Не воспитаны и избалованы. Избалованный ребенок: признаки, что делать, как перевоспитать

Непродуманная система воспитания. Очень часто в результате несогласованности модели воспитания ребенок становится избалованным. Например, мама настаивает на том, чтобы ребенок ложился спать не позднее 22-00. В то время как папа разрешает любимому чаду засидеться еще на полчасика-часок. Возможны проблемы из-за расхождения во взглядах на воспитание детей у мам-пап и бабушек-дедушек. Очень часто бабушки и дедушки балуют внуков, в то время как родители изо всех сил стараются усмирить баловня. Результат – налицо. Ребенок начинает манипулировать взрослыми. Удивительно, но у него это получается очень хорошо.

Долгожданный ребенок. Не секрет, что у многих семейных пар существуют проблемы с продолжением рода. Кто-то ставит на первое место карьеру, надеясь «пожить для себя» потом. Кто-то просто не может забеременеть. Вариантов – масса. Результат один – новорожденный становится центром Вселенной для всех вокруг – для мамы и папы, для бабушек и дедушек, для всех-всех-всех. Конечно, это не плохо. Ребенок – это чудо. Не нужно любить его наполовину, он заслуживает большего. Но! Нужно знать меру. Никогда не сюсюкайтесь с крохой. И не позволяйте делать это окружающим. Не стремитесь защитить ребенка от всего. Не летите на всех парах решать маленькие проблемы крохи, пусть попробует сначала сделать это сам. Ребенок – такой же человек, как и вы. Не получится посадить его в золотую клетку, оградив от всего плохого и опасного. Поэтому даже не пробуйте этим заниматься, иначе придется применять на практике те советы, которые я дам чуть ниже родителям избалованных детей.

Путаница в собственных взглядах на воспитание ребенка. Чаще всего с подобной проблемой сталкиваются новоиспеченные родители, которые всей душой хотят вырастить доброго и отзывчивого ребенка, но не знают, как это делать. Они не понимают, как вести себя с малышом, что разрешать, а что ограничивать. На самом деле, в этом нет ничего ужасного. Все мы когда-то обжигались на собственных ошибках, каждый родитель спотыкался и запутывался в своих методиках воспитания. Самое главное – не запустить ситуацию, или еще хуже – не пустить на самотек. Иначе придется потом пожинать плоды собственной работы.

Каким вырастает избалованный ребенок?

Агрессивным; слабым; беззащитным; ревнивым; жадным; неуверенным в себе; неспособным принимать решения.

Отсюда видно, что перспектива – не самая радужная. Надо что-то менять.


Как перевоспитать избалованного ребенка?

Самый главный совет – перестаньте потакать капризам избалованного ребенка. Только сделайте это не резко, а постепенно. Для начала – научите ребенка быть терпеливым.

Например, малыш просит включить ему мультики, а вы в это время заняты на кухне. Объясните избалованному чаду, что обязательно включите мультики, но через 10 минут, после того как освободитесь. Естесственно, в ответ услышите вой, крик и привычный топот маленьких ножек. Вот тут-то стоит держать себя в руках. В конце концов, вы сами решили перевоспитать избалованного ребенка. Не отступайте! Сделайте вид, что ничего не произошло, занимайтесь своими делами, но через 10 минут все же включите телевизор.

Другой пример, в магазине малыш просит купить очередную игрушку. Скажите, что сегодня вы не взяли с собой лишние деньги. И, опять-таки, не уступайте. Нет, так нет. Не нужно, увидев первую слезинку, мчаться к кассе с куклой-машинкой-паровозиком.

В итоге ребенок должен понять, что есть не только его желания и прихоти, что с окружающими людьми тоже нужно считаться. В первую очередь – с мамой и папой.

После этого поговорите с избалованным ребенком. Объясните ему, что вы не купили ему игрушку не потому, что больше его не любите, а потому что у вас на самом деле не было денег. Пообещайте с первой же зарплаты обязательно купить то, что не купили сегодня. И не забудьте выполнить обещание, иначе малыш подумает, что вы его обманываете. Потом придется ещебороться с детским враньем, потому что дети копируют поведение своих родителей.

Дайте понять избалованному ребенку, что вы не перестали любить его так же сильно, как раньше, просто иногда он расстраивает своим поведением маму и папу. Делайте акцент именно на это. На то, что вас огорчает не сам ребенок, а именно его поведение. Иначе у малыша может сложиться впечатление, что вы не любите его, потому что он плохой. Детская психика – очень сложная штука. Нужно быть предельно аккуратными в своих словах, дабы еще больше не усложнить отношения с ребенком.

И проявлять другие признаки самостоятельности - и это радует. Потому что дети, за которых все делают взрослые, очень рискуют - и даже своим психическим здоровьем. Страшные случаи из жизни богатых семей, защищающих детей от суровой действительности, рассказывает психолог Марина Мелия. Нам с вами это вряд ли грозит - но заставляет задуматься, как и от чего ограждать ребенка.

Изолируя детей от "суровой действительности", мы действуем из лучших побуждений. Но человек - существо социальное, и любая длительная изоляция ему противопоказана - это приводит к личностным деформациям.

В семье, где нет наемного персонала, а родители работают, ребенок хочешь не хочешь постепенно постигает все житейские премудрости. По мере взросления к нему предъявляют все больше требований и делегируют все больше ответственности. Но если никаких обязательств по уходу за собой, за кем-то из близких или выполнению какой-то работы по дому нет ни в три года, ни в десять, ни в пятнадцать лет, значит, нет ни опыта, ни ответственности.

Дети, выросшие в детских домах, начиная жить самостоятельно, сталкиваются с массой проблем: они не могут приготовить себе еду, не знают, как заплатить за квартиру, как искать работу, как купить билет на электричку, - им негде было этому научиться. Чтобы помочь детдомовцам, созданы целые и постинтернатного сопровождения. К ним прикрепляют социальных работников, которые, по сути, выполняют роль родителей, учат детей элементарным вещам, которые все их "домашние" сверстники делают автоматически, не задумываясь.

К "золотым" детям соцработников не прикрепляют, хотя они тоже не способны сами себя обслужить. Домашний персонал активно поддерживает такую политику и с готовностью делает за ребенка все, что можно. Для него маленький неумеха - это гарантированный источник дохода: пока он остается беспомощным, у нянь и горничных всегда будет работа.

Няне легче самой застегнуть пуговицы на рубашке, чем учить этому неловкого малыша, проще взять его на руки, чем ждать, когда он сам поднимется по ступенькам. Водитель знает, когда надо выезжать из дома в школу, когда в спортивную секцию, он напомнит, поторопит, поможет собраться. Ребенок забыл положить в сумку ракетку или мяч - водитель съездит и привезет. И так во всем.

Мой коллега работал с мальчиком из обеспеченной семьи. Оказалось, тот никогда не видел, как заваривают чай. Когда психолог его научил, при каждой новой встрече ребенок с надеждой спрашивал: "А сегодня мы будем заваривать чай?".

Мы, родители, как правило, даже не задумываемся о том, в какое положение ставим своих детей. Мы-то выросли в других условиях и прекрасно умеем себя обслуживать. А с ребенком ведем себя так, будто он ни на что не способен.

Дети не видят реальной жизни

Ребенок, выросший за высоким забором загородного имения под опекой нянь и гувернанток, порой не знает элементарных вещей и совершенно искренне считает весь мир увеличенной копией своей резервации. Так, водитель десятилетней девочки по дороге из школы домой рассказывает ей о своем трехлетнем внуке. "Как зовут его няню?" - интересуется девочка. Водитель отвечает, что няни у мальчика нет и никогда не было. Девочка не верит: "Так не бывает! У всех есть няни!".

Владелец крупной компании рассказал мне, как его сын, увидев по телевизору людей в вагоне метро, спросил: "Папа, а кто говорит машинисту поезда, куда ехать?". Мальчик в 6 лет ни разу просто так не ходил по улицам и, конечно, не ездил на общественном транспорте. А ведь по планам папы сын должен будет в будущем взять на себя управление большим промышленным холдингом.

"Золотые дети" не знают, что значит жить на зарплату, не понимают, зачем ходить пешком, когда есть автомобили, зачем снимать крошечную квартиру, если можно купить коттедж, зачем добираться куда-то на метро или автобусе вместо того, чтобы вызвать такси. Иначе говоря, они слабо представляют, как живут люди вне их круга.

Успеха в жизни часто добиваются люди, от которых этого не ждали ни учителя, ни родители. Ребенок, большую часть времени проводивший во дворе, "хулиган, бездельник, троечник", вдруг оказывается гораздо успешнее своих одноклассников, которые все детство просидели за учебниками. Разгадка не в "случайной удаче" или "счастливой судьбе", а в социальном интеллекте.

Что такое социальный интеллект? Это, в том числе, понимание людей, мотивов их поведения, способность влиять на других, предвидеть реакцию на свои слова и поступки, чувствовать границы в общении.

Исследователи из Пенсильванского университета и университета Дюка в течение 20 лет наблюдали более 700 детей - от детсадовского возраста до 25 лет. Оказалось, что "социально компетентные" дети, способные легко общаться, помогать окружающим, понимать их чувства, как правило, получают высшее образование, полноценную работу и к 25 годам бывают гораздо успешнее своих сверстников.

В жизни обычного ребенка всегда присутствуют сверстники. Они могут быть друзьями или врагами, относиться доброжелательно или "строить козни", но с ними так или иначе приходится вступать во взаимодействие: в большом классе - отвоевывать себе "место под солнцем", во дворе - выбирать, кто друг, а кто нет. Жизнь ставит перед ребенком задачи, для выполнения которых необходимо чего-то добиваться от людей с разными взглядами, ценностями и характером.

В идеальном мире "золотого гетто" такие задачи перед детьми не стоят. В их поведенческом репертуаре всего два главных варианта общения - со "всемогущими" родителями и с зависимыми взрослыми. А вот общение с равными, которые от них никак не зависят и могут поступать, как им вздумается, становится проблемой. Прибавьте сюда неспособность понимать чувства других - ведь их этому не учили, - и станет ясно, почему они не могут полноценно взаимодействовать в школе, в спортивных секциях, на творческих занятиях.

Дети из состоятельных семей постоянно меняют школы - иногда по пять-десять раз за все время обучения - это уже тенденция. И везде одно и то же: учителя придираются, не ценят, не понимают, одноклассники тупые, грубые, приставучие, завистливые. Но, может быть, дело не в одноклассниках и учителях, а в самих детях, которым не хватает элементарных навыков общения и умения находить общий язык с разными людьми?

Нет стимула взрослеть

Адекватная иерархия "взрослый - ребенок" предполагает своего рода "вертикаль власти", уважение к взрослому, соблюдение дистанции, границы во взаимодействии. У взрослого по определению больше прав, чем у ребенка, и больше ответственности. Он знает, как надо, как правильно, он задает ребенку систему координат, ставит определенные рамки, он может разрешить, а может и запретить.

Но в богатых семьях, где детей окружают зависимые взрослые, эта естественная иерархия зачастую упраздняется. Мы возлагаем на ребенка функции, совершенно ему не свойственные. Мы спрашиваем у него: "Ну как учительница, как она себя вела? Нормально? Ах, ты недоволен..." Когда ребенок оценивает старших, когда он грозит водителю, учителю или инструктору увольнением и человека действительно увольняют, его картина мира искажается.

Ребенок не понимает природу власти, не чувствует границ, которые нельзя переступать. Для него пропадает, размывается само понятие "взрослый" - оно перестает нести основную смысловую нагрузку и означает лишь возраст человека.

Если ребенок не слушается няню, водителя, то с чего он вдруг должен слушаться маму, папу, бабушку? Либо я слушаюсь всех взрослых, либо не слушаюсь никого. Вначале рушится авторитет людей, работающих в доме, а потом закономерно ставится под сомнение и родительский авторитет: если я могу перечить, грубить обслуживающему персоналу, то почему бы мне и маму с папой не уволить?

В такой ситуации ребенок не получает самого главного: стержня, направления дальнейшего развития. Как молодой вьюнок, у которого убрали вертикальную опору, он не может карабкаться вверх. Желание стать по-настоящему взрослым не возникает, когда нет внутреннего чувства "вот я вырасту, и мне тоже будет можно, я тоже должен буду..." Отсюда инфантилизация, о которой сейчас так много говорят.


Иллюзии избранности и безнаказанности

Богатство и статус родителей создают у ребенка ощущение, что он не такой как все. Он быстро привыкает, что к нему относятся как к особенному человеку, и считает это совершенно естественным. А когда вдруг оказывается, что для окружающих он всего лишь "один из многих", это становится неприятным сюрпризом, вызывает бурю негативных эмоций - он требует, возмущается, обижается.

Мальчика десяти лет отправили в элитную школу в Англию. Сам факт, что ни ученикам, ни педагогам его фамилия ничего не говорила, стал для него настоящим шоком - для всех он был просто "мальчик из России, которому надо подтянуть английский". Никто не старался ему понравиться, услужить, угодить. Лишившись домашних привилегий и не обладая достаточным внутренним потенциалом, он не смог наладить отношения с одноклассниками. Начались слезы,

Очень часто можно услышать в последнее время от родителей: "У меня избалованный ребенок! Не знаю, что делать!". Действительно, для современного общества капризные и непослушные дети - огромная проблема. Особенно тогда, когда малыш еще совсем маленький. Не всем известно, как реагировать на детские капризы и истерики. И уж тем более, мало кто в курсе, как воспитать нормального ребенка. Ведь каждый человек - это индивидуальность. Поэтому точного алгоритма для поведения нет, лишь небольшие советы. Так как не вырастить избалованного ребенка? И каким образом можно отличить обычный детский каприз от самой настоящей истерики? Сейчас нам предстоит узнать это.

Признаки

Многие полагают, что все дети избалованы и непослушны изначально. Ведь ребенок только развивается и старается проявить себя, выразить собственные желания и потребности. Тем не менее данное предположение - это лишь оправдание, чтобы не заниматься воспитанием ребенка. Чтобы вовремя устранить проблему, придется как-то выявить ее. Существует 8 признаков Как правильно реагировать на поведение малыша? Об этом чуть позже. А пока что, давайте постараемся выяснить, что указывает на :

  1. Малыш пытается достичь желаемого здесь и сейчас. Любым способом и моментально.
  2. Беспричинные истерики. Со временем они учащаются.
  3. Раздраженное состояние, ребенку быстро надоедают новые вещи.
  4. Игнорирование просьб со стороны взрослых. Все действия выполняются после долгих разъяснений ситуации и уговоров.
  5. Жадность и повышенное чувство собственности.
  6. Ребенок старается выставить родителей (и взрослых) не в лучшем свете, опозорить.
  7. Требования постоянно быть в центре внимания.
  8. Малыш манипулирует родителями, требует поощрений за послушание.

Все это указывает, что у ребенка наблюдается избалованность. Не обязательно все признаки будут проявляться в полной мере. Достаточно наличие некоторых из них. Запомните, не все дети избалованы и непослушны. Поэтому есть советы, помогающие родителям не воспитать капризу, а также правильно реагировать на ненормальное поведение.

Что такое избалованность

Но для начала стоит четко понимать, что значит детская избалованность. Вообще, некоторые родители полагают, что отсутствие полнейшего послушания - это и есть наш термин. Это не так.

Избалованный ребенок - это просто непослушный, Он не знает правил поведения, культуры и слова "нельзя". Помните, что даже малыш имеет свое мнение. Поэтому, избалованностью нельзя назвать отсутствие полнейшего повиновения. Вообще, обратите внимание на 8 признаков избалованного ребенка. Если они проявляются у вашего малыша регулярно, придется думать над исправлением ситуации. В противном случае небольшие капризы и несогласие с вашими указаниями допустимы.

В обществе

Первая ситуация, которую мы рассмотрим, - это непослушание в общественных местах. Очень распространенное явление, особенно на разных детских площадках. Предположим, у вас избалованный ребенок (3 года). Именно в этом возрасте малыши уже четко понимают, что такое "плохо", а что такое "хорошо". Поэтому, если поведение у ребенка в 3 года ужасное, самое время начать корректировать воспитание. Но начинать нужно с себя. Как реагировать, если в общественном месте у малыша случилась истерика, и он не слушается?

Вариантов тут несколько. Первый - поговорить с малышом. Практика показывает, оказывается бесполезным. Ведь избалованный ребенок не слышит того, что ему говорят. Попытаться стоит, но на успех надеяться особо не нужно. Второй метод - это развернуться и уйти с детской площадки/общественного места. Все "разборки" относительно поведения следует устраивать дома. Ведь на людях вы выставите себя не в лучшем свете. Маленькому капризе только это и нужно! Так он будет стараться манипулировать вами.

Впрочем, иногда можно просто побыть наблюдателем. Ребенок вас не слушается? Лезет туда, куда не нужно? Пусть посмотрит, что из этого получится. Предупредите об опасности и дайте ребенку сделать то, что он хочет. Иногда только это способно помочь. Не совсем правильно, зато очень действенно. Особенно, когда речь идет о каких-то действиях на детской площадке.

Дома

Если дети избалованы родителями, то бороться с ситуацией очень трудно. Ведь такие малыши будут закатывать скандалы и истерики везде: на улице, дома, в учебных заведениях. И нужно как-то пресекать это.

Что же делать, если ребенок устраивает "концерты" дома? Здесь уже можно воспользоваться несколько иными методами. Нужно объяснить ребенку, что он делает не так. После этого должно последовать наказание. Пусть знает, что за непослушание он будет наказан. Правда, старайтесь не "перегнуть палку". Ваши выговоры не должны быть слишком жестокими.

К примеру, можно лишить ребенка мультиков, сладостей, или каких-то лакомств. Вполне действенные способы. Но они работают не со всеми. Еще один хороший совет - поставить (или посадить) ребенка в угол. Пусть в тишине и одиночестве подумает над своим поведением. Такой метод хорошо работает, если у вас избалованный ребенок (4 года и старше). На все капризы и истерики не реагируйте.

Полное игнорирование

Кстати, отсутствие реакции на непослушание - это еще одна методика, которая успешно используется родителями. Для этого у вас должны быть "стальные нервы" и много, очень много терпения. Ведь стерпеть натиск избалованного ребенка трудно. Особенно, если он еще находится в дошкольном возрасте.

У малыша случилась истерика? Он капризничает и что-то упорно требует? В ответ пусть получит полное равнодушие и игнорирование. На некоторых детях данный подход работает безотказно. Несколько раз достаточно показать, что вы все равно настоите на своем - и малыш потеряет интерес изводить вас. Правда, если у вас маленький избалованный ребенок (2 года и младше), то придется бороться еще и с чувством вины, на которое дети очень любят "давить". Наберитесь сил и терпения. Они вам понадобятся.

Диалог

Впрочем, иногда стоит, как уже было сказано, поговорить с ребенком. Этот вариант подходит для начальной стадии избалованности. И работает он зачастую с детьми-школьниками. С совсем малышами, как показывает практика, приходится справляться иными методами.

Что говорить, если у вас избалованный ребенок? Постарайтесь как-то объяснить, в чем заключается его ошибка в поведении. После этого нужно найти компромисс. Например, очень часто истерики у детей случаются в отношении соблюдения режима дня. Предложите какой-то компромисс. Например, на час позже ложимся спать, но взамен нужно помыть посуду/позаниматься/помочь родителям/вести себя тихо и спокойно. В общем, каждый родитель сам должен знать поход к своему ребенку. Договоренность и диалоги, пожалуй, самый лучший метод воспитания. Но он редко работает так, как нужно.

Рукоприкладство

Запомните еще одно святое правило - какой бы избалованный ребенок (5 лет, 2 года или старше) ни был, рукоприкладство применять в воспитании нельзя. Во-первых, это неправильно. Бить ребенка - последнее дело. Во-вторых, такое поведение порождает у малышей еще большее непослушание, обиды, злость. И сын или дочь, скорее всего, начнет все делать вам на зло.

Это правило распространяется и на использование "отцовского ремня". Такой метод воспитания имеет место, но он не приветствуется. Вместо рукоприкладства позволительно дать небольшой шлепок по попе. Не сильный. Просто, чтобы ребенок понял, что он что-то делает не так.

К сожалению, иногда без ремня не обойтись. Этот вариант может быть рассмотрен тогда, когда стадия непослушания уже самая последняя. И никак иначе малыш не понимает своих ошибок. Правда, применять ремень тоже нужно дозировано, с умом. Хлестать много нельзя, только 1-2 раза, в воспитательных целях. К счастью, после нескольких таких экзекуций поведение ребенка обычно меняется в лучшую сторону.

Потакание

В некоторых случаях родители стараются просто исполнить желания своего малыша. Это неверное решение. Ведь из-за такого поведения и получаются избалованные дети. К сожалению, терпения у многих не хватает. И приходится просто выполнять то, что требует избалованный ребенок.

Практика показывает, стоит только один раз пойти на поводу у ребенка, как он совсем "отобьется от рук". Запомните, ни в коем случае не поддавайтесь детским требованиям. Особенно если они противоречат вашим семейным ценностям и принципам. С избалованными детьми порой приходится быть очень серьезными и сдержанными. Иначе вы просто сами наживете больше проблем. С возрастом избалованные малыши становятся все наглее и наглее. Запросы у них растут, а форма непослушания развивается в геометрической прогрессии. И справиться с ними, если будет невозможно.

Правильное отношение

А теперь несколько советов, которые помогут не вырастить избалованного ребенка. Начнем с того, что все воспитательные действия необходимо проводить непосредственно после рождения малыша. Нередко именно маленьких деток начинают баловать и окружать огромной опекой. Выполнять все прихоти, капризы и желания. Это не правильно. Уже было сказано - потакать непозволительно.

К слову, это вовсе не значит, что нужно тут же на потребности ребенка. Скорее, наоборот. Вы должны найти "золотую середину", которая поможет удовлетворять потребности малыша без излишеств. Не подбегайте тут же к ребенку, как только он требует этого. Родители просто должны прислушиваться к себе, а также чувствовать, когда их малышам действительно необходимо внимание.

Слишком много опеки детям предоставлять нельзя. Они тоже личности и проявлять себя будут приблизительно с 2-3 лет. К этому периоду малыш точно должен знать, что "можно", а что "нельзя". Если вы в верных дозах будете общаться с ребенком, то никаких истерик и непослушания не будет. Помните, ни один человек не станет "шелковым". Он все равно будет показывать как-то свои чувства и эмоции. Дети это делают посредством слез и истерик. Готовьтесь к тому, что таких явлений не избежать.

Влияние со стороны

Также придется набраться сил, чтобы как-то "фильтровать" общение посторонних людей с вашим ребенком. Излишнее внимание порождает избалованность. Основная ошибка многих родителей - это постоянное окружение малыша любящими бабушками и дедушками. Старшее поколение очень часто позволят то, что запрещают мамы и папы. Убеждать их в обратном бесполезно. Нет, это вовсе не значит, что нужно запретить бабушкам и дедушкам общаться с внуками. Просто контролировать этот процесс и, может быть, даже написать специальный свод правил общения. Как памятку или напоминание.

Если же ваш малыш часто остается со старшим поколением и после этого общения становится капризным и избалованным, придется на какое-то время оградить любящих и добрых бабушек-дедушек от ребенка. До тех пор, пока вы не сможете воспитать малыша и наладить его поведение. И пока ваши родители сами не поймут, что можно позволять внукам, а чего нельзя. Опять же, здесь поможет памятка с правилами.

Вообще, чтобы не воспитать избалованного ребенка, придется заниматься с ним. Уделяйте ребенку достаточно внимания, развивайте его всячески, старайтесь удовлетворить его потребности. Но без излишеств. Иногда отсутствие внимания со стороны родителей может стать причиной того, что малыш начал "истерить". Или, наоборот, толчком к этому становится излишняя опека.

Не забывайте и о том, что вы своим поведением должны подавать ребенку пример. Ведите себя культурно, сдержанно и правильно. Проводите беседы на тему поведения, объясняйте, что такое "хорошо", а что такое "плохо". Начинать стоит с малого возраста.

В некоторых случаях непослушание и истерики вместе с избалованностью должны лечиться. В прямом смысле этой фразы. Если самостоятельно вы не способны справиться, лучше обратиться к психологу. Профессионал обязательно выяснит причину непослушания, а затем сможет скорректировать поведение ребенка. Но будьте готовы, что свои какие-то взгляды тоже придется поменять.

С появлением нового члена семьи у родителей прибавляется множество хлопот и связанных с ними вопросов. В самом начале на первый план выходит забота о здоровье малыша и его физическом развитии, но чем старше кроха, тем актуальнее становится проблема воспитания. Естественное желание мам и пап - чтобы их малыш рос послушным, не был капризным и избалованным, поэтому их часто волнует вопрос, а нужно ли баловать ребенка.

Иногда бывает сложно нащупать грань между безусловной родительской любовью и избалованностью ребенка

Ребенок и избалованность

Всем детям без исключения требуется любовь и внимание, баловать их непременно стоит, но, как и во всем, здесь тоже важна умеренность.

Чрезмерная забота и постоянное потакание любым желаниям приведет только к истерикам, непослушанию и абсолютной неуправляемости, поэтому важно знать, как не избаловать ребенка. Гораздо лучше закладывать правильные нормы с малого возраста, чем перевоспитывать подростка.

Если сравнивать современных детей с теми, кто рос 10 лет назад, то на сегодняшний день число гиперактивных и слишком раскованных малышей значительно увеличилось (рекомендуем прочитать: ). Причиной тому является динамический образ жизни, который вынуждает маленьких людей быстро приспосабливаться к любым условиям. Тем не менее, это не говорит о том, что их запрещается баловать и холить.

В действительности с самого рождения малыш изучает своих родителей и пытается определить границы допустимого с каждым родственником в отдельности. Помогают ему в этом в первое время плач, а потом уже капризы и истерики. Поняв, до какого момента можно настаивать на своем, большинство детей черту дозволенного не пересекают. Совсем иначе обстоит дело с избалованным ребенком. Он зачастую этой грани не чувствует, а поэтому и не соблюдает никаких правил.



У избалованного ребенка отсутствует понимание граней, поэтому в вопросе получения желаемого он идет до конца

Признаки избалованного ребенка

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Для того чтобы определить, является кроха избалованным или нет, нужно провести анализ его поведения. Всего выделяют 8 основных признаков, наличие которых сигнализирует о том, что кроха избалован. В этом случае родителям следует разобраться и понять, какие ошибки воспитательного характера они допустили. Совершить их они могли как намеренно, так и случайно.

Об излишней избалованности говорят:

  • частые и ;
  • отказ убирать свои вещи;
  • излишняя раздражительность;
  • деспотичность;
  • эгоцентричность сверх нормы;
  • эгоистичность;
  • нежелание что-либо делать просто так;
  • отсутствие проявлений самостоятельности.

Истерики, отказы, раздражение и деспотичность

Капризы свойственны всем малышам, но постоянные истерики, которые устраиваются по любому, даже несущественному поводу - первый признак избалованности. Капризное поведение встречается у детей еще в самом раннем возрасте: например, часто можно наблюдать, как избалованный ребенок капризничает в магазине, если мама отказывается покупать ему желаемое (подробнее в статье: ). На первый взгляд это вполне распространенное явление не кажется таким уж проблематичным, однако впоследствии подобное перерастает в агрессию и негативизм. Кроха начнет протестовать против абсолютно всех правил родителей.



Единичная детская истерика еще может вызвать улыбку, но ее систематические проявления говорят о неправильном воспитании

Когда кроха категорически отказывается от уборки разбросанных игрушек, фломастеров, книг - это свидетельствует о том, что его избаловали. В некоторых случаях дети могут прибегнуть даже к поломке любимой игрушки, чтобы продемонстрировать свое крайнее недовольство действиями близких. Взятки и шантаж тоже оказываются бесполезными.

Избалованный ребенок часто раздражен, ему достаточно быстро надоедают всевозможные вкусности и даже новые игрушки. При игре с другими детьми он может потребовать чужую игрушку и не успокоится пока не получит именно ее, так как отказ для него не существует. Слово «нельзя» провоцирует у него истерику, которая иногда сопровождается агрессивностью.

Не стоит игнорировать, если кроха хочет, чтобы все его прихоти всегда исполнялись. Для него не имеет значения, общается с ним взрослый человек или ребенок - собственное желание является главенствующим.

Эгоцентричность и эгоистичность

Излишняя эгоцентричность проявляется в постоянном желании ребенка быть на первом месте везде и всегда. Идеальный вариант, когда избалованному ребенку удается самоутвердиться в спорте или искусстве, но это происходит далеко не всегда. Чаще они просто перебивают окружающих, не позволяют другим малышам продемонстрировать собственные умения и плюс ко всему устраивают сцены родителям, если те вдруг уделят внимание не им, а кому-нибудь другому.



Эгоистичный ребенок считает себя абсолютным центром, он не готов быть на вторых ролях или уступать другим

Здоровый эгоизм свойственен всем деткам, но особо остро ему подвержены избалованные малыши. В большинстве случаев им характерно неумение делиться с другими. С такой проблемой чаще сталкиваются в семьях, где только один ребенок, так как у него отсутствует подобная необходимость. В будущем это превращается в жадность, которая становится одной из черт характера, однако недостаток легко преодолеть. Первое, что необходимо сделать - объяснить крохе, а потом периодически напоминать о том, что делиться стоит, потому что когда-нибудь и он захочет взять что-то у другого малыша и может получить отказ. Очень эффективно действует в такой ситуации личный пример взрослых. Крохе следует видеть то, как его родители делятся с другими людьми и как им приятно, когда с ними делятся чем-то в ответ.

Другие признаки избалованного ребенка

Многие избалованные дети не хотят ничего делать - например, идти кушать, заниматься или , когда их просят об этом родители. В процессе уговоров взрослые часто прибегают к тому, что предлагают что-нибудь взамен: новую игрушку за уборку комнаты или сладости после ужина. Такой подход почти всегда срабатывает и мамы с папами считают его выходом из положения. Тем не менее, в дальнейшем это приводит к абсолютному отказу делать что-либо просто так. Кроме того, рано или поздно идеи материальных поощрений крохе закончатся и заставить его сделать желаемое будет невозможно.

Для некоторых малышей, которых слишком избаловали, характерно во всем полагаться на родителей, даже в отношениях со сверстниками. От них можно часто слышать жалобы на окружающих детей и взрослых. Они хотят, чтобы проблемы за них решал кто-то другой, хотя в большинстве своем дети после кризиса трехлетнего возраста стремятся как можно меньше зависеть от родителей.

Безусловно, это далеко не все признаки, говорящие об избалованности малыша. На уровне интуиции родители знают, когда поведение их чада нормальное, а когда выходит за рамки. Всегда важна адекватная оценка ситуации, чтобы понять, стоит ли баловать ребенка и до каких пор это позволительно.



Для избалованного ребенка система поощрений может быть практически единственным стимулом делать то, что он не хочет

Способы, помогающие избежать избалованности малыша

Существуют некоторые простые правила воспитания, которые помогут понять, как не избаловать ребенка:

  1. Не надо потакать крохе при малейшем капризе. Ребенок учится влиять на родителей и получать желаемое. Найдя эффективный метод, он начнет прибегать к нему постоянно - например, кричать, вопить, рыдать, биться, топать ногами или падать в истерике на пол, причем не только дома, но и в общественных местах.
  2. Стоит установить четкие границы того, что разрешено, а как ни при каких условиях поступать нельзя. Определив пределы дозволенного, следует соблюдать их всегда, не делая исключений, иначе кроха осознает, что любые правила можно обойти.
  3. Желательно, чтобы в доме существовал ряд правил, которым необходимо следовать. Например, позволять смотреть мультики не дольше часа в день и когда время истекло, выключать их. Любые уступки со стороны родителей приведут к тому, что ребенок будет считать эти правила условными и не требующими обязательного выполнения.
  4. Необходимо всегда оставаться стойкими к настойчивым выпрашиваниям того, что малышу запрещается, ведь даже единственная уступка впоследствии выливается в длительные требования до тех пор, пока желаемое не будет получено.
  5. При просьбах купить новую игрушку можно поинтересоваться, заслужил кроха ее или нет. В случае отрицательного ответа нужно обсудить, какие действия со стороны ребенка могут поспособствовать в получении желаемого.
  6. Стоит ввести определенные обязанности по дому для ребенка, что поспособствует его дисциплинированности, сделает более ответственным и приучит к самостоятельности. Например, можно просить ребенка следить за своими игрушками и убирать их после игры, мыть посуду, поливать цветы и так далее. Не стоит при этом забывать хвалить за выполнение возложенных на него обязанностей.
  7. Важно научить ребенка контролировать собственные эмоции, особенно это касается разочарования. Во взрослой жизни ему это пригодится, ведь желаемое достается далеко не всегда или как минимум не сразу.

Когда и как можно баловать ребенка?

Независимо от того, какие правила установлены в семье, дети периодически все же нуждаются в похвале и баловстве. Особенно это касается самых маленьких, ведь им еще совершенно непонятно стремление родителей позаботиться об их здоровье. Им более актуально и важно эмоционально положительное общение с близкими людьми, а значит, совсем не баловать их не получится.

В норме баловать - абсолютно не значит испортить. Разумное балование ребенка включает в себя вылазки с семьей на природу, развлекательные прогулки, подарки на праздники и многое другое.

Перевоспитание избалованного ребенка

Что же делать в той ситуации, когда ребенок уже стал слишком балованным? Самое первое, что нужно сделать родителям такого малыша - провести анализ собственных ошибок, которые они допустили при его воспитании. Именно на тех взрослых, кто больше всего времени проводит с крохой, а это родственники, няни, воспитатели, и лежит ответственность за будущий характер чада.

  • Четкое и понятное изложение просьбы. Обращаться к ребенку следует именно в форме просьб, а не приказов. Любое свое решение требует обоснований, особенно если оно вызывает со стороны крохи протест. В процессе обсуждения речь взрослого должна быть твердой, а сам он непреклонен, чтобы стола ясно: решение принято и оно окончательно.
  • Дисциплина. Можно начать с соблюдения определенного режима дня, который состоит из подъема утром, приемов пищи, занятий спортом, прогулок, развлечений. Следует придерживаться составленного графика ежедневно, без исключений. Желательно согласовать и обсудить его совместно с ребенком, при этом обязательно объяснив пользу. При возражениях или несогласии нужно проявить твердость.
  • Последовательность в своих действиях. Если что-то было обещано ребенку, это нужно обязательно выполнить, а если запрещено, то так и должно оставаться, пока не будет найдено решение проблемы.
  • Личные обязанности по дому в соответствии с возрастом и развитием малыша. Например, вытирание пыли в комнате, полив цветов или мытье посуды после ужина.
  • Похвала. Стоит не оставлять незамеченными достижения крохи, тогда у него будет желание делать все, чтобы его хвалили как можно чаще. Ребята дошкольники и младшего школьного возраста особо нуждаются в сторонней оценке своих поступков.


Соблюдение распорядка дня повышает дисциплинированность ребенка, позволяет ему больше успевать

Дополнительные меры в борьбе с избалованностью

Часто балованные детки любят устраивать истерики и сцены непослушания в общественных местах. В таком случае никогда не стоит реагировать на это криком или отшлепыванием, тем более на людях. Лучше постараться увести кроху в укромное место и постараться спокойно объяснить свою позицию в сложившейся ситуации. Если он продолжает капризничать, следует не обращать внимания и уйти. Обязательно нужно оставаться твердыми и не потакать при подобных попытках манипулирования. Дома после истерики малыша должен ждать серьезный разговор по поводу его поведения.

Немаловажным является необходимость разобраться в реальных причинах подобного поведения, ведь причины, приведшие к баловству, достаточно индивидуальны. Прежде чем пытаться перевоспитать, нужно выяснить, что именно привело к избалованности.

Благотворно влияют на поведение ребенка разговоры, в ходе которых он получает объяснения того, когда и почему он поступил плохо, а в какой ситуации проявил себя достойно. Желательно, чтобы подобные беседы носили доверительный характер с активным участием всех сторон, а не были обычными нотациями.

В подведении итогов можно сделать один большой вывод: все в руках родителей. Дети - самый большой подарок в жизни, но и большое испытание одновременно. Далеко не всегда все происходит так, как хотелось бы. Иногда вовремя не предпринятые меры ведут к детской избалованности и неуправляемости. К счастью, все можно исправить, важно не пускать ситуацию на самотек и воспитывать свое чадо должным образом, а это также значит, что перегибать палку со строгостью и контролем не нужно, ведь каждый ребенок - личность, а ломать его характер неправильно.

(1 голос : 5,0 из 5 )

Баловство и избалованность. Что общего у этих понятий? Чем они различаются? Часто между этими понятиями ставится знак равенства: балуется тот, кто избалован. А ведь это не так. Хотя толковый словарь русского языка толкует эти слова одно через другое.

Избалованный ребенок – испорченный баловством, изнеженный. А баловство, в свою очередь, - это отношение к кому-либо с излишним вниманием, потворствуя всем желаниям и прихотям. В толкованиях нет ни слова о невоспитанности. Между тем, что обычно понимают под избалованностью? Говоря «избалованность» зачастую подразумевают невоспитанность. Действительно, эмоциональная неустойчивость, капризность, нежелание слушать и слышать родителей, отсутствие самостоятельности, эгоцентризм, неумение строить взаимоотношения с другими детьми – далеко не полный перечень «симптомов» того, что может быть названо избалованностью. Про таких детей мы говорим: «Его (ее) избаловали». Если взглянуть на это явление шире, то можно сказать, что избалованные дети – это дети, которым не поставлены границы дозволенного. Следовательно, такому ребенку сложно органично вписаться в игру сверстников, спокойно пройти мимо витрины с игрушками или внимать словам родителей – для этого у ребенка нет соответствующих навыков.

Таким образом, ставятся в один ряд понятия: избалованность, баловство и невоспитанность. Соответственно, если уделять ребенку много внимания (чрезмерно много), то обязательно ребенок будет избалованным. При выстраивании такой цепочки происходит подмена понятий. Что значит «излишнее внимание»? Какое внимание считать излишним?

Отвечая на эти вопросы, родители выстраивают свою педагогическую тактику, принимая решение, например, не брать ребенка на руки без лишней необходимости. Как при этом определить: лишняя необходимость или не лишняя? В своем желании не избаловать ребенка родители могут проявлять чудеса изобретательности. Например, если ребенок мокрый, а перевернуться или отползти еще не может, нужно ли брать его на руки из кроватки? Ребенка можно передвинуть на сухое место, и брать его на руки при таком подходе нужно не каждый раз, когда он описается, а только каждый четвертый.

Еще одна большая родительская дилемма: общаться с ребенком или он должен сам себя занимать. «Если я буду все время общаться с ребенком, то избалую его своим вниманием». Между тем, развитие любого ребенка происходит только через взрослого и при помощи взрослого. Все мы знаем о детях-маугли. Дети, не слышавшие первые несколько лет своей жизни человеческой речи, не имевшие контакта с людьми, в последующем не могут ни овладеть речью в полной мере, ни научиться полноценной коммуникации. «Тарзан» и «Маугли» - сказочные персонажи, в жизни для развития ребенку необходима обратная связь от взрослого. Прежде чем ребенок скажет какое-то слово, он многократно услышит его от мамы, повторит его на своем птичьем языке, насладится маминым восхищением по поводу своего лепета.

Ребенок, который получает родительское внимание по расписанию или в гомеопатических дозах, может ставить знак равенства между различными понятиями – быть в центре внимания и быль любимым.

Ключ к пониманию – собственное раздражение взрослого, которое возникает от общения с ребенком. Примечательно, что такое чувство может возникать даже в таких случаях, когда ребенок, казалось бы, ведет себя замечательно, делает даже больше, чем от него ожидают родители, либо если ребенок ведет себя хорошо, всем старается угодить.

Например, мама разговаривает по телефону. Ребенок до того, как мама начала звонить занимался своими делами. Но стоило маме взяться за телефон, как ребенок начинает демонстрировать маме свои достижения:

— Мама, посмотри, как здорово, я научился сегодня отжиматься на тренировке!

— Молодец, сынок!

— Мама, посмотри, как здорово у меня получается мостик!

— М-м-м, да, сынок, вижу!

— Мама, ты ведь не посмотрела!

— Я для тебя еще раз покажу, смотри внимательно!

— М-м-м, вижу, сынок, здорово!

— Иди в свою комнату! Ты что не видишь, я по телефону разговариваю!

— Марш в свою комнату!

В нашем случае мама могла знаком попросить подойти и обнять своего героя, так многому уже научившегося, показав тем самым, что она рядом, замечает и чувствует его достижения, гордится ими. Побыв с мамой рядом несколько секунд-минут, ребенок скорее всего умчался бы по своим делам, получив свою порцию внимания. Занятый своими делами родитель все-таки может выкроить время для общения с детьми, и в течение недели каждый ребенок должен получить от него свою долю внимания. когда дети получают желаемое внимание по-хорошему, то у них нет необходимости добиваться его негативными способами.

Кроме «избалованности» и «баловства» есть также «баловень». Кто же такой «баловень»? Баловень – человек, которого балуют, которому во всем потворствуют. Переносное значение этого слова – «тот, кому во всем сопутствует удача, счастливчик». Есть устойчивое выражение баловень судьбы, обозначающее удачливого человека.

Баловни – те, кто купается в родительской любви, кому радуются окружающие, кто желанен и любим в любом своем проявлении. Баловни часто получают подарки, но не потому, что они сами этого требуют, а потому, что дарящий делает это от чистого сердца, из желания сделать приятное. Баловни – те, кому можно много, но не из-за попустительства или ложного чувства вины родителей, а потому, что ребенок сознателен и готов нести ответственность за свои поступки сам. Баловни – те, чьи просьбы не остаются без внимания, но это является не результатом того, что ребенок вознесен на пьедестал своими ближайшими родственниками, а указывает на то, что в семье принято внимательно относиться к людям, таким образом, баловни учатся строить и свои отношения с окружающими. Баловни – те, кого любят не за их успехи, а за их уникальность, просто потому, что они есть.

Как вырастить не избалованного ребенка, но баловня? Где проходит грань между свободой воли и вседозволенностью, справедливыми требованиями и диктатурой и подавлением личности ребенка?

Выстраивая свои взаимоотношения с людьми, для ребенка важно чувствовать, где кончается его личность и начинается личность другого. Поэтому важно знакомить ребенка со своими желаниями и интересами, которые не замыкаются исключительно на семейном взаимодействии.

Задавая ребенку определенные рамки, вводя понятия «можно» и «нельзя», мы, на самом деле, тем самым облегчаем им жизнь. Важно, чтобы «нельзя» не стало самым часто произносимым словом в адрес ребенка. Пусть «нельзя» будет немного, но эти запреты будут однозначны и неизменны. Чуткое руководство взрослого идет ребенку на пользу – он учится контролировать свои эмоции, адекватно реагировать на жизненные трудности, его личность формируется в соответствии с принципом реальности, а не фантазийной уверенностью в собственном всемогуществе, способной перерасти в будущем в манию величия. Сказать «нет» ребенку не так сложно, как это может показаться. Если при этом мы даем понять ему, что отказ – это не проявление нелюбви, а в данном случае просто необходимость, ребенок соглашается с этим без особого сопротивления.

Иногда бывает так, что представления о том, как правильно общаться с ребенком, мешают близкому доверительному диалогу с ребенком.

Мама трехлетнего ребенка пришла на консультацию с жалобой: ребенок не может слышать отказ – сразу срывается в истерику. Типичным примером оказалась такая ситуация: ребенок просит конфету, мама ему отказывает, ребенок закатывает истерику.

При детальном анализе ситуации выяснилось, что ребенка около года назад отлучили от груди, и режим питания с тех пор так и не восстановился: ребенок очень мало и нерегулярно ест, маму эта ситуация очень беспокоит. Поэтому когда ребенок перед едой просит конфету, мама, имея твердое убеждение, что сладкое перед едой негативно повлияет на и так далеко не волчий аппетит сына, отказывает, вкладывая в запрет все свое беспокойство, тревогу и раздражение от того, что ситуация повторяется опять и опять. Ребенок пугается и начинает плакать, он не понимает, откуда такой эмоциональный всплеск в ответ на обычную просьбу, а спросить об этом у мамы в силу возраста пока не может.

В подобной ситуации разорвать круг привычного общения может только взрослый в силу большего жизненного опыта, сил и умений. Выбраться из привычного круга можно, предприняв несколько шагов:

1. Обратить внимание на то, что какое-то из взаимодействий приводит к сбоям в общении (ребенок плачет в ответ на отказ).

2. Ответить на вопрос: что я сообщаю ребенку своей репликой? А что хочу сообщить? Вопросы только на первый взгляд кажутся дублирующими друг друга, при внимательном анализе своих действий и намерений почти всегда можно обнаружить несовпадения.

3. Осознав ситуацию для себя, изложить свое видение ребенку без бурных эмоциональных проявлений и оценок.

В приведенной выше ситуации с конфетами высказывание, адресованное ребенку, имело следующий вид.

Саша, я не могу дать тебе конфету сейчас, потому что беспокоюсь о твоем животике, мне кажется, что после конфеты тебе сложно будет есть суп. Давай сначала накормим животик супом, а потом конфетой!

Удивлению мамы не было границ, когда ребенок, получив на свой вопрос о конфетах такой ответ, кивнул и спокойно пошел заниматься своими делами.

Итак, избалованным ребенка делает не родительское внимание, а отсутствие своевременно поставленных границ. Ответ на вопрос, как же правильно общаться с ребенком, чтобы не избаловать его, прост. Представьте, что ребенок – это Ваш лучший друг, со своими интересами и потребностями. Ребенок – лучший друг своих родителей - обязательно станет баловнем судьбы.

Похожие публикации