Религиозное воспитание. Курсовая работа: Религиозное воспитание в семье

Как быть с религиозным воспитанием детей? Это вопрос, который родители задают себе очень часто. Одни, по при­вычке совершающие религиозные обряды, предписывают своим детям следовать семейной традиции.

Другие, чьи религиозные убеждения поколебались вследствие на­учных доводов или нравственных убеждений, напротив, чувствуют необходимость порвать с религией.

Одни осоз­нают, что их взгляды претерпели со временем заметные изменения и несравнимы с прежними детскими представ­лениями о вере, поэтому не считают нужным давать де­тям какое-то особое религиозное образование.

Другие, не­зависимо от того, каковы их нынешние взгляды, хотят, чтобы их дети прошли такой же путь, какой выпал на их долю, и чтобы дети, повзрослев, смогли самостоятельно сделать свой выбор. Эти родители считают: если ребенка с раннего детства не воспитывать в религиозном духе, у него позднее не будет иного выбора, кроме атеизма.

Не­смотря на различные мнения, как правило, все сходятся в двух позициях, а именно - всем хотелось бы, чтобы дети были знакомы с их религией и выросли с четкими пред­ставлениями о нормах морали и хорошего поведения. Ве­рующие люди к тому же убеждены, что их вера и молит­вы - большая помощь и поддержка всем, кому предстоит преодолевать сложности жизни.

Вопреки распространенному мнению нет никаких доказательств, что как религиозное, так и атеистическое воспитание способно оказать заметное влияние на психо­логическую уравновешенность ребенка или взрослого человека. Речь идет о выборе, который делают РОДИТЕ­ЛИ, а не о рекомендации психолога! В любом случае вос­питание окажется благотворным или приведет к печаль­ным последствиям в зависимости от того, КАК оно будет проводиться.

Человек может быть фанатичным в отстаи­вании своих религиозных взглядов и, наоборот, в борьбе с религией. Так, родители могут испортить отношения с детьми, если будут насильно заставлять их выбрать тот или иной путь. Ребенок может страдать из-за сурового ре­лигиозного режима и, напротив, чувствовать себя отвер­гнутым родителями, если никто в доме не будет исповедо­вать никакой религии.

Так или иначе он неизменно полу­чает какое-то представление о Боге от своих товарищей и испытывает унижение, когда родители говорят ему, что все это такие понятия, разобраться в которых ему еще не по силам. Он может чувствовать себя несчастным и когда его насильно отправляют на урок катехизиса, и когда оказывается единственным во всем квартале, кто не ходит на эти уроки.

Он может ощущать себя отвергнутым роди­телями из-за того, что не разделяет их религиозные взгляды, и, напротив. Может осуждать их за невыполнение культовых обрядов, предписываемых религией.

Хотя и могут перед нами встать те или иные пробле­мы, связанные с религией и атеизмом, это вовсе не озна­чает, что непременно должно быть вечное противоборство чувств! Важно не забывать, что ребенок так или иначе со временем разберется, кто он - протестант, католик или мусульманин, что бы мы ни предпринимали для его рели­гиозного воспитания.

Если он видит, что мы не испытыва­ем никаких осложнений, исповедуя или не исповедуя ту или иную религию, он тоже не будет страдать из-за этого. Кроме того, нормы морали, по которым он живет, - это прежде всего нормы, установленные в семье.

Мужество, с каким он входит в жизнь, - это в конечном итоге прояв­ление полной психологической уравновешенности и ре­зультат многих других сил, действующих на него, поэто­му его решимость нельзя считать только плодом религи­озного воспитания.

Религия играет важную роль в истории человечества. Она принесла облегчение миллиардам людей. Тем, кто хо­чет получить от нее пользу для себя и своих детей, обод­ряющим примером может служить внушительная эффек­тивность религиозных учреждений. Те же, кто ничего не хотят об этом знать, нисколько не умаляют своего досто­инства.

Поэтому позвольте ребёнку не навязывать своих взглядов и суждений пока он мал и не в состоянии сам осознанно решать, какую религию выбрать и нужно ли ему вообще что-либо выбирать…


Часть 1

Залогом христианского воспитания детей в семье является напряженная духовная внутренняя жизнь родителей, которую дети чувствуют и в которой они соучаствуют в меру своего возраста и в соответствии с особенностями характера. «Дух веры и благочестия родителей, – писал свт. Феофан Затворник, – должен почитаться могущественным средством к сохранению и воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях».

Такая сопричастность к духовной жизни необходима не только для развития христианских знаний и навыков у детей, – она является залогом превращения со временем отношений родители-дети, старшие-младшие в отношения духовных друзей, и тогда родители не только будут делиться с детьми своим духовным опытом, знаниями, но и сами будут обогащаться и возрастать, наблюдая и заимствуя духовный опыт и знания своих детей, – возникнут активные обратные связи.

Нередко приходится изумляться, встречаясь со случаями, когда у очень духовных, религиозно хорошо образованных лиц дети не знают ни Евангелия, ни церковной жизни, ни богослужения: в них лишь чуть теплится вера, а духовная жизнь с ее законами и ритмом – для детей что-то постороннее; как бы специфика образа отца или матери, задернутая чуть просвечивающей занавеской. Мать ходила по церквам, по батюшкам, а пуще по матушкам, строго соблюдала посты, мечтала об аскетизме и воздержании, а дети выросли религиозными дикарями, ничего не знающими и почти ничего не слышавшими о мире, в котором старалась жить их родная мать. Это или своего рода духовный эгоизм («я спасаюсь, а до других мне дела нет»), или ложная религиозная застенчивость. В данном невыдуманном случае другие – это собственные дети. К сожалению, таких примеров можно привести множество. Святой Иоанн Златоуст говорит: «...если ты упражняешься даже в высшем любомудрии, а о других погибающих не радишь, то не будешь иметь никакого дерзновения перед Богом».

Должное отношение верующих родителей к детям можно выразить словами из псалма: «величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе» (Пс.33 :4).

Семья, дети – это малое словесное стадо, которое дается человеку для апостольского служения, для проповеди Христовой. Домашний апостолат всегда был неотъемлемым от жизни Церкви; без него нет и самой домашней церкви. Он крайне необходим в современном секуляризованном мире, но особенно трудно его вести в тех странах, где нет четких граней между верующими и неверующими. Эта опасность грозит теперь и нам.

Можно привести множество примеров домашнего апостолата от апостольских времен до текущего столетия, Так, из десяти детей адвоката Василия и жены его Эмилии (IV в.) трое сыновей стали епископами: Василий Кесарийский (известен как Василий Великий, память 1 января), Григорий Нисский (пам. 10 янв.), Петр Севастийский (пам. 9 янв.); к лику святых причислены также их две дочери: Макрина (пам. 19 июл.) и Феозва (пам. 10 янв.).

Свт. Василий Великий писал: «Понятие о Боге приобрел я с детства, от блаженной матери своей и бабки» (Эмилии и Макрины). «Я воспитан своею бабкою <...> от которой заучил я изречения блаженного Григория31) сохранившиеся от нее по преемству памяти, кои и сама она соблюдала и во мне с малолетства соблюдала, образуя меня учением благочестия» (196 письмо к Неокесарийцам)32). Большое влияние на Василия Великого и его братьев оказала старшая сестра Макрина.

Друг юности свт. Василия Великого – свт. Григорий Богослов в надгробном слове ему говорил: «Первый возраст: Василий был повит пеленами и образован в лучшее и чистейшее создание под руководством великого отца <...> Под сим руководством чудный Василий обучался делу и слову, которые в нем возрастают вместе и соответствуют одно другому. И как благодетельно было для Василия, что он дома имел образец добродетели, на который взирая, вскоре стал совершенным33)». Родители отца Василия Великого, адвоката Василия, в годы гонений Диоклетиана в течение семи лет скрывались в лесах, мать его – Эмилия – была дочерью мученика. Эта семья во втором и третьем поколении дала миру еще двух святых.

Начальное религиозное воспитание в этой семье шло в основном от женщин, а в более старшем возрасте большое влияние на детей и их друзей оказывал отец; он и запечатлелся в памяти их друга Григория Богослова. Читая письма и слова Василия Великого, его братьев и сестры Макрины, ощущаешь мудрую любовь между членами этой удивительной семьи. После смерти старшего брата Василия свт. Григорий Нисский закончил его творение «Шестоднев». Сестра Феозва сопровождала свт. Григория в ссылку, разделяя с ним все невзгоды жизни в изгнании. Не только любовь к Василию, товарищу школьных лет, но любовь и уважение ко всем членам вырастившей его семьи чувствуется во многих строках свт. Григория Богослова.

«Умерла Эмилия, – писал он, – которая даровала миру свет стольких превосходных чад, и сынов и дочерей, посягших и непосягших, которая была благочадна и многочадна <...> священная награда твоему благочестию – <...> честь твоих чад, с которыми ты имела одно стремление34)».

В этой семье с активным христианским воспитанием не было извечной проблемы «отцов» и «детей».

Другая святая женщина – Нонна (†374, пам. 5 авг.) обратила в христианскую веру своего мужа-язычника, он стал пресвитером, а затем епископом Назианским (†374, пам. 1 янв.)35). В благочестии был воспитан их сын – великий учитель Церкви Григорий Богослов (пам. 25 янв.). Одно время он с титулом епископа Сасимского был, по существу, викарием своего престарелого отца. Светлой любовью к родителям дышат многие его письма, записки, слова. Два архиерея Церкви – муж и сын – великий плод домашнего апостолата святой Нонны. В день епископской хиротонии своего мужа она была посвящена в диакониссу; после долгого и совместного служения Церкви она лишь на несколько месяцев пережила своего святого супруга.

Многие выдающиеся деятели, включая и представителей епископата Русской Церкви, и многие духовники вышли из женатого и вдового духовенства. В семье они формировались как пастыри, молитвенники и проповедники. Женатыми («белыми») священниками были о. Иоанн Кронштадтский (Сергеев), о. Валентин Амфитеатров, проповеди которого издали его дочери, старец о. Алексий Мечев, после смерти которого Маросейскую общину возглавил его сын Сергий, а также прозорливец и чудотворец о. Иов Адоманский (†1924) из Одессы. Свт. Иннокентий Московский свой основной апостольский подвиг на Дальнем Востоке, на Алеутах и в Америке совершил, будучи женатым священником. Его помощниками были жена, сыновья и зять. Из вдовых священников вышел и св. патриарх Гермоген, и, по-видимому, свт. Макарий – митрополит Московский и всея Руси, под руководством которого были составлены знаменитые Великие или так называемые Макарьевские Четьи Минеи (XVI в.). Вдовцами были: митрополит Петербургский Антоний (Ватковский), первомученик Владимир, митрополит Киевский (Богоявленский), митрополит Ленинградский Григорий (Чуков), выдающийся организатор духовных школ и замечательный иерарх; вдовцом был недавно почивший молитвенник-архиепископ Тихвинский Мелитон, викарий Ленинградской епархии. Из вдовцов был посвящен в архиереи всемирно известный хирург профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий архиепископ Лука36). Семейным и многодетным был священник Павел Флоренский, гений которого нашел отражение в его богословских и искусствоведческих трудах, в работах по физике и математике и в решении ряда инженерных задач. Можно привести множество других примеров подобных имен – все они свидетельствуют о величии, святости и спасительности христианского, новозаветного брака.

Домашний апостолат способствовал возрастанию и видных деятелей Церкви, и крупных ученых, и государственных деятелей, и просто добрых христиан. Для воспитания особенно важны эти последние примеры.

К домашнему апостолату призваны все имеющие семью и детей.

Горько бывает слышать от детей верующих интеллигентных супругов слова: «Мои родители не могут дать мне религиозного образования» (имеется в виду его начальные стадии, а не «профессиональная» семинарская подготовка). Любой апостолат – это труд, который, духовно питая воспитуемого, помогает расти и воспитателю. Беседы на религиозные темы заставляют продумывать и осмысливать многие вопросы духовной жизни, систематизировать свои религиозные знания.

Но самое главное – взглянуть на себя, соотнести эти знания со своей собственной жизнью, с проповедуемыми евангельскими заповедями. Ко всем христианам и особенно к родителям относятся слова апостола Петра: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3 :15).

Одни могут говорить экспромтом, – другим к беседам с детьми необходимо тщательно готовиться, составляя конспекты и делая выписки. Подбирая материал для бесед, полезно советоваться с более опытными людьми, с духовником, со старшим по возрасту, обмениваться опытом с друзьями.

Важно, чтобы все беседы, все действия и движения религиозной жизни были пронизаны любовью к Богу и людям. Они могут проводиться и по долгу, но никогда не должны быть формальны. Формальное отношение к церковной жизни убивает веру, особенно в детях. Остановимся на некоторых общих вопросах и аспектах воспитания37).

Христос на Тайной вечери молился: «Не молю, да возмеши их от мира, но да соблюдеши их от неприязни38)». К неприятию зла мира, его страстей и соблазнов, а не уходу из него надо готовить детей; в них нужно воспитывать способность противостоять миру в сердце своем, способность сохранять веру среди неверия, чистоту – среди грязи и греха. Для этого нужна активная, живая вера и любовь ко Христу и людям. Отношение христианства к миру, по словам преп. Максима Исповедника, должно быть «ни чувственно, ни бесчувственно, но сочувственно».

Христианин – сын своего народа. Он радуется его радостями и печалится его горем. Искусственная, если не сказать насильственная изоляция детей от мира может привести при встрече с ним к душевному надлому. Однако всегда должна чувствоваться грань: «мы и мир». Стирание в сознании этой грани многих приводила к нравственным падениям и к утрате веры. Умение видеть грань, не переступать ее – необходимое условие пребывания христианина в миру. Монашество появилось не тогда, когда христиане жили среди языческого мира, а тогда, когда мир, приняв на словах и в обрядах христианство, остался нехристианским по своей жизни, – расплылась граница между миром и церковным обществом, ищущие Христа и духовного сосредоточения стали уходить в пустыню. А существовало ли бы христианство, если бы апостолы ушли из мира?

Задача воспитания – вложить в сердца начатки Христовой веры, раскрыть ее как радостную полноту жизни и подготовить детей к тому, чтобы они, придя в возраст, на любом жизненном поприще ощущали себя прежде всего членами Церкви. Мало быть верующим, надо быть воцерковленным: только в Церкви, только участвуя в ее богослужениях и Таинствах, можно подниматься по ступеням духовной лестницы, приближаться к совершенной духовной радости, обрести в какой-то мере в сердце своем здесь, на земле, Царство Божие. По слову Христа, «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17 :21). Оно не дается воспитанием, оно – дар Бога взыскующему истину в чистоте сердца, но воспитание способно расчистить пути к его принятию.

Начальные стадии воспитания ложатся в основном на плечи матери. Молитва и духовное бодрствование должны сопутствовать беременности. Целый сонм благочестивых жен – от Анны, матери пророка Самуила, до Анны, матери Пресвятой Девы и до самой Богородицы – может пройти пред взором носящей плод христианки. Кормя грудью, мать осеняет младенца крестным знамением, а потом приучает его самого креститься перед едой. Она же обычно научает ребенка первым молитвам и т.д. Со временем в религиозном воспитании детей, особенно мальчиков, начинает возрастать роль отца. В юности его мировоззрение может оказать на детей большее влияние, чем материнское. Очень многое здесь зависит от предварительной, добрачной религиозной подготовки отца и матери, их духовного уровня и характеров.

С первых дней жизни детей следует осенять крестным знамением, а когда они чуть подрастут – приучать их самих креститься, прикладываться к иконам, тихо стоять при молитве перед едой и не мешать молиться взрослым в любых других случаях. У христианина должен быть навык начинать свой день крестным знамением и молитвой; некоторые священники советуют начинать и кончать свой день целованием нательного креста. В ребенке должно возрастать сознание бытия Божия, Его Всемогущества и Любви, и не только понимание необходимости молитвы как некоего долга, но и живая потребность в ней. Для этого необходимы воспитательные усилия родителей, их пример, их молитвы за ребенка.

Первые молитвы ребенок учится повторять, как только овладевает речью: «Господи, помилуй», или «Господи, помоги нам», а также молитва о членах семьи: «Господи, сохрани папу, маму, бабушку, брата» и т.д.; «Благодарю Тебя, Господи, за добрый день, даруй мне спокойную ночь», и т.п. Затем следует вводить молитву «Отче наш», которую ребенок через некоторое время начинает перед едой читать вслух для всех. После «Отче наш» можно переходить к «Царю Небесный», «Пресвятая Троице», «К Тебе, Владыко Человеколюбче...», постоянно увеличивая (но не обременительно) утреннее и вечернее правила. Из вечерних молитв в этом начальном ряду должна стоять молитва «Господи Боже наш, еже согреших во дни...». Для младенцев смысловой упор в ней следует делать на ее второй части: «мирен сон и безмятежен даруй ми, Ангела Твоего хранителя поли...» Обычно детей рано приучают к Богородичным молитвам: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Богородице Дево, радуйся...», к обращениям к своим святым.

Многие наши повседневные молитвы непонятны детям; хорошо бы составлять краткие молитвы, специально предназначенные для детей. Молитвы должны идти от сознания и чувства, поэтому смысл их надо детям разъяснять. Впрочем, дети обладают удивительной способностью понимания сущности молитвы, хотя не умеют даже объяснить значение ее слов. В некоторых семьях дети любят утренние и вечерние правила петь.

Необходимо приучать детей к посещению церкви и должному поведению в храме. Посещение храма должно быть радостным праздником, но не редким событием. Оно не должно быть для ребенка обременительным, поэтому с ним приходится отстаивать только часть службы. Допустим, с Всенощного бдения можно уходить домой после елеопомазания, на Обедню приходить к Литургии верных, постепенно увеличивая время пребывания на богослужении. Полезно рассказывать об иконах, но не обременять младенца информацией. Желательно, чтобы ребенок сам спрашивал об иконах, об элементах храма и богослужении. Но к этому ребенка надо подводить своими рассказами. Восприятие ребенком молитвы и храма во многом зависит от отношения к ним родителей.

Часть 2

Младенцев необходимо чаще причащать, ибо причащаемся мы во укрепление души и тела. Грудных, конечно, приходится до литургии кормить грудью, малолетних допустимо с утра слегка прикармливать, давать пить, а более старших водить причащаться натощак39). Чем раньше появится сознательное причащение без предварительного принятия пищи или воды, тем лучше. С семилетнего возраста еда или какое-либо питие до принятия Святых Даров недопустимо.

Первая исповедь является важным событием в жизни христианина. К ней следует готовить детей загодя и серьезно, предварительно посоветовавшись с духовником, который может дать полезный совет с учетом особенностей знакомой ему семьи.

Категорически нельзя допускать, чтобы первая исповедь проходила как общая или в спешке. Общая исповедь вообще является неканоническим, аномальным явлением в современной церкви, допускающимся только в связи с чрезвычайными обстоятельствами нашей послереволюционной жизни – острой нехваткой духовников. Если она еще как-то терпима для взрослого человека, то для отроков, юношей и девушек ее следует полностью исключить из приходской практики.

Некоторые духовники в день, когда ребенку исполнилось семь лет, последний раз причащают его как младенца. В этом случае до его сознания следует довести, что он перестал быть младенцем и с этого дня должен осознавать собственную ответственность за свои проступки и грехи, что он из младенца превращается в отрока. Впрочем, вопрос о том, причащать ли в семь лет последний раз без исповеди или первый раз с исповедью – не принципиальный. Решать его надо, вероятно, исходя из индивидуального уровня умственного и нравственного развития ребенка. Однако второй вариант предпочтительнее, так как он более каноничен.

Уже у младенцев необходимо воспитывать чувство ответственности за свои поступки и чувство долга. Первое до определенного возраста воспитывается не только беседой и назиданием, но и наказанием, второе – прежде всего примером родителей. В детях, как и в родителях, должна жить боязнь греха, способность к покаянию, что начинается с простого «прости» за мелкие младенческие поступки. У детей должно быть чувство стыда за недолжные слова, поступки и чувства. Внедрение в сознание ребенка понятия греха требует большого такта и мудрости родителей, оно затруднено тем, что общество в своей массе потеряло понятие о грехе и чувство стыда и скромности. Но без них невозможно сохранить на жизненном пути душевную и телесную чистоту.

Религиозно-нравственное воспитание значительно облегчается наличием у детей постоянного духовника, причем в детях воспитывается должное к нему отношение, соответствующее его сану и положению.

Еще до школы родителям следует рассказать детям об основных вехах Священной истории, раскрывая при этом достоверность Библии в свете астрономических, геологических и исторических данных: дети должны уметь преодолевать влияние антихристианской пропаганды.

Со школьниками следует проводить систематические занятия по изучению Евангелия и Символа Веры и ознакомлению их, хотя бы в самом общем виде, со смыслом и содержанием церковного богослужения.

Занятия лучше всего вести по тематическим циклам, чтобы каждый из них отличался от предыдущего увеличивающейся глубиною изучения, новыми вопросами и возрастающей активностью детей. Систематизированность предполагает логическую и историческую последовательность ознакомления с предметом и регулярность занятий, для которых должен быть выбран определенный день недели. Без такой жесткой календарной фиксации домашние занятия будут постоянно откладываться и переноситься по множеству уважительных и малоуважительных причин.

Невозможно предложить определенную программу для занятий с детьми, пригодную для всякой семьи. Многое зависит от общекультурной и религиозно-теоретической подготовки родителей, их духовного уровня, церковно-практических навыков и педагогического опыта. Однако представляется, что в домашних занятиях такого типа можно выделить четыре основных раздела:

4 . Общий обзор Библейской истории. 3 . Систематическое изучение Евангелия. 2 . Ознакомление с общим строем и смыслом богослужения. 1 . Изучение Символа веры и ознакомление с основами христианской догматики.

Такие занятия оказывают благотворное влияние не только на детей, но и на родителей. Они заставляют их систематизировать, расширять и углублять свои религиозно-богословские знания, с церковных позиций осмысливать многие явления в жизни семьи, укрепляют отношения между ее поколениями. В больших семьях приходится раздельно проводить занятия со старшими и младшими детьми. Многое из усвоенного старшими будет передано в более популярной форме младшим.

Занятия с детьми следует начинать и заканчивать молитвой, хотя бы начальными молитвами по «Отче наш» и молитвой перед началом учения в начале и благодарственной в конце. Их можно найти практически в любом «Молитвослове».

Евангельские занятия со старшеклассниками могут начинаться молитвой: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный Свет, и мысленные наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение; вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да плотские похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе, и деюще и просвети, Христе Боже, души наши».

Евангелие следует изучать либо по отдельным Евангелистам (и в этом случае удобно начинать занятия с Евангелия от Марка как наиболее краткого), либо читать сводное Четвероевангелие в последовательности жизни Иисуса Христа. Оба метода имеют свои достоинства, их развивают разные пособия40).

Изучение Евангелия год за годом по Евангелистам позволяет все более глубоко понимать каждое из последующих Евангелий. При этом текст надо не пересказывать, а ставить вопросы, вовлекать детей в беседу, заставлять их задумываться над отдельными словами, обращаться к параллельным местам в Новом и Ветхом Заветах. От текста Евангелия нужно переходить к выполнению евангельских заветов в повседневной жизни.

В некоторых семьях возможно просто чтение дневных Евангелий с краткими разъяснениями родителей.

При систематическом изучении Евангелия следует его главы разделить на части, имеющие смысловую законченность. Размышления должны быть не отвлеченными, а связанными с жизнью, чтобы полученные сведения могли преломляться в ней.

Евангелие – святая книга, завет нашей жизни, требует к себе благоговейного отношения. Его осваивают духовно, а не скептическим разумом. Евангелие в храмах целуют как святыню, как мощи и иконы. На Евангелие нельзя класть других книг, даже молитвенников; на нем может лежать только Распятие – Крест.

Публикации текстов Евангелия в светской печати вызывают противоречивые чувства. С одной стороны, вроде люди как бы просвещаются, а с другой – приучаются относиться к Писанию как к любому газетному и журнальному чтиву, – убивается благоговение перед Святыней. Христианство пытались уничтожить лобовой атакой, а теперь под видом просвещения убивается чувство благоговения, и в этой опасности не отдают себе отчета даже многие деятели Церкви.

Благоговение перед святыней зарождается, закладывается прежде всего в семье, в детском возрасте. Утраченное чувство благоговения очень трудно восстановить.

Религиозные беседы с детьми должны быть радостными, ибо христианство есть радостная полнота жизни во Христе. Стремясь сами к молитве и чтению серьезных книг, не лишайте своих сыновей и дочерей детских и юношеских радостей, забав и увлечений; помните меру возраста каждого. Научитесь прежде всего уважать личность младенца, отрока, юноши, девушки.

При фанатическом давлении, при непосильных посещениях церкви и домашних молебствиях у ребенка может возникнуть протест против религии вообще. Излишняя опека детей во всех крупных и мелких вопросах жизни может привести к тому, что они либо окажутся неспособными к жизни, к принятию собственных решений, либо, живя в родном доме, замкнутся от родителей и, отвергая материнскую и отцовскую опеку, сбросят с себя все, чему родители до этого учили. Детей в меру их возраста надо приучать к ответственности собственного нравственного выбора, оказывая им при этом и помощь с любовью. У человека должна быть в жизни своя собственная активная нравственная позиция.

В переходном возрасте или несколько позже у подростков и юношей происходит критическое переосмысление мира, появляется стремление утвердить свою самостоятельность, независимость личности, наступает период «бури и натиска», который может принимать самые разнообразные формы. Появляются сомнения в вере, отрицательное отношение к существующим государственным и общественным институтам либо резко обостряется интерес к религиозным аспектам жизни, так что они могут начать упрекать родителей в недостаточной церковности и прочих упущениях.

В неверующих семьях юноши и девушки в эти годы порою начинают приходить к вере (иногда – к горю своих атеистически настроенных родителей) либо идут в банды и хулиганские группировки.

Отсутствие духовных основ в детском воспитании – вот главная причина пугающего общество роста подростковой преступности.

Основным противоречием периода «бури и натиска» является с одной стороны самоутверждение и критицизм, а с другой – мучительное желание быть понятым другими людьми, прежде всего взрослыми, и повышенный интерес к взглядам этих других людей, особенно своих родственников. Человек пытается осознать свои корни.

С порога я ее спросил: «Что, Валюша, устала быть маленькой?» От неожиданности она вздрогнула, а затем воскликнула: «Ой, да, дядя»?! Глаза ее засверкали, она заулыбалась и очень тепло и нежно поцеловала меня. Ей показалось что кто-то ее понимает. Дома же ее затюкали старшие братья и другие родичи. Она охотно беседовала со своим старым дядей и с удовольствием ездила на велосипедные прогулки. «Валюша, представь, что ты вдруг потеряла веру, – твоя жизнь станет богаче и радостнее или бедней?» «Что Вы, дядя! Об этом подумать невозможно. Конечно беднее, беднее, беднее! Как можно так ставить вопрос?» Сейчас она уже давно замужем, растит детей, работает.

Подросток с огромным интересом слушает рассказы о годах молодости своих родителей, их тогдашних взглядах и переживаниях. Эти рассказы и беседы очень помогают сохранить доверительные отношения между «отцами и детьми», углубить их, помогают юношам и девушкам пережить трудности переходного возраста. В значительной степени от родителей зависит, возникнут ли между ними и детьми обратные духовные связи, когда не только дети будут обогащаться духовным опытом своих родителей, но и родители – опытом своих детей, либо между ними произойдет вежливый или резкий раскол. Дети могут стимулировать переосмысление родителями своего прошлого жизненного опыта.

К любым сомнениям и мировоззренческим заскокам надо относится уважительно, любовно-терпеливо, подобно тому, как Иисус Христос уважительно и любовно относится к святому апостолу Фоме, прозванному в поколениях неверующим за то, что он не поверил сначала в Его воскресение (Ин.20 :19–29). Конечно, должно быть не молчание, а своя собственная спокойно сформулированная принципиальная позиция. Очень важны в эти годы апологетические моменты в религиозных собеседованиях.

Для подростков и юношей опасность может представлять не только всесокрушающий критицизм, но и неумеренная религиозность. Есть старое аскетическое правило: «Монаха, по своей воле взбирающегося к небесам, сдерни за полу». Не случайно вновь приходящих в монастырь ставят на хозяйственные и другие послушания. Неумеренная религиозность может привести либо к быстрому охлаждению, либо к прелести, если говорить языком святоотеческой литературы, либо к психическим расстройствам, если говорить языком современной медицины. Чтобы уберечь от прелести, необходимо иметь опытного духовника и следовать его советам со смирением, ибо прелесть идет от гордости.

Детей надо с отрочества приучать к духовному послушанию, регулярной исповеди и Причастию. Особенно это необходимо для подростков с высокоразвитым религиозным чувством. Приучать детей к духовному руководству можно лишь в том случае, если постоянного духовника имеют сами родители. К сожалению, сейчас очень не хватает священников и особенно опытных духовников. Все предыдущие десятилетия власти кое-как терпели требоисполнителей и уничтожали либо лишали регистрации пастырей-духовников и проповедников.

Несколько слов о воскресных школах. Эти школы должны прежде всего воспитывать религиозное чувство нравственности и благоговения. К сожалению, родители иногда отдают в них своих детей из-за своего тщеславия, родительского престижа: «Мой (или моя) Н. учится в английской спецшколе, в музыкальной школе, занимается художественной гимнастикой, теперь посещает воскресную школу». Некоторые учащиеся воскресных школ не бывают на церковных службах, а кое-где стали очень увлекаться публичными концертами и т.д. в ущерб религиозному воспитанию своих питомцев. Необходимо обсуждение программ воскресных школ и обобщение опыта; он уже свидетельствует о благоприятном влиянии этих школ на детей.

Положительно отзываясь о воскресных школах, следует тем не менее подчеркнуть, что религиозное воспитание закладывается прежде всего в семьях, а всякие школы и кружки могут лишь помочь ему. Представляется необходимым организовывать курсы и лекционные чтения по религиозному воспитанию самих родителей, тогда легче будет вести работу в детских воскресных школах. Важными нам представляются катехизаторские курсы для взрослых. Они могут быть трех типов: 1) краткие курсы для подготовки взрослых, пришедших к вере, к принятию крещения, 2) курсы и кружки общего христианского образования, 3) курсы подготовки катехизаторов из числа мирян.

это воспитательная система, основанная на догматах какой-либо одной конкретной религии. Через воспитательное воздействие религия проникает в душевную жизнь человека и направляет его волю к совершению действий, требуемых религией. Религия способствует сдерживанию страстей, дает смысл жизни и делам, гармонизирует бытие, нравственно направляет. С помощью религии можно воспитывать цельный характер, в котором ум, просвещенный боговедением, соединяется с сердцем и волей к деятельности. Религиозная область богаче житейских примет и поверий, она умиротворяет человека, успокаивает душу, учит любить родителей и близких, прощать врагов, видеть мудрость и добро, жить в благости всемогущего Творца. Никакое воспитание нельзя лишать религиозности еще и потому, что религия есть основа культуры человека. Его нельзя противопоставлять светскому воспитанию, они непременно должны слиться в единую систему.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ

целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и вероучительным принципам определенной конфессии (вероисповедания). Р.в. - составная часть относительно контролируемой социализации верующих (наряду с семейным воспитанием и социальным воспитанием). В основе Р.в. лежит феномен удвоения мира и его сакрализации (от лат. sacrum - священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности и личностного начала человека священным содержанием, придания особого смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение. Выделяют два уровня Р.в. - рациональный и мистический (Т.В. Склярова). Рациональный уровень включает в себя три осн. компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Мистический уровень тесно связан с рациональным и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет конфессиональную специфику. Например, мистический уровень Р.в. в христианском воспитании включает в себя подготовку и участие в различных таинствах, домашнюю молитву, воспитание чувства благоговения и почитания святынь. В процессе Р.в. используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр.; праздничные мероприятия, экскурсии, любительские объединения, хоры, оркестры и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для Р.в. в той или иной конфессии содержанием. Р.в. осуществляют священнослужители, педагоги конфессиональных и светских (в ряде стран) учебных заведений, воспитатели детских и юношеских объединений (действующих при религиозных и светских организациях, например, скаутских); средства массовой коммуникации, контролируемые религиозными организациями. В семье и окружающей социальной среде Р.в. занимаются верующие (родители, родственники, члены религиозной общины и пр.). В процессе и в результате Р.в. у верующих формируются специфическая для конкретной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а также стратегии адаптации и обособления в социуме.

Родители часто искренне недоумевают: почему наши дети вырастают эгоистами? Почему они не слушаются? Откуда появляется агрессия, если мы пытались воспитывать их в любви и вере? А что было вчера, позавчера, три года назад? Ведь дети копируют родителей, их манеру поведения, привычки.

Проекция поведения родителей

Разве вам не приходилось наблюдать, казалось бы, очень странное явление. Мама — примерная христианка, в приходе ее все уважают, а сын — грубый, любит шумные компании и алкоголь. Либо дочь — упала в блуд, ожесточилась на мать.

Если же мама укажет им на порочную жизнь и позовет в храм, то на нее может вылиться поток агрессии. Почему так? Причины могут быть разными. Но ясно одно: в большей степени такое поведение детей — вина родителей.

Есть такой ролик: маленький ребенок идет следом за отцом и повторяет все, что он делает. Это маленькое существо, придя в мир, так мало знает о его устройстве. Поэтому дети копируют родителей, так как видят, в первую очередь, их.

Мама кричит — дочь повторяет следом за ней, папа курит — сын берет пример. Родители, когда курят, пьют, ругаются, бьют, мусорят или сквернословят, даже не думают о том, что за всем этим наблюдают дети. Родители ссорятся и думают, что дети этого не замечают. Папа весь день на работе пропадает, даже вечером не спросит, как у сына дела, а потом возмущается, почему тот не вырос «настоящим мужчиной».

Если родители пьют и курят, то с детства прививают этот порок своим чадам. Если отец и мать не доверяют друг другу и обманывают, дети будут считать это нормальным в отношениях. Если отец разрешает себе поднимать руку на жену и оскорблять ее, то такое поведение может неосознанно отложиться в восприятии сына (даже если он относится к этому негативно, но картинки из детства продолжают мелькать в голове).

Расплата за греховную молодость

Даже если родители со временем абсолютно переменились, стали примерными православными христианами, то в поведении детей они пожинают плоды своей греховной молодости. Фундамент религиозного воспитания должен закладываться совсем не в подростковом возрасте. Японцы считают, что уже после 14-ти лет ребенка не перевоспитаешь. О последствиях своих действий надо думать еще до того, как создали семью.

Если родители любят, доверяют и уважают друг друга, то дети понимают, что только на такой платформе можно строить серьезные отношения. Если в конфликтах они сразу идут навстречу другу другу, а не бьют горы посуды, то чада получают первые уроки терпения и прощения.

Воспитание, христианство и жизнь по заповедям начинаются в семье, которую неслучайно называют малой церковью. Конечно, без испытаний, без влияния извне — никак. Дети будут набираться вредных привычек в садике, школе, институте. Они будут спорить с друзьями, как надо себя вести. Но если с детства они видели пример настоящей любви и понимания, то у них появится иммунитет к мирским искушениям.

Они знают, что нужно уступать место в общественном транспорте, быть терпеливыми и вежливыми, даже когда тебе грубят, предупреждать родителей, когда задерживаешься (мама будет переживать и не сможет уснуть).

Три секрета религиозного воспитания

Как прививать детям православную веру? Этот вопрос волнует многих родителей.

Правило 1. Начните с себя

Если вы хотите воспитать доброго и отзывчивого ребенка, сами станьте таким. Сначала необходимо пройти путь к пониманию себя, покаянию, желанию избавиться от греха.

Гиблое дело — подстраивать других людей под себя. Пусть они сами увидят в вас стимул меняться к лучшему.

Преподобный Серафим Саровский говорил: Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся. Смысл тот же: меняй себя, замечай свои грехи, спасайся, молись, чтобы Бог направлял тебя и других людей. Не только дети копируют родителей. Под примером праведников менялись даже самые ожесточенные грешники.

Правило 2. Воспитывайте ребенка еще до его рождения

Как-то к священнику обратилась мать, которая только что родила ребенка: «Как воспитывать чадо?» И какой же ответ она получила? «Поздно уже, надо было думать об этом еще 9 месяцев назад».

Православные супруги знают, что дети — дар от Бога, поэтому надо подготовиться к его принятию. Мать, которая вынашивает ребенка, должна понимать, что именно через нее дитя узнает об окружающем мире. Если она молится, то к этому приобщается и ребенок, если она подступает к Святым Дарам, то и ребенок причащается.

В житиях некоторых святых можно прочитать «сказки» о том, что ребенок по средам и пятницам не вкушал материнское молоко (например, преподобный Сергий Радонежский). Но если его родители действительно вели христианский образ жизни, а религиозное воспитание начиналось еще с утробы матери, то история кажется не настолько и сказочной.

Правило 3. Будьте христианином. Независимо от места и условий

Религиозное воспитание детей — это не только совместные посещения храма и разучивание первых молитв. Вот сегодня воскресенье, давайте побудем православными, а завтра вернемся к прежней жизни. Нет. Священник Александр Овчаренко справедливо говорит:

Религиозное воспитание начинается не тогда, когда мать учит читать «Отче наш», а когда отец учит сына поблагодарить мать за выстиранную рубашку и приготовленный обед

В детях нужно воспитывать не формальное понимание веры, а внутреннее. Можно знать наизусть много молитв, но ближнего не любить, родителей не уважать, со всеми спорить и гордиться собой.

Если люди приходят в храм, такие кроткие и смиренные, мамы в длинных юбках и платках, а дома те же женщины закатывают истерики, пилят мужей, что те недостаточно зарабатывают на модные платья и косметические процедуры, то христианская ли жизнь это? Если муж называет себя главой семьи и приходит вместе с семьей в храм, причащает детей, а дома ведет себя как жуткий тиран, что жена и дети чувствуют не его любовь, а силу кулака, то христианский ли это образ жизни? Не лицемерие ли? Не двойные стандарты?

Не забывайте об этой простой истине: дети копируют родителей. Если не заложить в них стойкий фундамент православной жизни, то их шаткий домик веры может развалиться при первом порыве ветра греха.

Христианин — это не профессия, не работа по будням с 9.00 до 18.00. И не дань седьмому дню недели. Православная семья — это совместное движение к Богу. Поэтому в таких семьях живут не только супруги, их дети, но и Бог. И с раннего детства дети это знают и чувствуют.

В христианской семье царят любовь и Любовь

В семье ребенка учат внимательности, пониманию, умению выходить из сложных ситуаций. Надо быть осторожным, чтобы родительские любовь и опека не превратили ребенка в эгоиста, неспособного заботиться о других. Поэтому детям нужно с детства прививать заботу о других и умение делиться. Получая сладкий презент, ребенок должен не прятаться в другой комнате и самостоятельно уплетать за обе щеки, а угостить маму, папу, братиков, сестричек... Если ребенок получает любовь, то он с детства должен учиться ею делиться. Это одна из важных составляющих религиозного воспитания. Ведь сам Бог есть Любовь.

Важно самим осознавать и приводить ребенка к пониманию того, что счастье заключается не в том, чтобы иметь много игрушек, килограммы шоколадных конфет, а в школьном возрасте — одеваться модно, как и одноклассники, иметь дорогие гаджеты и каждое лето отдыхать за границей.

Папа может днями и ночами зарабатывать на все это. Есть много детей, которые живут вместе с дедушками и бабушками, в то время как их родители годами работают за границей, чтобы обеспечить счастливые детство и юность чадам, потом учить их в самых престижных институтах... Из-за нехватки любви, заботы, внимания и воспитания такие дети становятся замкнутыми и обиженными. Часто доходит до злобы. О каком религиозном воспитании вообще может идти речь?

Родители забыли о главном — воспитать себя и пригласить в свою семью Бога. Если в семье действительно есть христианская любовь и Любовь, то все заботятся друг о друге, доверяют, поступают по совести, жертвуют своими интересами ради близких, постоянно работают над собой, прощают и терпят. Они вместе преодолевают скорби — болезни, неудачи, ссоры, и продолжают совместное движение... ко Господу. Это — путь не из легких, но в конце уже виден луч света, что ведет к Свету.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Похожие публикации