Почему нельзя дома хранить изображения собаки. Можно ли держать собаку в освященной квартире? Почему нельзя держать дома собаку? Религиозные правила

Уважаемый Олег!

Один из самых распространенных вопросов, задаваемых священнику, — можно ли держать в доме или квартире собаку? Люди, задающие этот вопрос, обычно от кого-то что-то слышали о том, что содержание собаки в жилом помещении не соответствует традициям христианского благочестия или даже подпадает под церковные запреты.

Итак, можно или нельзя держать собаку в доме? Этот вопрос, возможно, потому и возникает столь часто, что на него отсутствует прямой ответ, как положительный, так и отрицательный. Случается, что некоторые священники вменяют прихожанам во грех содержание в семье этого «домашнего млекопитающего семейства волчьих», ссылаясь при этом обычно на «традицию» или мнение «отцов»... Другие священники, напротив, не видят в этом ничего плохого, на том основании, что имеющиеся в нашем распоряжении догмати-ческие и символические тексты, выражающие веру и учение Православной Церкви, не выносят никакого запретительного суждения о собаках, а равно кошках или иной домашней живности.

К сожалению, почти каждому из нас приходилось сталкиваться с так называемым «околоцерковным» преданием, которое к Православной Церкви не имеет решительно никакого отношения, но, тем не менее, живет возле нее.

К числу подобных «околоцерковных» преданий относится и мнение о недопустимости нахождения собак в квартирах и иных помещениях, где есть иконы и другие святыни. Говорят, что якобы нельзя освящать те квартиры, где живут собаки, а если собака войдет в освященное помещение, то его необходимо заново освятить. Возникает вполне резонный вопрос: а в чем же виновата собака и каким образом она может помешать благодати Божией? Обычно отвечают, что поскольку в Священном Писании Ветхого Завета собака названа нечистым животным, то, следовательно, она своим присутствием оскверняет святыню.

Если для людей, придерживающихся такого мнения, недостаточно Господних слов, сказанных апостолу Петру, а именно: «Что Бог очистил, не почитай нечистым» (Деян. 10, 9-15), постановления Апостольского собора, отменившего необходимость соблюдения христианами ветхозаветного закона (Деян. 15, 24-29), и иных свидетельств Нового Завета, то им нелишне будет узнать, что говорят святые отцы о причине разделения в Ветхом Завете животных на чистых и нечистых, а также в чем именно заключается эта нечистота. Великий византийский богослов IX века святитель Фотий, патриарх Константинопольский, пишет об этом следующее: «Египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ Израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми...»

В книге Коралай Парсонза «Животные. Звери и птицы, упоминаемые в Библии» читаем: «Собака у древних евреев вовсе не была таким другом человека, как у нас. Да, бывало, их держали в качестве сторожевых псов, использовали для охраны стад от волков и шакалов. Щенкам разрешали входить в дом и подкармливали их остатками пищи (Мк. 7,27). Но в целом отношение к псам было отрицательное. По иудейскому закону, они считались нечистыми. Сравнить кого-либо с «мертвым псом» считалось тяжелейшим оскорблением, и даже деньги, полученные за продажу столь презренного животного, нельзя было приносить в дом Господа (Втор. 23,18). Соломон и апостол Петр сравнивают грешников с псами (Притч. 26,11; 2 Пет. 2,22). В Египте собаки, напротив, пользовались большой любовью и уважением». Надо помнить, что понятия Ветхого Завета относились к определенной религиозно-этической среде. Можно очень подробно говорить о том, какой это имело смысл: преобразовательный, аллегорический, символический. Есть и примеры, которые говорят о том, что «нечистые» — это не всегда именно плохие, негодные. Многие отцы Церкви в качестве такого примера приводили слона. По классификации Ветхого Завета, он относился к «нечистым» тварям, но украшения из «тяжестей слоновых» — слоновой кости и бивней — считались самыми дорогими и благородными украшениями ветхозаветной эпохи.

Историческая традиция, или норма благочестия, понимающая собак как животных «нечистых», которым запрещено переступать порог дома, имеется, и было бы неверно отмахнуться от нее, не попытавшись предварительно рассмотреть ее истоки. Есть основания предполагать, что на Руси она зародилась не ранее XV и не позднее XVII вв., в тот промежуток, когда складывались и получали широкое хождение такие нравоучительные памятники русской духовной мысли, как «Домострой» Сильвестра или «Сын церковный» Иоанна Шевелева-Наседки. В двух предложениях можно сказать, что это было время, когда средневековая картина мира необратимо распадалась, а кризис этого распада переживался наиболее консервативными современниками как наступление «последних времен». Средство спасения виделось, прежде всего, в следовании тем или иным неукоснительным нормам, правилам, уставным предписаниям, сиречь — «букве». При отсутствии, в отдельных случаях, объяснений, например, о собаках, их выискивали по аналогии или по контексту во всем корпусе Священного Писания, особенно в части Ветхого Завета.

В Библии слова «собака», «псы» и их производные встречаются не менее 25 раз. Для Древнего Востока, для страниц Библии собака — это, прежде всего, образ, метафора, подчеркивающая обездоленность, нищету, страдание (Пс. 21,17; 58,7; Лк. 16,21; Мф. 15,27 и др.). В двух случаях — во Второзаконии (23,18) («не вноси цены пса в дом Господа») и в Евангелии от Матфея (7,6) («не давайте святыни псам») — можно усмотреть негативное отношение к собаке, в аспекте нечистоты этого животного. Однако анализ контекста не дает оснований для однозначных выводов. Во Второзаконии иудеям заповедуется не вносить в храм качестве жертвы деньги, полученные от занятий проституцией и от продажи собаки. В Евангелии от Матфея о собаке приводится изречение: «не давайте святыни псам»; поставленное в ряд с другим «не мечите жемчуг перед свиньями», т. е. не делайте бессмысленных поступков или, проще, — не делайте глупости.

В средневековых соборных документах Русской Церкви есть постановление, запрещающее вводить собак в храм, поскольку пребывание собаки в нем не является уместным в силу присущих ей особенностей (запах, беспокойное поведение, нарушающее благоговейный порядок и тишину храма, и т. д.). Однако это запрещение касается только храма и мотивируется отнюдь не тем, что собака оскверняет святыню и препятствует благодати Божией пребывать в храме. Соответственно, и наличие собаки в доме никоим образом не может помешать благодати. Отгоняет от нас эту благодать не собака, а наша греховная жизнь, освободиться от которой гораздо сложнее, нежели от собаки. Поэтому никакого препятствия для освящения квартиры наличие в ней собаки не представляет, хотя, с точки зрения здравого смысла, держать собаку в квартире не всегда оправданно. Но это уже вопрос целесообразности, а отнюдь не церковной дисциплины.

протоиерей Виктор Кузенко


Ответ на этот вопрос прочитали 19330 посетителей

Обдумывая ответ на Ваш вопрос, вспомнил строки из псалма, который читается каждую субботу вечером на воскресном богослужении:

Что есть человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что посещаешь его? Ненамного умалил Ты его перед ангелами, славою и честию венчал его. И поставил его над делами рук Твоих. Все положил Ты под ноги его малых и больших скотов и с ними диких зверей, птиц в небесах, и рыб в морях, и все, что движется в безднах морей (Пс. 8:5-9).

Эти строки псалма заимствованы из книги Бытия, где на первых страницах мы читаем:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1:26 и 28).

Итак, человек «увенчан честью», т.е. ему дана власть над всеми животными, которым он дал имена (Быт. 2:19). Адам до грехопадения имел полную власть над животными. Но и после греха (хотя Адам и всецело согрешил) человеколюбивый и побеждающий благостью наши прегрешения Бог отнял у человека не всю власть и не совсем лишил владычества. Он оставил нам в услужение животных, полезных в жизни: овца дает шерсть, корова — молоко, голубь может переносить почту, собака сторожит дом и находит преступников и т.д.

В определённом смысле можно сказать, что животные действительно нужны для украшения жизни человека. Точнее, для служения ему и для употребления в пищу. Бог благословил вкушение мяса после потопа (Быт. 9:3).

По христианской традиции собак на самом деле не принято держать в доме. Но в то же время очевидно, что собака всегда жила рядом с человеком. Только жила не в жилище человека, а в своей конуре на участке. Некоторые нечистые животные порой появляются в наших домах вопреки нашим желаниям, например, мыши и крысы. Вот для их ловли кошек и пускают в дом.

Иногда уход человека за животными превращается в болезненную страсть, вплоть до того, что животных любят больше чем людей и оплакивают по смерти горькими слезами. Однажды ко мне при посещении одного учреждения подошла незнакомая женщина, просила моего совета и утешения, как у священника. Оказалось, у нее неделю назад умерла кошка, и она не может успокоиться, плачет и пьет успокоительные лекарства. Пришлось тактично объяснить ей, что животные после смерти перестают существовать. Только человеку дана вечная жизнь и надежда наследовать Небесное Царствие. Такая привязанность к земному (в том числе к тварям земным) греховна и свидетельствует о том, что человек напрасно и совсем не в том направлении тратит свои душевные силы. Сила любви нам дана для служения Богу и ближним. Это не исключает заботы о животных, но они нам даны в услужение, а не мы им. Как жалко в этой связи смотреть на бесплодные семьи, которые заводят себе собак и кошек вместо того, чтобы взять на воспитание сироту.

Кто-то заводит собаку для души, а кто-то для охраны. Мы уже писали о . Сегодня мы бы хотели уделить внимание вопросу содержания таких собак на цепи. Стоит ли собаку садить на цепь? Не вредят ли такие «цепные» условия содержания её здоровью? И как приучить животное к ограниченной свободе? Обо всём этом предлагаем узнать прямо сейчас…

Можно ли собаку держать на цепи

Наши с вами предки особо не задумывались над ответом на этот вопрос. Но после , появления , салонов красоты, и дорогих аксессуаров – понятие "собака на цепи" не воспринимается уже столь однозначно. Некоторые даже думают, что это разновидность насилия над животным. Ограничение его свободы. Так ли это на самом деле? Предлагаем рассмотреть аргументы в пользу «за» и «против» содержания собак на цепи.

Почему нельзя держать собаку на цепи

Некоторые специалисты считают, что посадив собаку на цепь, вы больше не можете рассчитывать на дружеские отношения с ней. Цепной образ жизни негативно влияет и на поведение собаки. Она становится злобной, агрессивной и может броситься без причины. Ограниченная возможность передвижения приводит к атрофии мышечных тканей, и это негативно сказывается на общем состоянии здоровья питомца. В итоге вы получаете дикого, озлобленного, больного пса, который только и мечтает сорваться с цепи и убежать подальше отсюда.

Почему можно держать собаку на цепи

Если вы берёте собаку для охраны территории участка или дома, собака лучше справится со своей задачей – если будет сидеть на цепи. Кстати, таким образом вы убережёте и свои клумбы и грядки – нередко они становятся жертвами в процессе активных . Цепной образ жизни дисциплинирует питомца, он становится более послушным. В конце концов, это служебная сторожевая собака, и её задача сторожить. Главное, не забывать о собаке на цепи, регулярно её кормить, заниматься. В этом случае цепное содержание животного не станет синонимом плохого содержания. Напротив, ваш питомец будет рад вам служить, так как будет знать, что вы заботитесь о нём, любите его.

Подтверждают пользу такого варианта содержания собак и зоопсихологи. Для сознания собаки очень важно, чтобы у неё было какое-то дело, цель, миссия. У представителей сторожевых пород этот инстинкт очень силён. И когда у собаки нет возможности его реализовать – она чувствует себя несчастной и бесполезной. Совсем другое дело, когда она, как охранник, не дремлет и охраняет ваш покой.

Хотело бы обратить внимание, что

Когда приучать собаку к цепи

Посадить на цепь взрослое животное, которое ранее никогда не было с ней знакомо и вело свободный образ жизни – сложная задача. Здесь может даже возникнуть психологическая травма у питомца. Поэтому лучше сразу определиться, когда вы заводите щенка, будете ли вы держать его на цепи или нет. Если да – то, с первых дней его появления в вашем доме садите его на цепь. Наоборот, в маленьком возрасте он быстрее привыкнет к цепи, чем когда он подрастёт и цепь станет для него неприятным открытием.

Будьте готовы к тому, что даже щенку в первые дни будет тяжело сидеть на цепи, он может скулить, проситься на волю. Здесь очень важно не пойти на поводу у собаки, не дрогнуть и не спустить её с цепи. Выдержите эти несколько дней – дисциплина в дальнейшем вам будет гарантирована. А чтобы щенку было не так одиноко на цепи – чаще к нему подходите, кормите его вкусняшками, положите рядом игрушки, специальные безопасные , которые он сможет грызть…

Как приучить собаку у цепи

Некоторые специалисты советуют постепенно приучать щенка или взрослую собаку к цепи, некоторые – более категоричны. В каждом из способов есть свои недостатки и преимущества, но при их выборе стоит ориентироваться на индивидуальные особенности характера вашего питомца. Вы ни в коем случае не должны сломать собаку, она просто должна понять, что цепь – это её работа, а поскольку она вас любит – ей приятно работать для вас. Так что практикуйте, и ориентируйтесь по ситуации. Можно сразу посадить животное на цепь, с первого дня его появления в вашем доме, а можно приучать постепенно, устраивая несколько "цепных" часов в день, постепенно увеличивая время, которое собака сидит на цепи. Последний вариант больше подойдёт для приучения взрослых собак и щенков, которым не слишком нравится перспектива цепной жизни.

Особенности содержания собаки на цепи

Несмотря на то, что собака сидит на цепи – казалось бы, с этим всё понятно, есть некоторые особенности такой формы содержания. И сейчас мы вам расскажем о них.

Выгул

Даже цепная собака должна иметь возможность гулять, конечно же, в вашем сопровождении. Хотя бы 1 раз в день вы должны спускать её с цепи, надевать и и отправляться с ней на прогулку. Если собака хорошо обученная, послушная и знает команды, а вы гуляете в таких местах, где её можно спустить – дайте ей возможность в волю побегать. Поверьте, сидеть на цепи круглые сутки – действительно нелегко. Поэтому питомцу нужно хорошо размять лапы и выпустить пар, чтобы потом он мог спокойно вести себя на цепи.

Отпускать животное на самовольные прогулки без вашего присмотра – категорически запрещается.

В детстве многие из нас, замечая на улице милого щенка, красивую домашнюю собаку или даже несчастного бездомного пса, мечтали о том, чтобы родители разрешили завести такое же животное. Но мамы и папы шли на уступки далеко не всем, и в многих детская мечта завести четырехлапого друга плавно переросла в обдуманное желание взрослого человека иметь питомца. Но даже имея возможность завести и покормить собаку, жители городов, ранее не имевшие опыта содержания животных в доме, все равно сомневаются: можно ли держать собаку в квартире? Не будет ли животному плохо в четырех стенах? Смогут ли сами хозяева ужиться с собакой? Не будет ли домашний любимец доставлять слишком много хлопот?

Собака в доме: да или нет?

Ряд людей, далеких от кинологии и никогда не державших в своей квартире собаку, могут навести огромное количество аргументов, почему нельзя держать собаку в доме. И самыми распространенными из доводов против пса в квартире являются:

  1. Собака – животное, что любит свободу и должно много бегать, поэтому в доме ей будет плохо.
  2. Собака непременно будет являться причиной антисанитарии в квартире, а также всегда может принести из улицы инфекцию.
  3. От собаки в доме много вреда и шума, так как она будет постоянно бегать, лаять, грызть мебель и др.
  4. запрещают держать собаку в том же помещении, где живут люди.

Каждый человек, живущий не в загородном доме с просторным двором, а в квартире, и планирующий завести собаку, наверняка хотя бы раз слышал вышеперечисленные аргументы против 4-лапого питомца в доме. Однако ли действительно собаке в доме не место, и людям, не имеющим коттеджа с большим огороженным участком, придется отказаться от своей мечты иметь собаку? Или все же противники содержания собак в квартирах заблуждаются, и человек вполне сможет ужиться с песиком в одном доме?

Выйдя рано утром в парк в спальном квартале любого города, можно увидеть многих людей, выгуливающих своих домашних питомцев, причем на поводке водят как маленьких той-терьеров и пикинессов, так и пушистых самоедских лаек и маламутов и огромных сентбернаров и кане-корсо. Все эти собаки живут в квартирах, и ни сами псы, ни их хозяева не выглядят несчастными и замученными, а значит, собака в доме – это не так уж и страшно.

Простое наблюдение за людьми, уже имеющими собаку в доме, способно поставить под сомнение аргументы противников содержания псов в квартире. А мнение опытных кинологов и заводчиков полностью противоречит доводам против собак, живущих в одном помещении с людьми. Специалисты опровергают вышеприведенные аргументы о том, почему нельзя держать собаку в доме, так:

  1. Никакое животное, в том числе и собака, не бегает 24 часа в сутки. 2-3 часа активных упражнений на улице вполне достаточно для того, чтобы удовлетворить потребность песика в движении, поэтому при условии собака будет вполне счастливой, живя в доме с любимыми хозяевами.
  2. От собак, хозяева которых осуществляют за ними должный уход (кормят качественными кормами, регулярно купают, вычесывают, моют лапы после прогулки, делают все прививки и др.), грязи и антисанитарии в доме не будет. А что касается принесенной с улицы инфекции – с большей вероятностью опасные болезнетворные бактерии принесет на одежде, обуви или на немытых после поездки в общественном транспорте руках в дом сам хозяин, а не его собака.
  3. Взрослые воспитанные собаки бегают на улице во время выгула, а дома ведут себя очень спокойно и ничего не грызут, а значит, для того, чтобы пес не мешал комфортному проживанию хозяев, его нужно дрессировать и воспитывать. Причем мнение о том, что воспитать можно только маленького щенка, ошибочно – дрессировке поддаются собаки любого возраста.

Что касается распространенного в народе мнения о том, что религии (в частности – православное христианство) запрещают держать собаку в доме, оно полностью ошибочно и является псевдо-религиозным предрассудком. В Новом завете Библии, прямо указано, что ни одно животное не является «нечистым» с точки зрения Бога, а значит, сам по себе факт содержания в доме собаки (как и любого другого животного), никак не влияет на отношение высших сил к человеку. Священники и высшее духовенство православной церкви также опровергают мнение, что собаку нельзя держать в доме. Самостоятельно убедиться в этом может каждый пользователь интернета, просто зайдя на авторитетные православные сайты, на которых священники неоднократно положительно отвечали на вопросы верующих о допустимости содержания собаки в доме.

И конечно, рассматривая аргументы за и против содержания песика в доме, нельзя не упомянуть и об физиологических особенностях разных пород собак. В природе все собаки изначально жили в подходящих им условиях: пушистые лайки, хаски и маламуты – на холодном севере; короткошерстые мастифы и терьеры, канне-корсо, таксы, короткошерстые чихуа-хуа – в теплых климатических поясах; не мыслящие своей жизни без воды ньюфаундленды – на побережье моря и др. Сейчас же люди заводят собак, ориентируясь на свои личные предпочтения и редко обращая внимание на то, подойдет ли питомцу климат их города. Поэтому в ряде случаев собаку держать в доме не только можно, но и нужно – к примеру, самоедской лайке будет очень некомфортно на улице в 40-градусную жару, а короткошерстый чихуа-хуа просто замерзнет, если ему придется длительное время находиться вне дома в морозную погоду.

Правила и нюансы содержания собаки в доме

Несмотря на то, что собаку вполне можно держать в доме, нельзя не признать того, что лучшие условия для содержания пса – это просторный двор, по которому животное может бегать, когда захочет, и в котором установлена просторная утепленная будка или вольер. Однако за неимением возможности предоставить песику в распоряжение приусадебный участок, хозяева собак, живущих в квартире, должны обеспечить своему питомцу максимально комфортные условия проживания. Эти условия следующие:


Собака – лучший друг человека, и песик, живущий в доме, может не только охранять жилье, но и подарить своим хозяевам много положительных эмоций. Однако для того, чтобы жизнь в одном помещении с собакой была комфортной, следует с особой тщательностью заботиться о воспитании, физическом здоровье и эмоциональном состоянии питомца. Поэтому прежде чем заводить собаку в доме, человеку следует основательно подумать, готов ли он впустить в свою жизнь и быт живое существо, о котором нужно заботиться почти так же, как о маленьком ребенке.

Среди верующих бытует мнение, что собака – животное «нечистое», богопротивное. Действительно, в Ветхом Завете собака названа нечистой. Но этим словом пророк Моисей называет и других животных. Есть версия, что таким образом Моисей пытался избавить свой народ от идолопоклонничес тва: ведь древние египтяне поклонялись различным животным, видя в них божеств: кошкам, быкам, крокодилам, соколам и даже жукам-скарабеям… Правда, «нечистыми» Моисей объявил не всех животных. К примеру, коров он назвал «чистыми», чтобы их можно было употреблять в пищу. Но в любом случае христиане отказались от «божественной» природы братьев наших меньших.

Во времена Христа собак стали держать при домах в качестве сторожей. Так, хананеянка говорит Иисусу: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27). Апостол Павел предупреждал: «Берегитесь псов!» (Филипп. 3:2), имея в виду носителей лжеучений. А апостол Петр говорил о грешниках: «Пес возвращается на свою блевотину» (II Петр. 2:22). Но особенно назидательно звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6).

В библейском понимании собака не могла занимать высокое место в мировой иерархии. Ведь Христос заповедовал «возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37), а также «возлюбить ближнего твоего, как самого себя» (22:39). То есть, в первую очередь речь идет о любви к Богу и человеку, созданному «по образу Божию», а животные, хоть и являются помощниками человека, но никак не могут претендовать на равенство с ним.

Эти христианские принципы не могли не сказаться на укладе русской жизни. Хотя на Руси на собак возлагалось очень много функций: они караулили дома и скот, ходили с хозяевами на охоту, а на Крайнем Севере еще и использовались в качестве ездовых, даже в лютые морозы этих животных не пускали в дом дальше сеней… В знаменитом «Домострое» собаки неоднократно упоминаются среди других «поганых» животных, которым не место рядом с человеком: «Для скотины и для собак держать для того особые миски, и чистой посуды не поганить».

Испокон веков считалось также, что собака не должна находиться в помещении, где есть иконы или другие святыни. Нельзя и освящать помещение, в котором находится собака. Кстати, не случайно именно слово «собака» и производные от него – «пес», «сука» - стали в русском языке ругательными словами. Так, мат раньше называли «песьей бранью»: псы не могут разговаривать, они лают… У славян также существует понятие «песья вера», относящееся к инородцам.

Протоиерей Виктор Кузенко утверждает, что запрет держать в доме собак относится к так называемым «околоцерковным преданиям». «В Библии слова “собака”, “псы” и их производные встречаются не менее 25 раз, - пишет он. - Для Древнего Востока, для страниц Библии собака - это, прежде всего, образ, метафора, подчеркивающая обездоленность, нищету, страдание. В двух случаях - во Второзаконии (23,18) (“не вноси цены пса в дом Господа”) и в Евангелии от Матфея (7,6) (“не давайте святыни псам”) - можно усмотреть негативное отношение к собаке, в аспекте нечистоты этого животного. Однако анализ контекста не дает оснований для однозначных выводов. Во Второзаконии иудеям заповедуется не вносить в храм качестве жертвы деньги, полученные от занятий проституцией и от продажи собаки. В Евангелии от Матфея о собаке приводится изречение: “не давайте святыни псам”; поставленное в ряд с другим “не мечите жемчуг перед свиньями”, т. е. не делайте бессмысленных поступков или, проще, - не делайте глупости».

Правда, в средневековых соборных документах Русской Православной Церкви действительно встречается запрет приводить собаку в храм, так как ее пребывание там просто неуместно: от собаки может быть запах, она может вести себя беспокойно, нарушая церковную атмосферу.

Похожие публикации