Родительское собрание «Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм? Нужно ли воспитывать ребенка ремнем.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Как вы думаете, нужно ли изучать, как правильно воспитывать детей?

Люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит: «Да, конечно!», штудирует книги Гиппенрейтер, посещает психологические семинары и считает, что самое важное — изучить множество воспитательных принципов.

А кто-то говорит: «Нет, детей нельзя воспитать! Их можно чему-то научить только на собственном примере!» И на этой фразе мы сейчас остановимся подробнее.

Что такое — воспитание?

Лев Николаевич Толстой считал, что в воспитании детей самое главное — самому жить хорошо, быть достойным примером для своих детей. Его известная фраза: «Педагогика же есть наука о том, как живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей».

Я совершенно согласна с этой фразой. Совершенно согласна с этим мудрым человеком. Однако... Есть несколько нюансов. И самый главный из них заключается в следующем: такая позиция нередко приводит к тому, что люди ничего не делают.

Лев Николаевич Толстой был очень серьезным человеком. Он очень серьезно работал над собой и бесконечно учился. Но простые современные люди нередко трактуют его фразу так: «Ребенок воспитывается только благодаря личному примеру. Изучать воспитание детей — бесполезно. Поэтому я не буду ничего делать».

Либо: «Личный пример у меня просто великолепный: я живу честно, никого не убивал, ничего не крал, а пью только по праздникам. Значит, мне можно не переживать о воспитании детей!»

Нужно ли изучать педагогику?

Я не знаю, какие книги о педагогике были у Льва Николаевича Толстого. И не знаю, какие книги читали лично вы. Но знаю, что подход к воспитанию может быть совершенно разным. Сейчас чему только не учат!

  • где-то учат, как манипулировать ребенком, чтоб он вел себя хорошо;
  • где-то учат, как развивать ребенка, чтоб он был отличником в школе;
  • вы можете прочитать, как выстраивать малышу границы (или наоборот, уничтожать все границы);
  • вы можете учиться быть терпимее, мудрее, через воспитание детей.

Именно такие книги выбираю я: которые запускают в родителях внутреннюю трансформацию, а не дают готовые схемы и шаблоны. Именно такие лекции я слушаю, именно этому учат в «Родительском Университете», где я сейчас прохожу обучение.

Если человек очень интенсивно занимается саморазвитием в отрыве от воспитания детей или глубоко погружен в духовную практику — возможно, этого и правда будет достаточно. Однако, общение со своим чадом — очень мощный тренинг. И сам этот процесс, если подходить к нему осознанно, делает нас чище, учит любить и принимать.

Более того, если речь идет о женщине, которая сидит дома с малышом... То ей довольно сложно развиваться как-то отдельно от малыша. Но если она серьезно подойдет к изучению принципов воспитания — перед ней открывается огромное поле для саморазвития.

Чему нужно учиться?

На этот счет очень хорошо говорит Марина Таргакова. Вот это видео:

Марина Таргакова говорит о двух типах педагогики: авторитарной и гуманной. Авторитарной педагогике не нужно учиться, она у нас в крови. Это — метод «кнута и пряника». Хвалим за хорошее поведение и наказываем за плохое.

Есть еще гуманная педагогика, в которой мы стараемся отойти от . Стараемся донести до ребенка суть правил, почему они так необходимы нам. И концентрируемся на выстраивании отношений с малышом, на принятии, уважении и любви.

Вот гуманной педагогике почти никто не научился от своих родителей. Но мы можем изменить свой подход к общению с детьми. Можем научиться воспитывать свою кроху более мудро и осознанно. Но для этого нужно активно работать в этом направлении.

И здесь нам как раз поможет гуманная педагогика. Изучая ее, мы делаем сразу две вещи:

  • сами становимся лучше, становимся достойным примером для детей;
  • грамотно доносим до своих малышей правила этого мира, грамотно знакомим с миром и учим общаться.

Настоящая педагогика делает нас:

  1. Терпеливее. Без этого невозможно воспитание без наказаний!
  2. Осознаннее. Мы сами учимся видеть природу вещей, смысл общепринятых правил.
  3. Учит раскрывать в себе творческую природу. Как еще научить малышей видеть во всем творчество?
  4. Учит принимать и любить, несмотря ни на что.
  5. Развивает в нас страсть к обучению, любознательность. Как еще отвечать на бесконечные вопросы своего чада?
  6. Уничтожает наше эго. И проводит с нами другие удивительные метаморфозы.

Выводы

Я считаю, что нужно работать над собой в разных направлениях. Развиваться духовно, работать над своими общечеловеческими качествами, учиться выполнять обязанности хорошей жены... И при этом изучать воспитание.

Изучать его можно по-разному. Манипулирование детьми не приведет ни к чему хорошему. Но , гуманная педагогика затрагивают личность родителей, меняет их изнутри. И помогает установить хороший контакт с малышом.

Когда женщины говорят, что невозможно воспитать детей, что важен лишь личный пример, то хочется спросить: «А что лично вы делаете, чтоб стать таким хорошим примером?»

Если женщина действительно серьезно работает над собой, действительно активно растет — это другая ситуация. Но чаще всего подобные слова просто служат отговоркой, чтоб ничего не делать.

Видео с Шалвой Амонашвили:

Я желаю вам счастливого материнства! Сделайте репост этой статьи в социальных сетях и подпишитесь на обновления блога. До новых встреч!

Возможно многим родителям тема «воспитание ребенка до года», покажется нелепой, разве можно воспитывать такого кроху? Психологи и педагоги хором отвечают можно и нужно.

Воспитание ребенка до года крайне важно, ведь до 3х лет закладывается его характер и упустив первый год, можно легко избаловать ребенка. Вопрос «как правильно воспитывать?» и здесь мнения расходятся.

Тема избалованности грудных детей очень сложная и не однозначная, для того, чтобы в этом убедиться достаточно зайти на любой из мамских форумов и почитать темы о детском плаче, совместном сне, ношении ребенка на руках и т.д.

Сколько сторон — столько и мнений?

Мнения диаметрально противоположные, кто-то утверждает, что ребенка до года просто невозможно избаловать, поэтому необходимо удовлетворять любой каприз малыша. Сторонники данной теории, как правило, кормят малыша по каждому плачу, спят вместе с ним и не спускают ребенка с рук.

Их оппоненты впадают в другую крайность – приучают ребенка самостоятельно засыпать, не берут на руки без необходимости и дают малышу «прокричаться».

На мой взгляд, истина, как всегда, где-то посередине. Каждая мама одарена природой такими замечательными качествами как материнский инстинкт и женская интуиция. Но есть небольшой нюанс, к этим качествам нужно добавлять хотя бы немного здравого смысла и постоянно одергивать себя вопросом «есть ли логика в моих действиях?»

Потому как очень легко в пасть в одну или другую крайность — раствориться в малыше и избаловать его или лишить малыша детства и создать кучу комплексов. Ни то, ни другое, ни к чему хорошему не приведет.

Избаловать малыша действительно можно, дети с самого раннего возраста начинают очень хорошо улавливать настроения взрослых, не надо быть психологом или педагогом, чтобы увидеть, как один и тот же ребенок, даже самый маленький, по-разному ведет себя с разными взрослыми.

Что важно?

  • В первую очередь, крайне важны внутреннее спокойствие и положительный настрой родителей. Если малыш кричит не нужно сразу впадать в панику, спокойно подойдите к малышу, поговорите с ним, улыбайтесь, попробуйте выяснить причину крика, если ничего не помогает, так же спокойно возьмите малыша на руки и успокойте.
  • Не менее важно, уметь чувствовать и понимать своего ребенка, если вы видите, что малыш откровенно вредничает, а это, как правило, написано на его хитреньком личике, не нужно потакать его капризам, просто попробуйте переключить его внимание на что-то другое. Например, ребенок специально выплевывает соску, чтобы привлечь ваше внимание и заставить ее каждый раз подавать, уберите соску в сторону и не показывайте ее в ближайшее время. Попробуйте переключить его внимание на игрушку или что-то другое, а когда ребенок уже забудет о соске, можно будет ему ее вернуть.

В споре рождается истина

Теперь давайте вернемся к спорным вопросам, совместного сна, кормления по требованию и ношению ребенка на руках.

❓ Что касается совместного сна, лично я ничего плохого в этом не вижу. Если так удобно и вам и ребенку, то почему бы и нет. Большинство малышей нуждаются в ритуале засыпания, так уж устроена психика малышей, что им сложно самостоятельно успокоится и «переключится» с активного бодрствования на сон. И нет ничего плохого, что этим ритуалом будет совместный сон с мамой. А вот заставлять ребенка по пол часа орать перед сном в кроватке и ждать, по методике Спокка, когда он самостоятельно заснет, может быть весьма травматичным для психики ребенка.

❓ Кормить ребенка по требованию или по часам, каждая мама может решить только исходя из особенностей своего ребенка и собственного удобства. Здесь, как и во всем, главное не допускать перегибов. Если кормите по требованию, это не значит, что нужно по любому крику предлагать ребенку еду, сначала убедитесь, что ребенок хочет именно есть, в противном случае, вы рискуете приучить ребенка «заедать» стресс. Если кормите по часам, и видите, что малыш явно хочет есть, не обязательно дожидаться положенного времени.

❓ Грудные дети, действительно, очень нуждаются в постоянном контакте с матерью, к тому же на руках у взрослых малыш чувствует себя увереннее и ему так комфортнее изучать мир. Но, также, у малыша уже должно быть личное пространство – например его кроватка, где ребенок будет чувствовать себя защищено и сможет учиться играть самостоятельно. Поэтому необходимо правильно распределять время бодрствования ребенка – часть времени вы вместе играете в развивающие игры, учите ребенка сидеть, ходить и т.д соответственно возрасту, а другой, более маленький отрезок времени, ребенок играет самостоятельно.

Каждая мама самостоятельно отвечает на вопрос «как воспитывать малышей до года», исходя из собственного мировоззрения, советов родственников и прочитанных книг по педагогике и психологии, но главным фильтром полученной информации должны быть: материнский инстинкт и логика, которые должны работать одновременно.синхронно парно

Ирина Лозицкая, семейный психолог.

На прошлой неделе мне с двухлетней дочкой Яськой пришлось по работе оказаться в одном бизнес-центре. Встреча прошла хорошо, а вот в лифте вышло вот что: в нём уже ехало несколько офисных работников, когда мы с дочерью сели на пятом этаже. Ясе непременно надо было стоять на полу, а не сидеть на руках, при этом ей хотелось перемещаться в небольшом пространстве, цепляясь кокетливо дядям за карманы брюк и хватая тёть за колготочные ноги. Засовывая при этом плюшевого Мишку тётям под юбки. А дядям в штанины. Ку-ку, Мишка. Где же Мишка? Ку-ку!

На следующем этаже лифт остановился. Зашли новые люди - мы уплотнились. Ясины планы не изменились. В конце пути в лифт зашел рабочий с чемоданчиком инструментов и какими-то кабелями. Чемодан дядя-рабочий держал над головой, больше его негде было пристроить. Чемодан, был, судя по всему, довольно тяжелый. Тёти держались за колготочные ноги. Дяди уворачивались от Ясиного настойчивого внимания. Кто-то совершенно меланхолично произнёс: «Смешались в кучу кони, люди»… И разрядил обстановку. Все засмеялись - громко, заразительно, будто на концерте Хазанова.

Когда я рассказала эту историю в своём блоге, меня все осудили: не пристало. Нельзя детям давать волю. Нельзя допускать, чтобы они хватали тёть и дядь. Нужно держать на руках. В ежовых рукавицах. И воспитывать, воспитывать, воспитывать.

В моём лексиконе нет слова «воспитывать». Есть - помогать расти. По мере своих сил я помогаю дочке расти, а описанная ситуация стала для меня поводом поразмышлять об обратной, изнаночной стороне появления детей. О том, что сладкие кукольные малышарики, на которых хочется умиляться до потери пульса, теребить их за щечку и тетешкать до бесконечности - это лишь малая часть общей картины.

Очень часто детки создают сложности и даже доставляют неприятности не только родителям, но и окружающим. Ставят в неловкое положение. Испытывают на прочность.
И начинается все это еще раньше, чем малыш родился.

***
Две полоски! А вместе с ними - невероятные прыщи на лице. И что там на лице - на теле. Сроду не было. И пигментация... Коллеги смотрят на тебя косо - ты снова сорвала им совещание. Ты должна была докладывать о своем проекте, но ты искренне считаешь, что проект у тебя сейчас один. И из-за него ты снова задержалась у врача. Деловые партнёры переглядываются между собой, когда ты, говоря о планах на следующий квартал, употребляешь термин «триместр». Админ простил тебя за съеденные печенюшки. Ты не смогла сдержаться, а он… Он простил. На первый раз.

Ты просишь коллег не приходить на работу простуженными - тебе сейчас нельзя заражаться - первый триместр. А у них горят сроки и насыщенная ночная жизнь. И они приходят, кашляющие и сморкающиеся, а ты их ненавидишь. А они тебя.

Ты просишь коллег не создавать сквозняков. И они парятся в духоте. Ровно 10 минут. А дальше открывают одновременно окна и дверь. А у тебя второй триместр.

И - не в службу, а в дружбу - ты просишь коллег купить тебе мороженое. Развесное. Фисташковое. Не срочно, в течение 3 минут. Тебе самой уже непросто подниматься пешком на 5 этаж. А без фисташкового мороженого дольше 3 минут ты вряд ли проживешь. Третий триместр.

И это не считая того, что ты тихонько - конечно, весь офис услышал - пукнула во время празднования дня рождения руководителя соседнего отдела. В неформальной, так сказать, обстановке. Коллеги, наверное, не знают о том, что у беременных женщин повышается газообразование. Но ты же не станешь делать массовую рассылку со статьёй «Команда газы дана для всех?» о том, как оно бывает, если ты в интересном положении. А как ты испортила аппетит коллегам, когда программист решил отобедать тушеной печенкой? Конечно, тебя вырвало не на стол, а рядом. Но есть после этого никто не стал.

***
Дальше - роды. Непростое переживание для всех троих. Которое определяет многое, если не всё. И эстетика в этом переживании играет последнюю роль. А ты ведь так привыкла быть безукоризненной - и вообще в жизни, и для мужа в частности. А тут - сплошная физиология. Вдоль, поперек, наизнанку. И тебе даже смешно вспоминать, как ты переживала, пукнув перед коллегами. Вот пуканье перед мужем и врачами, каканье параллельно с родами, унизительное зашивание, трещины на сосках…

Понятно, ради чего всё это. И понятно, что это общее переживание сделало вас настоящей семьей. Вот только цена высока для тебя. Ты же читаешь «Космо» и всю жизнь стремилась быть такой как он, глянцевой.

***
И вот ребенок. Сладкий. Который своим криком сначала не даёт спать соседям по палате в роддоме (у всех дети как дети, а у тебя…), потом - просто соседям, (с утра они смотрят на тебя исподлобья и не предлагают помочь спустить коляску), а когда ты едешь с почти годовалым ребенком в поезде, из-за него не спит весь вагон. Всё понятно, зубы. Но те, у кого назавтра работа, свидание, отпуск, да мало ли что - забыли, что и у них когда-то резались зубы. И у их детей. Им просто хочется спать.

А однажды ты в первый раз выходишь с ребенком в свет - невозможно же бесконечно сидеть дома и гулять на детских площадках, и сидишь в кафе - красивая, с макияжем и маникюром, а твой сын на радостях ползает рядом и облизывает кафель. И люди переглядываются, и говорят тебе, что ты ехидна, а ты молчишь - ведь об этом мороженом и об этом глинтвейне ты мечтала почти год. А когда глинтвейн выпит, ты берешь ребенка на руки (за соседним столиком улыбающийся мужчина, будто из кино, по сценарию он смотрит на тебя так, как муж не смотрел уже две тысячи лет)… и твой сын сначала выливает тебе на рубашку чашку кофе (остывшего, и то ладно), а потом ловким движением руки расстегивает все кнопки на ней. Ррррррррраз! - и готово. И заливисто хохочет. И лучше бы этот кинематографичный блондин сейчас же ушел из кафе. Но он почему-то не уходит. А у тебя - камера наезжает, время замедляется - бельё совсем не как в фильмах. У тебя кормительный лифчик, в эпицентрах которого читаются следы засохшего молока. Да, пожалуй, тебе не нужен был этот глинтвейн.

Потом вы с малышом начинаете ходить на развивающие занятия, и оказывается, что твой сын вовсе не самый сообразительный в группе. А самый драчливый. Он бьет всех детей и отбирает у них игрушки. А другие мамы перешептываются между собой о том, какое воспитание ты дала своему ребенку, и ты чувствуешь себя изгоем.

И будет еще много некрасивых ситуаций, в которые ты бы никогда не попала, не будь у тебя ребенка. Будут порванные колготки (он не подумал, что не надо кидать в тебя котом), будут родительские собрания (в твоё время ни у кого из одноклассников не было двух дневников), будет дурацкое ПТУ (красиво названное лицеем) вместо престижного вуза. Будут соседи, с которыми он не поздоровался (разбил стекло, поджёг почтовый ящик).

Он совсем не такой, твой ребенок, каким ты его себе придумала. Он другой. Он злится, если ему одевают пижаму - хочет спать голым, даже зимой. И спит, стягивая ненавистные штаны во сне. Где-то с полутора лет. И до сих пор. Он с другой планеты - ему нравятся не те мультфильмы, что тебе. Не те ранцы, что тебе. Не те девочки, что тебе. Не те футбольные команды (с этим ты давно смирилась) и не те художники (ты готова до бесконечности листать альбом Климта, зная, что ему это понравится).

Но он - твой ребенок. И всё, что ты можешь сделать - всегда быть на его стороне. И смотреть те мультфильмы, что нравятся ему. И покупать те ранцы, что выбрал он. И восхищаться теми девочками, что… (хотя как можно ими восхищаться, уму непостижимо! Но придется восхищаться. Иначе никак.)

Он ведь твой. Ребенок. А Климт - Климт не так уж плох, если разобраться. То есть очень даже хорош Климт. Ты это сейчас поняла. Как и «Зенит». Особенно времен Адвокаата.

***
Кажется, я начинала с другого.
С лифта, где Яся хватала тёть за колготочные ноги и засовывала Мишку дядям в штанины.
Знаете, у дядь был выбор. Они видели, что лифт полон, и могли бы не заходить в него, не перегружать, дать Ясе пространство для манёвров. Поехать на следующем. Но они сели и, может, они станут чайлдфришниками. А может, наоборот.

А у меня выбора не было. Я не могла взять Ясю на руки, потому что она начала бы дрыгать ногами так, что дядям и тётям было бы куда хуже, чем от мишкиных поползновений. А мне - мне было бы хуже в разы. Воспитывать же Ясю в тесном пространстве лифта на публике в течение одной минуты - не мое амплуа. Она, конечно же, сделала бы всё ровно наоборот. А проигрывать я не люблю. Тем более в играх, где я заранее обречена на провал.

Это мой ребенок. И это мой выбор. И если я не могу изменить ситуацию, я изменяю своё отношение к ней. И говорю о том, что случилось, с юмором и позитивом. Тем более, что - честное слово - из лифта обиженным никто не ушел. Все хохотали. Кроме того самого рабочего, который держал над головой чемодан. Но у него для угрюмости была причина. Чемодан был тяжелым.

Нужно ли воспитывать взрослых людей?

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра педагогики, психологии и психолингвистики

Нужно ли воспитывать взрослых людей?

Подготовил:

Студентка 2 курса

Лечебного факультета гр. Л-202

Даровская Вера

Проверил:

Старший преподаватель

Моисеева Ольга Николаевна

Самара 2007

1.Введение…………………………………………………………………..3

2.Развитие педагогики…………………………………………………….4

3.Современные взгляды на решение проблемы……………………….8

* ТРИЗ-педагогика………………………………………………………………….9

* Воспитание студентов…………………………………………………………...13

4.Заключение………………………………………………………………17

5. Список литературы…………………………………………………….18

Введение.

В Толковом словаре С.И. Ожегова написано: \"Педагогика - это наука о

воспитании и обучении\". Нельзя не заметить, что возраст в данном

определении не указывается. Т.о., эта наука нацелена не только на обучение

и развитие детей, но и взрослых, у которых уже сформировались характер,

собственная система взглядов, менталитет. Многие говорят: «Взрослого не

переделаешь. Корни этого заблуждения понятны: воспитывать сформировавшихся

личностей сложнее, чем детей, поэтому проще сказать - \"воспитание взрослых

невозможно\" и отвернуться от проблемы. Можно и нужно образовывать человека

всю его жизнь. Я выбрала эту тему, потому что хочу опровергнуть это

сложившееся мнение. Конечно, чтобы воспитать полноценную личность, и

следовательно, состоявшегося члена общества нужно начинать с детства,

воспитывая его нравственность, прививать определенный тип мировоззрения, в

том числе экологическое.

В своей работе я ставлю следующие цели:

* Рассмотреть основные вехи становления педагогики, которые направлены

на изучение человека, становления его как личности и воздействие на

него с помощью различных методик, которые применительны и к взрослым

* Выяснить, какие методики предлагает педагогика наших дней, в чем

проблематика ее в решении многих вопросов воспитания личности,

направленность ее на различные сферы жизни человека, в частности:

* Решение вопроса, стоить ли воспитывать студентов;

* Становление полноценной семьи, которая может воспитать своего

ребенка в соответствии с требованиями современного государства,

которому нужны честные и воспитанные люди;

* Воспитать личность, способную реализовать национальную идею страны;

* Воспитание в человеке личность с экологическим мировоззрением,

который будет осознавать ограниченность ресурсов и таким образом

улучшит плачевное катастрофическое состояние нашего родного дома, а

также еще многое другое.

Развитие педагогики.

Прошлое нашей философии, педагогики, культуры в целом богато плодотворными

идеями, которые не были вполне реализованы в свое время, но могут дать

мощный импульс для развития современной мысли…

В русской педагогической психологии всегда был велик интерес к проблемам

формирования духовного облика человека, воспитания высоконравственной

личности. Им уделяли большое внимание не только педагоги и психологи, но и

крупные ученые других специальностей, что обусловило непреходящее значение

многих разработанных ими научных принципов воспитания. Освоение

исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями, составляет

необходимое и важное звено в разработке проблем формирования личности на

современном этапе, ибо, как указывал В. И. Ленин, предыдущий опыт

составляет ту «подножку, с которой мы должны ступить дальше» .

В качестве критерия условного подразделения на отдельные этапы ее развития

взято понимание основных задач, стоящих перед ней на том или ином

историческом отрезке времени, трактовка ее предмета, основное направление

и характер исследований, масштаб научной деятельности (отражающиеся в

количестве и характере литературы).

Возникновение научной педагогической психологии следует отнести к

середине XIX в.Чем было обусловлено ее возникновение?

Этому способствовал ряд факторов - как научных, так и общеисторических,

свойственных как мировой науке, так и специфических для России.

Все большее место в философии и в естествознании стала занимать идея

развития. В сочетании с бурным ростом естественных наук, в особенности с

созданием эволюционной теории и успехами в изучении мозга и органов

чувств, она положила конец господству метафизической психологии, открыла

возможность подлинно научного познания человека. Это послужило толчком к

широкому распространению мысли об огромных возможностях воспитания как

средства общественных преобразований. Эта не новая идея в связи с успехами

в развитии наук о человеке получала качественно новый акцент. Возможность

научного познания человека вселяла надежду найти способы сознательного

целенаправленного управления формированием личности и тем самым влиять на

общественное развитие. Поэтому интерес к построению научных основ

воспитания получил большой не только научный, но и общественный резонанс.

Для российской педагогики середины ХIХ века характерно усиление

гуманистических тенденций. Идеи гуманизма, заложенные в работах

Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского, получили развитие в педагогических

воззрениях и концепциях отечественных педагогов. Одним из центральных

понятий гуманистического подхода в педагогике является понятие \"личность\":

говорится о личности педагога, ребенка, о воспитании личности, создании

условий для ее формирования и т. д. Признается, что личность человека

представляет наибольшую ценность и ее развитие - основная цель

педагогической деятельности, а одна из основных задач педагогики -

создание условий для самореализации личности.

Идеологической и философско-методологической основой гуманистического

подхода в современной отечественной педагогике является мировоззренческая

система, сформировавшаяся в эпоху Возрождения и существующая в современной

культуре в измененном виде до сих пор. Основные установки гуманизма как

социокультурной традиции состоят в признании человека высшей ценностью,

всегда - целью и никогда - средством; в утверждении, что человек - \"мера

всех вещей\", то есть, что потребности и интересы человека являются

основным критерием для создания и функционирования социальных институтов;

в признании за каждым человеком прав на свободу, развитие, реализацию всех

его возможностей как основы равенства всех людей.

Но для гуманизма характерен антропоцентризм, то есть рассмотрение человека

как вершины эволюции, как самого совершенного, самого разумного и

могущественного существа. Человек, в силу своей изначальной активности,

энергии и разума, в состоянии преобразовать и покорить окружающий мир,

использовать его в своих целях. По сути дела, человек в системе

гуманистических воззрений приобретает атрибуты божества: всемогущество,

безграничную мудрость, всесилие, всеблагость.

Изменилось господствующее представление о взаимоотношении человека и

общества, по-новому стал ставиться вопрос о целях и задачах воспитания.

Начиная с петровских времен, его основной задачей была подготовка к

определенной служебной деятельности. Теперь же первоочередной задачей

воспитания становилось формирование высоких нравственных качеств человека.

Особое значение в распространении этой идеи имела статья Н.И. Пирогова

воспитания с глубокими философскими вопросами о сущности человеческого

бытия и выдвигавшая на первый план задачу воспитания в человеке прежде

всего Человека, т. е. человека как высоконравственной личности. В качестве

мерила нравственной зрелости Н.И. Пирогов поставил стремление человека

осознать цель и смысл своей жизни, выработать твердые убеждения и на

основе познания своих сил и возможностей найти то поприще, на котором он

может принести наибольшую пользу обществу. Анализируя педагогические труды

Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинский отмечал, что принцип воспитания в человеке

прежде всего человека - это не только философский принцип, но и

«требование здравой педагогики, основанной на психологии» .

Интерес к человеку и его воспитанию, критический анализ существующей

системы воспитания и обучения привели к убеждению в необходимости

разработки научной теории воспитания. Постановка вопроса о необходимости

разработки теории воспитания вносила качественно новый элемент в решение

педагогических проблем. Из нее логически следовал вопрос об основных

источниках построения теории воспитания. Важнейшую роль в разработке этого

вопроса сыграл К. Д. Ушинский. Назвав человека предметом воспитания, он

показал, что для разработки теории воспитания необходимо знание комплекса

наук о человеке. Основными источниками теории воспитания он считал

психологию, физиологию и логику, особо подчеркнув значение психологии.

Воспитание Ушинский рассматривал как \"создание истории\". Предметом

воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека

во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех

отношениях. Педагогика, организуя процесс целенаправленного

(\"преднамеренного\") воспитания, использует достижения наук о человеке,

которые Ушинский называл \"антропологическими\", - философии, политэкономии,

истории, литературы, психологии, анатомии, физиологии и др.

В развитии человека решающую роль ученый отводил исторической

преемственности человеческих поколений. Воспитание, утверждал он, помогает

новым поколениям идти по дороге в будущее, «... действуя заодно с другими

общественными силами...»; оно, «... совершенствуясь, может далеко

раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и

нравственных». Цель воспитания - формирование активной и

творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и

физическому, как высшей форме человеческой деятельности.

Основоположниками нового подхода (кроме К. Д. Ушинского видными деятелями

его были Н.X. Вессель и П.Д. Юркевич) к задачам воспитания и обучения

многое было сделано не только для разработки теоретических проблем, но

предпринимались попытки показать пути применения общих положений к решению

конкретных проблем. Помимо капитального труда «Человек как предмет

воспитания», К.Д. Ушинский создал учебные книги «Детский мир» и «Родное

слово» и руководства по преподаванию по ним. Н.X. Весселем была написана

«Опытная психология в применении к воспитанию и обучению» и двухтомное

«Руководство к преподаванию общеобразовательных предметов», П.Д. Юркевичем

были изданы «Чтения о воспитании» и «Курс общей педагогики».

Значение периода 60-х гг. в русской педагогической психологии определяется

тем, что на основе гуманистических и демократических традиций, сложившихся

в эти годы, выросла плеяда ученых широкого диапазона, ставивших во главу

угла своей деятельности научный, общественный и гражданский долг. Эти

ученые стремились к всестороннему исследованию человека, имея в виду в

качестве конечной цели формирование высоконравственной личности. При этом

они проводили большую организационную работу в области науки (организация

научных учреждений, печатных органов и т. п.) и в области просвещения

(общеобразовательные курсы, курсы повышения квалификации и т. п.).

Конец XIX - начало XX в. во многих странах характеризовались усилением

интереса к проблемам возрастной и педагогической психологии. Не случайно

во всем мире широкую популярность получила книга шведской писательницы Э.

Кей «Век ребенка», суть которой выражалась мыслью о том, что «через

потомство, которое мы себе создаем, мы можем до известной степени как

свободные существа предопределить грядущие судьбы человечества» .

Русская педагогическая психология развивалась в тесном контакте с

движением мировой научной мысли. Проблемой занимались также известные

иностранные психологи, среди которых можно выделить имя Юнга. Он считал,

что лишь обретя индивидуальность можно стать полноценной личностью.

Восхождение к индивидуальности состоит в преобразованном применении

возможностей прошлого в настоящем, в современной культуре. Юнг

рассматривал процесс совершенствования как движение по пути индивидуации.

Процесс индивидуализации поддерживает определенные черты в каждом индивиде

в соответствии с типом личности, наиболее адекватным для данной культуры.

Поэтому люди поразительно похожи друг на друга, если мы их недостаточно

понимаем. Можно предполагать, что внутри этого типа личности постепенно

зреет определенная индивидуальность, отличающаяся от того, как ее

воспринимает окружение. Естественно, он искал ту скрытую, подлинную

индивидуальность, которая должна быть реализована в жизни или в

последовательности жизней. То, что реализуется сегодня, по его мнению, уже

существовало в прошлом в виде архетипа данной личности.

Самосовершенствование должно учитывать то обстоятельство, что прошлое

влияет на настоящее. Эти скрытые черты он искал в мифах, порожденных

анимистическим восприятием мира. Путем самопогружения и медитации он

пытался вызвать образы бессознательного, чтобы получить какое-то

обоснованное представление о конечной цели индивидуации.

Некоторые идеи прошлого в педагогике используются и по сей день.

Современные взгляды на решение проблемы.

Радикальное изменение всей общественно-политической жизни страны и, как

следствие этого, разрушение государственной идеологии, с которой прежняя,

советская, педагогика была теснейшим образом связана привело к так

называемому педагогическому вакууму. Резкий разрыв с ранее официально

принятой философской теорией образовал пустоту в фундаменте педагогической

науки, что, с одной стороны, благотворно повлияло на ее развитие, так как

появилась степень свободы, прежде не возможная, но, с другой стороны,

привело к определенной растерянности и разброду, которые всегда

сопровождают на первых порах ситуацию свободы. Положение современной

отечественной педагогики явно показало насущную необходимость философских

и методологических обоснований педагогической теории и практики. Не

удивительно, что в условиях большей свободы идеи подлинного гуманизма

вновь стали чрезвычайно популярны в нашей стране. Это можно наблюдать и в

педагогике. Усиление гуманистических тенденций является своеобразной

реакцией на прежний антигуманизм, отсутствие свободы и возможности

свободного творчества в области педагогики.

Само по себе нарастание гуманистических тенденций в области педагогики

можно только приветствовать. Эти тенденции, несомненно, способствуют

развитию педагогической теории и практики. Создание педагогической

парадигмы в рамках гуманистической традиции даст определенный импульс для

возникновения новых идей, сделает психологическую и педагогическую

практику более гуманной и эффективной. Но вместе с тем необходимо

понимать, что гуманистическая, личностно-ориентированная педагогика - это

лишь один из этапов в развитии мирового педагогического процесса.

Ограниченность современного гуманизма связана с его антропоцентрической

основой. Именно представления о человеке как центре мира, о его

изначальном превосходстве и совершенстве легли в основу оправдания всех

деяний человечества. Общечеловеческий эгоизм, неразумная активность,

непонимание того, что человек - только часть реальности и зависим от

окружающего мира, своеобразная гордыня, в религии считаемая грехом,

привели человеческое общество к концу второго тысячелетия к плачевному

состоянию. Ряд мыслителей ХХ века констатировали крах гуманистических

надежд, а следовательно, и идей самого гуманизма в наше время.

В основание новой педагогической парадигмы должны быть положены иные

антропологические представления. Необходимо на основе уже существующих

философских, психологических, естественно-научных представлений о

человеке, которые отражают современный уровень развития культуры, создать

педагогическую парадигму, которая позволит сформулировать принципы, цели,

ценности современной педагогики, адекватные потребностям современного

человека и общества в целом. Именно на современном этапе формируется

ТРИЗ-педагогика, которая нацелена на улучшение всей жизни за счет

правильного воспитания подрастающего поколения.

ТРИЗ-педагогика.

Эта наука возникает именно тогда, когда:

Уровень нравственности людей руководящей элиты в настоящее время уже

ниже нормы выживания государства и имеет тенденцию понижаться. (Вспомните

войны, современное вопиющее неравенство уровня благосостояния людей,

коррупция, беспредел, обман людей банками и через средства массовой

информации, заложничество, массовая преступность, забитость народа…);

Институт семьи имеет тенденцию разрушаться, а ведь все основные качества

человека закладываются в самом раннем детстве, то есть в семье;

Количество информации нарастает по закону показательной функции, а

физиологические возможности человека воспринимать такое количество

информации, исчерпаны;

Мир стремительно усложняется и содержание учебных программ отстает от

требований жизни к образованию;

ТРИЗ-педагогика (Теории Решения Изобретательских Задач), миссия которой

реализация национальной идеи в нашей стране, строится на основе:

1) системы человеческих ценностей;

2) заповедей нравственности и идей гуманизма;

3) объективных Законов Развития Социальных Систем;

4) предыдущего опыта педагогики, психологии, социального управления,

истории развития человечества;

У этой науки много задач, но я хочу рассказать лишь о некоторых мерах

ТРИЗ-педагогики, направленных именно на взрослых людей и при этом

показать, что педагогика нацелена на все возрастные категории. Итак,

1Воспитать таких людей, которые будут в состоянии реализовать национальную

идею России.

То есть будут возрождать Россию, как великую, процветающую, независимую

державу во всех проявлениях - духовной, интеллектуальной, социальной,

экономической, научной, политической, военной, а так же будут

способствовать росту благосостояния людей, их нравственному и культурному

развитию.

Какими качествами необходимо обладать для этого?

Быть глубоко нравственной личностью, иметь правильное представление об

истинных и мнимых ценностях бытия, быть интеллектуально развитым,

культурным человеком, иметь активную позицию в жизни, быть непримиримым

борцом со злом, иметь свою благородную Достойную цель, быть смелым,

волевым, трудолюбивым человеком, четко представлять себе, что надо делать,

чтобы преобразить Россию, чтобы создать процветающее, справедливое,

правовое общество и уметь это сделать.

2. Воспитать важнейшее качество личности - это нравственность.

Среди классических направлений развития личности: физического,

умственного, эстетического, трудового и нравственного, - нравственное

воспитание является важнейшим, С большим основанием можно считать, что

\"нравственность спасет МИР\"! Слова Достоевского: \"Красота спасет Мир\"

можно понимать в том смысле, что спасет Мир духовно красивый человек,

красота его души. А духовно красивый человек - это, прежде всего, человек

нравственный.

Нужно отметить, что нормами (критерием) нравственности предлагается

библейские заповеди, \"золотое правило\", неприкосновенные права человека,

записанные во \"Всеобщей Декларации прав человека\", принятой Генеральной

как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе\"). Это такие

моральные нормы, нарушение которых повлечет за собой, по большому счету,

ущерб для его же собственных интересов. Каждый человек должен строить храм

в душе своей или, хотя бы, идти по дороге к храму.

Прекрасным дополнением к библейским заповедям являются мудрые заповеди

Дмитрия Лихачева. Нужно отметить, что человечество научилось писать

законы, но не научилось их исполнять. Без нравственности не действуют

государственные, юридические, экономические законы, появляется агрессия и

национальная вражда. Для добровольного неукоснительного выполнения норм

нравственности у человека должно быть воспитано очень много духовных

Проблема воспитания человека для педагогики сложная, потому, что сложна

природа человека. Сначала надо абсолютно четко и однозначно установить в

педагогике приоритет воспитания нравственной чистоты и неукоснительного

соблюдения человеческих ценностей над развитием всех других качеств

личности и над обучением!

Правонарушения происходят сознательно, в основном, от безнаказанности (нет

«внешних тормозов») и от невоспитанности (нет «внутренних тормозов»).

Поэтому надо создавать и «внешние» и «внутренние» тормоза. «Внешние

тормоза» - это справедливые юридические законы и система мер, насильно

обеспечивающая их неукоснительное выполнение всеми членами общества, а

«внутренние тормоза» - это совесть. Первое создает государство в лице

правоохранительных органов и юридических законов а второе - создает

воспитание, и тут велика роль педагогики, и, в частности, раннего

воспитания нравственности, на которое и обращает внимание ТРИЗ-педагогика.

А вот создавать справедливые законы должны только люди со сформированными

«внутренними тормозами».

3. Особое значение придавать воспитанию честной элиты

Известно, что эффективность деятельности любой системы сильно зависит от

подсистемы управления. Известно, что историю делают личности и что

государства ошибаются так же, как ошибаются личности. Отсюда следует, что

в жизни общества велика роль государственных чиновников и интеллектуальной

элиты. Вырваться из кризиса Россия сможет, если в управление страной, в

законодательство, в бизнес, в технику, в педагогику придут творческие

люди, профессионалы с горячим сердцем и чистыми руками, для которых

интересы и благосостояние народа будут выше личных и корпоративных

интересов.

Настоящий государственный деятель и политик не имеет права думать о себе.

Это должны быть особые люди - лучшие люди страны, элита, и их надо

специально \"выращивать\". Чем больше власти у человека над другими людьми и

чем выше его должность, тем больше у него возможность влиять на судьбы

страны и тем меньше у него права на ошибку, ибо его ошибки могут очень

дорого стоить народу, поэтому, тем в большей степени он должен быть

творческой личностью, честен, умен, профессионален, культурен и образован.

С другой стороны, чем выше у человека должность, тем больше соблазнов и

тем безнаказанней он может \"воровать в особо крупных размерах\", поэтому он

должен быть нравственно устойчивым человеком, должен успешно пройти

проверку властью, деньгами и славой (как говорят, \"медными трубами\").

Когда растет безнравственность элиты - цивилизации гибнут.

Чтобы добиться успеха в решении проблемы нужно:

Первое - готовить \"думающую часть чиновничества\", новую, умную, честную,

творческую, отважную, профессиональную, интеллектуальную элиту страны из

одаренных детей, которая должна уметь предвидеть решающие повороты

национальной судьбы страны и действовать. В этом долг одаренных людей

перед страной.

Второе - надо готовить лидеров, честных, умных и знающих одаренных

лидеров. Методики имеются.

Третье - Разумеется, хорошо воспитывать и учить надо всех людей во всех

учебных заведениях. Согласитесь, ведь в каких-то школах и ВУЗах сейчас

учатся будущие президенты, премьеры, генеральные прокуроры и будущие

значимые люди России. Школа должна в первую очередь готовить не юных

бизнесменов или других узких специалистов, а людей воспитанных, честных,

гордых, умных, широко образованных.

При этом надо учить методикам ТРИЗ и современных государственных

чиновников и их детей.

4.Взрослых надо не только учить, но и воспитывать.

Воспитание взрослых возможно и не менее важно, чем воспитание детей. Мы

знаем немало примеров того, как, получив власть и возможность безнаказанно

нарушать законы, \"честные\" люди их нарушают совершенно осмысленно,

используя свое служебное положение для самообогащения в фантастических

масштабах. Более того, \"честные\" люди совершенно осмысленно принимают

законы, далекие от справедливости. Но ведь когда-то эти взрослые люди были

детьми и их воспитывали! Это недоработка педагогики. Конечно, \"нуверс\"

(необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей) и

\"асинхронат\" (разрыв во времени между созреванием возможностей и началом

их развития) к взрослому уже не применимы, так как количество лет перешло

в качество, поэтому для перевоспитания взрослых нужны другие подходы. И

это тоже проблема педагогики.

5. Воспитать в людях активную позицию и непримиримость к нарушению норм

нравственности.

Верно говорят, что каждый народ заслуживает своего правительства.

Свободолюбивый гордый народ не позволит правительству угнетать себя и

плохо собой управлять.

Активная позиция в жизни, борьба за лидерство - это хорошо или плохо?

Обычно считается достоинством скромность и терпимость. Но скромность,

тактичность и терпимость не исключают непримиримого отношения к хамству, к

наглости, к обманам, к несправедливости, к насилию. Можно быть терпимым к

другому мнению, но нельзя быть терпимым к нарушениям законов

нравственности ни в большом, ни в малом.

Для борьбы за справедливость требуются и силы, и воля, и убежденность. И

хорошо, если именно такой человек будет лидером и будет иметь бойцовские

качества. И еще у такого человека должно быть одно качество - он должен

видеть недостатки и уметь их исправлять.

6.Научить людей быть счастливыми

Человек чувствует себя счастливым, если большинство его способностей и

потребностей реализовано. Если учесть, что государство отказалось от

многих взятых на себя обязательств перед своим народом (обеспечение

работой, достойной жизнью, равными возможностями, справедливыми законами и

равенством перед ними и т.д.), то у педагогики появилась необходимость

готовить людей, способных счастливо жить и в этих новых реальных условиях.

Поэтому ТРИЗ-педагогику можно назвать и \"Педагогикой счастья\" и

\"Педагогикой реальной жизни\".

Наверно, не надо доказывать, что хорошо развитые качества творческой

личности, если на 100 % и не сделают человека счастливым, то дадут ему

полную \"уверенность в завтрашнем дне\", возможность управлять своим

будущим, своевременно выявлять проблемы и их преодолевать. Так, для детей,

знание методик решения задач, дает уверенность в своих силах, дает

понимание практической ценности школьных наук, а со временем, сам процесс

решения творческих задач (творчество) - начинает доставлять радость.

Счастливое детство - залог нравственности и душевного здоровья! Самые

здоровые дети рождаются у счастливых родителей..

Нет сомнения, что Россия обладает всеми необходимыми материальными и

духовными ресурсами, чтобы ее люди жили счастливо, по крайней мере

достойно.

7. Экологическое воспитание

Мир спасет новое мировоззрение - четкое понимание того, что ресурсы Земли

ограничены, что потребности человека не имеют границ, что человечество

может погибнуть от неумения разумно использовать свое могущество. Поэтому

особая роль должна быть обращена на экологическое воспитание людей - это

воспитание и глобального мышления, и совести, и ответственности перед

природой и перед будущими поколениями за ее сохранение, это воспитание

потребности вести себя в соответствии с законами природы, это, в

частности, воспитание совершенно не популярного ныне качества -

самоограничения. Не будет самоограничения и законодательное принудительное

ограничение не будет работать и любые гениальные изобретения инженеров по

технологическому обустройству бесприродного мира (решение проблемы

недостатка питания, энергии, чистой воды, жизненного пространства…) не

спасут ситуацию. Это очень трудная проблема - воспитать чувство меры. Но

надо добиться такого уровня воспитания, чтобы у человека и в мыслях не

было и даже не хотелось бы, потреблять больше меры. Не только христианину,

а любому воспитанному человеку необходимо стать умеренным в потреблении.

На фоне творящихся безобразий это соображение пока выглядит как

донкихотский лозунг. Но время научит.

Если разумно решать экологические проблемы, понимая сложнейший механизм

жизни, то катастрофа не наступит, но для ее решения уже сейчас надо

готовить людей способных принять такое мировоззрение. Для этого

экологическое воспитание надо начинать как можно раньше, оно должно

надо начинать с борьбы с загрязнением мозгов.

Понятно, почему экологов не любят предприниматели - они требуют затрат.

Вот тут-то и требуется воспитание нового мировоззрения.

8.Ликвидировать педагогическую безграмотность родителей и подготовить

молодых людей к семейной жизни.

Это серьезнейшая проблема. Я уже отмечала огромную роль семьи в

формировании духовных и душевных качества человека и педагогическую

безграмотность семьи. Вклад семьи в воспитание, примерно 95 - 70% в

дошкольном возрасте, 70 - 50 % в начальной школе и 50 - 40% в средней и

старшей школе.

Старшеклассники и студенты на лекциях с неподдельным интересом слушают

психологов о проблемах семейной жизни, о взаимоотношениях в семье, о том,

как предупреждать конфликты. Но самое главное - научить навыкам воспитания

своих будущих детей. Очень правильно делают те школы, которые вводят курс

\"Подготовка к семейной жизни\"..Это должен быть специальный большой курс,

равноправный с другими предметами, включающий, способы семейного

воспитания детей, правила здорового образа жизни, семейную экономику...

Семья воспитывает, в основном, на основе традиций, а традиции воспитания,

и хорошие и плохие, передаются по наследству. Если в школе нет такого

предмета, то планированию семьи можно обучаться и в специальных центрах.

Перед современной педагогикой стоит другая не менее важная проблема -

воспитание студентов.

Воспитание студентов.

Во все времена поистине нет более обсуждаемой и спорной проблемы, чем

проблема воспитания студентов, которые являются уже сформировавшимися

личностями. \"Надо ли воспитывать взрослых людей?\" - этот вопрос можно

услышать на официальных совещаниях. Ответ на этот вопрос зависит от того,

как понимать воспитание. \"Если его понимать как воздействие на личность с

целью формирования нужных воспитателю, вузу, обществу качеств, то ответ

может быть только отрицательным. Если как создание условий для

саморазвития личности в ходе вузовского обучения, то ответ должен быть

однозначно положительным\". Вуз служит не столько для передачи

специальных знаний, сколько для развития и воспроизведения особого

культурного слоя, важнейшим элементом которого является сам специалист.

Его как представителя определенной культуры характеризует не только

специфический набор знаний и умений, но и определенное мировоззрение,

жизненные установки и ценности, особенности профессионального поведения и

т.п. Поэтому специалист не только передает студенту знания и

профессиональные умения, а приобщает его к определенной культуре, и чтобы

эта культура развивалась и воспроизводилась, необходимы живые люди, живое

человеческое общение.

Главная задача преподавателя - раскрыть перед студентом широкое поле

выборов, которое часто не открывается юношей из-за ограниченного

жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства

культуры. Идея равенства, партнерства и взаимного уважения друг к другу

лежит в основе так называемой педагогики сотрудничества. Как утверждают

многие ученые и педагоги, основатели крупных научных школ, наибольший

учебный и воспитательный эффект достигается в таких ситуациях, когда

преподаватель и студент вместе решают задачу. При этом вместо широко

распространенной схемы субъект-преподаватель - объект-студент, должна

иметь место субъектно-субъектная схема их сотрудничества.

Информационно-контролирующие функции преподавателя должны все больше

уступать место координационным.

Другая важнейшая задача воспитания - помощь студенту в выработке

индивидуального стиля деятельности и общения. Часто преподаватели

руководствуются индифферентными представлениями о студентах как об

устройствах по переработке информации, которые слушают лекции, читают

учебники, выполняют задания и, когда требуется, демонстрируют эти знания

на зачетах и экзаменах. Такой подход в конечном счете приводит к

отчуждению студента от учения, превращает учение из цели в средство

работы. В результате знания теряют смысл для студента и оказываются

внешними по отношению к его реальной жизни. Таким же отчужденным от

образовательного процесса оказывается и преподаватель, лишенный

возможности самостоятельно ставить образовательные цели, выбирать средства

и методы своей деятельности. Он теряет человеческий ориентир своей

профессиональной позиции - личность студента. Само обучение и

педагогическое общение в условиях личностно-ориентированного подхода

должно реализовываться по схеме преподаватель-студент, в которой

преподаватель это человек, вызывающий подлинный интерес к предмету

общения, к себе как к партнеру, информативная содержательная личность,

интересный собеседник.

Кроме того, выраженный и часто подчеркнутый рационализм в обращении

преподавателей со студентами негативно сказывается на развитии их

эмоциональной сферы в целом. В этом случае без некоторой, пусть порой

искусственно добавляемой, эмоциональной теплоты эффективность работы

преподавателя со студентами может сильно снизиться даже при очень высоком

возникнуть эмоциональные перегрузки, еще более усиливающие трудности

нахождения верного эмоционального тона в общении со студентами.

Учеба в ВУЗе требует больших затрат времени и энергии, что обусловливает

некоторую задержку социального становления студентов по сравнению с

другими группами молодежи. Этот факт часто порождает у преподавателей

ошибочное представление о студентах как о социально незрелых личностях,

нуждающихся в постоянной опеке, снисходительном отношении. Сам того не

осознавая, специалист в этом случае как бы ставит планку, ограничивает

уровень, до которого студент, по его представлению, может развить свои

личностные качества, такие как ответственность, инициативность,

самостоятельность. А человеку свойственно легко адаптироваться к

заниженным требованиям: в этих условиях способности не только не

развиваются, но и часто деградируют. Отношение же педагога к студенту как

к социально зрелой личности, напротив, как бы отодвигает планку,

раскрывает новые горизонты, тем самым не ограничивая возможности развития

личности, а усиливая их своей верой, внутренней поддержкой.

Как правило, именно в юношеском возрасте достигают максимума в своем

развитии не только физические, но и психологические свойства и высшие

психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции

и чувства. Этот факт позволил Б.Г. Ананьеву сделать вывод о том, что

данный период жизни максимально благоприятен для обучения и

профессиональной подготовки. Если преподаватель не развивает именно эти

способности, у студента может закрепиться навык полуавтоматического

запоминания изучаемого материала, что ведет к росту показной эрудиции, но

тормозит развитие интеллекта. Исследования показывают, что у большинства

студентов уровень развития таких интеллектуальных операций, как сравнение,

классификация, определение, весьма невысок.

Особо следует отметить, что преподавателю зачастую приходится прилагать

большие усилия, чтобы преодолеть школярское отношение к учебе: ориентацию

только на результат интеллектуальной деятельности и равнодушие к самому

процессу движения мысли.

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения

и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную

самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем

легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания

устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий,

решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной

ситуации, столкновение студентов с трудностью, которую они не могут

разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний. Сталкиваясь с

трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или

применения старых в новой ситуации. Легкий материал, не требующий

умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в

учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней.

Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению

интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в

противном случае интерес быстро падает.

Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не

чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только

столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем,

что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Один из

приемов возбуждения у учащихся познавательного интереса - отстранение,

т.е. показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном.

Однако, познание нового должно опираться на уже имеющиеся у студента

знания. Т.о. важнейшая способность, которую должен приобрести студент в

ВУЗе, - это способность учиться, которая радикальным образом скажется на

его профессиональном становлении, ибо определяет его возможности в

послевузовском непрерывном образовании.

Образование как процесс не прекращается до конца сознательной деятельности

человека. Оно непрерывно изменяется по целям, содержанию и формам.

Научиться учиться важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые в

наше время быстро устаревают. Еще важнее способность самостоятельного

добывания знаний, основанная на творческом мышлении. Если в процессе

обучения на первом плане у студента стоит учебная мотивация, то после

окончания вуза на первое место выходит профессиональная мотивация труда.

Проработав некоторое время на конкретном посту, специалист более четко

осознает, какие знания, умения, навыки ему необходимо

восполнить.

Заключение.

Итак, рассмотрев основные вопросы и проблемы возрастной и общей

педагогики, нужно отметить, что проблема воспитания взрослых людей стоит

наиболее остро в нынешний период, когда страна при таком огромном запасе

ресурсов и материальных и интеллектуальных, не может ими в полной мере

воспользоваться из-за применения неправильных методик воспитания.

Необходимость историко-философского анализа взаимосвязи педагогики и

философской антропологии вызвана не только познавательным интересом, но и

проблемами, стоящими перед современной отечественной педагогикой. Поиски

современной педагогической парадигмы ведут к прояснению

философско-антропологических оснований педагогики. Традиционный гуманизм,

на основе которого делаются попытки создания современной концепции

образования, в значительной мере изжил себя, в полной мере проявились

отрицательные последствия антропоцентризма, составляющего самую суть

гуманистического мировоззрения. Поэтому необходимо вести поиск других,

более адекватных современной ситуации мировоззренческих оснований. Анализ

антропологических представлений, лежащих в основе педагогических теорий,

созданных в прошлом, может помочь в этом сложном поиске фундамента

современной педагогики.

Ленин. В.И. Полн. собр. соч. Т. 40, С.339

университета. - 2003. - № 27, С. 12

Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Избр. пед. соч. М., 1985. С. 29-51.

Ушинский К. Д. Педагогические сочинения Н. И. Пирогова // Собр. соч. М.;

Л., 1948. Т. 3. С. 30

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. // Собр. соч. Л.; Л., 1950.

Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. - М., 1974;

Советская педагогика. 1974. № 2 (номер посвящен К. Д. Ушинскому), C. 43

Каптерев П. Ф. История русской педагогии. 2-е изд. Спб., 1915. С. 746

Э. Кей «Век ребенка»/ пер. с нем., 1995, С.133.

Орлов Ю.М.. Самопознание и самовоспитание. Восхождение к

Петрунина Т. А. Антропологические основания педагогики как

методологическая проблема // Известия Уральского государственного

университета. - 2003. - № 27, С. 15

Тамберг Ю. Г. Концепция ТРИЗ-педагогики, информация с сайта www.yandex.ru

Смирнов С.Д., Педагогика и психология высшего образования: от деятельности

к личности /М., Академия. 2001, С. 304.

13Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное

пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - С. 520-544

Список литературы.

1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное

пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

2. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. - М., 1974;

Советская педагогика. 1974. № 2 (номер посвящен К. Д. Ушинскому)

3. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. 2-е изд. Спб., 1915.

4. Кей Э. «Век ребенка»/ пер. с нем., 1905

5. Ленин. В.И. Полн. собр. соч. Т. 40.

6.Орлов Ю.М.. Самопознание и самовоспитание. Восхождение к

индивидуальности// виртуальная библиотека сайта www. PolBu.ru

7. Петрунина Т. А. Антропологические основания педагогики как

методологическая проблема // Известия Уральского государственного

университета. - 2003. - № 27.

8. Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Избр. пед. соч. М., 1985.

9. Смирнов С.Д., Педагогика и психология высшего образования: от

деятельности к личности /М., Академия. 2001

10. Тамберг Ю. Г. Концепция ТРИЗ-педагогики, информация с сайта

11. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения Н. И. Пирогова // Собр. соч.

М.; Л., 1948. Т. 3.

12. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. // Собр. соч. Л.; Л.,

Я поделюсь с вами своими наблюдениями и расскажу о некоторых родительских стереотипах и заблуждениях, которые, на мой взгляд, затрудняют процесс воспитания.

Ваши дети — это не ваши дети. Они сыновья и дочери Жизни, заботящейся о самой себе. Они появляются через вас, но не из вас, И, хотя они принадлежат вам, вы не хозяева им. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, Потому что у них есть собственные думы. Вы можете дать дом их телам, но не их душам, Ведь их души живут в доме Завтра, который вам не посетить, даже в ваших мечтах. Вы можете стараться быть похожими на них, но не стремитесь сделать их похожими на себя. Потому что жизнь идет не назад и не дожидается Вчера.

Халиль Джебран. «Пророк»

На первый взгляд, довольно странный вопрос: «Нужно ли учиться воспитывать детей?» . Некоторые родители однозначно ответят: «Нужно» , некоторые призадумаются: «А, зачем?» , Вернее: «А, что я сейчас плохо воспитываю?» . Я надеюсь, моя статья внесет чуть больше ясности в этот вопрос, при этом я буду основываться не на цитировании «гуру» от воспитания, а на собственном практическом опыте взаимодействия с родителями и детьми. Я поделюсь с вами своими наблюдениями и расскажу о некоторых родительских стереотипах и заблуждениях, которые, на мой взгляд, затрудняют процесс воспитания.

1. Заблуждение первое – «Я и так все знаю»

Я не спорю, есть очень осознанные родители, которые с полной ответственностью подходят к процессу воспитания. Как правило, такие родители могут четко и однозначно ответить на следующие вопросы: Как изменится жизнь через 10-15 лет? Что будет цениться в обществе будущего? Какие качества необходимо развивать в ребенке? Какими способами развивать качества, чтобы оставить лучшее и минимизировать ненужное, при этом точно знать что нужно, а что не нужно? Как помочь ребенку стать счастливым и востребованным в жизни… вопросы можно продолжать, но мой опыт показывает, что если мы чему-то хотим научить ребенка, то нужно обязательно продолжать учиться самому. Другими словами, если родитель хочет видеть своего ребенка счастливым, он должен сам чувствовать себя счастливым. Если же родитель действует по принципу – дам ребенку то, чего мне не хватало для полного счастья и все будет хорошо, то это не очень правильная стратегия.

Например: многие в детстве хотели велосипед, или ролики, или игрушку. Мы завидовали тем, у кого она была и готовы были «из кожи лезть», чтобы у нас тоже была. Так вот, состояние «из кожи лезть», это и есть благодатная почва для воспитания и формирования качеств, именно на очень сильном желании, или как сейчас принято говорить мотивации строится воспитательное воздействие. Мотивация это движок к развитию новых качеств. А, как поступаем мы? Хочешь – НА!. Потом мы удивляемся, почему наш ребенок имеет такой потребительский подход к жизни, почему он думает, что кто-то что-то должен, почему он сам ничего не хочет делать. Все просто — мы сформировали у ребенка стереотип – если хочешь, то родители дадут. В лучшем случае, взамен, мы просим послушания – делай так, как мы говорим. Но, при этом не все осознают, что это подготовка ребенка не к будущей собственной и самостоятельной жизни, а к проживанию «нашего прошлого» и исправления наших ошибок.

2. Заблуждение второе: «Я знаю, чего ты хочешь»

- Сема, иди домой!

- Мама, я замерз?

- Нет, ты хочешь кушать!

Очень опасное заблуждение, которое ведет к тому, что наши дети перестают «Хотеть», хотеть чего бы то ни было – «ну, как же, родители сами знают, что мне нужно». Это заблуждение ведет к блокированию личной инициативы. Потом мы удивляемся – моего ребенка ничего не интересует, он ничего не хочет, целый бы день сидел в компьютере или смотрел телевизор. А, кто-нибудь из родителей задавался вопросом: «Чем привлекает компьютер»? В компьютерной игре ребенок чувствует себя значимым и самостоятельным, там он, преодолевая препятствия, достигает результата и получает вознаграждение (новый статус). Там он значим, и знает, что от него требуется и там он успешен. Задумайтесь об этом. Если ребенок не получает того, что ему действительно нужно, он быстро находит замену. Как сделать так, чтобы ребенок относился к компьютеру как к инструменту реализации в жизни, а не как к подмене самой жизни?

3. Заблуждение третье: «Я знаю, когда ты МОЛОДЕЦ»

Это заблуждение про планку, планку ожидаемых результатов, которую родители ставят перед ребенком. Родители хотят, что бы «ИХ» ребенок был совершенен. К сожалению, они не всегда могут понять, что иногда сами усилия по достижению результата являются значимыми, и нуждаются в дополнительном подкреплении. Да, хочется совершенства – мой ребенок должен быть идеален! Но, всему свое время. В конце концов, кроме требований, родитель должен задавать себе вопрос, а что я сделал для этого? Ответ в стиле – «я же купил ей ролики» – плохой ответ. Не «ролики» делают ребенка счастливым, а движение к результату, возможности ощутить удовлетворение от пройденного пути — от желания к умению, получить признание. И очень важно, что и где был родитель, и что делал, когда ребенок к этому шел.

4. Заблуждение четвертое: «Ребенок должен меня уважать, потому, что я …»

Я скажу коротко — ребенок никому, ничего не должен. Мой совет родителям, если изменить слово «должен» на «может», тогда у родителя появится возможность пересмотреть свое поведение и свои способы взаимодействия с ребенком, и родители получают шанс построить нормальные взаимоотношения, а не намерение ломать маленькую и неокрепшую личность «под себя».

Давайте рассмотрим простой пример: Убеждение — ребенок должен уважать меня! Ведет к действиям заставляющим добиться результата, со всеми вытекающими последствиями. Распоряжение. Отказ. Наказание. Давление. Дожимание. Слом. – Это, тот результат, которого вы хотели?

Теперь, попробуйте на вкус утверждение – мой ребенок может уважать меня. Это убеждение полностью меняет стратегию действий, здесь «шарик на моей стороне» и я должен сделать так, чтобы ребенок захотел и смогменя уважать, а это совсем другое поведение и совершенно другая стратегия, согласитесь? Да иногда на этом пути приходится встречаться со своими собственными стереотипами и ограничениями, но это тоже когда-то нужно, а иногда даже очень полезно.

5. Заблуждение пятое: « Я делаю все, что могу, а если буду делать больше, то, что скажет мама»

Друзья, я не случайно вывел это утверждение в качестве родительских заблуждений. Мы очень часто оглядываемся на мнения авторитетных людей, но то, что было актуально вчера, сегодня не работает. Например, в наше время был культ авторитетов, и мы четко выполняли наставления родителей – «Слушай учительницу!» — безапелляционно, просто слушай. Но, это всего лишь люди. Так давайте дадим возможность детям самим определять – кто для них авторитет, а кто нет. Давайте научим их оценивать полезные советы от стереотипных заблуждений.

- Дорогая, ты зачем, когда отбиваешь мясо под отбивную, кусочек всегда отрезаешь?

- Отстань, так вкусно!

- И, все же?

- Так делала моя мама!

Вопрос к теще. А вот, почему, когда вы готовите отбивную…?

Потому, что так вкусно!

Не вижу связки…

Отстань, так делает моя мама!

(Слава Богу, бабушка в здравии..) Бабуля а вы зачем… мясо когда…, отрезаете

Так, это раньше, а сейчас у меня сковородка большая…!

Заблуждений от значимых взрослых может быть много, так же как и полезных советов, но как научиться отделять зерна от плевел? Кап понять, что в тему, а что мимо? Для этого нужны четкие ориентиры, и родители должны их знать, вернее могут . Иначе воспитание превращается в эксперимент с собственными детьми. Но, кто из родителей может позволить себе сыграть такую лотерею с жизнью?

Вернемся к нашему эпилогу, перечитайте его еще раз. Если вы согласны с каждым утверждением и знаете, что, как родителям вам необходимо делать, и как достигать полного взаимопонимания с детьми, тогда вам, возможно, просто нужно продолжать свой путь, но если у вас появились вопросы, не стесняйтесь спрашивать – слишком высока ставка.

Разрабатывая обучающий курс для родителей, мы реально представляли, что не каждый взрослый готов столкнуться с собственными недоработками — «а, что скажет мама?». Но на мой взгляд, допускать ошибки это очень естественно для человека действия, а вот не делать работу над ошибками и не стремиться к совершенству –это непозволительная роскошь, ведь именно этому мы хотим научить своих детей.

Дмитрий Телечкун, психолог,
бизнес-тренер, коуч, ведущий проекта
«Клуб родительского мастерства».

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Чем дольше ребенок сидит перед телевизором, тем хуже его успехи

Советы родителям

Просмотрено

Советы родителям: Как я могу заставить своего ребенка пить больше воды?

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Дружба между родителями и ребенком

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка

Все о воспитании, Детская психология

Просмотрено

6 признаков в поведении ребенка, которые нельзя игнорировать

Похожие публикации