопедия

    САМОСОЗНАНИЕ - (само со знание) противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности «Я» как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы… … Новейший философский словарь

    САМОСОЗНАНИЕ - САМОСОЗНАНИЕ, я, ср. Полное понимание самого себя, своего значения, роли в жизни, обществе. Классовое с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    самосознание - сущ., кол во синонимов: 1 понимание (47) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Книги

  • Самосознание культуры и искусства. Западная Европа и США , Гальцева Р.. Книга включает труды западных мыслителей, сохраняющие актуальное значение для современной философии культуры. В ней представлены работы О. Шпенглера, Й. Хёйзинги, М. Хайдеггера, К. Юнга, М.…

Вопрос 31. Самосознание: определение, критерии, уровни развития. Понятие образа я и я-концепции. Проблемы формирования самооценки.

Определение самосознания.

Самосознание – психологическая реальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать и относится к самому себе.

Рубинштейн: процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития. Через взаимодействие с миром (предметный, социальный).

Попытки выделения критериев самосознания:

Бехтерев . Простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простой форме состоит в неясном чувствовании собственного существования.

Выготский, Рубинштейн. Самосознание есть этап развития сознания, подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-3 года).

Психоанализ . Процесс зарождения самосознания – процесс субъективного отделения от матери; дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими процессами, уменьшается у ребенка; соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери.

Кон, Шпрангер . Периодом возникновения сознательного Я как бы постепенно ни формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания – возникновение рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни.

Уровни самосознания. Столин. Из предыдущих взглядов видно, что самосознание выступает для различных авторов на разных уровнях. Разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к другу феноменах. Уровневое строение самосознания. На каждом уровне самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для интеграции активности субъекта и его деятельности. Различно и содержание и функции на этих уровнях: 1. Отражение субъекта в сист. его органической активности. 2. Отражение субъекта в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношений. 3. отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей. При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к разным уровням. Соответственно этим трем уровням можно различать и единицы самосознания : 1. На уровне органического самосознания эта единица имеет сенсорно-перцептивную природу. 2. На уровне индивидного самосознания – воспринимаемая оценка себя и соответственно самооценка, возрастная, половая и социальная идентичность. 3. на уровне личностного самосознания эта единица – конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими, проясняющих для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующих об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе.

Уровни развития самосознания

Аспект самопознания

Аспект самоотношения

1. уровень природного индивида, я – это прежде всего природное тело

О самосознании можно говорить условно. Происходит построение схемы собственного тела. Происходит выделение себя из окружающей среды. Построение схемы тела предполагает координацию собственных движений. Познание связано с действием. Происходит развитие сенсомоторного интеллекта

Самоотношение=самочувствие, переживание комфорта, дискомфорта. Природные переживания слиты с аффективными

2. соц. Уровень

Построение образа собственного Я. Это построение является результатом самовосприятия. Восприятия своего внешнего облика, особенностей поведения, психологических характеристик. Чтобы я образ был адекватен нужна децентрация.

Я образ постоянно меняется. Это изменение не всегда соотносится с реальной картиной. Опыты Готтшильда и Вилле (каким человек видит себя в зеркале. Экран на нем проецируется фото человека, человек, специальными ручками может изменять размер фото, под то, что он видит в зеркале. Задача привести изображение в тот вид, который он видит. С возрастом расхождение увеличивается, так как у человека формируется внутренний образ я)

Включает два компонента: эмоциональный компонент – самоуважение, и волевой компонент – саморегуляция. Самоуважение – потребность в принятии другими людьми, быть замеченным. Развитие самоуважения начинается с базового доверия – автономности – инструментальной умелости – завершается ролевой идентификацией. Саморегуляция проявляется в способности людей управлять своими НПФ. Идет формирование ВПФ

3. личностный уровень развития мышления.

От самовосприятия к самопознанию – человек сам познает себя – формирование я-концепции. Это уже не просто самовосприятие, а осмысленное понимание себя. Познавательная деятельность направлена вовнутрь. Понимает свои мотивы. Происходит второе рождение личности. Всегда существует зазор между тем, что осознаю и хочу осознать – актуалгенез. Самопознание с адекватной самооценкой - условия самоактуализации.

Личностное самоотношение человека – самооценка. Понимание своего реального я. Адекватность в осознании расхождения между я реальным и яидеальным – самооценка. Моменты несовпадения я реального и идельного – некогруэнтность. Это точка для личностного роста.

Критерии самосознания.

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической и социальной среды);

2) осознание своей активности («Я управляю собой»);

3) осознание результатов своей активности

4)осознание своего индивидуального опыта, возможности индивидуального изменчивого поведения.

5) осознание себя «через другого» , возможность выделить свои особенности в сравнении с другим

6) овладение речью и как следствие возможность диалога с другими

7) наличие когнитивных схем

8)осознание наличия различных точек зрения

9)осознание своих мотивов, возможностей, способностей

10)знание и управление своей познавательной деятельностью

11) наличие автобиографической памяти.

1-4:природный Ур, 5-8:социальный уровень, 9-11:личностный уровень.

Уровни развития самосознания.(еще-какая-то классификация)

Непосредственно-чувственный уровень – самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики. В результате достигается простейшая самоидентификация личности.

Целостно-образный, личностный уровень – осознание себя как деятельного начала. Проявляется как самопереживание, самоактуализация, поддержание аутоидентичности своего «Я».

Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень – осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, рефлексия.

Целенаправленно-деятельный уровень – своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.

Важной категорией самосознания является поступок , как уже в свершившейся форме, так и в форме предвидения его внешнесоциальных и интимноличностных последствий. Признание или не признание факта свершения поступка – важная детерминанта определяющая весь характер личностной работы по сознанию своих мотивов и их принятию или отвержению. Взаимосуществование уровней отвечает следующим принципам: А) каждый из уровней развития того или иного процесса или структуры является необходимым для последующего; Б) каждый из уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно различными связями, отношениями, опосредованиями; В) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего; Г) вышележащий уровень управляет нижележащим; Д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с вышележащим.

Понятие я-концепции.

Я-КОНЦЕПЦИЯ (англ. self-concept) – развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку, в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Понятие Я-концепции родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э. Эриксон). Однако первые теоретические разработки в области Я-концепции бесспорно принадлежат У.Джеймсу, разделившему глобальное, личностное Я (Self) на взаимодействующие Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me).

Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах:

1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе. 2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта. 3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.

Я-концепция как совокупность самоаттитюдов.

Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом, выделяют в ней 3 структурных компонента:

    когнитивный компонент - «образ Я» (англ. self-image), к которому относится содержание представлений о себе;

    ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, др. словами, относят систему самооценок (англ. self-esteem);

    поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).

Структура и развитие Я-концепции.

Я-концепция – целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Она имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с точки зрения содержания представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени. В литературе нет единой схемы описания сложного строения Я-концепции. Например, Р. Берне представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-концепция, конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности:

1) реальное Я (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле);

2) идеальное Я (каким я хотел бы и/или должен стать);

3) зеркальное Я (каким меня видят др.).

Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов – физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я. Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств, служит важным источником развития личности, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний. В зависимости от того, на каком уровне - организма, социального индивида или личности - проявляется активность человека, в Я-концепции выделяют:

    на уровне «организм-среда» - физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма;

    на уровне социального индивида - социальные идентичности: половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности;

    на уровне личности - дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с др. людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации.

Последние 2 уровня описываются так же, как 2 составляющие Я-концепции. (В. В. Столин):

1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с др. людьми

2) «дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с др. и создающая основу для чувства собственной уникальности.

Выделяются также динамическое «Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «презентируемое Я» («я-маска», каким я себя показываю другим), «фантастическое Я», триада хронологических Я: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее и т. п.

Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-концепция формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего, детско-родительских отношений. Однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения – и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение.

Понятие образа-Я.

Розенберг. Образ «Я» состоит: 1. Наличное «Я» - каким индивид видит себя в настоящий момент; 2. Желаемое «Я» – каким бы он хотел себя видеть; 3. Представляемое «Я» – каким он показывает себя другим. Вместе: образ «Я» и самосознание (как рефлексирующее «Я») образуют две стороны «Я». На этой основе «Я» выполняет свои главные функции : а) регулятивно – организующую – чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен владеть адекватной информацией как о среде, так и состояниях и свойствах своей личности; б) Эго – защитная – ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа «Я», даже ценой искажения информации. (проблема адекватных и ложных самооценок).

Кант : сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»: а) Я как субъект мышления – рефлексирующее Я; б) Я как объект восприятия. Второе – это образ «Я». Образ «Я».

Телесное выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к двум годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Формирование отношения к себе происходит в течение дошкольного возраста, считает себя «хорошим» или признает себя «неумехой»; в основном такие самооценки ребенка являются прямым отражением отношений к нему окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестер. В школьном возрасте происходит существенное изменение «Я – образа» в зависимости от успехов / неудач в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников к ребенку. Если ребенок способен добиться успеха в учебе, он включает трудолюбие в качестве составной части в свой «Я – образ».

Проблема формирования самооценки.

    Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В классической концепции Джеймса (1890) представление об актуализации идеального Я положено с основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение - реальных достижений индивида к его притязаниям. Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижении, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

    Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Ч. Кули (1912) и Дж. Мида (1934).

    Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом "вписаться"" в структуру общества.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культура но заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Самосознание рассматривается как процесс и как результат. Обычно самосознание противопоставляется предметному миру. Особое внимание при этом уделяется соотношению сознания и самосознания, решению вопроса о первичности сознания. С.Л. Рубинштейн критикует идеалистический взгляд на самосознание, согласно которому "наличие психического совпадает с его осознанностью; сущность психики в том, что она есть непосредственно знание о самом себе; психическое отождествляется с сознанием, сознание - с самосознанием. В результате психическое ограничивается сферой осознанного, его осознание и познание - содержанием непосредственно данного" (Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., Изд-во АН СССР, 1959. С. 145). Отстаивая свой взгляд на проблему сознания и самосознания, Рубинштейн утверждает, что самосознание включает самоотношение, но не прямое, а опосредованное жизненными проявлениями субъекта, всей жизнью личности. Не сознание вырастает из самосознания, а, наоборот, самосознание формируется через активность субъекта. "Объектом самосознания и самопознания является не "чистое" сознание, то есть сознание, обособленное от реального материального бытия человека, а сам человек в неразрывной цельности своего существа".

Различение самосознания как процесса и продукта было введено У. Джемсом. Он различал Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Я-сознающее - чистый опыт, процессуальная характеристика самосознания. Я-как-объект - содержание этого опыта. Эти два аспекта самосознания мы можем представить как относительно автономные лишь теоретически, поскольку в реальности они не существуют один без другого.

10.1.1. Самосознание как процесс

Процесс познания может быть представлен в виде нескольких параметров. Согласно К. Ясперсу, таких параметров четыре:

1) осознание себя в качестве активного деятеля,

2) осознание собственного единства,

3) осознание собственной идентичности,

4) осознание себя как отличного от остального мира (мира объектов и других людей).

  • ^ Осознание себя в качестве активного деятеля связано с пониманием, что процесс осознания сопровождается ощущением себя как источника активности. Сознание присутствует во всех областях психической жизни. В форме "Я мыслю" оно сопровождает все восприятия, представления, чувства и ощущения. Любое действие человека, будь то телесное, моторное, ментальное или любое другое, несет в себе аспект принадлежности Я. Нарушения этого процесса могут выступать в виде: 1) потери чувства собственного Я, либо 2) осознания проявлений психического как явлений, вложенных извне, управляемых другим человеком или людьми, силами, мировой волей.
  • Осознание собственного единства связано с пониманием, что в процессе самосознания участвует целостное, неделимое Я. Согласно этой форме осознания себя человек уверен в единстве свой личности в каждый данный момент времени. Этот процесс осуществляется благодаря существованию устойчивой иерархии мотивов и ценностей, соподчиненности отдельных аспектов Я. Нарушения чувства единства личности выражаются в феноменах раздвоения личности. Как кратковременное явление оно встречается у людей с нормальной психикой и означает стремление взглянуть на себя со стороны. Нарушение проявляется в устойчивом существовании двух или более независимых друг от друга личностей.
  • Осознание собственной идентичности характеризует этот процесс с точки зрения устойчивости представлений о себе во времени. Иными словами, на фоне изменений, которые происходят с человеком в течение его жизни, он остается верным самому себе, чувствуя, что он тот, кем был всегда. Нарушения чувства идентичности связаны с отвержением себя в прошлом, с разрывом между прошлым и настоящим образами Я.
  • Осознание себя как отличного от окружающего мира проявляется в отчетливом понимании Я и не-Я, в ощущении, что есть невидимые границы между своей личностью и объектами окружающего ее пространства. Нарушение границ проявляется в отождествлении себя с другими людьми или даже неодушевленными объектами, а также в конфликте приближения/отдаления, характерном для пограничной личности.

10.1.2. Самосознание как результат

Самосознание как процесс может находить свое завершение в результате познания и осознания себя. Безусловно, мы говорим о некоторой условности завершения, поскольку остановки и прекращения самосознания явление редкое и связано с экстремальными для человека событиями жизни. Самосознание как результат описывается в терминах Я-концепции.

По мнению Карла Роджерса, Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях взаимодействия с другими людьми и ценностных представлений, связанных с объектами и действиями.

Я-концепция - это существующая в сознании человека система представлений, образов, оценок, относящихся к нему самому. Она включает представления о том, как он выглядит в глазах других людей, а также то, каким бы он хотел быть и как он должен себя вести. Согласно этому определению Я-концепция - это реальный, идеальный образы Я и образ Я как результат отраженного самоотношения (Я в представлениях других людей, или зеркальное Я). Все три составляющие Я-концепции являются ее модальностями.

Кроме модальностей, Я-концепция представлена когнитивным (образ Я), эмоциональным (самооценка) и поведенческим (стратегии самоутверждения личности) компонентами.

Образ Я - это представление индивида о самом себе. Согласно Р. Бернсу, характеристики, которые приписываются себе, могут быть самыми разными - атрибутивными, ролевыми, статусными, психологическими качествами индивида, включая вещи, с которыми человек себя ассоциирует, типичные поведенческие стратегии, жизненные цели, близких и значимых людей и т.д. Все эти образы называются аспектами целостного Я и в более общем виде представляют собой физическое Я - образ, или схему, тела, социальное Я - роли, с которыми человек себя идентифицирует, возрастное Я - ощущение себя человеком определенного возраста, половую идентичность - все качества индивидуальных сочетаний мужских и женских черт, обусловленных биологическим полом и психологическими факторами, психологическое Я - неотъемлемые эмоциональные реакции и интеллектуальные качества, а также устойчивые потребности и мотивы.

Самооценка - отношение человека к себе, выражающееся в принятии или непринятии своей личности. Согласно У. Джемсу, самооценка складывается из двух составляющих - уровня притязаний и уровня реальных достижений. Уровень притязаний - это уровень трудности достигаемых целей. Если уровень притязаний будет очень высоким, а уровень реальных достижений - низким, то самооценка тоже будет низкой. При сочетании уровня притязаний и уровня достижений самооценка становится высокой и адекватной. Повышения самооценки, соответственно, добиваются двумя способами - путем снижения уровня притязаний или посредством улучшения реальных достижений. Самооценка - один из тщательно изученных психических феноменов.

Самоутверждение - поведенческий аспект Я-концепции. С нашей точки зрения, самоутверждение представляет собой одну из стратегий эго, это способ усиления Я, придания ему или поддержания силы, значимости. Для любого человека в большей или меньшей мере свойственна некоторая уязвимость в отношении того, кем он является и насколько ценным себя чувствует. Люди прибегают к разным способам поддержания значимости себя для того, чтобы чувствовать удовлетворение от собственной личности. Это могут быть идеализация и идентификация, в одном случае, проекция и обесценивание - в другом, самореализация - в третьем. В целом самоутверждение - это стремление к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение (Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000. С. 224.).

Образ Я, самооценка и самоутверждение личности - взаимно обусловленные и обуславливающие друг друга феномены, поэтому их исследование должно основываться на принципе системности.

Одной из базовых в учении о личности является проблема самосознания. Оно и неудивительно, ведь понятие это очень сложное и многогранное. Научные исследователи немало трудов посвятили Самосознание в психологии - это процесс осознания и оценивания себя индивидом в качестве субъекта разных видов деятельности и в качестве личности, которая обладает набором собственных интересов, мотивов, идеалов.

Определение понятия

Психологи утверждают, что не только человек отличается самосознанием, но и социум, класс, нация или любая другая социальная группа, но лишь в том случае, если эти элементы достигают понимания и осознания системы взаимоотношений, совместных интересов, общей деятельности. Самосознание в психологии - это когда происходит выделение человеком себя из всей внешней среды и определение своего места в бурной природной и общественной жизни. Этот феномен имеет тесную связь с таким понятием, как рефлексия, теоретическое мышление.

Критерий и исходный пункт того, как человек относится к себе, - это окружающие люди, то есть возникновение и развитие сознания происходит среди себе подобных, в обществе. Социальные психологи утверждают, что в трех областях возможно становление и формирование индивида как личности, а именно: в деятельности, в общении и в осознании себя.

Теория В. С. Мерлина

Процесс социализации предусматривает расширение и углубление связей и взаимоотношений личности с другими людьми, определенными группами, социумом вообще. Образ «Я» развивается и становится более устойчивым. Формирование самосознания, или того самого «Я», происходит постепенно, в течение всего жизненного пути, а не сразу, от рождения. Это сложный процесс, подверженный многим социальным воздействиям. В связи с этим В. С. Мерлин выделил компоненты самосознания:

  • Первый - человек осознает свои отличия и выделяет себя из внешнего мира.
  • Второй - индивид осознает себя как активного субъекта, способного изменять окружающую его реальность, а не как пассивного объекта.
  • Третий - личность осознает собственные процессы и эмоциональные состояния.
  • Четвертый - у человека формируются социально-нравственные аспекты, уважение к себе в результате полученного опыта.

Самосознание: три направления в науке

Современная наука имеет самые разные взгляды на возникновение и развитие В традиционном подходе это понятие рассматривают как исходную в генетическом плане первичную форму в основе которой лежит самоощущение и самовосприятие. Оно развивается в детском возрасте, когда ребенок знакомится со своим телом, осознает его, отличает свое «Я» от «Я» других, смотрит в зеркало и понимает, что это он.

Такая концепция указывает, что особым и универсальным аспектом того, что мы называем этническое самосознание, является самопереживание, которое и порождает его.

Но ученые не остановились, и С. Л. Рубинштейн предложил противоположный взгляд. Для него проблема самосознания иная и лежит в другой области. Она заключается в том, что этот феномен обладает самым высшим уровнем и является как бы продуктом и результатом развития сознания.

Есть еще и третья точка зрения, которая предполагает, что сознание и психика, а также и самосознание характеризуются параллельным одновременным развитием, единым и взаимообусловленным. Получается, человек познает мир с помощью ощущений, и у него складывается некая картинка внешнего мира, но помимо этого он переживает самоощущения, которые формируют его представление о самом себе.

Развитие феномена

Самосознание в психологии - это процесс, который состоит из двух основных этапов:

  • Первый предусматривает построение схемы своего физического тела и формирует чувство «Я».
  • Второй этап начинается тогда, когда совершенствуются интеллектуальные возможности, понятийное мышление и развивается рефлексия. Индивид уже способен осмысливать свою жизнь. Но как бы нам ни хотелось мыслить рационально, даже рефлексивный уровень все равно имеет связь с аффективными переживаниями, по крайней мере, так утверждает В. П. Зинченко. По мнению ученых, мозга отвечает за ощущение себя, а левое - за рефлексию.

Составляющие понятия

Структура самосознания характеризуется несколькими составляющими. Во-первых, индивид выделяет себя из окружающего мира, сознает себя субъектом, независимым от среды - и от природной, и от общественной. Во-вторых, происходит осознание собственной активности, то есть управление собой. В-третьих, человек может осознавать себя и свои качества через других (если вы замечаете какую-то черту в знакомом, значит, она у вас есть, иначе вы бы не выделил ее из общего фона). В-четвертых, личность оценивает себя с моральной точки зрения, для нее характерна рефлексия, внутренний опыт. Такую структуру имеет и русское самосознание.

Человек ощущает себя единым благодаря непрерывности переживания времени: память о прошлых событиях, переживание настоящих и надежды на светлое будущее. Поскольку именно это явления непрерывное, личность интегрирует себя в целостное образование.

Структура самосознания, а именно динамический ее аспект неоднократно подвергался анализу. В результате появилось два термина: «текущее Я», обозначающее определенные формы того, как человек осознает себя в данный период, «здесь и сейчас», и «личностное Я», что характеризуется стойкостью и является ядром для всех остальных «Я текущих». Получается, что любой акт самосознания отличается как самопознанием, так и самопереживанием.

Еще одна структура

Поскольку этой проблемой занимались многие ученые, большинство из них выделяли и называли свои компоненты самосознания. Вот еще один пример:

  • Мы можем осознавать близкие и отдаленные цели, мотивы своей деятельности, хотя часто они могут быть скрытыми и завуалированными («Я действующее»).
  • Мы способны понять, какие качества реально нам присущи, а какими только желаем обладать («Я реальное», «Я идеальное»).
  • Происходит процесс осмысления своих когнитивных установок и представлений о себе.
  • Эмоциональное отношение к себе, измерить которое поможет тест на самооценку.

Согласно вышеизложенной информации, самосознание включает в себя самопознание (интеллектуальный аспект) и самоотношение (эмоциональный).

Учение К. Г. Юнга

Большую популярность в психологической науке, в учении «Сознание и психика», получила теория К. Г. Юнга, австрийского врача-психиатра. Он утверждал, что в основе самосознания лежит противопоставление сознательной и бессознательной деятельности. По К. Юнгу, психика обладает двумя уровнями самоотображения. На первом из них находится самость, которая берет участие и в сознательных, и бессознательных процессах, тотально проникая во все. Второй же уровень являет то, как мы думаем о себе, например, «Я чувствую, что скучаю», «Я люблю себя», и все это - продление самости. Субъектность и объектность в одном флаконе.

Взгляды гуманистов-психологов

Ученые гуманистического направления в психологии воспринимают самость как целенаправленность всей человеческой сущности, которая поможет осуществить максимальный потенциал возможностей.

Критерием того, как индивид будет к себе относиться, становятся другие личности. В таком случае развивается этническое самосознание, а социальные контакты, несущие новый опыт, изменяют представление о том, какие мы, и делают его более многогранным. В сознательном поведении проявляется не столько то, каков есть человек на самом деле, сколько результат стереотипов, интроектов о себе, сформировавшихся в результате общения с другими людьми.

Для личности важно стать самой собой, оставаться такой и обладать умением поддерживать себя в трудные минуты, чтобы самоотношение к себе не менялось, а тест на самооценку показывал стабильные результаты.

Уровни самосознания

Психологи выделили четыре уровня самосознания. Первый - непосредственно-чувственный, который владеет информацией обо всех физиологических процессах, желаниях организма, состояниях психики. Это уровень самоощущений и самопереживаний, которые обеспечивают самую простую идентификацию человека.

Второй уровень - личностный, или целостно-образный. Индивид осознает себя деятельным, и проявляются самоактуализирующие процессы.

Третьим можно назвать уровень ума, ведь здесь личность осмысливает содержание своих интеллектуальных форм, рефлексирует, анализирует, наблюдает.

Ну и четвертый уровень - целенаправленная деятельность, что представляет собой сочетание трех предыдущих, благодаря чему личность адекватно функционирует в мире. Самоконтроль, самовоспитание, самоорганизация, самокритика, самооценка, самопознание, самоусовершенствование и еще много других само - все это характеристики четвертого синтезированного уровня.

Структурные компоненты самосознания отличаются информационным наполнением и имеют связь с таким механизмами, как уподобление, то есть отождествление индивида с объектом или субъектом, и интеллектуальный анализ (речь идет о рефлексии).

Категория отношений

Самосознание в психологии - это комбинация отношения к себе и к окружающим и ожидания того, как другие люди будут относиться к человеку (проективные механизмы).

В связи с этим отношения подразделяются на виды:

  1. Эгоцентрические - индивид себя ставит в центр и считает, что именно он является самоценностью. Если люди делают так, как он хочет, значит, они хорошие.
  2. Группоцентрические - это отношения в референтной группе. Когда ты в нашей команде, ты - хороший.
  3. Просоциальные - в таких отношениях царит уважение и принятие друг друга, так как любой человек считается самоценностью. Делай то, что хочешь получить взамен.
  4. Эстохолические - это уровень духовных отношений, где приветствуются такие благородные черты, как милосердие, честность, справедливость, любовь к Богу, к ближнему.

Патологические формы феномена

При патологических проявлениях самосознание подвержено поражению в первую очередь, после него уже идет обычное сознание.

Рассмотрим, какие бывают расстройства:

  • Процесс деперсонализации - характеризуется утратой собственного «Я». В таком случае человек воспринимает внешние события и происходящие внутри как посторонний наблюдатель, а не активный субъект.
  • Процесс расщепления основы личности. Это дисоциация. Ядро делится на два, иногда три и больше начал, имеющих чуждые свойства, которые могут конфликтовать друг с другом. Известный науке случай, когда в одном человеке уживалось 24 (!) личности, у которых были свои воспоминания, интересы, мотивы, темперамент, ценности и даже голос. Каждое из этих начал утверждало, что именно оно истинное, и другие просто не существуют.
  • Бывают нарушения идентификации собственного тела. Его части люди могут воспринимать как чужие, отдельные.
  • Самая патологическая форма - дереализация. Человек теряет контакт с реальностью, начинает сомневаться в существовании не только себя, но и всей внешней среды. Очень тяжелое нарушение личности.

Заключение

Описанное в статье понятие важно для понимания различных процессов жизни человека. Самосознание имеет отношение ко многим аспектам личности, отличается разнообразными проявлениями, может находиться как в норме, так и в патологическом состоянии. Разные ученые выделяют свои компоненты, структуру, уровни и этапы. Этот феномен является надстройкой над человеческой психикой, сознанием и зависит от окружающих индивида людей, влияющих на него. Самосознание имеет свои особенности развития и формирования в онтогенезе. Хотя область эта уже достаточно изучена, но еще много чего сокрыто и ожидает исследования.

Похожие публикации