Ребенок и школа: как привить желание учиться. Почему нет желания учиться

Что делать, если ребенок не хочет учиться, читать или просто ходить в школу? Советы психолога для родителей детей разного возраста, как сделать учебу желанной.

Большинство малышей с удовольствием отправляются в первый класс, ведь желание познания нового и общения с другими детьми так естественно для семилетки. Но дальше случается так, что ребенок не хочет учиться, отказывается идти в школу. Почему так происходит и как помочь ребенку полюбить учебу рассказала психолог и арт-терапевт Анна Трухан.

С 1 сентября связано много самых различных ожиданий. Кто-то из детей уверен, что стоит на пороге чудных открытий, другой — в ожидании хороших оценок и похвалы. Школьники, которые жаждой знаний не отличаются, любят этот день за первые, после трехмесячной разлуки, встречи с друзьями.

Самое удивительное, что практически все первоклассники с удовольствием переступают порог школы. Что одним позволяет укреплять желание учиться, и почему у других оно полностью отсутствует? Какова причина формирования стойкого иммунитета на прием знаний? Получив ответы на эти вопросы, мы решим значительную часть проблем. Итак, что же может послужить причиной того, что у ребенка нет желания учиться.

2 причины, устранить которые можно еще до поступления в школу

  1. Ребенок физически не готов к обучению. Большое количество детей, в силу своих физиологических особенностей развития достигают готовности переступить порог школы и полноценно заниматься, без вреда здоровью, лишь к 7 годам.
  2. Ребенок плохо подготовлен к школе. В таком случае, с первых школьных дней ваш первоклассник не будет поспевать за скоростью подачи материала учителем. Ведь педагог ориентируется на более подготовленных учеников. Не успевая воспринимать информацию, малыш быстро потеряет интерес ко всему процессу обучения. Однако в школу будет идти с охотой. Ведь там он может общаться и играть с новыми друзьями.

thinkstockphotos/fotobank.ua

Исправляем:

  1. Если у вас возникли сомнения, отдавать ли своего малыша в школу с 6-ти лет, обратитесь за консультацией к психологу. Квалифицированный специалист даст рекомендации, на основании которых ваш ребенок станет шестилетним первоклассником или же для него будет лучше сделать это через год. А предстоящий год обязательно посвятить развивающим и коррекционным занятиям. В этом случае вам необходимо поступить в интересах ребенка, учитывая его возможности, а не собственные амбиции.
  2. Любой ребенок, даже самый умный, нуждается в объяснениях, и помощи в развитии познавательных процессов. Отчасти этим занимаются дошкольные учреждения и большое количество психолого-педагогических центров. Однако, вы всегда можете способствовать лучшему развитию своего крохи. С первых дней знакомства со своим малышом говорите с ним. Рассказывайте о том, что происходит вокруг. Развивайте его мыслительные процессы, задавая вопросы: что ты больше любишь? Почему? Ты злишься? Что тебя разозлило? и т.д. Давайте ответы вопросы, которые задает вам ребенок.

Почему ребенок не хочет учиться

  • Чрезмерная опека со стороны родителей. Вы со всех сил стараетесь «помочь» ребенку учиться, потому что он слабенький (маленький, усталенький и т. д.), выполняете домашнее задание вместе с ним и за него.
  • Избыточный родительский контроль вызывает у ребенка сопротивление. Чем сильнее вы стараетесь контролировать ребенка, тем охотнее он перестает слушаться и заниматься теми делами, выполнение которых вы ставите ему в обязанности.
  • Усталость школьника. Детям, для того чтобы эффективно поработать над выполнением домашнего задания необходимо отдохнуть, после прихода из школы, в течении 1,5-2-х часов. В этот период упоминание об учебе должно отсутствовать.
  • Самоконтроль у ребенка развит слабо. Он и думать забывает о каком- то там задании. После работы поздно возвращаясь домой, вы застаете его с невыученным домашними уроками. Возникает конфликт, повторяющийся ежедневно.
  • Интерес и способности ребенка находятся в разных плоскостях с тем, что преподается в школе. Интеллектуальные способности и таланты ребенка направляют его романтическую натуру на написание картин, пение или создание музыки. А учиться он в школе, с математическим уклоном. Ведь вам виднее, что ему в жизни пригодится.
  • Ребенок слишком подвижен, энергию некуда девать. Результат – плохое поведение, сорванные уроки.
  • Частые семейные ссоры и конфликты могут вызывать нарушение эмоционального состояния школьника. Ему становится сложно думать об учебе.

Быть в хорошем настроении и учиться с интересом детям поможет:

Начиная путь в школьную жизнь, ребенок нуждается в строгом режиме, который поможет ему лучше справляться с новыми требованиями. Приучайте ребенка выполнять все в назначенный срок. Если вы грамотно подойдете к распорядку дня, ребенок очень скоро научится себя контролировать.

Для начала, позвольте ребенку самостоятельно справляться с заданиями. Поставьте себя на его место. Представьте, что к вам раз в неделю приходит подруга на чаепитие. Вы готовите пирог или печенье. Она приходит со своими угощениями и говорит о том, что ваша стряпня отвратительна: «Я так и знала, что у тебя ничего не получится, поэтому принесла свой фирменный пирог!» Вот так продолжается в течение года. Скажите, у вас останется желание печь пироги к приходу этой подруги? Потому и ребенок не хочет делать уроки. Не лишайте школьника желания делать свою работу самостоятельно.

Следуйте за интересом ребенка. Выявите его склонности и таланты. Поощряйте его занятия любимым делом, определите ребенка в кружки, секции. Если справляться со школьной программой вашему ребенку тяжело. Подумайте о коррекционных занятиях, развивайте интеллект школьника.

Если вам сложно определить, почему отсутствует интерес к образованию у вашего малыша, обратитесь за помощью к специалисту. Детский психолог проведет диагностику и составит план коррекционных занятий. Направляя, без назиданий сопровождайте своего школьника.

Обычно, годам к 6-7, дети уже готовы к обучению. Им интересен процесс познания всего нового. Но, как ни странно, после того, как Ваш малыш пошёл в школу, он, после непродолжительного времени вдруг Вам заявляет, что учится он не хочет и в школу не пойдёт. И ещё совсем недавно счастливый родитель, задаётся вопросом, что же случилось, ведь ребёнку было всё интересно, он стремился получать новые знания, впитывая их как губка.

Кто-то назовёт это нежелание- простой ленью, кто-то скажет, что просто ребёнок подрос и перестал слушаться. Конечно, немногие родители задумаются о причинах произошедших перемен, начав обвинять школу, самого ребенка, но ни как не себя.

Откуда берётся понятие лени? Почему ребёнок становится ленивым? Для того, что бы понять, откуда взялась лень в ребёнке, нужно обратиться к тому, как проходило его развитие.

Дело в том, что при подготовке ребёнка к школе не все родители уделяют должное внимание развитию мотивации ребёнка к учёбе. В последнее время эта проблема выходит на первый план, так как лишь немногие ученики ходят в школу получить знания, другие же просто прогуливают учёбу, или же приходят для получения пятёрок. Для многих школьников, учёба не только не интересна, не нужна, но ещё и мешает общению со сверстниками.

Причины, по которым ребёнок не хочет учиться:

    Первая и главная причина- отношение к обучению родителей. С раннего детства, ребёнок подражает своим родителям во всех вопросах. Важно, как родители относятся к процессу обучения, приобретению новых знаний. Ребёнка нужно не только формально готовить к школе, но и развивать мотивацию. Мотивация бывает внешней и внутренней. Берётся ребёнок за учёбу чаще всего потому, что заставили, не руководствуясь мотивацией вовсе. Родители должны вовремя сфокусировать внимание ребёнка на понравившемся деле, когда он окажется среди таких же увлеченных, он будет уже ориентироваться на их мнение.

    Чем больше родители заставляют малыша , тем больше он сопротивляется обучению

    Недостаток новых ощущений

    Большая опека

    Родители не поощряют , не поддерживают ребёнка

    Многое в отношении ребёнка к школе, зависит напрямую и от учителей , от их умения панировать уроки и преподносить материал.

    Ему не интересно. Попробуйте заинтересовать его тем, что ему действительно интересно. Если ребёнок будет ясно видеть свою цель, к примеру, стать кем-то, тот знания, он будет стремиться, скорее всего, добывать самостоятельно, тогда и контроль с Вашей стороны не потребуется. Лень появляется именно от того, что ребенку подготовка к школе, к примеру, не была интересной.

    Усталость. Может, стоит немного снизить нагрузку ребёнка, особенно в начальной школе, часть секций, стоит перестать посещать, когда же ребёнок адаптируется к нагрузке, вновь начать их посещение. Побольше гуляйте с ним, продумайте его питание. Усталость эмоциональная может приводить к тому, что Ваш ребёнок ночью уснуть не может, а потом весь день ходит сонный, какое уж тут обучение. В такие периоды предоставьте ребенку возможность- больше отдыхать.

    Причиной может быть пережитый малышом стресс . При возникновении стресса, стоит обратиться к профессиональному психологу для его разрешения.

    Сравнение достижений ребёнка с достижениями других, более успешных детей. Публичное унижение и оскорбление неквалифицированного педагога также могут стать причиной нежелания учиться.

    Нежелание учиться как протест , высказанный взрослым. Это один из распространенных способов манипуляции взрослыми. Если Вы воспитывали ребенка таким образом: сделал- получи конфетку, то школа- то время когда ребёнок начинает обучать Вас по такому же принципу, только вместо шоколадки, вещи по- дороже.

Советы, как заинтересовать ребёнка:

    Начинать нужно в далёком детстве, главное родителям научить дошкольника: желанию узнавать новое, быть любознательным, научиться жить в творческом поиске. Только тогда ребёнок будет стремиться к знаниям, хотеть учиться. Ребёнок должен получать радость от процесса познания и от результата.

    Если ребенку не интересно обучаться, попробуйте его заинтересовать непринуждённой обстановкой какого-либо кружка, в котором ему станет интересно, может, тогда он выберет предмет сам, который его увлечёт.

    Разговаривайте с учителем Вашего ребёнка, может он расскажет о том, что входит в круг интересов.

    Может проблема нежелания кроется в том, что существует конфликт между преподавателем и ребенком. Тогда стоит перевести его в другую школу.

    Попробуйте сменить скандалы и наказания ребёнка на поощрения и одобрения его.

В любом случае, не стоит пускать на самотёк решение этой проблемы, так как со временем, нежелание учиться будет только усиливаться, и ребёнок может бросить школу.

Возраст ребёнка: 10 лет

У ребенка нет желания делать уроки

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как правильно мне поступить с ребенком, чтобы ему же не навредить. У него нет желания учиться, делать уроки. Он делает уроки, но с нежеланием. Как сделать, чтобы это желание появилось. Мы каждый день ведем разговоры о том, что учиться надо. Мальчик он способный.

Наталья

Здравствуйте, Наталья.

Насколько я поняла, Вы уже знаете, что просто заставлять ребенка делать уроки не стоит, это будет, с одной стороны, не эффективно, а с другой, может усилить негативную ассоциацию с выполнением домашнего задания, что в будущем создаст еще большие трудности. Материальную мотивацию (покупку игрушек или сладостей) тоже лучше не использовать часто, так как она действует недолго, но со временем ребенок может начать манипулировать, выпрашивая все больше и больше за выполнение уроков. Но, конечно, мотивация необходима, чтобы Ваш сын с желанием брался за домашнее задание.

Прежде всего, необходимо понять истинную . Для этого Вы можете спокойно, без осуждения или нотаций поговорить с мальчиком. Не ругайте и не обесценивайте его слова, даже если Вам они кажутся нелогичными. Далее можно действовать в соответствии с тем, что Вы выяснили. Если он чувствует себя уставшим, можно выделить определенное время на отдых и договориться, что после этого он приступит к занятиям. Если же есть какое-то непонимание предмета, Вы можете ему объяснить то, что не понятно.

Причина может быть и в том, что ребенок очень хочет, но не может соответствовать завышенным требованиям родителей и в результате опускает руки. Оцените честно свои реакции и желания – не требуете ли Вы от ребенка слишком многого, чтобы он добивался наивысших успехов с первого раза и никогда не совершал ошибок. Если это так, то необходимо снизить требования и разрешать мальчику совершать ошибки и учиться на них.

Разобравшись с причиной, можно с помощью интереса. Во-первых, лучше начинать выполнение домашнего задания с того предмета, который больше всего нравится мальчику или кажется самым легким. Во-вторых, можно объяснить, что домашнее задание – это закрепление тех знаний, которые он получает на уроке, а затем рассказать, для чего ему могут пригодиться в жизни эти знания. Старайтесь привести конкретные примеры ситуаций, в которых эти знания могут понадобиться сыну, чтобы для него действительно появился смысл в усвоении этой информации. Лучше даже вместе с ним сочинить историю о большом путешествии, в котором его ждут приключения в разных странах, разных уголках планеты, где он будет встречаться с разными ситуациями, животными и людьми. И в каждом новом месте ему необходимы будут знания по различным предметам. Вы можете придумать и другой способ показать мальчику, для чего необходимо делать уроки. Важно приложить к этому фантазию и позволить самой себе поиграть, помечтать и увидеть увлекательность процесса обучения. И Ваш сын обязательно заразится от Вас этим интересом.

Если у Вас еще остались вопросы, можно обратиться на очную консультацию к психологу. На нашем сайте Вы можете найти адреса бесплатных в Вашем городе.

Анастасия Вялых,
Семейный психолог

Как пробудить у детей интерес к учебе, избавиться от вредных привычек и про развитие речи у детей – на ваши вопросы отвечает психолог-дефектолог детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II Юлия Борисовна Жихарева

Обучение и интерес к учебе

1. Ребёнку 8 лет. Нет желания учиться. Как это преодолеть?

Как правило, у ребёнка нет желания учиться, если ему трудно и тяжело. Прежде всего, надо постараться решить сложности обучения по тем или иным предметам. Если стойкие сложности с русским языком, нужно обратится к логопеду для тестирования на дисграфию. С другой стороны, надо постараться превратить выполнение уроков в приятное и более лёгкое занятие, для повышения интереса к учебным делам полезно подумать и придумать забавный и приятный антураж учёбы (интересные, красивые ручки-ластики, шикарные кроссовки/туфли в школу и т.п.). Последите за своими реакциями в отношении к урокам – не: "Ну, что там тебе задали?", а "Что интересное там нас ждёт?"

2. Как привить ребенку (13 лет) любовь к чтению. Абсолютно не интересуют книги. Только компьютер. Как заинтересовать?

Эффективно заинтересовывать своим примером. Если ребёнок видит, с каким удовольствием и интересом Вы читаете, ему тоже может захотеться. Можно подумать и о другом: в 13 лет не поздновато ли приучать к чтению? У него начинается возраст самоопределения, когда идёт активное сопротивление к любому приучению. "Новое поколение выбирает..."

3. Нужно ли заставлять ребенка ходить на секции и кружки, если он сначала "загорится", походит немного и больше не хочет?

Это зависит от возраста ребёнка. До 10-12 лет такое поведение "перебора" вариантов, думаю, допустимо. Но стоит на 1 учебный год ориентировать ребёнка на 1 постоянную секцию/студию.

4. Ребёнок неусидчив, излишне эмоционален, инфантилен, учёба страдает. Есть ли смысл в домашнем обучении или коррекции?

Если Вы имеете в виде перевод ребёнка на надомное обучение, то для такого перевода нужна очень серьёзная причина - полная невозможность получать и усваивать знания в классе. Когда такая невозможность неполная, то говорят о частичном переводе на надомное обучение, чтобы не ограждать ребёнка полностью от детского общества (ребёнок часть уроков посещает в школе в некоторые дни, часть уроков проходит дома). Коррекция каких-либо психических трудностей нужна в любом случае.

5. Дочери 9 лет. Память хорошая, но усидчивости нет - из-за этого проблемы в школе. Что делать?

Если усидчивость недостаточна дома при выполнении уроков, то помогут некоторые правила:

Начинать делать уроки после периода отдыха от школы,

Начинать выполнять с лёгкого, потом сложное, потом снова полегче,

Делать кратковременные перерывы через 15-20 мин.,

Помогать выполнять сложные уроки,

Поддерживать положительную эмоциональную атмосферу во время уроков: обязательно хвалить (не за результат даже, а за старание, внимательность и усидчивость).

Если проблемы с усидчивостью в школе, то здесь Вы можете только попытаться поговорить с учителем, чтобы выработался индивидуальный подход и помощь Вашей дочке.

6. Ребенку 6,5 лет, ходит в 1-ый класс, но не хочет учиться. Может, он не созрел еще для школы?

Действительно, готовность к школе включает в себя и мотивационную готовность, т.е. желание учиться, знание, для чего это надо. Ребёнок должен "своё отыграть", потому что в играх развивается много полезного: внимание и усидчивость, умение взаимодействовать с другими, все психические свойства. Я не поддерживаю стремление родителей отдать ребёнка в 1 класс в 6 лет. Это рано, и, правда, "не созрел". Но в детсад возвращаться не будем, поэтому развиваемся дальше: превратите уроки в интересное занятие и игру, заинтересуйте ребёнка, продолжайте играть с ним в свободное время в игры (особенно хороши игры по правилам: лото, домино, шашки, даже "казаки-разбойники"!).

7. Что нужно сделать, чтобы ребёнок захотел учиться? Нам 10 лет - 4 класс, не хотел идти в школу с 1 класса, а теперь и подавно не хочет. Я объясняю каждое утро, что это важно для каждого человека. Сын говорит, что ему там неинтересно, скучно и вообще ему это не надо. Что надо, сам не знает. Ходит в музыкальную школу уже 2 год сейчас хочет бросить, я уговариваю каждый день, что это нужно, тебе потом пригодится. Вообще никогда не доводит дело до конца, бросает, когда появляются трудности.

У Вашего сына не сформирована учебная мотивация. Ваши уговоры её не формируют. Могу предположить, что Вы - человек очень активный, и тогда эта активность может гасить собственную активность ребёнка.

В конце учебного года трудно, но в следующем году постарайтесь найти для сына ИНТЕРЕСНУЮ ДЛЯ НЕГО секцию или студию, потому что любое интересное занятие будет стимулировать интерес к другому, к школе.

Поговорите о профессиях, в которых не нужно образование, посмотрите на людей, как они работают и выглядят. Познакомьте со своей работой. Относитесь к новым заданиям и урокам, как к чему-то новому и интересному. Постарайтесь превратить выполнение уроков и посещение школы в более интересное и приятное занятие: купите эффектные аксессуары, подсластите конфетами, хвалите и радуйтесь любым достижениям и особенно старанию (не страшно, если Вы чуть-чуть преувеличите). Усидчивость и произвольность поведения развивайте в играх по правилам (шашки, лото и т.п.).

Развитие речи

1. Моей дочке 3 годика, она очень плохо разговаривает. Стоит ли начинать водить уже ее к логопеду?

Да! Надо, прежде всего, придти на консультацию к логопеду, который сделает заключение: что и почему? После этого Вы с логопедом обсудите вопрос о необходимости логопедических занятий.

2. Дочке 4,5 года. Постоянно говорит: "я сделал, я погулял", короче путает женский и мужской род.

У Вашей дочери не сформировалось согласование слов в роде и падеже. Возможно, это один из симптомов другой целостной картины. Проконсультируйтесь с логопедом. Наверняка потребуются логопедические занятия. Дома Вы каждый раз, как слышите неправильное согласование слов, тут же давайте правильный вариант. Дети часто автоматически повторяют правильно, если нет - стоит намекнуть, что очень хочется услышать.

3. Моей дочери пять лет. Она выговаривает звук "р" только вначале слова. Это нормально? Если нет, что делать?

Думаю, что дочка начала овладевать произношением звук Р (в 5 лет это нормально) - это легче делать в начале слов. Помогите ей продвигаться дальше и начните по слогам проговаривать слова, где звук Р в конце слова, в середине. Помочь Вам могут специальные логопедические тетради на звук Р, занимайтесь с дочкой по ним.

4. Девочке 7 месяцев, не хочет произносить слоги. Как ей помочь?

Понаблюдайте за собой и за своим поведением: если девочка подолгу остаётся одна в кроватке или манеже, если Вы неразговорчивы и мало говорите, то такое вполне может быть и без патологии речи, при возможностях нормального развития. Тогда: носите за собой постоянно ребёнка, чтобы он находился в Вашем обществе и постоянно с ним "разговаривайте", проговаривая вслух всё, что вы делаете, называя все предметы, которые попадают в поле зрения ребёнка. Пойте песенки, рассказывайте и делайте "потешки", типа "Ладушки" и "Коза", добиваясь от ребёнка ответной эмоциональной реакции (она должна смотреть и улыбаться в ответ, сама доделывать какие-то движения). Если ответной реакции нет, идите на консультацию к детскому невропатологу.

5. Моей дочери в июне будет – 5 лет. Не выговаривает р, ш, иногда з. Уже пора заниматься логопедом?

Обычно, занятия по коррекции звукопроизношения начинаются с 5 лет, и к 7 годам работа должна закончиться. Строго говоря, у Вас ещё есть время. Считаю, начинать заниматься с начала учебного года вполне можно.

6. Сыну 11 лет. Как научить его грамотно писать?

Если ошибки очень несуразные "от невнимания", то обязательно тестирование логопеда. Это может быть дисграфия и должна проводиться длительная и грамотная коррекция. Если это незнание правил, поможет учитель русского языка.

7. Моему сыну 2 года, он произносит только «мама», «папа» и еще несколько слов. Нормально ли это?

Около 2 лет я, как логопед, ожидаю услышать появление начал фразовой речи (хотя бы простейшие: "Мама, пипи. Дай пить", и наличие хотя бы нескольких слов 2-сложной слоговой структуры (2 разных слога: слова по типу тётя, аба- яблоко, упа- упал). Если этого нет, то по качеству общения при обследовании логопеда, можно поставить диагноз задержка речевого развития или задержка темпов речевого развития.

Вредные привычки

1. Я уже год, как заметила, что сын (7лет) занимается онанизмом. Я его и ругала и пугала. А теперь и в садике заметила воспитатель, сказала мне, так стыдно было! А что делать-то? К кому обращаться? Подскажите, пожалуйста!

Вы правильно первоначально обратились к психологу. Онанизм относится к патологически привычным действиям. Ругать и пугать, действительно, бесполезно. Можно только попробовать проработать этот вопрос - к нему должен быть комплексный подход: лечение психиатра и помощь психолога.

С точки зрения психологии прекратить это явление репрессивными методами нельзя, можно стараться заменить этот негативный стереотип на другой, положительный:

Т.к. ребёнок уже знает, что делать это плохо, надо с ним договориться, что Вы поможете ему избавиться от этой привычки, а он Вам в этом поможет.

Усилить контроль и постараться не дать времени и возможности это делать,

Научить сына класть руки и занимать руки так, как "надо": сложить в "замочек" при просмотре телевизора, положить под щёчку, под подушку или на одеяло при засыпании, занять руки игрушками, безопасной едой (полезно погрызть фруктыовощи).

Напоминать сыну не о том, чего не надо делать, а о том, что надо: складывать, держать и т.д.

Повысить эмоциональный контакт с сыном, почаще высказывать ему похвалу и одобрение.

2. Что делать если ребенок рвет у себя волосы? В чем причины?

Важен возраст ребёнка, насколько он может или не может контролировать себя, какие при этом эмоции наблюдаются. Причинами может быть: проявление навязчивых действий, самонаказание при психологическом или эмоциональном неблагополучии. Понять это поможет психолог или психиатр. Если это навязчивые действия, то требуется лечение психиатра и консультирование психолога на тему "избавление от патологически привычных действий ребёнка". Если это самонаказание, то должен поработать психолог и не с одним ребёнком, а и с родителями по улучшению психологической обстановки в семье.

3. Моему сыну 4,5 года спит только со мной или с папой. Как отучить?

Так поступают возбудимые или чувствительные дети. В этом возрасте ребёнок может спать один, но тогда придётся какое-то время сидеть при его засыпании, чтобы Ваше присутствие помогло ему успокоиться и расслабиться. При этом у него должно быть приятное и комфортное для него место для сна. Желательно, чтобы сын помогал Вам в его обустройстве, чтобы он САМ сделал себе "взрослое" место для сна, которое бы ему нравилось.

Если категорически не получается сейчас приучить ребенка спать одному, значит, он пока психологически не готов к этому, не набрал той уверенности в себе и в окружающих, которая требуется ребёнку для самостоятельного сна. Тогда попробуйте подождать и через 2-3 месяца снова попробовать приучить его к самостоятельному сну.

4. Как отучить ребёнка грызть ногти (16 лет), начала недавно.

Если привычка появилась недавно, то, наверняка, сейчас наблюдается пока ещё острый момент, и причина возникновения этой навязчивости ещё сильна. Поэтому рекомендую обратиться к психиатру. Подумать, что спровоцировало возникновение навязчивости, и постараться устранить причины. С девочкой надо договориться о том, что вы ВМЕСТЕ будете работать и искоренять плохую привычку, обязательно нужно её желание и согласие. Потом обсудите с дочкой, как предотвратить или заменить откусывание ногтей: погрызть что-нибудь вкусное и полезное (фрукты, овощи, семечки и т.п.), при необходимости напоминайте ей о том, что НАДО делать, не говоря и не упрекая в том, что НЕ НАДО.

Похожие публикации