Пособие по обучению чтению. Чтение по слогам

Среди огромного выбора методик обучение чтению по методу Надежды Жуковой очень популярно. Ее способ адаптирован для самостоятельных занятий родителей с детьми в домашних условиях. Учебные пособия Н. Жуковой приемлемы по стоимости, их можно приобрести практически во всех книжных магазинах. Попробуем разобраться, что в этой методике особенного и почему она так популярна.


Из биографии

Надежда Жукова – знакомый многим отечественный педагог, кандидат педагогических наук, имеет большой логопедический опыт работы. Она является создателем целой серии обучающей литературы для детей, которая издается многомиллионными тиражами. Множество ее научных работ опубликовано не только в российских, но и в специализированных изданиях других стран.

Надежда Жукова проводила множество исследований с детьми-дошкольниками, внимательно изучала поступательные процессы развития их речи. Она создала уникальную методику, с помощью которой дети могут быстро научиться читать и с легкостью перейти от нее к письменной речи. В своей методике Н. Жукова учит детей правильно складывать слоги, которые используются у нее в роли единой части в чтении и письме в дальнейшем.

Продажи ее современного «Букваря» превзошли количество 3 млн. экземпляров. Из этих цифр, по статистике, можно сделать вывод, что каждый четвертый малыш обучается чтению именно по нему. В 2005 году ему было присвоено звание «Классический учебник».

В 1960 – х годах Надежда Жукова являлась деятельным работником инициативной группы, которая занималась вопросами создания специализированных групп для ребят, имеющих проблемы и расстройства речевой деятельности. Сейчас такие логопедические группы и целые детские сады с этим уклоном широко распространены не только на территории нашей страны, но и в странах СНГ.


Особенности методики

В создании собственного особого метода Н. Жукова воспользовалась своим 30-летним логопедическим рабочим стажем. Она смогла построить успешное сочетание обучения грамоте с возможностью предупредить ошибки, допускаемые детьми при письме. В основу учебника заложен традиционный подход обучения чтению, который дополнен уникальными особенностями.

В речевой деятельности малышу психологически легче выделить слог, чем отдельный звук в произносимом слове. Этот принцип и используется в методике Н. Жуковой. Чтение слогов предлагается уже на третьем занятии. Ввиду того, что в самом начале обучения чтению этот процесс для детей является механизмом воспроизведения буквенной модели слова в звуковую, то малыш к моменту обучения чтению уже должен быть знаком с буквами.


Учить с ребенком сразу все буквы алфавита не стоит. Первое знакомство малыша должно быть с гласными буквами. Объясните крохе, что гласные – это поющие буквы, их можно пропевать. Начните с изучения так называемых твердых гласных (А, У, О). После того, как малыш познакомился с ними, уже нужно начинать складывать: АУ, АО, ОУ, УА, УО, ОА, ОУ. Конечно, это не слоги, но именно на таком сочетании гласных легче всего объяснить крохе принцип сложения слогов. Пусть малыш сам, помогая себе пальчиком, проводит дорожки от буквы к букве, пропевая их. Так он сможет прочитать сочетание двух гласных букв. Далее можно будет приступать к запоминанию согласных.

Тогда, когда вы начнете учить кроху читать, объясните ему, как по слуху определять, сколько звуков или букв вами произнесено, какой звук в слове звучит первым, последним, вторым. Здесь вам может помочь в обучении «Магнитная азбука» Н. Жуковой. С ее помощью можно попросить малыша выкладывать слоги, произносимые вами.

Также можно ощупывать буквы, обводить их пальчиком, что поспособствует их тактильному запоминанию. Когда кроха научится сливать слоги, можно предложить ему к прочтения слова из трех букв, слова из двух слогов. (О-СА, МА-МА).


В «Букваре» Жуковой родители смогут найти мини-конспекты занятий по изучению каждой буквы, рекомендации по обучению складывания слогов. Все написано доступным языком. Для того чтобы ими воспользоваться, родителям совсем необязательно иметь педагогическое образование. Провести занятие сможет абсолютно любой взрослый.


Дошкольник способен воспринимать информацию только в игровой форме. Игра для него – это спокойная обстановка, где никто его не будет ругать, критиковать. Не пытайтесь заставить ребенка быстро и сразу читать по слогам . Для него чтение – это нелегкий труд. Наберитесь терпения, проявляйте ласку и любовь к малышу во время обучения. Ему сейчас это важно, как никогда. Проявляя спокойствие и уверенность, учите складывать слоги, простейшие слова, предложения. Ребенок должен овладеть техникой чтения. Это процесс не быстрый и сложный для него. Игра разнообразит обучение, избавит от скучной обязанности заниматься, поможет привить любовь к чтению.


Ваше терпение и спокойствие помогут малышу быстрее овладеть чтением

Возраст начала обучения

Не следует торопить события. Вполне нормально, что 3-4-летний ребенок совсем еще не способен обучаться. В этот возрастной период начинать занятия можно только при условии, что ребенок проявляет огромный интерес к читательской деятельности, проявляет желание научиться читать.

Совсем по другому отнесется к этому 5-6-летний ребенок. В дошкольных учреждениях программы обучения рассчитаны на то, чтобы обучить детей чтению по слогам. Однако совсем не всегда малыши могут усвоить информацию, полученную в большом коллективе. Многим ребятам требуются индивидуальные занятия, для того чтобы они поняли принципы складывания слогов и слов. Поэтому не упускайте возможности позаниматься с ребенком дома. Придя в школу хорошо подготовленным, малышу будет легче перенести период адаптации.

Немаловажно учитывать психологическую готовность к обучению чтению. Дети готовы начинать читать, только если они уже хорошо говорят, правильно составляют предложения в своей речи, фонематический слух развит на должном уровне. У малышей не должно быть проблем со слухом и зрением, логопедических проблем.


Обучение чтению следует начинать в том возрасте, когда вы видите интерес малыша и чувствуете, что он готов

Звуки или буквы?

Знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий. Вместо этого ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой. Никаких ЭМ, ЭР, ТЭ, ЛЭ и т.п. быть не должно. Вместо ЭМ, учим звук «м», вместо БЭ, учим звук «б». Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов. Если вы выучите названия букв, то ребенок не будет понимать, как это из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА, из МЭ-А-МЭ-А – слово МАМА. Он будет складывать не звуки, которые обозначаются буквами, а то как он выучил – названия букв и соответственно будет читать ПЭАПЭА, МЭАМЭА.


Учим правильно гласные и согласные

Не начинайте изучение букв в алфавитном порядке А, Б, В, Г… Придерживайтесь той последовательности, которая дана в «Букваре».

В первую очередь выучите гласные (А, О, У, Ы, Э). Далее следует познакомить ученика с твердыми звонкими согласными М, Л.

Затем знакомимся с глухими и шипящими звуками (К, П, Т, Ш, Ч и т.д.)

В «Букваре» Н. Жуковой предложен следующий порядок изучения букв: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.


Представленная в букваре Жуковой последовательность изучения букв поможет с легкостью перестроиться на школьную программу обучения

Закрепляем изученный материал

Повторение ранее изученных букв на каждом занятии поспособствует более быстрому вырабатыванию механизма грамотного чтения у детей.

Чтение по слогам

Когда вы с ребенком выучите несколько букв, приходит время учиться складывать слоги. В этом в «Букваре» помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока малыш пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Первая буква М. Ставим пальчик в начале дорожки около нее. Тянем звук М пока проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А-А-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй, в результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.


Начинаем с простых слогов

Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА).


Этап обучения чтению закрытых слогов

Когда ребенок научится складывать открытые слоги, необходимо начинать обучение чтению закрытых слогов, т.е. тех, у которых гласная стоит на первом месте. АВ, УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, не забывайте о регулярных тренировках.


Чтение простых слов

Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.

Следите за произношением и расстановкой пауз

В процессе обучения чтению необходимо внимательно следить за произношением ребенка. Обращайте внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что написано, а прочитывать слово до конца.

Если на начальном этапе обучения вы учили ребенка пропевать слоги, то теперь, приходит время, обходиться без этого. Следите за тем, чтобы ребенок делал паузы между словами. Объясните ему, что означают знаки препинания: запятые, точки, восклицательный и вопросительный знаки. Пусть поначалу паузы между словами и предложениями, которые делает малыш, будут достаточно продолжительными. Со временем он поймет и укоротит их.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете научить ребенка читать довольно быстро.


Популярные книги для детей Н. Жуковой

Для того, чтобы родители смогли научить ребенка читать и писать с помощью ее методики, Надежда Жукова предлагает целую серию книг и пособий для детей и родителей.

Сюда входят:

"Букварь" и "Прописи" для детей 6-7 лет в 3 частях

Прописи являются практическим приложением к Букварю. За основу принят слоговой принцип графики. Слог выступает отдельной единицей не только чтения, но и письма. Запись гласной и согласной букв выступает в качестве единого графического элемента.



"Магнитная азбука"

Подходит как для домашнего использования, так и для занятий в детских учреждениях. Большой набор букв позволяет составлять не только отдельные слова, но и предложения. К «Азбуке» прилагаются методические рекомендации для работы, они дополнены упражнениями для обучения детей.


"Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать"

Учебник подходит для детей, которые уже научились читать по слогам слитно. Также необходимо, чтобы малыши могли определять первый и последний звуки в слове, могли назвать слова на звук, который им назвали, указать место заданного звука в слове – в начале, в середине или в конце. Книга рассчитана на проявление творчества педагога, который по ней занимается. Предлагаемые разделы можно расширить или сузить, количество устных и письменных упражнений варьируется педагогом. Внизу некоторых страниц можно увидеть методические указания для проведения занятий. Множество сюжетных картинок, предлагаемых в качестве иллюстраций к учебнику, поможет ребенку не только с легкостью усвоить основные принципы грамматики, но и развивать устную речь.


"Уроки правильной речи и правильного мышления"

Книга подойдет для уже хорошо читающих детей. Здесь к прочтению предлагается тексты классического жанра. Для родителей есть подробное методическое описание занятий по книге. К каждому произведению для его разбора прилагается система работы над текстом. С ее помощью дети учатся размышлять, понимать скрытый подтекст, объяснять, обсуждать. Также вы можете увидеть значение неизвестных ребенку слов, которые находятся в словаре для детей. Также автор знакомит малышей с известными поэтами и писателями, учит правильно читать то или иное произведение.

"Уроки чистописания и грамотности" (обучающие прописи)

Пособие, дополняющее остальные элементы системы Н.Жуковой. С помощью него ребенок сможет научиться ориентироваться на листе, работать по образцу, обводить и самостоятельно писать различные элементы букв и их соединений. Предлагаются задания для звуко-буквенного анализа слов, дописывания недостающих букв в слове, письмо прописных заглавных и строчных букв и т.д.

В этой статье освящается тема "Пособия по обучению чтению" .

Обучение чтению детей позволяет открыть перед ними новые возможности - они учатся самостоятельно знакомиться с понравившимися произведениями и тем самым расширяют кругозор. Для многих родителей это кажется сложной задачей, однако опытные педагоги и методисты знают, как сделать процесс увлекательным и эффективным.

Важнейший фактор успеха в обучении чтению ребенка – своевременность и интерес. Существует заблуждение, что занятия в раннем возрасте излишни, но именно в первые годы жизни малыши проходят половину пути интеллектуального развития. Если время упущено, то навыка обучения чтению потребует большего количества времени и сил.

Главная задача современных пособий по обучению детей чтению – помочь родителям в легкой игровой форме донести до малыша новые знания и навыки. В интернет-магазине «Ранний старт» вы сможете найти учебную литературу различных авторов по этой теме. Это буквари и азбуки, а также книги для развития, обучения детей чтению и для закрепления изученного. Представлены авторские методики Зайцева Н.А. и Домана-Маниченко. Такие пособия, разработанные специалистами в области дошкольного воспитания и развития, помогут родителям и воспитателям различных детских учреждений.

Обучение чтению ребенка-дошкольника

Рано или поздно нормальный родитель ученика дошкольника озадачивается вопросами обучения чтению.

Есть два правильных условия для начала обучению чтению. Во-первых, когда дошкольник проявляет интерес к учебе. В таком случае занятия можно начинать сразу.

Другой случай, это когда интереса у ребенка к обучению нет.

Начинать заниматься следует с букв, после этого слогов, слов и потом переходить к предложениям. Дело в том, что буквы, слоги и слова строятся НЕ по логическим законам. Если взрослому понятно, что буква П и А вместе будут читаться «ПА», то ученику этого не понять, он может только уяснить.

И напоследок несколько правил для успешного обучения чтению:

1. стимулируйте интерес ученика к занятиям, используя доброжелательную атмосферу, разнообразные игры и пособия.

2. Важна не столько продолжительность занятия, сколько частота. В обучении чтению надо быть последовательным.

3. Обучение чтению требует от малыша умственного напряжения, поэтому после занятий непременно играйте с ребенком в подвижные игры, давайте ребенку отдых после занятий.

4. Если ребенок не хочет заниматься, значит возможности ребенка не успевают за просьбами взрослого. Будьте терпеливы и никогда не начинайте занятия, если у или у вашего ребенка плохое настроение.

5. Не сравнивайте своего малыша с другими детьми. скорость обучения у всех своя и возможно таланты вашего ученика проявят себя в другой области.

Статья была посвящена теме "Пособия по обучению чтению" .

В этой статье освящается тема "Пособия по обучению чтению" .

Обучение чтению детей позволяет открыть перед ними новые возможности - они учатся самостоятельно знакомиться с понравившимися произведениями и тем самым расширяют кругозор. Для многих родителей это кажется сложной задачей, однако опытные педагоги и методисты знают, как сделать процесс увлекательным и эффективным.

Обучение детей буквам, слогам. Чтение для детей 3,4,5 лет

Важнейший фактор успеха в обучении чтению ребенка – своевременность и интерес. Существует заблуждение, что занятия в раннем возрасте излишни, но именно в первые годы жизни малыши проходят половину пути интеллектуального развития. Если время упущено, то навыка обучения чтению потребует большего количества времени и сил.

Главная задача современных пособий по обучению детей чтению – помочь родителям в легкой игровой форме донести до малыша новые знания и навыки. В интернет-магазине «Ранний старт» вы сможете найти учебную литературу различных авторов по этой теме. Это буквари и азбуки, а также книги для развития, обучения детей чтению и для закрепления изученного. Представлены авторские методики Зайцева Н.А. и Домана-Маниченко. Такие пособия, разработанные специалистами в области дошкольного воспитания и развития, помогут родителям и воспитателям различных детских учреждений.

Говорящие книги
(компьютер показывает пиктограмму слога и может проговорить его вслух)

Онлайн игры и тренинги по обучению детей чтению слоговым способом:

Я хочу вам предложить материал для самостоятельной игры и подготовки к обучению чтению. Этот материал основан на методике Зайцева — обучение чтению по складам.

Складовой метод известен еще со времен Л.Н.Толстого. Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-З, А-И-С-Т и так далее. По складам младенец начинает говорить МА-МА, а не по буквам или целым словом. По складам же легче и естественней научить его читать.

Но, к сожалению, готовые пособия методик Н.Зайцева (кубики, таблицы) достаточно дорогостоящие.

Развивающие пособия: "Обучение чтению"

Поэтому не каждая мама может ими воспользоваться. А если в том месте, где проживает мама с малышом, нет рядом ни магазинов с пособиями, ни кружков, куда можно записать ребенка, то единственным выходом остается изготовление пособий своими руками.

Данные пособия представляют собой карточки с буквами. Вам надо скачать 3 файла: домик короля (135 кб), домик королевы (119 кб), и файл с карточками-согласными (19,5 кб).

Карточки из домика короля и домика королевы нужно вырезать и соединить вертикально (т.е. в столбик в том порядке, как они напечатаны).

Потом (по желанию родителей) эти домики с лицевой стороны обклеиваются скотчем, а сзади наклеиваются на ворсистую бумагу (другой вариант — приклеить липучку). Нужно положить их на сутки под пресс. В это время берем лист фанеры (плотный картон или др. подручный материал) и обтягиваем его фланелью.

Теперь наши домики короля и королевы легко можно разместить на фланелевой доске, и они там будут прекрасно держаться.

Начинаем играть с малышом.

Придумайте сказку про короля и королеву, про буквы, живущие в домиках. К примеру: "Жили, были король и королева, и было у них множество слуг. Слуги короля жили в большом домике, слуги королевы — в домике поменьше. Эти слуги были не простыми, все они очень любили петь. И т.д."

Пропевайте буквы из домиков (сверху вниз). Петь можно на любой мотив, главное, чтобы малышу было интересно. Не бойтесь, что у вас нет слуха, ваш малыш все равно считает, что вы поете лучше всех!

Когда эти гласные в домиках будут усвоены, вырезаем и изготавливаем карточки- согласные: Б, П, М, К.

Берем, например, "Б" и начинаем ее катать по домикам:
БА
БО
БУ
БЫ
БЭ

бя
бё
бю
би
бе

Также катаем и остальные 4 буквы:
МА
МО
МУ
МЫ
МЭ

мя
мё
мю
ми
ме

Потом можно подставлять буквы справа и слева от домиков:
БАМ
БОМ
БУМ
и т.д.

То же самое проделываем и с остальными согласными буквами (изготавливаем карточки, катаем их по домикам, подставляем к другим складам). Это простая, но достаточно эффективная методика, на мой взгляд.

Когда моя старшая дочь ходила на занятия по методу Зайцева (студия "Зайчата"), научилась читать за несколько уроков. Но ей тогда было лет 4-5. Маленьким деткам, естественно, потребуется больше времени для усвоения материала.


Запустить онлайн упражнение по обучению чтению по складам

Обучение чтению ребенка-дошкольника

Рано или поздно нормальный родитель ученика дошкольника озадачивается вопросами обучения чтению.

Есть два правильных условия для начала обучению чтению. Во-первых, когда дошкольник проявляет интерес к учебе. В таком случае занятия можно начинать сразу.

Другой случай, это когда интереса у ребенка к обучению нет.

Начинать заниматься следует с букв, после этого слогов, слов и потом переходить к предложениям. Дело в том, что буквы, слоги и слова строятся НЕ по логическим законам. Если взрослому понятно, что буква П и А вместе будут читаться «ПА», то ученику этого не понять, он может только уяснить.

И напоследок несколько правил для успешного обучения чтению:

1. стимулируйте интерес ученика к занятиям, используя доброжелательную атмосферу, разнообразные игры и пособия.

2. Важна не столько продолжительность занятия, сколько частота. В обучении чтению надо быть последовательным.

3. Обучение чтению требует от малыша умственного напряжения, поэтому после занятий непременно играйте с ребенком в подвижные игры, давайте ребенку отдых после занятий.

4. Если ребенок не хочет заниматься, значит возможности ребенка не успевают за просьбами взрослого. Будьте терпеливы и никогда не начинайте занятия, если у или у вашего ребенка плохое настроение.

5. Не сравнивайте своего малыша с другими детьми. скорость обучения у всех своя и возможно таланты вашего ученика проявят себя в другой области.

Статья была посвящена теме "Пособия по обучению чтению" .

Другие статьи с сайта "Обучение чтению дошкольников"


Чтение по складам; Буквы; Пропись; Книжки; Английский; Статьи; Логопедия; Память; Музыка; Рисование; Счет; Внимание; Воображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;

Игры для подготовки к чтению.

Всё о методике Н.Зайцева по обучению чтению.

Нам, взрослым, так легко связать две буквы, а ребенок по привычке произносит их членораздельно. Вместо, он выговаривает.

Книги для обучения чтению

Это в лучшем случае. Гораздо хуже, если родители, опережая события, учат ребенка алфавиту. В этом случае ребенок, увидев, например, знакомую букву «м», рискует прочитать её «по-алфавитному», то есть. Таким образом, слово «мама» превращается в непонятное.

Важно! Когда вы знакомите ребенка с буквой, нужно произносить её не так, как она звучит в алфавите, то есть, а просто.

Чтобы облегчить ребенку слитное прочтение букв, можно воспользоваться методикой «бегущего человечка», предложенной Надеждой Сергеевной Жуковой: указываем карандашом первую букву, передвигаем карандаш ко второй букве, и предлагаем ребенку соединить их дорожкой: «Тяни первую букву до тех пор, пока ты с человечком не добежишь по дорожке до второй буквы».

СЛОГОВЫЕ ТАБЛИЦЫ

Для развития навыков слогового чтения можно использовать слоговые таблицы. Такие таблицы позволяют читать как открытые, так и закрытые слоги. Принцип их создания прост. Для чтения открытых слогов: в верхней строке таблицы размещены гласные, в первом столбике — согласные, а на пересечении горизонтали и вертикали — открытые слоги. Для чтения закрытых слогов: в верхней строке таблицы — согласные, а в первом столбике — гласные; на пересечении — закрытые слоги.

Открытый слог — слог, оканчивающийся на гласный звук («ма» «па»).
Закрытый слог — слог, оканчивающийся на согласный звук («ам» «ар»).

Пример слоговой таблицы для чтения открытых слогов

Пример слоговой таблицы для чтения закрытых слогов

Слоговые таблицы не обязательно могут иметь «табличный» вид. Чтобы заинтересовать ребенка, таблицы можно «представить» в виде бабочки или цветка.

Пример слоговой таблицы для игры «Найди слово»

Попросите ребенка отыскать слова по слогам в данной таблице.

Слова для «поиска»: фара, шары, фары, дума, тара, сода, сани, кони, сады, Дима, Паша, мама, каша, кура, нора, дыра, душа, лиса, коса, вера, мера, кора, пара, сера, бусы, кеды …

Гризик Т. И.

Г83 Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

метод, пособие для педагогов / Т. И. Гризик, Л. Ф. Кли-манова, Л. Е. Тимощук. - М. : Просвещение, 2006. - 94 с. : ил. - (Скоро в школу). - I8ВN 5-09-014411-7.

В пособии представлена система занятий по развитию речи, пер­воначальному знакомству с буквами и подготовке к письму детей старшего дошкольного возраста. Книга адресована педагогам до­школьных учреждений и групп подготовки к школе, а также может быть использована в рамках семейного воспитания.

УДК 372.3/.4 ББК 74.102

I8ВN 5-09-014411-7

Издательство * Просвещение», 2006 Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2006 Все права защищены

Обучение чтению .. 5

1. Звуки речи. 5

2. Образ буквы. 6

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ .. 13

И ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ .. 13

К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ .. 13

Занятие 1. Звуки вокруг нас. 13

Занятие 2. Слово. 15

Занятие 3. Звук и буква Аа. 17

Занятие 4. Звук и буква Уу. 19

Занятие 5. Звук я буква Ии. 21

Занятие 6. Звук и буква Ээ. 23

Занятие 8. Звук и буква ы.. 26

Занятие 9. Слог. 29

Занятие 10. Ударение. 31

Занятие 11. Предложение. 33

Занятие 12. Звуки и буква Мм.. 36

Задание 13. Звуки и буква Нн. 39

Занятие 14. Звуки и буква Бб. 42

Занятие 15. Звуки и буква Пп. 44

Занятие 16. Звук П] и буква Йй. 46

Занятие 17. Сочетание звуков а] и буква Яя. 48

Занятие 18. Сочетание звуков Цу] и буква Юю.. 51

Занятие 19. Сочетание звуков о] и буква Её. 53

Занятие 20. Сочетание звуков э] и буква Ее. 56

Занятие 21. Звуки и буква Вв. 58

Занятие 22. Звуки и буква Фф.. 60

Занятие 23. Звуки и буква Тт. 62

Занятие 24. Звуки и буква Дд. 64

Занятие 25. Звуки и буква Кк. 66

Занятие 26. Звуки и буква Гг. 68

Задание 27. Звуки и буква Хх. 71

Занятие 28. Звуки и буква Сс. 73

Занятие 29. Звуки и буква Зз. 75

Занятие 30. Звук и буква Цц. 77

Занятие 31. Звук и буква Шш.. 79

Занятие 33. Звук и буква Чч. 83

Занятие 34. Звук и буква Щщ.. 85

Занятие 35. Звуки и буква Лл. 87

Занятие 36. Звуки и буква Рр. 89

Занятие 37. Буквы ь и ъ (мягкий и твердый знаки) 91

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Одной из характерных тенденций развития современ­ного образования в нашей стране является снижение воз­раста детей, начинающих изучать грамоту. Это относится не только к семье, стремящейся научить ребенка читать как можно раньше, но и к детскому саду, где содержание занятий по развитию речи в последние годы значительно изменилось. В них появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреж­дений. К числу таких задач в первую очередь относится обучение старших дошкольников чтению (тогда как рань­ше осуществлялась лишь подготовка к обучению грамоте).

Письменность - величайшее изобретение человечест­ва, которое помогает ему сохранить наиболее ценное, что создано им, и передавать другим поколениям, обеспечива­ет общение с культурой своего и других народов. Поэтому усвоение письменности, т. е. сознательное владение род­ным языком, всегда считалось одним из важнейших средств развития ребенка.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Взрослым необходимо помнить, что чтение и пись­мо - сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (который лежит в основе профи­лактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное прого-варивание), знание зрительных образов букв и умение со­относить звук с буквой, выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и пр.

В старшем дошкольном возрасте уровень речевого раз­вития ребенка выводит его на серьезный этап. Ребенок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Сложный процесс освоения гра­моты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть уме­ний формировать в старших группах детского сада.

Довольно скоро я осознал, что чтение по складам является лишь отправной точкой, начальной стадией процесса обучения чтению. Научившись читать по складам, ребенок еще не в состоянии самостоятельно прочитать и понять рассказик, сказку или хотя бы более-менее сложное предложение. Это может показаться удивительным, но ребенок, уже читающий по складам, все еще не понимает, что такое слово, что такое предложение. И то, и другое для него – лишь цепочка складов. Удержать в памяти такую цепочку ребенку нелегко, особенно, если предложение длинное. Поэтому смысл прочитанного доходит до ребенка не всегда, а зачастую – не полностью. Вот почему обучение чтению нельзя заканчивать, едва научив малыша читать словечки по складам («пока и этого хватит, остальному в школе научат»).

Умение сложить слово из складов, безусловно, развивает ребенка. Но чтобы помочь ребенку полностью раскрыть свои природные способности, нужно научить его читать и понимать книжки, получать удовольствие от чтения. Только так можно пристрастить ребенка к чтению в раннем возрасте. И тогда в дальнейшей жизни (а такие наблюдения у меня уже накоплены) чтение станет для него неутомительным, увлекательным занятием.

Способ чтения по складам можно использовать лишь ровно столько, сколько нужно, чтобы научить ребенка свободно читать слова любой степени сложности, начиная от простейших двухскладовых слов, типа РЫ БА, ГУ СЬ, Ю ЛА, и кончая сложными, такими как КА С Т РЮ ЛЯ, ВЕ Р Б ЛЮ Д и даже Э ЛЕ К Т РИ ЧЕ С Т ВО. У меня это происходит на ПЕРВОЙ, ВТОРОЙ и ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНЬКАХ ОБУЧЕНИЯ. После этого необходимо помочь ребенку избавиться от привычки дробить слова на склады и перейти к чтению по слогам и к слитному прочтению слов. Если этого не сделать вовремя, то такая привычка укоренится и будет замедлять чтение и затруднять восприятие. Я думаю, что с этим согласится любой педагог.

Пособие для обучения детей чтению "Учу читать"

Возражать будут разве те, кто вообще не обучал трех-четырехлетних детей либо обучал их по той же программе, что и школьников первого класса. Вопрос не в том, нужно ли переходить на чтение по слогам. Вопрос в том, как осуществить этот переход быстро и эффективно, по возможности не утомительно для ребенка, с использованием элементов игры и состязательности.

Свою методику перехода к чтению по слогам и к слитному прочтению слов, которую я совершенствовал в процессе обучения детей на протяжении ряда лет, я излагаю подробно в разделе ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ.

Кто-то может сказать: «А зачем вообще было нужно это чтение по складам, все равно ведь к слогам пришли. Учились бы с самого начала читать по слогам, складывая их из букв, как в школах сейчас принято».

Я с этим категорически не согласен. Мой достаточно длительный опыт обучения маленьких детей привел меня к такому выводу: начинать обучение следует с чтения по складам, после чего переходить к чтению по слогам и к слитному прочтению слов. Чтение по складам очень важно на начальном этапе. Оно не только ускоряет процесс обучения, но и дает хорошую основу для последующего чтения по слогам. Попробуйте-ка научить четырехлетнего дошкольника сложить из буковок и прочесть такие слова, как «шерсть», «взгляд», «стричь», «скульптор». Лучше и не пытайтесь, не мучайте детей. А мои крохи, которых вы видите на этом фото, после того, как на начальных ступеньках освоили чтение по складам, на ЧЕТВЕРТОЙ СТУПЕНЬКЕ ОБУЧЕНИЯ такие слова как орешки щелкают. В этом вы сами убедитесь, когда увидите их в видеозаписях ЧЕТВЕРТОЙ СТУПЕНЬКИ.

Наш сайт не случайно называется «Всё для детей!» У нас вы найдете всё (или почти всё), что вы искали в Интернете для детского отдыха и развития!

1. Для самых маленьких — Загадки, Колыбельные песенки, Потешки, Скороговорки, Считалки. Для отдыха не только приятного, но и полезного — Головоломки, ребусы, кроссворды, лабиринты, данетки.

2. Представляем вам самую полную в рунете коллекцию Раскрасок на всевозможные темы.

3. Тем из ребят, кто хочет научиться рисовать, адресованы наши онлайн-уроки рисования. Для юных художников и оформителей — раздел детских картинок, а для ознакомления с шедеврами мирового изобразительного искусства — Художественная галерея. Для обработки детских фотографий в Photoshop к вашим услугам коллекция шаблонов и клипартов. А если у вашего ребенка свой компьютер, ему обязательно нужны свои, детские обои для рабочего стола и аватарки.

4. Для детей постарше — огромная коллекция тестов для девочек, энциклопедия различных поделок из разнообразных материалов.

5. Для любознательных — разделы Научная видеотека, Почемучка (вопросы и ответы), Занимательные задачи,рассказы о животных и справочник птиц, познавательные рассказы о металлах, занимательная физика и Домашняя лаборатория.

6. В помощь изучению родного языка — Детские стихи, Энциклопедия фразеологизмов, раздел игрового обучения родному языку, а также потешки, считалки, пословицы, скороговорки, загадки.

7. В разделе музыки вы найдёте много сборников детских песен. В этом разделе ребята могут познакомиться с жизнеописаниями и творчеством великих композиторов, поиграть в музыкальные обучающие игры, самостоятельно заняться музыкальным образованием.

Практическое пособие для обучения детей чтению

А еще — кулинарная книжка с веселыми рецептами вкусных блюд, которые вы можете приготовить сами или с помощью родителей к любому празднику или просто для развлечения.

9. Для веселого отдыха — онлайн игры, в которые можно играть на сайте, справочник по подвижным играм, фокусы, стереограммы и занятия для малышей и детский юмор.

10. И, конечно, сказки! Есть большая библиотека для чтения сказок. Есть сказки не простые, а в картинках (диафильмы, которые можно просматривать онлайн и читать вместе с детьми), а также аудиосказки и музыкальные сказки, которые можно прослушать прямо на сайте или скачать.

Наша коллекция учебных материалов, развлечений для детского отдыха и развития постоянно пополняется!
Заходите к нам почаще и подпишитесь на обновления сайта!

Большинство материалов, опубликованных на сайте, собрано из открытых источников в Интернете, из журналов и книг. Некоторые песни, сказки и стихи любезно предоставлены нам авторами. Часть статей и мастер-классов создана автором этого сайта. Все материалы сайта предназначены для ознакомления и использования в личных целях, но не для коммерческого использования. Все права на графические, аудио- и текстовые материалы принадлежат их владельцам.

Я хочу вам предложить материал для самостоятельной игры и подготовки к обучению чтению. Этот материал основан на методике Зайцева - обучение чтению по складам.

Складовой метод известен еще со времен Л.Н.Толстого. Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-З, А-И-С-Т и так далее. По складам младенец начинает говорить МА-МА, а не по буквам или целым словом. По складам же легче и естественней научить его читать.

Но, к сожалению, готовые пособия методик Н.Зайцева (кубики, таблицы) достаточно дорогостоящие. Поэтому не каждая мама может ими воспользоваться. А если в том месте, где проживает мама с малышом, нет рядом ни магазинов с пособиями, ни кружков, куда можно записать ребенка, то единственным выходом остается изготовление пособий своими руками.

Данные пособия представляют собой карточки с буквами. Вам надо скачать 3 файла: домик короля (135 кб), домик королевы (119 кб), и файл с карточками-согласными (19,5 кб).

Карточки из домика короля и домика королевы нужно вырезать и соединить вертикально (т.е. в столбик в том порядке, как они напечатаны).

Потом (по желанию родителей) эти домики с лицевой стороны обклеиваются скотчем, а сзади наклеиваются на ворсистую бумагу (другой вариант - приклеить липучку). Нужно положить их на сутки под пресс. В это время берем лист фанеры (плотный картон или др. подручный материал) и обтягиваем его фланелью.

Теперь наши домики короля и королевы легко можно разместить на фланелевой доске, и они там будут прекрасно держаться.

Начинаем играть с малышом.

Придумайте сказку про короля и королеву, про буквы, живущие в домиках. К примеру: "Жили, были король и королева, и было у них множество слуг. Слуги короля жили в большом домике, слуги королевы - в домике поменьше. Эти слуги были не простыми, все они очень любили петь. И т.д."

Пропевайте буквы из домиков (сверху вниз). Петь можно на любой мотив, главное, чтобы малышу было интересно. Не бойтесь, что у вас нет слуха, ваш малыш все равно считает, что вы поете лучше всех!

Когда эти гласные в домиках будут усвоены, вырезаем и изготавливаем карточки- согласные: Б, П, М, К.

Берем, например, "Б" и начинаем ее катать по домикам:
БА
БО
БУ
БЫ
БЭ
--
бя
бё
бю
би
бе

Также катаем и остальные 4 буквы:
МА
МО
МУ
МЫ
МЭ
--
мя
мё
мю
ми
ме

Потом можно подставлять буквы справа и слева от домиков:
БАМ
БОМ
БУМ
и т.д.

То же самое проделываем и с остальными согласными буквами (изготавливаем карточки, катаем их по домикам, подставляем к другим складам). Это простая, но достаточно эффективная методика, на мой взгляд.

Когда моя старшая дочь ходила на занятия по методу Зайцева (студия "Зайчата"), научилась читать за несколько уроков. Но ей тогда было лет 4-5. Маленьким деткам, естественно, потребуется больше времени для усвоения материала.

Обсуждение

а с какого возраста заниматься? Моему сыну 2 года 3 месяца, он еще не говорит. Хотя знает несколько букв. Рановато?

А откуда скачать домики можно?

Комментировать статью "Учимся, играя. Пособия для обучения чтению своими руками"

В современном мире разнообразие и доступность мобильных устройств растет с каждым днем. Планшетные компьютеры и смартфоны стали повседневными спутниками не только взрослых, но и детей. Итак, стоит ли использовать их в обучении дошкольников? Основные минусы мобильных устройств, или что отпугивает родителей: - «Планшеты и смартфоны портят зрение»: да, если речь идет о малобюджетных устройствах с низким разрешением экрана, а также если родители не ограничивают время взаимодействия ребенка с...

обучение чтению. Девочки, кто как учил детей читать? Не знаю с какой стороны подойти. и проговаривать четко слово, сколько раз подбородок коснется руки, столько слогов. все в игровой форме, эти игры помогут ребенку потом при обучении грамоте.

Разговор в нижней теме как то не заладился, а вернее пошел не в то русло, что пришлось свои сообщения удалить, а некоторые мои сообщения пришлись не ко двору и удалил сам автор темы:) Да считаю, что домашнее, индивидуальное, заочное, семейное обучение это кому какое нравится на выбор:) решением многих проблем с нашими детьми, тяжело первый год-два потом привыкаешь. и видишь только плюсы и основной плюс, что ребенок не приносит из школы всякую мерзость и не учиться этой мерзости, что...

Учимся, играя. Пособия для обучения чтению своими руками. Я хочу вам предложить материал для самостоятельной игры и подготовки к обучению чтению. Этот материал основан на методике Зайцева - обучение чтению по складам.

Те, кто умеют читать думают, что научить читать легко. Довольно часто мамочки на детской площадке жалуются, что учат-учат ребенка, а он никак не может понять, как читать слог, и все время сбивается. Многие родители хотят, чтобы их ребенок овладел чтением лет с 3-4 по разным причинам, но, к сожалению не все родители обладают педагогическим талантом и рано или поздно ищут помощь у специалистов. Педагогами нашего центра образования были разработаны занятия по обучению чтению «Читай-ка». Обучение...

В августе всегда возникает вопрос. по каким методикам организовать занятия в детском саду семейного типа для детей до 3-х лет? Где у какого автора взять методики, пригодные для разный возрастов, скажем, от 6 - 12 месяцев и до 3-х лет? По каким программам или предметам заниматься? Наиболее востребованными направлениями или программами для занятий в детском саду семейного типа от 5 до 10 детей, на мой взгляд, являются следующие, по которым у разных авторов я нашла мептодики и...

Домашнее обучение. Продолжение. И напоследок опять о моем личном опыте. Мы пробовали по-разному: и планы составляли (обычно в самый первый год обучения экстерном), и пускали все "на самотек". Пробовали даже материальные стимулы. Например, я выделяю на учебу некую сумму, которой хватит на оплату трех месяцев занятий с преподавателями (при обучении по системе "консультация зачет"). Если ребенок успевает сдать все ровно за 3 месяца хорошо. Если не успевает я как бы "даю ему взаймы" недостающую...

Девочки, порекомендуйте пособия, для подготовки к школе.. главным образом интересует чтение-письмо.. Нада Дашку к школе готовить, на подготовку не хочу.. Васюха отходила весь прошлый год, читать ее там научили конечно, но вот с математикой полный ппц, до подготовки, она в уме двузначные цыфры складывала и вычитала, теперь полный тормозок.. их там на палочках считать учили, и привет... вобщем то, я не жалею, что водила, но как выяснилось, у нас пол класса читать не умеет вообще, ну и смысл...

Обучение чтению. У меня вопрос, конечно, потрясающий по своей нелепости) Но тем не менее: как учить читать ребенка 8.5 лет? Нужны какие-то специальные буквари- пособия? Методики? Буквы половину знает нормально, половину путает.

Читать мы любим! Читать люблю в первую очередь я – мама. Поэтому и стараюсь привить любовь (пусть слишком высокопарно это звучит, но действительно ЛЮБОВЬ) к книгам. В каком возрасте мы прочитали первую книжку с Максимкой, не помню. Первыми «книжками», если из так можно назвать, были самодельные карточки на листе формата А5 (половина альбомного листа) - изображение какого-то предмета или животного (их вырезала из журналов или рисовала сама) и печатными красными буквами – название того, что...

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. Сухомлинский Экологическое воспитание- это воспитание нравственности, духовности, интеллектч. , Начинать беречь и любить природу нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние...

Некоторые родители спрашивают: "А для чего учить детей читать до школы, зачем отнимать у ребенка детство?" Ну, во-первых, отнимать детство нельзя; обучать малышей нужно в игре, по специально разработанным игровым методикам. А для чего это нужно, сейчас уже известно многим. Давно признано, что интеллект человека зависит не только от наследственности, но и от активного стимулирования умственной деятельности в период формирования мозга, т.е. в промежутке времени от рождения до шести-семи лет...

Многие мамы хотят научить своего ребенка читать, но не знают, с чего начать обучение. Возникает много вопросов, на которые они не могут найти ответов. А может быть, им просто так кажется? А вопросы возникают самые разнообразные, например такие... Какие книги давать ребенку читать? Как cделать детские книжки для чтения? Как заинтересовать ребенка чтением книг? У меня такие вопросы тоже возникали, но мы вместе с сыном их преодолели методом проб и ошибок, и на сегодняшний день могу уверенно...

Учимся, играя. Пособия для обучения чтению своими руками. Главная > Дети > Обучение ребенка > Обучающие пособия.

Хотят заниматься математикой,логикой, азбукой- чтением, подготовкой руки к письму. Если вы говорите о методике Зайцева, то на группу достаточно одного комплекта кубиков и таблиц для обучения чтению (второй комплект может быть запасным) и одного пособия по...

Думаю, что не скажу ничего нового:) - каждому начинающему маленькому читателю хочется держать в руках СВОЮ книгу. Пособие предназначено для обучения чтению как по складам, так и целым словом.

Речь идет о пособии по чтению И.В. Ивановой "65 уроков чтения " (Олма-Пресс, 2001). Дело в самом подходе к основам обучения чтению. Это такой "правильный" Ребенок! И то, что он хочет играть, а не учиться; и то, что хочет пиСАть…

Если вас интересует мое мнение, то я считаю, что складовой принцип, предложенный Зайцевым, самый эффективный для обучения детей чтению. Лучше иметь его пособия, но если такой возможности нет, то взять на вооружение сам принцип.

Ирина Артеева

Предшкольный возраст,ответственная ступенька для ребят и родителей. Хочется дать ребенку все и много. Но не будем забывать, что в детском саду ведущей деятельностью является игра и обучение тоже преподнесем в игровой форме!Многие ребятишки уже знают буквы и такое пособие "Я сам", поможет детям освоить первые навыки слияния букв в слоги,а потом в слова!Развитие мелкой моторики тоже важно! Накручивая крышечки на резьбу,дети тренируют свои пальчики. Цвет крышечек поможет выучить гласные звуки. В группе с детьми с нарушение речи игра нашла своих пользователей,ищем букву,произносим звуки,составляем слоги и слова. Можно предложить следующие упражнения с таким тренажером :"Найди пропущенную букву","Допиши словечко","Какое слово спряталось".Сделать игру-тренажер просто,вам понадобятся крышки синего и красного цвета,горлышки из-под бутылочек минералки,коробка,а еще ваше желание творить!

Публикации по теме:

"ИНТЕРЕСНОЕ КИНО" - книга для детей и взрослых детей, которую надо читать вместе. Многим знакомо это гениальное выражение Антуана де Сент-Экзюпери.

Курс занятий по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста «Абвгдейка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №56» «АБВГДейка» Мелентьева Виктория Андреевна воспитатель «Раннее обучение.

Учимся читать, играя Учимся читать, играя. Авторы: Марковская Елена Борисовна- воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ детский сад №38 г. Санкт-Петербург.

Тема: "Гласные и согласные звуки". Игра в слова. Сказка "Куроч ка-Ряба". цель: закрепление знаний о звуках гласных и согласных, заучивание.

Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» ; "Гласные и согласные звуки". Цель; упражнения в различении гласных и согласных звуков» обозначение их фишкой. Ход занятия:I Повторение.

Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные звуки. Звуковое письмо» Тема: "Гласные звуки. Звуковое письмо. Сказка "Курочка - Ряба". цель; научить различать на слух гласные звуки, правильно их произносить,.

Перспективный план кружковой работы по обучению чтению детей подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Кизел, Пермский край Перспективный план кружковой.

Цель: совершенствование навыка звукового анализа слогов, слов. Задачи: Совершенствование навыков звукобуквенного анализа. Совершенствование.

Похожие публикации