Основные буддийские праздники. Праздники в буддизме День пахоты буддизм

Весак (тиб., монг. — Сага Дава, Дончод хурал ) — один из главных буддийских праздников. В переводе с тибетского языка означает "Праздник тысячи подношений".

Этот общебуддийский праздник отмечают в день полнолуния первого летнего месяца лунного календаря, который выпадает на конец мая — начало июня григорианского календаря. Индийское название этого месяц — санскр. вишакха, пали весак — закрепилось и за этим праздником.

Считается, что в этот день в разные годы произошло три величайших события: рождение (Джаянти) Будды, достижение им полного Просветления (Бодхи) в 35 лет и уход в Паринирвану в 80 лет.

В странах южно-азиатского буддизма все три события отмечаются на 14-й день месяца весак. В 2015 году этот день выпадает на 1 июня.

В северном тибето-монгольском и российском буддизме День рождения Будды отмечается на девятый день четвертого месяца тибетского календаря, а Просветление и Паринирвана — в ночь на 15-й день того же месяца. Тибетцы называют этот праздник Сага Дава, а монголы и традиционные буддисты России — Дончод хурал.

В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 8 февраля 2000 года этот день ежегодно празднуется ООН в знак признания вклада, который буддизм — одна из старейших религий в мире — внес на протяжении двух с половиной тысячелетий и продолжает вносить в настоящее время в духовное развитие человечества.

Весак считается самым важным из всех буддийских праздников, длится он неделю. В канун праздника верующие посылают своим друзьям и родственникам поздравительные открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.

Считается, что в полнолуние четвертого лунного месяца заслуги увеличиваются в миллионы раз, поэтому в этот день буддисты особенно усердны в своей духовной практике.

В день хурала во всех монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками — они символизируют просветление, пришедшее в мир с учением Будды. На территории храмов вокруг священных деревьев и ступ расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников (даршаны).

1 июня утром на площади Чингисхана в Улаанбаатаре прошла коллективная медитация в честь Дуйнхор-хурала. Отмечается Дуйнхор-хурал в течение трех дней, с 14-го по 16-й день третьего месяца лунного календаря, и связан с связано с началом проповеди Буддой Калачакра-тантры, которая является основой философии ваджраяны. При этом главное торжество приходится на 15-й лунный день - когда отмечается Дончод хурал. Фото Фейсбук.

Миряне тоже совершают медитацию в храме и слушают наставления монахов в течение всей ночи, подчеркивая тем самым свою верность учению Будды (Дхарме). С особой тщательностью в дни праздника соблюдается запрет на проведение сельскохозяйственных работ и другую деятельность, которая может причинить вред любым живым существам.

Во время хурала ламы читают священные сутры из Ганжура (священная книга буддизма) — "Поклонение и подношение Будде", "Пришествие Будды с небес Рая Тушита". Основной день хурала Дончод отмечается как Всемирный день Мира и Медитации во всех буддийских странах.

После окончания праздничного молебна миряне устраивают обильное угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки (дана), чем свидетельствуют о своей верности наставлению Будды чтить монашескую общину (Сангху) как одну из Трех Драгоценностей.

Характерным обрядом праздника является омовение статуй Будды подслащенной водой (или чаем) и осыпание их цветами.

В этот день принято совершать гороо — круговой обход вокруг священного места (дацана или ступы) по часовой стрелке. Это считается одной из лучших практик очищения. Количество гороо — 3, 7, 21, 108 или столько, сколько вам лет.

Существует традиция в дни священного буддийского месяца воздерживаться от употребления мяса и алкоголя. В том случае, если не удается соблюдать вегетарианство на протяжении всего месяца, буддисты, как правило, отказываются от мяса в первые 15 дней месяца.

Многие дают обет пребывать в молчании в течение семи дней, что символизирует важность воздержания в буддийской практике и одновременно поминовение Будды.

У буддистов стран Восточной и Юго-Восточной Азии в этот праздник широко распространена традиция подношения лампад в бумажных фонариках. У монгольских народов такой обряд ранее не практиковался. В 2008 году молебен подношения лампад был впервые проведен в Монголии: на крупнейшем стадионе Улан-Батора собрались свыше десяти тысяч верующих, в небо было запущено 3,5 тысячи лампад.

В Бурятии впервые молебен подношения лампад был проведен в 2009 году.

Тэло Тулку Ринпоче.

В Калмыкии в этот день верующие дают обет трезвости "ради утверждения жизни", сообщил верховный лама Калмыкии и представитель Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче.

"В этот праздничный день мы вспоминаем сразу три деяния из жизни Будды. Нас часто спрашивают: «Как лучше всего отметить этот важный день?» Он приходится на середину священного буддийского месяца, в который мы прилагаем особые усилия для того, чтобы «накопить заслуги», совершая благие дела.

Мы отказываемся от мяса, стремясь сохранить все существующие на Земле формы жизни; мы берем на себя обязательство воздерживаться или полностью отказаться от совершения таких греховных деяний, как принятие одурманивающих веществ - алкоголя и наркотиков, а также воровства, лжи и многих других. Все это поступки, совершаемые нами намеренно или непреднамеренно, которые относятся к пагубным, или греховным", — отметил представитель Далай-ламы в России.

Знаменат. дни в странах, где исповедуется буддизм. Они вписываются в опред. среду, функционируют в ее культурной традиции и, соответственно, несут ее этноспецифич. черты. Памятные даты, отмечаемые буддистами, носят обшегос-венный характер в странах, где буддизм является осн. формой вероисповедания или же составляет часть национального праздничного цикла, совмещаясь с уже существовавшими традиц. праздниками и образуя цельную синкретич. систему. Праздник Нового года не является собственно будд., но участие будд. монахов в новогодних торжествах было обязательным и могло превращаться в самостоятельный гл. праздник года, как Монлам чхенмо у тибетцев, или оставаться составной частью народной новогодней обрядности. Все будд. праздники, начиная с Нового года. отмечаются по лунному календарю и даты их, как правило, смещаются в пределах полутора-двух месяцев. В феврале - марте в странах Вост. и Цент. Азии, в марте - апреле в странах Южн. и Юго-Вост. Азии отмечается Новый.год, в это время сооружаются песчаные горки, символизирующие гору Меру, участники праздника обливают друг друга водой, окропляют водой статуи Будды, организуются выставки, ярмарки, а ныне - даже конкурсы красавиц и т. д. В апреле - мае во всех монастырях празднуется тройной праздник: рождение Будды, его просветление и погружение его в нирвану. Устраиваются шествия, монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории о жизни Будды и его учеников. Торжество завершается подношением пищи и всевозможных подарков членам сангхи. В день омовения Будды совершали омовение изображений будд подслащенной водой и осыпали их цветами в знак памятных событий, происшедших в роще Лумбини во время рождения принца Сиддхартхи: в этот день совершались шествия с зажженными лампадами. Во всех будд. странах под разными названиями отмечается День поминовения усопших (Юйланьпэнь, Маньхонил, Улламбана, Урабон, о-бон) - обряд поклонения душам усопших. Маудгальяяне, ученику Будды, было видение Образа матери, страждущей от голода в загробном мире. Он приготовил матери еду, но еда превратилась в уголья огненные. Будда объяснил, что мать наказана за грехи. В этот день зажигают фонари,приводят в порядок могилы, в храмах служат молебны, выставляют приношения богам и предкам, кормят нищих.Начало сезона дождей (июнь - июль) отмечается уходом в монастырь части молодежи, чаще всего на время дождливого сезона. Вхождение в сангху - дорогостоящая церемония, поэтому часто семьи объединяются и устраивают ее сразу для нескольких человек. Этот праздник отмечается как в национальном масштабе, так и во всех будд. общинах и семьях. С сер. октября до сер. ноября проводятся обряды и церемонии, посвященные окончанию дождливого сезона, выходу части монахов из сангхи, дарению одежды членам сангхи. С т. зр. доктринальных положений буддизма трехмесячное пребывание в монастыре во время дождливого сезона объясняется пребыванием Будды на небесах таватимсы в царстве Сакка (Индры), где он читал проповеди богам и своей матери, возродившейся на этих небесах. Члены сангхи, к-рым на период дождей запрещается покидать монастырь, могут, согл. учению, с помощью медитации подняться на небо тиватимсы и слушать проповеди Будды, тем самым обретая неисчислимое количество заслуг. По окончании дождливого сезона отмечается и спуск Будды на землю: во всех монастырях проводятся спец. церемонии, в ночь полнолуния площади, улицы, дома, монастыри, ступы иллюминируются горящими свечками, масляными лампами, цветными электрич. лампочками. В нек-рых монастырях под звуки фанфар снимают статуи Будды с высоких пьедесталов и в сопровождении процессии монахов везут по улицам, символизируя этим актом спуск Будды на землю. Завершается празднество церемонией катхина, проводимой во всех монастырях. Во многих районах подарки членам сангхи вручаются поочередно, для этого в монастырях вывешиваются желтые флаги, указывающие на проходящую в них церемонию катхина - чтение свящ. текстов. Нек-рые миряне участвуют в нескольких церемониях катхина, стремясь получить как можно больше заслуг. В июне - июле отмечается праздник прихода на землю Майтреи - будды Грядущего мирового периода. Он сопровождается торжеств. объездом вокруг монастырей колесницы, в к-рой восседает статуя Майтреи и в к-рую впряжен конь зеленого цвета. Отсюда название праздника - Круговращение Майтреи. В ноябре - декабре отмечается праздник, во время к-рого монахи читают прихожанам разл. истории из жизни Будды. Многие верующие в этот период переселяются в монастырь, здесь они спят и принимают пищу. Чтение текстов прерывается только молитвами и трапезой монахов. На территории монастыря царит праздничная атмосфера. Сюда стекается множество торговцев, здесь продают сладости, фрукты, еду, игрушки для детей. Этот праздник также приносит множество заслуг верующим. В феврале - день всех святых, в этот день происходит закладка новых зданий и культовых сооружений в монастыре. В феврале - марте организуются церемонии по чтению джатак. В регионах распространения ламаизма (Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии) 25 декабря отмечается день рождения Цзонхавы, основателя школы гелугпа. Помимо общенац. праздников, обряды и церемонии совершаются по т. н. лунным дням (четыре фазы Луны), к-рые считаются праздничными днями у буддистов стран тхеравады; переход из одной возрастной группы в другую также сопровождается спец. церемониями, как все важные события в семье: постройка дома, свадьба, похороны. Несмотря на веру в карму, обряду погребения придается чрезвычайно важное значение: в каждой стране существует сложный ритуал «отпевания», исполняемый будд. монахами. Продолжительность обряда зависит от достатка семьи покойного, известны случаи, когда этот обряд (до кремации тела) длился по неск. месяцев, а в Таиланде похоронный обряд над телом патриарха затянулся на три года (с 11 нояб. 1958 до 26 апр. I960). Мн. будд. праздники имеют древнее добудд. происхождение. Праздничные даты вычисляют по спец. календарю с учетом местных систем счисления.В. И. Корнев, - Е. Д. Огнева

  • - см.: Народные гуляния, День города...

    Екатеринбург (энциклопедия)

  • - нерабочие дни, посвященные памяти какого либо знаменательного события в жизни религиозной, национальной или государственной...

    Казачий словарь-справочник

  • - 1961, 93 мин., ч/б. жанр: мелодрама. реж. Владимир Шредель, сц. Юлиан Семенов, опер. Аполлинарий Дудко, худ. Виктор Савостин, комп. Исаак Шварц, зв. Владимир Яковлев...

    Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

  • - ожерелье с нанизанными на него зернами, используемое для счета молитв. В текстах и иконографии встречаются с 3 в. н. э. Классич. и наиб. часто встречающиеся Ч. б. имеют 108 зерен...
  • - Наиболее важные праздники русской православной церкви...

    Религиозные термины

  • - К восьми символам благоприятного предзнаменования относятся раковина, зонтик, накидка, волшебный узел, рыба, лотос, ваза и Колесо Закона...

    Словарь символов

  • - древнерусская церк. певческая книга, содержащая "нотные службы на дни двунадесятых господских и богородичных праздников ". П. были впервые изданы в 1772 в квадратной ноте, в цефаутном ключе...

    Музыкальная энциклопедия

  • - Официальные праздники, отмечаемые в Великобритании, во время которых банки закрыты. Это Новый год, Пасха, Майский день, Банковский праздник весны, Августовский банковский праздник и День на святках...

    Словарь бизнес терминов

  • - Официальные праздники, отмечаемые в Великобритании, во время которых банки закрыты...

    Финансовый словарь

  • - установленные обычаем, празднуются в казачьих войсках донском, кубанском, уральском, оренбургском, сибирском, семиреченском и забайкальском; предполагается установить их в войсках терском и астраханском...
  • - нотная книга, содержащая песнопения на дванадесятые Господские и Богородичные праздники. Песнопения в книге П. расположены в том порядке, в каком праздники следуют в году, начиная с сентября...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - У праздника не без бражника...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Богор"одичные пр"...

    Русский орфографический словарь

  • - Ср. У нас так праздник каждый день, Василий Семенович, где бражник, там и праздник. Островский. К.З. Минин. 3, 1, 4...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Гдѣ бражники, тамъ и праздники. Ср. У насъ такъ праздникъ каждый день, Василій Семеновичъ, гдѣ бражникъ, тамъ и праздникъ. Островскій. К. З. Мининъ. 3, 1, 4...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - ...

    Словарь антонимов

"буддийские праздники" в книгах

Глава 21 Буддийские монастыри

автора Нэфф Мэри К

Глава 21 Буддийские монастыри

Из книги Личные мемуары Е. П. Блаватской автора Нэфф Мэри К

Глава 21 Буддийские монастыри В 1864 году Блаватская наконец достигла своей цели - ашрама Учителя, но ранее она уже бывала в Тибете. Критикуя брошюру Артура Лилли «Будда и ранний буддизм», она писала: «В разное время я жила и в Малом, и в Большом Тибете, всего провела там более

Буддийские талисманы

Из книги Народные приметы, привлекающие деньги, удачу, благополучие автора Белякова Ольга Викторовна

Буддийские талисманы Будда. Его изображение несет успокоение, а вообще оно имеет много значений. Талисман с Буддой в образе человека способствует покою и умиротворенности.Мандалы. Тибетцы создают их из разноцветного песка, вырезают или рисуют. Они могут быть плоскими

3. Буддийские и иные параллели

Из книги Уральская Гиперборея автора Демин Валерий Никитич

3. Буддийские и иные параллели Буддийская философия восприняла многие аспекты предшествующих древнеарийских представлений о нагах. Считается, что сам царевич Шакьямуни в своих прошлых перерождениях, до того как стать Буддой, несколько раз становился нагом. Теснейшим

Буддийские притчи

Из книги Лучшие притчи. Большая книга. Все страны и эпохи автора Мишаненкова Екатерина Александровна

Буддийские притчи АвторствоОдин буддийский мастер прочел ученикам прекрасный текст, который растрогал всех. Ученики сразу же спросили:– Кто написал его?– Если я скажу, что это Будда, вы будете благоговеть перед текстом, возлагать каждое утро на него цветы и отдавать

Буддийские притчи

Из книги Душа Востока автора Хорев Валерий Николаевич

Буддийские притчи Буда принес в ведическую культуру Индии новое понимание и новые требования. Если пророки, приходившие до него, направляли усилия на развитие веры в Единого Бога, то Будда разрушал в сознании учеников всякое слепое верование, ибо оно мешало разуму

Буддийский календарь и буддийские религиозные праздники

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Буддийский календарь и буддийские религиозные праздники Хотя буддизм наряду с Буддой и его многочисленными перевоплощениями признает еще 1000 богов и божеств, которые якобы населяют небо и каждый из которых «заведует» какой-нибудь маленькой, конкретной «отраслью»

Буддийские монахи

Из книги Древний Восток автора

Буддийские монахи Одним из центральных образов буддийской литературы является «чакравартин» («вращающий колесо»). «Колесо» стало символом буддийского учения (дхармы), «вращение колеса» обозначало продолжение существования учения и его развитие, а тот, кто «вращает

Буддийские ступы из Санчи

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Буддийские ступы из Санчи В Санчи (Западный Декан) находятся, пожалуй, самые известные и хорошо сохранившиеся древние буддийские ступы. Еще при Ашоке здесь существовала деревянная ступа; в последующие века, при династии Сатаваханов, она была подвергнута перестройке -

Буддийские ступы

Из книги Тадж-Махал и сокровища Индии автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Буддийские ступы Ступой называется буддийский мемориальный и погребальный памятник, служивший также и местом хранения буддийских реликвий. В центральной части Индии, в Санчи, сохранилась Большая ступа № 1, построенная при Ашоке и значительно расширенная во II в. до

БУДДИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Из книги 100 великих праздников автора Чекулаева Елена Олеговна

БУДДИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ Пятнадцать чудес Будды Вскоре после того, как Будда стал проповедовать своё учение, у него появилось много учеников. Но несколько монахов возненавидели его за безграничную власть и стали издеваться над его учением, стали демонстрировать народу

5.2. Буддийские праздники и церемонии

Из книги Специальные виды туризма автора Бабкин А В

5.2. Буддийские праздники и церемонии Существуют четыре основные традиции проведения буддийских праздников и церемоний: тибетская, японско-китайская, тхеравады и западной буддийской общины. В разных странах и регионах буддийские праздники отличаются. Буддийские

БУДДИЙСКИЕ ПРИТЧИ

автора Кукушкин С. А.

БУДДИЙСКИЕ ПРИТЧИ БуддаБлаженно уединение радостно познавшего и узревшего истину;Блажен непоколебимый, и ежечасно умеющий обуздать себя,Блажен положивший конец всем страстям, всем желаниям;Победа над строптивой самостью - величайшее блаженство.МахаваггаГаутама

БУДДИЙСКИЕ ПРИТЧИ

Из книги Притчи. Ведический поток автора Кукушкин С. А.

БУДДИЙСКИЕ ПРИТЧИ БуддаБлаженно уединение радостно познавшего и узревшего истину;Блажен непоколебимый, и ежечасно умеющий обуздать себя,Блажен положивший конец всем страстям, всем желаниям;Победа над строптивой самостью - величайшее блаженство. МахаваггаГаутама

Буддийские обеты

Из книги Классический буддизм автора Ермакова Т В

Буддийские обеты В разделе, посвященном буддийской канонической литературе, уже говорилось, что Пратимокша составляет смысловой центр Виная-питаки, будучи сводом правил, определивших поведение членов сангхи. Сущность буддийской дисциплины состояла не в предписании

Учение Будды возникло в середине I тысячелетия до новой эры в Индии. Тем не менее, на протяжении многих веков буддизм органично являет себя на территории России. Значительно повлиял на культуру и обычаи Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В бурят-монгольской культуре тесно связан с шаманизмом, основные принципы которого, такие как стремление к гармонии с собой и окружающим миром (природой) совершенно не мешали, и, даже более, раскрасили новыми яркими красками старинные обычаи и культуру. Жизнь Будды стала известна в Древней Руси по тексту «Повести о Варлааме и Иоасафе». Царевич Иоасаф, прообразом которого послужил Будда, стал христианским святым (память его отмечается Русской православной церковью 19 ноября). В XIX — начале XX вв. Россия стала одним из крупнейших центров изучения буддизма. В ту пору издавались источники и велись археологические раскопки памятников буддизма в Средней и Центральной Азии. На территории Российской Федерации буддизм распространен в Бурятии, Туве и Калмыкии (в последней — государственная религия). Наиболее обширно представлена одна из классических школ буддизма - тибетская «школа добродетели» (гелуг, желтошапочники). Основоположник буддизма — реальная историческая личность. Сиддхартха Гаутама родился и жил в Северной Индии. Исследователи полагают, что годы его жизни — 566-473 гг. до н.э. Другое имя — Шакьямуни — напрямую связано с местом рождения и родственными отношениями будущего Будды. Он родился в стране Шакьев — маленьком провинциальном государстве, где господствовал клан Шакьев. Отец Сиддхартхи был раджаном — членом правящего собрания, состоявшего из представителей воинской аристократии. Стоит отметить, что более поздняя буддийская традиция считает его раджой (царем), а Сиддхартху — принцем, но в стране Шакьев правление строилось по республиканскому типу.

Жизненный путь благополучного Сиддхартхи Гаутамы, выросшего в неге, изменился после того, как он, тайно покинув дворец, где его опекали и ограждали от «лишней информации», узрел мучения больных, безобразие старости и облик бездвижного трупа. Он осознал, что не существует ничего неизменного, а счастье не сможет быть вечным. Сиддхартха решил искать путь избавления от страданий. После различных опытов и поисков истины, не принесших желаемого результата, он погрузился в состояние глубокого сосредоточения, сидя под священным деревом. На сорок девятый день сознание Сиддхартхи абсолютно просветлело, и он обрел состояние будды. Он осознал, что ни в одной сфере космоса нельзя достичь стабильности — вечного блаженства, ибо в природе живых существ нет ничего вечного, а вера в реальность «Я» — вечной души, обретающей с течением времени новые рождения, безосновательна и бессмысленна. Также ему открылось высшее абсолютное знание, устраняющее причины страдания, и эту истину Будда Шакьямуни решил передать живым существам. Стоит отметить, что само понятие «будда» означает «просветленный» и, соответственно, не является именем конкретного божества. Само слово «будда» может использоваться во множественном числе и также может быть написано с маленькой буквы. Также существует понятие «сиддхи» — экстраординарные способности буддийских монахов и лам. Это понятие — память о первом будде — Сиддхартхе.

В центре буддизма как философской системы находится учение о «четырех благородных истинах »: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисаттв («просветленных», наставников), ритуалы, которые сопровождают познание Дхармы (Учения), появились Сангхи (монашеские общины). Одна из важнейших молитв - благопожеланий, являющихся своего рода выражением желания «принять Прибежище», звучит так: «Намо Будда, Намо Дхарма, Намо Сангха» — «Я принимаю Прибежище в Будде, я принимаю Прибежище в Учении, я принимаю Прибежище в Общине». На сегодняшний день в России, в соответствии с законом о свободе совести и вероисповедания, существует так называемая Традиционная Сангха России. Главой этой организации является Пандидо Хамбо лама Дамба Аюшев — он входит в конфессиональный религиозный совет при Президенте РФ. Но, с учетом сумятицы, внесенной эпохой атеизма в административную схему буддийских монастырей и сообществ, многие буддисты не признают существующую Сангху действительно традиционной. Законы РФ позволяют официально регистрировать любые традиционные буддийские сообщества, и поэтому сегодня существует достаточное количество сангх, многие из которых действительно верны историческим традициям и культуре буддизма. Буддийская философия раскрывает принципы бытия (причинно-следственную связь, которая существует независимо от нашего знания о ней), и все его усилия направлены на то, чтобы человек жил в этом мире осознанно, в гармонии с природой, космосом, отдельными людьми и человечеством в целом. За каждое совершенное дело — как хорошее, так и плохое, люди несут ответственность во всей полноте, каждый фактический момент, кажущийся реальностью, является своеобразной тенью прошлых свершений или же последствий, ожидающих в будущем. Сегодняшние буддийские ученые часто говорят, что эпоха буддизма как религии, да и всех религий вообще, осталась в прошлом — будущее за учеными и их свершениями. Но так или иначе, правильный взгляд на себя и свои поступки, гармония с собой и окружающим миром — безвредное существование — это цели каждого буддиста. На достижение этих же целей направлена и праздничная культура буддизма.

Человеку с «западным» складом ума могут показаться странными изображения защитников и божеств в устрашающих ипостасях. В то же время стоит понимать, что, по восточной логике, чем более страшен лик защитника, тем вероятнее, что защитник способен победить зло или грех. Что же касается танок, на которых изображены будды и бодхисаттвы, то здесь крайне редко печальное выражение лица — чаще всего лики улыбчивы и спокойны. Для понимания смысла буддийских праздников также следует отойти от привычной установки — «сегодня праздник, и, значит, надо радоваться и отдыхать». В праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в 1000 раз последствия совершенных негативных действий, но и в это же количество раз увеличиваются и заслуги при совершении добрых, благих деяний. Во время крупных буддийских праздников можно наиболее близко подойти к сути учения, к Природе и Абсолюту. Празднование каждой даты носит, в первую очередь, четко практический характер и направлено на создание чистого пространства в храме, в домах буддистов, в их душах и телах. Это достигается путем совершения обрядов, чтения мантр, извлечения звуков из различных музыкальных инструментов, использования символических цветов и культовых предметов. Вся обрядовая практика имеет силу и свойство квантово-полевого воздействия на участвующих в празднике людей, очищая и восстанавливая их тонкую структуру. В такие дни принято посещать храм, делать подношения Буддам, Учителю и Общине. Однако, стать участником празднования можно и находясь дома. Для этого нужно обладать знаниями о внутреннем смысле праздника, соответственно мысленно настроиться и включиться, таким образом, в единое поле праздника, которое охватывает всех заинтересованных в нем. Результаты подобного взаимодействия будут даже выше, чем бессмысленное и бездейственное присутствие на церемонии. В буддийской обрядовой традиции принят лунный календарь. Из-за того, что лунный календарь почти на месяц короче солнечного, даты праздников, как правило, смещаются в пределах полутора-двух месяцев, и вычисляются заранее по астрологическим таблицам. В некоторых буддийских странах существуют расхождения в системах расчета. Кроме того, в буддийской традиции первый месяц года является первым месяцем весны. Большинство праздников приходится на полнолуния (15-й день лунного месяца).

Главными праздниками буддистов являются:

  • Сагаалган — Новый год
  • Дуйнхор-хурал — праздник Калачакры
  • Дончод-хурал — День рождения, Просветления и Паринирваны Будды Шакьямуни
  • Майдари-хурал — Круговращение Майтреи
  • Лхабаб дуйсэн — нисхождение Будды с неба Тушита
  • Зула-хурал — День нирваны Будды Цонкапы.

Также отмечается День рождения Далай-ламы XIV , но он не является каноническим праздником. Одновременно этот праздник фиксированный — Далай-лама родился 6 июля. В буддийском лунном календаре также существуют дни для особых молебнов — дни Отошо, Ламчиг Нинбо и Мандал-Шива, которые проводятся каждый восьмой, пятнадцатый и тридцатый лунный день месяца соответственно. Также есть дни для особого почитания некоторых божеств, к примеру, Бальжинима — хозяина великолепия и счастья, или Луса — хозяина воды. На каждый день календаря астрологами просчитана комбинация и следствия дня — помечены дни для стрижки волос, приема лекарств, благополучной дороги или удачного завершения судебных тяжб. Не стоит также забывать, что практически у всех народов, исповедующих буддизм, возведены в ранг праздников и особых ритуалов такие события как переход из одной возрастной группы в другую, постройка нового дома, свадьбы, похороны и другие.

Даты праздников на 2015 год.

ВЕСАК Общебуддийским является праздник Весак, который отмечают на второй неделе 1-го летнего месяца. Это единая дата для всех стран буддийского мира. В этот день случились сразу три великих события в жизни Будды: его последнее земное рождение, просветление и погружение в нирвану. Между первым и последним событием прошло 80 лет, Просветленным он стал в 35 лет, но все это, согласно традиционной биографии Будды, произошло в один день. Целую неделю монахи рассказывают в храмах о жизни Будды, вокруг храмов и монастырей движутся торжественные процессии, изображая театрализованные версии этих трех событий его биографии. В процессиях и храмовых службах принимают участие не только монахи, но и миряне.

КРУГОВРАЩЕНИЕ МАЙТРЕЙИ В середине второй летней луны проводится храмовый праздник Круговращение Майтрейи. Майтрейя - Будда грядущего мирового периода. Так называется в буддизме тот отрезок времени, который наступит после окончания периода "правления нашим миром Будды Шакьямуни". В день этого праздника из храма выносят скульптурное изображение Майтрейи, сажают его под балдахин на колесницу, в которую впрягают опять-таки скульптурное изображение коня зеленого цвета. Окруженная толпами верующих колесница медленно совершает объезд вокруг территории монастыря, двигаясь по солнцу. Толпы верующих по обеим сторонам дороги движутся вместе с процессией, периодически совершая коленопреклонение перед статуей Майтрейи. Одна группа монахов приводит в движение колесницу, другие идут впереди или сзади нее, читая молитвы. Служба длится целый день.

МИСТЕРИЯ ЦАМ (ЧАМ) Мистерия Цам (Чам) ежегодно совершалась в буддийских монастырях Тибета, Непала, Монголии, Бурятии, Тувы. В практику храмовой обрядности тибетских школ буддизма она была введена великим магом и учителем Падмасамбхавой (VIII в.). Даже в пределах одной страны эта мистерия могла исполняться в разные календарные сроки - в одних зимой, в других - летом и быть разной по жанру. В одних случаях это была танцевальная пантомима, в других - пьеса с диалогами, предусматривавшая 4-5 действующих лиц, наконец, это могло быть грандиозное театрализованное представление со 108 участниками (108 - сакральное число в буддизме), которые в костюмах и масках, достаточно тяжелых по весу (одна маска могла весить до 30 кг), разыгрывали действо, героями которого были персонажи пантеона тибетского буддизма и персонажи народной мифологии (в Тибете - тибетской, в Монголии и Бурятии - тибетской и монгольской). Исполнение мистерии преследовало несколько целей сразу, причем в разных монастырях упор делался на разное: устрашение врагов буддизма, демонстрация торжества истинного учения над всеми лжеучениями, способ умиротворения злых сил, чтобы предстоящий год был благополучным, подготовка человека к тому, что он увидит после смерти на пути к новому перерождению. Исполняли Цам специально подготовленные монахи, прошедшие посвящение; за несколько дней до праздника им полагалось побыть несколько часов в состоянии глубокой медитации. Случайных людей среди актеров быть не могло. Костюмы и маски имел каждый монастырь, тщательно сохраняя их от одного представления до другого. Когда что-то из них приходило в негодность, производили замену с тщательным соблюдением необходимых обрядов. У буддистов Монголии и России последние исполнения Цама зафиксированы в конце 20-х годов ХХ в. Идущие ныне в обеих странах процессы возрождения буддизма предусматривают и возрождение Цама, но это дело долгое и непростое.

ДУИНХОР В монастырях северной ветви буддизма, сочетающей в себе черты махаяны и ваджраяны, отмечаются еще два праздника, неизвестные иным направлениям буддизма: Дуинхор и Дзул. Первый из них отмечается в мае и связан с началом проповеди Калачакры - одной из важных составных частей философии Ваджраяны. Калачакра - буквально "колесо времени", одна из самых эзотерических концепций буддийской тантры. Временем ее формирования считают Х век, местом - мифическую страну Шамбала. В праздник в храме собираются те, кому доступны философские глубины буддизма.

ДЗУЛ Дзул - праздник, посвященный памяти (дню ухода в нирвану) основателя тибетской школы Гелуг - реформатора и философа Цзонхавы. Он же называется Праздником лампад, т.к. в этот день с наступлением темноты внутри и снаружи монастырей зажигаются тысячи масляных лампад. Их гасят с наступлением рассвета. Монахи читают молитвы, верующие миряне делают подношения храму деньгами, едой, вещами. Отмечают его ежегодно 25 декабря.

НИСХОЖДЕНИЕ БУДДЫ С НЕБА ТУШИТА НА ЗЕМЛЮ К числу общебуддийских праздников относится Нисхождение Будды с неба Тушита на землю. Время его проведения: конец октября - ноябрь. Суть праздника в следующем. Проживая в облике ботхисаттвы на небе Тушита (9-й уровень буддийского космоса, где обитают все бодхисаттвы, до того, как станут буддами) Будда Шакьямуни понял, что ему пора совершить последнее перерождение среди людей на земле. Своими земными родителями он избрал правителя народа шакья Шуддходану и его жену Майю. В облике белого слона (один из священных образов буддизма) он вошел в бок своей будущей матери и родился царевичем. После 29 лет счастливой жизни во дворце он ушел на поиски истины, в 35 лет открыл ее для себя, сидя под деревом бодхи, и стал Просветленным, т.е. Буддой, и начал проповедовать свое учение. Решение Будды обрести последнее земное рождение и открыть всем "путь Будды" - это и есть главная идея данного праздника.

ПРАЗДНИК В ЧЕСТЬ ЗУБА БУДДЫ И, наконец, еще один праздник, отмечаемый только последователями тхеравады - южной и наиболее ранней ветви буддизма - это праздник в честь Зуба Будды. Его проводят только в одном месте - на острове Шри-Ланка, в городе Канди в храме Далада Малигава, где хранится эта главная реликвия буддизма. Праздник длится две недели (время его проведения: конец июля - начало августа), он включает в себя храмовые службы, торжественные процессии со слонами, один из которых везет на себе ларец с Зубом, шествия музыкантов, танцоров, певцов. Когда-то считалось обязательным участие правителя Кандийского царства, т.к. владение реликвией давало право на занятие престола этого государства. Сейчас те же функции исполняет глава местной администрации.
Легенда, которая легла в основу праздника, такая. В момент кремации земного тела Будды, один из ее участников выхватил из погребального костра его зуб. В течение восьми веков он хранился в Индии, но в IV в., в связи с начавшимися на территории Индии междуусобными войнами, зуб решили увезти в безопасное место - на остров Шри-Ланку. Там в его честь построили храм и, как гласят местные предания, он с тех пор хранится здесь, и праздник в его честь проводится ежегодно. Данные исторических хроник противоречат этому утверждению, в частности, одна их них утверждает, что в XVI в. Зуб Будды был захвачен португальцами, попал в руки католиков-фанатиков и был публично сожжен, и что в Канди хранится подделка. Однако для любой религии миф важнее исторической действительности. Поэтому, по-прежнему, ежегодно в конце июля в город Канди съезжаются десятки тысяч людей, верующих и туристов, чтобы посмотреть на эту удивительную реликвию - единственное материальное подтверждение того, что Будда когда-то жил на земле.
Конечно, это не полный перечень буддийских праздников. Их очень много: каждая страна и каждый храм имеют свои собственные, но те, что здесь перечислены, пожалуй, можно считать самыми главными.

    В соответствии с буддийским календарем 8, 15 и 30 числа каждого лунного месяца следствия благих и неблагих деяний возрастают в 100 раз.

Э йнштейн называл буддийское учение «самой научной религией», что особенно ярко проявляется в традиции её праздников. Отрицая существование бога как высшего Творца, буддисты глубоко почитают законы природы и духовных наставников. Следуя этому принципу, главные праздники буддизма посвящены Сиддхартхе Гаутаме Будде.

Гаутама, известный как царевич Шакьямуни, жил в VI веке до н. э. на севере Индии. Сиддхартха родился в царской семье. В возрасте 29 лет он навсегда покинул роскошный дворец, отправившись на поиски истины. Став аскетом, он долго скитался, чтобы раскрыть секрет избавления от человеческих страданий - болезней, старости и смерти.

В возрасте 35 лет во время долгой медитации под священным деревом Бодхи он достиг просветления и стал именоваться Буддой, что переводится с санскрита как ‘пробуждённый’. Оставшуюся часть жизненного пути Будда Гаутама посвятил мирной проповеди своего учения.

Обычаи буддийских празднований

Философия празднования отличается в буддизме от других религий по своей сути. Это не время пышных трапез и отдыха от трудов праведных, а в первую очередь напряжённая духовная работа.

Истинные буддисты верят, что кармическое воздаяние усиливается в знаменательные дни в тысячи раз. В том же размере возрастает сила как добрых, так и негативных мыслей. Поэтому это лучший момент для медитации и философских размышлений. Считается, что религиозное единение во время торжественных церемоний способствует достижению просветления.

Другой аспект, свойственный праздникам буддизма, созвучен христианской традиции. Речь идёт о ритуальной чистоплотности - моральной и физической. В дни религиозных торжеств буддисты тщательно убирают свои жилища и монастыри. Такие действия - не обычная генеральная уборка, а особое священнодействие. Процесс очищения сопровождается пением мантр, извлечением музыкальных звуков, которые призваны гармонизировать окружающее пространство.

Среди других традиций можно выделить:

  • посещение храмов;
  • участие в ритуальных церемониях;
  • пожертвования даров монастырям;
  • подношения монахам и учителям;
  • совершение добрых дел.

Время празднования

Религиозные праздники в буддизме отмечают по лунному календарю. Их даты рассчитываются по специальным таблицам ламами-астрологами и меняются ежегодно. С древних времён буддисты считали, что во время полной Луны усиливается энергетика, поэтому многие праздничные дни приходятся на полнолуние.


Список праздников буддизма

  • Весак - День рождения, Просветления и Ухода в нирвану Будды;
  • Буддийский Новый год;
  • Монлам - память о 15 чудесах, совершённых Буддой;
  • Майдари-хурал;
  • Мистерия ЦАМ;
  • Поворот колеса учения;
  • День рождения Далай-ламы.

Строгого регламента, какие праздники в буддизме нужно справлять неукоснительно, не существует. Ритуальные предпочтения зависят от школы (махаяна, тхеравада, тантра) и от исторических традиций отдельных стран.

Приведённый перечень далеко не полон. В частности, в тибетском буддизме повсеместно празднуется неизвестный другим течениям Дзул - День поминовения философа Цзонхавы.

Асола Перахара, торжество в честь Зуба Будды отмечают только сторонники тхеравады в единственном храме на острове Шри-Ланка, где хранится эта удивительная реликвия. Пышные торжества длятся две недели и включают процессии с празднично украшенными слонами. На одном из них по городу провозят ларец со священным Зубом.

Главные праздники буддизма

О самых значимых датах в буддийском мире стоит рассказать подробнее. На вопрос «Какой самый важный праздник в буддизме?» можно ответить однозначно - Весак. Он символизирует сразу три сакральных события: рождение, просветление и смерть Будды. Согласно поверью, Гаутама родился, обрёл дар просветления и ушёл в Нирвану во второе полнолуние года. Обычно оно приходится на последние майские дни.

Празднование Весака длится на протяжении целой недели. В монастырских общинах служатся особые молебны и устраиваются пышные церемонии. Дома и храмы с любовью украшают фонариками, живыми цветами и горящими лампадками, которые символизируют свет великого сострадания Будды. Люди совершают паломничество, приходят в монастыри, чтобы предаться медитации и послушать рассказы монахов. Сельхозработы в эти дни запрещены в знак милости ко всем земным существам, в том числе домашнему скоту.

Саагалган

Новый год в буддийской традиции отмечают в первое новолуние весны. Из-за отличий в летоисчислениях разных школ Новый год в таких странах, как Монголия, Тибет, Калмыкия, встречают в разные сроки.


Накануне Саагалгана уважаемые ламы-астрологи оглашают предсказания на следующий год. В монастырях совершаются молебны почитаемым божествам. Самая любимая богиня - Шри-Дэви. Она покровительствует древней тибетской столице - Лхассе.

Здесь сохранилось поверье, что Шри-Деви под Новый год осматривает свои владения, чтобы удостовериться, хорошо ли жители подготовились к её приходу. Чтобы заслужить милость богини и заручиться её расположением на год вперёд, рекомендуется не ложиться спать всю ночь: молиться в храме либо произносить мантры у домашнего алтаря.

Праздничное застолье по традиции должно включать блюда из продуктов белого цвета. Этот период года связан с массовым появлением приплода у скота. Становится много молока, отсюда и происходит название Сагаалган, которое переводится как ‘белый месяц’.

Монлам

Молитва Монлам начинается с первым рассветом Нового года и читается 15 дней подряд. Праздник посвящается воспоминанию о пятнадцати чудесах, сотворённых Буддой. История гласит, что несколько монахов покинули своих прежних учителей-аскетов, чтобы присоединиться к сторонникам Будды. Возненавидевшие его монахи начали прилюдно злословить над Учителем, опровергая его святость.

Будда равнодушно относился ко всем насмешкам, но ученики упросили его продемонстрировать видимые доказательства своего могущества. В индийской деревне Шрасвати Будда 15 дней подряд совершал чудесные деяния, после чего слава о нём разнеслась по всему миру.

После окончания торжественных молебнов монахи сдают экзамены на получение более высокого сана. В последний день праздника, который всегда выпадает на полнолуние, делают 15 фигурок из топлёного масла, изображающих чудеса Будды. Их выставляют для обозрения в дацанах.

Майдари-хурал

Этот праздник посвящён воплощению Будды Майтрейи в конце времён. Его правление связывается с благословенной эпохой процветания и блаженства, когда люди на земле будут жить 84 тысячи лет.


На Майдари-Хурал стекается множество паломников в монастыри. Из храмов выносится скульптура Будды Майтрейи, которую водружают на богато украшенную колесницу. Сопровождаемая многочисленными верующими процессия неспешно обходит стены монастыря по направлению движения солнца. Это событие и отражено в названии празднества - Круговращение Будды Майтрейи.

Церемония часто прерывается чтением сутр и ритуальными чаепитиями, поэтому продолжается она целый день. В завершение накрывается стол с обильными угощениями, приносятся подарки монашеской общине.

Мистерия ЦАМ

Некоторые исследователи считают, что корни ритуального действа ЦАМ следует искать в древних шаманских обрядах. В храмовую практику северного буддизма её ввёл великий учитель Падмасамбхава (VIII в.). Особо распространена мистерия в монгольских, бурятских, тибетских монастырях.

Обряд представляет собой пантомиму, исполняемую ламами в устрашающих масках докшитов (хранителей). Персонажи разыгрывают ритуальное действо, совершая танец по кругу, жестикулируя руками. Ежегодно исполняемая мистерия преследовала несколько задач:

  • устрашить и отдалить злых духов от последователей буддизма;
  • продемонстрировать торжество истинного вероучения;
  • показать присутствие божества в видимом мире;
  • подготовить человека к видениям в посмертном странствовании, которые сопровождают его на пути к перерождению.

Миссия исполнения Цам поручается монахам, получившим особое посвящение. Несколько дней до начала мистерии они постятся и погружаются в глубокую медитацию.

Поворот колеса Учения

Важнейший праздник в буддизме, отмечаемый в четвёртый день шестого лунного месяца. Знаменует день первой проповеди Будды Шакьямуни в индийской провинции Сарнатх. Первыми учение из уст Будды услышали пятеро аскетов, ставшие впоследствии его преданными учениками.

Главное действо празднования - обход храма со скульптурным изображением Будды Майтрейи, которое сопровождается чтением специальных сутр и игрой на ритуальных музыкальных инструментах. Духовная задача церемонии - приблизить период царствования Будды Майтрейи.


День Рождения Далай-ламы

Список праздников буддизма будет неполон без упоминания о памятной дате, единственной, исчисляемой по солнечному календарю. Каждый год 6 июля северные буддисты отмечают день рождения своего духовного лидера в изгнании Далай-ламы XIV. Судьба этого удивительного человека - живая иллюстрация буддийского вероучения. Он считается последним физическим воплощением Будды Сострадания.

Его предшественник оставил указание, где искать своё перерождение. Именно туда после смерти Далай-ламы XIII отправилась поисковая группа монахов. Родившийся в бедной семье крестьян 2-летний мальчик Тэнзин Гьяцо был найден по особым знакам, по которым определяют новую реинкарнацию Далай-ламы.

Затем последовала серия специальных испытаний, во время которых мальчик должен был найти вещь, принадлежавшую ему в прошлой жизни. С успехом пройдя проверку, 22 февраля 1940 г. он был возведён на трон Далай-ламы.

Это лишь малая толика из великого собрания праздников и ритуалов, существующих в буддизме. Менее значительные торжества посвящаются божествам, святым и покровителям, почитаемым отдельными школами, монастырями и общинами.

Похожие публикации